Житие святого праведного Симеона Богоприимца

Житие праведного Симеона Богоприимца (в изложении святителя Димитрия Ростовского)

Память: 3 / 16 февраля

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк.2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей [1].

В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово “дева” на слово “жена”. Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: “Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа”.

Сретение Господне. Икона, XVI век

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.

Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх.13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца [2] на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк.2:29-32) [3].

После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк.2:34-35).

Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу[4]. О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь [5].

Примечания

1. Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея Лага (285-247 гг. до Р. Х.), был одним из величайших государей египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долго временного пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В Иерусалиме было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук Адуя, Элеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно Им отвели дом на острове Фаросе, где они и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии александрийских иудеев, и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг и называется “переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников”, или переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной церкви, и с него-то сделан наш “Славянский перевод Ветхого Завета”.

2. Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.

3. Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.

4. Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Иустине Младшем (565-578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.

5. О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий – в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский – в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний – в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется “священником”, “святителем”, “священнодетелем”, “приносившим законные жертвы” и “очищавшим кровными жертвами люди Израилевы”. Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк.2:23-37) также показывают, что он был священником.

Праведный Симеон Богоприимец

Житие

Краткое житие праведного Симеона Богоприимца

Пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец был, по сви­де­тель­ству свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, од­ним из из­бран­ни­ков Бо­жи­их, ожи­дав­ших уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­той пре­бы­вал на нем (Лк.2:25). Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что он не умрет до то­го вре­ме­ни, по­ка в мир не при­дет обе­щан­ный Мес­сия – Хри­стос Гос­подь.

Древ­ние ис­то­ри­ки со­об­ща­ют, что еги­пет­ский царь Пто­ло­мей II Фила­дельф (285–247 до Рож­де­ства Хри­сто­ва) по­же­лал по­пол­нить свою зна­ме­ни­тую Алек­сан­дрий­скую биб­лио­те­ку тек­ста­ми свя­щен­ных книг. Он при­гла­сил из Иеру­са­ли­ма книж­ни­ков. Си­нед­ри­он по­слал сво­их муд­ре­цов. Сре­ди 72 уче­ных, при­быв­ших в Алек­сан­дрию для пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния на гре­че­ский язык, был при­гла­шен и пра­вед­ный Си­ме­он.

Пра­вед­ный Си­ме­он пе­ре­во­дил кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии. Про­чтя в под­лин­ни­ке сло­ва «Се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на» (Ис.7:14), он ре­шил, что сло­во «Де­ва» здесь упо­треб­ле­но оши­боч­но, вме­сто сло­ва «Же­на», и хо­тел ис­пра­вить текст. В этот мо­мент ему явил­ся Ан­гел и удер­жал его ру­ку, го­во­ря: «Имей ве­ру на­пи­сан­ным сло­вам, ты сам убе­дишь­ся, что они ис­пол­нят­ся, ибо не вку­сишь смер­ти, до­ко­ле не уви­дишь Хри­ста Гос­по­да, Ко­то­рый ро­дит­ся от Чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Де­вы». С то­го дня пра­вед­ный Си­ме­он стал ожи­дать при­ше­ствия Обе­то­ван­но­го Мес­сии.

И вот од­на­жды пра­вед­ный Си­ме­он, ве­до­мый Ду­хом Бо­жи­им, при­шел в Иеру­са­лим­ский храм. Это бы­ло в тот са­мый день (со­ро­ко­вой по Рож­де­стве Хри­сто­вом), ко­гда Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия и Ее Об­руч­ник Иосиф при­шли ту­да, чтобы со­вер­шить об­ряд, по­ло­жен­ный по иудей­ско­му за­ко­ну, – пред­ста­вить пред Гос­по­дом сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Пер­вен­ца и при­не­сти по­ло­жен­ную жерт­ву. Как толь­ко пра­вед­ный Си­ме­он уви­дел при­шед­ших, Дух Свя­той от­крыл ему, что Бо­гом­ла­де­нец, Ко­то­ро­го дер­жа­ла Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия, и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра. Ста­рец при­нял на свои ру­ки Мла­ден­ца Хри­ста и про­из­нес свои про­ро­че­ские сло­ва: «Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром, ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вал пред ли­цем всех лю­дей. Свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля». Он бла­го­сло­вил Пре­чи­стую Де­ву и пра­вед­но­го Иоси­фа и, об­ра­ща­ясь к Бо­го­ро­ди­це, ска­зал: «Се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу, – да от­кро­ют­ся по­мыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:22-35).

Да­лее свя­той еван­ге­лист по­вест­ву­ет: «Тут бы­ла так­же Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, от ко­ле­на Аси­ро­ва, до­стиг­шая глу­бо­кой ста­ро­сти, про­жив с му­жем от дев­ства сво­е­го семь лет, вдо­ва лет вось­ми­де­ся­ти че­ты­рех, ко­то­рая не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь. И она в то вре­мя, по­дой­дя, сла­ви­ла Гос­по­да и про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Лк.2:36-38).

О свя­том и пра­вед­ном Си­меоне Бо­го­при­им­це из­вест­но, что он скон­чал­ся, про­жив 360 лет. В VI ве­ке свя­тые мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1200 го­ду его гроб ви­дел рус­ский па­лом­ник свя­ти­тель Ан­то­ний, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский (1212–1220; † 1232; па­мять 8 ок­тяб­ря).

Полное житие праведного Симеона Богоприимца

По сви­де­тель­ству Бо­же­ствен­но­го Еван­ге­лия, ста­рец Си­ме­он был че­ло­век пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, ожи­дав­ший уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­тый пре­бы­вал на нем. Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га о при­бли­жа­ю­щем­ся при­ше­ствии в мир ис­тин­но­го Мес­сии (Лк.2:2). Древ­ние ис­то­ри­ки о по­лу­че­нии Си­мео­ном это­го из­ве­ще­ния по­вест­ву­ют так. По по­ве­ле­нию еги­пет­ско­го ца­ря Пто­ло­мея был пред­при­нят пе­ре­вод за­ко­на Мо­и­се­е­ва и книг про­ро­че­ских с ев­рей­ско­го язы­ка на гре­че­ский. Для это­го де­ла из­бра­ны бы­ли из все­го ев­рей­ско­го на­ро­да семь­де­сят уче­ней­ших му­жей [1] . В чис­ле их был и Си­ме­он, как че­ло­век муд­рый и хо­ро­шо зна­ю­щий Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние. Пе­ре­во­дя кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии, Си­ме­он до­шел до слов «се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на» (Ис.7:14). Чи­тая их, он усо­мнил­ся, ду­мая, что невоз­мож­но, чтобы же­на, не име­ю­щая му­жа, мог­ла ро­дить. Си­ме­он взял уже нож и хо­тел вы­чи­стить эти сло­ва в книж­ном свит­ке и из­ме­нить сло­во «де­ва» на сло­во «же­на». Но в это вре­мя явил­ся ему Ан­гел Гос­по­день и, удер­жав за ру­ку, ска­зал: «Имей ве­ру на­пи­сан­ным сло­вам, и сам уви­дишь ис­пол­не­ние их, ибо ты не уви­дишь смер­ти, преж­де чем не узришь име­ю­ще­го ро­дить­ся от чи­стой Де­вы Хри­ста Гос­по­да».

Уве­ро­вав в Ан­гель­ские и про­ро­че­ские сло­ва, Си­ме­он с нетер­пе­ни­ем ожи­дал при­ше­ствия в мир Хри­ста. Он про­во­дил пра­вед­ную и непо­роч­ную жизнь, укло­ня­ясь от вся­ко­го зла и пре­бы­вая непре­стан­но в хра­ме Бо­жи­ем. Там Си­ме­он мо­лил­ся Бо­гу, да по­ми­лу­ет Он мир Свой и из­ба­вит лю­дей от все­лу­ка­во­го диа­во­ла.

Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос по ис­те­че­нии со­ро­ка дней по рож­де­стве Сво­ем был при­не­сен ру­ка­ми Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри, по за­кон­но­му обы­чаю (Исх.13:2), в храм, в это вре­мя при­шел ту­да же и пра­вед­ный Си­ме­он, во­ди­мый Ду­хом Бо­жи­им. Уви­дев Пред­веч­но­го Мла­ден­ца и ро­див­шую Его Пре­не­по­роч­ную Де­ву, он по­знал, что Сей есть обе­щан­ный Мес­сия, и Сия есть Де­ва, над Ко­то­рой долж­но бы­ло ис­пол­нить­ся и ис­пол­ни­лось про­ро­че­ство Ис­а­и­и­но. Ви­дя Ее осе­нен­ной Небес­ным све­том и си­я­ю­щей Бо­же­ствен­ны­ми лу­ча­ми, Си­ме­он со стра­хом и ра­до­стью при­сту­пил к Ней, при­нял Бо­гом­ла­ден­ца [2] на ру­ки и про­из­нес: «Ныне от­пус­ка­ешь ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по сло­ву тво­е­му, с ми­ром, ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вил пред ли­цом всех на­ро­дов, свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву на­ро­да Тво­е­го Из­ра­и­ля» (Лк.2:29-32) [3] .

По­сле се­го он про­ро­че­ство­вал о стра­да­ни­ях Хри­сто­вых и о рас­пя­тии Его, а так­же и о Бо­го­ро­ди­це, что ду­шу ее прон­зит ору­жие пе­ча­ли и скор­би, ко­гда Она уви­дит Сы­на Сво­е­го ви­ся­щим на кре­сте (Лк.2:34-35).

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, Си­ме­он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду [4] . О нем пи­шут, что он про­жил все­го три­ста шесть­де­сят лет, ибо Бо­гу угод­но бы­ло про­длить жизнь свя­то­го стар­ца, дабы он мог до­жить до ожи­да­е­мо­го во все ве­ка во­жде­лен­но­го го­да, ко­гда ро­дил­ся от Де­вы Без­лет­ный Сын, Ко­то­ро­му сла­ва во ве­ки, аминь [5] .

То­му, кто про­из­нес сло­ва «Ныне от­пу­ща­е­ши…», Гос­подь да­ро­вал бла­го­дать от­пус­кать на сво­бо­ду на­хо­дя­щих­ся в за­то­че­нии. Пра­вед­но­му Си­мео­ну мо­лят­ся о за­клю­чен­ных.
При­ме­ча­ния

[1] Пто­ло­мей II, Фила­дельф, сын и пре­ем­ник Пто­ло­мея Ла­га (285–247 гг. до Р. Х.), был од­ним из ве­ли­чай­ших го­су­да­рей Еги­пет­ских. Он осо­бен­но из­ве­стен про­све­щен­ной лю­бо­вью к на­у­кам. Его ста­ра­ни­ем ос­но­ва­на Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка. Же­лая при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям Си­рию, он по­ко­рил сво­ей вла­сти и ле­жа­щую на пу­ти к Си­рии Иудею. По­сле за­ня­тия им Иеру­са­ли­ма мно­гие ты­ся­чи иуде­ев из Иеру­са­ли­ма и его окрест­но­стей, рав­но как и из Са­ма­рии, от­ве­де­ны бы­ли плен­ни­ка­ми в Еги­пет; но так как царь ми­ло­сти­во от­но­сил­ся к иуде­ям и дал им да­же рав­ные пра­ва с ма­ке­до­ня­на­ми в Алек­сан­дрии, то мно­гие иудеи доб­ро­воль­но пе­ре­се­ли­лись в эту стра­ну. Услы­шав, что за­кон иудей­ский по­лу­чил свое на­ча­ло от Бо­га и со­дер­жит в се­бе вы­со­чай­шую пре­муд­рость и са­мые свя­тые за­по­ве­ди, царь по­же­лал иметь его в гре­че­ском пе­ре­во­де. Этим пе­ре­во­дом он хо­тел по­пол­нить свою бо­га­тую биб­лио­те­ку в Алек­сан­дрии, а мо­жет быть, хо­тел ока­зать услу­гу и иуде­ям, из ко­то­рых мно­гие от дол­говре­мен­но­го пре­бы­ва­ния в Алек­сан­дрии ста­ли за­бы­вать свой при­род­ный язык. В Иеру­са­ли­ме бы­ло от­прав­ле­но по­соль­ство с бо­га­ты­ми да­ра­ми для хра­ма. В пись­ме к пер­во­свя­щен­ни­ку царь пи­сал, чтобы он при­слал ему стар­цев, опыт­ных в зна­нии оте­че­ствен­но­го за­ко­на, ко­то­рые бы мог­ли ис­прав­но пе­ре­ве­сти его на гре­че­ский язык. В это вре­мя пер­во­свя­щен­ни­ком был внук Адуя, Эле­азар. Он вы­брал из 12 ко­лен Из­ра­иле­вых по шесть стар­цев и, вру­чив им са­мый ис­прав­ный спи­сок свя­щен­ных книг, на­чер­тан­ный зо­ло­ты­ми бук­ва­ми на са­мом тон­ком пер­га­мен­те, от­пра­вил их в Алек­сан­дрию. Здесь они бы­ли при­ня­ты весь­ма бла­го­склон­но Им от­ве­ли дом на ост­ро­ве Фа­ро­се, где они и за­ни­ма­лись пе­ре­во­дом каж­дый день до де­вя­то­го ча­са, или до трех по­по­лу­дни. Пе­ре­вод был окон­чен в семь­де­сят дней, про­чи­тан в при­сут­ствии алек­сан­дрий­ских иуде­ев и одоб­рен ими. Этот са­мый пе­ре­вод свя­щен­ных книг и на­зы­ва­ет­ся «пе­ре­во­дом се­ми­де­ся­ти (или, точ­нее, 72-х) тол­ков­ни­ков», или пе­ре­вод­чи­ков; он и до­се­ле упо­треб­ля­ет­ся в Пра­во­слав­ной Во­сточ­ной церк­ви, и с него-то сде­лан наш сла­вян­ский пе­ре­вод Вет­хо­го За­ве­та.

Читайте также:  Олег Брянский: житие святого, день памяти, молитва

[2] По­это­му свя­той Си­ме­он и на­зы­ва­ет­ся Бо­го­при­им­цем.

[3] Пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца: ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко – каж­до­днев­но по­вто­ря­ет­ся в хра­ме на ве­чер­нем бо­го­слу­же­нии, чтобы ве­чер каж­до­го дня на­по­ми­нал каж­до­му ве­ру­ю­ще­му о ве­че­ре его жиз­ни, т.е. име­ю­щей по­стиг­нуть его смер­ти. Свя­той ста­рец Си­ме­он, раз­ре­ша­ясь от уз пло­ти, с ра­до­стью пе­ре­хо­дил в дру­гой мир, ко­гда при­нял в стар­че­ские объ­я­тия свои Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, Спа­си­те­ля ми­ра. Так вся­кий ве­ру­ю­щий в пред­смерт­ные ми­ну­ты, пре­ис­кренне при­ча­стив­шись в Свя­тых Да­рах Те­лу и Кро­ви Хри­сто­вой, с ра­до­стью остав­ля­ет сей мно­го­мя­теж­ный и су­ет­ный мир.

[4] Свя­тые мо­щи Си­мео­на Бо­го­при­им­ца бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль при им­пе­ра­то­ре Иустине Млад­шем (565–578 гг.) и по­ло­же­ны там при Хал­ко­пра­тий­ском хра­ме в при­де­ле св. Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, по­стро­ен­ном этим им­пе­ра­то­ром. Гроб свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца ви­дел здесь и наш рус­ский па­лом­ник XII ве­ка ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ан­то­ний.

[5] О свя­том Си­меоне, при­няв­шем на ру­ки свои при­не­сен­но­го в храм Мла­ден­ца Иису­са и бла­го­сло­вив­шем Ма­рию Бо­го­ро­ди­цу и Иоси­фа, мно­гие ду­ма­ют, что он был свя­щен­ни­ком при хра­ме Иеру­са­лим­ском, как и За­ха­рия, ра­нее при­ни­мав­ший вво­ди­мую в храм мла­ден­ца Ма­рию, имев­шую быть Ма­те­рью Иису­са. Так го­во­рят об этом: свя­той Афа­на­сий Ве­ли­кий – в кни­ге об об­щем есте­стве От­ца и Сы­на; свя­той Ки­рилл Иеру­са­лим­ский – в сло­ве о Сре­те­нии Гос­под­нем; свя­той Епи­фа­ний – в уче­нии об от­цах Вет­хо­го За­ве­та и дру­гие. Еван­ге­лие не го­во­рит, к ка­ко­му зва­нию при­над­ле­жал пра­вед­ный Си­ме­он, но в пес­но­пе­ни­ях св. Церк­ви он на­зы­ва­ет­ся «свя­щен­ни­ком», «свя­ти­те­лем», «свя­щен­но­де­те­лем», «при­но­сив­шим за­кон­ные жерт­вы» и «очи­щав­шим кров­ны­ми жерт­ва­ми лю­ди Из­ра­иле­вы». Са­ми дей­ствия св. Си­мео­на при Сре­те­нии Гос­по­да (Лк.2:23-37) так­же по­ка­зы­ва­ют, что он был свя­щен­ни­ком.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

День памяти святых Симеона и Анны – 16 февраля

Праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица — святые, чьи образы неразрывно связаны с праздником Сретения Господня. Когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм, Симеон и Анна первыми узнали в беззащитном ребенке Мессию, Спасителя всего мира. Мы расскажем о жизни Симеона и Анны, молитвах к ним, народных традициях, связанных с днем их памяти, и многом другом.

Дата празднования

День памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы отмечается в Русской Православной Церкви 16 февраля по новому стилю. Этот день входит в дни попразднства праздника Сретения Господня.

Что можно есть в день памяти

Поста в день памяти святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы нет.

Житие Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но даже благодаря ей вырисовывается образ необыкновенного человека, который сыграл важнейшую роль в истории пришествия на землю Мессии — Господа Иисуса Христа. Другие сведения о Симеоне дошли до нас из Церковного Предания, которое православные христиане почитают наравне со Священным Писанием.

Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Ученый человек, умудренный большими знаниями, Симеон стал проводником чуда Сретения Господня. Об этом святом евангелист Лука пишет, что тот был избран Господом и что Дух Святой пребывал на нем: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем (Лк 2, 25).

Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Именно тут, в сердце Святой Земли, состоялась встреча праведного старца и Святого Семейства. Симеону вновь было откровение от Господа — он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки.

Святой Симеон благоговейно взял на руки Младенца Христа и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля (Лк 2, 29—32). Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35).

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38).

Мощи праведного Симеона Богоприимца

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.

Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.

Десница праведного Симеона Богоприимца

Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии.

Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Тропарь Симеону Богоприимцу

Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.

Кондак Симеону Богоприимцу

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.

Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.

Песнь Симеона Богоприимца

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;

яко видеста очи мои спасение Твое,

еже еси уготовал пред лицем всех людей,

свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,

которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Храм Симеона и Анны в Санкт-Петербурге

Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы стоит на пересечении улиц Моховой и Белинского в Санкт-Петербурге. Первоначально храм был деревянным, но в 1731 году, когда в России правила императрица Анна Иоанновна, здесь по проекту архитектора Михаила Земцова и его помощника Ивана Бланка началось строительство каменной трехпрестольной церкви. Увенчали ее многогранным куполом.

На освящении храма в 1734-м присутствовала сама императрица. До 1802 года церковь причислялась к придворным храмам.

На колокольне храма высотой в 47 метров находились куранты. Первые часы с боем когда-то привезли сюда из Воскресенской церкви при Меншиковском дворце, но были утеряны во время одной из реставраций. Куранты восстановили только в 1905 году.

В 1938 году безбожная советская власть закрыла храм Симеона и Анны, и долгое время он использовался как склад. В 1980-х здание передали метеорологическому музею. В 1995 году храм был возвращен верующим.

Митрополит Антоний Сурожский. Сретение, воскресенье о мытаре и фарисее

(15 февраля 1976 г.)

Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.

Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое. Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.

Читайте также:  Пимен Великий: житие святого, день памяти, молитва

Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.

Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.

Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.

Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем.

Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны

Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.

Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.

Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.

Поэзия о праведном Симеоне Богоприимце и Анне Пророчице

Сретение. Иосиф Бродский

Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972 года.

На заставке Gerbrand van den Eeckhout (1621–1674). Сретение

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Реликварий с десницей праведного Симеона

По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы, и в этот год наплыв паломников в Ахен резко возрастает. К заранее объявленным дням так называемого Ахенского паломничества (последнее было в 2007 году) его организаторы специально приурочивают выпуск разнообразных информационных материалов, объединенных общим названием – «Приходите и увидите». Все они потом оказываются в архиве собора, составляя весьма своеобразную коллекцию, собираемую вот уже несколько столетий. Здесь, в частности, можно познакомиться с отпечатанной в 1615 году в Кельне гравюрой, на которой изображены святыни и реликвии Ахенского собора. Это своего рода информационный листок для паломников далекого прошлого. Под одним из изображений третьего ряда надпись по-латыни – « Simeonsreliquarum» («Реликварий Симеона»).

– В реликварии хранятся мощи (десница) святого Симеона, принявшего на свои руки принесенного Божией Матерью в иерусалимский храм Младенца Иисуса, – рассказывает сотрудник сокровищницы София Мокел. – Реликварий из серебра с позолотой, изготовлен ахенскими мастерами между 1330–1340 годами. Украшен камеями и драгоценными камнями. Как видите, этот реликварий необычен по своей форме. Перед нами своеобразная скульптурная композиция, представляющая трогательную встречу святым Симеоном Младенца Иисуса. Фигуры Богородицы с двумя голубями в руках и старца-священника Симеона, держащего Младенца Иисуса, являют иллюстрацию к известному евангельскому повествованию апостола Луки об этом знаменательном событии. Между фигурами Богоматери и праведника – столик для приношений, где и хранятся мощи святого Симеона. О размерах реликвария: высота – 37,9 см, длина – 59, 6 см, ширина – 14,6 см…

Значит, не только в Хорватии, но и в Германии хранится часть мощей святого и праведного Симеона Богоприимца.

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа.

Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы.

Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

К Богородице праведный старец обратился с пророческими словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Считается, что данное пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.

А само событие – встреча человечества в лице праведного старца Симеона с Богом – чтится Церковью в празднике Сретение Господне.

В преданиях о праведном Симеоне Богоприимце сообщается, что его дом вкупе с садом и семейными склепами находился вблизи Иерусалима, в местности, именуемой сегодня Катамонас, или Сан Симон. Праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын. Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О месте погребения старца точных определений не имеется, но устные предания Святой Земли указывают на могильную яму в приделе греческой церкви святого Симеона, расположенной в юго-западной части Иерусалима. Существует и другое предание: старец Симеон был убит у стен Иерусалимского храма при избиении вифлиемских младенцев, когда воины Ирода допрашивали его, где находится Иисус.

Апокриф Никодима указывает на воскресение святого праведного Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.

Мощи святого во второй половине VI века были перенесены в Константинополь, где хранились в Халкопратийском храме, то есть церкви у Медных врат византийской столицы. В XII веке мощам святого праведного Симеона Богоприимца в Константинополе поклонялся святитель Антоний, архиепископ Новгородский.

По некоторым данным, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (итальянское название современного хорватского города Задар). В настоящее время часть мощей праведника хранится в особом реликварии-саркофаге церкви святого Симеона в Задаре (Хорватия) , а другая часть – еще в одном хорватском городе – Загорье. В Ахене мощи святого Симеона известны еще с XII века, но служители сокровищницы кафедрального собора не могут объяснить, как они попали в Германию.

Предполагается, что первоначальный реликварий, в котором находились мощи святого Симеона в XII веке, был совсем другим и своей формой напоминал пенал или шкатулку. К сожалению, к мощам святого Симеона в сокровищнице нельзя приложиться. Только 8 сентября, когда в Ахене отмечают день памяти праведного Симеона Богоприимца, это дозволяется.

Житие святого праведного Симеона Богоприимца

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Февраль

Читайте также:  Антоний Великий: житие святого, день памяти, молитва

Память святого и праведного Симеона Богоприимца

Память 3 февраля

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк.2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей 1. В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов “се Дева во чреве приимет и родит Сына” (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово “дева” на слово “жена”. Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: “Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа”.

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.

Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх.13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца 2 на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк.2:29-32) 3.

После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк.2:34-35).

Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу 4. О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь 5.

Кондак, глас 4:

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки зиждителя и Господа.

1 Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея Лага (285-247 гг. до Р. Х.), был одним из величайших государей египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долго временного пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В Иерусалиме было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук Адуя, Элеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно Им отвели дом на острове Фаросе, где они и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии александрийских иудеев, и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг и называется “переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников”, или переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной церкви, и с него-то сделан наш “Славянский перевод Ветхого Завета”.

2 Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.

3 Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.

4 Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Иустине Младшем (565-578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.

5 О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий – в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский – в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний – в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется “священником”, “святителем”, “священнодетелем”, “приносившим законные жертвы” и “очищавшим кровными жертвами люди Израилевы”. Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк 2:23-37) также показывают, что он был священником.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Святой праведный Симеон Богоприимец

П о свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк. 2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей [1] . В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.

Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх. 13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца [2] на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29—32) [3] .

После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк. 2:34–35).

Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу [4] . О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь [5] .

[1] Птоломей II, Филадельф, сын и преемник Птоломея Лага (285–247 гг. до Р. Х.), был одним из величайших государей египетских. Он особенно известен просвещенной любовью к наукам. Его старанием основана Александрийская библиотека. Желая присоединить к своим владениям Сирию, он покорил своей власти и лежащую на пути к Сирии Иудею. После занятия им Иерусалима многие тысячи иудеев из Иерусалима и его окрестностей, равно как и из Самарии, отведены были пленниками в Египет; но так как царь милостиво относился к иудеям и дал им даже равные права с македонянами в Александрии, то многие иудеи добровольно переселились в эту страну. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, царь пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, хотел оказать услугу и иудеям, из которых многие, от долго временного пребывания в Александрии, стали забывать свой природный язык. В Иерусалим было отправлено посольство с богатыми дарами для храма. В письме к первосвященнику царь писал, чтобы он прислал ему старцев, опытных в знании отечественного закона, которые бы могли исправно перевести его на греческий язык. В это время первосвященником был внук Адуя, Элеазар. Он выбрал из 12 колен Израилевых по шесть старцев и, вручив им самый исправный список священных книг, начертанный золотыми буквами на самом тонком пергаменте, отправил их в Александрию. Здесь они были приняты весьма благосклонно. Им отвели дом на острове Фаросе, где они и занимались переводом каждый день до девятого часа или до трех пополудни. Перевод был окончен в семьдесят дней, прочитан в присутствии александрийских иудеев, и одобрен ими. Этот самый перевод священных книг и называется «переводом семидесяти (или точнее 72-х) толковников», или переводчиков; он и доселе употребляется в Православной Восточной церкви, и с него-то сделан наш «Славянский перевод Ветхого Завета».

[2] Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.

[3] Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко — каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.

[4] Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Иустине Младшем (565–578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.

[5] О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий — в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский — в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний — в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется «священником», «святителем», «священнодетелем», «приносившим законные жертвы» и «очищавшим кровными жертвами люди Израилевы». Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк 2:23–37) также показывают, что он был священником.

Ссылка на основную публикацию