Житие святого мученика Александра Римского

АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ, ВОИН

Мч. Александр Римский

Александр Римский (+ 284-305), воин, мученик

Служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римской император Максимиан Геркул (284-305) издал приказ, чтобы все граждане в определённый день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы.

Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донёс императору Максимиану, что в его полку есть христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во всё время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу, и лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ.

Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив ещё, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твёрдым в своём исповедании, обличая императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания.

Мч. Александр Римский. Фрагмент фрески “Минологий-Май” в церкви Благовещения, Грачаница, Косово, Сербия (ок. 1318)

Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге её сына. Пимения нашла его в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твёрдо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: “Велик Бог христианский!” Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну быстрее идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенёс все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, после чего плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: “Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг”.

Мучение св. Александра Римского. Фреска (1537 г.) в монастыре Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука

В городе Дризипер Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсёк его главу. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил её и сообщил, что скоро и она переселится в Небесные обители.

Молитвословия

В июне 1989 года по поручению Священного Синода Русской Православной Церкви в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь мученика Александра Римского, митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом была написана полиелейная служба святому (опубликована в кн.: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. – Харьков: Прапор, 1996. – СС. 211 – 222; https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rimskij ).

Кондак, глас 4 (текст митр. Никодима (Руснака))

Я́ко звезда́ многосве́тлая, возсия́л еси́ от Ри́ма,/ му́чениче Алекса́ндре,/ и, я́ко би́сер многоце́нный, в земли́ Виза́нтийстей ра́достно под ме́ч/ за Христа́ главу́ твою́ преклони́л еси́/ и, сию́ непоро́чное благоуха́ние Бо́гу прине́сл еси́,/ да красу́ется Це́рковь земна́я и Небе́сная// во сла́ве испове́дников Христо́вых.

Икона святой мученицы царицы Александры

На заре становления христианства подвиги во время веры совершали не только мужчины, но и женщины. Одной из них была жена римского императора Диоклетиана — Александра, тайно исповедовавшая новую Веру.

Духовный подвиг римской царицы

В начале IV века императором Римской империи был Диоклетиан — гонитель и мучитель христиан. Он являлся главным мучителем Святого Георгия Победоносца. Из его жития стало известно имя жены императора, тайно исповедовавшей христианство.

Царица Александра была свидетельницей многих чудес, которые были явлены в ответ на молитвы великомученика Георгия. Видя стойкость, мужество и силу духа святого воина, принимающего страдания за свою Веру, жена императора пробилась сквозь толпу зевак к месту истязаний бывшего римского воина, упала в его ногах и публично призналась в приверженности христианской церкви.

Смерть святой мученицы

О времени смерти венценосной мученицы до сегодняшнего дня ведутся споры специалистов. Одна из версий гласит, что Диоклетиан, придя в ярость, повелел казнить вместе с мучеником Георгием Победоносцем и свою жену. По пути к месту казни измученная царица присела у стены дома и тихо умерла. Эти события происходили в 303 году.

Однако современные исследователи считают, что мученическую смерть Александра Римская приняла в 314 году. В XX веке появилась версия о мнимой смерти римской царицы и её бегстве в Сирию, где она жила вместе со своей дочерью святой великомученицей Валерий до 314 года.

После подписания Миланского соглашения, дарующего право исповедовать жителям Римской империи любую веру, включая христианство, Александра и Валерия решают вернуться в родные края. Однако правитель западных римских земель — Лициний — на деле продолжал преследовать христиан. Он приказал казнить мать и дочь. Их обезглавили, а тела бросили в море.

Интересно: в ранних источниках Александра не называется женой императора Диоклетиана. Историки XX века отождествили христианскую святую мученицу с женой римского правителя Приской, которая также тайно исповедовала новую Веру.

Еще о святых женщинах:

Иконография

Иконография святой мученицы царицы Александры Римской включает в себя несколько распространенных типов:

  • поясные единоличные изображения;
  • индивидуальные иконы в полный рост;
  • многофигурные иконографические композиции.

На большинстве изображений святая облачена в царские одежды. Голову венчает корона. Правая рука императрицы занята крестом, а левая либо прижата к груди, либо обращена ладонью к зрителям. Чаще всего единоличные изображения царицы располагаются на золотом фоне. На некоторых икона на заднем плане виднеются городские стены и река.

Многофигурные композиции с участием святой мученицы Александры можно увидеть в следующих музеях и храмах:

  • мозаичное изображение в полный рост в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге;
  • мозаика в церкви Спаса на Крови;
  • икона Св. Николая Чудотворца и Св. царицы Александры Римской в Эрмитаже;
  • икона «Избранные святые», хранящаяся в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

О чём просят святую Александру Римскую

Мученицу Александру в молитвах просят о следующем:

  • о даровании мужества и решимости в различных сложных ситуациях;
  • о защите от злых помыслов и агрессивных действий;
  • о защите от предательства и обмана;
  • о спасении души;

А также у святой можно просить помощи в семейных ссорах, установлении органичных супружеских отношений, сохранении взаимопонимания и уважения между супругами.

Еще молитвы о супружестве:

Где расположить икону и как молиться

Икона святой Александры не является оберегом или магическим предметом, поэтому необязательно вешать её над кроватью девочек, нареченных этим именем, или носить с собой. Икону любого размера размещают в удобном для молитвы месте, домашнем иконостасе.

Получить помощь и защиту святой покровительницы можно только путём искренней молитвы. Перед молитвой следует очистить свои душу и мысли от зла, простить близким людям все обиды и открыть сердце добру, спокойствию и смирению.

Покровительница дома Романовых

Особого почитания в России святая Александра удостоилась в конце XIX — начале XX века. Её имя носили жёны императоров Николая I и Александра II. Обе дамы отличались благочестивым и спокойным нравом, были образцовыми супругами и матерям. Они много времени уделяли благотворительности и помощи обездоленным людям.

При их правлении было построено множество храмов, посвященных царственной великомученице:

  • церковь при женском монастыре в Иркутске (1855-1880 годы постройки);
  • церковь св. Александры Римской в Иркутске (1910);
  • храм, возведённый на Бабигонских высотах недалеко от Петербурга (1854);
  • Путиловский храм в Петербурге (1901-1906).

Интересно: жена Николая II — Александра Фёдоровна, принявшая мученическую смерть от рук большевиков в 1918 году, в начале XX века была канонизирована в лике святых.

Икона святой мученицы царицы Александры Римской призвана напоминать о мужестве и силе духа защитников христианской Веры. Молитва ей укрепляет силу духа, дарует мужество и стойкость.

Святому мученику Александру Римскому

Тропарь, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Александр, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости, / Того молитвами спаси души наша

Канон мученику Александру на 8, глас 4.

Песнь 1.

Ирмос: Во глубине постла иногда / фараонитское всевоинство преоруженная сила, / воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, / Препрославленный Господь, славно бо прославися.

Якоже Самуил иногда, от вышних повелений избран явился еси, мучениче Александре, со Христом воинствовати во утверждении Церкве Его святыя, в нейже порфира естества нашего в пакибытии обновляется, молитвами твоими.

Видяще, како возлюби Господь души твоея доброту, верный воине Христов Александре, егда славу мира сего презрев, венцем мученическим возжелел еси украситися. Молимтися, воспламени и сердца наша горением любве твоея ко Господу.

Силою Вышняго озаряемь, изшел еси, боголюбиве Александре, в сретение воинов по тебе грядущих, сихже, к ногам твоим падших, воздвигл и возвестил еси им тебе предреченнии страдания, в нихже от Рима до Византии всеусердно Христа проповедал еси, молитвенниче предивне.

Богородичен: Светом нас Твоего милосердия во тьме неразумия лежащих озари, Мати Божия, Едина, Царя Светодавца Рождшая, Егоже, пресладкаго Сына Твоего и Бога нашего, моли спастися от бед и скорбей всем нам, на помощь Тя призывающих

Песнь 3.

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, / языческая неплодящая церковь, / пришествием Твоим, / в нейже утвердися мое сердце.

Облагодатствован суще крепостию Божественною, грядеши к подвигом мучения усердно, всеблаженне Александре и, яко агнец безгласен, терпиши ноготьми железными стружение, возжен любовию до конца за Христа страдати да Сего возлюбленна приобрящеши.

Мученми многими тщится злочестивый Тивериан разлучити тя от любви Христовы, но посрамлен бысть окаянный, обрете бо тя на камене веры силою Божественнаго Духа утвержденна, страстотерпче Христов доблественнейше.

Яко жених церковный, узами железными связуемь, в посте и молитве шествовал еси от Рима до Византии венцем мученическим венчатися, да вернии востока и запада, узами любве Христовы связуеши, в союзе любви изнемогающих.

Богородичен: Глаголом Твоим последующе, роды родов присно Тя ублажают, Мати Божия, Бога бо истинно родила еси, Дево Чистая, Егоже, яко Мати Света, усердно моли даровати Церквам единомыслие, в союзе мира Божественна.

Седален, глас 4.

Днесь Церковь Христова веселится, / Рим же да радуется, Византия ликовствует, / видяще тя, мучениче Александре, / за Истину Христову страждуща, / яко ангел светлый, в сорокадневном посте молитвою насыщаемый, / козни вражия верою победив, / славу Церкве Христовы утверждающе. / Воини же сему дивляхуся, глаголаху: / Велик Бог Христианский, за егоже мучения сия подъял еси, воине Христов предивный. / Мы же, память твою празднующе, взываем ти: / сопряжи ны узами любве твоея, / да не страждет Тело Христово в распрех наших, / якоже на колех растерзаемо.

Слава, и ныне, Богородичен:

Безневестная Чистая Дево, Богородице, / Едина верных Предстательнице и Покрове, / бед и скорбей и лютых обстояний вся избави, / на Тя надежду Отроковице, имущих: / Церкве в единомыслие веры утверди / и, якоже ведаеши человечестии скорби сердечнии, / чад Своих во едино собери, / и вся ны спаси Божественными молитвами Твоими.

Песнь 4.

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, / но Сам, Господи, воплощся, / и спасл еси всего мя человека. / Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Благодатию Святаго Духа из млада в вере чисте воспитан, любовию Христу пожерлся еси, верный воине Христов, Александре, и, яко многими скорбьми обуреваемь был еси, предвари молитвою за ны ко Господу, в скорбех мнозех изнемогающих.

Проповедник велегласен веры Православныя, еще неделимой суще, явился еси, верный друже Христов Александре, умягчи каплями кровей твоих, за Церковь Христову пролиянных, сердца, распри и нестроения и вражду в ограде Ея сеющих.

Душу и помышление к тебе простираем, страстотерпче Христов Александре, согрей нашу веру и любовь к Богу, изнеможения наша подкрепи, да закону Его усердно последующе, поприще спасения нашего прейдем непосрамленно.

Богородичен: С Богом Тя Заступницу стяжахом, Пречистая Дево Марие, Ты бо Мати Божия явилася еси, Творца и Содетеля нашего во утробе приимше, Всенепорочная, всех от смерти и тления спасла еси, Надеждо наша и Утешение, и Покров теплоты сладчайшея.

Песнь 5.

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: / Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, / от нощи неведения приведение имамы.

Свеща светозарная, пламенем веры неугасимо пламенеюща, явился еси, Александре, верныя во градех и весех шествия твоего во ограду Церкве Святыя созывая, путь ко Христу осветил еси им, к Воскресению грядущему ведущий.

Воду живу, от ребр Христовых истекшу, молящеся источи память твою чтущим, якоже иногда во граде Карасурском источил еси воду из камене, еюже напоил еси жаждущих, к месту усекновения главы твоея поспешавших, всеблаженне.

Приидите, христолюбивые матери, со страстотерпца материю Пимениею возрадуемся, видяще сына ея славою и честию увенчана, егоже, яко крин неувядаемый, она, себе и Христу на радость благодатно возрасти, тления и смерти духовныя избави.

Богородичен: Нам любящим тя, и любовию чтущим святую память твою, верный друже Христов, с Пречистою Богоматерию исправления жития, клеветы и злобы человеческия избавления, и прегрешений прощения даровати испроси.

Песнь 6.

Ирмос: В бездне греховней валяяся, / неизследную милосердия Твоего призываю бездну: / от тли, Боже, мя возведи.

Неослабными язвами сокрушаемое тело твое, Александре, силою любви ко возлюбившему тя Господу, душевное благородие непоколеблемо соблюл еси во Христе радующеся, душею и телом освящен явился еси, скорбящим утешение ниспосылаеши.

Дивящеся богатству добродетелей твоих, Александре, молим тя якоже благословил еси древо, у негоже от мучителей истязуемь был еси, и сие от того часа плод исцеления верным приношаше. Исцели, боголюбиве, сердца наша, да принесем плод покаяния нелицемерна.

Терпением и душевным мужеством, и крепостию помысла превзошел еси всю гонителей горькую ярость, воине Христов Александре, да и мы, в испытаниих лютых, на твои страдания взирающе, не посрамим малодушне Возлюбившего нас до Крове.

Богородичен: Управи и освяти ум наш, Мати Божия, обуреваемый нашествием скорбей и тлетворных страстей, спаси к Тебе прибегающих, иныя бо помощи, Чистая, разве Тебе, не имамы, помози Владычице, да не погибнем в пучине отчаяния.

Кондак, глас 4:

Яко звезда многосветлая, возсиял еси от Рима, / мучениче Александре, / и, яко бисер многоценный, в земли Византийстей радостно под меч / за Христа главу твою преклонил еси и, / сию непорочное благоухание Богу принесл еси, / да красуется Церковь земная и Небесная / во славе исповедников Христовых.

Светозарный светильник явился еси, богомудре Александре, благодати Божественныя исполнен сый в телеси твоем, егоже спекулаторы ввергоша в реку по многострадальней кончине твоей. Смотрением же Божиим, двоица псов извлекоша честнии мощи твоя, приседяху стрегуще я от птиц и зверей дивиих, доколе же блаженная мати твоя Пимения, пришедше, со слезами, псаломски. помазаша сии миром, погребше тя при оной реце Ергине, идеже исцеления многа совершишася болящим, с верою ко гробу страстотерпца Божия приходящих, да красуется Церковь земная и Небесная во славе исповедников Христовых.

Песнь 7.

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя / высок пламень вознесло есть. / Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Яко красное и священнейшее заколение сам себе принесл еси Пастыреначальнику Христу, за всех Божественне заклавшагося, и огнем мучений всесожеглся еси, славне Александре, в сладости Ангельской победно вопиюще: отец наших Боже, благословен еси.

Мольбы наша услыши, всеблаженне, и приити нам на помощь потщися, люте обуреваемых скорбьми, и нуждами житейскими, и бесовскими озлоблении, яко да спасаеми тобою, и мы вопием: отец наших Боже, благословен еси.

Молитвы твоя пролей за ны ко Господу, боголюбиве Александре, и скверну студных дел наших каплями честных кровей твоих омый, надежду же укрепи, во еже чистым сердцем и сокрушенною душею воззовем: отец наших Боже, благословен еси.

Богородичен: Надежда ненадеждных Ты еси, Богородице, веси бо, Царице, яко неизлечимыми раны страстей греховных изнуряеми, ко вратом погибели доспехом. Не отрини вопль душ наших, Всеблагая, да спасаеми, утешне зовем: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8.

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, / Божиим велением халдеи опаляющая, / верныя же орошающая, поющия: / благословите, вся дела Господня, Господа.

Украшение мучеников показался еси и в жилищех нерукотворных Церкве Небесныя вечный покой обрел еси, любвеобильне Александре, нас же, во многих обуреваниих испытуемых, в тихое пристанище приведи, во еже во Христе радующеся, взывати: благословите, вся дела Господня, Господа.

Ума красотою увенча тя Господь, Александре, и сердце любви преисполненное дарова ти, во еже подъяти образ страданий Его непостыдно, имиже возвел еси человеческое немощное естество к чину Ангельскому, да и мы в надежде спасения вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Огнь молитвы непорочныя пролей за ны ко Господу, верный мучениче Христов, да не пожрет нас злоба греховная, враждою снедающая, но, яко предстатель верный, вся ны к братолюбию приведи и утверждению Церкви Христовы верно служити уцеломудри, во еже любовию связуемым, взывати: благословите, вся дела Господня, Господа.

Богородичен: Яко Матерь Света, трапезу Хлеба Животнаго и руно, прохладой Святаго Духа орошенное, и сладость райскую, верных надеждою спасения услаждающую, почитаем Тя, Чистая Дево Мати, и веселящеся о Тебе, вопием: благословите вся дела Господня, Господа.

Песнь 9.

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Поюще многоразличная страдания твоя, Христа ради распеншагося, восхваляем тя, яко одушевленный сосуд, исцеления изобильно изливающий Ублажаем матерь твою Пимению, яже плод чрева своего Богу в дар благоприятен принесе, с нею же, достохвальне, молися мир ниспослати душам нашим.

Храм Святаго Духа воистину был еси, Александре, Сего преисполнен не боятися убивающих тело верных научаеши, но в животе и смерти прославляти смотрение Божие о нас, страданми воспеваеши преславно. Подвигни и нас сих не устрашатися, люте нападающих на нас.

О предивне мучениче Александре, приими от нас сие убогое славословие, яко дань молитвы, далеких по времени чтителей страданий твоих, и прииди нам на помощь, егда изнемогает дух наш, духом злобы поднебесныя томим, да не падше погибнем пред Лицем Божиим.

Богородичен: Крепкое Твое предстательство, Богоукрашенная Марие, и светлая Твоя слава по всей земли показася, о Тебе ныне хвалимся, имуще Тя к Сыну и Богу Твоему Ходатаицу неусыпную, в скорбех и печалех, и в час смертный упование непостыдное.

Светилен.

Светятся лучи светло страданий твоих, / якоже солнце, / и всю жития твоего являют светлость, / преславне мучениче Александре, / и сияющую в тебе веру Божественную, / Церкве Святыя немеркнущее украшение, / в немже нашего упования надежда светлая, / Венцедатель Христос.

Слава, и ныне, Богородичен:

Видети, Богородице, славу Твою неизреченную / древле возжелаша Божественнии пророцы вси, / но на последок нам явилася еси, любящим Тя, / Херувимов Честнейша и Серафимов Славнейша суща, / Божественныя славы преисполненная.

Молитва

О преславный угодниче и мучениче Христов, доблий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси: ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших. Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих, и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя. Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых, паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Святая Александра: икона, храм День святой Александры

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия – 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) – ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги – сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны – супруги Николая I, Александры Фёдоровны – супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры – «кокошники».

Резной деревянный иконостас – подарок императора Николая I – явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны – галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Русь-Фронт

Православный информационный вестник

Новое видео

Тематические статьи

Фотогалерея

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?

Публикации

Рубрики

Обзор СМИ

модернизм

| информация | новости | происшествия | военное обозрение | катастрофы | человек и закон | редакция |

Исповедуя веру во Христа, не страшись

Святой мученик Александр Римский пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римский император Максимиан Геркул (284-305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам.

Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин – христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига.

Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников.

Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию.

В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа.

Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: “Велик Бог христианский!”. Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика.

Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды.

Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: “Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг”.

В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика.

По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселился в Небесные обители.

Житие святого мученика Александра Римского

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

День десятый.
Страданіе святыхъ мучениковъ Александра и Антонины.

К огда сію дѣву Антонину привели къ жестокому правителю Фисту, то онъ началъ ее соблазнять многими лукавыми словами, говоря ей такъ:

— « Г оспожа Антонина, я хочу тебя, дѣву чистую и цѣломудренную, сдѣлать царицей богини Артемиды [2], дать тебѣ много подарковъ и почестей и сдѣлать тебя управительницей всего моего имущества».

Н а это предложеніе Фиста, святая Антонина долгое время ничего не отвѣчала, но потомъ сказала:

— « Д ля чего ты обѣщаешь мнѣ суетные дары? Лучше ты самъ, Фистъ, раздѣли со мною мои богатства, чтобы черезъ вѣру /с. 195/ въ Господа моего Іисуса Христа получить сокровища вѣчныхъ благъ».

— « Д а не будетъ того, — возразилъ Фистъ, — что ты говоришь, да сохранятъ меня отъ сего боги, чтобы мнѣ не увѣровать въ такого Бога, или лучше сказать Человѣка, Который былъ пригвожденъ ко кресту и умеръ на немъ!»

С вятая Антонина отвѣтила на это Фисту:

— « Н е утаиваю я того, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ пригвожденъ ко кресту и по смерти положенъ во гробъ, но и то о Немъ возвѣщаю, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ въ третій день и нынѣ сидитъ одесную Бога Отца Своего, какъ о томъ написано въ нашихъ книгахъ: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ» (Псал. 109, 1)

— « Л ожны всѣ твои пространныя рѣчи, — сказалъ Фистъ. — Почему ты не соглашаешься повиноваться мнѣ и принести жертву нашимъ богамъ, дабы насладиться всѣми благами, какія существуютъ въ мірѣ?»

— « Н е поклонюсь я такимъ бездушнымъ богамъ, — отвѣтила святая дѣва, — ибо они бѣсы, какъ и написано о томъ въ законѣ Господа моего: вси бози языкъ — бѣсове; Господь же небеса сотвори» (Псал. 95, 5).

— « К акъ осмѣливаешься ты, — вскричалъ Фистъ, — называть нашихъ боговъ бѣсами?»

— « Д а, такъ я ихъ называю, — отвѣчала святая Антонина, — по /с. 196/ тому что нѣтъ въ нихъ никакой силы; никакой помощи ты не получишь отъ нихъ, — поистинѣ они не боги, но бѣсы».

О тъ сихъ словъ святой Антонины Фистъ пришелъ въ сильную ярость и повелѣлъ воинамъ сильно бить ее по ланитамъ, дабы она не была такъ дерзновенна. Затѣмъ снова обратился къ ней съ такими словами:

— « К лянусь богами, что, если ты не исполнишь царскаго повелѣнія, я, послѣ лютѣйшихъ мученій, прикажу тебя отвести въ непотребный домъ — и тѣмъ присужу тебя къ величайшему посрамленію. Поэтому даю тебѣ сроку три дня, чтобы ты размыслила — совершенно ли ты откажешься исполнить мое приішаніе, или пожелаешь раскаяться и принести жертву богамъ? Вѣдь многіе, раздѣляющіе вашу вѣру, сначала поступачи такъ же, какъ и ты, но потомъ перемѣняли свои мысли и покланялись нашимъ богамъ».

Т огда святая Антонина сказала правителю:

— « Д ѣлай, что хочешь, нечестивый мучитель!»

П ослѣ сего святая была отдана подъ стражу четыремъ воинамъ, съ которыми съ радостью въ душѣ и съ веселымъ лицемъ отправилась въ темницу. Правитель же, призвавъ къ себѣ тайно начальника темничной стражи, приказалъ ему — не причинять никакой обиды святой дѣвѣ, но ласковыми словами уговаривать ее отречься отъ христіанской вѣры и принести жертву идоламъ, — потому что, прибавилъ Фистъ, весьма трудно заставить христіанъ отречься отъ ихъ вѣры. Когда же начальникъ темничной стражи посадилъ святую въ темницу, то, придя къ ней, началъ ее убѣждать такими словами:

— « Ч истая дѣва Антонина, зачѣмъ упорствуешь? Ради чего не желаешь перемѣнить свои мысли! — Принеси жертву нашимъ богамъ, чтобы избавиться тебѣ отъ ожидающихъ тебя мученій».

Н о святая ничего ему не отвѣчала, такъ что стражъ темничный весьма удивился и недоумѣвалъ, почему святая дѣва не отвѣчала ему ни слова. А святая Антонина, преклоняя колѣна на землю, день и ночь молилась Господу Богу, оставаясь все время безъ пищи.

П о истеченіи трехъ дней пребыванія святой Антонины въ темницѣ, внезапно раздался сильный громъ: запоры темничные разрушились и двери открылись сами собой, внутри же всю темницу освѣтилъ сильный свѣтъ и съ неба послышался голосъ, говорившій такъ:

— « В стань, Антонина, и подкрѣпись пищей, вкуси хлѣба и воды, будь мужественна и нисколько не бойся нечестиваго правителя Фиста, потому что Я съ тобою».

С вятая же, окончивъ свои молитвы, произнесла:

З атѣмъ, вставъ съ колѣнъ, вкусила хлѣба и воды и легла немного уснуть.

П ри наступленіи слѣдующаго дня, правитель сѣлъ на свое судейское мѣсто и сказалъ:

— « П риведите ко мнѣ ту дерзкую женщину, да узнаемъ ея мысли».

В оины, исполняя приказаніе правителя, привели къ нему святую. Когда же святую дѣву вели на судъ, она возвела свои глаза къ небу и молилась:

— « Б лагодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты исполняешь на мнѣ Твою волю; молю Тебя — не оставь меня даже и до смерти моей».

И вдругъ послышался съ неба голосъ, возвѣщавшій:

— « И ди въ путь твой безбоязненно, ибо Я съ тобою!»

К огда святую дѣву Антонину привели на судейское мѣсто, гдѣ возсѣдалъ Фистъ, она размѣялась. Фистъ, увидавъ, что она засмѣялась, спросилъ ее:

— « О тчего ты разсмѣялась?»

С вятая отвѣтила ему:

— « Я открою тебѣ причину моего смѣха, ибо я вижу, что престолъ, на которомъ ты сидишь, въ скоромъ времени разрушится, и ты погибнешь, — поэтому я и разсмѣялась».

П равитель увидавъ, что она посмѣивается надъ нимъ, повелѣлъ бить ее бичами. Святая же, возведя свои духовныя очи къ небу, молилась такъ:

— « Б лагодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты сподобилъ меня, окаянную и грѣшную, раздѣлить жребій святыхъ Твоихъ, — сего же беззаконника и проливающаго невинную кровь низвергни въ скоромъ времени на дно ада, чтобы онъ узналъ безсиліе своихъ ложныхъ боговъ, на которыхъ возлагаетъ всю свою надежду».

У слышавъ такія слова, правитель, жаждавшій человѣческой крови, пришелъ въ еще большую ярость и сказалъ воинамъ:

— « С ія злая и дерзкая женщина не только осмѣливается по /с. 198/ носить нашихъ боговъ, но и намъ самимъ угрожаетъ; отведите поэтому ее въ непотребный домъ на оскверненіе».

В оины тогда взяли святую и отвели въ отдѣльный домъ. Святая Антонина, оставшись одна въ отдѣльномъ помѣщеніи стала усердно молиться Богу. Въ это время ангелъ Господень явился одному изъ воиновъ правителя, имѣющему двадцать три года отъ рожденія и называвшемуся Александромъ. Явившись къ нему, ангелъ сказалъ:

— « И ди къ правителю и скажи ему, чтобы онъ дозволилъ тебѣ войти къ Антонинѣ. Когда взойдешь къ ней, то одѣнь ее твоимъ плащемъ и пусть она уйдетъ изъ того дома, да не узнаетъ ее злобный правитель».

Д облестный воинъ Христовъ, исполняя повелѣніе ангела, пришелъ къ правителю и сталъ просить его:

— « П озволь мнѣ войти къ Антонинѣ и если я ее уговорю, тогда освободи ее, а если нѣтъ, то дѣлай съ ней, что пожелаешь».

П равителъ согласился исполнить его просьбу и сказалъ ему:

— « Д ѣлай съ ней все, что тебѣ желательно».

Т огда Александръ взошелъ въ то помѣщеніе, гдѣ находилась святая дѣва, припалъ къ ея ногамъ и такъ началъ ей говорить:

— « Р аба Господня, дѣва Антонина! Господь послалъ меня къ тебѣ открыть тебѣ то (какъ Онъ мнѣ возвѣстилъ), что дѣвство твое будетъ сохранено».

С вятая устрашилась. Но вдругъ комнату освѣтилъ сильный свѣтъ и послышался голосъ, который говорилъ:

— « Н е бойся Антонина! Призвавшій тебя на подвигъ, щедръ и многомилостивъ, — и сего Александра призываетъ къ тому же мученическому подвигу. Одѣнься въ его плащъ, голову же свою наклони и спрячь лице свое и такъ выйди отсюда, чтобы правитель въ такомъ видѣ не узналъ тебя. Я же такъ скрою тебя, что онъ тебя не узнаетъ!»

Т огда святая Антонина взяла у Александра его плащъ и надѣла на себя, закрыла голову свою и, выйдя вонъ изъ дому, сдѣлала знакъ рукою правителю, какъ бы говоря: поступай, какъ желаешь. Такимъ образомъ святая дѣва Христова, какъ серна избѣгши сѣтей, пошла своимъ путемъ, радуясь своему избавленію. Правитель же, подумавъ, что это Александръ вышелъ изъ дома, послалъ къ Антонинѣ еще четырехъ воиновъ, сказавъ имъ:

— « С тупайте къ ней и сдѣлайте съ ней, что вамъ угодно, а надругавшись надъ нею, выведите ее вонъ, да получитъ она великое безчестіе и мы всѣ посмѣемся надъ ней».

В оины, исполняя приказаніе правителя, вошли, чтобы осквернить дѣву, не не нашли ея, а увидали только одного Александра. Сильно удивившись, они спросили его:

— « Г дѣ же та женщина? Отчего ты одинъ?»

В зявъ затѣмъ его, привели къ правителю и сказали:

— « М ы въ той комнатѣ нашли только его одного, дѣвицы же нѣтъ тамъ».

П равитель также былъ весьма удивленъ происшедшимъ и сталъ спрашивать Александра:

— « С кажи намъ невѣрный и обманщикъ, какъ ты осмѣлился обмануть насъ? Гдѣ та нечестивая блудница? Ты обезчестилъ ее, а потомъ, одѣвъ своимъ плащемъ, отпустилъ, желая взять ее себѣ въ жены; но этого не будетъ, и ты не избѣгнешь моего гнѣва».

К огда Александръ ничего не отвѣтилъ на это правителю, то онъ долгое время думалъ, а потомъ повелѣлъ повѣсить его для мученій и бить его безъ милосердія. Когда же исполняли повелѣніе правителя и били святаго Александра, то правитель снова спросилъ его:

— « Г дѣ та нечестивая женщина, къ которой ты входилъ?»

А лександръ же опять ничего не отвѣтилъ, а только устремлялъ свои глаза къ небу. И вдругъ послышался съ неба голосъ, говорившій правителю:

— « Ж естокій Фистъ, зачѣмъ ты мучаешь невиннаго человѣка?»

У слышавъ сей голосъ, правитель повелѣлъ перестать мучить святаго, и, снявъ мученика съ дерева, — отвести въ темницу, а святую дѣву Антонину повелѣлъ повсюду разыскивать.

П о прошествіи пяти дней, правитель снова велѣлъ привести къ нему на судъ Александра, и сталъ спрашивать его:

— « Ч то ты надумалъ? принесешь жертву богамъ, или нѣтъ?»

С вятый Александръ отвѣчалъ правителю:

— « М огу ли я измѣнить свои мысли, о нечестивый и жестокій мучитель!»

— « А гдѣ та женщина, къ которой ты входилъ?» — спросилъ Фистъ.

— « Н е знаю, гдѣ она находится», — отвѣчалъ Александръ.

/с. 200/ М ежду тѣмъ, когда они такъ разговаривали, святой Антонинѣ дѣвѣ явился Самъ Господь Іисусъ Христосъ и сказалъ:

— « М ужайся и иди туда, гдѣ находился несправедливый и жестокій правитель».

Т огда святая пошла и, безбоязненно явившись къ правителю, сказала ему:

— « Н ечестивый и жестокій Фистъ, кого ты ищешь, не меня ли? Вотъ я сама являюсь къ тебѣ, чтобы посрамить и уничтожить твою силу».

У видѣвъ святую, Фистъ пришелъ въ сильную ярость и повелѣлъ воинамъ повѣсить ее, сильно бить и спрашивать:

— « Д ѣва ты, или нѣтъ?»

С вятая же, подъ сильными ударами, не испустила ни одного стона. Когда же ее сняли съ дерева, то самъ правитель сталъ ее спрашивать: осталась ли она еще дѣвою, или нѣтъ? Тогда святая мученица отвѣтила правителю:

— « О , нечестивый и жестокій мучитель! Мы христіане совершенно не порабощены вашею нечистою похотію, ибо и меня Господь и Богъ нашъ по Своему милосердію сохранилъ невинною».

Ф истъ посмотрѣлъ на нее съ удивленіемъ и сказалъ:

— « Е сли ты еще дѣва, то подойди вмѣстѣ съ Александромъ, принеси жертву нашимъ богамъ, и останетесь невредимыми».

Н а это предложеніе правителя святые мученики Христовы Александръ и дѣва Антонина какъ бы одними устами отвѣчали правителю:

— « Н ѣтъ такихъ мученій, жестокій Фистъ, какими бы вы смогли принудить насъ поклониться вашимъ мерзкимъ богамъ, не имѣющимъ ни разума, ни могущества».

П ослѣ такого отвѣта святыхъ мучениковъ правитель повелѣлъ отсѣчь имъ руки. Доблестные и благородные воины Христовы простерли тогда свои руки для отсѣченія и сказали:

— « П режде всего, нечестивый и жестокій мучитель, да будетъ тебѣ извѣстно, что никакими мученіями ты не сможешь побѣдить наши благочестивыя мысли, — поступай съ нами, какъ желаешь!»

В оины обнажили свои мечи и отсѣкли руки святыхъ мучениковъ. Они же какъ бы не чувствуя боли, прославляли Господа и обратившись затѣмъ къ правителю, сказали ему:

— « Ж естокій и сквернѣйшій правитель! мы нисколько не чувствуемъ тѣхъ мученій, какія ты причинилъ намъ; тебя же самого Господь нашъ, рабы Котораго — мы, въ скоромъ времени ввергнетъ въ геенну огненную, гдѣ ты будешь вѣчно мучиться непрестанными мученіями».

О тъ такихъ обличеній святыхъ мучениковъ правитель пришелъ въ сильнѣйшую ярость и приказалъ вырыть глубокую яму, а прежде всего, повѣсивъ святыхъ страдальцевъ, до тѣхъ поръ бить ихъ, пока они не почувствуютъ боли отъ наносимыхъ имъ ударовъ. Въ яму же приказалъ набросать во множествѣ дровъ и хвороста такъ, чтобы она наполнилась до верха и сжечь въ ней святыхъ мучениковъ. Между тѣмъ они несмотря на жестокіе побои, не ощущали никакой боли, какъ будто бы не ихъ тѣла подвергались такимъ мученіямъ, но воздавали хвалу Господу Іисусу Христу. Видя сіе, правитель повелѣлъ новыми мученіями терзать ихъ, опаляя ребра ихъ горящими свѣчами. Тогда свлтые мученики Александръ и Антонина громкимъ голосомъ воззвали къ правителю:

— « Н ечестивый Фистъ! — мы терпимъ наши страданія ради любви ко Господу нашему Іисусу Христу, твердо вѣруя, что въ будущей жизни, послѣ этой временной, мы получимъ вѣчную награду въ Царствѣ небесномъ; — а тебя Господь и Богъ нашъ вскорѣ предастъ погибели за то, что ты заставляешь такъ сильно страдать невинныхъ рабовъ Его!»

Ф истъ, слыша слова сіи, въ сильной ярости далъ такое приказаніе своимъ слугамъ:

— « З ажгите находящіяся въ ямѣ дрова, чтобы скорѣе бросить въ огонь этихъ людей».

К огда приказаніе правителя было исполнено воинами, тогда жестокій мучитель повелѣлъ имъ облить святыхъ мучениковъ смолою и бросить въ яму, пылавшую огнемъ. При этомъ онъ приказалъ положить еще сверху на дрова сухую смолу, чтобы мученики совершенно сгорѣли и даже кости ихъ обратились въ прахъ. По исполненіи казни правитель повелѣлъ засыпать ту яму землею, сказавъ:

— « П усть нельзя будетъ женщинамъ ихъ собрать и костей ихъ, какъ это въ обычаѣ у христіанъ!»

Примѣчанія:
[1] Городъ Кродамнъ находился въ малоазійской области Ѳракіи.
[2] Артемида или Діана — греко-римская богиня свѣта и луны.
[3] Кончина святыхъ мучениковъ послѣдовала 3-го мая 313 г., но повѣствованіе о житіи ихъ предложено подъ 10 іюня потому, что подъ симъ числомъ оно помѣщено въ прологахъ. — Честныя мощи ихъ впослѣдствіи были перенесены въ Константинополь и положены въ монастырѣ Максимовомъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь.Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 194-202.

Читайте также:  40 Севастийских мучеников: житие святых, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию