Житие равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Епархиальным архиереям на территории России направлено циркулярное письмо о принятии мер по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции

Образована Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции

В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы

Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

В канун Недели Крестопоклонной Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

Архив

Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября/8 декабря). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего, брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника.

В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках. — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда. (Из «Настольной книги священнослужителя»)

КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Кири́лл Философ (до принятия схимы – Константин) (+ 869), славянский первоучитель, святой равноапостольный. Вместе со своим старшим братом, св. Мефодием, создали славянскую азбуку и стали первыми переводчиками богослужебных книг на славянский язык

Св. Кирилл родился в 826 – 827 г. в городе Солуни в Македонии в семье Льва Друнгария, родом болгарского славянина, одного из помощников при солунском стратиге (военном генерал-губернаторе).

Получил блестящее образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. В совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого) (по другим источникам, он получил это прозвище позже, как преподаватель философии).

Кирилл, имевший доступ ко двору императрицы Феодоры, после отказа от выгодной женитьбы, принял сан священника и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море.

Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в Магнаврской академии. Близость с Фотием (будущим патриархом) сказалась в борьбе Кирилла с иконоборцами; он участвовал в посольстве Фотия к арабам Багдадского халифата, по случаю обмена пленных, при чем явился превосходным полемистом с мусульманскими учеными богословами. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп [1] к своему старшему брату Мефодию, где впервые стал заниматься изучением славянского языка [2], но уединение его продолжалось недолгое время. Когда в 858 г. Фотий сделался патриархом, Кирилл, вероятно, по его почину, стал во главе миссии к хазарам (860 или 861), куда отправился и Мефодий. На пути, во время остановки в Херсонесе (Корсунь) Таврическом Крым. святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их. Часть мощей братья увезли в Константинополь. Написанные Кириллом по этому поводу три греческих сочинения – История, Похвальное Слово и Гимн – не сохранились: компиляция из них в плохом церковно-славянском переводе дошла до нас под заглавием: “Слово на перенесение мощей преславного Климента”.

Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Путешествие братьев в глубь Хазарии было заполнено богословскими диспутами Кирилла с магометанами и евреями (изложение прений, сделанное Кириллом по-гречески, переведенное Мефодием на славянский, не дошло до нас, кроме, будто бы извлечения из него в Паннонском житии Кирилла). Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников.

После путешествия Мефодий удалился в монастырь Полихроний (около города Кизика, на малоазийском берегу); Кирилл в тиши своего убежища при одной из константинопольских церквей был занят, вероятно, завершением работ, стоявших в связи с его не новыми уже планами обращения славян-язычников, многочисленных на Балканском полуострове.

С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил для славянского языка особую азбуку, так называемую глаголицу [3], и начал перевод Священного писания на древнеболгарский язык. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году. Переведены были Евангелие, Апостол, Псалтирь и некоторые богослужебные книги.

Осведомленность о существовании богослужения на народном (не греческом или латинском) языке у народов Востока (иберы Кавказа, армяне, сирийцы, копты, крымские готы) внушила Кириллу мысль о применении в богослужении и церковнославянского языка. Осуществить эту мысль суждено было Кириллу, вместе с Мефодием, на почве не Болгарии, а Моравии, считавшейся уже христианской, но церковно неорганизованной, бывшей предметом притязаний баварско-немецкого епископата и, в то же время, боровшейся за свою политическую независимость против Людовика Немецкого.

По почину ли моравского князя Ростислава, искавшего славянских проповедников, по почину ли Византии, по собственной ли инициативе, но при поддержке и светской и духовной византийской власти, Кирилл и Мефодий в 863 г. отправились в Моравию. Здесь они проработали более 3 лет; обращали язычников, утверждали в вере и нравственности уже верующих, обучали славянской грамоте, переводили богослужебные части Священного Писания и главнейшие церковные чинопоследования, и всем этим, а особенно своей славянской церковной службой, вызывали неудовольствие латинско-немецкого духовенства, тем более опасное для Моравии, что Людовик II Немецкий возобновил войну против нее. Братья решили возвратиться на родину и – для закрепления в Моравии своего дела – взять с собой некоторых из учеников-мораван для посвящения в иерархические чины.

На пути, который лежал через Болгарию, братья на несколько месяцев задержались в Блатенском, или Паннонском (юго-запад Венгрии), княжестве Коцела, где, несмотря на его церковную (от Зальцбурга) и политическую (от Германии) зависимость, делали то же, что и в Моравии. Задержка у Коцела, а потом пребывание в Венеции объясняются, вероятно, неожиданным закрытием пути через Болгарию, которая в конце 866 г. удалила свою греко-византийскую иерархию и призвала новую латинскую из Рима. В Венеции, среди споров с латинским духовенством из-за “трехъязычной ереси”, с точки зрения которой были допустимы для богослужения (а не только для проповеди веры) только языки греческий, латинский и еврейский, братья в конце 867 г. получили из Константинополя весть об убийстве императора Михаила и о низведении Фотия, проклятого ранее папой Николаем I. Смирение новых византийских властей перед Римом и возможные опасности от них дома побудили братьев направиться в Рим, куда призывал их, кажется, и сам папа.

Прибыв в Рим в начале 868 г., Кирилл и Мефодий нашли здесь нового папу, Адриана II. Рим торжественно встретил братьев и принесенную ими святыню, часть останков папы Климента. Адриан II одобрил не только славянский перевод Священного Писания, но и славянское богослужение, освятив принесенные братьями славянские книги, разрешив совершить славянам службы в ряде римских церквей, посвятить Мефодия и трех учеников его в священники. Также благосклонно отнеслись к братьям и их делу и влиятельные прелаты Рима. Тем не менее, проживая в Риме более года, братья испытали в Риме много нравственных страданий: видели унизительное поведение послов из Византии, позоривших честь Фотия, узнали ужасные, преступные нравы руководящих людей Рима.

Слабый здоровьем Кирилл заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году в возрасте 42-х лет, перед смертью взяв с Мефодия обещание продолжать начатое в Моравии дело. Вопреки желанию Кирилла и завещанию матери, Мефодий вынужден был отказаться от намерения отвезти прах брата на родину и согласился на погребение его в базилике святого Климента.

Равноапп. Мефодий и Кирилл. Мозаика

Молитвословия

От пеле́н приле́жно Прему́дрость сестру́ себе́ сотвори́в, Богогла́се,/ пресве́тлую ви́дев, я́ко деви́цу чи́сту,/ ю́же прие́мь, приведе́,/ я́ко мони́сты златы́ми, се́ю укра́сив свою́ ду́шу и у́м,/ и обре́теся я́ко други́й Кири́лл, блаже́нне,// ра́зумом и и́менем му́дре.

Тве́рдым и богодохнове́нным уче́нием/ просвеща́я ми́р пресве́тлыми заря́ми,/ обтече́, я́ко мо́лния вселе́нную, Кири́лле блаже́нне,/ разсева́я пресве́тлое Бо́жие сло́во,/ на за́паде, и се́вере, и ю́зе,// ми́р просвеща́я чудесы́.

Тропарь Кирилла и Мефодия, глас 4

Я́ко апо́столом единонра́внии/ и слове́нских стра́н учи́телие,/ Кири́лле и Мефо́дие Богому́дрии,/ Влады́ку все́х моли́те,/ вся́ язы́ки слове́нския утверди́ти в Правосла́вии и единомы́слии,/ умири́ти ми́р// и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак Кирилла и Мефодия, глас 3

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния на́м источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем ва́с, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Смотри также

Использованные материалы

[1] Подробнее см.: Малышевский И. И. Олимп, на котором жили св. Константин и Мефодий, http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_olimp.html .

[2] По другим данным, славянский (древнеболгарский) был знаком святым братьям с детства.

[3] В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл – глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу).

Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский. Православный календарь на 27 февраля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

27 февраля (14 февраля по “старому стилю” — церковному юлианскому календарю). Четверг сырной седмицы, в народе именуемой “масленицей” (последней из трёх недель подготовки к Великому посту, в течение всех дней которой пост отменяется, однако уже не разрешается вкушение мясных блюд). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, и ещё восьми известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский. “Во Христе несть ни еллина, ни июдея”, — эту апостольскую истину сегодня интерпретируют по-разному. Но православным христианам важно знать: Церковь Христова никогда не отрицала права народов на идентичность, традиции и возможность молиться на родном языке. Так, для нас это выразилось ещё в IX веке от Рождества Христова, когда святые братья Мефодий и Кирилл принесли Свет Евангелия в славянские земли.

Братья Кирилл и Мефодий происходили из греческого города Солуни. Их путь к просветительскому служению был разным, но в середине IX века оба приняли монашество и священный сан, а в 863 году от Рождества Христова по просьбе моравского князя Ростислава были отправлены из Царьграда с духовной миссией в славянские земли. Там они осуществили перевод книг Священного Писания и обучили местных священнослужителей совершать богослужения по-славянски. А равноапостольный Кирилл также создал первый славянский алфавит — глаголицу.

И сегодня главный день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла в России, приходящийся на 24 мая по новому стилю, является не только государственным праздником — Днём славянской письменности и культуры, — но и очень важным церковным торжеством — тезоименитством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в монашеском постриге названного в честь равноапостольного Кирилла. И неслучайно наш Предстоятель в одном из своих Первосвятительских слов подвиг святых солунских братьев отметил следующим образом:

Мы вспоминаем их как основоположников нашей культуры и с ними связываем всё последующее духовное развитие нашего народа и всех славянских народов. И верим, что покуда будем основываться на этих фундаментальных нравственных ценностях, покуда не соблазнимся, не впадём в грех, не растопчем свои святые истоки, не разорим свою историю, но сохраним своё религиозное национальное самосознание. До тех пор мы будем существовать как народ независимый, духовно сильный, способный не только оплодотворять свою собственную жизнь, но и оказывать духовное влияние на других.

Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина Феодора. Честные останки этих святых угодников Божиих были перенесены в Москву в 70-х годах XVI столетия от Рождества Христова. Сегодня святые мощи князя Михаила Черниговского и боярина Феодора почивают в Архангельском соборе Московского Кремля, напоминая нам о подвиге этих святых, сочетавшем верность Христу и горячую любовь к родной земле. Подробнее об этих угодниках Божиих и посвящённой им московской святыне вы можете узнать в нашем материале “Верные Христу”, опубликованном на страницах сайта телеканала “Царьград”.

Мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Авксентий Вифинский. Сирийский святой V столетия, священник-отшельник, совершавший свои монашеские духовные подвиги на горе Оксия близ Халкидона. Прославился даром исцеления, помогая многим приходившим к нему за помощью христианам. В 451 году от Рождества Христова принял участие в Четвёртом Вселенском (Халкидонском) Соборе, где проявил себя как последовательный борец с еретиками за чистоту Православия. Старец Авксентий отошёл ко Господу в 470 году от Рождества Христова.

Преподобный Авксентий Вифинский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Марон Пустынник. Сирийский святой IVначала V столетий, проведший многие годы под открытым небом в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Всем, кто обращался к нему за духовными наставлениями, святой Марон советовал заботиться о своём спасении, быть воздержанным и опасаться гневливости.

Преподобный Марон Пустынник. Фото: pravoslavie.ru

Святитель Авраамий, епископ Каррийский. Архипастырь Церкви Христовой IV — начала V столетий, о котором не осталось подробных житийных сведений. Так, из жизнеописания этого святого подвижника известно следующее:

В молодые годы поступил в монастырь. Затем он избрал для своих подвигов Ливанские Горы, где и жил отшельником. Преподобный Авраамий много претерпел нападок от язычников, хотевших изгнать его из своих мест. Кроме того, бедные жители ближайшего селения постоянно приходили к нему за подаянием, нарушая его уединение, но преподобный терпеливо переносил их посещения и отдавал им всё, что ему самому жертвовали. Христиане — жители этого селения — построили церковь и усердно просили святого Авраамия принять священство и стать их пастырем. Преподобный исполнил их желание. Утвердив в вере свою паству, он оставил им вместо себя другого иерея, а сам вновь ушёл в монастырь. За высокое своё благочестие он был поставлен епископом Каррийским, своих пасомых святой непрестанно учил Богоугодной жизни, подавая им пример воздержания: со времени принятия священства он никогда не употреблял варёной пищи. Император Феодосий Младший пожелал видеть епископа и пригласил его к себе. Прибыв в Константинополь, святой Авраамий вскоре скончался.

Преподобный Исаакий, Затворник Печерский. Русский святой XI столетия, один из первых монахов первой русской обители — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Родом из купеческой семьи города Торопца Псковской земли. В молодости раздал всё имение и принял монашеский постриг от преподобного Антония Печерского, лаврского основателя и настоятеля. Прославился многолетней тяжёлой борьбой с бесами, из которой в итоге вышел победителем. Преставился ко Господу в 1090 году от Рождества Христова.

В этот же день совершается память 12 греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, чьи имена ведает только Господь.

Священномученики Онисим (Пылаев), епископ Тульский (1937), и Трифон Родонежский, диакон (1938). Православные священнослужители, архипастырь и диакон, пострадавшие за веру в разные годы так называемого “Большого террора”, периода советских богоборческих гонений. Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: “Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!” Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Равноапостольного Кирилла учителя Словенского

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы совершаем память святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского. Что же это за человек, и какой след оставил он после себя в мировой истории и в истории православной Церкви?

Два брата Кирилл и Мефодий про происхождению были славянами, как и мы с вами, хотя родились в Македонии в городе Солуни. Получили они блестящее образование, и с четырнадцатилетнего возраста святой Кирилл воспитывался с сыном императора. Позднее он принял сан пресвитера и по возвращении в Константинополь состоял библиотекарем Соборной Церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл очень сильно преуспел в науках и даже был послан на споры с еретиками, иконоборцами и мусульманами, доказывая истину нашей веры.

Каждый спроси сам у себя, сможет ли он доказать истинность своей веры, если будет говорить с кем-то на улице. Что мы сам знаем о той вере, в которой мы находимся? Что мы для этого делаем, чтобы могли спокойно ответить на все вопросы не только наших детей: а зачем идти в церковь, а что такое вера, а кто есть Святая Троица, почему наш Бог Святая Троица? Что мы сами можем сказать, и что мы можем сказать на доводы тех людей, которые будут не просто с какой-то целью спрашивать, а именно при людях нас унизить, доказать их превосходство над нашей верой. А ведь в те времена, в давние времена тысячу лет назад любой разговор о вере заканчивался переходом из веры в веру. Тот человек, который оказывался сильным в споре, на правах сильного требовал от других перехода в веру.

Сейчас это заканчивается разговорами. У нас нет такого насилия духовного, а раньше было. И вот это отсутствие духовного насилия, пребывание в таком спокойном море (нас ничего не беспокоит, не трогает, мы живем в православной стране, у нас рядом церковь) делает из нас людей, которые ничего не делают для того, чтобы узнать, в чем мы живем. И мы зачастую людям проигрываем. Начинаешь разговаривать с людьми, задаешь элементарные вопросы, и не могут люди дать элементарных ответов. Вот даже сейчас дети пели «Отче наш» на церковно-славянском языке, который был составлен святыми Кириллом и Мефодием. Они не пели на русском языке. Они пели именно на том языке, на котором был составлен в 863-м году от Рождества Христова. Почему именно на том языке почему это важно, я скажу вам позднее.

Что же сделали святые Кирилл и Мефодий? Они были посланы в 867-м году императором Михаилом в миссионерское путешествие на проповедь у хазар, которые жили как раз на юго-востоке нынешней Руси, там, где Корсунь, где Херсон. Остановившись в Херсоне, они сподобились обрести мощи священномученика Климента, святителя первого века. Убежденные проповедью святого Кирилла, хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. А в Корсуне святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами и человека, говорящего по-русски. И он стал учиться у этого человека читать и говорить на этом языке, потому что в Македонии, где он жил, немножко другое славянское наречие. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, исповедуя евангельское учение.

В 867-м году началось самое главное дело братьев. Вскоре пришли послы к императору от Моравского князя Ростислава, который был притесняем немецкими миссионерами-епископами, которые требовали отправления всех служб в храмах на латинском языке. И император попросил святых Кирилла и Мефодия, так как они обладали большими познаниями в науке, составить новую церковную письменность для славян. То есть до этого настоящей церковной письменности у славян не было. Все писали как-то по-разному, были буквы, но не было церковного языка, именно того языка, за чистоту которого Церковь сейчас ратует. И всем поползновениям людей, требующих исключить из Церкви церковно-славянский язык и заменить его на русский, Церковь препятствует. Потому что это тот богодухновенный язык, который нам дали святые Кирилл и Мефодий. Используя нашу славянскую письменность, они составили именно эту церковную азбуку, этот язык, на которой мы с вами говорим в храме. Раньше говорилось на этом языке везде, но существует, асе знают, разговорный язык А есть именно церковный язык, он понятен для славян. Вот что сделали святые Кирилл и Мефодий — они создали богодухновенную церковную письменность. И отказываться от этого преступление.

С помощью своего брата святого Мефодия, учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили церковную азбуку и перевели на церковно-славянский язык все книги богослужения: Евангелие, Апостолы, Псалтирь, избранные службы. Это произошло в 863-м году. Это вызвало очень сильную злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужения на латинском языке. И что сделали епископы Европы, они не стали придумывать нового языка. Латинский язык был до Рождества Христова. Они просто перевели на него с еврейских, греческих письмен церковные книги. Он и сейчас считается официальным языком, на котором проводятся службы. А что сделали Кирилл и Мефодий? Они создали новый язык. Вот в этом как раз их величие и польза для всего нашего мира православного.

Святой Константин отвечал немецким епископам, которые требовали от него, что надо в храмах говорить на еврейском, греческом и латинском. Он так сказал: вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но святой пророк и царь Давид вопиет: пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вся языцы. Всякое дыхание да хвалит Господа. И в Евангелии сказано: шедше научите все языки. Немецкие епископы конечно были посрамлены, но озлобились и подали жалобу в Рим на святых Кирилла и Мефодия. Они были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого папы римского Климента, святые прибыли в Рим и встретились с Папой Адрианом. Он их с почетом встретил и утвердил богослужение на славянском языке. Потому что Церковь у нас одна, мы прославляем Бога неважно какой мы национальности и где мы живем. Поэтому все было принято и получено благословение на это. Но уже после этого болезненный и слабый Кирилл заболел и принял схиму с именем Константин. Он скончался в возрасте 42-х лет.

Деяния святых Кирилла и Мефодия заложили основу всей культуры и духовной жизни русского и всех славянских народов. На церковно-славянском языке служат в Болгарии, в Сербии, в Румынии, в Молдавии. Едва только появившаяся русская литература обогатила своей высотой, своей глубиной всю мировую письменность. Появились произведения митрополита Иллариона, игумена Даниила, князя Владимира Мономаха и других талантливых писателей. Вклад святых братьев исключителен тем, что они своими трудами сблизили все славянские народы.

Это то малое, что можно сказать о памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Эти святители не нуждаются, чтобы защищать их труды. Нам надо защищать самих себя, способны ли мы их величие уяснить. Как нам надо вести себя, чтобы не потерять то, что нам когда-то подарили святые Кирилл и Мефодий. Молитвами святых Кирилла и Мефодия, Господи, спаси нас всех грешных. Аминь.

Кирилл, равноапостольный, учитель Словенский (Февраль, 14)

На долю русского народа выпало редкое счастье получить христианство тогда, когда еще почти не успели выразиться черты национального самоопределения. Христианство не сталкивается тут ни с оформившимся учением, ни с богатым культом какой-либо религии; не находит укоренившихся нравственных привычек или государственных устремлений. Самый язык, еще не запятнанный и гибкий, доверчиво дает устроить из себя сосуд благодати. Одним словом, христианство попадает в души младенческие, и все дальнейшие возрастание их, все внутреннее их устроение совершалось под прямым водительством Церкви. Весьма понятно, что народный дух, так сложившийся, не мог не быть существенно православным. Если же прибавить сюда еще природную мягкость русского характера, то станет вполне понятно, что Православие должно было запечатлеться на этом воске так, как предназначил Промысл Божий.

С славными именами свв. Кирилла и Мефодия соединяются самые дорогие для славянских племен вообще и для русского народа в частности воспоминания. Их вечно славные и памятные труды в составлении славянской грамоты, введении славянского языка при богослужении, в переводе Священных книг на родной славянский язык положили основание духовному и гражданскому величию славян, их нравственной и гражданской самобытности; переводом Священных и богослужебных книг на родной славянский язык они положили начало нашему вечному спасению. Святые Кирилл и Мефодий не только наши учители и апостолы, но и отцы; они возродили нас духовно, научив своими трудами познать Единого Истинного Бога. Их святые имена для славянина – синоним Православия и просвещения.

Особенно в Древней Руси почитался святой Кирилл как первоучитель и духовный наставник не только славянских племен, но и русского народа. Наши летописцы считали его едва ли не единственным наставником в истинах веры первых русских князей. Так, после чудесного поражения под Константинополем Аскольда и Дира для их оглашения и наставления в христианской вере явился св. Кирилл; равноапостольную великую княгиню Ольгу наставлял и утверждал в Православии тоже св. Кирилл; от греков для ознакомления с христианством являлся, по некоторым летописям, к мудрому нашему великому князю Владимиру тоже он.

Родные братья свв. Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни в Македонии. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Существуют предположения, что они были славянинами, но называются в источниках греками по принадлежности к Греческой Церкви. Отец – знатный и богатый вельможа, по имени Лев, и мать Мария жили благочестиво, исполняя заповеди Божии. Святой Константин родился в 827 году. И когда мать хотела отдать его кормилице, то он никак не желал питаться чужим молоком, но только молоком матери. Тогда родители его дали обет жить как брат с сестрой и так прожили четырнадцать лет до самой смерти.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями.

В городе Солуни в то время проживало многочисленное славянское население, язык которого стал с детства знаком и близок святому отроку. Семи лет от роду Константин видел сон и рассказал его отцу и матери в следующих словах: «Воевода, стратиг нашего города, собрал всех девиц города и сказал мне: «Выбери себе из них, кого хочешь, на помощь и в сверстницы себе». Я, оглядев, посмотрел их всех и приметил одну, прекраснейшую из всех, с лицом светящимся, украшенную многими золотыми монистами и жемчугом и украшениями; имя ей было София. Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку деву Софию, т. е. Премудрость, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному учению, но и богоугодному добронравию – премудрости духовной. «Сыне, – говорили они Константину словами Соломона, – чти Господа, и укрепишися; храни заповеди, и поживеши; словеса Божии напиши на скрижали сердца своего. Нарцы (призови) премудрость сестру тебе быти, разум же знаемь (т. е. близким, родным) сотвори себе (Притч. 7, 1–4). Премудрость сияет светлее солнца, и если ее будешь иметь своей помощницей, она избавит тебя от многого зла».

Святой Константин учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Он изучил Гомера, геометрию, диалектику и философию. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство и другие светские науки, а также знал языки: латинский, сирийский и другие. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени, но особенно прилежно изучал творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого).

Хотя святой воспитывался при царском дворе вместе с юным императором Михаилом и мог занять высокое положение, он помнил о своей Подруге, поэтому и отказался от знатной невесты.

Когда святой Константин был возведен в иерейский сан, его одновременно поставили хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии. Вот от этого-то избранника Софии и получило свое начало Русское Православие. Так Промыслом Божиим и Святой Софией он был подготовляем к апостольской миссии у славян. После принятия священства святой Константин, стремясь к уединению, оставался в Царьграде недолго: он тайно ушел и скрылся в одном из монастырей. Только через полгода императору удалось найти его и уговорить быть учителем философии в главном Константинопольском училище. Святой Константин возвратился в Царьград. Со времени вступления на проповедь и общественно-церковное служение проявилась его строгая ревность в утверждении Православия.

Первые прения были с вождем еретиков-иконоборцев Аннием. Мудрость и сила веры еще совсем молодого философа св. Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев престарелого Анния.

После этой победы Константин был послан императором в 851 г. на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами). Это было первое миссионерское путешествие святого, совершенное им в 24 года. Святой Константин так умело отстаивал истинность православной веры и так обличал ложность учения мусульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отвечать, пытались отравить святого. Но Господь сохранил Своего раба невредимым.

По возвращении от сарацин святой отказался от почетной должности учителя философии и поселился в монастыре на Олимпе, где подвизался его старший брат святой Мефодий (815–885; память 6/19 апреля). Несколько лет он провел в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык, познакомился с древнееврейской и коптской письменностью.

В 858 году в Царьград пришли послы от хазар с просьбой прислать к ним ученого мужа, чтобы он обличил неправду сарацинских и еврейских проповедников, стремившихся обратить хазар в свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проповеди Евангелия святого Константина. Вместе с ним отправился и его святой брат Мефодий. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского († 101; память 25 ноября/8 декабря). Там же, в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. Убежденный проповедью хазарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ним на родину всех греческих пленников. И 200 человек были отпущены на свободу и возвратились на родину. На пути домой братья снова посетили Корсунь и в 862 (или 863) году, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре, в 862 (или 863) году, пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Выбор императора пал на святого Константина, уже подготовленного Промыслом Божиим к великой миссии среди славянских народов. Император, призвав его, сказал: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Несмотря на болезнь, святой Константин с радостью взялся за исполнение послушания. Как и всякое дело, он начал подвиг просвещения славян с молитвы, а затем наложил на себя сорокадневный пост. В скором времени Бог, слушающий молитвы рабов Своих, исполнил то, о чем просил Его верный слуга: святой Константин составил азбуку для славян (глаголицу), а затем с помощью брата и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра продолжил перевод греческих Священных книг на славянский язык. Первой переведенной святым Константином книгой было Евангелие от Иоанна. Была переведена также Следованная Псалтирь (включавшая тексты тропарей и кондаков праздников и святых), различные тексты Священного Писания и богослужебных книг.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Этот славный подвиг святого Кирилла явился основой великого дела приобщения славян к христианской вере и культуре. С тех пор для славян настала новая жизнь, явилась возможность самобытного духовного развития под благотворным действием проповеди и богослужения на родном славянском языке.

Борьба святого Константина за самостоятельность славянских народов усложнялась тем, что дело просвещения славян было начато в Моравии – стране, находившейся под римским влиянием. Немецкие священники, стоявшие во главе христианских церквей в Моравии, всячески препятствовали введению богослужения на славянском языке, считая, что оно должно совершаться только на трех языках: еврейском, латинском и греческом. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки””. Немецкие епископы были посрамлены. Святые братья неутомимо готовили служителей новой Церкви. Под их руководством моравский князь начал постройку храмов и собрал много отроков для обучения славянской азбуке и чтению переведенных книг. В короткое время святой Константин со своими учениками перевел церковное чинопоследование и ввел в обиход все богослужения по уставу. Этим было положено начало образованию самостоятельных славянских Церквей. Но враги дела просвещения славян продолжали им препятствовать: они донесли на святых Кирилла и Мефодия папе римскому Николаю I, обвинив их в ереси. Папа вызвал святых братьев в Рим; взяв с собою часть мощей священномученика Климента, они отправились в новое путешествие, очень неблагоприятное для здоровья святого Константина. Путь их лежал через славянские земли. В Паннонии, по просьбе князя Коцела, они обучили его и 50 юношей славянской азбуке. При прощании князь хотел одарить святых проповедников. Но они не пожелали взять от Коцела так же, как и от Ростислава Моравского, ни серебра, ни золота. Евангельское слово они проповедовали безвозмездно и только испросили свободу у обоих для 900 греческих пленников. В Венеции братья сделали еще одну остановку. Там святой Константин снова вел горячие споры с «трехъязычниками». Он доказывал право каждого народа на свою письменность и ссылался на Священное Писание и опыт ряда народов (армян, персов, грузин, готов, аваров, хазар, арабов, сирийцев и др.), издавна имевших свою письменность.

Перед прибытием святых в Рим умер папа Николай I. Новый папа Адриан II был настроен к святым братьям дружелюбно и встретил их торжественно, тем более, что они несли мощи священномученика Климента. Папа Адриан II признал славянский язык в Священном Писании и литургии, однако отпускать братьев для дальнейшей проповеди в славянские земли не спешил.

Постоянные усиленные ученые занятия св. Константин с самых ранних лет его жизни рано ослабили его телесные силы, и без того не очень крепкие; апостольские труды среди славян и долгие путешествия еще более расстроили их. В Риме он скоро почувствовал в себе болезнь уже смертную. Однажды, когда уже протекло много дней его болезни, удостоившись некоторого утешительного видения, он вдруг начал петь псалом Давидов: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 121, 1). Он облекся в лучшие свои одежды и целый день провел в них, радуясь о Господе. Наконец сказал: «Отселе несмь аз ни царю слуга, ни иному кому на земли, но токмо Богу Вседержителю» – и в следующий же день, утром, в знак совершенного отречения от мира принял схиму. Между тем жизнь в нем все слабела и слабела. Через 50 дней по пострижении он почувствовал, что уже приспело время отшествия от сей жизни. Час его, уреченный Господом, настал, а с тем вместе открылась и вся полнота его любви к своим духовным чадам, о спасении коих он и в страшные минуты своей смерти не переставал отечески заботиться. Провидя духом судьбу славян, со всех сторон окруженных хищными волками, св. Кирилл в последний раз воздевает праведные руки свои к небу и слезно умоляет Господа, чтобы Он сохранил это верное Свое стадо, избавил его от безбожной злобы, от всякого многоречивого и хульного еретического языка, возрастил Церковь Свою, всех призвал к единодушию и единомыслию в вере, вдохнул во всех слово Своего учения. Не забыл он и сотрудников своих. Всех он облобызал лобзанием святым, всем им молитвенно пожелал Божией помощью избавиться от ловитвы врагов их. Особенно трогательно было его последнее слово к брату своему, с которым от юности своей делил и скорби, и радости, и труд, и покой, на которого возлагал теперь всю надежду в благом делании. «Се, брате, – говорил он св. Мефодию со смертного одра своего, – супруга бяхове, едину бразду тяжуща. И аз на лехе падаю, свой день скончав. А ты любишь гору (Олимп) вельми, но не мози горы ради оставит учения своего» (т. е.: «Мы были с тобою, брат, как пара волов, одну ниву возделывающих. И вот я падаю на бразде, окончив день свой, а ты, знаю, любишь гору Олимп, но из-за нее не оставляй просвещения славян»).

С такими святыми чувствами мирно отошел ко Господу верный делатель в дому Его на 42 году своей жизни в 14 день февраля 869 года.

Рановременная кончина Христова философа причинила тяжкую потерю не только ближайшим сотрудникам его, но и всей Церкви Православной.

В нем лишилась она одного из самых даровитых и ревностных учителей и защитников веры святой. По распоряжению папы Адриана, ко гробу почившего угодника Божия должны были предстать все: и греки, бывшие тогда в Риме, и римляне, петь над ним погребальные песни со свечами и проводить его с полной торжественностью, как бы проводили они самого папу. Всякое усердие к нему было принято папой как дело истинно богоугодное. Св. Мефодий объявил папе, что их мать заповедала им, чтобы тот из них, кто переживет другого, непременно перенес отшедшего ко Господу в свой монастырь. Адриан так и велел было сделать. Для этого по его же приказанию гроб почившего был поставлен в особый ящик и забит гвоздями. По истечении семи дней после того, когда все еще шли приготовления к пути, римские епископы стали просить папу оставить мощи святого в Риме. «После многих путешествий по разным странам, – говорили они, – Господь привел его наконец в Рим; здесь и взял душу его. Прилично ему, как мужу честному, и покоиться здесь же». Принял папа и эту просьбу, изъявив желание – большее сделать. «Если так, – отвечал он епископам, – то из уважения к святости почившего и из любви к нему я, преступив обычай римский, погребу его в моем собственном гробе в церкви св. Петра». Ясно открывалось из всего этого, что Сам Господь избирал Рим в место вечного упокоения для святого пришельца с Востока, дабы он и по смерти своей не переставал обличать папство в уклонении от чистоты учения первобытной Церкви Христовой, оставаясь вместе предстателем пред Господом о новообращенных чадах своих в землях славянских, смущаемых кознями вражьими. Святой Мефодий понял намерение Божие и оставил прежнее свое желание; но, чтобы, с одной стороны, сделать доступнее святыню для истинных чтителей ее, а с другой, отклонить от нее земное величие, которого избегал при жизни смиренный слуга Христов, и, с тем вместе, очевиднее показать намерение Божие о ней, он решился просить папу положить честные останки единокровного сотрудника своего не в гробе папском, а в храме св. Климента, с мощами которого они пришли в Рим. Папа и на это охотно согласился. По его повелению немедленно собрались епископы, иноки и народ и с подобающей честью проводили святые останки до означенной церкви. При этом Господу было угодно земные почести, достойно оказанные усопшему праведнику, запечатлеть знамением Своей силы. В храме епископы хотели посмотреть, не похищена ли какая часть от его святых мощей, но сколько ни силились, не могли вынуть гвоздей, которыми был заколочен гроб. Так вместе с ящиком и поставили они гроб по правую сторону алтаря. Вскоре гроб святого сделался источником многоразличных чудес и дарований Божиих. Чем более обнаруживалась сила благодати, которую стяжал на небе угодник Божий, тем более возрастало благоговение к нему. Римляне поставили на гробе икону его, день и ночь возжигали елей пред ней, воздавая хвалу Богу, прославляющему прославляющих Его.

В том обстоятельстве, что просветитель славян святой Кирилл скончался и погребен в Риме, издревле видели великую славу его, равную славе первоверховных апостолов. В каноне святому Кириллу, составленном еще в IX веке, помещен стих следующего содержания: «Господь Бог повелел ему с ними (т. е. апостолами Петром и Павлом) причастный покой прияти, как третьему (после них) свершителю Своего смотрения, как светилу, восполняющему лучами славы своей сияние двух верховных светил». Нельзя не увидеть глубоко знаменательного значения в том, что святой Кирилл погребен в церкви св. Климента. Святой Мефодий, отклонив почетное предложение папы Адриана похоронить брата в Ватикане в пышной папской гробнице и избрав местом вечного покоя для него бедную, забытую церковь св. Климента, тем засвидетельствовал, что апостолу Восточного Православия подобало почивать не среди папских гробниц в ватиканском храме, представляющем собой в настоящее время, по мнению многих, скорее пышный мавзолей и апофеоз папства, нежели дом молитвы, а именно здесь, в церкви св. Климента, которая одна из всех римских церквей через много веков сохранила в себе характер православного храма первых времен христианства, как бы для того, чтобы стать достойным и знаменательным надгробным памятником свв. Климента и Кирилла, которые оба, как истинные преемники апостолов, едиными усты и единым сердцем исповедовали Единую, Святую, Соборную, Апостольскую Церковь.

Память равноапостольного Кирилла отмечается также 11/24 мая вместе с памятью святого брата Мефодия.

В иконографическом предании древних Церквей святой равноапостольный Кирилл изображается в святительских одеждах, как, например, на фреске Софийского собора в Киеве или фреске IX века в церкви святого Климента в Риме, где изображается посвящение святого Кирилла в епископа, или на миниатюре из кенигсбергского списка летописи конца XV века. Эти факты свидетельствуют о том, что святой Кирилл был в сане епископа.

Читайте также:  Филарет Московский: житие святого, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию