Житие преподобного Никифора Прокаженного

Краткое житие преподобного Никифора Прокаженного

П реподобный отец наш Никифор, в миру Николай Дзананакис, родился в деревне Сирикари на западе Крита. Во младенчестве он лишился обоих родителей. В тринадцать лет дедушка отправил отрока служить в цирюльню городка Ханья. Здесь его все полюбили как прекрасное, умное, общительное и доброе дитя.

Но жизнь уготовала ему тяжкий и болезненный подвиг, который начался, когда на теле появились первые признаки недуга, известного как проказа.

Юный Николай сильно испугался и огорчился.

Чтобы власти не узнали этого и не заперли его на безводном острове Спиналонга, когда симптомы болезни станут слишком явными, в возрасте шестнадцати лет он бежал в Александрию Египетскую.

Там он познакомился с цветом тогдашнего греческого общества и архиереем Патриаршего престола, — все они очень полюбили доброго Николая.

Немного времени спустя, когда признаки проказы стали видимо проявляться, особенно на руках и лице, нужно было бежать и оттуда. Но куда? Этого никто не знал. Тогда один архиерей, которому Николай доверил свою беду, послал его в лепрозорий Хиоса, окормляемый преподобным Анфимом [1] .

Три года спустя святой Анфим постриг юношу в монашество с именем Никифор. Близ своего духовного отца юный монах достиг великой меры добродетелей.

«Кто мог бы исчислить духовные битвы новой жизни? Чем более истлевало день ото дня тело, тем более этот человек обновлялся духом; болезнь отсекала члены тела: глаза, руки, стопы, наконец, поразила все целиком. Но он, воспеваемый нами, отсекал всякую страсть и всякое зло, и достиг блаженного бесстрастия и совершенного терпения согласно с волей Божией и волей духовного отца, в конце концов став делателем теплейшей молитвы» [2] .

Истинный Божий певец

В лепрозории каждый вечер преподобный Никифор звонил в колокол храма праведного Лазаря. Собирались и другие; отлагая немощь, читали повечерие с акафистом Пресвятой Богородице. На рассвете, с помощью одной болящей монахини, совершалась утреня. В воскресенье и праздники преподобный становился главным чтецом и певцом храма. Блаженный митрополит Хиоса Пантелеимон Фостинис, который довольно часто слышал эти службы, говорил: «Этот монах пел, как Ангел».

Матушка Вероника из обители Богородицы Помощницы рассказала: «В одно из посещений нашего монастыря преподобный Никифор, сопровождая святого Анфима, стоял в притворе храма, и его упросили спеть «Достойно есть».

Собрались монахини, слушали и говорили друг другу: «Что за ангельский голос?»

Но когда преподобный поднял голову, они застыли, как громом пораженные, от вида язв, покрывавших его лицо».

Неземной этот ангел нес еще одну тяготу по причине своей болезни: мало-помалу он терял зрение, но от всего сердца пел множество тропарей и читал Апостол.

В Афинах

Когда Хиосский лепрозорий закрылся, отец Анфим отправил свое чадо в Афинский, с рекомендательным письмом, в котором просил служившего там отца Евмения с особым вниманием отнестись к «сокровищу, что посылает им Пресвятая», ибо они много могут получить пользы от общения с ним. В новом месте монах Никифор провел оставшееся время жизни. Отец Евмений заботился о нем с великой любовью и обращался к нему как к духовному отцу.

Преподобный отец наш Никифор преставился 4 января 1964 года, в предпразнство Богоявления.

Чудеса стали совершаться уже на исходе земного пути, но особенно много — после блаженной кончины, как то засвидетельствовали получившие от святого благодеяния и исцеления.

Прославление

3 декабря 2012 года соборным решением Вселенская Патриархия официально причислила к лику святых преподобного и богоносного отца. Память его совершается 4 января [3] .

Составлено 23 мая 2013 года, в день преставления преподобного Евмения,
Симоном, последнейшим из монахов

Перевод выполнен по изданию:
Σίμωνος Μοναχού «Άγιος Νικηφόρος ο λεπρός ο θαυματουργός.
Ακολούθια – Παρακλητικός Κανών – Χαιρετισμοί – Αγιασμός.» Άγιον ¨Ορος.

Тропарь, глас 4, подобен: Вознесыйся:

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренно, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

[1] Преподобный Анфим Хиосский, основатель и духовник женского монастыря Богородицы Помощницы на острове Хиос.

[2] Из проповеди, произнесенный в день памяти прп. Никифора в монастыре Богородицы Помощницы.

[3] По новому стилю, когда у греков — предпразнство Богоявления. Поэтому, если память преподобного выпадает на пятницу, ее переносят на 3 января, ибо когда четвертое января — пятница, по уставу утром положено прочитывать только Царские часы, а Божественная Литургия не совершается.

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно
благодаря вашей поддержке.

Подпишитесь на обновления:

Разделы сайта:

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Публикуемые на страницах сайта материалы не всегда совпадают с точкой зрения редакции и могут публиковаться в порядке обсуждения.

Разработка, создание и поддержка сайта:
А. Ковтун, С. Коппел-Ковтун
© 2007-2020

Чудеса Преподобного Анфима Хиосского (от Святого Никифора Прокажённого )

22 июля 1961 года отец Никифор отправил из Афин настоятельнице монастыря Панагии «Помощницы» список чудес Преподобного Анфима Хиосского . Вот что он ей писал:

ΣχετικάΆρθρα

Πατριαρχείο Μόσχας: “Οι πιστοί να αποφεύγουν να έρθουν στις Εκκλησίες”

Ψηφιακή περιήγηση στη Μονή Καρακάλλου

5.000 μάσκες είχαν αγοραστεί από ΄΄ εκκλησία ΄΄πριν 5 χρόνια και αποκαλύφθηκαν σήμερα!

“Я хочу поведать вам некоторые чудеса нашего Святого Отца , те , что мне более всего запомнились. Многоуважаемая игуменисса в Ловокомео острова Хиос я прибыл в 1914 году. Святой Старец Анфим прибыл сюда в 1912 году. Таким образом, эти два года я не знаю, какие чудеса ему удалось совершить . Я хочу написать о том , что мне удалось увидеть собственными глазами.

Во-первых, исцеление усопшой Юстинии, которая была одолена четырнадцатью демонами . Тринадцать из них вскоре отпустили её , благодаря молитвам Старца и его Божественному смирению . Вы , наверняка помните , как одержимая бегала по полям и горам. Особенно во время Божественной литургии дьявол мучил её , не раз пытаясь или утопить её , или сломить её ,

После паломничества на Афон он вернулся на остров Хиос. Ему дали послушание собирать милостыню для лепрозория. Через некоторое время он превратил это заведение, где нищета человеческая развращала души, в настоящий образ рая. Насельники там вели общинную жизнь, как в монастыре. Он сам лечил больных, заботился о самых отталкивающих из них, теплотой и добрым советом обращая их к Богу, поэтому многие стали монахами и монахинями. Через святого Анфима Божественное милосердие изливалось и на тех, кто приходил из мира, нуждаясь в заступничестве и наставлении человека Божия. Тридцать восемь одержимых были освобождены его постами и молитвами перед иконой Божией Матери.

Затем последовало исцеление Стильяни Хатзигеоргиу и её сестры ,из которых Досточтимый также изгнал демонов . И ещё женщину из села Святого Матвея , об этом могут подтвердить ее дети, Киприйца , который работал на сборе табака, я не помню его имени , он также был одержим нечистым духом и Святой исцелил его.

Также прибыл к нам священник с Кипра , который был одержим гордостью и исцелился. В знак благодарности он подарил Святому карманные часы , на которых было выгравировано его имя , Георгий Aспиотис.

Читайте также:  Савва Освященный: житие святого, день памяти, молитва

Однажды нам приезли из Афин молодого человека по имени Иоанис Дацинос, который также был одержим , как он сам говорил , главарём демонов , Вельзевулом , и вскоре Святой исцелил его . Вскоре мы узнали , что этот молодой человек стал священником и провёл свою оставшуюся жизнь в монастыре Святого Матвея в Кератеи .

Два брата из Вронтадо , которые были учителями ,Пателис и Георгий , также вылечились благодаря молитвам Святого Анфима отбесов.
Девушку из деревни Лептопода по имени Елена Мосхури .

Из той же деревни приехала к нам женщина по имени Каллиопи Фасола , сестра отца Амвросия , игумена монастыря Мирсиниди , которая страдала раком молочной железы , вскоре Святой излечил её .

Из деревни Волиссос привезли к нам женщину по имени Елена ,мужа которого звали Ионнис . Они потратили сотни фунтов на врачей , которые поставили диагноз – невралгия . Это был дьявол магии , и благодаря Святому , она вскоре исцелилась.

Слепой ребенок из села Зифия по имени Панайотис , который вскоре прозрел . Его мать звали Марией .

В одном большом селе , в одном благочестивом доме поселился нечистый дух , в доме этом стало неспокойно , семья стояла на грани нервного срыва .А проявлялось это таким образом :хозяйка дома убирала в доме , ставила все вещи и предметы на свои места , но на другой день . когда семья просыпалась , все вещи бутылки, стаканы , вазы , посуда, и др.находилось посередине дома . Все вместе они ставили всё это на место, но на следующий день происходило то же самое . Это повторялось очень долго . Тогда один благочестивый сосед просветил их и сказал им : ” Обратитесь к отцу Пападаки из Ловокомеу , он единственный человек, который сможет помочь Вам , так как он приближённый Господа и это проявляется через его бесчисленные чудеса . Пригласите его к себе , пусть он попросит , чтобы пришёл мир в Ваш дом .Таким образом , пошёл наш Старец к ним домой , помолился за жильцов его , и в доме воцарилось спокойствие .

Святой был духовным отцом, утешителем и заступником всего населения Хиоса. Ни одного посетителя, больного или кающегося он не оставлял без утешения: кого лечил духовным наставлением, кого — целебными травами, но прежде всего — слезной молитвой перед иконой Божией Матери. Иногда за день до шестидесяти-семидесяти больных приходили в монастырь просить помощи святого и Пресвятой Богородицы.

Более тридцати лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни.

Прп. Анфим и теперь пребывает c верующими, изливая на тех, кто прибегает к его заступничеству, Небесное утешение и исцеляя от болезней.

Таким образом я сообщаю Вам то , что видел собственными глазами .

С духовной любовью к Вам Монах Никифор Цанакакис.

Исповедник прокаженных

О старце Евмении (Саридакисе)

Старец Евмений (Саридакис; † 1999) – удивительный подвижник, святой нашего времени, прилежно заботившийся о сокрытии своей святости. Митрополит Морфский Неофит хорошо знал этого Божиего человека: живя в Афинах, он был духовным сыном старца. Воспоминаниями о старце владыка Неофит поделился в интервью газете «Истина» («Ορθόδοξη Αλήθεια»).

– Владыко, благословите! А первый вопрос такой: когда вы познакомились со старцем Евмением?

– В 1981 году. Я это очень хорошо помню. Тогда еще прокаженные в Лимодоне[1] шутили: «Отец Евмений, ты вступил в “Клуб десять”». Юмор прокаженных произвел на меня впечатление. В том же году в первый раз пришел к власти Андреас Папандреу[2], ему было пятьдесят. Он тоже с 1931-го.

– А как вы познакомились со старцем?

– С герондой меня познакомил благословенный Герасим (Фокас), 22 дня бывший митрополитом Кефаллинии. И произошло это в среду Великого канона. Я искал духовника, и он порекомендовал мне отца Евмения, отозвавшись о нем очень положительно. Правда, было неизвестно, исповедует ли он. В те времена о нем мало кто знал, даже как о духовнике.

Когда я сказал, что хочу исповедоваться, старец ответил, что не исповедует здоровых, а только прокаженных. «Вы так говорите, чтобы я пожалел, что не болею проказой?» – спросил я его. Он рассмеялся и сказал, что в районе Илисиа, где я живу, есть духовники – к ним мне и надо идти.

Я пошел расстроенный, но как только приблизился к двери, он окликнул меня. Позже старец сказал, что увидел меня в рясе (тогда митрополит был еще мирянином. – Ред.) и услышал глас Святого Духа, говорившего: «Это чадо задержи. Он станет священником! И с сегодняшнего дня исповедуй всех!» Так что мой приход дал такой вот положительный результат: двери старца открылись для всех. Он и так был исповедником, но в течение нескольких лет исповедовал только больных.

– Как бы вы охарактеризовали его как духовного отца? Был ли он более строгим, чем ваш геронда – святой Иаков?

Это был самый всепрощающий человек. Но с теми, кто серьезно относился к духовной жизни, старец был исцеляюще строг

– Я сам несколько раз сподобился встреч с этим старцем и почувствовал какой-то магнетизм, притягивающий к нему, а ведь «говорил» он мало…

– Это и была сладость Святого Духа, Который пребывал в нем благодаря его подвижничеству. И благодать эта разливалась на всех приближавшихся к нему. Люди это чувствуют. Чувствуют даже грешники. Все ощущают, что у этого человека есть что-то и это «что-то» есть дар Святого Духа.

Знаешь, вчера, изучая святого Исаака Сирина, я вспомнил слова, сказанные мне другим святым – старцем Паисием: «Никогда не держи на столе эту книгу закрытой. Пусть она всегда будет открыта и никогда не закрывается». И вот я подумал: если меня спросят, знаю ли я человека, пережившего всё то, что с такими подробностями и глубиной описывает святой Исаак Сирин, я отвечу: это старец Евмений.

Геронда сам рассказывал мне, как он пережил всё то, что описывает святой Исаак, и думал, что всё это было прелестью. Особенно после смерти его старца, святого Никифора Прокаженного, когда он остался одиноким, это годы после 1964-го. Он мне рассказывал, что, когда где-то в году 1970-м издательством «Апостол Варнава» были выпущены аскетические труды святого Исаака Сирина, он прочитал эту книгу и понял, что переживаемое им вовсе не прелесть, а от Бога. Это открытие не позволяло ему заснуть три дня.

«И на Литургии, – рассказывал старец, – или когда я просто разговаривал с людьми, из глаз моих лились жгучие слезы и жгли меня»

– А с вами он говорил когда-нибудь о святом Никифоре?

– Да, конечно, много раз.

– Какие воспоминания о старце Евмении дороги вам больше всего?

– Ну, такого много. Прежде всего он был прилежно несудящим. Если он, благодаря своему дару провидения, замечал, что ты судишь о чем-то или, что еще хуже, осуждаешь кого-то, он начинал «действовать». Просто молчал, не разговаривал с тобой. Но если он знал тебя близко, то мог разгневаться и отругать. И ты понимал: старец увидел твой грех, кого-то ты осудил.

Читайте также:  Серафим Саровский: житие святого, день памяти, молитва

Он был более чувствителен к суду и осуждению, чем к плотским и другим грехам. Чтобы быть его духовным чадом, надо было иметь очень много терпения. Постоянно приходилось слышать замечания от геронды на эту тему. Он сам обладал великой способностью к неосуждению. Если бы загорелась его келья, он бы постарался потушить пожар. Но если бы ему потом сказали: «Проклятый огонь! Геронда, ты чуть не сгорел!» – он бы ответил: «Да ты что?! Огонь был очень красивым!» Многие меня не понимают, когда я рассказываю подобные вещи. К примеру, сейчас на Кипре началась жара. Если бы ты сказал старцу: «Ужасная жара стоит!» – он бы тебе ответил: «Жара – это прекрасно». И всегда было понятно, что он говорил так, в это действительно веря. Он даже не хотел, чтобы осуждали погодные явления! Однажды, когда дождь шел несколько дней, я сказал: «Пресвятая Богородица, сколько же еще будет лить?!» Старец Евмений ответил: «Будет лить столько, сколько угодно Пресвятой Богородице». Он не хотел, чтобы мы кого-то осуждали. Ему говорят: «Папандреу сказал то и то», – тогда происходили изменения в правительстве страны. «Молодец Папандреу», – отвечал он. То же самое, если рассуждали о других политиках, например о Караманлисе[3]: «Молодец Караманлис!» Как-то зилоты хотели что-то сказать ему о патриархе. «Патриарх святой», – прервал он их. То есть совершенно не принималась критика политики, церковных дел и… метеорологии.

Это его свойство не судить давало вам понять, насколько чист он был телесно. Знайте, что неосуждающий человек становится целомудренным и осмотрительным. И диаволу трудно искусить такого, особенно плотски.

Старец был и очень радостным человеком. Это второе, что особенно запомнилось. Мало у кого такую радость можно встретить. У многих есть чувство юмора, но у него был именно дар радоваться. Не думаю, что Господь удостоит меня снова увидеть такого человека. Вспоминается его неописуемая радость на многих Литургиях и службах, продолжавшихся по пять часов. До заключительной молитвы улыбка не сходила с лица отца Евмения.

Наверное, не многим известно, что какое-то время он был борим демоном. Недавно один одержимый юноша рассказал, как будто бы он просил святого исцелить его, а святой ему ответил: «Я помогу тебе, но знай, отчего это с тобой. Со мной такое приключилось от гордыни, а с тобой – от богохульства».

– Когда демон взял над ним власть, отец Евмений уже был знаком со старцем Никифором?

– Да, они были знакомы. Но святой Никифор из смирения ничего не сделал. Он отослал старца Евмения на свою родину – на остров Крит, и его отчитывали два великих святых, которые официально не прославлены: старец Никодим Исповедник и Анастасий (Кудумианос), его близкий друг. Это великие критские святые. Никодим, когда распространилась слава о его способности изгонять демонов, покинул остров и удалился на Афон, где жил в ските в Капсале, недалеко от Кареи.

– А правда, что в больнице Лимодон прокаженных окормляли и другие подвижники?

– Да. Надо, чтобы кто-нибудь этим занялся. Я говорил об этом и жизнеописателю старца – монаху отцу Симону. Я ему сказал, что никто не становится святым сам по себе. Каждому помогает его окружение. Как в положительном, так и в отрицательном. Окружение старца Евмения помогало ему обрести святость.

Хоть он и сам был от рождения Божиим человеком, ему очень помогло то, что там, где он оказался, в Лимодоне, были, во-первых, святой Никифор, следовавший всем аскетическим правилам святого Анфима Хиосского; во-вторых, святой Анфим, последователь аскетической системы святого Пахомия Хиосского – старца святого Нектария Эгинского. Вот такая компания!

В Лимодоне были и другие люди, освященные молитвой, терпением и послушанием старцам Евмению и Никифору.

Была одна парализованная и от рождения слепая женщина по имени Вангелия, родом из Эпира. Я ее очень хорошо знал. Эта слепая видела Богородицу. Диавол за то, что она читала акафист, сбрасывал ее с кровати на мраморный пол комнаты. Она не звала медсестру, чтобы та ее подняла: не хотела ее беспокоить. Так она могла лежать и два часа, пока, проходя мимо, медсестра случайно не обнаруживала ее на полу и не поднимала на кровать. Один раз, рассказывала она мне, она так сильно замерзла, но желание не утомлять медсестру было настолько велико, что Сама Богородица подняла и положила ее на кровать.

Больная не хотела беспокоить медсестру, и тогда Сама Матерь Божия подняла ее и положила на кровать

Вспомним и об Арестидиса и Хараламбоса – этих праведных людях.

– Эти двое помогали отцу Евмению читать Псалтирь?

– Не только читать Псалтирь. Певчим был Костас. Он тоже болел проказой, но не жил в Лимодоне. Приходил, чтобы петь на клиросе. С Псалтирью помогал и Михалис, слепой. Мы еще затемно шли в церковь и начинали утреню. Потом приходил Михалис, и мы совершали Святую Литургию, которую Михалис знал наизусть.

И от многих Литургий и молитв геронды и прокаженных собиралось святое миро.

Все годы, за исключением последних, старец Евмений был прилежно скрыт. Объясню, что значит «скрыт». Если он провидел, как я кому-то говорю в автобусе или такси, что еду к старцу Евмению – святому человеку, то меня, когда я приходил к нему, ждало его «нападение». Рядом с ним находиться было нелегко. Он знал, о чем ты думаешь, какие у тебя желания, о чем судишь, кого осуждаешь, кого недолюбливаешь. Но всё он умел превращать в шутку и всё время посмеивался своим характерным смехом.

Много чего еще можно вспомнить. Но всё это я рассказывал отцу Симону, написавшему книгу о старце. Единственное, о чем он не говорит, так это о людях, окружавших геронду. Возможно, должна быть написана вторая книга, рассказывающая и о других пациентах. Благословенный Герасим (Фокас) называл Лимодон «Святой Горой Афин».

«Святая Гора Афин» была местом убежища человеческой боли. Люди, беспощадно мучимые ужасным недугом, терпеливо несли свой крест, руководимые старцем Евмением, этим духовным плодом святого Никифора, святого Анфима, святого Пахомия… Отец Евмений поддержал и вселил надежду в тех болящих, которых «Бог нашел верными».

В бездуховную эпоху он жил между нами и поддерживал народ Божий. И сегодня, когда мрачные тучи самые разного вида – национальные, нравственные, общественные, межличностные, экономические – затемняют небо нашей родины и весь мир в целом, эти души – души, чистые перед Господом, – могут видеть вверху над тучами святого Евмения с его герондой святым Никифором, а рядом и всех тех благочестивых и праведных, кто был с ними. Попросим, чтобы их святыми молитвами пред Господом удалились эти черные тучи с нашего горизонта.

Вопросы митрополиту Морфскому Неофиту (Масурасу)
задавал Иоанис Занис
Перевел с новогреческого Константин Митин
Ορθόδοξη Αλήθεια. 12.06.2019

[1] Афинская больница для прокаженных.

[2] Греческий политик и государственный деятель, премьер-министр Греции (1981–1989) и (1993–1996), основатель одной из крупнейших политических партий Греции – ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение).

Читайте также:  Евфросиния Колюпановская: житие святого, день памяти, молитва

[3] Вероятно, имеется в виду Константин Караманлис – один из крупнейших греческих политиков XX века, президент Греции в 1980–1985 и 1990–1995 гг., основатель консервативной партии «Новая демократия».

Житие преподобного Никифора Прокаженного

Вера и Время: Не удалось найти страницу

К сожалению, на нашем сайте страница с таким адресом не найдена.

Страница отстутствует или была удалена с сайта.
Возможно, допущена ошибка в адресе страницы.

Попробуйте найти интересующие Вас материалы
с помощью ФОРМЫ ПОИСКА

Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Видео/аудио

26 августа 2019

26 августа 2019 года на площадке Российского университета дружбы народов (РУДН) состоялся очередной, VIII Форум педагогов Москвы «Учитель цифрового города: настоящее и будущее», организованный Единой независимой ассоциацией педагогов.

Все анонсы.
Святые и святыни:

. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице.

Знаменательные даты:

Девиз дня «Театр, как средство взаимного понимания и укрепления мира между народами»

Святой Никифор

Патриарх Никифор
Πατριάρχης Νικηφόρος

Никифор попирает иконоборца Иоанна Грамматика. Хлудовская псалтырь
80-й Константинопольский патриарх
806 — 815
ЦерковьКонстантинопольская православная церковь
ПредшественникТарасий
ПреемникФеодот I
Рождениеок. 758
Константинополь
Смерть828 ( 0828 )

  • Константинополь , Византия
Похоронен
  • Церковь Апостолов
День памяти13 марта
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828 году.

В 847 году были обретены мощи патриарха Никифора, которые, по преданию, оказались нетленными. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме Святой Софии, а затем перенесли в храм Святых Апостолов. В настоящее время рука святителя хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

Труды

  • Краткая история со времени после правления Маврикия[1]
  • Послание ко Льву III, папе Римскому
  • Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон [2]
  • Против Евсевия и Епифанида
  • Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам
  • Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога-Слова
  • Обличение и опровержения безбожного и нечестивого определения собора, бывшего в 815 г.
  • Краткий хронографикон (в древнерусском переводе с продолжением — «Летописец вскоре»)

Примечания

  1. ↑ Патриарх Никифор. Краткая история (часть 1, часть 2)
  2. ↑Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон

Литература

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Никифор, патр. Краткая история со времени после царствования Маврикия / Никифора, патриарха Константинопольского; Пер. [с греч.] Е. Э. Липшиц // Визант. временник. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. — Т. III. — С. 349—387.
  • Никифор, патр. «Летописец вскоре» / Патриарха Никифора // Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности: («Летописец вскоре» Константиноп. патр. Никифора). — СПб.: Дм. Буланин, 1998. — (Правосл. палестин. сб.; Вып. 97 (34). — Прилож.: С. 109—175.
  • Сказание о перенесении мощей патриарха Никифора, пер. Д. Е. Афиногенова // Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники / ред. А. М. Лидов. — М. , 2006. — С. 39—84.
  • Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. — Мн. , 2001 (там же: Житие св. Никифора и Слово игумена Феофана о перенесении мощей святителя)..

Святой Никифор

Патриарх Никифор
Πατριάρχης Νικηφόρος

Никифор попирает иконоборца Иоанна Грамматика. Хлудовская псалтырь
80-й Константинопольский патриарх
806 — 815
ЦерковьКонстантинопольская православная церковь
ПредшественникТарасий
ПреемникФеодот I
Рождениеок. 758
Константинополь
Смерть828 ( 0828 )

  • Константинополь , Византия
Похоронен
  • Церковь Апостолов
День памяти13 марта
Произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

Никифор родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине V Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею Седьмого Вселенского собора. Позднее он удалился в Мидикийский монастырь, но постриг принял не сразу, а позднее, когда в 806 году после смерти патриарха Тарасия был возведён на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828 году.

В 847 году были обретены мощи патриарха Никифора, которые, по преданию, оказались нетленными. Их перенесли из Проконниса в Константинополь и положили на один день в храме Святой Софии, а затем перенесли в храм Святых Апостолов. В настоящее время рука святителя хранится в Хиландарском монастыре на Афоне.

Труды [ | ]

  • Краткая история со времени после правления Маврикия[1]
  • Послание ко Льву III, папе Римскому
  • Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон [2]
  • Против Евсевия и Епифанида
  • Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам
  • Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога-Слова
  • Обличение и опровержения безбожного и нечестивого определения собора, бывшего в 815 г.
  • Краткий хронографикон (в древнерусском переводе с продолжением — «Летописец вскоре»)

Примечания [ | ]

  1. ↑ Патриарх Никифор. Краткая история (часть 1, часть 2)
  2. ↑Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон

Литература [ | ]

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Никифор, патр. Краткая история со времени после царствования Маврикия / Никифора, патриарха Константинопольского; Пер. [с греч.] Е. Э. Липшиц // Визант. временник. — М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. — Т. III. — С. 349—387.
  • Никифор, патр. «Летописец вскоре» / Патриарха Никифора // Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности: («Летописец вскоре» Константиноп. патр. Никифора). — СПб.: Дм. Буланин, 1998. — (Правосл. палестин. сб.; Вып. 97 (34). — Прилож.: С. 109—175.
  • Сказание о перенесении мощей патриарха Никифора, пер. Д. Е. Афиногенова // Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники / ред. А. М. Лидов. — М. , 2006. — С. 39—84.
  • Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. — Мн. , 2001 (там же: Житие св. Никифора и Слово игумена Феофана о перенесении мощей святителя)..

Ссылка на основную публикацию
×
×