Житие преподобного Феодосия Великого

Автор: | 01.12.2021

Преподобный Феодосий Великий

Преподобный Феодосий Великий жил в V – VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (+ 459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (+ 379: память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках – греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 – 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: “Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема”. За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.

Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: “Гнев Божий надвигается на восточную страну”. Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий: житие, икона, молитва — 24 января день памяти

Святой преподобный Феодосий Великий: житие

Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.

Святой Феодосий Великий: икона

В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 — 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий

Святой преподобный Феодосий Великий: молитва

Акафист преподобному Феодосию Великому

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Насажден во дворех Господа твоего, преподобными твоими добродетельми красно процвел еси и умножил еси чада твоя в пустыни, слез твоих тучами напаяемая, стадоначальниче Божий Божественных дворов. Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, иночествующих мудрый наставниче и покровителю, преблаженне отче Феодосие, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Икос 1

Ангельский образ жития от юности возлюбивый, яко безплотен во плоти пожил еси, преподобне Феодосие, вся временная и земная во уметы вменяя. Сего ради, яко ангела земнаго и человека небеснаго истинно тя почитающе, со умилением вопием ти:

Радуйся, Каппадокии святое прозябение.

Радуйся, благочестивых родителей благословенный плоде.

Радуйся, в вере и благочестии воспитанный.

Радуйся, благодатию Божиею приосененный.

Радуйся, Евангелия Христова усердный последователю.

Радуйся, заповедей Господних верный исполнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 2

Видев на тебе сугубую благодать, отче Феодосие, прозорливый угодник Божий преподобный Симеон благословив тя, предрече, яко много подвизатися будеши в превременнем сем житии, Господа ради. Мы же, ведяще, яко ты воистину ревностный служитель Богу и братии явился еси, в молитвах, пощениих и бдениих образ быв твоим учеником, воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум несумненный имел еси в себе, отче Феодосие, егда славу мира сего презрев, иноческим подвигом всецело предался еси, страсти греховныя в себе умерщвляя и непрестанными к Богу молитвами душу свою насыщая. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:

Радуйся, от юности постническое житие возлюбивый.

Радуйся, иго Христово с любовию понесый.

Радуйся, плоти мудрование умертвивый.

Радуйся, нищету вольную себе усвоивый.

Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный ревнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 3

Силою свыше облеклся еси, многия добродетели в себе стяжавая, богомудре Феодосие, и благодатию, яко ризою, одеявся, собрал еси иночествующих множество, во еже славословити Творца всяческих песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велию ревность о подвизе иноческаго жития и славы человеческия избегая, потщался еси, преподобне, в пустыню отъити, и в пещеру, в нейже волсви с дарами в Вифлеем к рождшемуся Богомладенцу Христу шествовавшии укрывахуся, вселился еси. Мы же, дивящеся пустыннолюбному житию твоему, усердно вопием:

Радуйся, всего себе воли Божией предавый.

Радуйся, житию безплотных поревновавый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, монашествующих славо и утешение.

Радуйся, иноческаго жития рачителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 4

Бурю помыслов и страстей мужественно претерпев, преподобне отче, обрел еси тихое пристанище — Христа, Егоже ради во мнозе долготерпении неленостно в житии твоем потрудился еси, ныне же на небесех во славе со Ангелы воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о подвижничестем житии твоем, преславне Феодосие, прихождаху к пещере твоей ищущии спасения, ихже ты любомудренно наставлял еси, да о суетности земнаго жития сего и о смертном часе непрестанно помышляют. Мы же, видяще таковое попечение твое о спасении братии твоея, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, пустыннолюбцев усердный сподвижниче.

Радуйся, братолюбия прилежный строителю и теплый о всех молитвенниче.

Радуйся, на высоту добродетелей возшедый.

Радуйся, на земли ангельски поживый.

Радуйся, работающих Господеви наставниче премудрый.

Радуйся, помощниче немощным предобрый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, преподобне отче Феодосие, светом богоугоднаго жития твоего всех освещая и приходящих к тебе любити Господа и Спасителя нашего и Ему единому неленостно служити научая, вопиюще со умилением: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, преподобне отче Феодосие, достигшаго в мужа совершенна о Христе и преисполненнаго дарований Божественных, во Евангелии Христовом верным обетованных. Темже, воспевающе подвиги и труды твоя, взываем ти сице:

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, постниче неизнемогающий.

Радуйся, трудолюбче благословенный.

Радуйся, образе смирения и послушания.

Радуйся, учителю чистоты и целомудрия.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 6

Проповедник истиннаго покаяния и послушания был еси, преподобне Феодосие, сего ради мнози прихождаху к тебе, спасения ищуще; егда же число учеников твоих умножишася, ты обитель иноческую на месте, чудным образом тебе от Господа указанном, основал еси, в нейже воспевашеся богокрасная песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во всем мире слава обители твоея, преподобне отче, идеже обретоша душевное успокоение не токмо живущии в ней, но и вси ищущии спасения: юныя и старцы, богатии и нищии, немощныя и убогия. Мы же, поминая попечения твоя о спасении всех к тебе притекающих, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, иноков мудрый руководителю.

Радуйся, в подвизе сущих предстателю.

Радуйся, гладных щедрый питателю.

Радуйся, немощных безмездный целителю.

Читайте также:  Макарий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Радуйся, усердный пред Богом ходатаю.

Радуйся, теплый о нас молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 7

Хотяй, да вси исповедуют веру истинную, во Святый Град Иерусалим стопы твоя направил еси, преподобне, идеже еретическая мудрования посрамив, верных научил еси Триипостасному Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 7

Дивный воистину защитник Православныя веры явился еси, богомудре Феодосие, лжеучения еретическая всячески обличая и исповедати истинную веру всех призывая. Сего ради от императора Анастасия заточение темничное и узы претерпел еси, вернии же, видяще таковую ревность твою, воспеша ти таковая:

Радуйся, Пресвятыя Троицы истинный служителю.

Радуйся, воли Божией усердный исполнителю.

Радуйся, Православныя веры исповедниче.

Радуйся, истины Христовы проповедниче.

Радуйся, еретическая учения разоряяй.

Радуйся, христиан православных в вере утверждаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 8

Странное и преславное знамение благоволения Божия видится на тебе, отче Феодосие, данною бо тебе благодатию с верою просящих от всяких напастей охраняеши, от скорбей свобождаеши и всяко прошение во благо исполняеши, научая дивному в чудесех Своих Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всему мирови молитвенник изряден и чудотворец явился еси, богоблаженне Феодосие, и весь в Бозе быв, вся заповеди Христовы верно хранити ученики твоя наставлял еси. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, наставляй и нас на путь спасения, вопиющих ти сицевая:

Радуйся, жития великих подвижников приемниче.

Радуйся, вечныя блаженныя жизни наследниче.

Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.

Радуйся, пищи небесныя приобщивыйся.

Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.

Радуйся, крине пустынный, святостию благоухаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивил еси высотою подвигов твоих, преподобне отче, невещественное житие на земли являя, сего ради Небесным Силам сопричтен, Престолу Царя Славы ныне предстоиши, со Ангельскими лики воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийствующий язык не может достойно восхвалити тя, отче Феодосие, многия бо преславныя подвиги в житии твоем совершил еси. Мы же к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспети тебе таковая:

Радуйся, яко Господеви всею душею и всею крепостию твоею послужил еси.

Радуйся, яко сего ради многообразных даров от Него сподобился еси.

Радуйся, Православныя веры светило и утверждение.

Радуйся, обители твоея покрове и защищение.

Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый.

Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 10

Спасти хотя множество людей твоим попечением, Преблагий Господь избра тя достойна наставника, преблаженне отче Феодосие: тобою бо мнози на путь спасения наставлени быша и молитвами твоими Царствие Небесное наследоваша, идеже благодарно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена тверда и ограда несокрушима обители твоея суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, отче Феодосие. Темже живущии в ней, тобою от бед избавляеми, благодарно возносят к тебе гласы своя, взывающе сице:

Радуйся, последователю Христов благопослушлив.

Радуйся, Владыки своего рабе благий и верный.

Радуйся, трудолюбнейший вертограда Христова делателю.

Радуйся, тщаливейший заповедей Христовых исполнителю.

Радуйся, и по отшествии обитель твою соблюдаяй.

Радуйся, молящимся в ней благопотребная подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 11

Пение хвалебное приими от нас, преподобне отче, внемли молениям нашим, защити нас от всякаго зла, сохрани обитель твою, да будет верным во утешение и прибежище, идеже непрестанно возносится песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, преподобне отче Феодосие, сердца верных просвещая и к разуму Божественному вся наставляя, со умилением взываюших сице:

Радуйся, наставниче ко спасению премудрый.

Радуйся, в подвизех неутомимый.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, тезоименитыя тебе обители страже неусыпный.

Радуйся, в напастех и скорбех помощниче скорый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам, святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в преподобии и правде, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых, да купно с тобою сподобимся узрети славу Великаго Бога и вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое богоугодное житие, восхваляем мирную кончину твою, отче Феодосие, и молим ти ся: не забуди нас, грешных и недостойных, буди нам во всем ко благу скорый помощник, со умилением зовущим ти таковая:

Радуйся, теплый ходатаю о всех имя твое призывающих.

Радуйся, ограждение и упование тя почитающих.

Радуйся, стада Христова добрый наставниче.

Радуйся, обидимых и обездоленных заступниче.

Радуйся, православных христиан похвало.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 13

О предивный чудотворче и великий угодниче Христов, преподобне отче Феодосие, предстояй ныне Престолу Пресвятыя Троицы, приими от нас, грешных, приносимыя ти хвалебныя пения, и молитвами твоими испроси нам у Господа оставление грехов, избавление от бед временных и спасение от мук вечных, да с тобою выну воспеваем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Феодосию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем — отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник

День памяти: 24 (11) января

Преподобный Феодосий, память коего празднуется в нынешний день, родом из Каппадокии, получив христианское воспитание, с детства привержен был к Священному Писанию, с любовью изучал его и более всего дорожил посещением храма Господня, при котором, имея хороший голос, он был определен чтецом. Всей душою любил он это дело и со вниманием читал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется «не привязываться к земному миру, а помышлять главным образом о вечной жизни и стремиться к ней». Усердно молил он Бога, чтобы Он открыл ему истинный путь и Сам руководил им.

Достигши высокой святости жизни, сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой лавры близ Иерусалима с шестьюстами братиями (всех же учеников его насчитывают во время его продолжительной жизни до шестнадцати тысяч человек).

Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братия, – часто увещевал он иноков, – ради любви Господа нашего Иисуса Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о будущей, вечной жизни; не будем лениться и проводить в праздности дни наши, отлагая до следующего дня доброе начинание: да не встретит нас смерть без добрых дел и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни. Тогда раскаяние уже будет бесполезно; теперь же время для него благоприятное: здесь – покаяние, а там – воздаяние, здесь – делание и терпение, а там – утешение… Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни – в жизнь вечную, другие – в муку вечную».

Преподобный Феодосий мирно скончался в 529 году, будучи 105 лет от роду, и погребен в Вифлеемской пустыне, где он первоначально иночествовал.

Преподобный Феодосий Великий своей жизнью и своим учением дает нам урок иметь живую память о смерти, дабы не привязываться к земному и не лишиться Небесного Царствия.

Святитель Тихон Задонский так изображает благотворность памяти смертной: «Она не попустит нас хвалиться благородством, и других – братию свою – презирать. Понеже, памятуя смерть, будем помнить, что земля есмы, и в землю пойдем».

«Памятуя смерть, не будем объядением и пьян-ством мех сей телесный обременять: но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть и трудиться можно было».

«Памятуя смерть, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении едина только сорочка для прикрытия наготы нужна».

«Памятуя смерть, не будем доставать злоковарным происком многих сел, деревень, земель, ведая, что по смерти не более трех аршин надобно будет земли. Итак, памятуя смерть, великое опасение будем иметь к избежанию козней неприязненных».

«А когда смерть будем помнить, то на ум прийдет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое истязаны будем. Итак, памятуя смерть, будем и к Страшному Суду приготовляться, и Судию праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, ежели к человеческому суду призываемы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться: кольми паче к Божию Суду, на котором вся явлена будут и помышления наша.

От Страшного Суда две дороги, лежащие в уме, представятся: по единой бедные грешники с плачем, воплем и рыданием неполезным идут в муку вечную; по другой – блаженные праведники, с радостью неизреченной, идут в живот вечный.

Сих четырех – смерть, суд, ад, Царствие Небесное – всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, в осторожность нам глаголющему: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).

Многие святые для живого напоминания себе смертного часа имели у себя в келье гроб, а на столе череп мертвого человека, которые всегда напо-минали о смерти, суде, аде и Царствии Небесном и тем постоянно поддерживали святых подвижников в терпеливом несении креста их скорбной жизни на пути в Царствие Небесное.

Будем же помнить последняя своя, дабы во веки не согрешить и не лишиться Царствия Божия; пусть смерть близких и родных наших напоминает нам о нашей смерти, пусть вид кладбища побудит нас к размышлению о том, что будет некогда время, когда и мы будем покоиться среди мертвых; пусть болезни, постигающие нас, будут для нас вестниками, зовущими к загробной жизни. Больше всего будем молить Господа, да избавит Он нас от окаменения сердца и да пробудит Он в нашей душе живую память смертную, столь благотворную для нас.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

Тропарь Феодосию Великому, общих житий начальнику, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Феодосие отче наш, /моли Христа Бога спастися душам нашим.

ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ

Прп. Феодосий Киновиарх

Феодосий Великий (ок. 424 – 529), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный

Родился около 424 года в каппадокийском селении Могариасс вблизи города Команы от благочестивых родителей Проересия и Евлогии. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.

В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение святого Симеона Столпника. Поклонившись святым местам Иерусалима, Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей.

Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) он нашёл монастырь, бывший под управлением учеников Евфимия Великого и его спостника Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать “канон пустыни”.

Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, преподобный Феодосий не сразу приступил к устройству монастыря в избранной им пещере; сперва он путём долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники находили в лице Феодосия уже опытного руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к Лавре Саввы Освященного, как киновии блаженного Феоктиста и святого Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской. Затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, преподобный Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни.

Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из ранее существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная им для монастыря, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не только о личном совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботы, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в неё отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем Лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, тогда как Великая Лавра во время своего наивысшего расцвета (V и VI вв.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли своё значение и уступали место киновии Феодосия. В состав её братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми духами.

Своим снисходительным отношением к слабостям человеческой природы святой Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского, напоминал святого Иоанна Богослова.

Во время правления Восточно-Римского императора Анастасия с его поддержкой вновь стала крепнуть монофизитская ересь, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твёрдо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осуждённые Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: “Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема“. За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но вскоре, после смерти императора, возвратился.

Прп. Феодосий Великий. Мозаика из монастыря Неа Мони, Греция (ок.1050 г.)

Скончался преподобный Феодосий 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчинённых ему киновий теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения огромная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отреза́ли частицы его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем.

Житие Феодосия Киновиарха помещено в “Acta Sanctorum” (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: “Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta” (Бонн, 1890) и “Der heilige Theodosios” (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжён многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его “Studien zu den Legenden des hl. Theodosios” (“Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München”, 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского кодекса акафист св. Феодосию на греческом языке. Автор комментария к житию прп. Феодосия в “Acta Sanctorum” не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что оно написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Феодосия Юлиана, впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером по рукописи XI века житие палестинского киновиарха доказало, что помещенное в “Acta Sanctorum” житие Феодосия принадлежит Феодору, еп. Петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения (530 г.). Кириллу Скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Феодосия, уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-й выпуск палестинского патерика (1895 г.).

Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми кра́сно процве́л еси́/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ сле́з твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Литература

  • П. Сладкопевцев, “Древние палестинские обители и прославившие их св. подвижники” (вып. II, СПб., 1895)
  • Архим. Феодосий, “Палестинское монашество в IV-VI вв.” (Киев, 1899)

Житие преподобного Феодосия Великого

Память 11/24 января

Преподобный Феодосий родился в в Каппадокии, от благочестивых родителей и был воспитан в благонравии и книжном обучении. Когда он пришел в совершенный разум, то, имея прекрасный голос, стал чтецом в церкви. Пылая сердцем и желая, оставив все, последовать за Христом, он наконец возложил упование на Бога и отправился в Иерусалим. Проходя через Антиохию, блаженный Феодосий сподобился видеть преподобного Симеона Столпника, и тот благословил его и предрек, что он будет пастырем духовного стада. Феодосий, подкрепленный благословением и молитвами преподобного, скоро достиг Иерусалима. Обойдя святые места и помолившись у Гроба Господня в храме Воскресения, он решил присоединиться к святым подвижникам и тотчас стал искать себе наставника. В то время знаменитейшим из всех отцов, живших в Иерусалиме и его окрестностях, был некий старец, по имени Логгин, имевший свою келию при башне Давидовой. Придя к нему, святой Феодосий принял начало иноческих трудов, возрастая из силы в силу, а по прошествии времени был переселен старцем, хотя и помимо своего желания, на место, называемое “ветхим седалищем”.

Когда он пребывал там в подвигах, повсюду прошел слух о его добродетели и начали к святому приходить ищущие душевной пользы. Блаженный вскоре стал тяготиться отсутствием покоя и ушел оттуда на гору, где была пещера. В ней, по древнему преданию, отдыхали с дороги и ночевали те три волхва, которые приходили в Вифлеем ко Христу с дарами. Здесь святой начал проходить теснейший путь. Молитва его была непрестанной, стояние всенощным, слезы всегда исходили из его очей, как потоки из источников. Пост его был безмерен: тридцать лет он совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, сочивом или травами и кореньями пустыни, да и этого употреблял весьма мало. Душу он питал словом Божиим, насыщая ее внутренним боговидением. Живя так, он просиял, как светлая звезда, и соделался известным всем жителям Палестины. Некоторые из любящих добродетель приходили к нему, и пустынную жизнь с ним в пещере предпочитали веселой мирской жизни. Святой повелел ученикам выкопать могилу, чтобы, взирая на нее они учились помнить о смерти.

Число братии постепено увеличивалось, ибо источники благодати, которой был исполнен святой отец, привлекали к себе много душ, причем немало приходило сановитых и богатых людей. Наконец пещера сделалась тесной для большого количества людей. Преподобный Феодосий стал молиться Богу, чтобы Он дал знать, если Ему будет угодно создание монастыря, и указал чудесным знамением место для обители. Взяв кадило и наполнив его холодным углем, он положил фимиам, без огня, и пошел с молитвой по пустыне, пока не и достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. Увидев, что угли не загораются, святой вернулся, но уже недалеко от пещеры из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись. Святой познал, что это и есть место, на котором должна быть создана обитель. Ученики святого тотчас принялись за дела: положили основание, построили церковь, келии и ограду и скоро уже имели просторную обитель.

Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней было установлено общежитие. Преподобный был не только великим пастырем, но и общей врачебницей, общим сокровищем алчущих, наготствующих, странствующих. Его молитвами наполнялись елеем гаснувшие лампады, пополнялись хлебом житницы в голодное время, по-евангельски умножались хлеба. Преподобный устроил много странноприимных домов и больниц. Он посещал, кроме того, и находящихся в горах и пещерах, заботился и болел о них сердцем, как отец о детях.

Так как в обители преподобного братия была разноязычная, то он устроил и другие церкви, в которых каждый народ мог бы на своем языке славить Бога. Всех братьев, чад преподобного отца, стало числом около семисот, и многие из них являлись пастырями в других монастырях. Удивительно в нем было то, что, не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал поучения с такой обстоятельностью, что с ним не мог сравниться никто из состарившихся над книгами и в совершенстве изучивших ораторское искусство. Ибо он учил не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божия.

В то время царствовал Анастасий. Вначале его царствование казалось подобным сладостному раю, но позже он совратился в ересь Евтихия и Севера и смущал ею Церковь, отвергая Халкидонский IV Вселенский Собор, изгоняя православных епископов с престолов, а еретических поставляя на их места и склоняя к единомыслию с собою многих из православных. Сначала он дерзнул и преподобного Феодосия коснуться своим льстивым коварством, но тот был неколебим в вере. Тогда царь стал требовать от преподобного согласиться с учением Евтихия и Севера. Но Феодосий Великий, собрав всех пустынников, твердо восстал против еретического зловерия и написал царю послание. Прочитав его, царь устыдился и прекратил внутри своего государства гонения на православных. Однако по прошествии некоторого времени царь снова восстал против правой веры. И вновь преподобный Феодосий, хотя уже и престарелый летами, пришел в Иерусалим из своей обители и в великой Иерусалимской церкви громко возгласил: “Кто не почитает четыре Вселенские Собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема!” Потом, призвав из своих учеников, он обходил с ними окрестные города и селения, уничтожая ереси и утверждая благочестие. Царь же, услышав об этом, осудил его на изгнание. Преподобный был сослан в заточение, но сам царь Анастасий скоро лишился временной жизни, и исповедник Христов Феодосий вместе с другими, претерпевавшими изгнание за православие, немедленно возвратился в свою обитель, где продолжил подвизаться “в пениих, пощениих и бдениих” и творить чудеса силою Божией.

Так известен случай, когда болящая раком женщина исцелилась прикосновением к одежде преподобного. Одного ребенка святой спас от потопления в колодце, чудесно придя на помощь. В другой раз изгнал гусениц и саранчу, производивших опустошения в Палестине (преподобный тогда уже был уже весьма стар и не мог ходить, и его принесли на поле). Начальник греческого войска по имени Кирик, смелый в боях, но благоговейный пред Богом, выпросил у преподобного Феодосия его власяницу, и, одетый в нее, как в броню, оставался невредимым от стрел, копий и мечей. Возвратившись по окончании войны, он снова пришел к преподобному и заявил: “Я видел в бою, тебя самого, отче, помогающим мне и делающим меня страшным для врагов, пока мы не победили персидскую силу”. Преподобный Феодосий Великий являлся и многим другим во многих местах, принося скорую помощь. Известны и случаи его прозорливости.

Приближаясь к своей блаженной кончине, преподобный Феодосий лежал на одре болезни в течение целого года. На его устах непрестанно была молитва, так что, когда он даже засыпал, уста его двигались и произносили те псалмы и молитвы, к которым привыкли. Так среди молитвы к Богу он и предал Ему дух свой (529 г.), прожив 105 лет. Преставление его Бог также почтил чудесами.

Тотчас по кончине святого из всех городов собралось множество народа и иноков из обителей; пришел и первосвятитель Иерусалимский Петр с епископами, и с честью погребли святое тело отца нашего Феодосия в пещере, в которой он первоначально жил.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Преподобного Феодосия Печерского неслучайно называют отцом русского монашества. Так как именно он явился основателем первого общежительного монастыря на Руси, который стал как бы примером и образцом для всех остальных монастырей.

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное Нестором Летописцем, стало одним из любимых чтений русского народа.

Краткое житие прп. Феодосия Печерского

В жизнеописании святого явно выделяется несколько основных сюжетов:

  • взаимоотношение с матерью;
  • поступление в монастырь и монашеские труды в нем;
  • игуменство;
  • отношения с князьями;
  • чудеса.

Отрочество

Родился преподобный в 1008 году в небольшом городке Василев. Его отец был, видимо, дружинником, т. е. принадлежал к привилегированному военному сословию. Свое отрочество и юность Феодосий провел в Курске, куда перебралась семья в 1021 году. Здесь начинаются аскетические подвиги святого.

Статьи о других святых:

Житие Феодосия Печерского отмечает его особую кротость и неотмирность, присущую ему с раннего возраста. То есть желание вести жизнь подвижническую созрело у святого еще в детстве, но на пути к осуществлению заветной цели встала мать преподобного.

  1. Первый раз Феодосий бежал из дому вместе с тремя странниками желая совершить паломничество в Иерусалим. Но мать догнала его, избила и заперла в чулане, хотя вскоре сердце её смягчилось, и она выпустила сына.
  2. Посещая церковь каждый день, Феодосий взялся собственноручно выпекать просфоры. Мать постоянно попрекала его за это, потому что такое занятие недостойно его положения в обществе. В конце концов, преподобный сбежал в соседний город, где поселился у священника, но мать снова его нашла, избила и вернула домой.
  3. Феодосий заказал кузнецу сделать железный пояс себе, который и носил, одевая прямо на голое тело. Пояс растирал кожу и на одежде появилась кровь. Заметив это, мать сильно разгневалась на отрока и велела снять пояс, опять сильно избив сына.

Интересно! Действия матери по отношению к преподобному Феодосию были продиктованы той любовью, которую она питала к своему сыну, боясь его потерять.

Когда он уже постригся, она нашла его в Киеве, виделась с ним и согласилась постричься в монашество в одном из киевских женских монастырей, где и закончила свою жизнь. Интересно, что в житие ни разу не упоминается имя матери преподобного.

Постриг в монахи

После этого случая Феодосий тайно покинул дом и удалился в Киев, где встретился с преподобным Антонием Печерским. Феодосий просил пострижение в монашество, на что святой Антоний отвечал ему, что он еще слишком молод для этого. Но видя непреклонность молодого человека, велел преподобному Никону постричь Феодосия в монашество.

Статьи о храмах в Киеве:

Произошло это событие около 1031 года. При поступлении преподобного в монастырь в нем было 12 монахов, все они жили в вырытых ими пещерах, и в монашеской жизни руководствовались советами преподобного Антония Печерского. Вскоре после поступления Феодосий был посвящен в священники.

Биография Феодосий Печерского изобилует фактами его беспрестанных подвижнических трудов вот только некоторые из них:

  • святой не спал ночами, находясь в постоянной молитве;
  • по ночам исполнял работу за других;
  • летом, в самую жару поднимался на вершину пещеры, здесь обнажался по пояс и его кусали оводы и слепни, на что преподобный не обращал никакого внимания, а погружался в непрестанную молитву.

Игуменство

В 1054 году святого избрали настоятелем монастыря. Но даже будучи игуменом, он продолжал вести тот же образ жизни, что и прежде и ничем не выделялся из братии. Выполнял тяжелые работы, носил самую неприметную и грубую одежду, а сверх того на теле власяницу, которая очень растирала тело. Был кроток и незлобив и со всеми в общении ровен и рассудителен.

В житие есть несколько ярких эпизодов, раскрывающих характер и личность святого.

  1. У святого был обычай обходить кельи своих монахов ночью. Если он видел, что инок молится, то очень радовался этому, если же обнаруживал, что монахи предаются праздности или пустой болтовне, то на следующий день обличал таковых, но не напрямую, а посредством притчей.
  2. Преподобный часто работал в пекарне, месил сам тесто и делал хлебы.
  3. Как-то раз на пекарне не хватало воды, которую надо было носить из дальнего места, никто из братии не вызвался это сделать и игумен сам стал носить воду. Другой раз не хватило дров, и опять из братии никто не вызвался и сам святой отец занялся рубкой дров.

Важно! Данные два случая показывают нам не то, что отец Феодосий был плохим организатором, а больше говорят об его безоговорочном высоком духовном авторитете среди Печерских монахов. Ведь в обоих случаях все они, бросив свои дела стали помогать своему духовному отцу.

Сама деятельность преподобного как настоятеля монастыря стала поистине революционной и для русского монашества и в целом для всей Русской Церкви.

  1. Он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси. Когда братия монастыря увеличилась до 100 человек, отец-игумен испросил у великого князя Киевского участок земли недалеко от пещер, где были построены кельи и деревянная церковь Успения Богородицы. Сюда переселились все иноки.
  2. В Печерском монастыре он ввел строгий Студийский устав, который стал основой богослужебной жизни всей Русской Церкви.
  3. При нем началось строительство каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Важно! Основной метод руководства монахами, которого придерживался преподобный — это личный пример, который лучше всего действовал на братию. Его никто и никогда не видел гневающимся или раздраженным, он был снисходителен и терпелив.

И еще одна черта в способе управления обителью, безусловная вера в то, что Бог всегда поможет тем, кто к нему обращается искренне от всего сердца, тогда Господь не оставит ни в какой нужде.

Вот только несколько примеров этого:

  • как-то раз к Феодосию пришел пекарь и сказал, что не осталось муки. Но преподобный в твердой вере в помощью Божию отвечал пекарю, что теперь в житницах полно муки. И действительно, когда хлебопек заглянул в житницу, она была наполнена;
  • другое раз один киевский священник обратился к келарю с просьбой дать вина для службы, так как в храме оно кончилось. Но келарь отвечал, что и у него остался только один сосуд вина. Однако преподобный распорядился отдать все и верить в Бога. И действительно на следующее утро в монастырь от благотворителей привезли несколько бочонков вина;
  • еще был случай, когда келарь объявил отцу-игумену, что закончились все съестные припасы и ему нечем кормить братию, преподобный велел келарю сохранять спокойствие и верить в то, что Господь поможет. Сам стал молиться и в этот же день боярин великого князя прислал в монастырь целый воз съестных припасов.

И таких случаев было немало, последний из них свидетельствует об особых отношениях Феодосия с великим князем и киевской знатью.

Отношения с княжеской знатью

В годы игуменства святого на Киевском престоле побывало два князя Изяслав и его младший брат Святослав, который незаконно занял престол, свергнув своего старшего брата. Последнее обстоятельство сильно осложнило отношения князя и святого, так как последний занял непримиримую позицию относительно того, что Святослав поступил с братом беззаконно.

Ещё интересные статьи о православии:

С великим князем Изяславом у Феодосия сложились очень хорошие отношения. Изяслав воспринимал преподобного как своего духовного отца. Вот несколько случаев, характеризующих их общение.

  1. Однажды князь пришел к преподобному и отведал той простой пищи, которую обычно ели монахи. Изяслав заметил, что ничего вкуснее он никогда не ел, хотя его повара готовят самые изысканные кушанья. Феодосий ответил на это: «Это потому что в монастыре все делают с благословения».
  2. Для Изяслава святой стал настоящим духовным учителем и сам князь, беря с него пример, смирялся, несмотря на свое княжеское достоинство. Об этом свидетельствует такой случай: в полуденное время ворота монастыря всегда были закрыты, даже для Изяслава и он смиренно ждал, когда придет Феодосий, чтобы побеседовать с ним.

Непросто складывались у святого отношения с узурпатором княжеского престола с князем Святославом, которого преподобный открыто обличал за то, что он поступил противозаконно. Святослав гневался на святого, даже хотел его заточить в темницу. Но потом примирился с ним и почитал также высоко, как и Изяслав, хотя Феодосий так и не поминал его как правителя Киевского княжества за богослужением.

Чудеса

Современники отмечали, что при жизни преподобного происходило немало чудес, и свидетелями их были разные люди.

Вот только некоторые из них, наиболее яркие:

    не раз видели, как от монастыря исходило свечение. А однажды огненный столб вышел с одного холма на другой на другой, именно тот, где в будущем был построен Успенский храм. В момент кончины преподобного большой огненный столп от монастыря простирался до самого неба;

Житие о Феодосии Печерском во многом построено на описании чудес, связанных с жизнью преподобного, и они дают более полное представление о его личности.

Дни памяти

Память преподобного Феодосия отмечается несколько раз в году. Это связано с тем, что его имя связано не только с собственной его кончиной, но и с историей Печерского монастыря.

  1. Главная дата, связанная с памятью преподобного это 16 мая, день его кончины.
  2. Перенесение мощей святого 27 августа, это событие произошло в 1090 году, когда была построена каменная Успенская церковь, заложенная самим преподобным. В это время были обретены и торжественно захоронены у храма мощи преподобного.
  3. Еще есть две даты, когда вспоминается преподобный:
    • в составе собора всех Киево-Печерских святых, т. е. 10 сентября;
    • также святой почитается вместе со своим учителем преподобным Антонием. Их совместная память отмечается 15 сентября.

Величания

Почитание святого Феодосия началось сразу же после его кончины. Нестор-летописец написал житие его, пользуясь тем, что было много живых свидетелей необыкновенной жизни святого. Вскоре после кончины обретены святые нетленные мощи и все это стало основанием для прославления преподобного Феодосия Печерского в лике святых.

Житие было составлено вскоре после прославления, но и соответствующие песни богословского содержания также составлены: это было величание или прославление преподобного, которое представлено в нижеприведенном тексте:

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодо́сие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.