Житие преподобного Алексия, человека Божия

Алексей, человек Божий – преподобный, но не монах

Как родители не узнали сына

30 марта Церковь вспоминает преподобного Алексея, человека Божия. О его необычном житии и популярности имя Алексей в нашем материале.

Значение имени Алексей

Алексей, человек Божий. Икона

К греческому глаголу «ἀλέξω» — «защищать», «отражать», «предотвращать» восходит такое популярное в России имя как Алексей. Еще до рождения у первого русского царя Михаила Федоровича Романова сына Алексея, имя это было известно. Но только при Алексее Михайловиче впервые была составлена служба святому Алексею человеку Божию, а в Москве и других городах стали появляться новые храмы в честь святого Алексея.

Так по царскому приказу в подмосковном селе Копытово (владении вдовой княгини Трубецкой), куда царь частенько наезжал, чтобы поохотиться, был построен путевой дворец с деревянным храмом в честь святого Алексея человека Божия. Это произошло около 1646 года. Во дворце царь останавливался, когда отправлялся на богомолье в Троице-Сергееву Лавру. Со временем село стало любимейшим местом государя (с 1670 года дворцовым), куда он приезжал со всей семьей. Не столько от имени владельца, сколько по названию храма, село вскоре стали называть Алексеевским. Название это сохранилось до сих пор. Здесь же в Алексеевском в 1682 году была возведена каменная церковь в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Когда деревянный храм в честь святого Алексея человека Божьего обветшал, его разобрали. Престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, где и сейчас в одном из пределов находится образ святого преподобного Алексея человека Божия.

Алексей, человек Божий

В семье знатных римлян и благочестивых христиан Евфимиана и Аглаиды родился долгожданный сын. Произошло это в начале V века. Родители воспитывали как христианина. Своим примером учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Ежедневно в своем доме они накрывали столы для вдовиц и сирот, странников и нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу. Когда наступило совершеннолетие, Алексей был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Но Алексей сразу после свадьбы отдал невесте обручальное кольцо. И со словами: «храни это, и да будет между нами Господь, пока Он не обновит нас своею благодатью», покинул молодую жену и отправился в Малую Азию. Через Сирию Алексей достиг города Эдессы (нынешняя Турция), где раздал все свое имущество нуждающимся. Сам переоделся в лохмотья нищего и стал просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы. Семнадцать лет провел Алексей, молясь ночью, а днем собирая милостыню. Питался только хлебом и водой. Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексея. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексей был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.

За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексея праведником, человеком Божиим. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул город Эдессы и сел на первый уходящий корабль. Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарс (родина апостола Павла), Алексей оказался у берегов Италии, недалеко от Рима. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Эвфимий и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим – в отдельном маленьком домике на территории своего владения. Еще семнадцать лет провел Алексей в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого. Жить в доме родителей Алексею было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.

Когда пришло время, и святой Алексей почувствовал приближение конца, он взял свиток и подробно описал свою жизнь.

В это же время в соборе святого Петра при большом стечении народа был слышен голос, призывающий найти человека Божия, который может помолиться о Риме. Все те, кто слышал этот голос, недоумевали, где искать праведника. Это же чудо произошло и во второй раз, но уже в присутствии императора Гонория. Все услышали голос, указывающий искать праведника в доме Евфимиана. Слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Однако, в живых святого Алексея уже не застали, но нашли с сияющим неземным светом лицом и свитком, крепко сжатым в руках. Только после того, как император встал на колени и просил святого разжать руки, удалось взять записку, в которой подробно была изложена история святого Алексея. Отец, мать и невеста были потрясены праведностью сына и мужа и долго рыдали у его тела. Вскоре тело святого Алексея перенесли на соборную площадь. Сюда стал стекаться народ, происходило множество чудесных исцелений. Сам император Гонорий среди прочих нес святые останки к месту упокоения. Погребен Алексей человек Божий был 30 марта в храме святого Вонифатия, где когда-то венчался со своей невестой.

Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных.

Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Золотая легенда и почитание Алексея человека Божия

Царь Алексей Михайлович

Почитание святого Алексея пришло в Россию из Византии, однако и в Западной церковной традиции святой Алексей был значимой фигурой. Его житие и сюжеты из его жизни легли в основу многих произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в России, в царствование Алексея Михайловича, о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания.

Алеша – герой России и Болгарии

Разведчик Алексей Скурлатов

Белеет ли в поле пороша,

Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша,

Стоит над горою Алёша –

Болгарии русский солдат.

Советская эпоха дала миру новых героев. В 1967 году Краснознаменный ансамбль имени Александрова впервые исполнил песню, посвященную советскому воину-освободителю Алеше. Десятью годами ранее, в 1957 году, в болгарском городе Пловдив был установлен одноименный памятник. Песня «Алеша» на слова Константина Вашенкина и музыку Эдуарда Колмановского, стала не просто популярной в СССР – это был настоящий хит, и гимн города Пловдив, где песня ежедневно исполнялась по местной радиостанции. Прототипом одиннадцатиметрового монумента стал рядовой Алексей Скурлатов. В сентябре 1944 года он участвовал в Болгарской операции, был разведчиков и связистом, прокладывал телефонную линию между Плодивом и Софией. Алеша стал национальным героем, собирательным образом. О его подвиге учителя рассказывали школьникам, журналисты писали в газетах, и родители называли своих детей в честь героя. Вплоть до середины девяностых годов имя Алексей было в тройке самых популярных имен в стране. Но времена меняются, а герои уходят. В 1989 году песня «Алеша» перестала быть гимном болгарского города, тогда же совет общины Пловдива потребовал демонтировать символ «советской оккупации». Памятник «Алеше» пытались снести в 1989, 1993, 1996 годах, однако Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй Мировой войны и не может быть уничтожен. Впрочем, имя Алеша хотя и сместилось в рейтинге популярности на двенадцатое место, но не покидает его уже более двадцати лет.

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Преподобный Алексий, человек Божий. Фреска Успенского собора Московского Кремля. Кон. XV в.

Алексий, человек Божий (ок. 411), преподобный.

Память 17 марта (в западной традиции – 17 июля, в сирийской – 3 ноября)

Житие

Родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого “защитник”). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: “Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью”. Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: “Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его”. Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изошел глас: “В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите”. В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия, человека Божия.

Житийная традиция

Признанная ныне древнейшей сирийская версия жития преподобного Алексия не называет его имени, и повествует лишь о бегстве святого из Рима и пребывании в Эдессе. После 17 лет проведенных в молитве и посте, гласит это сказание, святой скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни человека Божия, которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412–435), можно предположить, что житие святого было написано, вероятно на основе устного предания, во второй половине V – в начале VI века.

Дополнение к этому житию составило греческое сказание, получившее известность ранее IX века в Константинополе (возможно, в связи с переселением туда сирийских монахов-акимитов). Вероятно что именно им пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в котором впервые названо его имя — Алексий. Согласно этому сказанию, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город на корабле и оказался в Риме, за чем и следует вторая половина его подвижнической жизни.

На основе этих ранних сирийского и греческого житий была создана (вероятно, около X века) вторая сирийская версия, в которой совмещение двух сказаний привело к указанию на «двойную смерть» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (не упомянутое в Константинопольской традиции). В первой арабской (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как вторая арабская редакция восходит исключительно к Константинопольской и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В X веке появилось греческое переложение жития в сборнике Симеона Метафраста. Кроме того, известны несколько греческих версий, а также ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен Алексия человека Божия и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

Известно множество переводов жития Алексия человека Божия, восходящих либо к латинской версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греческой в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С западной житийной традицией тесно связаны «песни» Алексия человека Божия, появившиеся, вероятно, в XI века в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе Алексий человек Божий считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением.

Древнейшая славянская пространная версия жития [1], восходящая к греческой редакции, в которой присутствуют элементы как византийской, так и латинской традиций [2], была переведена к конце XI века и вскоре получила распространение на Руси. Вторая славянская редакция [3] сделана с использованием более пространной греческой версии. Краткое житие Алексия человека Божия переведено в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в первой половине XIV века (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI веке древнейшее славянское пространное житие, исправленное по греческим текстам [4], а также краткое житие включены под 17 марта в Великие Минеи Четьи. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный в 1659 году Арсением Греком, печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (начиная с 1660). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского повествование об Алексии человеке Божием, основанное на Великих Четьих Минеях, дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги, использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия [5]. Именно это житие, составленное святителем на обширном житийном материале сложившемся к XVII веку, лежит в основе помещенного в Четьих Минеях Русской Православной Церкви.

Существуют также юго-западнорусские переводы и переработки жития Алексия человека Божия [6], восходящие к латинским оригиналам. В XVII–XVIII веках появились переводы жития Алексия человека Божия на украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.

Преподобный Алексий, человек Божий. Икона второй пол. XVII века.

Почитание и мощи

Если на Востоке почитание преподобного Алексия стало распространятся уже с V-VI века, то на Западе почитание Алексия человека Божия не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X веку. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, Алексий человек Божий венчался накануне своего бегства из дома), митрополит Сергий основал там монастырь для греческих и латинских иноков, с 987 года упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и Алексия человека Божия [7]. В 1216 году здесь было объявлено об обретении мощей Алексия человека Божия и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневековом Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник русской делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе [8] (здание не сохранилось).

В монастыре Святая Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава Алексия человека Божия, по преданию подаренная этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Алексий человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 году албанцы разграбили монастырь и продали святую главу в Ларису, где по прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и вернул в обитель.

На Руси, в новгородском соборе Св. Софии, находилась рука Алексия человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия человека Божия, находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат [9]. В настоящее время мощей Алексия человека Божия в Софийском соборе нет.

Как и в Европе, на Руси Алексий человек Божий стал героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексий человек Божий. В 1662 году к дню памяти святого был приурочен выпуск в свет четвертого издания Пролога, в послесловии к которому об Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе Алексию человеку Божию. В правление Алексея Михайловича была написана и издана в 1671–1674 годах служба Алексию человеку Божию [10].

Однако, несмотря на широкое почитание Алексия человека Божия на Руси, известно не столь много храмов, освященных в его честь. В Москве около 1358 года был основан женский монастырь во имя Алексия, человека Божия, который первоначально находился на Остоженке, в 1547 году переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), в 1837 году — в Красное Село (здание церкви во имя Алексия человека Божия 1853–1858 годов сохранилось, в нем находился Дом детского творчества, в 2000-м году церковь была передана верующим, восстановительные работы начались лишь спустя два года [11]).

В 1642 году в подмосковном селе Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия (кон. XIX—нач. XX в.).

В 1855 году на втором ярусе колокольни московского Страстного монастыря была освящена церковь во имя Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и Алексия человека Божия при церкви Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 года [12]; во Пскове — храм во имя Алексия человека Божия в Среднем городе (построен до 1697 года); в Твери — надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря (1609); в Вологде — надвратный храм Горнего Успенского женского монастыря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале — придел Петропавловской церкви близ Покровского монастыря, построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует женский монастырь Алексия, человека Божия.

Исследование

Изучение агиографической традиции, связанной с Алексием человеком Божиим, началось с первой научной публикации латинского жития болландистами в ActaSS [13]. Тогда было замечено, что в приведенной там же в латинском переводе арабской версии [14] отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.— «господин князь»).

Г. Массман и Д.В. Дашков исходили из того, что сказание об Алексии человеке Божием имеет Константинопольское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сирийской версии жития впервые высказали в 1889 году Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сирийского понимания святости.

Особую проблему представляет отношение византийского сказания об Алексии человеке Божием к сказанию о прп. Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом святом, жившем в Константинополе в первой половине V века, совпадают с житием Алексия человека Божия — побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме не узнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие Алексия человека Божия далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Молитвы

Тропарь, глас 4-й

Использованные материалы

[1] РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.

[3] РГБ. Троиц. № 9, XIV–XV вв.

[5] Surius. Historiae, seu Vitae sanctorum. Augustae Taurinorum, 18775, t. 7., p. 276–280

[6] древнейший список — РНБ. Q.I.391, кон. XV в.

[7] Nerini F., De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta, R., 1752, p. 378, 381

[8] СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150

[9] Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII — начала XIX в., Новгород, 1993, Вып. 2, с. 36–37.

[10] Зёрнова А. С., Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. М., 1958, № 339.

Житие Алексия, человека Божия

Преподобный Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.

Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417) в присутствии императора Гонория (395 – 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимитана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обречены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Вам, без сомнения, слушатели, известно как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил с лишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтении Святого Евангелия.

Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?

У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия, те не должны всем сердцем любить их и всею душою привязываться к ним, то есть не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться.

Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко тогда можно забыть Бога и жизнь будущую.

Почему, ведь преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!

А кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает: те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей, Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мыли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, и даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, то есть от радования о Боге? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда , или мечь? Ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение Святого Евангелия и находить в нем утешение.

Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирские.

Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.

На книге Евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием; и вы успокоитесь потому, что ее учение есть учение Иисуса Христа, Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокоились.

Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни много часто нет, если иногда и самого необходимого не достает, не скорби…, но ты не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен: только помни, что есть Бог, есть будущая вечно-блаженная жизнь, – вспомни это и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобою будет сама радость – Бог. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Житие Алексия, человека Божия, икона и молитва преподобному

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Алексий человек Божий стал примером смирения и терпимости. Он всегда говорил о том, что стоит верить в Господа и заботится о душевной чистоте. Привязанность к денежным вещам и прочим материальным предметам толкает людей порой на самые жестокие поступки. К нему не редко обращаются и сегодня.

Житие преподобного

Краткое содержание жития Алексия, человека Божия, заключается в том, что он всю свою жизнь показывал искреннюю любовь в Господу и старался привить ее другим. Появился на свет он в 4 веке в Риме в очень богатой и известной семье. Отец его всегда проявлял склонность к благотворительности. Часто им устраивались обеды в доме для тех, кто нуждался в помощи. Длительное время у супругов не было потомков, но они не переставали возносить свои прошения к Богу, за что и были вознаграждены появлением на свет мальчика. Он отмечался как крепкий и умный потомок.

Когда он стал совершеннолетним, ему необходимо было обзавестись семьей. Родители подобрали ему невесту. Но после пиршества он передал ей пряжку с пояса и золотой перстень и ушел. Морем он приплыл в Лаодикию Сирийскую. Оттуда добрался до Эдессы, где берегся Господний образ на плащанице. Он отдал все свое имущество и употреблял хлеб и воду. Длительное время проводил в общении с Богом. Также как обращение к Богу, молитва святому Алексию, человеку Божию, способна творить чудеса. Нередко люди прибегают к этому в самых сложных жизненных ситуациях.

Отец и мать горевали о пропаже сына и устроили поиски. Длительное время они рассчитывали на его возвращение, но после смирились с потерей. После 17 лет в образе нищего возле храма Богородицы, ему пришлось покинуть это место. Случилось это из-за того, что одному церковнослужителю вилась во сне Божья Матерь, которая говорила, что он человек Божий.

У него был задум отправится в Тарс, но корабль попал в шторм и потом пристал к берегу Рима. Решив, что это некое испытание Господнее, он прибыл к дому отца. Там его не узнали и предложили поселиться. Прислуга завидовала ему и строила всякие козни. Святой же не злился на них, а смиренно принимал все это.

Однажды во время службы глас Божий сказал, чтобы они искали посланца Господнего в доме Евфимиана. Но когда пришли к Алексию, то он умер. В руках был свиток. Прочитав все поняли, кем он был на самом деле. День памяти Алексия, человека Божьего выпадает на 30 марта. Мощи были обретены в 1216 году. Рассказ о его житие есть наиболее полюбившимся в России.

В чем помогает святой Алексий, человек Божий

Часто в сложных ситуациях мы просим помощи у Высших сил. Стоит запомнить о том, что благодать снизойдет только в том случае, когда человек искренне верит в Господа. Не нужно полагаться только на лик святого. Это просто изображение, которое помогает нам сосредоточится на прошении. Истинный ответ на наши молитвы будет заключаться в искренности того, что мы произносим.

  • Чаще всего к нему обращаются за помощью в:
  • выздоровлении от недугов, как тела, так и души;
  • наставлении и выборе жизненного пути;
  • устранении последствий сложных недугов;
  • переменах в жизни;
  • избавлении от страха перед тяготами.

Икона святого

У христиан икона святого Алексия, человека Божия издавна почитаема и используется при самых сложных ситуациях. В первую очередь это связано с тем, что он отказался от всех материальных ценностей и открыл душу для служения ему. Именно поэтому его можно увидеть во многих храмах. Для царя Алексия Михайловича он был небесным покровителем. В наши дни она также считается очень хорошим подарком.

Чаще всего на ней изображен святой с смирением и кротостью на лице. Сложно понять то, почему он принял решение об уходе из дома, зная какие страдания это доставит его близким. Видя изображение, сразу становится ясно, что основным желанием было искупление грехов всех страждущих и униженных. Чаще всего перед нем читают молитву, которая считается наиболее универсальной. Вот как она выглядит.

«О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Святыни в честь преподобного

Не удивительно, что христиане создали храмы святого Преподобного Алексия, человека Божия. Их есть несколько. Основную информацию о них можно найти в Интернете, а также узнать о том, как к ним добраться. Вот самые популярные места:

  • Храм в Красном Селе. Основание его относят к 1634 году, но в 1838 году его разобрали. Затем в 1853 построили новый. В советские времена он некоторый период пустовал, но в 2002 году богослужения снова возобновились.
  • Святогорская Пустыня. Ее считают пещерной церковью.
  • Храм в Одессе. Это сравнительно новое сооружение, которое относится к Украинской Православной Церкви. В нем хранится часть мощей Алексия.

Не важно, куда идти молится, важно то, с каким настроем Вы это делаете. Старайтесь максимально искренне обращаться к Господу и тогда будете обязательно услышаны.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Алексие:

Преподобный Алекси ́ й , человек Божий

День памяти

Житие

Житие преподобного Алексия, человека Божия

Пре­по­доб­ный Алек­сий, че­ло­век Бо­жий, ро­дил­ся в Ри­ме от знат­ных и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Отец его Ев­фи­ми­ан был се­на­то­ром. Он от­ли­чал­ся ду­шев­ной доб­ро­той, был ми­ло­сер­ден к боль­ным и страж­дущим, еже­днев­но устра­и­вал у се­бя до­ма три сто­ла: для си­рот и вдов, для пут­ни­ков и для ни­щих. У Ев­фи­ми­а­на и же­ны его Агла­и­ды дол­го не бы­ло де­тей, и это омра­ча­ло их сча­стье. Но бла­го­че­сти­вая Агла­и­да не остав­ля­ла на­деж­ды – и услы­шал ее Бог, и по­слал им сы­на. Отец на­звал мла­ден­ца Алек­сий (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го «за­щит­ник»). Свя­той Алек­сий рос здо­ро­вым ре­бен­ком, хо­ро­шо и при­леж­но учил­ся. Ко­гда же он до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия, Ев­фи­ми­ан и Агла­и­да ре­ши­ли его же­нить. Они вы­бра­ли для сы­на де­вуш­ку цар­ской кро­ви, очень кра­си­вую и бо­га­тую. Остав­шись по­сле свадь­бы на­едине с мо­ло­дой же­ной, свя­той Алек­сий от­дал ей свой зо­ло­той пер­стень и по­яс­ную пряж­ку со сло­ва­ми: «Со­хра­ни это, и да бу­дет меж­ду то­бой и мной Гос­подь, до­ко­ле не об­но­вит нас Сво­ею бла­го­да­тью». По­том он вы­шел из брач­но­го по­коя и той же но­чью по­ки­нул от­чий дом. Сев на ко­рабль, от­плы­ва­ю­щий на Во­сток, юно­ша при­был в Ла­оди­кию Си­рий­скую. Здесь он при­стал к по­гон­щи­кам ослов и до­брал­ся с ни­ми до го­ро­да Эдес­сы, где хра­нил­ся Неру­ко­твор­ный об­раз Гос­по­да, за­пе­чат­лен­ный на пла­ща­ни­це. Раз­дав остат­ки иму­ще­ства, юно­ша одел­ся в лох­мо­тья и стал про­сить ми­ло­сты­ню в при­тво­ре хра­ма Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Каж­дое вос­кре­се­нье при­об­щал­ся он Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. По но­чам Алек­сий бодр­ство­вал и мо­лил­ся. Вку­шал он толь­ко хлеб и во­ду.

Тем вре­ме­нем ро­ди­те­ли и же­на свя­то­го Алек­сия, опе­ча­лен­ные его ис­чез­но­ве­ни­ем, по­сла­ли слуг сво­их на по­ис­ки. Бы­ли они и в Эдес­се, вхо­ди­ли в храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­да­ва­ли ми­ло­сты­ню свя­то­му Алек­сию, не узнав его.

Через неко­то­рое вре­мя слу­ги вер­ну­лись в Рим, так и не най­дя свя­то­го Алек­сия. И ни­ко­му из род­ных не бы­ло от­кро­ве­ния о нем. То­гда они сми­ри­лись и, хо­тя про­дол­жа­ли скор­беть и тос­ко­вать о нем, но по­ло­жи­лись на во­лю Бо­жию.

Пре­по­доб­ный Алек­сий про­вел в Эдес­се, про­ся ми­ло­сты­ню в при­тво­ре хра­ма Бо­го­ро­ди­цы, сем­на­дцать лет. Са­ма Пре­чи­стая, явив­шись во сне цер­ков­но­му сто­ро­жу, от­кры­ла, что ни­щий Алек­сий есть че­ло­век Бо­жий. Ко­гда же жи­те­ли Эдес­сы ста­ли чтить его, пре­по­доб­ный Алек­сий тай­но бе­жал. Он ду­мал от­пра­вить­ся в г. Тарс (в Ма­лой Азии, ро­ди­на свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла), но ко­рабль, на ко­то­ром плыл пре­по­доб­ный Алек­сий, в силь­ную бу­рю сбил­ся с кур­са, дол­го блуж­дал и при­стал на­ко­нец к бе­ре­гам Ита­лии, невда­ле­ке от Ри­ма. Свя­той Алек­сий, узрев в этом про­мысл Бо­жий, по­шел к до­му от­ца сво­е­го, ибо был уве­рен, что его не узна­ют. Встре­тив от­ца сво­е­го Ев­фи­ми­а­на, он по­про­сил у него при­ю­та и упо­мя­нул о кров­ных его, пре­бы­ва­ю­щих в стран­ствии. Тот рад был при­нять ни­ще­го, дал ему ме­сто в се­нях сво­е­го до­ма, ве­лел но­сить ему пи­щу с хо­зяй­ско­го сто­ла и при­ста­вил слу­гу для по­мо­щи ему. Осталь­ные слу­ги из за­ви­сти ста­ли ис­под­тиш­ка оскорб­лять ни­ще­го, но пре­по­доб­ный Алек­сий про­зрел в этом дья­воль­ское на­у­ще­ние и при­ни­мал из­де­ва­тель­ства со сми­ре­ни­ем и ра­до­стью. Он по-преж­не­му пи­тал­ся хле­бом и во­дой, а по но­чам бодр­ство­вал и мо­лил­ся. Так про­шло еще сем­на­дцать лет. Ко­гда же при­бли­зил­ся час кон­чи­ны его, пре­по­доб­ный Алек­сий на­пи­сал всю жизнь свою, и то тай­ное, что бы­ло из­вест­но от­цу с ма­те­рью, и сло­ва, ска­зан­ные жене в брач­ном по­кое.

В вос­кре­се­нье по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в со­бо­ре свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра со­вер­ши­лось чу­до. От свя­то­го пре­сто­ла из­шел глас свы­ше: «Ищи­те че­ло­ве­ка Бо­жия, чтобы он по­мо­лил­ся о Ри­ме и всем на­ро­де его». Весь на­род в ужа­се и вос­тор­ге пал ниц. В чет­верг ве­че­ром в со­бо­ре апо­сто­ла Пет­ра мо­ли­ли Гос­по­да от­крыть им че­ло­ве­ка Бо­жия – и с пре­сто­ла из­шел глас: «В до­ме Ев­фи­ми­а­на – че­ло­век Бо­жий, там ищи­те». В хра­ме при­сут­ство­ва­ли рим­ский им­пе­ра­тор Го­но­рий (395–423), а так­же па­па рим­ский Ин­но­кен­тий I (402–417). Они об­ра­ти­лись к Ев­фи­ми­а­ну, но тот ни­че­го не знал. То­гда слу­га, при­став­лен­ный к свя­то­му Алек­сию, рас­ска­зал Ев­фи­ми­а­ну о его пра­вед­но­сти. Ев­фи­ми­ан по­спе­шил к пре­по­доб­но­му Алек­сию, но уже не за­стал его в жи­вых. Лик бла­жен­но по­чив­ше­го свя­то­го си­ял све­том нездеш­ним. В ру­ке пре­по­доб­ный Алек­сий дер­жал креп­ко за­жа­тый сви­ток. Те­ло свя­то­го Алек­сия с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­нес­ли и по­ло­жи­ли на ло­же. Им­пе­ра­тор и па­па рим­ский пре­кло­ни­ли ко­ле­на, про­ся свя­то­го раз­жать ру­ку. И свя­той Алек­сий ис­пол­нил их прось­бу.

Сви­ток с жиз­не­опи­са­ни­ем свя­то­го был про­чи­тан чте­цом хра­ма во имя свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра. Отец, мать и же­на свя­то­го Алек­сия с пла­чем при­па­ли к те­лу свя­то­го, по­кло­ни­лись его чест­ным остан­кам. При ви­де та­ко­го со­бы­тия мно­гие пла­ка­ли. Ло­же с те­лом свя­то­го Алек­сия бы­ло по­став­ле­но по­сре­ди цен­траль­ной пло­ща­ди. К нему стал сте­кать­ся на­род, чтобы очи­стить­ся и раз­ре­шить­ся от неду­гов сво­их. Немые на­чи­на­ли го­во­рить, слеп­цы про­зре­ва­ли, одер­жи­мые и ду­шев­но­боль­ные вы­здо­рав­ли­ва­ли. Ви­дя та­кую бла­го­дать, им­пе­ра­тор Го­но­рий и па­па Ин­но­кен­тий I са­ми по­нес­ли те­ло свя­то­го в по­гре­баль­ной про­цес­сии. Чест­ные остан­ки свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, по­гре­бе­ны в хра­ме во имя свя­то­го Во­ни­фа­тия 17 мар­та 411 го­да. В 1216 го­ду бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го. Жи­тие его ис­ста­ри бы­ло од­ним из са­мых лю­би­мых на Ру­си.

Преподобный Алексий, человек Божий

Краткое житие преподобного Алексия, человека Божия.

празднование святому 17/30 марта

П реподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды — и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Таин. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия — и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана — человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395—423), а также Папа Римский Иннокентий I (402—417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Читайте также:  София Суздальская: житие святого, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию