Захария и Елисавета: житие святых, день памяти, молитва

Пророк Захария и праведная Елисавета

В нагорной проповеди говорится о том, что только человеку с добрым, чистым сердцем дано узреть совершенного Бога, распознав Его среди множества народа, таким человеком стал Иоанн Креститель. Пророк Захария и праведная Елисавета — родители Иоанна Крестителя, которым сын был послан в преклонные годы, они отдали за него свои жизни.

Пророчество от ангела

До рождения Иисуса Христа человечество жило в ожидании Миссии, обещанного Богом первым людям в Эдемском саду. Сын Божий должен был прийти на землю в человеческом обличии, чтобы восстановить утраченный союз человека и Бога, открыть путь к вечной жизни. До этого великого события должен был явиться людям тот, кто приготовит дорогу Христу. Его миссией была подготовка людей к принятию Спасителя. Этим человеком стал пророк, Предтеча, Креститель Господний, Иоанн.

Пророк Иоанн родился в семье иудейского священника Захарии, потомка Ифамара, сына пророка Аарона, брата Моисея, выведшего еврейский народ из египетского плена. Захария и Елисавета дожили до преклонного возраста, но детей у них не было, что в еврейском обществе приравнивалось к Божьему наказанию, считалось позором.

Однажды, во время совершения служения в святилище храма, пророк Захария увидел ангела.

Архангел Гавриил сообщил священнику, что Бог услышал молитвы его и Елисаветы и посылает им сына. Нареченный Иоанном сын станет радостью и веселием для родителей, многие возрадуются, ибо он будет велик перед Творцом.

Исторические сведения про святую пару

Праведные Захария и Елисавета известны нам из Евангелия Луки, где апостол сообщает миру о рождении того, кто приготовит путь Христу. Свое начало святое берет из рода священников. Мать Иоанна Елисавета и праведная Анна, мать Пречистой Девы Марии были сестрами, так что Праведная Елисавета приходилась теткой Матери Христа.

Священник Захария служил в храме Иерусалима. Потомки Аарона стали настолько многочисленны, что не могла все вместе нести служения в храме. По приказу царя Давида их разделили на 24 чреды, чтобы каждый лик имел свое служение в определенную седмицу.

Каждая отдельная чреда возглавлялась честнейшим мужем, поставленным царем, по жребию священники определили, кому и в какую седмицу служить. Священник Авия, из рода которого был отец Иоанна, вытащил жребий, благословляющий на служение в восьмую седмицу. В это и служил пророк Захария, когда ему явился Архангел.

Святая пара славилась праведностью, исполняла все заповеди и уставы Господние.

Священник, который был уже в преклонных годах, услышав весть Архангела Гавриила, усомнился в ней, за что Господь лишил его дара речи. Праведная Елисавета забеременела, не могла поверить в чудо зачатия, долго таилась от людей и радовалась тому, что Бог избавил ее от позора. При сроке беременности 6 месяцев к ней пришла Мария, которая еще не была замужем.

По интенсивному шевелению малыша Елисавете Духом Святым было открыто, что перед ней стоит Благодатная Мать Господа Иисуса Христа, и в ее утробе живет Младенец.

Весть о рождении сына у немолодой пары быстро разнеслась среди их родственников и соседей, все радовались о дарованном чуде. В день обрезания старейшины спросили праведную Елисавету, какое имя она хочет дать сыну, ибо Захария оставался нем.

Последовал ответ, что имя ему будет Иоанн. Все окружающие очень удивились, ведь по еврейскому обычаю детям дали имена кого-то из предков, а в роду из племени Аарона, откуда происходили родители мальчика, такого имени не было.

Спросили пророка Захарию, и он написал: «Иоанн», и в тот же миг была снята со священника пелена молчания. Далее Духом Святым, через пророчество Захарии, Всевышний сказал людям, что этот младенец станет Божьим посланцем. Иоанн послан на землю для приготовления пути Господу.

Трагическая кончина праведной пары

Через полгода над Вифлеемом воссияла Звезда, сообщив миру новость, что родился Спаситель, Царь Иудейский, который выведет народ на путь истины.

Через некоторое время об этом чуде узнал царь Ирод и испугался за свой престол, не поняв сути свершившегося, он приказал убить всех младенцев в возрасте до 2-х лет.

У некоторых людей возникает вопрос, почему до двух лет. В то время передвижение было на мулах, верблюдах или пешком, когда Ирод понял, что обманут мудрецами, прошло время. За этот период Иисус был обрезан, принесен в храм, куда был внесен благословенным Симеоном, которому Бог сказал, что он не увидит смерти до встречи с Миссией. Ирод знал о рождении Миссии, но ему не было открыто, в какой семье произошло это чудо.

Иосиф и Мария были предупреждены Ангелом о готовящемся убийстве мальчиков, они бежали в Египет. Праведная Елизавета, схватив долгожданного сына, скрылась из Хеврона, где проживало святое семейство, в пустыни, живя в пещерах.

Ирод знал о рождении у священника Захарии сына, об этом чуде говорил весь город, и он мог быть тем царем иудейским, о котором говорили мудрецы. Пришедшие в храм воины стали пытать пророка о месте нахождения его сына и жены, в ответ на отказ открыть тайну их пребывания, они убили священника недалеко от жертвенника.

Еще долго евреи помнили о совершенном убийстве в храме. Как гласит предание, святая кровь праведного Захарии окаменела. Она ярким пятном на мраморном полу еще долгое время напоминала людям о событиях тех лет.

Праведная Елисавета, узнав о смерти мужа, пережила его всего на сорок дней.

Младенец Иоанн, которому было от силы 2 года, стал сиротой, но был храним Господом, питался медом диких пчел, одевался в шкуры до явления людям пророком покаяния.

Важно! 18 сентября в храмах Православной Церкви отмечается день почитания святых Захария и Елисаветы, пророка и праведной, подаривших миру Иоанна Предтечу.

Пророк Захария и праведная Елисавета (+Аудио)

Святой Захария был священником из чреды Авиевой [1] и жил в Иерусалиме с женой Елисаветой из рода Ааронова. Оба они были праведны и соблюдали заповеди Господни беспорочно, но были бездетны и достигли уже преклонного возраста.

Однажды, когда Захария служил пред Богом и вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил, стоя по правую руку от кадильного алтаря. Сияя Божественным светом, архангел возвестил старцу, что Бог услышал их с Елисаветой молитвы и в старости им будет даровано рождение сына, которому нарекут имя Иоанн. Божий посланник добавил: «Он… Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним… дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 15–17). Захария был изумлен и не решался верить словам архангела. В наказание тот поразил его немотой до времени рождения Предтечи, чтобы научить не сомневаться в Божественных обетованиях, неподвластных законам природы.

В день рождения сына Захария на дощечке написал имя, которое следовало ему дать: Иоанн. После этого дар речи вернулся к нему и, исполненный Духа Святого, он стал пророчествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего…» (Лк. 1: 76–78).

По преданию, после Рождества Христова Захария не страшился открыто свидетельствовать о девстве Марии, велев Ей стоять в Храме там, где обычно стояли девы. Этим он показывал, что Она поистине есть Матерь Божия. По этой причине Захария навлек на себя ненависть евреев.

Когда же царь Ирод узнал о рождении Царя Иудейского, он усмотрел в этом угрозу своей земной власти и приказал солдатам избить всех младенцев в Вифлееме. Тогда Захария спрятал Иоанна, которому было шесть месяцев [2] , и мать его Елисавету в пещере по ту сторону Иордана. Евреи воспользовались этим случаем, чтобы выдать Захарию Ироду, который приказал преследовать его вплоть до святилища.

Захария был убит на том месте, где он велел стоять Богородице, свидетельствуя о Ее девстве. Кровь его залила внутреннее помещение святилища, взывая о злодеянии пред Господом. Священники взяли тело Захарии и похоронили рядом с его предками.

С этого времени в Иерусалимском Храме стали происходить чудеса и знамения, предвещавшие близкое упразднение обрядов и Закона. Священникам больше не являлись посланные Богом ангелы, у них был отнят дар пророчества. Они не могли больше ни давать предсказания, ни разъяснять народу трудные места Священного Писания, как они это делали раньше [3] .

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»;, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

18 сентября 2012 г.

[1] Чреда Авиева была восьмой из двадцати четырех, на которые были разделены священники из рода Аарона (см.: 1 Пар. 24: 10). Каждая чреда служила в Храме в течение одной недели. В книге Исход (30: 7–8) сказано, что первосвященник должен совершать каждение ежедневно во время жертвоприношения утром и вечером; но со временем укоренился обычай поручать каждение простым священникам. Видимо, по этой причине церковное Предание считает, что Захария был первосвященником, потомком Авиафара, и что событие, описанное евангелистом Лукой (см.: 1: 8–22), произошло в день очищения, когда первосвященник входил во Святая Святых (ср.: Лев. 16). Алтарь для каждения находился внутри святилища, куда могли входить только священники.

[2] По другим источникам, когда родился Спаситель, святому Иоанну Предтече было два с половиной года.

[3] Этот рассказ о смерти Захарии в том виде, в каком его передают синаксари, основан на апокрифической традиции и свидетельствах некоторых отцов Церкви. Он позволяет сближать отца Иоанна Предтечи с Захарией, сыном Варахии, убитым «между храмом и жертвенником», которого Христос вспоминает вместе с Авелем как пример невинных жертв неблагодарности народа (см.: Мф. 23: 35). Однако более вероятно, что здесь Христос имеет в виду Захарию, сына священника Иодая, которого по приказанию Иоаса, царя Иудеи (804–788 до Р. Х.), побили камнями во дворе Храма за то, что он обличал грехи народа (см.: 2 Пар. 24: 20–22).

Читайте также:  Житие преподобной Ксении Миласской

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Пророк Захария и праведная Елисавета: житие, иконы, молитвы (+Видео)

18 сентября Церковь чтит память пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

Житие

Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Праведные супруги, «поступая по всем заповедям Господним беспорочно», страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим. Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Пещера, где скрывалась св. Елисавета с младенцем Иоанном Предтечей

Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Иконы и картины

«Зачатие Иоанна Крестителя» (встреча Захарии и Елиcаветы; справа изображена фигура их будущего сына)

Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия

«Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи», фреска Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Убийство Захарии (миниатюра из Минология Василия II, 976—1025 гг.)

Статьи

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2

Праведных твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Тропарь святому пророку Захарии, глас 4

Священства одеждею обложен, премудре, по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре, и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3

Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4

Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Праведные Захария и Елисавета

Память святых праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя, совершается в Православной Церкви 18 сентября по новому стилю.

Житие праведных Захарии и Елисаветы
Святые праведные Захария и Елисавета были родителями Иоанна Крестителя. О Захарии известно, что он был из рода Аронова и являлся одним из священников Иерусалимского храма. Евангелист Лука подробно повествует о том, как Захария во время своей священнической службы удостоился явления Архангела Гавриила, и тот сообщил ему радостную весть о рождении у него в скором времени сына. Священник не мог поверить в это, поскольку он сам и его супруга Елисавета были уже в преклонном возрасте: тогда Гавриил лишает его за неверие способности говорить до тех пор, пока предсказание не сбудется.
Праведная Елисавета была родственницей Девы Марии и также происходила из рода Давидова. Вскоре после явления Архангела Гавриила Захарии Елисавета зачала, хотя была уже пожилой женщиной. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как ее во время беременности посетила Дева Мария, также ожидавшая рождения Божественного Сына. Когда Пресвятая Богородица встретилась с Елисаветой, то та, еще ничего не зная об этом великом событии, в пророческом вдохновении прославила будущую Мать Спасителя мира.
Когда у Елисаветы через положенное время родился сын и его хотели обрезать по иудейскому обычаю на восьмой день, то она пожелала назвать его Иоанном. Это вызвало недоумение у окружавших, потому что в роду Захарии не было такого имени. Поэтому стали просить знаками Захарию, чтобы он назвал имя, и он также написал имя Иоанн. В этот момент к нему вернулся дар речи и он прославил Бога и пророчествовал о грядущем Спасителе.
Дальнейшие сведения о жизни праведных супругов мы узнаем из церковного предания, по которому Елисавета во время избиения младенцев скрывалась со своим сыном в пустыне. В это время Захария служил в храме и, когда отказался выдать, где находится его сын Иоанн, то был убит.

Иконописные изображения Захарии и Елисаветы
Существует несколько иконографических сюжетов, основанных на житии святых Захарии и Елисаветы. В русской иконописи был широко распространен образ, называвшийся «Зачатие Иоанна Предтечи», на котором святые супруги изображались на фоне храма в объятиях друг друга. Также известны фрески, повествующие о разных эпизодах жития Захарии и Елисаветы: момент явления Архангела Гавриила, молящиеся о даровании ребенка супруги, а также Елисавета с младенцем Иоанном в пустыне.

В каких случаях молятся праведным Захарии и Елисавете
Из жития святых супругов известно, что они долгое время были бездетными, а это у иудеев считалось наказанием Божиим. Рождение ими сына в преклонном возрасте можно считать чудом, и потому бездетные супруги часто обращаются к святым Захарии и Елисавете с просьбой об исцелении от бесплодия. Также праведной Елисавете молятся в случае тяжелой беременности или родов. Святые праведные Захария и Елисавета являются образцом супружеского союза, освященного Божией благодатью. К таким праведникам можно обращаться за помощью в укреплении любви между супругами, а также между родителями и детьми, просить о даровании терпения во время скорбных жизненных обстоятельств. Святая Елисавета вынуждена была скрываться со своим сыном в безлюдной пустыне, чтобы сохранить ему жизнь. В современных условиях воспитания подрастающего поколения также в некотором смысле матерям приходится ограждать своих чад от пагубного влияния окружающих соблазнов внешнего мира, чтобы сохранить духовную жизнь их души. В этом деле верными заступниками и молитвенниками являются такие праведники как святые Захария и Елисавета.

Читайте также:  Житие преподобного Никифора Прокаженного

Тропарь, глас 2:
Праведных Твоих Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.

Кондак святому пророку Захарии, глас 3:
Пророк днесь и священник Вышняго, Захариа предложи, Предтечев родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.

Кондак праведной Елисавете, глас 4
Яко луна полна, Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси, и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето. Достойными убо тя песньми ублажающе, Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем.

Величание:
Величаем вас, святии праведнии Захарие и Елисавето,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Молитва:
О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшеся на земли, восприяли есте на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтим святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Захария и Елисавета: житие святых, день памяти, молитва

18 сентября – день памяти святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы

С вятой пророк Захария и праведная Елисавета почитаются Церковью, в первую очередь, как родители святого Иоанна Предтечи. Однако, события их жизни важны для нас не только в связи с обстоятельствами рождения и первых лет жизни величайшего из пророков. Их духовный опыт, даже сомнения и ошибки, могут многое открыть для каждого человека. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме и, как все ветхозаветные священники, был потомком Аарона, брата пророка Моисея. Его жена, праведная Елисавета, также происходившая из рода Аарона, была сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По свидетельству Евангелия, «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1, 6).

У Захарии и Елисаветы, тем не менее, не было детей, что в те времена считалось наказанием Божиим. Многолетняя скорбь праведных супругов, однако, должна была обратиться в величайшую «радость и веселие» не только для Захарии и Елисаветы, но и для многих людей, которые возрадуются о чудесном рождении их сына (Лк. 1, 14).

Однажды Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лк.1,8). Во времена перед рождением Спасителя всё ветхозаветное священство делилось на 24 части, «чреды», каждая из которых служила в Иерусалимском храме в определенное время богослужебного года. Кому именно из священников определенной чреды предстояло служить в тот или иной день определялось жребием. Захария принадлежал к «Авиевой чреде» и в тот день жребий пал на него.

Для современного человека каждение священником в храме — дело вполне обычное. Сейчас священники совершают его практически на каждой службе, т.е., как минимум, несколько раз в неделю, иногда даже и несколько раз в день. Во времена Спасителя всё было совершенно иначе. По ветхозаветным установлениям существовал только один храм Господень в Иерусалиме. Воскурения фимиама, по установлению Самого Господа, совершалось каждый день в Святая Святых, наиболее священном месте ветхозаветного. Священников же, по подсчетам историков, в те времена было около 8 тысяч. Путем несложных вычислений получается, что в среднем священнику доводилось совершить обряд воскурения фимиама в храме раз в 20-25 лет, т.е. 1-2 раза в жизни. А могло и вовсе не довестись: порядок служения определялся жребием, а он мог просто ни разу не выпасть.

Каждение в храме, таким образом, было чрезвычайным событием в жизни ветхозаветного священника того времени, тем более, для Захарии, который был уже в преклонных годах и вряд ли мог рассчитывать, что жребий выпадет на него еще один раз. Поэтому не случайно, что Бог открыл Свою волю Захарии именно в храме и именно в этот день. Храм — место особенного присутствия Божия, именно туда мы должны спешить, чтобы Господь сотворил с нами чудо, в первую очередь, чудо преображения нашей жизни в радостное служение Богу и людям.

И вот, в тот важный момент, когда Захария один предстоял перед Господом (по ветхозаветным обрядам, другие молящиеся в тот момент должны были стоять не в самом храме, а в притворе), к нему явился архангел Гавриил и сказал ему: «. не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1, 13). Судя по дальнейшим действиям Захарии, он уже давно отчаялся иметь детей, соответственно не мог молиться о рождении сына. Что же тогда означают слова архангела: «услышана молитва твоя?»

Дело в том, что священник, совершая каждение в храме, должен был молиться за народ: воскуряемый фимиам, понимающийся к небу, и символизирует молитвы верующих к Всевышнему Богу. Этот обряд не потерял своего значения и в новозаветной Церкви: во время привычного для нас каждения храма священник так же, как тогда Захария, предстоит перед Богом за весь церковный народ.

Как раз молитвы Захарии за еврейский народ и были услышаны тогда Богом — обещанный ему сын должен будет сыграть важную роль в деле спасения не только иудеев, но и всего человечества: он «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. дабы представить Господу народ приготовленный» к приходу Мессии (Лк. 1, 16-17). Захария, однако не поверил словам Ангела. Он стал возражать: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18).

Кажется странным, почему человек праведной жизни вдруг не поверил явному чуду. Кроме того, он должен был вспомнить библейские истории чудесного рождения детей от престарелых, бездетных родителей: праотца Исаака (Быт, 17, 15-21; 18, 9-15; 21, 1-7) и пророка Самуила (1 Цар. 1, 1-20). На самом деле, мы просто ожидаем от библейских героев какого-то особо благочестивого поведения, между тем, они были такие же люди, как мы, и иногда согрешали таким же, как и мы, неверием. И в данном случае Захария остался в плену заблуждения, свойственного и современным верующим. Зачастую мы думаем, что события из жизни святых прежних времен, с которыми случались великие чудеса и откровения, относятся лишь к глубокой древности, а сейчас и, тем более, с нами ничего подобного произойти не может. Однако, Промысл Божий о человеке всегда остается одним и тем же: во все времена Господь готов чудесно помочь верующим в Него. И только наше маловерие препятствует Ему открыться и в нашей жизни.

За недоверие Богу Захария был поражен глухотой и немотой. Такое наказание, с одной стороны, было справедливым: как ослушник он лишился слуха, а как противоречащий — речи. Но важнее, наверное, что самому Захарии в тот момент нужно было в тишине и безмолвии осмыслить случившееся, чтобы потом пророчески возвестить волю Божию народу. Мы, увы, подвержены шумной суете и пустословию, поэтому и не слышим голос Бога. Когда-то нужно остановиться, помолчать и слушать слово Божие, а не людские сплетни.

Как и было обещано через архангела Гавриила, праведная Елисавета зачала сына. Пять месяцев она таилась от людей. Это понятно, человек, получивший дар от Бога будет относиться к нему трепетно и осторожно, тем более, не будет хвастать им прежде времени. Когда Елисавета была на шестом месяце беременности, к ней пришла ее родственница, Пречистая Дева Мария, только что получившая от архангела Гавриила благую весть о рождении от Нее Спасителя человеческого рода. Едва Богородица вошла в дом Захарии, младенец во чреве Елисаветы «взыграл», т.е. начал радостно биться, почувствовав приход своего Господа и Мессии. Так Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение еще в утробе матери. И сама Елисавета, исполнившись Святого Духа, произнесла приветственную речь-пророчество, где назвала Марию «Матерью Господа» и прославила Ее веру в обещанное чудесное рождение Сына (Лк. 1, 41-45). Слова из этого приветствия: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1, 42), — до сих пор повторяются в одной из самых важных и часто произносимых молитв «Богородице, Дево, радуйся!».

После того как у Захарии и Елисаветы родился сын, на 8-й день после рождения младенца в их доме собрались родственники и соседи, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Все предлагали назвать ребенка в честь отца Захарией. Елисавета неожиданно для всех сказала, что имя его должно быть Иоанн. Собравшиеся очень удивились этим словам, ведь в ее родстве не было никого, кто назывался бы этим именем, а тогда было принято называть детей в честь предков или родственников. Тогда спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к Захарии возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, благословил Бога и произнес удивительное по поэтической силе пророчество (Лк. 1, 67-79), в котором возвестил о грядущем вскоре обещанном Спасителе и о роли в этом событии своего новорожденного сына («И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк 1, 76).

Читайте также:  Димитрий Солунский: житие святого, день памяти, молитва

Свое пророческое служение, как и большинство ветхозаветных пророков, Захария закончил мученической смертью. По церковному преданию, отец Иоанна Предтечи и был тем «Захарией, сыном Варахиином», убитым «между храмом и жертвенником», о котором говорит Спаситель как о последнем праведнике, кровь которого придет на нечестивых фарисеев (Мф. 23, 35). Ирод, уже погубивший Вифлеемских младенцев, узнав о чудесном рождении Иоанна Предтечи, решил убить и его, опасаясь, что этот ребенок и есть тот Царь Иудейский, о котором возвестили волхвы. Праведная Елисавета, однако, укрылась вместе с сыном в горах. Убийцы повсюду тщетно искали Иоанна. Тогда они прямо в храме Божием схватили Захарию и пытались узнать, где скрываются его жена и сын. Не получив ответа, они убили святого пророка. Праведная Елисавета, по преданию, скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Захария и Елисавета: житие святых, день памяти, молитва

Народно-христианский праздник Захарий и Елизавета отмечается 18 сентября (5 сентября по старому стилю) каждого года. В православных храмах в это день чтят память пророка Захария и праведной Елисаветы.

Другие названия праздника: День Захарии и Елизаветы, Кумоха осенняя, Изгнание Кумахи, Елизавета Предсказательница, День предсказаний, День Кумохи, День пророка Захарии и праведной Елисаветы.

18 сентября гнали из деревни Кумоху, в Храмах проходило почтение памяти родителей Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. День считался счастливым для предсказаний.

Захария и Елисавета были родителями Иоанна Предтечи. Святой Захария был священником в Иерусалимском храме и, как все ветхозаветные священники, был потомком Аарона, брата пророка Моисея. Его жена, праведная Елисавета, также происходившая из рода Аарона, была сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По свидетельству Евангелия, «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1, 6).

У Захарии и Елисаветы, тем не менее, не было детей, что в те времена считалось наказанием Божиим. Многолетняя скорбь праведных супругов, однако, должна была обратиться в величайшую «радость и веселие» не только для Захарии и Елисаветы, но и для многих людей, которые возрадуются о чудесном рождении их сына (Лк. 1, 14).

Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой.

Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.

Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский.

Узнав об этом, праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Традиции и обряды на Захарий и Елизавета

Главные традиции 18 сентября – обряд обметания дома березовым веником, парение в бане, гадания.

– По традиции в этот день положено обмести весь дом березовым веником. Это защитит жилище от нечистой силы до весны.

– Также считается очень полезным попариться в бане для придания организму сил и здоровья на целый год.

– По легенде, именно святая Елисавета предсказала Марии рождение сына. Поэтому с давних пор этот народный праздник славится на Руси как один из наиболее благоприятных дней для гадания на любовь, судьбу, суженого.

– Считалось, что рожденный на Захария и Елизавету обладает особой силой: его не трогают ни оборотни, ни лешие. Поэтому такого человека старались нанять в пастухи, чтобы он берег скотину от нечистой силы, да от злого волка. Также верили, что если рожденный в этот день накосит сена, то коровы будут есть это сено с особым удовольствием, а после дадут вкуснейшее молоко.

Приметы и поговорки на Захарий и Елизавета

  • Предсказанное в этот день обязательно сбудется.
  • Если рябина хорошо уродила – осень будет ненастной.
  • Если листья рябины пожелтели, значит, зима будет ранней и морозной.
  • Рожденный на Захария и Елизавету обладает сверхъестественным даром. Он может стать знахарем или колдуном. Нечисть такого человека боится и обходит стороной.
  • До восхода солнца тучи красные — к ветру и дождю.
  • Луковицы овощей и цветов имеют тонкую кожуру — к мягкой зиме.
  • Заволакивающие небо облака после продолжительной непогоды сходят будто пеленой — к сухой и ясной погоде.
  • Козы в ясный день вдруг стали прятаться под навес или заспешили с пастбища домой — к резкому ухудшению погоды.

Молитвы к святым Захарию и праведной Елисаветы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение, и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа; вемы бо, воистину вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам, и святому пророку Захарии и праведной Елисавете, молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко, да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Молитва третья

К вам, о святии вси и святый пророче Захария и праведная Елисавета, яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею нспреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

О, святые угодники Божии пророче Захария и праведная Елисавета, подвигом добрым подвизались на земли, восприяли еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святую икону вашу, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесити, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Именины 18 сентября

Раиса, Ефим, Афанасий, Алексей, Захар, Глеб, Максим, Давид, Федор, Елизавета.

Ссылка на основную публикацию