Вячеслав Чешский: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы святому Вячеславу Чешскому

Зарождение и распространение христианства проходило не без проблем. Из истории всем известно о гонениях на христиан, трудной и долгой борьбе с язычеством. В этой борьбе принимал участие и Вячеслав Чешский. Теперь же читают молитвы святому Вячеславу, чтобы укрепить веру в Господа.

Жизнеописание Вячеслава Чешского

В православии почитается святая Людмила, княгиня Чешская, она же была бабушкой Вячеслава, воспитавшей его христианином. В 18 лет он взошел на престол, после смерти отца, князя Вратислава, в 920 году. Хотя он был слишком юн для упавших на его плечи обязанностей, управлял подданными и землями Вячеслав мудро. Его обучал ученик святителя Мефодия, пресвитер Павел, потому знал грамоту, имел широкий кругозор, владел латинским, греческим и славянским языками.

Князь Вячеслав все силы бросил на искоренение язычества и распространение христианства на своих землях. Он выкупал детей-рабов и направлял на воспитание христианам, возводил церкви, украшал храмы. При нём был построен храм святого Вита в Праге, куда были перенесены мощи святого Вита.

Немецкое духовенство, не переносившее святителя Мефодия, ополчилось и на Вячеслава, подговаривая его вельмож. Интриги стали сплетаться вокруг брата князя, Болеслава, мечтавшего о престоле. Для Вячеслава устроили ловушку – Болеслав позвал брата якобы на освещение храма. Верные слуги пытались предупредить князя Вячеслава о заговоре, но он не желал слушать. Когда же князь пришел к утрене, брат и вельможи зарезали его прямо на пороге храма. Изуродованное тело так и лежало днями, приводя народ в ужас. Мать княжичей, узнав о случившемся, похоронила сына в церкви у княжеского имения. Кровь с порога храма долго не получалось оттереть, но спустя несколько дней она пропала сама.

Занявший престол Болеслав стал насаждать католичество, искореняя в Чехии православие. При его правлении литургии читали лишь на латинице. Спустя время брат раскаялся в содеянном и перенес мощи Вячеслава, прозванного народом «мученик», в церковь святого Вита.

День памяти святого Вячеслава отмечают 11 октября, его, как и бабушку – святую Людмилу, почитают как покровителя Чехии.

В чем помогают молитвы святому Вячеславу?

С молитвой к святому Вячеславу Чешскому обращаются, чтобы исповедаться или попросить благословения. Он наставляет на истинный путь, укрепляет веру и отгоняет нечистые мысли.

Молитву Вячеславу Чешскому читают для защиты от нечистых сил и недругов. Чтение молитвы помогает избавиться от стресса и негатива, которые пагубно сказываются на делах и здоровье. Также молитва святому Вячеславу помогает обрести смирение и любовь, терпение и добродетель.

Молитвы Вячеславу Чешскому

Тропарь, глас 4

Днесь А́нгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.

Перевод:

Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою.

Ин тропарь

Благочести́ваго ко́рене о́трасль пречестна́я,/ святы́й благове́рный вели́кий кня́же Вячесла́ве,/ побо́рник быв Восто́чныя в Че́хах Це́ркве/ и прибе́жище те́плое убо́гим и си́рым,/ я́ко вторы́й А́вель, незло́биве претерпе́л еси́ смерть,/ во главу́ усече́н руко́ю бра́та пред враты́ церко́вными./ Те́мже и всели́ тя Христо́с/ я́ко испове́дника пра́выя ве́ры во оби́тели Небе́сныя,/ просла́ви всечестну́ю па́мять твою́ в слове́нских язы́цех/ и дарова́ тя ско́раго помо́щника всем, почита́ющим тя./ Моли́ся о лю́дех твои́х ко Го́споду,// да обрати́т их в ло́но Правосла́вныя Це́ркве и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1

С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню// источа́еши цельба́м дарова́ние.

Перевод:

С ангельскими хорами пребывая, блаженный князь Вячеслав, наслаждаешься Божественной и несказанной красотой, и оттуда почерпнув дары благотворения чудес, всем, приходящим с верой к твоей святыне, источаешь исцелений дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Велича́ем тя́, благове́рный кня́же Вячесла́ве, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвы святым

Память: 4 марта / 17 марта, 28 сентября / 11 октября

Князь Вячеслав был широко образованным и благочестивым христианином, храмоздателем. Был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. К нему молитвенно обращаются за помощью в опасностях, для утешения семейных конфликтов, обращения ко Христу неверующих родственников.

Тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 4

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, Небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Второй тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 4

Благочестиваго корене отрасль пречестная, святый благоверный великий княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чехах Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос/ яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, прослави всечестную память твою в словенских языцех и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православный Церкве и спасет души наша.

Кондак благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 1

С лики Ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес, всем, притекающим верою под твою святыню, источавши цельбам дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Величаем тя, благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва первая благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О, великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны (имена), да простит Господь Бог наши согрешения вольная и невольная, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.

Вячеслав Чешский: житие святого, день памяти, молитва

Д несь А́чнгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 4:

С траны́ Че́шския кня́же преди́вный,/ правосла́вное насле́дие блаже́нныя Людми́лы умно́живый,/ о́бразе кро́тости и смире́ния, му́дрости и безстра́шия,/ ве́рность за́поведем Христо́вым в жити́и твое́м сохрани́вый,/ и́стинную ве́ру в окруже́нии язы́чества утвержда́я,/ те́мже и вене́ц сла́вы от Царя́ царе́й прия́л еси́,/ и ны́не правосла́вных ми́ра всего́ назида́еши,/ моли́, свя́те Вячесла́ве, Всеблага́го Бо́га // умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Читайте также:  Матрона Московская: житие святого, день памяти, молитва

Ин тропарь, глас 4:

Б лагочести́ваго ко́рене о́трасль пречестна́я,/ святы́й благове́рный вели́кий кня́же Вячесла́ве,/ побо́рник быв Восто́чныя в Че́хах Це́ркве/ и прибе́жище те́плое убо́гим и си́рым,/ я́ко вторы́й А́вель, незло́биве претерпе́л еси́ смерть,/ во главу́ усече́н руко́ю бра́та пред враты́ церко́вными./ Те́мже и всели́ тя Христо́с/ я́ко испове́дника пра́выя ве́ры во оби́тели Небе́сныя,/ просла́ви всечестну́ю па́мять твою́ в слове́нских язы́цех/ и дарова́ тя ско́раго помо́щника всем, почита́ющим тя./ Моли́ся о лю́дех твои́х ко Го́споду,// да обрати́т их в ло́но Правосла́вныя Це́ркве и спасе́т ду́ши на́ша.

С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню // источа́еши цельба́м дарова́ние.

Ин кондак, глас 3:

К ня́же во́ине страны́ Боге́мии преди́вныя,/ смире́нным кня́жеским служе́нием спасе́ние стяжа́вый,/ у Ца́рскаго Престо́ла, свя́те Вячесла́ве,/ вене́ц сла́вы му́ченика за Христа́ прия́л еси́/ и ны́не усе́рдно мо́лишися о ве́рных,/ Ду́хом Бо́жиим к ве́чному блаже́нству угото́ванных,/ страну́ Че́шскую храни́ти в Правосла́вии с любо́вию призыва́я,// во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

О святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О святы́й кня́же Вячесла́ве! Усе́рдно про́сим тя моли́тися за ны, да прости́т Госпо́дь Бог на́ша согреше́ния во́льная и нево́льная и очи́стит нас от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха, да изба́вит нас от ко́зней диа́вола и сохрани́т от клеветы́ людски́я, да утверди́т нас в и́стинной ве́ре и благоче́стии, да соблюде́т от суему́дрых и душетле́нных уче́ний, да сохрани́т сердца́ на́ша от собла́знов ми́ра сего́ и да научи́т огреба́тися от плотски́х страсте́й и по́хотей, та́ко, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я, прославля́юще Единосу́щную Тро́ицу во ве́ки и в век ве́ка. Ами́нь.

11 октября – День памяти Святого мученика благоверного князя Вячеслава Чешского

Вячеслав (Вацлав) Чешский – воин и святой мученик, сын князя Вратислава, который умер, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. В семье было три сына, но Вячеслав отличался недюжинным умом и необычной добротой. Воспитывался он в христианской вере, хотя его мать, Драгомира, исповедовала другую религию (современные исследователи, впрочем, считают её христианкой). Большое влияние на юного князя оказывала его бабушка, святая Людмила. Людмила сама строго следовала заветам христианской церкви и сумела привить своему внуку боголюлюбие, праведность и милосердие.

Людмила в результате дворцовых интриг была сослана в монастырь. Там она погибла от рук наёмных убийц.

Вячеслав занял княжеский престол в юном возрасте (в 924 году). Несмотря на это, он показал себя мудрым и дальновидным правителем. Он заботился о том, чтобы его младшие братья получили достойное образование, строил храмы и школы, умело проводил внешнюю политику и был хорошо известен во всех сопредельных государствах как истинный христианин и благодетель своего народа. Правил Вячеслав около десяти лет.

Добродетель всегда вызывает ненависть у злодеев. Поэтому у Вячеслава было много недругов среди собственных вельмож. Они хотели иметь на престоле князя, который бы правил с пользой для них, а не для народа. Поэтому несколько придворных стали всячески восстанавливать против Вячеслава одного из его братьев – Болеслава. Юноша поверил в клевету и вознамерился убить брата и занять княжеский престол.

Болеслав позвал Вячеслава в свой удельный город на праздник в честь освящения нового храма. Святой мученик приехал, а после того, как богослужение закончилось, собрался в обратный путь. Но младший брат упросил князя остаться на праздничный пир. Верные слуги предупреждали Вячеслава об опасности, но он не мог поверить, что брат замышляет против него злое.

Наутро, когда мученик пришёл в церковь на службу, Болеслав и несколько его товарищей напали на него с мечами. Вячеслава убили на пороге храма. Кровь князя, которая пролилась на месте злодеяния, пытались отмыть в течение трёх дней, но сделать этого не смогли. На четвёртый день кровавые пятна исчезли сами собой.

Позже Болеслав раскаялся в содеянном и до конца своей жизни вымаливал у Господа прощение.

Вячеслав Чешский почитается как православной, так и католической церковью. День памяти мученика – 17 марта и 11 октября по современному летоисчислению. Чехи считают его покровителем своей страны. Мощи Вячеслава хранятся в пражском соборе святого Вита. Но не только останки Вячеслава почитаются как святыня, реликвиями стали его доспехи и меч. В Праге существует Вацлавская площадь, на которой установлен памятник невинно убиенному князю.

Верующие просят князя-мученика о том, чтобы он защитил отечество от врагов и уберег воинов от ран и гибели.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.

КОНДАК БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ

С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.

ВЕЛИЧАНИЕ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ

Величаем тя, благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Вячеслав Чешский

11 октября, день гибели благоверного правителя Вячеслава, является днем празднования государственности Чехии.

Вячеслав Чешский — правитель Праги в конце 10 столетия, основоположник православного движения в Чехии, святой, убитый по приказу родного брата. Похоронен в соборе святого Вита, местом поклонения благоверному Вацлаву служат его мощи и иконы.

Предки благоверного князя Вячеслава Чешского

Согласно легенде чешский князь, дедушка Вячеслава, слыл язычником. Он по приглашению правителя соседней Моравии прибыл на званый прием, где гостю подали угощения на полу. Ошарашенному наглостью хозяина правителю Чехии Сватоплук объяснил, что в его доме, где чтится христианство, язычников принимают на уровне собак.

Интересен тот факт, что униженный князь не покинул прием, заинтересовавшись православием. Позже Вацлав Борживой с женой Людмилой приняли христианство, крещение проводил равноапостольный Мефодий.

По возвращении домой супруги начали активную деятельность по распространению христианства среди чехов:

  • строили храмы;
  • занимались благотворительностью;
  • обеспечивали всем приглашенных священников.

Это вызвало негодование среди последователей католицизма. После смерти отца, умершего в раннем возрасте и брата Спыгнева, на престол взошел Братислав, женой которого была ярая язычница Драгомира, они были родителями юного Вячеслава.

Первые шаги христианства

Воспитание внука святая Людмила доверила священнослужителю, личному духовнику, который научил мальчика читать на славянском языке. Радуясь успехам сына, отец находит для него учителя латыни в городе Будеч. Будучи молодым, Братислав погибает.

После смерти сына Братислава страной стала править благочестивая Людмила, она взяла на себя воспитание внуков. Именно от бабушки Вячеслав Чешский впервые услышал о Христе. Невестка Драгомира ненавидела свекровь, она наняла убийцу, который задушил святую Людмилу.

Принявший христианство молодой Вацлав не простил убийства бабушки и правительницы. Он сослал мать в крепость, продолжая укреплять православную веру среди населения, вскоре раскаялся, помня пятую заповедь, данную Творцом, и вернул мать во дворец.

По достижении совершеннолетия Вячеслав приказал перенести мощи святой Людмилы в Прагу в 925 году и перезахоронить их в Георгиевском храме.

Разумный правитель

Воспитанный благочестивой Людмилой Вячеслав Чешский обладал уникальным умом, знал несколько языков, в своем правлении образованию уделял немалое внимание. Благоверный Вацлав приказал выкупать из рабства язычников детей, отдавая их в приюты при монастырях.

Читайте также:  Василий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Услышав о Вацлаве германский король Генрих Первый подарил правителю десницу итальянского святого Вита, для хранения ее была построена в Праге ротонда в 925 году, на месте которой позже был воздвигнут костел святого Вита.

Ныне Храм Вита — место захоронения королей и архиепископов, он является жемчужиной европейской готики одной из визитных карточек Праги.

Благочестивый и добрый Вячеслав славился справедливостью, с уважением и благоговением относился к Церкви и духовенству, жертвуя огромные суммы на укрепление веры и украшение храмов. Во время постов он совершал походы по церквям шел босой и пеший, сбивая ноги в кровь.

Мудрый правитель был для жителей города примером доброты, его внимания хватало как для увечных, так и для вдов, сирот. Выкупленные из плена солдаты прославляли имя князя, который сам пек просфоры для богослужений.

Ужасная смерть праведника

Существует несколько версий убийства Вацлава родным братом Болеславом.

По одной из них в день поминовения святых Космы и Дамиана было решено освятить новую церковь. Болеслав послал приглашение брату, уговорив того остаться после Литургии.

Предупрежденный слугами о готовящемся заговоре, старший брат не поверил в злые намерения Болеслава, с которым провел прекрасный день. Князь даже в мыслях не мог допустить, что в ту же ночь младший брат с заговорщиками обговаривал план его убийства. Зная, что святой обязательно пойдет на утреню, они устроили засаду по дороге к храму.

Вячеслав увидел брата, решил поблагодарить его за чудесный прием, но был пронзен копьем. После этого заговорщики стали буквально рубить его, искромсав на пороге храма. Последними словами благоверного стало обращение к Богу, в котором он отдал свою душу Господу.

После убийства князя злодеи напали на последователей политики правителя Чешского, при этом слышались призывы убить и мать Драгомиру, чтобы очистить путь к престолу для Болеслава, но тот решил повременить.

По другой версии представители католицизма организовали против поклонника православия кампанию, которую возглавил родной брат князя Болеслав. Насколько лицемерным должно быть сердце считающего себя христианином человека, чтобы таинство крещения собственного сына использовать для убийства родного человека.

Святой князь Вячеслав Чешский не поверил предостережениям охраны о возможном убийстве в доме родного брата во время крещения племянника, он пришел на праздник, где был встречен вооруженным братом. Не желая кровопролития, Вячеслав пытается уйти, но в воротах его встречают убийцы, поражая князя копьем в груди.

Изрубленное тело святого три дня лежало на площади, прикрытое покрывалом, пока туда не явилась Драгомира. Она собрала тело воедино, омыла, одела и принесла в церковь для последнего отпевания. Пролитая кровь праведника три дня оставалась на камнях, ее не могли смыть никакими усилиями, а по истечении трех суток просто испарилась.

Шел 935 год. Похоронив сына, мать спряталась от убийц в хорватской стороне. Болеслав начал гонения против православных, все службы в храмах следовало проводить на латыни.

Прошло три года, раскаявшись в содеянном Болеслав разрешил мощи святого перевезти в построенный храм святого Вита в Праге. Ныне св. Вацлав — патрон Чехии, почитается как православными, так и католиками. Основанием для канонизации стало несколько чудес.

Чудеса

Между князьями Праги и Коуржима могли начаться военные действия, правители решили встретится для боя один на один в поле. В момент встречи Коуржима увидел на лбу соперника распятого Иисуса. Увиденное настолько поразило неприятеля, что упал перед святым на колени.

Второй случай произошел при встрече князей с императором Генрихом. Опаздывающего правителя Вацлава решено было приветствовать сидя, а его самого заставить присутствовать на встрече стоя.

Как только святой появился, император, вопреки договоренности, устремился ему навстречу, ибо увидел вокруг Вацлава ангелов. Именно на этой встрече Чехии была подарена святыня — часть мощей святого Вита.

Интересно! В 12 веке благоверный Чешский чудесным образом вмешался в битву с войском немецкого короля Лотаря в 1126 году, священники увидели всадника на белом коне, который буквально врезался в войско немцев, обратив его в бегство.

1260 год ознаменовался победой чешского короля Пржемысла Второго над венграми, когда во главе чехов появился сонм святых во главе с Вацлавом.

Почитание в Русской православной церкви

По историческим данным в 11 столетии князь Борис считал чешского святого своим учителем. В Востоковской легенде имеется краткое жизнеописание благоверного Вацлава. 11 октября на Руси почитается день смерти чешского правителя, а 4 марта — дата перенесения его мощей.

Древнерусские списки хранят «Вторую старославянскую легенду о св.Вячеславе». Так как иконописцы 17 века не до конца знали о жизни священномученика, они написали икону, на которой изображен седовласый старец. Икона хранится в соборе Успения при Троице-Сергиевской Лавре.

Католическое почитание

Римская базилика апостола Петра славится алтарем в честь Вацлава, построенным в 1333 году.

В 1670 году папа Климент Десятый учредил общецерковный праздник в честь Чешского правителя.

Храм святого князя Чешского в России

Первая церковь в России в честь святого Вячеслава Чешского, мощи которого хранятся в Праге в соборе святого Вита, освящена в 2004 году в поселке Барвиха Московской митрополии. Храм был возведен под попечительством Агаджанова Вячеслава Кимовича на месте разрушенной в 1932 году Зачатьевской обители, является уникальной православной святыней, единственной в своем роде.

Архитектура великолепного строения выдержана в стиле морских петровских храмов, особенностью церкви является шпиль. Уникальным является и иконостас церкви, он сделан точной, уменьшенной копией иконостаса архитектора Растрелли, построенного ним в придворной церкви в Зимнем дворце Петербурга.

11 октября 2011 года престольный праздник храма ознаменовался благословением Митрополита Ювеналия закладки новой церкви в память святой Людмилы.

О чем молятся перед иконой святого

К иконе благоверного князя приходят с молитвой, в которой христиане просят святого мученика:

  • наставить на путь православия;
  • укрепить веру;
  • отогнать нечистые мысли;
  • научить, как простить врагов;
  • даровать смирение и терпение;
  • наполнить любовью и покоем.

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Вячеслав, князь земли чешской…

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь — Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава — небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября — день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад «добрый князь Вацлав» был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

«Святой Вацлав, князь земли чешской», — этими словами начинается прославленный старочешский гимн, «Сватовацлавский хорал», написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: «Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам»… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых «старовацлавских легенд», записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав — фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Читайте также:  Иоанн Шанхайский: житие святого, день памяти, молитва

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе «Деяний святых» католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как «добрый король Венсеслас» в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам — доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности «солунских братьев», а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу — угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава — по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно — перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью «старовацлавские легенды». Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем — древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые «Старинные чешские сказания».

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии — соборе святого Вита на Пражском Граде — особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы — статуя Вацлава работы Петра Парлержа — принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о «добром князе Винчеславе» и его благочестивых предках (так называемые «Пражске зломки»), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: «Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?»

Ссылка на основную публикацию