День памяти преподобного Варлаама Хутынского
Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алексий) родился в Новгороде Великом от благочестивых родителей Михаила и Анны. Воспитан был в благочестии и содействием благодати научен Божественным книгам, в знании которых превзошел старцев. С юности он устремился к иноческой жизни. На тревогу родителей о его раннем постничестве он с духовной мудростью кротко напоминал слова Священного Писания и примеры из жизни святых.
После кончины родителей блаженный раздал имение и удалился в монастырь. Там он нашел наставника иеромонаха Пафнутия и от него принял иночество. В поисках совершенного безмолвия он обошел различные места, желая устроить себе обитель. На правом берегу реки Волхова в 10 верстах к северу от Новгорода Преподобный нашел красивый холм, называемый Хутынь (хутынь, худынь — худое место, где обитала нечистая сила), и увидел некий Божественный луч, осиявший его. Сотворив молитву и построив келию, святой стал ревностно подвизаться на том месте в посте и трудах. Каждую ночь преподобный Варлаам бодрствовал и молитвой с крестным знамением отгонял бесов. Он переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией.
Пустынные подвиги с ним долго разделяли знатные братья-новгородцы Порфирий и Феодор Малышевичи. Когда к нему собрались многочисленные пустыннолюбцы, Преподобный воздвиг небольшой деревянный храм во славу Преображения Господня, а также несколько келий и дал для обители свой устав, в котором предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников.
К старцу за советом приходили не только иноки, но и знатные и простые миряне. Преподобный поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».
Жить обязывал Преподобный по правилам святых отцов, честно и благоговейно, о нуждах и делах монастыря заповедовал советоваться с тремя или четырьмя из старших, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии. В последний год жизни преподобный построил каменный храм в честь Преображения Господня в Хутынской обители. При освящении храма святитель Гавриил Новгородский возвел святого старца в сан игумена. Вскоре, 6 ноября(по старому стилю) 1192 года, Преподобный преставился к Богу. Незадолго до блаженной кончины он избрал преемником инока Антония. В середине 15 века (1440 или 1452 год) были обретены нетленные мощи угодника Божия, тогда же совершено прославление Преподобного в лике святых.
Благодатью Святого духа преподобный Варлаам как при жизни, так и по отшествии к Богу воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и многих других недужных. Особенно прославился Преподобный прозорливостью. История Новгорода свидетельствует о таком случае.
Находясь у Новгородского архиепископа Григория, Преподобный предупредил святителя о своем приезде в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла на санях. Архиепископ был удивлен. Когда же наступила ожидаемая пятница, к ужасу и удивлению новгородцев выпал глубокий снег и ударил мороз, и преподобный Варлаам действительно прибыл на санях к святителю Григорию. Вскоре ужас новгородцев сменился радостью. По словам преподобного Варлаама, Господь смиловался над новгородцами по молитвам Пречистой Богоматери и святых апостолов. Мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а снег, растаявший на следующий день, напоил жаждущую землю.
Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию». По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось.
В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежскогои Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря.
Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль. Город был спасен от нашествия врагов.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Новая книга
В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».
В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.
От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей.
оптинские
книги
Расписание Богослужений
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Память преподобного Варлаама Хутынского Суббота 21-ой седмицы по Пятидесятнице
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие о Господе братья и сестры, день памяти великого русского святого преподобного Варлаама Хутынского. Что же можно сказать о нем да и о нас?
Преподобный Варлаам жил в 12-м веке в великом городе Руси, который называется Великий Новгород. Все свое детство и юность он провел там. Он был сыном богатых и именитых граждан Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Их благочестивая жизнь дала хороший плод. Этот отрок, который родился у них, Алексий, с детства впустил в себя слова Священного Писания и решил посвятить Богу всю свою жизнь. Это вызывало у людей, в том числе и у родителей, некоторое недоумение, потому что вокруг столько всего хорошего и интересного, а он занимается этим. Он только любит читать священные книги, посещать храм Божий, а все время дома проводит в молитвах и посте. И на вопрос, почему же он так поступает, Алексий отвечал: жизнь — это только тень и сон, она вертится как колесо. Ибо радость его была только вечная — только превечная любовь к вечному Богу.
Как мало среди нас людей, которые живут таким образом. И какое счастье для нас, что среди нас всегда во веки веков были, есть и будут такие люди. А что же это было время за 12-й век? И насколько оно отличается от нынешнего времени? Как раньше на обезумевшей Руси попиралась святыня христианской любви, так и сейчас происходит то же самое. Мы все себя называем православными христианами, все крещеные или большинство из нас, но когда начинаем делить власть и деньги, все теряет для нас смысл. Льется братская кровь, везде идет грабеж, истязание своих братьев и сестер не в прямом смысле, но даже на словах. И вот в то время в 12-ом веке таким зачинщиком и разжигателем всех междоусобиц выступал Великий Новгород. Много сейчас от людей, как и тогда, можно слышать речи о каких-то свободах, о каком-то либерализме. Как это хорошо, давайте жить на западный манер.
Как много сейчас обвиняют нас в рабской любви к Богу, к правителям, что мы не идем на революцию и так далее. А потому что в народе православном не может быть каких-нибудь мечтаний о революции. Потому что православный человек чтит Закон Божий, где написано, что он должен почитать власть, какую заслужил. Неужели Господь, помня о всякой мошке, о каждой букашке помнит, а вот о бедном тебе забыл, дал тебе плохого правителя. Получается это ропот на Бога. Разве можно с ропотом на Бога в сердце со словами революционными: давай революцию, давай свободу, выйти куда-то и получить что-то. И примеры этому мы видим наглядно даже сейчас, то, что происходит рядом с нами. Мы прекрасно видим, к чему эти свободы привели.
Но люди в своем ожесточении продолжают винить всех и вся, а не свое собственное свободолюбивое бесовское свойство, желание анархии. И вот то же самое происходило в 12-ом веке в Великом Новгороде. И вот там родился такой человек Алексий, который принял постриг с именем Варлаам. За свою добродетельную подвижническую жизнь святой Варлаам был прославлен от Господа разными чудесами и дарами прозорливости. И сейчас есть такие святые, которые даже сейчас живут. Вроде бы нет таких подвигов, нет таких постов, но эти люди всегда есть и были. Можете не сомневаться. Именно благодаря молитвам этих людей жила и будет жить наша Русь.
Вот один человек приходил к великому старцу с единственным своим больным сыном, по дороге сын умер. Но он все равно пришел к святому испросить его святых молитв. И когда святой помолился, отрок ожил. Был в истории жизни Новгорода такой случай, который увековечен в истории. Как-то ехал преподобный к архиепископу Новгородскому Григорию. И уезжая от него, простившись, сказал ему: в следующий раз я к тебе приеду на санях. Ну как это летом можно приехать на санях в первые недели поста апостолов Петра и Павла? И действительно в тот день пошел снег, и преподобный приехал к нему на санях. И люди возроптали: как же это могло случиться, почему Господь не любит своих верноподданных христиан. А он сказал: так по промыслу Божию; всех успокоил. И на самом деле все потом убедились в чуде Божьем и промысле Божьем. Потому что этот мороз, который был, людей-то не поморозил, а поморозил только червей, которые были в огромном множестве на корнях посаженной пшеницы. Они-то и погибли. А на следующий день было уже солнышко, и травка зеленела. Вот так преподобный своим подвигом, своей молитвой все претворял в добро.
Был такой случай. Мы сейчас часто осуждаем, почему это происходит так, а это так. В Великом Новгороде была такая свобода, что, осудив человека прилюдно, брали камень, вешали на шею и кидали в Волхов. И вот однажды, проезжая мимо такого несчастного с камнем на шее, преподобный возымел такую ревность и испросил этого человека в себе. В другой же раз он ехал, точно такое же было осуждение. И он не испросил. Осужденного утопили. И люди начали спрашивать, почему же так. Как же так? Вот два осужденных, того вы спасли, а другого нет. На что он ответил: первый осужденный, да, он совершил этот поступок, да, он был справедливо наказан, но никто не зрел в его сердце. А в его сердце было покаяние. И он его взял, отправил в обитель, наставил многими словами. Он увидел сердце раскаянное. И там человек этот изменил свою жизнь в обители, стал монахом и совершил много добрых дел.
А про второго человека, которого святой не спас, он говорит, а зачем его спасать, он несправедливо осужден и умирает как мученик во Христе. Он спокойно перенес клятвы, которые на него пришли, и с великим христианским терпением их претерпел, и теперь вознагражден от Бога мученическим венцом. Что я могу, слабый немощной человек, сделать больше, чем он сделал сам для своей собственной души? Ибо это самое главное, что есть у нас. Забота наша самая главная должна быть лично о наших душах. Слово преподобного Серафима Саровского, оно же правдиво, истинно. То есть спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Ничего не изменилось, и никто не врет.
И еще о чем хотелось бы сказать. Среди небесных деяний Хутынского духоносца было такое чудо: чудо спасения Москвы. Это произошло в 1521-м году во время царствования великого князя Василия Третьего. Хотели разорить Русь в очередной раз. Но в это время слепая старица инокиня Вознесенского монастыря узрела в видении, как из Кремля выходят Крестным ходом наши архипастыри — святители Петр, Алексий и Иона, и уносят с собой святыню России и Москвы Владимирскую и кону Божьей Матери. А у Кремлевских ворот это шествие встречали преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский, которые упросили святых вернуть святыню в Москву и вымолить у Господа прощения для нашего, хоть и своевольного, строптивого, но все-таки духоносного народа. И все это так и произошло. Потом поехали послы с богатыми подарками к этому хану Махмед-Гирею. И все было нормально в этот год. Все было прощено именно по молитвам преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского.
Людям, которые приходили к преподобному Варлааму, он говорил о трех вещах, особенно начальникам. Начальникам он говорил так: первое, что не начальствовать над людьми такими же, как и они сами; второе, что начальствовать должно по закону; и третье, что не всегда они будут начальствовать, и что им тоже придется отдавать отчет перед Начальником жизни Богом. Потому что и над ними есть суд Божий. Перед своей кончиной он говорил своим ученикам: живите так, как будто готовитесь умирать каждый день. Истинная вера в небесного Отца есть совершенное доверие Его благости, чего по нашему маловерию у нас, к сожалению, нет.
Его премудростью, Его любовью, всецелым доверии Господу милующему было пропитано все житие преподобного Варлаама. Вспоминая его житие, можно вспомнить, как он жил: великое смирение, терпение скорбей, пребывание в неусыпной постоянной молитве. И запомним его слова: чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте и не клевещите, воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост, берегитесь судить неправедно, не клянитесь лживо. Давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям и будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра. Аминь.
Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах
Школа или худ. центр: Ярославль
Вторая половина XVI в.
- Попова Л. С. 1995: Вторая половина XVI в.
- Иконы Ярославля 2002: Вторая половина XVI в.
- ЯХМ 2002: Вторая половина XVI в.
- Вера и власть 2007: Вторая половина XVI в.
- Иконы Ярославля 2009: Последняя треть XVI в.
Надписи на свитке и в клеймах приводятся по каталогу «Ярославский художественный музей» (Ярославль, 2002) и даны с раскрытием титлов и частичной реконструкцией утраченных букв (обозначены квадратными скобками).
Ниже цитируются:
- = Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том I. Иконы XIII–XVI веков = Yaroslavl Art Museum. Icon collection catalogue. Vol. I. Icons XIII–XVI centuries.
- = Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного.
¦ 52. Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах
Вторая половина XVI в.
Ярославль.
Дерево, основа из пяти досок с двумя врезными сквозными шпонками. Ковчег, левкас, темпера.
143.5 × 120.5
И-215
Надписи. [Тексты размещены на страницах соответствующих клейм и на странице с детальной фотографией снимка. — прим. ред. сайта]
¦
¦ Сохранность. Авторские шпонки не сохранились. Доски скреплены двумя врезными сквозными реставрационными шпонками и пятью «ласточками». Крайние доски покороблены. Реставрационные вычинки древисины. Поздние и реставрационные вставки по стыкам досок и на полях, многочисленные мелкие реставрационные вставки по всему изображению. Следы от крепления басмы. Утраты золота фона, особенно сильные в среднике и на полях. Потертости авторского красочного слоя.
Реставрация. Раскрыта в 1995. Реставратор Г. С. Батхель, объединение «Росреставрация».
Происхождение. Из ц. Ильи Пророка (?). г. Ярославля.
Поступление. В 1970.
¦
¦ 73. Преподобный Варлаам Хутынский, с житием.
The venerable Barlaam of Khutyn with scenes from his life.
Икона
Ярославль, вторая половина XVI в.
Дерево, левкас; темпера
143.5 × 120,5
ЯХМ, инв. № И-215
Происхождение иконы не установлено. По одной из версий, икона относилась к «старому приходскому строению» храма Ильи Пророка, сооруженного в середине XVII в. на пожертвование купцов Скрипиных. Возможно, образ Варлаама Хутынского создавался для одной из деревянных церквей, предшествовавших скрипинской постройке.
Преподобный Варлаам родился в XII в. в Новгороде. В окрестностях Новгорода на реке Хутыни он основал Спасо-Преображенский монастырь. Первое Житие святого появилось в середине XIII — начале XIV в. Вторая редакция текста датируется 1420-ми гг. В XV столетии при гробе чудотворца исцелился постельничий великого князя Василия Темного Григорий. Вероятно, тогда же было установлено общерусское церковное празднование в честь новгородского святого. Известный агиограф Пахомий Логофет создал «Слово похвальное» Варлааму, а затем новую редакцию его Жития. В XVI в. появились еще две редакции — Распространенная (1526) и Особая (середина — вторая половина XVI в.). Согласно этим вариантам Жития, Иван III во время похода на Новгород в 1471 г. пожелал открыть хранящиеся под спудом мощи Варлаама. Однако из гробницы вырвался огонь, и великий князь в страхе покинул храм. С того времени преподобного Варлаама стали особо чтить в московском великокняжеском доме. Официально Варлаам был канонизирован на Соборе 1547 г.
Преподобный Варлаам представлен в монашеском облачении. Правой рукой святой благословляет, в левой держит свиток со словами последнего напутствия монастырской братии. Надпись на свитке: ОВЕЛИКИЙ ЦРЮ ВСЕДЕР//ЖИТЕЛЮ. ВД. КО ЧЛКОЛЮ//БЧЕ ГИИСЕ ХС БЕМО. НАУ//МОЛЕНИЕ ПРЕД. // ТВОТЕ ПРПДБНАГО ВРЛАМА // ЧЮТВОРЦАНОВАГО ЗАСТУПНИКА // МОЛЕБНИ//КА О ДШАХ НАШИХЪ. Т. ГО МОЛЕНИЕМЪ. ТИ // ДАЙ ЖЕ МИ ОГРЕШЕНИЕМ // МОИМ ОСТА. ЕНИК // И ВСЕХЪ СТЫХЪ ТВОИХЪ // РАДИ МОЛИТВАМИ СПО//ДОБИ МЯ ПРИЧА. ТНИКА // Б. ТИ Ц. ИЯ ТВОЕ // ВО БЕСКОНЕ. Я ВЕКИ // ВЕКОВЪ АМИ//НЪ.
Вокруг средника размещаются тридцать шесть клейм, созданных согласно древней редакции Жития святого. Состав клейм: 1. Рождество преподобного Варлаама; 2. Крещение преподобного Варлаама; 3. Обучение грамоте преподобного Варлаама; 4. Преподобный Варлаам раздает имение отца; 5. Пострижение в монахи; 6. Поставление в диаконы; 7. Поставление в священники; 8. Явление божественной тучи; 9. Преподобный Варлаам строит себе келию; 10–11. Искушение преподобного Варлаама; 12. Преподобный Варлаам возводит церковь во имя Преображения; 13. Основание монастыря; 14–16. Предсказание о рождении княжеского сына; 17–19. Чудо о рыбаках; 20–22. Чудо о воскрешении умершего отрока; 23–25. Назначение преподобным Варлаамом преемника игуменства; 26. Преставление преподобного Варлаама; 27. Перенесение в церковь преподобного Варлаама; 28. Обретение мощей преподобного Варлаама; 29–30. Чудеса исцеления от мощей преподобного Варлаама; 31. Чудо о спасении утонувшего человека; 32–34. Исцеление князя Константина у гроба преподобного Варлаама; 35–36. Чудо о дожде.
Верхний ряд клейм посвящен детству и юности Варлаама от рождения до пострижения в иноки и посвящения в дьяконы. Здесь присутствуют редкие детали. Так, в сцене обучения отрока грамоте на свитке написаны начальные буквы азбуки, а в сцене раздачи Варлаамом имения покойного отца среди пришедших за подаянием виден калека, пользующийся специальными деревянными подставками: художник явно отражал современные ему бытовые реалии. Следующий ряд клейм посвящен началу монашеского подвига святого — пострижение в священники, уход в пустыню, строительство келии и искушение преподобного бесами. Далее рассказывается об основании Спасо-Преображенского монастыря и о чудесах предвидения Варлаама: он предсказывает рождение княжеского сына и уличает в сокрытии улова рыбаков. Продолжается повествование чудом о воскрешении умершего отрока. Затем следует рассказ о кончине преподобного и о чудесах исцелений у его гробницы. Завершается житийный цикл двумя клеймами: испрошением у Варлаама
¦ дождя в засуху и солнца в дождь. Иллюстрировались эти посмертные чудеса святого крайне редко.
Икону создавал опытный мастер. Он умело выстроил композицию, в которой маленький средник не теряется среди окружающих клейм. Тонко продуманный сумеречный колорит в сочетании с золотом фона придает образу аскетизм и благородство.
¦
Детали | |
[A] Лик преподобного Варлаама | [B] Свиток в руке преподобного Варлаама |