Варлаам Хутынский: житие святого, день памяти, молитва

День памяти преподобного Варлаама Хутынского

Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алексий) родился в Новгороде Великом от благочестивых родителей Михаила и Анны. Воспитан был в благочестии и содействием благодати научен Божественным книгам, в знании которых превзошел старцев. С юности он устремился к иноческой жизни. На тревогу родителей о его раннем постничестве он с духовной мудростью кротко напоминал слова Священного Писания и примеры из жизни святых.

После кончины родителей блаженный раздал имение и удалился в монастырь. Там он нашел наставника иеромонаха Пафнутия и от него принял иночество. В поисках совершенного безмолвия он обошел различные места, желая устроить себе обитель. На правом берегу реки Волхова в 10 верстах к северу от Новгорода Преподобный нашел красивый холм, называемый Хутынь (хутынь, худынь — худое место, где обитала нечистая сила), и увидел некий Божественный луч, осиявший его. Сотворив молитву и построив келию, святой стал ревностно подвизаться на том месте в посте и трудах. Каждую ночь преподобный Варлаам бодрствовал и молитвой с крестным знамением отгонял бесов. Он переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией.

Пустынные подвиги с ним долго разделяли знатные братья-новгородцы Порфирий и Феодор Малышевичи. Когда к нему собрались многочисленные пустыннолюбцы, Преподобный воздвиг небольшой деревянный храм во славу Преображения Господня, а также несколько келий и дал для обители свой устав, в котором предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников.
К старцу за советом приходили не только иноки, но и знатные и простые миряне. Преподобный поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».

Жить обязывал Преподобный по правилам святых отцов, честно и благоговейно, о нуждах и делах монастыря заповедовал советоваться с тремя или четырьмя из старших, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии. В последний год жизни преподобный построил каменный храм в честь Преображения Господня в Хутынской обители. При освящении храма святитель Гавриил Новгородский возвел святого старца в сан игумена. Вскоре, 6 ноября(по старому стилю) 1192 года, Преподобный преставился к Богу. Незадолго до блаженной кончины он избрал преемником инока Антония. В середине 15 века (1440 или 1452 год) были обретены нетленные мощи угодника Божия, тогда же совершено прославление Преподобного в лике святых.

Благодатью Святого духа преподобный Варлаам как при жизни, так и по отшествии к Богу воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и многих других недужных. Особенно прославился Преподобный прозорливостью. История Новгорода свидетельствует о таком случае.

Находясь у Новгородского архиепископа Григория, Преподобный предупредил святителя о своем приезде в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла на санях. Архиепископ был удивлен. Когда же наступила ожидаемая пятница, к ужасу и удивлению новгородцев выпал глубокий снег и ударил мороз, и преподобный Варлаам действительно прибыл на санях к святителю Григорию. Вскоре ужас новгородцев сменился радостью. По словам преподобного Варлаама, Господь смиловался над новгородцами по молитвам Пречистой Богоматери и святых апостолов. Мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а снег, растаявший на следующий день, напоил жаждущую землю.

Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию». По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось.

В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежскогои Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря.

Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль. Город был спасен от нашествия врагов.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

От уны­ния спа­сай се­бя, как от не­ду­га блуд­но­го. Он из чис­ла се­ми смер­то­нос­ных страс­тей.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Память преподобного Варлаама Хутынского Суббота 21-ой седмицы по Пятидесятнице

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие о Господе братья и сестры, день памяти великого русского святого преподобного Варлаама Хутынского. Что же можно сказать о нем да и о нас?

Преподобный Варлаам жил в 12-м веке в великом городе Руси, который называется Великий Новгород. Все свое детство и юность он провел там. Он был сыном богатых и именитых граждан Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Их благочестивая жизнь дала хороший плод. Этот отрок, который родился у них, Алексий, с детства впустил в себя слова Священного Писания и решил посвятить Богу всю свою жизнь. Это вызывало у людей, в том числе и у родителей, некоторое недоумение, потому что вокруг столько всего хорошего и интересного, а он занимается этим. Он только любит читать священные книги, посещать храм Божий, а все время дома проводит в молитвах и посте. И на вопрос, почему же он так поступает, Алексий отвечал: жизнь — это только тень и сон, она вертится как колесо. Ибо радость его была только вечная — только превечная любовь к вечному Богу.

Как мало среди нас людей, которые живут таким образом. И какое счастье для нас, что среди нас всегда во веки веков были, есть и будут такие люди. А что же это было время за 12-й век? И насколько оно отличается от нынешнего времени? Как раньше на обезумевшей Руси попиралась святыня христианской любви, так и сейчас происходит то же самое. Мы все себя называем православными христианами, все крещеные или большинство из нас, но когда начинаем делить власть и деньги, все теряет для нас смысл. Льется братская кровь, везде идет грабеж, истязание своих братьев и сестер не в прямом смысле, но даже на словах. И вот в то время в 12-ом веке таким зачинщиком и разжигателем всех междоусобиц выступал Великий Новгород. Много сейчас от людей, как и тогда, можно слышать речи о каких-то свободах, о каком-то либерализме. Как это хорошо, давайте жить на западный манер.

Как много сейчас обвиняют нас в рабской любви к Богу, к правителям, что мы не идем на революцию и так далее. А потому что в народе православном не может быть каких-нибудь мечтаний о революции. Потому что православный человек чтит Закон Божий, где написано, что он должен почитать власть, какую заслужил. Неужели Господь, помня о всякой мошке, о каждой букашке помнит, а вот о бедном тебе забыл, дал тебе плохого правителя. Получается это ропот на Бога. Разве можно с ропотом на Бога в сердце со словами революционными: давай революцию, давай свободу, выйти куда-то и получить что-то. И примеры этому мы видим наглядно даже сейчас, то, что происходит рядом с нами. Мы прекрасно видим, к чему эти свободы привели.

Но люди в своем ожесточении продолжают винить всех и вся, а не свое собственное свободолюбивое бесовское свойство, желание анархии. И вот то же самое происходило в 12-ом веке в Великом Новгороде. И вот там родился такой человек Алексий, который принял постриг с именем Варлаам. За свою добродетельную подвижническую жизнь святой Варлаам был прославлен от Господа разными чудесами и дарами прозорливости. И сейчас есть такие святые, которые даже сейчас живут. Вроде бы нет таких подвигов, нет таких постов, но эти люди всегда есть и были. Можете не сомневаться. Именно благодаря молитвам этих людей жила и будет жить наша Русь.

Вот один человек приходил к великому старцу с единственным своим больным сыном, по дороге сын умер. Но он все равно пришел к святому испросить его святых молитв. И когда святой помолился, отрок ожил. Был в истории жизни Новгорода такой случай, который увековечен в истории. Как-то ехал преподобный к архиепископу Новгородскому Григорию. И уезжая от него, простившись, сказал ему: в следующий раз я к тебе приеду на санях. Ну как это летом можно приехать на санях в первые недели поста апостолов Петра и Павла? И действительно в тот день пошел снег, и преподобный приехал к нему на санях. И люди возроптали: как же это могло случиться, почему Господь не любит своих верноподданных христиан. А он сказал: так по промыслу Божию; всех успокоил. И на самом деле все потом убедились в чуде Божьем и промысле Божьем. Потому что этот мороз, который был, людей-то не поморозил, а поморозил только червей, которые были в огромном множестве на корнях посаженной пшеницы. Они-то и погибли. А на следующий день было уже солнышко, и травка зеленела. Вот так преподобный своим подвигом, своей молитвой все претворял в добро.

Был такой случай. Мы сейчас часто осуждаем, почему это происходит так, а это так. В Великом Новгороде была такая свобода, что, осудив человека прилюдно, брали камень, вешали на шею и кидали в Волхов. И вот однажды, проезжая мимо такого несчастного с камнем на шее, преподобный возымел такую ревность и испросил этого человека в себе. В другой же раз он ехал, точно такое же было осуждение. И он не испросил. Осужденного утопили. И люди начали спрашивать, почему же так. Как же так? Вот два осужденных, того вы спасли, а другого нет. На что он ответил: первый осужденный, да, он совершил этот поступок, да, он был справедливо наказан, но никто не зрел в его сердце. А в его сердце было покаяние. И он его взял, отправил в обитель, наставил многими словами. Он увидел сердце раскаянное. И там человек этот изменил свою жизнь в обители, стал монахом и совершил много добрых дел.

А про второго человека, которого святой не спас, он говорит, а зачем его спасать, он несправедливо осужден и умирает как мученик во Христе. Он спокойно перенес клятвы, которые на него пришли, и с великим христианским терпением их претерпел, и теперь вознагражден от Бога мученическим венцом. Что я могу, слабый немощной человек, сделать больше, чем он сделал сам для своей собственной души? Ибо это самое главное, что есть у нас. Забота наша самая главная должна быть лично о наших душах. Слово преподобного Серафима Саровского, оно же правдиво, истинно. То есть спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Ничего не изменилось, и никто не врет.

И еще о чем хотелось бы сказать. Среди небесных деяний Хутынского духоносца было такое чудо: чудо спасения Москвы. Это произошло в 1521-м году во время царствования великого князя Василия Третьего. Хотели разорить Русь в очередной раз. Но в это время слепая старица инокиня Вознесенского монастыря узрела в видении, как из Кремля выходят Крестным ходом наши архипастыри — святители Петр, Алексий и Иона, и уносят с собой святыню России и Москвы Владимирскую и кону Божьей Матери. А у Кремлевских ворот это шествие встречали преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский, которые упросили святых вернуть святыню в Москву и вымолить у Господа прощения для нашего, хоть и своевольного, строптивого, но все-таки духоносного народа. И все это так и произошло. Потом поехали послы с богатыми подарками к этому хану Махмед-Гирею. И все было нормально в этот год. Все было прощено именно по молитвам преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского.

Людям, которые приходили к преподобному Варлааму, он говорил о трех вещах, особенно начальникам. Начальникам он говорил так: первое, что не начальствовать над людьми такими же, как и они сами; второе, что начальствовать должно по закону; и третье, что не всегда они будут начальствовать, и что им тоже придется отдавать отчет перед Начальником жизни Богом. Потому что и над ними есть суд Божий. Перед своей кончиной он говорил своим ученикам: живите так, как будто готовитесь умирать каждый день. Истинная вера в небесного Отца есть совершенное доверие Его благости, чего по нашему маловерию у нас, к сожалению, нет.

Его премудростью, Его любовью, всецелым доверии Господу милующему было пропитано все житие преподобного Варлаама. Вспоминая его житие, можно вспомнить, как он жил: великое смирение, терпение скорбей, пребывание в неусыпной постоянной молитве. И запомним его слова: чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте и не клевещите, воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост, берегитесь судить неправедно, не клянитесь лживо. Давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям и будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель начало и корень всякого добра. Аминь.

Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах

Школа или худ. центр: Ярославль

Вторая половина XVI в.

  • Попова Л. С. 1995: Вторая половина XVI в.
  • Иконы Ярославля 2002: Вторая половина XVI в.
  • ЯХМ 2002: Вторая половина XVI в.
  • Вера и власть 2007: Вторая половина XVI в.
  • Иконы Ярославля 2009: Последняя треть XVI в.

Надписи на свитке и в клеймах приводятся по каталогу «Ярославский художественный музей» (Ярославль, 2002) и даны с раскрытием титлов и частичной реконструкцией утраченных букв (обозначены квадратными скобками).

Ниже цитируются:

  • = Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том I. Иконы XIII–XVI веков = Yaroslavl Art Museum. Icon collection catalogue. Vol. I. Icons XIII–XVI centuries.
  • = Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного.

¦ 52. Преподобный Варлаам Хутынский с житием в 36 клеймах

Вторая половина XVI в.
Ярославль.
Дерево, основа из пяти досок с двумя врезными сквозными шпонками. Ковчег, левкас, темпера.
143.5 × 120.5
И-215

Надписи. [Тексты размещены на страницах соответствующих клейм и на странице с детальной фотографией снимка. — прим. ред. сайта]
¦

¦ Сохранность. Авторские шпонки не сохранились. Доски скреплены двумя врезными сквозными реставрационными шпонками и пятью «ласточками». Крайние доски покороблены. Реставрационные вычинки древисины. Поздние и реставрационные вставки по стыкам досок и на полях, многочисленные мелкие реставрационные вставки по всему изображению. Следы от крепления басмы. Утраты золота фона, особенно сильные в среднике и на полях. Потертости авторского красочного слоя.

Реставрация. Раскрыта в 1995. Реставратор Г. С. Батхель, объединение «Росреставрация».

Происхождение. Из ц. Ильи Пророка (?). г. Ярославля.

Поступление. В 1970.
¦

¦ 73. Преподобный Варлаам Хутынский, с житием.
The venerable Barlaam of Khutyn with scenes from his life.

Икона
Ярославль, вторая половина XVI в.
Дерево, левкас; темпера
143.5 × 120,5
ЯХМ, инв. № И-215

Происхождение иконы не установлено. По одной из версий, икона относилась к «старому приходскому строению» храма Ильи Пророка, сооруженного в середине XVII в. на пожертвование купцов Скрипиных. Возможно, образ Варлаама Хутынского создавался для одной из деревянных церквей, предшествовавших скрипинской постройке.

Преподобный Варлаам родился в XII в. в Новгороде. В окрестностях Новгорода на реке Хутыни он основал Спасо-Преображенский монастырь. Первое Житие святого появилось в середине XIII — начале XIV в. Вторая редакция текста датируется 1420-ми гг. В XV столетии при гробе чудотворца исцелился постельничий великого князя Василия Темного Григорий. Вероятно, тогда же было установлено общерусское церковное празднование в честь новгородского святого. Известный агиограф Пахомий Логофет создал «Слово похвальное» Варлааму, а затем новую редакцию его Жития. В XVI в. появились еще две редакции — Распространенная (1526) и Особая (середина — вторая половина XVI в.). Согласно этим вариантам Жития, Иван III во время похода на Новгород в 1471 г. пожелал открыть хранящиеся под спудом мощи Варлаама. Однако из гробницы вырвался огонь, и великий князь в страхе покинул храм. С того времени преподобного Варлаама стали особо чтить в московском великокняжеском доме. Официально Варлаам был канонизирован на Соборе 1547 г.

Преподобный Варлаам представлен в монашеском облачении. Правой рукой святой благословляет, в левой держит свиток со словами последнего напутствия монастырской братии. Надпись на свитке: ОВЕЛИКИЙ ЦРЮ ВСЕДЕР//ЖИТЕЛЮ. ВД. КО ЧЛКОЛЮ//БЧЕ ГИИСЕ ХС БЕМО. НАУ//МОЛЕНИЕ ПРЕД. // ТВОТЕ ПРПДБНАГО ВРЛАМА // ЧЮТВОРЦАНОВАГО ЗАСТУПНИКА // МОЛЕБНИ//КА О ДШАХ НАШИХЪ. Т. ГО МОЛЕНИЕМЪ. ТИ // ДАЙ ЖЕ МИ ОГРЕШЕНИЕМ // МОИМ ОСТА. ЕНИК // И ВСЕХЪ СТЫХЪ ТВОИХЪ // РАДИ МОЛИТВАМИ СПО//ДОБИ МЯ ПРИЧА. ТНИКА // Б. ТИ Ц. ИЯ ТВОЕ // ВО БЕСКОНЕ. Я ВЕКИ // ВЕКОВЪ АМИ//НЪ.

Вокруг средника размещаются тридцать шесть клейм, созданных согласно древней редакции Жития святого. Состав клейм: 1. Рождество преподобного Варлаама; 2. Крещение преподобного Варлаама; 3. Обучение грамоте преподобного Варлаама; 4. Преподобный Варлаам раздает имение отца; 5. Пострижение в монахи; 6. Поставление в диаконы; 7. Поставление в священники; 8. Явление божественной тучи; 9. Преподобный Варлаам строит себе келию; 10–11. Искушение преподобного Варлаама; 12. Преподобный Варлаам возводит церковь во имя Преображения; 13. Основание монастыря; 14–16. Предсказание о рождении княжеского сына; 17–19. Чудо о рыбаках; 20–22. Чудо о воскрешении умершего отрока; 23–25. Назначение преподобным Варлаамом преемника игуменства; 26. Преставление преподобного Варлаама; 27. Перенесение в церковь преподобного Варлаама; 28. Обретение мощей преподобного Варлаама; 29–30. Чудеса исцеления от мощей преподобного Варлаама; 31. Чудо о спасении утонувшего человека; 32–34. Исцеление князя Константина у гроба преподобного Варлаама; 35–36. Чудо о дожде.

Верхний ряд клейм посвящен детству и юности Варлаама от рождения до пострижения в иноки и посвящения в дьяконы. Здесь присутствуют редкие детали. Так, в сцене обучения отрока грамоте на свитке написаны начальные буквы азбуки, а в сцене раздачи Варлаамом имения покойного отца среди пришедших за подаянием виден калека, пользующийся специальными деревянными подставками: художник явно отражал современные ему бытовые реалии. Следующий ряд клейм посвящен началу монашеского подвига святого — пострижение в священники, уход в пустыню, строительство келии и искушение преподобного бесами. Далее рассказывается об основании Спасо-Преображенского монастыря и о чудесах предвидения Варлаама: он предсказывает рождение княжеского сына и уличает в сокрытии улова рыбаков. Продолжается повествование чудом о воскрешении умершего отрока. Затем следует рассказ о кончине преподобного и о чудесах исцелений у его гробницы. Завершается житийный цикл двумя клеймами: испрошением у Варлаама
¦ дождя в засуху и солнца в дождь. Иллюстрировались эти посмертные чудеса святого крайне редко.

Икону создавал опытный мастер. Он умело выстроил композицию, в которой маленький средник не теряется среди окружающих клейм. Тонко продуманный сумеречный колорит в сочетании с золотом фона придает образу аскетизм и благородство.
¦

Детали
[A] Лик преподобного Варлаама[B] Свиток в руке преподобного Варлаама

  • Ярославо-Ростовский музей 1964. [4585] Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник: Живопись, миниатюра, рисунок, акварель, скульптура, прикладное искусство: Каталог. — М.: Искусство, 1964. — Кат. № 42.
  • Попова Л. С. 1995. [4584] Попова Л. С. Житийная икона Варлаама Хутынского из собрания Ярославского музея-заповедника // Русские исторические деятели в иконе: Тезисы докладов научной конференции: декабрь 1989 года. — М., 1995. — С. 30–32.
  • Иконы Ярославля 2002. [36] Иконы Ярославля 13–16 веков. — М.: Северный паломник, 2002. — № 44, стр. 130-137.
  • ЯХМ 2002. [35] Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Том I. Иконы XIII–XVI веков = Yaroslavl Art Museum. Icon collection catalogue. Vol. I. Icons XIII–XVI centuries. — Ярославль, 2002. — № 52, стр. 142-147.
  • ПЭ-06 2003. [2684] Православная энциклопедия. Том VI. Бондаренко — Варфоломей Эдесский. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Стр. 639.
  • Федорчук 2006. [598] Федорчук А. В. Икона «Варлаам Хутынский в житии» из собрания Ярославского Художественного музея: проблема происхождения // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой: Сборник статей. — Ярославль: Аверс Пресс, 2006. — С. 83–86.
  • Вера и власть 2007. [907] Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного. — М., 2007. — Кат. № 73, стр. 174-175.
  • Иконы Ярославля 2009. [2508] Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. — М.: Северный паломник, 2009. — Т. I, кат. № 76, стр. 416-427.
  • Пуцко 2017/3. [10916] Пуцко В. Г. Ярославские житийные иконы XVI века // XXI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2018. — С. 25–34.

Варлаам Хутынский: житие святого, день памяти, молитва

Неподалеку от Великого Новгорода находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее – мужской) монастырь. Сейчас это место славы Божией, а некогда во времена преподобного Варлаама этих весей чуждались, место это пользовалось дурной славо: «хутынь» — что значит худое место, — судачили, что здесь обитает нечистая сила. Это болото называли Видынь, — здесь, мол, видятся-водятся всякая нечисть. Это мы сейчас спасаться идем в места намоленные да, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нельзя ныне создать новые монастыри на новом месте, нет сейчас таких сильных молитвенников, нам бы хотя бы старые воссоздать, а те, кто раньше в них подвизался, будут ходатайствовать за нас пред Богом. А раньше подвижники безбоязненно шли в самые логовища супостата. Так, и подвижник с юных лет Алексий Михайлович — будущий Варлаам Хутынский.

Родился будущий святой в Великом Новгороде в семье благочестивых и весьма состоятельных родителей — Михаила и Анны. С детства был воспитан в страхе Божием. Бегло читал. Раньше детей читать учили по Псалтири, так что словесами Духа напитывался сызмальства. От того-то раньше дети и могли знать Псалтирь наизусть. А еще во времена Ветхого Завета к 14 годам ребенок должен был выучить наизусть весь корпус ветхозаветных книг.

Житие преподобного Варлаама содержит удивительный случай, как родители, опасаясь за здоровье юного подвижника,уговаривали его не изнурять себя постом, на что он им ответил: «Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прославляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им». Больше вопросов у них к сыну не было…

Одно из самых древних житий говорит о том, что Алексей удалился в пустынь на Хутынь на правом берегу Волхова в 10 км от Новгорода. Поселился там с несколькими сверстниками «вячшими» новгородцами, то есть представителями новгородской знати, в числе которых указываются братья Феодор и Порфирий (Прокша) Малышевичи. Там же принял монашеский постриг от некоего священноинока, поздние редакции жития называют его имя — Порфирий, и основал иноческое поселение.

Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: «Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ , и нарече манастырь».

Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; «се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу». Возможно, земля была куплена на сбережения, оставшиеся от родителей.

Известно, что подходя к Хутыни, подвижник увидел луч света. По этому знамению понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией.

Враг сильно ополчался на подвижника, желая устрашить его, бесы являлись ему в виде диких зверей, вползали в келлию змеями. Подначивали мирских людей обижать отшельника, издеваться над ним. Искушали. Но преподобный слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

Высоконравственная жизнь отца Варлаама скоро сделалась известной, к нему стали, как и ныне к старцам, обращаться за советом. Многие просили позволения поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и более всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назидания производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый получал наставление применительно к своему положению.

Иноков он учил не превозноситься, если они поставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на избранном поприще.

Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями покрыт путь в Царство небесное.

Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечистоты и помнить о своих грехах.

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Отец Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он решил поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами. Однажды, отправившись к Архиепископу, святой Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав:

— Он загладит вины свои в Хутыне.

Все тотчас же единодушно закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму!

Карпенко Ю.П. Варлаам Хутынский

Освободив осужденного от уз, святой Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае святой Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

— Что это значит? — говорили все между собой, — Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы.

Ученики святого Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, — отвечал преподобный, — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих:Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть(Рим. 2. 33, 34).

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. святой Варлаам, благославляя его, сказал:

— Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим.

Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

Обладая даром прозорливости, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, святой Варлаам сказал:

— Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать.

Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Научая других удерживаться от искушений, преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал:

— Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему.

Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения. Известны даже случаи воскрешения умерших — как при жизни святого Варлаама, так и при его посмертных явлениях.

Незадолго до своей кончины преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину, святой Варлаам призвал к себе всю братию и сказал:

— Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка.

Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти.

— Вверяю вас, прежде всего, в руки Божии, — сказал он братии, — блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме.

По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Одно из самых известных посмертных чудес преподобного Варлаама — их совместное с преподобным Сергием Радонежским моление о спасении Москвы.

Случилось это в 1521 году, когда на Москву шли татары под предводительством Махмет-Гирея. Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери.

Владимирская икона Матери Божией

Шествие это имело вид крестного хода. В числе святителей шли святые Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие святители. Когда этот собор святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел преподобный Сергий, а с другой —преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор святителей (по древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали:

— Зачем вы идете вон из города и на кого оставляете его при нашествии врагов?

Святители со слезами отвечали:

— Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу.

Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы.

Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана.

— Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы.

Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

// Сказание о Владимирской иконе Богом, изд. 1849 г.

День памяти преподобного Варлаама Хутынского

Хутынский монастырь (Фото: Н. Селиверстов)

Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алексий) родился в Новгороде Великом от благочестивых родителей Михаила и Анны. Воспитан был в благочестии и содействием благодати научен Божественным книгам, в знании которых превзошел старцев. С юности он устремился к иноческой жизни. На тревогу родителей о его раннем постничестве он с духовной мудростью кротко напоминал слова Священного Писания и примеры из жизни святых.

После кончины родителей блаженный раздал имение и удалился в монастырь. Там он нашел наставника иеромонаха Пафнутия и от него принял иночество. В поисках совершенного безмолвия он обошел различные места, желая устроить себе обитель. На правом берегу реки Волхова в 10 верстах к северу от Новгорода Преподобный нашел красивый холм, называемый Хутынь (хутынь, худынь — худое место, где обитала нечистая сила), и увидел некий Божественный луч, осиявший его. Сотворив молитву и построив келию, святой стал ревностно подвизаться на том месте в посте и трудах. Каждую ночь преподобный Варлаам бодрствовал и молитвой с крестным знамением отгонял бесов. Он переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией.

Пустынные подвиги с ним долго разделяли знатные братья-новгородцы Порфирий и Феодор Малышевичи. Когда к нему собрались многочисленные пустыннолюбцы, Преподобный воздвиг небольшой деревянный храм во славу Преображения Господня, а также несколько келий и дал для обители свой устав, в котором предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников.

К старцу за советом приходили не только иноки, но и знатные и простые миряне. Преподобный поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь блуда, особенно имейте кротость и любовь — мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».

Жить обязывал Преподобный по правилам святых отцов, честно и благоговейно, о нуждах и делах монастыря заповедовал советоваться с тремя или четырьмя из старших, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии. В последний год жизни преподобный построил каменный храм в честь Преображения Господня в Хутынской обители. При освящении храма святитель Гавриил Новгородский возвел святого старца в сан игумена. Вскоре, 6 ноября (по старому стилю) 1192 года, Преподобный преставился к Богу. Незадолго до блаженной кончины он избрал преемником инока Антония. В середине 15 века (1440 или 1452 год) были обретены нетленные мощи угодника Божия, тогда же совершено прославление Преподобного в лике святых.

Благодатью Святого духа преподобный Варлаам как при жизни, так и по отшествии к Богу воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и многих других недужных. Особенно прославился Преподобный прозорливостью. История Новгорода свидетельствует о таком случае.

Находясь у Новгородского архиепископа Григория, Преподобный предупредил святителя о своем приезде в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла на санях. Архиепископ был удивлен. Когда же наступила ожидаемая пятница, к ужасу и удивлению новгородцев выпал глубокий снег и ударил мороз, и преподобный Варлаам действительно прибыл на санях к святителю Григорию. Вскоре ужас новгородцев сменился радостью. По словам преподобного Варлаама, Господь смиловался над новгородцами по молитвам Пречистой Богоматери и святых апостолов. Мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а снег, растаявший на следующий день, напоил жаждущую землю.

Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию». По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось.

В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря.

Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль. Город был спасен от нашествия врагов.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ

День памяти святого — 19 ноября 2019 года

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению».

Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес.3:10 ).

Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему:

– Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра.

Так каждый день поучал блаженный всех приходивших к нему, сам же усугублял свои молитвы и все сильнее умерщвлял свою плоть. Чрез некоторое время он построил небольшую церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа. С сего времени возник монастырь. Число братии всё возрастало. Сам святой, как и прежде, вёл строгую жизнь. Пищей ему было сочиво или земные плоды, и то в самом небольшом количестве. Такую же строгую жизнь вели и прочие иноки.

В келлию святого пришел однажды князь и просил благословить его. Святой, приветствуя его, поздравил с рождением сына. Князь удивился сему. И действительно, в отсутствие князя, у него родился сын, восприемником которому в святом крещении был сам святой Варлаам.

Один человек, имевший великую веру в святого мужа, отправился к преподобному с единственным своим больным сыном. Он хотел, чтобы святой помолился об исцелении его сына. Но дорогой больной умер. Святой Варлаам помолился и отрок восстал совершенно здоровым.

Однажды наступал великий праздник Воскресения Господа Иисуса Христа. Святой послал рыбарей наловить к празднику рыбы. Лов был необыкновенно удачен. Рыбаки поймали больших размеров осетра, но, наущаемые диаволом, скрыли его, а в монастырь привезли только остальную рыбу. Святой Варлаам, с посохом в руках, стал рассматривать привезённую рыбу и сказал:

– Дети, малые рыбы вы привезли. Где же большая?

Рыбаки, удивлённые такой прозорливостью святого, упали пред ним на колени, каялись в своем прегрешении и возвратили утаённую было ими рыбу.

По Божиему изволению, прибыл к преподобному Варлааму из Константинополя его сверстник Антоний. Блаженный был весьма обрадован возвращением своего друга. Он передал Антонию управление монастырем, сказав:

– Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся сим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами.

И преподав наставление своей братии, заповедав ей соблюдать православную веру и постоянно пребывать в смирении, святой Варлаам предал свою душу Господу. Владыка Новгородский с подобающим благолепием, со свечами и духовными песнопениями, предал погребению его честное тело. Блаженная кончина преподобного Варлаама последовала 6 ноября 1192 года. Ныне же он вместе с ликами праведных прославляет Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский, «Жития святых»

Читайте также:  София Суздальская: житие святого, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию