Трифон Печенгский: житие святого, день памяти, молитва

Трифон Печенгский: житие святого, день памяти, молитва

П ути́, вводя́щаго в жизнь, наста́вник и учи́тель был еси́: / пе́рвее бо, преподо́бне о́тче наш Три́фоне, / прише́л еси́ в часть Норве́гския земли́ / и в после́дних конце́х се́верныя страны́ язы́ки просвети́л еси́, / породи́в водо́ю и Ду́хом Святы́м, / и свяще́нная твоя́ ча́да в безпло́дней пусты́ни, / я́ко древа́ ма́сличная, насади́л еси́, / ве́лию оби́тель Святы́я и Живонача́льныя, Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы созда́л еси́ / и мона́хов мно́жество собра́в. / Тем, я́ко апо́столом и пустынножи́телем равноче́стна чту́ще тя, / приле́жно припа́дающе, вопие́м: / моли́ всех Бо́га за Ру́сскую зе́млю, за о́бласть твою́ и за вся лю́ди, // почита́ющия па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 4:

О т мяте́жа мирска́го в пусты́ню удали́лся еси́, / к немерца́ющему Све́ту притека́я, / и слез твои́х тече́ньми, о́тче Три́фоне, / пусты́ни Се́верныя возде́лал еси́, / поще́ньми и из глубины́ воздыха́ньми / чуде́с благода́ть от Бо́га прие́м, / мона́хов Пече́нгских роди́телю и лопля́н апо́столе, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

В се твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в, / Того́ зва́нию невозвра́тно от души́ после́довал еси́, / в пусты́ню коне́чную всели́вся, / и, та́мо а́нгельски и равноапо́стольне пожи́в, / мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию. / Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви и да́ром чуде́с обогати́. / Те́мже вси вопие́м ти: / ра́дуйся, испове́дниче Христа́ Бо́га на́шего; // ра́дуйся, гра́ду твоему́ неколеби́мое утвержде́ние, Три́фоне, о́тче наш.

Ин кондак, глас 1:

П равосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев / очи́стився покая́нием и страсте́й отсече́нием, / укрепи́вся посто́м, бде́нием и моли́твами непреста́нными, / Свято́й Тро́ицы оби́тель воздви́гл еси́ / и Пече́нгских и́ноцев Христо́ви чи́стых предста́вил еси́. / И го́ршее покори́в лу́чшему, / сокруши́л еси́ вы́я бесо́м, / и посто́м возсия́л еси́ в ми́ре, / па́че сия́ния со́лнечнаго твоя́ доброде́тели, / Земли́ Се́верныя похвало́, // преподо́бне о́тче наш Три́фоне.

О всесвяты́я Тро́ицы уго́дниче, о блаже́ннейший и равноапо́стольный па́стырю, преподо́бне о́тче наш Три́фоне! Не забу́ди твоея́ па́ствы, помина́й во святы́х твои́х и богоприя́тных моли́твах, приноси́мых в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, ста́до твое́, е́же сам, по благове́стию от А́нгела, прише́ствием твои́м собра́л и упа́сл еси́. Поне́же в сро́дстве твоего́ мирска́го жили́ща, слы́шав во святе́й це́ркви на у́трени пою́щих: «пусты́нным живо́т сокрове́н есть, Боже́ственным раче́нием воскриля́ющимся», и от того́ воспери́вся Боже́ственною любо́вию, оста́вль дом и сродство́ и прише́д в край се́верныя страны́, просвети́л еси́ святы́м креще́нием неве́дующий Творца́, всех Бо́га, лопа́рский наро́д, за е́же, во утвержде́нии Христиа́нския ве́ры, мно́га изгна́ния и злоключе́ния подъя́л еси́; и близ реки́ Пече́неги в пу́стыню всели́вся, бра́тию из мно́гих градо́в и ве́сей собра́в, ве́лию оби́тель воздви́гл еси́, и при отше́ствии к Небе́сным селе́нием, о посеще́нии твоея́ оби́тели проро́чествия дар от Бо́га восприя́л еси́, и по сме́рти на мо́ри и на су́ше мно́га чудеса́ и цельбы́ с ве́рою прося́щим сотвори́л еси́ и ны́не твори́ши. Те́мже мо́лим тя, не забу́ди присеща́ти чад твои́х, моли́ за ны, преподо́бне о́тче, приходя́щая к тебе́ с ве́рою, и за вся христиа́ны, я́ко име́яй дерзнове́ние к безсме́ртному Царю́ Христу́ всех Бо́гу; не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя и помина́ющих святу́ю па́мять твою́. А́ще бо ты и преста́вился еси́ от нас те́лом, но и по сме́рти, живы́й ду́хом, всегда́ чудоде́йствуеши. Моли́твами твои́ми сохраня́й нас от стрел и ко́зней вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и от враг ви́димых и неви́димых. Па́стырю наш до́брый! А́ще мо́щи твоя́ в ра́це незри́мы нам суть, оба́че, поне́же всегда́ в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, при престо́ле Его́ непостижи́маго вели́чествия неотсту́пно в моли́твах предстои́ши, усе́рдно к тебе́ прибега́ем и про́сим: умоли́ и испроси́ нам вре́мя к покая́нию, да в час исхо́да души́ пре́йдем от земны́х к Небе́сным, мыта́рств же возду́шных и ве́чныя му́ки изба́вимся, и Небе́сному Ца́рствию насле́дницы бу́дем со все́ми от ве́ка угоди́вшими. О всеблаже́нне и преподо́бне о́тче наш Три́фоне! Не пре́зри и ны́не нас, притека́ющих к тебе́, я́ко да, моли́твами твои́ми и по́мощию спаса́емы, сла́ву и благодаре́ние, хвалу́ и поклоне́ние за вся в Тро́ице еди́ному Бо́гу, всех Созда́телю, возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Три ́ фон Печенгский , Кольский , просветитель лопарей

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

19 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

28 декабря – Преставление. Собор Кольских святых

Житие

Краткое житие преподобного Трифона Печенгского, Кольского

Пре­по­доб­ный Три­фон Пе­ченг­ский, Коль­ский, в ми­ру Мит­ро­фан, ро­дил­ся в Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в стра­хе Бо­жи­ем. С ран­них лет Три­фон ре­шил по­свя­тить свою жизнь апо­столь­ским по­дви­гам и ид­ти с про­по­ве­дью Хри­ста к языч­ни­кам-ло­па­рям, о жиз­ни ко­то­рых узнал из рас­ска­зов ры­бо­про­мыш­лен­ни­ков. Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы в ле­су он услы­шал го­лос: «Три­фон, те­бя ждет зем­ля необи­та­е­мая и жаж­ду­щая». По­ки­нув ро­ди­тель­ский дом, свя­той ушел на Коль­ский по­лу­ост­ров и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу ре­ки Пе­чен­ги, где оби­та­ли ло­па­ри. Там он стал ве­сти с ни­ми тор­гов­лю. Сна­ча­ла свя­той озна­ко­мил­ся с язы­че­ски­ми ве­ро­ва­ни­я­ми або­ри­ге­нов и изу­чил их язык, за­тем стал про­по­ве­до­вать им о ве­ре Хри­сто­вой. Ло­па­ри встре­ча­ли сло­ва свя­то­го с на­сто­ро­жен­ным недо­ве­ри­ем. Свя­то­му про­по­вед­ни­ку при­шлось пре­одо­леть мно­го труд­но­стей, пе­ре­не­сти го­не­ния и да­же по­бои. Но по­сте­пен­но, муд­рым, лас­ко­вым сло­вом и кро­то­стью ему уда­лось мно­гих об­ра­тить ко Хри­сту. По бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ма­ка­рия пре­по­доб­ный Три­фон вме­сте с бла­жен­ным Фе­о­до­ри­том и иеро­мо­на­хом Или­ей устро­ил для но­во­об­ра­щен­ных храм, а для рев­ни­те­лей ино­че­ско­го жи­тия ос­но­вал Тро­иц­кий Пе­ченг­ский мо­на­стырь «у хо­лод­но­го мо­ря, у Мур­ман­ской гра­ни­цы» в 1532 го­ду. Иоанн Гроз­ный по­мог ему и бо­га­то ода­рил мо­на­стырь пре­по­доб­но­го.

Про­све­ти­тель ло­па­рей скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1583 го­ду, про­жив на Пе­чен­ге по­чти 60 лет. Мест­ное празд­но­ва­ние бы­ло уста­нов­ле­но вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го. В 1589 го­ду шве­ды уни­что­жи­ли Пе­ченг­ский мо­на­стырь. Поз­же по при­ка­за­нию ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча мо­на­стырь пе­ре­не­сен был на Ко­лу. На ме­сте раз­ру­шен­но­го мо­на­сты­ря бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Три­фо­на, а над мо­ги­лой свя­то­го по­стро­е­на цер­ковь Сре­те­ния Гос­под­ня. Свя­той Три­фон не раз при­хо­дил на по­мощь по­ги­бав­шим мо­ре­пла­ва­те­лям, с ве­рой при­зы­вав­шим его имя.

Полное житие преподобного Трифона Печенгского, Кольского

В ми­ру его зва­ли Мит­ро­фан, ро­дил­ся в 1495 г. в Нов­го­род­ской гу­бер­нии. С ран­них лет пре­по­доб­ный Три­фон был «из­ря­ден пост­ник, кро­ток, ми­ло­стив». Услы­шав од­на­жды го­лос, по­веле­вав­ший ему ид­ти «в зем­лю пу­стын­ную, жаж­ду­щую, где ни­кто еще не хо­дил», Три­фон отправ­ля­ет­ся с про­по­ве­дью Хри­ста к языч­ни­кам-ло­па­рям, о жиз­ни ко­то­рых знал из рас­ска­зов ры­бо­про­мыш­лен­ни­ков.

При­дя на Коль­ский по­лу­ост­ров, на ре­ку Пе­чен­гу, к ло­па­рям, пре­по­доб­ный изу­чил их язык и обы­чаи и стал про­по­ве­до­вать им ве­ру Хри­сто­ву. Нема­ло лет рев­ност­но тру­дил­ся пре­по­доб­ный, тер­пя ли­ше­ния, го­не­ния и по­бои, но да­же под стра­хом смер­ти не от­сту­пил от апо­столь­ско­го слу­же­ния.

По­сте­пен­но муд­рым и крот­ким сло­вом его мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту. В 1532 г. свя­той по­стро­ил храм и ос­но­вал при нем мо­на­стырь во имя Свя­той Тро­и­цы. Мно­го труд­но­стей пе­ре­нес пре­по­доб­ный при устрой­стве оби­те­ли в ди­кой стране.

Од­на­жды пре­по­доб­ный, за­ме­сив те­сто, вы­шел из сво­ей кел­лии. В это вре­мя ту­да за­шел боль­шой мед­ведь и, опро­ки­нув кваш­ню, стал есть при­го­тов­лен­ное те­сто. Име­нем Бо­жи­им за­пре­тив зве­рю дви­гать­ся и на­ка­зав его, свя­той от­пу­стил зве­ря. С тех пор ни мед­ве­ди, ни вол­ки не на­па­да­ли на мо­на­стыр­ское ста­до оле­ней. Та­кую си­лу Гос­подь да­ет сво­им угод­ни­кам, что да­же и ди­кие зве­ри по­ви­ну­ют­ся им, как неко­гда по­ви­но­ва­лись пра­от­цу на­ше­му Ада­му.

В дру­гой раз пре­по­доб­ный ку­пил для мо­на­стыр­ских нужд в г. Ко­ле руч­ные жер­но­ва. Путь пред­сто­ял дол­гий и уто­ми­тель­ный: до Пе­ченг­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло око­ло 150 верст. Всю до­ро­гу свя­той сам нес жер­но­ва, а на прось­бу уче­ни­ков пе­ре­дать им свою но­шу, от­ве­тил: «Луч­ше мне по­ве­сить се­бе на шею мель­нич­ный ка­мень, чем сму­щать бра­тию сво­ею празд­но­стью».

По­ка­зы­вая при­мер сми­ре­ния, пре­по­доб­ный укло­нил­ся от игу­мен­ства, по­ста­вив на­сто­я­те­лем сво­е­го уче­ни­ка.

В го­ды неуро­жая свя­той с несколь­ки­ми бра­ти­я­ми хо­дил в Нов­го­род­ские зем­ли, про­ся по­да­я­ния и от­прав­ляя со­бран­ное в мо­на­стырь. До­стиг­нув ста­ро­сти, пре­по­доб­ный мир­но по­чил о Гос­по­де 15 де­каб­ря 1583 г. в воз­расте 88 лет. Но и по­сле сво­е­го от­ше­ствия ко Гос­по­ду он не по­ки­да­ет всех мо­ля­щих­ся ему. Ча­сто див­ный за­ступ­ник и на су­ше, и на мо­ре ока­зы­ва­ет ско­рую по­мощь при­зы­ва­ю­щим его.

Трифон Печенгский: житие святого, день памяти, молитва

Житие Трифона Печенгского (Кольского) — сочинение неизвестного автора, составленное в конце XVI — начале XVII в. по более ранним известиям об основателе Печенгского Троицкого монастыря (основан около 1533 г.). Память Трифона Печенгского отмечалась 15 декабря, в день его смерти (1583 г.). Поскольку в Ж. упоминается шведское разорение монастыря 1589—1590 гг., во время которого погибло будто бы раннее жизнеописание Трифона, его составление следует считать вероятным после этой даты. Сведения о возобновлении монастыря в 1619 г. указывают если не на время написания, то на дополнение текста, сделанное в XVII в. Ж. носит название «Житие преподобного отца нашего Трифона Печенгского чюдотворца, лопарский народ просветившего святым крещением»; нач.: «Моисей великий во пророцех и законодавец…».

Содержание Ж. связано с колонизацией отдаленных северных земель. В Ж. говорится, что Трифон был уроженец новгородской земли, «близ града Торжка». Ему приписываются обычные для христианина добродетели («…от юности своея изряден постник, милостив»; «…возлюби… пустыню»). Тяга на север приводит Трифона «на приморие великаго моря окияна, в часть Норванския земли, в Кольской присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарьский». Здесь Трифон, бывший мирянином, «начат… творити беседы о куплях», т. е. вел какую-то торговлю; в то же время он знакомился с особенностями жизни местного населения, пребывавшего «в нечестии и в самом поганъском идолобесии, яко звери дивии» (лопари почитали бесов, гадов). Рассказчик отмечает разобщенность населения, живущего «…по гористым и блатным и непроходным местом разсеяны, един от другаго верст по сту и больши», а также обширные размеры края: «А всей той земли в длину стадий 500, а поперек мало меньши». Подробно описывается в Ж., как Трифон насаждал христианскую веру среди лопарей. Для приобщения к ней Трифон применял «наглядность»: он показывал северянам священные реликвии («просвещающий» камень Иисуса Христа и его кровь). Обычно такие реликвии встречали на своем пути паломники, совершавшие далекие хождения в Палестину. Автор Ж. кратко пересказывает как бы вслед за проповедями Трифона сюжеты ветхозаветных и новозаветных преданий («…о истинном в троице славимом бозе, и о потопе, и о разсеянии языков, и о Аврааме… пришествие сына божия, и о его воплощении, и о страстех, и о воскресении» и т. д.). Возникает спор Трифона с жрецами (их называют «кебуны»). От спора жрецы переходят к рукоприкладству: «Трифона за власы торгаху и о землю метаху, и бияху, и пхаху…». Но через несколько лет лопари склоняются к христианству. Трифон добывает у новгородского архиепископа благословенную грамоту, приводит зодчих и сам участвует в строительстве церкви во имя Троицы. Из волостки Колы Трифон приводит священника Илью, который освящает храм и окрестит лопарей; Трифон постригается в монахи. С этих пор (около 1533 г.) возникает Печенгский монастырь.

Читайте также:  Житие святого мученика Александра Римского

После этого связного рассказа в Ж. следуют отдельные главки: «О хождении преподобного ради милостыни во царьствующий град Москву», «О звери, сотворшем преподобному пакость», «О ношении жерновных каменев из Колы во обитель…», «О хождении преподобного в Великий Новъград милостыни ради», о преставлении Трифона, «О спасении великаго царя Феодора Иоанновича от злаго замышления свитских немец, в Ливонии». Завершается Ж. рассказом о разорении шведами Печенгского монастыря. В Ж. упоминается о присоединении Новгорода к Московскому государству («…по пленении Великого Новаграда…»). В первой части действие разворачивается только в пределах Новгородской земли. И в последующих главках Трифон Печенгский то приобретает в Коле жернова для монастырского хозяйства, то защищает хлебопекарню от диких зверей, то целых восемь лет собирает милостыню, скитаясь по Новгородчине, — для укрепления монастырской казны. В то же время Ж. упоминает пришельцев «…от тамо блиских стран — от люторския и калвинския ереси…» (т. е. с иноземных торговых кораблей), в числе его действующих лиц — царь Иван Грозный и сначала царевич, а затем и царь Федор Иванович. С царскими персонами связаны рассказы о чудесах в Ж. Таково чудесное явление царю Ивану Васильевичу в Московском Кремле двух «святолепных иноков» (из Соловков и с Печенги) — ходатаев за Печенгский монастырь; благодаря их вмешательству царь дарит колокола и богатую церковную утварь, а царевич — свою одежду. Таков же чудесный сон царя Федора Ивановича во время его ливонского похода 1590 г. Силу предсказания Трифона Печенгского читатель видит и в сбывшемся по его пророчеству разорении монастыря от шведов. Рисуется картина пожара, резни «иноков и мирских», мучений игумена и дьякона. В конце Ж. сообщается о переносе монастыря при царе Михаиле Федоровиче за реку Колу.

Ж. насыщено реальными деталями — географическими, экономическими, историческими. Оно написано книжником, начитанным в ветхозаветных и новозаветных текстах. Он приводит, например, перечень библейских плачей и рыданий (в последней главке): здесь и царь Соломон, и друзья Иова, и Иеремия, и оплакивание Лазаря, сына вдовицы, «сладкого Иисуса»; другой перечень — о чудесном приручении диких зверей и др. Необычно в Ж. отсутствие нумерованных чудес. В рассказе встречаются диалоги, прямая речь. Для мер длины употребляются слова верста, стадии, поприща; в тексте немало церковнославянских форм (мраз, глад, кокошь), слов — composita (законодавец, иероинок и др.). Рассказ о Трифоне Печенгском, не выделяясь особыми литературными качествами, занимает достойное место в ряду севернорусских житий. Примечательно наличие в Ж. словесного портрета Трифона: «Возрастом святой немал, нагиб, плотию крепок, мало плешив, брадою сед…»; указаны годы его рождения и смерти. Рукописная традиция Ж. невелика; известен один список XVII в. — ГПБ, Солов. собр., № 188 (он опубликован), несколько списков XVIII в. (указанные Н. П. Барсуковым — ГИМ, собр. Барсова, № 116 и Выголексинская б-ка, № 53, а также — ИРЛИ, Древлехр., кол. Перетца, № 223). В Карел. собр. ИРЛИ (№ 136) находится список нач. XX в.

Изд.: Житие препод. Трифона Печенгского, просветителя лопарей // ПС, 1859 г., ч. 2, май, с. 89—120.

Лит.: Шестаков П. Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и св. Трифон Печенгский // ЖМНП, 1868, ч. 138, июль, с. 242—296; Ключевский. Древнерусские жития, с. 337—340; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник / Сост. по рук. Солов. б-ки. Казань, 1881, с. 127—135; Барсуков. Источники агиографии, стб. 561—562; Корольков Н. Ф. Сказание о препод. Трифоне, печенгском чудотворце, просветителе лопарей и об основанной им обители. СПб., 1899; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 264—270.

Трифон Печенгский: житие святого, день памяти, молитва


Образ Преподобного Трифона Печенгского.

«Неудобные» святые
ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ

«Верил в Бога, отвергал Его и паки находил Его; любил мою родину и распинался с нею и был с распинающими ее!”»
Николай ЛЕСКОВ. «Овцебык».

«Вы знаете, отчего у русских так много прославленных святых и тьмы тем не прославленных? Это все оттого, что здесь еще недавно было так страшно жить, оттого, что земная жизнь здесь для благородного духа легко и скоро теряет всякую цену».
Николай ЛЕСКОВ. «Смех и горе».

Преподобный Трифон Печенгский (1495†1583), наряду с Варлаамом Керетским, издавна почитается как небесный покровитель Русского Севера. Находившиеся в опасности наши моряки традиционно возносили им молитвы.
Это единство и равночестность Святых запечатлено в последнем тропаре старинного Канона: «О, двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варлааме, яко едино блаженство имущих от Бога, версто предобрая, нас призывающих от всех лютых спасати я теплым предстательством вашим вас восхваляющих».
Другое сходство преподобных мы видим в их непростой жизни, сказавшейся затем при написании их житий.
История жития преподобного Трифона Печенгского была не менее сложной, нежели у Варлаама Керетского, о чем мы писали в предыдущем посте.
Проблема эта подробно была разобрана в другой книге о. Митрофана (Баданина): «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления» (Мурманск. 2003).
Дело в том, что святой Трифон (в мiру его звали Митрофаном) был сыном священника из Торжка Новгородской земли.
С юных лет он отличался богатырской силой и отменным здоровьем.
С дарами этими всегда нужно уметь ладить.

Перед моими глазами всегда стоит пример Преподобного Серафима Саровского. Обладая от рождения изрядной физической силой и статью, в пустыньку свою он обыкновенно хаживал с топориком.
Встретив однажды на своем пути разбойников и поняв их недобрые намерения, отец Серафим вынул из-за пояса это грозное в его руках оружие и отбросил его – от греха подальше – далеко в сторону. (Даже он был не уверен в себе.)
Напавшие жестоко избили Праведника и покалечили…


Нападение разбойников на Преподобного Серафима Саровского. Клеймо житийной иконы начала ХХ века. Весьма характерны на этом дореволюционном еще образе лица людей, дерзнувших напасть на Святого; их, так сказать, генетический тип. Изображением именно этого иконного клейма предварил я составленный мною в 1997 г. сборник воспоминаний о паломничестве в Саров и Дивеево во время гонений на Церковь и Веру в 1920-1930-е годы («В гости к Батюшке Серафиму»).

Заметим, кстати, что, хотя оружие – вещь иногда нужная, но далеко не для каждого и не всегда полезная. Владеть или не владеть им – об этом каждому, прежде, чем принимать какое-либо определенное решение, нужно крепко подумать.

Что же касается Митрофана (будущего преподобного Трифона), то он в ту пору об этом не задумывался. Поступив сначала в военную службу, вскоре он возглавил шайку разбойников, наводившую страх на «каянских немцев» (так в то время называли финнов).
В своих набегах лихие люди достигали «Каяно-моря» (Ботнического залива).
Имея необузданный нрав, однажды в ярости он убил даже свою возлюбленную.


Атаман Кудеяр. Русский лубок.

Первое «Житие святого Трифона» было написано во второй половине XVII века. Основывалось оно на кратких и довольно случайных записях-памятях, хранившихся в Печенгском монастыре, основанном Преподобным.
Однако сохранились и другого рода свидетельства.
Так в «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген приводил запись рассказа о своей молодости самого Трифона:
«Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»
Оставив разбой, Митрофан ушел на север, на Кольский полуостров.


Кольский полуостров.

Пять лет он скитался в диких лесах. Терпел жестокий холод и изнуряющий голод.
В конце концов, на своем пути он встретил преподобного Феодорита Кольского, пришедшего из Заволжья для просвещения светом Христовой веры местных язычников.
Изучив язык лопарей, оба они отправились на проповедь на реку Печенгу.
В 1532 г. при впадении реки Маны в Печенгу Митрофан основал обитель Пресвятой Троицы. Там его и постригли в монахи с именем Трифон.
Однако из-за пролитой им крови его не могли посвятить в священный сан.
Пришедший в обитель после своего покаянного плавания преподобный Варлаам Керетский предрек Трифону с братией: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию подобящиеся».
Так и случилось: в декабре 1589 г. обитель подверглась нападению отряда «свейских финнов», подчинявшегося Шведскому королю. Помня завет своего игумена не устраивать побоище в церкви, все монастырские насельники приняли смерть на молитве, стоя на коленях.
Эти 116 иноков и мiрян ныне прославлены в лике преподобномучеников.
Сам преподобный Трифон к тому времени уже шесть лет как почил. Скончался он 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет.

Читая житие преподобного Трифона, на память невольно приходит известная в свое время песня «Жило двенадцать разбойников», входившая некогда в репертуар Федора Ивановича Шаляпина:

Жило двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр, из-под Киева
Выкрал девицу красу.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал сам Кудеяр – Питирим!

Господу Богу помолимся,
Будем Ему мы служить!
За Кудеяра разбойника –
Будем мы Бога молить!


Река Печенга.

Текст этой народной песни восходит к известному стихотворению Н.А. Некрасова «О двух великих грешниках», написанному в 1876 г. и предназначавшегося первоначально для поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Три первых куплета песни полностью совпадают с некрасовским стихом.
Далее, после слов «Вдруг у разбойника лютого / Совесть Господь пробудил», песня входит в противоречие со стихами:

Читайте также:  Житие преподобного Никифора Прокаженного

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.


Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь. Поселок Луостари Печенгского района Мурманской области. Этот старейший монастырь на Кольском полуострове долгое время считался самым северном монастырем во всем мiре.

Разбойник у поэта не уходит в монастырь. Он живет в одиночестве. К тому же молитвы ему не очень-то помогают:

Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
«Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!»

Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд;
Только что рухнется дерево –
Цепи греха упадут».


Печенгский монастырь.

Искупление грехов, по Некрасову, приходит, к Кудеяру, как только тот своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, мучившего своих крепостных.
Прототипом пана Глуховского, как полагают литературоведы, мог быть реальный смоленский помещик середины XIX в., засекший до смерти крестьянина, о чем в 1859 г. сообщал лондонский «Колокол» Герцена.

Глянул – и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.
Господу Богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!


Памятный крест преподобному Трифону Печенгскому.

Отраженное в народной песне предводительство шайкой разбойников, многочисленные душегубства, убийство возлюбленной, уход в монастырь, постриг Кудеяра, ставшего Питиримом, – всё это отсылает нас, скорее, к жизни исторического преподобного Трифона, нежели к выдуманному герою некрасовского стиха или историческому Кудеяру с Волги.
Что же касается стихотворения Н.А. Некрасова, которое народ так гениально поправил, то простым русским людям все эти социальные мотивы, сопровождавшиеся вполне реальным революционным террором, увенчавшимся убийством 1 марта 1881 г. Царя-Освободителя, оказались крайне чужды.
Гораздо важнее им было иное…
Богослов, литературовед и священник С.Н. Дурылин обращал внимание на то, что в русской иконописи вместе с Господом, Иоанном Предтечей, Илией и Енохом святых в раю встречает Благоразумный разбойник.


М.В. Нестеров. Отец Сергий Дурылин. 1927 г.

«В иконописи нет случайностей, – пишет о. Сергий. – В этом выделении благоразумного разбойника из всего сонма святых есть особый смысл, как будто иконописец хочет сказать: таковых есть Царство Небесное, таковые первенствуют в нем.
И это – глубоко православно: в смирении есть величайшее дерзновение, последний ученик Христов на земле, разбойник первый святой в раю.
Христианство – есть религия “малых сих”, а самый малый из малых – разбойник».


Обложка одной из книг С.Н. Дурылина, изданной в годы Великой Отечественной войны. Собрание автора.

«Если критерием истинности и процветания Церкви, – замечает он далее, – взять критерий праведности и нравственности ее членов, окажется, что и при жизни Христа не было Церкви. […]
При критерии нравственного совершенства, прилагаемом к современной Церкви, праведным и принадлежавшим к Церкви, во дни Христовы, оказался бы, вероятно, один лишь фарисей, который ведь и в действительности ни от кого не отрекался, подобно Петру, не распутничал, подобно Марии Магдалине, не грабил, как благоразумный разбойник, не требовал дерзостно лицезреть Отца, как Филипп, не верил своему осязанию больше, чем Самому Богу, как Фома, не засыпал в безсилии, как все ученики в саду Гефсиманском.
Между тем фарисей, несмотря на свою несомненную непричастность ко многим слабостям и грехам, которых не лишены были ближайшие ученики Христа, несмотря на некоторые несомненные свои добродетели (помощь бедным, посвящение части своего имущества Богу, постоянное посещение храма) был осужден, а мытарь, разбойник и все грешившие апостолы и спутники Христовы – оправданы и причислены к Церкви невидимой.
Приятие человека в Церковь Христову и пребывание в ней совершаются не по праведности и положительной его заслуге, но по сознанию им своей греховности, совершенной безпомощности и единому упованию на Божью помощь.


Благоразумный разбойник.

Первенство Благоразумного разбойника в приятии полноты Благодати Церкви Невидимой всецело обусловлено единственно актом его безграничного, хотя и совершившегося почти мгновенно, покаяния, которое одно, при всей вопиющей неправде его жизни, сделало его участником Церкви во всей ее полноте.
Самые вопиющие недостатки не только церковного управления, но и жизни всей земной Церкви не в состоянии истребить благодати, в ней почиющей».

Нет у нас, Господи, праведных,
Пламенных, Господи, нет.
А потому и не знаем мы,
Сколько томиться нам лет…

Нет у нас, Господи, знамени,
Знаменья, Господи, нет.

Николая ЛИСОВОЙ.

Преподобный Трифон Печенгский

Пре­по­доб­ный Три­фон, в ми­ру Мит­ро­фан, ро­дил­ся в Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в стра­хе Бо­жи­ем.

Преподобный Трифон Печенгский, Кольский

С ран­них лет Три­фон ре­шил по­свя­тить свою жизнь апо­столь­ским по­дви­гам и ид­ти с про­по­ве­дью Хри­ста к языч­ни­кам-ло­па­рям, о жиз­ни ко­то­рых узнал из рас­ска­зов ры­бо­про­мыш­лен­ни­ков. Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы в ле­су он услы­шал го­лос: «Три­фон, те­бя ждет зем­ля необи­та­е­мая и жаж­ду­щая».

По­ки­нув ро­ди­тель­ский дом, свя­той ушел на Коль­ский по­лу­ост­ров и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу ре­ки Пе­чен­ги, где оби­та­ли ло­па­ри. Там он стал ве­сти с ни­ми тор­гов­лю. Сна­ча­ла свя­той озна­ко­мил­ся с язы­че­ски­ми ве­ро­ва­ни­я­ми або­ри­ге­нов и изу­чил их язык, за­тем стал про­по­ве­до­вать им о ве­ре Хри­сто­вой.

Ло­па­ри встре­ча­ли сло­ва свя­то­го с на­сто­ро­жен­ным недо­ве­ри­ем. Свя­то­му про­по­вед­ни­ку при­шлось пре­одо­леть мно­го труд­но­стей, пе­ре­не­сти го­не­ния и да­же по­бои. Но по­сте­пен­но, муд­рым, лас­ко­вым сло­вом и кро­то­стью ему уда­лось мно­гих об­ра­тить ко Хри­сту.

По бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ма­ка­рия пре­по­доб­ный Три­фон вме­сте с бла­жен­ным Фе­о­до­ри­том и иеро­мо­на­хом Или­ей устро­ил для но­во­об­ра­щен­ных храм, а для рев­ни­те­лей ино­че­ско­го жи­тия ос­но­вал Тро­иц­кий Пе­ченг­ский мо­на­стырь «у хо­лод­но­го мо­ря, у Мур­ман­ской гра­ни­цы» в 1532 го­ду. Иоанн Гроз­ный по­мог ему и бо­га­то ода­рил мо­на­стырь пре­по­доб­но­го.

По­сте­пен­но муд­рым и крот­ким сло­вом его мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту. В 1532 г. свя­той по­стро­ил храм и ос­но­вал при нем мо­на­стырь во имя Свя­той Тро­и­цы. Мно­го труд­но­стей пе­ре­нес пре­по­доб­ный при устрой­стве оби­те­ли в ди­кой стране.

Од­на­жды пре­по­доб­ный, за­ме­сив те­сто, вы­шел из сво­ей кел­лии. В это вре­мя ту­да за­шел боль­шой мед­ведь и, опро­ки­нув кваш­ню, стал есть при­го­тов­лен­ное те­сто. Име­нем Бо­жи­им за­пре­тив зве­рю дви­гать­ся и на­ка­зав его, свя­той от­пу­стил зве­ря. С тех пор ни мед­ве­ди, ни вол­ки не на­па­да­ли на мо­на­стыр­ское ста­до оле­ней. Та­кую си­лу Гос­подь да­ет сво­им угод­ни­кам, что да­же и ди­кие зве­ри по­ви­ну­ют­ся им, как неко­гда по­ви­но­ва­лись пра­от­цу на­ше­му Ада­му.

В дру­гой раз пре­по­доб­ный ку­пил для мо­на­стыр­ских нужд в г. Ко­ле руч­ные жер­но­ва. Путь пред­сто­ял дол­гий и уто­ми­тель­ный: до Пе­ченг­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло око­ло 150 верст. Всю до­ро­гу свя­той сам нес жер­но­ва, а на прось­бу уче­ни­ков пе­ре­дать им свою но­шу, от­ве­тил: «Луч­ше мне по­ве­сить се­бе на шею мель­нич­ный ка­мень, чем сму­щать бра­тию сво­ею празд­но­стью». Позже, по­ка­зы­вая при­мер сми­ре­ния, пре­по­доб­ный укло­нил­ся от игу­мен­ства, по­ста­вив на­сто­я­те­лем сво­е­го уче­ни­ка.

В го­ды неуро­жая свя­той с несколь­ки­ми бра­ти­я­ми хо­дил в Нов­го­род­ские зем­ли, про­ся по­да­я­ния и от­прав­ляя со­бран­ное в мо­на­стырь. До­стиг­нув ста­ро­сти, пре­по­доб­ный мир­но по­чил о Гос­по­де 15/28 де­каб­ря 1583 г. в воз­расте 88 лет. Но и по­сле сво­е­го от­ше­ствия ко Гос­по­ду он не по­ки­да­ет всех мо­ля­щих­ся ему. Ча­сто див­ный за­ступ­ник и на су­ше, и на мо­ре ока­зы­ва­ет ско­рую по­мощь при­зы­ва­ю­щим его.

Про­све­ти­тель ло­па­рей скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1583 го­ду, про­жив на Пе­чен­ге по­чти 60 лет. Мест­ное празд­но­ва­ние бы­ло уста­нов­ле­но вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го. В 1589 го­ду шве­ды уни­что­жи­ли Пе­ченг­ский мо­на­стырь. Поз­же по при­ка­за­нию ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча мо­на­стырь пе­ре­не­сен был на Ко­лу. На ме­сте раз­ру­шен­но­го мо­на­сты­ря бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Три­фо­на, а над мо­ги­лой свя­то­го по­стро­е­на цер­ковь Сре­те­ния Гос­под­ня. Свя­той Три­фон не раз при­хо­дил на по­мощь по­ги­бав­шим мо­ре­пла­ва­те­лям, с ве­рой при­зы­вав­шим его имя.

Тропарь преподобному Трифону Печенгскому, Кольскому. глас 8

Пути́ вводя́щаго в жизнь наста́вник и учи́тель был еси́;/ пе́рвее бо, преподо́бне о́тче наш Три́фоне,/ прише́л еси́ в часть Норве́гския земли́,/ и в после́дних конце́х се́верныя страны́ язы́ки просвети́л еси́,/ породи́в водо́ю и Ду́хом Святы́м,/ и свяще́нная твоя́ ча́да в безпло́дней пусты́ни,/ я́ко древа́ ма́сличная, насади́л еси́,/ ве́лию оби́тель Святы́я и Живонача́льныя, Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы созда́л еси́/ и мона́хов мно́жество собра́л./ Тем, я́ко апо́столом и пустынножи́телем равноче́стна чту́ще тя,/ приле́жно припа́дающе, вопие́м:/ моли́ всех Бо́га за о́бласть твою́, и за вся лю́ди,// почита́ющия па́мять твою́.

Кондак преподобному Трифону Печенгскому, Кольскому. глас 8

Все твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Того́ зва́нию невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ в пусты́ню коне́чную всели́вся,/ и та́мо а́нгельски и равноапо́стольне пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию./ Сего́ ра́ди и Христо́с тя просла́ви, и да́ром чуде́с обогати́,/ и́бо вели́ких царе́й Иоа́нна и Фео́дора Росси́йских чудесы́ удиви́л еси́./ Те́мже вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, испове́дниче Христа́ Бо́га на́шего,// ра́дуйся, гра́ду твоему́ непоколеби́мое утвержде́ние, Три́фоне о́тче наш.

Молитва святому преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу

О Всесвятыя Троицы угодниче, о блаженнейший и равноапостольный пастырю, преподобне отче наш Трифоне!

Преподобный Трифон Печенгский, Кольский

Не забуди твоея паствы, поминай во святых твоих и богоприятных молитвах, приносимых в Троице славимому Богу, стадо твое, еже сам, по благовестию от ангела, пришествием твоим собрал и упасл еси. Понеже в сродстве твоего мирскаго жилища, слышав во святей церкви на утрени поющих: «Пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся»; и от того восперився божественною любовию, оставль дом и сродство, и пришед вскрай северныя страны, просветил еси святым крещением неведущий Творца, всех Бога, лопарский народ, за еже, во утверждении христианския веры, многа изгнания и злоключения подъял еси. И близ реки Печенги в пустыню вселився, братию из многих градов и весей собрав, велию обитель воздвигл еси, и при отшествии к небесным селением, о посещении твоея обители пророчествия дар от Бога восприял еси, и по смерти на мори и на суши многа чудеса и цельбы с верою просящым сотворил еси и ныне твориши. Темже молим тя, не забуди присещати чад твоих: моли за ны, преподобне отче, приходящыя к тебе с верою, и за вся христианы, яко имеяй дерзновение к Безсмертному Царю Христу всех Богу. Не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою. Аще бо ты и преставился еси от нас телом, но и по смерти живый духом, всегда чудодействуеши. Молитвами твоими сохраняй нас от стрел и козней вражиих, и всякия прелести бесовския, и от враг видимых и невидимых. Пастырю наш добрый! Аще мощи твоя в раце незрими нам суть, обаче, понеже всегда в Троице славимому Богу, при Престоле Его непостижимаго величествия неотступно в молитвах предстоиши, усердно к тебе прибегаем и просим: умоли и испроси нам время к покаянию, да в час исхода души прейдем от земных к небесным, мытарств же воздушных и вечныя муки избавимся, и Небесному Царствию наследницы будем со всеми от века угодившими. О всеблаженне отче наш Трифоне! Не презри и ныне нас, притекающих к тебе, яко да молитвами твоими и помощию спасаеми, славу и благодарение, хвалу и поклонение за вся в Троице единому Богу, всех Создателю возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Димитрий Солунский: житие святого, день памяти, молитва

Житие святого мученика Трифона

В тот момент, когда для человека Христос становится основой жизни, на второй план отступают не только проблемы жития, но и страх перед немыслимыми телесными истязаниями.

Этот факт подтверждает житие святого мученика Трифона — славного причастника Божественного Света.

Детство будущего святого

Ребенок появился на свет родился во Фригии, в селении Кампсада, близ Апамеи. Его мать и отец были бедными сельчанами, исповедовали православие, поэтому с малых лет воспитывали дитя в благочестивых традициях, что было очень опасно в окружающем семью языческом обществе.

С ранних лет ребенок был приверженцем молитвы, но это ему не мешало дружить со сверстниками другого вероисповедания.

Именно во время игр с ними случилось чудо.

Мальчишки заигрались и не увидели, как незаметно подкралась змея, которая вскоре укусила одного из них. На громкий детский крик сбежались взрослые, но ни кто не ведал, как поступить в такой ситуации. Мальчику становилось все хуже и хуже. Он попросил Трифона, который, как всем казалось, был не от мира сего и верил в Бога, помолиться.

Мальчик вознес молитву ко Всевышнему и его друг вскоре исцелился, что невероятно удивило односельчан.

Чудеса отрочества

Будучи подростком, он решил начать самостоятельно зарабатывать себе средства на жизнь и брался за любую работу:

  • был пастухом;
  • обрабатывал огороды богатых соседей;
  • подрабатывал строительством.

Односельчане, помня о сотворенном чуде исцеления ребенка, обращались к Трифону за молитвенной помощью в разных нуждах и получали просимое.

Однажды он помог истребить вредителей-насекомых с сельских полей, тем самым спас свой народ от неурожая и голода.

Юноша все более углублялся в молитву и подвижничество. Он сподобился получить от Бога дар изгнания бесов, тем самым помог дочери императора Гордиана. Дьявол страшно мучил юную царевну и как-то воскликнул, что изгнать его сможет лишь Трифон.

Правитель приказал разыскать юношу и привезти во дворец. Покуда он приближался ко двору, будучи еще на очень далеком расстоянии, бес почувствовал приближение святого и сам покинул тело царевны. Когда молодой святитель прибыл к императору, тот умолил его показать демона воочию.

Трифон 6 дней держал строгий пост и усиленно молился Богу, после чего приказал сатане зримо явиться императору. Лукавый явился в образе огромной страшной собаки с открытой пастью.

Еще о христианских подвижниках:

Жизненные испытания верой

Во времена правления императора Декия — гонителя христианской веры (249-251 г.г.), ему был совершен донос на Трифона. Царские слуги стали разыскивать проповедника, но тот и не пытался прятаться от них.

Святого привели на суд в Никею, но и там святитель проповедовал веру православную, за что был приговорен к жестоким мучениям. Его подвешивали вверх ногами на дереве и били, но мученик не издал ни звука.

После расправы он был помещен в тюрьму. Через несколько дней угрозы в его адрес возобновились и начались новые истязания: тело рвали металлическими крюками, кровоточащие раны опаляли пламенем, вбивали в ноги огромные гвозди. Но неунывающий мученик, превозмогая ужасную боль, пел Давидовы псалмы. И тут перед святым явился ангел, в руках он держал небесный венец. Лицезрев чудо, мучители испугались, а император еще более разгневался и вынес мученику приговор — усечение главы мечом.

Но Христос распорядился так, что Его Угодник преставился за несколько минут до казни.

Мощи святого

Истерзанное тело великомученика хотели захоронить в Никее. Но он явился в видении одному из мужчин и указал перенести его мощи в родное селение Кампсада. Позже они были переправлены в Константинополь, а затем в Рим.

В настоящее время святая глава покоится в Черногории в городе Котор, другая часть мощей находится в России в трех ковчегах.

Важно! Особое почитание на Руси святого связывают с одним случаем, произошедшим со знатным боярином Патрикеевым.

Он сопровождал царя на охоте и случайно выпустил из рук императорского сокола. Разгневанный царь пообещал жестоко наказать сокольника, если тот в течение 3 дней не найдет птицу.

Бедный мужчина никак не мог найти сокола. Он взмолился своему небесному покровителю Трифону о помощи и сраженный усталостью крепко уснул. В сонном видении ему явился мученик и сказал, что птица находится совсем недалеко и сидит на сосне. Сокольник проснулся, нашел сокола и поблагодарил святого за помощь.

Позже на том месте, где он уснул, сокольник возвел часовенку и небольшой храм.

О православной вере:

Чудотворения от святого

Есть множество фактов исцеления благодаря святителю Трифону и по молитвам перед его иконой. Вот только некоторые из них:

  • Мой сын в младенческом возрасте был очень слабеньким, а когда встал на ножки и начал ходить, то прихрамывал на одну ногу. Однажды он так разболелся, что медики не верили в его выздоровление. Я очень любила бывать в церкви, а на богослужениях всегда стояла рядом с иконой святого Трифона. Я самозабвенно молилась святителю о выздоровлении моего малыша и дала обет Богу после выздоровления отдать сына на служение. Если же будет угодно Всевышнему, я не буду препятствовать сыну отречься от мира и принять монашеский постриг. Только вот пусть он будет наречен именем Трифон.
  • Мой супруг потерял работу и долго не мог трудоустроиться. Я купила в церковной лавке нашего собора молитвослов и нашла молитву мученику о помощи в поиске работы. Начали с мужем вместе молиться и, как по волшебству, случилось чудо — мужу предложили достойную работу, о которой он даже и мечтать боялся.
  • Однажды на прогулке я потеряла свою собаку. Искала я ее целый день, но безрезультатно. Вспомнив про мученика Трифона я попросила его помочь в поисках. Не прошло и часа — мохнатая рожица моего пса появилась среди зарослей высокого кустарника. А ведь от дома было очень далеко.
  • Я художница и от постоянного напряжения глаз мое зрение стало стремительно ухудшаться. Мои друзья договорились о срочной операции в клинике Святослава Федорова. Операция прошла удачно, но зрение не восстановилось. Требовалось повторное вмешательство. Я обратилась в другую клинику к молодому врачу-офтальмологу. Он назначил дату операции — 14 февраля. После его работы я стала лучше видеть и зрение почти полностью восстановилось. Вот и случилось чудо в день памяти великомученика по его святому предстательству к Отцу Небесному.
  • У моего новорожденного ребенка случился приступ колик, он страшно кричал от боли и я от того, что ничем не могла помочь, стала читать акафист святителю Трифону. Сынишка вскоре успокоился и больше не плакал, так и закончились младенческие болячки. Может это и совпадение, но я верю, что моему сыну помог именно святитель. Слава Богу за все!
  • На работе нас предупредили о грядущем сокращении штатов. В городе очень тяжело с работой, поэтому я очень переживала. Я посетила богослужение в церкви, исповедалась, причастилась и стала просить Бога и Его Пресвятую Матерь о помощи, а дома ежедневно читала канон Трифону. В последний момент, когда нужно было подписывать приказ о моем увольнении, случилось чудо — меня оставили на работе.
  • В трудные 90-е годы на работе случились серьезные неприятности и я была вынуждена уволиться. В Донской обители я повстречала старца и объяснила ситуацию, на что он мне посоветовал молиться мученику Трифону. Я заказала в церкви молебен святому, а по возвращению домой обнаружила в почтовом ящике приглашение на отличную вакансию.
  • В нашей церкви есть старенькая бабушка. У ее дочери очень сложная ситуация с жильем. Бабуля постоянно молилась святому Трифону и заказывала молебны в разных храмах. В скором времени ее дочь получила квартиру на улице Трифоновской.
  • Я летела на самолете в командировку в город Новосибирск. Вылетела ночью, поэтому салон был полупустым. Со мной рядом все сидения были свободными, поэтому я свернула куртку, положила ее под голову и уснула. И вот объявлена посадка, все пристегивают ремни. Я по привычке проверяю сережки — на месте ли? Понимаю, что одной нет. Я срочно ринулась ее искать, смотрела в сумке, в складках куртки, под сидениями. Попросила фонарик у стюардессы, но она обещала мне его принести лишь после посадки. В расстроенных чувствах я принялась молиться Трифону, он мне часто помогает решить проблемы. И тут мой сосед, что сидел в ряду за моей спиной, протягивает мне серьгу и спрашивает, моя она или нет. Сказал, что встал и почувствовал, что под ногой что-то лежит. Это оказалась сережка, она как-то попала под его сидение. Пусть вот такое маленькое, но все же чудо, случилось со мной в полете.

Важно! В последние годы в России широко и с размахом празднуется День «святого Валентина». Но православным христианам следует знать, что именно в этот день мученически умер за веру Христову святитель Трифон. Дата 14 февраля в православном мире установлена днем его почитания.

И никакие «святые» заблудшего Запада не должны затмить память о великом подвиге святого.

Ссылка на основную публикацию