Стефан Великопермский: житие святого, день памяти, молитва

Автор: | 20.04.2023

Краткое житие, почитание и наследие святого Стефана Пермского

Краткое жизнеописание Стефана Пермского

Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.

Святой Стефан Пермский

Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.

Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.

Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.

Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.

Видео «Житие Стефана Пермского»

Из этого видео вы узнаете о житие святителя Стефана Пермского.

Миссия святителя в православии

В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.

Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.

Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.

Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.

Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.

Скончался Стефан Пермский 26 апреля 1396 года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.

Почитание и наследие святого

Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.

Почитают святителя несколько раз:

Молитвы Стефану Пермскому

Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.

Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.

Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому

О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Стефан Великопермский: житие святого, день памяти, молитва

(Стефан Пермский, икона 1909 года)

. Видя тщету мирских попечений, блаженне Стефане, отшел еси от дому родителей твоих, водворяяся с работающими Богу во иночестем житии; тем же жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси.

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви.

О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на паперти церковной святой старец Прокопий Устюжский. Покло­нившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Перм­ского, который будет великим между слугами Божьими». В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книж­ное», он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Че­рез год он стал чте­цом в соборной церкви. Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым горо­дом.

Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племе­на зырян, или западных пермяков.

«Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособлено, но вели оживленную торговлю с русскими горо­дами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Сте­фан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Пар­фения в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными мона­хами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, за­нятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, по­мог­ли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образова­нии. Преподобный Епифаний Премудрый, будущий жизнеописатель святого Стефана, а в то время его собрат но монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов. В мона­стыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились). Первым приходил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жития, преус­певая в добродетелях, смирении и любви.

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жив­шее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита исполь­зуя зырян­ские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С по­мощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зы­рянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отпра­вился в Москву за благословением. К тому времени святи­теля Алексия, митропо­лита Московского, особенно заботившегося о распростра­не­нии Христовой веры среди народов отдаленных окраин Руси, уже не было в живых. Управителем мит­рополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй). Поняв важность задуманного молодым иеродиаконом просветительс­кого дела, он испросил у вели­кого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Сте­фаном преосвященный Гера­сим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, свя­той Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями. Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне пок­ло­нялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осме­лился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника ослож­нялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Творец всего сущего, воплотивший­ся на земле, имя Которому Христос. Жители селения всячески старались поме­шать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, пред­приняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также все­целая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедитель­ностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приняли святое крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В каждом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он приводил язычников
к вере Христовой. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообра­щенных символы. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, где находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами и где преиму­щественно жили жрецы, святой Стефан подвергся наибольшей опасности. Испу­ган­ные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбуди­ли в народе вражду к святому. Как только святой Стефан появил­ся в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа. Но кроткое лицо и дру­желюбная речь на их родном языке обезоружили нападавших, и они невольно стали слушать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существование некоего могущественного духа, который все сотворил, но которо­му они недостойны поклоняться. Это неясное верование исполь­зовал святой Стефан, чтобы как можно доходчивее объяснить зырянам осно­вы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба».

Читайте также:  Иоанн Кронштадтский: житие святого, день памяти, молитва

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросилися на св. Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: «Обычай лих имать не творить начало бою». Так, сопровождаемый трудностями и опасностями, продвигался св. Стефан вглубь Пермской земли, убеждая словом, сокрушая идолов и кумирни, все новых и новых язычников обращая в христианство. Решающим моментом его мис­сионер­ской деятельности явилось стол­кновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пытаясь поколебать у своих подопеч­ных уважение к святому Стефану, Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился под­вергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать
за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда еже­дневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Перм­ской земле. Первой построенной им церковью стал храм в честь Благовеще­ния Пресвя­той Богородицы в устье реки Выми. Затем в селе Усть-Выми были построены еще два храма во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Ар­хан­гела Михаила. Храмы обыкновенно возводились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил крещаемых созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались буду­щие пастыри — зыряне. Таким образом, вместе со светом Христова учения местные жители приобщались к культуре и просвещению. Жители Великого Устюга, узнав об успехах апостольской пропове­ди их земляка, вкладывали пожертвования на строительство храмов, а некоторые священнослужители становились помощниками пермского просветителя. По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отпра­вился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (+1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме мит­ро­по­литом Пиме­ном была совершена епископская хиротония святого Стефана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов Своей епископской властью святитель Стефан защищал местное население от частых нашествии новго­родских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападений на зырян. Спустя четыре года святи­тель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Ди­митриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая.

Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Ра­донежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому под­вижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помо­лился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Ра­дуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радо­нежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдален­ность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святи­тель Стефан вновь отпра­вился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подлом­лено 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и, хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в Кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

Святитель Стефан Великопермский. Православный календарь на 9 мая

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

9 мая (26 апреля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 2-й седмицы по Пасхе (второй недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается поминовение усопших воинов (в честь Дня Победы), а также память семи христианских святых, известных нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Стефан Великопермский. Один из величайших русских просветителей XIV столетия, современник Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского, не просто очень многое сделавший для просвещения народов Пермской земли, но фактически ставший для этого края его апостолом. Будущий святитель родился около 1340 года от Рождества Христова в семье устюжского церковного причетника, с юных лет проявив стремление к монашескому служению. Приняв постриг в Ростове Великом, отец Стефан направил все свои помыслы и желания к христианскому просвещению зырян-язычников. Он в совершенстве изучил их язык, составил его азбуку и, получив благословение и рукоположение в священнический сан, направился в Пермскую землю. Здесь святой Стефан претерпел немало лишений, но смог привести ко Христу множество язычников.

Вот как это описывается в Житии старца:

Особо благоговели зыряне перед так называемой “прокудливой берёзой”. Громадная по толщине и вышине берёза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжёг берёзу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: “Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит всё, всё знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всём промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне”. На месте “прокудливой берёзы” святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Также святой Стефан успешно посрамил языческих жрецов, которые не выдержали критики их суеверий, после чего проповедь среди зырян стала намного успешнее. В 1383 году от Рождества Христова отец Стефан был рукоположен в епископский сан, став не только просветителем, но и святителем Земли Пермской. Владыка перевёл на зырянский язык многие богослужебные книги, но помимо духовной пищи всегда помогал своей пастве всем, чем мог, нередко отдавая нуждающимся последнее. В 1390 году состоялось удивительное «заочное свидание» святителя Стефана с преподобным Сергием Радонежским, о котором владыка многое знал и очень чтил. В житийных материалах этот эпизод описывается следующим образом:

Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнёс: “Мир тебе, духовный брате!”. Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: “Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!”

Святитель Стефан срубает «прокудливую берёзу». Фото: pravoslavie.ru

Святитель Стефан отошёл ко Господу в 1395 году от Рождества Христова во время одного из своих путешествий в Москву по церковным делам. Его почитание в лике святых началось практически сразу после кончины святителя, а уже в XV веке было составлено его Житие и служба в его честь.

Священномученик Василий, епископ Амасийский, и праведная дева Глафира. Раннехристианские страдальцы первой четверти IV столетия, времён завершения языческих гонений. Согласно Житию этих святых, благочестивая дева Глафира подверглась притязаниям правителя Ликиния, зятя равноапостольного царя Константина, который, в отличие от святого императора, ненавидел христиан. Святитель Василий помог деве спрятаться от обезумевшего язычника. В итоге святая дева мирно скончалась в 322 году от Рождества Христова, а святой архипастырь годом спустя принял мученический венец от нечестивого Ликиния.

Казнь Святителя Василия Амасийского. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иоанникий, Девиченский чудотворец. Сербский святой XIII века, прославившийся многими монашескими подвигами и дарами непрестанной молитвы со слезами и изгнания бесов. Как говорится в Житии святого Иоанникия:

Правитель Георгий привёл к нему свою больную дочь и в благодарность за её исцеление построил Девиченский монастырь. Преподобный Иоанникий почил в старости, и мощи его являются до наших дней источником многих чудес и исцелений.

Священномученик Иоанн Панков, пресвитер, и его чада, мученики Николай и Петр. Православный священник и его сыновья, пострадавшие за верность Христу в самом начале советских богоборческих гонений, в 1918 году. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Святитель Стефа ́ н (Великопермский) , епископ Пермский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

28 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

14 февраля (переходящая) – Собор святых Пермской митрополии

Житие

Свя­ти­тель Сте­фан, про­све­ти­тель Пер­ми, апо­стол зы­рян, ро­дил­ся око­ло 1340 го­да в се­мье устюж­ско­го при­чет­ни­ка Си­мео­на. Под вли­я­ни­ем сво­ей бла­го­че­сти­вой ма­те­ри Ма­рии, об­ла­дая боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми, он с юных лет про­яв­лял необык­но­вен­ное усер­дие к слу­же­нию Церк­ви: в один год вы­учил­ся чи­тать свя­щен­ные кни­ги и по­мо­гал от­цу в церк­ви при бо­го­слу­же­нии, ис­пол­няя долж­ность ка­но­нар­ха и чте­ца.

В мо­ло­до­сти свя­той при­нял ино­че­ство в мо­на­сты­ре в честь свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва в Ро­сто­ве. Мо­на­стырь сла­вил­ся бо­га­тым книж­ным со­бра­ни­ем. Свя­той Сте­фан хо­тел чи­тать свя­тых от­цов в под­лин­ни­ке и для это­го изу­чал гре­че­ский язык. В юно­сти, по­мо­гая от­цу в церк­ви, он ча­сто бе­се­до­вал с зы­ря­на­ми. Те­перь, овла­дев бо­га­той цер­ков­ной куль­ту­рой, свя­той Сте­фан го­рел же­ла­ни­ем об­ра­тить зы­рян ко Хри­сту.

Читайте также:  Житие святой мученицы Татианы Римской

Для про­све­ще­ния зы­рян он со­ста­вил аз­бу­ку их язы­ка и пе­ре­вел на него несколько цер­ков­ных книг. За по­дви­ги бла­го­че­стия Ро­стов­ский епи­скоп Ар­се­ний (1374–1380) по­свя­тил его в сан иеро­ди­а­ко­на. При­го­то­вив се­бя к мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти, свя­ти­тель Сте­фан явил­ся в Моск­ву (1379 г.) к Ко­ло­мен­ско­му епи­ско­пу Ге­ра­си­му, ко­то­рый управ­лял то­гда де­ла­ми мит­ро­по­лии, и про­сил его: “Бла­го­сло­ви ме­ня, Вла­ды­ко, ид­ти в стра­ну язы­че­скую – Пермь. Хо­чу учить свя­той ве­ре невер­ных лю­дей. Я ре­шил­ся или при­ве­сти их ко Хри­сту, или сло­жить у них за Хри­ста го­ло­ву”. Епи­скоп с ра­до­стью бла­го­сло­вил его и по­свя­тил в сан иеро­мо­на­ха. Он снаб­дил его ан­ти­мин­са­ми, свя­тым ми­ром и бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми, а ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич дал ему охран­ные гра­мо­ты.

Из Устю­га свя­той Сте­фан спу­стил­ся по Се­вер­ной Двине до впа­де­ния в нее Вы­че­гды, от­ку­да на­чи­на­лись по­се­ле­ния зы­рян. Мно­го тру­дов, борь­бы, ли­ше­ний и скор­бей вы­тер­пел про­по­вед­ник ве­ры Хри­сто­вой, жи­вя сре­ди языч­ни­ков, по­кло­няв­ших­ся идо­лам, “ог­ню, во­де, де­ре­вьям, кам­ню и зо­ло­той ба­бе, и ку­дес­ни­ком, и волх­вом, и дре­вью”.

Осо­бо бла­го­го­ве­ли зы­ряне пе­ред так на­зы­ва­е­мой “про­куд­ли­вой бе­ре­зой”. Гро­мад­ная по тол­щине и вы­шине бе­ре­за рос­ла на воз­вы­шен­ном ме­сте. Зы­ряне со­би­ра­лись к ней и при­но­си­ли в жерт­ву до­бы­тых зве­рей. Свя­той Сте­фан по­ста­вил свою кел­лию невда­ле­ке от бе­ре­зы и ис­поль­зо­вал со­бра­ния суе­вер­ных языч­ни­ков у де­ре­ва, чтобы учить их свя­той ис­тине. За­тем свя­той Сте­фан сру­бил и сжег бе­ре­зу для ис­ко­ре­не­ния суе­ве­рия. Зы­ряне со­би­ра­лись убить его. Свя­той об­ра­тил­ся к ним с про­по­ве­дью: “Су­ди­те са­ми, силь­ны ли бо­ги ва­ши, ко­гда они не мо­гут за­щи­тить се­бя от ог­ня? Бо­ги ли они, ко­гда так немощ­ны, да и не име­ют не толь­ко смыс­ла, но и слу­ха и зре­ния? И от ме­ня, сла­бо­го, не су­ме­ло за­щи­тить се­бя ва­ше бо­же­ство. Не та­ко­вы же ли и все дру­гие бо­ги ва­ши? Не та­ков Бог Хри­сти­ан­ский. Он ви­дит все, все зна­ет и Все­мо­гущ, ибо со­здал весь мир и о всем про­мыш­ля­ет. И как Он благ, осо­бен­но к зна­ю­щим Его! Я же­лаю вам добра, про­по­ве­дуя вам Ис­тин­но­го Бо­га. Он бу­дет лю­бить вас, бу­дет бла­го­тво­рить вам, ко­гда ста­не­те чтить Его ис­кренне”. На ме­сте “про­куд­ли­вой бе­ре­зы” свя­той Сте­фан по­стро­ил храм в честь Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, низ­ло­жи­те­ля ду­хов тьмы.

Кре­стив­ши­е­ся зы­ряне са­ми ста­ли ис­треб­лять то, че­му рань­ше по­кло­ня­лись: ру­би­ли свя­щен­ные де­ре­вья, со­кру­ша­ли идо­лов; бо­га­тые да­ры, пред­на­зна­чен­ные для язы­че­ских жерт­вен­ни­ков, они при­но­си­ли свя­то­му Сте­фа­ну. Он ве­лел слу­жив­ше­му при нем зы­ря­ни­ну Мат­фею все пре­да­вать ог­ню и лишь доз­во­лял упо­треб­лять по­лот­но на об­вер­ты­ва­ние ног.

Но окон­ча­тель­ный пе­ре­лом в зы­ря­нах про­изо­шел по­сле то­го, как свя­той Сте­фан по­сра­мил их глав­но­го жре­ца Па­му, ко­то­рый вос­стал про­тив рас­про­стра­не­ния свя­той ве­ры. Жрец всту­пил в спор со свя­тым Сте­фа­ном. “У вас, хри­сти­ан, – го­во­рил Па­ма, – один Бог, а у нас мно­го по­мощ­ни­ков и на су­ше, и на во­де, по­да­ю­щих нам счаст­ли­вую лов­лю в ле­сах и ее из­быт­ка­ми снаб­жа­ю­щих Моск­ву, ор­ду и даль­ние стра­ны; они со­об­ща­ют нам в волх­во­ва­нии тай­ны, недо­ступ­ные вам”. Свя­той Сте­фан от­ве­чал, что Ис­тин­ный Бог – один; все­мо­гу­ще­ство – од­но, а бес­си­лие бо­гов-идо­лов оче­вид­но по опы­ту. По­сле дол­гих спо­ров жрец Па­ма в оправ­да­ние сво­ей ве­ры вы­звал­ся прой­ти сквозь огонь и во­ду и то­го же по­тре­бо­вал от свя­то­го Сте­фа­на. “Я не по­веле­ваю сти­хи­я­ми, – сми­рен­но от­ве­чал свя­той Сте­фан, – но Хри­сти­ан­ский Бог ве­лик: иду с то­бой” и, помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Па­ма за­тре­пе­тал и мо­лил из­ба­вить его от вер­ной смер­ти. “Вы сви­де­те­ли, – ска­зал свя­той Сте­фан со­брав­ше­му­ся на­ро­ду, – сам он по­тре­бо­вал ре­шить спор о ве­ре ог­нем и во­дой и, од­на­ко, не хо­чет кре­стить­ся. За ко­го счи­тать те­перь Па­му? Что с ним де­лать?”. “Об­ман­щи­ка пре­дать смер­ти, – от­ве­тил на­род, – ес­ли от­пу­стить Па­му, он на­де­ла­ет те­бе па­ко­стей”. “Нет, – от­ве­тил свя­той, – Хри­стос ме­ня по­слал не пре­да­вать ко­го-ли­бо смер­ти, а учить. Па­ма не хо­чет при­нять спа­си­тель­ной ве­ры, пусть его упор­ство на­ка­жет его, но не я”. Па­ма был вы­гнан. В бла­го­дар­ность Гос­по­ду за по­бе­ду над гла­вой языч­ни­ков свя­той Сте­фан по­стро­ил на Ви­ше­ре храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По­сле это­го про­по­ведь свя­то­го о Хри­сте ста­ла ид­ти все успеш­нее.

В 1383 го­ду свя­той Сте­фан был по­став­лен епи­ско­пом Ма­лой Пер­ми. Как люб­ве­обиль­ный отец он неустан­но за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. Для утвер­жде­ния в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных свя­ти­тель Сте­фан при хра­мах от­кры­вал учи­ли­ща, где свя­щен­ные кни­ги изу­ча­лись на перм­ском язы­ке. Свя­ти­тель при­смат­ри­вал­ся к уча­щим­ся, учи­ты­вал их спо­соб­но­сти с тем, чтобы из них ста­вить свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов. Неко­то­рых уче­ни­ков свя­ти­тель Сте­фан на­учил пи­сать по-перм­ски. Свя­ти­тель стро­ил церк­ви, в ко­то­рых ста­вил свя­щен­ни­ков из зы­рян, ввел бо­го­слу­же­ние на зы­рян­ском язы­ке.

Свя­ти­тель Сте­фан пе­ре­вел на зы­рян­ский язык Ча­со­слов, Псал­тирь, из­бран­ные чте­ния из Еван­ге­лия и Апо­сто­ла, Па­ре­мий­ник, Сти­хи­рарь, Ок­то­их, несколь­ко празд­нич­ных служб и Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

Во вре­мя неуро­жая свя­ти­тель снаб­жал зы­рян хле­бом, мно­го раз из­бав­лял их от на­си­лия и взя­ток ти­унов, об­лег­чал им по­да­ти, за­щи­щал от на­па­де­ний дру­гих пле­мен, хо­да­тай­ствуя за них в Москве. Пло­дом его по­дви­гов и доб­ро­де­те­лей ста­ло об­ра­ще­ние всей об­шир­ной Перм­ской зем­ли к хри­сти­ан­ству. Это ве­ли­кое де­ло бы­ло со­вер­ше­но си­лой ве­ры и хри­сти­ан­ской люб­ви. Жизнь свя­ти­те­ля – это по­бе­да ве­ры над неве­ри­ем, люб­ви и кро­то­сти – над зло­бой и нече­сти­ем.

Уми­ли­тель­но “за­оч­ное сви­да­ние” свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, быв­шее в 1390 го­ду во вре­мя пу­те­ше­ствия свя­ти­те­ля в Моск­ву по цер­ков­ным де­лам. Свя­ти­тель Сте­фан го­ря­чо лю­бил Ра­до­неж­ско­го по­движ­ни­ка и очень же­лал по­ви­дать­ся с ним на пу­ти из Перм­ской зем­ли, но не мог ис­пол­нить это­го из-за недо­стат­ка вре­ме­ни. На­хо­дясь в 10 вер­стах от мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сер­гия, свя­ти­тель Сте­фан, по­мо­лив­шись, об­ра­тил­ся в сто­ро­ну оби­те­ли и с по­кло­ном про­из­нес: “Мир те­бе, ду­хов­ный бра­те!”. Пре­по­доб­ный Сер­гий, ко­то­рый си­дел вме­сте с бра­ти­ей за тра­пе­зой, встал, по­мо­лил­ся и, по­кло­нив­шись в ту сто­ро­ну, где про­ез­жал свя­ти­тель, от­ве­тил: “Ра­дуй­ся и ты, пас­ты­рю ста­да Хри­сто­ва, и мир Бо­жий да пре­бы­ва­ет с то­бой!”.

О глу­бо­кой ду­хов­ной свя­зи свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го и пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го сви­де­тель­ству­ет и ныне осо­бая по­все­днев­ная мо­лит­ва к ним на брат­ской тра­пе­зе.

Кро­ме устрой­ства церк­вей, свя­ти­тель Сте­фан ос­но­вал для зы­рян и несколь­ко мо­на­сты­рей: Спас­скую Улья­нов­скую пу­стынь в 165 вер­стах от Усть-Сы­соль­ска, Сте­фа­нов­скую – в 60 вер­стах от Усть-Сы­соль­ска, Усть-Вым­скую Ар­хан­гель­скую, Яренг­скую Ар­хан­гель­скую.

В 1395 го­ду свя­ти­тель Сте­фан сно­ва от­пра­вил­ся в Моск­ву по де­лам паст­вы и здесь скон­чал­ся. Те­ло его бы­ло по­ло­же­но в мо­на­сты­ре “Спа­са за сте­ною” (в хра­ме на Бо­ру в честь Спа­си­те­ля) в Мос­ков­ском Крем­ле. Горь­ко опла­ки­ва­ли зы­ряне кон­чи­ну сво­е­го апо­сто­ла. Они уси­лен­но упра­ши­ва­ли Мос­ков­ско­го кня­зя и мит­ро­по­ли­та от­пу­стить в Пермь те­ло их на­став­ни­ка, но Москва не хо­те­ла рас­стать­ся с остан­ка­ми ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Сте­фа­на на­ча­лось еще в на­ча­ле XV ве­ка. Жи­тие бы­ло на­пи­са­но вско­ре по­сле смер­ти свя­ти­те­ля в 1472 го­ду. Служ­бу ему со­ста­вил иеро­мо­нах Па­хо­мий Серб с иеро­мо­на­хом Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ко­то­рый хо­ро­шо знал свя­ти­те­ля и лю­бил с ним бе­се­до­вать.

Святитель Стефан Пермский

Пермь Великая – так называлась пермяцкая земля, расположенная в бассейне реки Камы к западу от северной части уральских гор. В XIV веке она была поставщиком ценной пушнины, которую сегодня можно сравнить с важным нефтепроводом.

Пермь Великая была поделена на две части – Верхнюю и Нижнюю с уездными центрами в Соликамске и Чердыни. Пермь Малая – зырянская земля, она располагалась в бассейне реки Вычегды. В религиозном плане местное население – зыряне – было язычниками. Они поклонялись своим богам и даже совершали человеческие жертвоприношения.

На севере с землями пермскими соседствовал Великий Устюг. Там и проживала семья причетника соборной церкви Святой Богородицы Симеона и его жены Марии. В этой семье примерно в 1340 году родился сын Стефан, который в будущем оказал самое мощное влияние на развитие земли пермской.

По преданию, задолго до рождения Стефана блаженный Прокопий Устюжский предсказал Марии, что она подарит Православию великого святителя. Его отец был русским, а мать родом из Перми. Она с детства научила Стефана пермскому языку. С семи лет его стали обучать грамоте, Стефан был очень способным, обладал хорошей памятью и острым умом. Он мог свободно общаться с народами Коми, как их тогда называли пермянами, которые приезжали в Великий Устюг по торговым делам. С юных лет Стефан помогал отцу при богослужении в церкви. Он выучился читать священные книги и исполнял обязанности канонарха – возглашал перед пением строчки из молитвословия, которые за ним повторял церковный хор.

Стремясь к знаниям и понимая, что лучшее образование он получит в монастыре, в 18 лет Стефан поступил в монастырь святителя Григория Богослова в Ростове. А в 1346 году принял постриг от игумена Максима Калины. Чтобы читать святых отцов в подлиннике из собраний богатой монастырской библиотеки, инок Стефан выучил греческий язык. Познав досконально церковную культуру, молодой монах горел желанием обратить к Христу своих соплеменников зырян. Стефан составил для них азбуку пермского языка и перевёл на него несколько церковных книг, для того чтобы в будущем вести проповеди на родном для зырян языке.

«Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову»

За подвиги благочестия в 1374 году Стефан был посвящён в сан иеродиакона Ростовским епископом Арсением. В 1379 году Стефан явился в Москву просить благословления у епископа Коломенского Герасима, управлявшего в то время митрополией, на просветительскую деятельность. «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову», – обратился Стефан к епископу. Епископ благословил святителя и посвятил его в сан иеромонаха. Великий князь московский Дмитрий Иоаннович выдал Стефану охранные грамоты. Не раз потом они спасали жизнь миссионеру.

Первым местом проповеди апостола Стефана стало зырянское поселение Котлас. Здесь ему пришлось пережить много трудностей и угроз жизни, сопротивление язычников, поклонявшихся идолам: «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью». Особым почитанием зырян пользовалась огромная берёза, к которой они приносили в жертву добытых на охоте диких зверей. Стефан поселился в своей келье недалеко от «прокудливой березы» и использовал собрания зырян для своей проповеди Истинного Бога. Посеяв зёрна сомнения в душах язычников, Стефан решился срубить и сжечь особо почитаемое дерево. Тогда зыряне задумали убить святителя, но он обратился к ним с проповедью:

«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог христианский. Он видит всё, всё знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».

Окончательный перелом в сознании зырян произошёл после победы апостола в духовном поединке с жрецом язычников Памой, восставшим против святой веры. Он предложил Стефану пройти через горящую избу и окунуться под лёд реки Вычегды. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святитель Стефан, – но христианский Бог велик: иду с тобой». Пама в последний момент перед испытанием испугался, затрепетал и взмолился об избавлении его от верной смерти. «Вы свидетели, – сказал Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» Народ предложил убить Паму, так как он принесет смуту в их новую веру. Но Стефан отверг казнь жреца, ведь Христос против убийства, Он учит прощению. И тогда зыряне изгнали Паму. А Стефан построил на реке Вишере храм в честь святителя Николая.

Читайте также:  Евдокия Илиопольская: житие святого, день памяти, молитва

После этого просветительская деятельность апостола пошла намного успешнее. Собором было принято решение о создании новой кафедры, и в 1383 году митрополитом Пименом святитель Стефан был рукоположен в епископа Пермского.

Как любящий отец заботился апостол о своей пастве. Он строил церкви, открывал при них училища и готовил новых священников. Кроме того, основал для зырян несколько монастырей. В неурожайные годы Стефан раздавал нуждающимся хлеб и милостыню. Кроме молитвенного подвига он занимался и дипломатическими делами. Известно, что по просьбе святителя новгородцы возместили зырянам убытки от набегов своих ушкуйников. В Москве Стефан добился снижения податей с пермских земель. В 1385 году епископ обратил в бегство вогулов, представ перед ними в полном облачении на ладье и напугав злодеев своим грозным видом.

В 1390 году святитель принял участие в Соборе, где просил великого князя московского защитить зырян от произвола чиновников. В этой поездке Стефан хотел встретиться с Сергием Радонежским, но из-за недостатка времени не смог исполнить свое намерение. Находясь в 10 верстах от Сергиева монастыря, святитель Стефан остановился, прочел молитву «Достойно есть». Затем повернулся в сторону монастыря и произнес: «Мир тебе, духовный брате!» В это время на трапезе у себя в монастыре Сергий встал, поклонился в сторону дороги, по которой проезжал Стефан, и произнес: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» И поныне, свидетельствуя о крепкой духовной связи между святыми Стефаном Пермским и преподобным Сергием Радонежским, братия вспоминает их особой повседневной молитвою на трапезе.

Свое вечное упокоение епископ Стефан нашел за пределами его любимой Пермской епархии. Он был вызван в Москву митрополитом Киприаном в 1396 году. Но по приезде занемог и попросил передать свое посмертное завещание пастве – твердо держаться христианской веры и преуспевать в ней, не поддаваться ересям и расколам. Преставился святитель весною. Горько его оплакивали зыряне и просили отправить тело апостола в Пермь. Но Русская Церковь решила оставить мощи святителя в Москве. Останки Стефана Пермского были положены в монастыре «Спаса за стеною» Московского кремля.

Канонизирован был Стефан Пермский на Макарьевском Соборе в 1549 году. Стефан успел обратить в христианство только Малую Пермь. Но только благодаря его неимоверным усилиям обращение Перми Великой стало возможным в скором будущем. Благоговейно почитается святой в Перми. В городе действует храм-часовня во имя святителя Стефана Великопермского и Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.

Молитва Стефану Великопермскому

О Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый Боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего аз, окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими Богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных, и злоковарных, и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Жизнь и биография Стефана Пермского

Житие Стефана Пермского — яркий пример служения Богу, несения Слова Господнего жителям Пермского края, ценой жизни и любви к людям.

О жизни святителя Стефана оставил самые достоверные и полные сведения Епифаний Премудрый, а еще сцены жизни святого изображены на его посохе, оставленного в дар потомкам.

Детство и юность Стефана Пермского

О благодати Божьей на приход в этот мир помазанника Господнего, подвязавшегося в подвиге апостольского служения, впервые было сказано устами юродивого более шести веков назад. Праведный Прокопий Устюжский, стоя на паперти храма, поклонился маленькой Марии, которой исполнилось только 3 года, и сказал, что она будет матерью архиепископа и учителя веры.

Статьи о других святых:

В начале XIV века город Устюг был торговым центром, здесь проживал Симеон, славившийся своим благочестием, и его жена Мария, та самая девочка, которой было пророчество о рождении святителя. Любящие родители воспитали прекрасного сына, который с малых лет тяготел к науке, познанию христианских канонов, с юношества служил чтецом при храме, в нем нес службу и Симеон.

Сын Симеона прекрасно знал Священное Писание и отличался от сверстников жизнью в добродетели.

С детства ему были привиты такие понятия, как:

Юноша никогда не был замечен в пустых забавах и играх, все свободное время он посвящал изучению Библии. Монастырская библиотека стала настоящим подарком для жаждущего знаний инока.

Его подвиги смирения, терпения, послушания, постоянное пребывание в постах и молитвах не остались незамеченными. Вскоре Стефан был рукоположен епископом Арсением в дьяконы, а через несколько лет епископ Герасим благословил его пресвитера того же монастыря.

Любовь к зырянам и изобретение азбуки

Новопоставленному иеромонаху не давала покоя мысль о том, что в Московском государстве, стране христианской, есть целые поселения, где главенствует идолопоклонство. Приезжавшие по делам зыряне из Пермского края часто беседовали со Стефаном, который интересовался их жизнью, обычаями и старался выучить язык пермяков.

Вскоре священник не только стал понимать язык зырян, но и мог изъясняться с ними. Так как коми в ту пору не имели своей письменности, монах решил помочь им. Изучив русский, пермский и греческий языки, по благодати, дарованной Богом, святитель стал служить зырянам.

Важно! Посланник Божий изобрел для них азбуку, в нее входило 24 буквы, как в греческом алфавите, благодаря которой стало возможным сделать перевод нескольких богословских книг для чтения народом коми.

По благословению Коломенского епископа Герасима иеромонах осенью 1379 года отправляется по реке Северная Двина, получив охранные грамоты, чтобы начать там проповедовать, останавливаясь в самых глухих селениях зырян.

Борьба с идолопоклонством

Жители окрестных местностей приходили к огромной березе и проводили ритуальное служение ей, принося в дар лучшие шкуры убитых животных. Трудно было стерпеть поклоннику Бога Живого такого святотатства, однажды он взял топор и стал рубить дерево, из которого вместо сока потекла смрадная жидкость, и послышались жалобные голоса, просящие не изгонять из веками насиженного места.

Не смог иеромонах за один день срубить березу, пошел почивать и молиться вечером в свою келью. Каково же было удивление святителя, когда береза стояла, как ни в чем не бывало, на своем месте, и второй день провел в уничтожении идола Стефан, всю ночь рубил, только на третьи сутки сумел повалить березу.

Ещё интересные статьи о православии:

Вскоре к поваленной березе собралось около тысячи разъяренных зырян, со стрелами и топорами, готовых отомстить за своего идола-бога. В окружении варваров Божий посланник взмолился к Господу, прося о защите и милости к не ведающему, что творит, народу. Господь не замедлил с ответом, в тот же миг все нападающие ослепли. Испуганные зыряне просили Стефана о снисхождении, обещая богатые дары и послушание.

Святитель приказал им вырубить рощу вокруг его кельи, что и было сделано слепыми идолопоклонниками на ощупь. Прозревшие местные жители сразу забыли о своих обещаниях, снова стали угрожать иеромонаху и снова ослепли. На этот раз несущий Слово Божье служитель приказал окопать гору вокруг его жилища, сделав насыпь и ров.

На заметку! Так, руками варваров было приготовлено место для строительства первой христианской обители на Пермской земле, посвященной Благовещенью Пречистой Богородицы.

Святой Стефан открывал местным жителям тайны Царства Небесного, ежедневно умножая число христиан. Пермяне часто приходили к нововозведенной церкви просто полюбоваться ее красотой, ибо ранее не видели ничего подобного. Жители края разделились на два лагеря, поклонников Христа и идолов.

Местный волхв Пама не мог стерпеть такого унижения своих богов, он вызвал святого служителя на состязание, предложив пройти испытание водой и огнем, и сам же испугался, когда Стефан предложил пройти из проруби в прорубь по дну реки 100 метров, а затем зайти в горящую избу. Отказавшегося от состязаний волхва изгнали из края, а с ним ушли и злые духи.

Видя любовь и терпение иеромонаха, его смиренную жизнь в стесненных условиях, доверчивые зыряне приняли его и доверились. Идолы уничтожались в лесах и селах, капища разрушались, церкви стали расти, как грибы.

Житие Стефана, епископа Пермского

Святитель отправился в Москву с прошением прислать епископа в этот край. Не нашли священники лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, которого зыряне встретили по возвращении из Москвы с умилением, как отца родного.

При храме Архангела Михаила был основан первый монастырь на пермской земле, добрые и открытые зыряне, принявшие христианство, страдали от волхвов, которые продолжали убивать поклонников Христа, и жгли их поместья.

По велению епископа Пермского зыряне принесли ко рву монастыря все свое имущество, затем все глубоко молились и совершили крестный ход вокруг своих владений, после чего набеги прекратились.

В 1390 году митрополит Киприан призвал Пермского святителя в Москву. Во время путешествия епископ не успел посетить Троицкий монастырь, в котором жил его друг Сергий Радонежский. Остановившись на дороге, он прочитал молитву и мысленного благословил духовного брата. Преподобный Сергий в тот момент сидел в трапезной, встал и пожелал мира в пути епископу, который был в этот момент по дороге в Москву.

Уезжая очередной раз в престольную, епископ Пермский, святитель Стефан знал, что больше не вернется сюда, мысленно попрощался с кафедральным собором и архангельским монастырем благословил служителей и насельников. Остающихся на земле Коми.

Скончался епископ Пермский в Москве 9 мая 1396 года и был похоронен в Кремлевской церкви Спаса на Бору. В 1933 году храм Спаса на Бору был снесен, а мощи святителя оказались утраченными.

Прошло шесть столетий, но Пермский край не забывает подвиг святого, который сродни подвига апостола Андрея Первозванного и Владимира Великого и сегодня православные взывают: «Отче, Стефан, моли Бога о нас!».

На заметку! 9 мая православный мир воздает почести преподобному Пермскому святителю Стефану, который всю свою жизнь положил на дело благовествования Слова Божьего.