Симеон Верхотурский: житие святого, день памяти, молитва

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва Симеону Верхотурскому о здравии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Современные люди, все чаще начали верить в чудеса. Наверное, именно поэтому они стали верить в святых и посещать не только церковь, но и регулярно молиться и просить о помощи. Хорошим примером тому служит молитва Симеону Верхотурскому. К иконе святого приходят просить об исцелении, о детях, просветлении рассудка.

Также у иконы святого молятся о гармонии в душе. Как утверждают церковные служители, в практике было очень много случаев, когда молитва к святому Симеону избавляла человека от бесов и нечистой силы. Но вопреки этому чаще всего у святого просят исцеления от слепоты и параличе. Так как именно помощь при этих недугах было началом чудотворных дел святого.

Житие святого

Святой Симеон жил в семье дворян в 16 столетии. Но, не смотря на то, что парень жил в достатке, в одно время он разочаровался в людских ценностях и принял решение оставить все свое богатство и имущество. Первое время он много путешествовал.

Во время путешествий он ввел рассказы о христианской вере, духовных ценностях, старался направлять людей на истинный пусть. Первое его путешествие было на Северных землях, после чего он поселился в тайге и занимался ловлей рыбы. В свободное время Симеон постоянно проводил в молитве.

Преподобный умер в возрасте 35 лет и был захоронен в храме Архстпратига Михаила.

Спустя 50 лет на месте его захоронения произошло необычайное чудо. Из могилы Симеона явился гроб, в котором были нетленные человеческие остатки. К тому времени об преподобном уже все забыли. Причиной такого явления стал источник, который появился под местом захоронения.

Прошло не так много времени после этого события как люди начали замечать, что мощи святого приносят людям исцеление. С тех пор много людей начало молится Божьему Угоднику.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

Мощи Верхотурского принесли многим людям исцеления. Искреннее прошение перед ликом святого помогает верующим избавится от таких недугов как:

  • Бесплодие,
  • Болезни ног,
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата,
  • Эпилепсия,
  • Паралич,
  • Нарушение работы центральной нервной системы,
  • Слепота.

Также у святого просят об исцелении от мужского бессилия и много чего другого.

Молитва Симеону Верхотурскому о исцелении

Перед тем как начать читать молитву к святому нужно знать, что лучший эффект будет, если вы ее будете читать перед его образом. При этом образ Угодника ни в коем случае не должен служить идолом, он должен быть средством, которое может, поможет правильно передать и выразить свою любовь к Всевышнему.

А вот и сама молитва Симеону Верхотурскому:

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Да хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео молитву к святому Симеону:

Молитвы Симеону Верхотурскому

Самая распространенная просьба людей, это о здоровье для себя и своих близких. Потому что, даже имея богатство, или достаток, но не имея здоровья, всякие блага теряют смысл. Многие верующие утверждают о целительной силе небесных защитников и молитве к ним при болезнях ног, проблем со зрением и других недугов. Одним из таких святых является Симеон Верхотурский.

Кто такой Симеон Верхотурский?

  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 25 мая – Второе обре́тение мощей
  • 23 июня – Собор Сибирских святых
  • 25 сентября – Перенесение мощей
  • 31 декабря – Прославление

Симеон был дворянского сословия и родился в богатой семье в 16 веке. С раннего детства он воспитывался в любви к Богу и стремился к духовной жизни. Презрев материальные блага, он еще отроком начал странствовать по уральским землям, проповедуя веру в Иисуса Христа. В далеких деревнях, люди внимали его проповедям и многие, благодаря его примеру подвижничества, приняли христианскую веру.

Умер Симеон в раннем возрасте, когда ему было 35 лет и про него уже почти забыли, но на месте его погребения забил святой источник, у которого люди стали получать исцеление. Тогда святые мощи были перенесены. Им стали поклоняться и молиться Симеону Верхотурскому. На Урале святой Симеон считается самым почитаемым небесным защитником этих мест. Ему молятся об исцелении, о просветлении ума и души, о помощи и защите.

Молитва Симеону Верхотурскому об исцелении

Обращение в молитве к Симеону Верхотурскому об исцелении позволяет избавляться от многих заболеваний. К святому Симеону обращаются для изгнания бесов и лечения душевных недугов. Но наибольшей популярностью пользуются молитвы к святому Симеону Верхотурскому для исцеления:

  • заболеваний глаз;
  • болезни ног;
  • паралича и эпилепсии;
  • бесплодия;
  • мужского бессилия и других тяжелых недугов.

Молиться святому рекомендуется перед его иконой или в церкви.

О, святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй по данной ти благодати от Господа молитися о нас. Милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Симеону Верхотурскому об исцелении болезни ног

Большой известностью пользуются молитвы к праведному Симеону Верхотурскому об исцелении опорно-двигательного аппарата, и особенно заболеваний ног. Многие верующие и их близкие, через молитвы к небесному врачевателю и веру в него, применяя святую воду, взятую из его чудодейственного источника, обретали долгожданное здоровье. Можно обращаться к святому и своими словами, но главное, чтобы мольба о помощи была искренней и чистосердечной.

О, святый и праведный Симеоне, милостивно призри на нас, многогрешных раб Божиих (имена), и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки Аминь.

Житие святого Симеона Верхотурского

Множество удивительных примеров стойкости в вере и истинного исповедничества знает христианство. И огромный сонм православных святых — лучшее тому доказательство. Изучая жизненный путь того или иного подвижника, не остается сомнений в том, что Божий Промысел существует и ведет человека в течение всей его жизни. Так, одним из удивительных Божьих угодников, к которому за помощью прибегает множество христиан, является святой праведный Симеон Верхотурский.

Жизнеописание святого Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский — очень почитаемый в России святой. Он считается покровителем Урала, поэтому особо чтим именно на уральской земле. В дни совершения его памяти туда съезжаются тысячи паломников.

К сожалению, достоверных сведений о земной жизни подвижника осталось совсем немного. О его происхождении известно то, что его предки были дворяне, а сам Симеон родился в XVII веке. Его семья отличалась особым благочестием и христианской жизнью, что не могло не отразиться на воспитании особого ребенка.

Когда родителей Симеона не стало, он отправился жить и странствовать на уральскую землю. Жил он в городе Верхотурск, а затем в селе Меркушино, которое располагалось неподалеку. Поэтому наряду с Симеоном Верхотурским этого подвижника иногда называют Симеон Меркушинский. Именно в деревне угодник Божий провел практически всю свою оставшуюся жизнь.

Стараясь жить максимально скромно, подвижник скрывал ото всех свое знатное происхождение. Кормился рыбным промыслом и скудными плодами, которые давала уральская земле. Также зимой он занимался пошивом шуб для местного населения.

Интересно. В его жизнеописании указан занимательный факт: для того, чтобы потренироваться в нестяжании и избежать человеческой похвалы, Симеон часто оставлял свою работу немного недошитой, после чего отдавал ее хозяину, не взимая платы за нее. Такое отношение к заработку и оценке своего труда действительно говорит о глубокой духовной жизни и аскетизме.

Конечно же, открыв для себя свет христовой веры, праведник не мог не нести его людям. В те времена на Урале были поселения коренного населения — вогулов, верования которых были далеки от христианства. Просвещением этого народа и занимался святой, и его стараниями и молитвами много людей примкнуло к христианству.

Еще при жизни Симеон заслужил славу праведного и благочестивого человека. Много упражняясь в молитве, он проводил долгие коленопреклоненные часы на голом камне прямо посреди суровой тайги. У реки, где он ловил рыбу для своего пропитания, также имелось уединенное место для его молитвы.

Краткие сведения о его земной жизни были собраны воедино митрополитом Игнатием (Тобольским и Сибирским) уже после кончины святого и обретения его честных мощей. Отошел ко Господу святой праведный Симеон Верхотурский в 1642 году все в той же деревне Меркушино, где он и жил. Память подвижника празднуется трижды в год — 31 декабря, 25 сентября и 25 мая по новому стилю.

Обретение мощей святого праведного Симеона Верхотурского

Несмотря на праведную жизнь и почитание при жизни, после кончины старца о нем быстро забыли. Его могила около деревенского храма стала заброшенной, и вскоре никто уже не мог вспомнить, кто именно там похоронен.

Читайте также:  Житие святого праведного Симеона Богоприимца

Но Господь не позволил так просто исчезнуть памяти о своем подвижнике и верном последователе. Через 50 лет после погребения, чудесным образом были обретены честные и нетленные мощи святого.

Произошло это так. В 1692 году местные жители обнаружили, что старое храмовое захоронение вдруг поднялось из земли, и сквозь гроб проступили останки умершего, которые не поддались тлению за все прошедшие годы. Расценив это как знак святости захороненного, жители попытались восстановить личность умершего, однако никто не мог вспомнить, кто же был захоронен на этом месте.

Когда о произошедшем узнал митрополит Игнатий, он создал специальную комиссию для исследования. К тому моменту уже были зарегистрированы неоднократные случаи чудес и исцелений, произошедших от обретенных мощей. Так, местные жители заметили, что если приложить землю с могилы к больному месту, то боль отступает. Также были замечены факты исцеления от кожных заболеваний с помощью этой земли.

В числе прочих, митрополитом в Меркушино был направлен монах Никифор, который весь путь пребывал в сосредоточенной и сердечной молитве. В какой-то момент он впал в некое подобие сна, в котором увидел человека в светлых и сияющих одеждах. Монах спросил, кто он такой, и человек ответил, что он Симеон Меркушинский. Позже было достоверно определено, чье захоронение открылось, и монах свидетельствовал о своем видении.

Приехал в Меркушино и самолично митрополит Игнатий. Выслушав донесения местных жителей, которые уже массово начали почитание неизвестного святого, архиерей вначале отнесся ко всем чудесам довольно скептически. Однако позже, увидев действительно нетленные останки тела, еще раз изучив все свидетельства о чудесной помощи и узнав о видении монаха, митрополит изменил свое мнение.

По указанию митрополита мощи были перенесены со всеми почестями в храм. Также стали собираться данные о земной жизни подвижника, на основании которых и было составлено житие Симеона Верхотурского, а также акафист ему.

Почитание мощей Симеона Верхотурского

В самом начале XVIII века мощи святого из села Меркушино были перенесены в Верхотурье, и с разрешения церковного священноначалия были помещены в монастырской церкви Николаевского монастыря. В скором времени в монастыре случился сильный пожар, который дотла уничтожил церковь. Однако рака со святыми мощами чудесным образом не пострадала и осталась нетронутой огнем.

В честь этого чудесного события в востановленном храме был сделан отдельный придел в честь святого Симеона Верхотурского, где и расположили его мощи.

В самом селе Меркушино также почиталось место первого обретения святых останков. На месте, где изначально находилась могила, забил источник. Вода из него обладала целительной силой. Тогда же рядом была возведена деревянная часовня, которую со временем перестроили в более надежную, каменную.

Еще о святых источниках:

Все это время не прекращались явные чудеса и исцеления, дарованные верующим по молитвам подвижника. Множество людей, которые с горячей верой припадали к святым мощам и искренне просили что-либо, что не несло вреда душе человеческой, получали просимое.

Судьба святых мощей в период советских гонений и доныне

С приходом к власти большевиков в 1917 году начался этап гонений на православную церковь и репрессий. Не обошла эта беда стороной и Николаевский монастырь, где покоились мощи святого Симеона Верхотурского.

Для того чтобы доказать ненаучность религии и естественные причины любых чудес, было принято решение о вскрытии нетленных мощей Чрезвычайной следственной комиссией. Данный факт вызвал бурю негодования среди верующих, считавших подобные действия кощунственными. И только лишь дипломатическая позиция наместника монастыря архимандрита Ксенофонта смогла сдержать поднимавшийся было религиозный бунт. В итоге следственная комиссия ограничилась формальным осмотром мощей, с которых сняли только лишь верхние покровы.

После отступления Белой гвардии с Урала было принято решение об эвакуации братии монастыря. Не имея возможности увезти все монастырские святыни, в том числе и драгоценную раку с мощами Симеона Верхотурского, они были спрятаны в скитах на территории монастыря. Позже, когда в 1920 году братия вернется в уже советский город, она найдет раку в целости и сохранности, абсолютно нетронутой.

Но на этом преследования монастыря не закончились. В день празднования памяти Симеона Верхотурского в 1920 году, сразу после того, как братия вернулась и обосновалась в своем монастыре, специальная комиссия приняла решение о повторном вскрытии мощей. На этот раз святыню пришлось извлечь и положить на стол. И снова только лишь увещеваниями наместника Ксенофонта удалось сдержать волну народного гнева. Через несколько часов мощи разрешили вернуть на их законное место.

Однако уже в 1929 году было принято новое решение о передачи нетленных останков в музей для создания антирелигиозной экспозиции. Однако успеха экспозиция не имела, директора музея обвинили в недостаточной антирелигиозности, а мощи были переданы в музей Ипатьевского дома.

Так, великая православная святыня, нетленные мощи христианского подвижника, несколько десятилетий кочевали по запасникам различных краеведческих музеев Урала. И только лишь в 1989 году они были наконец возвращены Русской Православной церкви и стали вновь доступны для поклонения верующим. А в 1992 году со всеми почестями рака была перемещена в заново отреставрированный Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря в Верхотурье, где находится и по сей день.

О мощах других православных подвижников:

Так, пройдя непростой путь забытья и попыток искоренить православную веру, великая святыня вернулась на свое законное место в лоно православной церкви. Множество паломников по сей день благоговейно чтят любимого святого уральской земли, сердечно молятся ему и получают в его лице духовную поддержку и великого молитвенного заступника перед Господом.

Святой праведный Симеоне Верхотурский, моли Бога о нас!

Святой праведный Симеон Верхотурский

Дни памяти св. Симеона Верхотурского: 31 (18) декабря — день прославления, 25 (12) сентября — первое перенесение мощей, 25 (12) мая — второе перенесение мощей, 11 февраля (29 января) — Собор Екатеринбургских святых, 23 (10) июня — Собор Сибирских святых.

Житие св. праведного Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» — явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», — и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: « Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной ».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!

Кондак на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского

Наста днесь всечестная память новаго целебника праведнаго Симеона,/ созывает же людие в пречестный храм святаго Божия архиереа Николаа,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множества,/ весело празднуют пренесение честных и многоцелебных мощей твоих праздник./ Ты бо явился еси граду нашему, и всей Сибири врачевство безмездное,/ подавая исцеление с верою приходящим к тебе, Симеоне всеблаженне!/ Но яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу,/ Того моли спасти град и люди, молящияся тебе,/ паче же ходатай буди ко Господу во дни нашествия печали рабом твоим,/ да зовем ти: радуйся, Сибирстей стране похвале и утверждение граду нашему.

Святый праведный Симеоне, моли Бога о нас!

Читайте также:  Иоанн Воин: житие святого, день памяти, молитва

Симеон Верхотурский Чудотворец – покровитель Уральской земли

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В Сибири и на Урале до сих пор есть глухие места, где время словно остановилось. Там непроходимые болота, глухие леса, там скрываются от людских взоров подвижники благочестия. В начале 17 века один такой скромный и благочестивый человек жил в 50 верстах от Верхотурья. Родом он был не из этих мест, а из центральной России. Звали его Симеон.

Содержание страницы

Житие

Дворянин по происхождению, он отрекся от мирской суетной жизни и пришел в глухую местность в районе села Меркушино. Окрестная природа, дикие места привлекали отшельника своей первозданной красотой. Он часто уединялся где-нибудь на берегу реки Туры, проводя время в молитвах и ловле рыбы.

Симеон Верхотурский
Школа или худ. центр: Невьянск
Вторая четверть XIX в.
Дерево, шпонки торцовые (нижние и боковые поля спилены). Паволока, левкас, темпера, золочение.
27.3 × 21.5 × 2.8 см
Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Пузанков Ю. А.

И сейчас известен камень, на котором сидел праведный Симеон, неподалеку стоит Крест с памятной надписью. Кроме рыбалки святой зарабатывал себе пропитание шитьем зимой шуб для селян. В те времена, было принято так, что портные жили в домах, которые они обшивали. Хозяева кормили труженика, пока он работал. Но обычный портной мог заработать за сезон достаточно денег, чтобы позаботиться о себе.

Полезные материалы

Смиренный же праведник зная, что ему предстоит получение оплаты за труд, тайно уходил из дома, бросая работу чуть не доделанной. За это его обычно ругали, а где-то и били. Но вскоре селяне поняли, что он это делает, чтобы не брать денег за работу.

Подвижник с радостью переносил неудобства и лишения страннической жизни. Его доброе слово, растворенное любовью к Богу, укрепляло людей в вере Христовой. Но еще более святой проповедовал своим примером целомудрия, воздержания, чистоты душевной и телесной. Он часто посещал храм во имя Архистратига Михаила в селе Меркушино. И был погребен неподалеку от этого храма около 1642 года. Из-за крайнего воздержания и скудной жизни подвижник умер, не дожив до старости.

Симеон Верхотурский в молении
Школа или худ. центр: Екатеринбург
1830-е годы
Дерево (доска паркетирована). Левкас, темпера.
35.8 × 19.3 × 2.3 см
Свердловский областной краеведческий музей,
Екатеринбург, Россия
Инв. И-414

Явление мощей

Его смиренная, одинокая жизнь была неприметной и потому известно мало подробностей о его подвижнической жизни. И память о нем исчезла бы совсем, если бы не сам Господь чудом не напомнил людям о праведнике, достойном глубокого уважения.

Но к тому времени уже все забыли имя похороненного в этом гробу праведника. Набожные люди возносили благодарение Богу за явленное чудо нетления мощей и начали распространять молву о гробе, вышедшем из могилы.

Симеон Верхотурский
В окладе
1839 г. (оклад — 1847 г., Пермь, мастер «И. Р.»
Дерево. Левкас, масло. Серебро, чеканка, золочение.
На бортике оклада клейма: герб Перми,
«84» (проба серебра), «И. Р.» (мастер-изготовитель),
«И. Т./1847» (пробирный мастер Иван Титов?).
22.6 × 18 × 2.6 см
Музей «Невьянская икона», Екатеринбург, Россия

Между тем начали происходить исцеления. Воевода Антоний Савелов проезжал через Верхотурье к новому месту службы. Он взял с собой любимого прислужника Григория, который к тому времени уже целый год был разбит параличом. Там они услышали о чудесных мощах, явившихся недавно в селе Меркушино. Расслабленный попросил, чтобы его отвезли туда, помолился, потом взял землю, обтерся ей и сразу почуял, как в его члены возвращается сила. Выздоровевший больной прославил Господа и отправился обратно, прихватив с собой немного земли с чудесной могилы.

Вскоре Григорий встретился со своим другом, служившим другому воеводе, Ильей Головачевым, страдавшим сильной болезнью глаз. Тот находился в тяжелом унынии, боясь совершенно потерять зрение. Тогда Григорий рассказал другу о своем чудесном выздоровлении и предложил помолиться неизвестному подвижнику.

Илья с верой в силу праведника взял у Григория немного земли, положил ее под повязку к глазам и в следующую ночь проснулся от того, что из них текла кровь. Утром он обнаружил, что стал здоровыми и в великой радости поехал в Меркушино, чтобы поклониться чудесным мощам.

Между тем у воеводы Нарышкина тоже болела глазами дочь. Услышав о исцелении своего слуги он отправился с ней к могиле и заказал панихиду. После молитвы дочь приложила к глазам землю с гроба и сразу получила исцеление.

Скоро о явившихся мощах и чудесах узнали в Тобольске. Объезжая Сибирскую епархию по поручению архиерея, приехал в Верхотурье помощник митрополита. Это происходило в 1693 году. Помощнику рассказали о необычных чудесах и свозили на тот погост, где нашли гроб, вышедший из земли. Вернувшись домой, священник обо всем доложил своему владыке.

В следующем году произошли новые чудеса от мощей. Вначале исцелился житель Верхотурья Иоанна Григорьев от расслабления, затем выздоровела его дочь от болезни, покрывшей язвами все лицо. После произошло еще одно чудо. Всадник объезжал коня и упал, раздробив при этом ногу так, что не мог подняться. Больного привезли к могиле праведника. Там он попросил отслужить вначале молебен покровителю Храма рядом с которым находилась могила, а затем панихиду святому, имя которого все еще не было известно. После этого опухоль на ноге спала, боль прошла и человек стал здоров, как будто никогда не болел.

Симеон Верхотурский в житииШкола или худ. центр:
Верхотурский уезд
Середина — вторая половина XIX в.
Дерево, шпонки торцовые.
Паволока, левкас, темпера, имитационное золочение.
17.5 × 14.7 × 2.3 см
Частное собрание, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1997 — Бызов О. И.

Открытие

18 декабря 1694 года в Верхотурье нужно было освятить храм. Для этой цели туда направился митрополит Тобольский Игнатий. С ним были несколько священников и монахов. Они задержались в другом селе, в семи верстах от Меркушино. Владыка, зная об этой истории, не захотел сам осмотреть мощи, а послал туда Исаака, Далматовского игумена, и других представителей духовенства. Они прибыли на место и сняли крышку гроба, чтобы составить акт об освидетельствовании нетленных мощей. Они увидели сохранившееся тело праведника. Истлела только некоторая его часть.

На другой день прибыл в село митрополит. Он посетил храм Архистратига Михаила и выслушал доклад игумена Исаака о вскрытии мощей. Владыка пришел в недоумение, услышав рассказ священников. В тот же день у него начал болеть левый глаз. Вначале митрополит подумал, что это произошло от простуды, но потом ему пришла мысль, что эта болезнь послана за то, что не он сам проводил освидетельствование.

Тогда преосвященный после Литургии вместе с духовенством отправился к могиле и, открыв гроб, увидел все сам и сказал такие слова:

Даже сам гроб был целым, хотя прошло со дня захоронения больше пятидесяти лет. После панихиды он снова был частично присыпан землей. А над тем местом к тому времени уже стоял небольшой сруб — часовня. Так произошло первое освидетельствование святых мощей праведника. Но все еще не было известно его имя.

Преосвященный обратился к народу и спросил, не знает ли кто-нибудь похороненного здесь человека. Из толпы вышел старец по имени Афанасий и рассказал о жизни праведника, о его происхождении, но имени назвать он не смог. Тогда архиерей наказал всем, чтобы молились Богу, и сказал, что он сам тоже будет молиться, и Господь поможет узнать имя своего раба.

Отъехав немного, митрополит Игнатий размышлял о том, что если Господь явил мощи праведника, то откроет и его имя. Задремав с этими мыслями, владыка дважды услышал голос: «Симеон имя его!» А потом и в третий раз то же. Исполнившись радости, митрополит проснулся и понял, что это было откровение свыше. Такое же откровение было явлено иеродиакону Василиду. Во сне он так же услышал голос, что имя усопшего — Симеон.

Закончив дела в Верхотурье 27 декабря 1694 года, митрополит снова заехал в Меркушино. Священник Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до прибытия владыки, ему приснился сон. Будто ему приказали служить литию у гроба, а он стоит и не знает, каким именем называть умершего. И, вдруг, ему слышится голос: «Поминай его Симеоном».

На другой день митрополит Игнатий еще раз осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это праведный Симеон.. Вскоре записали историю явления святыни, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах от святых мощей, который с того времени стало еще больше.
Мощи переносят в Верхотурье.

В 1704 году народ решил, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище. Для осуществления задуманного, вначале нужно было испросить благословение архиерея. К тому времени Тобольскую кафедру был назначен митрополит Филофей. Он дал согласие на перенос мощей в Верхотурье. Тогда священные останки благоговейно переложили в новую раку, и 12 сентября задуманное благочестивое дело благополучно завершилось. С тех пор праведного Симеона стали называть Верхотурским.

В 1798 году для мощей была изготовлена медная рака, в 1848 – серебряная, с позолотой стоимостью 14573 рубля.

В 1914 году по случаю открытия Крестовоздвиженского собора и перенесения туда главной святыни края, стараниями Государя Николая была изготовлена и привезена новая сень для мощей, которую поставили над серебряной ракой. На ней было выгравировано много украшений, икон и вся она была покрыта золотом. Два века великий праведник спокойно почивал в Верхотурье в своих мощах, пока не приблизились тяжелые испытания.

Николай Чудотворец и Симеон Верхотурский
Последняя четверть XIX в.
Дерево, пазы от врезных сквозных утраченных шпонок. Грунтовка, масло.
35.8 × 30.3 × 2.1 см
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
Инв. И-423
Реставрация: 1997 — Гордиенко Т. А

Изъятие

С приходом к власти большевиков нарушилась спокойная жизнь святой обители. В 1920 году безбожники решили испортить верующим великий праздник. Была образована комиссия из представителей власти, которая должна была 25 сентября вынуть мощи из ковчега с целью надругаться над святыней. Это знали священнослужители и старались как можно дольше затянуть богослужение.

Храм и соборная площадь были переполнены богомольцами. После литургии начали медленно читать акафист. Люди начали рыдать, чувствуя недоброе. Уже два часа комиссия ждала окончания службы и, наконец, не выдержала.

Читайте также:  Василий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Председатель комиссии приказал прервать службу, но получил отказ. Тогда красноармейцы с силой протиснулись через богомольцев, растолкали монахов, окружавших раку с мощами. Затем военные с большим трудом вынесли мощи на паперть.

Архимандрит Ксенофонт, сняв пелену с мощей, отказался дальше производить вскрытие. Тогда безбожники сами начали осквернять святыню, доставая руками части тела праведника и складывая их на стол. Толпа народа стояла в оцепенении от невиданного кощунства. Когда гробницу опустошили, ее перевернули, вытряхнув оттуда пух, на котором почивали мощи праведника.

Плачущие богомольцы старались схватить пушинки, чтобы спрятать их за пазухой. Комиссия, закончив кощунство, разрешила монахам сложить останки обратно в гробницу. На другой день был арестован архимандрит Ксенофонт и многие другие монахи.

В 1926 году Крестовоздвиженский собор был закрыт, мощи забрали в краеведческий музей г. Нижний Тагил. Когда набожные люди начал идти в музей как в паломничество, власти перевезли мощи в Свердловск в 1935 г., где они были помещены в качестве экспоната в музей атеизма в доме Ипатьева, а в 1946 году останки забрали из музея и они считались утерянными.

Возвращение святыни

В год празднования Тысячелетия Крещения Руси некоторые святыни были возвращены православным. Мощи Верхотурского молитвенника были обнаружены в кладовых полуразрушенного собора Александра Невского. Даже после смерти смиренному рабу Христову опять пришлось терпеть лишения и скорби, как когда-то в земной жизни. В течение 63 лет останки праведника находились в поругании от безбожников.

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

25 сентября-Праведный Симеон Верхотурский (Меркушинский)

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года по благословению митрополита Тобольского Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря).

Полное житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

Праведный Симеон, сын благородных родителей, родился вне пределов Сибири в начале XVII века. Дворянин по происхождению, он презрел все мирские почести, удалился из России за Урал в Сибирь и прибыл в Верхотурскую область. Но святой не поселился в самом городе Верхотурье, ибо он избегал мирской суеты, а город Верхотурье был известен тогда как торговое место, где трудно было вести тихую жизнь, как того желал св. Симеон. Посему он остановился в селе Меркушине, которое отстояло от Верхотурья верст на пятьдесят. Самая природа того места располагала святого мужа к богомыслию и отшельническим трудам. Величественные кедры, громадные ели, густые леса, местами прекрасные долины, вздымавшиеся скалистые утесы привлекали к себе подвижника. Он не жил постоянно в селе Меркушине, но часто оставлял его, странником ходил по окрестным селам и деревням или уединялся где-либо на берегах реки Туры, предаваясь различным подвигам и в молитве беседуя с Создателем. Твердой своей верой в Бога он подавал всем пример благочестивой жизни. Он не хотел, чтобы руки его оставались праздными, но сам снискивал себе пропитание. Забыв о своем благородном происхождении на земле, он восхотел сделаться причастником Царства Христова и гражданином горнего Иерусалима. О трудолюбии праведного Симеона осталась неизгладимая память в потомстве. Он занимался шитьем шуб с нашивками и таким образом доставал пропитание себе и помогал другим. По временам праведный Симеон удалялся в уединенное место на берегу реки Туры, в десяти верстах от Меркушина, и здесь занимался уженьем рыбы. И доселе указывают это место на правом берегу. Симеон садился здесь под раскидистой елью на камне, который существует еще до сих пор. Так занятиями святого было: в зимнее время – шитье шуб, в летнее – ловля рыбы.

Богатый смирением, праведный Симеон отличался полной нестяжательностью. Занимаясь шитьем шуб, он обходил окрестные селения и работал в домах разных крестьян. Нередко при сем приходилось блаженному испытывать разные неудобства и лишения, но он все переносил, славя и благодаря Господа. Часто, даже когда работа в доме какого-либо поселянина была не совсем окончена, Симеон тайно уходил из дома. За это его осуждали, но святой по своему обычаю терпеливо переносил все нарекания. Тогда поняли, что святой муж поступает так для того, чтобы уклониться от платы за свой труд.

Святой Симеон неуклонно посещал храм во имя Архистратига Божия Михаила, бывший в селе Меркушине. Ко всем относился он приветливо, старался всем служить, всем помогать. Св. Симеон был крайне воздержан, любил уединение, отличался чистотой не только телесной, но и душевной, ко всем питал любовь нелицемерную.

Так подвизался праведный Симеон и, еще не дожив до старости, с верою отошел к Господу, Которому как истинный и верный раб служил все дни свой жизни. Его блаженная кончина последовала около 1642 г. Честное тело его было погребено в Меркушине недалеко от церкви во имя святого Михаила, Архистратига Сил Небесных.

Не много известий о подвижнической жизни сего праведного мужа дошло до нас, но яснее всяких известий говорят о благочестивой жизни св. Симеона исцеления, которые обильной струей истекают от мощей сего великого угодника Божия уже более трех столетий. Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы сего суетного мира. Посему память о нем уже начинала исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное забыл ради Него.

В 1692 г. заметили, что гроб праведного Симеона стал подниматься из земли. Все были поражены таким явлением, но еще более возросло изумление, когда сквозь расщелившиеся доски гробовой крышки увидели нетленные останки. А между тем уже не было человека, который мог бы припомнить имя праведника, гроб коего так чудесно стал являться. Все жители удивлялись такому необычайному явлению и благодарили Господа, являющего верных рабов Своих. Вскоре благоговейное почитание новоявленных мощей еще более усилилось, когда от них стали совершаться чудотворения.

В то самое время один воевода – Антоний Савелов – должен был ехать в Нерчинск. Слуга этого воеводы Григорий еще за год до того впал в тяжелый недуг: все тело его расслабело, так что он не мог ни ходить, ни делать что-либо своими руками. Не желая оставлять своего слуги, воевода взял его с собою на место новой службы. Но в дороге Григорию сделалось еще хуже. Путь их лежал через Верхотурье. Прибыв туда, Григорий узнал от местных жителей о мощах новоявленного праведника и о том, что при гробе его подаются исцеления. Слыша сии рассказы, Григорий стал размышлять: «Быть может, Господь и мне подаст исцеление по молитвам Своего новоявленного угодника». Посему он просил своего господина, чтобы тот позволил ему съездить в Меркушино. Савелов позволил ему это. И вот, прибыв в Меркушино, Григорий над могилой праведного попросил сначала отслужить молебен святому Архистратигу Михаилу, а потом отпеть панихиду при гробе новоявленного святого. Усердно молился Григорий о том, чтобы Господь даровал ему исцеление по молитвам Своего угодника. После сего он взял земли с гроба, обтер ею члены своего тела и тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. В радости он стал прославлять Господа и рассказывал окружающим о чудесной помощи свыше.

Среди слышавших об исцелении Григория был слуга воеводы сибирского Андрея Нарышкина Илия Головачев. Он сильно страдал глазами: на них образовалась злокачественная опухоль, и от великой боли Илия даже не мог глядеть. Страшась совершенно потерять свое зрение, он обратился к Господу с усердной молитвой об исцелении. В таком положении его нашел Григорий, сам недавно получивший исцеление от своего недуга по молитвам св. Симеона. Григорий стал утешать Илию: «Не предавайся печали и отчаянию; вспомни, как милосерд Господь. Дивны Его благодеяния роду человеческому. И на мне, грешном, Он недавно проявил Свою милость…

Ссылка на основную публикацию