Серафим Вырицкий: житие святого, день памяти, молитва

Автор: | 30.06.2022

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Преподобный Серафим Вырицкий: житие, мощи, молитва

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобный Серафим Вырицкий имел особое место среди затворников благочестия, живших в недалеком от нашего времени. В годы, когда происходили самые жестокие гонения на церковь этот святой решил избрать себе монашеский путь и своим житием он олицетворил Господний завет любви. За что Всевышний даровал своему избраннику настоящую божественную мудрость, с которой Святец еще при жизни многих православных наставлял на путь истинный и продолжает спасать души верующих и по сей день.

Житие Серафима Вырицкого

Святой Серафим Верицкий (мирское имя Муравьев Василий Николаевич) родился в прошлом столетии в 1866 г. в семье богоугодных крестьян тогдашней Ярославской губернии. В десятилетнем возрасте у Василия скончался отец и он был вынужден отправиться на заработки в Петербург, где спустя некоторое время он смог получить в купеческом магазинчике место помощника.

Однако душой Василий стремился к совершенно иному услужению. Возжелая отправиться в монастырь, он обратился за помощью к проникновенному старцу в Александро-Невской Лавре, который дал свое благословение отрока до времени оставаться еще в миру и образовать правоверную семью, а также не забывать совершать благие деяния.

Исполняя послушание данное старцем, Василий вступил в законный брак с более чем 40 лет он занимался торговой деятельностью при этом сотворяя великодушную милостыню, оказывая всякую помощь монастырям, богадельням, церквям и не только.

После завершения революции в 1917 г. Святой Серафим Вырицкий с согласия своей супруги вступил в состав духовенства Александро-Невской Лавры и уже спустя 6 лет за свое высокое подвижническое житие его назначили на должность духовника монастыря и удостоили Великой схимы с именем Серафим.

В 1933 г. в виду своего недуга Святого перевели в п. Вырица, где он нес подвиг окормления православных верующих в нелегкий период Великой Отечественной войны и советского богоборчества. В 1949 г. 21 марта Преподобный отошел в мир иной.

В 2000 г. духовник был причтен к лику Святых Православной Христианской Церкви. В этом же году после совершения канонизации в месте где были захоронены мощи Серафима Вырицкого (неподалеку от собора Казанской иконы Богоматери в Вырицах) была возведена часовня дабы каждый желающий смог обратиться к Святому.

Предсказания Святого

Были изречены Преподобным известные предсказания, которые были записаны очевидцами. Вот некоторые из них:

  • Настанет день, когда отравят людей от Всевышнего отнюдь не гонения, а именно прелести и деньги сего мира, и падет куда больше человеческих душ, нежели в период открытого богоборчества. И будут с одной стороны золотить купола и воздвигать кресты, а вот с другой будет воздвигаться обитель зла и лжи и страшно будет дожить до таких времен.
  • В то время, когда Восток будет набирать силу все будет нестабильно, ведь численность на их стороне, однако не только, у них трудятся работящие люди, а у нас лишь пьянство…
  • Самим Всевышним была определена судьба народу как наказание за все греходеяния свершенные им, и до тех пор, пока Сам Вседержитель не пошлет благодать помилования державы, будет бессмысленно вставать против Его священной воли. И надолго беспросветная ночь покроет русскую землю и много горестей и страданий ожидает впереди Поэтому Всевышний и поучает верующих: вашим терпением спасете души вы свои.

Икона Серафима Вырицкого и день почитания

Следует отметить, что этот чудотворный образ является копией лика-благословения собора «Казанской» Богоматери в п. Вырица. На священном изображение Преподобный представлен в схимническом облачении, при этом сжимая в левой руке свиток, что является символом учения. Правая же ладонь обращена в сторону произносящих молебень, что в свою очередь являет собой знамение открытости и простоты Божьего угодника.

День памяти Святого проводится 3 апреля по новому стилю (21 марта по-старому), то есть день, когда Преподобный преставился Всевышнему и ежегодно в этот день в Вырицком Казанском соборе проводится Литургия, где проводят песнопения и возносят молебни.

Сама же молитва Серафима Вырицкого выглядит следующим образом:

«О, богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко живаго суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами.

Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погибельных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех.

Что убо чаем, и на что надеемся неключимии, разоривше храмины душ наших; Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати.

Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниих, да сподобимся молитвами твоими наследниками быти Царствия Небеснаго, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Святом Серавфиме Вырицком:

Молитва Серафиму Вырицкому

В 1866 году 31 марта, родился Муравьев Василий Николаевич, которого сейчас мы знаем как Серафима Вырицкого. С самого детства мальчик проявлял недюжинный ум и набожность. В малом возрасте Василий решил, что обязательно станет монахом, но путь к мечте был длинный и трудный.

История жизни Серафима Вырицкого

Мальчик всегда отличался примерным поведением и тягой к знаниям. Он рано выучился грамоте, выбрав для первого прочтения Псалтирь и Святое Евангелие. К сожалению, Василию рано пришлось повзрослеть. Когда ему исполнилось 10 лет, глава семьи скончался, поэтому мальчик решил отправиться на заработки в Санкт-Петербург, чтобы помочь семье. Вера и упорство помогли молодому человеку, а сейчас молитва Серафиму Вырицкому на удачу помогает и другим просящим.

Упорство, трудолюбие и честность помогли Василию уже в 17 лет занять должность старшего приказчика, а в 26 лет руководить собственным делом. Верующие обращаются с молитвой к Серафиму Вырицкому о работе для помощи в делах, продвижения по службе, молят о даровании сил для дела и веры в успех.

Многие годы Василий Николаевич занимался предпринимательской деятельностью, успешно торговал пушниной по России и за рубежом. О помощи в торговле, в проведении финансовых сделок и заключении договоров тоже молятся преподобному Серафиму Вырицкому.

После революции начались трудные времена, Василий лишился своего дела и отправился в монастырь. Там он занимался казной, непрестанно молился и ведал делами. Но здоровье стало подводить его уже в 1920-х годах. Вместе с семьей он переехал в Вырицу, где были лучшие для него условия. Но и там, получивший новое имя – Серафим, мужчина не берег себя, постоянно принимая прихожан. Всю войну преподобный молился о победе на камне, как делал это Серафим Саровский. Несмотря на тяжелое состояние, Серафим Вырицкий прожил немало лет, он занял свое место на Небесах 3 апреля 1949 года.

Читают молитву Серафиму Вырицкому о здоровье, когда сразил тяжелый недуг или одолевает старческая слабость. К святому обращаются не только больные, но и их близкие, которым больно смотреть на страдания любимых.

В самых разных делах святой Серафим Вырицкий стал помощником для людей: к нему обращаются с молитвой при болезнях, его же просят о помощи в мирских делах, он же поддерживает в рабочие будни.

Тексты молитв Серафиму Вырицкому

Тропарь, глас 4

Я́ко вели́каго моли́твенника за зе́млю на́шу/ и уте́шителя те́плаго притека́ющих к тебе́,/ ублажа́ем тя, вторы́й ру́сский о́тче Серафи́ме,/ вся бо я́же в ми́ре кра́сная оста́вил еси́,/ всем се́рдцем устреми́лся еси́ к черто́гам сладча́йшаго Христа́/ и в годи́ну лю́тых гоне́ний о́браз кро́тости и смире́ния всем был еси́:/ не преста́й и ны́не моли́тися за ны,/ да в терпе́нии обря́щем путь покая́ния// и с тобо́ю вы́ну сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу.

Перевод: Как великого молитвенника за землю нашу и усердного утешителя приходящих к тебе, прославляем тебя, второй русский отче Серафим, потому что ты, оставив все земные блага, устремился к чертогам сладчайшего Христа (к Царствию Небесному) и во времена лютых гонений был для всех образцом кротости и смирения: не переставай и сейчас молиться о нас, чтобы мы с терпением обрели путь покаяния и славили с тобой всегда Пресвятую Троицу.

Ин тропарь, глас 8

Крест прии́м свой, преподо́бне, ра́дуяся,/ неразде́льным по́мыслом после́довал еси́ Христу́,/ был купе́ц еси́ вои́стину пресла́вный,/ я́ко не земно́е, но Небе́сное сокро́вище стяжа́/ сего́ ра́ди спасе́ся тобо́ю мно́зи ча́да твоя́, и́хже возлюби́л еси́./ И ны́не, о́тче наш Серафи́ме, моли́ся// покая́ние нам дарова́ти и в ра́зум и́стины приити́.

Перевод: Взяв свой крест, преподобный, радуясь, с неуклонной волей последовал ты Христу, был воистину преславным купцом (Мф.13:45-46), так как обрел не земное, но Небесное сокровище, потому спасено тобой множество чад твоих, которых возлюбил ты. И сейчас, отче наш Серафим, молись покаяние нам даровать и к познанию истины прийти.

Ин тропарь, глас 3

Купе́ц вели́к соде́лался еси́,/ преподо́бне о́тче Серафи́ме,/ сый в ми́ре, к мно́гому бога́тству тле́нному/ ты николи́же се́рдца прилага́л еси́,/ послу́шник и́стинен/ и доброде́телей подви́жник,/ егда́ же, вся оста́вль,/ на крест мона́шества восше́л еси́,/ дары Свята́го Ду́ха мно́ги тебе́ да́шася/ и я́ко еди́наго от дре́вних тя яви́ша/ проро́ка, ста́рца,/ чудотво́рца и моли́твенника,/ столпа́ подви́жником, спасе́ния вождя́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:// и нас прему́дро ко спасе́нию упра́ви.

Перевод: Купцом великим стал ты (Мф.13:45-46), преподобный отче Серафим, будучи в мире, многое тленное богатство совершенно не трогало твоего сердца, истинного послушника и подвижника добродетелей, когда же ты взошел на крест монашества, тебе были даны многие дары Святого Духа, явившие тебя подобным древними пророкам, старцем, чудотворцем и молитвенником, крепким подвижником и руководителем спасения. Потому молим тебя: и нас премудро направь ко спасению.

Ин тропарь, глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́ Росси́йския земли́,/ возсия́л еси́ в ве́си Вы́рицтей,/ преподо́бне Серафи́ме,/ и благода́тию Свята́го Ду́ха наставля́емь,/ све́том чуде́с твои́х страну́ на́шу озари́л еси́./ Те́мже ко гро́бу твоему́ притека́юще, уми́льно глаго́лем:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как преяркая звезда Российской земли, воссиял ты в селе Вырица, преподобный Серафим, и благодатью Святого Духа руководимый, светом чудес твоих страну нашу озарил ты. Потому ко гробу твоему приходя, смиренно взываем: «Моли Христа Бога о спасении душ наших».

Кондак, глас 5

Подража́я богоно́сному уго́днику Саро́вскому,/ Ду́ха Свята́го благода́ть оби́льно стяжа́л еси́:/ Алекса́ндро-Не́вския ла́вры кри́не благоуха́нный,/ Вы́рицкия ве́си похвало́,/ сего́ ра́ди и мы тебе́ зове́м:/ ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме,// ми́лостивый наш предста́телю пред Го́сподем.

Перевод: Подражая Богоносному праведнику Саровскому, ты обрел обильно благодать Святого Духа: Александро-Невской лавры благоуханный источник, слава села Вырица, поэтому и мы взываем к тебе: «Радуйся, преподобный Серафим, милостивый заступник наш перед Господом».

Ин кондак, глас 3

Возра́дуйся па́ки, гра́де свята́го Петра́,/ и ма́лая ве́се Вы́рица, возвели́чися,/ се бо свети́льник ве́ры в тебе́ просиява́ет,/ всеисцеля́ющий бальза́м нам источа́ется,/ новоявле́нный бо вели́кий чудотво́рец,/ любве́ и покая́ния наста́вник,/ проро́к и ста́рец,// но́вый преподо́бный Серафи́м в тебе́ явля́ется.

Перевод: Возрадуйся, город святого Петра, и малое село Вырица, возвеличься, ибо в тебе сияет светильник веры, исцеляющий всех бальзам изливается, ибо новоявленный великий чудотворец, любви и покаяния наставник, пророк и старец, новый преподобный Серафим в тебе является.

Ин кондак, глас 5

Уподо́бился еси́ дре́вним отце́м/ и по́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ благода́тию Христо́вою просвети́вся,/ от Него́же прие́м дарова́ния чуде́с,/ неду́гующих исцеля́ти,/ печа́льных и скорбя́щих утеша́ти,/ оби́димых и гони́мых защища́ти/ и всем в ну́ждах су́щим отра́ду/ и ско́рое избавле́ние подава́ти./ Сего́ ра́ди, я́ко вели́каго чудотво́рца чту́ще,/ мо́лим тя, ча́да твоя́, преподо́бне Серафи́ме:// от всех бед изба́ви нас моли́твами твои́ми.

Перевод: Уподобился ты древним отцам и подвигом добрым подвизался, благодатью Христовой просветился, от Него же получил дар чудотворений, исцелять больных, в заботах и скорбях утешать, притесняемых и гонимых защищать и всем нуждающимся подавать надежду и быстрое избавление. Потому тебя, как великого чудотворца почитая, молим, чада твои, преподобный Серафим, от всех бед избавь нас молитвами твоими.

Молитва преподобному Серафиму Вырицкому

О, богоблаже́нный и премилосе́рдый о́тче наш Серафи́ме! Ве́дуще тя и по сме́рти я́ко жи́ва су́ща, с ве́рою припа́даем ти и вопие́м: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но ми́лостивно при́зри на ста́до твое́ духо́вное и упаси́ е́, до́брый па́стырю, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами. Испроси́ нам от Го́спода вре́мя на покая́ние и грехо́вныя жи́зни исправле́ние, ве́си бо вся не́мощи на́ша душе́вныя: не и́мамы дел ве́ры и спасе́ния, не и́мамы ре́вности ко и́стинному богоугожде́нию, плени́хомся умо́м в поги́бельных страсте́х, растле́хом сердца́ во гну́сных по́хотех. Что у́бо ча́ем, и на что наде́емся неключи́мии, разори́вше хра́мины душ на́ших; Ей, святы́й о́тче, простри́ моли́твенно ру́це твои́ ко Го́споду и умоли́ Спаси́теля ро́да челове́ческаго косну́тися благода́тию окамене́лых серде́ц на́ших, омы́ти нас слеза́ми покая́ния, возста́вити в ве́ре, укрепи́ти во благоче́стии и вся поле́зная ко спасе́нию дарова́ти. Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Богоро́дице на тя возлага́ем, но бу́ди нам ско́рый помо́щник, уте́шитель в ско́рбех и покрови́тель во обстоя́ниих, да сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное, иде́же вси святи́и непреста́нно сла́вят и воспева́ют пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти преподобного Серафима Вырицкого

В миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.

Будучи рачительными хозяевами, родители Василия вместе с тем не были привязаны к так называемым материальным ценностям. Они всегда были готовы помочь нуждающимся, приютить странников, обогреть и накормить бедных. И Василий рос таким же трудолюбивым и сердечным.

В доме Муравьевых всегда строго соблюдали все установления Православной Церкви. С девятилетнего возраста и отрок Василий постился вместе со взрослыми. В воскресные и праздничные дни семья неукоснительно посещала храм Божий, исповедовалась и причащалась Святых Христовых Тайн.

Читайте также:  Григорий Богослов: житие святого, день памяти, молитва

Так, как бы незаметно, заложил Премудрый Господь в сердце Василия с малых лет семена подлинной христианской нравственности и духовности. Они упали на благую почву…

Неожиданно на семью обрушилась скорбь — Господь призвал от земных трудов Николая Ивановича Муравьева, находившегося в расцвете лет. Ему шел тогда сороковой год. Близкие тяжело переживали утрату. Мать Василия была женщиной болезненной, а от случившегося ее состояние еще ухудшилось. Василию пришлось стать кормильцем семьи. В ту пору Муравьевы в полной мере испытали все скорби, сопутствующие бедности…

Вскоре милость Божия посетила обездоленную семью: односельчанин, благочестивый и добрый человек, работавший старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга, пригласил отрока в столичный город на заработки. При этом он обещал, как тогда говорили, «вывести Василия в люди». Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Пресвятой Богородицы, и десятилетний Василий покинул родные края.

По-прежнему владело Василием неугасимое стремление к монашеской жизни. Настал момент, когда оно охватило его с непостижимой силой. Ему было тогда около четырнадцати лет. В горячем порыве пришел он в Александро-Невскую лавру и просил о встрече с наместником. Однако игумен в тот день отсутствовал. В ту пору в лавре подвизалось несколько старцев-схимников, известных во всей России. Василию предложили встретиться с одним из них. На коленях, со слезами поведал отрок старцу о своем заветном желании. В ответ же услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. В заключение старец сказал: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…» Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.

Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался.

Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.
Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним.

Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом прежде всего всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 000 рублей на его развитие. Это было время, когда заморские предприниматели, в частности знаменитый Генри Форд, учились у русских купцов и промышленников.

Россия диктовала уровень мировых цен на многие виды сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, а золотой рубль стараниями Государя Императора Николая II был самой весомой в мире валютой..

В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако последняя отошла ко Господу еще младенцем, и после ее кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.

И вот грозный 1917 год. Для России наступило время тяжких испытаний. Многие состоятельные знакомые Муравьевых поспешили перевести капиталы за границу и стали покидать страну, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Для Василия Муравьева подобного выбора не существовало — он всегда был готов разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом.

Пришла пора лютых гонений за веру, предсказанная многими угодниками Божиими. К 1920 году число убиенных за веру достигло десяти тысяч.
В течение трех лет после октябрьского переворота семья Муравьевых проживала по большей части за городом. Еще в 1906 году Василий Николаевич приобрел большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. До 1920 года он стал главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно. Мятеж и перемена власти лишили Муравьевых торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг, уединенную молитву.

Верный ученик преподобного Варнавы Гефсиманского сперва собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы подвизаться у мощей своего духоносного наставника в Гефсиманском скиту. Однако Господь судил иначе. Василий Николаевич неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской лавре. Как оказалось, такой поворот дела был для него спасительным. Обитель Преподобного Сергия вскоре была упразднена властями. Так Промыслом Божиим Василий Николаевич остался в Петрограде!

Точная дата принятия отцом Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 годов. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.

В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение, батюшка сразу начинал прием страждущих.

Время земного странствия подвижника подходило к концу. Старцу был открыт час его перехода к вечности. За день до этого он благословил родных и близких иконками преподобного Серафима Саровского, а келейнице матушке Серафиме сказал: «Во время моего погребения береги ребрышки…» (Это предостережение оказалось пророческим: в день погребения праведника, при большом стечении народа, матушка Серафима из-за сильной давки получила перелом двух ребер.)

Ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Сообщив об этом родным, подвижник объявил: «Сегодня принять никого не смогу, будем молиться», — и благословил послать за отцом Алексием Кибардиным. С благоговением были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Серафиму Саровскому. После того как отец Алексий причастил старца Святых Христовых Тайн, отец Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» отошел к вечным обителям. Облачение и гроб прислал в Вырицу митрополит Григорий (Чуков). Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и, теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела. Этот случай хорошо известен вырицким старожилам.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.

Биография прп. Серафима Вырицкого

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Житие преподобного Серафима Вырицкого

Прп. Серафим Вырицкий

Серафим Вырицкий – один из тех святых, которых Господь посылает нам в тяжёлые времена испытаний. Святой, который помогал людям пережить лишения и сохранить веру и любовь к Господу.

Годы жизни

Родился в 1866 г. — умер в 1949 г. (82 года).

Детство и юношеские годы Василия Муравьева

Василий Николаевич Муравьёв (Серафим Вырицкий) родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. Его родители — Николай и Хиония, занимались крестьянским трудом. Младенец был крещён 1 апреля 1866 года. После смерти младших сестёр, Василий стал единственным ребёнком в семье. Он рос тихим и богобоязненным. С раннего детства ему нравилось бывать в церкви и читать жития святых.

Полезные материалы

Когда Василию было десять лет, умер его отец. Теперь он, десятилетний мальчик, стал главой семьи. Его мама была больна, и заботы о единственном родном человеке легли на его хрупкие плечи. Господь не оставил осиротевшую семью – один из соседей Муравьёвых работал приказчиком в столице, он взял мальчика с собою на заработки. В Санкт-Петербурге Василий стал служить в купеческой лавке.

Он самостоятельно обучился сначала грамоте, а затем и другим наукам. Ум и трудолюбие продвинули его в работе. Уже к семнадцати годам он стал старшим приказчиком – фактически правой рукой хозяина, его заместителем. Жалование юноши тогда составляло двенадцать рублей. По тем временам это были приличные деньги, которые он отправлял в деревню маме.

Прп. Серафим Вырицкий

Ещё с детства Василий мечтал стать монахом. Однажды, отпросившись у хозяина лавки, он пошёл в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить с настоятелем обители. Там ему указали на схимонаха и посоветовали побеседовать с ним. Василий, встав на колени перед старцем, молил, чтобы приняли его в монастырь на любые работы. Однако старец ответил ему, что пока рано и сначала надо пожить мирской жизнью: жениться, воспитать детей, а потом вместе с женой посвятить себя монашеству.

Эти слова были восприняты Василием как Божие благословение. Дальнейшую жизнь он жил так, как и завещал ему Господь через Своего служителя.

Женитьба

В 1890 году Василий Муравьёв женился. Его супруга, Ольга Ивановна Найдёнова была родом из крестьянской семьи и жила в д. Кобылино. Юная Ольга была набожной девушкой — с детских лет мечтала о монашеской жизни. Когда она была на богомолье в женском Иверском монастыре, то беседовала со схимонахиней Пелагией, и эта беседа повлияла на её дальнейшую жизнь.

Схимонахиня дала Ольге благословение на жизнь в миру, замужество, воспитание детей и принятие монашеского пострига только после долгих лет семейной жизни по обоюдному согласию с супругом. Господь свёл Ольгу и Василия, они обвенчались, создав благочестивую семью.

Предпринимательская и благотворительная деятельность

Владелец лавки сделал молодым подарок на свадьбу – деньги на собственное дело, это помогло Василию открыть контору по заготовке и продаже пушнины. Со временем он стал купцом второй гильдии. Торговля была успешной и вскоре вышла на международный рынок – магазины Муравьёва были открыты во многих странах Европы. Василий Николаевич стал миллионером.

Однако он всегда помнил о благословении лаврского старца делать добро и поддерживать нуждающихся. Большую часть заработанных денег он отдавал в монастыри, храмы и богадельни, всегда помогал нищим и обездоленным.

Однажды, возвращаясь домой, он увидел крестьянина в рваной одежде, который сидел на мостовой, плакал и громко повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». Василий Николаевич остановился и спросил человека, что с ним произошло. Оказалось, что в деревне у этого крестьянина осталась семья – жена с семью детьми и старый отец. Все они болели тифом, и никто из соседей не заходил к ним из-за страха заразиться. Помочь было некому.

И тогда он продал на рынке лошадь, чтобы на вырученные деньги купить корову – единственную надежду на выживание. Но деньги у него отняли, а он был слишком слаб из-за голода и не смог постоять за себя. С пустыми руками возвратиться домой он не мог, так и сидел на мостовой, решив здесь умереть и только повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

Тогда Василий Николаевич поехал с крестьянином на рынок, купил две лошади, корову и телегу, которую нагрузил доверху продуктами. Крестьянин стал отказываться от такого щедрого подарка, но Василий Николаевич сказал ему: «Не как ты хочешь, а как Бог даст».

В семье у него уже подрастал сын Николай, которому родители дали блестящее образование – он учился в Царскосельской гимназии, а затем на юридическом факультете университета в Петербурге, знал 11 иностранных языков.

Прп. Серафим Вырицкий

Супруги Василий и Ольга были строги к себе и жили скромно, несмотря на то, что были состоятельными людьми. У них был общий духовник старец Варнава Меркулов (впоследствии был прославлен в лике святых). Он наставлял супругов, говоря:

Супруги следовали этому наставлению. Все тридцать лет супружества они занимались благотворительностью. На собственные деньги чета Муравьёвых содержала в Петербурге несколько богаделен. В их доме жили одинокие немощные люди, которых они приглашали пожить в домашних условиях для скорейшего выздоровления. А в дни больших праздников в доме Муравьёвых накрывался щедрый стол, и все желающие могли прийти и подкрепиться.

После смерти младшей дочери, ставшей сильным ударом для родителей, супруги решили жить в «белом браке», как брат и сестра. В 1920 году они приняли решение, к которому стремились все эти годы. Передав всё своё имущество Церкви, супруги ушли в монастыри. Василий Николаевич – в Александро-Невскую лавру, Ольга Ивановна — в Воскресенский Новодевичий монастырь.

Монашество

В октябре 1920 года Василий Николаевич Муравьёв был пострижен в монахи с именем Варнава. Тогда же приняла постриг и его супруга с именем Христина. Спустя некоторое время он был рукоположен в иеродиакона, а в сентябре 1921 года в иеромонаха.

С 1920 по 1926 гг. отец Варнава был послушником в Лавре. Это были непростые годы. Церковь захлестнуло обновленческое движение. В 1923 году Собор объявил о низложении патриарха Тихона. Вместе с монахами отец Варнава перенёс попытку захвата Лавры обновленцами. Наместнику пришлось пойти на компромисс – в обители перестали поминать патриарха Тихона. Это было необходимо для того, чтобы сохранить управление Лаврой. Вскоре обитель вернулась под омофор святителя Тихона, но аресты и ссылки священников продолжались.

Принятие схимы

Прп. Серафим Вырицкий

В 1927 г. на отца Варнаву было наложено послушание духовника Лавры. В связи с серьёзностью этого служения, он попросил о постриге в схиму. На протяжении сорока дней отец Варнава не принимал пищу, а после этого принял схиму с именем Серафим, в честь прп. Серафима Саровского.

Читайте также:  Максим Грек: житие святого, день памяти, молитва

Иеросхимонах отец Серафим стал духовным наставником для великого множества людей. Под его пастырское окормление собирались миряне и монахи, священники и архиереи, среди которых были и такие выдающиеся иерархи как епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Господь дал отцу Серафиму дар прозорливости, что увеличило поток людей, стремящихся попасть на служение к нему. Он часто служил в Покровском приделе Лаврской церкви, исповедовал и причащал прихожан, его всегда ждала толпа посетителей. В те страшные годы братоубийственных войн, ненависти и предательства, Лавра с её старцем, говорящим о Любви и Боге искренней исцеляющей молитвой, стала великим утешением. Вот и шли люди к нему, как к последней надежде — получить благословение, утешение и назидание о том, как жить дальше.

Сам он говорил о своём служении так:

Схимонахи Серафим и Серафима

В 1930 году он переехал в Вырицу. Вместе с ним туда отправились вызванная из Новодевичьего монастыря мать Христина (супруга в миру), и внучка Маргарита, тоже монахиня. Так, по воле Божьей, бывшие супруги снова оказались вместе. Матушка приняла великую схиму с именем Серафима, и по этому поводу полушутя говорила:

Старческое служение в Вырице

Прп. Серафим Вырицкий

В Вырицу, к святому старцу Серафиму стал стекаться народ. Именно здесь с особой силой проявился его дар прозорливца и целителя. Он знал всех, кто к нему приходил, называя их по имени, хотя люди не представлялись. Детей всегда принимал без очереди. И хотя на фотографиях и иконах отец Серафим чаще всего выглядит сурово, все, кто знал его при жизни, говорили, что старец был очень добрым, ласковым и тактичным – он всегда общался с людьми так, чтобы никого не обидеть.

Его улыбка успокаивала, и смущение проходило. Вот как вспоминает о старце Тамара Алексеевна Сиверцева, которая часто бывала в Вырице:

Отец Серафим с благоговением чтил св. прп. Серафима Саровского, и стремился быть похожим на него в своём подвиге старчества. Так, по понедельникам, средам и пятницам он не ничего не ел. Иногда его едой в течение многих дней был маленький кусочек просфоры, который запивался освящённой водой, иногда это была натёртая морковь. Очень редко он пил чай с небольшим кусочком хлеба. Это трудно было назвать едой. Однако при этом он принимал в день по сотне человек, а ночью молился. Казалось, он никогда не спит.

Во время войны, подражая Серафиму Саровскому, старец Серафим совершает подвиг столпничества. Недалеко от дома рядом с яблоневым деревом из-под земли выступал камень. Отец Серафим укреплял на ветвях яблоньки икону и, встав больными коленями на холодный камень, молился о спасении России от захватчиков. Молился истово, иногда по нескольку часов. В то время он уже практически не ходил самостоятельно, и к месту моления его несли на руках. Каждый день старец молился на камне в любую погоду — в жару и мороз, вьюгу или дождь.

Иногда он прекращал принимать посетителей, и на несколько дней оставался в уединении и безмолвии. В такие дни он получал высшие откровения. Его пророчества всегда сбывались.

Пророчества Вырицкого старца

Святому Серафиму Господом был дан дар прозорливости. Он предсказал патриаршество архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому), предупреждал о приближении жестоких гонений на священнослужителей. Он предвидел Великую Отечественную войну и победу в ней нашего народа. Много судеб разных людей он предвидел и сегодня это бесспорный факт.

Стихотворение

В 1939 г. старец написал стихотворные строки «Пройдёт гроза над Русскою землёю…», которые стали пророческими. Во времена гонений на Церковь, святой старец предсказал её возрождение. Говорил он и об основании монастыря в Вырице, и о том, что город Ленинград снова будет переименован в Санкт-Петербург и о том, что наступит время, когда в России будут православные радиостанции, и что в передачах их будут звучать молитвы и песнопения.

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

Но не только хорошее предвидел старец. Говорил он и о том, что:

Прп. Серафим Вырицкий

А некоторые его предсказания вызывают большую тревогу:

Святой Серафим часто повторял, что у нашей страны есть бесценное сокровище — православная вера, хранительницей которой она является. Не Запад, с его поклонением материальному благополучию здесь и сейчас, а Русь, которая сохранила в своей душе образ распятого Христа и несёт его в своём сердце – есть истинный свет миру.

Монахиня Серафима (Морозова) вспоминала, как старец, описывая одно из своих духовных созерцаний, говорил ей:

Чудеса преображения человеческих душ

Многие люди, встречавшие при жизни отца Серафима, говорили, что от него исходила такая любовь, что человеческие души буквально преображались рядом с ним. Вот одно из таких свидетельств:

Кончина святого старца

Старец Серафим сильно болел. Его чада молились о выздоровлении своего духовного отца и говорили о том, как им не хочется расставаться с батюшкой. На что отец Серафим отвечал:

И будучи уже совсем слабым, он просил, чтобы к нему пропускали всех, кто пришёл.

Однажды старцу явилась Сама Пресвятая Богородица. Он увидел Её у берёзы, что росла под окном его кельи. За две недели до смерти старец Серафим сказал отцу Алексию Кабардину что Богородица велела причащать его каждый день. Отец Алексий вспоминал: «

Я каждую ночь причащал старца по его слову. И вот однажды я проспал, не услышав звонка будильника. Проснувшись в четыре часа ночи (а причащал я его обычно в два часа), я надел дароносицу и в буквальном смысле слова побежал к старцу. Когда зашёл в дом, а затем в келью, старец лежал необыкновенно сияющий. Я извинился, что проспал, на что отец Серафим ответил:

— Батюшка, не беспокойтесь, меня уже ангелы причастили. – Глядя на его лицо, я понял, что это истинно так».

В день кончины святой сказал: «Сегодня принять никого не могу. Буду молиться». Этой же ночью, 3 апреля 1949 года старец Серафим Вырицкий произнёс: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» и скончался. Похоронен на кладбище рядом с Казанским храмом, где его отпевали.

Почитание и прославление

Преподобный Серафим Вырицкий

Почить старца стали сразу же после его смерти: люди шли на его могилу поклониться и помолиться праведнику. В лике святых прп. Серафим был прославлен Церковью в 2000 году.

Преподобный Серафим Вырицкий

Серафим Вырицкий — прозорливец, иеросхимонах РПЦ, святой, преподобный из Собора новомучеников и исповедников Российских, память о которых отмечается 21 марта. Подобно Николаю Угоднику святой Серафим помогал людям как духовно, как и физически, раздавая свои средства нуждающимся.

Семья и детство

31 марта 1866 года в семье Николая и Хиротонии Муравьевых родился сын, крещенный на следующий день Василием в честь преподобного исповедника Василия Нового. Семья на то время проживала в Ярославской губернии, селе Вахромеево, и славилась глубоким благочестием среди крестьян. Добродетель являлась основным законом семьи, ее семена были посеяны в сердце мальчика с самого рождения, проросли и заколосились в зрелом возрасте.

Мальчик отличался от сверстников особой сообразительностью, необыкновенным усердием, терпением и настойчивостью, имея необыкновенную память. По книгам Святого Писания, Новому Завету, Псалтырю Вася выучился грамоте, к 10 годам зачитываясь «Житием святых». Особенно поразили подростка подвиги отшельников:

  • Павла Фивейского;
  • Антония;
  • Макария и Пархомия;
  • Марии Египетской.

Принятие монашество стало детской мечтой подростка, в которую до времени никто не был посвящен. Двери дома рачительных хозяев Муравьевых всегда были открыты для странников. Пост и молитва в этом семействе соблюдались со всей строгостью.

Большим праздником для семейства были паломнические путешествия, особо любимой была Троице-Сергиева Лавра, где Василий впервые встретился со знаменитым старцем Варнавой (Меркуловым). Слова великого молитвенника о том, что без Бога нельзя ни шагу шагнуть, запали в сердце подростка.

Внезапная смерть отца, которому еще и сорока не исполнилось, оборвала детство Василия. В 10 лет он стал старшим добытчиком в доме, в котором и мать слегла от болезни.

Трудное отрочество в Петербурге

Односельчане с любовью относились к благочестивой семье, помогали, чем могли и по предложению одного из них Василий отправился на заработки в Санкт-Петербург. Мать иконой Богородицы со слезами на глазах благословила десятилетнего сына в дальнюю дорогу.

Водоворот столичной жизни оглушил парня, привыкшего к размеренному крестьянскому быту, но благодаря врожденным способностям он быстро освоился в городе. Своей исполнительностью, старательностью и усердием Василий завоевал хозяйское доверие, который стал привлекать парня к делам приказчика. Все заработанные средства парень посылал домой, оставляя себе копейки на самое необходимое.

Через 4 года в нем вновь вспыхнуло желание стать монахом, и парень стал постоянным посетителем Александро-Невской Лавры. В беседе со старцем Варнавой Василий получил наставление до времени оставаться в миру, чтобы познать его тернии, жениться и вырастить детей.

В свободное от работы время отрок читал духовную и историческую литературу, к которой почувствовал особый интерес. Удивительная память способствовала освоению математических наук и коммерческих дисциплин, применяемых ним в практической деятельности.

Как только выпадала возможность, любящий сын спешил в отчий дом, чтобы помочь матери поддерживать строение в хорошем состоянии. Богоугодническая жизнь парня, обладающего высокими нравственными и деловыми качествами, была по достоинству оценена хозяином Василия, отличавшегося благочестием.

По достижении 16 лет Муравьев назначается приказчиком, а через год — старшим приказчиком, что было редчайшим случаем в коммерческой практике. Служебные дела требовали частого выезда молодого приказчика в разные города, среди них чаще всего была Москва и Нижний Новгород, где, по разрешению хозяина, он посещает святые места, встречается со своим духовником Варнавой (Меркуловым), посещает обитель Сергия Радонежского.

Преподобный Варнава при посещении Санкт-Петербурга часто встречается с молодым коммерсантом, благословляя и наставляя того в чтении Иисусовой молитвы.

Вступление в брак и строительство семейной жизни

По достижении 24 лет, в 1890 году Василий женится на Ольге Ивановне, в 1892 открывает собственное дело по продаже пушных изделий, сотрудничая при этом с заграницей. Растущий капитал не был средством обогащения, а уникальной возможностью помочь Церкви и нуждающимся людям.

Интересно! В 1896 году император отметил общество для распространения коммерческих знаний, в которое входил Василий Николаевич, как особо патриотическое и всячески способствовал его развитию. Удивительно, но сам Генри Форд учился тогда у русских купцов.

Несмотря на проживание в Санкт-Петербурге на протяжении более двадцати лет, Василий Муравьев с семьей числился приписанным на родине в качестве крестьян, что не мешало им быть принятыми во многих купеческих дворах благодаря духу Христовой любви, живущем в семейной паре.

В 1895 году увидел свет их первый первенец, после него родилась девочка, но вскоре после рождения была забрана на Небеса. После чего чета принимает решение прекратить близкие интимные отношения.

Благотворительность

Многие люди в округе, особенно нищие и малоимущие, знали об обычае четы Муравьевых по великим праздникам накрывать столы с обильными кушаньями для всех желающих.

В начале праздника читалась молитва «Отче наш», звучала маленькая проповедь про историю праздника, после обеда все прибывшие одарялись деньгами, яствами и подарками. Любимой фразой Муравьева Василия в то время были слова о том, что зло всегда покрывается любовью.

Благочестивая семья основную часть своих капиталов вкладывала в благотворительность, помогая:

  • Воскресенскому Новодевичьему монастырю;
  • домам призрения;
  • детским приютам;
  • казенным больницам;
  • одиноким и беспомощным.

Поездка в 1903 году в Саровскую обитель стала настоящим подарком для четы, почитавшей святого Серафима.

В 1906 году уходит в вечность духовный наставник семьи Муравьевых о. Варнава (Меркулов), подаривший Меркулову года искренней дружбы. После его ухода душепопечитель четы становится Феофан (Быстров), бывший в то время духовным наставником в императорской семье.

Крупнейшее в России Ярославское благотворительное общество, среди членов которого выделялся Иоанн Кронштадтский, Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в 1905 году приняло в свои ряды боголюбца Василия Муравьева. Богатый коммерсант вносил свои лепты, держа в тайны суммы пожертвований, делая это анонимно.

В 1906 году семья приобрела маленькое поместье за городом Тяплево, которое вскоре стало местом их убежища.

Революция и мятежное время

Как только совершилась революция, богатые люди России покинули ее навсегда, переведя капиталы за границу, но это никак не коснулось Василия Николаевича и Ольги Ивановны. Они не мыслили жизни без своего народа, да и время гонений было предсказано святыми угодниками.

В 1920 году Муравьевы покидают столицу и переезжают жить на дачу, потеряв свое торговое дело. Не привыкший бездействовать, Василий Николаевич погружается в изучение богословских посланий, часто пребывая в уединенной молитве.

Уход в монастырь

Свято-Троицкая Сергиева Лавра манила Василия, он мечтал служить у святых останков духовного наставника Варнавы, однако, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин пригласил Муравьева принять постриг в Александро-Невской Лавре, в ней он вскоре стал пономарем. Ольга Ивановна ушла в послушницы в Воскресенскую Новодевичью обитель.

Все свое состояние в размере сорока тысяч золотом чета передала Церкви. В октябре 1920 года Василий принял постриг с именем духовного наставника Варнава, а Ольге при принятии пострига нарекли имя Христина.

Вскоре рукоположенный в иеродиакона, о. Муравьев стал заведовать кладбищем, которое в пору массовых убийств было очень хлопотным делом. Отпевания, панихиды звучали с утра до вечера во многих храмах России. Дружба с иеромонахами Гурием и Львом, братьями Егоровыми, давала силы выстоять в круговерти революционного времени.

Александро-Невская Лавра испытывала постоянные атаки богоборцев, но это только укрепляло молитвенную жизнь монахов, которые приняли активное участие в помощи инвалидам войны, голодающим. При храмах организовывались пункты бесплатных обедов, активным участников помощи был о. Варнава.

Лаврский иеродиакон Варнава имел теплые отношения с митрополитом Вениамином, с которым часто проводил беседы, совершая прогулки по аллеям Никольского кладбища.

В середине сентября 1921 года отец Варнава рукополагается митрополитом Вениамином в иеромонахи, ставший главным свечником Лавры. При этом он часто читал проповеди, отличавшиеся доступностью и наполняющие радостью. На его богослужения собирались тысячи прихожан. Пройдя путь от простого крестьянина до большого коммерсанта, отец Варнава (Муравьев) не утратил способности общения с простым людом.

У его кельи всегда толпился народ, приходящий за советом, молитвой или просто утешением. Глубокой болью в сердце отца Варнавы отозвались гонения и аресты священнослужителей. Владыка Петроградский Вениамин, епископ Ладожский Иннокентий, епископ Ямбургский Алексий (Симанский), архимандриты Гурий и Лев и множество других насельников находились под арестами, началась обновленческая смута.

Читайте также:  Варвара Илиопольская: житие святого, день памяти, молитва

«Красные двадцатки» захватывали лаврские храмы, пытаясь взять власть в свои руки, архимандрит Иосафат идет на компромисс, формально признает обновленцев, сохраняя братию от арестов, а строения от разрушения. Среди братства возникает конфликт, при этом отец Варнава (Муравьев) вместе с архимандритом Сергием (Бирюковым) и иеромонахом Варлаамом (Соцердотский) остаются послушными руководству Лавры.

Их решение диктовалось одним условием — сохранением жизни братии и избежанием закрытия святыни. Жизнь показала верность их выбора. Патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, и в 1923 году Лавра была под его омофором.

Интересно! Церковная братия буквально черпала сила для смирения в спокойствии иеромонаха Варнавы (Муравьева), который был примером послушания, самоотверженной молитвы и помощи людям.

Мечтая об уединении и отрешении от дел мира, отец Варнава в послушании принимает пост казначея Лавры, понимая всю ответственность и тяжесть этого положения в советское тревожное время. Несмотря на казначейскую занятость, работу в Духовном соборе, прозорливец всегда находил время для непрестанной молитвы и пастырской деятельности.

Духовный отец

В начале 1927 года отец Варнава принимает великую схиму с наречением именем Серафима, в честь глубоко почитаемого ним старца Саровского, после чего иеросхимонах Серафим избирается духовником Лавры. К новоизбранному духовному отцу ехали за советом как священники, так и простой люд, никто не получил отказа.

Смутное время объединило людей под покров мудрого наставника, который предвидел страдания и горести русского народа, принимал это, как урок терпения и великого упования на Бога, он призывал людей постоянно пребывать в молитвах и прошениях к Творцу, каяться и надеяться.

Болезнь и кончина

Не умея отказывать людям в духовной помощи на протяжении трех лет, в жару и холод, старец Серафим принимал исповеди, стоя на холодном полу, несмотря на то, что храм редко отапливался в целях экономии. Видя на лице наставника светлую радость, братия даже не догадывалась, какую мучительную боль терпит старец в результате приобретенной невралгии, ревматизма и закупорки вен на ногах.

Однако в один день прозорливец просто не вышел из кельи, сваленный болезнью. По рекомендации врачей иеросхимонах Серафим отправляется на постоянное место жительства в Вырицу по благословению митрополита Серафима (Чичагова).

В конце 1930 года старец Серафим (Муравьев) в сопровождении схимонахини Серафимы (Ольги Ивановны Муравьевой) и юной послушницы Новодевичьей обители, в миру внучки святителя, переехал в курортную зону.

Поистине, этот человек был посланцем Божьим, ибо по приезде он не стал принимать лечение, а продолжил служение духовника, принимая паломников с утра до вечера. Люди ехали за совет и наставлением со всей страны, порой группами. На тревожные требования родных поберечь себя, старец отвечал, что здоровым ему уже не быть, а Богу служить он обязан до последнего дыхания.

Все пожертвования, оставленные благодарными посетителями, тут же шли в помощь нуждающимся. Серафим Вырицкий, как и ранее был строг в постах, практически ничего не ел по понедельникам, средам и пятницам, много времени проводил в Иисусовой молитве, ежедневно принимал Причастие, появляясь на людях в бодрости и радости.

Подобно Серафиму Саровскому старец молился на камне перед иконой духовного учителя.

Во время гонений на Церковь с 1935 года отец Серафим Вырицкий принимал академиков, выдающихся русских ученых, а с начала Второй мировой войны ежедневно проводил на камне молитвенные бдения, предсказывая, что Вырица не пострадает от военных действий. Так и случилось, хотя Вырица переходила от немцев к русским и обратно, но ни один дом или храм не были разрушены, мало того, во время немецкой оккупации храм начал свои богослужения в 1941 году.

Пережив войну, победу русского народа, простившись с митрополитом Алексием (Симанским), предсказал избрание того Патриархом Московским и всея Руси, что и произошло в 1945 году.

В этот же год уходит в Царство Небесное схимонахиня Серафима, верная помощница старца на протяжении 60 лет. Часто болеющий отец Серафим продолжает принимать паломников, как только болезнь отпускает его.

Господь открыл святому время его кончины, в этот день старец никого не принимал, попросил читать молитвы, принял Причастие, исповедался и все посматривал на часы. Когда время стало приближаться к двум часам ночи, попросил читать молитву на исход души, вздохнул, перекрестившись, со словами «Господи, Спаси и помилуй» покинул этот мир.

Вырицкие старожилы передавали из поколения в поколение похороны святого, к которому для прощания три дня на протяжении суток стояли люди, они отмечали удивительное тепло, исходящее от рук почившего.

Похороны отличались особой торжественностью. Митрополиты, архимандриты считали за честь встать в похоронный караул около гроба. С 2000 года Серафим Вырицкий причислен к лику святых, его мощи хранятся в часовне преподобного Серафима, расположенной рядом с храмом иконы Богородицы «Казанская».

Читая пророчества прозорливца, понимаешь, что часть уже совершилась, а Россию ждут большие испытания, и только Бог поможет выстоять русскому народу.

Преподобный Серафим Вырицкий. «Всему свое время»

Серафим Вырицкий

3 апреля — память преподобного Серафима Вырицкого.

…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

Серафим Вырицкий. По ступеням

Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, — послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.

Родом из крестьян, он был, казалось, самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности. Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение: «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.

Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова — простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .

Пути Господни — тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.

Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле — торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.

По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на Афоне, и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.

Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь! Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры — Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит — Николай (Ярушевич). Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.

Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в 1927 г ., старец принимает схиму с именем Серафим — в честь Преп. Серафима Саровского — и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби — наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».

Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.

Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника — будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» — все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.

Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей — митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг — духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.

Серафим Вырицкий. На кресте

В 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим поселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.

Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости… Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.

Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…», «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила — по вере вашей да будет вам…»

Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г . в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг. одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…

Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.

Читайте также: