Пимен Великий: житие святого, день памяти, молитва

Пимен Великий

Пимен Великий родился (340 г.) и жил во времена Иоанна Златоуста. У него не было своих биографов, — всю жизнь святой провел в пустыне, в пещере. Поэтому сведений о нем дошло до наших дней очень мало. Только старцы, подвизавшиеся рядом с ним или жившие в ту эпоху, передали какие-то крупицы его жития. Они ходили рядом с ним, общались, — и эти скудные сведения вошли в разные сборники, посвященные монашеской жизни.

Житие

Преподобный Пимен был египтянином. Вместе со своими двумя братьями удалился в пустыню в Египте, где они жили подвижниками. И вот пришла навестить их мать. Она плакала, и просила дать ей возможность взглянуть на сыновей. Но те отказались выйти, пообещав, что их встреча произойдет в Царстве Небесном.

Местный царь той страны, узнав о подвижнике, который отказался встретиться с собственной матерью, захотел его увидеть. Правитель решил выманить Пимена из келии — он посадил в тюрьму племянника Пимона и приговорил юношу к смертной казни. Затем передал святому, что отменит приказ, если тот сам придет ходатайствовать об этом.

Старец отказался это сделать, но написал царственной особе письмо с просьбой помиловать и отпустить на свободу юношу, если тот ничего плохого не сделал, и казнить его в случае доказанной вины. Правитель был поражен такой верностью своим принципам, приказал отпустить узника и наградил его за доставленные неудобства. С тех пор люди уверовали в святость подвижника и стали приходить к нему за советом, за помощью.

Старцу приходилось не раз бросать свою келью и переходить на новое место. Люди шли к нему нескончаемым потоком, но святой желал лишь тишины и уединения, непрестанной молитвы. Однажды даже царь Феодосий Византийский находился в тех местах и пришел навестить странника под видом простого солдата.

Интересно! Старец в течение жизни неоднократно скрывался от своих почитателей, чтобы никто не мешал ему пребывать в Богообщении и молитве. Он избегал суетных похвал и почестей, которые приносят инокам не пользу, а вред.

Пимен Великий был человек замечательный во всех отношениях. Он стал великим продолжателем египетской монашеской традиции, которая на то время переживала период упадка и возвратил интерес к истинному подвижничеству:

  • строились большие обители;
  • была налажена монашеская жизнь;
  • в обители шел приток людей, некоторые из которых бежали из мира от проблем жизни, а не по призыву свыше.

Старец, всю жизнь проводя в трудах постнических и непрестанных молитв, преуспевал в добродетелях иноческих. Великими трудами он вошел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов.

Преподобный Пимен, обладающий многими добродетелями и приносивший пользу всем как житием, так и словом своим, имел столь великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана».

Однако Бог вознес смиренного раба своего в места, где пребывают святые ангелы. Господь вселил его после земной, исполненной многих лет, жизни в обители небесные, где все святые, предстоя престолу славы Божьей, всегда славят Отца, и Сына, И Святого Духа.

Поучения

Православная церковь установила день празднования памяти Пимена Великого — 9 сентября. В этот день христиане вспоминают подвиги святого, его поучения, наполненные удивительной кротостью и смирением перед Богом и ближними.

О злословии и осуждении

Святой учил покрывать грехи брата своего любовью и не разглашать их перед всеми. Тогда и Бог закроет глаза на грехи человека, не судящего брата своего. Святой советовал вообще не замечать грехи ближних, так как они не более, чем сучок в глазах их, а вот собственные грехи — это бревно. Прошло много веков, а поучения святого актуальны и поныне.

И правда, люди, живущие в миру, часто собираются группами и злословят, осуждают президентов, депутатов, министров и т. д. Делая это, уверены в своей правоте и справедливости суждений. Смотрят на грехи политиков, общественных деятелей и строго судят их, не зная ничего о них, их жизни, только на основании своей собственной фантазии и домыслов.

Важно! Преподобный Пимен Великий советовал по этому поводу, что, если не будешь смотреть на чужие грехи, то не впадешь в соблазн.

О посте

Святой очень много постился и вообще относился к себе очень строго. Он мог по многу дней совершенно не вкушать пищи. Но ближних, по любви и милосердию, благословлял кушать каждый день, чтобы не было истощения, ропота из-за чрезмерных подвигов.

Про одного брата он говорил, что тот шесть дней научился воздерживаться, не вкушать пищи вообще, но не может одного дня удержаться от гнева. Поэтому упражняясь в подвигах воздержания, подвижники прежде всего должны научиться отказываться от страстей своих, а не только от еды.

О молчании

Преподобный Пимен говорил, что есть один человек, который молчит весь день, но в сердце своем осуждает ближних своих, — на самом деле он непрерывно говорит, хотя не сказал ни слова. Есть и другой человек, который все время говорит, шутит и смеется, но на сердце у него спокойно, смиренно, — со всеми в мире.

Ни на кого нет обиды, вражды или ненависти. Ни к кому нет зависти, ни над кем нет превозношения. И даже если человек языком говорит, то сердце его молчит. Говорил он весь день, но не сказал ни слова, в сердце своем соблюдает тишину. Именно этот человек молчальник, исихаст, угоден Богу.

О праведности

Святой старец учил людей, что значит жить праведной жизнью. Он говорил, что наука эта заключена в трех основных правилах:

  • молиться;
  • иметь страх Божий;
  • делать добро, даже в ответ на зло.

Пимен Великий учил, что зло никогда нельзя победить злом. Сделать это можно только добром. Чтобы остановить шествие зла по земле, нужно не собирать обиды, не мстить за нанесенное оскорбление, а творить милостыню, делать добро всем без исключения.

О чем молиться Пимену Великому

Христиане возносят молитвы святому о разных нуждах, как душевных, так и телесных. Верующие люди просят преподобного:

  • усмирить страсти, гордыню и нечестивые помыслы;
  • послать душевный мир, мудрость и смирение;
  • устроить отношения в семье, прекратить конфликты и несогласия;
  • научить прощать обидчиков, снисходить к немощным и грешным, строгому отношению к себе.

«Молитвами преподобного Пимена Великого, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»

Преподобный Пимен прожил сто десять лет богоугодно, благочестиво и подвижнически. Стяжал благодать Святого Духа и обрел спасение своей душе. За свои подвиги, премудрость и великую любовь, которую он принял от Бога, церковь назвала его Великим.

Преподобный Пимен Великий

Святой Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим.

Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы забыл об одном из них. Вернувшись к себе и вспомнив о нем, он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой помысел. Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца, предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем 1 огромного стада».

В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Семь братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в Верхнем Египте, на берегу реки Нил.

Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые люди оставили старцев, у которых имели обыкновение спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. Когда некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного наставления. Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце, хотя и превосходил их всех.

Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась навестить их, но встретила решительный отказ. Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в нее на еженедельную службу. Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели, разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать удалилась полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас здесь».

Вначале Пимен много постился, проводя часто два или три дня без пищи, подвергая тело крайне суровым ограничениям. Но со временем он приобрел большой опыт в духовной науке и, став для обитателей пустыни врачом, кормчим и светочем рассуждения, учил питаться умеренно каждый день, чтобы не впасть ни в гордость, ни в чревоугодие и так следовать царским путем, который легок и необременителен. Одному брату, который соблазнился, застав его однажды моющим ноги, он ответил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Он также часто говорил: «Все, что превосходит меру, приходит от бесов».

Умеренный в подвижничестве, он был, однако, крайне суров в том, что касалось отношений с людьми. Он считал свою келью могилой, в которой монах, как покойник, должен оставаться чуждым любым земным привязанностям. Однажды правитель той области, желая его видеть, повелел арестовать его племянника, чтобы старец пришел заступиться за юношу. Но Пимен остался нечувствительным к мольбам сестры, сказав: «Пимен не родил сына». И велел сказать правителю, чтобы тот судил его согласно законам, если юноша прегрешил.

Когда посетитель хотел побеседовать с ним о возвышенных предметах, старец хранил молчание; но если его спрашивали о страстях и о том, как исцелить душу, тогда он с радостью отвечал. Он давал собеседникам ответы, соответствующие их пониманию и их возможностям, для того чтобы побудить к успехам в добродетели. Прежде всего он советовал не давать места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами собой: «Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас возмущать, но в нашей власти им сопротивляться». Он учил, что повергаться пред Богом, не оценивать самого себя и оставлять позади себя всякое собственное произволение – все это является средствами для очищения души, но главным образом благодаря самоосуждению и бодрствованию она может воздвигнуться и продвигаться к совершенству.

Читайте также:  Пётр и Феврония: житие святых, день памяти, молитва

Когда его однажды спросили, следует ли порицать брата, которого мы увидели согрешающим, Пимен ответил: «В тот час, когда мы утаим проступок нашего брата, Бог утаит и наш, а в час, когда мы откроем проступок брата, Бог откроет также и наш». И когда старец увидел, как один брат заснул в церкви, он вместо того, чтобы обличить его, предпочел положить его голову себе на колени и позволил ему отдохнуть. Что же касается бдительности по отношению к самому себе, он соблюдал ее строго в любое время, зная, что начало всех пороков – рассеянность. Когда ему надо было выйти из кельи, он прежде проводил час, сидя и исследуя свои помыслы.

Он также говорил, что «человек нуждается в смирении, как в дыхании, которое выходит из его ноздрей», и что мы можем достичь этого смирения, дающего нам в любых обстоятельствах покой, через самоуничижение, которое заставляет нас считать своего брата за начальствующего. Что касается него, то он достиг такой степени презрения к самому себе, что чистосердечно заявлял: «Я повергаю себя в то место, в которое был повержен сатана, и ставлю себя ниже неразумных существ, потому что знаю, что они не подлежат наказанию». Когда его спросили, как это возможно – считать себя ниже всякой твари и даже убийцы, старец ответил: «Он совершил только этот проступок, но я убиваю каждый день».

Увидев однажды женщину, которая плакала на могиле мужа и сына, авва Пимен сказал брату Анувию, что если не стяжать такое состояние скорби и постоянного умерщвления плоти, невозможно стать монахом. В другой раз он был восхищен в присутствии одного из близких, который спросил, куда он был перенесен. Пимен ответил: «Моя мысль была там, где находится святая Матерь Божия, плачущая у Креста Спасителя, и я хотел бы плакать так все время».

Однажды к святому из Сирии пришли знаменитые люди, чтобы расспросить о чистоте сердца, но старец не знал греческого, а переводчика не нашлось. Заметив затруднительное положение посетителей, Пимен внезапно начал говорить по-гречески и сказал: «По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию».

Авва Пимен долгие годы сиял как звезда в пустыне, наставляя собственным опытом и став живым образцом всех добродетелей. Он мирно почил некоторое время спустя после святого Арсения (после 449 г.), так и не увидев вновь Скитской пустыни.

1 Пимен (potmen) по-гречески означает «пастырь», «пастух». Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм. Поскольку он часто передает изречения предшествующих отцов, то считается, что первые сборники апофтегм были составлены в кругу учеников аввы Пимена.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

22 (9) марта 2020 г.

Преподобный Пимен Великий

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, душы благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.

Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена.

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах. Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию. Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца. Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике:

«Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском».

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

«Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его».

«А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши».

Авва также говорил:

«Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, — не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию».

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

«Однажды этого святого спросили, что бы он сделал, если бы увидел, что монах согрешает? Он ответил, что прикрыл бы его мантией. Это очень важный момент. Какой должна быть христианская норма отношения к людям? Многие считают, что главное для человека — быть правильным до черточки, что если существуют определенные нормы, то мы должны их требовать и от других, что мы должны быть беспощадными и жесткими к нарушению этих норм другими людьми. Но Господь наш не так судит. Те люди, которые стараются быть абсолютно правыми, которые считают, что их слова — абсолютная истина, которые считают, что они являются мерилом для всего, которые абсолютно справедливы и беспощадны к окружающим, к таким Господь Бог беспощаден и Сам!».

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

— Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

— Это очень много, брат.

— Тогда в течение одного года.

— Что ты? И этого много!

— Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

— Я убеждён, — ответствовал преподобный, — что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня».

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

«Замечательным примером для нас, верующих, является жизнь преподобных — этих великих святых. Много труда, много сил положили преподобные для приобретения духовных богатств. Они уходили в дебри, в пустыни, чтобы возгревать пламень, который касался их душ, постоянно стремиться к духовному совершенству…

Духовное совершенство — это постоянная, в продолжение всей жизни, хвала Богу, это постоянное горение духовного пламени. К такому совершенству и стремился преподобный Пимен Великий. По преданию, преподобный Пимен Великий, назидая своих учеников, говорил: „Кипящему сосуду не прикоснется муха, егда же остудит сосуд, всякие гады внидут в онь“. Так, преподобный призывал к постоянному памятованию о Боге, постоянному возгреванию огня молитвы. Это повествование является великим назиданием и для всех нас. И сегодня, в день памяти преподобного Пимена Великого, вознесем ему молитвы, чтобы он укрепил нас в исполнении его завета, возжег пламень горения Богу в душах наших, который мы будем постоянно возгревать молитвами великого преподобного».

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

« В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

« Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость».

Преподобный отче Пимене, моли Бога о нас!

Читайте также:  Трифон Печенгский: житие святого, день памяти, молитва

Храм Тихвинской иконы Божией Матери
в Алексеевском.
При использовании материалов
сайта активная ссылка обязательна.

Пимен Великий: житие святого, день памяти, молитва

День памяти: Август 27


Пимен Великий

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: “Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!” Мать смирилась и возвратилась домой.


Преподобный Пимен Великий

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: “Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией”. И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: “Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?” Старец отвечал: “Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”. Другой инок обратился к преподобному, сказав: “Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?” Старец отвечал: “Этого много”. Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: “Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние”. На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: “Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу”.

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: “Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день”. На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: “Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает”. И еще: “Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого”.

Преподобный говорил: “Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям”. “Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу”. Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: “Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу”, – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: “Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие”. Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: “Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!”

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: “Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать”, – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Житие Пимена Великого и день памяти святого, в чем помогает преподобный и икона

Отшельники и аскеты раннехристианского периода были основателями подвижнического служения Господу. Центром зарождения монашества был египетские пустыни. О Пимене Великом известно, что он был духовным наставником молодых монахов, приходивших к нему за советом из других общин. Его высказывания вошли в сборники православных апофтегм (афоризмов), являющихся концентрированной формой религиозно-философских воззрений.

Краткое жизнеописание

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.
Читайте также:  Роман Сладкопевец: житие святого, день памяти, молитва

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

Значение святого в православии

Прп. Пимен считается одним из основателей монашества. Его назидательные высказывания вошли в сборник новелл и изречений раннехристианских подвижников – «Азбучный патерик». В его нравоучениях есть обоснование сущности служения Богу человеком, ушедшего от мирской жизни в монастырь. Важны изречения святого, касающиеся нравственности и духовности христианина. В них емко и доходчиво дано объяснение, что следует делать верующему человеку, чтобы очистить помыслы от греховных побуждений.

Благодаря Пимену Великому были записаны апофтегмы «Отцов монашества», по которым можно судить о жизни первых отшельников, о проблемах, с которыми они столкнулись. Эти изречения были сказаны при определенных обстоятельствах, чтобы передать свой опыт подвижничества молодым монахам.

Иконография

На иконах святой изображен до пояса или в полный рост. Седовласый старец с седой бородой держит в руках свиток или обращает открытые ладони к молящимся. На преподобном часто длинный, до земли хитон и такой же длины накидка. Иногда он изображен в монашеском одеянии. В храме Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве образы преподобного можно увидеть в киоте на западном и восточном фасаде.

Почитание

Имя Пимен, в переводе с греческого, означает пастырь или пастух. Таковым был в жизни преподобный Пимен Великий. Причисление к лику святых в чине преподобный означает, что он был выдающимся из монахов. Наименование Великий дано в знак великого смиренномудрия, скромности, самоотверженности в служении Богу. День памяти святого преподобного Пимена отмечается 9 сентября по григорианскому стилю. В церкви прп. Пимена в Новых Воротниках день поминовения совпадает с празднованием освящения престола в его честь.


Преподобный Пимен Великий

Нынче в Египте не много христиан, а в VI‒V веках именно в этой мусульманской стране появлялись величайшие столпы веры и благочестия. Преподобный Пимен Великий стал одним из них.

Он родился около 340 года в благочестивой семье. Судить об этом можно хотя бы потому, что сразу три брата — Пимен, Анувий и Паисий — одновременно ушли в небольшой египетский монастырь, где приняли иноческий подвиг. О жизни последнего ничего не известно, а вот Анувий прославлен в лике святых как преподобный, пустынник Египетский (день памяти 5 июня). Анувий всю жизнь провел в одном скиту, а Пимен часто менял обители, дабы избегать людской славы.

Матери было тяжело лишиться сразу трех любимых сердцу чад, и поэтому она пришла к обители, чтобы повидать их. Однако двери келлий были заперты для нее. Она долго плакала у входа, но преданное Христу сердце не дрогнуло, и Пимен передал матери, что встречи не будет. «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, — сказал он через закрытую дверь, — то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Только после этих ободряющих слов мать со смирением ушла домой.

Преподобный Пимен своей жизнью подтвердил данное ему имя, в переводе с греческого означающее «пастырь, пастух». Он по-отечески наставлял и вразумлял своих учеников. А те, в свою очередь, записывали его подсказки и советы. Послушать благочестивого инока хотел и местный правитель, прослышав о его вере и добродетелях. Но Пимен не желал славы и смело отказал в просьбе.

Авва Пимен был очень простым человеком. Избегая говорить о возвышенном, он делился тем, что составляло основу жизни православного христианина. Он мог не удостоить вниманием разговор о чем-то заумном и сложном, однако если человек от души спрашивал, как бороться с душевными страстями, то радовался, что собеседник ратует о своем спасении, и долго поучал в том, как побеждать закоренелые грехи.

Однажды некий отшельник, прослышав о Пимене, поселившемся неподалеку с учениками, разозлился, ибо позавидовал ему. Однако авва Пимен не захотел оставить во грехе брата во Христе. Он отправился к нему с угощением и долго ждал старца под палящим солнцем египетской пустыни, потому что сердце его жгла скорбь за него. Видя этот подвиг и чувствуя незлобие преподобного Пимена, старец принял его. Он признал справедливым всё услышанное о нем, добавив, что видит «добрые дела во сто раз большие».

Преподобный Пимен сам устанавливал свою меру аскетизма и не требовал таких подвигов поста, какие совершал сам. Известно, что постился он очень строго, порой обходясь без еды больше недели. Но своим ученикам он советовал есть каждый день, не пресыщаясь. Правда, здесь уместно напоминание не только о еде. Прослышав о том, что некий инок ел раз в неделю, но злился на своего брата, святой со скорбью сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

110 лет прожил преподобный Пимен на земле, наставляя своих учеников и вдохновляя своим примером. Он отошел ко Господу около 450 года и вскоре после смерти был причислен к лику святых. Великим его стали называть в знак признания больших трудов смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Более двухсот изречений преподобного Пимена Великого было записано его учениками. При этом святой не только передавал изречения старших отцов, но также изрекал мудрые мысли из сердца. Вот некоторые из наиболее знаменитых его апофегм.

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям».

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

«Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает».

«Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Пимен Великий был очень смиренным. Он часто искренне восклицал: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

«Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией».

Ссылка на основную публикацию