Ольга: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы святым

Память: 11 / 24 июля

Княгиня Ольга, в крещении Елена называется “начальницей веры” и “корень Православия” в русской земле. Покровительница государевых людей. Ей молятся о детях, о воспитании их в вере и благочестии, о вразумлении неверующих детей и сродников, или попавших в секты.

Тропарь равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной великой княгине Российской Ольге, глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Молитва первая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков

Молитва вторая равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья равноапостольной великой княгине Российской Ольге

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Как и о чем молятся к святой Ольге покровительнице

Княгиню Ольгу еще называют «начальницей веры» и «корнем православия» на русской земле. Ее почитают не только в православной вере, но и в католической. Молитва святой Ольге помогает в разных нуждах всем, кто искренне взывает о помощи. Она является защитницей вдов, молодых матерей, поэтому всегда услышит их прошения.

Биография княгини

Исследования жизненного пути святой Ольги достаточно объемные, но дают противоречивую информацию. Люди, молящиеся ей, должны знать главные заслуги княгини, тогда молитва будет обладать мощной силой. Имя Ольга в переводе означает «мудрая», «священная». Это наложило свой отпечаток на жизнь великой правительницы. Она была сильной и могущественной, о чем говорили даже ее враги.

Молодые годы

Родилась княгиня на Псковской земле в 890 году. О ее родителях практически ничего неизвестно. Когда-то в этих краях охотился князь Игорь — единственный наследник Рюриковичей. Он увидел девушку, которая плыла в лодке, и очень удивился, потому что изначально принял ее за юношу. Незнакомка поразила его своей красотой, хоть и была одета в мужскую одежду, и острым умом, который проявила в беседе.

Со временем Вещий Олег, который стал опекуном князя после смерти его родителей, начал искать ему жену. Но сердце юноши было уже занято. Ему пришлась по душе псковская девушка. За ней послали гонцов, и Ольга со всеми почестями прибыла в Киев в 902 году. Тут и состоялась свадьба.

Обращение в христианство

Годы шли, а молодая жена не могла подарить своему мужу наследника. Моление и жертвоприношение языческим богам не давало результата. Это очень беспокоило княгиню, она переживала, чтобы супруг не начал искать себе другую. И начала ревностно молиться христианскому Богу.

Прошения были услышаны. Вскоре в семье родился мальчик, которого назвали Святославом. Князь был очень счастлив и одарил жену дорогими подарками. Ольга не оставила их у себя, а отдала в Киевский храм св. Пророка Ильи — первую христианскую церковь, которая существует и ныне.

Христианство на Руси

Язычество во времена княжеской семьи было еще очень сильным. Но борьба христианства с ним при Игоре и Ольге вступает на новый этап. Христова церковь в последние годы правления Игоря становится важной духовной и государственно значимой силой.

В быту уже широко применялась письменность на основе кириллицы, что также помогало глубже проникать христианству на Русь. Но Игорь не сумел сломать обычаи, так и остался язычником.

Некоторые исследователи считают княгиню виновной в смерти мужа, потому что она повысила дань, которую народ отказался платить. Будучи язычницей, Ольга долго мстила древлянам, которые лишили жизни князя Игоря. Но княгиня была наделена светлым и проницательным умом. Она наблюдала за непорочной жизнью христиан, пленилась истиной Евангелия.

Крещение

Княгиня с момента помощи ей в рождении ребенка сильно уверовала в Господа. Государственные дела с другими странами, особенно с Византией, также раскрывали ей таинства другой, не языческой религии.

Но только в возрасте 60 лет она приняла крещение с именем Елена. Случилось это в Константинополе, куда княгиня прибыла со своей свитой в числе ста человек. Сам патриарх благословил ее крестом, который был вырезан из дерева Креста Господня. Надпись на нем говорила о том, что вместе со святыней воскресла Русская земля.

Вернувшись домой, Ольга начала действия по распространению и укреплению христианства. Они заключались в следующем:

  • борьба с язычеством — княгиня проповедовала христианское учение;
  • строение храмов — деревянная Софийская святыня, храм Благовещения в Витебске, собор Святой Троицы в Пскове.

Софийский храм был освящен в 960 году. Но в 1017 году он сгорел. К христианской вере Ольга пыталась склонить своего сына. Но Святослав не принял ее. Считал, что тогда его не примет дружина, поэтому так и остался язычником.

Главная заслуга святой — это крещение всей Руси. Его провел внук княгини — Владимир. Он выполнил эту величайшую миссию по наставлению своей бабушки. Верующие по этой причине часто произносят совместную молитву святой Ольге Покровительнице и Владимиру.

Последние годы

Прожила княгиня 80 лет. Умерла 24 июля. Этот день является днем ее памяти. Ольга жила, умерла и погребена была как христианка. По преданию, когда Владимир извлек ее останки, они были нетленными. От них исходило сияние.

Мощи были помещены в Десятинную церковь в Киеве под специальный саркофаг, чтобы все верующие могли преклониться перед ними. Но со временем нетленные останки были утеряны. В 1547 году ее причислили к лику равноапостольных святых. За все существование христианства такого звания удостоилось всего 5 женщин, в число которых вошла и княгиня.

Кому помогает святая

Зная, в чем помогает молитва святой Ольге, можно получить сильную поддержку и помощь. Часто ей молятся матери о детях, чтобы иметь возможность:

  • зачать и родить здорового ребенка;
  • воспитать его в вере и благочестии;
  • вразумить неверующее дитя, или тех, кто попал в секты.

Особенно святая помогает матерям, которые просят за своих сыновей. Она защитит их от разных бед и напастей, поможет жить честно и поступать по справедливости. Существуют отзывы о помощи святой в личной жизни.

Она сводит на нет возникшие конфликты. Помогает найти выход из сложной ситуации. Ольге также молятся о помощи в замужестве, об укреплении брака, о даровании сил пережить трудные времена. Ее считают своей покровительницей женщины, занимающие руководящие посты.

Молитву равноапостольной княгине Ольге могут читать вдовы. Она смягчит горечь утраты, поможет найти силы для борьбы с унынием, даст возможность заново обрести смысл жизни. Прошение перед иконой способствует получению житейской мудрости, научит правильно принимать решение в жизни. Обращаются к святой также об укреплении веры.

Правила моления

Молиться святой можно каждое утро или в любой ситуации, когда человек нуждается в поддержке. Молитвы нужно произносить перед ее иконой. Приобрести образ можно в церковной лавке. Он послужит мощным оберегом в доме, который будет отталкивать нечистые силы, недоброжелателей и разные беды.

Если лик святой приобретен в ювелирном магазине, стоит освятить его в церкви и проверить, каноническое ли изображение на иконе. Образ можно разместить в красном уголке в доме, повесить на стену или положить на книжную полку. Предварительно перед ним зажигают свечу.

Чтобы равноапостольная Ольга быстрее откликнулась, стоит придерживаться таких рекомендаций:

  • остаться наедине и настроится на нужный лад;
  • просить только о чем-то значимом;
  • очистить свои помыслы;
  • произносить молитвенный текст от всего сердца, с непоколебимой верой и смирением в душе, вдумываясь в смысл слов;
  • не использовать в голосе требовательные нотки.

К специальным молитвенным текстам можно добавлять собственные слова. Молиться можно не только за себя, но и за близких. Не стоит ждать мгновенного результата от священных слов. Нужно набраться терпения и продолжать ежедневно молиться, не обвиняя никого в неудачах. Если помощь не приходит, стоит проанализировать свое поведение. Возможно, человек делает что-то не так. После получения желаемого результата необходимо высказать слова благодарности.

Молиться можно также в храме. Сейчас во многих церквях есть иконы святой, к которым можно обратиться.

Какие молитвы читать

Молитвы первопрестольной княгине Ольге обладают большой силой. Священный текст для моления выбирают согласно целям. Можно использовать несколько молитв для прошения.

На каждый день

Существует краткая молитва, которую нужно повторять ежедневно. Звучит она так:

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Ольга, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

В день именин

Народная мудрость гласит, что жизнь человека течет в соответствии с именем, которое ему дано. Оно определяет характер личности и указывает путь, по которому стоит двигаться. Часто, чтобы понять значение своего имени, стоит поинтересоваться фактами из жизни святого, в честь которого назван человек.

Пресвятая Ольга является заступницей всех, кто носит такое же имя. Она определяет их жизненный путь. Святая поддерживает их во всех делах, уберегает от опасностей. Женщинам с именем Ольга стоит написать священные слова на листе бумаги и носить с собой. Молитва святой княгине Ольге в день ангела содержит такой текст:

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердпго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, нецклоннаго исполнения заповедей Божиих и усавов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворенияе воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Каждая женщина, именины которой приходятся на 24 июля, должна иметь икону княгини у себя дома. Она станет настоящим спасением для всех, кого зовут Ольга. Люди могут обращаться к святой перед начинанием любого дела, в любом месте и состоянии. Можно купить совсем маленькую иконку, которая помещается в сумочке или кошельке и будет всегда находиться вместе со своей владелицей.

Читайте также:  Иоасаф Белгородский: житие святого, день памяти, молитва

Обращение за помощью

Люди часто взывают о содействии Высшие силы, когда находятся в сложной ситуации. Помогает верующим и княгиня. Главное, чтобы прошения были искренними и имели благие намерения. Молитва святой Ольге о помощи звучит так:

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

О замужестве

Святая помогает женщинам найти своего суженного, удачно вступить в брак и сохранять любовь на протяжении длительного времени. Молитву равноапостольной княгине Ольге читают с полной ответственностью. Звучит она так:

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы Сергию Радонежскому

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых в нашей стране. Мощи преподобного являются источником душевных и телесных исцелений для тех, кто обращается к нему за помощью. Многие верующие в сложных обстоятельствах читают молитвы Сергию Радонежскому, рассчитывая на покровительство и поддержку.

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;

6 июля – Собор Владимирских святых;

18 июля – Обре́тение честных мощей;

19 июля – Собор Радонежских святых;

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых;

8 октября – Преставление.

Житие святого

Будущий святой родился в селе под Ростовом. Точная дата неизвестна – 1314 или 1322 год. При крещении мальчика назвали Варфоломеем.

Когда ребенку исполнилось 7 лет, его отдали учиться грамоте. Но учеба давалась тяжело. Однажды в лесу Варфоломей повстречался со старцем, который угостил его просфорой и предсказал, что с этого дня он станет учиться с необыкновенной легкостью. Так и случилось.

Особенно Варфоломей пристрастился к чтению Священного писания. Мальчик стал поститься, воздерживаться от еды в среду и пятницу и много молиться.

Через некоторое время семья переехала в город Радонеж. Когда умерли родители, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушел на пустынное жительство. В глуши они соорудили себе хижину, а затем построили маленькую церковь. Впоследствии она была освящена во имя Святой Троицы.

Вскоре брат, ощутив все тяготы пустынной жизни, уехал. Варфоломей же принял постриг под именем Сергия. Он жил в глуши в полном одиночестве. Пропитание составляли хлеб и вода. К нему стал приходить медведь, с которым тот делился своими скудными припасами.

Не один раз к подвижнику являлись бесы, но тот побеждал их силой молитвы. Молва о его духовных подвигах распространилась, и вскоре вокруг него начинает селиться братия. Новопришедшие учились у Сергия пустынножительству, молитве, тяжелому труду. Предположительно, в 1342-1344 гг. подвижник стал игуменом этой обители, знаменитой впоследствии Троице-Сергиевой лавры.

Сергий совершил множество чудес. По его молитвам забил источник с водой. Он исцелял людей, изгонял бесов. Однажды к нему приехал безутешный отец с больным мальчиком. В келье Сергия ребенок умер, но молитва подвижника вернула его к жизни.

К преподобному явилась сама Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном и пообещала, что будет покровительствовать обители. Свидетелем чуда был келейник, преподобный Михей.

Слава об удивительном молитвеннике росла и дошла до Константинополя. Константинопольский патриарх Филофей благословил его деяния.

Сергий основал еще несколько обителей: Благовещенский монастырь на реке Киржач, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Митрополит Алексей чрезвычайно почитал Сергия, поручил ему дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако тот отказался от высокого церковного поста.

Преподобный представился Богу 25 сентября 1392 года. Накануне он обратился к братии со следующими словами:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную.

В каких случаях молятся Сергию Радонежскому?

Священнослужители считают, что любые просьбы, обращенные к святому, не остаются без ответа. Читая молитвы преподобному Сергию Радонежскому, верующие получают помощь:

  • в исцелении болезней;
  • в учебе;
  • в воспитании детей подросткового возраста;
  • в решении сложных жизненных вопросов;
  • в усмирении гордости.

Чаще всего молитвы святому Сергию Радонежскому с просьбой о помощи читают студенты накануне сдачи экзаменов. Эпизод из его детства, связанный со встречей со старцем, который предсказал ему успехи в учебе, и служит основанием для молитвенных обращений многих поколений учащихся. Молиться могут как сами школьники и студенты, так и их родители.

Молитву Сергию Радонежскому о помощи в делах лучше всего читать в храме перед его иконой. На территории нашей страны огромное количество церквей в честь преподобного. Особенно сильной будет молитва около мощей святого, которые находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад в Московской области).

Тексты молитв Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Добродетелей подвижник, ты, как истинный воин Христа Бога, против страстей крепко подвизался в жизни временной, в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: Его действием ты украшен светло. Но имея дерзновение ко Святой Троице, поминай стадо, собранное тобой премудро, и не забудь, как ты обещал, посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Кондак, глас 8

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Перевод: Любовью ко Христу уязвленный, и за Ним с неуклонной волей следуя, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и как солнце Отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий Богомудрый!

Молитва первая

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Молитва вторая

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы, на земли́ ни́зу, удалены́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́, на Небеси́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Житие и величание святого благоверного князя Даниила Московского

Биография Даниила Московского

Одним из особо почитаемых образов в Православной Церкви является благоверный князь Даниила Московский. При жизни святой занимался созиданием и гармонизацией мира сего.

Читайте также:  Паисий Святогорец: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы князю Даниилу Московскому защищают от войны

Детство и юность

Как сказано в предании, Даниил Московский был младшим сыном великого полководца Александра Ярославича Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Точной информации о дате рождения будущего святого нет. Одни источники говорят, что мальчик появился на свет 8 января 1261 года, другие – в самом конце 1261 года. Нарекли младенца именем Даниил (часто встречается Данила) в честь христианского аскета святого Даниила Столпника.

Когда младшему сыну исполнилось 2 года, великий полководец Александр Ярославич Невский погиб. Жена его приняла постриг под именем Васса в Успенском монастыре во Владимире. Хотя некоторые исторические летописи свидетельствуют, что княжна Александра Брячиславна умерла вскоре после гибели мужа.

Младший сын семьи попал под опеку старших братьев. Разделив отцовское наследство и выделив младшему отроку самое маленькое и бедное на то время Московское княжество, братья передали опеку над Даниилом дяде своему – тверскому князю Ярославу. Первые годы жизни мальчик изучал грамоту, Ярослав хотел научить ребенка военному и политическому искусствам. Но малец больше внимания уделял храму Божиему. Любую свободную минуту он проводил в общении с Господом Богом, часто посещал храмы и слушал молитвенные речи и песнопения.

В 1672 году, когда мальцу едва исполнилось 11 лет, умер его опекун. Отрок вынужден был переехать в Москву и приступить к правлению. Первый приказ юного правителя был связан с реконструкцией Кремля. Именно в тот период было положено начало строительству Спасо-Преображенского собора.

При жизни святой занимался созиданием мира

Миролюбивая политика праведника

Несмотря на юный возраст, князь крепко взялся за дело. Он сразу же искоренил казнокрадство и пересмотрел систему налогообложения. Даниил много времени посвящал общению с народом. У самых стен Кремля отвели место для организации торговых дел. При его правлении Красная площадь приобрела статус украшения Москвы.

По приказу правителя построили соединяющую все торговые пути Большую ордынскую дорогу, полуразрушенные деревянные церкви заменили возведенными из камня храмами. Каменные монастыри служили не только Божией обителью, но и убежищем для мирян во время вражьих противостояний.

За время его правления бедное княжество существенно преобразилось в первопрестольную столицу. Даниила стали величать великим князем Московским. Правитель отличался миролюбивостью и добротой, все конфликты он старался решать мирным путем без кровопролитий. Так, 1301 год считается переломным в отношениях дворян. Выступивший на общем съезде князь Московский предложил объединиться и прекратить все противостояния.

После смерти Ивана Дмитриевича, князя Переяславского, Даниил Московский стал наследником земель его. Произошло это событие в 1302 году. Переяслав на тот период был больше Москвы, но благоверный князь не стал переносить столицу. С того самого момента князь Даниила Московский начинает вести миролюбивую политику по объединению земель русских.

Московское княжество при правлении сына Александра Ярославича Невского

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранилось очень мало информации. Имя жены его не упоминается в сохранившихся до наших дней исторических летописях. Однако в «Русской родословной книге», составленной Петром Владимировичем Долгоруковым, говорится, что звали ее Евдокией Александровной.

Имена и судьбы дочерей княжьих – неизвестны. Во времена правления князя Даниила было не принято сохранять в летописях биографии женщин. А вот сыновей было пятеро. Носили они имена Александр, Афанасий, Борис, Иван и Юрий.

Монашество и последние дни

По достижении 41 года князь Московский оставил престол и принял схимнический сан. Всю свою дальнейшую жизнь Даниил посвятил служению Господу Богу. Но монашеская жизнь бывшего правителя продлилась недолго. В 1303 году Даниил Московский умер от поразившей его болезни.

Тело князя предали земле на кладбище близ Данилового монастыря. Со временем кладбище перестали посещать люди. Заброшенные могилы стали никому не нужны. Спустя несколько лет не удалось найти и могилу великого князя Московского.

Видео «Житие Даниила Московского»

В этом видеосюжете представлена краткая биография будущего святого и описаны годы его правления землями русскими.

Память и почитание

В 1652 году случилось чудо – нетленные мощи благочестивого князя явились миру. Согласно указу царя Алексея Михайловича, останки святого переместили в храм Семи Вселенских соборов. Дата обретения мощей святого припадает на 12 сентября. В этот день принято почитать память святого.

Другие дни памяти Даниила Московского приходятся на 17 марта и 1 сентября. Последняя дата переходящая, поскольку именно тогда празднуют православный праздник, именуемый Собором Московских святых.

Иконы с ликом святого

В иконографии Даниила Московского изображают в княжеском одеянии, поверх которого надето монашеское облачение. Чаще всего изображение поясное. В руках благоверного князя макет построенной им святой обители.

В иконографии Даниила Московского изображают с макетом святой обители

Нередко святого изображают со Священным писанием в руках. В верхнем левом углу показана Святая Троица, на заднем фоне отчетливо видны очертания Московского Кремля.

Значительно реже в храмах Божьих можно встретить иконы, где Даниила Московский представлен вместе с отцом своими – великим полководцем Александром Невским.

Даниловский монастырь

В списке наследия особое место отводится Даниловому ставропигиальному мужскому монастырю, расположенному на правом берегу Москвы-реки. Святая обитель была возведена при благочестивом князе. Предположительно, закладка первого камня будущей обители произошла в 1282 году, когда Даниил пытался наладить отношения между братьями родными Андреем Городецким и Дмитрием Переяславским.

Свято-Данилов монастырь не раз разрушался, реконструировался и перепрофилировался. В 1982 году, согласно указу Леонида Ильича Брежнева, святыня была передана Московскому патриархату. В настоящее время архитектурный ансамбль святой обители включает в себя:

  • собор Троицы Живоначальной;
  • храм во имя свв. Отцов Семи Вселенских соборов;
  • храм преподобного Симеона Столпника;
  • Синодальная и Патриаршая резиденция.

Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого

Когда престол занял Иоанн III, одному из его соратников явился во сне Божий посланник и велел передать правителю не забывать о вере христианской. Вспомнив о благочестивом предшественнике своем, Иоанн III велел провести поминальные храмовые службы.

Второе явление святого снизошло на сына Иоанна III князя Василия. Один из его соратников по фамилии Шуйский стал на надгробную плиту, чтобы взобраться на коня. Вставший на дыбы конь, скинул наездника на землю и придавил весом своего тела. Конь умер в ту же минуту, а всадник остался искалеченным. Шуйского привезли к мощам святого, где он покаялся. Божий угодник простил и исцелил калеку.

Видение Божиего угодника боярину Шуйскому

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Прославившийся своей миролюбивостью и справедливостью князь Даниил помогает разрешать разногласия, споры и конфликты. Пред иконой с ликом святого просят защиты от врагов, сплетников и недобрых людей. Также можно читать молитвы о защите жилища от воров. Святой образ покровительствует военным и судебному приставу.

Даниил Московский считается покровителем земель русских. К Божьему наставнику часто обращаются с молитвами о защите родного края от войны. Святой образ несет мир и благополучие в души и сердца христиан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О молитве к прп. Агапиту Печерскому

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Агап ит был од н им из первых насельников Киево-Пе черского монастыря .

Святой обладал дар ом благодатного врачевания и прославился как безмездный врач (т.е. бес сребреник , не требующий платы либо воздаяния за оказанную помощь ).

Сохранилось несколько молитв ко преподобному Агапиту .

Икона прп. Агапита Печерского

Содержание страницы

Молитвы

Молитва 1-я

Преподобне отче Агапите ! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней . Ты горе на небеси , мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани , угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие , суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех , больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление , бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою прит екающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии , исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя , и ихже отцем всепомоществовал еси , не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу , припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова , идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши , прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго , Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Полезные материалы

Молитва 2-я

О всеблаженне Агапите , земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление ; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго , к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну , в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди , блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие , и к вечности преселение , не лиши нас помощи твоея небесныя , но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое з a ступление во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О преподобне и Богоносне отче наш Агапите !

Слуго Божий преизряднейший , чудотворче и врачу всемилостивый, всем с верою и любовию тя призывающым скорый помощниче и теплый заступниче . Яко светильник пресветлый, ты просиял еси житием добродетельным в горах Киевских на пажити Богоматери: темже припадающе к раце многоцелебных мощей твоих, со страхом покланяемся и любовию лобызаем, из глубины сердца к тебе взываем: помози нам, угодниче Божий, помяни нас пред Господем и испроси нам от него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждующим скорое исцеление подаждь , путешествующим заступление , скорбящим утешение, бедствующим помощь и избавление и вся потребная ко спасению.

Яко да твоими, отче, святыми молитвами получивше благодать и милость от всемилостиваго Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, возвеличим и прославим препетое имя Его, Емуже со Отцем и Святы м Духом слава и держава во веки . А минь.

В чем помогает преподобный

Когда обыкновенные медицинские средства: диагностика, лечение, реабилитация — не принося т желаемого результата , христиане обращаются к Богу и Его святым угодникам.

Преподобному Агапиту молятся:

  • в период восстановления после травм ;
  • п ри заболеваниях глаз и зрения ;
  • п ри онкологических заболеваниях ;
  • п ри неизвестных, недиагностируемых заболеваниях ;

Особенное же внимание православных христиан обращено на недуги душевные — греховные страсти, гнездящиеся в душе и, подобно телесным болезням, отравляющие жизнь как их носителей , так и окружающих.

Поэтому, молясь об исцелении от телесных болезней, христиане в первую очередь искренне раскаиваются в своих грехах, а также просят Бога и святых об избавлении от душевных недугов и греховных страстей.

Почему преподобному Агапиту молятся об исцелении

По учению Православной Христианской Церкви, ничего в жизни людей не происходит без воли и промысла Господа Бога, Который непрестанно заботится о всех живущих и ниспосылает то, что наиболее полезно и спасительно для каждого конкретного человека в данный период времени. То же самое относится и к болезням. Верующие люди воспринимаю их как естественное последствие своей греховной жизни, а также как испытание своей веры, призванное научить человека терпению, смирению и покаянию.

Однако, даже при таком восприятии болезней, естественным желанием любого человека является исцеление, освобождение от гнетущего недуга и возвращение к полноценной жизни.

Поэтому, первым и главным средством исцеления для верующих людей является молитва, восполняющая, усиливающая, а порой и исправляющая любое медицинское лечение.

Молиться принято, в первую очередь, Господу Богу, — причем молиться с покаянием, осознавая болезнь последствием своих грехов.

Помимо этого, принято молиться и Божией Матери, а также святым чудотворцам. Особое место в ряду святых, к которым обращаются в болезнях и недугах, занимают угодники Божии, еще при жизни прославившиеся лечением людей: как обычными медицинскими средствами, так и силой молитвы и Божественной благодати.

Читайте также:  5 сильных молитв Святому Духу

П рп . Агапит – один из таких святых .

Житие святого

Преподобный Агапит Печерский

Св. Агапит по происхождению был киевлянин . Он был современником прп . Антония Печерского (Х I в.) и поступил в монастырь , как пишет свт .Д имитрий Ростовский, чтобы принять монашество и исцелиться от душевных недугов . Получив просимое , Агапит остался на послушании у прп . Антония .

Будущий святой видел, как преподобный Антоний помогал недужным : каждому давал немного травы , которую сам уп отреблял в пищу , и усердно молился о них Богу. Подражая своему старцу, преподобный Агапит начал усердно служить немощным братьям и молиться о них. Приходящих же в монастырь мирян святой врач, как и его наставник, лечил травами и молитвой .

Вскоре слава о новом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределы Киева.

Житие святого сохранило рассказ о зависти и нападках на святого со стороны одного киевского лекаря, армянина. Врач этот отличался тем, что безошибочно предсказывал день смерти больного и вследствие этого отказывался лечить обреченных. Узнав о безмездном враче, исцелявшем даже тех, кому армянин предсказывал неминуемую смерть, киевский лекарь воспылал гневом и завистью на преподобного . Не сумев опорочить и осмеять святого, армянин подослал к нему убийц с чашей яда. Но яд нисколько не навредил святому .

Уже на смертном одре, сам тяжело болея, преподобный Агапит показал нечестивому врачу свои травы и рассказал, что исцеляет исключительно силой Божией. Армянин предсказал, что святой умрет через три дня, пообещав в противном случае принять православие и стать монахом, подобно святому Агапиту .

Безмездный врач посрамил надменного лекаря. П рожив после болезни еще три месяца , святой мирно преставился около 1095 года.

Вскоре лекарь снова пришел в монастырь , раскаиваясь в прежних заблуждениях и прося постричь его в монашество .

М ощи святог о покоятся в пещерном Введенском храме Л авры.

Традиционное иконописное изображение святого — с пучком трав в одной руке и с сосудом целебного снадобья в другой.

Ольга: житие святого, день памяти, молитва

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина, чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

— Так недоступна! Так нежна! —

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье — лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенные в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе. Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе конечно же была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

Святая равноапостольная Нина

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины было сложным и опасным, да и могло ли бы легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы, и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловской), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ, родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой) и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Ссылка на основную публикацию