Равноапостольная Нина , просветительница Грузии
День памяти
Житие
Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклитианом (284–305 гг.).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.
Богослужения
Молитвы
Тропарь равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю/ и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая,/ пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я pавноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Хpиста́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слова Божия служительница, в апостольской проповеди первозванному Андрею и прочим Апостолам подражавшая, просветительница Иверии и лира Духа Святого, святая равноапостольная Нина, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2
Прииди́те днесь вси́,/ воспои́м избра́нную от Христа́/ равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва,/ му́друю благове́стницу,/ лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живота́ и и́стины,/ Богома́тере учени́цу,/ усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу,// Ни́ну прехва́льную.
Перевод: Придите сегодня все, воспоем избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, Богоматери ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
Величание равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная Ни́но,/ всю страну́ Иверскую све́том Ева́нгелия просвети́вшую // и ко Христу́ приве́дшую.
Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его в плод мног! Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку твоему́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный Крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми власы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огради́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вразуми́ враго́в Святы́я Це́ркви Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует правосла́вному наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят Всесвято́е Его́ и́мя ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Канон святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
Песнь 1
Ирмос: Спасе люди чудодействуяй Владыка, мокрую моря волну оземленив древле; волею же рождся от Девы, стезю проходну Небесе полагает нам. Егоже, по Существу равна же Отцу и человеком, славим.
Отверзи устне мои, Христе Боже, да восхвалю деву равноапостольную и проповедницу Нину воспою, и просвети ум мой, да достойную цветы словес украшу по достоянию.
Речи чуждых ти племен уразумела еси, прехвальная Нино, и, от Духа Свята умудрена бывши, в видении Самаго Господа узрела еси. Темже в земли неплодней, Богомудрая дево, люди Иверския ко Христу привела еси.
Жестосердыя варвары, кумиром служащия, яко голубица, от запада воспарившая, любовию твоею обратила еси ко Творцу и, благодатию обновленныя, невесто Христова непорочная, Жениху твоему обручила еси.
Богородичен: Сосуд благостыни Твоея, Пречистая Дево Богородице, бысть святая дева и страну, жребием Тебе свидетельствовану, просвети. Сего ради молим Тя: сию приими с Тобою в молитву о вопиющих Тебе: помилуй жребий Твой.
Песнь 3
Ирмос: Призри на пения рабов, Благодетелю, врага смиряя вознесенную гордыню, носяй же, Всевидче, греха превыше, непоколеблемо утвержденныя, Блаже, певцы основанием веры.
Милосердия ради Своего милостивно помянув нас, усердну благовестницу содела тя Бог, жену сущу, мужеским смыслом украшену, и исполнену Духа Свята яви нам, и твоею проповедию о Христе, чрез веру в Него, нас усыновил есть.
Покрывало от сердец наших безчувственных отпаде, отягченный слух наш от гласа проповеди твоея открыся, омрачение ума нашего разсеяся светом учения Христова, тобою возвещеннаго, о святая равноапостольная Нино, доблественная ученице Христова.
Покланявшиися иногда кумиром и пребывавшии во тьме нечестия от лести идольския твоим пришествием, блаженная Нино, свободишася, Армаз же вострепета, егда гром возгреме, и неистовства Задена престаша.
Богородичен: Тобою, Богородице Дево, от рова нечестия подъяти быхом, егда Ти угодно быстъ просвещение наше женою сотворити, повнегда же изыти нам от купели святыя, познахом Сына Твоего и Бога нашего блаженною Ниною.
Седален, глас 2
Якоже солнце незаходимое, Солнца Правды — Христа Бога проповедница, светозарная звезда, светлый вселенныя светильник, неоцененное сокровище Иверския страны, днесь Нина в земли нашей сияет и благоухает, наставница наша, равноапостольная раба Христова.
Песнь 4
Ирмос: Рода человеча обновление древле, поя, пророк Аввакум предвозвещает, видети неизреченно сподобився образ: младый Младенец бо из горы — Девы изыде, людей во обновление, Слово.
Якоже лев, безстрашна пребывши, крепце Христа Бога проповедала еси: парфян силою чудес уловила еси, Гаианию же и Рипсимию подвигом доблественнаго их мученичества в дар Христу принесла еси. Той же сохрани тебе самую, во еже просветити тобою Иверскую страну.
Якоже орел, во очию твоею возобразила еси Иверскую страну нашу, преславная Нино, и, святою ревностию по Бозе разжегшися, святым Евангелием сию просветила еси.
Власть имущи разгнати мглу, мудраго царя просветила еси, равноапостольному царю Константину уподобльшися, наставнице наша и врачу смысленный. Сего ради ублажаем имя твое, дево, проповеднице Христа, великая равноапостольная Нино.
Богородичен: От лести идольския Тобою, Богородице, избавлени бывше людие Иверстии, ихже Тебе жребий показа, и, благовестием преподобныя матере нашея Нины озарени бывше, взывают к Тебе: избавление наше, спаси ны, Мати Христа Бога.
Песнь 5
Ирмос: Из нощи дел омраченныя прелести очищение нам, Христе, бодренно ныне совершающим песнь, яко Благодетелю, прииди, подаваяй удобну стезю, по нейже востекающе, обрящем славу.
Падоша идоли во стране Иверстей и создашася храмы Господни тобою, мати наша. Мы же, чада Сиона, тобою просвещени бывше, днесь прославляем Триипостасное Божество, славим Честный Крест Христа и чествуем цельбоносный хитон Его.
Сынове тех, иже от дней столпотворения Вавилонска злочестием пленени быша и песнь Господню воспевати не разумеша, ныне изшедше от святыя купели, глаголют: во Христа облекохомся, во Христа крестившеся.
Егда царствова фараон над египтяны, тии, во тьме египетстей седяще, истинному Богу служити не могоша; днесь же мы, чада Сиона, Ниною избавлени бывше, радостно поим Господеви.
Богородичен: Егда приспе ко мне врач, Пресвятая Богородице, тогда востах от одра моего, немощствуяй, и преподобною Ниною избавихся от лести идол нечистых, сия род Иверский взывает, глаголя: воспеваю Тя, упование мое, Мати Божия.
Песнь 6
Ирмос: Обитая Иона в преисподних морских, приити моляшеся и бурю утолити; унзен же аз мучащаго стрелою, Христу воспеваю, зол губителю, скоро приити Тебе к моей лености.
Возсиявшу свету от запада, престани, севере, и повей, юже, солнце бо восходит разгнати мглу, и близ есть дхновение теплоты, во еже таяти леду: се грядет проповедница Христа, Нина святая.
От тьмы идольския избавлени бывше тобою, равноапостольная Нино, вси людие Карталинстии воспевают тя и умиленно взывают: отжени от нас злобу, диавола же и супостаты наша порази.
Уготованная тобою при столпе животворнем и месте хранения хитона Господня купель святая не мертвит младенцы, но сия возраждает, елеем святым умащающи. Темже вопием ти: радуйся, дево, равноапостольная Нино.
Богородичен: Надеждо непостыдная надеющихся на Тя, едина, рождшая паче естества плотию Христа Бога нашего, Того со блаженною Ниною моли подати Иверстей стране утверждение и преспеяние в вере и всем нам прежде конца жития исправление.
Кондак, глас 2
Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
В гуслех духовных да восхвалится мудрая проповедница, Иверии просветительница, в купели Крещения избранными пастырьми освятившая люди, жребием свидетельствованныя, равноапостольная, возлюбленная раба Христова, яже десять заповедей Божиих прият, якоже Моисей Боговидец. Приидите убо, днесь ублажим песньми усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.
Песнь 7
Ирмос: Всецаря любовию уловленнии, отроцы укориша безчисленно ярящася мучителя злобожное языковредие. Имже повинуся огнь многий, Владыце глаголющим: во веки благословен еси.
Чертози царя и царицы яко пленницу и странницу тя призреша, обаче и сия от плена преисподняго благодатию Христовою привела еси ко Христу Богу, Нино равноапостольная, благовестнице спасения.
Внегда воздвигнути тебе столп святый и воздеяти руце твои, устрашишася силы диавола и со трепетом бежаша, возрыдаша горько. Мы же вопием: благословен еси, Христе Боже, во веки.
Возвещаемым словесем твоим, падоша ниц людие, яко от гласа труб царевых, и царства и царие вострепеташа, глаголюще: о пленнице и пленных свобождение! Буди благословено пришествие твое.
Богородичен: Яве предреченная пророки, Мати Божия, Пренепорочная Дево Марие, пребыванием Твоим во Египте с Богомладенцем Иисус Христом истуканы египетския сокрушила еси до оснований и Ниною потребила еси кумиры Карталинии, буди благословенна, Приснодево.
Песнь 8
Ирмос: Утробу неопально образуют Отроковицы иже в Ветсем опаляемии юноши, преестественно раждающую запечатленну; обоя же содевающи чудодейство едино, люди к пению возставляет благодать.
Памяти святыя Нины подобает празднество. Приидите убо, вернии, Христу, прославим и возблагодарим милостиваго Бога. Роди же, и племена, и чада Сиона, в духовней радости торжествуйте купно с нами, глаголюще: слава проповеднице Христа и Бога нашего.
Радуйся, страно Карталинская, от Нины венцем Христовым венчанная, светися и благоукрашайся: призывает бо ны равноапостольная святая Нина, светом Господним вся озаряющи.
Ты заповедала еси нам, равноапостольная, веру свято блюсти, ейже новообращенныя люди научила еси. Сего ради вертограды, яже насадила еси в духовней пастве твоей, посети и утверди.
Богородичен: О Мати Христа Бога, Творца сущих, сподобльшийся Тобою жизни вечныя род Карталинский храни молитвами Нины блаженныя.
Песнь 9
Ирмос: Любити убо нам яко безбедное страхом удобее молчание; любовию же, Дево, песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть. Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
Вожделенна нам память твоя, дивно чудодейство твое, свято житие твое — вся нам бывают во благо тобою, Нино целомудренная.
Приятелище мощей твоих, благодать источающих, утверждение есть стране Иверийстей. Сего ради и взывает к тебе: блаженная Нино, охраняй нас твоим заступлением.
Проповеднице и просветительнице, призри на пение наше умиленное и умилостиви к нам Господа, не попусти нам, хвалы твоея ревнителем, во гресех погибнути и, предстоящи Престолу Божию, моли Христа Бога спастися душам нашим
Богородичен: Услыши моления наша, Мати Божия, и преподобныя Нины заступлением отжени от нас вся искушения, даруй нам милость Твою и победу на враги.
Светилен
Равноапостольная проповеднице и благовестнице Христова, от навет вражиих избавляющая ны! Аще и в недрех земли сокровена еси от очию нашею, обаче жива пребываеши у Престола Христа Бога нашего. Буди убо заступница усердно чтущим тя.
Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва
Святая равноапостольная Нина — 27 января день памяти: житие, иконы, молитва
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.
«Умей нести свой крест и веруй»
Литературные образы
Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.
Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина, чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».
Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».
Всему внимая чутким ухом,
— Так недоступна! Так нежна! —
Она была лицом и духом
Во всем джигитка и княжна.
Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.
Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!
Смерть окончанье — лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!
В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.
К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.
Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.
Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».
Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.
Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».
Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?
История большая и малая
Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.
Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе. Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.
Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.
Святая равноапостольная Нина: житие
Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.
Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.
Святая равноапостольная Нина
В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.
Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.
Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?
Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).
Святые наших дней
Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.
Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.
Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.
Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.
Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.
Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.
Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.
Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.
Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».
В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.
Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.
Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ, родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.
Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).
Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.
Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.
Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.
«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.
Святая Нина
27 января – день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
27 января Церковь празднует день памяти святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии.
Нина – значение имени
Если в России самым популярным именем весь двадцатый век было имя Татьяна, то в Грузии не только было, но и остается первым, любимым и самым распространенным имя Нина. Каждый месяц число грузинских женщин пополняется 250-ю новорожденными Нинами. Безусловно, такая популярность связана со святой равноапостольной Ниной, которая принесла на иберийскую землю христианство. Именно святую Нину почитают просветительницей и покровительницей Грузии. Оттуда имя перекочевало в Россию. По статистическим оценкам в России имя Нина стоит на шестнадцатом месте – чуть уступая по популярности имени Юлия, но опережая Марию. Так что же значит имя Нина?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Этимология слова сложна, к тому же корни этого слова встречаются сразу в нескольких языках. Так в шумеро-аккадской мифологии существовало с десяток богинь, имена которых были составными и начинались с корня «нин»: Нинлиль (владычица, повелительница бурь), Нинхурсаг (госпожа-мать) Нинмах (великая госпожа) Нинту (рождающая госпожа). В иврите находим оба варианта: и «нин» נין (правнук), и «нина» נינה (правнучка). Окончания имен в некоторых романских языках также заучат как «нина».
Житие святой Нины
Сионский кафедральный собор в Тбилиси
Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Отец находился на военной службе при императоре Максимиане и, как говорят, крестил галлов. Святую Нину воспитывали в благочестии и христианской добродетели. Ее мать, Сусанна, приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию. Поэтому, когда святой Нине исполнилось двенадцать лет, по договоренности вместе с родителями она отправилась в Иерусалим. Там ее отец Завулон получил благословение стать отшельником в пустыне, Сусанна – диаконисой при храме Гроба Господня, а святая Нина была передана на поруки и для обучения благочестивой старице Нианфоре. От нее, диаконисы Гроба Господня, девушка, которая много и внимательно читала Священное Писание, узнала подробности судьбы Хитона Господня. Как рассказала Нианфора, хитон – одеяние, по поводу которого распявшие Христа воины бросали жребий, был перенесен раввином по имени Элиоз в Грузию по просьбе сестры Сидонии. Иберию тогда считали Уделом Божьей Матери и эта земля не полностью была просвещена проповедью апостола Андрея. С этой страной у святой Нины были кровные связи. Ее отец Завулон был родным дядей святому Георгию. Поэтому, узнав от старицы, что хитон находится в Иберии, а земля эта до сих пор практически не знает христианства, святая Нина стала ежедневно молиться Богородице с просьбой помочь не только отыскать хитон Господень, но и увидеть Иберию просвещенной.
Однажды во сне юной девушке явилась Богородица. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест со словами: «Иди в Иберию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая Нина очнулась, у нее в руках действительно был крест. Патриарх Ювеналий, узнав о произошедшим с ней чуде, благословил святую Нину отправиться с проповедью в Иберию. Н попала святая туда не сразу.
Сначала судьба привела ее в Рим. Здесь благодаря проповеди святой Нины тайно приняли крещение царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и много других знатных особ. Император Диоклетиан ненавидел христиан. Намереваясь жениться на Рипсимии и узнав о ее крещении, он повелел жестоко преследовать девушек. Однако они бежали в Армению. Им вслед император отправил армянскому царю Тиридату повеление преследовать и казнить беглянок. Это и было исполнено. Чудом уцелела лишь святая Нина. В рубище и с крестом она продолжала свой путь к Джавахетским горам.
В августе 315 года святая Нина пришла в Мцхету, где тогда отмечался языческий праздник. Здесь по молитвам святой Нины разбушевалась стихия: поднялся ветер, буря, сопровождавшаяся грозой, до основания разрушила капище идола Армаза. Это произошло в день Преображения Господня. В Мцхете святая нашла приют в доме царского садовника и начала свою проповедь. Здесь же познакомилась с главным раввином Авиафаром, потомком Элиоза, который позже стал правой рукой святой Нины и содействовал просвещению Грузии. Святая построила себе шалаш у городской стены и продолжала проповедь. По ее молитвам стали происходить чудеса. Слава о ней разносилась с огромной скоростью. Святой Нине удалось исцелить даже царицу Нану, но царь Мириан, считая святую Нину колдуньей, начал жестоко преследовать христиан. Только спустя три года, когда Мириан сам чуть не лишился жизни, ситуация изменилась. Внезапно ослепший царь, не видя помощи от идолов, обратился к Богу святой Нины. Также он дал обет просветить светом истины свою страну и построить храм, если удастся избежать смерти. Царь выполнил обет и крестил собственный народ.
По просьбе святой Нины, изложенной в письме к императору Константину, в Мцхету был отправлен епископ Иоанн, будущий Антиохийский патриарх. Также император прислал в дар один из гвоздей и подножие Святого Креста. Епископ Иоанн вместе со святой Ниной крестил царя, вельмож и народ. Тогда же началось строительство первого деревянного храма на месте слияния рек Куры и Арагвы. Здесь стоял огромный трехсотлетний кедр, под которым, как открылось святой Нине, и находился Хитон Господень. Здесь произошло немало чудес, глубоко потрясших людей. По повелению царя по всей Грузии строятся каменные храмы.
Святая Нина продолжала свою проповедь Евангелия среди горных народов. Она посвятила этому тридцать пять лет жизни. Святой Нине не удалось добраться лишь до отдаленных юго-восточных районов. Уже пожилая и немощная, она осталась и вела подвижническую жизнь в шалаше недалеко от города Бодбе. Здесь же святая Нина скончалась в 27 января 340 года. Царь горько оплакивал смерть святой. Несмотря на завещание, он решил перенести гроб с телом в Мцхет. Но сделать это никак не удавалось, как будто какая-то могучая сила удерживала гроб. Тогда по велению царя святая Нина была погребена у подножия столицы Кахетии, где стоял ее шалаш. Над могилой была возведена каменная церковь в честь святого Георгия. Царь сам продолжил проповедовать Евангелие, он много строил каменных церквей по всей Грузии. В Мцхете, на место первого шалаш святой Нины, он воздвиг большой храм в честь Преображения Господня, который и стал кафедрой мцхетского епископа.
По благословению Антиохийского Патриархата святая Нина посетительница Грузии была прославлена в лике святых как равноапостольная.
Крест святой Нины
Крест святой Нины или грузинский крест – легко узнаваемый по опущенным концам горизонтальной перекладины. Он был сплетен из виноградной лозы и обвит волосами святой Нины. Как говорит нам житие, святая Нина обнаружила крест, когда однажды пробудилась от видения. Во сне ей явилась Богородица и благословила просвещать Иберию. Этот крест святая Нина всегда имела с собой. Поэтому его, а также. Евангелие принято изображать на иконах в руках у святой. Нины.
Согласно житию, крест по завещанию достался в наследство царю Мириану. Царь хранил, а затем передал его своему сыну, как реликвию и память о святой Нине, которая просветила Грузию светом Евангелия. В Мцхете крест святой Нины находился до 458 года.
Самые разные святые спасали крест от поругания язычниками и арабами во времена гонений и войн. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад больше 450-ти лет, в Карсе 164 года. Царь Давид в 1125 году обнаружил его в городе Ани и с честью перенес в Мцхет. Оттуда его перенесли в церковь святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по поведению царя Теймураза II, чтобы избежать грозившего поругания, крест спрятали в горной крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. И уже его внук, Георгий Александрович, преподнес крест в 1801 году императору Александру I. По повелению российского императора во имя восстановления исторической справедливости, крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «. Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе. » , – писал в в феврале 1802 года к князю Георгию Александровичу император Александр I. Крест хранится в соборе и сейчас. Он – главная святыня грузинской церкви.
Тропарь равноапостольной Нине
глас 4
Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак равноапостольной Нине
глас 2
Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.
Молитва равноапостольной Нине
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православный и изрядная похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его Имя ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
27 января Святая равноапостольная Нина день памяти: житие святой, иконы и молитва дня
27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.
Житие святой Нины
Сионский кафедральный собор в Тбилиси
Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Отец находился на военной службе при императоре Максимиане и, как говорят, крестил галлов. Святую Нину воспитывали в благочестии и христианской добродетели. Ее мать, Сусанна, приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию. Поэтому, когда святой Нине исполнилось двенадцать лет, по договоренности вместе с родителями она отправилась в Иерусалим. Там ее отец Завулон получил благословение стать отшельником в пустыне, Сусанна – диаконисой при храме Гроба Господня, а святая Нина была передана на поруки и для обучения благочестивой старице Нианфоре. От нее, диаконисы Гроба Господня, девушка, которая много и внимательно читала Священное Писание, узнала подробности судьбы Хитона Господня. Как рассказала Нианфора, хитон – одеяние, по поводу которого распявшие Христа воины бросали жребий, был перенесен раввином по имени Элиоз в Грузию по просьбе сестры Сидонии. Иберию тогда считали Уделом Божьей Матери и эта земля не полностью была просвещена проповедью апостола Андрея. С этой страной у святой Нины были кровные связи. Ее отец Завулон был родным дядей святому Георгию. Поэтому, узнав от старицы, что хитон находится в Иберии, а земля эта до сих пор практически не знает христианства, святая Нина стала ежедневно молиться Богородице с просьбой помочь не только отыскать хитон Господень, но и увидеть Иберию просвещенной.
Однажды во сне юной девушке явилась Богородица. Она протянула святой Нине сплетенный из виноградной лозы крест со словами: «Иди в Иберию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая Нина очнулась, у нее в руках действительно был крест. Патриарх Ювеналий, узнав о произошедшим с ней чуде, благословил святую Нину отправиться с проповедью в Иберию. Н попала святая туда не сразу.
Сначала судьба привела ее в Рим. Здесь благодаря проповеди святой Нины тайно приняли крещение царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и много других знатных особ. Император Диоклетиан ненавидел христиан. Намереваясь жениться на Рипсимии и узнав о ее крещении, он повелел жестоко преследовать девушек. Однако они бежали в Армению. Им вслед император отправил армянскому царю Тиридату повеление преследовать и казнить беглянок. Это и было исполнено. Чудом уцелела лишь святая Нина. В рубище и с крестом она продолжала свой путь к Джавахетским горам.
В августе 315 года святая Нина пришла в Мцхету, где тогда отмечался языческий праздник. Здесь по молитвам святой Нины разбушевалась стихия: поднялся ветер, буря, сопровождавшаяся грозой, до основания разрушила капище идола Армаза. Это произошло в день Преображения Господня. В Мцхете святая нашла приют в доме царского садовника и начала свою проповедь. Здесь же познакомилась с главным раввином Авиафаром, потомком Элиоза, который позже стал правой рукой святой Нины и содействовал просвещению Грузии. Святая построила себе шалаш у городской стены и продолжала проповедь. По ее молитвам стали происходить чудеса. Слава о ней разносилась с огромной скоростью. Святой Нине удалось исцелить даже царицу Нану, но царь Мириан, считая святую Нину колдуньей, начал жестоко преследовать христиан. Только спустя три года, когда Мириан сам чуть не лишился жизни, ситуация изменилась. Внезапно ослепший царь, не видя помощи от идолов, обратился к Богу святой Нины. Также он дал обет просветить светом истины свою страну и построить храм, если удастся избежать смерти. Царь выполнил обет и крестил собственный народ.
По просьбе святой Нины, изложенной в письме к императору Константину, в Мцхету был отправлен епископ Иоанн, будущий Антиохийский патриарх. Также император прислал в дар один из гвоздей и подножие Святого Креста. Епископ Иоанн вместе со святой Ниной крестил царя, вельмож и народ. Тогда же началось строительство первого деревянного храма на месте слияния рек Куры и Арагвы. Здесь стоял огромный трехсотлетний кедр, под которым, как открылось святой Нине, и находился Хитон Господень. Здесь произошло немало чудес, глубоко потрясших людей. По повелению царя по всей Грузии строятся каменные храмы.
Святая Нина продолжала свою проповедь Евангелия среди горных народов. Она посвятила этому тридцать пять лет жизни. Святой Нине не удалось добраться лишь до отдаленных юго-восточных районов. Уже пожилая и немощная, она осталась и вела подвижническую жизнь в шалаше недалеко от города Бодбе. Здесь же святая Нина скончалась в 27 января 340 года. Царь горько оплакивал смерть святой. Несмотря на завещание, он решил перенести гроб с телом в Мцхет. Но сделать это никак не удавалось, как будто какая-то могучая сила удерживала гроб. Тогда по велению царя святая Нина была погребена у подножия столицы Кахетии, где стоял ее шалаш. Над могилой была возведена каменная церковь в честь святого Георгия. Царь сам продолжил проповедовать Евангелие, он много строил каменных церквей по всей Грузии. В Мцхете, на место первого шалаш святой Нины, он воздвиг большой храм в честь Преображения Господня, который и стал кафедрой мцхетского епископа.
По благословению Антиохийского Патриархата святая Нина посетительница Грузии была прославлена в лике святых как равноапостольная.
Крест святой Нины
Крест святой Нины или грузинский крест – легко узнаваемый по опущенным концам горизонтальной перекладины. Он был сплетен из виноградной лозы и обвит волосами святой Нины. Как говорит нам житие, святая Нина обнаружила крест, когда однажды пробудилась от видения. Во сне ей явилась Богородица и благословила просвещать Иберию. Этот крест святая Нина всегда имела с собой. Поэтому его, а также. Евангелие принято изображать на иконах в руках у святой. Нины.
Согласно житию, крест по завещанию достался в наследство царю Мириану. Царь хранил, а затем передал его своему сыну, как реликвию и память о святой Нине, которая просветила Грузию светом Евангелия. В Мцхете крест святой Нины находился до 458 года.
Самые разные святые спасали крест от поругания язычниками и арабами во времена гонений и войн. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад больше 450-ти лет, в Карсе 164 года. Царь Давид в 1125 году обнаружил его в городе Ани и с честью перенес в Мцхет. Оттуда его перенесли в церковь святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по поведению царя Теймураза II, чтобы избежать грозившего поругания, крест спрятали в горной крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. И уже его внук, Георгий Александрович, преподнес крест в 1801 году императору Александру I. По повелению российского императора во имя восстановления исторической справедливости, крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» , – писал в в феврале 1802 года к князю Георгию Александровичу император Александр I. Крест хранится в соборе и сейчас. Он – главная святыня грузинской церкви.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Краткое житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
празднование совершается 14/27 января
С вятая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (+303; память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284—305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха. Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.
Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня. На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нетленный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери.
Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию, обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне этот крест хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском Кафедральном соборе) и возрадовалась духом. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284—305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.
Войдя в Мцхета, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265—342), внимая наушениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям.
В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхета. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце.
Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.
Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»).
К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306—337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них приняли Святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году.
Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте царь Мириан основал, а сын его царь Бакур завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.
Православная Жизнь
Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклитианом (284–305 гг.).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мероя), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя св. апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.
Молитвы
Тропарь равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю/ и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая,/ пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я pавноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Хpиста́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2
Прииди́те днесь вси́,/ воспои́м избра́нную от Христа́/ равноапо́стольную пропове́дницу Бо́жия сло́ва,/ му́друю благове́стницу,/ лю́ди Картали́нии приве́дшу на путь живота́ и и́стины,/ Богома́тере учени́цу,/ усе́рдную засту́пницу и неусыпа́ющую храни́тельницу на́шу,// Ни́ну прехва́льную.
Величание равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная Ни́но,/ всю страну́ Иверскую све́том Ева́нгелия просвети́вшую // и ко Христу́ приве́дшую.
Молитва равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его в плод мног! Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку твоему́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный Крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми власы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огради́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вразуми́ враго́в Святы́я Це́ркви Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует правосла́вному наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят Всесвято́е Его́ и́мя ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.