Никон Радонежский: житие святого, день памяти, молитва

Преподобный Ни ́ кон Радонежский, игумен

Дни памяти

6 июля – Собор Владимирских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал св. Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.

Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, пре­по­доб­ный Сер­гий пе­ред смер­тью на­зна­чил его сво­им пре­ем­ни­ком.

Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся.

При пре­по­доб­ном Ни­коне 5 июля 1422 г., во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.

По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 17 но­яб­ря 1426 г. и был по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля. В 1560 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го был по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты был ревнителем послушания, преподобный Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие дерзновение ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 4

Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовному твоему настоятелю, отче Никон, во всем следовавший и им руководимый, во всем Христу ты послужил, монахов был начальник и жил вместе с преподобными, с ними же Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: В пощении став подобными Великому Антонию и подражав в подвигах Евфимию Иерусалимскому, вы были как ангелы на земле, всегда просвещая, преподобные, сердца верующих Божественными знамениями и чудесами. Потому с радостью вас почитаем и с любовью к вам взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы Сергий и Никон, постников украшение и всей Российской земли великая сила».

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никону Радонежскому и всея России чудотворцу

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения: Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:

Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.

Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.

Радуйся, корень зла в себе победивый.

Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:

Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;

Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.

Радуйся, иноческий путь на земли избравый;

Радуйся, прелести мира сего поправый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:

Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;

Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.

Радуйся, ревностным иноком себе явивый;

Радуйся, радость небесную получивый.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:

Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;

Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.

Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;

Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:

Радуйтеся, искреннии наши наставницы;

Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.

Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;

Радуйтеся, монашествующих собирателие.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:

Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;

Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.

Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;

Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.

Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:

Радуйся, добрый пастырю овец своих;

Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.

Радуйся, твердый исполнителю его велений;

Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:

Радуйся, скорый послушателю верных молений;

Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.

Радуйся горе предстоящий;

Радуйся, доле усердием горящий.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:

Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;

Радуйся, откровений Божиих зрителю.

Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:

Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;

Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.

Радуйся, многи скорби претерпевый;

Радуйся, от них же Господом избавивыйся.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:

Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;

Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.

Радуйся, Пасху вечную миру явивый;

Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:

Радуйся, светильниче веры и благочестия;

Радуйся, луче Света Невечерняго.

Радуйся, наследниче жизни вечныя;

Радуйся, радосте наша и похваление.

Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Преподобный Никон, игумен Радонежский

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (+ 1392), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому (+ после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный. Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: “Хорошо, что ты пришел, чадо Никон”, и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником. После преставления Преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326; память 21 декабря) и Алексий (+ 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом свего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя”. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия. При святителе Ионе (1448 – 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

Читайте также:  Гурий Казанский: житие святого, день памяти, молитва

День преподобного Никона Радонежского

День памяти преподобного Никона Радонежского (ученика и преемника великого Сергия Радонежского) отмечают 30 ноября .

Все мы слышали это имя, но не многие из нас знают, кем является святой Никон. Он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая находится в центре прекрасного города Сергиев Посад. В раннем возрасте Никон прослушал церковное повествование о учениях преподобного Сергия Радонежского. Этот необыкновенный рассказ восхитил молодого человека, и он решил наследовать святого. Через несколько лет Никон удостоился почета величайшего наставника, который сначала сделал его помощником настоятеля, а за несколько месяцев до своей смерти своим преемником.

Горько оплакивал Никон кончину своего великого учителя. Он исполнил его волю и позаботился о братьях, став их наставником. Вскоре Никон стал настоятелем церкви под Звенигородом, которая была полностью разрушена татарским войском в середине пятнадцатого века. Преподобный Никон бросил все свои силы на воссоздание былого величия этого монастыря, что ему и удалось сделать. Еще святой построил церковь Сошествия Святого Духа для мощей любимого наставника. Рядом с этим местом был вознесен прекрасный храм с белого камня во славу Пресвятой Троицы. Он украшен множеством росписей, икон и других изображений Небесного царства, которые сделали лучшие живописцы того времени. О благоустройстве этого храма служитель Господа не переставал заботится на протяжении всей своей жизни.

Никон имел множество последователей. Он учил своих братьев воспитывать в себе мужество и святость духа, закликал к борьбе с нечистотами людской души. Безмолвствие он считал лучшим средством достижения блаженства. После ухода из жизни и встречей с Богом преподобный Никон Радонежский был похоронен рядом с Сергием Радонежским, своим наставником и духовным учителем. За свои благие деяния и намеренья, святую жизнь преподобный Никон был удостоен высшей похвалы от Бога. Еще во время своей жизни он получил дар прозрения, а после смерти стал чудотворцем. В середине пятнадцатого века, после смерти святого, монах Логофет написал житие святого Никона, где подробно рассказал о его святых деяниях. А начиная с 1547 года 30 ноября все православные христиане празднуют День памяти этого святого.

Молитвы Никону Радонежскому

Тропарь преподобного Никона
глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никона
глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобнаго Никона
глас 8
В постницех приобщившеся Великому Антонию/ и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех,/ яко ангели, на земли явистеся,/ просвещающе, преподобнии, верных сердца/ Божественными знамении и чудесы повсегда,/ сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне,/ постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

День памяти преподобного Никона Радонежского чтят православные 30 ноября

Сегодняшний день православные верующие вспоминают с благодарностью преподобного Никона Радонежского, который был учеником прп. Сергия, подвижника XIII–XIV веков.

Также верующие православной христианской церкви сегодня отмечают день памяти святого Григория Чудотворца. День ангела празднуют Геннадий, Григорий, Захар, Иван.

История праздник

Никон был великим человеком, который совершил немало прекрасных деяний и за них был награжден, ведь он познал Господа еще при жизни, а после того, как погиб, получил дар чудотворения.

Многие чудеса он совершил в период Осады Троицкого монастыря польским войском, которым руководили Лисовский и Сапега. Тогда враги действовали крайне грамотно, проводили осаду, создавая множество бед для обороняющихся. Однако Никон и Сергий не только находились рядом с осажденными и подбадривали их дух, вознаграждая их надеждой, но и не раз устрашали и угрожали гневом Господа в отношении польских отрядов. Среди осаждающих лавру не раз были заявления о том, как воины замечали, что по стенам монастыря проходили двое мужчин в возрасте, силуэты которых напоминали внешность Сергия и Никона. При этом один из них постоянно нес с собой кадильницу, а второй кропил стены святой водой.

Также во время осады монастыря произошла неожиданная ситуация, а именно осажденные начали голодать и многие из них стали болеть странными болезнями. В этот момент во сне к Иринарху пришел Никон, который сообщил, что все, кто заболел, должны будут натереться снегом, который выпадет этой ночью. Иринарх с утра рассказал всем о своем сне и многие увидели, что действительно ночью выпал снег. Болеющие начали активно им натираться и действительно сумели выздороветь.

Молитвы на этот день

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне,/ всячески прилепився/ и от него наставляемь,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник/ и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Народный праздник 30 ноября

В Григорианском календаре данный день называют Зимоуказателем. По традиции верующие именно по погоде этого дня могли понять, какие непогоды ожидать в грядущую зиму. При этом до полудня погода показывает, какие температурные режимы будут в первой половине зимы, а после соответственно, о второй ее части.

В день Григория Чудотворца необходимо посещать баню, чтобы продолжать быть здоровым на ближайшие двенадцать месяцев. Помимо этого рекомендовано проводить данный день в кругу родных и близких. По словам верующих, если собраться в этот день всей семьей, то между родными людьми не будет никаких ссор и пререканий, а семьи будут крепкими и дружными.

В этот день ни в коем случае не нужно примерять на себя чужие вещи и украшения. Согласно словам верующих, это приведет к рискам потери своего личного счастья и возможностью получить плохие события от владельцев этих самых вещей. Также не рекомендуется направляться в длительный путь и лучшим выходом станет подождать наступления следующих суток.

Народные приметы на 30 ноября

  • Хорошая погода 30 ноября — зима будет теплой, и наоборот.
  • Мрачная погода — солнечных дней зимой будет мало.
  • Темный лед на реке — к хорошему урожаю.
  • Если облачная погода продолжается до полудня, а затем небо проясняется, то зима будет солнечной и мягкой.

Никон Святой молитва

Детально: никон святой молитва – специально для Вас.

5апреля-память прп. Никона, игум. Киево-Печерского

Дни памяти преподобного Никона, игумена Киево-Печерского:
5 апреля,
11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах,
15 марта — (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов.

После этого святой Антоний и бывшие с ним вышли из пещеры, намереваясь, по причине княжеского гнева и укоризн на блаженного Никона, отправиться в другую область.
Но вот один из отроков поведал об этом княгине. Она же, напоминая князю о гневе Божием, постигшем отечество ее, землю Ляхов, за изгнание отцом ее, Болеславом храбрым, черноризцев, постригших Моисея Угрина, сказала ему:
— Послушай меня, господин, и не гневайся. В нашей стране также изгнаны были такие же черноризцы и много пришлось потерпеть за них. Смотри, господин, чтобы не случилось того же и в области твоей.
Услыхав это, князь убоялся гнева Божия и отпустил блаженного, повелев ему
возвратиться в пещеру; вместе с тем он послал с мольбою о возвращении в пещеру и к тем, которые удалились из нее. И только по истечении трех дней, вняв просьбе князя, они возвратились в пещеру, как об этом говорится в житии преподобного Антония.
После такой напасти преподобный отец наш Никон проводил суровую жизнь в пещере; постом и молитвою он одержал много побед над злыми духами, показал себя единоправным с преподобными отцами Антонием и Феодосием; они были три светила, сияющие во мраке и разгоняющие тьму бесовскую.

После значительного умножения братии в пещере, блаженный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Посоветовавшись с преподобным Антонием, поговорив с другим черноризцем, болгарином Святогорским из монастыря Святого Мины, он отправился с последним. Придя к морю, они разлучились. Болгарин, отправляясь в Константинополь, нашел посреди моря остров, на котором и поселился. Прожив там много лет, терпя голод и холод, он с миром скончался; остров тот и доселе называется Болгаров.
Великий же Никон ушел на остров Тмутараканский и, обретши близ города незаселенное место, поселился там, безмолвствуя и служа Богу неленостно, прилагая труды к трудам и удивляя народ необычайным житием своим. Слава о нем распространялась повсюду; к преподобному стали стекаться многие люди из города и других мест; они дивились его жизни, так как не были еще утверждены в вере и о монашеской жизни ничего не слыхали. Но потом, наставляемые Богом, желая наследовать иноческое благонравие, они молили преподобного Никона постригать их. Святой поучал их и постригал и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы.
И вот, благодатью Божьею, по молитвам преподобного Никона, возросло место то, — возник славный монастырь, подобный монастырю Печорскому.

Читайте также:  Серафим Чичагов: житие святого, день памяти, молитва

Тропарь преподобного Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 5
Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне, гроздие принося Ему — добродетели твоя, и прочиих, к темже наставляя, приводил еси Христу Богу, Емуже, молим тя, молися за души наша.

Ин тропарь, глас 1
Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, церковь бо пречудну Пресвятыя Богородицы прекрасно украсил еси. Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому, глас 8
Третье светило пещерное, прогоняющее тьму бесовскую, восхваляем тя, мудре, и по долгу чтим труды и подвиги твоя, яже подъят о стаде своем и о украшении церковнем, воззывающе ти усердие сице: радуйся, отче Никоне, красото церковная.

Ин кондак, глас 4
Духовному твоему наставнику, отче Никоне, всячески прилепився и от него наставляемь, во всем Христови поработився, монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ НИКОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Преподобный Ни ́ кон Печерский, игумен

Дни памяти

15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

Краткое житие преподобного Никона, игумена Печерского

Пре­по­доб­ный Ни­кон был пер­вым уче­ни­ком и спо­движ­ни­ком пре­по­доб­но­го Ан­то­ния (па­мять 10 июля), ос­но­ва­те­ля Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, к ко­то­ро­му при­шел, уже бу­дучи иере­ем. Он по­стри­гал в оби­те­ли всех но­во­при­хо­дя­щих ино­ков и в их чис­ле пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (па­мять 3 мая и 14 ав­гу­ста).

За по­стри­же­ние лю­бим­цев ве­ли­ко­го кня­зя Изя­с­ла­ва – пре­по­доб­ных Вар­ла­а­ма (па­мять 19 но­яб­ря) и Еф­ре­ма (па­мять 28 ян­ва­ря) свя­той Ни­кон на­влек на се­бя гнев кня­зя, но сме­ло от­ка­зал­ся убеж­дать по­стри­же­ни­ков по­ки­нуть мо­на­стырь. Ко­гда в оби­те­ли со­бра­лось мно­го бра­тий, пре­по­доб­ный Ни­кон по­же­лал уй­ти в уеди­не­ние и без­молв­ство­вать.

Он уда­лил­ся на по­лу­ост­ров Тму­та­ра­кань (на во­сточ­ном бе­ре­гу Кер­чен­ско­го про­ли­ва) и по­се­лил­ся в без­люд­ном ме­сте. Ко­гда сла­ва о его жиз­ни рас­про­стра­ни­лась в окру­ге, к нему со­бра­лись же­лав­шие про­во­дить ино­че­скую жизнь. Так был ос­но­ван мо­на­стырь с цер­ко­вью во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда он воз­вра­тил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ока­зы­вал ему са­мую по­чти­тель­ную лю­бовь как ду­хов­но­му от­цу. По сло­вам пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца (па­мять 27 ок­тяб­ря), пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, от­лу­ча­ясь ку­да-ли­бо, по­ру­чал ве­де­нию пре­по­доб­но­го Ни­ко­на всю бра­тию. Ино­гда он по­ру­чал пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну вме­сто се­бя пред­ла­гать по­уче­ние бра­тии. Неред­ко, ко­гда пре­по­доб­ный Ни­кон пе­ре­пле­тал кни­ги, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий си­дел при нем и прял нит­ки, нуж­ные для пе­ре­пле­та.

Ко­гда князь Свя­то­слав из­гнал сво­е­го бра­та Изя­с­ла­ва из Ки­е­ва, пре­по­доб­ный Ни­кон сно­ва ушел в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь. Он вер­нул­ся при игу­мене Сте­фане. По уда­ле­нии из Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли игу­ме­на, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на (па­мять 27 ап­ре­ля), свя­той Ни­кон был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря. Он мно­го по­тру­дил­ся, чтобы укра­сить свою оби­тель икон­ным пи­са­ни­ем и мо­за­и­кой.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти († 1088) и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Ан­то­ния.

Полное житие преподобного Никона, игумена Печерского

Он спер­ва при св. Ан­то­нии по­стри­гал бра­тию в пе­ще­ре, за­тем ос­но­вал мо­на­стырь в Тму­та­ра­ка­ни; по­том же при­нял по­сле свя­то­го Сте­фа­на игу­мен­ство Пе­чер­ское и чу­до­твор­но укра­сил ико­на­ми свя­тую Пе­чер­скую цер­ковь.

Ко­гда Гос­подь бла­го­во­лил сде­лать мно­го­плод­ной на­саж­ден­ную в Ру­си ветвь жи­тия ино­че­ско­го, Он при­вел к ис­кус­но­му и тру­до­лю­би­во­му на­са­ди­те­лю, ко­па­ю­ще­му зем­лю, это­го доб­ро­го со­труд­ни­ка преж­де дру­гих, то есть к свя­то­му пер­во­на­чаль­ни­ку Ан­то­нию, на­чав­ше­му под­ви­зать­ся в пе­ще­ре, – пре­по­доб­но­го Ни­ко­на. Успеш­но про­хо­дя сте­пе­ни ино­че­ских доб­ро­де­те­лей, он так под­ра­жал во всем на­став­ни­ку и учи­те­лю сво­е­му, что пре­по­доб­ный Ан­то­ний на­шел его до­стой­ным быть по­став­лен­ным во­ждем, вво­дя­щим про­чих де­ла­те­лей в мыс­лен­ный ви­но­град­ник пост­ни­че­ско­го по­движ­ни­че­ства.

Ко­гда кто при­хо­дил, же­лая под­ра­жать их рав­но­ан­гель­ско­му жи­тию, сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­учал их доб­ро­де­те­лям, пре­по­доб­но­му же Ни­ко­ну как иерею и опыт­но­му чер­но­риз­цу по­веле­вал по­стри­гать. И мож­но бы­ло ви­деть то­гда Мо­и­сея и Ааро­на в мыс­лен­ном ви­но­град­ни­ке, при­но­ся­щем пло­ды по­ка­я­ния, до­стой­ные пе­ре­не­се­ния из Егип­та здеш­не­го ми­ра в небес­ную обе­то­ван­ную зем­лю. Ибо так Ан­то­ний при­нес за­кон со Свя­той Афон­ской Го­ры, как Мо­и­сей с Си­най­ской, а пре­по­доб­ный Ни­кон дей­ство­вал от име­ни его, как Аарон, по­чтен­ный са­ном свя­щен­ства. Дей­ство­вал же он со вся­кой по­кор­но­стью, по­лу­чая от дел сво­их не толь­ко ра­дост­ное, но тер­пя му­же­ствен­но и скор­би, бла­го­да­ря за все Бо­га.

Так как бра­тия в пе­ще­ре умно­жа­лась, бла­жен­ный Ни­кон по­же­лал отой­ти в уеди­не­ние и без­молв­ство­вать. То­гда, по со­ве­ту пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, сго­во­рясь с дру­гим чер­но­риз­цем (бол­га­ри­ном со Свя­той Го­ры, из мо­на­сты­ря свя­то­го Ми­ны), он ушел с ним; дой­дя до мо­ря, они рас­ста­лись. Бол­га­рин, на­пра­вясь к Кон­стан­ти­но­по­лю, на­шел ост­ров по­сре­ди мо­ря и по­се­лил­ся на нем, про­жил там мно­го лет, тер­пя сту­жу и го­лод, и с ми­ром по­чил. И до­ныне на­зы­ва­ет­ся тот ост­ров Бол­га­ров. Ве­ли­кий же Ни­кон уда­лил­ся на ост­ров Тму­та­ра­кан­ский и, най­дя чи­стое ме­сто у го­ро­да, по­се­лил­ся там, без­молв­ствуя и неле­ност­но слу­жа Бо­гу, при­бав­ляя тру­ды к тру­дам и удив­ляя на­род стро­гой сво­ей жиз­нью, так что сла­ва его рас­про­стра­ня­лась по­всю­ду, и при­хо­ди­ли к нему мно­гие и ди­ви­лись. Ибо они не бы­ли еще утвер­жде­ны в ве­ре и о мо­на­ше­ской жиз­ни да­же не слы­ха­ли. Но, на­став­ля­е­мые Бо­гом, они хо­те­ли по­сле­до­вать ино­че­ско­му бла­го­нра­вию и мо­ли­ли пре­по­доб­но­го Ни­ко­на по­стричь их. Он же по­учал их и по­стри­гал, и со­ору­дил там цер­ковь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, и так, бла­го­да­тью Бо­жи­ей и мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, воз­рос­ло то ме­сто и об­ра­зо­вал­ся там слав­ный мо­на­стырь, во всем по­доб­ный Пе­чер­ско­му.

Ча­сто, ко­гда бла­жен­ный Ни­кон сши­вал и пе­ре­пле­тал кни­ги – он был ис­ку­сен в том ре­мес­ле – сам пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, си­дя око­ло него, де­лал ве­рев­ки для это­го де­ла. Та­кое бы­ло их сми­ре­ние и обо­юд­ная лю­бовь.

По­том бла­жен­ный без­молв­ник этот, ви­дя сму­ту меж­ду кня­зья­ми рус­ски­ми, на­сту­пив­шую по­сле то­го, как Изя­с­лав был из­гнан из Ки­е­ва и брат его Свя­то­слав сел там, тя­го­тил­ся тем и не мог пе­ре­но­сить мол­вы жи­тей­ской, бо­ясь на­ру­шить ду­хов­ное трез­ве­ние свое, и по­же­лал вер­нуть­ся на вы­ше­на­зван­ный ост­ров. Пре­по­доб­ный же Фе­о­до­сий мно­го мо­лил его, как и преж­де, не раз­лу­чать­ся с ним, по­ка они жи­вы; но бла­жен­ный Ни­кон, ис­про­сив про­ще­ние (го­во­ря, что мол­ва боль­ше все­го вре­дит уму его, при­вык­ше­му к уеди­не­нию), ушел с дву­мя чер­но­риз­ца­ми и про­жил на ост­ро­ве несколь­ко лет в обыч­ных сво­их по­дви­гах.

Ко­гда же по пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия бла­жен­ный Сте­фан при­нял игу­мен­ство, опять при­шел пре­по­доб­ный Ни­кон, по­буж­да­е­мый бра­то­лю­би­ем, чтоб по­се­тить пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, и, по­жалев, что не за­стал в жи­вых лю­би­мо­го сво­е­го дру­га, ре­шил про­чее вре­мя жиз­ни сво­ей до смер­ти про­ве­сти в его мо­на­сты­ре. И ча­сто при­хо­дя к его гро­бу и скор­бя о раз­лу­че­нии с лю­би­мым сво­им бра­том, он пла­кал ра­дост­ны­ми сле­за­ми и бла­го­да­рил Бо­га, что про­си­ял в Ру­си рав­но­ан­гель­ской жиз­нью та­кой све­тиль­ник, на ко­то­ро­го он ру­ка­ми сво­и­ми воз­ло­жил свя­той Ан­гель­ский ино­че­ский об­раз. По­сле бла­жен­но­го игу­ме­на Сте­фа­на бра­тия, зная, что пре­по­доб­ный Ни­кон стар­ше всех и что пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий при­нял по­стри­же­ние от его рук, из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им, по об­ще­му ре­ше­нию, из­бра­ли его се­бе игу­ме­ном как еди­но­нрав­но­го пре­по­доб­ным от­цам Ан­то­нию и Фе­о­до­сию. В нем од­ном ви­де­ли они об­раз тех двух и с лю­бо­вью по­ко­ря­лись ему, и во всем слу­ша­ли его как от­ца и на­став­ни­ка. Ча­сто по­ку­шал­ся враг, нена­вист­ник добра, как и бла­жен­но­му игу­ме­ну Сте­фа­ну, по­ме­шать в по­пе­че­нии его о ду­шах Бо­гом вру­чен­но­го ему ста­да, и хо­тел воз­му­тить его гне­вом на пре­по­доб­но­го, но ни­че­го не успел он и, по­срам­лен­ный, бе­жал. Не одо­ле­ла его тьма све­та доб­рых дел бла­жен­но­го.

Так уго­дил Бо­гу этот бла­жен­ный игу­мен, ко­то­рый был ста­ду сво­е­му об­раз­цом чуд­ных доб­ро­де­те­лей, что во вре­мя тру­дов его чу­до­твор­но укра­си­лась об­ра­за­ми свя­тая Бо­гом со­здан­ная Пе­чер­ская цер­ковь. К зем­ной мо­лит­ве это­го бла­жен­но­го стро­и­те­ля при­со­еди­ни­лись дру­зья его, пре­по­доб­ные от­цы Ан­то­ний и Фе­о­до­сий, сво­и­ми небес­ны­ми мо­лит­ва­ми и при­сла­ли к нему ико­но­пис­цев из Кон­стан­ти­но­по­ля, дав им при най­ме зо­ло­та. Бла­жен­ный игу­мен по­ка­зал тем ико­но­пис­цам об­раз лю­би­мых дру­гов сво­их, пре­по­доб­ных от­цов Ан­то­ния и Фе­о­до­сия, пре­ста­вив­ших­ся за де­сять лет до то­го, и ико­но­пис­цы при­зна­ли, что имен­но они яви­лись, на­ня­ли и по­сла­ли их к игу­ме­ну. Вме­сте с тем по­ве­да­ли они и дру­гие див­ные чу­де­са: как, ко­гда они хо­те­ли вер­нуть­ся, им яви­лась свя­тая Пе­чер­ская цер­ковь и ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, от ко­то­рой они слы­ша­ли за­пре­ще­ние не воз­вра­щать­ся, и как, на­прав­ляя вес­ла­ми ла­дью вниз по те­че­нию, они си­лой нес­лись вверх, про­тив те­че­ния во­ды.

Ико­но­пис­цы, явив­ши­е­ся по­сле та­ко­го чу­до­тво­ре­ния, по­спеш­но, при усер­дии бла­жен­но­го игу­ме­на, при­сту­пи­ли то­гда к де­лу укра­ше­ния свя­той церк­ви, и чу­де­са все не оску­де­ва­ли. Са­ма ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы изо­бра­зи­лась в ал­та­ре му­си­ей, про­си­я­ла яр­че солн­ца, из уст ее вы­ле­тел го­лубь, как по­дроб­но опи­са­но в ска­за­нии о церк­ви Пе­чер­ской. Все это бы­ло по небес­ным мо­лит­вам пре­по­доб­ных от­цов Ан­то­ния и Фе­о­до­сия и – еще то­гда по зем­ным – бла­жен­но­го игу­ме­на Ни­ко­на.

Ко­гда и сам прис­но­па­мят­ный игу­мен, пре­по­доб­ный отец наш Ни­кон, раз­лич­ны­ми по­дви­га­ми рав­но­ан­гель­ско­го жи­тия сво­е­го укра­сил уже всю Пе­чер­скую оби­тель, он, по дол­говре­мен­ных тру­дах, по­чил в Гос­по­де, в год от со­зда­ния ми­ра 6596, от Рож­де­ства же Хри­сто­ва 1088, при ве­ли­ком кня­зе Ки­ев­ском Все­во­ло­де Яро­сла­ви­че. И бы­ло по­ло­же­но те­ло его в той же свя­той Пе­чер­ской оби­те­ли, в пе­ще­ре, где чу­до­твор­ным нетле­ни­ем мо­щей сво­их он сви­де­тель­ству­ет о бла­жен­стве сво­ем, ко­то­рым и по смер­ти чу­до­твор­но укра­ша­ет свою свя­тую оби­тель. А ду­хом пе­ре­се­лил­ся он к оби­те­лям небес­ным, чтоб на­сла­ждать­ся пре­чуд­ным зре­ли­щем Бо­га, уже не в об­ра­зах, но ли­цом к ли­цу, с еди­но­нрав­ны­ми сво­и­ми дру­зья­ми, пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем, где они, как три све­тиль­ни­ка, пред­сто­ят пре­сто­лу три­си­я­тель­но­го Бо­же­ства, про­све­ща­е­мые веч­ной сла­вой, и мо­лят­ся о нас, ча­дах сво­их, как от­цы, да спо­до­бим­ся мы быть на­след­ни­ка­ми их бла­го­да­ти и сла­вы, бу­дучи угод­ны Гос­по­ду, Ему же сла­ва, честь и по­кло­не­ние ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков, аминь.

Преподобный Никон Радонежский

30 ноября (17 ноября ст. ст.) Церковь чествует память Никона Радонежского, который был ближайшим сподвижником и преемником преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор — древнейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Со временем настоятельства преподобного Никона связаны имена величайших русских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного. Согласно церковному преданию, поддерживаемому большинством исследователей, знаменитая Рублевская Троица была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря, преподобном Сергии.

Содержание:

Житие преподобного Никона Радонежского

Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество подвижников, прославленных Церковью. В житии преподобного указан эпизод «чудо о птицах» — так Господь открыл святому о последующей судьбе учеников его и созданной им обители:

«И вот узрел он видение чудесное: появился на небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твое принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя Святой и Живоначальной Троицы собравшихся в твое стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти» (Епифаний Премудрый, «Житие Сергия Радонежского»).

Одним из лучших учеников и последователей великого аввы был преподобный Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры. Родился он около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. С детских лет отличатся серьезным нравом и стремлением к иноческой жизни. Услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, благочестивый юноша направился к нему в обитель. Однако преподобный Сергий, провидев его будущее духовное преуспеяние и пожелав, чтобы будущий начальник обители явился в ней уже зрелым мужем, направил его вначале к одному из своих учеников, игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Здесь Никон принял монашеский постриг и за добродетельную жизнь был удостоен священнического сана. Достигши тридцатилетнего возраста, он вновь стал стремиться в обитель преподобного Сергия. Св. Афанасий не удерживал его. На этот раз Сергий не только с любовью принял его, но и повелел пребывать в одной с собою келье. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Так почил на Никоне дух Сергия, который сперва возложил на него часть своих попечений о братии под своим смотрением, а позже, за шесть месяцев до своего преставления, ушедши в затвор, совершенно передал ему начальство над своей Лаврой.

Читайте также:  Житие Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского

Однако спустя немного времени преподобный Никон решил удалиться на безмолвие, поручив игуменство святому Саве Сторожевскому. Через шесть лет, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, преподобный Сава удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия Лавры, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, с мольбой и слезами пришли к нему, чтобы убедить вновь принять на себя игуменство над обителью. «Неприлично, — говорили они, — тебе, отче, искать пользы для себя одного. Попекись лучше и о спасении ближних». Преподобный был вынужден уступить желаниям братии с тем, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвного богомыслия и слезной молитвы.

В 1408 году Русь постигло тяжелое испытание: под предводительством хана Едигея татарские войска вновь вторглись на русскую землю, и преподобный Никон усердно молился о сохранении обители. Но тогда, во время ночной молитвы, в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий вместе с преподобным игуменом Сергием и предсказали, что, по неисповедимым судьбам Господним, Лавра все-таки будет разорена. Вместе с тем святые велели ему не скорбеть об этом непродолжительном искушении и говорили о будущем расцвете Радонежской обители. Затем они изрекли ему мир и перестали быть видимы. Преподобный Никон пришел в себя, поспешил к дверям кельи и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его кельи к церкви, чем и удостоверился, что это не сон был, но истинное видение.

Получив сие извещение, преподобный Никон вместе с братией удалились на время из обители, взявши с собой некоторые святыни: иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи, которые и поныне хранятся в Лавре. Когда опасность миновала, иноки вернулись и увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние: он собрал рассеявшуюся братию и в течение трех лет на прежнем месте восстановил обитель. Прежде всего, был построен и освящен в 1411 году деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (ныне на этом месте стоит храм в честь Сошествия Святого Духа), и достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители. В 1422 году при закладке каменного Троицкого собора совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые, по окончании строительства, были перенесены в новый храм. Для росписи храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Ныне Троицкий собор является древнейшим зданием Троице-Сергиевой Лавры и одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества.

Заботясь о процветании обители, Никон образцово наладил монастырское хозяйство, при нем особенное внимание стало уделяться книгописанию богослужебных книг. Безусловно, и при Сергии в монастыре иноки занимались книгописанием, однако гораздо большее число рукописей дошло до нас от времени игуменства Никона. Теперь значительная группа иноков несла свое послушание исключительно по части книгописания, пополняя монастырскую библиотеку новыми списками произведений святоотеческой и аскетико-созерцательной литературы. В Лавре сохранились деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона и богослужебные книги его: Евангелие, Служебник и Октай от 4-го до 8-го гласа и другие, писанные при нем. Кроме богослужебных книг, по почину преподобного были также переписаны два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа-пустынника с ответами аввы Варсонуфия и с наставлениями Исихия.

Преподобный Никон, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у простого народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя Кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Московский и Владимирский Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений частью вкладами, частью покупкой и много льгот в ограждение ее спокойствия.

Преподобный Никон дожил до глубокой старости. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, нечасто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность — гнездо пороков, любить безмолвие — матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Пречистого Тела и Крови Господней, преподобный сказал: «отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего!» «Изыди, душа моя, — тихо промолвил он, — идеже ти уготовано пребывалище; поиди радующися, Христос зовет тя!» И, оградив себя крестным знамением, он мирно почил о Господе. Это было 17 ноября 1426 года. Мощи его были преданы земле подле храма, в котором почивали уже открыто обретенные им мощи великого чудотворца Сергия.

Чудеса преподобного Никона Радонежского

За великие монашеские подвиги преподобный Никон при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины — дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия. Но Акакий самонадеянно отвечал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Тогда преподобный игумен предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание».

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий, позабывши все, что было ему предсказано покойным настоятелем, отправился, как сам захотел, в то самое селение, в которое отказался идти за послушание преподобному Никону. Там его внезапно постиг гнев Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Раскаявшись, Акакий в течение нескольких дней и ночей провел у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молился об отпущении своего согрешения. Братия также усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его.

Преподобные Сергий и Никон Радонежские неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу. Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Тогда ему предстали два старца — Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон. Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал себя совершенно здоровым.

Особенно много чудес было совершено преподобными Сергием и Никоном во время осады Троицкого монастыря поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когда святой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Святые нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим Лавру, устрашая и угрожая им гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, наподобие Сергия и Никона; один кадил стены кадильницею, а другой — кропил их святою водою.

Однажды, когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились от голода и всяких лишений болезни, Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.

Иринарх с трепетом проснулся и наутро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым.

Почитание и прославление преподобного Никона Радонежского

При святителе Ионе (1448 -1461) священноинок Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство священноинока Пахомия). Это произведение особенно ценно в качестве исторического источника, так как было составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь — от инока Игнатия. В 1547 году, на Московском Соборе, состоялось общецерковное прославление святого. В 1548 году над гробом преподобного Никона была освящена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и ныне почивают под спудом святые мощи преподобного. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона Радонежского.

Рака над могилой преподобного Никона Радонежского

Тропарь, глас, 1.

Послушанию добрыи рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне. Церковь бо прекрасну Святыя Троицы, в похвалу отцу своему воздвиже. Тем же и мы чяда твоя любовию вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя. Слава Деющему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 4.

Духовному си настоятелю отче Никоне всячески прилепився, и от него наставляемь во всем Христови поработився. Иноком бысть чиноначальник, и преподобным сожитель. С ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Никону Радонежскому →

Преподобный Никон Радонежский. Иконы

Среди сохранившихся икон преподобного Никона очень мало древних образов. Наиболее известный образ был написан в 1675 году выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым на гробницу преподобного Никона.

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с поясным изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.

Преподобный Никон Радонежский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

В алтарной части Успенского собора Московского Кремля, с правой стороны жертвенника, находится еще одно наиболее раннее изображение преподобного: фреска XVII века, восходящая к изводу 1513–1515 гг. Здесь, на круглом медальоне поясная фигура преподобного Никона, в согнутой левой руке его изображен свернутый свиток.

Преподобный Никон Радонежский. Фреска в алтарной части Успенского собора Московского Кремля

Несколько покровов с изображением преподобного Никона сохраняются в фондах Сергиево-Посадского Государственного музея. Самый древний, где преподобный Никон представлен вместе с преподобным Сергием, датируется 1569 годом.

Преподобный Никон Радонежский. Покров, шитье. Вклад царя Феодора и царицы Ирины. 1586 год Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Покров, шитье. Москва, 1569 год Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Икона на Святых воротах Троице-Сергиевой Лавры Преподобный Никон Радонежский. Минея — Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Прп. Никон. Монахиня Иулиания. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Преподобный Никон Радонежский. Храмы

Первым храмом, посвященным преподобному Никону, является Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — придел Троицкого собора. Эта церковь построена между 1422 и 1423 гг. над гробом преподобного, с южной стороны собора, имея с ним одну общую стену.

Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Во имя преподобного Никона Радонежского также освящен придел церкви преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан). Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. В 90-е годы ХХ века храм приобрел окончательный облик.

Храм преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан)

Ссылка на основную публикацию