Никифор Прокаженный: житие святого, день памяти, молитва

Исповедник прокаженных

О старце Евмении (Саридакисе)

Старец Евмений (Саридакис; † 1999) – удивительный подвижник, святой нашего времени, прилежно заботившийся о сокрытии своей святости. Митрополит Морфский Неофит хорошо знал этого Божиего человека: живя в Афинах, он был духовным сыном старца. Воспоминаниями о старце владыка Неофит поделился в интервью газете «Истина» («Ορθόδοξη Αλήθεια»).

– Владыко, благословите! А первый вопрос такой: когда вы познакомились со старцем Евмением?

– В 1981 году. Я это очень хорошо помню. Тогда еще прокаженные в Лимодоне[1] шутили: «Отец Евмений, ты вступил в “Клуб десять”». Юмор прокаженных произвел на меня впечатление. В том же году в первый раз пришел к власти Андреас Папандреу[2], ему было пятьдесят. Он тоже с 1931-го.

– А как вы познакомились со старцем?

– С герондой меня познакомил благословенный Герасим (Фокас), 22 дня бывший митрополитом Кефаллинии. И произошло это в среду Великого канона. Я искал духовника, и он порекомендовал мне отца Евмения, отозвавшись о нем очень положительно. Правда, было неизвестно, исповедует ли он. В те времена о нем мало кто знал, даже как о духовнике.

Когда я сказал, что хочу исповедоваться, старец ответил, что не исповедует здоровых, а только прокаженных. «Вы так говорите, чтобы я пожалел, что не болею проказой?» – спросил я его. Он рассмеялся и сказал, что в районе Илисиа, где я живу, есть духовники – к ним мне и надо идти.

Я пошел расстроенный, но как только приблизился к двери, он окликнул меня. Позже старец сказал, что увидел меня в рясе (тогда митрополит был еще мирянином. – Ред.) и услышал глас Святого Духа, говорившего: «Это чадо задержи. Он станет священником! И с сегодняшнего дня исповедуй всех!» Так что мой приход дал такой вот положительный результат: двери старца открылись для всех. Он и так был исповедником, но в течение нескольких лет исповедовал только больных.

– Как бы вы охарактеризовали его как духовного отца? Был ли он более строгим, чем ваш геронда – святой Иаков?

Это был самый всепрощающий человек. Но с теми, кто серьезно относился к духовной жизни, старец был исцеляюще строг

– Я сам несколько раз сподобился встреч с этим старцем и почувствовал какой-то магнетизм, притягивающий к нему, а ведь «говорил» он мало…

– Это и была сладость Святого Духа, Который пребывал в нем благодаря его подвижничеству. И благодать эта разливалась на всех приближавшихся к нему. Люди это чувствуют. Чувствуют даже грешники. Все ощущают, что у этого человека есть что-то и это «что-то» есть дар Святого Духа.

Знаешь, вчера, изучая святого Исаака Сирина, я вспомнил слова, сказанные мне другим святым – старцем Паисием: «Никогда не держи на столе эту книгу закрытой. Пусть она всегда будет открыта и никогда не закрывается». И вот я подумал: если меня спросят, знаю ли я человека, пережившего всё то, что с такими подробностями и глубиной описывает святой Исаак Сирин, я отвечу: это старец Евмений.

Геронда сам рассказывал мне, как он пережил всё то, что описывает святой Исаак, и думал, что всё это было прелестью. Особенно после смерти его старца, святого Никифора Прокаженного, когда он остался одиноким, это годы после 1964-го. Он мне рассказывал, что, когда где-то в году 1970-м издательством «Апостол Варнава» были выпущены аскетические труды святого Исаака Сирина, он прочитал эту книгу и понял, что переживаемое им вовсе не прелесть, а от Бога. Это открытие не позволяло ему заснуть три дня.

«И на Литургии, – рассказывал старец, – или когда я просто разговаривал с людьми, из глаз моих лились жгучие слезы и жгли меня»

– А с вами он говорил когда-нибудь о святом Никифоре?

– Да, конечно, много раз.

– Какие воспоминания о старце Евмении дороги вам больше всего?

– Ну, такого много. Прежде всего он был прилежно несудящим. Если он, благодаря своему дару провидения, замечал, что ты судишь о чем-то или, что еще хуже, осуждаешь кого-то, он начинал «действовать». Просто молчал, не разговаривал с тобой. Но если он знал тебя близко, то мог разгневаться и отругать. И ты понимал: старец увидел твой грех, кого-то ты осудил.

Он был более чувствителен к суду и осуждению, чем к плотским и другим грехам. Чтобы быть его духовным чадом, надо было иметь очень много терпения. Постоянно приходилось слышать замечания от геронды на эту тему. Он сам обладал великой способностью к неосуждению. Если бы загорелась его келья, он бы постарался потушить пожар. Но если бы ему потом сказали: «Проклятый огонь! Геронда, ты чуть не сгорел!» – он бы ответил: «Да ты что?! Огонь был очень красивым!» Многие меня не понимают, когда я рассказываю подобные вещи. К примеру, сейчас на Кипре началась жара. Если бы ты сказал старцу: «Ужасная жара стоит!» – он бы тебе ответил: «Жара – это прекрасно». И всегда было понятно, что он говорил так, в это действительно веря. Он даже не хотел, чтобы осуждали погодные явления! Однажды, когда дождь шел несколько дней, я сказал: «Пресвятая Богородица, сколько же еще будет лить?!» Старец Евмений ответил: «Будет лить столько, сколько угодно Пресвятой Богородице». Он не хотел, чтобы мы кого-то осуждали. Ему говорят: «Папандреу сказал то и то», – тогда происходили изменения в правительстве страны. «Молодец Папандреу», – отвечал он. То же самое, если рассуждали о других политиках, например о Караманлисе[3]: «Молодец Караманлис!» Как-то зилоты хотели что-то сказать ему о патриархе. «Патриарх святой», – прервал он их. То есть совершенно не принималась критика политики, церковных дел и… метеорологии.

Это его свойство не судить давало вам понять, насколько чист он был телесно. Знайте, что неосуждающий человек становится целомудренным и осмотрительным. И диаволу трудно искусить такого, особенно плотски.

Старец был и очень радостным человеком. Это второе, что особенно запомнилось. Мало у кого такую радость можно встретить. У многих есть чувство юмора, но у него был именно дар радоваться. Не думаю, что Господь удостоит меня снова увидеть такого человека. Вспоминается его неописуемая радость на многих Литургиях и службах, продолжавшихся по пять часов. До заключительной молитвы улыбка не сходила с лица отца Евмения.

Наверное, не многим известно, что какое-то время он был борим демоном. Недавно один одержимый юноша рассказал, как будто бы он просил святого исцелить его, а святой ему ответил: «Я помогу тебе, но знай, отчего это с тобой. Со мной такое приключилось от гордыни, а с тобой – от богохульства».

– Когда демон взял над ним власть, отец Евмений уже был знаком со старцем Никифором?

– Да, они были знакомы. Но святой Никифор из смирения ничего не сделал. Он отослал старца Евмения на свою родину – на остров Крит, и его отчитывали два великих святых, которые официально не прославлены: старец Никодим Исповедник и Анастасий (Кудумианос), его близкий друг. Это великие критские святые. Никодим, когда распространилась слава о его способности изгонять демонов, покинул остров и удалился на Афон, где жил в ските в Капсале, недалеко от Кареи.

– А правда, что в больнице Лимодон прокаженных окормляли и другие подвижники?

– Да. Надо, чтобы кто-нибудь этим занялся. Я говорил об этом и жизнеописателю старца – монаху отцу Симону. Я ему сказал, что никто не становится святым сам по себе. Каждому помогает его окружение. Как в положительном, так и в отрицательном. Окружение старца Евмения помогало ему обрести святость.

Хоть он и сам был от рождения Божиим человеком, ему очень помогло то, что там, где он оказался, в Лимодоне, были, во-первых, святой Никифор, следовавший всем аскетическим правилам святого Анфима Хиосского; во-вторых, святой Анфим, последователь аскетической системы святого Пахомия Хиосского – старца святого Нектария Эгинского. Вот такая компания!

В Лимодоне были и другие люди, освященные молитвой, терпением и послушанием старцам Евмению и Никифору.

Была одна парализованная и от рождения слепая женщина по имени Вангелия, родом из Эпира. Я ее очень хорошо знал. Эта слепая видела Богородицу. Диавол за то, что она читала акафист, сбрасывал ее с кровати на мраморный пол комнаты. Она не звала медсестру, чтобы та ее подняла: не хотела ее беспокоить. Так она могла лежать и два часа, пока, проходя мимо, медсестра случайно не обнаруживала ее на полу и не поднимала на кровать. Один раз, рассказывала она мне, она так сильно замерзла, но желание не утомлять медсестру было настолько велико, что Сама Богородица подняла и положила ее на кровать.

Больная не хотела беспокоить медсестру, и тогда Сама Матерь Божия подняла ее и положила на кровать

Вспомним и об Арестидиса и Хараламбоса – этих праведных людях.

– Эти двое помогали отцу Евмению читать Псалтирь?

– Не только читать Псалтирь. Певчим был Костас. Он тоже болел проказой, но не жил в Лимодоне. Приходил, чтобы петь на клиросе. С Псалтирью помогал и Михалис, слепой. Мы еще затемно шли в церковь и начинали утреню. Потом приходил Михалис, и мы совершали Святую Литургию, которую Михалис знал наизусть.

И от многих Литургий и молитв геронды и прокаженных собиралось святое миро.

Все годы, за исключением последних, старец Евмений был прилежно скрыт. Объясню, что значит «скрыт». Если он провидел, как я кому-то говорю в автобусе или такси, что еду к старцу Евмению – святому человеку, то меня, когда я приходил к нему, ждало его «нападение». Рядом с ним находиться было нелегко. Он знал, о чем ты думаешь, какие у тебя желания, о чем судишь, кого осуждаешь, кого недолюбливаешь. Но всё он умел превращать в шутку и всё время посмеивался своим характерным смехом.

Много чего еще можно вспомнить. Но всё это я рассказывал отцу Симону, написавшему книгу о старце. Единственное, о чем он не говорит, так это о людях, окружавших геронду. Возможно, должна быть написана вторая книга, рассказывающая и о других пациентах. Благословенный Герасим (Фокас) называл Лимодон «Святой Горой Афин».

«Святая Гора Афин» была местом убежища человеческой боли. Люди, беспощадно мучимые ужасным недугом, терпеливо несли свой крест, руководимые старцем Евмением, этим духовным плодом святого Никифора, святого Анфима, святого Пахомия… Отец Евмений поддержал и вселил надежду в тех болящих, которых «Бог нашел верными».

В бездуховную эпоху он жил между нами и поддерживал народ Божий. И сегодня, когда мрачные тучи самые разного вида – национальные, нравственные, общественные, межличностные, экономические – затемняют небо нашей родины и весь мир в целом, эти души – души, чистые перед Господом, – могут видеть вверху над тучами святого Евмения с его герондой святым Никифором, а рядом и всех тех благочестивых и праведных, кто был с ними. Попросим, чтобы их святыми молитвами пред Господом удалились эти черные тучи с нашего горизонта.

Вопросы митрополиту Морфскому Неофиту (Масурасу)
задавал Иоанис Занис
Перевел с новогреческого Константин Митин
Ορθόδοξη Αλήθεια. 12.06.2019

[1] Афинская больница для прокаженных.

[2] Греческий политик и государственный деятель, премьер-министр Греции (1981–1989) и (1993–1996), основатель одной из крупнейших политических партий Греции – ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение).

[3] Вероятно, имеется в виду Константин Караманлис – один из крупнейших греческих политиков XX века, президент Греции в 1980–1985 и 1990–1995 гг., основатель консервативной партии «Новая демократия».

Краткое житие преподобного Никифора Прокаженного

П реподобный отец наш Никифор, в миру Николай Дзананакис, родился в деревне Сирикари на западе Крита. Во младенчестве он лишился обоих родителей. В тринадцать лет дедушка отправил отрока служить в цирюльню городка Ханья. Здесь его все полюбили как прекрасное, умное, общительное и доброе дитя.

Но жизнь уготовала ему тяжкий и болезненный подвиг, который начался, когда на теле появились первые признаки недуга, известного как проказа.

Читайте также:  Ирина Македонская: житие святого, день памяти, молитва

Юный Николай сильно испугался и огорчился.

Чтобы власти не узнали этого и не заперли его на безводном острове Спиналонга, когда симптомы болезни станут слишком явными, в возрасте шестнадцати лет он бежал в Александрию Египетскую.

Там он познакомился с цветом тогдашнего греческого общества и архиереем Патриаршего престола, — все они очень полюбили доброго Николая.

Немного времени спустя, когда признаки проказы стали видимо проявляться, особенно на руках и лице, нужно было бежать и оттуда. Но куда? Этого никто не знал. Тогда один архиерей, которому Николай доверил свою беду, послал его в лепрозорий Хиоса, окормляемый преподобным Анфимом [1] .

Три года спустя святой Анфим постриг юношу в монашество с именем Никифор. Близ своего духовного отца юный монах достиг великой меры добродетелей.

«Кто мог бы исчислить духовные битвы новой жизни? Чем более истлевало день ото дня тело, тем более этот человек обновлялся духом; болезнь отсекала члены тела: глаза, руки, стопы, наконец, поразила все целиком. Но он, воспеваемый нами, отсекал всякую страсть и всякое зло, и достиг блаженного бесстрастия и совершенного терпения согласно с волей Божией и волей духовного отца, в конце концов став делателем теплейшей молитвы» [2] .

Истинный Божий певец

В лепрозории каждый вечер преподобный Никифор звонил в колокол храма праведного Лазаря. Собирались и другие; отлагая немощь, читали повечерие с акафистом Пресвятой Богородице. На рассвете, с помощью одной болящей монахини, совершалась утреня. В воскресенье и праздники преподобный становился главным чтецом и певцом храма. Блаженный митрополит Хиоса Пантелеимон Фостинис, который довольно часто слышал эти службы, говорил: «Этот монах пел, как Ангел».

Матушка Вероника из обители Богородицы Помощницы рассказала: «В одно из посещений нашего монастыря преподобный Никифор, сопровождая святого Анфима, стоял в притворе храма, и его упросили спеть «Достойно есть».

Собрались монахини, слушали и говорили друг другу: «Что за ангельский голос?»

Но когда преподобный поднял голову, они застыли, как громом пораженные, от вида язв, покрывавших его лицо».

Неземной этот ангел нес еще одну тяготу по причине своей болезни: мало-помалу он терял зрение, но от всего сердца пел множество тропарей и читал Апостол.

В Афинах

Когда Хиосский лепрозорий закрылся, отец Анфим отправил свое чадо в Афинский, с рекомендательным письмом, в котором просил служившего там отца Евмения с особым вниманием отнестись к «сокровищу, что посылает им Пресвятая», ибо они много могут получить пользы от общения с ним. В новом месте монах Никифор провел оставшееся время жизни. Отец Евмений заботился о нем с великой любовью и обращался к нему как к духовному отцу.

Преподобный отец наш Никифор преставился 4 января 1964 года, в предпразнство Богоявления.

Чудеса стали совершаться уже на исходе земного пути, но особенно много — после блаженной кончины, как то засвидетельствовали получившие от святого благодеяния и исцеления.

Прославление

3 декабря 2012 года соборным решением Вселенская Патриархия официально причислила к лику святых преподобного и богоносного отца. Память его совершается 4 января [3] .

Составлено 23 мая 2013 года, в день преставления преподобного Евмения,
Симоном, последнейшим из монахов

Перевод выполнен по изданию:
Σίμωνος Μοναχού «Άγιος Νικηφόρος ο λεπρός ο θαυματουργός.
Ακολούθια – Παρακλητικός Κανών – Χαιρετισμοί – Αγιασμός.» Άγιον ¨Ορος.

Тропарь, глас 4, подобен: Вознесыйся:

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренно, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

[1] Преподобный Анфим Хиосский, основатель и духовник женского монастыря Богородицы Помощницы на острове Хиос.

[2] Из проповеди, произнесенный в день памяти прп. Никифора в монастыре Богородицы Помощницы.

[3] По новому стилю, когда у греков — предпразнство Богоявления. Поэтому, если память преподобного выпадает на пятницу, ее переносят на 3 января, ибо когда четвертое января — пятница, по уставу утром положено прочитывать только Царские часы, а Божественная Литургия не совершается.

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно
благодаря вашей поддержке.

Подпишитесь на обновления:

Разделы сайта:

При использовании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.
Публикуемые на страницах сайта материалы не всегда совпадают с точкой зрения редакции и могут публиковаться в порядке обсуждения.

Разработка, создание и поддержка сайта:
А. Ковтун, С. Коппел-Ковтун
© 2007-2020

Житие святого Афанасия Афонского

Афанасий является основателем Великой Лавры, находящейся на Священной горе Афон. Преподобный монах также известен в качестве идейного создателя общинного образа жития в монастырях Греции. Родился в Каппадокийской городе Тразепунд, осиротел в детстве, воспитывался у праведной монахини, после был при дворе правителя Романа II, в середине X столетия поселился на горе Афон. Будучи монахом, Афанасий объединял скиты и давал отпор разбойникам-сарацинам.

Начало служения

Родился в 930 г. в Каппадокийском городе Трапезунд в благородной и верующей семье, при ритуале крещения получил имя Авраамия. Уже в раннем детстве он остался без отца и матери, мальчика взяла к себе благодетельная монахиня Канита, супруга знатного городского помещика, приходящаяся будущему святителю родственницей. В детстве Авраамий сторонился шумных игр, предпочитая уединение в лесной чаще или пещере с одним-двумя друзьями. Родственников радовало то, что мальчик легко обучался и рос сообразительным.

  • Однажды на отрока Авраамия обратил внимание императорский чиновник, приехавших в Трапезунд по важным политическим делам. Вельможа восхитился способностями мальчика и увез его в Константинополь. Юноша поселился в доме знаменитого военачальника. Науки и искусства ему преподавал учитель по имени Афанасий. Авраамий блестяще изучил литературу и вскоре сам начал преподавать, несмотря на юные годы и небольшой опыт.
  • Будущий святитель не забывал вести подвижнический образ жизни, который полюбил с детских лет. Он сторонился богатого и питательного стола, обменивал принесенную слугами вкусную пищу на кусок простого ячменного хлеба. Он соблюдал строгий пост, боролся с дневным сном, обливаясь холодной водой, раздавал одежду бедствующим.
  • Молодой Авраамий был приветлив к людям, вел чистую и праведную жизнь, поэтому вокруг него собиралось большое количество таких же учеников, как и он сам. Правитель Константин VII перевел будущего святителя в другую школу, чтобы отгородить его от излишнего внимания, мешающего обстоятельному обучению. Однако преданные друзья Авраамия не желали расставаться со своим любимым и мудрым не по годам товарищем и наставником. Великий ученик не желал ссоры с учителем Афанасием, ведь от старца могли отвернуться многие последователи, и не хотел явных почестей, поэтому отказался от императорских даров и решил покинуть светское общество.
  • Вскоре Авраамий познакомился со святым подвижником по имени Михаил Малеин, служившим в сане игумена в монастыре на Киминской горе. Юноша восхищался нравственными качествами этого знаменитого монаха, он открыл иноку свое желание приобщится к монастырской жизни. Михаил согласился стать для Авраамия святым духовником, вместе они направились на Киминскую гору. Здесь юноша принял постриг и получил имя Афанасия, что значит «бессмертный». Святой старец разглядел в своем ученике великую предрасположенность к аскетическим практикам, поэтому решил сделать его непревзойденным подвижником, закаленным в смирении и угодничестве Богу.
  • Преподобный Михаил настоял, чтобы Афанасий снизил строгость своего послушания для сбережения тела. Ученик отныне спал на тюфяке, а не в сидячем положении, как привык, принимал пищу один раз в трое суток, а не в одну неделю. В монастырских условиях Афанасий работал над переписью церковных книг, занимал пост помощника пономаря, с великим усердием усмиряя свою волю. Зная о беспрекословном подчинении ученика Михаила, братия прозвала его «сыном послушания».

В 963 г. преподобный Афанасий основал Великую Лавру на Священной горе Афон. Большинство построек возводилось за счет финансирования византийских императоров. Обитель процветала и становилась больше и богаче, получая пожертвование в виде золота и земельных территорий. Кризис пришел со времен, когда обитель стала подвергаться нашествиям пиратов и разбойников. Состояние ухудшилось после частых землетрясений и налогообложения турецкого ига. Главный храм Лавры — кафоликон с двумя приделами, в одном из них находится гробница святого Афанасия.

Преподобный старец Михаил сказал братии, что сделает Афанасия свои преемником. Некоторые иноки стали докучать последнему льстивыми и сладкими речами. Однако ученик Михаила не возжелал брать на себя роль игумена, поэтому обратился в бегство, захватив только одежду и две священные книги. Афанасий отправился на гору Афон, которой он восхищался с юных лет.

  • Здешние отшельники жили в собственноручно построенных шалашах, они игнорировали заботу о телесной оболочке и не возделывали землю. Преподобный восхищался их грандиозным аскетизмом, а спустя время стал учеником одного святого старца. Афанасий поселился рядом с мудрецом и представился всем здешним инокам простым и безграмотным моряком, потерпевшим кораблекрушение. Он сделал это, чтобы избежать излишнего внимания к себе.
  • Вскоре монахи раскрыли тайну новоприбывшего, но, войдя в его положение, обещали не выдавать секрет людям, которые попытаются найти святителя. Протоиерей Стефан выделил Афанасию удаленную келью, где последний мог жить в безмолвии и уединении, занимаясь переписью священных книг.
  • Спустя время помощники императора Никифора обнаружили сбежавшего от мирской суеты монаха. Афонские иноки, увидев привилегии, которыми окружен Афанасий, стали просить о расширении главного храма, — правитель дал согласие.

В своем письме к императору преподобный Афанасий ясно выразил свою точку зрения, огорченный император же велел отыскать своего бывшего друга. Они помирились спустя несколько лет, правитель принес искренние извинения. Незадолго до встречи святитель в видении узрел, что Никифор погибнет на троне от рук врагов, так и не поселившись в Великой Лавре.

Жизнь в монастыре

Святой основатель делал все возможное для того, что основанный им монастырь созревал и процветал. Эти места привлекали все больше искренних приверженцев христианства. Преподобный ни на мгновение не останавливал внутреннюю молитву перед Господом и трудился, не жалея сил. Из его глаз постоянно текли слезы, которыми он пропитывал свой платок. Эта ткань впоследствии исцеляла многие болезни.

Несмотря на пост настоятеля, он с каждым человеком общался на равных и стремился оказать посильную услугу. Святитель не брезговал общения с прокаженными, долго простаивал рядом с умирающими и вселял в них надежду на Царствие Небесное.

Афанасий поощрял братию в рукоделии, говорил, что праздность губительна и порождает все пороки. Святой отец учил: «Цель иночества состоит в умении стяжать Божественное естество через практику очищения разума и тела». Основатель Лавры был чрезвычайно близок с Творцом, который наделил своего преданного слугу нескончаемой мудростью. Беспорочность и знание Истины помогали Афанасию безукоризненно руководить обителью, исправлять греховное мировоззрение иноков. Он держался строго с простым народом, но с монахами был более мягок.

Он исцелял людей силою молитвы, но, чтобы скрыть свою силу, прописывал им лекарственные снадобья. После непосредственного диалога со святым подвижником человек возвращался домой свободным от грубых недостатков мировоззрения.

Окончание земного пути

Преподобный получил божественное откровение, где узнал о своей скорой кончине. В этот период шло расширение Великой Лавры, Афанасий решил объявить о знамении, облачился в самые торжественные одежды и взобрался на строительную площадку, вокруг которой шла непосредственная работа. Неожиданно на основателя и на шестерых его помощников обрушился купол. Монахи погибли мгновенно, но Афанасий, находясь под тяжестью материала, на протяжении 3 часов повторял молитву.

Когда братия разобрала обломки, преподобный скончался. Тело хранили в течение 3 дней, оно не подверглось тлену, из единственной раны струилась свежая кровь, которая стала целебной. Ритуал захоронения произошел в Великой Лавре.

Почитание святого

Иконе с изображением святого Афанасия молятся о том, чтобы он помог простым верующим справиться с греховными страстями и житейскими проблемами. Образ часто просят об исцелении недугов различной направленности.

Память преподобного отмечается 5 июля.

В молитве, обращенной к Афанасию, говорится, что святой монах наставил большое количество людей на путь истинной веры, всегда стремился утешить скорбящих, подавал руку немощным, был всегда любезен и милостивым. Его называют образованным христианином, рассудительным и мудрым наставником, победителем уныния и тоски.

Когда молятся святому никифору

Прп. Никифор Прокаженный

Никифор (Дзанакакис), Прокаженный (греч. Νικηφόρον Τζανακάκην, τον Λεπρόν) (1890 — 1964), монах, преподобный

В миру Николай Дзанакакис, родился в 1890 году в крестьянской семье в с. Сирикари в западной части Крита.

В 13 лет родители отдали его на обучение цирюльнику, жившему в городе Ханья. Тогда у него обнаружились первые признаки проказы. В то время критяне ссылали прокаженных в лепрозорий на остров Спиналонга, поэтому, когда в 16 лет его болезнь стала заметной, уехал в Александрию, где продолжал работать цирюльником. Когда проказа стала распространяться на лицо и руки, по совету священника отправился на остров Хиос, где был лепрозорий, которым управлял прп. Анфим Хиосский.

В 1914 году принял иноческий постриг от св. Анфима с наречением имени Никифор.

Никифор Дзанакакис до болезни. Фото

Выполнял работы в садах и огородах и был первым певчим в храме.

Впоследствии из-за болезни потерял зрение.

Никифор Дзанакакис в монастыре. Фото

В 1957 году прокаженных переместили в лепрозорий «Святая Варвара» в афинском пригороде Эгалео.

За безграничное терпение и любовь к ближним Господь наделил Никифора даром пророчества и утешения страждущих.

Скончался 4 января 1964 года. От его мощей исходило благоухание.

Прп. Никифор Прокаженный. Икона

Многочисленные чудеса, происходившие по молитве святого, были записаны учеником преподобного о. Евмением и верующими.

3 декабря 2012 года был причислен к лику святых Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви.

Тропарь, глас 4, подобен: Вознесыйся [2]:

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

Есть место в Греции, славное дивной красотой природы и наполненной умиротворением. Живут в этом месте благочестивые монахи-отшельники, всю жизнь посвятившие служению и прославлению Господа Бога. Они ведут очень аскетичный образ жизни, в построенных на склонах горы Афон монастырях. И так продолжается более одного тысячелетия.


Монах Афанасий, каноническое изображение на иконе. Святому молятся на смертном одре и при сильной и мучительной болезни. Святой основал Великую Лавру на горе Афон, ставшую первым монастырем Святой горы

Первый монастырь, Великую Лавру, основал мудрец и истовый христианин Афанасий, в миру носил имя Авраамий. До Великой Лавры на Святой горе обитали разрозненные общины монахо-отшельников, которые сперва сопротивлялись начинаниям Афанасия.

Первый монастырь удалось основать не сразу и только спустя десятилетия упорного труда начало появляться уникальное духовное и культурное достояние, известное как Афонские монастыри.

До нашего времени не дошла точная дата рождения Афанасия Афонского. Предположительно это событие произошло в 925 или 930 году нашей эры в городе Трабзон. Правда, тогда он носил название Трапезунд и принадлежал Константинополю.

Мирское имя святого – Авраамий. Про родителей Афанасия ничего не известно. Согласно житию он рано стал сиротой и воспитанием мальчика занималась милосердная монахиня.


Изображение императора Византии Никифора II Фомы. Царь помог основать Афанасию Великую Лавру, дав святому денег

К сожалению монахиня не закончила воспитание ребенка, по причине смерти. Юного Авраамия передали учеником ритору Афанасию. Так он оказался при дворе византийского императора Романа II. Этот факт может указывать на непростое происхождение святого. У мальчика оказался прирожденный талант к риторике.

Когда он начинал говорить все окружающие немедленно приковывали свое внимание к оратору. Во многом это заслуга учителя Авраамия, который смог направить его в нужное русло. В частности, под влияние святого попал будущий император Византии Никифор II Фока.

На определенном отрезке своей жизни Авраамий решил посвятить себя служению Богу и отправляется в Киминскую обитель, что в городе Вифини. Здесь он становиться учеником преподобного Михаила Малеина.

Молодой человек искренне и с почтением воспринимает слова своего учителя и все больше склоняется к принятию пострига. Что, впрочем, и происходит спустя какое-то время. При принятии монашества ему присваивается новое имя, под которым он и известен более всего, Афанасий.

В 958 году монах Афанасий отправляется на Афон, Прибыв в столь святое место он видит как разрознены местные монахи и загорается идеей объединить все скиты в один монастырь. Но существовала серьезная проблема, которая могла порушить все начинания монаха, да и вообще доставляла множество неудобств.

Дело в том, что на Афон частенько совершали набеги пираты-сарацины, которые грабили, убивали и уводили в полон христиан.

И хоть избавиться от нападений морских разбойников не удалось, то другое начинание Афанасия начало постепенно обретать очертания. На деньги императора Никифора II, монах начал отстраивать первый и главный афонский монастырь.

Святая Лавра смогла объединить в себе разбросанные скиты и дать кров их обитателям. Изначально Святая Лавра состояла из одной постройки, освященной в 963 году, но позже к ней добавили еще три постройки. Все здания уцелели и дошли до нашего времени.


Преподобный Михаил Малеин, учитель святого Афанасия Афонского

Но не все проходило так гладко, как хотелось бы. Афанасий встретился со значительным сопротивлением некоторых отшельников-монахов. Они привыкли к устоявшемуся укладу жизни и не хотели принимать внедряемые им идеи по наведению порядка и дисциплины.

Дошло до крайности, и Афанасий вынужден покинуть Афон и отправиться на остров Кипр. Где он пребывал до 971 года.

Святого Афанасия подвигло вернуться на Афон чудесное видение. Оно настолько вдохновило монаха и только укрепило его желание завершить начатое на Святой горе. Во-второй раз святой возвращается в Великую Лавру в чине игумена, то есть настоятеля монастыря.

Особенно, типикон или по-русски устав, который он создал на основе трудов Феодора Студита и Василия Кесарийского.

До самой смерти святой занимался отстройкой монастыря. Участвовал лично во всех работах и тщательно следил за их выполнением. Умер Афанасий под обрушившимся обломком купола монастырской церкви. В житие преподобного дата смерти размыта, официально считается, что монах Афанасий погиб в июле 1000 года.

При жизни преподобный Афанасий прославился творимыми чудесами. Наиболее яркими из них стали многочисленные исцеленные христиане. Поговаривали, что после его прикосновения люди перестали заболевать до конца жизни.

Еще святого почитают за молитвы и помощь людям на смертном одре. Считается, что он облегчал страдания находящихся при смерти христиан и отпускал им грехи.

Православные христиане очень почитают монаха Афанасия. Молитвы святому произносятся от чистого сердца.

В чем помогает искренняя молитва Афанасию:

Ты и ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух.

Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити;

да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей.

Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным). Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок.

Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему:

О преподобнии отцы наша, Христовы угодницы и чудотворцы Геннадие и Никифоре, обители Важеезерския предстателие и хранителие! Предстояще Престолу Вседержителя и имеюще к Нему дерзновение, воззрите милостиво на нас чад ваших недостойных со благоговением и любовию к вам припадающих и тепле просящих. Молим вас, отцы преблажении, по данной вам от Бога благодати, помозите нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении. Испросите нам у Благости Его веру правую, покаяние истинное, молитву сердечную, братолюбие совершенное и вся благопотребная ко спасению; труды же и скорби наша терпеливо, безропотно и со благодарением понести, христианскую кончину обрести и добрый ответ на страшном судилище Христове получити. Не забудьте и обитель вашу святую, вами созданную и присно вас чтущую, и сохраните ю и вся подвизающиеся в ней и на поклонение к вам приходящая от искушений диавольских и всякого злого обстояния; да и мы предстательством вашим сподобимся достигнути обетованного нам Царствия Небесного, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Яко светильницы пресветлии, /
Преподобнии отцы наша Геннадие и Накифоре, /
на берег Важеезера вселистеся /
и равноангельное житие в пустыне совершили есте. /
Отнюдоже и по смерти исцеления источаете, /
Дивнии чудотворцы Олонецкии. /
Темже и мы, притекающие во Обитель вашу, /
Со умилением и любовию глаголем: /
молите Христа Бога спастися душам нашим.

Мира красоту и яже в нем тленная оставивше /
И все умное свое желание к Богу вперивше, /
Того Крест на рамо вземше /
дарование чудес от Христа прияли есте. /
И ныне предстояще Святей Троице, /
поминайте нас, чад ваших, яже собрали есте мудрии. /
Сего ради вопием вам: /
радуйтеся преподобнии Отцы наша Геннадие и Никифоре.

Ублажаем вас, преподобные отцы наша Геннадие и Никифоре, /
и чтем святую память вашу, /
наставницы монахов /
и собеседницы ангелов.

Трое афонских подвижников, отдавших жизнь за Христа: Прпмчч. Евфимий, Игнатий и Акакий Афонские. День памяти – 14 мая

14 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и по всей Святой Горе чтут память трех афонских подвижников, отдавших в начале XIX века свою жизнь за Христа: новопреподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия Афонских.

Святые главы этих дивных мучеников, прославившиеся многочисленными чудесами, хранятся вместе, в одном ковчеге, в русской святогорской обители на Афоне, где постоянно открыты для всеобщего поклонения. Им установлено общее празднование 1(14) мая, но бдение, по сложившийся в афонской обители св. Пантелеимона традиции, всегда переносится на ближайший воскресный день, поскольку вся служба, составленная в их честь, пропитана духом Пасхального торжества. Она и попадает всегда на пасхальный период.

Преподобномученик Евфимий Новый

Преподобномученик Евфимий (+ 1814; в миру – Елевферий) родился на Пелопонессе, в селении Димитциани, от благочестивых родителей Панагиота и Марии в конце XVIII столетия. Мать будущего святого тяжко страдала во время родов. Она молилась святому мученику Елевферию о помощи в благополучных родах. Молитва матери была услышана. В благодарность она назвала сына Елевферием.

Будущий подвижник получил хорошее образование. Он обучался сначала на своей родине, а затем в Константинополе. Прожив два года в родительском доме, юноша отправился на Афон для духовных подвигов. В Константинополе он познакомился с молодыми людьми, которые вовлекли его в развлечения и плотские удовольствия, для удовлетворения которых потребовались значительные средства. Один из турецких чиновников открыл юноше путь к приобретению материальных благ через принятие мусульманской веры. Неопытный юноша согласился на опасный шаг, но вскоре совесть стала жестоко обличать его. Сознавая глубину своего грехопадения, Елевферий каялся и горько плакал. Через некоторое время он бежал из турецкого окружения и уже вскоре достиг Святой Горы Афон.

С глубокой скорбью и слезами покаяния рассказал он о своем падении афонскому старцу Григорию, который прежде был Патриархом Константинопольским. Опытный старец направил Елевферия к духовнику старцу Мелетию для ежедневного покаяния и постоянных молитв. Через 40 дней Елевферий был помазан миром по православному чину и вновь обрел звание христианина. Затем он поступил в скит святой Анны под руководство мудрого старца Василия. Здесь инок подвизался в отшельнических трудах, а через некоторое время просил у старца благословения отправиться в Константинополь, чтобы пострадать за православную веру и искупить свой грех.

Старец Василий долго не соглашался, но наконец благословил на подвиг, с условием: если турки узнают его — должен пойти на страдания, если не узнают — не дерзать подвергать себя опасности. В Константинополе Елевферий многократно встречался с турками, которые ранее видели его, но не был узнан. Он был опечален и уже собирался отвергнуть заповедь старца, но, по Промыслу Божию, встретился с афонским монахом Панкратием и просил его совета. Благоразумный Панкратий убедил Елевферия вернуться на Афон и только после усердных иноческих трудов решаться на предполагаемый подвиг. Елевферий послушался и возвратился на Афон. Здесь он получал наставления от ряда опытных духовных отцов. В частности, иеромонах Никифор помог юноше победить чревонеистовство. Этот подвижник подверг Елевферия епитимий, которую тот воспринял с радостью. Постепенно Елевферий обретал духовную опытность.

Со временем он был пострижен в монашество с именем Евфимий и только после длительного монашеского искуса ему было позволено возвратиться в Константинополь. Здесь он твердо исповедал истинность веры христианской, за что и принял мученическую кончину.

Пред казнью преподобномученик горячо помолился Богу о себе и всем мире, перекрестился, поцеловал крест, который держал в правой руке, и преклонил главу под меч со словами: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Это произошло в Вербное воскресенье, 22 марта 1814 года.

Память его совершается 1/14 мая вместе со святыми преподобномучениками Игнатием и Акакием и отдельно — 22 марта / 4 апреля, а также в день памяти Собора всех Афонских Преподобных. Честная глава прпмч. Евфимия хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Подробнее житие прмч. Евфимия Нового см. здесь >>>

Преподобномученик Игнатий

Преподобномученик Игнатий (+ 1814; известен также как Константинопольский, Новый, Старозагорский, Болгарский) (в миру Иоанн) родился в конце XVIII столетия в болгарском г. Стара-Загора Тырновской епархии. Родители его были православными христианами. Уже в раннем возрасте на долю Иоанна выпали тяжелые испытания.

Его отец Георгий отличался особой силой и мужеством. Турки, овладевшие их родным селением, потребовали от Георгия, чтобы он вступил в турецкую армию, обещая поставить его тысячником. Георгий отказался: «Не могу идти против единоверных мне христиан». За это турки пронзили его мечом, а затем обезглавили. Мать и сестер Иоанна турки вынудили принять ислам. Иоанну удалось бежать из родного дома, он направился в удел Богоматери — на святой Афон. По дороге Иоанн встретился с будущим преподобномучеником Евфимием и подружился с ним. Вскоре он продолжил путь к Афону, где вначале пребывал в скиту святой Анны, ревностно исполняя иноческие послушания. Однажды юному послушнику пришлось быть по монастырским делам в Солуни. Там он увидел преподобномученика Давида, повешенного на древе за исповедание Христовой веры. Подвиг этот воспламенил сердце Иоанна, и им овладело желание пострадать за Христа. Однако святогорский старец, оказавшийся в это время около Иоанна, отклонил юношу от немедленного исполнения его желания. Иоанн послушался и вернулся на Афон. Здесь он узнал о мученическом подвиге своего друга преподобномученика Евфимия. После блаженной кончины своего духовника Иоанн перешел в скит святого Иоанна Предтечи под руководство к духовнику старцу Никифору. Иоанн усердно выполнял все указания опытного старца и преуспевал в добродетелях.

Перед страдальческим подвигом старец Никифор постриг Иоанна в монашество с именем Игнатий, после чего афонский инок отправился в Константинополь, где публично исповедал истинность христианской веры, за что принял мученическую кончину близ местечка Пармаккапи 8 октября 1814 года.

Афонский инок Григорий, узнав о мученичестве святого Игнатия, поспешил на место казни и, взяв мощи преподобномученика Игнатия и пострадавшего ранее преподобномученика Евфимия возвратился на Афон. Мощи были положены в новосозданном храме в скиту св. Иоанна Предтечи, где стали источать исцеления. Ныне честная глава прпмч. Игнатия хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Память его совершается 1/14 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Акакием и отдельно — 8/21 октября (в день мученической кончины), 20 октября / 2 ноября (перенесение мощей на Афон), а также в день памяти Собора всех Афонских Преподобных и Болгарских святых. Подробнее житие прпмч. Игнатия Нового см. здесь >>>

Преподобномученик Акакий

Преподобномученик Акакий Новый (+ 1816; в миру Афанасий) — сын благочестивых и бедных родителей, проживавших в селении Неохори, в Македонии, близ Солуни. Родился он в конце XVIII столетия. Вследствие крайней бедности родители отдали девятилетнего Афанасия в учение к башмачнику. Этот жестокий человек так избивал мальчика, что он вынужден был бежать. По дороге мальчика встретили две турчанки, которые приютили и накормили его, и сумели убедить принять магометанство, пообещав взамен материальный достаток и хорошую жизнь. После этого они передали мальчика хазнадару Юсеф-бею, который и усыновил его. Отрок прожил 9 лет в довольстве и роскоши. Однажды жена Юсеф-бея воспылала к Афанасию нечистой страстью, но когда была отвергнута благочестивым юношей, оболгала его пред своим мужем. Хозяин немедленно изгнал Афанасия из своего дома. Получив свободу, он пришел к своим родителям в Солунь, где они проживали в то время. Желая очиститься от своего греха — измены православной вере, Афанасий принял решение идти на Афон. «Помни,— говорила ему мать,— как ты самовольно отрекся от Христа, так с дерзновением должен и исповедать Его пред турками и за любовь Сладчайшего Иисуса принять мученическую кончину, омыв свое глубокое падение кровью». Так искренне желала мать спасения души своего сына для Вечной Жизни. Афанасий немедленно отправился на Афон и поступил в здесь сербский Хиландарский монастырь. Оттуда, по совету одного старца, он перешел в Ксенофский скит к духовнику старцу Николаю, который, выслушав исповедь Афанасия и приняв его искреннее раскаяние, прочитал над ним установленные Православной Церковью молитвы и помазал его святым миром, отпустив обратно в Хиландарь.

Вскоре Афанасий узнал о кончине преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Желая идти подобным путем, Афанасий обратился к духовнику старцу Никифору и просил его принять под свое руководство, чтобы затем следовать путем двух подвижников-мучеников. Добросовестно проходил послушание у отца Никифора инок Афанасий: пост, бдение, непрестанная молитва были его оружием. По истечении продолжительного времени старец Никифор постриг Афанасия в монашество с именем Акакий. Через малое время, подобно и его святым предшественникам, святой Акакий отправился в Константинополь, где также, исповедав привселюдно истинность христианской веры, удостоился мученической кончины в местечке Пармаккать 1 мая 1816 года.

Мощи святого преподобномученика Акакия были с честью погребены на Афоне в новосозданном храме в честь святых преподобномучеников Евфимия и Игнатия. Ныне честная глава прпмч. Акакия хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Память его совершается 1/14 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Игнатем, а также в день памяти Собора всех Афонских Преподобных.

В честь преподобномучеников Игнатия, Евфимия Нового и Акакия Нового написаны общая служба и Похвальное слово. Афонский мон. Герасим (Микраяннанит) составил в честь упомянутых 3 святых и прмч. Онуфрия Габровского (+ 4 янв. 1818) общий молебный канон и акафист.

Святые главы всех трех преподобномучеников покоятся в общем ковчеге в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, где постоянно открыты для всеобщего поклонения и прославились многочисленными чудотворениями по молитвам к святым.

Дополнительно см.:

Житие и страдание святого преподобномученика Евфимия Нового

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона мученика Феодота Анкирского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой мученик Феодот жил в городе Анкире, в конце третьего столетия. Он исповедовал христианскую веру, жил с супругой и имел корчу, в которой людям давал пищу, приют и одежду.

Житие Феодота Анкирского

Когда Диоклетиан начал преследовать православных, он отправил в Анкиру Феотекна, жестокость которого не знала границ. Он требовал, чтобы христиане приносили жертвы языческим богам. Те, кто противился, умирали, а имущество забирали стражники.

Феодот Анкирский, не страшась гибели, проникал в темницы, ухаживал за больными, нес веру в Спасителя. Он покупал тела, забирал и предавал их земле. Когда церкви закрыли, службы стали проводить в гостинице. За благие дела Господь даровал ему силу исцеления и врачевания руками. Он многих язычников обратил в христианство. Однажды Феодот поделился со священником мыслью о том, что ему предстоит скорая гибель и просил похоронить его останки, а на месте погребения построить храм.

В период правления Диоклетиана погибли женщины:

С детских лет они посвятили свою жизнь служению Господу и были уже преклонных лет. Однако Феотекн не посмотрел на их возраст, приказал утопить в озере. Тетка Феодота Текуса пришла к нему во сне и просила тела предать земле.

Место гибели охранили стражники, но к ним спустился с небес святой Сосандр и они спаслись бегством. Феодот пришел к озеру с несколькими христианами. Поднялся ветер и разогнал воду. Люди подошли к месту утопления старых дев, подняли их и предали земле.

Феотекн, узнав об этом, распорядился схватить всех православных и пытать, чтобы указали на зачинщика. Участник погребения Полихроний не выдержал мук и выдал Феодота. Святого схватили и продемонстрировали орудия пыток. Пообещали сохранить жизнь, если он окажется от веры во Христа, но Феодот был неколебим. Тогда его заточили в тюрьму, а на следующий день Феотекн приказал отрубить ему голову.

Казнь совершили, но поднялась буря и не дала спалить тело. Стражники сидели в укрытии и стерегли. Мимо проходил Фронтон, которому мученик Феодот Анкирский завещал похоронить тело. Рядом идущий осел упал там, где погиб Федот, на земле оказалась поклажа вина. Стражники помогли поднять все и рассказали священнику, что охраняют тело Федота. Он понял – это промысел Божий. Забрал останки, предал земле, а позже возвел храм. Описание жизни Федота и святых дев составил очевидец гибели Нил.

Церковь во имя мученика Федота Анкирского

Церковь в честь святого является историческим памятником Годуновского зодчества. Период возведения конец шестнадцатого столетия. Святые врата не тронуло время, они входили в часть оборонительного сооружения. Здание имело пограничный характер на берегу Оки.

Строение связано с великим событием – поход в 1598 года против хана Казы-Гирея. Годуновский стан располагался возле обители, настоятелем которой был Вассиан Ладыженский. В это же время крымское посольство прибыло к Борису Годунову, признало за ним царский титул и предложило перемирие. Принял участие в достижении мира крымский посол Леонтий Ладыженский, родственник настоятеля обители, поэтому монастырь получил значительный царский вклад.

Дни памяти Феодота Анкирского: 31 мая, 18 мая – день смерти святых дев и 7 июня – дата гибели святого мученика.

О чем молятся святому

На иконе Федота Анкирского изображают молодым с евангелием и крестом в руках. Имеются также лик мужчины с бородой более старшего возраста.

В чем помогает святой? Ему молятся в любой нужде:

  • помочь заработать на пропитание;
  • излечиться от болезней;
  • укрепится в вере.

В дни памяти мученика Феодота читают у его лика тропарь и кондак.

Тропарь мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним

Му́ченик Твой, Го́споди, Феодо́т/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Феодот подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним

Страда́льчески подвиза́вся до́бре, со сострада́льцы твои́ми, Феодо́те,/ и венцы́ по́чести прия́сте с честны́ми страстоте́рпицами де́вами.// Те́мже Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о всех нас.

Перевод:Ты подвизался как истинный исповедник веры вместе с другими подвижниками, Феодот, поэтому и мученические венцы вы получили с почитаемыми девами страстотерпицами. Потому Христа Бога молите не переставая обо всех нас.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике Феодоте:

Ссылка на основную публикацию