Михаил Тверской: житие святого, день памяти, молитва

Михаила Тверского святого благоверного житие.

Житие святого благоверного Михаила Тверского, первого Великого князя всея Руси. В первой половине ХIII века Русскую землю постигло великое бедствие. По Божиему попущению на нее напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в горькое рабство, обложили народ тяжелой данью. К великим внешним бедствиям присоединились не меньшие внутренние нестроения. Князья оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол; отправляясь в Орду на поклон ханам, они часто клеветали один на другого и строили козни друг другу.

В это безотрадно тяжелое время богоугодно жил святой князь Михаил Ярославич Тверской. Родители его вели жизнь благочестивую и ходили по заповедям Божиим. Отец его, князь Ярослав Ярославич, после кончины брата своего, великого князя Александра Невского, занимал семь лет великокняжеский престол.

Святой князь Михаил Ярославич родился уже после смерти своего отца. Мать его, благочестивая княгиня Ксения, воспитала сына в духе святой веры и заботливо научила грамоте. Молодой княжич был благочестиво настроен: он любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм Божий. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так святой Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям.

Тяжелое время переживала тогда Русь: князья часто поднимались один на другого и нередко правому приходилось оружием отстаивать права свои.

Прежде чем вступить на престол, святой Михаил, по обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану. Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского Андрей и Димитрий. Между братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли 14 городов, в том числе Владимир и Москву, сильно опустошили страну и собирались идти к Твери.

Сильно опечалились тверичи тем, что князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом. И в это самое время святой Михаил возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали тверичи весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но та­тары, узнав о приходе святого Михаила, не пошли на Тверь.

Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником.

Когда умер великий князь Андрей Александрович. Старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич; к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Георгий Даниилович, хотя он и не был старшим в княжеском роде. По обычаю того времени, новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, святой митрополит Максим, предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. «Я ручаюсь тебе, — говорил святой Максим, — княгиней Ксенией, матерью князя Михаила, что ты получишь от великого князя Михаила любой город, какой ты пожелаешь». Георгий отвечал святителю: «Хотя я и еду в Орду, но не стану добиваться великокняжеского стола: еду я туда по своим делам».

Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татарские мурзы были очень корыстолюбивы. Желая получить больше даров, они говорили князю Георгию: «Если ты дашь больше даров чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение».

Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться велико­княжеской власти. Великий раздор начался между князьями. Георгий, как только мог, старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Святой Михаил принужден был также много тратить денег, которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась. Однако велико­княжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем святой Михаил заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек.

Святой Михаил должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него новый ярлык (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь. Князь московский, на обиды которого жаловался хану святой Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Георгий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святой крещении Агафией). Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Георгию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных вельмож своих. Святой Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Георгию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

Но великий князь Георгий не хотел примириться со святым князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с кровожадным Кавгадыем он напал на Тверскую область, жег города и села. Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Георгий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы».

Святый Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами.

Святой князь Михаил собрал полки свои и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, при селе Бортеневе). Произошла великая битва. Войско московского князя не выдержало и поспешно побежало. Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы. Великий князь Георгий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака-Агафия, много князей, татар, взято было победителями в плен. Доспехи самого святого Михаила были все иссечены, но на теле не оказалось ни одной раны. С великой радостью возвратился святой Михаил в Тверь и горячо благодарил за дарованную победу Господа, Пречистую Его Матерь и святого Архистратига Михаила.

Видя поражение Георгия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Святой Михаил принял его с честью, поверив их льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его свиту и отпустил с честью.

Между тем великий князь Георгий собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Святой Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь; князья заключили мир.

В это время в Твери скончалась супруга великого князя, сестра хана. Пронесся слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый сговорились действовать заодно. Они поспешили в Орду. Они написали на святого Михаила многие лжесвидетельства, будто, собрав много дани по городам, князь хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти. Тогда святой князь отправил в Орду своего 12-летнего сына Константина, вероятно, в качестве заложника. Разгневанный Узбек велел посадить князя Константина Михайловича под стражу и уморить его голодом, но хану советники его сказали, что если он уморит так сына, то отец его никогда не приедет в Орду. Константина отпустили.

Кавгадыю не хотелось, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско. Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, взяв благословение у своего духовного отца (игумена Иоанна). «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился святой князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Святого Михаила провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь святой князь навеки простился с ними. Неутешно плакала княгиня, предчувствуя беду и прощаясь со своим супругом. А святой Михаил взял с собою двух других сыновей — Димитрия и Александра. Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он святому Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твою область. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя воз­вели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но святой Михаил с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих».

Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределил между сыновьями города своего княжества и простился с ними. Плакали дети, отпуская отца в Орду на верную смерть, и едва могли расстаться с ним. Святой Михаил отпустил детей своих в Тверь и поехал к хану с боярами. По обычаю, князь щедро одарил хана, его жен и приближенных. Хан сначала довольно милостиво обходился с Михаилом. Он даже дал князю пристава, чтобы тот защищал его от оскорблений. Полтора месяца пробыл святой Михаил в Орде. Но злобный Кавгадый не переставал клеветать на него. Наконец Узбек сказал своим вельможам: «Что вы говорили мне на князя Михаила? Беспристрастно рассудите его с князем Геор­гием и скажите, кто из них виноват; правого я награжу, а виноватого предам казни».

Неправеден был суд над святым Михаилом. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Георгия».

Злобный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против святого: он отвергал все оправдания святого Михаила и возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что святой Михаил виновен и заслуживает смерти. После приговора к осужденному семь сторожей, связали князя, разграбили его одежду; прогнали от него всех его бояр и слуг.

Так святой остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение оставалось ему — молитва, и блаженный страстотерпец, не питая злобы на врагов своих, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другое день татары возложили на выю святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлеки также и святого Михаила. Тягостно было это передвижение для святого страдальца. На вые его лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки святого. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин. Все время путешествия своего святой Михаил проводил в посте, каждую неделю он исповедовался и приобщался святых Христовых Таин.

Злобный Кавгадый и теперь не оставлял узника, но старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над святым Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить святого князя на колени перед собой и насмехался над ним.

Сбежалась разноплеменная толпа праздных зрителей и с любопытством смотрели на того, кто сидел прежде на велико­княжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

С того времени на очах Христова страдальца всегда были слезы, ибо он провидел свою скорую кончину.

Уже двадцать шесть дней томился святой страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но святой князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

В день своего отшествия ко Господу (22 ноября) рано утром святой Михаил велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал святой князь Божественную службу.

Благоверный князь исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине. После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Святой Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православ­ную веру, почитать храмы Божии, благотворить странным и нищим.

Читайте также:  Георгий Победоносец: житие святого, день памяти, молитва

Вдруг в шатер вбегает княжеский отрок; он был бледен и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Георгий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда блаженный страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина под покровительство жены хана.

Кавгадый и Георгий остановились на торгу, недалеко от шатра святого Михаила, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к святому князю. Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер, разогнали всех княжеских слуг. Святой в то время стоял на молитве. Схватив святого за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, Романцев, выхватив нож, поразил им святого князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов.

Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Святое и честное тело мученика было брошено и лежало без всякого покрова, ибо убийцы сорвали со святого князя одеяние.

Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал Георгию: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Князь Георгий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Святое тело князя Михаила, по приказанию Георгия, повезли в реку Адежь (что значит — горесть). Ночью два сторожа были приставлены охранять его. Но сильный страх напал на них и они убежали от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к святым останкам мученика.

В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце.

Купцы, знавшие святого Михаила, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Георгия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видали, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до небес. Другие же видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.

Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Георгий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда в Твери узнали о смерти святого Михаила и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого князя просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Георгий едва дал свое согласие.

Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Молитвами благоверного князя Михала Тверского, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Михаил Тверской

Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.

Кондак 1

Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой и люди, тебе зовущия: Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Икос 1

Ангелов и всея твари Создатель, ангелонравна тя провидев и воителя за Христа непобедима, архистратигу небесных воинств тезоименне тебе нарещися благоустрои. Темже славяще Божие о тебе промышление, яко избранну сосуду Христовы благодати, вопием ти: Радуйся, равноапостольнаго Владимира благословенная отрасле; Радуйся, благоверных и благочестивых Ярослава и Ксении чадо. Радуйся, яко во утробе матере осиротев, всех Бога во отца место обрел еси; Радуйся, яко под кровом крил Его премудростию и возрастом преспевал еси. Радуйся, яко отроча доброумно и благонравно был еси; Радуйся, яко от юности твоея паче всякаго сокровища Христа возлюбил еси. Радуйся, яко от Бога и человек достойне возлюблен был еси; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 2

Видевши тя благоверная матерь твоя Ксения, яко Анна Самуила, преспевающа возрастом и премудростию, страхом Божиим и всеми добродетельми украшаема, радовашеся о тебе, благодарно поя премудрости наставнику и смысла подателю Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разум богомудрый имея, яко Соломон, всем сердцем возлюбил еси, блаженне, премудрость Божию, юже и поискал еси прилежно от юности твоея; темже от Бога дарование прием, храмозданием Царю премудрому поревновал еси. Сего ради славяще, зовем ти: Радуйся, яко храм прекрасен Преображения Господня воздвигл еси; Радуйся, яко от имений твоих щедро оный украсил еси. Радуйся, яко всем сердцем благолепие дому Божия возлюбил еси; Радуйся, яко пребывати в нем паче всех утех мирских изволил еси. Радуйся, яко и сам храм Божий живый, духовный был еси; Радуйся, молитвы бо твоя, яко кадило благовонное, Богу принесл еси. Радуйся, зане усердие молитв и дел твоих, яко всесожжение тучное и жертву непорочную, прият Господь; Радуйся, яко и ныне паче злата многоценнаго святыя мощи твоя украшают церковь сию. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, и Дух Божий ношашеся над тобою, якоже над Давидом, егда возведе тя Господь на прародительный престол великим князем славнаго града Владимира. Темже священноначальницы и князи, и вси людие согласно радовахуся, благодаряще Бога, возносящаго смиренныя Своя, и поюще Ему: Аллилуйа.

Икос 3

Имея душу боголюбиву и сердце милостиво, егда власть приял еси великокняжую, не изменил еси нрава твоего смиренномудраго и любвеобильнаго: потщался бо еси всяку слезу отъяти от лица страждущих и был еси всем в нуждах помощник. Темже не остави и нас, надеющихся на тя и вопиющих таковая: Радуйся, святителей и священников любителю и богомудрых иноков собеседниче; Радуйся, вдов и сирот питателю и обидимых заступниче. Радуйся, отроком и юношам чистым житием твоим благочестия и целомудрия учителю; Радуйся, старцев и убогих пристанище, и недугующих и страждущих упокоителю. Радуйся, добродетельми паче, неже порфирою и виссом, украшенный; Радуйся, благочестием паче многоценныя диадимы увенчанный. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурею властолюбия обуреваем, князь Георгий ласканием и дары испроси себе у хана вели-кокняжение Владимирское; ты же, смиренномудро, отдав тому законное твое владение, во отеческий град Тверь отшел еси. Не хотя бо пролития крове христианския, дело твое Богу, судящему праведно, предал еси, воспевая Ему: Аллилуйя.

Икос 4

Слышав, яко сродник твой, неудовлився отъятием у тебе великокняжения, в пределы Тверския со многою ратию татарскою вниде, разоряя обители и храмы, веси огнем и мечем истребляя, и Богом врученное ти стадо распужая и расхищая, яко Авраам, домочадцы твоя собрал еси, и совещався с ними, душу твою за святыню Господню и за люди твоя положити восхотел еси. Сего ради и ныне мы благодарно тебе вопием: Радуйся, княже по сердцу Божию, скорбь твою Богу поведавый; Радуйся, воеводо благоверный и смиренномудрый, печаль твою на Бога возверзый. Радуйся, заповедь Христову, еже возлюбити ближняго, яко себе, делы оправдавый; Радуйся, Моисею и Павлу в ревности о благе и спасении людей твоих поревновавый. Радуйся, во брани не славы земныя, но ограждения святыни Господней поругаемой искавый; Радуйся, буйство татарское силою Божиею укротивый. Радуйся, люди твоя от разорения, плена и лютыя смерти помощию Вышняго оградивый; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда воем твоим явился еси, благоверный Михаиле, предъидя бо пред полки твоими, десницею твоею, Богом укрепляемою, разрушил еси врага и местника. Темже, победив сопротивных Богу, чудодействующему мышцею высокою, сокрушившему брани и спасшему люди Своя, воспел еси: Аллилуйя.

Икос 5

Видевше жителие града Твери и всея Тверския области Богом данную ти победу преславную, яко царевну Кончаку и злокозненнаго воеводу Кавгадыя пленил еси, славу и благодарение Богу приношаху и тебе, заступника своего, похвалами венчаша. Темже и мы днесь, победныя почести тебе восписующе, вопием: Радуйся, архистратигу сил небесных тезоимените и подражателю, вражия силы сокрушивый; Радуйся, вождю богохранимый, татарския полчища, яко хананеи, разсеявый. Радуйся, Аврааме новый, благословенный Богом вышним, Иже покори враги твоя под ноги твоя; Радуйся, Давиде российский, оружием благоволения Божия венчанный на земли. Радуйся, княже благоверный и благочестивый, славою и честию превознесенный на небеси; Радуйся, яко даде тебе Господь благословение во век века и возвесели тя радостию неизреченною пред лицем Своим. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник православныя веры явился еси, благоверный княже, пред сыны агарянскими; Христа бо, Сына Божия, едино спасение и утешение человеков быти проповедуя словесы богомудрыми и терпением твоим доблим, неведущих научал еси пети Ему: Аллилуйя.

Икос 6

Возсиял еси во светлостех святых, яко солнце, венцем славы увязен на небеси и нетлением телесе прославлен на земли: веры бо ради Христовы пострадав. Царствия благолепие и венец доброты от руки Господни приял еси. Темже, предстоя престолу славы, поминай нас, похваляющих тя и глаголющих: Радуйся, страстотерпче Христов, во всем житии твоем верный Божий служителю; Радуйся, Бога выну славивый на земли, и ныне ангелом и архангелом сожителю. Радуйся, за труд любве и подвиги благочестия с преподобными и праведными прославленный; Радуйся, за страдания твоя и терпение крепкое мучеником сопричтенный. Радуйся, исповедниче Христов твердый и неустрашимый; Радуйся, помощниче всем пречудный и хранителю от Бога нам данный. Радуйся, молитвенниче о чтущих тя теплый и богоугодный; Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотяй дни видети благи, не мщением, но любовию воздал еси врагом твоим: Кавгадыя бо и иныя пленники с дарми в землю их отпустил еси и, мир князю Георгию даровав, не губити Христианы, паче же защищати от поганых увещал еси. Помози убо и нам, святе, стезям мира и любве твоея последовати, да благоприятно Богу мира поем: Аллилуйя.

Икос 7

Новаго тя Иосифа незлобиваго и Давида кроткаго разумеваем, богомудре Михаиле: ов бо братиям своим, сей же Саулу мстити за озлобления их не хотяху. И ты убо, имея во власти твоей ищущия погубити тя, не яко пленныя, но яко посетители имел еси их, благотворя врагом твоим. Сего ради, похваляюще тя, вопием: Радуйся, российский Иосифе, от братии твоея измаильтяном на пленение и смерть обреченный; Радуйся, тех злобу не мечем токмо, но любовию укротити поискавый. Радуйся, сеятеля вражды и мщения диавола, яко Давид Голиафа, кротостию и милостию ко врагом победивый; Радуйся, враги твоя плененныя словом утешивый и пищею удовливый. Радуйся, люди твоя, бранию расточенныя, любовию собравый; Радуйся, разоренныя и бедствующия утешивый и благопотребным снабдивый. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 8

Странна некая, но прелюбезна Богу и человеком видим о тебе, святе Михаиле. Ведый бо окле-ветания врагов твоих и неправду судей твоих, не убоялся еси гнева ханскаго; но да сохраниши в мире отечество твое, душу твою положити за люди твоя возжелел еси, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Емуже и вопиял еси: Аллилуйя.

Икос 8

Всего себе Богу предав, яко агнец незлобивый на заколение текл еси, блаженне; не восхотел бо еси подобитися наемнику, иже оставляет овцы, видя волка грядуща, и бегает, но яко пастырь добрый, бежати советующим отвещал еси: аще и сохранит бегство живот мой, но погубит люди моя неповинныя. Темже славяще благоприятное твое о людех попечение, вопием ти: Радуйся, пастырю добрый, Пастыреначальнику Христу подражавый; Радуйся, люди своя паче присных твоих и паче себе самаго возлюбивый. Радуйся, вся претерпети, токмо да люди твоя от разорения и напрасныя смерти избавити изволивый; Радуйся, от убивающих тело и немогущих лишше что сотворити не убоявыйся. Радуйся, тленную славу земную ни во чтоже вменивый; Радуйся, вся лестныя советы злочестиваго Кавгадыя презревый. Радуйся, сохранение веры Христовы всем красным и славным мира сего, тебе обещанным, предпочтый; Радуйся, еже пострадати и умрети за Христа, да с Ним вечно царствуеши, предъизбравый. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 9

Все естество человеческое кротостию и смирением удивил еси, благоверный княже: злобныя бо клеветы врагов твоих кроткими словесы отвращая, неправду судей ни единым же словом обличил еси, но яко истинный раб Христа Бога, последовал еси Владыце твоему, иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, Емуже, судии всех и мздовоздаятелю, и вопиял еси: Аллилуйя.

Икос 9

Витии многовещанныя невозмогут изрещи великаго страдания твоего, страстотерпче: отславше бо врази твои други твоя и присныя, кладу велию на выю твою возложиша, и недовольни суще, яко тяготою клады, гладом, жаждею и хождением многим за ханом днем до истощания тя изнуряху, нощию руце и нозе твои в кладу забиваху, да никоея же ослабы имееши членом твоим. Темже, поминающе подвиги твоя, вопием ти: Радуйся, за веру и отечество твое безчестие претерпевый; Радуйся, бос и гладен, связан и поругаем всеми, яко пленник, за ханом влекомый. Радуйся, псалмопений ради всенощных очесем твоим сна и веждома дремания не давый; Радуйся, в скорби твоей и злостраданиях плачущия боляры и други твоя утешивый. Радуйся, твое утешение в едином Господе и молениях Ему положивый; Радуйся, за грядущая страдания и лютую смерть, ихже провидел еси, Бога благодаривый. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, яко христианин истинный к смерти себе приуготовил еси. Ведый бо, яко близ есть смерть, при дверех, покаянием теплым и слезным пред отцем духовным душу очистил еси и, приобщением тела и крове Христовы соединився Христу, воспевал еси Ему, всем дарующему живот вечный: Аллилуйя.

Икос 10

Царя нечестиваго повеление испросивше, врази твои послаша воины убити тя, и яко волцы хищницы, яко тигри, жаждущии крове, нападоша злии на тя, агнца незлобиваго, и кладою терзаху выю твою, и главою тя о вежу удариша, и на землю повергше, пястьми тя бияху нещадно, дондеже лютейший всех Романец ножем удари в ребра твоя и исторже любвеобильное сердце твое. Темже тебе, яко агнца, за Христа закланного, похваляюще, вопием: Радуйся, яко Авелю, завистию братнею погубленному, уподобился еси; Радуйся, яко венец твой княжеский кровными каплями, яко камением чудным, украсил еси. Радуйся, яко рубище твое, в немже убиен был еси, краснейше багряницы царския златотканныя соделал еси; Радуйся, яко сердце твое чисто и смиренно в жертву Христу, за ны пострадавшему, принесл еси. Радуйся, яко мучеником подражавый, лику их сопричтен еси; Радуйся, за Христа смерть приемый, со Христом вечно жити сподобился еси. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Читайте также:  Григорий Палама: житие святого, день памяти, молитва
Кондак 11

Пение благодарственное Господу приносим о тебе чтущии тя, святый благоверный княже Михаиле, яко дарова Господь нетленное тело твое Тверской области во утешение и ограждение, граду Твери в славу и защищение, скорбящим во утешение, бедствующим во отраду и помощь, болящим во источник исцелений, и всем, верою притекающим к тебе, во спасение. Темже Богу, дивному во святых, вопием: Аллилуйя.

Икос 11

Света невечерняго причастника яви тя Господь абие по преставлении твоем, блаженне: облаки бо светлыми тело твое, лежащее на земли, оградив от зверей дивиих, столпом огненным показа тя всем столпа бывша веры и правды, и тело твое нетленно сохранив, чудесы прослави тя. Темже вопием ти: Радуйся, столпе веры, к земли обетования путь нам показуяй; Радуйся, облаче духовный, от бед и напастей люди твоя покрываяй. Радуйся, сосуде благодати, сонмы верных на поклонение мощем твоим привлекаяй; Радуйся, источниче неоскудный, всем приходящим с верою исцеления подаваяй. Радуйся, воеводо непобедимый, якоже в животе, и по смерти враги наша от нас прогоняяй; Радуйся, славо и упование града Твери, в молитвах твоих выну нас поминаяй. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, ведуще, людие града твоего, и поминающе, яко возлюбил еси их в животе твоем даже до смерти, выну к тебе, яко скорому и крепкому помощнику во обстояниих и скорбех, находящих на град, притекаху. И не посрамил еси упования их, скоро от бед избавляя молитвами твоими. Темже Богу, спасавшему и спасающему тебе ради нас недостойных, вопием: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще страдания твоя, ублажаем святую память твою, с верою и любовию притекаем к раце мощей твоих, и яко предстояща с лики ангел и со всеми святыми Животворящей Троице, смиренно молим тя: не забуди, княже благоверный, люди твоя, спасай град твой и веси твоя, якоже и прежде, даруй всем, притекающим к тебе, яже к житию временному, паче же к жизни вечней благопотребная. Милостив буди нам, восхваляющим тя недостойными усты и поющим: Радуйся, горняго града достигнувый и град свой земный любовию назираяй; Радуйся, многажды град Тверь от смертоносныя язвы дивно спасавый. Радуйся, со ангелы сликовствуяй и люди твоя в скорбех их не забываяй; Радуйся, с праведными Богу славы предстояй и нас грешных, молящихся ти, не презираяй. Радуйся, благами вечными и неизреченными наслаждаяйся и лепту вдовицы, тебе зде приносимую, любезно приемляй; Радуйся, на земли и на небеси от Бога прославленный и наша недостойная хваления не отвергаяй. Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.

Кондак 13

О предивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Призри милостивно на смиренныя рабы твоя и умоли Господа Бога, да сохранит град твой и люди твоя, и вся грады и веси христианския от глада, губительства, труса, потопа, огня и всякаго зла, и дарует всем нам вольных и невольных грехов оставление, да прославльшему тебе Богу поем: Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.)

Молитва

Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя Христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.

Святой благоверный князь Михаил Тверской

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. “Отче, – сказал святой, – много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи”.

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: “Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет”. По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: “Князь Михаил – святой, невинно убитый”. Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.

Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник – святой Михаил.

Михаил Тверской

Святой враг Москвы

День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского – 5 декабря.

Бывает, что все в нашей жизни зависит от одного решения. Именно так случилось с тверским князем Михаилом Ярославичем, чья яркая и наполненная крутыми поворотами жизнь померкла перед величием его последнего подвига.

Тверской князь Михаил Ярославич показал себя ловким политиком и отличным военным. Силой интриг и оружия он претендовал на власть над Новгородской республикой, и в тоже время в 1305 году смог получить от хана ярлык на великое княжение надо всеми русскими землями. Новый статус ставил его выше остальных соперников, но не давал гарантий безопасности.

В это самое время в Москве скончался ее правитель, известный князь-миротворец, святой Даниил Московский. Он прославился тем, что делал ставку на развитие города, чем существенно усилил свое княжество. Но его сын Юрий был полной противоположностью отца. Он с головой погрузился в пучину междоусобиц, спеша укрепить мирный успех Москвы оружием и интригами. Теперь Михаилу Тверскому пришлось всерьез думать о том как избавиться от московского конкурента.

Дважды Тверь ходила походом на Москву, но Юрий смог отбить войска Михаила. Еще несколько раз войну между городами удалось предотвратить до начала кровопролития. А тем временем Юрий получил в свои руки сильнейший козырь: его супругой стала княжна Кончака (в крещении Агафья), родная сестра ордынского хана Узбека. Таким образом и сам московский князь получил высокий титул гургана, то есть зятя всесильной династии Чингизидов.

Почти сразу Юрий поспешил нанести ответный удар по своему тверскому сопернику, и в 1317 году уже Михаилу Ярославичу пришлось отражать нападение объединенных московско-татарских войск. Военная удача улыбнулась Твери. В знаменитой Бортеневской битве ее войска разгромил врага: Юрий бежал, а его супруга и видный татарский сановник Кавгадый попали к тверичам в плен. Казалось, теперь Михаил может вести переговоры с врагами с новых сильных позиций. Все шло к тому, что Тверь выйдет победителем из противостояния с Москвой, но случилось непоправимое.

Михаил Ярославич и его мать Оксана предстоят перед Христом на тверской миниатюре начала XIV века. Источник фото wikipedia.org

Княжна Кончака-Агафья пробыла в плену недолго, она была окружена в Твери по-истине царским вниманием. Ожидалось, что вот-вот она отбудет домой к брату, но вдруг совершенно неожиданно и скоропостижно сестра хана умерла. Поползли слухи о ее отравлении.

Понимая, что это грозит бедой не только ему, но и всей Твери князь Михаил поспешил в Орду. Видимо, уже тогда он понимал, что вряд ли вернется домой. Так и случилось: вина за гибель княжны была полностью возложена на него, приговор мог быть лишь один – смерть.

Тверичам удалось спланировать и подготовить побег Михаила, ему предложили покинуть ставку хана и скрыться. Но именно тут для князя настал момент истины.

Русь хорошо помнила, что такое набеги ордынцев. Былая столица, блистательный Киев, все еще лежала в руинах, хотя прошло уже более полувека. Старая Рязань и Козельск, превратились в зловещие города мертвецов, где не осталось ни одного человека, даже детей.

И теперь князь Михаил понимал, что сумей он скрыться, гнев ордынских карателей падет на всю Тверь. Многие из погрязших в феодальной возне князьков выбрали бы собственную жизнь, а не жизни своих поданных. Но Михаил Тверской оказался истинным правителем и настоящим отцом своего народа. Он не отдал город страдать за свои ошибки, и не дал согласия на побег. Очень скоро татары с людьми московского князя замучили его до смерти.

Тверской князь оказался вдруг выше сиюминутной возни политиков, в которой, казалось, учавствовал с таким упоением. Он проиграл в борьбе за власть. Но через 200 лет после этих событий в новой русской столице – Москве – состоялся церковный собор, причисливший Михаила Тверского к лику святых.

Благоверный великий князь Михаил Тверской. Православный календарь на 5 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

5 декабря (22 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также память 31 поимённо известного святого. Далее коротко расскажем о них.

Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверской чудотворец. Один из самых почитаемых святых из числа благоверных князей, Небесный покровитель Тверской земли, князь Михаил Ярославич возглавлял Тверское княжество в 1282 или 1286-1318 годах от Рождества Христова, одновременно с этим занимал и владимирский великокняжеский престол (с 1305 по 1318 годы).

В отличие от московского князя Юрия Даниловича, с которым князь Михаил Ярославич вёл борьбу, не занимал проордынскую позицию. После того как великокняжеский ярлык ордынцы передали Юрию Даниловичу, Михаил Тверской одержал над последним победу в Бортеневской битве 1317 года. После этого князя Михаила вызвали в Орду, где по повелению хана Узбека (принявшего ислам, а потому резко отрицательно относившегося к христианам) зверски убили в 1318 году.

За глубокую личную веру, молитвенность и благочестие, а также за последовательную защиту Православия Михаил Тверской был прославлен Русской Церковью в лике святых в числе благоверных князей в 1549 году от Рождества Христова.

Читайте также:  Житие равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Апостолы от 70-ти Архипп и Филимон и мученица равноапостольная Апфия. Святые I (апостольского) века, ученики первоверховного апостола Павла, который в одном из своих посланий прямо называет святого Архиппа «сподвижником».

Сам апостол Архипп был поставлен епископом города Колоссы в области Фригия, где одним из знатных горожан был будущий апостол Филимон, в чьём доме христиане совершали богослужения, а его супруга, святая Апфия, принимала больных и странников и так же, как и ее муж, проповедовала Слово Божие. Впоследствии святой Филимон был рукоположен в епископский сан апостолом Павлом и стал архипастырем города Газы.

Во времена лютых антихристианских гонений императора-язычника Нерона, царствовавшего в Римской империи в 54-68 годах от Рождества Христова, святые Архипп, Филимон и Апфия за верность Христу и Его Церкви и проповедь Слова Божия были преданы неправедному суду, истязаниям и мученической смерти.

Мученица Кикилия (Цецилия) и святые мученики Валериан, Тивуртий и Максим. Святые III столетия, принявшие страдания и мученическую смерть за свою верность Христу и Его Церкви. Мученица Кикилия была христианкой, которую родители-идолопоклонники хотели отдать замуж за юного язычника Валериана, но силой молитвы и убеждения святая смогла убедить юношу в истинности христианства, и они вместе обратили ко Христу его брата Тивуртия.

Узнав об этом, языческий правитель приказал арестовать юношей и заставить их принести жертвы идолам, но никакие пытки не смогли сломить святых страдальцев. И даже их мучитель – римский воин Максим – проникся, исповедал Христа и принял Святое Крещение. В итоге все четверо приняли мученические венцы. Это случилось в 230 году от Рождества Христова.

Мученица Кикилия. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Менигн Белильник. Этот святой III столетия был простым ремесленником, белившим холсты. За своё благочестие он сподобился услышать Глас с Небес, призвавший его пострадать за Христа. В 250 году от Рождества Христова мученик Менигн публично разорвал висевший на площади указ о преследовании христиан императора-язычника Декия, исповедовав свою веру во Христа. За это святого страдальца обезглавили, и тут же случилось чудо: из его уст вылетела белоснежная горлица.

Мученик Прокопий Кесарийский (Палестинский). Святой страдалец начала IV столетия, чтец Иерусалимской церкви, сподобившийся от Бога дара изгонять бесов. За ревностную проповедь Слова Божия и отказ принести жертву идолам мученик Прокопий был казнен в 303 году от Рождества Христова.

Преподобный Агавва Исмаильтянин. Сирийский святой V столетия, проведший 38 лет в монашеском отшельническом уединении, в постоянной внутренней молитве и безмолвии. Отец Агавва никогда не сидел и не лежал, денно и нощно он молился либо стоя, либо коленопреклоненно.

Праведный Михаил воин. Болгарский святой IX столетия, ромейский (византийский) военачальник, христолюбивый воин, силой молитвы разбивший во многом превосходящего врага во время одного из первых турецких нашествий на Ромейское царство (Византию).

Благоверный Ярополк, во Святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский. Сын киевского князя Изяслава, внук благоверного князя Ярослава Мудрого, правнук равноапостольного великого князя Владимира. В 1086 году от Рождества Христова этот набожный, смиренный и благочестивый князь был коварно убит происками творцов княжеских междоусобиц.

Священномученики Владимир Рясенский, пресвитер (1932). Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский, Иоанн Баранов, Василий Бова, Павел Евдокимов, Иаков Соколов, Феодор Гусев, Иоанн Смирнов, Илия Громогласов, Алексий Бенеманский, Афанасий Милов, пресвитеры, преподобномученики Герасим (Мочалов), иеромонах, Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), иноки, мученик Борис Козлов (1937) и преподобноисповедница Параскева (Матиешина), инокиня (1952). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане и монашеском чине) и миряне Русской Православной Церкви, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Благоверная княгиня Анна Кашинская: дважды святая

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Житие святой

Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской

Юные годы

К сожалению, точная дата рождения княжны Анны не сохранилась. Она была дочерью Ростовского князя Дмитрия Борисовича. В соответствии с традициями, девочка с ранних лет была приучена к молитве и рукоделию.

Когда девушка вошла в возраст, а было ей, по предположениям историков, не более 17-ти лет, ее засватали. Женихом стал тверской княжич Михаил, но молодые знакомы друг с другом до свадьбы не были. По заведенному обычаю, невесту для сына выбрала мать, княгиня Ксения. До нее дошла молва о красоте, набожности и чистоте дочери ростовского князя. Девушку привезли в Тверь, и здесь, уже стоя под венцом, она впервые увидела своего жениха. Как гласит житие, молодые сразу полюбили друг друга.

Жизнь в супружестве с князем Михаилом Тверским

Однако, несмотря на взаимную любовь, счастье Анны было недолгим. На следующий год после свадьбы в Твери случился пожар, выгорел почти весь город. Еще через год запылал уже сам княжеский терем, Михаил и Анна едва успели выбежать. Потом тяжко заболел князь. Не успела жена обрадоваться его выздоровлению, захворала, а затем и скончалась маленькая дочка. После этого княгиня родила еще четверых детей.

В 1304 году кн. Михаилу Тверскому был пожалован от Золотой Орды великокняжеский ярлык. Милость, которой домогались самые знатные княжеские семьи Рюрикова дома, обернулась новым витком кровопролитий и междоусобиц.

Полезные материалы

Московские князья, тоже претендовавшие на великокняжеский престол, никак не могли смириться с тем, что власть перешла к Михаилу. Юрий, княживший в ту пору в Москве, вовлек тверичей в междоусобицы, интриговал против Михаила при ханском дворе. Ярлык был пожалован в Москву, Михаил готов был смириться с этим, однако, к Твери подступили московские полки.

Эту схватку Михаил выиграл. Он разбил войско Юрия, захватил его супругу, которая была сестрой хана Узбека, и татарского посла. Однако, победа стала причиной многих бедствий. Плененная княгиня чем-то заболела и в несколько дней умерла. Чтобы не навлечь на свой город и своих подданных новых бедствий в виде карательного похода разгневанного Узбека, князь Михаил принял решение отправиться на поклон к хану в город Сарай. Это было в 1318 году.

Михаил пред отъездом исповедался и причастился, прекрасно зная, что живым из Сарая ему не вернуться. И в эти страшные дни Анна была его советчицей и опорой. «Иди, мой господин, если хочешь добровольно пострадать за Христово дело, будешь поистине блажен навеки!» — говорила она ему.

Вдовство

Так и случилось. Князь Михаил был замучен татарами, а его тело привезли на родину только через год. Оно осталось нетленным, несмотря на то, что везли его в холод и в жару в простой телеге. Князь Михаил Тверской впоследствии был канонизирован.

Безутешная вдова, похоронив мужа, должна была утереть слезы и заняться делами княжества. Все заботы управления Тверью, сотрясаемой феодальными распрями, находящейся под постоянной угрозой новых татарских набегов, легли на плечи княгини. Бедствия не кончались.

1325 год. В Сарае погиб наследник Михаила Дмитрий, имевший прозвание Грозные Очи. Прозвище было дано ему не случайно, нрава молодой княжич был горячего и гордого. В Сарае он увидел Юрия Московского. И, поскольку не сомневался в его причастности к гибели своего родителя, пронзил его мечом. Юрий испустил дух на месте, а сам Дмитрий был казнен по распоряжению Узбека.

1327 год. В Твери случился мятеж, во время которого были перебиты все ордынцы, в том числе, и ханский посол. За этим последовал карательный набег, Тверь и села вокруг были разорены, сожжены и разграблены. Княгиня с семьей спасалась в лесах.

1339 год. Другой сын княгини Александр, взяв с собой своего наследника Федора, отбыл в Сарай в надежде испросить у хана прощения за мятеж. Однако повелитель Орды был неумолим и повелел казнить их обоих.

Княгиня-инокиня

Тяжело переживая эти потери, Анна решает удалиться от мира. Она принимает монашество с именем Ефросинии (по другим источникам – Софии). Через некоторое время младший сын Василий возвел в своем городе Кашине женский Свято-Успенский монастырь и пригласил в него свою матушку. Княгиня приняла предложение и провела оставшиеся годы в новой обители, пребывая в молчании и молитве до глубокой старости.

Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская с монастырем, в молении облачному Спасу
Иконография:
Анна Кашинская, святая благоверная княгиня
Датировки: XX в.
Происхождение: Деревня Никольское, Рамешковский район.
Материал: Дерево, масло, металл
Размеры иконы: высота 8,8 см, ширина 7,1 см
Ростовое изображение святой Анны Кашинской в молении облачному Спасу. Слева помещен пятиглавый собор с колокольней.
Инв. № ТвМ НВФ 2409. &copy Тверской государственный объединенный музей

Обретение мощей

В начале 17-го столетия пол в старом Успенском соборе обветшал и местами сильно осел. Могилы, которые были под полом, оказались на поверхности, и среди них – могила схимонахини княгини Анны. Люди, не зная, кто здесь похоронен, позволяли себе класть на могильную плиту шапки, садиться и даже забираться на нее с ногами.

В эпоху смуты, когда по стране беспрепятственно передвигались польско-литовские отряды, грабили и убивали, Кашин несколько раз ожидал неминуемой гибели. Поляки подходили совсем близко, но всякий раз без видимых причин отступали, не тронув город.

Однажды в городе разыгрался пожар. Жители были готовы к самому страшному исходу, однако, огонь довольно быстро погас, не причинив большого ущерба. «Не иначе, за нас какой-то святой молится!» — говорили горожане, но никто не мог назвать имени молитвенника.

Разрешилось всеобщее недоумение таким образом. Был при Успенском соборе пономарь Герасим, который тяжко страдал какой-то болезнью. Однажды во сне явилась ему строгая старица в схимническом одеянии и сказала: «Почему народ гроб мой ни во что не вменяет? Ведь я молю Бога о вас и вашем городе, защищая его от многих бед и несчастий!». Проснувшись, Герасим понял, что он полностью здоров.

Он тут же побежал к настоятелю и рассказал ему о своем видении. У могилы Анны зажгли свечу и стали обращаться с местом захоронения благоговейно. Народ стал почитать свою заступницу, а от мощей святой стали происходить чудесные исцеления.

В 1649 году могилу Анны по приказу государя Алексея Михайловича подвергли освидетельствованию. Гроб вскрыли и нашли тело инокини нетленным. Ее десница замерла на груди в благословляющем жесте: два перста – указательный и средний – вытянуты, остальные согнуты. Поместным Собором кн. Анна была канонизирована. Вскоре ее останки были помещены в недавно построенном Воскресенском соборе, причем, сам государь Алексей Михайлович помогал нести гроб.

Запрет на почитание

Однако, через несколько лет Собор, на котором председательствовал Патриарх Иоаким, объявил новое решение: княгиню Анну святой более не считать.

Причиной этого единственного в своем роде вердикта был раскол, который сотрясал нашу страну в тот период. Как известно, одним из символов сопротивления раскольников церковной реформе было двоеперстие. Рука княгини Анны, как это было хорошо известно многим, лежала на ее груди с пальцами, сложенными двоеперстно. Для сторонников старого обряда это стало важным аргументом в пользу их правоты.

Иконы и шитые покровы с изображением княгини были изъяты, и ее имя было вычеркнуто из святцев. Было приказано более не служить молебнов как святой, но обычные панихиды, как по всем умершим. Мощи святой, которые до того времени стояли, открытые всем молящимся, были закрыты крышкой и преданы земле. Формальным предлогом для деканонизации стали «несогласия» в житии святой с летописными известиями о ней.

Народное почитание

Однако, и после того, как официальная церковь исключила княгиню Анну из числа святых, народ не перестал ее почитать. К ней, как и прежде обращались с мольбами об избавлении от болезней и бедствий. Церковноначалие Кашина такому народному благочестию препятствий не чинило. Более того, здесь по-прежнему записывали свидетельства об исцелениях по молитвам святой Анне.

Вторая канонизация

В 1818 году часть старообрядцев приняла учреждение Единоверия, то есть, сохранив собственный обряд и уклад, признала авторитет и власть Московского Патриарха. Это послужило толчком для возвращения княгини Анны в сонм православных святых. Кашинцы начали соответствующую переписку. Разрешение на новую канонизацию было дано императором Николаем II лишь в 1908 году. В Кашине прошли пышные торжества с участием членов императорской фамилии.

После Октябрьской революции мощи многих святых были подвергнуты безбожным «освидетельствованиям». Св. Анна – страдалица при жизни и после смерти – тоже не избегла этой участи. Ее мощи были изъяты, однако в 1948 году их вернули Церкви. Сейчас они хранятся в Вознесенском соборе г. Кашина.

Фото Вознесенского собора, 1909 год.

Случаи чудесной помощи

Анна Кашинская всегда была заступницей и молитвенницей перед Богом за всех жителей города Кашина, как, впрочем, и всех, кто обращается к ней с верой. Известно, что Кашин не подвергся нападениям поляков в эпоху Смуты. Обошло его Наполеоновское нашествие.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска так же не дошли до Кашина буквально несколько километров и были вынуждены отступить. Записан рассказ одного из солдат, который охранял в те годы железнодорожный узел. После захода солнца, в темноте, перед ним явилась величественная женщина в иноческом облачении, и произнесла:

Много верующих обращаются к святой княгине Анне с молитвой о помощи и получают просимое. Сохранились свидетельства о чудесных исцелениях, приведем некоторые из них.

Исцеление у мощей

В XVII веке жила некая Акилина, горожанка из простого сословия. К святой она почтения не испытывала, и как-то оперлась даже о ее гроб. Тут же ее постиг тяжкий недуг – Акилина стала «расслабленной». Ее привели к могиле святой Анны на богослужение, посвященное обретению мощей кашинской заступницы. Акилина усердно молилась всю литургию, и была прощена: все увидели, что от расслабленности «посадской жены» ничего не осталось.

Молитва у иконы

В Николаевском женском монастыре Кашина можно увидеть брошюру, изданную в 1911 году некоей Александрой Дьяконовой. В ней эта молодая женщина рассказывает о том, что ее поразил нервный недуг, сопровождавшийся припадками, истериками и депрессией. Александра даже думала о том, чтобы наложить на себя руки.

В дни второго прославления Анны Кашинской женщина зашла в храм и обратилась к иконе святой Анны с просьбой об исцелении, хотя и не очень верила, что это возможно. Однако, эта молитва светской дамы, чуждой религиозности, была услышана. Недуг тотчас оставил Александру Дьяконову, и она стала с тех пор другим человеком — религиозным и далеким от прежней суетной жизни.

Храмы и увековечивание памяти

Есть несколько храмов и часовен, освященных в честь Анны Кашинской. Вот некоторые из них.

  • Церковь Анны Кашинской в Кузнецах, Московская область.
  • Церковь Анны Кашинской в Ростовской области.
  • Придел Анны Кашинской в Вознесенском соборе Христорождественского монастыря Твери и в Успенском соборе в Кашине.
  • Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре в Москве.

Ссылка на основную публикацию