Людмила Чешская: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы святой Людмиле

Святые помогают и покровительствуют в самых разных делах: в личной жизни, на работе, в болезнях и горе. Но есть святые, которые покровительствуют путешественникам, заблудшим, женам, детям и даже бабушкам. О покровительнице последних, святой Людмиле, известно уже более тысячи лет, у неё просят за своих детей и внуков.

История святой мученицы Людмилы Чешской

Супруги, князь Боривой и Людмила, были первыми правителями Богемии, историческое название Чехии, принявшими Крещение, произошло это в 882 году. Княжеская семья была знакома со святыми Мефодием и Кириллом, просветителями и создателями славянской азбуки. Под их влиянием христианство стало распространяться по Чешской земле. Людмила приняла христианскую веру будучи уже взрослой. Это было сознательное и взвешенное решение, поэтому молитву святой Людмиле Чешской читают, чтобы покаяться в грехах или нечистых помыслах.

Спустя всего несколько лет после Крещения князь погиб, а на престол взошел его сын Вратислав. Людмила все силы отдавала заботе о детях и искоренению язычества. Она молила Бога за своих детей, внуков и учила их любви к Господу. К сожалению, язычество всё ещё жило на Западе, особенно в тех местах, где выросла Драгомира – жена князя Вратислава. Новая княгиня притворялась христианкой, но всегда оставалась верна языческим богам. После смерти мужа Драгомира заняла престол и первом делом занялась возвращением языческих обычаев и устоев. Влияния Людмилы не хватало, чтобы противостоять Драгомире, поэтому она настояла на передаче престола сыну Вратислава и Драгомиры. В 18 лет Вячеслав стал князем Богемии, воспитанный бабушкой, он вновь призывал людей к христианству.

На этом история не закончилась. Драгомира не смогла перенести такого удара, всем сердцем она ненавидела Людмилу. Пожилая княжна отправилась в город Течин, в надежде избежать гнева невестки. Жизни Людмилы оборвалась в часовне, где её задушили нанятые Драгомирой убийцы. К могиле мученицы в Течине приходили толпы, там они молились за своих детей и внуков. Народная любовь к погибшей вызывала у Драгомиры страх, поэтому она возвела у могилы часовню святого Архангела Михаила, чтобы люди приписывали ей чудотворные свойства. И всё же на молитву продолжали приходить именно к могиле святой Людмилы. Спустя некоторое время князь Вячеслав перенес могилу бабушки в церковь святого Георгия в Праге.

В чем помогает молитва святой Людмиле?

В первую очередь святая известна, как покровительница и заступница детей и внуков. Молятся Людмиле за свою семью, просят наставить на истинный путь детей, помочь им с выбором и в бедах.

Православная молитва святой Людмиле должна произноситься от чистого сердца и лишь с благими намерениями. Искренняя просьба о своих внуках обязательна будет услышана святой, ведь не просто так упоминается имя Вячеслава в молитве Людмиле Чешской.

Мученицу просят о покаянии и помиловании как угодницу Христову. Отогнать греховные помыслы и укрепить веру поможет молитвенное обращение святой.

Тропарь, глас 4

Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Кондак, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Текст молитвы святой мученице Людмиле, княгине Чешской

О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Людмила Чешская: житие святого, день памяти, молитва

Православная библиотека – Жития Святых

Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской

Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она – первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа – ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею – то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии»
(чешская рукопись ХI в.)

В IX веке Чешское княжество входило в состав Великоморавии, объединяя не только племя чехов, а почти всех славян, заселявших окруженную горами территорию на Верхней Лабе с ее притоками Влтавой и Огрже. Союз с Моравией, возникший из политических соображений (борьба с общим врагом), имел для Чехии весьма важное следствие – принятие христианства под эгидой первоучителей солунских Кирилла и Мефодия. Славяне, ведущие объединительную политику, ощущали острую необходимость в духовном окормлении в лоне греко-славянской Церкви, так как Византия служила и духовным, и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Согласно Козьме Пражскому, чешский князь Борживой (из рода Пржемысловичей) вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце.

Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти Х века одним из выдающихся членов славянской миссии – священником Павлом Каихом, который был особенно близок; к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них – это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно новейшей историографии – она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»] .

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям – одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно». «Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей – Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей – святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая».«Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ».

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды приходящux к тебе открывала еси; Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» – спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, – смиренно просила Людмила, – чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является». «Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малoлeтним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников, то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной кня­гини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Тихон Задонский: житие святого, день памяти, молитва

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Источники: Акафист – «Акафисты избранные» стр.91-113.
Издание Задонского Богородицкого монастыря 1996 год.
По благословению Епископа Задонского Никона.
Официальная страница Храма прп. Андрея Рублева в Раменках.

Святая мученица Людмила

Многие женщины носят имя Людмилы. Но далеко не все знают, что святая с таким именем родом из Чехии и является ее небесной покровительницей.

Жизнеописание святой

Точная дата и место рождения святой Людмилы доподлинно неизвестны. По одной версии это произошло в городе Пшов, в Чехии. Другие, более поздние исследования, нам говорят о том, что возможно она была родом из Сербии. Вместе со своим мужем Боревоем были крещены самим епископом Мефодием, который с братом Кириллом стали просветителями славянской земли, дали азбуку, на которой наш народ долгое время разговаривал.

Супруги, князья чешские Людмила и Боривой, вели очень богоугодную жизнь:

  • построили первый храм на родной земле;
  • милостью Божьей строили многие другие храмы, украшали их;
  • привозили святые мощи;
  • ходатайствовали о рукоположении епископов и священников;
  • всячески поддерживали и умножали веру в чешской земле, неся такой равноапостольный подвиг.

В 9 веке чешские земли входили в состав Моравии, которую возглавлял князь Сватоплук. Боривой был его вассалом и за верную службу получил в качестве награды земли, на которых впоследствии была выстроена Прага, столица современной Чехии. Некоторые источники утверждают, что Боревой принял христианство еще до своей женитьбы на Людмиле. Как бы то ни было, по отдельности или вместе, они были крещены святым Мефодием не далее 885 года.

Обращение местных жителей в христианство, как и на Руси, проходило довольно жестко. Боревой повел решительное наступление на языческий мир: уничтожал капища, запрещал соблюдение языческих обычаев. Это вызвало сильное недовольство и сопротивление жрецов. Они подстрекали подчиненных князя к протесту и неповиновению. Вскоре вспыхнуло восстание, которое было успешно подавлено при помощи Сватоплука. Боревой отказался от предоставленной ему политической самостоятельности и вновь перешел на положение вассала.

У супругов было несколько дочерей и двое сыновей. Боривой рано умер, это произошло около 889 года. Святая Людмила сумела сохранить престол для своих сыновей. Она правильно выстроила отношения с моравским князем и это помогло избежать политической гибели для их династии. Вскоре Сватоплук умер, и Моравия распалась. Чехия опять вышла из ее состава, но только для того, чтобы почти сразу же попасть под владычество немецкого короля.

Династия Пршемысловичей после смерти Боревоя

Несколько лет святая Людмила выполняла обязанности регента на чешском престоле. За это время она сделала очень многое, в первую очередь, сохранила богослужение на церковнославянском языке. После кончины святого Мефодия, его последователи преследовались Римско-католической церковью, которая в то время значительно укрепила свои позиции на чешских землях. Однако благодаря Людмиле и ее внуку Вацлаву на несколько веков удалось сохранить славянское богослужение.

Сын Людмилы и Боревоя, Вратислав, достигнув совершеннолетия, взошёл на чешский престол. Он был человеком слабовольным и во всем уступал своей супруге Драгомире, родом из языческих земель, женщине жестокой, властолюбивой и своевольной, необузданной в собственных желаниях. Христианскую веру она, скорее всего, приняла чисто номинально, по необходимости. Войдя в семью святой Людмилы, принесла с собой языческие обычаи. В кругу ближайших родственников возник на этой почве конфликт. Драгомира упорно хотела оставаться в языческом заблуждении.

После смерти Боревоя, из-за малолетства его наследников, власть временно была передана двум вдовым княгиням: Людмиле и Драгомире. Невестку раздражало то, что св. Людмила приобрела огромную популярность у народа. Она стала ее преследовать, и святая отказалась от притязаний на управление Чехией. Со своим внуком Вацлавом удалилась в тетинский замок. Посвятила себя его воспитанию, благотворительностью другим людям.

Заниматься Вацлавом поручил Людмиле сын Вратислав. Он хорошо знал свою жену Драгомиру, ее нрав, возможности. Поэтому хотел, чтобы Вацлав, главный наследник престола, находился под властью и наблюдением бабушки. Драгомире не нравилось то влияние, которое оказывала на ее сына Людмила. Вацлава отличали благочестие, богобоязненность, стойкость в христианской вере. Болеслав, второй сын, которого воспитывала сама Драгомира, вырос совсем другим человеком и был подобен во всем своей матери.

И однажды сноха подослала к святой княгине убийц, двух бояр. Они тайно проникли в покои, где в то время молилась Людмила, и предали ее смерти. Святая просила своих мучителей, чтобы те умертвили ее мечом. Очень хотелось мученице пролить кровь за Христа. Но убийцы не выполнили предсмертной просьбы Людмилы и удушили ее. Поэтому на иконах святая иногда изображается с шарфом на шее или веревкой, которые символизируют орудие мучения.

Но то святое зерно веры, которое княгиня Людмила посеяла в сердце своего внука Вацлава, успело утвердиться и уверенно прорастало, несмотря ни на что. Молодой князь вырос и стал великим правителем Чехии. Он распорядился поместить мощи мученицы Людмилы, его бабушки, в церкви св. Георгия, в Праге. С тех самых пор святая почитается как небесная заступница и покровительница Чехии. По молитвам к ней многие получают исцеление.

Важно! Святая мученица Людмила — первая христианская княгиня Чехии. Почитается как покровительница бабушек, матерей и христианских учителей.

Почитание

Места, связанные с памятью святой мученицы Людмилы в Чехии, одни из самых посещаемых русскими туристами и паломниками. На Пражском граде, в базилике великомученика Георгия (Иржи), находятся мощи святой Людмилы. И даже если они закрыты, паломникам обычно идут навстречу.

Гораздо меньше русских туристов в городе Тетин, где в средние века стоял замок святой Людмилы и чешского князя Боривоя. Супруги, бывшие язычниками, приняли святое крещение от равноапостольного Мефодия. Именно в этом замке святая мученица Людмила в этом замке была задушена по приказу своей снохи Драгомиры, которая покровительствовала языческим жрецам.

Но христианская вера только укреплялась в чешских землях. Над местом упокоения Людмилы начали происходить чудеса. Память о святой Людмиле хранят в Тетина и по сей день. В костеле св. Людмилы каждый год 29 сентября служится святая литургия. Под алтарной частью находится камень, который был принесен с места, где святая Людмила была убита.

Тело любимой бабушки Вацлав перенес в Прагу и похоронил возле своего дворца. Сейчас гробница святой находится в государственном музее. Это бывший монастырь святого Георгия.

А всего через 6 лет от руки собственного брата принял мученическую смерть и сам Вацлав. Зная благочестие брата, Болеслав пригласил его в свой замок на освящение домовой церкви. Вячеслав не посмел войти в храм Божий с оружием. Этим и воспользовались убийцы.

По легенде, убийцы долго не могли отмыть в церкви кровь мученика. Она проступала снова и снова. Через три года его останки перенесли в Прагу и положили в церкви св. Вита. Позднее чешский король Карл 4 возвел над могилой святого величественный собор. В «Повести временных лет» Нестор летописец говорит, что Борис и Глеб перед злодейским убийством укрепляли свою веру чтением жития мученика святого Вячеслава.

Чудеса по молитвам святой Людмиле

После смерти Людмила была похоронена под городской стеной. Так, невестка хотела даже посмертно унизить ненавидимую ею святую мученицу. Но на могиле стали непостижимым для всех образом происходить чудеса. Каждую ночь на этом месте появлялась зажженная свеча, а некий слепец, приложившись к земле, где покоилась княгиня, прозрел. Очень быстро молва разнеслась по всей чешской земле и Людмилу стали повсеместно почитать как святую.

Вацлав перенес мощи бабушки в Прагу, в базилику Иржи, где для этого было пристроено специальное помещение. Гробницу стало посещать множество верующих и по их молитвам происходили чудеса. Но для официального признания кн. Людмилу святой требовалось еще что-нибудь, более значительное подтверждение. Поэтому решили провести еще одно испытание святости Людмилы и ее мощей.

В 1100 году пражский епископ Герман и аббат Виндельмут подожгли покрывало, взятое из гробницы святой. Таким образом они хотели удостовериться в правомерности канонизации мученицы Людмилы. В ходе проводимого испытания покрывало не загорелось и кн. Людмила была официально признана церковью святой.

В середине 12-го века в базилике, где хранились мощи св. Людмилы, случился пожар. Немецкий архитектор, проводивший работы по реставрации здания, был нечист на руку и воспользовавшись ситуацией, выкрал мощи святой княгини. Однако сам горе-архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах. Тогда их родственники поспешно вернули останки святой в базилику на прежнее место. В конце 14-го века над гробницей мц. Людмилы было возведено каменное надгробие с ее изваянием.

В последнее время в Чехии имя Людмилы встречается все реже. Даже несмотря на то, что святая считается покровительницей этой страны и ее столицы. Сегодня в Чехии стало уделяться очень мало внимания религии. Страна больше развивается как светское государство, многие храмы, костелы закрыты, превращены в музеи, концертные залы. Недаром Чехию называют самой атеистической страной Европы.

Людмила Чешская: житие святого, день памяти, молитва

Мученица Людмила, княгиня чешская
День памяти 16 сентября (29 сентября)

Святая мученица Людмила, княгиня чешская, была княжеского рода из Сербии. Ее выдали замуж за чешского князя Боривоя. Супруги приняли святое Крещение от святителя Мефодия, архиепископа Моравского, просветителя славян. Став христианами, они проявили заботу о просвещении светом истинной веры своих подданных, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет. Святая Людмила, оставшись вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь и продолжала заботиться о Церкви в правление ее сына Вратислава, которое продолжалось 33 года. Вратислав был женат на Драгомире, от нее имел сына Вячеслава. После смерти Вратислава на престол вступил 18-летний Вячеслав. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь и пыталась погубить ее. Когда святая Людмила удалилась в г. Течин, то Драгомира подослала к ней двух бояр для убийства. В то время, когда святая Людмила молилась, убийцы вошли в дом и исполнили повеление Драгомиры. Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. От ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. Каждую ночь над там являлись горящие свечи. Князь Вячеслав (ее внук затем как же святой мученик память 28/09ст.ст. 11/10 н.ст.) перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Память святых мучеников – княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Акафист святой мученице княгине Людмиле

Кондак 1
Избранной Богом от иновернаго языческаго рода Чешскаго, призванной в язык свят, служительнице новыя благодати святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании Твоем мученический венец приявшая от руки Вседержителя нетленный, и со Ангелы ныне предстоя Его престолу, песньми восхваляем Тя любовию, Угоднице Христова, молимтися, яже молитвами Твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны зовущия: Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Икос 1
Ангелов сожительнице и человеков заступнице воистину явилася еси, мученице Людмило достохвальная, благоволением всех Творца Христа Бога именуемая, Его же возлюбила еси и за Него же пострадала еси даже до смерти, во исповедании непоколебимем, темже приими от нас сия хваления: Радуйся, скорби многия за Имя Господне приявшая; Радуйся, венцом исповедническим от Бога украшенная. Радуйся, мучеников совсельнице; Радуйся, веры христианския небоязненная проповеднице. Радуйся, тленное богатство свое раздаяше нишим; Радуйся, за еже нетленное обретшая на небеси. Радуйся, душу свою Христа ради погубившая, во еже спасти ю; Радуйся, аки светило, во тьме нечестия преславно возсиявшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2
Видя Христос Господь душу твою ко приятию семени слова Божия, чистотою и милостынею предуготованную, светом познания Своего просвети тя, блаженная Людмило, твоими добродетельми благоутробно спасаемых части сотвори тя общницу в Небесном Царствии, идеже со Ангелы поеши Пресвятей Троице песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки своей, хотящей погубити тя. Ты же ведяще сие, удалившись во град Течин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушно. Тем же взываем ти: Радуйся, блаженная последовательнице Христова; Радуйся, любительнице заповедей Его приискренняя. Радуйся, всемогущую силу благодати Христовой познавшая; Радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая. Радуйся, богатство земное нивочтоже вменившая; Радуйся, от юности идолослужение презревшая. Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая; Радуйся, идолослужительныя люди к истинному Богу призвавшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3
Сила благодати Божией осени тя, блаженная Людмило, егда приясте святое Крещение со супругом твоим Боривоем, князем чешским, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тояже сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуиа.

Читайте также:  Евдокия Илиопольская: житие святого, день памяти, молитва

Икос 3
Имея неоскудное милосердие ко всякому человеку, но и более к присным, святая блаженная княгиня Людмило, ты в страхе Божием воспитывая чада твоя, явилась еси доброй праматерью внука твоего, святаго князя Вячеслава, воспита его в благочестии: помози и нам, мученице Христова, прейти сие земное поприще во благом делании, да величаем тя звании сими: Радуйся, блаженная мати Людмило, мученице Христова; Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно. Радуйся, после смерти князя, супруга твоего, с полною преданностию воле Божией предавшаяся; Радуйся, и нам помощнице явися в скорбех наших. Радуйся, и в нуждах наших обратитися к Богу нас научающая; Радуйся, внука своего святаго князя Вячеслава в истинах веры воспитавшая. Радуйся, и он приял мученическую кончину яко же и ты, праматерь его; Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4
Бурею одержима помышлений злобных, нечестивая невестка твоя смятеся зело, увидев тя верную быти рабу Христову, в вере и благочестии просвещающую страну Чешскую и низлагающую идольския храмы и созидающую славословити Трисвятое имя Божие и пети хвалебную песнь тому: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавши от Святаго равноапостольнаго Мефодия, Архиепископа Моравийскаго, слово о чистоте, посте, молитве и о всех добродетелях христианам подобающих, прияла еси в сердце свое, и за сии добродетели твои возлюби тя Господь и даде ти крепость и силу. Тем же и нас научи, блаженная Людмило, заповеди Господни исполняти и тебе величати: Радуйся, усердная слушательнице словес Божественных; Радуйся, ревностная исполнительнице закона Христова. Радуйся, ниву сердца твоего очистившая от терния душевредных страстей; Радуйся, оросившая ю слезами покаяния. Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая; Радуйся, воздержанием, молитвою и мученическим подвигом Богу угодившая. Радуйся, страданием сочетавшаяся Христу, ради нашего спасения от бед и скорбей, веру и любовь к тебе имущих; Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5
Боготечною звездою явилася еси святая княгиня мученице Людмило, егда Боготканною одеждою святаго крещения облекшеся, и нетленною пищею пречистаго Тела и Крови Христовы духовно укрепльшеся, прилепилася еси всем сердцем твоим ко Единому Иисусу: темже вся страна Чешская, просвещенная тобою едиными усты поет Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши святая блаженная княгиня Людмило все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры, и в содании храмов Божиих, и в укреплении веры православной в стране Чешской, и заповедала нам воспевати и величати тя тако: Радуйся, яко тобою просветишася страна языческая; Радуйся, мудрыми твоими глаголы поучавшая люди оставити тьму языческого нечестия. Радуйся, яко от Бога токмо, а не от человек, утешение в скорбех искати и нас научающая; Радуйся, и внука твоего Вячеслава якоже Ольга Владимира, научившая поклонятися единому и истинному Богу. Радуйся, ум твой горе имевшая; Радуйся, сердце твое жилище Святаго Духа соделавшая. Радуйся, Христу Богу человеколюбцу всю себя предавшая; Радуйся, первая от земли Чешския к лику святых причтенная. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6
Проповедникам духоносным Апостолом подражавши, блаженная Людмило славная княгиня, твоими слезными молитвами оросила и облагоухала еси вся грады и веси близлежащия града Праги, приводящи елико мощно те люди к вере Христовой и поучающи их воспевати Единому в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси паче солнца добродетельми твоими во граде Праге, и была еси материю княгинею для возлюбленных чад Церкви Православной, милосердная и досточудная угоднице Христова блаженная мати Людмило. Сердце же свое на прошение и нужды приходящих к тебе милостиво открывала еси, приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице: Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице. Радуйся, со князем супругом твоим в благочестии пожившая; Радуйся, и чада твоя в страхе Божиим воспитавшая. Радуйся, яко от корене твоего честнаго святый князь Вячеслав восприя мученическую кончину от брата своего; Радуйся, яко и той с праматерию своею вселися в Царствие Небесное. Радуйся, яко ты еси за всех христиан пред престолом Божиим верная молитвеннице; Радуйся, яко имущим пути ко спасению наставнице благодатная. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7
Коль многими бисеры и камением драгоценным украшен есть венец правды, паче солнца сияющего образ святаго жития твоего, святая блаженная княгиня Людмило, ибо подвиг доброго исповедания веры дарова ти Господь, сего ради и мы прибегаем под кров твой, ища спасения, и благодарно о тебе поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новое изобрете безчеловечие злочестивая невестка твоя Драгомира, егда ты бежала во град Течин, укрытися хотя от оныя, святая благоверная Людмило, она же наученная сатанинскою силою, погубити душу твою хотяще позорною смертию, послаша вслед ти двух злочестивых боляр, предати тя на лютая страдания, аки агницу Христову, зависти ради. Тии же собраша множество нечестиваго народа, взломаше двери княжескаго дворца и позорною смертию – удавлением предаша непорочное тело твое. Мы же, воспоминающе страшную смерть твою, вопием ти сицевая: Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по выи твоей; Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу, пострадавшая мученически. Радуйся, яко случися сие в субботу во едином часе нощи; Радуйся, яко бе ти от рождения твоего шестьдесят и един год, Господом к мучению уготованная. Радуйся, яко тобою дивен Бог, во святых своих является; Радуйся, яко всем носящим имя твое скорая помощнице и молитвеннице. Радуйся, градов Чешских похвало и утверждение; Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь нетлением благодатно. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8
Яко укрытися не может град на верху горы стояй, тако и тебе святая мученице Людмило, воздвижеся лютое страдание нечестивою невесткою, но по кончине твоей прослави Господь мощи твоя, и место погребения твоего, иже под градскою стеною града Течина. Мы же тя угодницу Божию просим: буди нам ходатаица ко Господу о прощении грехов наших, и мы вкупе с тобою Великому и Чудному Богу воспоим: Аллилуиа.

Икос 8
Вся была еси объята неизреченною радостию блаженная мати Людмило, яко зриши обратившиеся крещаемыя люди твоя, повелением Ангелов и во умилении сердца воздала еси хвалу Спасителю Богу, усердно молила Его, да призрит на обратившиеся люди Своя, и да утвердит их в вере и в благочестии и да прославит Имя Свое в стране Чешской. Мы же воспоминающе убо прерадостное сих событие, приносим ти благодарственная и похвальныя песни сия: Радуйся, неоскудеваемый источниче милостей к народу сему; Радуйся, духовная наша мати, испросившая у Бога просвещение праотцам нашим. Радуйся, явлением на тя силы Божией христианы возрадовашася; Радуйся, именем Всесильнаго Господа и твоею к Нему молитвою вся идолы в стране Чешской сокрушившая. Радуйся, мученице добрая; Радуйся, молитвеннице пред Богом чудная. Радуйся, демонов коварствие Божественною силою упразнившая; Радуйся, победы венец от руки Христа Жизнодавца приемшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9
Во всех концех земли Чешской и за ея пределами славится великоименитое имя твое, преблагостная мученице мати Людмило! Имела бо еси духа премудрости, яко мудрыми словесы безумных обуила еси, духа страха Божия, яко выну деланьми Богоугодными душу очистила еси. Темже представ престолу Вышняго с сонмом Ангелов, купно воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии не могут достойно изобразити величие твоих благодеяний, дарованных тобою, святая мученице Людмило, в стране Чешской и иных странах идолопоклонста, водворила бо Божественную веру, и избавила их от мрака языческаго и вечныя погибели, открыла путь ко истинному спасению. Сего ради с благодарением благочестно поем ти: Радуйся, многия в духовном разуме просветившая; Радуйся, сердце твое на прощение и нужды приходящих к тебе открывала еси. Радуйся, странники и нищия питала еси; Радуйся, яко с верою поклоняемся честной иконе твоей. Радуйся, чтуще память твою и мы ныне восхваляем Господа; Радуйся, страданием твоим Церковь Христову украсившая. Радуйся, взирая на страдания твоя, вернии прослаляют ими Вышняго; Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10
Спастися всем преискренне желая, молишься за ны горе у Престола Господня, избранница Христова, блаженная Людмило, якоже твоими молитвами пособствуеши нам в странствовании многотрудном земнаго жития, еже в покаянии и благочестии скончати, яко облече тя Господь Божественною силою, да обратиши вся неверныя и научиши всех со умилением сердец воспевати Творцу Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена явилася еси стране твоей несокрушимая, богомудрая и необоримая защитнице всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небеси и земли Творец Господь, прославляя угодницу свою и огради ю, яже при гробнице твоей совершашася знамения и чудесы и изыде молва по всей стране, и понуди князя Вячеслава торжественно перенести нетленное тело твое из града Течина во град Прагу, в сооруженную его отцем церковь Святаго великомученика Георгия. Мы же из глубины сердца с воздыханием к Богу глаголем ти, молитвенница наша, песни таковы: Радуйся, молитвенница наша перед Богом теплая; Радуйся, яко изыде по всей стране вещание о чудесех твоих. Радуйся, яко внука твоего святаго князя Вячеслава понуди принести торжественно, яко мученицу Христову, тело твое; Радуйся, яко некий слепец прозре еже прикоснулся земле с могилы твоея. Радуйся, яко успение твое торжествует Православная Церковь; Радуйся, прославленная Богом на Небеси и на Земли. Радуйся, явлением мощей твоих, младенческую Церковь Чешскую возвеселившая; Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, угоднице Божия, и смиренно молим тя: моли о нас Единаго Человеколюбца Бога, да не отвратит Он от нас лица Своего, и дарует нам по молитве твоей, святая мученице Людмило, прощение многих наших согрешений, Мы же, прославляя Бога о тебе, вопием: Аллилуиа.

Икос 11
Святоносным Троическим сиянием горе осиянная, святая мученице Людмило, озари наша сердца, тьмою греховною покровенныя, да елеем благих дел возжегша угасшия светильники наша, яже и сподобимся брачнаго чертога Христова, идеже ты веселишися со святыми и слышиши сия от нас благохваления: Радуйся, предстояй ныне Агнцу Божию в лике мученическом; Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши. Радуйся, яко Христос по мучении твоем в чертог Свой тя всели; Радуйся, яко особливая покровительница именуешися Чешскаго народа Православнаго. Радуйся, и о нас сродних ти людех, присная пред Богом молитвеннице; Радуйся, Луна просвещения от незаходимаго Солнца Правды. Радуйся, путеводительнице, правую стезю к вечному спасению нам показующая; Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12
Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, угоднице Христова, святая мученице Людмило, от Всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не безплодно будет в нас всеянное тобою семя святой веры, но да прозябнет и плод сотворит, имже возмощи нам питати души наша в будущей жизни, идеже вси святии воспевают Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще твое преставление ублажаем мученическую кончину, почитаем духовную память твою, святая мученице мати Людмило, яко многомощную молитвенницу не токмо земли Сербския и Чешския, но буди и нам российским людем благая молитвеннице ко Господу, да вопием ти: Радуйся, благодатию Святаго Духа одеянная; Радуйся, представшая Живущему во свете неприступнем. Радуйся, вдовицам правило богоугоднаго жития; Радуйся, теплая ходатаице от Бога всем православным дарованная. Радуйся, соучастнице на Небеси жребия праведников веры Хростовой; Радуйся, и со Святыми слуги Его, Трисвятую песнь воспевати сподобльшася. Радуйся, от Господа всех благ нам, молящимся ти, подательнице; Радуйся, яко всем православным христианам, имя твое молитвенно призывающим, на помощь скоро притекаеши. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13
О, Святая мученице и верная угоднице Христова Людмило! Малое сие песнословие от нас приемля, моли милостиваго Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня Православныя веры, да умножается в житии нашем елей дел благих, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся купно с тобою выну воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святой мученице княгине Людмиле
О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Житие преподобного Алексия, человека Божия

Тропарь святой мученице княгине Людмиле

Светло во страдании твоем возсияла еси страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.
——————————————————————————–

Акафист – «Акафисты избранные» стр.91-113.

Издание Задонского Богородицкого монастыря 1996 год.

По благословению Епископа Задонского Никона.

Мученица Людмила — покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).

Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.

29 сентября. Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мученица Людмила, княгиня Чешская
День памяти: 16/29 Сентября

Святая Людмила жила в конце IX и начале X века. Она была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками.

После своего брака они уверовали во Христа и приняли святое крещение от святого равноапостольного Мефодия, Архиепископа Моравского, просветителя славян. Они заботились о просвещении своего народа светом истинной Христовой веры, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений.

У них было три сына и одна дочь. Князь Боривой погиб рано, тридцати шести лет. Овдовев, святая Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь и свое имущество раздавала нищим.

Сын ее Вратислав был женат на Драгомире, он вступил на престол после отца и правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви. После смерти Вратислава страной стал править 18-летний Вячеслав, внук Людмилы. Святая Людмила воспитала своего внука в христианской вере. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы.

Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав об этом, Людмила удалилась в город Течин. Драгомира подговорила двух бояр и послала их убить святую Людмилу. Они, придя в Течин, собрали многих людей. Когда настал вечер, они окружили дворец, где находилась святая Людмила, разломали двери и вошли внутрь. Схватив святую княгиню, которая в это время молилась, они набросили веревку ей на шею и удавили ее. Это случилось в субботу в первом часу ночи. Умерла святая Людмила в 927 году.

Угодив Богу, она пострадала мученически. Ей был тогда от роду шестьдесят один год. Бог прославил многими чудесами место ее погребения (она погребена была не в церкви, а под городской стеной): каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи, один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с ее могилы. Услышав о таких чудесных знамениях, ее внук Вячеслав совершил перенесение ее святых мощей в город Прагу и положил их в церкви святого великомученика Георгия Победоносца. Вскоре после этого святая Людмила была канонизирована и с тех пор считается покровительницей Чехии, ее мощи и ныне источают много знамений и чудес. День ее памяти 29 (16) сентября.

Память святых мучеников – княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Тропарь Людмиле, кн. Чешской

Оставльша тьму идолослужения /
и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, /
явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, /
и светом святости твоея /
истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

В начале 2007 года мне предали икону святой Людмилы Чешской освященную на мощах в Праге (на фото).

Брошюра СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ВЯЧЕСЛАВ И КНЯГИНЯ ЧЕШСКИЕ. АКАФИСТЫ
издана 29 сентября 2010 года в день ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ КНЯГИНИ ЛЮДМИЛЫ.

Брошюра включает в себя
АКАФИСТ СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЕ ЧЕШСКОЙ
АКАФИСТ СВЯТОМУ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ
ЖИТИЯ СВЯТОГО ВЯЧЕСЛАВА И СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ ЧЕШСКИХ.
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАТЬИ ГРАД СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ.

Брошюру можно приобрести пока в несколько монастырях и храмах Москвы:

– в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, МАГАЗИН «СРЕТЕНИЕ»
г. Москва, Б. Лубянка, 19, тел. (495) 628-82-10
http://sretenie.com/book/element.php?ID=29790

– в Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры “Троицкая книга” Москва, 2-й Троицкий пер., д.6-А стр.9,
тел. 8 (495) 600-69-03,;

– в иконной лавке храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12,
тел.: +7 495 267-34-28, 267-19-68, тел./факс: 267-68-17;

– в иконной лавке храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Москва, музей-усадьба Коломенское, Андроповский проспект д.39 стр.7

– в иконной лавке храма Девяти Кизических мучеников, Москва, Большой Девятинский пер., 15.
тел.: (495) 605-76-61

Ссылка на основную публикацию