Константин Великий: житие святого, день памяти, молитва

Равноапостольные Константин Великий , Еле ́ на Константинопольская

Дни памяти

22 апреля – переходящая – Собор Синайских преподобных

19 марта – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей

Жития

Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние “рав­ноап­о­столь­ный”, а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью “Сим по­беж­дай”. Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тию, ко­то­рая и бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин “Еди­но­сущ­ный От­цу”, на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Мож­но удив­лять­ся глу­бо­ко­му цер­ков­но­му со­зна­нию и чув­ству свя­то­го Кон­стан­ти­на, вы­де­лив­ше­му опре­де­ле­ние “Еди­но­сущ­ный”, слы­шан­ное им в пре­ни­ях Со­бо­ра, и пред­ло­жив­ше­му вне­сти это опре­де­ле­ние в Сим­вол ве­ры.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це.

Император Константин Великий

Живший в непростое время междоусобных войн, Константин Великий сумел объединить империю под своим началом и вывести христианство на иной уровень, прекратив жестокие гонения со стороны предшественников. Церковь удостоила его звания равноапостольного, возведя в лик святых, что говорит о большой значимости вклада, совершенного им при жизни.

Житие и воспитание

Будущий римский император родился на территории современной Сербии, а в то время — провинции Верхняя Мёзия. Точная дата рождения учеными-историками не установлена. Предположительно, это был 272 год 27 февраля. Его отцом был август Констанций I Хлор, а матерью — Елена, дочь трактирщика.

По историческим сведениям, Констанций Хлор отличался мягким нравом и снисходительным отношениям к христианам, которые подвергались гонениям в других областях огромной Римской империи. Христианкой была и его жена, возможно это и послужило причиной такой политики правителя.

  • Известно, что с первой супругой император Констанций не был официально женат. Поэтому впоследствии он женился второй раз на падчерице августа Максимиана Геркулия, что символизировало их политический союз. Жена Феодора родила Констанцию троих сыновей и троих дочерей. Но и Елена продолжала занимать особое место при царском дворе сначала при правлении мужа, а затем и сына.
  • Константин в юности жил в Никомедии, при дворе императора Диоклетиана. Такой шаг был предпринят императором восточной части империи с целью предотвращения узурпаторских поползновений со стороны отца юноши, которого Диоклетиан в качестве цезаря отправил на запад государства. Но не смотря на статус заложника, Константин пользовался всеми почестями, отвечающими его статусу и часто принимал участие в военных походах или занимался административными вопросами при дворе императора. Здесь он получил хорошее образование и обучался полководческому искусству.
  • В 285 году Диоклетианом была утверждена новая система управления государством. Так, по закону, в империи было сразу четыре правителя — два августа и два цезаря. По задумке императора, августы по истечении двадцатилетнего срока должны были отречься от власти и передать ее своим преемникам — цезарям. А цезари, в свою очередь, должны были выбрать себе новых преемников после перехода в статус августов. Соправителем Диоклетиана стал Максимиан. В качестве цезарей были избраны отец Константина и Галерий.

Когда августы подали в отставку, Констанций I Хлор и Галерий стали полноправными императорами западной и восточной части Римской империи.

Однако Констанций к тому времени уже был в почтенном возрасте и испытывал проблемы со здоровьем. Он рассчитывал на встречу со своим сыном, который по-прежнему пребывал в Никомедии. Галерий же опасался, что после смерти отца, Константина объявят августом подчиненные воинские легионы. А это никак не входило в его планы, и он запретил Константину ехать к отцу.

Но юноша сбежал и отправился к Констанцию в Британию — император как раз находился в военном походе. В 306 году, когда умер август, армия провозгласила своим правителем Константина. Это произошло под Эбораком, именующимся в настоящее время Йорком.

Галерий смирился с произошедшим, тем не менее не спешил признавать Константина августом, ссылаясь на его неопытность и молодой возраст. Он направил в западную часть Флавия Севера, а Константина признал цезарем. То есть формально он находился на второй роли после Севера. Но на деле сын умершего императора пользовался огромной поддержкой галлийцев и воинских частей, как преемник последовательного и лояльного правителя Констанция Хлора. Флавий не имел таких привилегий.

Начиная с 306 года в Риме началась ожесточенная борьба за власть. В результате придворных интриг в империи появилось 5 полноправных правителей, которые не собирались подчиняться друг другу. В течение нескольких десятков лет Константин провел ряд победоносных сражений со своими оппонентами и 18 сентября 324 года был объявлен единственным правителем всей империи.

В своей политике он придерживался курса, намеченного, в свое время, Диоклетианом. При нем развернулось масштабное строительство, была проведена монетная реформа, а также изменено административное устройство государства.

Император и христианство

Христианство при Константине стало обретать статус государственной религии. Ученые ведут дискуссии о том, почему император обратился в христианство, до сих пор. Одни утверждают, что еще в юности его впечатлила честность и сила духа гонимых христиан. Другие утверждают, что правитель хотел объединить одной религией разрозненное население огромной империи. Какая версия является более правдоподобной — сложно сказать.

Опираясь на факты, можно сделать вывод о том, что христианское вероисповедание получило наконец-то свободу. В 313 году был издан эдикт, освобождающий клириков от податей и повинностей. В последующие годы за церквями было закреплено право на приобретение имущества.

По всей империи возводились христианские церкви и соборы. Часто с этой целью разрушались языческие храмы. В результате появления всякого рода ересей, Константин активно принимал участие в церковных делах, добиваясь единства церквей. По его инициативе был созван Никейский собор, на котором обличили ариан. Епископов арианского толка сослали, а само учение признали ересью. Однако позже император все же принял сторону ариан.

Интересно! Всю жизнь Константин Великий уклонялся от обряда крещения и лишь перед смертью принял это таинство от епископа Евсевия Никомедийского.

На смертном одре он признался, что мечтал сделать это в водах реки Иордан, но, видимо, на то не было воли Божьей.

Почитание и мощи

Святой равноапостольный царь Константин Великий почитается в православной и католической церквях 21 мая или 3 июня, в зависимости от принятого летоисчисления — по юлианскому или новоюлианскому календарю.

Тело Константина было похоронено в Константинополе в храме Святых Апостолов. Частица его мощей хранится в аббатстве св. Виктора в Марселе.

Важно! Император Константин был канонизирован за свой вклад в развитие и распространение христианства. Именно при нем язычество постепенно стало отходить на второй план, уступая место истинной религии.

Личная трагедия императора Константина

Бесспорно, как правитель, Константин заслуживает своего имени «Великий». Но есть в его биографии и неоднозначные факты, которые заставляют взглянуть на его личность с другой стороны.

Как известно, от первого брака император имел сына Криспа, который был казнен по его же приказу. Причиной тому послужила клевета второй жены Фаусты, которая обвинила наследника своего мужа в домогательствах. Мотивом для такого поступка со стороны жены императора могло послужить банальное желание расчистить своим сыновьям путь к престолу. На суде юноша в ответ на все обвинения просто промолчал, уверенно и с достоинством глядя на своего отца. Даже, когда его уводили на казнь, Крисп не промолвил ни слова.

Сложно представить, какие чувства одолевали в этот момент Константина, отправляющего собственное дитя на смерть. Но в те времена царили жестокие нравы, которые современному человеку трудно понять. Участь Фаусты также оказалась незавидной. Некоторые источники прямо утверждают, что ее убили по велению императора, как только обман был разоблачен. Другие отмечают, что женщина умерла при загадочных обстоятельствах.

Читайте также:  Симеон Богоприимец: житие святого, день памяти, молитва

Эти события тяжелым бременем легли на душу правителя, и остаток жизни он пребывал все больше в размышлениях о Боге, удалившись в Никомедию. Он верил, что только у Бога жив его любимый сын Крисп, о чем однажды разговаривал с Афанасием Великим, ища в этой мысли утешение своему горю.

Несмотря на огромный вклад императора в процветание государства, после его смерти империя пришла в упадок. И вновь были гонения на христиан. Но церковь навсегда увековечила память о великом царе, подарившем людям свободу вероисповедания, благодаря чему истинно верующие получили возможность открыто почитать Христа и не бояться быть за это казненными.

Равноапостольный Константин Великий , император

День памяти

Житие

Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние “рав­ноап­о­столь­ный”, а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью “Сим по­беж­дай”. Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тию, ко­то­рая и бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин “Еди­но­сущ­ный От­цу”, на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Мож­но удив­лять­ся глу­бо­ко­му цер­ков­но­му со­зна­нию и чув­ству свя­то­го Кон­стан­ти­на, вы­де­лив­ше­му опре­де­ле­ние “Еди­но­сущ­ный”, слы­шан­ное им в пре­ни­ях Со­бо­ра, и пред­ло­жив­ше­му вне­сти это опре­де­ле­ние в Сим­вол ве­ры.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це.

Великомученик Димитрий Солунский. Наш защитник

8 ноября — день памяти Великомученика Димитрия Солунского

Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Читайте также:  Царь Давид: житие святого, день памяти, молитва

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Читайте также

Молитвы Антонио Великому

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому Антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Именины ? Константина

Характер именинника и происхождение имени

1.Личность. Блестящие мужчины.

4. Вибрация. 80 000 колеб./с.

6. Основные черты. Воля — активность — общительность — интеллект.

7. Тотемное растение. Акация.

8. Тотемное животное. Ибис.

10. Тип. Это яркие личности, поведение которых всегда загадка. Их тотемом является ибис — птица, обладающая таинственной силой. Очень уверены в себе, у них натура командира, начальника: интересуются каким-либо делом только тогда, когда держат руль управления в своих руках.

Святые с именем Константин согласно православному календарю 2020 поминаются 45 раз в году.

Ближайшие именины Константина

Как правильно определить духовного покровителя и день именин Константина по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:

  • по дню рождения;
  • по дню наречения (восьмой день жизни);
  • по дню крещения (сороковой день жизни);

Случается, что в конкретный день не указаны имена святых или день рождения Константина не совпадает с днем поминания “его” святого. Тогда просматривают святцы на три дня вперед от дня рождения или крещения, и определяются с выбором – днем именин Константина по церковному календарю будет считается ближайший поминальный день святого Константина.

Читайте также:  Максим Исповедник: житие святого, день памяти, молитва

Именины Константина в январе

Именины Константина в феврале

Именины Константина в марте

Именины Константина в мае

Именины Константина в июне

Именины Константина в июле

Именины Константина в августе

Именины Константина в сентябре

Именины Константина в октябре

Именины Константина в ноябре

Именины Константина в декабре

Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.

День Ангела Константина – это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.

А Именины имени Константина – это день почитания одного из святого с именем Константин.

Открытки-поздравления ? с именинами для Константина

Порадовать именинника можно поздравительной картинкой с днем ангела или именинами Константина, сопроводив стихотворным поздравлением, варианты которых вы найдете ниже.

Русская православная церковь знает немало святых покровителей Константина, это мужчины с большой силой духа. Их жизни были самоотверженно отданы Богу. Именины Кости – день памяти одного из этих святых.

Что подарить ? Константину на именины

Камень-талисман для Константина – берилл. Это символ постоянства, благополучия и искренности чувств. Изделия с таким камнем защитят от сглаза и порчи, сделают Константина более общительным и даже излечат от лени.

Растение-талисман акация – символ жизни, стойкости и бессмертия. Сделанные из неё вещи станут мощными энергетическими донорами. Другой талисман – незабудка. Букет из них напомнит Константину о долгих днях, проведённых вместе с любимым человеком.

Животное-талисман – ибис. Он символизирует мудрость. А его фигурки избавят от неприятностей.

Поздравления ? с именинами для Константина

У Кости нынче именины,
Удачливым пусть будет он,-
Жену найти, как Жозефину,
Ту, что любил Наполеон!
Богатством спорить с Гейтсом Биллом,
Красивым быть, ну,как Брандо
Как Путин- сильным, а не хилым,
Благодаря борьбе дзю-до!
Киркорова затмить Филиппа
Своею славой на века
По части купленного “Джипа”,
Когда оступится, рука
Пускай его всегда поддержит,
Болезнь его пусть обойдет,
Врагов своих он пусть повержет,
Облагоденствует народ!
.

Тебе Константин,
Мои поздравления,
Желаю удачи
И в жизни везения.

Как имя твое,
Чтоб стойким ты был,
Побед добивался
И жизнь, чтоб любил.

Судьба не скупилась,
Чтоб на награды,
По жизни друзья,
Чтоб шли с тобой рядом.

Хочу тебе я пожелать
Преград совсем не испытать,
Везенья много — от души,
Ты, Костя, счастлив быть спеши!

Ты знай — мечты не за горами,
Чтоб не остались лишь мечтами,
Ты их стремись осуществлять
И поскорее исполнять.
.

С именинами сегодня
Поздравляем Константина!
Ты красивый и брутальный,
Сногсшибательный мужчина!
Поздравунчик шлём тебе!
Счастья, радости в судьбе!

Святые покровители ? Константина по церковным святцам

В Церковном православном календаре – месяцеслове собраны имена святых, которые были прославлены за подвижническую жизнь.

Каждый христианин может узнать памятью какого подвижника освящен день его рождения. Чтобы найти ответы на важные вопросы собственной жизни и осознать, какое предназначение уготовано ему самому, имеет смысл ознакомиться с подробностями жития и подвижнических подвигов “своего” святого.

† Кирилл (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный

Равноапостольный Кирилл (Константин) Философ известен, прежде всего, созданием славянской азбуки (в соавторстве со своим братом Мефодием) и многочисленными переводами церковных книг с греческого языка на древнерусский.

Родившись в 817 году в Фессалониках, Константин пренебрег открывавшейся ему перспективой службы в качестве высокопоставленного чиновника или военачальника, хотя его происхождение благоволило реализации подобных возможностей.

Он посвятил свою жизнь истинному служению, укреплению христианской веры, богословию и миссионерской деятельности. Оказал огромное влияние на христианизацию западных и восточных славян, их просвещение, распространение грамотности и знаний. Стал одним из основоположников традиции богослужения на славянском языке, за что подвергался нападкам со стороны ортодоксов греко-римской церкви. Перед самой своей смертью (869 год) принял монашеское имя и известен в каноне как Кирилл.

Дни памяти святого Кирилла Философа:

  • 27 февраля – преставление;
  • 24 мая – день почитания Кирилла и Мефодия;
  • 23 октября в составе Собора Волынских святых.

Мощи святого Кирилла покоятся в римской церкви Святого Климента.

† Константин Великий, равноапостольный, император

Константин, впоследствии названный Великим и Равноапостольным, родился в 271 году. В те времена, когда позиции язычества были сильны, а христианство преследовалось. Впрочем, его отец, император Констанций Хлор, которому подчинялись Британия и Галлия, не был гонителем христиан, а мать Елена и вовсе была христианкой.

Взойдя на престол после смерти отца в 306 году, Константин был вынужден вести борьбу с могущественными язычниками Максимианом и Максенцием. Победив их в 312 году, он стал единолично править западной частью Римской империи. В следующем году император издаёт Миланский эдикт о веротерпимости. Отныне христианская церковь перестала считаться противозаконной и подвергаться гонениям, и ей дали особые гражданские права, а также отменялась казнь через распятие.

Следующую войну, с 313 по 324 год, Константин повёл против язычника Ликиния. Разгромив его, он стал властвовать над всей территорией империи, и, соответственно, на всей этой территории христиан защищал Миланский эдикт.

По легенде перед одной из решающих битв Константин увидел в небе крест, а рядом надпись «Сим побеждай». Затем во сне императору явился Бог и разъяснил, что увиденный символ принесёт победу. На другой день Константин приказал изобразить крест на всех знамёнах (в некоторых вариантах легенды – на щитах) и победил. Так крест превратился в самый яркий символ Христа и его подвига.

После того как позиции язычества в империи пошатнулись, Константин перенёс её столицу с Запада на Восток – на побережье Босфора. Это имело значение как стратегическое, так и символическое: в жизни империи начинался новый этап. Превращённый в столицу город Византий, расширенный, укреплённый и переименованный в Константинополь, впоследствии станет центром православной культуры.

Христианство вышло при Константине и на политическую арену как средство сплочения народа. Содействие этому оказала и мать императора Елена. Она лично отправилась в Иерусалим в поисках креста, на котором был распят Христос, и обнаружила его в 326 году. Это положило началу празднеству Воздвижения креста. И Константин, и Елена делали всё, чтобы освободить связанные с жизнью и деятельностью Христа места от идолопоклонства, а также возводили христианские храмы на наиболее памятных из них.

К сожалению, во времена Константина не исчезли ереси. Наиболее из них распространённой стало арианство. Пастырь Арий отрицал единосущие Сына Отцу, утверждая, что Бог-Сын не порождение, а творение Бога-Отца. Ария осудили на Поместном соборе, созванном в Александрии. В свою очередь ариане созвали собор в Вифинии, где доказывали свою правоту. Ответом Константина стал состоявшийся в 325 году в Нике Первый Вселенский собор, куда прибыли предстоятели всех церквей. На нём была подтверждена единосущная природа Бога-Отца и Бога-Сына, осуждено арианство и утверждён символ веры, впоследствии доработанный на Втором Вселенском соборе.

Ария и отказавшихся подписаться под решением Никейского собора епископов отправили в ссылку. Но ариане не успокоились. В 328 году они пытались оклеветать занявшего Александрийскую кафедру Афанасия Великого, верного сторонника православия. В 335 они повторили эту попытку. И оба раза Константин отстаивал Афанасия.

Сам Константин крестился ближе к концу своей жизни. И умер в 337 году, в день Пятидесятницы. День его памяти – 3 июня.

† Константин Киевский и всея России, мирополит

Константин Киевский, родившийся в 1155 году, по происхождению – грек. Был направлен и рукоположен на Киевскую митрополичью кафедру Константинопольским патриархом. Киевским князем в это время был Юрий Долгорукий.

У Константина была своя миссия. Дело в том, что предшественник Долгорукого Изяслав Мстиславович совместно с Собором русских епископов поставил на Киевскую кафедру в качестве митрополита Климента Смолятича, не спросив об этом Константинопольского патриарха. Такое решение поддержали не все епископы, и это привело к смуте в русской церкви.

Приехав в Киев в 1156 году, Константин ниспроверг священнодействия митрополита Климента и предал анафеме князя Изяслава.

Прослужил Константин недолго. Через год Долгорукий умер, а сыновья Изяслава Мстиславовича изгнали из Киева его преемника. Кафедры Климента и Константина были упразднены, и было решено просить у Константинопольского патриарха нового первосвятителя.

Константин же удалился в Чернигов к епископу Антонию, где скончался в 1159 году. Перед смертью он дал странное распоряжение: вынести его тело из города и бросить на съедение собакам. Но случилось чудо: тело пролежало невредимым три дня, и ни один зверь не смел к нему прикоснуться. Тогда тело похоронили в храме Спаса Преображения.

День памяти митрополита Константина – 18 июня.

Молитва святому покровителю Константина

С установлением христианства стало традиционным называть ребенка в честь святого, приобретая, тем самым, в их лице покровителей и молитвенников. Именно этот подвижник Божий помогает ребенку, будет молитвенно отвечать за него перед Господом.

Во многих семьях молятся и с особым почитанием относятся к какому-нибудь святому и хотят назвать в его честь ребенка.

Такое стремление только приветствуется. При этом, не лишним будет узнать и святого, в день которого родился ребенок. Ведь можно обращаться в молитве сразу к двум духовным покровителям.

Молитва благоверным князьям Константину (Ярославу) и чадом его, Михаилу и Феодору, Муромским

О, храбрый воине и избранный воеводо небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли, благовернаго князя Михаила послушнаго тебе до смерти и кровь свою пролиявшаго за град сей и яко незлобиваго агнца заколена бывша (тщашеся бо тьмы душ обратити ко Господу спасаемых), и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию, и живущия и труждающияся в ней, соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим, и к раце мощей ваших с верою прибегающим, безбеднии правителие будите: злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение, молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси, прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наша заступники, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва благоверным князьям Василию и Константину Ярославским

О, всехвальнии и достоблаженнии князие Василие и Константине, вы убо подвигом добрым подвизасте и житие свое в вере скончали есте, ныне же в Царстве славы со святыми веселитеся и райских блаженств наслаждаетеся; темже на славу вашу умильно взираем и вас, яко теплых молитвенников ублажаем. Ей, всечестная богоугодная двоице, воззрите на ны милостивно и даруйте нам вся потребная ко спасению. Еще же молим вас, испросите у Господа Церкви мир и утверждение, архипастырем и пастырем в благодати хождение, монахом во смирении и терпении пребывати и молитву непрестанно творити, и всем нам друг ко другу любовь нелицемерную имети. Еще же даруйте нам мытарств воздушных безбедное прохождение и на Страшнем Суде Христове одесную Бога стояние, да прославляем Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию