Иосиф Волоцкий: житие святого, день памяти, молитва

Иосиф Волоцкий: житие святого, день памяти, молитва

Я́ ко по́стников удобре́ние и отце́в красоту́,/ ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника,/ вси ве́рнии соше́дшеся восхва́лим,/ кро́тости учи́теля, и ересе́й посрами́теля,/ прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звезду́,/ моля́щася Го́споду,// поми́ловатися душа́м на́шим.

Ж ития́ треволне́ния и мяте́ж мирски́й,/ и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в,/ пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне,/ мона́хов собра́тель, и моле́бник ве́рен,/ чистоты́ рачи́тель.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

О вели́кий наста́вниче, ревни́телю и учи́телю Правосла́вныя ве́ры, свя́те прему́дре Ио́сифе! Приими́ моле́ние нас, гре́шных, тебе́ приноси́мое, и те́плым предста́тельством умоли́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, да ниспосле́т бога́тыя Своя́ ми́лости нам, гре́шным, да утверди́т во Свято́й Свое́й Правосла́вней Це́ркви пра́вую ве́ру и благоче́стие: па́стырем ея́ да пода́ст святу́ю ре́вность о спасе́нии слове́снаго ста́да, я́ко да ве́рующих соблюду́т, неве́рующих же и отпа́дших от и́стинныя ве́ры вразумя́т и обратя́т. Нам же всем испроси́ вся благопотре́бная во вре́меннем сем житии́ и поле́зная к ве́чному спасе́нию на́шему. Помяни́ ста́до твое́, е́же собра́л еси́, не забу́ди посеща́ти чад твои́х и, я́ко чадолюби́вый оте́ц, не пре́зри, ниже́ отри́ни моле́ния на́ша, но воздежи́ ру́це твои́ моли́твеннеи ко Го́споду Бо́гу, да отложи́т пра́ведный гнев Свой, дви́жимый на ны, и изба́вит нас от враг ви́димых и неви́димых, от гла́да, пото́па, меча́, смертоно́сныя я́звы, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Ей, премилосе́рдый засту́пниче наш, пресла́вный чудотво́рче, всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная селе́ния ра́йская, иде́же непреста́нно славосло́вится всепе́тое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

О преблаже́нне и присносла́вне о́тче наш Ио́сифе! Ве́дуще твое́ ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние и к твоему́ тве́рдому заступле́нию прибега́юще, в сокруше́нии се́рдца мо́лим тя: озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и моли́твами твои́ми помози́ нам бу́рное мо́ре жития́ сего́ преити́ безмяте́жно и приста́нища спасе́ния небла́зненно дости́гнути: порабоще́ни бо су́ще су́етными, и грехолюби́ви, и не́мощни е́же от обыше́дших нас зол возни́кнути, к кому́ прибе́гнем, а́ще не к тебе́, яви́вшему неоскудева́емое бога́тство ми́лости в земне́м житии́ твое́м? Ве́руем же, я́ко и по отше́ствии твое́м множа́йшее стяжа́л еси́ дарова́ние милосе́рдовати бе́дствующим. Те́мже у́бо, припа́дающе ны́не к цельбоно́сней ико́не твое́й, умиле́нно про́сим тя, свя́тче Бо́жий: сам искуше́н быв, помози́ и нам, искуша́емым; посто́м и бде́нием попра́вый си́лу де́монскую, и нас от нападе́ний вра́жиих защити́; препита́вый гла́дом погиба́ющих, и нам испроси́ у Го́спода изоби́лие плодо́в земны́х и вся я́же ко спасе́нию потре́бная; посрами́вый ерети́ческая мудрова́ния, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов, и смуще́ний моли́твами твои́ми огради́: да то́жде му́дрствуем вси, еди́нем се́рдцем сла́вяще Святу́ю, Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вся ве́ки. Ами́нь.

О вели́кий Правосла́вныя ве́ры ревни́телю и учи́телю, свя́те прему́дре Ио́сифе! Приими́ моле́ние, от нас, гре́шных, тебе́ приноси́мое, и те́плым предста́тельством умоли́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, да низпосле́т Он бога́тыя Своя́ ми́лости нам, гре́шным, и раба́м Бо́жиим (имена), да отложи́т пра́ведный гнев Свой, дви́жимый на ны, да изба́вит нас и зде помина́емых от враг ви́димых и неви́димых. Ей, премилосе́рдый засту́пниче наш, испроси́ моли́твами твои́ми нам проще́ние грехо́в, исправле́ние жития́ на́шего, от боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние, от наве́тов и ко́зней диа́вольских избавле́ние, па́че же спасе́ние душа́м на́шим пода́ждь и Небе́сных благ восприя́тия сподо́би, благода́тию и человеколю́бием Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (†1515)

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель “иосифлянства”,обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году – все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь .

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им “Уставу”, которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV–XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью “жидовствующих” , пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель» . Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких — заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл “отступниками” — эти заслуживают лишь смерти. В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор , который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и “нестяжателем” Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Документальный фильм «Преподобный Иосиф Волоцкий»

Молитвы преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу

Тропарь, глас 5 *

Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в красоту́,/ ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника,/ вси ве́рнии соше́дшеся восхва́лим,/ кро́тости учи́теля, и ересе́й посрами́теля,/ прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звезду́,/ моля́щася Го́споду,// поми́ловатися душа́м на́шим.

Перевод: Как украшение постников и отцов красоту, милости подателя, рассуждения светильника, все верующие собравшись прославим, кротости учителя, ереси посрамившего, Российскую звезду, премудрого Иосифа, молящегося Господу о помиловании душ наших.

Кондак, глас 8 *

Жития́ треволне́ния и мяте́ж мирски́й,/ и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в,/ пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне,/ мона́хов собра́тель, и моле́бник ве́рен,/ чистоты́ рачи́тель.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Житейские бури и суету мирскую, и буйство страстей посчитав ничем, ты стал жителем пустыни и наставником для многих, Иосиф преподобный, собравший монахов истинный молитвенник, чистоты любитель. Моли Христа Бога о спасении душ наших.

Молитва 1-я

О, вели́кий правосла́вныя ве́ры ревни́телю и учи́телю, свя́те прему́дре Ио́сифе! Приими́ моле́ние, от нас гре́шных тебе́ приноси́мое, и те́плым предста́тельством умоли́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, да низпо́слет Он бога́тыя Своя́ ми́лости нам гре́шным, да утверди́т во Святе́й Свое́й Правосла́вней Це́ркви пра́вую ве́ру и благоче́стие: па́стырем ея́ святу́ю ре́вность о спасе́нии слове́снаго ста́да да пода́ст, я́ко да ве́рующия соблюду́т, неве́рующия же и отпа́дшия от и́стинныя ве́ры вразумя́т и обратя́т. Та́же и всем нам испроси́ вся благопотре́бная во вре́меннем сем житии́ и поле́зная к ве́чному спасе́нию на́шему. Помяни́ ста́до твое́, е́же собра́л еси́, не забу́ди посеща́ти чад твои́х, и я́ко чадолюби́вый отец, не пре́зри, ниже́ отри́ни моле́ния на́ша, но воздежи́ ру́це твои́ моли́твенныя ко Го́споду Бо́гу, да отложи́т пра́ведный гнев Свой, дви́жимый на ны, и изба́вит нас от враг ви́димых и неви́димых, от гла́да, пото́па, меча́, смертоно́сныя я́звы, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Ей, премилосе́рдый засту́пниче наш, пресла́вный чудотво́рче! Всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти житие́ на́ше и пресели́тися со упова́нием во блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же славосло́вится всепе́тое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Василий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Молитва 2-я **

О, преблаже́нне и присносла́вне о́тче наш Ио́сифе! Ве́дуще твое́ ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние и к твоему́ тве́рдому заступле́нию прибега́юще, в сокруше́нии се́рдца мо́лим тя: озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и моли́твами твои́ми помози́ нам бу́рное мо́ре жития́ сего́ преити́ безмяте́жно и приста́нища спасе́ния небла́зненно дости́гнути: порабоще́ни бо су́ще су́етными, и грехолюби́ви, и не́мощни е́же от обыше́дших нас зол возни́кнути, к кому́ прибе́гнем, а́ще не к тебе́, яви́вшему неоскудева́емое бога́тство ми́лости в земне́м житии́ твое́м? Ве́руем же, я́ко и по отше́ствии твое́м множа́йшее стяжа́л еси́ дарова́ние милосе́рдовати бе́дствующим. Те́мже у́бо, припа́дающе ны́не к цельбоно́сней ико́не твое́й, умиле́нно про́сим тя, свя́тче Бо́жий: сам искуше́н быв, помози́ и нам, искуша́емым; посто́м и бде́нием попра́вый си́лу де́монскую, и нас от нападе́ний вра́жиих защити́; препита́вый гла́дом погиба́ющих, и нам испроси́ у Го́спода изоби́лие плодо́в земны́х и вся я́же ко спасе́нию потре́бная; посрами́вый ерети́ческая мудрова́ния, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов, и смуще́ний моли́твами твои́ми огради́: да то́жде му́дрствуем вси, еди́нем се́рдцем сла́вяще Святу́ю, Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вся ве́ки. Ами́нь.

Дни памяти 9/22 сентября, 18/31 октября

Прославился как пламенный защитник чистоты Православной веры, обличитель ереси «жидовствующих», радетель за народ и Русское государство. Во время голода его обитель доставляла пропитание множеству бедного люда. Прп. Иосифу молятся о твердом стоянии в Православии, защите от расколов и ересей, помощи в голодное время.

Иосиф Волоцкий

Православная церковь за время своего существования пережила несколько потрясений и расколов, однако самым серьезным считается конфликт, произошедший между последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — видными православными деятелями, которые были сторонниками противоположных христианских мировоззрений. Основной причиной конфликта был монашеский устав и деятельность монастырей на Руси.

Иосиф Волоцкий — это один из выдающихся православных просветителей, который до сих пор своей позицией и мировоззрением вызывает горячие споры среди богословов. Кто такой Иосиф Волоцкий и почему его убеждения принесли смуту в православной среде?

Жизнеописание

Родился будущий монах и богослов 14 ноября 1439 года в дворянской семье Иоанна и Марины Саниных, и при рождении получил мирское имя Иван. Семья жила и служила при князе Борисе Волоцком и была довольно обеспеченной — владела деревней Язвище, которая была расположена в Волоцком княжестве. Данных о роде Саниных сохранилось немного, известно лишь что они вышли из Литвы и стали служить князю Волоцкому.

У Ивана были 3 брата и все они получили отменное образование, которое и положено получать маленьким дворянам — Иван знал 3 иностранных языка, обучался грамоте в Крестовоздвиженском монастыре города Волоцка у старца Арсения. Юноша с ранних лет проявлял большой интерес к учебе, и родители решили в 7 лет отдать сына на полное обучение к послушникам.

В обители Иван за год прочитал и изучил Псалтирь, а за второй год пребывания полностью прочел и изучил Священное Писание. Мальчик отличался невероятной памятью и цитировал наизусть большие отрывки из Библии, Псалтири и Апостола. Впоследствии старец Волоцкий читал молитвы и песнопения по памяти, не используя книги.

Иноческий путь

Пребывание среди послушников с ранних лет предопределило будущее мальчика — Иван принял решение посвятить жизнь на служении Господу. В 20 лет он получил благословение своего наставника старца Арсения и вначале стал послушником в Саввином Тверском монастыре у игумена Варсонофия, но спустя время перешел в более строгий устав Пафнутия Боровского, где в 1460 году принял постриг в иноки и получил новое имя — Иосиф.

Послушание юноши началось на подворье Рождества Богородицы Боровском, где наставником для него стал старец Пафнутий. Спустя время, отец мальчика Иоанн сильно заболел и вскоре его полностью парализовало. Он также принял решение принять монашеский постриг и вскоре сделал это, приняв имя Иоанникий.

Интересно! Постриг приняли многие в роду Саниных, вначале отец и мама Марина — она получила имя Марии стала послушницей женского Волоколамского подворья. Генеалогическое древо монаха показывает, что 14 мужчин семьи приняли постриг в иноки, а также 4 женщины стали монашками.

Многие из Саниных достигли высоких позиций в Лоне Православной Церкви — родной брат стал архиепископом ростовским Вассианом, второй брат — епископом Тверским Акакием, а племянники известны как выдающиеся мастера иконописи Досифей и Вассиан (Топорковы).

Монашеский подвиг

Иосиф, после благословения наставника, принял для себя послушание — на плечи инока полностью легли заботы о больном отце. Он ухаживал за парализованным старцем в течение 15 лет, что помогло ему смиряться духовно и расти в Господе.

Помимо послушаний у наставника (иногда они были чрезмерно тяжелыми), заботе о парализованном отце и посещение больных и умирающих, инок выполнял обязанности певца и чтеца на клиросе — юноша имел хорошие музыкальные способности и служил голосом во время богослужений.

Память инока сослужила ему хорошую службу и в этот раз — отличное знание церковного устава позволило ему стать экклесиархом или уставщиком, который следил за правильным ходом службы. На Боровском подворье преподобный провел 18 лет — он исполнял различные послушания, укреплялся в вере Богу, усмирял гордость и плоть, выполняя тяжелую и постоянную работу наравне с прочими монахами.

Служение в роли игумена

Заслужив любовь наставника Пафнутия, Иосиф после смерти игумена и по его посмертному желанию, становится руководителем Пафнутьево-Боровского монастыря в 1477 году. Новый руководитель стремился ввести в общине более строгий устав и хотел, чтобы монахи жили по общежительному принципу, который является распространённым в Киево-Печерской и Троицкой Лавре.

Этот устав подразумевает наличие у братии больших угодий и земель — благодаря состоятельности монахи могут строить храмы, служить большему количеству нуждающихся, принимать у себя болящих и основывать школы, приходы и богадельни. Однако этот же устав часто вызывает искушение у братии — большие средства приводят к большим грехам.

Иноки Боровские воспротивились желанию их нового игумена — они не желали принимать новый устав и не желали обретать большие угодья. Именно по причине разногласий с братией юноша занимал должность игумена 2 года и после принял решение покинуть обитель со своими сторонниками (среди них был и Герасим Черный), чтобы найти понимание в других местах.

Несколько месяцев он пробыл в Кирилло-Белозерской лавре, где, предположительно, познакомился с Нилом Сорским. Тем не менее, он вновь принял служение наставника в Боровской обители через 2 года своих странствий, но это произошло по приказу князя московского Ивана III.

Инок так и не нашел обители, которая бы полностью удовлетворила искания и видение монашеской жизни. Однако братия так и не смогла смириться и принять идеи своего игумена, они неоднократно просили Ивана III назначить им нового руководителя и в итоге игумен принял решение добровольно освободить занимаемый им пост, чтобы избежать скандалов и бунтов братии.

Иосифо-Волоколамская обитель

В 113 верстах от Москвы на свободном участке земли Иосиф Волоцкий основал собственный монастырь в честь Успения Богородицы, который впоследствии стал называться Иосифо-Волоцким. Основным покровителем обители стал князь Волоцкий Борис, который являлся родным братом правителем Московского княжества Ивана III. Именно благодаря финансовой поддержки главы княжества быстро построили каменный храм и келии для братии.

Основывая собственную обитель, игумен наконец получил возможность создать и соблюдать собственный устав, который был довольно строгим. Конечно, главным отличием новой обители от Боровской стал общежительный принцип, по которому жили иноки. Основой же главного Устава было нестяжательство, а также:

  1. Общее хозяйство — оно принадлежало послушникам и доходы шли на нужды братии и на служении мирянам.
  2. Общее имущество — монахи владели одеждой, обувью, пищей и прочими вещами наравне, т.е. у иноков не было собственного имущества. Без благословения и разрешения игумена монахи не имели права принести в собственную келью даже книгу из библиотеки обители.
  3. Служение милостыни — часть трапезы монахи делили с неимущими, которые приходили на ужин из ближайших городов и сел. В некоторые дни братия кормила до 700 человек.
  4. Труд и молитва — это основа жизни в монастыре. Иноки занимались ведением хозяйства, физическим трудом и молитвой постоянно, на отдых оставляя минимум времени в сутках.
  5. Праздность считалась орудием обольщения диавола.

Подобный устав считался одним из самых строгих в монашестве, не многие могли выполнять его. Однако братия насчитывала до 30 иноков, которые помимо постоянных послушаний занимались и просветительской деятельностью — переписывали книги для богослужений, труды святых отцов церкви, писали иконы.

Вскоре библиотека в обители стала одной из самых лучших среди всех монастырских книжных собраний Руси. Сам преподобный стал местным духовным наставником для мирян — к нему приходили за советом, молитвой и словом со всех краев княжества. Он уделял время каждому, стараясь ответит на волнующие вопросы и посеять в сердца Божье Слово.

Старца считали покровителем слабых и неимущих, отцом для нищих и настоящим пастырем. Знатные люди княжества брали настоятеля в наставники для своих детей, приезжали на исповеди к игумену и за советом. Многие князья состояли с просветителем в письменной переписки, открывая свое сердце и прося совета в сложных обстоятельствах.

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 году в сентябре. Он записал Устав своего монастыря и последним наставлением игумена было не отступать от созданного им плана жизни для монахов. Похоронили старца в церкви обители, где со временем стали происходить разные чудеса.

Иосифляне: основные идеи

Иосиф Волоцкий был не только аскетичным монахом, но и активным деятелем, который активно высказывался по разным вопросам, касательно монашеского и церковного устава. Взгляды настоятеля Волоцкого разделяли многие православные, что привело к формированию так называемых иосифлян — последователей старца, которые отстаивали его взгляды.

Интересно! Они достаточно резко вели себя в полемике с последователями Нила Сорского, который имел совершенно иные взгляды. Основной идеей движения было отстаивание права монастырей на владение земельными угодьями.

Преподобный монах активно выступал за общежительный строй монастырей — владение большими земельными угодьями позволяет монахам не только существовать без переменной поддержки спонсоров, но и вести активную просветительскую деятельность среди населения, также занимаясь милостыней и благотворительностью. Нил Сорский же выступал против землевладений монастырей, выступая за полную аскезу.

Подвижники несли в массы христиан идеи наставника, они стремились не только изменить течение монастырских обителей, но и добиться изменений в государственных законах, чтобы монахи получили законное право на владение землей. Кроме этого, они также выступали за:

  • необходимость храмовых украшений;
  • полезность обширного хозяйства у иноков;
  • обеспечение населения продовольствием во время неурожая;
  • открытую деятельность обителей;
  • необходимость в украшении церквей росписями;
  • миссионерское служение среди мирян;
  • полезность богатых украшений для икон и церковной утвари.
Читайте также:  Иоанн Сочавский: житие святого, день памяти, молитва

Активное противостояние двух течений достигло апогея в 1504 году, когда иосифляне выступили на Всеобщем Церковной Соборе с резким осуждением нестяжателей (последователей Нила Сорского). Их поддержал князь Иван III Васильевич и они получили признание Церкви.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.

Перу игумена принадлежат труды:

  • книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих;
  • «Ответ недоверчивым…» — книга о жизни русских святых в монастырях;
  • «Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа;
  • «Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи;
  • «Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь.

Канонизация преподобного Иосифа

Спустя 64 года после кончины, Священный Синод пересмотрел жизнь и труды монаха и пришел к выводу, что этот христианин достоин чести быть присоединенным к Лону Святых Русской православной церкви. Заслуги в борьбе с ересями, стремление расширить сферу влияния монастырей, желание заботится о нищих и голодных — все это стало причиной канонизации монаха.

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Православный календарь на 22 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

22 сентября (9 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением (четырнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, и накануне праздника Крестовоздвижения). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, празднование Собору Алтайских святых, а также память 20 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский чудотворец. Один из величайших русских святых второй половины XVначала XVI столетия от Рождества Христова. Преподобный Иосиф родился в дворянской семье в 1439 году. Семилетним он был отдан на обучение в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь, а в двадцать лет ушёл в обитель преподобного Пафнутия Боровского, где стал послушником и учеником этого великого святого.

Около 20 лет провёл Иосиф Волоцкий в Боровской обители, после чего вернулся в родные земли и основал там новый монастырь, где ввёл очень строгий устав для монахов и повелел тратить богатства обители на помощь нуждающимся. Именно эта аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих.

Подробнее об этом великом святом, его просветительской деятельности, а также о его борьбе против ненавистников Русского Православия и стремительно укреплявшегося в те годы Государства Российского вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Праведные Иоаким и Анна. Одни из величайших святых рубежа ветхозаветной и новозаветной эпох, благочестивые родители Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Праведный Иоаким был из рода царя Давида, которому ещё задолго до наступления новозаветной эпохи Господь обещал, что от его семени родится Спаситель мира. Праведная Анна по отцовской линии была из колена Левиина, а по материнской — из колена Иудина. Благочестивые супруги жили в Назарете, но до глубокой старости не имели детей, что в те времена считалось карой Божией. Над ними смеялись и глумились, но праведники смиренно сносили всё.

Однажды, когда один ветхозаветный священник отказался принять жертву Иоакима Богу, сказав, что бездетный недостоин, благочестивый старец отправился молиться в пустынную местность. Праведная Анна, узнав об этом, также стала усиленно молиться, чтобы Бог даровал им ребёнка. Молитвенные воздыхания пожилых, но благочестивых супругов были услышаны Господом: сам Ангел возвестил им о том, что у них родится Дочь, от которой придёт Благословение и Спасение всему человеческому роду.

Праведные Иоаким и Анна. Фото: www.pravoslavie.ru

Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Честные останки этого великого русского святого второй половины XVII столетия от Рождества Христова были обретены в 1896 году, спустя 200 лет после кончины этого православного архипастыря. Подробнее о самом святителе Феодосии будет рассказано в Православном календаре от 5 (18) февраля, в день памяти святого.

Мученики Харитон и Стратор (Стратоник). Об этих святых страдальцах за Христа и Его Церковь известно немного. Житийные материалы сохранили только память о них и о том, что святые Харитон и Стратор (Стратоник) были в числе многих христианских мучеников, казнённых после долгих пыток за отказ отречься от истинной веры в III столетии от Рождества Христова.

Преподобноисповедник Феофан, постник. Святой III столетия, немало пострадавший за веру, но отошедший ко Господу мирно. Будущий постник и исповедник родился в языческой семье, но уже в юные годы уверовал во Христа, тайно крестился и ушёл на гору Давис, где пять лет под духовным наставничеством старца-отшельника совершал монашеские подвиги и изучал Священное Писание. После смерти старца отец Феофан ещё 58 лет подвизался на горе Давис, после чего начал проповедовать Слово Божие среди язычников, обратив в христианство множество людей. Римские императоры-язычники Карл и его сыновья Нумериан и Карин приказали схватить святого Феофана и подвергнуть его пыткам. Старец-исповедник мужественно перенёс все истязания, но избежал казни и был отпущен. После этого он вернулся на гору Давис, где прожил ещё 17 лет и отошёл ко Господу около 300 года от Рождества Христова.

Воспоминание III Вселенского Собора. Напомним, что Вселенские Соборы — это важнейший институт принятия ключевых церковных решений в вопросах выработки православной догматики, то есть базовых основ христианского богословия. Только соборные решения, принятые церковной полнотой (с участием архиереев, низшего духовенства и простых мирян), могут считаться вероучительными. В истории Православной Церкви было семь Вселенских Соборов. Третий Вселенский Собор состоялся в 431 году от Рождества Христова в городе Эфесе и потому именуется Эфесским Собором. В ходе его заседаний была осуждена ересь Нестория (несторианство), согласно которой Пресвятую Богородицу следовало называть Христородицей, поскольку у Бога якобы не могло быть Матери. Соответственно, тем самым уничижалась Божественная природа Христа.

Блаженный Никита Константинопольский. Этот святой XIII столетия от Рождества Христова жил в Царьграде и занимал высокую должность придворного хартулария (письмоводителя). Но вместе с тем у этого уникального человека, помимо мирской жизни, было и сокровенное житие: подвиги благочестия он совершал тайно, чем достиг подлинного духовного совершенства и стал великим угодником Божиим.

Преподобный Онуфрий Воронский. Этот святой Румынской Православной Церкви прославился монашескими подвигами и святостью жизни в XVIII столетии. Скончался старец Онуфрий в 1789 году, а в 2007 году Русская Церковь внесла его в наш Православный календарь (месяцеслов).

Священномученики Григорий Гаряев, пресвитер, Александр Илатов, диакон (1918), Захария (Лобов), архиепископ Воронежский, Сергий Уклонский, Иосиф Архаров, Алексий Успенский, пресвитеры, Димитрий Троицкий, диакон, и мученик Василий Шикалов (1937), преподобномученик Андроник (Суриков) (1938), священномученик Александр Виноградов, пресвитер (1942). Православные священнослужители, в том числе в архиерейском сане, а также миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Преподобный Иосиф Волоколамский. Житие

31 октября празднуется перенесение мощей прп. Иосифа Волоцкого. Предлагаем Вашему вниманию житие святого.

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника – владельца села Язвище Волоколамского княжества. Точная дата рождения преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы. О родителях преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий сохранилось мало. Известно, что они умерли в монашестве. Кроме преподобного Иосифа, у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал архиепископом Ростовским.

В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание» (Кондак 4).

Преподобный Пафнутий Богровский был учеником святого Никиты Серпуховского, который принадлежал к числу духовных чад преподобного Сергия Радонежского. Восемнадцать лет, до самой кончины прп. Пафнутия, святой Иосиф находился у него в полном и беспрекословном послушании. Так было положено начало подвигов будущего наставника иноков и преемника священной традиции преподобного Сергия.

В Боровском монастыре преподобный Иосиф был пострижен в мантию. По благословению своего наставника, он принял родного отца, к тому времени совершенно больного и немощного, также пришедшего, чтобы стать иноком. Новопостриженный монах Иоанникий прожил в монастыре еще 15 лет: все эти годы он тяжело болел, и Иосиф прилежно служил ему. Отсекая родственную любовь и мирское пристрастие, он служил отцу как брату во Христе, и, в то же время, уважал и почитал его согласно заповеди Божией. Немощный старец говорил сыну: «Не аз тебе отец, но мне отец ты еси и в телесных, и в духовных»[1].

По свидетельству современников, святой Иосиф превосходил всех, живущих по правилам общежития в обители преподобного Пафнутия, в исполнении Заповедей, добродетелях, молитвенном подвиге, трезвении, воздержании, следовании во всем монастырскому уставу, а также Богом данных талантах и способностях. По свидетельству современников, он был красив, имел прекрасный голос, но более привлекал к себе приветливостью, обходительностью, состраданием к ближним, а также тем, что имел неунывающий дух и пребывал в состоянии духовной радости. В беседах с приходящими он говорил от Священного Писания и творений Святых Отцов, которые прекрасно знал.

Преподобный Пафнутий, зная духовную меру своего воспитанника, прозрел в нем пастыря человеческих душ. Он посоветовал Иосифу «не на чужом основании строить», не в основанном ранее монастыре стать игуменом, но, подобно ему, отыскать подходящее место и основать свой монастырь.

После кончины преподобного Пафнутия, Иосиф, по велению великого князя Иоанна III и по просьбе братии, принял начальство в Пафнутиево-Боровском монастыре. Он управлял обителью около года и за это время увидел, что иноки не могут в точности соблюдать общежительный устав и жить по его правилам. Преподобный Иосиф оставил было начальство, но великий князь настоял, чтобы именно он был возведен в сан игумена этой обители, и в сане игумена он управлял монастырем еще год. Наконец, следуя совету почившего духовного наставника, он все же поручил начальство старейшему из братии. Взяв одного из учеников, Герасима Черного, преподобный Иосиф пошел искать место, где мог бы основать обитель. Но прежде он побывал в лучших русских общежительных монастырях, что сделал как ради собственной душевной пользы, так и ради пользы будущей обители. Чтобы скрыть свой сан игумена, он почитал ученика как старца, и сопутствовал ему как простой монах в самой бедной одежде. Больше всего пришлось ему по духу в Кирилло-Белозерском монастыре, где соблюдался общежительный устав и традиции, завещанные преподобным Кириллом[2]. Здесь святой еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие.

Читайте также:  Даниил Столпник: житие святого, день памяти, молитва

Сестры обители и прихожане нашего подворья в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.

Получив настоятельное приглашение от брата Иоанна III Волоколамского князя Бориса Васильевича, игумен Иосиф посетил его в 1479 году. Князь Борис повелел ему отыскать в своих владениях место для создания обители. Увидев в словах князя указание Божие, преподобный Иосиф исполнил его повеление. Он послал впереди себя ловчего. Во время поисков, впереди этого человека поднялся вихрь, обозначая путь. На одном месте, находящемся на берегу реки Струги и заросшем густым лесом, при ясной погоде вдруг блеснула молния. Посланный человек очень удивился и сначала никому об этом не сказал, кроме преподобного Иосифа. Именно туда и пришел святой с учениками, и они с большим трудом расчистили указанное место для будущей обители, после чего построили деревянную церковь, трапезную и кельи.

Сестры нашей обители в Иосифо-Волоцком монастыре. 25 мая 2017 г.

Преподобный Иосиф был первым на братских послушаниях. Пока не было мельницы, братия своими руками молола жито. Один инок из другой обители, принятый игуменом Иосифом, удивился, увидев его за работой, мелющим, и попросил переменить его. Преподобный Иосиф со смирением уступил. На другой день этот инок опять нашел его мелющим, испугался и сказал: «Что делаешь отец? Уступи мне». Так происходило много раз, и монах заключил, что «не перемолоть ему этого игумена».

Устроив все самое необходимое в обители, преподобный Иосиф начал строительство каменной церкви. Подражая святому Афанасию Афонскому, он вместе с учениками обтесывал камни, носил их и сам клал стены. Основание церкви было положено в 1485 году. Через четыре года храм был полностью отстроен, с выполнением всех внутренних работ, и подготовлен к богослужению – по тем временам для каменного строительства это был кратчайший срок.

Много сил преподобный Иосиф положил на борьбу с современными ему заблуждениями и ересями. Разъясняя неверность взглядов на основании Священного Писания и святоотеческих творений, святой игумен обращал к Богу сердца людей по большей части не спорами, но духом Христовым и примером собственной жизни. Так он смог привести на путь спасения многих заблуждавшихся. От живого опыта подвижника, его духовного богатства и знаний все получали пользу. К преподобному приходили страдающие душевными и телесными недугами, и никто не уходил от него печальным. Один человек философского склада ума, побеседовав с Иосифом и выходя от него, сказал своим спутникам: «Поистине этот отец подобен древним ораторам и великому Златоусту». Те из его учеников, которые по непокорности и непослушанию оставляли обитель, если не чувствовали своей вины и не раскаивались пред отцом, были вразумляемы Богом.

Казначея и сестры обители около Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Вознесение Господне. 25 мая 2017 г.

Однажды голод в княжестве длился в течение долгого времени, так что четверть хлеба вздорожала до сорока или пятидесяти сребреников. В то время преподобный Иосиф ежедневно кормил по четыреста-пятьсот и более человек, и в результате истратил все монастырское жито, серебро и одежду. Он раздавал нуждающимся и монастырский скот, так что ничего в обители не осталось. Некоторые из братий монастыря стали роптать на игумена. Тогда преподобный послал занять жита в другую обитель, а братии посоветовал уповать на Бога. Спустя немного времени преподобного Иосифа посетил великий князь Василий III: узнав о нужде обители, он пожертвовал ей тысячу четвертей ржи, тысячу четвертей овса и сто рублей денег. По весне оказалось, что хлебный урожай монастырских полей превзошел плодородием все другие поля.

Наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий благословляет сестер Богородице-Рождественской обители. 25 мая 2017 г.

Каждый год, на престольный праздник Успения Божией Матери, в обитель приходило более тысячи нищих. Преподобный Иосиф кормил их, и дав им по сребренику, отпускал. Он заповедал своим ученикам поступать так же, чтобы обитель не оскудела. Но впоследствии, когда благотворители уменьшили свои подаяния монастырю, иноки начали уменьшать милостыню, и их постигла крайняя нужда.

Преподобным Иосифом Волоцким был составлен общежительный устав, названный им «Духовной грамотой», по которому он жил сам и который записал под конец жизни для братии в виде завещаний. Значительная часть правил была заимствована из Устава преподобного Нила Сорского. Устав был разделен на 14 глав и заключал в себе три отдельных части. Первое завещание обращено ко всей братии и состоит из девяти наставлений, изложенных в виде поучений со свидетельствами из Священного Писания, из соборных и святоотеческих правил, Патериков и т.д. Правила говорят о совместной молитве братии; благочинии в церкви и трапезе; одежде, обуви и других монастырских вещах; внутреннем распорядке; о том, что не должно инокам беседовать после повечерия и ходить из кельи в келью; выходить из монастыря без благословения; об общих монастырских трудах и особых послушаниях; трезвенной и воздержанной жизни братии. Второе завещание адресовано настоятелю: оно убеждает игумена со всей ревностью заботиться о вверенных ему иноках и учить их словом и делом. Третье завещание написано для соборных старцев и вообще старшей братии, которым вверено вместе с настоятелем и в отсутствие его управлять обителью. В девяти преданиях этого завещания объясняется, как соборным старцам наблюдать за исполнением правил монастырского устава. В главе 14 преподобный Иосиф излагает девять запрещений, или епитимий, которые должны были налагать соборные старцы на иноков за нарушение правил.

Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоцкого монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (+ 1539) и святой Макарий (+ 1563), архиепископ Вассиан Ростовский (+ 1515), епископы Симеон Суздальский (+ 1515), Досифей Крутицкий (+ 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (+ 1563) и Герман (+ 1567), святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1576).

Прихожане обители прикладываются к чудотворной Волоколамской иконе. 25 мая 2017 г.

Во время правления Иоанна III часто созывались Церковные Соборы. Происходило это практически ежегодно, как видно из письма святителя Геннадия Новгородского Московскому митрополиту: «Поелику повелено нам каждый год съезжаться к тебе, нашему отцу: то да учинишь на Собор с ними, твоими детьми и сослужебниками, исправление дел недоразумеваемых» [3] .На Соборах была низложена ересь жидовствующих и разрешены важные религиозные вопросы, которые стали причиной волнений и войн в Европе. На Руси же, благодаря Соборам и участию в них людей высоко духовной и святой жизни, подобного не происходило. Также и многие вопросы внутрицерковной жизни нашли отражение в решениях Церковных Соборов того времени.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

В 1503 году на рассмотрение собравшегося духовенства среди других вопросов был предложен вопрос о церковных имениях. Великий князь упомянул об отобранных им монастырских вотчинах в покоренных новгородских землях, желая узнать, правильно ли он поступил или нет.

Вопрос об имениях Церкви стал рассматриваться на Соборе шире, чем предполагалось, и вскоре обсуждавшие его коснулись другой темы – права монастырей на обладание имениями. Белозерские пустынники – старец Кириллова монастыря Паисий Ярославов и его ученик и сподвижник преподобный Нил Сорский считали неполезным для монашествующих обременять себя собственностью и приличным для иноков существовать от трудов рук своих. Но преподобный Иосиф держался другого мнения. Он убеждал собравшихся в необходимости – как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных – сохранения права монастырей на вотчины, чтобы монастыри пользовались некоторым довольством и владели недвижимыми имуществами. Он говорил на Соборе: «Если у монастырей сел не будет, как честному и благородному человеку постричься? И если не будет честных старцев, откуда взять на митрополию, или архиепископа, или епископа и на всякие честные власти. А когда не будет честных старцев и благородных, тогда будет поколебание в вере» [4] .

Кроме упомянутых преподобным Иосифом причин, он имел в виду еще одну, немаловажную. Настоятель монастыря и опытный духовный наставник понимал, что частые контакты с миром разоряют монашеское устроение. Поэтому преподобный Иосиф пытался оградить большие общежительные братства от соприкосновения с миром, для чего монастырям необходимо было собственное хозяйство и внутреннее обеспечение всех потребностей и нужд братии.

Сестры и прихожане выходят из нижнего храма, находящегося в подклете Успенского собора.

Мнение преподобного Иосифа восторжествовало на Соборе. Святители перед лицом великого князя высказались в защиту монастырских вотчин, обосновывая свою позицию тем, что в Греческой Церкви не существовало запрещения монастырям и церквам владеть недвижимыми имениями. И в Русской земле было то же со времен Владимира и Ярослава; даже неверные и нечестивые цари монгольские щадили собственность епископов и обителей и давали ярлыки великим чудотворцам Петру и Алексию и другим митрополитам Русским, остающиеся непоколебимыми доселе [5] . И государь подчинился решению Собора.

Преподобный Иосиф прожил в своем монастыре 36 лет. Он отошел ко Господу 76 лет от роду, после праздника Рождества Богородицы ранним утром воскресного дня, 9 сентября 1515 года, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, во время пения великого славословия на утрени. Святой Иосиф был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители.

Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским. Его святые мощи обретены и по сей день пребывают в созданном им монастыре.

Житие составлено по источникам:

Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006.

Любовь и единение. Очерк истории Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря. М.: Издательство “Отчий дом”, 2009.

Примечания:

[1] Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 4.

[2] Иосиф (Санин) Волоколамский, преп. Просветитель. / Суздальцева Т.В. Ересей посрамитель. (Вступительная статья). Изд. Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, 2006. С. 5.

[3] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Имп. Академии наук. СПб, 1836. Т. I. № 380.

[4] Прибавление к Творениям Святых Отцов в русском переводе. М., 1851. Ч. 10. С. 505.

[5] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. IV. Ч. 1. С. 74-77.

Поделиться:

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III). Мч. Александра (305–311). Мц. Христины Персидской (IV). Прп. Анина пресвитера.

Сщмч. Николая Попова пресвитера (1919); сщмч. Григория Поспелова пресвитера (1921); сщмч. Михаила Околовича пресвитера (1938).

@На 6-м часе: Ис. XXVIII, 14–22. На веч.: Быт. X, 32 – XI, 9. Притч. XIII, 20 – XIV, 6.@

Ссылка на основную публикацию