Молитвы святителю Иоанну Златоусту
В тяжелое время, когда человеком овладевает уныние, печаль, настигают скорби, самым действенным утешением является молитва. Для тех, кто желал и желает обучиться молитвословию, во все века дает свои мудрые наставления высокообразованный Учитель. Имя его Иоанн Златоуст.
О чем молить святого
Молитва святому Иоанну Златоусту перед его иконой помогает в просвещении ума, способствует научению церковной грамоте, предстательствует о счастии брачующихся, утешает в горе.
«Златоустом» его прозвала одна из прихожанок, пришедшая в неописуемый восторг после его богомудрой проповеди. И до сих пор слово простолюдинки не забылось и навеки соединилось с именем церковного богослова.
О других святителях в православии:
Его литературное наследие переведено на языки разных народов.
Молитва святому Иоанну Златоусту особо любима среди православных христиан всего мира.
Важно! Перед началом важного дела и в период, когда необходима поддержка с Небес, следует настроиться на молитву, сосредоточиться на делах и проблемах.
Ведь смысл молитвенного воздыхания — это не бессмысленное чтение заученного текста, а искренняя вера, желание встать на правильный путь и житие по Заповедям Божиим.
Молитва о здравии, просвещении разума, духовной грамоте, и о помощи в отчаянии, о благополучии в браке, на благословение детей в учебе
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Hо твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
От Hебес приял еси Божественную благодать и твоими устнама вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко Божественная являя.
О, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжая еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам приложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отрицаюся тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Господи, избави мя вечных мук.
Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Господи, избави мя от всякаго искушения.
Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
Господи, в покаянии приими мя.
Господи, приими меня, кающегося.
Господи, не остави мене.
Господи, не введи мене в напасть.
Господи, даждь ми мысль благу.
Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.
Житие Божественного Святителя
Маленький Иоанн родился в Антиохии. Его родители слыли дворянами — отец служил в чине офицера Византийской армии, а мать была высокообразованной христианкой. Ребенка она вырастила без участия отца, который, к ее великому сожалению, преставился ко Господу вскоре после появления на свет сына.
Несмотря на свою молодость (а ей было на тот момент 22 года), женщина приняла решение посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, поэтому повторно замуж она не вышла.
Будущий святой получил прекрасное образование, а по завершении обучения стал адвокатом. Но во время работы он узнал об обратной стороне выбранной профессии. Поприще адвокатов погрязло во лжи, преступлениях, зависти, непримиримой вражде.
Иоанн, не желая уподобиться коллегам, мечтал уйти в монастырь, но его мать препятствовала желанию единственного сына. Ей очень хотелось, чтобы он стал прообразом своего отца — богоугодным христианином и занял соответствующий статус в обществе. Иоанн уступил матери и остался в миру, изучал Священное Писание и получил богословское образование.
Ему особо полюбились послания апостола Павла, и немногим позже он написал толкования на них.
Служение Богу
В 369 году молодой человек принял Таинство Святого Крещения.
Через 5 лет скончалась его родительница и по ее смерти Иоанн принял иноческий постриг. Но от длительных и строгих постов инока постигли желудочные заболевания и он покинул монастырские стены, вернувшись на родину.
Вскоре он был возведен в сан диакона, а позже был рукоположен в священники и стал проповедовать Слово Божие. Через несколько лет был назначен Константинопольским Архиепископом.
Несмотря на высочайший церковный чин и шик столичной жизни, клирик остался верен Богу. Он продолжал проповедовать, обличал столичное духовенство в скупости, отрицал языческие увеселения, разврат и пьянство, призывал богатых горожан помогать беднякам.
Однажды супруга императора Аркадия Евдоксия распорядилась конфисковать имущество у семейства одного опального вельможи. Святой встал на защиту семьи, а императрица затаила обиду на проповедника.
Ее гнев разгорался все сильнее, к тому же недоброжелатели оклеветали святого, в результате чего было издано распоряжение о казни Златоуста, но позже заменено изгнанием. Прихожане вышли на защиту любимого пастыря и той же ночью в городе случилось страшное землетрясение. Многие, в том числе и Евдоксия, посчитали его пророческим.
Императрица срочно выслала изгнаннику послание с просьбой простить ее и вернуться. Но ее Страх Божий продолжался недолго — новый донос на святого снова вызвал гнев царицы и Иоанн был изгнан из города в глухое селение Кукуз (территория нынешнего Закавказья). По пути святителя покинули силы и он упал с ног.
О духовной жизни в православии:
Ночью Иоанну случилось видение Василиска, который предвестил богослову дату его кончины. На следующий день по пути к месту ссылки великого проповедника настиг сильнейший приступ лихорадки и конвоир приказал возвратиться в церковь. Там Златоуст попросил белое облачение, причастился Святых Христовых Таин и горячо молился. По окончании молитвословия святой сильно ослаб и медленно опустился на пол.
Так он закончил свое земное житие.
Мощи святого
Иоанн Златоуст заповедовал мирянам молиться согласно Заповедям Божиим, быть достойными получать просимое, молиться непрестанно и исполнять должное.
И только тогда, через общение с Отцом Небесным, каждый смертный человек будет удостоен восхождения к Жизни Бессмертной.
День Иоанна Златоуста 26 ноября: молитвы святому
Из года в год православный мир чтит память святителя Иоанна Златоуста. Его мудрые проповеди и сейчас затрагивают самые сокровенные уголки человеческих сердец, а молитвы, обращенные к святому, творят чудеса.
День святителя Иоанна Златоуста ежегодно отмечается 26 ноября. В это время христиане прославляют святого и просят его о помощи в преодолении проблем, семейных невзгод, о налаживании отношений с близкими людьми, а также о пособлении в усвоении новых знаний. Родители молятся о ниспослании детям дарования и помощи в учении. Считается, что молитва Иоанну Златоусту способна исцелить от немоты и речевых дефектов, потому к святителю часто обращаются, если ребенок долгое время не говорит.
Жизненный путь Иоанна Златоуста
Святой был рожден в одной из отдаленных провинций Римского государства. Юность Иоанна Златоуста выпала на сложное время: император лишь недавно принял христианство, и еще не забылись времена, когда за веру в Спасителя человек обрекался на смертную казнь. Язычество не ушло в прошлое и существовало наряду с христианским учением.
Иоанн Златоуст с юных лет проникся истинной верой. Юноша, выделявшийся высокой нравственностью и ярким умом, уделял особое внимание изучению Священного Писания, уединению и молитве. По достижении зрелости Иоанн был окрещен и поставлен во чтеца.
После смерти матери Иоанн Златоуст принял монашеский сан, отказался от имущества в пользу бедных и отправился в далекую обитель. Там святитель начал писать труды, направленные на обличение скупости и стяжательства. Через некоторое время Иоанну было поручено проповедовать Божественное учение в Константинополе. Именно тогда святитель получил прозвание «Златоуст» за великий дар слова: прихожане с трепетом внимали его проповедям, обличающим сильных мира сего, наделенных всеми материальными благами, но равнодушных к бедам нуждающихся.
Речи Иоанна задели богачей. По велению императрицы святой был выслан из Царьграда. Даже в изгнании святитель поддерживал тех, кто обращался к нему за помощью: наставлял учеников, утешал страждущих. Вскоре Иоанна сразила тяжелая болезнь. В это самое время было получено очередное приказание — отправить святого в еще более отдаленную от столицы местность. Не выдержав тягот пути, Иоанн Златоуст скончался.
Тело святого было переправлено в Константинополь. В дороге произошло чудо: случайно коснувшись гроба, человек, страдающий тяжелым недугом, внезапно исцелился.
Как молиться Иоанну Златоусту
К святому часто обращаются в безвыходных положениях, когда проблема кажется неразрешимой. Искренняя молитва помогает избавиться от отчаяния и найти выход из самой тяжелой ситуации. К молитвенным словам также можно прибегать в важные жизненные моменты, перед трудным и ответственным делом.
Святитель великий Иоанн Златоуст! Многими и различными талантами наделил Тебя Господь, и ты, как благой и верный раб Божий, приумножил их. Воистину Великий Учитель, всякому возрасту ты пример, и всякое знание тебе послушно. Детям ты — образец послушания, юношам — праведности светило, мужам — наставник во трудах, старцам — благодушия пример. Все дарования соединил ты в лице своем и с любовью передал в проповедях. Мы же, грешнники, снедаемы грехом тщеславия и зависти, и дарования наши не во и спасение, но в раздор и в осуждение нам. Уповаем на милость Твою и просим уберечь нас от всякого порока, дабы дела наши служили во славу Божию. Наставь нас в истинной мудрости, укажи на путь правильный, ниспошли пособление в делах земных и духовных. Вечную славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Не забывайте о светлых датах календаря, совершайте благие поступки и будьте в гармонии с собой и миром. Помните, что Небесные Силы никогда не оставят просящего без покровительства. Пусть каждый ваш день будет наполнен счастьем и благополучием, и не забывайте нажимать на кнопки и
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В православии есть не мало великих святых, которые почитаются верующими. Одним из таких угодников Божьих является Иоанн Златоуст. Его лик находится практически в каждом храме. К иконе приходит не малое количество паломников, чтобы вознести молитвенные прошения с самыми сокровенными просьбами.
Краткое житие святого Иоанна Златоуста
Святой родился в древней Сирии в период прекращения гонений христиан в семье военного начальника. Отец Иоанна умер, когда мальчик был еще очень мал. Но несмотря на это, мальчик все же сумел получить хорошее образование. Его образованием занимались лучшие философы и ораторы того времени. В 18 летнем возрасте юноша отправился В Афины. Здесь преподобный продолжил свое обучение и глубоко начал изучать святое письмо. Прошло немного времени как Иоанна рукопожали чтецом.
В те времена христианская вера считалась не истинной. Многие думали, что это идеология власти. Именно по этой причине многие верующие предпочитали уходить в монахи. После того как умерла мать святого, он все свое богатство раздал бедным и нуждающимся людям. Спустя несколько лет преподобный вернулся домой, где и принял священство и стал пресвитером.
Во времена, когда не существовало ни газет, ни радио, лучшим способом донесения информации было проведение проповеди. На то время Иоанн был уже образованным и мудрым человеком, го проповеди слушали многие люди. Благодаря его проповедей многие люди поверили в веру у Всевышнего и стали христианами.
После смерти архиепископа, его назначили на должность епархом столицы. Иоанн ответственно подошел к исполнению своих обязательств, чего не ожидала от него власть. Он был требовательным и справедливым, не поддавался мнению властей. По этой причине его изгнали и отправили в ссылку, с которой спустя несколько лет вернули благодаря требованию народа.
Не на долго его народ спас. Позже его снова отправили снова в ссылки, где он и умер 14 сентября. Эта дата и считается днем памяти святого.
О чем просят у святого Иоанна Златоуста
Глубоко верующие христиане наверняка знают в чем помогает икона Иоанна Златоуста. Принято обращаться к святителю с просьбами о:
- помощи в учении;
- исцелении от болезней;
- защите от магии и негативных эмоций;
- защиты от зависти;
- укреплении семьи.
Великий проповедник считается покровителем семей, адвокатов, нотариусов. Он помогает укрепить семью и уберечь отношения.
Также читается молитва святого Иоанна Златоуста перед причастием.
Верую, Господь, и в слух всех свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый (самый большой) я. Еще верую, что это есть самое Пречистое Тело Твое, а это – самая Безценная Кровь Твоя. Итак, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне мои согрешения вольные и невольные, какие я совершил словом и делом, сознательно или безсознательно, и удостой меня без осуждения быть причастником Пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и для вечной жизни.
Прими меня сегодня, Сын Божий, участником Твоей таинственной вечери, ибо я не выдам тайны врагам Твоим, и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда; но, как разбойник, призываю Тебя: вспомни меня, Господь, в Твоем Царстве.
Да не в суд и не в осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господь, но во исцеление души и тела.
Прошение читается специальными словами из молитвослова. Но священнослужители говорят, что разрешается обращаться к святому своими словами.
Молитва для помощи и заступничества:
«О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается.
Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши.
Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси.
Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются.
Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Очень важно чтобы молитвенное прошение было произнесено простыми, не заумными словами. Нужно выражать главную мысль, чтобы она исходила из глубины души, искренне. Не разрешается отвлекаться на посторонние звуки и дела. Если молитвенное прошение произносится дома, тогда нужно на это время обеспечить покой и тишину, чтобы можно было уединится со своими мыслями.
Чтобы прошение было услышано его нужно читать ежедневно в одно и тоже время на протяжении 40 дней. Запрещено просить о материальном, святые не помогают в решении таких вопросов. Если есть возможность посещать храм, тогда нужно отдать предпочтение чтению молитвы Иоанна Златоуста на каждый час именно в стенах церкви.
Храм святого Иоанна
Существует храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Это историческое место является чудотворным и находится в Ярославской области недалеко от поселка Петровск.
Храм относится к женскому монастырю. В данном святом месте находится очень большое количество чудотворных икон. В нем хранятся такие святыни как:
- Животворящий крест Господень;
- чудотворный образ Николая Угодника и многое другое.
Добраться до святого места можно как на собственном автомобиле, так и на общественном транспортом. Хотя второй вариант будет намного сложнее, так как рейсовые автобусы от Москвы в сторону Ярославля ходят всего три раза в сутки. Сначала нужно ехать до конечной остановки от Москвы до Ярославля, после чего нужно выходить на Петровске и ловить местный автобус.
Несмотря на трудность маршрута все же стоит посетить это чудное место и испытать всю благодать и величие святого места.
Святитель Иоа ́ нн Златоуст , архиепископ Константинопольский
Дни памяти
12 февраля – Собор Трех святителей
Житие
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский – один из трех вселенских святителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два Слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного богослужения: составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска († ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.
Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, патриарх Константинопольский (434–447), совершая богослужение в храме Святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император в раскаянии написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года, весь город во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» – и патриарх Прокл со многими стоявшими у раки увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»
В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в воспоминание этого события.
День памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Седмица 24-я по Пятидесятнице. Глас 6. Сегодня святая Церковь чтит память Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника.
Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл “истинной философией”. Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал “Шесть слов о священстве”, великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: “О Провидении” (“К Стагирию подвижнику”), “Книга о девстве”, “К молодой вдове” (два слова), “Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников”.
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование “Златоуст”. Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике – науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: “Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух”.
Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа “за все пути Его”. Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска , утешенный явлением мученика (“Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами “Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский , писал: “Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой”.
Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста, глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте
Святитель Иоанн Златоуст, моли Бога о нас!
Житие Святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст (сер. IV в. – 407)
Дни памяти: 27 января (9 февраля) , 30 января (12 февраля) (Собор трех святителей), 14(27) сентября , 13(26) ноября
Детские и юношеские годы
Святитель Иоанн Златоуст (Хризостом) родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.
Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был ещё малым ребёнком.
Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.
Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.
Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.
Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.
Молодые годы. Путь в Церковь
Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.
Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.
Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.
Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.
К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.
Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.
Дальнейшее становление личности
Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвёл его в звание чтеца. На том историческом этапе должность чтеца нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства.
Между тем, в 370 году Мелетий был изгнан из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.
В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.
Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам он, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем, его друг, Василий, был посвящен в епископское достоинство.
Около 374-375 годов, по смерти любящей матери, Иоанн реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, он провел около четырех лет.
Затем, Промыслом Божьим, он удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни.
Подорвав здоровье, он вынужден был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. Шёл 380-й год.
Диаконское и священническое служение
В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.
В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника.
В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.
В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».
Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное, по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.
Архиерейское поприще
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем, чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причём, уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие Иоанна как пастыря, попросту не захотят его отпустить.
Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желала и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную пользу, в 397 году отец Иоанн торжественно взошёл на Константинопольский патриарший престол.
Александрийский патриарх Феофил, сопротивлявшийся кандидатуре Златоуста, как мог, не желавшей участвовать в его хиротонии, в конце концов согласился, опасаясь возможного наказания (как считается за реально совершенный им проступок (проступки)).
Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.
Чтобы переломить ситуацию, новый глава Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.
Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Он существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб — достаточно скромной (для его звания) одеждой.
Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных он направлял и те средства, которые выручал с продажи роскошной посуды, штор, мебели, мрамора.
Известный противник святителя, Феофил Александрийский, будучи принятый Иоанном за скромным столом, воспринял этот приём как оскорбление, отчего его злоба и ненависть только усилились.
Такое поведение Иоанна резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.
Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырёх братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, он обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.
Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счёл уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме (это связано с тем, что в оригенизме обвинялись принятые им нитрийские монахи).
В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял её в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая её с нечестивой библейской царицей Иезавелью.
На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста было выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть — на ложных слухах. Помимо прочего его обвинили в растрате церковных средств (имея в виду продажу им ценностей ради благотворительности).
Несмотря на заступничество дружественных Иоанну служителей, он был осужден. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку (недалеко от Никомидии).
Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Феофилу, например, пришлось спасаться бегством и тайно покинуть столицу.
Вслед за народным волнением произошло землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении Златоуста, и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас. После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный приём. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.
Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем, в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, он публично обличил императрицу, назвав её беснующейся, неистовствующей Иродиадой.
Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда она вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением был вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.
Последние годы жизни
Иоанн Златоуст был взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I, узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.
Из Вифинии осуждённый был отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. В Кукузе он провел, в нужде и лишениях, около трёх лет. Здесь занимался богоугодными трудами и молитвенным деланием, вёл переписку. Время от времени его навещали антиохийцы.
Зная о связях низложенного архиепископа с единомышленниками, враги не могли взирать на это спокойно. Под их влиянием император издал указ о переводе его на новое место, в Питиунт, в восточной части черноморского побережья.
14 сентября 407 года Иоанн Златоуст, окончательно обессиленный длительным переходом, почил о Господе, так и не достигнув конечного пункта назначения. Последними его словами были: «Слава Богу за всё».
Вскоре он был оправдан. В памяти Церкви он почитается как выдающийся святой отец, знаменитый христианский писатель.
Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак первый, глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.
Кондак второй, глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4
Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.
Кондак трем святителям, глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине прославляяй святыя Твоя.