Иоанн Сочавский: житие святого, день памяти, молитва

Молитва Иоанну Сочавскому — краткое житие, текст тропаря и акафиста

Молитва Иоанну Сочавскому помогает в торговых делах и в успешном ведении бизнеса. Что же это за святой, чудесную помощь которого ощущают люди связанные с торговлей и бизнесом? В статье мы с вами узнаем о великом русском святом и его благодатной помощи людям.

Житие Иоанна Сочавского

Много веков назад наши предки молились великому святому. Он слыл небесным защитником и помощником купцов, а также людей, сфера деятельности которых связанна с торговлей. Почему же именно Иоанн Сочавский?

Этот великий святой во время своей земной жизни был торговцем, и весьма преуспевал в этих делах.

Родился и жил великий Святой в городе Трапезунде с 1300- по 1330 года. Он прожил недолгую но праведную жизнь и удостоился мученической кончины. Будущий святой занимался торговлей, но всегда отличался особой честностью, а также щедростью. Он не нарушал Божии Заповеди и жил строго по православным канонам. Отличительная черта Иоанна – великая любовь к Богу и своим ближним.

При его жизни однажды с будущим великомучеником произошло знаменательное событие. Он отправился в путешествие по воде. Судном управлял человек далекий от православной веры. Во время плавания между Иоанном и капитаном возникла горячая беседа по поводу веры, где каждый доказывал свою правоту. Победителем в споре справедливо получился Иоанн. Но управляющий судном, будучи человеком, весьма далеким от благочестия затаил в сердце злобу на своего оппонента.

Когда корабль остановился в Белграде, управляющий сразу же навестил градоначальника и рассказал ему, что на его судне присутствует пламенный христианин. В это время христиане были гонимы.

Начальник города позвал Иоанна Сочавского и уговаривал его отказаться от православия, приняв взамен огнепоклонистскую неправедную веру.

Но прекрасно понимая чем ему это грозит, великомученик не отказывается от своей веры. За это его ждали суровые истязания и мученическая смерть.

Сначала его побили палками. Побои были такими сильными, что после ударов куски тела просто отлетали. Потом в истерзанное тело полетели камни. Потом правитель отдал приказ привязать истерзанное тело Великомученика к дикому коню. Коня пустили по городу.

Истерзанное мертвое тело святого лежало посреди улицы до рассвета. Посреди ночи над ним внезапно зажглись три лампадки, а в ночной темноте стали видны три силуэта, от которых исходило сияние. Молящихся христиан заприметил местный еврей, который пытался выстрелить в молящихся из лука. Но Божий промысел воспрепятствовал ему в этом. Рука еврея застыла недвижимой, и весь он как бы окаменел до утра. С наступлением рассвета силуэты исчезли, и святой был похоронен возле церкви.

Видео: житие Иоанна Сочавского

Икона Святому Иоанну Сочавскому

Икону Иоанну Сочавскому просто необходимо иметь в доме всем православным верующим, особенно тем, чья сфера деятельности связанна с торговлей и предпринимательством.

При жизни святой был особенно милостив к нуждающимся и всегда оказывал им помощь. Также и сейчас он услышит всех кто с надеждой и верой взывает к нему перед его чудотворным образом. Святой помогает успешно вести дела, получать честную прибыль.

Только обращаясь к Иоанну Сочавскому необходимо понимать, что святой помогает только в праведном честном деле. Если торговля, или бизнес связан с обманом, хитростью и т.д. на помощь святого наедятся не стоит.

Акафист Иоанну Сочавскому

Существует акафист великомученику Иоанну Сочавскому, читая который каждый нуждающийся обязательно получит помощь свыше.

Кроме помощи в торговых и предпринимательских делах, святой укрепляет в вере тех, кто к нему обращается. Так как сам он пострадал за веру, то и помогает людям стать настоящими верующими христианами, идти уверенно по пути спасения и никуда с него не сворачивать.

Великомученик помогает также получить исцеление от различных болезней, так как сам он был жестоко истязаем и получил множество телесных ран. Он также помогает терпеть тяготы и безропотно нести свой крест.

Видео: акафист Иоанну Сочавскому

Тропарь и молитва о торговле Великомученику Иоанну

Для тех, кто не может читать акафист этому великому Святому, есть специальная молитва и тропарь, в которых также содержаться прошения об успехах в торговых делах. Главное помнить, что молится надо с верой, а торговые дела вести честно и благочестиво, чтобы получать небесную помощь свыше.

Видео: молитва Иоанну Сочавскому для успешной торговли

Где сейчас мощи Святого

Святые мощи Иоанна Сочавского долгое время хранились в польских городах Стрый, Жолкив. Затем в 1783 году они были возвращены в город Сочав, где и находятся по ныне.

В 19 веке частичка мощей Святого была перенесена в город Белгород (под Одессой), а также в Черновцы (в храме святого Николая).

День памяти

День памяти Великомученика Иоанна Сочавского во всем православном мире отмечают 15 июня. Именно в этот день уместно обязательно почитать акафист Святому, или хотя бы молитовку и тропарь.

Молитвы Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Развитие торгового бизнеса требует значительных усилий, серьезных материальных вложений и готовности к поражениям и материальным убыткам. Несмотря на это, те, кто упорно идет к своей цели, добиваются серьезных успехов. Однако у всех случаются тяжелые минуты, когда опускаются руки и хочется все бросить. Здесь очень важной может оказаться духовная поддержка, которую могут дать молитвы Иоанну Сочавскому на успех в торговле.

Почему святой Иоанн Сочавский может помочь?

Обращение к этому святому не случайно. В земной жизни он сам занимался торговлей, был образцовым христианином и помогал бедным. Испытав жесточайшие пытки и издевательства, он принял мученическую смерть за веру, не отказавшись от нее.

В Царствии Небесном он продолжает помогать тем, кто развивает свой бизнес или занимается торговлей. Чтобы получить его помощь и поддержку к святому можно обратиться с прошением, которое обязательно будет услышано. Она придет, если к нему обращаются с чистыми помыслами, без желания навредить конкурентам и принести им убытки. Молитву великомученику Иоанну Новому, Сочавскому на успешную торговлю нужно читать ежедневно, будучи твердо уверенным в положительном ее результате.

Святый великомучениче Иоанне! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В каких случаях можно молиться святому?

Обращаться к святому можно в разных ситуациях. Эффективно прошение перед открытием собственного бизнеса, когда начинающий предприниматель находится только на старте. Здесь поддержка Высших сил будет как нельзя кстати. Сильная молитва Иоанну Сочавскому на торговлю и успех поможет преодолеть первые трудности, наполнит душу терпением и уверенностью в том, что начатое дело обязательно принесет хороший доход.

Особенно эффективной она будет, если произносить ее перед иконой святого, предварительно покаявшись в своих грехах и попросив у него прощения. Чтение на русском языке добавляет понимания ее содержания.

Сильные молитвы Иоанну Сочавскому о помощи в торговле

Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собрании днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическия твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́кого зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Как правильно читать молитву на успешную торговлю?

Чтобы молитва Иоанну Сочавскому на торговлю и успешный бизнес принесла желаемый результат, важно знать, как правильно ее читать. Не стоит думать, что достаточно один раз обратиться к святому, и все проблемы будут решены. Так как бизнес предполагает долгосрочное действие, то читать молитвенные слова необходимо ежедневно в течение месяца. Это важно, чтобы святой мог понять серьезность намерений обращающегося к нему.

По истечение 30 дней можно читать один раз в неделю, но помнить, что молитва великомученику Иоанну Новому, Сочавскому будет актуальной до тех пор, пока человек развивает свое дело. Если улучшения стали уже заметны, нужно не забывать благодарить святого.

Житие святого великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Удивительны, прекрасны и иногда страшны подвиги великомучеников за веру Христову. Чудо состоит не в том, какие именно муки они испытывают. Великое чудо в том, что мучения они переносят радостно, воспевая Имя Христово. Даже страшная боль не сможет отвратить их от истинной веры. Таковым является и житие святого Иоанна Нового Сочаевского, память которого празднуется 15 июня.

Житие Иоанна Сочавского

Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде. Мужчине было около 30 лет, занимался он торговлей, но был христианином и свято верил в Бога.

Однажды он нанял корабль для поездки по торговым делам. Капитан судна которого был своенравным моряком, исповедовавшим язычество. Ему не по нраву пришелся благочестивый пассажир, который стремился помочь каждому, кто испытывал всяческие трудности в пути. Языческой натуре моряка были противны пост и молитва, доброта и всепрощение. Он вступал в спор со святым, пытаясь призвать его к вере в языческих божков, но в прениях всегда проигрывал, что вызывало в нем еще более сильные приступы раздражения.

Читайте также:  Житие святого мученика Александра Римского

Вскоре фряг придумал коварный план по уничтожению святого праведника. В тот момент, когда судно причалило к берегу Белграда, он пошел к местному градоуправителю-солнцепоклоннику и оклеветал блаженного Иоанна. Он уверил градоначальника в том, что его пассажир твердо намерен предать Христа и принять ислам.

Он дополнил, что Иоанн — богатый купец и мудрец, поэтому градоначальнику будет почетно, что на его счету окажется такой новообращенный.

Правитель повелел привести к себе Иоанна. Он принял его при множестве народа, с большим уважением и предложил всенародно отречься от православия. Иоанн знал, что в тот момент, когда он произнесет слова, опровергающие ложь капитана, наступит последний миг его земного жития. Он помолился, а потом вслух уличил градоначальника во лжи, указав, что это происки сатаны. Он призвал правителя города принять христианство, на что разгневанный словами Иоанна градоначальник приказал растянуть мужчину на земле и что есть силы бить его тело палками. От сильнейших ударов его кожа рвалась на куски, он получал такие увечья, от которых должен был тут же умереть.

Но Иоанн молился и благодарил Творца за возможность искупить грехи. Едва живого мужчину связали и бросили в темницу.

Окончание земного пути

Рано утром градоправитель приказал привести к нему мученика. Увидев его изможденного, но с просветлевшим ликом, он вновь рассвирипел. Иоанн произнес, что если мучитель приготовил ему новые муки, то пусть продолжает истязания. Разъяренный великой силой духа святого, мучитель приказал привести дикого коня, привязать Иоанна к его ногам и на полном скаку волочить его тело по улицам Белграда. Но случилось так, что один из иудеев взмахом меча отрубил святому голову.

По аналогии с Иоанном Крестителем, который окончил земной путь от усекновения святой главы своей мечом, Иоанна Сочавского стали называть Иоанном Новым.

Читайте о других христианских мучениках за веру:

Произошедшее чудо

Тело убиенного пролежало ночью на городской площади. Из-за боязни никто из христианского населения не посмел взять тело и похоронить. Но все видели зажженные лампады рядом с телом Иоанна. Трое мужчин в светящихся одеяниях воспевали над покойным заупокойные песни и псалмы.

Один из наблюдавших чудо иудеев решил, что трое мужей — это православные священники, пришедшие забрать тело для погребения. Он взял дома лук и стрелы, натянул тетиву и застыл в этой позе. Так он простоял до рассвета.

Утром исчезли лампады и мужья, но «стрелок» так и оставался недвижимым.

Любопытные люди подходили к нему и интересовались произошедшим, так что иудею пришлось рассказать им всю правду. Невольно он свидетельствовал во Славу Господню и случилось чудо — неведомая сила, ранее сковавшая его члены, отпустила тело и он смог расслабить руки.

Слух о страшном чудотворении дошел до мучителя-градоправителя. В страхе наказания Божиего, он разрешил верующим похоронить тело Иоанна в соответствии с христианскими традициями. Мученика с почестями погребли близ местной православной церкви.

Через некоторое время капитану-язычнику, который сдал святого Иоанна на растерзание белгородскому градоправителю, стала известна история гибели мученика. Он принес покаяние и принял решение привезти тело усопшего на родину в качестве святыни. Но мученик Иоанн явился в сонном видении настоятелю храма, возле которого он был погребен и рассказал о готовящемся преступлении.

Тогда прихожане приняли решение возложить святые мощи на алтарь храма, где они пролежали 70 лет.

Сила чудотворных мощей

Много чудес совершалось над нетленным телом мученика: сиял яркий свет, периодически появлялся огненный столп подобный тому, который сиял на площади. Мощи источали благоуханный аромат и при них случались исцеления.

О происходящих чудесах в 1402 году узнал правящий в те времена Молодовлахией воевода Александр. Он желал привести святые мощи к себе, на что белградские христиане дали свое согласие. Встреча нетленного тела святого мученика сопровождалась каждением, множеством свеч в руках встречающих, христиане были полны великой радости.

Мощи были положены в главной церкви города Сочавы, а святой Иоанн стал покровителем города. В 1589 году правитель Богдан III возвел новый собор и чудотворные мощи с почестями были перенесены в его стены.

При наступлении татар на Сочаву митрополит Анатолий вместе со всем городом молился пред мощами. С ними был совершен крестный ход, нетленное тело везли на повозке. Но дабы сберечь мощи, христиане приняли решение укрыть повозку в цитадели, но она оказалась недвижимой. Наутро Спаситель послал сильнейший ливень на город, река вылилась из берегов и в порывах дождя и шквалистого ветра татары отступили, не имея возможности передвижения по городу.

В 1686 году Ян Собенский со своим войском перевез святые останки в Польшу. Там они покоились почти 100 лет и являли миру чудеса Господни. Причем к силе чудотворных мощей прибегали представители католицизма. В 1783 году мощи вновь вернулись на родину в Сочаву.

Интересно. Среди многочисленных чудотворений по мольбам к мученику Иоанна особо примечательно чудо, случившееся с одной знатной дворянкой. Она решила тайно похитить частицу мощей святого и оторвала частичку его пальца. Попытки отправиться домой не увенчались успехом, потому что ее повозка застыла как вкопанная. Женщина поняла свою провинность, принесла раскаяние и вернула украденную часть пальца.

И до сих пор множество людей благодарят святого Иоанна за исцеление от слепоты глаз, немоты языка, паралича конечностей.

Молитвенные просьбы

Святой великомученик Иоанн Сочавский помогает предстательством перед Господом Богом не только людям, занимающимся торговлей и бизнесменам.

К нему стекаются реки молитвенников ради разрешения различных нужд:

  • проблемы со здоровьем;
  • невозможность зачатия;
  • распри в семейных отношениях;
  • испорченные отношения с детьми-подростками;
  • происки темных сил;
  • помощь в поиске работы;
  • защита от искушений;
  • наставление на путь истинный.

Еще о православных молитвах на все случаи жизни:

Какие существуют изводы иконы

Иконография образа Иоанна Нового краткая. Обычно святой изображается как молодой мужчина с пышными локонами волос и бородой. В одной руке он удерживает Святое Распятие, другая же рука поднята в благословляющем паству жесте.

На изводах с иконы святой иногда изображается держащим в руке свиток с текстом Святого Евангелия. Его образ символизирует преданность Иоанна духовным святыням.

Мощи

В настоящее время его тело покоится в Румынии в городе Сучаву в храме святого Георгия. На месте первого захоронения святого восстановлена часовня. Частица его мощей находится в этом же городе в Свято-Вознесенском соборе.

И до наших дней дошла слава о чудесах и исцелениях, происходящих от мощей святителя, претерпевшего сильнейшие муки своего тела во Славу Господа. Несмотря на нечеловеческие мучения, Иоанн Новый остался верен Спасителю, тверд характером и чист душой, за что ему была дарована великая слава как на небе, так и на земле.

День памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Иоанн Но­вый, Со­чав­ский, жил в XIV ве­ке в го­ро­де Тра­пезун­де, за­ни­мал­ся тор­гов­лей, был бла­го­че­стив, тверд в пра­во­сла­вии и ми­ло­стив к бед­ным.

Од­на­жды по тор­го­вым де­лам ему при­шлось плыть на. ко­раб­ле. Ка­пи­тан ко­раб­ля был непра­во­слав­ным. Всту­пив в спор о ве­ре со свя­тым Иоан­ном, он был по­срам­лен и за­та­ил зло­бу на свя­то­го. Во вре­мя оста­нов­ки ко­раб­ля в Бел­гра­де Бос­фор­ском ка­пи­тан явил­ся к гра­до­на­чаль­ни­ку, ог­не­по­клон­ни­ку по ве­ре, и со­об­щил, что на его ко­раб­ле есть уче­ный муж, же­ла­ю­щий то­же стать ог­не­по­клон­ни­ком.

Гра­до­на­чаль­ник с по­че­том при­гла­сил свя­то­го Иоан­на при­со­еди­нить­ся к ог­не­по­клон­ни­кам, по­ху­лив ве­ру во Хри­ста.

Свя­той тай­но мо­лил­ся, при­зы­вая на по­мощь То­го, Кто ска­зал: «Ко­гда же по­ве­дут пре­да­вать вас, не за­боть­тесь на­пе­ред, что вам го­во­рить, и не об­ду­мы­вай­те; но что да­но бу­дет вам в тот час, то и го­во­ри­те, ибо не вы бу­де­те го­во­рить, но Дух Свя­той» (Мк. 13:11). И Гос­подь дал ему му­же­ство и ра­зу­ме­ние от­верг­нуть все при­тя­за­ния нече­стив­цев и твер­до ис­по­ве­дать се­бя хри­сти­а­ни­ном.

По­сле это­го свя­той был так же­сто­ко из­бит пал­ка­ми, что все те­ло его бы­ло рас­тер­за­но, и плоть под уда­ра­ми раз­ле­та­лась кус­ка­ми. Свя­той му­че­ник мо­лил­ся, бла­го­да­ря Бо­га, удо­сто­ив­ше­го его про­лить за Него кровь и омыть свои гре­хи. За­тем свя­то­го за­ко­ва­ли в це­пи и от­во­лок­ли в тем­ни­цу. Утром гра­до­на­чаль­ник ве­лел вновь при­ве­сти свя­то­го. Му­че­ник пред­стал пред ним со свет­лым и ве­се­лым ли­цом. От по­втор­но­го пред­ло­же­ния от­речь­ся от Хри­ста неустра­ши­мый му­че­ник от­ка­зал­ся с преж­ней твер­до­стью, об­ли­чив пра­ви­те­ля как ору­дие са­та­ны. То­гда его сно­ва из­би­ли пал­ка­ми так, что все внут­рен­но­сти его об­на­жи­лись. При­сут­ство­вав­ший на­род не вы­нес это­го страш­но­го зре­ли­ща и стал воз­му­щен­но кри­чать, об­ли­чая пра­ви­те­ля, столь бес­че­ло­веч­но ис­тя­за­ю­ще­го без­за­щит­но­го че­ло­ве­ка. Пра­ви­тель, пре­кра­тив из­би­е­ние, ве­лел при­вя­зать ве­ли­ко­му­че­ни­ка за но­ги к хво­сту ди­ко­го ко­ня и вла­чить по ули­цам го­ро­да. Жи­те­ли ев­рей­ских квар­та­лов осо­бен­но из­де­ва­лись над му­че­ни­ком, бро­са­ли в него кам­ня­ми, на­ко­нец, кто-то схва­тил меч, на­стиг вла­чи­мо­го свя­то­го и от­ру­бил ему го­ло­ву.

Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка с от­руб­лен­ной го­ло­вой ле­жа­ло до ве­че­ра, ни­кто из хри­сти­ан не осме­ли­вал­ся взять его. Но­чью над ним был ви­ден све­тя­щий­ся столп и мно­же­ство го­ря­щих лам­пад; три све­то­нос­ных му­жа со­вер­ша­ли над те­лом свя­то­го пе­ние псал­мов и каж­де­ние. Один из ев­ре­ев, ду­мая, что это хри­сти­ане при­шли взять остан­ки му­че­ни­ка, схва­тил лук и хо­тел пу­стить в них стре­лу, но, свя­зан­ный неви­ди­мой си­лой Бо­жи­ей, стал недви­жим. С на­ступ­ле­ни­ем утра ви­де­ние ис­чез­ло, а стре­лок про­дол­жал сто­ять непо­движ­но. Рас­ска­зав со­брав­шим­ся жи­те­лям го­ро­да о ноч­ном ви­де­нии и по­стиг­шем его на­ка­за­нии Бо­жи­ем, он осво­бо­дил­ся от неви­ди­мых уз. Узнав о слу­чив­шем­ся, гра­до­на­чаль­ник раз­ре­шил по­хо­ро­нить остан­ки ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Те­ло бы­ло по­гре­бе­но при мест­ной церк­ви. Это про­изо­шло меж­ду 1330 и 1340 го­да­ми.

Ка­пи­тан, пре­дав­ший свя­то­го Иоан­на на му­ки, рас­ка­ял­ся и ре­шил тай­но увез­ти мо­щи на свою ро­ди­ну, но ве­ли­ко­му­че­ник, явив­шись во сне пре­сви­те­ру хра­ма, вос­пре­пят­ство­вал это­му. Через 70 лет мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в сто­ли­цу Мол­до-Вла­хий­ско­го кня­же­ства Со­ча­ву и по­ло­же­ны в со­бор­ной церк­ви.

Тропарь великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4

Ж итие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.

Кондак великомученика Иоанна Нового, Сочавского, глас 4

М орскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

Молитва великомученику Иоанну Новаму, Сочавскому

С вятый, славный и всехвальный великомучениче Христов Иоанне, несумненный ходатаю нашего спасения. Молим тя раби твои, собрании днесь в Божественнем твоем храме и раце святых мощей поклоняющиеся; милостив буди якоже нам, тако и далече отстоящим и на помощь тя призывающим и мученическия твоя страдания похвалами ублажающим. Испроси нам всем у многомилостиваго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа прощения и оставления грехов, до сего дне и часа содеянных нами. Сохрани нас невредимых от всех козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди от всех зол душевных и телесных, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День памяти Иоанна Сочавского

15 июня Православная Церковь установила почитание в честь великого просветителя и целителя – святого Иоанна Сочавского. Мужчина прошел тяжелый жизненный путь, наполненный непониманием и жестокостью среди других людей. С раннего детства и до самой смерти он не переставал ежедневно молиться Господу Богу и заниматься проповедничеством, стараясь приучить других христиан к этой привычке.

Читайте также:  Даниил Столпник: житие святого, день памяти, молитва

К сожалению, святой Иоанн не смог преставиться Богу в мире и спокойствии, так как нечестивые язычники лишили его жизни. Ежегодное почитание установили после того, как были обретены мощи Иоанна Сочавского, и была проведена торжественная служба в его честь. Родился будущий просветитель христиан в середине XIV века, в небольшом поселке на юге от Трапезунда. Родители его не были бедными людьми и занимались продажей скота. По достижению совершеннолетнего возраста, мальчик тоже стал торговцем, но это ремесло не приносило юноше никакого удовольствия. Когда святому Иоанну исполнилось 20 лет, то он принял самостоятельное решение идти по другому жизненному пути – стать служителем Господа. Тяга к христианской религии наблюдалась в нём еще давно, а потому не странно, что Иоанн выбрал путь проповедника и священнослужителя. С ранних лет он отличался особым благочестием, верил в Творца, чтил все Божьи Заповеди и проявлял милосердие ко всем немощным.

Однажды Иоанн плыл по торговому делу в другой порт. По странному совпадению, святому пришлось путешествовать на одном корабле с капитаном, который отрекся от христианства. Он презирал всех людей, которые верили в Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, унижая их скверными словами. Когда Иоанн встретил капитана корабля, то они вступили в длительный спор. Дело в том, что иноверец увидел на юноше Знаменный Крест, который тот повесил себе на шею. Спор продолжался целых два дня, и за этот период капитана корабля словесно убедили в истинности христианской религии. Мужчина чувствовал себя униженным, и захотел отомстить святому Иоанну Сочавскому. Когда корабль прибыл в порт, то капитан сразу же отправился к управляющему, чтобы рассказать о пассажире-христианине на борту его судна. Дело в том, что управляющий также не верил в Господа Бога, и при том был заядлым язычником. Он организовывал гонения на христиан и сажал их в тюрьму лишь за то, что они носили Знаменные Кресты на своей шее. Капитан был очень хитрым, а потому не сказал прямо о вере Иоанна. Он пошел к управляющему, и произнес такие слова: «Разрешите обратиться с просьбой! У меня на борту находится человек, который очень хочет стать идолопоклонником. Он желает поговорить с вами!». Градоначальнику такие слова пришлись по душе, и он сразу же пригласил Иоанна Сочавского к себе в кабинет. Когда он услышал, что мужчина не примет идолопоклонничество, потому что верит в Господа Бога, то приказал бросить его в тюрьму и подвергнуть мучениям.

Иоанн Сочавский всегда придерживался такого жизненного принципа – если человек вас обманывает или предает, то не нужно заботиться наперёд о том, что следует предпринять или сказать. Дело в том, что Господь уже видит этот плохой поступок, и защищает верующего человека от возможного негатива. Интересен тот факт, что стойкость Иоанна удивило не только приверженцев христианской религии, но и язычников. Некоторые из идолопоклонников после этого решили принять христианскую веру, видя в ней истинный смысл и силу. К сожалению, мужчина действительно много страдал – его били палками с металлической резьбой, заковывали в цепи и бросали в холодную каменную комнату, оставляли без пропитания и так далее. Святой ни разу не перестал молиться Господу Богу, прося у Него лишь одно – стойкость ко всем невзгодам. После нескольких недель в темнице, градоначальник велел привести Иоанна к нему в кабинет еще раз. Каковым было его удивление, когда он увидел не изнеможённого пленника, а чистого, здорового и веселого мужчину перед собой. Все присутствующие очень удивились, в последствии перейдя на сторону Иоанна Сочавского. Градоначальник снова услышал отказ в свою сторону, на предложение принять язычество за истинную веру, и еще больше разозлился. Иоанн произнес: «Вы – орудие в руках дьявола, в ваших словах нет никакого здравого смысла и веры. Не хочу тратить время на общение с вами!». Иоанна после этих слов вывели на народную площадь, и стали избивать до полусмерти. Видя это жестокое наказание, народ возмутился от большой злобы градоначальника. В управляющего полетели камни, и один из них полетел ему прямо в голову. Точный удар заставил заядлого язычника скончаться прямо на месте. Иоанн Сочавский сразу понял, что его молитвы не были напрасны, и стал благодарить Господа Бога за справедливое наказание и заступничество. К сожалению, у него было очень много ранений, а потому он преставился Господу прямо на народной площади. Похоронили Иоанна Сочавского примерно в 1330 году, но точная дата на сегодняшний день не известна. После обретения мощей святого, было установлено ежегодное почитание в его честь, которое проводится и на сегодняшний день.

Иоанн Новый, Сочавский, Белгородский

Святому молятся о благополучии в торговле

Память 2 июня ст. ст, 15 июня н. ст,; 24 июня ст.ст., 07 июля н. ст. (Рум.) вместе с «Иоанновым днем» – Рождеством Иоанна Предтечи.
Великомученик Иоанн Новый родился в благочестивой христианской семье в городе Трапезунде, отошёл ко Господу в тридцатилетнем возрасте, в 1330 году.

Страдание святого Великомученика Иоанна Нового

Много святых мужей, своею богоугодною добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И в числе их находится св. Иоанн Сочавский.
Родиной этого мужа был Трапезунд, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему: жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг, верою не восточного исповедания, нравом груб, немилостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг-дьявол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, видя его молитву и пост, благонравие и доступность для всякого, милосердие к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христовый утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слез, говорил он себе:
– Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.

Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути к спасению. Прежде всего, он умыслился отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры; последний начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие, а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгоралась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда (близ Босфора). Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел перед ним такую клевету на святого Иоанна:
– Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезунда не последний.

Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости: на обычном судебном месте, он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна и сказал ему:
– “Я много слышал о тебе, почтенный муж, – слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом честное размышление и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее; принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие; христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее далее от себя и во всеуслышание пред этим всенародным собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая жен и детей, что слышали о твоем желании исповедать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь святозарное солнце, воздай честь звезде, предшествующей солнцу, и принеси жертвы небесным светилам, озаряющим Вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и насладишься жизнью, приятной всем людям. Пока правитель с мыслью злобы и коварства говорил эти льстивые слова, св. Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призвал на помощь Владыку, сказавшего: когда поведут вас перед царей и князей ради имени моего, не заботьтесь наперед, что говорить или что отвечать в тот час: ибо дам вам слово, которому не будут в состоянии противиться все противящие вам. Потом, воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненно руку, сказал в ответ:
– Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос, когда когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышления врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он через тебя беседует со мной, надеясь привлечь меня к погибели и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнай сам от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это – светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?

Сказав это, св. Иоанн воздел руки и возвел очи к небу, и во всеуслышание воскликнул:
-Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего с безначальным именем Твоим Отцем и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!

Читайте также:  Марина Антиохийская: житие святого, день памяти, молитва

Эти речи мученика воспламенили гневом свирепого мучителя», он тотчас повелел растянуть блаженного на земле и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение, и, возводя умные очи свои на небо, говорил:
– Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого крещения.
Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел связать двумя цепями едва дышавшего мученика, бросить его в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в узилище.
Наутро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, велел привести святого мученика Иоанна.

Страстотерпец Христовый предстал со светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился: как, после столь лютого мучения, обретается в нем душа и он веселится, точно не потерпел никаких страданий.

– Видишь ли, Иоанн, – сказал он, – до какого безчестия довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим разумным увещаниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в христианстве, то знай, что еще большее зло ожидает тебя.

Святый мученик отвечал:
– Об израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обновляется внутренний, как говорит великий апостол Господний. Об одном имею я попечение претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня Христе, который сказал: “Претерпивый до конца, тот спасен будет”. Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо первые, наложенные тобою на меня раны, вменились мне в ничто.

Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся от гнева, и, испустив рыкание, как зверь повелел снова простереть мученика на земле и бить еще более жестоко; и долго слуги беспощадно били страстотерпца, сменяя друг друга, так, что внутренности мученика были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда изнемогли воины, бившие тело, облекавшее адамантовую душу, и люди всех возрастов, собравшиеся смотреть мучения, стали кричать на скверного судью, осуждая его немилостивый и суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привязать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь не будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу, и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам их, то один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого и отсек ему честную главу. Так доблестный воин Иисуса Христа окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа своего. Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на том же месте, и лежало оно с отсеченною главой без погребения и призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь ярости нечестивых.

Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо: над телом мученика ярко горело множество лампад, и три святоносных мужа воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и столп огненный утверждался над честными мощами: это чудо видели, многие. Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало многострадальное тело, думал, что это священники христианские пришли поднять его и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу, приблизился туда и, желая застрелить одного из видимых тех священников, положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетивою прильнула к пальцам его правой руки, а лук к левой руке, и он не мог ни пустить стрелу, ни освободить руки от лука и стрелы; и так страдал этот еврей, змеиное исчадие, всю ночь. На рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного стрелка пребывающим в том же положении, – как натянул он лук со стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божией, будто железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать подробно как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви. Немного дней спустя, фряг, который предал святого на мучение, захотел украсть честное его тело и отвезти к себе родину: он уже раскаялся в злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с товарищами к гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять честные останки. Но Христовый воин в это время явился во сне пресвитеру той церкви и сказал:
– Встань и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть.
Пресвитер тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли их в церковь и положили на алтарь близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто, ночью и днем, различные чудесные явления: иногда показывался некий чудесный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, проявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время Молдовлахиею и поморьем благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра – мужа, украсившего себя многими добродетелями и любившего мучеников; и весьма пожелал он иметь у себя пребогатые сокровища – честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал в Белград несколько вельмож своих с достаточным числом войск, и они не замедлили привезти оттуда мощи мученика. Навстречу шел великий воевода со всеми вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ, радостно приветствуя приход мученика со свечами, кадилами и благовонным мирром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам мученика и, проливая радостныя и обильныя слезы, молил святого быть хранителем его державы. С великою честью положили честные мощи мученика в святейшей митрополии, в стольном городе молдовлахийского государства Сочаве. О бывших же (тогда и впоследствии) исцелениях, которые подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами, оставляем, – замечает описатель, – говорить самим тем облагодетельствованным, да проповедуют о полученных благодеяниях. Здесь же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел св. Иоанн, как посрамил нечистивого градоначальника, какой понес подвиг и получил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе приобретение св. Иоанна: мало дал, но много приобрел, оставив, как бремя, коварному мучителю тело свое, – устремился не в Трапезунд, а в вышний Иерусалим, – в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в селения святых, в благия пристанища, в нетленные чертоги, где предстал Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, держава, честь, прославление и поклонение ныне и во бесконечные веки, аминь.

Источник: Книга “Житие и акафист Святого Великомученика Иоанна Нового (Сочавского)”, которую можно купить в подземном храме-часовне в честь Святого.

Почитание и чудеса

Мощи святого пребывали 70 лет в Белгородском храме, совершая много чудес и исцелений.
Когда митрополит Молдавский Иосиф узнал о чудесах исходящих от святых мощей, он убедил благочестивого господаря Александра Доброго перенести их в столицу Молдавского княжества, Сочаву. Господарь отправил посольство из вельмож, духовенства и воинов с княжеской повозкой для того чтобы выкупить святые мощи. Когда посольство с мощами приблизилось к Сочаве, митрополит и господарь и весь народ вышли навстречу и прославили святого мученика. 2 июня 1402 года мощи святого Иоанна с большой честью были положены в соборной Мирэуцкой церкви и многие получили тогда от них чудесные исцеления. С тех пор святой великомученик Иоанн Новый почитался покровителем молдавского народа и стал именоваться Сочавским.

В 1589 году его мощи были перенесены из старой господарской церкви в новый митрополичий собор построенный господарем Богданом III. В 1622 году, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к святому великомученику, митрополит Анастасий (Крымца) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами, их собирались было спрятать в Сочавской цитадели, но волы не могли сдвинуть повозку с места. На утро же, заступничеством святого, Бог послал шквальный дождь и река Сочава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили.

В 1686 году, мощи святого, вместе со святителем Досифеем Молдавским и многими богатствами, были взяты польскими войсками Яна Собеского и перевезены в Жолкву. В течении 97 лет они пребывали здесь, творя многие чудеса, так что как православные так и римо-католики прибегали к заступничеству святого.
13 сентября 1783 года, благодаря неустанным трудам епископа Радовецкого Досифея, эта великая святыня молдавского народа вернулась из Польши. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь потом вернули в митрополичий собор Сочавы.

Из множества чудес связанных со святым, неиссякающих и в наши дни, примечательно событие в 1898 году, когда одна знатная дворянка тайно оторвала частицу пальца святого. Её повозка не могла стронуться с места до тех пор пока она не раскаялась и не вернула частицу мощей. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многия свидетельства чудесных исцелений от слепоты, немоты и паралича, совершившихся в 1960-х годах по молитвам святого.

Празднование святого великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви – один из величайших праздников, особенно в день памяти 24 июня, когда ежегодно совершается паломничество в честь святого.

Ссылка на основную публикацию