Иннокентий Московский: житие святого, день памяти, молитва

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Житие святителя Иннокентия, митрополита Московского

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святитель Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский– особа известная и уважаемая в Русской Церкви. А его общественная и духовная деятельность на благо Господа и народа стала достойным примером для многих истинно верующих людей, что и доныне используется в истории и культуре мирового православия для утверждения веры и Слова Божьего для каждого, нуждающегося в них.

Житие Иннокентия Московского

Родился будущий митрополит в семье служителя церкви, к которой и был приобщён достаточно рано. Позже закончил духовную семинарию. Именно там ему, как самому прилежному ученику, была дана фамилия Вениаминов, в память об ушедшем из жизни архиепископа. После он был возведён в сан священника.

Своё миссионерское служение он начал очень рано. Будущего Апостол просвещал народ по всей России, прилежащих к ней краёв и далёкой Северной Америки. Свои подвиги святитель совершал в суровых условиях, что несло большую опасность для его жизни. Деятельность преподобного была многогранна:

  • крещение людей;
  • участие в возведении храмов;
  • основание школ;
  • обучение основам веры.

В таких делах Иннокентию настоящим подспорьем стало искусное владение различными ремёслами, которые он активно использовал в своей ежедневной деятельности. Ведь именно своим примером он не раз доказывал свою преданность Всевышнему.

Трудовая деятельность

Святитель слыл прекрасным проповедником. Во время совершения литургий, молебнов и ночных бдений он всегда не упускал возможности в наставлении паствы. Будучи в поездках, изучал языки, философию, быт тех народов и этнических групп, среди которых проводил проповеди. А его труды стали известными по всему миру, в частности:

  • составление полной грамматики языка алеутов;
  • перевод Евангелие в Катехизис;
  • перевод самых известных своих трудов на языки всех народностей страны.

Именно благодаря поисково-творческой плодотворной работе Иннокентия, люди самых далёких уголков России впервые услышали Слово Божие на своём родном языке.

За заслуги перед Богом и людьми Иннокентий в сане архимандрита возведён во епископа, а позднее – в архиепископа.

Также святитель продолжил дело, начатое митрополитом Филаретом. И через Синод закрепил огромный и долгий миссионерский опыт Церкви, создав ранее проект по его организации, улучшению и дальнейшему внедрению.

Попечением Иннокентия были проведены следующие трансформации:

  • создание Миссионерского общества;
  • преобразование Покровского монастыря;
  • учреждение Японской Православной Духовной Миссии;
  • управление Московской епархией;
  • возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Почил преподобный в Великую субботу и был погребён в Свято-Духовском храме. А спустя почти столетие был приставлен к лику святых.

День памяти установлен два раза в году:

  • 31 марта и 13 апреля;
  • 23 сентября и 6 октября.

Мощи Иннокентия Московского

В 2013 году по благословению Патриарха Кирилла нетленные мощи митрополита торжественно были перенесены в Трапезный храм. Это событие положило начало ещё одной традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: в дни почитания преподобного всегда отменяются заупокойные богослужения, установленные в день ухода из жизни святого.

Икона Иннокентия Московского – одна из наиболее почитаемых в православии. На ней святитель изображён во всём величии, что свидетельствует о его искреннем стремлении помочь людям, обратить их на путь праведный и показать всю силу Бога через Слово и дела.

К его лику ежедневно приходят сотни прихожан и приезжают тысячи паломников со всего мира, дабы отдать дань уважения великому человеку, который посвятил всего себя служению Господу и людям, показав истинное великолепие и огромную силу веры.

О чём ему молятся

Образ святого настолько многогранен, а его сила настолько велика, что пришедшие к нему возводят молитвы с просьбами о помощи во многих житейских делах, особенно:

  • о сохранении и непорочности православной веры;
  • о защите отечества от врагов;
  • о премудрости правителей и простых людей;
  • о поддержке в искренних и честных подвигах на благо справедливости;
  • об утверждении в послушании;
  • о покровительстве в делах праведных и благородных;
  • об утешении в скорбях;
  • об избавлении от всяческих хворей, как физических, так и душевных;
  • о дарении смирения, терпения и любви к ближнему.

Все молитвы к преподобному насыщены непоколебимой верой и покаянием, что несёт вечную благодатную жизнь во имя Господа.

Молитва Иннокентию Московскому:

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестножити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростиюукраси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующияк подвигомдобраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечнейблагодарне восхвалим прославльшаготя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь Иннокентия, митрополита Московского находится по адресу: Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, 66.

Святитель Иннокентий — это символ русского православия, ибо все его дела были во имя Господа и для людей. И до сегодняшнего дня его известные труды являются первым и единственным источником познания веры для народов самых дальних уголков Земли.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом митрополите:

Иннокентий Московский

Святитель Иннокентий Московский — пример истинного служителя, несущего Слово Божие вопреки физическим и духовным трудностям. Его деятельность по христианскому просвещению народов Сибири и Аляски сравнима с подвигами первых Апостолов, деятельность которых способствовала повсеместному распространению христианской Веры.

Житие святого Иннокентия

В 1797 г. в глухом сибирском поселении Ангинское в семье церковного пономаря Евсевия Попова родился мальчик, которого нарекли Иваном. Он являлся старшим из четырёх детей супругов Поповых. В пятилетнем возрасте Ваня начал под руководством отца осваивать грамоту.

Но через год глава семьи скончался, а его вдова не могла в одиночку содержать всех детей. Старшего сына она отдала в дом Димитрия Попова — старшего брата покойного мужа, который также являлся священнослужителем. В доме родственника смышленый мальчик продолжил обучение.

В 1806 Иван и его дядя, принявший иночество под именем Давид, переехали в Иркутск. Здесь отрок поступает в духовную семинарию. Он не только с успехом осваивал все учебные предметы, но и при помощи иеромонаха Давида овладел навыками механики, плотничества и кузнечного дела.

Интересно: к 1814 г. в иркутской духовном семинарии обучалось множество однофамильцев. Кроме Ивана фамилию Попов носили ещё 13 семинаристов. Ректор учебного заведения принял решение об их переименовании. Будущий святитель стал называться Иван Вениаминов, в честь почившего незадолго до этого епископа Вениамина Багрянского.

Служение в Иркутске

В 1817 г. семинарист Вениаминов вступил в брак. В это же время он получает сан диакона в иркутском Благовещенском храме. Через 3 года после завершения обучения в семинарии он становится священником этого же прихода. Церковное служение отец Иоанн почитал с социальной деятельностью. Он по собственной инициативе перед каждым воскресным богослужением собирал в церкви детей и преподавал им основы грамоты и христианства.

В 1819 г. в епархию пришло предписание послать для обучения в Московскую духовную академию двух достойных кандидатов. Знакомые с деятельностью диакона Вениаминова члены епархиального управления предлагали послать в древнюю русскую столицу молодого служители. Но в этом прошении было отказано, так как Иван имел семью и низкий сан.

Священник на Уналашке

Два года прослужил отец Иоанн на Благовещенском приходе города Иркутска. Он ответственно относился к своему служению и не помышлял о великих апостольских деяниях. Но по воле Господа его жизнь резко изменилась в начале 1823 г.

На далёких Алеутских островах, входивших в начале XIX столетия в состав Российской империи, не хватало священнослужителей для христианского просвещения коренных жителей. Святейший Синод, понимая необходимость регулярной просветительской и миссионерской деятельности в этой отдалённой епархии, поручил иркутскому епископу направить для служения на острова прилежного священника.

Но выполнение этого предписания оказалось сложной задачей, так как священники добровольно не соглашались ехать в суровый морской край. Отец Иоанн Вениаминов также не представлял свою дальнейшую жизнь на Алеутских островах.

Но однажды он встретился с алеутским уроженцем Иваном Крюковым. Островитянин многое рассказывал о местной жизни и коренных жителях, проявивших усердие в знакомстве с христианскими обычаями. При этом он отмечал, что алеуты усердно молятся и с радостью воспринимают слово божие.

Эти слова произвели на молодого священника сильное впечатление. Он в этот же день попросил архиерея отпустить его на служение в далёкий край. Отец Иоанн собрал свою семью, состоящую из жены, ребёнка, престарелой матери и брата, и отправился в трудное путешествие, которое продлилось около года.

Остров Уналашка в начале XIX столетия был населен алеутами, впервые познакомившимися с идеями христианства в конце предыдущего века. Принявшие христианство островитяне, несмотря на отсутствие храма и постоянной проповеди, не возвращались к языческим обычаям. К прибытию Иоанна Вениаминова на Алеутских островах несли служение три священника.

Важно! Первым деянием отца Иоанна в качестве главы прихода являлось возведение храма. Священник научил местное население столярному, кузнечному и плотницкому делу. С их помощью был построен небольшой храм, в котором проводились проповеди на местном языке, прилежно изучаемом миссионером.

Ознакомление с языком алеутским языком помогло ему построить доверительные отношения со своей паствой не только на Уналашке, но и на других островах архипелага. Миссионер прожил на острове 10 лет. Его служение имело следующие результаты:

  • христианизация всего местного населения и аборигенов ближайших островов;
  • изобретение алеутской азбуки;
  • перевод основных священных книг на местный язык;
  • обучение алеутов различным ремёслам.

Помимо физических и бытовых испытаний Господь посылал своему служителю и духовные испытания. Однажды во время посещения соседнего острова, отец Иоанн увидел, что все жители острова встречают его на берегу. Ждать священника им сказал старик, которого аборигены называли шаманом. При встрече мужчина рассказал, что о приезде отца Иоанна ему поведали его знакомые белые, живущие недалеко в горах.

Услышав, как они выглядят, проповедник понял, что старый алеут говорил с ангелами. Он попросил сказать этим людям, что хочет пообщаться с ними, и старик пообещал спросить их о возможности встречи. Но когда священник получил разрешение прийти на гору, он испытал сильный страх и отказался от встречи, опасаясь, что может поддаться греху гордыни после встречи с небесными созданиями.

Настоятель Новоархангельского собора

В 1833 г. отец Иоанн был переведен в административный центр Российской Америки город Новоархангельск, расположенный на острове Ситху. Местное аборигенное население — народ колошей — отличались от добрых и покладистых алеутов. Красивое, гордое и недоверчивое местное население с опаской относилось к русским проповедникам.

Интересно! Как и 10 лет назад священник начал свою деятельность с изучения местного языка, но проповеди в главном храме по-прежнему собирались только христиане из числа переселенцев и немногочисленные представители алеутов.

Ситуация изменилась после остановки эпидемии оспы, которая разразилась на острове вскоре после прибытия проповедника. Многие колоши погибли, в то время как русские люди и алеуты, привитые от этой болезни, остались невредимы.

Аборигены сами пришли к миссионерам и попросили о помощи. Обретя их доверие, проповедник начал нести Слово Божие гордому народу. Колоши не принимали христианство массово, но в то же время не препятствовали крещению соплеменников, пожелавших прийти таинство Крещения.

Через 15 лет служения на Алеутском архипелаге отец Иоанн Вениаминов утвердился в мысли, что для утверждения христианства в этом крае необходимо увеличение числа священнослужителей, храмов, а также издание священных книг на местных языках. Для этого необходимо было заручиться поддержкой высших архиереев Русской Православной Церкви. Отправив свою семью в Иркутск, священник в ноябре 1838 г. отправляется в российскую столицу.

Владыка Камчатский

Прибыв в Петербург 25 июня 1839 г., алеутский проповедник в этот же день отправился в Святейший Синод, членом которого изложил свои идеи. Они заинтересовали членов высшего церковного административного органа, но принятие окончательного решения затянулось на несколько месяцев.

В ожидании высочайшего решения, отец Иоанн отправляется в Москву, где занимается сбором средств для продолжения миссионерской работы в русской Америке. В это время духовную поддержку ему оказывал митрополит Московский Филарет, который первым заметил, что в трудолюбивом пастыре есть что-то от апостолов.

По возвращении в столицу ему сообщили о разрешении печатать подготовленные переводы Библии и других религиозных книг, а также об увеличении числа священнослужителей в американских русских приходах. Но радость миссионера омрачила весть о кончине супруги. Митрополит Филарет, убеждал друга принять монашеский постриг, чтобы в ионическом служении обрести утешение.

Иоанн долго сомневался и отказывался от этого предложения, так как на нём лежала ответственность за шестерых детей, оставшихся в Иркутске. Но когда по протекции московского архиерея их взяли на казённое обеспечения, Иоанн решился на постриг. 19 ноября 1840 он принял иночество под именем Иннокентий. На следующий день инок Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита.

Читайте также:  Андрей Рублёв: житие святого, день памяти, молитва

Через месяц состоялось его посвящение во епископа новой епархии, в которую вошли территории Камчатки, Курильских и Алеутских островов. Это назначение было утверждено после личной встречи архимандрита с императором Николаем Павловичем. Архиерейская кафедра располагалась в Новоархангельске.

Выехав в январе 1841 г. к месту служения, епископ Иннокентий по пути посетил Иркутск и родное селение Агинское, где его встречали радостные люди, знакомые со священником до его высоко назначения. Добрые напутствия вселили в душу отца Иннокентия уверенность и силу, требующиеся для ведения непростой работы в трудных условиях.

Он прибыл к месту служения в сентябре, и сразу же начал активную деятельность по увеличению числа приходов. Священников, возглавляющих их, архиерей убеждал действовать убеждениями и любовью, а не принуждать и прельщать обещаниями аборигенов. Он также советовал способствовать желанию детей и взрослых детей изучать родную грамоту и русский язык.

Интересно! В результате активной деятельности христианизация населения шла быстрыми темпами. Люди, принявшие христианство, часто являлись свидетелями чудесных событий, которые укрепляли их веру и способствовали обращению к истинному Богу других инородцев.

Служение Иннокентия не ограничивалось общим руководством. Он предпринимал трудные и опасные поездки по территории своей епархии, а ходе которых вёл проповедь, наставлял и призывал к изучению грамоты паству.

В 1850 г. трудолюбивый пастырь получает сан архиепископа. Территория его епархии была значительно увеличена за счёт присоединения к ней Якутской области. Вскоре епископская кафедра была перенесена на материковую часть в город Якутск. Миссионерская деятельность на новой территории проводилась по уже отработанной схеме.

Архиерей лично ездил по епархии, возводя храмы и неся населению Слово Божие. Он изучал якутский язык и переводил на него священные тексты. Через 9 лет в кафедральном Троицком соборе было проведено после богослужение на местном языке. Якуты и тунгусы долгое время считали этот день праздничным.

Постепенно миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия охватывала все более широкие территории. Он стал верным соратником сибирского генерал-губернатора графа Муравьёва в деле освоения и территории Сибири и Дальнего Востока.

В честь архиерейского богослужения станицу Усть-Зейскую переименовали в город Благовещенск. В начале 60-х гг. сюда была перенесена архиерейская кафедра огромной Камчатской епархии. Несмотря на преклонные годы архиепископ Иннокентий продолжал совершать объезды вверенных ему приходов. Но ухудшение физического здоровья заставляло его задуматься об уходе на покой.

Московский митрополит

Планы удалиться от праведных трудов были нарушены в 1867 г. В начале этого года скончался митрополит Московский Филарет. По решению Святейшего Синода его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. Узнав о назначении он целый день провёл в уединенной молитве, размышляя о своей удивительной судьбе.

После этого почтенный старец со смирением отправился к месту своего нового служения. Митрополит Иннокентий по пути к древней русской столице посетил множество русских городов, в том числе родной Иркутск. Он прибыл в Москву в конце мая 1868 г. В ознаменование радостного события над городом разносился колокольный звон.

На следующий день митрополит провёл богослужение в Успенском кафедральном соборе, по окончании которого обратился к собравшимся прихожанам с проповедью. В ней он указывал на то, что он смиренный слуга Господа, дерзнувший занять древний русский престол.

Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, митрополит трудолюбиво нёс служение, которое сочетал с миссионерской деятельности. Он является инициатором создания миссионерского общества, действующего на восточных окраинах империи.

С 1878 г. святитель непрерывно болел. Болезнь не позволила ему присутствовать на заседании Святейшего Синода. В конце марта он принял соборование. Просветитель алеутов отошёл к Господу в 2 часа утра 31 марта 1878 г. Через 5 дней его тело предали земле в Троице-Сергиевой лавре рядом с могилой Филарета Московского.

Почитание

В начале 70-х гг. прошлого века члены Православной Церкви в Америке начали работу по канонизации митрополита Иннокентия. Соответствующее предложение было направлено руководству Русской Православной Церкви. Работа по сбору сведений о праведной жизни святителя и его равноапостольных трудах заняла около 4 лет.

Информация собиралась на родине священнослужителя, территории Алеутских островов и Аляски, а также в Сибири и Дальнем Востоке. 23 сентября состоялось прославление митрополита Иннокентия Московского в лике святителя. Также его называют апостолом Америки и Сибири. Церковное поминовение Божьего угодника совершается дважды в год 31 марта и 23 сентября.

Житие святителя Иннокентия Московского — пример истинного Божьего служителя, путь которого лежал от сына простого пономаря из сибирской глубинки до одного из самых уважаемых архиереев Православной Церкви. Он со смирением и верой принимал все испытания, посылаемые ему Господом, заботясь о своей пастве, как отец печётся о своих детях.

Житие святого Иннокентия Московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы

Просветительская и миссионерская деятельность Иннокентия Московского оставила глубокий след в жизни коренных народов Якутии, Камчатки, Алеутских островов. Святитель стремился донести аборигенам слово Божие на их родном языке. Он изучил и составил азбуку якутского, алеутского языков. Священнослужитель поощрял приобщение к грамоте на русском языке.

Житие святого Иннокентия

Иннокентий Московский был первым высокопоставленным духовным лицом на Дальнем Востоке, в Якутии, Америке. Благодаря неутомимой деятельности Иннокентия, к христианской вере были приобщены коренные этносы этих регионов: якуты, тунгусы, алеуты, колоши.

Святитель Иннокентий при рождении был крещен Иваном. Его отец, Попов Евсей, служил церковным пономарем в селе Ангинское (Иркутская область). В 1803 году глава семьи скончался, оставив вдову и четверых детей. Ване, старшему из детей, в ту пору исполнилось 6 лет. Мать не могла содержать всех детей. Ваня стал приемным сыном в семье брата отца, тоже священнослужителя. Через 3 года дядя принял постриг и с племянником переехал в Иркутск. Иван поступил в местную семинарию, которую успешно закончил в 1817 году.

В духовном заведении обучалось одновременно 14 семинаристов, носивших фамилию Иванов. Ректор принял решение переименовать их во избежание путаницы. Иван Попов стал называться Иван Вениаминов, по имени недавно скончавшегося иркутского епископа.

Служение в Иркутске

По окончании заведения Иван Вениаминов женился, получил сан диакона в местном Благовещенском храме. Через 3 года он становится главой этого прихода. С самого начала служения будущий святитель считал своим долгом заниматься просвещением. По собственной инициативе свт. организовал воскресную школу при церкви, где обучал детей письму, чтению, азам христианского вероучения.

Священник на Уналашке

В 1823 году Святейший Синод направил иркутскому епископу предписание найти кандидата для выполнения миссионерской и просветительской деятельности на Алеутских островах. Задача была непростой: никто из священнослужителей добровольно не соглашался на рискованный шаг. Незнакомый край, населенный дикими туземцами, пугал неизвестностью.

Отец Иоанн Вениаминов тоже не испытывал желания отправиться служить на Алеуты. Нечаянная встреча с уроженцем Алеутских островов Иваном Крюковым пробудила в нем дух миссионера. Островитянин рассказал ему, как горячо коренные жители принимают христианскую веру. В этот же день Вениаминов обратился к епископу с просьбой отправить его в суровый морской край.

С женой, ребенком, матерью и братом он отправился в дальнюю дорогу, длившуюся почти год. Местом его служения стал остров Уналашка, где проживали алеуты. Туземцы были обращены в православие в конце XVIII века. Несмотря на отсутствие храмов, малочисленность священнослужителей (3 духовных лица на весь остров), они не возвратились к языческим верованиям.

Отец Иоанн, как глава прихода, начал свою деятельность со строительства небольшой церкви. Обученный в юности столярному, кузнечному и плотницкому делу священник посчитал своим долгом передать эти навыки островитянам. При их содействии был возведен храм. Святитель понимал, что слово Божье понятнее на родном языке, и стал изучать алеутский язык. Вскоре прихожане стали внимать проповеди на алеутском.

За 10 лет служения на Уналашке отец Иоанн создал алеутскую азбуку и перевел основные священные книги на алеутский язык. Он пользовался большим авторитетом и доверием коренного населения. Результатом его деятельности стало поголовное крещение в православие жителей Уналашки и близлежащих островов.

Настоятель Новоархангельского собора

С 1833 года отец Иоанн стал главой прихода на острове Ситху, в городе Новоархангельске (Аляска). Местное население, народность колоши, к русским проповедникам относилось недоверчиво. Священнослужитель решил применить проверенный способ, чтобы найти общение с аборигенами: стал изучать язык колошей.

Приложенные усилия не имели результата: на проповедях присутствовали православные переселенцы и крещеные алеуты. Эпидемия оспы, унесшая половину коренных жителей Новоархангельска, не коснулась имевших прививки русских миссионеров и алеутов.

Для колошей это был знак, что Бог, о котором говорят чужеземцы, способен защитить от болезни. Аборигены обратились к святому отцу за помощью. В течение 15 лет отец Иоанн старался донести до язычников слово Божье. Он понял, что его усилий недостаточно, и обратился к высшему руководству православной церкви об увеличении числа священников, храмов, издании священных книг на местных языках. С этой целью в 1838 году он отправляется в Петербург, отправив свою семью в Иркутск.

Владыка Камчатский

Дорога до столицы заняла около 10 месяцев. В начале лета 1839 года святитель прибыл в Петербург и, не дав себе отдыха, отправился в Святейший Синод. Его предложения заинтересовали и нашли поддержку у высших чинов православной церкви. Но для принятия решения требовалось время.

Отец Иоанн уезжает в Москву, где занимается сбором средств на проповедническую и просветительную кампанию на островах русской Америки. Большую помощь оказал ему Митрополит Московский – прп. Филарет. Вернувшись на берега Невы, миссионер узнал, что его предложения были одобрены. Одновременно он получает известие о смерти жены. Митрополит Филарет предлагает Иоанну принять постриг, чтобы в монашеском служении обрести душевный покой.

Святитель не решался дать положительный ответ из-за детей, оставшихся в Иркутске. По хлопотам Филарета их взяли на казенное обеспечение.

Во второй половине ноября 1840 года Иоанн постригся в монахи и был наречен Иннокентием. Вскоре он был возведен в сан епископа новой административно-территориальной единицы, в состав которой входили Курилы, Камчатка, Алеутские острова. Назначение состоялось после личной встречи царя Николая I c архимандритом. Центром епархии был определен Новоархангельск.

В январские морозы 1841 года святитель Иннокентий отправился к месту назначения. Прибыв в Новоархангельск, глава новой епархии посетил все приходы. Он убеждал священников не принуждением и обманом заставлять аборигенов принимать православие, а действовать убеждениями и любовью. Важным в распространении православия святитель считал поощрение взрослых и детей к учебе грамоте на родном и русском языке. Он лично совершал опасные переезды от прихода к приходу, где проповедовал и призывал местное население изучать грамоту.

Через 9 лет отец Иннокентий получил сан архиепископа. Территория епархии увеличилась за счет присоединения Якутской области. Епископская кафедра была перенесена из Новоархангельска в Якутск. Архиерей вел миссионерскую деятельность по ранее выработанным правилам. Якуты и тунгусы слышали из его уст слово Божье, рядом с их жильем строились храмы.

Святитель составил азбуку и грамматику якутского языка и сделал на него перевод библейских текстов. В 1850 году в кафедральном Троицком соборе впервые прозвучала проповедь на якутском наречии, став знаменательным событием на долгие годы для аборигенов северных земель. В честь этого события Усть-Зейскую станицу переименовали в станицу Благовещенскую, а затем, по царскому указу, в город Благовещенск.

На протяжении 45 лет святитель вел апостольскую работу на огромной неосвоенной российской территории. Миссионерская деятельность включала в себя обучение коренных народов Сибири и Америки грамоте на русском и родном языке, знакомство с ремеслами. Иннокентий был участником переговоров с китайцами о границе, в результате которых России отошли земли Приамурья. К 70 годам святителю Иннокентию становится труднее выполнять свой долг пастыря. Архиерей собирается обратиться в Святейший Синод с просьбой отпустить его на покой.

Московский митрополит

В 1867 году отошел к Господу митрополит Московский, прп. Филарет. Архиепископ Иннокентий был определен его преемником. Весной 1868 года святитель приехал в Москву. Длительная дорога, усталость не помешали митрополиту провести на следующий день богослужение в Успенском кафедральном соборе. За время служения Иннокентия в Москве, по его настоянию, на территории Московской духовной академии была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На новом месте святитель не забывал о годах, проведенных на восточных окраинах Российской империи. Иннокентий Московский инициировал создание миссионерского общества, деятельность которого была направлена на Дальний Восток и Японию. В 1870 году была создана отдельная Японская Православная миссия, возглавил которую архимандрит Н. Касаткин. В начале 1878 года состояние здоровья митрополита Иннокентия резко ухудшилось. 31 марта 1879 года святитель скончался, 5 апреля был похоронен в Троице-Сергиевой лавре рядом со святым Филаретом Московским.

Почитание

Выдающийся вклад Иннокентия Московского в распространение и укрепление православия отмечен постановлением Поместного Собора о канонизации. Через 100 лет после смерти он был причислен к сонму Божьих угодников в чине апостола РПЦ и Православной Церкви Америки. С 1994 года святителя Иннокентия чтят в православных храмах за пределами России.

Дни памяти: 13 и 6 апреля и октября. Поминают также святителя летом (июнь, 23; июль, 19) и осенью (октябрь, 18 число). В эти дни РПЦ молится о Сибирских, Радонежских, Московских святых. В 12 церквях центральная часть алтаря посвящена митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Храмовые праздники отмечают в приходах Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинске. В честь святителя в Якутске построена часовня.

Читайте также:  Константин Великий: житие святого, день памяти, молитва

Первый епископ Восточной Сибири и русских островов в Америке прославил свое имя делами. Память о святителе хранится в наименованиях улиц, горных вершин: вулкан Вениаминов (Аляска), бульвар «Святитель Иннокентий» (Южно-Сахалинск).

На иконах митрополита Иннокентия изображают до пояса, в ¾ или полный рост. Седобородый старец в одежде архиепископа держит в левой руке свиток или Священное Писание, а правой благословляет верующих. Другой вариант святого образа Иннокентия: в левой руке зажат апостольский посох или крест.

Молитвы

Молитвенные обращения к Иннокентию Московскому помогают при душевных и физических расстройствах. У святителя просят быть защитой и опорой в трудную минуту, благословления и утешения.

Молитва 1

О, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие! К тебе́, я́ко ча́да ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою́ любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вной и оте́честву на́шему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир ве́сь предста́тельством твои́м умири́. Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ Го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех су́щих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2

О, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, новоявле́нный уго́дниче! К тебе́ припа́даем, раби́ Бо́жии (имена), и мо́лимся: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м в житии́ твое́м преиспо́лнен был еси́.
Моли́ Христа́ Бо́га, да отпу́стятся нам согреше́ния на́ша во́льная и нево́льная, да изба́вимся от всех враг ви́димых и неви́димых, от вся́ких бед и скорбе́й и вся́ких неду́гов. Моли́, да ми́лостив бу́дет нам Госпо́дь и зде, и в бу́дущем ве́це и преста́вльшияся от нас отцы́ и бра́тию, ма́тери и се́стры, и ча́да на́ша, в ли́ки святы́х вчини́в, в ме́сте све́тле упоко́ит: да предстоя́ще и поклоня́ющеся ико́не твое́й, и́мамы тя неусыпа́ющаго моли́твенника и предстоя́теля о нас ко Го́споду, и благода́рно с любо́вию велича́ем просла́вльшаго и послу́шающаго тя, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Награды

В Благовещенске второй по значимости является медаль «За заслуги перед Благовещенском», на которой изображены профили Муравьева-Амурского и святого Иннокентия.

Труды о святом в библиотеке

Просветительская деятельность Иннокентия Московского оставила свой след в многочисленных трудах. В 2015 году в Российской государственной библиотеке состоялась презентация 7-томного собрания трудов святителя Сибири и Северной Америки. Собрание сочинений и писем святого Иннокентия представляет интерес не только для лиц духовного звания, но и для широкого круга читателей. По заказу Якутской епархии многотомный труд был напечатан в издательстве Московской патриархии. В него были включены более 350 текстов, обнаруженные в архивах РФ и США. Они оформлены в соответствии с современной орфографией и дополнены комментариями. Здесь можно ознакомиться с авторскими работами святителя Иннокентия Московского:

  • «Автобиографической запиской», собственноручно записанным комментарием к статье в газете «Амур»;
  • «Запиской о детском воспитании»;
  • «Поучениями постникам или говельщикам»;
  • «Молитвой иерея».


Житие святителя Иннокентия Московского

Жатвы много, а делателей мало.
Евангелие от Матфея (9,37)

Возносясь на небо, Господь сказал своим ученикам: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк.16,15). И вот, после дня Пятидесятницы апостолы, исполненные благодатных даров, разошлись во все концы земли с евангельской проповедью.

Удивительно, но еще в 19 веке на территории нашей страны существовали народы, не знакомые с христианством. Прежде всего, это сибирские, северные и дальневосточные народы.
Огромный вклад в дело просвещения этих народов внес замечательный русский миссионер, святитель Иннокентий (Вениаминов). Родился он в Иркутской губернии в 1797 году в семье пономаря. В крещении мальчику было дано имя Иоанн. Он с детства полюбил церковную службу и к шести годам уже самостоятельно читал за богослужением.

Когда Иоанн подрос, он поступил в Иркутскую духовную семинарию. Окончив ее и женившись, Иоанн вскоре стал священником. В это время Священный Синод издал постановление послать миссионера на алеутские острова. Вместе с другими священниками получил приглашение поехать к алеутам и отец Иоанн.

“Только прочитал я это приглашение, — вспоминал потом святитель, — как будто бы что повернулось в моей груди, и я тут же объявил своим домашним: я еду”. Это был поистине самоотверженный поступок, ведь отцу Иоанну вместе с женой и новорожденным сыном предстояло преодолеть без малого 2000 верст. Передвигаясь сначала на лошадях, а потом на корабле, русский миссионер добирался до острова места своего назначения целых 14 месяцев! Но его долготерпение было сторицей вознаграждено.

В лице алеутов отец Иоанн нашел благодарных слушателей. Их благочестие и жажда услышать Слово Божие была столь велика, что, по выражению самого миссионера, “скорее утомится и ослабнет самый неутомимый проповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди”.
Для облегчения дела проповеди отец Иоанн выучил алеутский язык и перевел на него евангелие от Матфея и катехизис. Кроме того, он сам составил книгу душеполезных поучений, которая была названа “Указание пути в Царство Небесное”.

Отец Иоанн обучил алеутов ремеслам, и уже через год после его приезда островитяне своими силами построили храм. Престол, иконостас и позолоту делал сам батюшка. Также стараниями отца Иоанна для детей была построена школа, в которой он сам и преподавал.

После десятилетнего служения на о. Уналашка отец Иоанн был переведен на о. Ситха близ Аляски. Здесь в порту Новоархангельск располагалось главное управление Российско-Американской кампании. Проживавшие на острове индейцы сначала приняли русского миссионера враждебно. Не все туземные племена, подобно алеутам, радостно восприняли евангельскую весть: незадолго до приезда отца Иоанна индейцами был убит другой русский миссионер — иеромонах Ювеналий.

Но вот в 1836 году на острове вспыхнула эпидемия оспы, которая унесла жизни половины туземного населения. Во многом заботами отца Иоанна индейцам были сделаны прививки против оспы и эпидемия была остановлена.

После этого отец Иоанн стал пользоваться авторитетом среди местных жителей. Изучив язык и обычаи индейцев, он стал проповедовать, совершать Литургию и крестить, причем крещение принимали даже местные шаманы.

Секрет такого успеха, наверное, кроется в уважении отца Иоанна к человеческой свободе. В своей книге “Указание пути в Царство Небесное”, отец Иоанн обращает наше внимание на слова Спасителя: “Кто хочет идти за Мной пусть отвергнет себя…”. По мысли батюшки, эти слова означают, что “Иисус Христос никого не приневоливает и не принуждает идти за Ним. И, следовательно, в Царство Небесное входят только те, которые сами желают войти”.

Батюшка продолжал хлопотать о своих подопечных и с этой целью отправился в столицу. Здесь он получил скорбную весть о смерти жены и по благословению святителя Филарета (Дроздова) принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Вскоре после этого Священный Синод постановил назначить архимандрита Иннокентия епископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

Став епископом, великий миссионер продолжил свои апостольские труды. Он просвещал кадьяков, якутов, чукчей, тунгусов, коряков, гиляков и даже китайцев, монголов и корейцев. Он переводил на местные наречия Евангелие и богослужебные тексты, строил храмы, открывал семинарии и школы. Дни, проведенные им в разъездах по необъятной епархии, сложились в месяцы и годы…

Уже будучи немощным старцем, почти ослепший святитель Иннокентий был возведен на Московскую кафедру. И здесь ему суждено было потрудиться более десяти лет. В Великий четверг 1879 года в воспоминании тайной вечери святитель последний раз причастился Святых Христовых Таин и мирно почил в Великую субботу. Мощи святителя Иннокентия почивают в Троице-Сергиевой Лавре.

Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)

Памяти святителя Иннокентия Московского (Вениаминова)

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — величайший богатырь духа и тела, святой XIX века, Апостол Сибири, Дальнего Востока и Америки. Миссионер, просветитель, лингвист, святитель Иннокентий прославился на двух континентах и оставил о себе добрую память в веках и народах. Существует 12 православных храмов, посвященных святителю, из них 2 — в Америке.

Трудясь в Сибири, Америке, на Дальнем Востоке, он являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Императорского Русского Географического общества, Московского университета, многочисленных научных обществ, лауреатом государственных премий. Его заслуги и поныне свидетельствуют о нём как о выдающемся учёном — этнографе, лингвисте и географе, великом наставнике, чей жизненный путь служил и продолжает служить примером для многих поколений россиян. В 2017 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 40лет со дня его канонизации.

Будущий святитель, Иоанн Попов, родился в селе Ангинское в 1682 году в семье бедного пономаря. Семья была многодетная — 10 детей. Сын священника, Иоанн Попов получил образование в Иркутской семинарии. На одном из последних курсов семинарии ректор сменил его фамилию Попов на более благозвучную — Вениаминов, в честь недавно почившего епископа Иркутского Вениамина († 8 июля 1814 г.). Под этой фамилией он и вошел в историю. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. — во священника.

В 1823 году в Иркутск пришло повеление — нужно послать в русскую Америку священника. Края там дикие, и все отказались ехать, в том числе и отец Иоанн. Но потом он услышал рассказ прихожанина Иоанна Крюкова об этих краях: «40 лет прожил я среди алеутов — это же сущие дети! Там часовня есть, сбитая из досок. Холодно, они иногда босые, но пока идет служба — стоят, с места не сойдут, аж следы от стоп остаются».

О. Иоанн был настолько потрясен этими чистыми душой людьми, которые так искренне принимают слово Господне, что он решил поехать туда. Взял своего годовалого ребенка, супругу Екатерину, свою маму и младшего брата Стефания. Путь был трудным: сначала сплавлялись до Якутска по реке Лене, потом тысячу километров до главного тогда города на Дальнем Востоке — Охотска. Дорога туда заняла больше года. Из Охотска на судах они отправились на Аляску, на остров Ситка. Здесь отец Иоанн получил свое первое назначение — на остров Уналашка, к алеутам. Алеуты были невысокого роста, коренастые, некрасивые, но очень чистые душой и искренние.

Первое, что нужно было сделать — построить храм. Но алеуты не знали никаких ремесел, кроме рыбной ловли. Отец Иоанн стал им истинным отцом и наставником: благодаря ему они узнали, что такое печеный хлеб, баня, плотницкое дело, столярное, кузнечное. Вскоре храм был готов и посвящен Вознесению Господню. Отец Иоанн сам вырезал храмовый иконостас, позолотил его.

Отличительной миссионерской особенностью отца Иоанна была любовь к языкам тех народов, среди которых он проживал. Первым делом он осваивал языки, чтобы понимать людей. При этом он не навязывал им русский язык, н не русифицировал их, а сохранял их национальную самоидентификацию, их быт и обычаи. Сразу же по приезде на Уналашку он начал создавать алеутскую грамматику. В первую очередь он перевел на алеутский три молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры» и Евангелие от Матфея. Пришлось делать поправки на их культуру.

Так, в языке алеутов не было самого понятия «хлеб». Главное блюдо у них — рыба, поэтому в молитве «Отче наш» он заменил хлеб на рыбу.

Именно на алеутском языке в 1833 году священник написал свой главный миссионерский труд — «Указание пути в Царствие Небесное». После выхода в свет эта книга выдержала 62 переиздания (!), и во всем мире говорили — более просто и гениально путь к Богу еще никогда не был описан!

Спустя 10 лет трудов среди алеутов, в 1834 году, отцу Иоанну дали новое послушание — служить на острове Ситка. И здесь миссионер не оставлял своих лингвистических и исследовательских трудов — вел погодные наблюдения, биологические, написал книгу «Записки об островах Уналашкинского отдела». И по сей день эта книга настольная у этнографов. Пять лет спустя назначения на Ситку, в 1839 году он решил выдвинуться в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать об издании своих книг.

В столичном граде отца Иоанна принял сам государь император. Послушав этого удивительного миссионера, император Николай I сказал: «Моим детям будет очень полезно пообщаться с Вами, особенно цесаревичу Александру (будущему Александру II)». Вот как высоко он оценил его труды!

Пока Священный Синод принимал решение, печатать ли книги отца Иоанна или нет, он выехал в Москву, где познакомился с будущим святителем Филаретом Московским. Святитель Филарет сказал о нем: «В этом человеке есть что-то апостольское». После этой встречи святитель Филарет на всю жизнь стал его покровителем и другом.

Читайте также:  Михаил Тверской: житие святого, день памяти, молитва

После рассмотрения Синод разрешил печатать книги, но в это время в семье батюшки произошло большое несчастье: в Иркутске умерла его супруга Екатерина, и их шестеро детей остались сиротами. Святитель Филарет взял на себя заботу об этих детях, а отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

И по сей день, вплоть до нашего времени все священники-миссионеры, направляющиеся на Дальний Восток, очень часто носят имя Иннокентий.

В частности, Владыка Иннокентий (Ерохин), епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии, был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Московского.

В своем докладе Святейшему Синоду святитель Иннокентий ярко представил проблемы дальневосточного края: число паствы значительно выросло, и категорически не хватает священников. В итоге было принято решение создать новую епархию — Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. Так святитель стал епископом Камчатским с кафедрой в Новоархангельске (ныне это город Ситка). Новосозданная епархия занимала чуть ли не половину материка и была столь обширна, что за 10 лет своего служения он успел полностью объехать её лишь трижды. Этот путь занимал 12-16 месяцев — 5000 километров на собаках, на оленях. Порой приходилось не выходить из кибитки сутками. В одном из писем Владыка писал: «Я в этом узком коробе лежу, мне иногда кажется, что вот он сейчас закроется, и я в гробу».

Исторические и этнографические труды святителя столь значимы, что даже советские историки не могли обойтись без ссылки на него. Указывали правда скромно, без сана: Иннокентий Вениаминов. Но, тем не менее, они не могли не ссылаться.

Казалось, неутомимой энергии святителя хватило бы на кучу жизней сразу. Так, он потрудился и на государственном поприще: проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Целый год он путешествовал на баркасе по Амуру, намечал, где будут поселения, как нужно их развивать. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

Со временем к и без того обширной территории его епархии прибавилась Якутская область. По этой причине преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в город Якутск. И теперь ему предстояли новые миссионерские труды: он просвещал якутов, тунгусов, гольдов, чукчей, перевел Евангелие от Матфея и основной катехизис на якутский язык. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.

В посту Николаевском святитель встретился с проезжающим иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим просветителем Японии и создателем Японской Православной Церкви. Он научил его азам миссионерства: «В первую очередь учи язык, изучай культуру, уважай, люби этих людей, тогда ты достучишься до их душ и принесешь слово Божие».

Во время своего третьего путешествия в Японию и на Камчатку в 1861 году святитель из-за шторма был вынужден остановиться в порту Ольга, посетив таким образом территорию будущей Арсеньевской епархии. В ближайшее время в Ольге планируется поставить Крест, посвященный святителю, и вместе с ним нанести туда имена всех первооткрывателей Дальнего Востока.

Когда Владыке Иннокентию было 70 лет, митрополит Филарет умер, и Владыку назначили митрополитом Московским. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским!

Из-за подъятых миссионерских трудов Владыка практически ослеп, и в последние годы жизни он совершал богослужение по памяти. И на новом посту святитель не ослабевал заботой о трудах миссионерских: с целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.

С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в конце этого года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.

«Дайте знать, — говорил, умирая, преосвященный, — чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36:23)».Это главная фраза, с которой он ушел из этой жизни.

Святителя похоронили в Лавре, рядом с могилой свт. Филарета. И в жизни, и в смерти они были сотрудниками и единомышленниками. Святитель был канонизирован в 1977 году по предложению Святейшего Синода Православной Церкви в Америке.

Конспект лекции историка Арсеньевской епархии Л.В.Колодей.

Житие святого праведного воина Феодора Ушакова

В плеяде блистательных имён российских флотоводцев звездой первой величины сияет имя адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Своими победами он приумножил и утвердил славу Российского военно-морского флота. “Жизнь – Родине, душа – Богу”,- эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова. В селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции 13 февраля 1745 года (стар. ст.) в семье лейб-гвардии Преображенского полка солдата Фёдора Игнатьевича Ушакова родился сын Фёдор. Имя ему было выбрано не случайно: рождение пришлось между днями памяти воинов-великомученников – Феодора Стратилата (8 февраля) и Феодора Тирона (17 февраля).

Когда мальчику исполнилось 3 года, принял монашество его родной дядя Иоанн Игнатьевич Ушаков, будущий преподобный Феодор Санаксарский, который родился и вырос в том же сельце Бурнаково. Необыкновенные обстоятельства его пострига оказали большое влияние на племянника. Многочисленные члены семейства Ушаковых были прихожанами храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трёх верстах от их села на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили; здесь же, в школе для дворянских детей при мужском Островском Богоявленском монастыре, он обучался грамоте и счёту. Обладая врождённым бесстрашием, отрок Фёдор нередко отваживался на подвиги не по летам, например, со старостою своей деревни он хаживал на медведя. Смелость была присуща ему всю жизнь. Скромный и уступчивый в обычных условиях, он как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо. Шестнадцати лет юноша был представлен на смотр в герольдмейстерскую контору Сената, где показал, что “российской грамоте и писать обучен . желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты”.

Морской шляхетский кадетский корпус располагался в Санкт-Петербурге, на углу набережной Большой Невы и 12-й линии Васильевского острова. Директором его в то время был Иван Логинович Голенищев-Кутузов, высокообразованный, опытный моряк. Юный кадет прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет одним из лучших окончил корпус, получил офицерский чин мичмана и был приведён к присяге:

“Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне Императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорскаго Величества любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всём повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови . “

Всю свою жизнь он ни в чём этой присяге не изменил. Служил на Балтийском флоте. Первым дальним плаванием (15 месяцев), стал поход вокруг Скандинавии до Архангельска и обратно. С 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. С 1775 года был командиром фрегата, в 1780-1782 годах – командиром линейного корабля “Виктор”. В начале русско-турецкой войны 1781-1791 годов был командиром линейного корабля “Св. Павел”, в сражении (1788 г.) у острова Федониси (ныне Змеиный) командовал авангардом русской эскадры. С 1790 года командовал Черноморским флотом. Одержал крупные победы над турецким флотом в Керченском сражении (1790 г.), у острова Тендра (1790 г.) и мыса Калиакрия (1791 г.). Во время Средиземноморского похода 1798-1800 годов после блокады штурмом овладел крепостью Корфу (1799 г). Проявил себя как искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов. Умело организовал взаимодействие армии и флота при овладении Ионическими островами, освобождении от французов Италии. Ушаков – основоположник маневренной тактики парусного флота, сторонник суворовских принципов обучения и воспитания военных моряков.

17 января 1807 года Фёдор Ушаков ушёл в отставку. Отойдя от служебных дел, Фёдор Фёдорович некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Перед тем как окончательно в 1810 году покинуть столицу, он составил завещание. Никогда не имевший своей семьи и детей, он все небогатые владения передал в собственность племянникам, “которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь как собственный их отец”.

Последним местом земной жизни адмирала Ушакова стала тихая деревня Алексеевка, в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где подвизался его дядя преподобный Феодор Санаксарский. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: “Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своём из Санкт-Петербурга, вёл жизнь уединённую в собственном своём доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келье, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно”. Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал Фёдор Ушаков провел “крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же”. Отпевал усопшего в Спасо-Преображенской церкви города Темникова протоиерей Асинкрит Иванов, который перед тем, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, принимал его последнюю исповедь и причащал Святых Таин. Гроб при большом стечении народа вынесли на руках из города и хотели положить на подводу, но народ не отдал и продолжал нести его до самой Санаксарской обители.

Когда наступили времена гонений на Русскую Православную Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился Фёдор Фёдорович, был закрыт. Часовня, выстроенная над могилой адмирала, была до основания разрушена. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воинская слава знаменитого адмирала была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского и великого полководца Александра Суворова, вдохновляло к подвигу защитников родины. 3 марта 1944 года были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков. Останки святого Феодора были впервые обнаружены в 1944 году государственной комиссией, созданной специально для их поисков. Честные останки адмирала были извлечены из могилы в июне 1944 года и положены в специальную раку, по словам отца Венедикта, насельника монастыря и составителя жития адмирала Ушакова, останки флотоводца оказались нетленными. До последнего времени могила адмирала находились рядом с могилой его дяди, преподобного игумена Феодора (Ушакова), причём на этих могилах происходило немало исцелений по молитвам к двум Ушаковым. Отец Венедикт рассказал, что ему известно множество случаев чудес, которые произошли, преимущественно с военными моряками, которые, обращаясь с молитвой к Фёдору Ушакову, по его молитвам получали помощь. В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Почитание святого праведника год от году возрастало. На его могиле служили панихиды. Многочисленные паломники: духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых часто можно видеть воинов-моряков, приходили поклониться Фёдору Фёдоровичу Ушакову, ревностному служителю Отечеству и народу Божиему, явившему собою великий пример воинской доблести, милосердия и христианского благочестия.

4-5 августа в Мордовии в Санаксарском монастыре прошли торжества по канонизации известного русского флотоводца адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817 гг.). Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец. Мощи его покоряться в соборе Рождества Богородицы Санаксарского монастыря в раке, имеющей форму корабля.

Тропарь праведному Феодору, глас 1-й

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, / агаринскую злобу нивочтоже вменив и разорив: / не славы мирския, ниже в богатства взыскуя, / но Богу и ближнему послужил еси, / моли, святе Феодоре, / воинству нашему даровати на враги одоление, / отечеству во благочестии непоколебиму пребыти, // и сыновом Российским спастися.

Ссылка на основную публикацию