Молитвы Иннокентию иркутскому
Полное описание: Молитвы Иннокентию иркутскому – в детальных подробностях для наших читателей.
Молитвы святым
Память: 9 / 22 февраля, 10 июня / 23 июня (Собор Сибирских святых), 26 ноября / 9 декабря
Святитель Иннокентий – первый Иркутский епископ, просветитель, благодатный светильник и духовный собиратель Восточной Сибири, храмоздатель, миссионер, прозорливец и чудотворец. Небесный покровитель миссионеров и катехизаторов. К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления неверующих и иноверцев, сектантов, в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.
Святитель Иннокентий Иркутский, Икона 1970-е годы. Иконописец Монахиня Иулиания Соколова
Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3
Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.
Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4
Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.
Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому
Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.
Молитва святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
Икона Образ Святитель Иннокентий Иркутский
Молитва святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святителю Иннокентию, чудотворцу
Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Молитва третья святителю Иннокентию, чудотворцу
Святче Божий, пастырю добрый, делателю верный винограда Христова, святителю отче Иннокентие! Призри на град сей и на люди сия! Моли Христа Бога, да сохранит паству твою от волков, губящих ю; да ниспослет Духа Своего Святаго во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота нашего, да славословяще Имя Его Всесвятое во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы жизни вечныя, и прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Иннокентию, еп. Иркутскому
Светильниче Церкве пресветлый, / озаривый лучами доброт твоих страну сию, / и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою / Бога прославивый, / молим тя, святителю Иннокентие, / ограждай молитвами твоими град сей / от всех бед и печали.
Акафист святителю Иннокентию, епископу Иркутскому, чудотворцу .
Другие молитвы
Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)
Содержание
Светильниче церкви пресветлый, озаривый лучами доброт твоими страну сию, и исцеленьми многими притекающих к раце твоей с верою Бога прославивый, молим тя Святителю Отче Иннокентие, ограждай молитвами Твоими град и храм сей от всех бед и печали.
Тропарь Святителю Иннокентию Глас 3.
«Господь, даровал русским Великое Царство, потому что все заботы их духовные, а не телесные»
Патриарх Антиохийский Макарий, XVII век.
Первому епископу Иркутскому, Святителю и Чудотворцу Иннокентию
В Сибири соградив духовный вертоград,
И в тернах насадил Ты Веры виноград;
Монголам показал пути к Небесной славе,
Христов крест водрузив и в темной их державе.
Яд черной клеветы и желчи притупив,
Лукавого врага любовью победив,
Как крин ныне цветешь, как финик зеленеешь,
Как кедр Ливанских гор – небесной славой спеешь,
Как пастырь добрый – всех хранишь своих овец,
Как врач душ и телес – целишь болезнь сердец.
Молитва уст Твоих столь сильна в небесах,
Что слышен глас ее в вседневных чудесах.
Пребудя же вовек, Великий наш Святитель,
Российского Царя и царств Его хранитель;
Молитвами спасай вовек Иркутский град,
В котором насадил Христов Ты виноград!
От составителя
Авторские ссылки, пунктуация и орфография тех времен во всей книге максимально сохранены.
«. И да благо вам будет!»
Это ли не великое чудо Божие и Его благосклонность к Сибирской земле! И упование наше, что небесным предводительством возрастут и окрепнут здоровые силы, выйдут на зримое поле Куликово за жизнь, за спасение и вечное утверждение Бога, Отечества, великого русского народа на Русской земле.
Книга, предложенная тебе, высокочтимый читатель, составлена из фундаментальных трудов писателей, ученых, священства XIX века, документов, исследований, проповедей и воспоминаний и поведает полное житие святителя Иннокентия от святой купели в его земной жизни, осквернения Его святых мощей, вплоть до второго их обретения в начале 90-х годов прошлого века. Фрагментами, выдержками, либо полными статьями из книг и работ разных авторов, опубликованных в разные времена, мы старались наиболее подробно осветить, как бы лампадою, колоссальный образ Иркутского Покровителя.
Коротко о тех, кто приложил свои земные усилия к его неугасимой памяти, об авторах сей книги.
В нашей книге представлены труды членов братства Святителя Иннокентия. Создано оно в 1901 году 30 ноября и работало очень активно, вплоть до 1918 года. В основе братства (а оно состояло из священства, интеллигенции и знатных, достойных людей города) лежала просветительская деятельность. Устраивали большие просветительские вечера собрания, лектории, религиозно-нравственные беседы и чтения. Братство собрало и содержало две библиотеки – при Преображенском и Троицком храмах. В 1913 году на средства братства был заложен, а 1915 году полностью отстроен храм имени Святителя Иннокентия в Глазковском предместье. Авторы книги священник Иоанн Дроздов и протоиерей Д. Гагарин являлись активными членами братства.
Из современных авторов мы рекомендуем к рассмотрению труд Олега Викторовича Бычкова, к прискорбию, ныне покойного. Историк, журналист, бывший сотрудник нашей епархии, он принимал самое непосредственное участие в возвращении святых мощей Святителя, и его записки об этом событии – очень интересное свидетельство.
А Анатолий Дмитриевич Сирин – философ, историк, ученый, написавший ряд основательных работ по истории Иркутской епархии, проведя глубокие исследовании о селенгинском периоде жизни Святителя, утверждает, что он своей деятельностью практически навеки спас Сибирь от нашествия Китая.
Итак, открой свои духовные очи, читатель! Проникнись жизнью великого угодника Божия, заступника нашего перед Ним. Узри, каким тесным и тернистым путем он шел и к твоему спасению. Да будет он нам верным путеводителем в столь нелегкие и темные времена.
Святильниче Церкви Пресветлый, Отче Иннокентие, моли Бога о нас!
архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим
Источник: Первосвятитель Иркутский, епископ Иннокентий I (Кульчицкий) / сост. В. В. Сидоренко; вступ. слово архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима. — Иркутск: Иркутская епархия совместно с АНО Издательство «Иркутский писатель», 2006 г.
Православные молитвы ☦
4 сильных молитвы святителю Иннокентию Иркутскому
Молитва святителю Иннокентию Иркутскому чудотворцу об исцелении от болезней
«К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Молитва святителю Иннокентию Иркутскому о заступничестве
«Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.»
Молитва святителю Иннокентию Иркутскому от тяжелых недугов
«Святой Иннокентий, ревностный защитник и покровитель слабых рабов Божьих! Молим тебя, не оставь во грехе и болезни раба Божьего (имя), укрой своим покровом и укажи путь к благодати и благословению Божьему. Исцели болезни телесные и душевные, не оставь смиренного раба Господа нашего в геенне страстей и бремени болезней. Да не воспротивится (имя) указанию твоему и последует дорогой истинной веры. Аминь.»
Молитва святителю Иннокентию Иркутскому об укреплении веры
«Святитель Иннокентий, жизнь праведную посвятивший служению истинной православной вере и ко Господу отошедший в мире и спокойствии! Молю тебя, смилостивись над нами, грешными рабами Божьими, помоги очистить души от бремени греха и удостоиться благодати Господа нашего Иисуса Христа. Да укрепится вера наша заступничеством твоим и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь.»
Молитвы святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
Молитва первая
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Молитва третья
Святче Божий, пастырю добрый, делателю верный винограда Христова, святителю отче Иннокентие! Призри на град сей и на люди сия! Моли Христа Бога, да сохранит паству твою от волков, губящих ю; да ниспослет Духа Своего Святаго во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота нашего, да славословяще Имя Его Всесвятое во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы жизни вечныя, и прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы Иннокентию иркутскому
С вети́льниче Це́ркве пресве́тлый,/ озари́вый луча́ми добро́т твои́х страну́ сию́,/ и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе́ с ве́рою/ Бо́га просла́вивый,/ мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ огражда́й моли́твами твои́ми град сей// от всех бед и печа́ли.
Н епоро́чности соиме́ннаго па́стыря,/ пропове́дника ве́ры в язы́цех Монго́льских,/ сла́ву и украше́ние Ирку́тския па́ствы,/ любо́вию восхва́лим вси́ ве́рнии:/ той бо есть храни́тель страны́ Сиби́рския// и моли́твенник о душа́х на́ших.
К тебе́, свя́тче Бо́жий, я́ко к ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о спасе́нии мое́м, аз недосто́йный и гре́шный припа́дая молю́ся: не пре́зри мене́ уны́лаго, не́мощнаго, во мно́гая беззако́ния впа́дшаго, и по вся дни и часы́ согреша́ющаго, но вонми́ души́ мое́й, я́ко скорблю́, и умоли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, Ему́же ны́не предстои́ши в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгелов, поми́ловати мя и извести́ из темни́цы грехо́вныя ду́шу мою́, пре́жде да́же не отъиду́ отсю́ду и ктому́ не угото́в явлю́ся на суд Его́. Ей, о́тче! не посрами́ мене́, к тебе́ с ве́рою притека́ющаго, а́ще бо и недосто́ин есмь твоего́ хода́тайства и заступле́ния, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, да та́ко душе́ю и те́лом здрав быв, сла́влю и пою́ ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего и твое́ те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
С вяти́телю, о́тче Инноке́нтие! При́зри на нас, раб Бо́жиих ( имена ), и на прихо́д ( дом) сей; моли́ Христа́ Бо́га, да низпосле́т нам Ду́ха Своего́ Свята́го дар, во е́же умудри́ти нас ходи́ти пред Ним во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Мы при́сно заблужда́ем от пути́ спасе́ния: руководи́ нас, ми́лостивый наш наста́вниче. Мы не́мощни есмы́ в ве́ре: утверди́ нас, правове́рия учи́телю. Мы зело́ убо́зи сотвори́хомся до́брых дел: обогати́ нас, благосе́рдия сокро́вище. Мы при́сно наве́туеми есмы́ от враг, ви́димых и неви́димых, и озлобля́еми: помози́ нам, безпо́мощных засту́пниче; да славосло́вяще и́мя Бо́жие во дни и в нощи́, сподо́бимся бы́ти насле́дницы и жи́зни ве́чныя, и просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
С вя́тче Бо́жий, па́стырю до́брый, де́лателю ве́рный виногра́да Христо́ва, святи́телю о́тче Инноке́нтие! При́зри на град сей и на лю́ди сия́! Моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т па́ству твою́ от волко́в, гу́бящих ю́; да ниспо́слет Ду́ха Своего́ Свята́го во е́же умудри́ти нас ходи́ти пред Ним во вся́ком благоче́стии и чистоте́ во вся дни живота́ на́шего, да славосло́вяще и́мя Его́ всесвято́е во дни и в нощи́, сподо́бимся бы́ти насле́дницы жи́зни ве́чныя, и просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Церковь вспоминает святителя Иннокентия Иркутского 9 декабря
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни в Черниговскую губернию. Святитель родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен преподавателем в Славяно-греко-латинскую академию префектом и профессором Богословия.
В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.
14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
Житие святителя Иннокентия Иркутского в клеймах. Литография XIX в.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение». Второй день памяти святителя – 9 февраля.
Молитва первая святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Молитва третья святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому
Святче Божий, пастырю добрый, делателю верный винограда Христова, святителю отче Иннокентие! Призри на град сей и на люди сия! Моли Христа Бога, да сохранит паству твою от волков, губящих ю; да ниспослет Духа Своего Святаго во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота нашего, да славословяще Имя Его Всесвятое во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы жизни вечныя, и прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Истря́сшему в мо́ри мучи́тельство фарао́не, и Изра́иля су́шею наста́вльшему, пои́м Христу́: я́ко просла́вися во ве́ки.
Иера́рше непоро́чне, при́зри с Небесе́ и ви́ждь, и посети́ осене́нием твои́м виногра́д се́й, его́же насади́ десни́ца твоя́ во стране́ язы́ков, да просла́вим благогове́йно чудеса́ твоя́, а́ще и невозмо́жно е́сть исчи́слити я́.
На пути́ иногда́ вразумля́ше Валаа́ма осли́ца, да не и́дет проклина́ти Изра́иля, его́же и благослови́ прише́дый от Месопота́мии; си́це утомле́нными ко́ньми вразумле́н бы́сть преогорче́нный пу́тник, да возда́ст святи́телю Инноке́нтию сла́ву, е́юже обеща́ся.
Но́г боле́знию, и разслабле́нием все́х чле́нов неду́гующему, яви́лся еси́ ско́рый цели́тель, о́тче на́ш Инноке́нтие, не пре́зри у́бо и ны́не с ве́рою притека́ющих к живоно́сным и присноцеле́бным моще́м твои́м.
Богоро́дичен: Отцу́ Собезнача́льнаго Сы́на пло́тию родила́ еси́, Пренепоро́чная Де́во, Его́же моли́ со святи́телем, да сотвори́т ны́ сы́ны Своего́ Ца́рствия, и насле́дники обетова́ния ве́чнаго.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Утверди́ на́ш у́м и сердца́, Небеса́ сло́вом утвержде́й, во е́же пе́ти и сла́вити Тя́, во спасе́ние ду́ш на́ших.
Купину́ втору́ю показа́л еси́, слове́сный па́стырю, егда́ моли́твами твои́ми сохрани́л еси́ посреде́ пла́мене невреди́му святу́ю це́рковь, в не́йже почива́ше не у́ просла́вленное на земли́, но с Небесе́ оби́лием чудотворе́ний я́вственно свиде́тельствованное свя́то бы́ти нетле́нное те́ло твое́.
Еди́ней ве́ре досту́пен яви́лся еси́, непоро́чне: те́мже с премене́нием естества́ уста́вов, мра́з и и́ней сокры́ша чистоту́ твою́ от оче́с нечи́стых, дерзну́вших в неве́рии ви́дети тя́, и́мже не да́л еси́ узре́ти сла́вы твоея́, поуча́я ны́ чи́стым се́рдцем тебе́ сла́вити.
На по́мощь ско́ро прите́кл еси́ к ста́рцу, очи́ма тя́жко ви́дящему, и прикосну́вся боле́зненней главе́ его́, яви́л еси́ на не́м дела́ Бо́жия; просвети́ у́бо и на́ша душе́вныя о́чи моли́твами твои́ми, священнонача́льниче.
Богоро́дичен: Тве́рдое и непрело́жное упова́ние ве́мы Тя́, Богоро́дице, его́же держи́мся, и упова́юще мо́лимся: сохрани́ гра́д се́й, и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския от все́х бе́д, находя́щих челове́ком согреша́ющим, но а́бие моли́твами Твои́ми прие́млющим согреше́ний оставле́ние.
Седа́лен, гла́с 3:
Тако́в на́м подоба́ше архиере́й, преподо́бен, незло́бив, кро́ток, отлуче́н от гре́шник, и́же пред ве́чным Архиере́ем, Иису́с Христо́м, мо́лится вы́ну о спасе́нии ста́да своего́: мно́го бо мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ема во благо́е.
Сла́ва: Прото́ржеся вода́ в пусты́ни, исто́чник исцеле́ний истека́ет от неистле́нных моще́й святи́теля Инноке́нтия, ра́дость ве́чная над главо́ю его́, ея́же да сподо́бимся и мы́ моли́твами его́, в невече́рнем дни́ воскресе́ния.
И ны́не: О Тебе́, Отрокови́це, возгласи́ проро́к, глаго́ля: се́ врата́ восто́ка, и бу́дут затворе́на, и никто́же про́йдет сквозе́ я́: но Госпо́дь Бо́г еди́н про́йдет, и бу́дут врата́ затворе́на.
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.
Иису́с в дому́ Петро́ве прикосну́ся руце́ те́щи его́, огне́м жего́мыя, и а́бие оста́ви ю́ о́гнь; сия́ же зна́мения после́доваша тебе́ ве́рующему чудотво́рцу, укроти́л бо еси́ огне́вицу еди́ным прикоснове́нием бо́ку лежа́щаго на одре́ сме́рти, но призва́вшаго тя́ во упова́нии жи́зни.
Исцеля́хуся иногда́ ве́рующии от нанесе́ния главотя́жей и убру́сцев Па́вловых; не про́сты си́лы творя́ше Бо́г и твои́ма рука́ма, но́вый апо́столе, пе́рсть бо от твоея́ свяще́нныя ра́ки и еле́й от лампа́ды отверза́ют слепотству́ющей о́чи и да́руют исцеле́ние.
Моли́тва ве́ры спасе́ лю́те боля́щаго, и́же и испове́да, я́ко вра́чеве не воскреся́т, упова́ние же на тя́, благосе́рдый о́тче, николи́же посрамля́ет с ве́рою призыва́ющих тя́ во благовре́менную по́мощь.
Богоро́дичен: Отрокови́ца неискусому́жная ражда́ет Прови́деннаго Ду́хом от Авваку́ма, и к Рожде́нному мо́лится о душа́х на́ших, му́дре пасо́мых па́стырем, и по исхо́де свое́м вы́ну с на́ми в неистле́нии свята́го телесе́ своего́ пребыва́ющим.
Святитель Иннокентий Иркутский
Память святителя Иннокентия Иркутского совершается в Русской Православной Церкви несколько раз в году: 22 февраля (в день обретения мощей), 23 июня, 23 октября и 9 декабря по новому стилю.
Жизнеописание святителя Иннокентия
В числе русских миссионеров, потрудившихся над распространением веры Христовой, имя святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого) является наиболее известным. Будущий святой родился в 1680 году в Черниговской губернии. Не сохранилось точных данных о его происхождении, однако некоторые источники говорят о том, что он был либо из дворянского рода, либо из духовного сословия. Известно, что он получил начальное обучение дома, где кроме знания обычных дисциплин ему привили глубокую веру и благочестие. Позже он учился в Киевской духовной академии, в которой проявил себя крайне талантливым человеком, благодаря чему по завершении образования был приглашен для преподавания в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Это учебное заведение являлось старейшим в России, и преподавание и учеба в нем считались особо престижными. Несмотря на свой талант, будущий епископ Иннокентий занимал почетный пост префекта академии недолго, поскольку в 1719 году начал свое служение в Александро-Невской лавре в Петербурге. Позже он был назначен на должность корабельного иеромонаха на судне «Самсон», курсировавшем из Санкт-Петербурга в Ревель. В 1721 году совершается его хиротония в епископа Переяславского, и с этим титулом его назначают руководителем Русской духовной миссии в Пекине. Однако из-за политических интриг епископ Иннокентий остается в России, в Троице-Селенгерском монастыре, где занимается просветительской деятельностью, открыв несколько духовных школ.
В 1727 году следует назначение в новообразованную Иркутскую епархию, первым епископом которой суждено было стать святителю Иннокентию. Хотя время его пребывания на Иркутской кафедре было очень непродолжительным и длилось всего четыре с лишним года, но за этот период епископ много потрудился для обращения язычников в истинную веру и для проповеди Христова учения на Сибирской земле. Несмотря на крайне слабое здоровье, святитель Иннокентий никогда не делал себе поблажки, со всей строгостью предаваясь аскетическим подвигам. За свою кротость и любовь к людям он пользовался большим уважением местных народов, видевших в нем настоящего пастыря и попечителя о человеческих душах. Нелегкие труды и тяжелый климат окончательно подорвали здоровье епископа Иннокентия, и в 1731 году он скончался и был погребен в Вознесенском монастыре.
Почитание святителя Иннокентия
В конце XVIII века мощи святителя Иннокентия Иркутского были обнаружены нетленными, что послужило началу народного почитания святого. По инициативе верующих было составлено письмо к епископу Иркутскому Вениамину, в котором выражалась просьба открыть мощи для всенародного почитания и поклонения. Подписано это письмо было достаточно большим количеством лиц, что говорило о том, что память о епископе Иннокентии не стерлась за несколько десятилетий после его смерти. По повелению императора Священный Синод начал заниматься рассмотрением вопроса о канонизации епископа, и вскоре было засвидетельствовано большое количество чудес, происходивших от мощей святителя. Нетленные остатки были открыты в 1805 году и с почетом перенесены в серебряной раке в главный собор Вознесенского монастыря. После революции святыня была утеряна, однако в 1990 году совершилось обретение мощей, в честь чего был установлен очередной день памяти святителя Иннокентия. В настоящее время мощи епископа Иннокентия находятся в Знаменском Иркутском монастыре.
Тропарь, глас 3:
Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.
Кондак, глас 4:
Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.
Величание:
Величаем тя, святителю отче Иннокентие и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Молитва:
О велиий Христов угодниче, святителю отче Иннокентие! Услыши нас, тебе молящихся. Ты веси наша скорби и недуги, слышиши воздыхания множества к тебе притекающих; сего ради к тебе, яко отцу нашему, скорому помощнику и теплому молитвеннику, зовем: не остави нас твоим у Бога ходатайством. Мы присно заблуждаемся от пути спасения — руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощнии в вере — утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел — обогати нас, благоутробия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг видимых и невидимых и озлобляеми — помози нам, безпомощных заступниче. Гнев Божий, праведно движимый на ны за беззакония наша, отврати от нас твоим ходатайством у Престола Судии Бога, Емуже ты предстоиши на небеси, отче иерарше, архиереев похвало. Услыши, молим тя, великий Христов угодниче, и зде с молением тебе предстоящыя, и вся, на всяком месте тебе с верою призывающыя: и испроси молитвами твоими у Отца Небеснаго всем нам прощение грехов наших и от бед избавление. Ты бо еси свидетельствованный безчисленными чудесы помощник, заступник и молитвенник, и о тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Оса
наш приходской сайт
Житие Святителя Иннокентия, епископа Иркутского
Житие святителя Иннокентия, епископа Иркутского
Мирское имя святителя Иннокентия Иван (Иоанн). Его родители происходили из дворянского рода Кульчицких. В середине XVII века семья Кульчицких из-за голода и польского владычества переселилась из Волыни в Черниговские земли. Иван родился около 1680 года. В возрасте 15-ти лет был отдан на обучение при Киевском Богоявленском монастыре. В 1706 году по окончании обучения в Киевской академии он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и был причислен к братии Киевской лавры. В 1710 году монах Иннокентий был вызван в Москву для преподавания словесности в Славяно-греко-латинской академии. Позднее он стал преподавать философию и нравственное богословие. В 1719 году он был вызван в Петербург в Александро-Невскую лавру и назначен в звании соборного иеромонаха на корабль «Самсон». Вскоре переведен в звании обер-иеромонаха в город Або (приморский город в Финляндии). Здесь иеромонах Иннокентий был старшим из флотских иеромонахов. Эта должность способствовала знакомству иеромонаха Иннокентия и российского императора Петра Великого. В последствии это знакомство сыграло важную роль в судьбе иеромонаха Иннокентия.
Сибирь, завоеванная в 80-х годах XVII века, непрерывно заселялась русскими переселенцами. Вместе с переселенцами стала распространяться и Христова вера. В 1620 году открыта первая Сибирская епархия, в Тобольске. Однако церковная жизнь Сибири находилась в страшном запустении: священства не хватало, да и среди имеющегося были пороки и распущенность, монахи были таковыми только по имени. Сибирь нуждалась в ревностных служителях Христовых.
К середине XVII века русские переселенцы дошли до о. Байкал и р. Амур, приблизившись к границе Китайской империи. В 1652 году был основано Иркутское городище, его предназначение было собирать дань с соседних инородцев. Были завязаны отношения с Китайским императором. В связи с этим в 1715 году была создана православная миссия для просвещения китайцев. Главой китайской миссии после смерти ее основателя архимандрита Иллариона был назначен иеромонах Иннокентий. В это же время Священному синоду стало известно, что китайский император Канси склоняется к принятию христианства. Решено было послать в Пекин епископа для устройства там церковной жизни. Выбор пал на Иннокентия. С согласия Петра Великого и самого Иннокентия, 5 марта 1721 года в Александро-Невской лавре в присутствии Петра Великого состоялось посвящение Иннокентия в епископа. При рукоположении епископу вручается какая-либо область и по ее названию именуется и сам епископ. Так как никакой епархии в Китае пока еще не было, епископу Иннокентию временно присвоили именование Переяславского.
Около года святитель Иннокентий добирался до Иркутска, где он должен был ждать распоряжений от Синода. В марте 1722 года он вместе со своими помощниками прибыл в Иркутск. Потом направился к китайской границе, но по некоторым неблагоприятным причинам он не был пропущен через нее и остановился в Селенгинском Троицком монастыре. Последовало долгое и беспросветное ожидание разрешения ситуации, которая со временем, казалось, только усложнялась. Он перестал получать жалованье, не мог отправлять письма в Россию (китайцы часто перехватывали почту). Миссия вынуждена была питаться тем, что ей пожертвуют русские купцы. Они сами ловили рыбу. Епископ Иннокентий сам зашивал свои изношенные вещи.
Святитель Иннокентий не любил праздности и стал писать иконы. В то же время стал проповедовать Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам. Таким образом он прожил в Селенгинске три года.
В 1722 году китайским императором стал Юн-чжен сын Канси. Молодой император выдворил из Китая католиков, их храмы приспособил для своих нужд. Въезд в страну стал еще более затрудительным. Однако попытки были предприняты, но успеха русские дипломаты так и не достигли.
После долгих и изнурительных ожиданий, в 1727 году Синод назначил святителя Иннокентия Иркутским епископом. Ранее назначение на это место воспринималось как наказание, ссылка, и те, кто назначался сюда, либо уезжали, либо не приезжали совсем. На место главы миссии был назначен настоятель Вознесенского монастыря в Иркутске архимандрит Антоний (Платковский), от которого святитель Иннокентий перенес много огорчений.
Святитель Иннокентий столкнулся со многими трудностями. Первая и самая, пожалуй, значительная — это почти общая безграмотность священства. Многие из них не имели никакого образования, с трудом читали. Стыдясь своей безграмотности, они просили подписаться за них другого человека, а те объясняли это слабым зрением: «де он, поп очима скорбен». Святитель Иннокентий вменил в обязанность всем священникам читать каждое воскресенье книги, специально приготовленные им. Кроме этого он организовал русско-монгольскую школу. Из русского отделения этой школы должны были выходить пастыри Церкви. В школу принимались дети из всех сословий, а не только дети духовенства.
С 1729 года за Иркутской епархией стали числиться Селенгинский округ, Якутский и Илимский. Увеличились заботы о людях, живущих на этой земле. Святитель Иннокентий боролся с различными недугами: с пьянством, весьма распространенным среди сибиряков, неверностью в супружеской жизни. В одной проповеди святитель сказал: «Если кто пожелает святую церковь построить, то не только стены созидайте, но и внутри украшайте ризами, сосудами, а больше всего – людьми благоразумными, священниками богобоязненными».
В Сибири было очень много людей, которые не ходили в храм, следовательно не принимали участия в Таинствах, в течение 30 лет. К таким он обращал свое отеческое слово, обращая их взор на жизнь Богоматери: «Она, Пречистая, от рождения трех лет, будучи безгрешной и чистой, всегда в Церкви пребывала, а мы грешные нечистые не только от трех лет рождения, но и до 30 лет живем и в церковь не входим и грехи всегда творим и не раскаиваемся».
Всего четыре года и три месяца был епископом в Иркутске святитель Иннокентий. За это недолгое время он положил прочное основание для жизни Церкви в Сибири. Он был апостолом Христовой веры среди монголов, бурятов и забывших свою веру русских; он был искоренителем суеверий и язычества, истинным учителем добра и правды.
Оставаясь непреклонным перед лицом порока в людях, он и к себе относился строго. Он часто уединялся для молитвы в пещере, которую выкопал основатель вознесенского монастыря Герасим. Святитель Иннокентий часто молился на могиле Герасима. В быту он был прост: власяница, вязанная из грубой шерсти одежда, поверх нее подрясник, сшитый из кожи лося, и кожаный пояс. Известна открытость Иннокентия для всех людей, а не только для христиан. Например, он часто беседовал с учителем монгольской школы буддистом Лапсаном. После смерти Святителя он вместе со всей своей семьей крестился и стал христианином.
Напряженная подвижническая жизнь, суровый климат края, постоянные переезды с места на место (насколько они были утомительны можно судить по тому, сколько времени нужно было потратить на дорогу из Москвы в Иркутск – около года). Все это привело к болезни; сначала у него начались сильные головные боли, затем и другие болезни. В сентябре 1731 года он еще лежал больным, а 27 ноября этого же года он мирно скончался в возрасте 50-ти лет.
Через 34 года после его смерти нетленное тело святителя Иннокентия было обретено при перестройке Вознесенского храма. А в 1804 году он был причислен к лику «святителей, Церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, как истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты».
Иннокентий Московский
Святитель Иннокентий Московский — пример истинного служителя, несущего Слово Божие вопреки физическим и духовным трудностям. Его деятельность по христианскому просвещению народов Сибири и Аляски сравнима с подвигами первых Апостолов, деятельность которых способствовала повсеместному распространению христианской Веры.
Житие святого Иннокентия
В 1797 г. в глухом сибирском поселении Ангинское в семье церковного пономаря Евсевия Попова родился мальчик, которого нарекли Иваном. Он являлся старшим из четырёх детей супругов Поповых. В пятилетнем возрасте Ваня начал под руководством отца осваивать грамоту.
Но через год глава семьи скончался, а его вдова не могла в одиночку содержать всех детей. Старшего сына она отдала в дом Димитрия Попова — старшего брата покойного мужа, который также являлся священнослужителем. В доме родственника смышленый мальчик продолжил обучение.
В 1806 Иван и его дядя, принявший иночество под именем Давид, переехали в Иркутск. Здесь отрок поступает в духовную семинарию. Он не только с успехом осваивал все учебные предметы, но и при помощи иеромонаха Давида овладел навыками механики, плотничества и кузнечного дела.
Интересно: к 1814 г. в иркутской духовном семинарии обучалось множество однофамильцев. Кроме Ивана фамилию Попов носили ещё 13 семинаристов. Ректор учебного заведения принял решение об их переименовании. Будущий святитель стал называться Иван Вениаминов, в честь почившего незадолго до этого епископа Вениамина Багрянского.
Служение в Иркутске
В 1817 г. семинарист Вениаминов вступил в брак. В это же время он получает сан диакона в иркутском Благовещенском храме. Через 3 года после завершения обучения в семинарии он становится священником этого же прихода. Церковное служение отец Иоанн почитал с социальной деятельностью. Он по собственной инициативе перед каждым воскресным богослужением собирал в церкви детей и преподавал им основы грамоты и христианства.
В 1819 г. в епархию пришло предписание послать для обучения в Московскую духовную академию двух достойных кандидатов. Знакомые с деятельностью диакона Вениаминова члены епархиального управления предлагали послать в древнюю русскую столицу молодого служители. Но в этом прошении было отказано, так как Иван имел семью и низкий сан.
Священник на Уналашке
Два года прослужил отец Иоанн на Благовещенском приходе города Иркутска. Он ответственно относился к своему служению и не помышлял о великих апостольских деяниях. Но по воле Господа его жизнь резко изменилась в начале 1823 г.
На далёких Алеутских островах, входивших в начале XIX столетия в состав Российской империи, не хватало священнослужителей для христианского просвещения коренных жителей. Святейший Синод, понимая необходимость регулярной просветительской и миссионерской деятельности в этой отдалённой епархии, поручил иркутскому епископу направить для служения на острова прилежного священника.
Но выполнение этого предписания оказалось сложной задачей, так как священники добровольно не соглашались ехать в суровый морской край. Отец Иоанн Вениаминов также не представлял свою дальнейшую жизнь на Алеутских островах.
Но однажды он встретился с алеутским уроженцем Иваном Крюковым. Островитянин многое рассказывал о местной жизни и коренных жителях, проявивших усердие в знакомстве с христианскими обычаями. При этом он отмечал, что алеуты усердно молятся и с радостью воспринимают слово божие.
Эти слова произвели на молодого священника сильное впечатление. Он в этот же день попросил архиерея отпустить его на служение в далёкий край. Отец Иоанн собрал свою семью, состоящую из жены, ребёнка, престарелой матери и брата, и отправился в трудное путешествие, которое продлилось около года.
Остров Уналашка в начале XIX столетия был населен алеутами, впервые познакомившимися с идеями христианства в конце предыдущего века. Принявшие христианство островитяне, несмотря на отсутствие храма и постоянной проповеди, не возвращались к языческим обычаям. К прибытию Иоанна Вениаминова на Алеутских островах несли служение три священника.
Важно! Первым деянием отца Иоанна в качестве главы прихода являлось возведение храма. Священник научил местное население столярному, кузнечному и плотницкому делу. С их помощью был построен небольшой храм, в котором проводились проповеди на местном языке, прилежно изучаемом миссионером.
Ознакомление с языком алеутским языком помогло ему построить доверительные отношения со своей паствой не только на Уналашке, но и на других островах архипелага. Миссионер прожил на острове 10 лет. Его служение имело следующие результаты:
- христианизация всего местного населения и аборигенов ближайших островов;
- изобретение алеутской азбуки;
- перевод основных священных книг на местный язык;
- обучение алеутов различным ремёслам.
Помимо физических и бытовых испытаний Господь посылал своему служителю и духовные испытания. Однажды во время посещения соседнего острова, отец Иоанн увидел, что все жители острова встречают его на берегу. Ждать священника им сказал старик, которого аборигены называли шаманом. При встрече мужчина рассказал, что о приезде отца Иоанна ему поведали его знакомые белые, живущие недалеко в горах.
Услышав, как они выглядят, проповедник понял, что старый алеут говорил с ангелами. Он попросил сказать этим людям, что хочет пообщаться с ними, и старик пообещал спросить их о возможности встречи. Но когда священник получил разрешение прийти на гору, он испытал сильный страх и отказался от встречи, опасаясь, что может поддаться греху гордыни после встречи с небесными созданиями.
Настоятель Новоархангельского собора
В 1833 г. отец Иоанн был переведен в административный центр Российской Америки город Новоархангельск, расположенный на острове Ситху. Местное аборигенное население — народ колошей — отличались от добрых и покладистых алеутов. Красивое, гордое и недоверчивое местное население с опаской относилось к русским проповедникам.
Интересно! Как и 10 лет назад священник начал свою деятельность с изучения местного языка, но проповеди в главном храме по-прежнему собирались только христиане из числа переселенцев и немногочисленные представители алеутов.
Ситуация изменилась после остановки эпидемии оспы, которая разразилась на острове вскоре после прибытия проповедника. Многие колоши погибли, в то время как русские люди и алеуты, привитые от этой болезни, остались невредимы.
Аборигены сами пришли к миссионерам и попросили о помощи. Обретя их доверие, проповедник начал нести Слово Божие гордому народу. Колоши не принимали христианство массово, но в то же время не препятствовали крещению соплеменников, пожелавших прийти таинство Крещения.
Через 15 лет служения на Алеутском архипелаге отец Иоанн Вениаминов утвердился в мысли, что для утверждения христианства в этом крае необходимо увеличение числа священнослужителей, храмов, а также издание священных книг на местных языках. Для этого необходимо было заручиться поддержкой высших архиереев Русской Православной Церкви. Отправив свою семью в Иркутск, священник в ноябре 1838 г. отправляется в российскую столицу.
Владыка Камчатский
Прибыв в Петербург 25 июня 1839 г., алеутский проповедник в этот же день отправился в Святейший Синод, членом которого изложил свои идеи. Они заинтересовали членов высшего церковного административного органа, но принятие окончательного решения затянулось на несколько месяцев.
В ожидании высочайшего решения, отец Иоанн отправляется в Москву, где занимается сбором средств для продолжения миссионерской работы в русской Америке. В это время духовную поддержку ему оказывал митрополит Московский Филарет, который первым заметил, что в трудолюбивом пастыре есть что-то от апостолов.
По возвращении в столицу ему сообщили о разрешении печатать подготовленные переводы Библии и других религиозных книг, а также об увеличении числа священнослужителей в американских русских приходах. Но радость миссионера омрачила весть о кончине супруги. Митрополит Филарет, убеждал друга принять монашеский постриг, чтобы в ионическом служении обрести утешение.
Иоанн долго сомневался и отказывался от этого предложения, так как на нём лежала ответственность за шестерых детей, оставшихся в Иркутске. Но когда по протекции московского архиерея их взяли на казённое обеспечения, Иоанн решился на постриг. 19 ноября 1840 он принял иночество под именем Иннокентий. На следующий день инок Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита.
Через месяц состоялось его посвящение во епископа новой епархии, в которую вошли территории Камчатки, Курильских и Алеутских островов. Это назначение было утверждено после личной встречи архимандрита с императором Николаем Павловичем. Архиерейская кафедра располагалась в Новоархангельске.
Выехав в январе 1841 г. к месту служения, епископ Иннокентий по пути посетил Иркутск и родное селение Агинское, где его встречали радостные люди, знакомые со священником до его высоко назначения. Добрые напутствия вселили в душу отца Иннокентия уверенность и силу, требующиеся для ведения непростой работы в трудных условиях.
Он прибыл к месту служения в сентябре, и сразу же начал активную деятельность по увеличению числа приходов. Священников, возглавляющих их, архиерей убеждал действовать убеждениями и любовью, а не принуждать и прельщать обещаниями аборигенов. Он также советовал способствовать желанию детей и взрослых детей изучать родную грамоту и русский язык.
Интересно! В результате активной деятельности христианизация населения шла быстрыми темпами. Люди, принявшие христианство, часто являлись свидетелями чудесных событий, которые укрепляли их веру и способствовали обращению к истинному Богу других инородцев.
Служение Иннокентия не ограничивалось общим руководством. Он предпринимал трудные и опасные поездки по территории своей епархии, а ходе которых вёл проповедь, наставлял и призывал к изучению грамоты паству.
В 1850 г. трудолюбивый пастырь получает сан архиепископа. Территория его епархии была значительно увеличена за счёт присоединения к ней Якутской области. Вскоре епископская кафедра была перенесена на материковую часть в город Якутск. Миссионерская деятельность на новой территории проводилась по уже отработанной схеме.
Архиерей лично ездил по епархии, возводя храмы и неся населению Слово Божие. Он изучал якутский язык и переводил на него священные тексты. Через 9 лет в кафедральном Троицком соборе было проведено после богослужение на местном языке. Якуты и тунгусы долгое время считали этот день праздничным.
Постепенно миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия охватывала все более широкие территории. Он стал верным соратником сибирского генерал-губернатора графа Муравьёва в деле освоения и территории Сибири и Дальнего Востока.
В честь архиерейского богослужения станицу Усть-Зейскую переименовали в город Благовещенск. В начале 60-х гг. сюда была перенесена архиерейская кафедра огромной Камчатской епархии. Несмотря на преклонные годы архиепископ Иннокентий продолжал совершать объезды вверенных ему приходов. Но ухудшение физического здоровья заставляло его задуматься об уходе на покой.
Московский митрополит
Планы удалиться от праведных трудов были нарушены в 1867 г. В начале этого года скончался митрополит Московский Филарет. По решению Святейшего Синода его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. Узнав о назначении он целый день провёл в уединенной молитве, размышляя о своей удивительной судьбе.
После этого почтенный старец со смирением отправился к месту своего нового служения. Митрополит Иннокентий по пути к древней русской столице посетил множество русских городов, в том числе родной Иркутск. Он прибыл в Москву в конце мая 1868 г. В ознаменование радостного события над городом разносился колокольный звон.
На следующий день митрополит провёл богослужение в Успенском кафедральном соборе, по окончании которого обратился к собравшимся прихожанам с проповедью. В ней он указывал на то, что он смиренный слуга Господа, дерзнувший занять древний русский престол.
Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, митрополит трудолюбиво нёс служение, которое сочетал с миссионерской деятельности. Он является инициатором создания миссионерского общества, действующего на восточных окраинах империи.
С 1878 г. святитель непрерывно болел. Болезнь не позволила ему присутствовать на заседании Святейшего Синода. В конце марта он принял соборование. Просветитель алеутов отошёл к Господу в 2 часа утра 31 марта 1878 г. Через 5 дней его тело предали земле в Троице-Сергиевой лавре рядом с могилой Филарета Московского.
Почитание
В начале 70-х гг. прошлого века члены Православной Церкви в Америке начали работу по канонизации митрополита Иннокентия. Соответствующее предложение было направлено руководству Русской Православной Церкви. Работа по сбору сведений о праведной жизни святителя и его равноапостольных трудах заняла около 4 лет.
Информация собиралась на родине священнослужителя, территории Алеутских островов и Аляски, а также в Сибири и Дальнем Востоке. 23 сентября состоялось прославление митрополита Иннокентия Московского в лике святителя. Также его называют апостолом Америки и Сибири. Церковное поминовение Божьего угодника совершается дважды в год 31 марта и 23 сентября.
Житие святителя Иннокентия Московского — пример истинного Божьего служителя, путь которого лежал от сына простого пономаря из сибирской глубинки до одного из самых уважаемых архиереев Православной Церкви. Он со смирением и верой принимал все испытания, посылаемые ему Господом, заботясь о своей пастве, как отец печётся о своих детях.
Иннокентий Иркутский: житие святого, день памяти, молитва
9 декабря день памяти Святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1731)
22 февраля Православная Церковь вспоминает обре́тение мощей Святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского (1805)
Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Украина,Черниговский полк— 27 ноября 1731 под Иркутском)
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине ХVI века переселились с Волыни на Черниговщину, где и родился святитель Иннокентий в 1680 или 1682 году году. Получив начальное образование дома, далее, он продолжил обучение в Киево-Могилянской академии.
Окончив в 1706-1708 годах Киево-Могилянскую академию, он вступил в число братии Киево–Печерской Лавры, восприняв иночество с именем Иннокентий и был рукоположён в иеромонаха. Будущий святитель Иннокентий недолго подвизался в Киево-Печерской Лавре.
В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван Стефаном Яворским в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где вначале преподавал словесность, а в 1714 году он был воспроизведен в должность префекта Академии. Преподавал студентам философию, метафизику и нравственное богословие, также наблюдал за учебным процессом и дисциплиной академистов.
В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота.
В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.
14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе “духовной особе, великому господину”, как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам.
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири.
Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.
Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская.
Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием. Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.
По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. “Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день”. 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.
Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году.
С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления совершается празднование иконе Божией Матери “Знамение”. Второй день памяти святителя – 9 февраля.
Тропарь святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
глас 3
Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей// от всех бед и печали.
Кондак святителю Иннокентию, епископу Иркутскому
глас 4
Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския// и молитвенник о душах наших.
Второе обретение мощей Иннокентия Иркутского
Большой любовью и благоговейным почитанием пользуется святитель Иннокентий у Иркутян и жителей области. С тех пор, как 2 сентября 1990 г., вагон с мощами святителя прибыл на иркутский вокзал, и с великим торжеством и радостью мощи были встречены еп. Вадимом, духовенством и мирянами, а затем внесены в Знаменский собор г. Иркутска, множество людей со всех окраин нашей необъятной Родины стекаются сюда для того, чтобы помолиться и воспеть ему хвалу. Многое с тех пор изменилось, много ушло в вечность, и многое заново родилось. Его возвращение произвело за собой множество перемен, как–будто вновь, как в старину, в Сибирь вернулся ее покровитель, заботливый отец и добрый пастырь. И православные чувствуют как покровительствует Иркутской земле великий святой – Иннокентий Иркутский, несмотря на множество невзгод и неприятностей, порой неожиданно обрушивающихся на наш город. И если бы не Его святительские молитвы, то один Господь знает, что бы нас еще могло ожидать.
И как бурно вокруг него кипела жизнь, когда он скромно, по–монашески подвизался здесь, тогда еще в совсем глухой Сибири, заботился о местных жителях, изучая их языки и обычаи, открывал первые школы и строил храмы, терпя при этом большую нужду; так и после ухода его в иную жизнь прославился он многими чудесами от великих своих мощей, и имя его зазвучало на весь мир так, что многие потом еще подвигнутые его подвигами, прославились под именем Иннокентия. Вокруг имени святого кипела жизнь и с ним были связаны все главные события Восточной России и Иркутска, часть города так и называлась – Иннокентьевсткая. Целая череда необычайных и духовно знаменующих для нас событий сопровождало великое второе обретение его чудотворных мощей и воистину необычное их возвращение, сопровождаемое цепью промыслительных событий, связанных с долгожданным опоздавшим поездом, сохраненным от катастрофы Иннокентием.
До 1990 года мощи хранились в одном из подсобных помещений Ярославской церкви Николы Надеина как неизвестные.
![]() | ||
![]() | |
![]() |
![]() |