Иларион Оптинский: житие святого, день памяти, молитва

Преподобный Иларион Оптинский (1805–1873)

Преподобный Иларион Оптинский.

–>1 октября празднуется память Оптинского старца преподобного Илариона.

Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской губернии в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны и был третьим из четверых сыновей.

Мальчик рос тихим и молчаливым, уже с детства чувствовал в себе стремление к иноческой жизни. Первое близкое знакомство с монашеством состоялось у него в 13 и 17 лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры.

Юноша старательно обучался портновскому ремеслу в доме своего отца, решив, что в монастыре эта профессия ему как раз и пригодится. Когда Родиону исполнилось 24 года, семья переехала на жительство в Саратов. Молодой человек руководил здесь целой артелью портных.

С юных лет воспитанный в страхе Божием, строго соблюдавший уставы Православной Церкви, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала на всенощной и Литургии. Кроме того при помощи знакомого диакона Родион Никитич обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные. В те времена в Саратове жило много сектантов и раскольников, и Родион Пономарев стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров.

Позднее, в Оптиной Пустыни, старец вспоминал: «Хотя мы и богоугодно старались жить и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».

Иноческая жизнь уже в ранней юности привлекала Родиона Никитича, а теперь, 33 лет от роду, он серьезно задумался об исполнении своего желания. В течение девяти месяцев паломничал по монастырям Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях. Приехав в Оптину, познакомился со старцами Львом и Макарием, беседовал с ними, после чего принял твердое решение остаться в Оптиной навсегда.

Вернувшись в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, Родион Никитич вскоре отправился в Оптину Пустынь. Из 68 лет своей жизни 34 года он провел в монастыре – половину жизненного пути, отмеренного Богом. 20 лет был келейником преподобного Макария, впитывая всей душой пример богоугодной жизни старца, исполненной любви, смирения, кротости и простоты.

Преданность келейника своему старцу была велика. Однажды экипаж преподобного Макария, отлучившегося из обители, опрокинулся в ров, а сам старец получил вывихи и сильные ушибы. Отец Иларион в это время очень болел, но, получив печальное известие, не заботясь о себе самом, немедленно поспешил с врачом к своему духовному отцу, проехав около 300 верст на перекладных по плохой осенней дороге. И старец любил и ценил своего келейника.

Отец Иларион много трудился, на сон тратил не более четырех часов в сутки. Справившись с обязанностями келейника, в часы общего отдыха братии, на заре, он любил работать в саду: прививал деревья, ухаживал за яблонями, сажал цветы. Его стараниями скит превратился в цветущий сад. По благословению старца он также завел домашнюю аптечку и часто исполнял обязанности фельдшера среди братии. Поздней осенью и зимой, когда сад спал, искусно делал ложки.

Преподобный Иларион Оптинский.

–>Внешние труды заметны были всем инокам обители, а внутренние труды, духовный рост шли неприметно под руководством великого старца Макария, который прозорливо видел в нем своего преемника, будущего старца. В последние дни своей предсмертной болезни он вручил духовному руководству отца Илариона многих своих духовных чад. После смерти старца, в 1863 году, преподобный Иларион вступил в должность скитоначальника и духовника обители.

Преподобный Иларион был искусным духовным лекарем. Учил страждущих пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таилась причина душевной болезни. Если же посетитель почему-либо не мог вспомнить, то старец сам на исповеди искусными вопросами уяснял, в чем дело, и вызывал на воспоминание о нераскаянном грехе.

Глинский схиархимандрит отец Иоанн (Маслов) замечал, что преподобный Иларион «обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца».

Любовь старца к страждущим была безгранична. Как-то к нему попала на исповедь душевнобольная, из уст которой лилась грубая, непристойная брань. Не обращая на это внимания, преподобный Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страдала. «Вы бы ее, батюшка, оставили, коль она такая», – заметил кто-то, на что преподобный Иларион ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!»

Одна сорокалетняя крестьянка Одоевского уезда рассказывала, что в продолжение многих лет сильно страдала припадками, которые сопровождались судорогами, криком на разные голоса, бранью. Больная обнаруживала такую неестественную силу, что несколько мужчин не могли ее удержать. Как всегда, так и в этом случае, старец исповедал ее во всех грехах, особенно нераскаянных, и вот благодатною силою таинства покаяния она получила через старца совершенное исцеление.

Один купец из Тульской губернии более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем ни ночью не давали ему покоя, он несколько уже раз подумывал о самоубийстве, и этого очень страшилось всё его семейство.

Старец несколько раз подолгу с ним говорил и нашел у него затаенный грех, который он не объяснил священнику, сомневаясь в прощении его. Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, – и купец на исповеди принес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Святых Таин. При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом, теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и произошло: купец совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

Другой молодой купец два года также был одержим манией преследования, доводившей его до безумия. Он избегал людей, бродил с блуждающим взором, произнося бессмысленные слова. Старец Иларион долго занимался с ним и из расспросов понял, что главная причина болезни была вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал его оставить злобу и испросить у отца прощения, доказывая, что только после этого он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Наконец купец согласился, покаялся, его душа очистилась покаянием, и мир водворился в ней.

Духовная дочь старца вспоминала: «Будучи однажды в Оптиной пустыни, я видела одну женщину, которая мне с благоговением рассказала следующее: семнадцать лет уже не было у нее детей; жили они с мужем достаточно, но сильно горевали, что не имели детей. Пришла она со своим горем к батюшке отцу Илариону, он ей благословил сходить в 3адонск и, кажется, в Воронеж и прибавил: “А на будущий год придешь сюда с ребенком”. И как раз в мае, через год, она пришла к батюшке с сыном, которого я видела уже трехлетним».

Духовный сын старца свидетельствовал: «Неоднократно я замечал, что батюшка, желая мне что-нибудь сказать на пользу, по смирению своему высказывал это не прямо, а в форме предположений или советов, так что сначала я не обращал на это внимания.

Но когда я заметил, что все такие его советы стали сбываться и некоторые даже и через несколько лет, то я стал на лету замечать каждое его слово. Я по возможности старался сохранять его слова в своей слабой памяти в полной уверенности, что это рано или поздно сбудется или что я должен буду этими советами руководствоваться при каком-либо ожидающем меня искушении или обстоятельстве».

Старец учил духовных чад неосуждению, смирению и самоукорению. Как-то раз двое поссорившихся иноков попросили старца позволить им лично между собой перед ним объясниться для прекращения ссоры. Выслушав доводы каждого, отец Иларион сказал: «Из слов ваших выходит, что вы оба правы…» Каждый по-прежнему стоял на своем. Тогда старец, видя их непреклонность к примирению, сказал им: «Ну, не ожидал я от вас таких плодов. Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению». И, к изумлению спорящих, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Таким неожиданным поклоном своего наставника иноки были глубоко тронуты, осознали свое самолюбие и виновность и просили старца простить их, обещая положить начало своему исправлению.

Отец Иероним, келейник старца, вспоминал: «Батюшка старался между братиями поселить любовь и единодушие и уврачевать от страстей приходивших к нему – как мирских, так и монашествующих, и никто не уходил от него, не получив пользы. Часто случалось, что не щадя себя, старец и малые часы отдыха своего отдавал на пользу ближним, чрез что незаметно терял свои силы и приближался к концу своей жизни».

Наступила весна 1873 года. 4 марта преподобный Иларион отслужил свою последнюю Литургию. Вернувшись в келью, сказал: «Никогда так не уставал, должно быть, пришел конец мой». 9 марта он принял пострижение в схиму с сохранением имени Иларион. Несмотря на болезненную слабость, бессонницу, постоянную одышку, переходившую по ночам в удушье, на сильные боли, старец до последнего утра своей жизни ни разу не оставил исполнения положенных в скиту молитвенных правил.

На рассвете 18 сентября 1873 года старец Иларион тихо и мирно отошел ко Господу. Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день кончины старца прояснилась.

В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Сми­ре­ние есть од­но неп­ре­о­бо­ри­мое ору­жие про­тив всех коз­ней вра­жи­их, но дос­ти­же­ние до оно­го не­бе­ст­руд­но, а па­че в ми­ре жи­ву­щим и не­пос­тиж­но. Вы же хо­тя и уко­ря­е­те се­бя сло­ва­ми, но оным нель­зя дать ве­ры, ког­да не стя­же­те ис­тин­но­го сер­деч­но­го сми­ре­ния.

оптинские
книги

Расписание Богослужений

пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ И БОГОНОСНОМУ ОТЦУ НАШЕМУ Илариону, СТАРЦУ ОПТИНСКОМУ

Егоже краегранесие: Иларион старец поется верно

Предназначен для келейного чтения Скачать в DOC

Находится на рассмотрении в Комиссии по акафистам при Издательском Совете Русской Православной Церкви

Кондак 1

И збранному пастырю овец Христовых, ревностному прогонителю мысленных волков, богомудрому старцу Оптинскому, похвальная принесем пения. Ты же, отче, избави стадо твое от грехопадений лютых, и на пажити благодати воспитай тебе зовущия:

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Икос 1

Ликования пасхальнаго исполнил еси матерь твою, отче Иларионе, егда родился еси от нея в нощь светозарнаго Воскресения. Темже знамением сим Господь откры яко душа твоя не имать вкусити смерти во веки. Мы же в сени смертней живущии сице тебе вопием:

Радуйся, плоде пасхальныя радости.

Радуйся, чадо светозарнаго дне.

Радуйся, родителем твоим блаженства ходатаю.

Радуйся, присным твоим верный предстателю.

Радуйся, прежде смерти мертвым вменился еси.

Радуйся, прежде воскресения со святыми вселился еси.

Радуйся, нечувствие яко камень гробный от сердца твоего отваливый.

Радуйся, светлоангельским гласом совести душу твою просветивый.

Радуйся, страстей умерщвление.

Радуйся, добродетелей возрождение.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 2

Апостольски поревновал еси о вере православной, отче преподобне, егда в саратовский край вселился еси, идеже раскольников множество бяху, ты же тьму лжеучения их православными догматы просветил еси, Богу в Троице славимому непрестанно взываяй: Аллилуия.

Икос 2

Ревностию Ильиною разжеглся еси, отче Иларионе, и чистоту правыя веры уяснил еси, студных же лжеучителей предал еси праведному суду. Мы же чудящеся о таковей любви твоей к чистоте учения Церкве Христовы сице тебе вопием:

Радуйся, пламеню ревности Божественныя.

Радуйся, источниче отеческаго учения.

Радуйся, столпе непоколебимый еретическими ветрами.

Радуйся, ловитво искусная на раскольническое собрание.

Радуйся, лжеименное знание разсекаяй яко паучину.

Радуйся, православное учение источаяй яко пучину.

Радуйся, мечу обоюдоострый Божия Слова.

Радуйся, стрело огненосная Церковнаго глагола.

Радуйся, правомыслящих утверждение.

Радуйся, лжемудрствующих посрамление.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 3

Иноческому житию восхотел еси подражати, отче Иларионе, темже в Оптину пустынь к богомудрым старцам притекл еси, иже видяще тя благочестием светло украшенна, Богу благодарне воспеша: Аллилуия.

Икос 3

Оставль все земное попечение, Ангельскаго звания сподобился еси прияти от ангелоподобных старцев святых, от нихже и ангельскому деланию научился еси, како Богу подобает работати. Мы же вящему твоему преуспеянию чудящеся сице тебе вопием:

Радуйся, житию Ангельскому подражателю.

Радуйся, вышния светлости взыскателю.

Радуйся, страстей земных отсечение.

Радуйся, заповедей святых хранение.

Радуйся, быстрокрылый послушниче Льва и Макария.

Радуйся, скорбям Амвросиевым благосострадание.

Радуйся, ликостоянию Ангельскому причастниче.

Радуйся, иноческих борений подвижниче.

Радуйся, ангеломонашеский воине.

Радуйся, небомудренный человече.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 4

Наставники себе избрал еси богомудрых старцев оптинских, иже молитвами своима и богоподражательным житием вдохнувша в тя дарования многия. Ты же яко богоприятный сосуд явился еси отче Иларионе, благодарными гласы поя Христу: Аллилуия.

Икос 4

Старчества чреду приял еси, отче Иларионе, от богоумудренных старцев оптинских Льва и Макария, имже со Амвросием верно послужил еси и дара благодати сыноположения сподобился еси, сего ради вопием ти:

Радуйся, сосуде благодати неизреченныя.

Радуйся, сынолепная чреда старческаго служения.

Радуйся от силы восходяй в силу.

Радуйся, многими дарами душу украсивый.

Радуйся, сотрудниче Амвросию на ниве духовней.

Радуйся, Льва и Макария отрасль благоплодная.

Радуйся, незабвенное памятование отеческих наставлений.

Радуйся, светоносная свеще старческих изречений.

Радуйся, яко колесница восшел еси от земли на небо.

Радуйся, яко милоть Ильину приял еси старческое служение.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 5

Тьму разсеял еси греховную отче Иларионе, совести светильник вжег внутрь души твоея, юже уяснила есть благодать Всесвятаго Духа. Сего ради откровенным лицем на славу Божию взираяй, Богу просветившему тя благодарне воспел еси: Аллилуия.

Икос 5

Адаманта твердейши вера твоя явися отче Иларионе, еюже мудрования раскольническия яко идолы сокрушил еси, и честнейши злата бысть душевная твоя доброта, яко многи таланты от Бога приял еси. Сего ради яко евангельскаго купца тя похваляем сице:

Радуйся, возделывателю Христова винограда.

Радуйся, надежде преисполненная отрады.

Радуйся, тружениче понесый зной и дневный вар.

Радуйся, усугубивый от Бога данный ти дар.

Радуйся, точило евангельскаго слова.

Радуйся, вино утешения Христова.

Радуйся, премудрый купче стяжавый духовный бисер.

Радуйся, добрый торжниче умноживый сребро господина.

Радуйся, егоже ради обнища сокровища ада.

Радуйся, егоже ради исполнися житница слова.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 6

Рачитель был еси преданий отеческих и монашеских уставов верный последователь явился еси, сего ради якоже точное мерило весов житие твое показал еси отче Иларионе, неуклоняяся ни на десно ни на шуя от преданий отеческих, Богу отцев твоих благодарно поя: Аллилуия.

Икос 6

Евангельское отче любомудрие стяжал еси и око ума твоего соблюл еси чисто по слову Христову, сего ради от греховныя тьмы избавил еси ослепленных душевныма очима, иже воспеша тебе похвалы сицевыя:

Радуйся, невидимых вещей видение.

Радуйся, забытых грехов обнаружение.

Радуйся, светильниче душевную тьму просвещаяй.

Радуйся, от прелести вражия нас избавляяй.

Радуйся, непорочныя совести гласе.

Радуйся, осенение мудрости в Божием страсе.

Радуйся, чистое зрение глубины душевныя.

Радуйся, познание ясное ея устроения.

Радуйся, имже свободу от грехов улучаем.

Радуйся, имже души Христу обручаем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 7

Целомудрие душа твоя стяжа отче Иларионе яко одежду ангельскую, и многими добродетельми душу твою окрылил еси. Сего ради ангелоподобную жизнь показал еси учеником твоим преподобне, ангельски Христа славословя: Аллилуия.

Икос 7

Постом очищся преподобне, и веры щитом вооружил еси себе, молитву непрестанную яко меч обоюдоострый восприим, враги невидимыя силою Божиею победил еси. Сего ради победныя венцы приносим и сице тебе поем:

Радуйся, правды поборниче.

Радуйся, лжи искоренителю.

Радуйся, крепость пороков разрушаяй.

Радуйся, дом добродетели созидаяй.

Радуйся, монашеских чинов славо добропобедная.

Радуйся, инокующим в бранех скорое вспоможение.

Радуйся, ратниче Христов диавола побеждаяй.

Радуйся, Ангелов в помощь нам призываяй.

Радуйся, яко тобою венец победы улучаем.

Радуйся, яко тобою отдохновение от браней приемлем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 8

Очистив сердце от страстей, евангельский нрав стяжал еси, отче Иларионе. Сего ради благодати сосуд избранный явился еси Всесвятаго Духа, Егоже действом светло украсил молитву твою, неизглаголанно взываяй ко Христу: Аллилуия.

Икос 8

Елеем доброделания отче богомудре светильник неугашен соблюл еси души твоея, во тьме греховней выну святяй и паству твою к Свету невечернему привлекаяй сказанием светлых твоих поучений, в нихже наставленнии возопиша тебе сице:

Радуйся, богогласная пастушеская свиреле.

Радуйся, богомудрое в добродетелех наставление.

Радуйся, прогнание мысленных татей.

Радуйся, ограждение от соблазнов братии.

Радуйся, цевнице движимая духоносными реченьми.

Радуйся, псалтире гласяй божественныя откровения.

Радуйся, лиро отеческих преданий.

Радуйся, кимвале раскольники устрашаяй.

Радуйся, языче медоречивый.

Радуйся, уста сладкоглаголивыя.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 9

Труд подъял еси непрестанного о Господе трезвения и чистоты ума твоего от помышлений суетных охранение. Сего ради молитвою умною взыскал еси Господа Иисуса в клети сердечней, непрестанно взывая к Нему: Аллилуия.

Икос 9

Сладким именем Иисусовым распалил еси душевную твою доброту, яже пламенем любве Божественныя возгореся в твоем сердце. Сего ради любвеобильне приимал еси приходящих к тебе отче Иларионе, темже утешеннии и наставленнии в вере возопиша к тебе глаголюще:

Радуйся, пламеню веры апостольския.

Радуйся, теплото любве Иисусовыя.

Радуйся, оледеневшая сердца воспламеняяй.

Радуйся, пламень страстей остужаяй.

Радуйся, чистых созерцаний молние.

Радуйся, сердца сокрушаяй громе.

Радуйся, яко твердь сердечную просветил еси трезвением.

Радуйся, яко тучи помыслов прогоняеши молитвою.

Радуйся, егоже ради имя Иисусово призываем.

Радуйся, егоже ради Ангельскому деланию подражаем.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 10

Яко от источника приснотекущаго, дарования твоя источаются отче предивне: овех убо от лампады помазанием исцелял еси, овех на источник посылал еси очиститися, овем грехи забытыя яко корень болезни открывал еси прозорливыма твоима очима. Темже вси от целебных твоих струй насладившиися благодарно поют Христу: Аллилуия.

Икос 10

Веры чистоту соблюл еси отче Иларионе и глубину догматов ясно познал еси, сего ради яко студенец чистыя воды явися житие твое жажду верных утоляющее. Мы же в пустыне страстей зноем соблазнов палимии, притекающе к тебе вопием:

Радуйся, кладезю отеческаго предания.

Радуйся, целебных струй излияние.

Радуйся, водоносец исполнь божественнаго утешения.

Радуйся, алавастр мирра непритворнаго смирения.

Радуйся, яко пучиною слез грехи наша потопляеши.

Радуйся, яко радостотворным плачем души наша оживляеши.

Радуйся, источниче приснотекущего веселия.

Радуйся, совести нашей с Богом примирение.

Радуйся, корень злобы изсушаяй.

Радуйся, свет веры источаяй.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 11

Елеем милости твоея помажи нас отче Иларионе воспевающих твоя славныя и добропобедныя подвиги, имиже украсися обитель твоя, и подаждь нам победы над страстьми и грехми благодатию Божиею, яко да возвеличим Христа просветившего тя, вопиюще Ему: Аллилуия.

Икос 11

Разлучение души от тела приял еси добльственне отче Иларионе, подъемшу тебе подвиг болезни и поста, тридесят и три дни ничтоже вкушал еси токмо нетленную пищу — Тело Христово Имже освятился еси и в руце Божии дух твой предал, нам же оставил еси тело твое яко источник священия, к немуже притекающе сице тебе вопием:

Радуйся, кивоте содержаяй святыню.

Радуйся, сокровище духовныя благостыни.

Радуйся, обителище Духа Всеосвящающаго.

Радуйся, дароносице Святыя Тайны содержащая.

Радуйся, врачевателю смертных болезней.

Радуйся, искоренителю страха смерти.

Радуйся, яко в нетления красоту облеклся еси.

Радуйся, яко чудесами раку твою украсил еси.

Радуйся, имже от смертных грехов свобождаемся.

Радуйся, имже к вечной жизни привлекаемся.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 12

На небеси обрел еси себе воздаяние отче Иларионе, от Христа Бога венец безсмертия приимь, зриши тамо красоты райския и лицезрения Самаго Господа Иисуса наслаждаешися. Темже помяни ны на земли тебе пения приносящия, да избавльшеся от всех зол твоим предстательством благодарно Христу возовем: Аллилуия.

Икос 12

Оптинскаго старчества явился еси поборниче отче Иларионе, на земли путь отцев соблюл еси и предание сохранил еси яко зеницу ока, отонудуже и светиши нам сущим в греховней нощи. Мы же яко путеводную звезду тя стяжахом, благодарно тебе вопием:

Радуйся, имже тьма раскола прогнася.

Радуйся, имже свет православия сияет.

Радуйся, догматов веры солнцезрачное блистание.

Радуйся, добродетелей духа небо многозвездное.

Радуйся, вес и мерило точнейшего разсуждения.

Радуйся, кристалловидная чистото сердечнаго трезвения.

Радуйся, союзе совести и Духа Всесвятаго.

Радуйся, непримиримая враждо на еретическое собрание.

Радуйся, яко тобою забытая грехи наша напоминаются.

Радуйся, яко тобою тайная сердца нашего очищается.

Радуйся, Иларионе, пастырей изрядное украшение.

Кондак 13

О, богомудре отче наш Иларионе, совести светлейший светильниче, помраченная наша сердца просвети светом богопознания, да узревше в нас живущий грех, яко покрывало тьмы, возопиим сущему в нас пребывающему Христу: Светодавче Боже, просвети тебе поющия: Аллилуия.

(Сей кондак глаголи трижды и абие 1 икос и 1 кондак)

Молитва ко преподобному отцу нашему Илариону:

О , Богомудре отче наш Иларионе, веры православныя истинный поборниче и крепкий молитвенниче о душах наших пред престолом Святыя Троицы! Ты ревностию зельною о вере православней распалився еще от юности твоея, явился еси яко страж неусыпный Церкви нашей, от расколоучителей храня паству ея. Ты якоже Илия древле, ревнуя поревновал еси о Бозе твоем, и студных лжеучителей предал еси праведному суду. Ты многия души спасл еси от погибельнаго заблуждения, и прельщенныя к разумению истины привел еси. Темже за правоту сердца твоего даровася ти от Бога благодать обильная исцелений и врачеваний, яко и дуси нечистиии не можаху терпети тя, и от страждущих удаляхуся. Ты и ныне, отче, яко жив сый, призри на паству твою и посети ю, и лукавыя наветы духов разори твоим предстательством. И разумы наша просвети, еже не внимати нам духовом обольстительным, выну всевающим в нас вражду, и нестроение, и разногласия, имиже разоряется Церковный мир и единодушие братии. Ей, отче, подаждь нам здравие душевное и телесное, совесть чисту и жительство незазорное. Испроси у Господа мир и благоденствие стране нашей и людем ея, веры правыя утверждение, и еретичествующих низложение, да укрепит святую Церковь русскую и обители твоей духовное возрождение дарует, во еже пети и прославляти великолепое и достопокланяемое Имя единосущныя и нераздельныя Троицы, Отца, и Сына и Святаго Духа, во век и в век века. Аминь.

Ина молитва ко преподобному отцу нашему Илариону, в граде Саратове составленная:

О , священная главо, преподобне и богоносне отче наш Иларионе, Оптинския обители украшение и саратовския земли похвало! Ты во дни земнаго жития своего никаго же приходящего к тебе отреяваяй, всем бо во благо бысть видение лица твоего и общение с тобою: страждущим явился еси помощник, скорбящим утешитель, ищущим Истины во всем учителю преизрядный. К сим же и дар во всяких недоуменных обстоятельствах вразумления, во всем благаго научения и телесных и душевных недугов врачевателя обильно в тебе явися. Ныне, на небесех Владыке всех предстоя и в почтенном Соборе всех оптинских старцев светло торжествуя, душа твоя светло веселится. Обаче, аще светлая душа твоя ныне на небесех престоит, рака же мощей твоих ныне с нами пребывает, яко источник благодати многотекущий. К сим же и молитвами твоими, святый отче, в славной обители Оптиной ныне пребываеши, в ней же преславно в житии своем подвизался еси. Сего ради молим тя: отче святый! Не остави нас, грешных, своим славным ходатайством у Христа Бога нашего. Буди каждому во всяком деле благом помощник преизрядный и во всяком добром начинании молитвами твоими споспешник. Сохрани нас от лукавых соблазнов суетного века сего, иже тщатся православную веру в стране нашей истребити и духом льстивых учений народ наш от Истины отвратити. Буди нам воистину пастырь добрый и учитель преизрядный, наставляя нас в Истине Православия непреткновенно ходити и верныя чада Православныя Церкве быти. Сохрани страну нашу и народ наш от всякого злаго обстояния, враги Церкве Христовой воздвизаемаго. Како и во дни земнаго жития твоего, буди всем вся: падающих воздвизаяй, малодушных утешаяй, немощных укрепляяй, неразумных и увлекшихся лживыми учениями века сего от лжи отвращаяй и на путь Истины наставляяй. Наипаче же в час кончины нашея споспешествуй нам на горьких мытарствах наших, да беспреткновенно прейдем от земли на небо и тамо со всеми святыми прославим Творца и Бога нашего Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Материю и со всеми святыми во веки веков. Аминь.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные статьи

Иларион Оптинский: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление»

Он верил, что все недуги излечимы. Нужно лишь попросить прощения у недругов

Из 68 лет жизни половину он отдал Оптиной пустыни — начав там как простой монах и став старцем, за советом к которому ехала вся Россия. 1 октября Православная церковь вспоминает преподобного Илариона Оптинского. Его называли «прозорливцем» и «исцелителем», а он всего лишь верил, что нужно жить в ладу с миром и с собой — и тогда здоровье придет само.

Он родился в пасхальную ночь 1805 года в Воронежской губернии. Будущий подвижник был третьим сыном в семье портного, а при крещении получил имя Родион.

Житие сообщает: был Родион тих нравом, а телом неловок — эта неловкость отвратила его от игр со сверстниками, и он большую часть времени проводил дома, помогая отцу в его работе. Видя его склонность к затворничеству, мать была уверена, что Родион пойдет в монахи.

Показателен случай из его детства: однажды Родион собирал ягоды в лесу и нашел поляну с множеством нетронутых ягод. Он стал звать других деревенских детей, а его мать воспротивилась: «Не зови их, сами будем рвать». На это Родион отвечал: «Почему же? Ведь Бог для всех создал ягоды, не для нас одних».

В возрасте 33 лет Родион совершил путешествие по России, выбирая для себя ту обитель, которая подошла бы ему для пострижения. Он побывал на Соловках и в Сарове, на Валааме и в Суздале, но только в Оптиной пустыни — монастыре близ Козельска (современная Калужская область) — дух его успокоился. В 1839 году его приняли на жительство в обитель, а затем постригли в монахи под именем Иларион.

Решение уйти в монастырь зрело в нем в течение многих лет. Юношей Родион переехал из-под Воронежа в Саратов, стал начальником портновской артели, и родители уже подыскивали ему невесту. Но судьба распорядилась так, что невеста его скоропостижно скончалась, а к новой не прикипело сердце. Вместо этого Родион нашел себя в миссионерстве. Саратов был центром раскольнического движения, и через беседы юноша убеждал староверов принять православие. Причем получалось у него это так удачно, что в епархии учредили миссию для обращения раскольников.

Будучи уже почтенным старцем, Иларион так вспоминал то время: «Хотя мы и богоугодно старались жить, и казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, — что монахи лучше нас живут».

В Оптиной пустыни Иларион стал келейником старца Макария — это послушание он исполнял более 20 лет. По преданию, духовные чада Макария спросили у него перед смертью: «На кого ты нас оставляешь, отче?» Тогда Макарий позвал Илариона и сказал ему: «Не оставь моих чад». Иларион сопротивлялся, говорил, что он недостоин и не готов, но Макарий был тверд. «Не оставь их!» — повторял он. После этого ученики старца поклонились Илариону в ноги, тем самым признавая в нем своего нового учителя. После смерти Макария Иларион сделался духовником обители.

В Оптиной пустыне старца Илариона называли прозорливым — за то, что он порой, даже не зная пришедшего, мог перечислить обстоятельства его жизни и предвидеть, что с ним будет. Хотя старец стремился скрыть этот дар, но молва о нем разошлась как в самой Оптиной пустыни, так и среди многочисленных паломников, прибывавших к старцу за советом.

Житие преподобного Илариона приводит следующий случай: овдовел один молодой человек из купеческой семьи и задумал жениться второй раз. Брат его ехал в Оптину пустынь, и тогда вдовец просил его сходить к старцу Илариону и испросить благословения на второй брак. Иларион на это ответил: «Скажи брату, пусть он погодит еще годок, да приедет к нам, и мы посмотрим, не годится ли он нам». Вдовец не послушался, женился, а через несколько месяцев его новая жена тоже умерла — тогда он собрался и поехал в Оптину пустынь сам. Иларион встретил его словами: «Что? Не послушался? Вот тебе и женитьба!» Пробыв у старца несколько дней, вдовец решил остаться в обители и пойти в монахи.

Много приводили к старцу людей, страдающих различными недугами. Иларион говорил, что причины большинства болезней кроются внутри самого человека — это семейные раздоры, гнев или обида на других, грехи, в которых человек не раскаялся.

Для излечения старец часто советовал всего лишь помириться с человеком, испросить у него прощения, молиться за него и покаяться на исповеди. По свидетельствам паломников, приходивших к старцу, другого лечения им, как правило, уже не требовалось: начав жизнь добродетельную, освободившись от того, что их тяготило, они чувствовали, что недуги отступают.

Весной 1872 года старец Иларион отслужил свою последнюю литургию и слег. Он болел более года: когда в августе 73-го его приехала навестить одна из учениц, он отмерил себе жизни еще на четыре недели. 18 сентября 1873 года старец скончался.

Житие говорит о том дне: «Погода, бывшая до того пасмурной и дождливой, в день Его кончины прояснилась. При перенесении тела старца в монастырь было так тихо, что не погасла ни одна свеча».

В 1996 году преподобного Илариона причислили к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года прославили для общецерковного почитания. Его мощи покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

В одном из своих последних писем старец наставлял тех, кто останется жить после него: «Молитесь друг за друга, и придет исцеление. Несите тяготы друг друга, и будет между вами мир».

В подготовке материала использован текст жития преподобного Илариона Оптинского, материалы сайта Оптиной пустыни — www.optina.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Преподобный Лев Оптинский

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Прп. Лев и его молитва о самоубиенных и умерших некрещеных

Преподобному Льву, старцу Оптинскому, молятся обо всех житейских нуждах, на всякую потребу — в болезнях и душевных мытарствах, а также при ослаблении веры и в поисках смирения. Но есть у этого святого и особенный дар – молиться о душах людей, самовольно ушедших из жизни и о умерших некрещенными. Старец составил краткую молитву, которую благословлял читать родственникам таких людей келейно.

Молитва:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин) старец Оптиной пустыни

Как тяжела для нас смерть близкого человек, а смерть самоубийцы несказанно тяжелее, так как она лишает родственников последнего утешения — надежды на спасение души несчастного. Нет возможности отпеть, нет возможности помолиться в храме о бедной душе… Но и тут Господь дает возможность потрудиться близким людям ради умершего: подать милостыню нуждающимся и помолиться домашней молитвой, или, говоря по-церковному, «келейно».

Житие

В 1768 году родился Лев по фамилии Наголкин по отчеству Данилович. Родился мальчик в Орловской губернии. Многое указывает на то, что появился он на свет в бедной семье, так как не получив должного образования с младых лет Лев вынужден много работать. В основном, его работа была связана с разъездами по разным городам, куда он возил прядильное волокно пенька и конопляное масло.

Полезные материалы

Лев был очень общительным молодым человеком, смекалистым, с пытливым умом, отмечалась его честность и напористость. Он быстро обзавёлся хорошими связями и знакомствами. Лев много работал, не отказывался от дальних поездок и с лёгкостью выполнял поручения купца по фамилии Сокольников. Купец увидел в своём работнике перспективного молодого человека, способности которого были, казалось, безграничны.

Лев мог договориться о самой невероятной торговой сделке. Увидел это купец и понял, что с таким мужем его дочь не пропадёт и решает князь-купец сделать своего приказчика своим зятем. Но, не смотря на всю предприимчивость и хваткость в торговом деле, Лев уже точно знает, что предначертана ему другая дорога и от женитьбы отказывается.

Уход из мира

Незадолго до своего тридцатилетия, в 1797, он оставляет все свои дела и отправляется в Введенскую Оптину пустынь, чтобы поступить в монастырь. Оказался он здесь во время восстановления обители после упадка. Лев стал очень смиренным послушником и взялся за самые тяжёлые в обители труды. И так как он обладал богатырской силой и здоровьем, то однажды, вдвоём, с другим послушником, за несколько часов выкопал большущий ров, который требовался для строительства здания, к слову сказать, в обители для этого дела хотели нанять более десятка человек.

Послушания были очень тяжёлыми, но делал Лев всё с лёгкостью, как будто не замечая усталость. Через много лет он расскажет, что подорвал своё здоровье в самом начале своего монашеского пути. Кроме этого всю жизнь Лев прихрамывал – это ему осталось в память о временах работы в приказчиках.

Не смотря на трудовые подвиги его душа стремилась к подвигам духовным. Лев молился, боролся со страстями и стяжал добродетельность, но желание совершенствоваться в божественных знаниях подтолкнуло его перейти в другую обитель — он отправился в Брянский уезд, в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую мужскую пустынь. Там, в 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество с именем Леонид. Здесь о.Леонид запомнится своим невероятным смирением.

Преподобный Лев Оптинский

Через 3 года настоятель обители решает оставить свою должность. В таких случаях братия должна избрать нового настоятеля. В тот момент, когда жители общины собрались обсудить данный вопрос, отец Леонид решил, что и без него справятся, и пошёл исполнять послушание. И братия решила… О том, что о.Леонид стал настоятелем, он узнал за приготовлением квасного напитка.

Встреча с духовным наставником

Перед назначением на должность отец Леонид отправляется в Чолнский монастырь, к архипастырю. И именно здесь у отца Леонида случается судьбоносная встреча с отцом Феодором, который был истинным подвижником наивысшей духовной жизни, чего отец Леонид так жаждал и искал. Старец Феодор знал толк в молитве, цитировал древние писания подвижников и аскетов, владел рукописями различных свято отеческих творений, сделанных старцем Паисием. Отец Леонид сразу понял, что старец Феодор это тот человек, которому хочется вверить свою жизнь. Постов, послушания и молитвенных подвигов отцу Леониду было уже недостаточно для того, чтобы в полной мере пребывать в духовном росте.

Когда о.Леонид был утверждён настоятелем Белобережской пустыни, то пригласил старца Феодора пожить в обители. Старец Феодор получил возможность большего уединения, а отец Леонид обрёл духовного наставника. Известно, что монахи не расстанутся до самой смерти старца Феодора — отец Леонид станет абсолютным послушником старца.

Свои дела в настоятельстве о.Леонид вёл с простотой, не любил ничего искусственного и льстивого, с лёгкостью мог рассмотреть в любом человеке всё настоящее и напускное. Всегда был откровенен, прямолинеен, а иногда даже резок, но это было не от того, что он был гневлив, это требовалось для того, чтобы обратиться к душе человека для встряски. Будучи в начальниках о.Леонид тяготился руководством и через 4 года он снимает с себя настоятельство.

Вместе со старцем Феодором селится в келье, которую братия построили для них подальше от всех. Для духовных совместных подвигов с ними стал жить старец Клеопа и здесь же, отец Леонид келейно был подстрижен в схиму с именем Лев. Но, не смотря на удалённость, к келье старцев совершались паломничества, и монахи снова решают переехать. В этот раз они отправляются на север, в Валаамский монастырь.

Приехали старцы на Валаам в 1811 и стали жить во Всесвятском скиту. Место там было спокойное, безлюдное, от мирских удалённое, за что старец Феодор и о.Леонид невероятно благодарили Бога. Но и тут старцы обретают славу мудрецов и провидцев и к ним снова потянулись люди, теперь уже из числа братии, которым тоже не хватало опытных и духовных наставников.

Известен случай, когда на Валааме старцы столкнулись с искушением настоятеля игумена Иннокентия, который в их бескорыстном труде увидел алчность и желание занять руководящие позиции при монастыре. Разбирательство дошло до митрополита, были учинены допросы, но Высокопреосвященнейший был покорён добродетелями старцев, что нарекания в этом деле получила обвиняющая старцев сторона. Не смотря на то, что истина восторжествовала, старцы, не желая жить в разбирательствах и душевной тесноте, решают покинуть и Валаам, теперь уже вдвоём, отец Клеопа на острове скончался.

Теперь старцы отправились в Александро-Свирский монастырь, шёл 1817 год. В этом монастыре старцы прославились тем, что предсказали приезд в обитель царя. В 1820 у Александра I было путешествие по северным уделам, а Александро-Свирский монастырь посещать не собирался, но увидев на дороге указатель к монастырю и расспросив знающих людей царь решает побывать в обители, где, как он успел выяснить, живут мудрейшие старцы.

В 1822 году Лев Оптинский навсегда потеряет своего духовного наставника, старец Феодор отправится ко Господу. После этого отец Лев желает с учениками уйти из обители, как завещал ему его духовный наставник, но его не отпускают.

Преподобный Макарий (Иванов), старец Оптиной пустыни

Только в 1828 году он переходит в Площанскую пустынь, где встречается с будущим оптинским старцем Макарием (Ивановым), который станет его верным учеником и с сомолитвенником.

Первый оптинский старец

В 1829 году с несколькими учениками, среди которых будущий знаменитый святитель Игнатий (Брянчанинов), старец переходит в Предтеченский скит Оптиной Пустыни, куда его давно звали и епископ Филарет (Амфитеатров) и настоятель Моисей, который желал, чтобы в обители жил старец. Когда старец появился, ему было отдано духовное руководство над братией.

Селится старец в отдалённом скиту, вблизи монастырской пасеки, чтобы все посетители (включая женщин) могли общаться с мудрым старцем. Жизнь в скиту была благоговейной и вся братия находилась в глубоком смиреиии – послушники не желали оскорблять друг друга не только словом, но и взглядом. На общие послушания выходили все и старенькие и новенькие послушники – благой пример старших был очень заразителен для новоявленных монахов. По выходным и праздничным дням встречались в домике на пасеке у о.Льва для того, чтобы вместе попить чая. Но, а для открытия помыслов, получения наставления и разъяснения возникших вопросов, к старцу на пасеку братия ходила ежедневно перед отходом ко сну.

Лев Отпинский в те годы очень заботился о духовном росте всех насельников монастыря, и всех мирских, кто приезжал к нему за советом и благословением. Больше всего прочего старец поучал всех смирению. Очень много времени он отдавал служению ближним. Кушал самую простую пищу, спал около трёх часов в сутки, любил рукодельничать. Иногда при приёме посетителей он плёл цветные пояски, которые потом с благословением раздавал. Любил также петь, негромко, церковные песнопения, а находясь в одиночестве творил Иисусову молитву.

Сколько бы вокруг него не находилось народа, его ум и сердце никогда не отлучались от Господа. И не смотря на то, что надо было много времени уделять посетителям и братии, старец продолжал много молиться.

В два часа после полуночи начиналось утреннее правило, далее ранняя обедня, вечернее, же, молитвенное правило начиналось с девятого часа, двенадцати избранных псалмов, с тремя канонами (Господу, Богородице и Агелу-хранителю), а также акафистом, положенным в этот день. Старец всегда был очень внимателен к чтецам. Когда после вечерней скитской трапезы начиналось чтение Апостола и Евангелие (келейно), он всегда слушал чтение трепетно и достойно поправлял ошибки. Старец вырастил много прекрасных чтецов. Сам, тоже, любил почитать, в том числе Евангелие, а после прочтения, всегда разъяснял мудрость сказанного.

Вечером келья батюшки была наполнена братией, многие устав за день сидели на полу, но были очень счастливы, послушать старца. Речь батюшки была очень простой, но в тоже время образной. Любил старец поговорки и присказки, очень живо и красочно обо всём рассказывал – так, что заслушаешься. Но не любил он, когда кто-то что-то начинал придумывать к какой-то истории и всегда повторял:

Известно, что Лев Оптинский очень почитал преподобного Александра Свирского, в обители которого он прожил 12 лет. У старца была икона Александра Свирского, икона Ангела-хранителя и икона Владимирской Божьей Матери. Первый оптинский старец, коим стал Лев Оптинский, поучал учеников не лукавствовать, иногда резко обнажая всё нутро послушника, не боясь затронуть самолюбие ученика, поэтому настоящими учениками старца не могли быть льстецы и лицемеры, такие быстро исправлялись. О том, как непросто бывает спасти душу, старец шутил, что, мол — Душу спасти – не лапать сплести.

Не смотря на то, что многим было понято, что отец Лев святой человек, епископ Калужский о.Николай поддерживал недовольных завистников старца и начал запрещать принимать ему посетителей, а в 1836 году перевёл его из скита в монастырь, лишив братию духовного руководства. Но страждущие всё равно находили место и время для встречи со старцем и никакие запреты не мешали святому исполнять свой долг – врачевать души и тела людей, а также наставлять их на истинный путь. Лишь в последние годы жизни старца благодаря заступничеству митрополита Филарета калужский Владыка ослабил гнев.

Лев Оптинский от Господа получил многие дары, один из них дар прозорливости. Старец прекрасно знал с чем к нему приходили страждущие, вникал во все в мирские бытовые вопросы и всё, чему научал он паломника, решало проблему.

Отец Лев и в поздние свои годы отличался отменным здоровьем, но время шло, и старость делала свой дело. Осенью 1841-ого святой стал слаб, врачей не принимал, перестал вкушать еду, исключительно причащался. В середине первого осеннего месяца был соборован и готовился к кончине, всех утешал, а в один из последних дней сентября пожелал услышать от пришедшей братии канон на исход души. Ещё через месяц, 24 октября он возвеселился духом, просветлел лицом сказав, что отходит ко Господу и с молитвой на устах передал Богу свою душу. Мощи старца находятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

День памяти

День памяти прп. Льва Оптинского празднуется 24 октября.

Иконы святого

Преподобный Лев Оптинский

Игумен Антоний (Бочков) описал, как выглядел старец – лицо его было округлым, смуглым, глаза серыми, строгими и наблюдательными. Маленькая бородка, густые, волнистые и длинные (как у льва) волосы, красивые руки, рост выше среднего, лёгкая мужественная походка, величественный и почтеннейший вид.

Именно таковым мы и видим преподобного Льва Оптинского на иконах. В руках у него свиток со словами:

Письменное наследие

Сохранились письма Льва Оптинского. В письмах можно узнать, о том, как с лёгкостью терпеть чужие немощи, о том, что рукоделие отгоняет унынье, о том, как жить в смирении без уныния и искушений, всего 215 писем.

Собор Оптинских старцев — 24 октября 2020 года

Собор Оптинских старцев — дата памяти

24 октября Церковь празднует Собор Оптинских старцев. В этот день православные христиане вспоминают тех, кто взял на себя подвиг непрестанной молитвы и жизни в Оптиной пустыни.

Собор Оптинских старцев

  1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый Оптинский старец, который восхищал людей своим смирением и непрестанной молитвой за весь род человеческий. Его доброта и доверие Богу стали примером для всех нас.
  2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) — Современник преподобного Льва, после его кончины взял на себя подвиг старческого окормления. Изданные, благодаря его усилиям, святоотеческие труды были широко известны среди современников и до сих пор читаются православными христианами.
  3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) — при старце Моисее были построены многие здания Оптиной пустыни, в том числе для нужд благотворительности. Он помогал странникам и беднякам, при нем начался расцвет обители.
  4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — Несмотря на телесную немощь Схиигумен Антоний обладал удивительной силой души и даром учить людей. Для многих он стал великим учителем веры христианской. Его талант наставлять, данный Богом, не мешал ему оставаться смиренным и кротким человеком.
  5. Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)- ученик старца Макария, который смог вернуть в Русскую Православную Церковь сомневающихся и тех, кто уходил от веры.
  6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — старец Амвросий прославлен многими православными чудесами по молитве к нему, явленными после его кончины.
  7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — старец Исаакий бережно хранил духовные заветы своих предшественников. Благодаря ему мы знаем о первых Оптинских старцах.
  8. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник, который также окормлял насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Умел найти слова утешения в любом горе и был учителем и наставником для многих, приходивших к нему.
  9. Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик преподобного Амвросия, который еще в земной жизни не раз был удостоен явления Богородицы. Современники отмечали, что видела, как старца Иосифа озарял божественный свет.
  10. Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — в русско-японской войне Схиархимандрит Варсонофий не оставил свой пастырский долг, являя бесстрашие и любовь к людям.
  11. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) — его пастырское служение выпало на годы революции, воинствующих настроение в обществе, революционные годы. Никогда он не отрекался от своей веры и находил слова утешения для страждущих.
  12. Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который провел трудные годы в изгнании за веру во Христа. Совершал православные чудеса, которые были явлены им еще при жизни.
  13. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — за веру во Христа принял мученическую смерть в изгнании в годы богоборчества.
  14. Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. С честью, верой и мужеством он перенес все испытания. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 года и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Собор Оптинских старцев — время для молитвы великим подвижникам, которые стали для нас примером несокрушимой веры и были прославлены чудесами, явленными через них еще в дни земного пути.

Тропарь преподобных Оптинских старцев

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.

Кондак преподобных Оптинских старцев

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Величание преподобных Оптинских старцев

Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Собор Оптинских старцев — Молитва Оптинским старцам

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии;

сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Вы прочитали о Соборе Оптинских старцев. Читайте также:

Молитва оптинских старцев – кто ее написал?

Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы

Редкий молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не будет лишним еще раз напомнить, как она звучит:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Текст этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором, выяснить гораздо более затруднительно.

Существует предание,

согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, – так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня.

Есть и другая точка зрения:

согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, – преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.

А как на самом деле?

Оказывается, авторство оптинских старцев в данном случае довольно условно.

Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе.

Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать,

сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище – традиции старческого окормления».

Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там – пока не были арестованы.

Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, – продолжает отец Исаакий, – когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает – как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла “молитва оптинских старцев”».

Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше.

Понятно, что в советское время расходиться среди верующих эта молитва могла только в рукописном виде, а иногда ее просто заучивали наизусть. И неудивительно, что со временем в тексте могли возникать отдельные изменения и разночтения. До сих пор эта молитва существует в разных вариантах, в том числе и в более продолжительном, чем тот, который мы привели в начале статьи. Но буквализм в условиях жестоких гонений и не требовался. «Вполне можно полагать, что эта молитва даже и самими последними оптинскими монахами передавалась верующим в разных вариантах», – говорит отец Исаакий (Гусев).

Многие молились подобной молитвой еще до старцев Оптиной пустыни. По своему содержанию молитва оптинских старцев весьма схожа с краткими «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (входят в вечернее молитвенное правило). Похожую молитву читал, по воспоминаниям современников, и святой праведный Алексий (Мечев). Концовка одного из вариантов молитвы Оптинских старцев почти дословно совпадает с окончанием известной молитвы митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего еще в середине XIX века:

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

В тесном духовном общении со святителем Филаретом находился один из оптинских старцев, преподобный Макарий (Иванов). Не исключено, что какие-то варианты подобной молитвы ходили в народной среде уже в его время. Но наименование «молитвы оптинских старцев» это обращение к Богу получило именно потому, что его одобрили оптинские старцы как нужное и полностью согласное с церковным духом.

Читайте также:  Владимир Креститель: житие святого, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию