Григорий Чудотворец: житие святого, день памяти, молитва

Григорий Чудотворец

Св. Григорий Неокесарийский один из самых почитаемых святых в православном мире. Чудотворец и богослов он оказал огромное влияние на формирование православного богословия, сформулировал отточенные догматы, которые стали безусловной истиной для всех. При этом он жил в эпоху до государственного признания христианства.

Житие святого

Описание жизни любого святого всегда называют житием, потому что этот жанр похож на иконопись, в том смысле, что описание жизни составляется по определенному канону, который призван отразить преображенную жизнь человека достигшего святости. Житие святого Григория Неокесарийского полностью соответствовало этим канонам.

Святой родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии, это город, основанный греческими поселенцами. Произошло это около 213 года. Его семья была знатной и зажиточной, а дальнейшая судьба Григория складывалась следующим образом:

  • получил классическое языческое образование;
  • в 14 лет лишился отца, что очень сказалось на благополучии бытовом семьи;
  • смог окончить школу риторов, но пожелал пойти по пути юриспруденции, для чего со своим братом отправился в Бейрут, чтобы продолжить образование.

В это время юридическая школа в Бейруте была самой знаменитой в мире эллинов и римлян. Здесь Григорий познакомился с известным философом и богословом Оригеном. И фактически стал его учеником. Именно он преподал будущему чудотворцу первые уроки экзегетики Священного Писания, да и, по сути, открыл, перед молодым Григорием Неокесарийским мир Библии, который пленил молодого человека навсегда.

  1. Отучившись в школе юристов пять лет Григорий вернулся домой, но почти тут же получил письмо от Оригена, который убеждал его принять христианство.
  2. Со всей искренностью Григорий крестился, а в 245 году был посвящен в сан епископа Неокесарийского. По преданию в ночь после принятия сана ему явились Божия Матерь и св. апостол Иоанн Богослов, которые и передали ему божественные истины.
  3. Воздействие проповедей святого Григория Чудотворца было следующим: он начинал говорить в храме с утра, когда собиралось 3-4 человека, потом еще 10, а к вечеру в 10 часов уже было несколько сотен человек, которые принимали крещение под действием его проповедей, и так каждый день.

Это был необычайный феномен своего времени, потому что воздействие харизмы Григория на людей было очень сильным и отличительным от всего, что было прежде. Если в начале его епископства в городе было не более 17 христиан, то к окончанию жизни Григория он не мог найти в городе и 17 человек неверующих.

В дальнейшем жизнь Григория Чудотворца Неокесарийского складывалась довольно сложно и даже трагично:

  • во время гонений Деция в 250 годах Григория уединился в горах, а после окончания этих гонений установил специальное поминовение пострадавших от гонений;
  • область, где жил Григорий Чудотворец подверглась нашествию готов, которые принесли многие разорения людям, но все пережили это со смирением;
  • святой участвовал в I Антиохийском Соборе, который был созван против ереси Павла Самосатского.

Умер святой около 270 или 275 года. Его авторитет был настолько высок и безупречен, что вплоть до IV века из тех установлений в богослужении, которые принял св. Григорий, никто в понтийских странах не решался нарушить даже одну черту. Об этом свидетельствовал св. Василий Великий, который был весьма удивлен таким фактом почитания. Но к этому были основания — это посмертные чудеса святого.

Интересный факт! Известно, что при рождении святой получил имя Феодор, а при крещение Григорий и это было первое имя чисто христианское, в переводе с греческого оно означало пробудившийся.

Чудеса по молитвам

Бесчисленно количество чудес по молитвам святителя Григория Неокесарийского, можно указать только на несколько самых известных:

  • не могли поделить между собой озеро два брата и обратились за помощью к святому, тот согласился помочь и всю ночь молился об этом деле, на утро все увидели, что предмета раздора нет, так как озеро высохло;
  • также по молитвам свт. Григория Неокесарийского во время его путешествия в Амасию был изгнан бес из идольского капища города, а на месте капища построен храм, причем молитвами святого была передвинута целая глыба камня, чтобы на свободном месте можно было построить храм.

Во время гонений Деция, воины императора преследовали христиан во главе со святым Григорием епископом Неокесарийским вплоть до высокого холма, где святой укрылся со своими сторонниками и вознес молитвами к Богу, после чего христиане стали невидимы для своих врагов и спаслись.

Чудотворная сила святого, его участие в промысле Божием было настолько велико, что все, безусловно, подчинялись его воле и даже людей такого уровня как Василий Великий признавали его безусловный авторитет.

После того как святой почил его мощи находились в том храме, который он сам построил при жизни в Неокесарии. Но в дальнейшем судьба мощей Григория Неокесарийского складывалась следующим образом:

  • правая рука святого пребывает в Иерусалиме в храме Гроба Господня;
  • левая рука находится в Метеорском монастыре;
  • глава пребывает в церкви Сан-Роке г. Лиссабона столицы Португалии.

И получается так, что другие части тела святителя Григория в той или иной мере были разбросаны по многим православным и католическим церквам мира. Есть они в Пантелеимоновском Русском монастыре на Афоне, в церкви св. Анастасии в Афинах, в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос, в монастыре Успения Богородицы в Пелопоннесе, в храме святого Петра в Риме. А также в храме на Большой Полянке г. Москвы, который освящен в честь Григория Неокесарийского, именно здесь можно приложится к его святым мощам.

Почитание

Святой скончался задолго до того, как появилась христианская империя с центром в Константинополе, но на ее территории. И удивительная жизнь Григория чудотворца епископа Неокесарийского сделала его личностью, которую почитали во всех концах империи именно как чудотворца и оплота Православия.

  1. В храме Св. Софии в Константинополе была колонна с иконой св. Григория Чудотворца, в память его явления в этом месте, это место особенно почиталось.
  2. В настоящее время, когда Константинополь стал Стамбулом, на этой колонне нет изображения святого, но периодически на ней появляется влага, которая у православных считается слезами святого за все поругание православных со стороны мусульман.
  3. На Руси молитвенное почитание святителя началось в очень ранний период, первые службы ему были переведены на славянский язык еще раньше того, как появились первые переводы жития, т. е. во второй половине XI века, тогда как списки письменных житий имелись только в XII веке, это говорит о том, что существовала устная традиция пересказа жития святого.

Первый храм на Руси в честь святого был построен в XVII веке в Москве. Ну а в целом посвящать храмы этому святителю не стало традицией для России, хотя сам святой очень почитался, о чем свидетельствует иконография, которая имеет древнее происхождение. Например в храме Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, святитель изображен в омофоре и с Евангелием в руках.

На заметку! На западе святой Чудотворец особенно почитается в южной Италии, где в Калабрии есть в храме селения Сталетти большая частица мощей святителя Григория Чудотворца.

Труды

Писания святителя оказали значительное влияние на богословие Православной Церкви, в особенности в учении о Пресвятой Троице. Но самих трудов святого сохранилось не так много, в силу того, что были времена гонений и часть из них просто погибла.

Подлинными можно назвать несколько:

  • святитель до конца жизни сохранил теплые чувства к своему учителю и посвятил ему «Похвальное слово в честь Оригена»;
  • значительным стало и «Изложение веры» содержащее все основные мысли будущего Никео-Цареградского Символа Веры, принимая его, отцы Собора, ориентировались, во многом и на этот труд Григория;
  • «Каноническое послание» направленное христианам Понта, подвергшимся нашествию варваров;
  • «Переложение Екклезиаста» первое толкование этой необычной книги Ветхого Завета в христианской традиции.

Вот то, что можно назвать подлинными творениями самого святителя Григория Неокесарийского. Но бытовало и не малое количество рукописей, которые приписывались этому святому. Из них имели авторитет в православном мире, и почитались подлинными только такие труды:

  • Послание «К Евагрию монаху о Божестве»;
  • «К Татиану краткое слово о душе»

И хотя доказано, что эти произведения не принадлежат святителю Григорию Неокесарийскому, но они, по крайней мере, соответствуют истинным взглядам самого святого.

Важно! Есть сочинения, которые совершенно подложные, например «12 глав о вере», а также 11 проповедей по разным поводам, в которых искажается подлинное православное учение. Кроме того святому приписывают сочинение нескольких бесозаклинательных молитв, которые используются в обряде изгнания бесов. Они включены в требник митрополита Киевского Петра Могилы.

Все это свидетельствует о том, что имя святителя было настолько популярно, что его пытались использовать и еретики, чтобы обосновывать свои неправильные взгляды.

Дни памяти

Личность святителя во многом легендарна в силу того, что прошло немало времени с момента его кончины, но до сих пор харизма святителя Григория оказывает огромное влияние на Православный мир, тем более, что он стал первым Григорием, а за ним еще последовали Григорий Богослов, Григорий Назианзин, которые продолжили дело своего великого предшественника в защите православных догматов.

Церковь сохранила день памяти святого и свято чтит его 30 ноября каждого года.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Григория Чудотворца

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди верующих именные иконы достаточно популярны, к ним обращаются со многими просьбами. Каждому советуют приобрести святой лик, имя которого он носит. Так, самым распространенным и чтимым считают Григория Чудотворца. А в чем помогает икона Григория Чудотворца? Нет особой разницы в том, к кому обращаетесь с просьбой. Важно помнить то, что прошения наши исполняются не бумажным ликом святого, а влиянием нашей веры в Господа.

Житие святого

Есть упоминания о том, что в Кесарию Палестинскую прибывало множество учеников для постижения христианских истин. Наиболее выдающимся среди них был Феодор. Изменение его многие связывают с проведением обряда крещения. Некоторые ученные считают, что это был первый его носитель в христианстве, так как язычники его не использовали.

Он принадлежал к богатой семье переселенцев из Греции. Родители старались дать ему образование, которое получали дети знатных вельмож. Изначально он воспитывался на языческих аспектах. Некоторое время занимался юриспруденцией. Во время поездки в Бейрут он присутствовал на лекции Оригена. Это и решило его дальнейшую жизнь.

После 5 лет учебы у мудреца, он вернулся в родные земли. Он длительный период провел в изучении святых писаний. Участвовал в первом Антиохийском Соборе. Умер он в промежутке между 270-275 гг. Почитают его многие. Поминают его – 17 ноября.

О чем молятся святому Георгию

Важной деятельностью Григория Неокесарийского Чудотворца и о чем ему молятся признано сотворение чуда. Именно поэтому зачастую его просят о:

  • исцелении от различных недугов;
  • даровании долгожданного ребенка;
  • укреплении веры;
  • преодолении трудностей и прочем.

Но не стоит думать, что простое прочтение написанного текста будет панацеей от всех Ваших проблем. Стоит верить в Господа и произносить святые тексты от чистого сердца. Если не знаете специальных обращений, то можно и своими словами. Главное, чтобы все шло от души.

Среди некоторых обращений есть и запрещенная молитва святого Григория Чудотворца. Вот как она выглядит.

«О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Пред­стоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, ве­ликое же и неизследованное дерзновение имея ко всемило­стивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное житель­ство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сиро­ты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед хода­тайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.»

В ней нет никаких особенных слов. А запретной она считается для тех, кто желает с ее помощью нанести вред другому человеку. Помните, такое деяние никогда не окажется безнаказанным.

Лик святого Григория

Самое раннее его изображение было найдено на фресках собора св. Софии Константинопольской. Есть и прочие варианты. Существует и особенная история иконы Григория Чудотворца. На ней изображен святитель, который благодаря своим проповедям расширяет и приумножает количество тех, кто обратились к Христу. Считают, что основой для ее сотворения стало следующее явление.

Во времена правления императора Деки христиане стали снова потерпать от гонений. Он решил сохранить свою паству и спрятать ее в горах. Язычники нашли их и сообщили доносчику. Когда Григорий начал молится, то воины не смогли их найти. Те, кто не верили, раскаялись и стали ревностными христианами.

Читайте также:  Роман Сладкопевец: житие святого, день памяти, молитва

Храмы и мощи святителя

В мире есть несколько мест, где сохраняются его мощи. Изначально сберегались только в Неокесарии. Затем их начали развозить в прочие уголки планеты. Так например:

  • правица — храм Гроба Господня в Иерусалиме;
  • левая – в Метеорском монастыре;
  • часть – в монастыре великомученика Пантелеймона на Афоне;
  • м-рь первомученника Стефана в Метеорах;
  • церковь Анастасии и Георгия;
  • святыня Агия-Лавра радом с Калавритой;
  • м-рь Константина и Елены вКаламате;
  • обитель Успения Пресвятой Богородицы в Кинурии;
  • монастырь Кехровунион;
  • храм Иоанна Богослова.

Есть известия о том, что глава его была переправлена в церковь Сан-Роки в Лиссабоне. Присутствуют части и в Риме в храме св. Игнатия и в соборе апостола Петра. Найти мощи можно и преклонится к ним с молитвой в храме святого Григория Неокесарийского на Полянке в Дебрицах в Москве.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие:

Молитвы Свт Григорию Неокесарийскому

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:
СБОРНИК “МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!”

МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЮ ЧУДОТВОРЦУ ГРИГОРИЮ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ.

Святитель Григо;рий Чудотворец, епископ Неокесарийский
ДЕНЬ ПАМЯТИ
30 ноября

ЖИТИЕ
Свя­ти­тель Гри­го­рий ро­дил­ся в г. Неоке­са­рии (се­вер Ма­лой Азии). В юно­сти он учил­ся в Алек­сан­дрии у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля, пре­сви­те­ра Ори­ге­на. Вер­нув­шись в Неоке­са­рию, Гри­го­рий уда­лил­ся в пу­сты­ню, где в по­сте и мо­лит­ве стя­жал вы­со­кое ду­хов­ное со­вер­шен­ство и да­ры про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Епи­скоп Фе­дим из кап­па­до­кий­ско­го го­ро­да Ама­сии, узнав о св. Гри­го­рии, ре­шил по­ста­вить его епи­ско­пом в Неоке­са­рии. Пе­ред хи­ро­то­ни­ей свя­той Гри­го­рий уси­лен­но мо­лил­ся, про­ся Бо­га и Бо­жию Ма­терь от­крыть ему ис­тин­ный об­раз по­кло­не­ния Свя­той Тро­и­це. Во вре­мя мо­лит­вы ему яви­лась Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом, ко­то­рый на­учил свя­то­го, как до­стой­но сле­ду­ет ис­по­ве­до­вать тай­ну Пре­свя­той Тро­и­цы. Свя­той Гри­го­рий за­пи­сал все, что от­крыл ему Иоанн Бо­го­слов. На этом ве­ли­ком Бо­же­ствен­ном От­кро­ве­нии бы­ло ос­но­ва­но уче­ние о свя­той Тро­и­це, впо­след­ствии раз­ви­тое от­ца­ми Церк­ви – Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, Гри­го­ри­ем Нис­ским.

Скон­чал­ся око­ло 266–270 г.

См. также: «Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

ТВОРЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Благодарственная речь Оригену
Переложение Екклезиаста
Изложение веры
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г.
Подробное изложение веры
Смотреть все труды в библиотеке ;

ТРУДЫ О СВЯТОМ В БИБЛИОТЕКЕ
Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (святитель Димитрий Ростовский)
Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского
Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие (Николай Иванович Сагарда)
Слово о жизни святого Григория Чудотворца (святитель Григорий Нисский)
БОГОСЛУЖЕНИЯ
Минея. 17-е ноября. Иже во святых отца нашего Григория епископа, Неокесарийскаго чудотворца
МОЛИТВЫ
Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 8
В моли;твах бо;дрствуя, чуде;с де;ланьми претерпева;я,/ тезоиме;ние стяжа;л еси; исправле;ния,/ но моли;ся Христу; Бо;гу, о;тче Григо;рие,/ просвети;ти ду;ши на;ша,// да не когда; у;снем в смерть.

Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. ;;;;;;;; – бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших.

Кондак святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 2
Чуде;с мно;гих прие;м де;йство,/ зна;меньми ужа;сными де;моны устраши;л еси;,/ и неду;ги отгна;л еси; челове;ческия, всему;дре Григо;рие:/ чудотво;рец же имену;ешися,// зва;ние от дел прие;м.

Перевод: Получив дар многих чудотворений, своими удивительными знамениями демонов устрашал ты и болезни человеческие изгонял, молись же Христу Богу, премудрый Григорий, именующийся чудотворцем по делам своим.

Молитва святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому
О, пречестна;я и свяще;нная главо; и благода;ти Свята;го Ду;ха испо;лненная, Спа;сово со Отце;м обита;лище, вели;кий архиере;е, те;плый наш засту;пниче, святи;телю Григо;рие! Предстоя; у Престо;ла всех Царя; и наслажда;яся све;том единосу;щныя Тро;ицы и херуви;мски со а;нгелы возглаша;я песнь трисвяту;ю, вели;кое же и неизсле;дованное дерзнове;ние име;я ко всеми;лостивому Влады;це, моли; спасти;ся па;ствы Христо;вы лю;дем, помози; во бране;х оте;честву на;шему, и покори; вся проти;вныя нам враги;, ми;рное и безмяте;жное жи;тельство на;ше устро;й: благостоя;ние святы;х церкве;й утверди;: архиере;и благоле;пием святи;тельства украси;: мона;шествующия к по;двигом до;браго тече;ния укрепи;: град сей и вся гра;ды на;ши и страны; до;бре сохрани;, и ве;ру святу;ю непоро;чну соблюсти; нам умоли;: мир весь предста;тельством твои;м умири;, от гла;да и па;губы изба;ви ны, и от нападе;ния иноплеме;нных сохрани;, ста;рыя уте;ши, ю;ныя наста;ви, безу;мныя умудри;, вдови;цы поми;луй, си;роты заступи;, младе;нцы возрасти;, плене;нныя возврати;, немощству;ющия исцели;, и везде; те;пле призыва;ющия тя и с ве;рою притека;ющия к тебе; и усе;рдно припа;дающия и моля;щияся тебе; от вся;ких напа;стей и бед хода;тайством твои;м свободи;. Моли; о нас всеще;драго и человеколюби;ваго Христа; Бо;га на;шего, да и в день стра;шнаго прише;ствия Его; от шу;ияго стоя;ния изба;вит нас, и ра;дости святы;х прича;стники сотвори;т со все;ми святы;ми во ве;ки веко;в. Ами;нь.

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ
АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ, ЕПИСКОПУ И ЧУДОТВОРЦУ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ
Кондак 1
Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:

Святой Преподобный Григорий Печерский Чудотворец

Иллюстрация из книги Димитрия Ростовского “Жития Святых”

Икона: Преподобный Григорий Печерский

День памяти: 8 января
Прославлен в лике: Преподобных, Чудотворцев
Когда жил: вторая половина IV-го века
Где жил: Киев

Тропарь, глас 3: Великих дарований приемниче и великих чудес силою Божиею творителю, пречудне отче Григорие, яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, непрестанно о нас молися Ему, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 7: Запрещая беззаконнующим беззаконновати, ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие, идеже блаженную воспри­ем кончину. Ныне со Ангелы предстоя Престолу Владычню, молися о ду­шах наших.

Другие разделы

Вам может быть интересно

Житие: «Память преподобного Григория Печерского»

Как Неокесария гордится святым Григорием Чудотворцем (1) так и святая великая Лавра Печерская величается соименным этому святому преподобным. Когда Бог показал Свое величие во святых Своих, Антонии и Феодосии (2), прославившихся разными чудесами, в то же самое время Он избрал на дело чудотворений и преподобного Григория, которого и призвал в Свою святую Лавру. Итак, сей блаженный в то время, когда преподобный Антонии проводил уединенную жизнь в пещере, пришел к преподобному Феодосию, заведовавшему монастырем, и, приняв от него иноческий образ, был утвержден в нестяжательности, чистоте, смирении, послушании и прочих добродетелях, преимущественно же упражнялся в молитве. Совершив в недолгое время много подвигов, он сподобился дара чудотворений и, прежде всего, получил от Бога власть над бесами, которые, еще издали завидя святого, восклицали:

– О, Григорий! ты выгонишь нас своею молитвою.

Григорий же, действительно, имел обычай после всякого богослужения читать заклинательные молитвы. Побежденный враг, будучи отовсюду изгоняем, стал, однако, злоумышлять против святого, желая положить преграду его подвигам в добродетели. Не имея силы сделать этого сам, он допустил злых людей обокрасть святого, который, впрочем, не имел никакого имущества, кроме книг содержавших в себе молитвы и песнопения. Итак, однажды ночью, к кельи Григория пришли воры и, спрятавшись, ожидали того времени, когда старец уйдет к утрене в церковь, чтобы взять все его имущество. Блаженный же узнал об их приходе, потому что он целые ночи не спал, молясь посреди Богу. Он стал молиться и за них такими словами:

– Боже! ниспошли сон рабам Твоим, которые понапрасну истомились, угождая врагу.

Бог услышал молитву старца, и воры проспали пять дней и пять ночей, блаженный, в присутствии многих братий, не разбудил их, обратившись к ним с такими словами:

– До каких пор вы будете сторожить напрасно, желал обокрасть меня? Ступайте скорее по домам!

Они же, проснувшись, не могли двинуться с места, потому что лишились сил, не евши ничего столь продолжительное время. Тогда блаженный предложил им поесть и, покормив, отпустил их. Узнав об этом, правитель города приказал наказать этих людей, но Григорий, опечаленный тем, что из-за него они были отданы на мучение, пошел к правителю, подарил ему несколько своих книг и освободил воров. Другие же книги он продал, и полученные деньги роздал убогим, говоря:

– Как бы еще кто-нибудь не подвергся беде, соблазнившись желанием обокрасть меня! Итак пусть исполнено будет повеление Господа, сказавшего: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает” (Лк. 12:33).

Воры же те, по причине совершившегося над ними чуда вернулись на свои прежние дела, но раскаялись и, явившись в тот же Печерский монастырь, стали работать на братию. Но враг не оставил своих злых умыслов. Так как у преподобного Григория был свой небольшой сад, где он сеял овощи и сажал плодовые деревья, то враг однажды подучил других воров влезть в этот сад и набрать в свои мешки овощей. Но когда они взвалили на себя мешки и хотели уйти, то не могли этого сделать и целых два дня и две ночи стояли на одном, под гнетом тяжести мешков. Тогда они начали вопить:

– Святой отец Григории! отпусти нас; мы покаемся во грехе своем и больше не станем этого делать.

Услышав их крики, явились иноки и схватили их но с того места свести их не могли. Тогда они спросили воров:

– Когда вы пришли сюда?

– Уже два дня и две ночи мы стоим здесь.

Черноризцы сказали им:

– Но мы сколько раз проходили здесь и однако не замечали вас.

Воры же в ответ заявили:

– И мы, если бы видели, как вы ходите мимо нас стали бы со слезами просить у вас ходатайства пред старцем; только уже когда окончательно изнемогли, мы стали кричать. Умолите за нас святого чудотворца, чтобы он отпустил нас.

Григорий пришел в это время и сказал им:

– Так как вы целую жизнь провели в праздности, воруя чужое достояние, а сами не хотели трудиться, то отныне вы будете стоять остальные дни вашей жизни на этом самом месте.

Они же со слезами умоляли старца отпустить их и обещались больше не воровать.

Старец сжалился над ними и сказал:

– Отпущу вас, если вы обещаете трудиться и трудом рук своих питать других.

Когда воры поклялись в том, что не ослушаются его, то Григорий сказал им:

– Благословен Бог, подкрепляющий вас! с этих пор вы будете работать на святую братию и от ваших трудов доставлять им то, в чем они нуждаются.

После этих слов он отпустил их. Воры же, в заглаждение зла, которое они совершили в том небольшом саду, стали усердно работать на огородах Печерского монастыря и скончали за этою работою дни свои.

Хитрый искуситель, однако, в третий раз попытался повредить святому такою хитрою уловкою. Однажды к Григорию и явились трое просителей, которые приняли вид нуждающихся в помощи, желая испытать преподобного. Двое из них указывая на третьего, говорили такую ложь:

– Отче! этот друг наш осужден на смерть. Мы просим тебя дать ему что-нибудь, для того, чтобы он мог внести за себя выкуп и избавиться от смерти.

Блаженный же, провидя, что эта выдумка окажется истиною, от горя прослезился и сказал:

– Горе этому человеку, потому что пришел день его погибели!

– Если ты, отче, что-нибудь дашь, то он не умрет.

Это говорили они, желая у него что-нибудь выманить, и поделить между собою. Чудотворец же, будучи прозорлив сказал:

– Если я и дам, то он все равно умрет! Впрочем, скажите мне: какою смертью он должен умереть?

– Его повесят на дереве, – ответили обманщики.

– Правду вы сказали, – заметил на это прозорливец – завтра это и случится.

С этими словами он сошел в пещеру, куда он скрывался от любопытных взоров и мирской суеты и где он обыкновенно совершал свои молитвы. Вынесши оттуда оставшиеся у него книги, он отдал их пришедшим и сказал:

– Возьмите это, а если вам будет не нужно, воротите мне.

Они же, взяв книги, ушли и стали смеяться, говоря:

– Продадим это и разделим то, что получим.

Увидев плодовые деревья, принадлежавшие святому, они сказали:

– В эту ночь мы еще придем сюда и сорвем эти плоды.

Когда наступила ночь, три вора пришли снова; в это время Григорий молился в своей пещере, и они загородили снаружи дверь в пещеру, где молился старец. Один из них, о котором было сказано, как об осужденном на повешение, влез на дерево и стал рвать яблоки. В это время сук, за который он держался, отломился, и он упал, а сторожившие его двое других воров в страхи убежали. Упавший же повис в это время на другом суку и при том так, что скоро задохся, так как его некому было освободить.
Григорий, будучи заперт, не мог быть с братией в церкви за утреней; потому братия, выйдя из церкви, пошли посмотреть, почему Святой, против своего обыкновения, не пришел к утрене. Тут они увидели висевшего на дереве мертвого человека, и пришли в ужас. Тотчас они нашли и Григория запертого в пещере, который, выйдя из пещеры, повелел снять висевшего. Потом, увидев его соучастников, которые пришли, вместе с другими, и смотрели на мертвеца, он сказал им:

Читайте также:  Трифон Апамейский: житие святого, день памяти, молитва

– Смотрите, как ваша гнусная ложь стала правдой, ибо “Бог поругаем не бывает” (Гал. 6:7). Если бы вы меня не заперли, то я пришел бы и помог ему, но так как враг научил вас хранить “суетных и ложных”, то поэтому вы и “оставили Милосердаго своего”. (3)

Дерзкие насмешники, видя, что слова блаженного сбылись, пали к его ногам, умоляя о прощении. Григорий присудил их к работе на Печерский монастырь, чтобы они с этого времени ели хлеб свой, трудясь в поте лица, и имели возможность питать трудами рук своих и других людей. Так они и скончали жизнь свою, работая с детьми своими в Печерском монастыре на рабов Пресвятой Богородицы и учеников преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Но уже время сказать о страдальческой кончине преподобного.

Однажды в монастырский сосуд попало нечистое животное, и преподобный, для очищения его от осквернения, сошел к, Днепру почерпнуть воды. В это время туда же приехал князь Ростислав Всеволодович (4), чтобы помолиться в монастырь и принять благословение на брань против Половцев (5), куда он отправлялся вместе с братом своим Владимиром Мономахом (6). Слуги Ростислава, подущаемые древним врагом, стали смеяться над старцем и досаждать ему неприличными речами. Старец же, провидя своим пророческим духом, что им угрожает смерть, сказал:

– О дети! вам нужно бы с умилением в душе просить у всех молитв о себе, а вы делаете зло, которое противно Богу. Плачьте же о своей погибели и кайтесь в грехах своих, чтобы вам иметь некоторую отраду в страшный день последнего суда. Ибо о вас уже в суде Божьем решено, что вы утонете вместе с вашим князем.

Князь же Ростислав, услышав эти слова преподобного, не поверил им и, полагая, что он только грозится, а не пророчествует, с гневом сказал ему:

– Мне ли ты предвещаешь смерть от воды, когда я хорошо умею плавать? Нет, – ты сам умрешь такою смертью!

И тотчас же, забыв страх Божий, он повелел связать старцу руки и ноги, надеть ему на шею камень и бросить в воду.

Так был утоплен Святой старец!

Братия два дня искали его, но не могли найти. Когда же потом на третий день, они пришли в его келью, желая взять кое-какие вещи, оставшиеся после святого, то неожиданно нашли его в кельи мертвым со связанными руками и ногами и с камнем на шее. Одежды его были еще мокры, лицо – светло, а все тело – как бы живое. Подивились братия, кем и как мог быть принесен сюда старец, потому что келья была заперта, но потом, воздав хвалу Богу, с почестями вынесли те чудотворные мощи святого и положили их в пещере, где они и доселе пребывают нетленными.

Ростислав же, не считая совершенное им грехом распаленный яростно, не захотел даже войти в монастырь, вопреки своему обещанию, чтобы получить благословение, – и Божье благословение удалилось от него. Только Владимир Мономах побывал в монастыре для испрошения себе молитв и благословения. Когда же русские князья были у Триполя (7) и перешли реку Стугну (8), то направили полки свои на Половцев. Полки их не устояли и побежали; бежал и князь Владимир и переправился снова благополучно чрез реку Стугну, по молитвам и благословению Печерских святых, а Ростислав со всем своим войском потонул в реке, и так исполнилось пророчество святого: “какою мерою мерил злой убийца, будут мерить и ему” (9). Незлобивый же Григорий чудотворец обрел источник жизни и, вкушая из потока вечной сладости при водах, “которые превыше небес” (Пс. 148:4), хвалит имя Господа, Которому подобает слава и честь и присно и в безконечные веки. Аминь.

1 Св. Григорий Чудотворец был епископом Неокесарии во второй половине IV-го века. Память его совершается 17-го ноября.
2 Преподобный Антоний быль основателем Киево-Печерской Лавры; преподобный же Феодосий первым игуменом ее, установившим в ней общежительное иноческое житие и обстроившим ее церквами и другими зданиями. Память преп. Антония – 10-го июля, а преп. Феодосия – 3-го мая и 14-го августа.
3 Ирмосы на Вел. субботу, песнь 6-я, ср. (Ион. 2:9).
4 Ростислав Всеволодович, сын Всеволода Ярославича и внук Ярослава Мудрого, княжил в Переяславе – городе, находившемся на юге от Киева, на реках Альте и Трубеже. В настоящее время Переяслав – уездный город Полтавской губернии.
5 Половцы – кочевой народ монгольского происхождения, обитавший со второй половины IХ века в южнорусских степях и до татарского нашествия производивший постоянные опустошительные нападения на Русь. Нападения свои они производили быстро и внезапно. Русские князья для борьбы с половцами, устраивали пограничные укрепления и предпринимали походы вглубь половецкой земли. Один из таких походов, о котором здесь упоминается, был предпринят великим князем Киевским Святополком Изяславичем (с 1093 по 1113 г.) в первый год его великого княжения.
6 Владимир Мономах был одним из замечательнейших русских князей в домонгольский период. Когда умер отец его, Всеволод, он, несмотря на любовь к нему киевлян, не занял великокняжеского киевского престола, а призвал двоюродного брата своего Святополка Изяславича, которому и уступил великое княжение, как старшему в роду. В это время он княжил в Чернигове, и, сверх того, владел Смоленским княжеством. По смерти Святополка, он занял киевский великокняжеский престол, где княжил до своей смерти (1113 -1125 гг.).
7 В настоящее время местечко Киевской губернии.
8 Стугна – правый приток Днепра, протекающий чрез Васильковский уезд, Киевской губернии. В прежнее время приток этот был довольно значительной рекой.
9 (Мф.7:2) – там это место читается так: “ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить”.

Святые России: Святые Угодники Божии России, житие, иконы, молитвы, акафисты, дни поминовения, чудеса, места почитания.
Copyright ©2012. Материалы сайта могут копироваться и распространяться любым способом, но мы будем благодарны, если Вы поставите ссылку или баннер на наш сайт.

30 ноября — день памяти святителя Григория Неокесарийского, Чудотворца: житие и молитвы дня

Сегодня, 30 ноября, Православная Церковь совершает память святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского.

Житие Святителя Григория чудотворца

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье и получил прекрасное образование. Смерть отца стала для него началом религиозного поиска, он впервые обратился к истинному и спасительному Слову.

Для совершенствования образования он вместе с братом отправился в крупнейшую юридическую школу на Востоке. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, который основал здесь богословскую школу. Ориген познакомил их не только с лучшими образцами античной философии, но и с учением Евангелия.

Спустя 5 лет Григорий возвратился в Неокесарию, где продолжил изучать философию и Священное Писание. Святой отказался от деятельности в миру. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий хотел остаться в уединении до конца своих дней, но около 245 года он был рукоположен во епископа Неокесарийского. Епископ Федим рукоположил святого во епископа заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов.

Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, — великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, — по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 — 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа.

Молитвы

Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 8

В моли́твах бо́дрствуя, чуде́с де́ланьми претерпева́я,/ тезоиме́ние стяжа́л еси́ исправле́ния,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, о́тче Григо́рие,/ просвети́ти ду́ши на́ша,// да не когда́ у́снем в смерть.

Перевод:

В молитвах бодрствуя (от греч. γρηγορέω — бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших.

Кондак святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 2

Чуде́с мно́гих прие́м де́йство,/ зна́меньми ужа́сными де́моны устраши́л еси́,/ и неду́ги отгна́л еси́ челове́ческия, всему́дре Григо́рие:/ чудотво́рец же имену́ешися,// зва́ние от дел прие́м.

Перевод:

Получив дар многих чудотворений, своими удивительными знамениями демонов устрашал ты и болезни человеческие изгонял, молись же Христу Богу, премудрый Григорий, именующийся чудотворцем по делам своим.

Молитва святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Григо́рие! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́том единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, помози́ во бране́х оте́честву на́шему, и покори́ вся проти́вныя нам враги́, ми́рное и безмяте́жное жи́тельство на́ше устро́й: благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́: мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́: град сей и вся гра́ды на́ши и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ нам умоли́: мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою притека́ющия к тебе́ и усе́рдно припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́. Моли́ о нас всеще́драго и человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

1 января День памяти Ильи Муромского Чудотворца: житие святого и молитвы дня

1 января 2019 года (19 декабря 2017 года по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 31-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать первой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский (Филиппов) пост.

Согласно церковному монашескому Уставу, несмотря на светский новогодний праздник, сегодня на трапезе благословляется только вареная пища без растительного масла. Это важно помнить всем верующим людям и ограничивать себя в «новогодних» увеселениях (также напомним, что послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 9 поименно известных святых. Далее коротко расскажем о них.

Житие преподобного Ильи Муромца

Родился богатырь между 1150 и 1165 годами в Муроме, а умер, по-видимому, в 1204 году. В былинах говорится, что до 33 лет Илья был обезножен (парализован), а затем его исцелили калики перехожие (странствующие нищие); они же предсказали, что он не погибнет в бою. В литературе, изданной до революции, утверждается, что в образе калик явились сам Христос и два его апостола. Получив благословение от родителей, Илья стал служить в дружине киевского князя Владимира Мономаха и на весь Киев прославился своей силой и непобедимостью.

Удивительно, но наука подтверждает эту легенду. Когда Межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР предприняла в 1988 году экспертизу мощей преподобного Илии Муромца (Печерского), то обнаружилось: его рост составлял 177 см, что почти на голову превышает рост средневекового мужчины, он обладал выдающейся силой и получил много серьезных ранений. Кроме того, на его позвоночнике обнаружили признаки заболевания, которое вызывает паралич конечностей. Умер же он, по-видимому, от удара в грудь копьем или мечом, который пронзил левую руку, которой он прикрывал грудь.

Читайте также:  Флор и Лавр: житие святых, день памяти, молитва

Даже икона Ильи Муромца поражает богатырским сложением и огромными кистями рук, которым впору держать меч, а не четки, да и взгляд у него суровый, как у настоящего воина.

Илья Муромец прославился не только своей богатырской силой, но и совершенными в боях с врагами подвигами. В одном из сражений с половцами он получил тяжелое ранение, и ему пришлось оставить ратное поприще. Как и многие другие воины, которые уже не могли сражаться, он постригся в монахи Киево-Печерского Успенского монастыря, но прожил в этом звании, по-видимому, недолго.

Канонизация Илии Муромского произошла в 1643 году. До наших дней его мощи хранятся в Антониевых пещерах в Киево-Печерской лавре. В 18 веке один паломник по имени Леонтий видел их и отметил высокий рост и левую руку, пробитую насквозь копьем. Пальцы же на правой руке сложены двоеперстием, и для противников никонианской церковной реформы, когда было принято троеперстное сложение, это служит аргументом в пользу старого обычая.

О чем молятся перед иконой Ильи Муромца

Перед иконой Ильи Муромского чудотворца молятся об исцелении детей, особенно неходячих и больных ДЦП; о помощи в сложных жизненных ситуациях, о защите, как он защищал слабых.

Те, кто служит в армии, обращаются к иконе «Илья Муромца» за поддержкой, чтобы безупречно нести свою службу

Преподобный Илья Муромец — покровитель ракетных войск стратегического назначения и пограничной службы России, ведь он всегда защищал родную землю.

Икона «Святого Ильи Муромца» должна быть у каждого мальчика этого же имени, чьим небесным покровителем является святой, чтобы он рос таким же сильным, мужественным и справедливым.

Каноны и Акафисты

Акафист святому преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу

Кондак 1

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих:

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 1

Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем:

Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; радуйся, от рождения избранный, да явятся на тебе дела Господня.

Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый.

Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 2

Разумев Илие, яко исцеле внезапу от недуга своего, первее крест по-писанному на себе положи, потом же странников напои, они же такожде даша ему чашу пития медвяна, рекоша испити до дна ю, той же повинуяся има, сотвори сие, мы же, грешнии, дивящеся зовем:

Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя; радуйся, яко Троица Святая явися ти.

Радуйся, исцелевый по словеси Господню; радуйся, от одра воздвигнутый волею Божиею.

Радуйся, Чашу от руки Спасителевы испивый; радуйся, наполненный благодатию Христовою.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 3

Силу великую почуяв в себе, Илие, испив чашу чудодейственную, яко мощи ти горы преставляти и древа дубравная из земли исторгати, рече о сем странником, вопрошающим о явлении силы твоея, и в радости воспел Спасителю: Аллилуиа.

Икос 3

Имееши ныне силушку богатырскую, та и живи, Илие, да будеши воином, и в боях смерть ти не буде писана, — рекоша странницы и, благословивше тя, исчезоша абие, якоже и явишася, мы же, познавше на тебе руку Господню, поем:

Радуйся, хождение приемый ногама, да идеши на стези правыя; радуйся, владение приемый рукама, да твориши дела богоугодныя.

Радуйся, здравие приемый, да потрудишися Богу в поте лица твоего; радуйся, исцеление приемый, да поработаеши, Исцелившему тя.

Радуйся, благословение приемый, да соблюдеши душу свою во благочестии; радуйся, силу велию приемый, да прославиши ею имя Всесильнаго.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 4

Бурею недоумения объяшася родителя твоя и ужасом велиим дивишася зело, видяща тя пришедша, и ногама, и рукама исцелевша, возопиша радующеся: Слава, слава Господу, Всевышнему хвала: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца-матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем:

Радуйся, словеса Христовы жизнию исполнивый; радуйся, Бога и ближних паче отца и матери возлюбивый.

Радуйся, любовь Божию любви родительстей предпочетший; радуйся, дом отчий оставивый, да всему Отечествию службу сослужиши.

Радуйся, богатырь святорусский, возращенный духом Христовым; радуйся, церкви и Руси охранителем от Него поставленный.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 5

Боготечно бысть странствие твое ко граду Киеву. Яко первее тамо хотел еси в церквах Божиих Господу помолитися и Богоматери Печерстей в Лавре Успенстей поклонитися, за исцеление благодарне хвалу воспети ему песнию: Аллилуиа.

Икос 5

Видя скорби велия, постигшия землю Киевскую от нахождения поганых, начало положи подвигом своим, град Чернигов и стезю ко граду Киеву свобождая и врагов веры христианския истребляя, да людие, тобою свобожденнии, вопиют:

Радуйся, щит спасения, еже есть глагол Божий восприявый; радуйся, копием веры нечестивых прободивый.

Радуйся, палицею благочестия неверных одолевый; радуйся, шеломом целомудрия ся от стрел вражиих сохранивый.

Радуйся, доспехами добродетелей ся преодевый; радуйся, во всеоружии духовнем врагом ратоборствовавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 6

Проповедник могущества Бога Христианскаго явился еси, Илие, рати иноплеменныя вся возмогий побеждати о укрепляющем тя Иисусе, христиане же, свобождении тобою, не преставаху звати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве — ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают:

Радуйся, войска русскаго предводителю; радуйся, сиротам и вдовицам охранителю.

Радуйся, князю стольному верное вспоможение; радуйся, градовом и весем надежное средостение.

Радуйся, силы вражия благодатное одоление; радуйся, народа православнаго возвышение.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 7

Хотяще от всея души и сердца Богу поработати и Руси Святой, помысл тщеславный отверг, егда тя нецыи тщахуся воеводой града Чернигова поставити, со смирением на службу ко князю киевскому поступил еси, да не такмо единому некоему граду, но всему народу службу сослужиши, яко невозбранно пети Богу ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новым Сампсоном на земли объявивыйся, новому Израилю — Отечествию Русскому Православному послуживый верою и правдою, Илие приснопамятне, соратуй и ныне сродницем твоим, зовущим:

Радуйся, яко Давид во имя Господа Саваофа сражавыйся; радуйся, яко Галиафа той, тако и ты великана иноземнаго поразивый.

Радуйся, яко Сампсон, силою превеликою от Бога наделенный; радуйся, ревностию о Бозе пророку Илии тезоименный.

Радуйся, яко Даниил зияния львов — неверных чужеземцев заградивый; радуйся, Ангел-хранитель пределам княжества русскаго бывый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 8

Странствуя по стороне киевстей и оберегая ю от лихих разбойник, богатства и чести не искал еси себе, но аз иду служити за веру христианскую, и за землю Русскую, да и за стольный Киев-град, — отвещал еси человеком, славы от них не ищуще, Богу же славу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон Евангельский тщався на себе исполнити, душу свою ежечасно за ближняя своя полагавый, помышляя, яко Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя, рубежи Отечествия оборонял еси, русские же людие не преставаху звати ти тако:

Радуйся, зов Господень всем сердцем своим услышавый; радуйся, за ближния своя живота не щадивый.

Радуйся, верою правою неверныя побеждавый; радуйся, русским духом иноплеменники изгонявый.

Радуйся, на поле брани Господа на вспоможение призывавый; радуйся, купно с Небесными силами тьму вражию посекавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 9

Всякое естество человеков и Ангелов дивишася зело, егда ты сына единороднаго, Отечеству Русскому изменившаго, пощады не дая, копием заклал еси, да не чинит зла людем православным, мы же трепещуще силы веры твоея и упования твоего на Бога, поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии множеством словес подвиги твоя восхвалиша, но кто возможет все промышление Божие над тобою изрещи, яко во имени твоем вся мощь и сила духа русскаго богатырскаго воплотившися, вся препоны вражия сокруши, за тое потомки твои доселе тя величают:

Радуйся, храбрый воине Церкви воинствующия; радуйся, достославный победителю в Церкви торжествующия.

Радуйся, безбоязненный одолетелю всех враг видимых и невидимых; радуйся, любимиче, Господом и людьми Его возлюбленный.

Радуйся, праведный человече, не скрывый таланта Господина своего; радуйся, преподобный отче, преумноживый славу Бога нашего.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 10

Спасти хотя сторону родимую не токмо от враг иноземных, но и от невидимых, еще же и душу свою, злато и сребро от князей дарованное, неимущим расточив и на созидание храмов употребив, во обитель иноческую удалился еси, тамо из глубины сердечныя Богу поя: Аллилуиа.

Икос 10

Стены обители святыя укрыша тя, преподобне отче Илие, идеже в затворе печерстем слезьми непрестанными и моленьми всенощными, за грехи своя и кровь людскую, вольне и невольне пролитую, умилостивлял еси Бога, Той же, видя смирение и сокрушение твое, вскоре благодать пребольшую ти подаде, яко дивитися братии всей, зовущей:

Радуйся, от воина телеснаго в воина духовнаго преобразивыйся; радуйся, меч и копие вещественныя отложив, духовным мечем вооруживыйся.

Радуйся, оружие тленное оставивый, молитвою непрестанною врага посекавый; радуйся, и во брани духовней победитель явивыйся.

Радуйся, дара прозорливости прежде конца сподобивыйся; радуйся, благодать чудотворений такожде восприявый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 11

Пение приими скудных словес и помолися за убогия сродницы твоя, и ходатай нам буди у Бога и вызволитель на земли, якоже и прежде, и не престай, молим тя, молити Бога за Русь Святую песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник от елеа благодати возженный, отче Илие, освети ныне нас, во тьме и мраке прозябающих, и воеводой войску русскому буди, от полона нечестия Отечествие свобождая и воинов в ратех укрепляя, и разум им и благочестие от Бога испроси, да зовем ти:

Радуйся, безмятежне упокоивыйся со всеми от века праведными; радуйся, мирне отошедший к Владыце живота и смерти.

Радуйся, возъимевый у Него дерзновение многое; радуйся, за соплеменников своих непрестанне ходатайствующий.

Радуйся, стерегий доселе землю Русскую от нахождения лютых; радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 12

Благодатию взращая державу Русскую, Господь при начале сего посла тя, Илие, своего ратоборца, народ нов — Божие стяжание — людие русския от клеврет сатанинских ненаветны соблюсти, яко навыкнути православным, на Бога уповая, пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще деяния жития твоего, воздаем хваление Вседержителю Богу, премудре мир устрояющему, яко Той Сам Триедин, тако и Русь Триедину сотвори, народ же православный, сие разумевая, триех богатырей образ во охранители себе избра, яко тии Триединстство Божие прообразуют, воеводу же их, Илию Муромца, славяще вернии, вопиют:

Радуйся, Троицы служителю в житии и по преставлении твоем явивыйся; радуйся, яко трие персты руки твоея, для знамения крестнаго сложенныя тако доселе пребывают.

Радуйся, яко сим дивом невиданным мнози сумнящиися веру правую обретают; радуйся, и по представлении своем чудеса творити не престающий.

Радуйся, и по кончине, в смертем телеси, Господа прославляющий; радуйся, в нетлении мощей доселе почивающий.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 13

О святый отче Илие, воине и монаше, богатырю духовный и телесный, ратниче на враги видимыя и невидимыя, защити ныне Отечествие наше — Русь Святую, еже есть подножие Престолу Господня, и Церковь Русскую Православную заступи, да поют людие память твою, и Господу, даровавшему Руси заступника сицеваго, славословие приносят песнию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем предстательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во гресех наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию