Григорий Богослов: житие святого, день памяти, молитва

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским (память 1 января). Мать, святая Нонна (+ 374, память 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Как ей было открыто в сновидении, она назвала первенца Григорием. Когда сын выучился читать, мать подарила ему Священное Писание. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. На пути из Александрии в Элладу (352 год), во время страшного многодневного шторма, он боялся только того, что “убийственные воды лишат его вод очистительных”. “Двадцать дней и ночей, – рассказывает святой Григорий, – лежал я на корме корабельной, моля милосердого Бога о спасении, и в этой опасности я дал обет посвятить себя Богу и по обету спасся”.

Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэресий. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской (+ 379, память 1 января). Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Знакомство с Юлианом, будущим императором (361 – 363) – отступником от веры Христовой, обернулось скоро непримиримой враждой.

По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. Он прекрасно знал языческую дохристианскую философию и литературу.

В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Теперь он, для которого “более значило быть последним у Бога, чем первым у царя”, колебался только в том, какой путь “предпочесть: созерцательный или деятельный”.

По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.

По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг. Вскоре святому Григорию выпало трудное дело примирения епископа с паствой, которая осудила своего пастыря за подписание двусмысленного изложения догматов веры. Святой Григорий дал пастве время на изъявление первых чувств, а затем убедил отца открыто признать свою ошибку. После этого он, произнеся проповедь о необходимости примирения, достиг желаемого. Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и после смерти отца некоторое время управлял паствой этого города.

По смерти Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников. Он назвал эту церковь Анастасия (“Воскресение”), веря, что именно в этом небольшом храме и начнет воскресать Православие. Повсюду господствовали еретики – ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.

В ночь на Пасху 21 апреля 379 года, когда святитель Григорий совершал Крещение новообращенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и обрушила на православных град камней, умертвив одного епископа и ранив святого Григория. Но терпение и кротость святого были его лучшей броней, а слово собирало православных.

Сочинения святителя Григория – слова, письма, стихи, показывают, что он стремился быть проповедником достойным истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу – Слову: “Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: – это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно – спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник”. Чтобы достойно проповедовать Слово Божие, святой тщательно готовил и обрабатывал свои творения.

В пяти проповедях – “Словах о Богословии”, обличая склонных к многословным рассуждениям последователей Евномия, святитель Григорий, прежде всего, дает точные определения, кто с кем и когда может богословствовать. О Боге могут рассуждать только опытные, преуспевшие в созерцании и, прежде всего, чистые душой и телом, или по крайней мере очищающие себя. Рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Объяснив, почему Бог скрыл от человека Свою сущность, святой Григорий указывает, что “облеченным плотию нельзя увидеть умственных предметов без примеси телесного”. Богословствовать позволительно лишь тогда, когда мы бываем свободны от внешних впечатлений вещества и от возмущения, когда вождь наш – ум не прирастает к нечистым преходящим образам. Отвечая евномианам, полагавшим с помощью логических умозаключений постичь Божественную сущность, святитель объяснял, что человек познает Бога, когда его богообразное и божественное начало, т. е. ум, соединяется с родственной Сущностью. Далее на примерах патриархов, пророков, апостолов показано, что для земного человека сущность Божия непостижима. Приводил святой Григорий и пример суетного лжемудрствования Евномия: “Бог родил Сына или по Своей воле, или против воли. Если Он родил против воли, то Он потерпел принуждение. Если по Своей воле, то Сын есть Сын хотения”.

Опровергая такое рассуждение, святитель показывает вред, наносимый им человеку: “Сам ты, который говоришь так необдуманно, по желанию или не по желанию своего отца произошел? Если не по желанию, то и отец твой потерпел насилие. От кого же это? На природу указать ты не можешь: она чтит целомудрие. А если по желанию, то из-за нескольких слогов ты сам себя лишаешь отца; ибо становишься уже сыном хотения, а не отца”. Затем святой Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием разбирая места, где указывается на Божественную природу Сына Божия. Многократные толкования святого Григория на Священное Писание посвящены раскрытию мысли, что Божественная сила Спасителя действовала даже и тогда, когда ради спасения человека Он принял на себя немощное естество. Особое место в проповедях святителя Григория занимает полемика против евномиан, хуливших Святого Духа.

Внимательно исследуя всё, что говорится в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь евномиан, отвергавших Божество Святого Духа. Он приходит к двум основополагающим выводам. Во-первых, читая Священное Писание, надо отказаться от слепого буквализма и научиться понимать его духовный смысл. Во-вторых, в Ветхом Завете Дух Святой действовал прикровенно. В Новом Завете “Дух Святой обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Святым. Божество Духа Святого – предмет высокий. Вот пред тобою множество свидетельств. Христос рождается – Дух Святой предшествует; крещается Христос – Дух свидетельствует; Христос совершает чудеса – Дух сопутствует; Христос возносится – Дух приходит вместо Него. И что же есть великого и Божественного, чего Он не мог бы? Какое Имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, – трепещу, когда подумаю, какие Имена хулят те, которые восстают на Духа!”

Содержание проповедей святителя Григория этим не исчерпывается. Им написаны: пять похвальных слов, девять толкований на праздники, два обличительных слова на Юлиана Отступника – “два столба, на которых неизгладимо записано нечестие Юлиана для потомства” и проповеди на другие темы. Всего сохранилось 45 проповедей святого Григория. Письма святителя принадлежат к лучшим богословским творениям. Все они мастерски обработаны и в большинстве своем кратки. В своих гимнах святитель Григорий, как и во всем, жил для Христа. “Если у еретиков длинные слова, – новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и – приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры”, – говорил святитель. О своем поэтическом даре святитель писал так: “Я – Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним”. Слава о православном проповеднике распространялась по Востоку и Западу. А святитель жил в столице империи как если бы он жил в пустыне – “пища его была пища пустыни; одежда – одежда нужды; обхождение простое, близ двора – ничего не искал он у двора”. Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния. В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского Патриарха. По кончине Антиохийского Патриарха Мелетия святитель председательствовал на Соборе. Надеясь примирить Запад с Востоком, он предлагал признать Антиохийским Патриархом Павлина. Когда же прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, не захотели считать святого Патриархом Константинопольским. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви: “Пусть буду я пророком Ионою! Не виновен я в буре, но жертвую собою для спасения корабля. Возьмите и бросьте меня. Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него”. Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину, заботясь о порабощенной аполлинаристами назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В 389 году, 25 января, преставился тот, кого Церковь почтила именем, усвоенным любимому ученику Христову – святому евангелисту Иоанну.

“Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе”, – говорил святитель Григорий Богослов.

В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращен к Предвечному Слову. Преподобный Иоанн Дамаскин в первую очередь руководствуется святителем Григорием Богословом в своем “Изложении веры”.

Тело святителя Григория было погребено в Назианзе. В 950 году святые мощи были перенесены в Константинополь в церковь Святых Апостолов. Позже часть мощей была перенесена в Рим. Предание сохранило черты святого: “лице смиренно, бледно, брови возвышенныя и густыя, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая”. Уже современники называли своего архипастыря святым. Православная церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы, в Богослужебных песнопениях так обращается к нему: “Богословским языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждою свыше истканною Церковь украсил еси: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший”.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Григорий Богослов

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Дни памяти Григория Богослова припадают на 7 и 12 февраля. Это один из трех учителей Церкви и великий христианский деятель. Святитель Григорий Богослов был учеником и последователем святого Василия Великого.

Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Отец Григория был аристократического происхождения, а мать – истинная христианка. У нее долго не было детей. В молитвах она просила послать ребенка, которого посвятит Господу. Впоследствии она родила еще двоих детей, которые также канонизированы церковью.

Григорий учился в высших учебных заведениях Палестины, Александрии, Каппадокии. Затем перебрался в Афины, где посвятил себя изучению астрономических, математических, ораторских наук, а также поэзии. Здесь он подружился с Василием Великим. Закончив обучение, стал преподавать красноречие.

Когда он вернулся домой, отец его окрестил, ему уже исполнилось тридцать лет. В те времена в богатых семьях крестили после обучения. Позже он перебрался в обитель основанную Василием Великим, где изучал труды философа Оригена.

Читайте также:  Симеон Верхотурский: житие святого, день памяти, молитва

Отец вел борьбу с еретиками и царем Юлианом, ему необходима была поддержка сына. Григорий вернулся домой, его назначили в пресвитеры, затем епископом Назианза. Но отшельнический образ жизни был больше по душе Григорию, он снова уезжает в монастырь. Василий Великий просил его занять пост епископа и кафедру в городе Сасима. Он согласился, но скоро удалился в пустыню, где провел три года. Этот уход прервал дружбу с Василием. Смерть родителей была для него ударом. Вторым неприятным событием стала кончина Василия Великого.

Григорий стал популярным защитником христианской веры и прекрасным проповедником. Теперь его стали звать Григорием Богословом за блестящие ораторские качества. Император Феодосий предложил возглавить епархию в Константинополе. Но он считал, что не достоин занимать место отца. Константинополь был в руках ариан, поэтому Григорий стал объектом преследования. Через два месяца город посетил император и лично передал церковь Софии.

Для борьбы с еретиками был созван Второй Вселенский собор, где Григорий ввел догмат Троичности: единый Бог в трех лицах – отец, сын, святой дух. В результате развернулся спор, в котором Григория осудили за несоблюдение положения Первого Вселенского собора. Он оставался епископом Сасима и не мог возглавлять епархию Константинополя. В результате он покинул город. К тому же власть ему была чужда. Он был аристократической личностью и самоуглубленным человеком, занял первый раз церковный пост сановника по просьбе Василия Великого. Поэтому он уезжает в Назианза, где продолжает управлять церковью. Когда он стал болеть, назначили епископом Евладии.

Храмы, труды, мощи святителя Григория Богослова

Григорий Богослов начал сочинять:

Он автор более четырехсот стихов. Посещал монастыри и путешествовал. К трудам святителя Григория Богослова относятся 45 бесед за двадцатилетнее время. Сочинения Григорий повлияли на других богословов в основании христианской этики и проведении церковных служб. Его труды толкуют наравне со святым писанием.

Умер святитель 25 января 389 года в родных местах, где его тело предали земле. Он завещал все состояние монастырю, деньги и одежду друзьям, рабов отпустил на волю.

Через 50 лет царь Константин Багрянородный отправил мощи Григория Богослова в Константинополь. Затем при вторжении крестоносцев в тринадцатом столетии их забрали в Рим. Они находятся в храме святого Павла в гробнице, часть была отдана собору святого Георгия в Стамбуле. Храмы Григория Богослова расположены в:

  • Одессе, Украина;
  • селении Макарешты, Молдова;
  • Ростове Великом, Россия.

Икона святителя Григория Богослова находится в Троицком храме Москвы, Успенском соборе города Владимира и церкви Трех вселенских святителей Санкт-Петербурга. Он изображен в яркой и богатой одежде архиепископа по пояс, в одной руке – Святое Писание, а другой – указывает на него. Иногда на иконах он вместе с Василием Великим и Иоанном Златоустом.

Молятся Григорию Богослову о том, что беспокоит в жизни, но особенно:

  • об упрочении веры;
  • об исцелении души;
  • о поддержке в новых делах.

Текст молитвы Григорию Богослову:

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Григорие Богослове:

Житие Григория Богослова

Автор прекрасных богословских произведений, Григорий Богослов не зря был удостоен своего имени. Его способность проникать в самые глубины тайн веры и выражать непостижимое просто и ясно — это уникальное явление. А поэтичность проповедей настолько красива, что отдельные строки из них были использованы для составления церковных песнопений.

Житие святителя

Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.

До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.

На заметку! Следует отметить, что вся семья Григория была посмертно канонизирована Церковью. Поэтому Григорий Богослов в прямом смысле происходил из семьи святых.

Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.

Период обучения

В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.

О других святых:

Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.

После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».

Борьба с арианством

В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.

В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.

Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.

В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.

Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.

Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.

Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.

Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе

В 379 году на константинопольский престол взошел император Феодосий, который принял сторону никейцев и начал противодействовать арианам. Григорий прослыл к тому времени, как талантливый богослов, и к нему выдвинулась группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и помочь побороть поднявшуюся волну арианской и апполинарианской ереси.

Внимая чувству пастырского долга, Григорий соглашается и отправляется в путь. Он застал город в плачевном состоянии, где все храмы были захвачены еретиками, в том числе святая София и храм Святых Апостолов. Святитель нашел приют в доме своих родственников, где организовал домовую церковь под названием Анастасия, что означает «Воскресение».

Трезвость рассуждения и ревностное отношение к христианской вере, дар красноречивости не могли не найти отклика в сердцах жителей Константинополя. Многие загорелись желанием услышать проповедь Григория, а слава о нем разошлась далеко за пределами столицы. В то же время это вызвало жесткое сопротивление со стороны представителей арианства. Еретики не только строили интриги против пастыря, но и покушались на его жизнь.

Однажды в домовой храм ворвалась толпа ариан и начала требовать изгнания Григория, а потом забрасывать его камнями. Городские власти, при всем своем скептицизме в адрес проповедника, не поддерживали еретиков и содействовали дальнейшему пребыванию Григория в Константинополе.

В 380 году император Феодосий, в рамках своих царских полномочий, передал никейцам Софию и храм Святых Апостолов. Григорий отдавал себе отчет в том, что его присутствие необходимо и остался в городе для участия в намеченном Втором Вселенском соборе.

На заметку! Целью Собора было поставить точку в догматических спорах разных религиозных течений.

Григорий был назначен на Константинопольскую патриаршую кафедру, а после смерти Милетия Антиохийского, который возглавлял Собор, его провозгласили председателем.

Однако египетские архиереи желали видеть на этом посту своего ставленника и нашли формальный предлог, согласно которому Григорий не мог занимать новую кафедру, так как уже был поставлен на другую. На этой почве в адрес святителя посыпались и другие обвинения от тех, кому не нравилась его снисходительность к арианам, и тех, кто не принимал его ревностной позиции в отношении чистоты веры.

Григорий не мог терпеть подобных интриг и принял решение добровольно покинуть пост предстоятеля Константинопольской церкви.

Окончание земного пути

До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.

В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.

Дни памяти святого:

  • 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
  • 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.

Важно! Вселенская церковь причислила подвижника к лику святых с именем Богослов — за праведную и святую жизнь и ясное изложение учения о Пресвятой Троице.

Учения

Григорий Богослов в течение жизни создал множество ценных трудов, среди которых 245 писем, 507 стихотворений и 45 «Слов». Он был прекрасным оратором, и все его литературные сочинения отличаются повышенной эмоциональностью. Авторитет святого в формировании церковной догматики православной церкви сложно переоценить.

В числе его учений находятся следующие труды:

  • Учение о Боге;
  • Учение о Святой Троице;
  • Учение о творении;
  • Учение о человеке;
  • Христология;
  • Сотериология;
  • Эсхатология.

Тексты Григория Богослова в последующие века были использованы другими святыми для составления канонов.

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

7 февраля – день памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, вселенского отца и учителя Церкви
12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Святителю Григорию Богослову молятся, чтобы укрепить веру в Господа, о научении правильно молиться, об обращении людей в православие. Его помощь особо проявляется тогда, когда необходимо получить дар проповедования Божиего Слова.
Издавна в народе пошла традиция молиться трем учителям Вселенским Григорию Богослову, Василию Великому и Иоанну Златоусту о помощи при строительстве или ремонте дома, а также при вхождении в новое жилье.
Святой Григорий Богослов может помощь защититься людям, которых искушают и которые находятся в гонениях. А на работе святой может помочь добиться благосклонности от начальства.

Читайте также:  Варвара Илиопольская: житие святого, день памяти, молитва

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

Святитель Григорий Богослов родился примерно в 329 году в знатной христианской семье около Назаиана в Каппадокии, что в Южной Азии. Оба его родителя были твердыми христовыми последователями: отец святитель Григорий, епископ Назианский (память 1 января), мать– святая Нонна (память 5 августа).
Как только святитель Григорий подрос и научился читать – ему подарили первую книгу в его жизни, Священное Писание. С детства Григорий получал хорошее образование, он учился у хороших учителей и в лучших школах- в Кессапии Каппадокийской, затем в Александрии.
Около 352 года, после Александрии Григорий отправился в Элладу для продолжения своего обучения наукам.

В Афинах шесть лет святитель изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Здесь он познакомился с другим будущим Вселенским учителем св. Василием Великим. Они жили в одной комнате, у них оказались одинаковые интересы, оба были образованны и благочестивы, эта их дружба продолжалась до самого конца их жизней.

После окончания учебы святой Григорий некоторое время жил в Афинах, где преподавал красноречие. По некоторым данным он в 358 году вернулся в Назианз к своим родителям, где и в возрасте 30 лет принял Святое Крещение от своего отца, который уже стал епископом.

Его друг, Василий Великий, к тому времени в имении своего отца основал полумонашескую общину и приглашал к нему Григория. Он принял предложение и отправился к нему, где друзья жили по монашеским правилам, находясь все время в физически тяжелых трудах и молитвах.

В 361 году Григорию пришлось покинуть общину, он направился домой на помощь отцу. Будучи епископом Назианским, отец Григория подписал раскольнический омиусианский символ веры, но при этом, сильно не вникая в тонкости богословия. В епархии назревал раскол, который с трудом разрешил святитель Григорий–сын. Он разъяснил отцу его ошибку, которую тот потом признал публично. После того, как Григорий написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви», люди стали успокаиваться, примирение состоялось.

Когда его отец умер, святитель Григорий некоторое время находился в Назианзе и управлял епархией этого города.

Его друг Василий Великий, который к тому времени стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, пригласил святого Григория на епископство в город Сасима. Святитель принял приглашение, но пробыл на этой должности недолго, он даже не совершал служб и не рукоположил ни одного клирика. Объяснив такое поведение нежеланием участвовать в борьбе Василия с арианством, Григорий вернулся домой, и на целых три года удалился в пустынь.

В 378 году, после кончины Константинопольского патриарха Валента, Антиохийский Собор попросил святителя Григория о помощи их Церкви, святитель согласился и прибыл для служения в Константинополь.
Когда в начале 379 года святитель Григорий Богослов узнал о смерти Василия Великого, он был потрясен:

«И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души»

Позже Григорий написал Надгробное Слово о смерти друга, это сочинение стало одим из его лучших.
В этом же 379 году Григорий начал служить в небольшой церкви своих родственников в Константинополе. В то время еретики (ариане и аполлинаристы) повсюду активно распространяли свои учения, но и проповеди Григория были очень проникновенны — собрание храма активно росло.

21 апреля 379 года, во время Крещения новобрачных на Пасху, несколько вооруженных еретиков ворвались в церковь, устроила погром, один епископ даже был убит камнем, а сам святой Григорий получил рану. Святитель не испугался– его проповеди продолжали быть такими же благодатными и поддерживали православных. Он со скурпулезностью, шаг за шагом, разъяснял людям Священное Писание, постепенно его паства увеличивалась, этим удалось достигнуть существенного ослабления еретичества.
В 381 году был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором.

Со стороны Египетских и Македонских кафедр это назначение Григория Богослова вызвало негативную оценку, в результате чего в Церкви возникла смута. Чтобы утихомирить возможную бурю, святой уезжает из Константинополя к себе на родину, где продолжает совершать иноческие подвиги: ходит босыми ногами, спит на голой земле, питается скромной пищей.
Святитель продолжает быть непримиримым врагом с ересью, проповедует и разъясняет людям христианское вероучение.

7 февраля (25 января по старому стилю) 389 года, в возрасте около 62 лет, окончилась земная жизнь святителя Григория Богослова преставился ко Господу. Его тело похоронили в Назианзе.

В 950 году святые мощи перенесли в Константинополь в церковь Святых Апостолов. В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, мощи святого Григория перевезли в Рим и помещены в специально построенную гробницу в соборе св. Петра в Риме. В 2004 году, 26 ноября, мощи были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста.
Сейчас мощи Григория Богослова находятся в храме святого Георгия в Стамбуле.

ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

В наследие Церкви святитель Григорий Богослов оставил 45 посланий (писем), 507 духовных стихотворений и 45 «Слов» (проповедей). Свой дар слова святитель хотел принести в дар Богу Слова:

«Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник»

Слова

Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова охватывают 20-летний период его жизни. В 387 году сам Григорий подготовил сборник 45 избранных бесед, стремясь, по-видимому, предоставить священству образцы различных видов проповеди.

Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова (7, 8, 18, 43), обличения императора Юлиана (4, 5) и еретиков (27, 33, 35), слова в память священномучеников (16, 24, 35, 44), беседы на Богоявление (38), Крещение (40), Пятидесятницу (41) и другие праздники. Первая и последняя (45-я) беседы были произнесены на Пасху. Во многих беседах Григорий говорит о себе и событиях своей жизни. Так, уже в самом начале 1-го Слова он упоминает о добром принуждении, подразумевая своё рукоположение по настоянию отца; в 3-м Слове оправдывает своё удаление в Понт; а в 33-м Слове говорит о своём противостоянии с арианами. Ряд Слов имеют адресатом отца Григория (9, 10, 12) или произнесены в его присутствии; среди адресатов Слов есть и Василий Великий (10) и Григорий Нисский (11). Важнейшее место в наследии Григория занимают Слова о Богословии (27-31), посвящённые догмату Троичности, они и принесли Григорию славу богослова.

Письма

Сохранилось по разным оценкам до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни, по просьбе родственника Никовула. Сохранилась обширная переписка Григория с Василием Великим: в письмах Григорий вспоминает их совместное проживание в монастыре, поздравляет Василия с епископской хиротонией, в поздних письмах он уже обвиняет Василия в вовлечении его в борьбу с арианами и возведении себя на Сасимскую кафедру.

Богословский интерес и значимость представляют два письма Григория к Кледонию, в которых он рассуждает о природе Христа и выступает с критикой учения Аполлинария Лаодикийского и послание к монаху Евагрию о Божестве.

Стихотворения

Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей.

О своем поэтическом даре святитель писал так:

«Я — Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним».

Влияние св. Григория на богословов последующих времен было огромным. Его произведения едва ли не приравнивались к св. Писанию. Его очень почитал преподобный Максим Исповедник. Тексты сочинений Григория использовались гимнографами, и, в частности, наши рождественский, богоявленский и пасхальный каноны — не что иное как перефразированные св. Иоанном Дамаскином отрывки из проповедей св. Григория. Также и на Западе св. Григорий Богослов всегда пользовался большим уважением. Так, св. Фома Аквинский утверждал, что, в то время как у любого отца Церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова нет ни одной.

Высказывания и афоризмы Григория Богослова

Бог творит все как хочет, а человек — как может.
Безумен, кто в богатстве забудет друга.
Злой человек и в богатстве живет неправедно.
Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
Дурная жена в дому подобна злой вьюге.
Добрая жена любит труд и спасает от зла.
Пугливый муж пугливые мысли имеет.
Мудрым решения ночью приходят.
Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло.
Никто о себе не скажет: я злодей.
Лучше смолчать, чем худое молвить.
Говорящий плохое — всегда в убытке.
Изрекать могут многие — понимают не все.
Одного невозможно избыть человеку: стремленья к женщине.
Ссоры любящих длятся недолго.
Не суди по виду, суди по делам.
Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.
Многих, творящих зло, оправдает их чин.
Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
Душе израненной, доброе слово — лекарство.

ТРОПАРЬ И КОНДАК ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Тропарь, глас 1

Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, Православия одеждею свыше истканною Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет твоими чады: радуйся, отче, богословия уме крайнейший.

МОЛИТВЫ ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ

Молитва первая

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.
Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.
Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Димитрий Донской: житие святого, день памяти, молитва

Молитва третья

О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе.
Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша.
Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду.
Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва четвертая

О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святитель Григо ́ рий Богослов , Назианзин , Младший , архиепископ Константинопольский

Дни памяти

12 февраля – Собор Трех святителей

Житие

Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов (326-389 гг.) был сын Гри­го­рия (впо­след­ствии епи­ско­па На­зи­ан­ско­го) и Нон­ны, жен­щи­ны вы­со­ких нрав­ствен­ных пра­вил. Еще до рож­де­ния сы­на она обе­ща­ла по­свя­тить его Бо­гу и упо­тре­би­ла все ста­ра­ния, чтобы скло­нить его во­лю на слу­же­ние Гос­по­ду. Вос­пи­та­ние, дан­ное ему ма­те­рью, свя­ти­тель Гри­го­рий по­чи­тал са­мым для се­бя важ­ным. При вы­да­ю­щих­ся спо­соб­но­стях св. Гри­го­рий по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние: он учил­ся в шко­лах Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где бы­ла бо­га­тая биб­лио­те­ка, со­бран­ная му­че­ни­ком Пам­фи­лом, в Алек­сан­дрии, где изу­чал тво­ре­ния Ори­ге­на, и, на­ко­нец, в Афи­нах, где в осо­бен­но­сти сбли­зил­ся с св. Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, с ко­то­рым зна­ком был несколь­ко ра­нее и друж­бу с ко­то­рым счи­тал по­лез­нее са­мой выс­шей шко­лы. У свя­тых дру­зей в Афи­нах бы­ла од­на ком­на­та, один об­раз жиз­ни; им бы­ли зна­ко­мы толь­ко две до­ро­ги: од­на ве­ла в храм Бо­жий, дру­гая – в учи­ли­ще. В Афи­нах св. Гри­го­рий по­зна­ко­мил­ся с Юли­а­ном (по про­зва­нию «От­ступ­ник», ко­то­рый, став им­пе­ра­то­ром, от­рек­ся от хри­сти­ан­ства и пы­тал­ся бы­ло воз­ро­дить язы­че­ство в Рим­ской им­пе­рии (361–363 гг.) и оста­вил жи­вое изо­бра­же­ние это­го зло­го и ко­вар­но­го вра­га Церк­ви. В воз­расте 26 лет св. Гри­го­рий при­нял Кре­ще­ние.

По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну св. Гри­го­рий дол­гое вре­мя укло­нял­ся от за­ня­тия ка­кой-ли­бо об­ще­ствен­ной долж­но­сти. Раз­мыш­ле­ние о Бо­ге, мо­лит­ва, чте­ние сло­ва Бо­жия, пи­са­ние вдох­но­вен­ных слов и пес­ней и слу­же­ние пре­ста­ре­лым ро­ди­те­лям – бы­ли его за­ня­ти­ем. Неко­то­рое вре­мя он про­вел с дру­гом сво­им Ва­си­ли­ем в его пу­стыне и это вре­мя по­чи­тал са­мым счаст­ли­вым в жиз­ни. Отец его, быв­ший уже епи­ско­пом, нуж­да­ясь в по­мощ­ни­ке, вы­звал его из Ва­си­лье­вой пу­сты­ни в На­зи­анз и ру­ко­по­ло­жил в пре­сви­те­ра. Уже этот сан так устра­шил Гри­го­рия вы­со­той и тя­же­стью со­пря­жен­ных с ним обя­зан­но­стей, что он уда­лил­ся в уеди­не­ние пу­сты­ни. Успо­ко­ив там вол­не­ние ду­ха, он вер­нул­ся к от­цу и при­нял на се­бя свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, уте­ша­ясь, что он, слу­жа Бо­гу, по­мо­га­ет и пре­ста­ре­ло­му ро­ди­те­лю в его за­бо­тах о пастве.

Меж­ду тем друг его, Ва­си­лий Ве­ли­кий, уже до­стиг вы­со­ко­го са­на ар­хи­епи­ско­па. Же­лая иметь пре­дан­но­го и про­све­щен­но­го по­мощ­ни­ка в управ­ле­нии об­шир­ной об­ла­стью, св. Ва­си­лий пред­ло­жил Гри­го­рию ме­сто глав­но­го про­то­пре­сви­те­ра при сво­ей ка­фед­ре, но св. Гри­го­рий укло­нил­ся от при­ня­тия этой по­чет­ной и вли­я­тель­ной долж­но­сти. Через неко­то­рое вре­мя по­сле это­го со­сто­я­лось по­свя­ще­ние Гри­го­рия в епи­ско­па го­ро­да Са­си­ма по тай­но­му со­гла­ше­нию ар­хи­епи­ско­па Ва­си­лия с от­цом Гри­го­рия. Ви­дя в этом во­лю Бо­жию, он при­нял свя­щен­ное ру­ко­по­ло­же­ние, но от­ка­зал­ся от при­ня­тия са­мой долж­но­сти и в ка­че­стве со­пра­ви­те­ля (ви­ка­рия) про­дол­жал слу­жить сво­е­му ро­ди­те­лю и пастве на­зи­анзской. В 374 го­ду скон­чал­ся пре­ста­ре­лый ро­ди­тель Гри­го­рия, а вслед за ним – и мать его. Свя­той Гри­го­рий про­дол­жал неко­то­рое вре­мя труд от­ца по управ­ле­нию На­зи­анзской цер­ко­вью, но силь­но за­бо­лел. Вы­здо­ро­вев, он уда­лил­ся в уеди­нен­ную оби­тель, где в по­сте и мо­лит­ве про­был око­ло трех лет.

Но ве­ли­кий све­тиль­ник не мог укрыть­ся в мо­на­ше­ской ке­ллии. Из­бран­ный пра­во­слав­ны­ми епи­ско­па­ми и ми­ря­на­ми на пре­стол ар­хи­епи­ско­па в Кон­стан­ти­но­по­ле, он при­был ту­да в эпо­ху са­мо­го силь­но­го вла­ды­че­ства ари­ан, ко­гда ими бы­ли за­хва­че­ны все хра­мы в сто­ли­це. Св. Гри­го­рий оста­но­вил­ся в до­ме сво­их зна­ко­мых. Од­ну из ком­нат об­ра­тил в храм, на­звав ее “Ана­ста­си­ей”, что зна­чит «вос­кре­се­ние», с на­деж­дой, что здесь вос­креснет пра­во­сла­вие, и на­чал про­по­ве­до­вать. Ари­ане за­сы­па­ли его на­смеш­ка­ми и ру­га­тель­ства­ми, бро­са­ли в него кам­ня­ми, под­сы­ла­ли к нему тай­ных убийц. Но на­род узнал сво­е­го ис­тин­но­го пас­ты­ря и стал тес­нить­ся к его ка­фед­ре, как же­ле­зо льнет к маг­ни­ту (по вы­ра­же­нию св. Гри­го­рия). Силь­ным сво­им сло­вом, при­ме­ром сво­ей жиз­ни и пас­тыр­ским усер­ди­ем он по­беж­дал вра­гов Церк­ви. Лю­ди в огром­ном ко­ли­че­стве сте­ка­лись со всех кон­цов по­слу­шать его вдох­но­вен­ные про­по­ве­ди. Слу­ша­те­ли вол­но­ва­лись око­ло его ка­фед­ры по­доб­но бур­но­му мо­рю, гром­ко вы­ра­жа­ли зна­ки одоб­ре­ния ру­ко­плес­ка­ни­я­ми и вос­кли­ца­ни­я­ми, а ско­ро­пис­цы уве­ко­ве­чи­ва­ли его сло­ва. Еже­днев­но ты­ся­чи лю­дей из ере­си воз­вра­ща­лись к Пра­во­слав­ной Церк­ви.

На­ко­нец, уже по­сле во­ца­ре­ния пра­во­слав­но­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия (379–395 гг.) упор­ству­ю­щие ари­ане бы­ли из­гна­ны из хра­мов сто­ли­цы. Ко­гда об­на­ру­жи­лась ересь Ма­ке­до­ния (Ма­ке­до­ний от­ри­цал Бо­же­ство Свя­то­го Ду­ха), свя­той Гри­го­рий бо­рол­ся про­тив нее и при­ни­мал жи­вое уча­стие в за­се­да­ни­ях Вто­ро­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Со­вер­шив свой по­двиг, он от­ка­зал­ся от Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры, ска­зав: «Про­щай, ка­фед­ра, – это за­вид­ная и опас­ная вы­со­та!» Свя­той Гри­го­рий уда­лил­ся в род­ное се­ле­ние Ари­анз, близ На­зи­ан­за, и здесь в стро­гих ас­ке­ти­че­ских по­дви­гах про­вел по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни.

За свои за­ме­ча­тель­ные бо­го­слов­ские тво­ре­ния св. Гри­го­рий по­лу­чил от Церк­ви по­чет­ное на­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва и все­лен­ско­го учи­те­ля, а за спо­соб­ность про­ни­кать мыс­лью до са­мых глу­бо­ких тайн ве­ры и вы­ра­жать непо­сти­жи­мые ее ис­ти­ны с про­зрач­ной яс­но­стью и стро­гой точ­но­стью Цер­ковь в од­ной из мо­литв на­зы­ва­ет его умом са­мым вы­со­ким. Про­по­ве­ди его на­сы­ще­ны та­кой по­э­зи­ей, что мно­гие фра­зы из них бы­ли ис­поль­зо­ва­ны (св. Иоан­ном Да­мас­ки­ным и дру­ги­ми) для празд­нич­ных пес­но­пе­ний. Нетлен­ные ча­сти­цы мо­щей св. Гри­го­рия до сих пор ис­то­ча­ют див­ное бла­го­уха­ние.

В Кон­стан­ти­но­по­ле дол­го про­ис­хо­ди­ли спо­ры о том, ко­му из трех свя­ти­те­лей сле­ду­ет от­да­вать пред­по­чте­ние. Од­на часть лю­дей пре­воз­но­си­ла свя­ти­те­ля Ва­си­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), дру­гая сто­я­ла за Гри­го­рия Бо­го­сло­ва (па­мять 25 ян­ва­ря), тре­тья по­чи­та­ла свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря).

От это­го сре­ди хри­сти­ан про­изо­шли цер­ков­ные раз­до­ры: од­ни на­зы­ва­ли се­бя ва­си­ли­а­на­ми, дру­гие – гри­го­ри­а­на­ми, тре­тьи – иоан­ни­та­ми.

По во­ле Бо­жи­ей в 1084 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ев­ха­ит­ско­му Иоан­ну яви­лись три свя­ти­те­ля и, объ­явив, что они рав­ны пред Бо­гом, по­ве­ле­ли пре­кра­тить спо­ры и уста­но­вить об­щий день празд­но­ва­ния их па­мя­ти.

Святитель Григорий: Богослов и учитель Вселенной

Святой Григорий Богослов (326–389 г.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения, она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию “Отступника,” который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361-363 г.). и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26-ти лет св. Григорий принял крещение.

После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.

Между тем, друг его Василий Великий уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374-ом году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним — и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.

Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией (что значит “воскресение”), с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане осыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы записывали и увековечивали его слова. Еженедельно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 г.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония, (Македоний отрицал Божество Святого Духа. святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: “Прощай, кафедра, — эта завидная и опасная высота!” Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.

Тропарь: Пастырская свирель богословия твоего, риторов победи трубы: якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

Ссылка на основную публикацию