Феодосий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Преподобный Феодосий Великий

Преподобный Феодосий Великий жил в V – VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (+ 459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (+ 379: память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках – греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 – 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: “Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема”. За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях.

Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: “Гнев Божий надвигается на восточную страну”. Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Житие Феодосия Кавказского

В современной России прославляется множество святых мужей. Одним из них является Феодосий Кавказский — человек с удивительной судьбой. Его личность и биография вызывают множество споров среди церковнослужителей, при этом тысячи простых христиан почитают его как богоизбранного предстоятеля и чудотворца.

Биография

О жизни отца Феодосия рассказывают некоторые исторические документы и отрывочные воспоминания современников. Но основная информация содержится в житиях, написанных его послушницами.

Юные годы

В различных источниках приводятся различные даты рождения будущего исповедника.

  1. Во многих житиях фигурирует дата 1800 г. Она выглядит довольно фантастично, так как в этом случае на момент смерти старцу было 148 лет.
  2. По другим сведениям, Феодор родился в 40-е гг.
  3. Наиболее вероятной датой рождения считается 1862 г. Эти сведения подтверждаются и официальными документами, и косвенными свидетельствами современников.

Родился Фёдор в семье крестьян Кашиных в Пермской губернии. Семья была набожный и благочестивой, с молитвы начинающей не только важные дела, но и повседневную деятельность. Женщина, принимавшая младенца, утверждала, что ему предначертана судьба великого служителя Господа, так как он родился в монашеском головном уборе.

По преданию маленький Фёдор с малых лет любил уединяться в лесу для молитвы. Он быстро развивался и часто просил свою мать Екатерину читать вслух слова псалмов.

В юном возрасте Фёдор покинул дом отца и отправился с паломниками на святой Афон. Разные источники указывают разный возраст юного путника: от 3 до 14 лет. Добравшись до острова, мальчик пришёл к воротам монастыря Положения Пояса Божией Матери и попросил оставить его на жительство.

Игумен Иоанникий согласился принять в стенах своей обитель чудесного ребёнка. Юный послушник смиренно выполнял порученную работу, учился грамоте и много молился. Уже в это время он вёл подвижническую жизнь, которая заключалась в следующем:

  • праведном смиренно труде;
  • слёзной молитве Господу;
  • строгом посте;
  • молчании, нарушаемом при особой необходимости.

Искушаемая дьяволом монастырская братия с пренебрежением и завистью относилась к юноше. Это чувство усилилось после чуда исцеления жены русского генерала. По преданию она была долгие годы одержима бесом. Но однажды во сне ей явился молодой юноша, а Всевышний Голос поведал ей, что именно этот молодой инок, живущий в одном из афонских монастырей, сможет излечить её.

Монахи обители Положения вышли на пристань, но женщина не узнала ни в одном из них юноши из видения. Тогда позвали послушника Фёдора. Увидев его, одержимая христианка закричала грубым голосом, что этот юноша изгонит беса. После трехдневного поста юноша освятил на иконе Богородицы воду и окропил ею женщину, которая вскоре избавилась от одержимости.

Через некоторое время Федору предстояло принять постриг. Игумен, узнавший, что юноша не является сиротой, велел ему перед этим событием взять разрешение у родителей. Несмотря на трудности путешествие прошло удачно, и в 18 лет Фёдор стал иноком, приняв имя Феодосия.

Интересно: помимо врожденной отметины, было ещё одно знамение богоизбранности маленького Феди. Однажды во время общей семейной трапезы на руку ребёнка сел голубь, появившийся чудесным образом из-за икон. Мать приказала прогнать его, и птица улетела в том угол, из которого появилась. Только через много лет Екатерина Кашина, поняла, что голубь был вестником Господа.

Зрелость

За несколько лет Феодосий достиг сана иеромонаха. Его быстрый духовный рост, смирение в служении и хорошее отношение к нему настоятеля поселили в душах братии греховную зависть. Они много раз обращались монахи к константинопольскому патриарху с доносами на смиренного инока.

После сообщения, в котором говорилось, что Феодосий якобы провел в свою келью под видом юноши молодую женщину, его заковали в кандалы и бросили в темницу. Но и в этот раз Господь не оставил сына своего. В течение трёх дней являлся патриарху посланник Божий с приказом освободить безвинного монаха. Осознав допущенную ошибку, патриарх выпустил его из заточения и назначил его священником при константинопольском храме.

Несколько лет нёс Феодосий послушание помощи нуждающимся людям в Царьграде. После чего отправился на Святую землю, где удостоился чести служить в Кувуклии главного иерусалимского храма. Очевидцы отмечают, что образованный монах совершал молитву на языке прихожан, которые находились в этот момент в церкви.

Точно неизвестно сколько лет провёл монах в Иерусалиме, но к концу XIX столетия он вернулся в афонскую обитель. Игуменом обители Положения всё ещё являлся Иоанникий, являющийся духовным отцом и учителем Феодосия. В монастыре существовал обычай передавать пост настоятеля келий (малочисленных монастырей) по завещанию ученикам. Так иеромонах Феодосий стал игуменом обители. Его тяготила эта должность, заботы которой отвлекали от главной цели жизни — служению Господу.

В 1901 г. инок вернулся в Иерусалим. Здесь он жил до 1905 или 1913 г. Вернуться в Россию ему помог отставной русский генерал, имеющий поместье вблизи станицы Платнировка. В течение нескольких лет Феодосий и несколько послушниц странствовали по русской земле. Они побывали в Пермском крае, Челябинске и осели на Кубани. Небольшая община расположилась в двух маленьких домах в месте Тёмные Буки в нескольких километрах от Горненской обители.

К отцу Феодосию, озаренному по милости Господа даром прозрения, приходило множество людей, нуждающихся в благословении и помощи. К жителям маленькой пустыни приходили дети, которых послушницы обучали грамоте. В качестве платы за обучение крестьяне приносили в обитель продукты.

Советский режим

В первые годы после большевистской революции жизнь старца и его послушниц текла в привычном русле. Существуют сведения, что при помощи местных жителей был организован приют для беспризорников.

За несколько дней до праздника Пасхи в 1925 (1927) г. в пустынь приехали большевики, которые арестовали старца по обвинению в антисоветской пропаганде. Старого монаха приговорили к трём годам лагерного заключения. Точных сведений о месте его заключения не сохранилось. Предположительно старец некоторое время провёл в Соловецком лагере, а затем был переведён в одну из казахстанских колоний.

Важно! После освобождения в 1931 году Феодосий поселился в городе Минеральные Воды в маленьком домике, который приобрели две его послушницы, покинувшие обитель в Тёмных Буках сразу после ареста старца.

В прибрежном городе старец вёл двойную жизнь: днём он представал перед горожанами в образе юродивого старика, а ночью в тайной церкви, организованной в занимаемой им доме, верующие люди видели строгого священника. С помощью Господа он совершил множество добрых и чудесных дел.

Конец земного пути

В последние годы жизни старец Феодосий испытывал физическую немощь. Большую часть времени он проводил в постели, поднимаясь с неё по натянутой верёвке. Несмотря на это обстоятельство к нему продолжали приходить сотни людей. Всех их батюшка принимал и помогал словом и молитвой в их горестях.

Как и многие праведники, отмеченные Господом, кавказский старец заранее знал о дне своей кончины. Своих учеников он попросил умыть его крещенской водой, после чего благословил их и повелел им читать молитву Христову, не заботясь о погребении, так как Всевышний Отец всё сам устроит. Через три дня 8 августа 1948 г. его земная жизнь закончилась.

С погребальными мероприятиями Феодосия связано множество чудесных событий.

  1. После смерти праведника на пороге его дома появился старец в сандалиях и деревянным посохом в руках. Он попросил учеников покойного исповедника разрешить ему совершить чин отпевания. Удивлённые послушники согласились на просьбу старого человека, который красивым сильным голосом произнес все положенные требы и молитвы. По окончании чина он вышел за порог и исчез.
  2. Когда гроб с телом старца вынесли из дома и хотели сделать последнее фото, фотограф не смог сделать ни одного кадра, так как от него исходило яркое свечение.
  3. До окраины города небольшой гроб несли местные жители. Но едва процессия прошла последнюю улицу на дороге появились 4 красивых юношей в богатых одеждах. Они взяли гроб и донесли его до кладбища, опустили его в могилу, кинули по горсти земли и незаметно для окружающих исчезли.

Современники вспоминают, что на похороны исповедника собралось множество человек. Немощные люди падали на дорогу под гроб праведника и получали исцеление от своих недугов.

Идеи и поучения

Ученики и паломники, в большом количестве приезжающие к старцу Феодосию вспоминают, что он говорил, что единственный путь спасения человека можно познать в лоне Православной церкви — единственной не изменившейся со дня воскрешения Иисуса Христа. Своим ученикам он указывал на необходимость любое дело начинать и заканчивать молитвой. Даже осенение себя крестным знаменем сопровождается умной молитвой.

В советское время Феодосий встал на сторону патриарха Тихона, отрицая церкви раскольников и обновленцев. В послевоенное время местные власти пригласили уважаемого в городе старца в обновлённый храм, открытый сергианцами. Немощный старик отправился к Покровской церкви с посохом в руках и санками.

Не дойдя до здания несколько метров, он поскользнулся и упал. На санках, которые катил старик за собой, его доставили к его жилищу. Многие очевидцы и ученики праведника увидели в их этом событии нежелание Господа допустить своего сына в новый храм.

Читайте также:  Евдокия Илиопольская: житие святого, день памяти, молитва

Чудеса

В преклонные года Феодосий получил от Господа дар прозрения. Он видел душу и мысли приходящих к нему людей, обличая их греховные помыслы и деяния.

  1. Однажды в буковую пустынь приехали 7 женщин. Шестерых из них старец благословил, а последней приказал вернуться домой и вернуть мужа жене, а отца детям. Эта паломница имела связь с женатым мужчиной. Она выполнила наставление старца и через некоторое время вернулась к нему для покаяния и благословения.
  2. В Минеральных водах соседкой праведника была пожилая женщина, которая вырастила в одиночку дочь-подростка. В её голову закралась греховная мысль заставить свою дочь заниматься блудом, чтобы зарабатывать семье на пропитание. Однажды, стоя у колодца, она увидела, как дед Кузюка (так называли старца простые горожане) бросил к её порогу котомку и ушёл. Женщина развязала платок и увидела в нём много денег. Она хотела вернуть их старику, но том ответил, что Господь послал ей помощь, чтобы избавить от нечистых мыслей, а дочь от грехопадения. Раскаявшаяся соседка бросилась на колени и начала благодарить исповедника. Он же посоветовал ей обратиться с благодарственной молитвой к Господу и Богородице.
  3. В тяжёлые военные годы в городском госпитале работала медсестра, у которой была большая семья. Они голодали, и женщина от отчаяния стала задумываться о самоубийстве. Однажды ночью в её дверь постучался дед Кузюка и протянул ей пакет конфет. На утро она пришла к старцу, который сказал, что своим поступком она бы отправила в рай души своих детей, а сама бы вечно мучилась в аду. Вскоре женщине предложили новую работу, и начали давать хлеб, помогающий её семье пережить военные годы.

Станционный рабочий вспоминал о настоящем чуде, которое совершил городской юродивый. Он в одиночку, держа в одной руке зажженную свечу, оттолкнул от здания госпиталя вагоны, груженые боеприпасами. А через несколько минут на это место упал немецкий снаряд. Если бы вагоны остались стоять на прежнем месте, то здание госпиталя и пациенты сильно пострадали.

Через некоторое время Кузюка спас от смерти воспитанников и работников детского сада. Он подошёл к забору и позвал детей бежать за ним. Малыши послушно последовали за смешным стариком. За ними выбежали из здания и все работники, пытаясь остановить воспитанников. В это время на сад упал снаряд, полностью уничтожив его.

После земной смерти святой Феодосий продолжает помогать людям, верящим в него. Очевидцы рассказывают о множестве случаев физического исцеления и избавления от душевных недугов.

Почитание

Вопрос о почитании старца Феодосия был поднят в Ставропольской епархии в 1994 г. По инициативе митрополита Гедеона начался сбор свидетельств о Чудеса и исцеления, произошедших по молитвам ему. Синодальная комиссия по канонизации 5 раз отказывалась в прославление Феодосия Кавказского.

Но несмотря на это владыка Гедеон в апреле 1995 г. совершил чин обретения мощей и перенесения их в храм Михаила Архангела. Через три года в ходе торжественного крестного хода, в котором приняли участие более 70000 человек они были перенесены в Покровский собор.

Датой почитания Феодосия Кавказского в Ставропольской епархии считается 8 августа — день кончины старца.

Феодосий Кавказский для верующих в него людей — пример истинного служителя Господа. При этом в истории его жизни и почитании множество спорных вопросов, ответы на которые сможет дать только время и Господь.

Преподобный Феодосий Великий, общих житий начальник

День памяти: 24 (11) января

Преподобный Феодосий, память коего празднуется в нынешний день, родом из Каппадокии, получив христианское воспитание, с детства привержен был к Священному Писанию, с любовью изучал его и более всего дорожил посещением храма Господня, при котором, имея хороший голос, он был определен чтецом. Всей душою любил он это дело и со вниманием читал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется «не привязываться к земному миру, а помышлять главным образом о вечной жизни и стремиться к ней». Усердно молил он Бога, чтобы Он открыл ему истинный путь и Сам руководил им.

Достигши высокой святости жизни, сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой лавры близ Иерусалима с шестьюстами братиями (всех же учеников его насчитывают во время его продолжительной жизни до шестнадцати тысяч человек).

Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братия, – часто увещевал он иноков, – ради любви Господа нашего Иисуса Христа, позаботимся о душах наших; вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о будущей, вечной жизни; не будем лениться и проводить в праздности дни наши, отлагая до следующего дня доброе начинание: да не встретит нас смерть без добрых дел и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни. Тогда раскаяние уже будет бесполезно; теперь же время для него благоприятное: здесь – покаяние, а там – воздаяние, здесь – делание и терпение, а там – утешение… Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни – в жизнь вечную, другие – в муку вечную».

Преподобный Феодосий мирно скончался в 529 году, будучи 105 лет от роду, и погребен в Вифлеемской пустыне, где он первоначально иночествовал.

Преподобный Феодосий Великий своей жизнью и своим учением дает нам урок иметь живую память о смерти, дабы не привязываться к земному и не лишиться Небесного Царствия.

Святитель Тихон Задонский так изображает благотворность памяти смертной: «Она не попустит нас хвалиться благородством, и других – братию свою – презирать. Понеже, памятуя смерть, будем помнить, что земля есмы, и в землю пойдем».

«Памятуя смерть, не будем объядением и пьян-ством мех сей телесный обременять: но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть и трудиться можно было».

«Памятуя смерть, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении едина только сорочка для прикрытия наготы нужна».

«Памятуя смерть, не будем доставать злоковарным происком многих сел, деревень, земель, ведая, что по смерти не более трех аршин надобно будет земли. Итак, памятуя смерть, великое опасение будем иметь к избежанию козней неприязненных».

«А когда смерть будем помнить, то на ум прийдет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое истязаны будем. Итак, памятуя смерть, будем и к Страшному Суду приготовляться, и Судию праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, ежели к человеческому суду призываемы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться: кольми паче к Божию Суду, на котором вся явлена будут и помышления наша.

От Страшного Суда две дороги, лежащие в уме, представятся: по единой бедные грешники с плачем, воплем и рыданием неполезным идут в муку вечную; по другой – блаженные праведники, с радостью неизреченной, идут в живот вечный.

Сих четырех – смерть, суд, ад, Царствие Небесное – всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, в осторожность нам глаголющему: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).

Многие святые для живого напоминания себе смертного часа имели у себя в келье гроб, а на столе череп мертвого человека, которые всегда напо-минали о смерти, суде, аде и Царствии Небесном и тем постоянно поддерживали святых подвижников в терпеливом несении креста их скорбной жизни на пути в Царствие Небесное.

Будем же помнить последняя своя, дабы во веки не согрешить и не лишиться Царствия Божия; пусть смерть близких и родных наших напоминает нам о нашей смерти, пусть вид кладбища побудит нас к размышлению о том, что будет некогда время, когда и мы будем покоиться среди мертвых; пусть болезни, постигающие нас, будут для нас вестниками, зовущими к загробной жизни. Больше всего будем молить Господа, да избавит Он нас от окаменения сердца и да пробудит Он в нашей душе живую память смертную, столь благотворную для нас.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

Тропарь Феодосию Великому, общих житий начальнику, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, /и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Феодосие отче наш, /моли Христа Бога спастися душам нашим.

Феодосий Великий: житие святого, день памяти, молитва

Память 11/24 января

Преподобный Феодосий родился в в Каппадокии, от благочестивых родителей и был воспитан в благонравии и книжном обучении. Когда он пришел в совершенный разум, то, имея прекрасный голос, стал чтецом в церкви. Пылая сердцем и желая, оставив все, последовать за Христом, он наконец возложил упование на Бога и отправился в Иерусалим. Проходя через Антиохию, блаженный Феодосий сподобился видеть преподобного Симеона Столпника, и тот благословил его и предрек, что он будет пастырем духовного стада. Феодосий, подкрепленный благословением и молитвами преподобного, скоро достиг Иерусалима. Обойдя святые места и помолившись у Гроба Господня в храме Воскресения, он решил присоединиться к святым подвижникам и тотчас стал искать себе наставника. В то время знаменитейшим из всех отцов, живших в Иерусалиме и его окрестностях, был некий старец, по имени Логгин, имевший свою келию при башне Давидовой. Придя к нему, святой Феодосий принял начало иноческих трудов, возрастая из силы в силу, а по прошествии времени был переселен старцем, хотя и помимо своего желания, на место, называемое “ветхим седалищем”.

Когда он пребывал там в подвигах, повсюду прошел слух о его добродетели и начали к святому приходить ищущие душевной пользы. Блаженный вскоре стал тяготиться отсутствием покоя и ушел оттуда на гору, где была пещера. В ней, по древнему преданию, отдыхали с дороги и ночевали те три волхва, которые приходили в Вифлеем ко Христу с дарами. Здесь святой начал проходить теснейший путь. Молитва его была непрестанной, стояние всенощным, слезы всегда исходили из его очей, как потоки из источников. Пост его был безмерен: тридцать лет он совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, сочивом или травами и кореньями пустыни, да и этого употреблял весьма мало. Душу он питал словом Божиим, насыщая ее внутренним боговидением. Живя так, он просиял, как светлая звезда, и соделался известным всем жителям Палестины. Некоторые из любящих добродетель приходили к нему, и пустынную жизнь с ним в пещере предпочитали веселой мирской жизни. Святой повелел ученикам выкопать могилу, чтобы, взирая на нее они учились помнить о смерти.

Число братии постепено увеличивалось, ибо источники благодати, которой был исполнен святой отец, привлекали к себе много душ, причем немало приходило сановитых и богатых людей. Наконец пещера сделалась тесной для большого количества людей. Преподобный Феодосий стал молиться Богу, чтобы Он дал знать, если Ему будет угодно создание монастыря, и указал чудесным знамением место для обители. Взяв кадило и наполнив его холодным углем, он положил фимиам, без огня, и пошел с молитвой по пустыне, пока не и достиг места, называемого Кутилла, и берегов Смоляного озера. Увидев, что угли не загораются, святой вернулся, но уже недалеко от пещеры из кадильницы внезапно вышел благоухающий дым, ибо угли сильно разгорелись. Святой познал, что это и есть место, на котором должна быть создана обитель. Ученики святого тотчас принялись за дела: положили основание, построили церковь, келии и ограду и скоро уже имели просторную обитель.

Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней было установлено общежитие. Преподобный был не только великим пастырем, но и общей врачебницей, общим сокровищем алчущих, наготствующих, странствующих. Его молитвами наполнялись елеем гаснувшие лампады, пополнялись хлебом житницы в голодное время, по-евангельски умножались хлеба. Преподобный устроил много странноприимных домов и больниц. Он посещал, кроме того, и находящихся в горах и пещерах, заботился и болел о них сердцем, как отец о детях.

Так как в обители преподобного братия была разноязычная, то он устроил и другие церкви, в которых каждый народ мог бы на своем языке славить Бога. Всех братьев, чад преподобного отца, стало числом около семисот, и многие из них являлись пастырями в других монастырях. Удивительно в нем было то, что, не будучи сведущ в греческих книгах, он излагал поучения с такой обстоятельностью, что с ним не мог сравниться никто из состарившихся над книгами и в совершенстве изучивших ораторское искусство. Ибо он учил не от человеческой мудрости, но от благодати Духа Божия.

В то время царствовал Анастасий. Вначале его царствование казалось подобным сладостному раю, но позже он совратился в ересь Евтихия и Севера и смущал ею Церковь, отвергая Халкидонский IV Вселенский Собор, изгоняя православных епископов с престолов, а еретических поставляя на их места и склоняя к единомыслию с собою многих из православных. Сначала он дерзнул и преподобного Феодосия коснуться своим льстивым коварством, но тот был неколебим в вере. Тогда царь стал требовать от преподобного согласиться с учением Евтихия и Севера. Но Феодосий Великий, собрав всех пустынников, твердо восстал против еретического зловерия и написал царю послание. Прочитав его, царь устыдился и прекратил внутри своего государства гонения на православных. Однако по прошествии некоторого времени царь снова восстал против правой веры. И вновь преподобный Феодосий, хотя уже и престарелый летами, пришел в Иерусалим из своей обители и в великой Иерусалимской церкви громко возгласил: “Кто не почитает четыре Вселенские Собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема!” Потом, призвав из своих учеников, он обходил с ними окрестные города и селения, уничтожая ереси и утверждая благочестие. Царь же, услышав об этом, осудил его на изгнание. Преподобный был сослан в заточение, но сам царь Анастасий скоро лишился временной жизни, и исповедник Христов Феодосий вместе с другими, претерпевавшими изгнание за православие, немедленно возвратился в свою обитель, где продолжил подвизаться “в пениих, пощениих и бдениих” и творить чудеса силою Божией.

Читайте также:  Антоний Великий: житие святого, день памяти, молитва

Так известен случай, когда болящая раком женщина исцелилась прикосновением к одежде преподобного. Одного ребенка святой спас от потопления в колодце, чудесно придя на помощь. В другой раз изгнал гусениц и саранчу, производивших опустошения в Палестине (преподобный тогда уже был уже весьма стар и не мог ходить, и его принесли на поле). Начальник греческого войска по имени Кирик, смелый в боях, но благоговейный пред Богом, выпросил у преподобного Феодосия его власяницу, и, одетый в нее, как в броню, оставался невредимым от стрел, копий и мечей. Возвратившись по окончании войны, он снова пришел к преподобному и заявил: “Я видел в бою, тебя самого, отче, помогающим мне и делающим меня страшным для врагов, пока мы не победили персидскую силу”. Преподобный Феодосий Великий являлся и многим другим во многих местах, принося скорую помощь. Известны и случаи его прозорливости.

Приближаясь к своей блаженной кончине, преподобный Феодосий лежал на одре болезни в течение целого года. На его устах непрестанно была молитва, так что, когда он даже засыпал, уста его двигались и произносили те псалмы и молитвы, к которым привыкли. Так среди молитвы к Богу он и предал Ему дух свой (529 г.), прожив 105 лет. Преставление его Бог также почтил чудесами.

Тотчас по кончине святого из всех городов собралось множество народа и иноков из обителей; пришел и первосвятитель Иерусалимский Петр с епископами, и с честью погребли святое тело отца нашего Феодосия в пещере, в которой он первоначально жил.

О молитве к прп. Агапиту Печерскому

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Агап ит был од н им из первых насельников Киево-Пе черского монастыря .

Святой обладал дар ом благодатного врачевания и прославился как безмездный врач (т.е. бес сребреник , не требующий платы либо воздаяния за оказанную помощь ).

Сохранилось несколько молитв ко преподобному Агапиту .

Икона прп. Агапита Печерского

Содержание страницы

Молитвы

Молитва 1-я

Преподобне отче Агапите ! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней . Ты горе на небеси , мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани , угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие , суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех , больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление , бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою прит екающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии , исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя , и ихже отцем всепомоществовал еси , не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу , припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова , идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши , прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго , Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Полезные материалы

Молитва 2-я

О всеблаженне Агапите , земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление ; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго , к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну , в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди , блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие , и к вечности преселение , не лиши нас помощи твоея небесныя , но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое з a ступление во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О преподобне и Богоносне отче наш Агапите !

Слуго Божий преизряднейший , чудотворче и врачу всемилостивый, всем с верою и любовию тя призывающым скорый помощниче и теплый заступниче . Яко светильник пресветлый, ты просиял еси житием добродетельным в горах Киевских на пажити Богоматери: темже припадающе к раце многоцелебных мощей твоих, со страхом покланяемся и любовию лобызаем, из глубины сердца к тебе взываем: помози нам, угодниче Божий, помяни нас пред Господем и испроси нам от него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждующим скорое исцеление подаждь , путешествующим заступление , скорбящим утешение, бедствующим помощь и избавление и вся потребная ко спасению.

Яко да твоими, отче, святыми молитвами получивше благодать и милость от всемилостиваго Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, возвеличим и прославим препетое имя Его, Емуже со Отцем и Святы м Духом слава и держава во веки . А минь.

В чем помогает преподобный

Когда обыкновенные медицинские средства: диагностика, лечение, реабилитация — не принося т желаемого результата , христиане обращаются к Богу и Его святым угодникам.

Преподобному Агапиту молятся:

  • в период восстановления после травм ;
  • п ри заболеваниях глаз и зрения ;
  • п ри онкологических заболеваниях ;
  • п ри неизвестных, недиагностируемых заболеваниях ;

Особенное же внимание православных христиан обращено на недуги душевные — греховные страсти, гнездящиеся в душе и, подобно телесным болезням, отравляющие жизнь как их носителей , так и окружающих.

Поэтому, молясь об исцелении от телесных болезней, христиане в первую очередь искренне раскаиваются в своих грехах, а также просят Бога и святых об избавлении от душевных недугов и греховных страстей.

Почему преподобному Агапиту молятся об исцелении

По учению Православной Христианской Церкви, ничего в жизни людей не происходит без воли и промысла Господа Бога, Который непрестанно заботится о всех живущих и ниспосылает то, что наиболее полезно и спасительно для каждого конкретного человека в данный период времени. То же самое относится и к болезням. Верующие люди воспринимаю их как естественное последствие своей греховной жизни, а также как испытание своей веры, призванное научить человека терпению, смирению и покаянию.

Однако, даже при таком восприятии болезней, естественным желанием любого человека является исцеление, освобождение от гнетущего недуга и возвращение к полноценной жизни.

Поэтому, первым и главным средством исцеления для верующих людей является молитва, восполняющая, усиливающая, а порой и исправляющая любое медицинское лечение.

Молиться принято, в первую очередь, Господу Богу, — причем молиться с покаянием, осознавая болезнь последствием своих грехов.

Помимо этого, принято молиться и Божией Матери, а также святым чудотворцам. Особое место в ряду святых, к которым обращаются в болезнях и недугах, занимают угодники Божии, еще при жизни прославившиеся лечением людей: как обычными медицинскими средствами, так и силой молитвы и Божественной благодати.

П рп . Агапит – один из таких святых .

Житие святого

Преподобный Агапит Печерский

Св. Агапит по происхождению был киевлянин . Он был современником прп . Антония Печерского (Х I в.) и поступил в монастырь , как пишет свт .Д имитрий Ростовский, чтобы принять монашество и исцелиться от душевных недугов . Получив просимое , Агапит остался на послушании у прп . Антония .

Будущий святой видел, как преподобный Антоний помогал недужным : каждому давал немного травы , которую сам уп отреблял в пищу , и усердно молился о них Богу. Подражая своему старцу, преподобный Агапит начал усердно служить немощным братьям и молиться о них. Приходящих же в монастырь мирян святой врач, как и его наставник, лечил травами и молитвой .

Вскоре слава о новом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределы Киева.

Житие святого сохранило рассказ о зависти и нападках на святого со стороны одного киевского лекаря, армянина. Врач этот отличался тем, что безошибочно предсказывал день смерти больного и вследствие этого отказывался лечить обреченных. Узнав о безмездном враче, исцелявшем даже тех, кому армянин предсказывал неминуемую смерть, киевский лекарь воспылал гневом и завистью на преподобного . Не сумев опорочить и осмеять святого, армянин подослал к нему убийц с чашей яда. Но яд нисколько не навредил святому .

Уже на смертном одре, сам тяжело болея, преподобный Агапит показал нечестивому врачу свои травы и рассказал, что исцеляет исключительно силой Божией. Армянин предсказал, что святой умрет через три дня, пообещав в противном случае принять православие и стать монахом, подобно святому Агапиту .

Безмездный врач посрамил надменного лекаря. П рожив после болезни еще три месяца , святой мирно преставился около 1095 года.

Вскоре лекарь снова пришел в монастырь , раскаиваясь в прежних заблуждениях и прося постричь его в монашество .

М ощи святог о покоятся в пещерном Введенском храме Л авры.

Традиционное иконописное изображение святого — с пучком трав в одной руке и с сосудом целебного снадобья в другой.

Преподобный Феодосий Великий: житие, икона, молитва — 24 января день памяти

Святой преподобный Феодосий Великий: житие

Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.

Святой Феодосий Великий: икона

В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

Читайте также:  Житие святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 — 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий

Святой преподобный Феодосий Великий: молитва

Акафист преподобному Феодосию Великому

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Насажден во дворех Господа твоего, преподобными твоими добродетельми красно процвел еси и умножил еси чада твоя в пустыни, слез твоих тучами напаяемая, стадоначальниче Божий Божественных дворов. Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, иночествующих мудрый наставниче и покровителю, преблаженне отче Феодосие, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Икос 1

Ангельский образ жития от юности возлюбивый, яко безплотен во плоти пожил еси, преподобне Феодосие, вся временная и земная во уметы вменяя. Сего ради, яко ангела земнаго и человека небеснаго истинно тя почитающе, со умилением вопием ти:

Радуйся, Каппадокии святое прозябение.

Радуйся, благочестивых родителей благословенный плоде.

Радуйся, в вере и благочестии воспитанный.

Радуйся, благодатию Божиею приосененный.

Радуйся, Евангелия Христова усердный последователю.

Радуйся, заповедей Господних верный исполнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 2

Видев на тебе сугубую благодать, отче Феодосие, прозорливый угодник Божий преподобный Симеон благословив тя, предрече, яко много подвизатися будеши в превременнем сем житии, Господа ради. Мы же, ведяще, яко ты воистину ревностный служитель Богу и братии явился еси, в молитвах, пощениих и бдениих образ быв твоим учеником, воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум несумненный имел еси в себе, отче Феодосие, егда славу мира сего презрев, иноческим подвигом всецело предался еси, страсти греховныя в себе умерщвляя и непрестанными к Богу молитвами душу свою насыщая. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:

Радуйся, от юности постническое житие возлюбивый.

Радуйся, иго Христово с любовию понесый.

Радуйся, плоти мудрование умертвивый.

Радуйся, нищету вольную себе усвоивый.

Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный ревнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 3

Силою свыше облеклся еси, многия добродетели в себе стяжавая, богомудре Феодосие, и благодатию, яко ризою, одеявся, собрал еси иночествующих множество, во еже славословити Творца всяческих песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велию ревность о подвизе иноческаго жития и славы человеческия избегая, потщался еси, преподобне, в пустыню отъити, и в пещеру, в нейже волсви с дарами в Вифлеем к рождшемуся Богомладенцу Христу шествовавшии укрывахуся, вселился еси. Мы же, дивящеся пустыннолюбному житию твоему, усердно вопием:

Радуйся, всего себе воли Божией предавый.

Радуйся, житию безплотных поревновавый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, монашествующих славо и утешение.

Радуйся, иноческаго жития рачителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 4

Бурю помыслов и страстей мужественно претерпев, преподобне отче, обрел еси тихое пристанище — Христа, Егоже ради во мнозе долготерпении неленостно в житии твоем потрудился еси, ныне же на небесех во славе со Ангелы воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о подвижничестем житии твоем, преславне Феодосие, прихождаху к пещере твоей ищущии спасения, ихже ты любомудренно наставлял еси, да о суетности земнаго жития сего и о смертном часе непрестанно помышляют. Мы же, видяще таковое попечение твое о спасении братии твоея, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, пустыннолюбцев усердный сподвижниче.

Радуйся, братолюбия прилежный строителю и теплый о всех молитвенниче.

Радуйся, на высоту добродетелей возшедый.

Радуйся, на земли ангельски поживый.

Радуйся, работающих Господеви наставниче премудрый.

Радуйся, помощниче немощным предобрый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, преподобне отче Феодосие, светом богоугоднаго жития твоего всех освещая и приходящих к тебе любити Господа и Спасителя нашего и Ему единому неленостно служити научая, вопиюще со умилением: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, преподобне отче Феодосие, достигшаго в мужа совершенна о Христе и преисполненнаго дарований Божественных, во Евангелии Христовом верным обетованных. Темже, воспевающе подвиги и труды твоя, взываем ти сице:

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, постниче неизнемогающий.

Радуйся, трудолюбче благословенный.

Радуйся, образе смирения и послушания.

Радуйся, учителю чистоты и целомудрия.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 6

Проповедник истиннаго покаяния и послушания был еси, преподобне Феодосие, сего ради мнози прихождаху к тебе, спасения ищуще; егда же число учеников твоих умножишася, ты обитель иноческую на месте, чудным образом тебе от Господа указанном, основал еси, в нейже воспевашеся богокрасная песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во всем мире слава обители твоея, преподобне отче, идеже обретоша душевное успокоение не токмо живущии в ней, но и вси ищущии спасения: юныя и старцы, богатии и нищии, немощныя и убогия. Мы же, поминая попечения твоя о спасении всех к тебе притекающих, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, иноков мудрый руководителю.

Радуйся, в подвизе сущих предстателю.

Радуйся, гладных щедрый питателю.

Радуйся, немощных безмездный целителю.

Радуйся, усердный пред Богом ходатаю.

Радуйся, теплый о нас молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 7

Хотяй, да вси исповедуют веру истинную, во Святый Град Иерусалим стопы твоя направил еси, преподобне, идеже еретическая мудрования посрамив, верных научил еси Триипостасному Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 7

Дивный воистину защитник Православныя веры явился еси, богомудре Феодосие, лжеучения еретическая всячески обличая и исповедати истинную веру всех призывая. Сего ради от императора Анастасия заточение темничное и узы претерпел еси, вернии же, видяще таковую ревность твою, воспеша ти таковая:

Радуйся, Пресвятыя Троицы истинный служителю.

Радуйся, воли Божией усердный исполнителю.

Радуйся, Православныя веры исповедниче.

Радуйся, истины Христовы проповедниче.

Радуйся, еретическая учения разоряяй.

Радуйся, христиан православных в вере утверждаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 8

Странное и преславное знамение благоволения Божия видится на тебе, отче Феодосие, данною бо тебе благодатию с верою просящих от всяких напастей охраняеши, от скорбей свобождаеши и всяко прошение во благо исполняеши, научая дивному в чудесех Своих Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всему мирови молитвенник изряден и чудотворец явился еси, богоблаженне Феодосие, и весь в Бозе быв, вся заповеди Христовы верно хранити ученики твоя наставлял еси. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, наставляй и нас на путь спасения, вопиющих ти сицевая:

Радуйся, жития великих подвижников приемниче.

Радуйся, вечныя блаженныя жизни наследниче.

Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.

Радуйся, пищи небесныя приобщивыйся.

Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.

Радуйся, крине пустынный, святостию благоухаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивил еси высотою подвигов твоих, преподобне отче, невещественное житие на земли являя, сего ради Небесным Силам сопричтен, Престолу Царя Славы ныне предстоиши, со Ангельскими лики воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийствующий язык не может достойно восхвалити тя, отче Феодосие, многия бо преславныя подвиги в житии твоем совершил еси. Мы же к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспети тебе таковая:

Радуйся, яко Господеви всею душею и всею крепостию твоею послужил еси.

Радуйся, яко сего ради многообразных даров от Него сподобился еси.

Радуйся, Православныя веры светило и утверждение.

Радуйся, обители твоея покрове и защищение.

Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый.

Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 10

Спасти хотя множество людей твоим попечением, Преблагий Господь избра тя достойна наставника, преблаженне отче Феодосие: тобою бо мнози на путь спасения наставлени быша и молитвами твоими Царствие Небесное наследоваша, идеже благодарно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена тверда и ограда несокрушима обители твоея суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, отче Феодосие. Темже живущии в ней, тобою от бед избавляеми, благодарно возносят к тебе гласы своя, взывающе сице:

Радуйся, последователю Христов благопослушлив.

Радуйся, Владыки своего рабе благий и верный.

Радуйся, трудолюбнейший вертограда Христова делателю.

Радуйся, тщаливейший заповедей Христовых исполнителю.

Радуйся, и по отшествии обитель твою соблюдаяй.

Радуйся, молящимся в ней благопотребная подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 11

Пение хвалебное приими от нас, преподобне отче, внемли молениям нашим, защити нас от всякаго зла, сохрани обитель твою, да будет верным во утешение и прибежище, идеже непрестанно возносится песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, преподобне отче Феодосие, сердца верных просвещая и к разуму Божественному вся наставляя, со умилением взываюших сице:

Радуйся, наставниче ко спасению премудрый.

Радуйся, в подвизех неутомимый.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, тезоименитыя тебе обители страже неусыпный.

Радуйся, в напастех и скорбех помощниче скорый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам, святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в преподобии и правде, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых, да купно с тобою сподобимся узрети славу Великаго Бога и вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое богоугодное житие, восхваляем мирную кончину твою, отче Феодосие, и молим ти ся: не забуди нас, грешных и недостойных, буди нам во всем ко благу скорый помощник, со умилением зовущим ти таковая:

Радуйся, теплый ходатаю о всех имя твое призывающих.

Радуйся, ограждение и упование тя почитающих.

Радуйся, стада Христова добрый наставниче.

Радуйся, обидимых и обездоленных заступниче.

Радуйся, православных христиан похвало.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 13

О предивный чудотворче и великий угодниче Христов, преподобне отче Феодосие, предстояй ныне Престолу Пресвятыя Троицы, приими от нас, грешных, приносимыя ти хвалебныя пения, и молитвами твоими испроси нам у Господа оставление грехов, избавление от бед временных и спасение от мук вечных, да с тобою выну воспеваем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Феодосию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем — отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию