Феодосий Кавказский: житие святого, день памяти, молитва

Житие Феодосия Кавказского

В современной России прославляется множество святых мужей. Одним из них является Феодосий Кавказский — человек с удивительной судьбой. Его личность и биография вызывают множество споров среди церковнослужителей, при этом тысячи простых христиан почитают его как богоизбранного предстоятеля и чудотворца.

Биография

О жизни отца Феодосия рассказывают некоторые исторические документы и отрывочные воспоминания современников. Но основная информация содержится в житиях, написанных его послушницами.

Юные годы

В различных источниках приводятся различные даты рождения будущего исповедника.

  1. Во многих житиях фигурирует дата 1800 г. Она выглядит довольно фантастично, так как в этом случае на момент смерти старцу было 148 лет.
  2. По другим сведениям, Феодор родился в 40-е гг.
  3. Наиболее вероятной датой рождения считается 1862 г. Эти сведения подтверждаются и официальными документами, и косвенными свидетельствами современников.

Родился Фёдор в семье крестьян Кашиных в Пермской губернии. Семья была набожный и благочестивой, с молитвы начинающей не только важные дела, но и повседневную деятельность. Женщина, принимавшая младенца, утверждала, что ему предначертана судьба великого служителя Господа, так как он родился в монашеском головном уборе.

По преданию маленький Фёдор с малых лет любил уединяться в лесу для молитвы. Он быстро развивался и часто просил свою мать Екатерину читать вслух слова псалмов.

В юном возрасте Фёдор покинул дом отца и отправился с паломниками на святой Афон. Разные источники указывают разный возраст юного путника: от 3 до 14 лет. Добравшись до острова, мальчик пришёл к воротам монастыря Положения Пояса Божией Матери и попросил оставить его на жительство.

Игумен Иоанникий согласился принять в стенах своей обитель чудесного ребёнка. Юный послушник смиренно выполнял порученную работу, учился грамоте и много молился. Уже в это время он вёл подвижническую жизнь, которая заключалась в следующем:

  • праведном смиренно труде;
  • слёзной молитве Господу;
  • строгом посте;
  • молчании, нарушаемом при особой необходимости.

Искушаемая дьяволом монастырская братия с пренебрежением и завистью относилась к юноше. Это чувство усилилось после чуда исцеления жены русского генерала. По преданию она была долгие годы одержима бесом. Но однажды во сне ей явился молодой юноша, а Всевышний Голос поведал ей, что именно этот молодой инок, живущий в одном из афонских монастырей, сможет излечить её.

Монахи обители Положения вышли на пристань, но женщина не узнала ни в одном из них юноши из видения. Тогда позвали послушника Фёдора. Увидев его, одержимая христианка закричала грубым голосом, что этот юноша изгонит беса. После трехдневного поста юноша освятил на иконе Богородицы воду и окропил ею женщину, которая вскоре избавилась от одержимости.

Через некоторое время Федору предстояло принять постриг. Игумен, узнавший, что юноша не является сиротой, велел ему перед этим событием взять разрешение у родителей. Несмотря на трудности путешествие прошло удачно, и в 18 лет Фёдор стал иноком, приняв имя Феодосия.

Интересно: помимо врожденной отметины, было ещё одно знамение богоизбранности маленького Феди. Однажды во время общей семейной трапезы на руку ребёнка сел голубь, появившийся чудесным образом из-за икон. Мать приказала прогнать его, и птица улетела в том угол, из которого появилась. Только через много лет Екатерина Кашина, поняла, что голубь был вестником Господа.

Зрелость

За несколько лет Феодосий достиг сана иеромонаха. Его быстрый духовный рост, смирение в служении и хорошее отношение к нему настоятеля поселили в душах братии греховную зависть. Они много раз обращались монахи к константинопольскому патриарху с доносами на смиренного инока.

После сообщения, в котором говорилось, что Феодосий якобы провел в свою келью под видом юноши молодую женщину, его заковали в кандалы и бросили в темницу. Но и в этот раз Господь не оставил сына своего. В течение трёх дней являлся патриарху посланник Божий с приказом освободить безвинного монаха. Осознав допущенную ошибку, патриарх выпустил его из заточения и назначил его священником при константинопольском храме.

Несколько лет нёс Феодосий послушание помощи нуждающимся людям в Царьграде. После чего отправился на Святую землю, где удостоился чести служить в Кувуклии главного иерусалимского храма. Очевидцы отмечают, что образованный монах совершал молитву на языке прихожан, которые находились в этот момент в церкви.

Точно неизвестно сколько лет провёл монах в Иерусалиме, но к концу XIX столетия он вернулся в афонскую обитель. Игуменом обители Положения всё ещё являлся Иоанникий, являющийся духовным отцом и учителем Феодосия. В монастыре существовал обычай передавать пост настоятеля келий (малочисленных монастырей) по завещанию ученикам. Так иеромонах Феодосий стал игуменом обители. Его тяготила эта должность, заботы которой отвлекали от главной цели жизни — служению Господу.

В 1901 г. инок вернулся в Иерусалим. Здесь он жил до 1905 или 1913 г. Вернуться в Россию ему помог отставной русский генерал, имеющий поместье вблизи станицы Платнировка. В течение нескольких лет Феодосий и несколько послушниц странствовали по русской земле. Они побывали в Пермском крае, Челябинске и осели на Кубани. Небольшая община расположилась в двух маленьких домах в месте Тёмные Буки в нескольких километрах от Горненской обители.

К отцу Феодосию, озаренному по милости Господа даром прозрения, приходило множество людей, нуждающихся в благословении и помощи. К жителям маленькой пустыни приходили дети, которых послушницы обучали грамоте. В качестве платы за обучение крестьяне приносили в обитель продукты.

Советский режим

В первые годы после большевистской революции жизнь старца и его послушниц текла в привычном русле. Существуют сведения, что при помощи местных жителей был организован приют для беспризорников.

За несколько дней до праздника Пасхи в 1925 (1927) г. в пустынь приехали большевики, которые арестовали старца по обвинению в антисоветской пропаганде. Старого монаха приговорили к трём годам лагерного заключения. Точных сведений о месте его заключения не сохранилось. Предположительно старец некоторое время провёл в Соловецком лагере, а затем был переведён в одну из казахстанских колоний.

Важно! После освобождения в 1931 году Феодосий поселился в городе Минеральные Воды в маленьком домике, который приобрели две его послушницы, покинувшие обитель в Тёмных Буках сразу после ареста старца.

В прибрежном городе старец вёл двойную жизнь: днём он представал перед горожанами в образе юродивого старика, а ночью в тайной церкви, организованной в занимаемой им доме, верующие люди видели строгого священника. С помощью Господа он совершил множество добрых и чудесных дел.

Конец земного пути

В последние годы жизни старец Феодосий испытывал физическую немощь. Большую часть времени он проводил в постели, поднимаясь с неё по натянутой верёвке. Несмотря на это обстоятельство к нему продолжали приходить сотни людей. Всех их батюшка принимал и помогал словом и молитвой в их горестях.

Как и многие праведники, отмеченные Господом, кавказский старец заранее знал о дне своей кончины. Своих учеников он попросил умыть его крещенской водой, после чего благословил их и повелел им читать молитву Христову, не заботясь о погребении, так как Всевышний Отец всё сам устроит. Через три дня 8 августа 1948 г. его земная жизнь закончилась.

С погребальными мероприятиями Феодосия связано множество чудесных событий.

  1. После смерти праведника на пороге его дома появился старец в сандалиях и деревянным посохом в руках. Он попросил учеников покойного исповедника разрешить ему совершить чин отпевания. Удивлённые послушники согласились на просьбу старого человека, который красивым сильным голосом произнес все положенные требы и молитвы. По окончании чина он вышел за порог и исчез.
  2. Когда гроб с телом старца вынесли из дома и хотели сделать последнее фото, фотограф не смог сделать ни одного кадра, так как от него исходило яркое свечение.
  3. До окраины города небольшой гроб несли местные жители. Но едва процессия прошла последнюю улицу на дороге появились 4 красивых юношей в богатых одеждах. Они взяли гроб и донесли его до кладбища, опустили его в могилу, кинули по горсти земли и незаметно для окружающих исчезли.

Современники вспоминают, что на похороны исповедника собралось множество человек. Немощные люди падали на дорогу под гроб праведника и получали исцеление от своих недугов.

Идеи и поучения

Ученики и паломники, в большом количестве приезжающие к старцу Феодосию вспоминают, что он говорил, что единственный путь спасения человека можно познать в лоне Православной церкви — единственной не изменившейся со дня воскрешения Иисуса Христа. Своим ученикам он указывал на необходимость любое дело начинать и заканчивать молитвой. Даже осенение себя крестным знаменем сопровождается умной молитвой.

В советское время Феодосий встал на сторону патриарха Тихона, отрицая церкви раскольников и обновленцев. В послевоенное время местные власти пригласили уважаемого в городе старца в обновлённый храм, открытый сергианцами. Немощный старик отправился к Покровской церкви с посохом в руках и санками.

Не дойдя до здания несколько метров, он поскользнулся и упал. На санках, которые катил старик за собой, его доставили к его жилищу. Многие очевидцы и ученики праведника увидели в их этом событии нежелание Господа допустить своего сына в новый храм.

Чудеса

В преклонные года Феодосий получил от Господа дар прозрения. Он видел душу и мысли приходящих к нему людей, обличая их греховные помыслы и деяния.

  1. Однажды в буковую пустынь приехали 7 женщин. Шестерых из них старец благословил, а последней приказал вернуться домой и вернуть мужа жене, а отца детям. Эта паломница имела связь с женатым мужчиной. Она выполнила наставление старца и через некоторое время вернулась к нему для покаяния и благословения.
  2. В Минеральных водах соседкой праведника была пожилая женщина, которая вырастила в одиночку дочь-подростка. В её голову закралась греховная мысль заставить свою дочь заниматься блудом, чтобы зарабатывать семье на пропитание. Однажды, стоя у колодца, она увидела, как дед Кузюка (так называли старца простые горожане) бросил к её порогу котомку и ушёл. Женщина развязала платок и увидела в нём много денег. Она хотела вернуть их старику, но том ответил, что Господь послал ей помощь, чтобы избавить от нечистых мыслей, а дочь от грехопадения. Раскаявшаяся соседка бросилась на колени и начала благодарить исповедника. Он же посоветовал ей обратиться с благодарственной молитвой к Господу и Богородице.
  3. В тяжёлые военные годы в городском госпитале работала медсестра, у которой была большая семья. Они голодали, и женщина от отчаяния стала задумываться о самоубийстве. Однажды ночью в её дверь постучался дед Кузюка и протянул ей пакет конфет. На утро она пришла к старцу, который сказал, что своим поступком она бы отправила в рай души своих детей, а сама бы вечно мучилась в аду. Вскоре женщине предложили новую работу, и начали давать хлеб, помогающий её семье пережить военные годы.

Станционный рабочий вспоминал о настоящем чуде, которое совершил городской юродивый. Он в одиночку, держа в одной руке зажженную свечу, оттолкнул от здания госпиталя вагоны, груженые боеприпасами. А через несколько минут на это место упал немецкий снаряд. Если бы вагоны остались стоять на прежнем месте, то здание госпиталя и пациенты сильно пострадали.

Через некоторое время Кузюка спас от смерти воспитанников и работников детского сада. Он подошёл к забору и позвал детей бежать за ним. Малыши послушно последовали за смешным стариком. За ними выбежали из здания и все работники, пытаясь остановить воспитанников. В это время на сад упал снаряд, полностью уничтожив его.

После земной смерти святой Феодосий продолжает помогать людям, верящим в него. Очевидцы рассказывают о множестве случаев физического исцеления и избавления от душевных недугов.

Почитание

Вопрос о почитании старца Феодосия был поднят в Ставропольской епархии в 1994 г. По инициативе митрополита Гедеона начался сбор свидетельств о Чудеса и исцеления, произошедших по молитвам ему. Синодальная комиссия по канонизации 5 раз отказывалась в прославление Феодосия Кавказского.

Но несмотря на это владыка Гедеон в апреле 1995 г. совершил чин обретения мощей и перенесения их в храм Михаила Архангела. Через три года в ходе торжественного крестного хода, в котором приняли участие более 70000 человек они были перенесены в Покровский собор.

Датой почитания Феодосия Кавказского в Ставропольской епархии считается 8 августа — день кончины старца.

Феодосий Кавказский для верующих в него людей — пример истинного служителя Господа. При этом в истории его жизни и почитании множество спорных вопросов, ответы на которые сможет дать только время и Господь.

Северный Кавказ: В Минводах отметили память блаженного Феодосия Кавказского

Минеральные воды, 10 августа 2015 г.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного.

Торжества начались 7 августа всенощным бдением. Затем в течении всей ночи в храме совершалось богослужение. В 3 часа ночи началась ранняя Божественная литургия, которую совершили насельники Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, за которой причащались около пятисот человек, в 5 часов утра была совершена 2-я Божественная литургия, за которой причащались около трехсот человек.

В 9 часов началась поздняя Божественная литургия, которую возглавил настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, ему сослужили благочинные и клирики Пятигорской епархии, а также гости из Москвы и Марселя, причащалось более трехсот человек. Затем был совершен крестный ход вокруг храма.

Богослужение завершилось, но паломники, в течении всего дня, непрестанным потоком, прибывали в храм, чтобы в этот праздничный день, помолиться возле раки с мощами преподобноисповедника.

Преподобный Феодосий Кавказский

Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

Неудивительно, что, обладая глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Феодор Кашин в 1889 году[2] направил свои стопы в Святую Гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и через 8 лет был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении “русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого”, которое совершил 12 декабря 1897 года Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. “Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди /:/; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником”.

С 1909[3] по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня.

В 1913 году иеромонах Феодосий вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Северный Кавказ, где и поселился в станице Кавказской с намерением устроить там “больницу-богадельню с домовой церковью”[4].

После 1917 года иеромонах Феодосий, поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и осужден к 3 месяцам лишения свободы.

Читайте также:  Михаил Тверской: житие святого, день памяти, молитва

В 1929 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Чуть позже концлагерь заменили на высылку в Казахстан[5].

В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его “дедушкой Кузюкой”. Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшом домике. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не угасали. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались еще в живых свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: “Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: “Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит”.

Вот что рассказывает о погребении исповедника житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. “После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают: Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой”.

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Он часто говорил перед смертью: “Кто меня будет поминать, с тем всегда рядом буду”. И слова эти исполнились. Верующие люди давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, и многие, очень многие получают просимое. Народная тропа к могилке старца не зарастает и поныне. Да и как же могло быть иначе, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего.

По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.

1. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 5 отд., 1 ст., д. 44

2. Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, № п20857. Дело №66943.

3. Письмо архимандрита Леонида (Сеннова), начальника Русской духовной Миссии в Иерусалиме № 249 от 12. 09. 1912 г.

Божий Свет Кавказа

8 августа празднуется день памяти преп. Феодосия Кавказского, одного из самых почитаемых православных святых ХХ века

С вятой преподобный Феодосий Кавказский является воплощением того терпения, смирения и любви, каковые заповеданы нам Спасителем. Этими качествами всегда отличался наш народ, живущий в мире с иноверными, не стяжающий земных богатств и славы, а уповающий на милость Божию. И сегодня, когда грех и беззаконие в мiре уже становятся нормой, тысячи страждущих получают помощь своего святого.

«Мученичество Христа ради есть путь наш, а если наказывает нас Господь, то ради нашего же спасения от мучений вечных. Принимайте все земные скорби с благодарностью», — наставляет преподобный.

Покровитель пастырей земли Кавказской, старец Феодосий, и вчера, и сегодня, и до скончания века совершает усердное моление за землю Русскую, за веру Православную, за народ.

Будем же достойны своего Господа, своих святых, куда бы они нас не вели! «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь», — таково Слово Господне. Таковы и наши святые, хранящие неповрежденной веру Православную, на которой и было основано наше Отечество.

Иеромонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии. Родители его, Федор (он работал печатником на заводе Демидова) и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. Всей семьей посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол без молитвы, без молитвы не выходили за порог, с молитвы начинали всякое дело, полагаясь во всем на волю Божию. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

При рождении Федора повивальная бабка приняла его «в рубашке». «Будет великим священником — родился в монашеской камилавке», — сказала она родителям. Слова оказались пророческими. Ребенок рос и развивался необычайно быстро. Господь от чрева материнского соделал его Своим избранником и сподобил особенных благодатных дарований, так что в совсем ещё малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей своей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенец летами, разумом превосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и речками, благотворно действовал на душу мальчика. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. В лесу был большой камень, к которому приходил маленький Федор, влезал на него и долго, по-детски горячо, молился. Однажды во время молитвы ему был голос: «Камень, на котором ты молишься, раев». Так он и называл его — «Раев камень».

Неудивительно, что, обладая таким глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Федор Кашин направил свои стопы в оплот монашества — святую гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келлии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении «русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за таковую признаваемого», которое совершил 12 декабря 1897 года митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский: «Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедовать помыслы желающих приступить к исповеди (…); и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником».

В 1906 году в преклонном возрасте старец вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Кавказ, где и жил в станице Кавказской.

После 1917 года иеромонах Феодосий поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом, так как он обладал даром духовного прозрения.

Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия, забил источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих.

Духовные чада отца Феодосия рассказывали, что как-то в пустыньку привезли человека, страдавшего много лет тяжелым недугом — отнялись у него ноги, а врачи ничем не могли помочь. Долго говорил с ним батюшка — во грехах обличал, о которых больной давно и помнить перестал. Однако во всем с батюшкой согласился и горько заплакал искренними, покаянными слезами. Вышел куда-то старец, принес ему кружку мутной воды и говорит: «Крестись истинно и пей до дна — здесь все твои грехи». После этого осенил его крестом и дал ему крест поцеловать. И свершилось чудо — мужчина встал и, отбросив костыли, сделал несколько уверенных шагов — он был совершенно здоров! Бросился он на колени перед отцом Феодосием и возблагодарил со слезами Бога и великого старца. Батюшка же поднял его и сказал: «Иди в мир и не греши». Рассказ о чудесном исцелении мгновенно облетел все окрестности, и молва сделала свое дело — в пустыньку стали стекаться многочисленные паломники.

Немало поистине великих чудес и исцелений совершил он в своей пустыньке. Тут ему являлась в сиянии радуги Богородица и Приснодева Мария, и после беседы с Ней его лицо тоже сияло, как радуга. Как рассказывали духовные чада иеромонаха Феодосия, здесь его посетили Илия и Енох, явленные во славе. И снова приходил пророк Божий Илия вместе с апостолом Иаковом, братом Господним по плоти, но приходили они, уже видимые сторонним взглядом, как обыкновенные странники, три дня пробеседовав с ним в его келии.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Стоит отметить, что он был полностью реабилитирован Прокуратурой Краснодарского края 18 октября 1991 года.

Затем концлагерь заменили на Карагандинскую ссылку. Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушка Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минеральные Воды, где с Божией помощью приобрели хатку и остановились на жительство, ожидая возвращения батюшки. В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой».

Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро.

Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

Однажды соседка отца Феодосия гнала корову из стада и увидела, что батюшка подбежал ко двору и что-то бросил ей в сенцы. Подходит и видит белую простынь. «Юродивый, что с него взять, что взбредет в голову, то и делает», — подумала женщина. А утром ее сына привезли мертвым: убило сцепкой вагона.

К другому соседу старец зашел с веником и стал мести с подоконников, полок, изо всех углов. Соседка пожаловалась послушницам: «Ваш дед с ума сошел, вы его не пускайте!». Наутро к дому подкатила милицейская машина, имущество конфисковали, семью выслали.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: «Будет война такая страшная, как Страшный суд. Люди будут гибнуть, как пепел. Разнесет их ветер, и признаку не останется. А кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствий».

Во время Великой Отечественной войны отец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России, постоянно молясь о здравии защитников Родины и об упокоении погибших воинов, тем более что Господь ему открывал даже имена некоторых из них. Неся свой подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей и совершая необыкновенной силы чудеса.

В годы войны рядом с железнодорожными путями в Минеральных Водах находилась городская больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином. Однажды стрелочники заметили быстро бегущего дедушку Кузюку. В одной руке крест, другой — силится столкнуть вагоны с места. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?». Только это подумали, глянули — и глазам не верят. Вагоны потихоньку сдвинулись и покатились по путям. И только они успели откатиться — мощный взрыв потряс воздух. На место, где только что стояли вагоны, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работающим неподалеку.

Когда немцы подступили к Минеральным Водам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает отец Феодосий к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: «Гулю, гулю, за мной, деточки! Бегите за мной!» Забавы ради дети побежали за дедом Кузюкой, воспитатели — за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб — всех вывел прозорливый старец.

Благодарная народная память собрала много таких примеров и записала в книгу, которая передается из рук в руки, из уст в уста всеми верующими людьми.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Учил своих духовных детей: «Скажешь не более семи слов в сутки — спасен будешь». Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой на устах.

Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не потухали… Советовал своим чадам читать почаще Откровение Иоанна Богослова: «Тогда страх Божий у вас будет». За несколько дней до кончины батюшка лежал больной и говорил: «Через три дня конец света», люди думали, что через три дня Господь придет судить и будет конец земного мира, но он говорил о своей кончине. Он был светильник миру, и этот светильник угасал. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. Его укутали и отвезли на каталке в дневное время, когда не было службы. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности. Несколько часов подряд батюшка в пламенной молитве взывал ко Господу об укреплении, расширении и благоденствии Русской Православной Церкви. Он вышел, качаясь, и весь в слезах…

Приезжавших многочисленных паломников отец Феодосий встречал словами: «Как вы успели меня застать?». Он всем напоминал, что со времен земной жизни Спасителя в Православии ничего не изменилось и необходимо строго придерживаться Апостольского учения и правил Святых Отцов. Он предсказывал, что Церковь не лишится благодати, пока будет приноситься Бескровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений, но с сожалением отмечал, что в последние времена будут крестить людей, не подготовленных должным образом к святому таинству Крещения; мало кто будет соблюдать правила, связанные с подготовкой к святому таинству Причащения; усопших будут отпевать, не задумываясь о том, достойны ли они этого.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались ещё живы свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: «Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: «Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит».

Вот что рассказывает о погребении старца житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. «После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было. Мы идем, а они под гроб падают… Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой. После его смерти Наташа с Любой, те, что с ним жили, до конца дней своих ходили в церковь».

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Старец говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду». И слова эти исполнились. Верующие давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, обретенным мощам, и многие, очень многие получают просимое. Как к живому, приходят и по сей день к старцу Феодосию. Иначе быть и не может, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Скольких ещё исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет в управлении земными делами преподобный старец! Его молитвами да спасет нас Господь! И дай Бог, чтобы лампада у мощей старца Феодосия никогда не угасала. Отрадно, что тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего Кавказского Угодника Божия!

«Ближних же своих спасайте, сколь можете — тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым, — даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние», — напутствует людей преподобный Феодосий. Как актуальны эти слова именно сегодня, когда сущность человеческая поставлена ниже животной, когда забыто, что в каждом страждущем человеке нам является Христос.

Сейчас, когда мы активно теряем свой человеческий образ, воспрянем от этой дьявольской пелены греха и научимся у своих Святых быть настоящими Христианами, а не тем жалким подобием, что мы из себя представляем.

Подготовили Александр Бондарев
и Вячеслав Шевченко

Преподобный Феодосий Великий: житие, икона, молитва — 24 января день памяти

Святой преподобный Феодосий Великий: житие

Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.

Святой Феодосий Великий: икона

В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 — 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий

Святой преподобный Феодосий Великий: молитва

Акафист преподобному Феодосию Великому

Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Насажден во дворех Господа твоего, преподобными твоими добродетельми красно процвел еси и умножил еси чада твоя в пустыни, слез твоих тучами напаяемая, стадоначальниче Божий Божественных дворов. Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, иночествующих мудрый наставниче и покровителю, преблаженне отче Феодосие, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Икос 1

Ангельский образ жития от юности возлюбивый, яко безплотен во плоти пожил еси, преподобне Феодосие, вся временная и земная во уметы вменяя. Сего ради, яко ангела земнаго и человека небеснаго истинно тя почитающе, со умилением вопием ти:

Радуйся, Каппадокии святое прозябение.

Радуйся, благочестивых родителей благословенный плоде.

Радуйся, в вере и благочестии воспитанный.

Радуйся, благодатию Божиею приосененный.

Радуйся, Евангелия Христова усердный последователю.

Радуйся, заповедей Господних верный исполнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 2

Видев на тебе сугубую благодать, отче Феодосие, прозорливый угодник Божий преподобный Симеон благословив тя, предрече, яко много подвизатися будеши в превременнем сем житии, Господа ради. Мы же, ведяще, яко ты воистину ревностный служитель Богу и братии явился еси, в молитвах, пощениих и бдениих образ быв твоим учеником, воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум несумненный имел еси в себе, отче Феодосие, егда славу мира сего презрев, иноческим подвигом всецело предался еси, страсти греховныя в себе умерщвляя и непрестанными к Богу молитвами душу свою насыщая. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:

Радуйся, от юности постническое житие возлюбивый.

Радуйся, иго Христово с любовию понесый.

Радуйся, плоти мудрование умертвивый.

Радуйся, нищету вольную себе усвоивый.

Радуйся, молитвы, поста и воздержания хранителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный ревнителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 3

Силою свыше облеклся еси, многия добродетели в себе стяжавая, богомудре Феодосие, и благодатию, яко ризою, одеявся, собрал еси иночествующих множество, во еже славословити Творца всяческих песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имея велию ревность о подвизе иноческаго жития и славы человеческия избегая, потщался еси, преподобне, в пустыню отъити, и в пещеру, в нейже волсви с дарами в Вифлеем к рождшемуся Богомладенцу Христу шествовавшии укрывахуся, вселился еси. Мы же, дивящеся пустыннолюбному житию твоему, усердно вопием:

Радуйся, всего себе воли Божией предавый.

Радуйся, житию безплотных поревновавый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, монашествующих славо и утешение.

Радуйся, иноческаго жития рачителю.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 4

Бурю помыслов и страстей мужественно претерпев, преподобне отче, обрел еси тихое пристанище — Христа, Егоже ради во мнозе долготерпении неленостно в житии твоем потрудился еси, ныне же на небесех во славе со Ангелы воспеваеши Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о подвижничестем житии твоем, преславне Феодосие, прихождаху к пещере твоей ищущии спасения, ихже ты любомудренно наставлял еси, да о суетности земнаго жития сего и о смертном часе непрестанно помышляют. Мы же, видяще таковое попечение твое о спасении братии твоея, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, пустыннолюбцев усердный сподвижниче.

Радуйся, братолюбия прилежный строителю и теплый о всех молитвенниче.

Радуйся, на высоту добродетелей возшедый.

Радуйся, на земли ангельски поживый.

Радуйся, работающих Господеви наставниче премудрый.

Радуйся, помощниче немощным предобрый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, преподобне отче Феодосие, светом богоугоднаго жития твоего всех освещая и приходящих к тебе любити Господа и Спасителя нашего и Ему единому неленостно служити научая, вопиюще со умилением: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, преподобне отче Феодосие, достигшаго в мужа совершенна о Христе и преисполненнаго дарований Божественных, во Евангелии Христовом верным обетованных. Темже, воспевающе подвиги и труды твоя, взываем ти сице:

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, постниче неизнемогающий.

Радуйся, трудолюбче благословенный.

Радуйся, образе смирения и послушания.

Радуйся, учителю чистоты и целомудрия.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 6

Проповедник истиннаго покаяния и послушания был еси, преподобне Феодосие, сего ради мнози прихождаху к тебе, спасения ищуще; егда же число учеников твоих умножишася, ты обитель иноческую на месте, чудным образом тебе от Господа указанном, основал еси, в нейже воспевашеся богокрасная песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во всем мире слава обители твоея, преподобне отче, идеже обретоша душевное успокоение не токмо живущии в ней, но и вси ищущии спасения: юныя и старцы, богатии и нищии, немощныя и убогия. Мы же, поминая попечения твоя о спасении всех к тебе притекающих, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, иноков мудрый руководителю.

Радуйся, в подвизе сущих предстателю.

Радуйся, гладных щедрый питателю.

Радуйся, немощных безмездный целителю.

Радуйся, усердный пред Богом ходатаю.

Радуйся, теплый о нас молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 7

Хотяй, да вси исповедуют веру истинную, во Святый Град Иерусалим стопы твоя направил еси, преподобне, идеже еретическая мудрования посрамив, верных научил еси Триипостасному Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 7

Дивный воистину защитник Православныя веры явился еси, богомудре Феодосие, лжеучения еретическая всячески обличая и исповедати истинную веру всех призывая. Сего ради от императора Анастасия заточение темничное и узы претерпел еси, вернии же, видяще таковую ревность твою, воспеша ти таковая:

Радуйся, Пресвятыя Троицы истинный служителю.

Радуйся, воли Божией усердный исполнителю.

Радуйся, Православныя веры исповедниче.

Радуйся, истины Христовы проповедниче.

Радуйся, еретическая учения разоряяй.

Радуйся, христиан православных в вере утверждаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 8

Странное и преславное знамение благоволения Божия видится на тебе, отче Феодосие, данною бо тебе благодатию с верою просящих от всяких напастей охраняеши, от скорбей свобождаеши и всяко прошение во благо исполняеши, научая дивному в чудесех Своих Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всему мирови молитвенник изряден и чудотворец явился еси, богоблаженне Феодосие, и весь в Бозе быв, вся заповеди Христовы верно хранити ученики твоя наставлял еси. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, наставляй и нас на путь спасения, вопиющих ти сицевая:

Радуйся, жития великих подвижников приемниче.

Радуйся, вечныя блаженныя жизни наследниче.

Радуйся, лика иноческаго предстоятелю богомудрый.

Радуйся, пищи небесныя приобщивыйся.

Радуйся, братии твоея отец чадолюбивый.

Радуйся, крине пустынный, святостию благоухаяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивил еси высотою подвигов твоих, преподобне отче, невещественное житие на земли являя, сего ради Небесным Силам сопричтен, Престолу Царя Славы ныне предстоиши, со Ангельскими лики воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийствующий язык не может достойно восхвалити тя, отче Феодосие, многия бо преславныя подвиги в житии твоем совершил еси. Мы же к тебе любовию подвизаемии, во смирении сердца дерзаем воспети тебе таковая:

Радуйся, яко Господеви всею душею и всею крепостию твоею послужил еси.

Радуйся, яко сего ради многообразных даров от Него сподобился еси.

Радуйся, Православныя веры светило и утверждение.

Радуйся, обители твоея покрове и защищение.

Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый.

Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 10

Спасти хотя множество людей твоим попечением, Преблагий Господь избра тя достойна наставника, преблаженне отче Феодосие: тобою бо мнози на путь спасения наставлени быша и молитвами твоими Царствие Небесное наследоваша, идеже благодарно воспевают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена тверда и ограда несокрушима обители твоея суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, отче Феодосие. Темже живущии в ней, тобою от бед избавляеми, благодарно возносят к тебе гласы своя, взывающе сице:

Радуйся, последователю Христов благопослушлив.

Радуйся, Владыки своего рабе благий и верный.

Радуйся, трудолюбнейший вертограда Христова делателю.

Радуйся, тщаливейший заповедей Христовых исполнителю.

Радуйся, и по отшествии обитель твою соблюдаяй.

Радуйся, молящимся в ней благопотребная подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 11

Пение хвалебное приими от нас, преподобне отче, внемли молениям нашим, защити нас от всякаго зла, сохрани обитель твою, да будет верным во утешение и прибежище, идеже непрестанно возносится песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, преподобне отче Феодосие, сердца верных просвещая и к разуму Божественному вся наставляя, со умилением взываюших сице:

Радуйся, наставниче ко спасению премудрый.

Радуйся, в подвизех неутомимый.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, тезоименитыя тебе обители страже неусыпный.

Радуйся, в напастех и скорбех помощниче скорый.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам, святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в преподобии и правде, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых, да купно с тобою сподобимся узрети славу Великаго Бога и вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое богоугодное житие, восхваляем мирную кончину твою, отче Феодосие, и молим ти ся: не забуди нас, грешных и недостойных, буди нам во всем ко благу скорый помощник, со умилением зовущим ти таковая:

Радуйся, теплый ходатаю о всех имя твое призывающих.

Радуйся, ограждение и упование тя почитающих.

Радуйся, стада Христова добрый наставниче.

Радуйся, обидимых и обездоленных заступниче.

Радуйся, православных христиан похвало.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, преподобне отче Феодосие, общежительнаго монашескаго жития устроителю.

Кондак 13

О предивный чудотворче и великий угодниче Христов, преподобне отче Феодосие, предстояй ныне Престолу Пресвятыя Троицы, приими от нас, грешных, приносимыя ти хвалебныя пения, и молитвами твоими испроси нам у Господа оставление грехов, избавление от бед временных и спасение от мук вечных, да с тобою выну воспеваем Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Феодосию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Феодосие! Ты, поработати Господеви желая, неленостно в трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем — отец чадолюбивый. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель твою, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем с верою к тебе припадающим во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит нас во веки веков. Аминь.

Молитвы Феодосию Кавказскому

К святому Феодосию обращаются с молитвами за помощью в исцелении, о избавлении от недуга и о даровании здоровья. Женщины могут обращаться к нему за избавлением от бесплодия.

Молитва первая

О, святый угодниче Божий, преподобне отче Феодосие!

Ты, от юности Христа возлюбивый и Единому Ему последовавый, удалился на Святую гору Афонскую, в удел Матери Божией, и оттуда ко Гробу Господню притекл еси.

Там во священном сане много лет пребывая, совершал усердные моления за Землю Российскую, за Церковь Православную и за народ русский.

Егда же постигло Русь Святую лихолетие безбожия, оставил ты Афон и Иерусалим и вернулся во Отечество свое, разделяя горе и страдания народа своего и Церкви нашей святой, как монах и священнослужитель, даже до темничного заточения.

Вера твоя, кротость, смирение и терпение умиляли огрубевшие сердца в заточении с тобою пребывавших.

В годы брани ты, отче, помогал народу православному одолеть врага и супостате, и многих, от уныния, горя и отчаяния жизнь свою покончить хотевших, спасл еси.

Помощию твоею укреплялись верные в уповании своем, яко Господь не оставит Отечество наше, Матерь Божия сохранит удел Свой, и гнев Божий Ея молитвами на милость претворится.

Многотрудный твой подвиг Христа ради юродства удивил, отче, не только нас земных, но и небожителей, являвшихся тебе.

Вот что может сотворить молитва праведника, верою крепкой поспешествуемая.

Ты знаешь нужды и печали наши, преподобие отче Феодосие, знаешь и желание наше со Христом быти.

Пройдя тесный и тернистый путь земного бытия, ты нес ярем тяжкий от братий своих, от неверных и соплеменников.

Вспомни о нас, старче Божий, у престола Господня, ибо ты обещал помогать всем, кто обратится к тебе.

Память на земле Кавказской о тебе, отче, не оскудевает и поныне: с верою и упованием притекают православные люди к месту твоего упокоения, прося заступления и помощи.

Просим же тя, преподобне отче Феодосие:

помоги нам в трудный час жизни, в минуты скорбей и страданий, умоли Начальника Мира Господа, да умягчит он злые и огрубевшие сердца человеческие и умирит народы Кавказа.

Да разорит нечестивые советы раскольников и еретиков, восстающих на Церковь Русскую Святую.

Твоими молитвами, святче Божий, да простит нам Господь всякие прегрешения, да минуют нас стрелы вражия и козни диавольския.

Испроси у Творца и Промыслителя жизни нашея Господа время на покаяние, от пагубы — избавление, болящим — здравие, падшим — восстановление, скорбящим — утешение, чадам во страхе Божием воспитание, отходящим к вечности — благое уготовление, отшедшим — упокоение и Небесного Царствия наследование.

Буди, отче Феодосие, покровителем и помощником всем верным земли Кавказской.

Да укрепится и умножится на ней и во всей Руси Великой Святое Православие.

Мы же, укрепляемые святыми твоими молитвами, прославим Живоначальную Троицу и твое освященное Богом имя, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О, преподобне и Богоносне отче Феодосие!

Призри на нас, грешных, тебе моление сие приносящих, и умоли о нас Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Богородицу и Приснодеву Марию,

во еже избавитися нам исцелением от недугов многоразличных плотских и духовных, и хворей, и порчи, и получити нам от Господа Бога прощение согрешений наших, и стяжати Духа Святаго, Господа Животворящаго, во вспоможение брани на супротивныя и залога Царствия Отца нашего Небеснаго.

О Старче таинниче и чудне!

Простри жезл молитвенный свой, да изведеши нас своими мольбами от волков мысленных — из ада грехов и непотребств, непослушания и противления нашаго, иже творим на всяк день и нощь, непотребнии,

яко ты ходатай сильный еси пред Господом и Царицей Небесной.

Молим тя, живыя, и о мертвых, яко ты и из тартара исхищаеши силою молебствия святаго своего, да сопричтутся десным овцам Христа Бога нашаго.

Настави нас, юродиве Феодосие, на ум, во еже знати Пресвятую Троицу, Единаго Господа Бога нашаго, милующаго и спасающаго, и Едину Чистую и Всепетую Марию Деву, Державную Владычицу нашу и Матерь.

Да пребывает с нами Утешитель твоими мольбами, во еже избавити нас от всякия скверны и соделать причастниками Царствия Отца нашаго Небеснаго.

Ему Всежданному и Всевожделенному Царю, Создателю и Господу Богу нашему, яко Благ и Человеколюбец еси, поклонимся и воздадим славу, и превознесем Пречестное и Великолепое Имя Его, Отца и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Что известно о жизни прп. Феодосия Кавказского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Феодосий Кавказский

Прп. Феодосий Кавказский (мирское имя – Феодор Кашин) в 1995 г. прославлен как местночтимый святой. Однако , дискуссии вокруг его личности продолжаются до настоящего времени. Во многом это связано с крайне противоречивыми данными о его жизни и подвигах .

Содержание страницы

Пустынь, храм и источник преподобного

Пустынь Феодосия Кавказского находится на хуторе Горный недалеко от Новороссийска. Здесь известен источник, который, согласно преданию, забил из земли по молитве старца и которому он испросил у Бога чудотворную силу. В 2011 году в пустыни завершено строительство храма. Пустынь относится к Новороссийской епархии, источник прп. Феодосия на сайте епархии обозначен в числе ее святынь.

Часовня у святого источника прп. Феодосия Кавказского в п.Горном.

Несмотря на то, что прп. Феодосий Кавказский до настоящего времени не прославлен для общецерковного почитания, он чтится многими верующими как подвижник, исповедник, чудотворец.

Житие старца

Феодор Кашин родился в Пермской губернии , родители были крестьянами. Год его рождения точно не известен, указываются 1841, 1848, 1862 годы. Противоречивы и фрагментарны биографические данные о пе рвых годах жизни Феодора, но известно, что подростком он ушел на Афон. Настоятель монастыря (предполагается, что это был Иверский монастырь, называют также обитель Положения Пояса Богородицы) не хотел принимать юношу из-за его возраста, однако Феодор сказал, что он сирота, после чего был принят послушником.

Полезные материалы

Некоторые авторы указывают на то, что еще не будучи монахом, в 14 лет, он совершил первое чудо – избавил от беснования жену русского сано вника. Так как на Афон запрещен доступ женщинам, послушник отправился к больной на пароход , взяв с собой икону Богородицы. По его молитвам женщина исцелилась. Послушник отказался от вознаграждения, посоветовав отдать деньги игумену обители.

Феодор принял иночество с именем Феодосия, будучи 18-ти лет. Данные о монашеской жизни Феодосия на св. горе Афон так же противоречивы, как и о ранних годах его жизни. Разные источники содержат данные о неоднозначном отношении братии монастыря к Феодосию: ему часто приходилось терпеть гонения, притеснения, а однажды его даже бросили в яму с навозом.

Документальные же источники содержат только данные о «послужном списке» отца Феодосия, то есть о послушаниях, которые довелось ему нести. Так, известно, что в 1897 г. он был рукоположен в иеромонаха.

Сведения о дальнейшем монашеском пути Феодосия вновь разноречивы. По данным житий, составленных его почитателями и духовными детьми, и авторов, которые опираются на эти материалы, иеромонах сл ужил в Константинополе (Стамбуле ) на подворье монастыря, потом в Иерусалиме, у Гроба Господня. С. Девятова в книге «Православные старцы XX в.» упоминает о том, что в Иерусал име Феодосий совершал богослужение на национальных языках паломников, которые приходили в храм, так как владел несколькими языками .

Д. Орехов, однако, представляет служение о. Феодосия несколько иным образом: русские паломники вынуждены были селиться при греческих монастырях, где служба совершалась, конечно, по- гречески. Но «к счастью, находились монахи, как из России, так и из русских обителей святой горы Афон, которые облегчали соотечественникам встречу со святыней». Одним из таких монахов был отец Феодосий, совершавший богослужение по-славянски, что было привычно для паломников из России.

Существует и иное видение служения о. Феодосия в Константинополе и Иерусалиме. Обитель Положения Пояса Богоматери являлась не полноценным монастырем, а так называемой келлией, не большой уединенной обителью, нас еленной всего несколькими иноками, каковых на Афоне достаточно много и сейчас. В таком случае отъезд о. Феодосия в Константинополь выглядел как попытка устроить своего рода подворье келлии в этом городе.

Такие попытки иногда предпринимали и другие русские монахи-келлиоты, однако эти инициативы далеко не всегда получали благословение священноначалия и поддержку на родине, где к тому же немалым было давление либеральной общественности, повсеместно недовольной Церковью и монашеством, а также утечкой средств на Афон: келлии: бедные монастырьки, часто обращались на родину за финансовой помощью и получали ее .

Именно крайней неоднозначностью отношения к организации «подворий» келлий, очевидно, был вызван получивший отражение в греческой и русской прессе скандал вокруг служения о. Феодосия: оно расце нивалось как самовольное устройств о подворья келлии , которая, не будучи монастырем, подворья иметь не может.

К скандалу вокруг самовольной организации подворья, соответственно духу времени, присоединились также обвинения Феодосия в сожительстве с некой девушкой Татьяной, готовившейся к монашескому постригу и находившейся в тесном общении со своим духовным отцом, что получило соответствующую интерпретацию. Обвинения, однако, так и не были доказаны . По-видимому, сложившиеся обстоятельства, сложности во взаимоотношениях со священноначалием – все это так или иначе вынудило о. Феодосия вернуться в Россию.

В начале XX в. (в разных источниках указываю тся 1906, 1909, 1913 годы) Феодосий посещает родительский дом на Урале, а затем поселяется на юге России (ныне Краснодарский край) в станице Кавказской. Здесь он, очевидно, проживал до 1917 г., после чего переехал на хутор Гор ный в 27 км от г. Крымска. В Горном им была основана пустынька и построена небольшая церковь.

Иеросхимонах Феодосий Кавказский

Достаточно долгое время советская власть не трогала о. Феодосия – возможно, потому, что при помощи своих духовных чад ему удалось организовать при пустыньке приют для беспризорников и одиноких стариков, а борьба с беспризорностью была одной из задач власти после окончания гражданской войны. Жития о. Феодосия указывают на то, что среди его духовных дочерей была жена «всероссийского старосты» М.И.Калинина, Екатерина Ивановна Калинина, что также могло сыграть свою роль, хотя факт этот не подтвержден , равно как не подтверждены и данные о приезде в пустынь самого Калинина. который якобы лично дал разрешение на открытие приюта и даже соответствующую бумагу .

Во всяком случае, до 1927 г. община существовала спокойно, а в 1927 г. старец был арестован. Был осужден по печально известной статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда) и отправлен сначала в концлагерь, затем в ссылку, которую отбывал до 1932 г.

Вернувшись из ссылки, о. Феодосий поселился в городе Минеральные Воды и принял на себя подвиг юродства: представлялся безумным, называл себя «мой дяденька», «дедушка Кузюка», совершал странные и необъяснимые поступки, отчего большинство людей считали его «тронутым» , хотя и безобидным . Согласно сохранившимся воспоминаниям, «дедушка Кузюка» неоднократно помогал людям в кризисных и критических ситуациях.

Например, женщине, недавно вернувшейся из тюрьмы и не имеющей возможности устроиться на работу, он передал деньги, прикровенно обличив ее за мысли о самоубийстве :

Рассказывали о случае , происшедшем в период Великой Отечественной войны , когда «дедушка Кузюка» спас от гибели людей в детском саду: во время прогулки позвал детей и побежал от них. Вслед за малышами из садика выбежали воспитатели – почти сразу после этого началась бомбежка и бомба разрушила детский сад, но люди, успевшие покинуть здание за несколько минут до взрыва, остались живы и даже не пострадали. Обладал старец и даром исцелений.

В эти годы Русская Церковь испытывала не только гонения от светских властей, но и внутренние проблемы, связанные как с разного рода расколами, так и с реакцией духовенства и мирян на декларацию митрополита Сергия (Страгородского), в которой содержалось признание Церковью советской власти. Значительная часть духовенства не поддержала декларацию и перестала поминать митрополита Сергия на богослужениях.

К числу таких «непоминающих» принадлежал, по ряду свидетельств, и иеромонах Феодосий, что впоследствии дало основания для его особого почитания со стороны так называемой Катакомбной церкви («Истинно-православная церковь»), а также разного рода спекуляций вокруг канонических и богословских взглядов старца. Так, некоторые авторы считают о. Феодосия не только «напоминающим», но и приверженцем «имяславия», движени я, возникшего в начале XX в. среди русских монахов, проживавших на Афоне, основным богословским постулатом которого было учении о незримом присутствии Бога в Его Имени.

Д вижение получило неоднозначные оценки в церковной среде и Святейшим Синодом было официально объявлено еретическим. Однако приверженность о. Феодосия «имяславию» не подтверждается. Установлению истины в этих спорных вопросах, безусловно, препятствовал как принятый о. Феодосием подвиг юродства, не предполагавший открытого исповедания веры, так и вообще условия времени, гонения, давление властей, на дававшие возможность для открытого изложения богословских позиций.

Иеромонах Феодосий (Кашин) скончался в Минеральных Водах в 1948 г., уже после войны.

Где находятся мощи, адрес в Минеральных Водах

Торжественное богослужение в день празднования памяти прп. Феодосия Кавказского

Ссылка на основную публикацию