Евфросиния Колюпановская
Блаженная Евфросиния о себе никогда никому не рассказывала, но современники утверждали, что происходила она из древнего рода князей Вяземских, и была первой выпускницей знаменитого Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге.
Евфросиния – ее монашеское имя. В миру она звалась Евдокия. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, она привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова. Но однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, княжна Евдокия Вяземская решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Мы не знаем причин этого поступка: слишком ли вольные нравы придворной жизни, интриги или сплетни. Но в один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе, оставили свои платья на берегу одного из прудов (пусть считают их утонувшими!), переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать. Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. И только поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума).
Увидев перед собой одаренную натуру, митрополит благословил княжну и под вымышленным именем “дуры Евфросинии” направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный монастырь к игумении Дионисии. Подвижница поселилась недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни – этим и питалась.
В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки – Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. Дело было так. В ее келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над “дурочкой”, бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил ее: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.
Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Вот что рассказывала одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы: “От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: “Что, нагулялся?” В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” оправила лампаду и уже до рассвета молилась”.
В своей келье Евфросиния практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух”. На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.
Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы – мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей – тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: “Я хуже собак”. Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.
Наступил 1812 год. Армия Наполеона подошла к Москве. Однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.
Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго – будут роптать, ни кротко – избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.
Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на нее и монахини Владычного монастыря, и светские власти. Раздраженная на “странную” подвижницу новая игумения Владычного монастыря повелела убить трех ее собак. Евфросиния расплакалась – “собак убили – и меня убьют” – и переселилась из Серпухова в село Колюпаново. Местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей новенькую светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. А блаженная поселила в этих хоромах. собак да кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. И все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом.
Но и в маленьком Колюпанове не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.
Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 40-х годах XIX столетия на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: “Берите воду из моего колодезя – и будете здоровыми”.
В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.
Умерла Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.
В 1929 году большевики уничтожили эту церковь, а в 1996 году на ее месте был построен новый каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Теперь он стал монастырским. В этой церкви, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака.
Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. “Однажды, сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра – в больницу. Я молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии”, – рассказывала А. Цветаева.
По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб – рассказы старших о старице Евфросиньи довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега – и впадал в Оку”.
С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. “Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. “Знаете что? – сказал он. – Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед – и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!” И как только мы это сделали – жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок – и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину”.
Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: “Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного – что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом, как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. Спустя пять лет, в 1995 году, близ чудотворного источника началось строительство Казанского монастыря.
А совсем недавно здесь произошло чудо. Родители слепого от рождения Саши привезли его на источник. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее мощам, благословились у настоятельницы и отправились на источник. Мальчик троекратно окунулся в купель. “Вернулись домой из Колюпанова вечером, я положила ребенка в кроватку, включила свет – и он вздрогнул! – рассказывает Сашина мама. – Я показываю ему игрушку, а он улыбается…”
Молитвы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
Тропарь, глас 4 *
Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.
Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех — Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.
Кондак, глас 8 *
Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.
Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».
Молитва 1-я *
О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во пло́ти, Богоизбра́нный сосу́де Святого Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха украше́нная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ се́рдца на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных ча́сть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я **
О, преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.
Тысячи паломников стремятся получить помощь у гробницы святой Евфросинии Колюпановской
В июле 1855 года в глухом сельце Тульской губернии под названием Колюпаново отошла ко Господу блаженная старица Евфросинья. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.
Блаженная Евфросиния с книгоиздателем И. М. Суриковым
(Фото с сайта inokini.ru)
Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.
Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.
По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинью поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.
Старица смиренно несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила. Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств. Ходила Евфросинья всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной, а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных. Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.
В 40-х годах XIX века блаженная Евфросинья подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви.
Чудесные исцеления старицей
О даре Евфросинии помогать людям и исцелять их дошло до нашего времени много историй. Есть свидетельства очевидцев об исцелении помещицы Натальи Протопоповой, страдающей от болей в ногах и кровотечения из горла. Другое свидетельство касается исцеления помещика, тяжело заболевшего прямо перед своей свадьбой. С помощью матушки излечился. Старица помогла разрешиться при родах женщине, мучившейся несколько суток.
Однажды в селе заболел ребенок. Матушка пришла в дом к больному сама без приглашения. Дала травы, велела поить ей больного настоем. Отец ребенка не стал слушать блаженную, а пригласил доктора, по совету которого стал давать ребенку таблетки. Младенцу становилось все хуже, он умирал буквально на глазах. Отчаявшийся отец стал просить прощения у матушки и молить ее о помощи. Старица сделала ему выговор, но все же помогла ему, приказав поить мальчика той самой травой. Мальчик буквально спасли с того света, однако перестал ходить. Блаженная Евфросиния и тут не оставила ребенка. Поставила мальчика на ноги, перекрестила, коснулась его головы и приказала идти. Ребенок пошел.
Блаженная старица Евфросиния Колюпановская. Икона
(Изображение с сайта iconsv.ru)
Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии
После кончины старицы записаны тысячи случаев, когда Господь по её молитвам посылал исцеление. Вот некоторые из них:
У крестьянки Марфы Кунаевой из Калужской губернии стала сильно болеть и распухать нога. Через несколько недель положение стало невыносимо. Марфа решилась придти к гробнице преподобной Евфросиньи и помолиться об исцелении. После панихиды крестьянка взяла с могилки немножко песочка и дома растёрла ногу, после чего болезнь совершенно прошла.
Некая мещанка Ольга Федоровна тяжко мучилась от болезней почек. Доведённая страданиями до отчаяния женщина случайно прочитала книжку о блаженной старице и твёрдо укрепилась в мыслях, что только по её молитвам она может надеяться на исцеление. Приехав в Колюпаново и с трудом отстояв панихиду, Ольга выпила воды из колодца и окунулась в источнике, после чего тяжкий недуг незамедлительно оставил её и с тех пор ни разу не проявил себя.
Раба Божия Елизавета после тяжких родов не могла встать с кровати — отказали ноги. По совету благочестивых людей она натёрла ноги маслицем из лампады при гробнице Евфросиньи, после чего страдания Елизаветы прекратились и она смогла встать с ложа и вернуться к полноценной жизни, славя Господа.
Мещанка Ольга Буслаева сообщила о таком случае: «Более пяти лет мои руки были покрыты нарывами, причиняющими боль и неудобство. Мази, прописанные врачами, не приносили облегчения. Моя родственница надоумила меня отправиться в село Колюпаново и поклониться праху блаженной Еафросинии, помолиться и попросить её о помощи, что мы вместе со сродницей и исполнили. Я окунулась в купальне и помазала руки маслицем, творя при этом от всего сердца молитвы ко Господу и Богородице, прося об исцелении меня, грешной. Не прошло и нескольких недель, как кожа на моих руках стала полностью чистой, и только несколько незаметных шрамов напоминают мне о моих страданиях».
Дважды в год 16 июля и 8 октября в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново Тульской области совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к матушкину источнику, которые привлекают множество паломников. Все поезда, которые идут из Тулы в Алексин теперь останавливаются на платформе “Колюпаново”, которую построили специально для паломников, следующих к святому месту.
Кладезь старицы Ефросиньи. Какие болезни исцеляет Колюпановский источник
По преданию, вода из источника избавляет от всех недугов, способна возвращать зрение и исцелять опухоли, а молитва возле креста у входа в купальню способна подарить детей бесплодным парам.
Сбежавшая фрейлина
В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор.
Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет.
В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном, который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы.
К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала – даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги – тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее.
В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе».
Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную – говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих.
Берите воду из моего кладезя…
В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни.
Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!»
Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской.
Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам – после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.
За три дня до смерти блаженной старице было видение – к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы – иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения.
Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верующие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй.
Новый монастырь
В 1933 году церковь, где была погребена Ефросинья, сгорела, а источник пришёл в запустение.
Но в 1988 году состоялась канонизация блаженной Ефросиньи, и в 1993 году началось строительство каменного храма, а ещё два года спустя в Колюпанове был учреждён Свято-Казанский женский монастырь.
Святой источник Ефросиньи Колюпановской также восстановили. Теперь здесь две купальни – мужская и женская, где верующие могут окунуться и набрать воды.
От монастыря к источнику ведёт довольно длинный спуск. На середине дороги установлен крест, к которому ходят поклониться люди, желающие создать крепкую семью и родить детей. Сюда же приходят те, кто хочет покаяться в тяжком грехе детоубийства, – в основном это женщины, сделавшие аборт.
Преподобная Евфросиния Колюпановская (3/16 июля; 22 сентября/5 октября) (собор Тульских святых)
Более чем в ста километрах от Москвы, в сторону Тулы, близ старинного города Алексина находится село Колюпаново. В этом месте, по Божией воле, подвизалась определенное время святая блаженная старица Евфросиния, чудотворица Алексинская. Источник, благословенный ею, и по сей день радостно журчит в овраге, на обочине пролеска. Он не только утоляет жажду в летний зной и легко пронзает слои льда, весело звеня лютой зимой, но и известен своей целебной чудотворной силой. Сюда прибегали ранее и в наши дни самые безнадежные больные и получали исцеление. Обратись к Богу, помолись матушке Евфросинии, и она умолит Господа о твоем здоровье.
Матушка Евфросиния, юродивая, проводившая сокровенную жизнь во Христе, по рассказам современников, была знатного происхождения, воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной Императрицы Екатерины II. Но, желая уневестить себя небесному Жениху, она неожиданно исчезла из двора вместе с двумя фрейлинами, пришла в Москву, открыла тайну о себе митрополиту Платону и просила скрыть ее от преследований мира под покровом полной неизвестности. Мудрый архипастырь, убедившись в твердости произволения Евфросинии, отослал ее с напутственным благословением и собственноручной запиской в преобразованный им женский Серпуховской Введенский Владычный монастырь к игумении Дионисии. Здесь она начала подвиг юродства Христа ради, который и продолжала до самой кончины. Ее уединенная келия располагалась на месте монастырских погребов. После многих искушений, которые с христианским самоотвержением претерпела в монастыре блаженная Евфросиния, она, оставив монастырь, поселилась вне его, у ограды, в особой тесной хижине, где с нею обитали кошки, собаки и ворон, а в сенях ее келии жили корова, теленок и петухи. Ходила старица в суконной рубахе серого цвета, боса даже зимой. Голова у нее была стриженая, на шее — железная цепь. Пищи она не готовила — вкушала один хлеб с квасом и чай. Пребывала в постоянной молитве, которая прерывалась лишь кратким сном на голых досках, без матраса и белья, приклонивши лишь голову на локоть. В церковь блаженная ходила не всегда: в раннюю обедню имела обыкновение молиться в своей келии и в это время никого к себе не впускала. Ночью обычно ходила вокруг монастыря и пела. В день Богоявления она имела обыкновение купаться в Иордане.
Еще при жизни старицы толпами собирались к ней из разных окрестностей нуждающиеся в нравственной поддержке душ своих. К ней прибегали люди в разных бедах и болезнях и получали от нее помощь и облегчение. По смерти же матушки Евфросинии люди просили молитв блаженной перед Господом Богом за свои согрешения. В середине последнего десятилетия XX века близ села Колюпанова, рядом с чудотворным источником блаженной Евфросинии было решено основать женский общежительный монастырь. По причислении старицы к лику местночтимых святых ее гроб был помещен в раку, ближе к алтарю. Когда его вскрывали, прежде подняв громоздкую надгробную плиту, то обнаружили мощи святой нетленными. Святые останки сфотографировали и гроб опять накрыли плитой. И вот в трудный момент становления монастыря образ блаженной Евфросинии отпечатался на надгробной плите, как негатив фотографии, именно в таком виде, в каком ее запечатлели перед наложением спуда, пролежавшего над нею полтора столетия. По своей божественной природе это чудо, наверное, можно сравнить с запечатлением образа Господня на Туринской Плащанице. Изображение Матушки могли видеть все, кто прибегал к помощи и молитве блаженной святой. Ровно полгода держался ее образ, отпечатанный на плите — как раз столько, сколько понадобилось, чтобы закончить бумажную волокиту с оформлением нового монастыря. А потом это явление Божие исчезло. Как сказала игуменья Евфросиния: «Ушла наша Матушка, поддержала обитель в решающие минуты и ушла молиться о невестах Христовых на небесах». Но не оставила она без своего явного присутствия сестер: икона блаженной старицы-чудотворицы, стоящая на ее раке, беспрерывно источает миро. Поверхность иконы постоянно маслянистая и влажная, сколько бы ее ни вытирали.
А совсем недавно произошло чудо исцеления слепого. Мальчик от рождения был слеп. Родители, потеряв всякую надежду на помощь докторов, обратились к Божией помощи. Они узнали о чудотворном источнике матушки Евфросинии и привезли несчастного ребенка в новосозданную обитель. В монастыре отслужили молебен о здравии и акафист блаженной Евфросинии, приложились к ее святым мощам, благословились у настоятельницы и отправились на животворящий источник. Три раза мальчик омывал лицо целебной водой, окунался в купель. На третий раз у него полностью раскрылись глазки и он прозрел. Святая вода блаженной матушки Евфросинии особенно помогает людям, потерявшим святую надежду на медицинское излечение, особенно онкологическим больным. После омывания святую воду берут с собой, набирая в пустые бутыли или канистры. И все время пьют дома, молясь скорой на помощь чудотворице Алексинской. Воду из благословенного источника можно разбавлять обычной водой, как крещенскую, но только не из-под крана, а непременно чистой родниковой, горячо молясь и взывая к блаженной старице Евфросинии.
Это всего лишь малая толика чудесных исцелений, которые я по случаю узнала, а скольких излечила блаженная за время покровительства на земле и на небесах! Одному лишь Богу известно!
«Все, кто пьет воду из моего колодца, здоровы будут», — так завещала когда-то старица Евфросиния, благословляя этот целебный источник.
Е.Ю.Соколова. Русский дом, №5.
Евфросиния Суздальская
В руках Господа находятся нити всех человеческих судеб. Некоторым людям Он изначально уготавливает судьбу своих угодников и служителей. К ним относится одна из самых почитаемых святых Древней Руси — преподобная Евфросиния Суздальская.
Житие
Сведения о жизни святой сподвижницы содержатся в труде монаха Григория, являющегося насельником суздальской Спасо-Емфимиевой мужской обители. Житие рассказывает о событиях, предшествующих рождению Божией угодницы, её праведной жизни и посмертных чудесах.
Рождение
Преподобная Евфросиния родилась в семье великого князя Черниговского Михаила и его жены Феофании. Многие годы супруги не могли зачать ребёнка. Они ездили на моления в Киево-Печерскую лавру, прося Господу и Богородицу послать им желанное дитя. В одно из пребывания в святой обители княжеская чета увидела сон, в котором Богородица оповестила их о скором рождении дочери.
Слово Матери Божией вскоре сбылось. Через некоторое время княгиня удостоилась ещё одного видения, в котором Святая Дева сказала, что девочку нужно назвать Феодулия. Богородица предсказала, что княжну ждёт монашеская стезя.
В 1212 г. в семье черниговского правителя родилась девочку, которую по завету назвали Феодулия. Вскоре после рождения юная княжна приняла крещение в Киево-Печерской лавре. Крестным отцом малышки стал игумен обители.
Интересно! Ещё до рождения девочке была предначертана судьба угодницы Господа, так как имя, данное ей при крещении переводится с греческого языка как «Раба Божия».
Детство
Особое предназначение Феодулии стало проявляться уже в раннем возрасте. Когда её кормилица употребляла мясную пищу, девочка отказывалась от груди целый день. Девочка росла спокойным и послушным ребёнком. Её обучением занимались отец — князь Михаил — и его советник — боярин Феодор. Помимо Священного Писания и религиозных текстов княжна изучала греческую философию, литературу, а также труды по медицине.
Дочь черниговского правителя отличалась не только умом и образованностью, но и красотой. При этом девушка имела скромный нрав, и вела благочестивый образ жизни. В годы отрочества ей было дано несколько видений, которые указывали ей, что её жизнь связана с монашеским служением Господу.
Важно! В это же время игуменья суздальского Ризоположенского монастыря получила откровение, гласящее, что она должна принять в обитель девушку, которая вскоре придёт к ней.
Начало монашеского пути
В 1233 г. Михаил Черниговский согласился выдать свою дочь за суздальского князя Фёдора Ярославича, который являлся родным братом Александра Невского. Послушная княжна отправилась в Суздаль, но в тайне от родителей молилась Богородице, прося Заступницу сохранить нетронутым её девство. Молитвы юной девы были услышаны.
Господу было угодно, чтобы её жених скончался в день свадьбы. Феодулия обратилась к игуменье Ризоположенского монастыря и попросила принять её в местную общину. Помня о чудесном видении, монахиня ответила согласием на мольбу девушки. С благословения родителей 25 сентября княжна приняла монашеский постриг под именем Евфросиния.
Интересно! Имя, которое юная инокиня приняла в честь святой Евфросинии Александрийской, в переводе с греческого означает «благомыслящая, радостная». Терпение, смирение и вера в Господа, помогли ей пройти через многие мирские скорби и обрести радость через монашеское служение.
Монашество
Несмотря на юные годы, Евфросиния являлась примером духовности, рассудительности и благоразумия. За практическими и духовными советами к ней обращались и монахини, и миряне. Праведница считала, что в обители необходимо исключить общение между юными инокинями и вдовами, пришедшими в монастырь после смерти супруга, так как воспоминания взрослых женщин могут искушать девушек и поселить в их душах смятение.
Следствием этого стало проведение раздельных служб для девиц и вдов, которое также коснулось прихожанок обители. Взрослые женщины посещали богослужения в Троицкой церкви, а монастырские и городские девушки совершали молитвы в соборном храме. Постепенно это разделение привело к выделению самостоятельной Троицкой женской монашеской общины.
Преподобная Евфросиния по возрасту не занимала никакой руководящей должности, но с прилежанием и смирением выполняла порученное ей служение. К нему относились следующие виды деятельности:
- пение в хоре девичьего монастыря;
- толкование Священного Писания;
- составление поучений для насельниц и прихожан обители.
Через некоторое время Господь наделил молодую подвижницу даром исцеления, который помог исцелить многих больных людей во время массовых эпидемий и моров. Некоторые девушки, вылеченные монахиней, оставались в обители.
В начале 30-х гг. Ефросиния некоторое время пребывала в молчании, предаваясь молитве и труду. Бог отметил ее даром пророчества. Ей открылась дата смерти игуменьи обители, а также мученическая кончина отца и боярина Феодора.
В 1238 г. инокиня получила откровение о скором разорении Суздали от рук отрядов хана Батыя. Господь позволил увидеть ей двух ангелов, которые охраняли обитель с луками в руках. Защитники поведали праведнице, что люди, находящиеся внутри монастырских стен, смогут обрести спасение от рук иноверных захватчиков.
Во время нашествия сёстры круглосуточно молились о защите обители. Спаситель услышал их молитвы, и войска Батыя не смогли подойти к её стенам. А сам хан не смог даже увидеть стен святыни, которую охраняли небесные воины.
В письме своему отцу, отправляющемуся в Орду, праведница увещевала его не отступать от православной Веры и с христианским смирением принять все уготованные испытания. После мученической смерти родителя, монахиня облачилась в простое рубище и долгое время предавалась строгому посту и молитве.
Важно! Однажды вышедшую в город монахиню увидел горожанин и предложил подарить ей новое платье. В ответ на эти слова инокиня сказала, что истинный христианин в первую очередь должен заботиться об обитателях своего дома. А для монахинь лучшей милостыней будут ладан, свечи и деревянное масло.
Последние годы жизни
После кончины игуменьи, принявшей её в общину, Евфросиния приняла на себя духовное руководство Ризоположенской обителью. Она строго следила за выполнением насельницами всех монашеских правил и обетов. При этом она являлась для сестёр и прихожан доброй наставницей и любящей матерью. При ней суздальская обитель стала одной из самых уважаемых монашеских общин на Руси.
Незадолго до смерти праведница стала свидетельницей землетрясения. В его разгар она увидела, что Богородица и святые предстоятели молят Господа сохранить город и спасти жизни его жителей. Землетрясение затихло, не причинив Суздали значительного урона.
Вскоре Божия угоднице увидела во сне своих отца и учителя Феодора. Они возвестили ей о скорой земной кончине. Через некоторое время инокиня заболела. Она приняла святое причастие, перекрестилась и тихо отошла к Господу в 25 день сентября 1250 г. Её тело похоронили в соборном храме.
Интересно! Ровно 17 лет провела преподобная Евфросиния в Ризоположенском монастыря, неся духовное служение и наставляя в христианских ценностях окружающих людей.
Чудеса по молитвам
Чудеса по молитве святой Евфросинии происходили и при жизни, и после её смерти.
Однажды вдовая знатная горожанка привела к праведной монахине свою бесноватую дочь. Вдова обещала оставить дочь в обители, если инокиня избавят её от беса. Как только зазвучали слова молитвы, отроковица заговорила грубым голосом, жалуясь на деятельность праведницы. Евфросиния продолжала молиться до тех пор, пока враг человечества не оставил её. Узрев случившееся чудо, вдова оставила свою дочь, которую звали Таисия, в монастыре.
В монастырской летописи упоминается случай избавления об одержимости по молитве у мощей преподобной княжны. В 1890 г. в монастырь привезли крестьянку, которая долгое время страдала от неизвестного недуга. Трижды привозили родственники Александру Чичваркину в монастырь в надежде получить исцеление от святых мощей Божией угодницы.
Но каждый раз бес сильно мучил несчастную женщину, не давая ей приблизиться к святыне. В третий приезд настоятельница позволила ей остаться на какое-то время в обители. Долгое время монахини читали над страдалицей акафист преподобной Евфросинии, но злой дух причинял ей ещё большие испытания.
Но однажды ночью Александра увидела у своей постели неизвестную ей монахиню, которая поднесла ей образ Богородицы и сказала, что мучения её закончены. Также явившаяся инокиня посоветовала не торопиться с отъездом из монастыря и прожить на его территории ещё 40 дней.
С этого дня крестьянка могла самостоятельно прикладываться к святыне, а по окончании указанного времени покинула обитель полностью исцеления от одержимости.
Почитание и канонизация
Узнав о кончине праведной монахини, в Ризоположенский монастырь пришло множество людей, стремящихся прикоснуться к ее телу и получить исцеление от физических и душевных недугов, а также избавиться от одержимости. Почитаемую в народе подвижницу веры отпевали высшие церковные иерархи епархии. К её захоронению, расположенному в соборном храме многие века приходили паломники.
Официальное почитание праведной княжны началось в середине XVI столетия при епископе Геннадии, который долгое время являлся настоятелем владимирского монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В течение 180 лет в монастырской летописи фиксировались чудеса, происходящие по молитве перед мощами Евфросинии. В 1698 г. митрополит Суздальский Илларион совершил чин прославления святой преподобной княжны.
Одновременно с общецерковным прославлением по благословению патриарха Адриана были обретены мощи преподобной инокини. При вскрытии могилы обнаружились нетленные останки и полностью сохранившиеся погребальные одеяния. Их с почестями переложили в новую раку и поместили у северного входа в главную церковь обители.
Святые мощи были вскрыты в феврале 1919 г. В отчёте специальной комиссии говорилось об обнаружении частей костей, завернутых в ткани. Их передали в фонд Суздальского краеведческого музея. Здесь они родились до 1988 г., когда святыню передали в церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. С 1993 г. этот храм оказался в руках раскольников — Российской православной автономной церкви. В начале текущего столетия часть мощей была передана в возрожденную Ризоположенскую обитель.
О чем молятся
Святой преподобной Евфросинии можно молиться в любой сложной жизненной ситуации, но самой действенной будет помощь в следующих случаях:
- обретение душевного покоя;
- исцеление физических недугов во время эпидемий;
- одержимость бесами.
Молиться можно как перед мощами в родном монастыре Божией угодницы, так и перед индивидуальной иконой, изображающей праведницу. Обращаться можно, читая текст специального акафиста. Но и простые слова, идущие от сердца, будут услышаны небесной предстоятельницей.
Евфросиния Суздальская — пример искренней веры и смирения. Они помогли ей преодолеть ей житейские испытания, коснувшиеся как её лично, так и Отчизну. В своих поучениях она отмечала, что только искренняя молитва и праведный труд могут к лучшему изменить жизнь христианина.