Димитрий Ростовский: житие святого, день памяти, молитва

Житие святителя Димитрия Ростовского и роль его фигуры в православии

Жизнеописание Димитрия Ростовского

Детство и учеба

Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.

Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.

Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.

Постриг и игуменство

Будучи 18-летним юношей, Даниил с родительского благословения ушел в Киевскую Кирилловскую обитель, и, пройдя послушнический искус, в 1668 году принял монашеский постриг с именем Димитрий. Спустя год ревностного и смиренного монаха возвели в сан иеродьякона.

В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.

Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.

Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.

Митрополит Ростовский

В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву. Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние. Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.

Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека

В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это. Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность. Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.

Борьба с раскольниками

Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.

Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.

Светлая кончина и память святого

В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.

Завещание святителя православным христианам

К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.

В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.

Видео «Житие Димитрия Ростовского»

В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.

Чудеса и исцеления святителя

В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.

Святые мощи обнаружили в 1752 году

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Храмы в честь Димитрия Ростовского

Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.

Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2

  • 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
  • 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
  • 28 октября (10 ноября).

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва, когда очень срочно нужны деньги Дмитрию Ростовскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, когда медицина бессильна при лечении многих болезней все больше людей идут с верой в исцеление в церковь. Ведь именно в церкви можно найти покой для своей души, помолится в тишине, исповедоваться и преклоняясь к образу святому исцелится от многих болезней и недугов. Среди всех образов особое место занимает образ митрополита Дмитрия Ростовского. К нему приходят прихожане со всего мира и просят исцеления от многих недугов. В основном это такие недуги как болезни сердечно-сосудистой системы, слепоты, головных болей и многое другое.

Митрополит Димитрий Ростовский: житие святого

Дмитрий (Даниил) Ростовский родился в городке Макаров, что находится под Киевом в декабре 1651 году в семье ратного сотника. Родители Дмитрия отличались твердостью веры. Они уже с ранних лет прививали своему сыну уважение и преданность к слову Божьему.

Так как, отец мальчика был вынужден, часто отлучатся для выполнения своего воинского долга, основным воспитанием занималась мать.

  • Желая дать Даниилу хорошее образование, родители его устроили в Киевское Братское училище. В процессе обучения он овладел такими иностранными языками как польский, еврейский, латинский и греческий. В то время как его сверстники гуляли в шумных компаниях, Даниил предпочитал пребывать в храме, изучать назидательную литературу.
  • В 1665 году польские завоеватели овладели Киевом и спалили Братское училище. После этого события Ростовский был вынужден, вернутся в родительский дом. Но вопреки этому, он продолжал обучаться самостоятельно. Спустя некоторое время Даниил расположил свое сердце к монашеству.
  • Мальчику было 18 лет, когда он попросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель для служения. Вскоре он принял постриг и получил имя: Дмитрий. На следующий год, его возвели в иеродиаконы.
  • Во время своего служения святой митрополит Димитрий Ростовский прошел длинный путь: от молодого священника до патриарха. Он настолько яро, ревностно, понятно читал молитвы, что был, любим всеми прихожанами.
  • В 1702 году святитель прибыл в Ростов. В Яковлевском монастырском храме он обозначил свое место будущего погребения.
  • Знакомясь с положением дел, он обнаружил, что среди местного духовенства находится много безответственных священнослужителей. Чтобы исправить ситуацию он на собственные средства организовывает училище подготовки будущих иереев. Обучение в нем включало в себя три образовательных класса. Вместе с этим Дмитрий старательно пытался проводить работы над преодолением мракобесия и народными суевериями.
  • В 1707 здоровье святителя значительно ухудшилось. Однако он все равно продолжал заниматься на поприще литературного творчества.
  • За три дня до своей кончины Дмитрий Ростовский отслужил службу. Перед самой кончиной его посетили певчие и исполнили духовные песнопения, составленные им самим. После чего он их попросил удалится и закрылся.

Утром 28 октября (по новому стилю календаря 21 сентября) Даниила Ростовского обнаружили стоящим на коленях в молельном положении. Подбежав к нему монахи поняли что митрополит мертв. Он был похоронен в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря – по его же завещанию.

Святитель Димитрий Митрополит Ростовский: чудеса и исцеления

Спустя чуть больше 40 лет после кончины митрополита Ростовского над могилой его просел пол. При проведении ремонта этого пола, рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Дмитрия. Таким образом, были обнаружены нетленные мощи. После освидетельствовании мощей и многочисленных исцелений при гробнице Дмитрия, церковь в 1757 году причислила его к лику святых.

С тех пор к его мощам приходят веряне с просьбами:

  • О заступничестве сироты, вдовы;
  • Бедным людям о помощи в нужде;
  • Об исцелении от легочной болезни.

Также мощи помогают исцелиться от многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы и болезнях дыхательных путей. Кстати, причиной смерти митрополита и стала «грудная болезнь».

Вскоре слава об исцелениях облетела весь мир, теперь к ним съезжаются паломники со всего мира и молятся больные, слепые, немые. Все исцеляются по молитвам, совершенных у святых мощей.

Стоит отметить, что с 1991 года мощи святого Димитрия Ростовского перенесены в Яковлевский храм, который находится на территории Спасо — Яковлевского монастыря.

Кроме того на территории Российской Федерации находится несколько церквей Димитрия митрополита Ростовского. Посетив которые можно также попросить у святого об исцелении от многих заболеваний и недуг. Церкви находятся в таких областях как: Ивановская, Московская, Курганская, Тульская, Белгородская,Ярославская и другие.

Датой памяти святого считается дата его смерти. А именно 21 сентября. Именно в этот день у его мощей стоит огромная очередь из служителей и паломников, которые молятся о своем исцелении.

Молитва к святителю Дмитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.

Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины.

Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Читайте также:  Житие святого мученика Александра Римского

Молитвы святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

Тропарь, глас 8 1

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 4 1

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую и через Новгород Северский в Ростов дошедшую, всю же страну нашу учениями и чудесами озарившую, прославим красноречивого учителя Димитрия, ибо он для всех написал все к наставлению, чтобы привести всех ко Христу, как Апостол Павел ( 1Кор.9:22 ), и спасти Православием души наши.

Молитва 1-я

О, преблаже́нне святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки Ангел предстои́ши: умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие, и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия Лица́ неизрече́нную добро́ту; Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рныя укрепи́, заблужда́ющия обрати́, и всем да́руй вся, ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жию крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, О́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я 2

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́­кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я 3

О, преди́вный и пресла́вный чудотво́рче Дими́трие, исцеля́яй неду́ги челове́ческия! Ты неусы́пно мо́лиши Го́спода Бо́га на́шего о всех гре́шных: молю́ у́бо тя, бу́ди ми хода́тай пред Го́сподем и помо́щник на преоборе́ние страсте́й ненасы́тныя пло́ти моея́ и на одоле́ние стрел сопроти́вника моего́ диа́вола, и́миже уязвля́ет немощно́е се́рдце мое́ и, а́ки гла́дный и лю́тый зверь, а́лчет погуби́ти ду́шу мою́. Ты, святи́телю Христо́в, моя́ огра́да, ты мое заступле́ние и ору́жие! За твои́м соде́йствием сокрушу́ вся во мне сопроти́вная во́ле Царя́ ца́рствующих. Ты, вели́кий чудотво́рче, во дни по́двигов твои́х в ми́ре сем ревну́я о Правосла́вной Це́ркве Бо́жией, я́ко и́стинный и до́брый па́стырь, небла́зненно облича́л еси́ грехи́ и неве́жествия людски́я, и уклони́вшихся от стези́ пра́вды в е́реси и раско́лы наставля́л еси́ на путь и́стины. Споспеше́ствуй у́бо и мне испра́вити кратковре́менный путь жи́зни мое́й, да непреткнове́нно пойду́ по стези́ за́поведей Бо́жиих и неле́ностно порабо́таю Го́сподеви моему́ Иису́су Христу́, я́ко еди́ному Влады́це моему́, Искупи́телю и пра́ведному Судии́ моему́. К сим же припа́дая, молю́ся Ти, уго́дниче Бо́жий, егда́ изы́ти души́ мое́й из телесе́ моего́, изба́ви ю́ от те́мных мыта́рств, не и́мам бо до́брых дел ко оправда́нию моему́, не даждь сатане́ возгорди́тися побе́дою над немощно́ю душе́ю мое́ю. Изба́ви ю́ от гее́ны, иде́же плач и скре́жет зубо́в, и святы́ми моли́твами твои́ми сотвори́ мя прича́стника Небе́снаго Ца́рствия в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Личное прошение

Архиере́ю Бо́жий, святи́телю Христо́в Дими́трие! Молю́ тя, раб тво́й (имя), исхода́тайствуй ми́лость у Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми пода́ст ми (содержание прошения) и оставле́ние всех согреше́ний мои́х. Ами́нь.

Краткое житие

Дни памяти 21 сентября/4 октября и 28 октября /10 ноября

Жил в конце XVI — начале XVII стт. Составил знаменитые «Четьи-Минеи», содержащие жития святых на каждый день года. Был известен как ревнитель чистоты Православной веры перед лицом раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия. До самой кончины подавал пример терпеливого и смиренного перенесения тяжелой грудной болезни. Свт. Димитрию молятся об успехе в христианской проповеди и просвещении, об избавлении от расколов и ересей, о помощи в бедности, о заступлении вдов и сирот, об исцелении от грудных болезней.

Житие святого Димитрия Ростовского

Угодники Божии приходили к спасению своей души разными путями. Кто-то принял венец мученичества, кто-то возглавлял монастыри. А есть люди, которые оставили значимый след в Предании церкви своими творениями. Одним из таких является святитель Дмитрий, митрополит Ростовский.

Детство, учеба и первые шаги к Богу

Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. И отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою мать и считал ее жизнь примером веры.

Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, он поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который предавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.

Отличительной чертой молодого человека уже в годы его ученичества была глубокая духовная созерцательная жизнь. Он был чужд привычных для молодых людей увеселений, в свободное время молился, читал Библию, святых отцов. Очень любил храм Божий, старался не пропускать богослужений.

К сожалению, политическая ситуация в стране не дала одаренному юноше закончить обучение. Украина в то время постоянно переходила под власть разных государств, и военные конфликты были постоянными. Училище, в котором обучался будущий подвижник, было разрушено, и студентам пришлось прервать обучение. Но даже тех трех лет, проведенных в училище, юному подвижнику хватило, чтобы многое узнать и окончательно утвердиться в своем выборе встать на путь монашества.

Постриг и игуменство

Совсем еще юным человеком Даниил принимает решение уйти в монастырь. Родители не чинили препятствий в таком выборе сына и дали свое благословение, поскольку видели, что именно такой путь уготован Господом для их ребенка. И юноша Даниил уезжает из дома в Кирилловский монастырь. Настоятелем монастыря является бывший ректор училища, где обучался Даниил, поэтому встречают юношу в монастыре тепло.

И вот в 1668 году наступает самое долгожданное событие в жизни Даниила — постриг. Совершил его сам отец игумен, а нового инока нарек Димитрием. Новоиспеченный монах сразу стал ревностно исполнять монашеское правило, выбрав себе в пример святых Антония и Феодосия, а также остальных подвижников Печерских.

Важно! Даже будучи монахом, отец Димитрий не оставлял обучения и научные исследования у себя в келии.

Через 7 лет после первого пострига случилась встреча отца Дмитрия с тогдашним митрополитом Черниговским. Увидев, что перед ним талантливый и ревностный служитель Господа, архиерей пригласил монаха проповедовать в Черниговской епархии. Там он быстро заслужил любовь простых людей и церковных служителей. Множество монастырей и крупных приходов стали приглашать отца Дмитрия, чтобы послушать его назидательные проповеди. Сила его слова была такова, что многие люди уверовали в Господа.

Объездив большое количество обителей и познакомившись со многими церковными иерархами, отец Димитрий получает приглашение от братии Кирилловского монастыря стать их игуменом. Архиепископ без колебаний утверждает богодухновенного монаха, и отец Димитрий становится настоятелем.

Впоследствии Промыслом Божиим он будет возглавлять не один монастырь, и на каждом месте святой Дмитрий будет примером для всей братии. Строгая подвижническая жизнь, аскетика, и при этом живое участие в жизни каждого человека делали его любимым игуменом в каждом монастыре.

О православных монастыряых:

Четьи-Минеи — главный труд святого Димитрия

Архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам долгое время искал инока, способного выполнить большой и сложный труд — собрать воедино все известные жития святых. Во время польских налетов и военных конфликтов, множество богослужебных и церковных книг было утеряно, в том числе и имеющиеся на тот момент жития. Выбор архипастыря для выполнения этого, без преувеличения, исторического задания, пал на отца Димитрия, который на тот момент снял с себя обязанности игумена и жил простым монахом в одном из монастырей.

Более двух лет трудился угодник Божий в Лавре, составляя жизнеописания святых. Но к нему снова обратилась братия Батуринского монастыря, уговаривая взять на себя управление. Долго отказывался монах, ссылаясь на свое послушание, но в итоге уступил. Так он снова стал игуменом, но не оставил своего дела. Уже на новой должности Димитрий закончил и передал архимандриту Варлааму свой труд, составленный на месяца с сентября по ноябрь. Архимандрит очень высоко оценил труд игумена, и первая четверть Четьи-Минеи сразу же была пущена в печать.

Первая изданная книга была высоко одобрена церковным руководством, и отец Димитрий удостоился похвальной патриаршей грамоты за свой труд. После этого он решает полностью посвятить свое время написанию второй книги, и снова снимает с себя обязанности игумена.

Однако как бы не стремился монах к затворнической жизни, слишком много сердец нуждалось в его пастырском опыте и христианском слове. И будущий угодник становится игуменом Петропавловского монастыря. Там, умело управляя обителью, он пишет вторую часть собрания житий святых. После этого следует еще несколько новых назначений в другие обители, и везде подвижник не оставляет своих трудов. Третью часть труда подвижник заканчивает с повышением в иерерхии в сане архимандрита Черниговского.

Посвящение в сан митрополита Ростовского

Во время трудов над Четьи-Минеи, сам император Петр Великий обеспокоился поиском предстоятеля для руководства большими территориями Сибири. По указанию киевского митрополита выбор пал именно на Дмитрия. Однако его настолько тяготила перспектива переезда в столь отдаленные веси, где у него не будет доступа к необходимым для него данным по житиям святым, что подвижник заболел. Узнав об этом, император Петр разрешил подождать назначения не в столь далекий край. И через непродолжительное время подвижник рукополагается в митрополита Ростовского.

Взяв на себя труды по руководству новой митрополией, подвижник обнаружил много проблем и нестроений. Будучи ревнивым служителем Господа и его Церкви, он сразу приступил к искоренению всяких злых обычаев, прижившихся в каждом приходе. Особенно печалило предстоятеля отношение местного духовенства к богослужениям и церковным святыням.

Важно! Для того чтобы наставить на путь истинный нерадивых пастырей, новый митрополит издал два послания местному духовенству.

Первое послание было в духе отеческой любви и заботы, в нем святой Димитрий слезно просил пастырей вспомнить о своем статусе и своих святых обязанностях по отношению к пастве. Второе послание было написано исходя из архиерейской власти, которой митрополит повелевал отдавать должное почтение и благоговение всем церковным святыням, особенно Телу и Крови Христовой.

Читайте также:  Михаил Тверской: житие святого, день памяти, молитва

Какой бы властью не был наделен митрополит, он прекрасно понимал, что искоренить духовные пороки местного нерадивого духовенства можно только лишь достойным примером, увещеванием и просвещением. Поэтому при своем доме он организовал приходское училище, где было три класса с отдельными учителями.

В училище разбирался Закон Божий, изучалось Евангелие, регулярно читались молитвы. Митрополит Димитрий лично следил за уровнем подготовки учеников, и по окончанию училища определял их служить при храмах, проявляя искреннее попечение о каждом из них.

Удивительно, но даже при таком насыщенном служении у подвижника хватало времени и сил трудится и далее над сборником житий святых. Так, уже в сане митрополита Ростовского он заканчивает и сдает в печать последнюю четвертую книгу Четьи-Минеи.

Важно! Таким образом, не прерывая своего преданного служения, митрополит Димитрий Ростовский заканчивает историческое для Церкви наиболее полное собрание житий святых — Четьи-Минеи. На этот труд ему понадобилось более 20 лет своей подвижнической жизни.

Борьба с раскольниками

Окончив один большой и душеспасительный труд для всего христианского народа, Промысел Божий возложил на митрополита новые заботы. Пришлось будущему угоднику спасать вверенную ему паству от беды раскольничества.

В прилегающих к его митрополии Брынских лесах скрывались целые раскольничьи кланы и секты, которые засылали своих проповедников повсеместно с целью распространения своего лжеучения. Множество людей, особенно простых и не ученых тонкостям богословия, попались в их сети и стали колебаться в истинной вере.

Описывается один разговор, произошедший между Владыкой и простыми людьми. Как-то после службы к нему подошли два человека, и спросили, можно ли им брить бороды, как повелевал тогдашний указ. В народе бытовало мнение, что вместе с бородой у человека отнимается и образ Божиий. Долго втолковывал им митрополит о том, что не может образ Божиий быть в бороде, что он находится в душе человеческой.

Конечно же, с таким уровнем знаний о Христе народ легко впадал в раскольническую ересь. Тогда митрополит пишет несколько сочинений о вере, в которых твердо и уверенно объясняет, в чем состоит лжеучение раскольников и почему оно уводит от Бога.

Кроме того, Владыка регулярно объезжает вверенную ему епархию и повсеместно лично обличает раскольников и призывает православных христиан всячески избегать этого учения. Будучи ревностным проповедником и истинным христианином, он не может без боли смотреть, как простые люди совращаются с истинного пути хитрыми лжепроповедниками.

Чего стоит остерегаться православному христианину:

Другие труды святого подвижника и его духовные дарования

Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.

Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.

Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.

Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.

Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.

Светлая кончина и память святого

Еще в самом начале своего митрополичьего служения, святой Димитрий заповедовал, что быть ему похороненному в Спасо-Яковлевской обители. С близким другом, митрополитом Стефаном , у подвижника был договор, что если он отойдет ко Господу первым, то хоронить его приедет именно Стефан. Умер святитель всего лишь на 59 году своей жизни, не дожив до глубокой старости. Но за свою жизнь он успел столько трудов положить на благо Церкви, что становится удивительно, как он мог это все успеть.

За несколько дней до кончины святитель еще служил Литургию, однако проповедь произносить уже не мог, и за него текст был прочитан чтецом по записи митрополита. После службы у него было еще несколько встреч с духовенством. Он даже сумел лично навестить одну из постриженных им монахинь, которая очень упорно об этом просила.

С большим трудом вернувшись в свою келию, отец Димитрий оставил с собой служителей своего храма, которые пели ему духовные песни.

Интересно! За свою жизнь наряду со многими трудами и подвигами святитель Димитрий написал тексты некоторых духовных песен, которые и пели ему в последние часы его земной жизни.

По окончанию песнопений все стали расходится, а митрополит задержал одного из чтецов, который помогал переписывать труды Владыки. Искренне благодаря чтеца за проделанную работу, митрополит поклонился ему прямо в ноги, еще раз показывая всем пример удивительного смирения. Чтец был удивлен и обескуражен подобным прощанием, и ушел от Владыки весь в слезах.

Оставшись одним, митрополит приступил к самому любимому своему занятию — молитве. На утро братия нашла любимого митрополита мирно скончавшимся на коленях, в той же позе, в которой он всегда молился.

Весть о кончине любимого всеми архипастыря быстро разнеслась по всему Ростову и за его пределами. Отовсюду стал стекаться народ, чтобы попрощаться с усопшим. Приехал и митрополит Стефан, который должен был погребать своего друга по давней договоренности. Все приехавшие глубоко скорбели о неоценимой утрате столь почитаемого пастыря, который словом своим многих наставил на путь веры Христовой.

После всех необходимых приготовлений и длительных погребальных служб, тело святителя было предано земле в том месте, где он сам и завещал. Огромное количество народа присутствовало на похоронах, многие плакали. Святитель Димитрий многим был действительно как любящий отец и пример настоящего Божьего служителя.

Более 40 лет тело святого находилось в захоронении. Позже, когда выполняли ремонтные работы и в соборе монастыря меняли пол, под сгнившими досками обнаружили большой деревянный сруб. Когда достали оттуда все поломанный доски и землю, то и увидели гроб святителя. Верх его был поврежден упавшими бревнами, однако тело святого не подверглось тлению. Нетленными остались даже погребальные одеяния подвижника.

Очень быстро известие об обретении святых мощей разнеслась по округе, и в монастырь снова потянулись люди, ища исцелений и утешений от святого. И чудеса не заставили себя ждать: прикладываясь к святым мощам многие получили выздоровление от самых различных недугов. Приводили к мощам и одержимых бесами, и бесы тотчас же покидали тело страждущего.

Официально освидетельствовав мощи и изучив все факты чудотворений, Священным Синодом Русской православной церкви было постановлено причислить митрополита Димитрия к лику святых, что и было сделано в 1757 году. После прославления ему была составлена служба, а его последователь и новый митрополит Ростовский Арсений составил житие нового святого.

И по сей день не ослабевает помощь святого Дмитрия Ростовского каждому, кто с искренней верой приходит к нему или обращается в молитве. А главный написанный труд святого, Четьи-Минеи, навсегда вошел в историю Церкви как наиболее полное творение, где собраны жития святых.

Димитрий Ростовский: житие святого, день памяти, молитва

Святитель Димитрий Ростовский

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XI. Ноябрь

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви Номер ИС Р16-606-3069

Оформление переплета Павла Ильина

Память 1 ноября

Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии[1]. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь»[2]. Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Коему и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

Святые Косма и Дамиан с житием. Иконописец Эммануил Тзанфурнарис. Икона. Венеция. 1600 г. Венеция. Музей икон

Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «Даром получили, даром давайте»[3]. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание.

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течение многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертью. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление через пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений. Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить по крайней мере одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар – ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святой Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

Святой Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

Читайте также:  Тихон Московский: житие святого, день памяти, молитва

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане[4].

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему через открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынеся страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем, однако, не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул:

– Святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне!

Святые тотчас поспешили со своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

– Вот, я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиана: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхочет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив, таким образом, жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «Пришлю тебе знак и возьму тебя к себе».

Показывая ей сей знак, диавол велел идти за ним к мужу.

– Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

– Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

– Клянусь силами Космы и Дамиана, не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

– Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Азия, иначе Асия – это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную водами, болотистую равнину в Лидии, т. е. средину западной части нынешнего Малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море, называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о семи Асийских Церквах— Откр. 1:4,11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему Малоазийскому полуострову, наконец – вообще ко всей части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

10 ноября – день памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Сегодня, 10 ноября, Православная Церковь чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский известен православному миру, прежде всего, как создатель четырехтомного свода Четьих – Миней, которые были более распространены, чем великие Четьи – Минеи митрополита Макария. Известен святитель православному миру как блестящий проповедник, а также, как автор стихов, драм.

Как считает проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев, великие макарьевские Четьи – Минеи не издавались несколько десятилетий советского периода, и поэтому были менее распространены, чем Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей сказал: “С детства помню: все читали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, хотя они были составлены на основе “Житий” митрополита Макария. В истории нашей Церкви известно, как только появились святые, стали складываться сначала изустно, а потом письменно сказания о их благочестивой жизни. Первые канонизированные святые страстотерпцы братья Борис и Глеб, потом равноапостольные святые князья Ольга и Владимир – с этих святых имен и начинается исследование и хранение жизнеописаний святых Русской Православной Церкви. Митрополит Макарий был великий собиратель, он начал свое святое дело, будучи еще епископом Новгородским и Псковским, и, помимо описания жизни святых, собрал и их поучения на каждый день в своих Минеях, в виде приложения. Святитель Димитрий создал менее пространные Жития, как труды для ежедневного чтения верующих людей.

В древности, когда Христианство поселилось на Руси, обязанностью верующего человека было читать Жития святых. Святые отцы говорят, что чтения Житий святых вселяет в душу страх Божий, а начало премудрости, как говорит нам Священное Писание, страх Божий. Современному человеку сегодня, как никогда, нужны нравственные ориентиры, чтобы отличить в реальном мире, где добро, а где зло, где ложь и где – правда. Для этого необходимо иметь перед собой подвиг святых, которые, подражая Иисусу Христу, исполняя заповеди Божьи, стяжали дух благодати”.

Священник Андрей Вахрушев также отметил следующее: “Читая Жития святых, невольно взор переносишь на себя, и видишь скудость собственных дел в сравнении с подвижнической жизнью святых. Какая высота пастырства и попечения о других! И когда смотришь, что делали пред тобой, как стояли в сражениях за веру, какой подвиг христианского жития совершали среди языческого мира, то это помогает встать с колен и поработать во Славу Божию”.

Мирское имя Димитрия – Даниил Саввич Туптало. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевской губернии. Семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. В возрасте 25 лет читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, в совершенстве владел даром слова, не случайно церковь впоследствии назвала святителя “Российским Златоустом”.

В 1684 году по поручению старцев Киево-Печерской лавры св. Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней – свода Жития святых, расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течение года. При составлении этой агиографической энциклопедии святитель Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Этому труду святитель Димитрий посвятил 20 лет своей жизни, завершив Четьи-Минеи в 1705 году в Ростове Великом. 4 января 1702 года указом Петра 1 святитель Димитрий определяется на Ростовскую митрополию. В Ростове Владыка останавливается в Яковлевском монастыре и, совершив моление в Зачатиевской церкви, указывает в юго-западном углу этого храма место для своего погребения, произнеся “се покой мой, зде вселюся во век века”.

Известен яркий пример борьбы святителя с расколоучителями в Ярославле в 1704 году. Старообрядцев встревожило царское повеление о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу святой Димитрий спросил только у них: “Что отрастет? голова ли отсеченная или борода?” – на их ответ: “Борода”,- сказал им в свою очередь: “И так лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная – только в воскресение мертвых”. После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.

Семь лет святитель Димитрий возглавлял Ростовскую епархию. Будучи Ростовским митрополитом, он заботился о просвещении и нравственности своей паствы, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. В городе им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. На содержание этого учебного заведения, устроенного при Архиерейском доме, митрополит Димитрий жертвовал свои скудные сбережения.

В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине Владыки. Следует отметить, что традиционным местом захоронения епархиальных владык служит Успенский кафедральный храм. Вопреки традиции, святитель Димитрий избрал местом своего упокоения приписной к Архиерейскому дому, удаленный от центра города монастырь, в храме, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Его друг, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) настоял на исполнении желания Владыки Димитрия быть похороненным в Яковлевском монастыре, о чем свидетельствовало собственноручное завещание митрополита. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, над местом погребения установили деревянную гробницу. В 1752 году в юго-западном углу Троицкого храма, над могилой митрополита Димитрия осел чугунный пол. Потребовался ремонт, на который 21 сентября дал разрешение митрополит Арсений. После снятия плит и удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб.

Молва о новообретенных мощах святителя Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах св. Димитрия совершались чудотворения. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия; по молитве к нему. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Несмотря на это, официальная канонизация произошла лишь через 4 с половиной года после обретения мощей. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при обращении к Димитрию Ростовскому, проверялись и перепроверялись. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения – 21 сентября, также, как и день кончины владыки – 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную святителю Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.

Яковлевский монастырь, как место упокоения святителя Димитрия, стал хранителем великой святыни – мощей новоявленного Российского чудотворца, благодаря чему обитель достигла славы и благосостояния. Святитель Димитрий Ростовский – просвещенный и деятельный церковный иерарх, соответствуя идеалу человека эпохи Просвещения, прославил свое имя как пастырь и проповедник, автор многих духовных произведений. Он был одним из тех “людей милости, которых праведные дела не забываются” (Сир. 44, 9). По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную серебряную раку, которую пожертвовала вместе с парчовым облачением, и сама несла раку вместе с архиереями при торжественном обхождении храма. Дни памяти святителя Димитрия Ростовского – 23 мая, 19 июля, 21 сентября и 28 октября.

Святителю, отче наш Димитрие, моли Бога о нас!

Ссылка на основную публикацию