Димитрий Донской: житие святого, день памяти, молитва

Князь Дмитрий Донской

Среди князей русских, которые встали на защиту Руси, особо выделяется мудрый и сильный правитель Московский, ставший не только героем побед, но примером благочестия для многих поколений.

Князь Дмитрий Донской — верный сын православной церкви, мудрый полководец, прославивший свое имя в Куликовской битве, объединивший и укрепивший княжество Москвы. Основными постулатами жизни выдающегося воина были: вера, Христос, Отечество.

Ранние годы

В 1350 году в княжеской семье Иоанна Красного и Александры родился сын Димитрий. Его дед Иоанн Калита прославился, как приверженец объединения русских земель и поборник христианской веры, основатель нескольких храмов.

Любовь к Богу, Церкви и родному краю впитывалась мальчиком с молоком матери. Из рассказов отца он узнавал о славных предках, среди которых был Александр Невский, Даниил Московский и другие благоверные правители. Его духовными наставником был святитель Московский Алексий, множество наставлений получил отрок и от преподобного Сергия Радонежского.

В возрасте восьми лет Дмитрий после смерти отца наследует трон. Великий князь Владимирский и Московский черпает мудрость и поддержку у святителя Алексия, ставшего фактически ему отцом.

Постепенно отрок взрослел, набираясь знаний и мудрости, в силе и милосердии становясь мудрым политиком, обличительными чертами которого была незлобивость и целомудрие.

Мудрый правитель и бесстрашный воин

Крепкий, высокий, статный правитель, носивший черную бороду, невольно притягивал к себе взгляды окружающих людей. От него исходила особая сила духовности и святости, выдающийся государственный деятель отличался особым талантом мирно улаживать дела, положив начало каменному градостроительству в Москве.

Пожар 1365 года уничтожил все деревянные постройки, как в Кремле, так и в прилежащих к нему землях. Мудрый правитель Димитрий начинает восстановление Москвы с возведения каменных строений, так 1367 году появляется Московский Кремль.

После смерти Иоанна Красного Владимирское княжество принадлежало Суздальскому князю. Получивший от темника Золотой Орды беклярбека ярлык на правление, молодой Дмитрий посылает московское войско для освобождения от Дмитрия Константиновича Переяслава и Владимира.

Впоследствии Дмитрий Константинович все же приобретает право правления в Нижнем Новгороде, отказываясь от прав на Владимирские земли, при этом его дочь идет замуж за московского князя. В возрасте 16 лет Дмитрий берет в жены княжну Евдокию Дмитриевну из Суздаля, а вместе с ней присоединяет к московскому княжеству и суздальские земли.

От этого брака родились 8 сыновей: Даниил, Василий, Юрий, Симеон, Иван, Андрей, Петр и Константин, и четыре дочери: Софья, Мария, Анастасия и Анна.

Золотая Орда была на грани распада. Рязанцы в 1365 году разбили войска Тагая и Булат-Тимура, суздальцы встали на сторону Мамая, посадив в 1370 году его ставленников в Волжской Булгарии. Благочестивый и миролюбивый великий князь Димитрий на протяжении всей своей короткой жизни вынужден был постоянно охранять русские земли и отбивать атаки врагов, желающих поработить Русь.

Помимо Орды и Литвы внутрирусские распри также угрожали миру Московского княжества. Литовский правитель Ольгерд в 1368 и 1370 году предпринимал нападения на Московский Кремль, только благодаря укреплению пушками, как новому виду оборонительного вооружения, и мудрому руководству Димитрия крепость выстояла.

Победив в 1375 году тверское войско, московский правитель заключает союз с князем Твери в борьбе против Золотой Орды. Победоносная битва на реке Вожа в 1378 году показала, что татаро-монгольское иго можно побеждать.

Куликовская битва

Недовольный поведением московского правителя темник Золотой Орды Мамай, в подчинении которого было более 100 тысяч воинов, решается на удар.

Русская земля застонала от шествия по ней полчищ Мамая, к которому присоединились:

  • половцы;
  • аланы;
  • черкесы;
  • кавказские евреи;
  • армяне;
  • крымские генуэзцы;
  • литовцы.

Вскоре к захватчикам присоединяется рязанский князь Олег, надеясь таким образом защитить земли Рязани, лежащие на пути Орды, от разорения. На берегу реки Оки захватчики объединились и вступили на русские земли.

Великий правитель Московский Димитрий воззвал к князьям русским объединиться и защитить свои земли.

Коломна стала опорным пунктом, куда стекалось из разных уголков Руси ополчение, в состав которого входили князья, бояре, купцы, ремесленники и холопы. К 25-тысячному московскому войску присоединилось еще 30 тысяч воинов, численность конницы равнялась числу пеших воинов, тяжелая кавалерия была представлена «кованой ратью».

Великий полководец Димитрий встал во главе огромного войска, попросив благословения у Церкви. Имея в своем подчинении не более 60-70 тысяч ополченцев, князь Московский понимал всю серьезность положения, ведь против них шла Орда, в составе 150 тысяч наемников.

Преподобный Сергий Радонежский в храме Святой Троицы благословил правителя Московского, с ним пошли и два схимника — Александр (Пересвета) и Андрей (Ослябю).

Накануне сражения все войско, независимо от сословия, встало в молитвенном прошении перед Богом, прося благословения на битву за имя Христа.

21 сентября, в день Рождества Божьей Матери, 1380 года на площади более 10 квадратных километров земля наполнялась конским топотом и звоном клинков. На берегу рек Непрядвы и Дон сошлись два войска.

Перед самим сражением во Владимирском соборе были приобретены мощи Александра Невского, как защитника земли русской. Это чудодейственное явление стало особым знаком и помазанием для всего русского войска, и особенно укрепило мужество военачальника Димитрия, который на протяжении всего боя незримо чувствовал присутствие благоверного Александра Невского.

Перед началом битвы состоялся поединок самых сильных воинов, татарский богатырь Челубей и схимник Александр Пересвета сошлись в бою и убили один другого.

Мудрый военачальник Димитрий продумал план военных действий, расставил засады и вступил в битву около простых ратников. Преподобный Сергий Радонежский и вся братия в храмах и монастырях стояли в посте и молитве.

Многие жители соседних селений и сами воины видели в небе не только ангелов и архангела Михаила, в духовную брать на небе встали:

  • страстотерпцы Борис и Глеб;
  • святитель Димитрий Солунский.

В тот момент, когда татары готовы были праздновать победу, из засады появились свежие войска, которыми командовали воевода Дмитрий Боброк и князь Владимир Храбрый. Внезапное появление конницы вызвало панику среди врага, захватчики в панике побежали назад, оставив ставку хана.

Более 50 километров воины великой Руси гнали войско Мамая, очищая русскую землю от татаро-монгольской нечисти. Куликовское поле было усеяно трупами и мокрым от крови. Смерть героев объединила московитов, владимирцев, можайцев, новгородцев и серпуховчан в великий русский народ, показав, что только в единстве сила, и что ордынское войско можно победить.

После этой битвы к имени московского правителя Димитрия прибавилось имя Донской. Благодарный Господу победитель возводит на берегу реки Дубенки Успенскую обитель, внутри которой построена церковь Рождества Пречистой Девы Марии, Божьей Матери.

По повелению благоверного князя Дмитрия Донского в первую субботу ноября во всех церквях стали поминать воинов, погибших при сражениях, потом эта традиция переросла в Димитриевскую родительскую субботу.

После Куликовской битвы московское княжество росло и укреплялось, но постоянно находилось в центре борьбы за российские земли.

Смерть и святые мощи

Накануне смерти князя Дмитрия Донского возник конфликт из-за право наследования престола между Владимиром Храбрым и Василием Дмитриевичем. После вмешательства самого Димитрия Владимир Андреевич Храбрый признает Дмитриевских детей старшими братьями, помирившись с князем незадолго до его смерти.

19 мая 1389 года великий московский правитель почил. Дмитрия Донского похоронили в Московском Кремле, в гробнице Архангельского собора, около могил предков, его мощи и поныне находятся там.

Весть о смерти любимого военачальника и правителя скорбью прокатила по всей Руси. На его отпевании присутствовало многочисленное духовенство во главе со святителем преподобным Сергием Радонежским, который до последнего издыхания был покровителем благочестивого Дмитрия Донского, пожертвовавшим жизнь для спасения своей страны и веры Христовой.

Правитель оставил завещание, по которому великое княжество переходит к Василию Дмитриевич. Мелким князьям Московского княжества приказано было оставить вотчины и жить в Москве.

Результатом правления Дмитрия Донского стало необратимое возвышение московского княжества, во власти которого находились Владимирские земли Переяславль, Галич, Белоозеро, Углич, Дмитров и часть Мещеры, а также костромские, чухломские, стародубские, коми-зырянские территории.

Канонизация

Канонизированный в 1988 благоверный князь Димитрий Донской стал скорым помощником в молитвенных прошениях для людей, проходящих великие сражения, испытания и невзгоды, и приходящих с прошениями к святому.

Важно! 1 июня Православная Церковь почитает, как день памяти благоверного великого князя Дмитрия Донского, верного защитника православия и русских земель.

Особое почитание мудрого правителя и защитника русской земли было в годы Великой Отечественной войны, когда акафист Димитрию Донскому читался в каждом храме. Ныне помолиться у иконы святого приходят не только военные люди, но и супруги накануне создания новой семьи.

День памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского, собеседника преподобного Сергия Радонежского

В 1378 году, узнав о готовящемся походе на Русь войск Мамаевой Орды, Великий князь Димитрий Иоаннович дал обет основать монастырь, чтобы собрать в нем молитвенников о победе над врагом. О своем желании он сказал преподобному Сергию Радонежскому. После победы 11 августа 1378 года над ордынцами на реке Воже в пятидесяти верстах к северо-востоку от Москвы на речке Дубенке, впадающей в Шерну, по благословению преподобного Сергия был основан Стромынский, или Дубенский, монастырь в честь Успения Божией Матери. Первым игуменом новой обители стал ученик преподобного Сергия Леонтий Стромынский.

Весть о том, что Великий князь ходил к Троице и получил благословение на брань с Мамаем от великого старца, быстро облетела Землю Русскую, пробудив надежду на избавление от иноземного владычества. Перед началом Куликовской битвы инок Нектарий, сопровождаемый другими насельниками Троицкого монастыря, передал Великому князю от преподобного Сергия Богородичную просфору и благословенную грамоту, в которой старец увещевал мужественно сражаться и пребывать в несомненном уповании на помощь Божию. Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице которых Великий печальник Русской Земли как бы сам посетил и благословил воинство святого Великого князя. Теперь и слабые духом обрели решимость бесстрашно идти на битву за веру православную, за дорогое Отечество.

С именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество преподобного Сергия воины начали бой. Великий князь сражался в первых рядах, не щадя своей жизни. Его нашли лежащим без сознания, но Бог хранил Димитрия Иоанновича: несмотря на многочисленные удары, нанесенные врагами, серьезных ранений у него не было. Услышав голоса русских воинов, Великий князь пришел в себя. Известие о победе над ордынцами окончательно вернуло ему силы.

В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды. Позднее был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой (перед 26 октября, днем ангела Великого князя). После победы в Куликовской битве Великий князь Димитрий Иоаннович получил наименование Донского.

Тропарь благоверного князя Димитрия, глас 3

В елика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного князя Димитрия, глас 2

П одвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Молитва первая благоверному князю Димитрию Донскому

О святый угодниче Божий праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Климент Римский: житие святого, день памяти, молитва

Молитва вторая благоверному князю Димитрию Донскому

В ойска русскаго Христова собирателю славне княже и воеводо Донской Димитрие, мудрый военноначальниче, мученическаго сонма святых Христовых воинов предводителю, со многими князи, подручными слугами и верными другами душу свою за веру Святую и Православное Отечество положивый, от преподобнаго Сергия Радонежскаго благословенный, Богородицею возлюбленный, молися ко Пресвятей Троице, да вси Божии воины в земле российстей меж собою разобщенныя и духом злобы сатанинской разделенныя во едино стадо Христовов собраны будут, верой православною и любовию Божией друг со другом сплоченные и тобою водительствуемые, на полях духовной брани и в битвах земных всех врагов ненавидящих Бога победить скоро имут, и славу Святой Руси умножат, благодать на землю Русскую привлекут, и православное Царство Божие на своей российской земле узрят; достойный плод покаяния о грехах своих принесут; и яко велий дар Божий, богопомазанным царем в земле славянской увенчаны будут; и от сего Богоизбраннаго Православнаго самодержавнаго русскаго царя благослоевние приимут; и под святительскою его власти благочестию православных верноподданных навыкнут; иго сатанинское сокрушат и чистоту евангельскаго света всему миру явят, якоже и ты, всечестный княже Димитрие, зриши ныне Царство Небесное, и стоиши пред Великим Архиереем, Господом и Спасом Иисусом Христом, и от всевышней Его Божией Благости, веруем, яко испросить нам великие милости можеши, да и мы присно Славу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа всегда величающии, наипаче же твое святое великое княжеское предстояние за Русь Святую, яко великаго воеводу в великой битве поминаем и почитаем, идеже слава праведной жизни твоей, княже Димитрие, сияет пред всеми небесными Ангелами и Архангелами, святыми человеками и грешными людьми, и нам на земле присно являемая, всех нас за веру Христову, Отечество и Царя до смерти стоять вдохновляемая, всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.

Житие Дмитрия Донского

Земной и духовный путь святого князя пролегал в истинной любви к Богу. Беспрекословная готовность сразиться за веру, Отечество и пострадать за Христа определила житие Дмитрия Донского.

На протяжении многих веков слывёт покровителем православной семьи, своим личным примером показав идеал христианского супружества.

Необыкновенное благочестие, по воле Господа, соединилось с даром правителя, который всю свою короткую жизнь посвятил объединению православной Родины и избавлению от нечестивых татар.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Появление на свет в столице 1350 года предопределённо свыше. В девятилетнем возрасте, лишившись отца, обретает духовную поддержку митрополита Москвы Алексия.

Избранник Божий с младенчества воспитывался в добродетели и чистоте, впитывая атмосферу христианской морали. Никогда больше великий правитель не отступит от постулатов православия.

Безграничное упование на Бога, строгие посты, молитвенные и духовные подвиги соединились с милосердием и благотворительностью, попечительством о своих подчинённых и русском народе.

Кто благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Современники чествовали благоверного князя как бесстрашного и мудрого полководца. Сокрушительные победы над Ордой подарили надежду на избавление от многолетнего ига.

Но святой Дмитрий Донской ни одно дело не начинал без напутствия Божия. И потому, отправляясь на решительный бой Куликовский, он берёт благословение у преподобного Сергия Радонежского. Старец увещевал сохранять мужество, уповать на Бога и тогда Господь дарует успех.

Подкреплённый поддержкой святого и его иноков воинов, князь обещает в честь победы над монголами выстроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы. В это же время происходит чудо. Обретение нетленных мощей Александра Невского, прадеда святого князя, явилось достоверным свидетельством помощи Божией.

В честь сокрушительного разгрома монголов истинного сына церкви нарекли Донским.

Почему Дмитрий Донской причислен к лику святых

До конца своих дней он сражался за Родину, канонизирован в 1988 году как защитник веры и Отечества. Положил начало избавлению земли православной от иноверцев.

1380 год праздник Рождества Богородицы — великое множество православных воинов полегло на Куликовом поле. Оплакивая павших ратников, великий князь ещё больше воспрял мыслью объединения Отчизны. К чему и стремился, невзирая на преграды и опасности, значительно расширив территорию Московского княжества.

Дальновидный и храбрый властитель заключил союз с суздальской княжной Евдокией, перетянув Великий Новгород под эгиду Москвы. В благочестивом единении родилось 12 детей. Своей христианской семьёй являл символ богобоязненного брака.

В историю народа взошёл как деятельный храмостроитель. Им была установлена Дмитриевская Родительская Суббота, как дань бойцам, не вернувшимся с поля.

Молитва Дмитрию Донскому

К молитвенной помощи святого князя обращаются во времена великих испытаний, сражений и невзгод.

В Великую Отечественную войну имя Дмитрия Донского и его великого прадеда Александра Невского призывалось в обращении к народу.

Акафист Дмитрию Донскому

В акафисте благоверному правителю вспоминаются все жизненные вехи. Родившись в тяжёлый для русского люда период, Дмитрий не только соединил православные земли, но и возродил духовное начало людей. Жертвовал собой ради спасительной жизни ближних.

Тропарь Дмитрию Донскому

Тропарь святому написан по подобию тропаря Димитрия Солунского, небесного покровителя князя.

Помолиться подвижнику стремятся не только воины, но и молодые супруги, которые желают создать набожную семью.

Храм Дмитрия Донского

В 2012 году в Москве возведена церковь во имя благоверного князя.

Его заложили на месте Ордынской дороги в Северном Бутово, где пролегал путь христианских воинов на Куликовскую битву.

Икона Дмитрия Донского в чем помогает

Московский князь всегда мечтал избавить Русь от пут безбожия и зла. Поэтому на иконе святого часто представляют с храмом в одной руке и мечом в другой. Встать, не раздумывая, на защиту Родины и Господь поможет. Окружённый церквями православными помогает разрешить государственные, политические и военные конфликты.

Особо помолиться душеспасительно для политиков, дипломатов, людей занимающих высокие посты. Будучи человеком высоким во всех смыслах Дмитрий Донской относился великодушно и милосердно к подданным.

День памяти Дмитрия Донского

Великий князь почил в 1389 году, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Тайн у Сергия Радонежского. День памяти совершают 1 июня.

Где похоронен Дмитрий Донской

Захоронен в усыпальнице Романовых, Архангельском соборе Кремля, в числе 54 монарших могил, рядом с отцом, дедом и прадедом.

Мощи Дмитрия Донского где находятся

Святые мощи великого праведника хранятся там же. В Оружейной палате представлены его доспехи.

Благоверный князь вырвал победу не только для освобождения, но для благочестия своего народа.

День памяти великого князя Димитрия Донского

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг (Автор: А. Немеровский)

Благоверный великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился (12) 20 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках — Александре Невском, Данииле Московском и других благоверных князьях, укрепился в ответственности за свое происхождение.

Девятилетним мальчиком, после смерти отца, Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Димитрий укрепил Москву, окружив Кремль стенами из белого камня взамен дубовых, сгоревших во время пожара, и поставил на стены пушки — новейшее оружие того времени. Москва смогла выдержать три осады огромного литовского войска. Димитрий посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига.

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в сентябре 1380 года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво.

Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов.

Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота). Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать — великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья, причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.

Князь Димитрий преставился ко Господу в 1389 году, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его канонизация совершилась в 1988 году. Русская Православная церковь чтит память святого Димитрия Донского 1 июня по новому стилю.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Димитрий Донской: житие святого, день памяти, молитва

Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Память 19 мая с.с.

Благоверный великий князь московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве будущего великого князя и Божия угодника, сына Иоанна Красного и княгини Александры, известно совсем немного. Воспитан был в благочестии, с наставлениями душеполезными. В житии его написано: «Аще к книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше». Он был еще юн, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, злонравных людей избегал. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия (память его 12 февраля по старому стилю, 25 февраля по новому), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.
В 1359 г. великий князь Иоанн Красный после 6 лет княжения преставился, в схиме, на тридцать третьем году жизни. Димитрию было тогда около 10 лет. Святитель Алексий, духовно поддерживавший первого среди русских князей, после смерти его фактически возглавил русские княжества. Святитель становится не только главой боярской думы, но и заменяет юному Димитрию отца.
С самого начала жизни великий князь Димитрий был приобщен к среде русского подвижничества, он учился терпению и мужеству. По смерти отца он не лишился великокняжеского титула, но Орда предпочитает малолетнему князю московскому суздальского Димитрия, мужа зрелого.
В условиях междоусобия не только среди русских князей, но и среди ордынских ханов юный Димитрий, с благословения святителя Алексия, предпринимает путешествие в Орду. Это было первое знакомство с притеснителями земли Русской. В 1362 г., после смены власти в Орде, новый хан прислал великокняжеский ярлык в Москву, а не в Суздаль. Тринадцатилетний Димитрий отправился во Владимир, где прошел древний обряд вокняжения. Это был первый ратный поход Димитрия, потому что суздальский князь не хотел уступать первенствующего своего положения среди русских князей. Первые победы великого князя Димитрия были над своими сородичами, и он проявил миролюбие по отношению к побежденным. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия.
Димитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии (память ее 17 мая по старому стилю, 30 мая по новому). В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.
В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.
Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский (память его 25 сентября по старому стилю, 8 октября по новому), из 12 детей Димитрия и Евдокии двое сыновей были крещены троицким игуменом.
В похвалу Димитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных», «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек».
В 70-е гг. включился великий князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года – Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного Сергия.
С сердечным умилением внимал великий князь пророческим словам преподобного Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Плакал князь от душевного волнения, просил у преподобного особого дара в благословение своему воинству. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.
Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «. Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная. » Много доблестных русских воинов полегло на поле брани – летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.
С именем св. Димитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей.
Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. При мощных силах великого князя двадцатишестилетняя бранная, тревожная жизнь должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за преподобным Сергием, который преподал ему необходимые христианские таинства.
19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда.
Праведный подвиг князя Димитрия, отдавшего «душу за друга своя» (Ин 15:13), не был забыт верующим народом. Особым знаком произволения Господня стало почитание его как избранника Божия, Уже вскоре после кончины св. Димитрия были написаны «Похвальное слово» и «Житие». Иконографические изображения его сохранились в Архангельском соборе и Грановитой палате.
Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. Канонизация состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6-9 июня 1988 г.
Память празднуется 19 мая в день преставления (1 июня по новому стилю) и 6 июля (19 июля по новому стилю) вместе с Собором Радонежских святых.

Читайте также:  Никита Печерский: житие святого, день памяти, молитва

Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому.

О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского

Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского.

«Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными и с младенческих лет возлюбил Бога». Любовь к Богу стала основной чертой князя. Родившись в 1350 году от князя Иоанна Красного и княгини Александры, он оказался под непосредственным влиянием святого Митрополита Алексия, который был близким другом и советником отца.

Когда же умер в 1359 году князь Иоанн, то святитель заменил юному Димитрию отца, воспитывая его совершенно в духе истинного познания Бога.

Святой Димитрий Донской, икона начала XXI века – изображение со страницы «Успенский собор» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Долгое время святитель поучал Димитрия любви к Богу, повиновению Его воле, обращению к Нему с горячей молитвой. «Ещё юн он был годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с доброжелательными всегда беседовал», – говорится в «Слове о житии…»

Действительно, святитель Алексий предвидел необходимость воспитания в нём мужества и духовной силы для самостоятельного решения государственных дел.

Памятные места, связанные с именем Дмитрия Донского.


Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому в Коломне.

Памятник-колонна Дмитрию Донскому установлен на Куликовом поле и увековечивает память героев Куликовской битвы.

Недалеко от Куликова Поля находится Святой источник – Прощенный колодец, где, по преданию, Дмитрий Донской омывал раны своих воинов и прощался с ними после Куликовской битвы.

Положение на Руси было тяжёлое, народ нуждался в умном правителе. Здесь святитель всегда служил для Димитрия личным примером, что укрепляло молодого князя. Всенощные бдения, душеспасительные чтения, беседы с подвижниками – всё это глубоко волновало душу.

Современник князя, Епифаний Премудрый, которого считают автором жития, писал о нём: «С Богом все творящий и за Него борющийся». Знал святой Димитрий, что в его руках находится власть от Бога творить суд, милость и правду. Ведь с самого начала жизни Великий князь был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в атмосфере, которую создавал вокруг себя Преподобный Сергий.

«Царским саном облеченный жил он по-ангельски, постился и сново вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных».

Так Епифаний описывает жизнь князя: «Землею Русскою управляя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой хотел он перед Богом предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».


Князь Димитрий Донской, художник И. Глазунов – изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Возмужавший князь стал сильнее ощущать необходимость освобождения Руси от монголов. Пламенная вера, искреннее чувство любви к Богу помогали ему на протяжении всей его жизни мужественно стоять за родную землю и сохранить «Божий Престол» в чистоте и неприкосновенности от чуждых и враждебных Церкви влияний.

«Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, Царя Русьския земли и собирателя христианского? Приидите, возлюбленные друзья церкви…достойно похвалить держателя земли Русьской», – пишет Епифаний Премудрый. «Держатель земли Русской» жил в Боге, и Господь не оставлял его. За свои 39 лет князь пронес в себе надежду на Его Божественный Промысл, скорбя по угнетенной Руси. Волжская Булгария, р.Вожа, Куликово поле – факты милосердной помощи Божией в непосильных сражениях князя с татарами. Внутриполитические дела, проблемы с Рязанским, Тверским, Литовским и Суздальскими княжествами помогали Димитрию решать угодники Божии: Преподобный Сергий, святитель Алексий, Феодор Симоновский. Так помогала князю его любовь ко Христу, что он воистину стал доброй почвой, принесшей плоды во сто крат (Притча о сеятеле, Мф.13, 18-23).

Но, как море не может вместиться в сосуд, так и любовь Христова не содержится в человеке, а изливается ко всем близким. Потому и Димитрий обладал необыкновенной любовью к людям, которая не замедлила проявиться в его семье, а затем и в широком смысле – изливаться на весь христианский народ.

В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак. Семейная жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством Святителя Алексия, позже – Феодора Симоновского.

В жизни святого благоверного князя был надёжный спутник, верный и любящий друг. «Ещё и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Также и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём божественного духа распалялись и слезами покаяния очищались».

Читайте также:  Силуан Афонский: житие святого, день памяти, молитва

Такие слова для описания совместной семейной жизни великокняжеской четы находит автор «Слова о житии…» Супруга князя, Евдокия Димитриевна, вела подвижническую семейную жизнь при жизни Димитрия (младшая дочь Нижегородского князя Дмитрия Константиновича), а после его смерти приняли постриг с именем Ефросинья, знаменуя остаток своей жизни аскетическими подвигами и чудесами. Она принадлежала к ученикам Преподобного Сергия.

У супругов было 12 детей, из них двое сыновей Димитрия Иоанновича и Евдокии Димитриевны были крещены Троицким Игуменом. Можно представить, какой мир и спокойствие царили в этой христианской семье. Сразу хочется вспомнить слова известного русского философа Владимира Соловьёва: «Смысл любви – действительно, всем нашим существом принять то безусловное значение за другим человеком, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе». Ведь христианский брак есть великое таинство, это подобие союза Христа с Церковью, которой нерасторжим. И как Господь предал Себя за Церковь на смерть, ради её спасения, так и в семье должно быть самопожертвование.

Духовное зерно было заложено в княжеском союзе, «малая церковь», связанная с «большой семьёй» – государством, служила наглядным примером единства.

Но единство было необходимо всему народу. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне», (Ин. 15,4) – сказал некогда Христос Своим ученикам. Внутренняя политика Дмитрия Донского была направлена на единодержавие. Только единство религиозно-нравственного начала, только «симфония властей» могли обеспечить жизнеспособность и безопасность российского государства.

К этому стремился святой Димитрий, как мудрый политик, любящий свой народ.

Брак с княжной Евдокией в Коломне в 1366 году укрепил союз с Суздалем. В период княжения Дмитрия шла борьба за укрепление и целостность государства.


Княгиня Евдокия Московская, художник И. Глазунов – изображение со страницы «Церковь Воскресения Словущего» книги «Храмы Соборной площади Коломны».

Продолжительная борьба с Литвой и Тверью (1368-1375 годы), конфликты с Рязанским князем (1371 год) закончились подписанием мира и признанием власти Москвы. В 1368 году, после разрушительного нашествия литовцев, был заключен союз с Новгородом и Псковом. Великий князь Дмитрий Иоаннович вошел в русскую историю как герой Куликовской битвы. Хан Мамай был недоволен политикой, проводимой Великим князем: размер выплачиваемой в Орду дани сократился, в Нижнем Новгороде была разгромлена татарская дружина и убит посол, но никто не был наказан за это. Мамай стал собирать силы, одновременно посылая на Русь небольшие отряды.

В 1377 году, воспользовавшись оплошностью русских воинов, татарский царевич Араб-шах почти полностью разгромил объединение московско-нижегородское войско. В 1378 году на Русь был послан ещё один отряд под предводительством Бегича. Сражение на реке Воже закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

В 1380 году Мамай с огромным войском выступил против Руси. Узнав об опасности, Дмитрий Иоаннович разослал по всем русским княжествам гонцов с указанием немедленно собирать войско и идти в Москву. Более ста пятидесяти тысяч русских воинов выступили из Москвы навстречу Мамаю. В грозный 1380 год на призыв Димитрия откликнулись практически все княжества, за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. Накануне отъезда Великий князь получил благословение настоятеля Троице-Сергиева монастыря, преподобного Сергия Радонежского.

«Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!» – звучала торжественная речь князя 21 сентября на Куликовом поле. По благословению Преподобного Сергия он заложил ещё в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, чтобы перед началом решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.

Церковь вдохновляла прихожан храмов проповедями, призывала к посту и молитве. И вот наступил решающий момент в жизни Великого князя. Тридцать лет его окружало влияние великих святых его времени. В такой атмосфере его дух приобрёл крепость и свободу. Он привык действовать с надеждой на единого Бога, – и теперь, имея Его своим помощником, он оказался в силах выступить против Орды. Под влиянием Церкви в его душе давно сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли.

Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся не только освободить свою родную землю, но и защитить веру. Когда в августе 1380 года на Девичьем поле у города Коломны к пришедшим из Москвы ратям присоединились полки двух литовских князей Димитрия и Андрея, князь с любовью и со слезами благодарности Богу принял собратьев во Христе и укрепился духом.

Открытие во Владимире мощей благоверного князя Александра Невского, явление по дороге в Коломну образа Святителя Николая, благословение Преподобного Сергия и обещание им высшей помощи Божией – все это вдохновило князя перед сражением. Он готов был сразиться за веру и пострадать за Христа.

«Отцы и братья мои, Господа ради сражайтесь и святых ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чём, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос – Бог и Спаситель душ наших», – говорил перед битвой святой Димитрий, обращаясь к братьям. После молитвы князя перед образом Нерукотворного Спаса, вышитым на стяге, с именем Пресвятой Троицы и Божией Матери на устах, с надеждой на заступничество Преподобного Сергия воины начали бой. Оба противоборствующих войска встретились 8 сентября 1380 года на поле Куликовом. В ходе битвы объединённое русское войско наголову разбило несметную рать Мамая.

Известен факт великого смирения князя, когда он надел великокняжеские доспехи на боярина Михаила Бренка, а сам ринулся в атаку, отражаясь порой удары нескольких воинов. Это ещё более вдохновило дружину. Битва представляла собой противостояние добра и зла. «От сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом Великом князе всея Руси», – повествует летописец.

В то время народ с плачем молился в храмах, Церковь земная призывала на помощь Церковь Небесную. И она не замедлила явиться своей непобедимой силой. Видели ангелов, помогающих христианам – во главе «трисолнечного» полка стоял архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними – святые воины: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел.

Враги обратились в бегство. Смертельная тишина воцарилась над полем. Среди огромного количества трупов раздавались стоны раненых и голоса ищущих бойцов. Князя долгое время не могли найти, но Господь сохранил святого. Многие уже не надеялись увидеть его, когда всего израненного, чуть живого, нашли Димитрия в роще под ветвями срубленной берёзки. Над полем истаивал последний свет праздничного дня.

В день Рождества Богородицы на головы православных воинов опустилось множество венцов. В те дни поредела дубрава, укрывавшая 21 сентября русский засадный полк, сыгравший решающую роль в сражении. Дровосеки и плотники подбирали деревья поровней, гробы свозились к месту братского захоронения. Со слезами братской любви и благодарности смотрел князь на тела умерших, принявших мученические венцы.

А в Троицком монастыре уже служились панихиды. Преподобный Сергий предвидел духовными очами исход битвы, называя имена погибших. Дорогой ценой досталась победа русских, но она положила начало избавлению, ослабив татаро-монгольское иго и укрепив мысль князя об объединении русских земель. Спустя два года, последовал ответный удар. В 1382 году хан Тохтамыш предпринял новый поход на русские земли. Хану удалось захватить Москву. Город был разграблен и сожжен. Другие русские города: Звенигород, Волок на Ламе, Можайск, Дмитров, Переяславль – также пострадали от набега. Поход Тохтамыша вернул Орде власть над русскими землями.

Но то была предсмертная агония. Главное, что народ осознал свою силу, которая лежит в уповании на Бога, в союзе княжеств, в симфонии властей.

Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.

В 1389 году Великий князь почувствовал приближение смерти.

Преподобный Сергий преподал князю Святые Таинства и был главным свидетелем духовного завещания. Детям Димитрий дал наказ чтить свою мать, боярам – товарищеское согласие иметь и доверять друг другу. 19 мая 1389 года святой благоверный князь преставился. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, деда, прадеда. На отпевании находился преподобный Сергий, князя оплакивала вся Русская земля. Рыдание московских жителей заглушало голоса певчих.

Через два года после преставления князя к его сыну, князю Василию Дмитриевичу, явились три знатных ордынца из ханской свиты – Бахтыхозя, Кыдырхозя и Маматхозя. Они сказали о своём желании служить московскому дому и принять Православие. Крестились прямо в Москве-реке на глазах у всех жителей столицы.

Осенью 1409 года войска Едигея подошли к стенам Москвы, но после трёхнедельной осады отступили. В то же время к Москве присоединились Муромское, Тарусское и Суздальско-Нижегородское княжество. Посеянные святым Димитрием семена давали богатые всходы.

Его подвиг необычайной верности идее политической свободы и государственного объединения был результатом его жизни во Христе. Как болезненное изнутри тело не может совладать с нападениями из внешней среды, так государство, не имеющее религиозного начала, не может противостоять нападкам со стороны недоброжелателей.

Святой благоверный князь Димитрий Донской был избранником Божиим, явившимся в самый тяжёлый период жизни для поднимающегося из развалин духовного сознания людей Православной Руси. Благодать Господня пребывала с ним всегда благодаря его любви к Богу и непрестанной надежде на Его милость. Князь сознавал себя слугой и верно служил, воплощая спасительную христианскую идею пожертвования собой ради блага и спасения ближних.

Так сквозь вехи далёких времён дошел до нас светлый образ благочестивого правителя, поборника Православия. Примером мудрости в управлении и смирения перед Жизнодавцем святой Димитрий стал среди сонма молитвенников Российских, вознося Господу прошения о всех чадах Церкви Христовой, дабы обратить сердца наши к тому, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь!» (Ин.14,6).

Великий Князь московский Димитрий Донской канонизирован и причислен к лику святых на Соборе русской православной церкви в 1988 году как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага и спасения ближних.

Месяца мая в 19-й день Святаго благовернаго великаго князя Московскаго Димитрия Донскаго.

Тропарь, глас 3: Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,/ даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2: Подвиги своими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ Давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим/ от всех навет вражиих.

Ссылка на основную публикацию