Артемий Веркольский: житие святого, день памяти, молитва

Святой Артемий Веркольский

Великий Господь посылает Своим детям чудеса исцелений и освобождений порой самым неожиданным образом. Порой чудный Бог не престает удивлять, посылая на землю избранных чудотворцев, которые умерли, будучи младенцами и отроками, и проявившими чудотворения после обретения их мощей.

Святой Артемий Веркольский — отрок, живший в начале 16 столетия, умерший совсем молодым, мощи которого после обретения обладают чудотворной силой.

Детство отрока

В 1532 году в крестьянской семье Косьмы и Аполлинарии, проживающей в селе Веркола Архангельской губернии, родился сын. В отличие от остальных детей, с самого рождения мальчик вел себя тихо. Родители и соседи отмечали его необычное послушание и скромность. Шумные веселые игры не привлекали малыша, он с наслаждением проводил время в храме и молитвах.

Смирение и терпение, главные благодетели, о которых молятся верующие годами, были дарованы мальчику с молоком матери. Избранник Божий отличался среди шумных сверстников:

  • незлобливостью;
  • кротостью;
  • умением прощать;
  • терпеливостью.

Современным родителям трудно представить, но этот ребенок много молился, он сознательно оберегал свою душу не только от дурных дел, но и греховных мыслей, никогда не огорчая отца и мать. Светлый душой юноша умел радоваться ласковому солнышку, стройным березкам, собирая в лесу во время короткого лета ягоды, помогая родителям.

Его завораживал запах скошенного сена, когда мужчины работали в поле, и пушистой земли после пахоты. Родители, видя послушание и рвение к работе сына, надеялись, что в старости у них будет надежный помощник, но Бог распорядился иначе.

Внезапная кончина

В это июльский день ничто не предвещало беду. Стоял погожий летний денек, отец с сыном пахали в поле. Артемий шел впереди, ведя лошадь, отец управлял боронами.

Юноша тихо читал молитвы, радуясь солнечному дню. В одно мгновение удивительная тишина накрыла землю, небо почернело от быстро набежавших темно-лиловых туч. Внезапно после яркого столба огня, молнии, сильный гром всколыхнул всю округу, ослепив и оглушив на какое-то мгновение работающих в поле людей.

Косьма только услышал слова сына: «Господи, помилуй», как тот замертво упал на только что вспаханную землю. В глубоком отчаянии отец принес юношу домой, трагическая весть быстро распространилась по округе. Жители понимали всю необычность происходящего, некоторые суеверные верующие утверждали, что умерший без покаяния отрок был тайным грешником, и ему не место на общем кладбище.

Трудно представить отчаяние родителей, только что потерявших любимого сына, которым священник сообщил отказ отпевать погибшего от молнии в церкви.

Косьма похоронил сына весьма необычным способом. Завернутое в бересту тело отрока отец на руках отнес в лес. Собрал хвою, соорудив последнее ложе для сына под огромной сосной, после прочтения молитвы положил тело, но не стал закапывать в землю, а плотно укрыл сосновыми ветками.

Следует знать! По законам церкви того времени он не мог поставить крест или оставить поминальную надпись. Сосновый холмик и оградка стали памятником праведному Артемию.

Чудо явления мощей

Прошло 32 года. Диакон местной церкви Николая Угодника селения Веркола увлеченно собирал грибы в лесу, вдруг взгляд отца Агафоника остановился на ярком столпе света, исходящего из земли.

Крестясь и молясь, диакон пошел к светящемуся месту и застыл в удивлении — перед ним на ложе из бересты лежал юноша в белом одеянии. Пораженный увиденным, отец Агафоник пал на колени в благоговении. В нетленном теле священнослужитель узнал Артемия, с которым часто проводил в детстве свободное время.

В памяти диакона мгновенно всплыли памятные события, связанные со смертью и погребением отрока. Во время молитвы священнослужителя окутали приятные запахи.

Артемий Веркольский, житие которого было коротким, но праведным, через 32 года вновь напомнил о себе односельчанам. Крестьяне просто перенесли найденное тело на церковную паперть, укрыли берестой и забыли, окунувшись в водоворот летних забот.

Милостивый Бог не случайно явил чудо нетленности тела праведного Артемия. В те годы Архангельскую губернию накрыла волна сильнейшей лихорадки. От высокой температуры люди, особенно дети, «сгорали» на глазах, не минула беда и Каллиника, крестьянина, который участвовал в перенесении тела отрока.

Не в силах видеть угасающего в горячке сына, Каллиник встал на колени с горячей молитвой к Богу. Внезапно его разум озарился видением образа Артемия. Крестьянин схватил сынишку и побежал с ним в церковь, где в дальнем притворе стоял гроб. После молитвы Каллиник кусочек бересты, на которой лежало тело праведника, привязал к нательному кресту сына, и жар мгновенно спал.

Чудесное исцеление малыша стало известным в селе и по всей округе, батюшки отслужили панихиду около праведного Артемия, после чего эпидемия стремительно пошла на убыль, а посмертные чудеса происходили все чаще.

Свидетельства чудесных исцелений в прежние времена

Неизвестная болезнь поразила крестьянина села Веркола Павла и привела к искривлению шеи полному закрытию глаз. После обращения к Господу и праведному Артемию страдалец был полностью восстановлен в теле. О чудесном освобождении он рассказал односельчанам. Объятые благоговением веркольцы перенесли мощи в новый гроб, который отныне хранился в специальном притворе.

В 1584 году мгновенное исцеление было даровано малышу, принесенному на руках матери, после чего чудеса начали происходить в каждом случае горячей молитвы у гроба праведного Артемия Веркольского, чудотворца, о чем заговорили в церквях по всей стране.

В скором времени было восстановление зрения у крестьян Андрея и Ирины и полное оздоровление желудка у Марии, прежде теряющей сознание от постоянных болей.

После перенесения святых мощей в новую раку, на старых досках Иоанном и Фомой было принято решение написать иконы. От их работы остались стружки и опилки, которые были собраны и раздавались нуждающимся в помощи.

Одна из икон в 1601 году была привезена Панкратием из Пинеги в Великий Устюг, даруя и там чудеса. После освидетельствования нетленности мощей митрополитом Макарием Новгородским в 1619 году было принято решение о перенесении их в церковь.

Посещение мощей праведника вернуло желание жить некогда слепому Илариону Артемьеву. Живя в Холмогорах, слепой решил покончить жить самоубийством через повешение, настолько он устал от жизни вечной темноте. Из рассказов селян страдалец слышал о чудесных исцелениях чудотворца Артемия, стал молиться ему, и однажды во сне произошла его встреча со святым.

Юноша в светящихся одеждах стоял перед Илларионом, говоря о том, что его молитва услышана, и Творец через Артемия дарует исцеление. Наутро Артемьев проснулся зрячим, пошел в Верколу, приложился к гробу праведника, и прилюдно засвидетельствовал о своем освобождении от власти тьмы.

В 1636 году назначенный воеводой Кевровского уезда Пашков проезжал через Верколу по пути следования к месту службы, ответил отказом на предложение священника посетить местную церковь. По приезду домой воевода застал сына Иеремию умирающим, и глубоко раскаялся в том, что не отслужил панихиду у гроба праведника, пообещал отправиться в веркольский храм на богомолье.

Как только мысль о богомолье поселилась в его голове, сын открыл глаза, сел и спросил, какая дорога ведет к праведному Артемию. В исполнение обета воевода с сыном прибыли в Верколу, отслужили молебен, взяв берестяной кусочек, привязал его к нательному крестику мальчика. Вскоре от болезни не осталось и следа.

В знак благодарности святому на средства воеводы Афанасия Пашкова был построен храм праведного Артемия на месте обретения нетленного тела чудотворца. К великому огорчению верующих церковь сгорела, и часть мощей была задета огнем.

Важно! Священником Лаврентием при поддержке прихожане было принято решение о возведении отдельной часовни, куда перенесли святые мощи, которые и дальше даровали людям чудеса исцеления.

Почитание и иконография

Слава о чудесах долетела до митрополита Новгородского Киприяна, по его повелению священники освидетельствовали нетленное тело, составили список явленных чудес исцеления. После этого церковь святого Николая Чудотворца в Верколе получила написанную службу Артемию Веркольскому.

Царь Алексей Михайлович в 1648 году распорядился перенести святые останки в посланную ним раку, основав на месте их обретения обитель. В 1793 здесь вырос Свято-Артемиево-Веркольский монастырь с храмом, освященным в честь праведного Артемия, в котором хранились мощи святого.

В 1918 году специальный отряд чекистов был послан, чтобы уничтожить гроб святого, но монахи опередили большевиков, надежно спрятав святые мощи, которые не найдены и сей день.

Трижды в году на престольный праздник на монастырское подворье собираются прихожане, чтобы почтить память святого Артемия. 6 июля во время службы вспоминается смерть праведника, 5 августа — день обретения его нетленного тела в лесу на бересте, а 30 ноября чтится, как дата перенесения мощей и основания монастыря.

После возведения обители появились первые иконы святого, на них отрок был одет в короткий белоснежный хитон, поверх которого была наброшена накидка — гиматия. Иконы 17 века изображают святого Артемия Веркольского во весь рост, правой рукой благословляющий людей, приходящих к нему с молитвами.

Ныне в России построено 17 храмов в честь праведного отрока.

В чем помогает святой Артемий

Несмотря на то, что святые мощи так и не были найдены, молитва, обращенная к праведному отроку, часто дает результат. К иконам праведника приходят с прошениями об исцелении:

  • от неизлечимых болезней;
  • слепоты и плохого зрения;
  • восстановления опорно-двигательного аппарата.

Родители просят о детях, дети молят о даровании здоровья отцу и матери. И праведник отвечает на искренние молитвы.

О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Современные случаи чудесных исцелений

В 2019 году исполнилось 475 лет с того дня, когда молнией был поражен отрок. К этой дате был составлен сборник, в котором описаны случаи исцелений, а их только в новом тысячелетии зафиксировано более пятидесяти, одним из удивительных можно назвать рассказ Светланы Гончаровой из Подмосковья.

Женщина, много лет страдавшая головными болями, не была воцерковленной и никогда не слышала об отроке, умершем в 16 веке и являющем и поныне чудеса исцеления.

В один из приступов, измучившись от боли, Светлана уснула и увидела во сне прекрасного молодого парня в белоснежных одеждах, он предложил ей попить воды, которую сам и налил из родника. Женщина выпила, а после пробуждения почувствовала себя удивительно легко, головные боли ушли навсегда. Обратившись за помощью к интернету, Света нашла икону Артемия Веркольского и узнала в нем ночного пришельца.

После этого, в знак благодарности за избавление от многолетней головной боли, женщина поехала в святую обитель и поблагодарила святого Артемия у его иконы.

Молитвы святому великомученику Артемию Антиохийскому

Людям свойственно обращаться к православным молитвам, прося у высших сил помощи в жизненных неурядицах. Например, если возникают проблемы со здоровьем. Известны святые, которых Господь наградил способностью исцелять болезни и возвращать доброе здравие. Именно такой силой обладают молитвы святому Артемию.

История Великомученика Артемия

Артемий Антиохийский жил в 4-ом столетии, то есть в этот период, когда гонения на христиан оказались особенно жестокими. Он выступал против императора Юлиана, обвиняя его в зверствах, за что был схвачен и подвергнут пыткам. Но вера в Господа помогла Великомученику Артемию долгое время держаться без воды и еды, выносить мучения и пытки. Видя, что святой от своей веры не отступится, Юлиан приказал его казнить: придавить тяжелым камнем и отрубить голову.

Незадолго до смерти святой предрек гибель императора в ближайшем будущем.

В чем помогают молитвы святому Великомученику Артемию?

После гибели тирана мощи страстотерпца Артемия перенесли в Константинополь. Они были погребены в храме, и позже он этот храм назвали в честь Артемия Антиохийского.

Считается, что молитвы Великомученику Артемию способствуют исцелению, а его мощи могут совершить настоящее чудо.

К молитвам св. Артемия следует обращаться в следующих случаях:

  • если есть угроза аппендицита;
  • если выявлена язва желудка или двенадцатиперстной кишки;
  • если человек страдает от грыжи;
  • если есть любые иные заболевания желудка или кишечника.

Молитва от болей в животе

О всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва от болезней желудка

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Молитва святому Артемию от грыжи

К этому святому принято обращаться при кишечных и желудочных болезнях, и особенно – при выявлении грыж. Пупочные, паховые и позвоночные грыжи являются серьезными и грозными заболеваниями, но молитва святому Великомученику Артемию от грыжи поможет с ними справиться.

Святый мучениче Артемие! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученика Артемия, глас 4

Истинною бо Христовою верою/ утверждься, страстотерпче,/ мучителя злочестива царя/ победил еси со идольским того возношением./ Тем от Царя Великаго, вечно царствующаго,/ пресветлым венцем победным одарен бысть,/ вся исцеляяй болящия и призывающий тя, Артемие великий,/ моли Христа Бога/ спасти души наша.

Кондак великомученика Артемия, глас 2

Благочестиваго и венценоснаго мученика,/ на враги победы вземшаго одоление,/ сошедшеся, достойно песньми восхвалим Артемия,/ превеликаго в мученицех,/ чудес же дателя пребогатаго,// молится бо Господу о всех нас.

Как молиться перед иконой Артемия Веркольского, чтобы исцелиться от тяжких болезней

Житие Артемия Веркольского

Христианская церковь чтить память и прославляет двух святых Артемиев. Великомученик Артемий Антиохийский был знатным римлянином и отважным воином. Образ святого помогает укрепить веру в Господа Бога и стать на путь праведный. Образ и мощи праведного отрока Артемия Веркольского, в свою очередь, исцеляют от болезней и защищают от бед. Несмотря на тот факт, что святые жили в разное время, их часто путают.

Читайте также:  Феодор Стратилат: житие святого, день памяти, молитва

Артемий Веркольский – прославившийся чудотворными исцелениями святой угодник Божий

В 1532 году в простой деревенской семье, жившей в небольшом поселке на берегу реки Пинега Верколе, появился на свет мальчик. Ребенка назвали Артемием. С самого раннего детства родители привили сыну любовь к Богу. Воспитывавшийся в христианских традициях юноша отличался кротостью и послушанием. Мальчик много времени проводил с отцом, помогая ему во всех житейских и церковных делах. В свободное от работы время он читал молитвы.

Одним летним днем 12-летний юноша отправился со своим отцом в поле. Внезапно небо затянули темные тучи, началась гроза с ливнем. Раздался сильный раскат грома, сверкнула молния. Мальчик замертво упал на землю. Местные жители посчитали случившееся наказанием и гневом Божиим. Безжизненное тело мальчика перенесли в лес, слегка присыпали землей и прикрыли ветками. Усопшего не предали земле, как того требуют православные каноны.

На протяжении 32 лет тело Артемия пролежало в лесу. В 1577 году священнослужитель по имени Агафоник заметил исходящий из леса яркий свет. Приблизившись к месту свечения, церковный служитель обнаружил останки погибшего от молнии юноши. Найденные мощи праведного отрока были перенесены в храм Божий. С того самого момента в поселке начали происходить чудеса и необъяснимые исцеления. По всему миру пошла слава о чудодейственных деяниях обретенных мощей.

В 1619 году Артемия Веркольского причислили к лику святых. Спустя 30 лет в родном поселке Верколе возвели монастырь в честь праведного отрока.

Видео «Молитвы к святому Артемию Веркольскому»

В этом видео вы можете прослушать молитвенные речи, обращенные к праведному отроку.

Описание и значение иконы Артемия Веркольского

Первые иконы с изображением праведного пророка были написаны на берестяных досках, которые покрывали гроб с мощами святого. Артемий изображен по пояс. Юноша облачен в скромную повседневную рубаху белого цвета. В его правой руке находится символ православного христианства – крест. В левой руке отрок держит развернутый манускрипт, на котором написаны слова акафиста.

На иконе праведный отрок изображен по пояс

В православной иконописи существуют образы праведного отрока с разнообразными задними планами. Часто Артемия Веркольского изображают на фоне монастыря. На других задних планах представлены сцены из жизни святого или чудесные деяния, произошедшие возле его мощей.

Возносить почести пред иконой Артемия Веркольского следует в день его памяти, который припадает на 6 июля. По словам священнослужителей, именно в этот день юношу забрал в небесные обители Господь Бог. Читать молитвы и благодарственные песнопения святому угоднику Божиему можно 5 августа. На этот день приходится праздник обретения мощей праведного отрока. А вот день памяти великомученика Артемия, который считается покровителем святого отрока, выпадает на 2 ноября.

В чем помогает чудотворный образ

Лик святого и его мощи обладают удивительной силой. Пред образом праведного Артемия молятся о крепком здравии и излечении от разных недугов, в том числе и опасных для жизни и здоровья человека.

Святой образ помогает в нижеперечисленных случаях:

  • при физическом и душевном недомоганиях;
  • при нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
  • при тяжелых и смертельно опасных патологиях;
  • при кожных заболеваниях;
  • при болезнях глаз, включая частичную или полную потерю зрения;
  • при сложности принятия решения;
  • при катаклизмах и безумствах природы, представляющих опасность для рода человеческого.

Мощи и образ святого угодника помогают исцелиться от разных недугов

Чудеса и исцеления святого лика

Мощам и образу Артемия Веркольского приписывают огромное количество чудотворных деяний и уникальных исцелений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Первое чудо произошло еще в 1584 году. Убогий человек по имени Павел страдал от тяжкого недуга: его лицо было обращено назад. Усугублялась ситуация тем, что калека был незрячим. Однажды Павел обратился с речами к святому Артемию, вопрошая его об исцелении. Божий угодник внял мольбам просящего и даровал ему полное исцеление.
  2. Верующая в Господа Бога и святых угодников женщина по имени Мария более 14 лет страдала от сильных болей в животе. Порой боль была настолько сильной, что она теряла сознание. После молитвенных обращений к Иисусу Христу и отроку Артемию больная выздоровела.
  3. Праведный христианин по имени Сергей страдал от дивной болезни, называемой «зеленой». Мужчина не мог есть хлеб, а его кожные покровы всегда были зеленоватого оттенка. Прослышав о чудесных делах иконы Артемия, он обратился с просьбой к святому угоднику. По завершении молитвы мужчина полностью исцелился от недуга.
  4. Некий Герасим Игнатьев из поселка Перемское рассказывал о собственном исцелении. Святой лик помог ему обрести подвижность и силу руки, которую он повредил возле моря.
  5. К образу святого Артемия приложилось одновременно трое: Калинник Иван с острой болью в животе, сестра его Матрона и подруга ее Иулитта, страдающие от заболеваний глаз. Удивительно, но образ святого даровал исцеление сразу всем троим.

Со слов священнослужителей Веркольского монастыря, икона и мощи праведного отрока Артемия помогают не только при болезнях физических, но и душевных.

Где находятся икона и мощи Артемия Веркольского

В далеком 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором распорядился построить монастырь на том самом месте, где были найдены останки праведного отрока. До 1918 года мощи и икона с ликом святого не покидали стены храма Божьего. Позже служители монастырской обители спрятали мощи и лик святого от большевиков. Монастырь был закрыт.

Спустя десятилетия возведенный в честь Артемия Веркольского монастырь возродили. В 1991 году на звонницу были подняты и восстановлены колокола. Долгие годы велись поиски святынь, но, к сожалению, закончились они безрезультатно. Сегодня в стенах Артемиево-Веркольского монастыря, который расположен в Архангельской области, находится святой лик праведного отрока и лишь небольшая часть его мощей.

Молитвы перед иконой Артемия Веркольского

Краткая молитва святому угоднику Божиему:

Молитвенная речь к чудотворцу Артемию об исцелении от недугов:

Молитвенное обращение к святому при кожных заболеваниях:

Молитва святому отроку Артемию от прыщей:

У праведного отрока Артемия Веркольского можно просить здравия и исцеления от болезней не только для себя, но также для родных и близких. Не забудьте по окончании молитвенной речи поблагодарить святого угодника Божиего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Праведный Арте ́ мий Веркольский , отрок

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Свя­той Ар­те­мий Вер­коль­ский ро­дил­ся в 1532 г. в се­ле Вер­ко­ле Двин­ско­го края, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Вос­пи­тан­ный в стра­хе Бо­жи­ем и хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, св. Ар­те­мий еще и в дет­стве от­ли­чал­ся кро­то­стью, по­слу­ша­ни­ем и тру­до­лю­би­ем. В воз­расте 12 лет, ра­бо­тая в по­ле, он был убит мол­нией. Суе­вер­ные од­но­сель­чане оста­ви­ли те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, неот­пе­тым и по­ло­жи­ли его ле­су, по­верх зем­ли, при­крыв хво­ро­стом и бе­ре­стой.

Так про­ле­жа­ло оно, все­ми за­бы­тое, 32 го­да. Но в 1577 г. мо­щи св. Ар­те­мия бы­ли чу­дес­но об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми бо­лез­ней. Так, во вре­мя рас­про­стра­нив­шей­ся в Двин­ском краю зло­ка­че­ствен­ной ли­хо­рад­ки вер­коль­ский се­ля­нин Кал­ли­ник, взяв с гро­ба св. Ар­те­мия бе­ре­сту, при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на, и тот по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Впо­след­ствии бы­ли на­пи­са­ны ико­ны пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок, на ко­то­рых их пи­са­ли, оста­ва­лись струж­ки. От них боль­ные так­же по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от сво­их неду­гов. На ме­сте об­ре­те­ния мо­щей св. от­ро­ка был ос­но­ван мо­на­стырь, где и по­ло­жи­ли его свя­тые мо­щи.

Богослужения

Молитвы

Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 2

Вы́шняго повеле́нием,/ тучено́сным облако́м не́бо помрачи́вшим,/ и мо́лниям блиста́ющим,/ гро́му же возшуме́вшу с преще́нием,/ испусти́л еси́ ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви,/ прему́дре Арте́мие,/ и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́ки всех,/ и́же ве́рою и любо́вию приходя́щим к тебе́,/ подая́ исцеле́ние все́м неотло́жно,/ и моля́ся Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.

Кондак праведному отроку Артемию Веркольскому, глас 8

Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.

Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».

Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому

Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва вторая праведному отроку Артемию Веркольскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Арте́мие, покрови́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем красу́ющияся, си́льный хода́таю о нас ко Го́споду, вели́кий благоде́телю и живу́щих зде и́ноков твоея́ оби́тели и всех с ве́рою и любо́вию притека́ющих к ра́це чудотво́рных моще́й твои́х! При́зри ми́лостивно на убо́гую моли́тву нас, гре́шных и непотре́бных рабо́в, и твои́м всемо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние грехо́в, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней супоста́та, и́щущаго нас погуби́ти. Да́руй бра́тству твоея́ оби́тели, от ста́рших до после́дних, смире́ние и кро́тость, любо́вь и послуша́ние вседу́шное, служе́ние и житие́ благогове́йное, свято́е и во всем ве́рное и благоду́шное исполне́ние и́ноческаго общежи́тия, да, рабо́тающе Го́сподеви непосты́дно и ду́хом горя́ще в непреста́нней моли́тве за благотвори́телей на́ших живы́х и усо́пших, яви́мся ве́рными раба́ми Го́спода, да Це́рковь Правосла́вная всея́ Росси́и, я́ко вертогра́д благонасажде́нный, цвете́т и плодотвори́т бога́то плода́ми ве́ры и благоче́стия! Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии, душе́внем спасе́нии и благопоспеше́нии во всем правосла́вный наро́д наш. Моли́ Го́спода о ми́лости и благода́тных щедро́тах Святе́йшему Патриа́рху на́шему (имярек) и Святе́йшему Сино́ду на́шему. Моли́ Го́спода, да хода́тайством и заступле́нием преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы все мы и зде ми́рное и богоуго́дное житие́ поживе́м и по ми́рней христиа́нстей кончи́не сподо́бимся в пресла́внем Ца́рствии ми́лости Царя́ Не́ба и земли́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, сла́вяще Его́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Иоанн Милостивый: житие святого, день памяти, молитва

Молитва третья праведному отроку Артемию Веркольскому

О, великосла́вный уго́дниче Бо́жий, о, вели́кий чудотво́рче, святы́й и пра́ведный Арте́мие, херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный, А́нгелов собесе́дниче, Небе́сный жи́телю! При́зри с высоты́ Небе́сныя све́тлым о́ком твои́м, и ниспосли́ нам лучи́ Бо́жия благода́ти. Свети́льниче Боговозжже́нный, твои́ми святы́ми моли́твами разжени́ мрак грехо́в на́ших, упроси́ у Отца́ све́тов свет благода́ти душа́м на́шим, всех правове́рных ско́рый быв помо́щник и засту́пник. Всяк бо, с ве́рою под кров защище́ния твоего́ моли́твенно притека́яй и заступле́ния Твоего́ у Го́спода прося́й, а́бие посо́бствуем быва́ет, Бо́жию же ми́лость обрета́ет и жела́ния се́рдца своего́ не лиша́ется, но про́сит благода́ти и прие́млет дар на по́льзу проше́ния. Ты еси, пра́ведный Арте́мие, вертогра́д Бо́гом насажде́нный, в не́мже цвет здравотво́рный, процвете́, е́же исцели́тися мно́гим от зе́льнаго трясави́чнаго неду́га. О, коль мно́зи твое́ю чуде́сною по́мощию слепи́и прозре́ша, глуси́и слух прия́ша, хроми́и возскочи́ша и ходя́ша, немощни́и де́йство рук прия́ша, безу́мнии воуми́шася, разсла́блении в жи́лах укрепи́шася, сля́ченнии испра́вишася и иму́щии вре́ды исцеле́ша! Еще́ же и скве́рнии де́мони моли́твою твое́ю отгна́шася, и ини́и неисце́льнии неду́зи разреши́шася. Та́ко, святы́й и пра́ведный Арте́мие, всем всегда ми́лостив явля́ешися. У́бо и о нас неисповеди́мую Бо́жию бла́гость умоли́, да оста́вит нам Госпо́дь до́лги на́ша, и да храни́т госуда́рство Росси́йское в ми́ре и благоде́нствии, в кре́пости и оби́лии, и ве́ру правосла́вную да укрепи́т, церко́вныя же раско́лы да утоли́т, и вся правосла́вныя христиа́ны да спасе́т. Мы же твою па́мять святу́ю от ро́да в род че́стно пра́здновати бу́дем, сла́вяще просла́вльшаго тя Христа́ Го́спода, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно, и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Житие праведного отрока Артемия Веркольского [1]

Свя­той пра­вед­ный Ар­те­мий, Вер­коль­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в 1532 го­ду в се­ле Вер­ко­ле, в Двин­ском краю, по ре­ке Пи­не­ге, вер­сты на две вверх по те­че­нию от Кев­ро­лы [2] . Ро­ди­те­ли его, – отец Кос­ма, по про­зви­щу Ма­лый, и мать Апол­ли­на­рия – бы­ли кре­стьяне то­го се­ла. Они вос­пи­та­ли сы­на сво­е­го в стра­хе Бо­жи­ем и бла­го­че­стии хри­сти­ан­ском. С пя­ти лет уже он на­чал чуж­дать­ся свой­ствен­ных де­тям при­вы­чек, не лю­бил дет­ских игр, был тих, кро­ток, бо­го­бо­яз­лив, по­слу­шен к ро­ди­те­лям, при­леж­но по­мо­гал сво­е­му от­цу в его кре­стьян­ских ра­бо­тах, сколь­ко мог по сво­е­му воз­рас­ту.

Од­на­жды, бу­дучи 12 лет, он ра­бо­тал с от­цом сво­им в по­ле, бо­ро­нил зем­лю. Неожи­дан­но на­дви­ну­лась гроз­ная ту­ча, ста­ло тем­но как но­чью, под­ня­лась бу­ря с лив­нем, над го­ло­вой ис­пу­ган­но­го Ар­те­мия раз­ра­зил­ся страш­ный удар гро­ма – и бла­жен­ный от­рок пал мерт­вый [3] .

Так ми­ло­серд­ный и пре­муд­рый Гос­подь Бог бла­го­во­лил вос­при­ять в Свои небес­ные оби­те­ли ду­шу пра­вед­но­го ра­ба Сво­е­го.

Од­но­сель­чане Ар­те­мия не по­ня­ли, по сво­е­му нера­зу­мию, се­го по­се­ще­ния Бо­жия и со­чли, по суе­ве­рию, неожи­дан­ную кон­чи­ну бла­жен­но­го от­ро­ка пра­вед­ным су­дом Бо­жи­им, на­ка­зу­ю­щим Ар­те­мия за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи его. Те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, оста­лось не от­пе­тым и не по­гре­бен­ным; его по­ло­жи­ли на пу­стом ме­сте в сос­но­вом ле­су, по­верх зем­ли, при­кры­ли хво­ро­стом и бе­ре­стою и ого­ро­ди­ли де­ре­вян­ной из­го­ро­дью. Так про­ле­жа­ло оно 32 го­да, все­ми за­бы­тое.

Од­на­жды ле­том Ага­фо­ник, дья­чок церк­ви Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Вер­ко­ле, хо­дил по то­му ле­су, со­би­рая гри­бы, уви­дел свет над ме­стом, где по­ко­ил­ся бла­жен­ный от­рок, по­до­шел и об­рел его нетлен­ное те­ло. Он тот­час по­ве­дал о том вер­коль­ским кре­стья­нам. Но те, по нера­зу­мию сво­е­му, взя­ли про­сто те­ло Ар­те­мия, безо вся­ких по­че­стей при­вез­ли его к сво­ей при­ход­ской церк­ви и по­ло­жи­ли на па­пер­ти, при­крыв гроб бе­ре­стою, по­кры­вав­шей в ле­су пра­вед­но­го от­ро­ка [4] .

Но Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го в стране Кев­роль­ской: от мо­щей его на­ча­ли ис­то­чать­ся неоскуд­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим. В том го­ду, по­пуще­ни­ем Бо­жи­им, в Двин­ском краю рас­про­стра­ни­лась зло­ка­че­ствен­ная ли­хо­рад­ка. Мно­гие уми­ра­ли от этой тяж­кой бо­лез­ни, осо­бен­но жен­щи­ны и де­ти. За­бо­лел неду­гом этим и сын Вер­коль­ско­го се­ля­ни­на Кал­ли­ни­ка. В силь­ной скор­би Кал­ли­ник мо­лил­ся об ис­це­ле­нии сы­на, по­том по­шел в цер­ковь, при­ло­жил­ся ко гро­бу пра­вед­но­го Ар­те­мия и, взяв бе­ре­сты, по­кры­вав­шей нетлен­ные мо­щи его, с ве­рою при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на. Боль­ной вы­здо­ро­вел. Об­ра­до­ван­ный Кал­ли­ник рас­ска­зал о том всем сво­им од­но­сель­ча­нам, ко­то­рые с ра­до­стью со­бра­лись в церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и на­ча­ли петь мо­леб­ны и тво­рить па­мять по пра­вед­ном от­ро­ке Ар­те­мии. И уми­ло­сер­дил­ся Гос­подь над ра­ба­ми Сво­и­ми: ли­хо­рад­ка в той стране ско­ро пре­кра­ти­лась.

С то­го вре­ме­ни чу­де­са свя­то­го Ар­те­мия ста­ли умно­жать­ся. У неко­е­го че­ло­ве­ка, по име­ни Пав­ла, от тяж­ко­го неду­га, так скри­ви­ло шею, что го­ло­ва по­вер­ну­лась ли­цом на­зад и гла­за за­кры­лись. В та­кой бе­де Па­вел об­ра­тил­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию, – и го­ло­ва боль­но­го вы­пря­ми­лась, гла­за от­кры­лись. Ис­це­лен­ный по­спе­шил рас­ска­зать всем в сво­ем се­ле о слу­чив­шем­ся. По­сле то­го при церк­ви Св. Ни­ко­лая вер­коль­цы устро­и­ли осо­бый при­дел, ку­да пе­ре­нес­ли из па­пер­ти мо­щи Ар­те­мия, по­ло­жив их в но­вый гроб. Это бы­ло в 1584 го­ду.

Ко­гда при­нес­ли в при­дел мо­щи бла­жен­но­го от­ро­ка, при­шла ту­да жен­щи­на с рас­слаб­лен­ным мла­ден­цем, по­про­си­ла от­слу­жить мо­ле­бен, при­ло­жи­ла сво­е­го от­ро­ка ко гро­бу Ар­те­мия, – и боль­ная ру­ка от­ро­ка ис­це­ле­ла. Око­ло то­го же вре­ме­ни один кре­стья­нин Ан­дрей и кре­стьян­ка Ири­на, стра­дав­шие гла­за­ми, по­лу­чи­ли здра­вие и яс­ное зре­ние от при­кос­но­ве­ния к свя­щен­ной ра­ке но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. Од­на жен­щи­на, по име­ни Ма­рия, стра­дав­шая со­рок лет бо­лез­нью же­луд­ка, столь тяж­кою, что она от чрез­мер­ных стра­да­ний ча­сто об­ми­ра­ла ча­са на два или на три, услы­хав о чу­де­сах, ис­те­кав­ших от мо­щей Ар­те­мия, об­ра­ти­лась к нему с мо­лит­вой и по­лу­чи­ла ско­рое ис­це­ле­ние.

Ви­дя умно­жа­ю­щи­е­ся от мо­щей ис­це­ле­ния, два свя­щен­ни­ка, Иоанн и Фо­ма, ве­ле­ли на­пи­сать на дос­ках ста­рой гроб­ни­цы несколь­ко икон пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок тех оста­лись струж­ки. Иерей Иоанн тща­тель­но со­брал эти струж­ки и по­ло­жил на хра­не­ние при церк­ви. Бла­го­че­сти­вые чти­те­ли пра­вед­но­го Ар­те­мия, с ве­рою брав­шие те струж­ки, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их неду­гов.

Один че­ло­век с Пи­не­ги, по име­ни Пан­кра­тий, быв­ший про­ез­дом в Вер­ко­ле, в 1601 г. при­вез в Ве­ли­кий Устюг од­ну из та­ко­вых икон Ар­те­мия, и от то­го об­ра­за мно­гие по­лу­чи­ли то­гда ис­це­ле­ние.

В 1619-м го­ду Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий сви­де­тель­ство­вал мо­щи пра­вед­ни­ка и бла­го­сло­вил пе­ре­не­сти их в са­мый храм в день па­мя­ти Свя­ти­те­ля и Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, 6-го де­каб­ря [5] . Несколь­ко вре­ме­ни спу­стя, при­шел в Вер­ко­лу Ила­ри­он Ар­те­ми­ев, жи­тель го­ро­да Хол­мо­гор, и по­ве­дал, что он дол­го был бо­лен гла­за­ми, ни­че­го не ви­дел и же­сто­ко стра­дал, так что пы­тал­ся в от­ча­я­нии уда­вить­ся, и толь­ко по­до­спев­шие со­се­ди по­ме­ша­ли это­му. Про­слы­шав о чу­де­сах, ис­те­ка­ю­щих от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия, он об­ра­тил­ся к нему с усерд­ною мо­лит­вою о сво­ем ис­це­ле­нии.

«В тот же час, – рас­ска­зы­вал ис­це­лен­ный, – я про­зрел, и уви­дел в ви­де­нии свя­то­го Ар­те­мия в бе­лых ри­зах с неболь­шим по­сош­ком в ле­вой ру­ке и со кре­стом – в пра­вой. Он осе­нил ме­ня кре­стом и ска­зал:

– Че­ло­ве­че! что ты стра­да­ешь? Вос­стань: Хри­стос чрез ме­ня, ра­ба Сво­е­го, ис­це­ля­ет те­бя. Иди в Вер­ко­лу, при­ло­жись ко гро­бу мо­е­му и по­ве­дай о сем свя­щен­ни­ку и всем кре­стья­нам.

При сих сло­вах, пра­вед­ный от­рок, взяв ме­ня за ру­ку, как бы по­нуж­дал к это­му и по­том стал неви­дим. Я же, про­бу­див­шись, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел. И вот я при­шел сю­да по­кло­нить­ся свя­тым мо­щам его».

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло чу­до с од­ним кре­стья­ни­ном из се­ла Ки­во­ку­рья, Устюж­ско­го уез­да, Пат­ри­ки­ем Иг­на­тье­вым. Он с дет­ства тяж­ко стра­дал от гры­жи. Услы­хав о чу­де­сах пра­вед­но­го Ар­те­мия, он с ве­рою по­мо­лил­ся ему, по­ло­жил обет при­ло­жить­ся к его гро­бу и вы­здо­ро­вел, но по­том за­был о дан­ном им обе­те. Спу­стя несколь­ко лет он сно­ва по­чув­ство­вал при­сту­пы гры­жи, ко­то­рая ста­ла его му­чить еще силь­нее преж­не­го. Пат­ри­кий об­ра­тил­ся опять с мо­лит­вою к пра­вед­но­му Ар­те­мию и вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те. Мо­лит­ва бо­ля­ще­го бы­ла услы­ша­на, но Пат­ри­кий опять за­был о дан­ном им обе­те. То­гда на­па­ла на него тос­ка и непро­ни­ца­е­мая тьма по­кры­ла его гла­за. Несчаст­ный опять вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те, горь­ко рас­ка­ял­ся и обе­щал неот­лож­но ис­пол­нить долг свой. Пра­вед­ный Ар­те­мий сно­ва из­ба­вил Пат­ри­кия от неду­га, и ис­це­лен­ный с ра­до­стью по­спе­шил в Вер­ко­лу ко гро­бу Ар­те­мия, за­ка­зал от­слу­жить мо­ле­бен ему, со сле­за­ми об­ло­бы­зал мно­го­це­леб­ный гроб его и ис­по­ве­дал пред все­ми о про­ис­шед­шем чу­де и сво­ем гре­хов­ном за­бве­нии.

В 1636 го­ду в мар­те ме­ся­це ехал в Кев­ро­лу и на Ме­зень на­зна­чен­ный ту­да во­е­во­дою Афа­на­сий Паш­ков. По до­ро­ге он оста­но­вил­ся в Вер­ко­ле, но у ра­ки мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия не был и бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на ему не слу­жил. В Кев­ро­ле сын его, от­рок Иере­мия, тяж­ко за­бо­лел ли­хо­рад­кою и го­то­вил­ся уже к смер­ти. То­гда отец вспом­нил, что не от­слу­жил мо­леб­на пра­вед­но­му Ар­те­мию, и дал обет от­пра­вить­ся на бо­го­мо­лье в Вер­ко­лу. И вот вне­зап­но ле­жав­ший в тя­же­лом за­бы­тьи сын Паш­ко­ва сам под­нял­ся с по­сте­ли и, дер­жась за окон­це, стал спра­ши­вать сво­е­го от­ца, ка­ким пу­тем ехать им к пра­вед­но­му Ар­те­мию. Ди­вясь то­му, отец при­вез сы­на в Вер­ко­лу. Здесь от­слу­жи­ли по обе­ту мо­ле­бен, взя­ли бе­ре­сты с гро­ба чЧудотворца, чтобы боль­ной но­сил ее на гру­ди вме­сте с кре­стом, и от­рок вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный отец со­здал в Вер­ко­ле, на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей Ар­те­мия, храм в честь со­имен­но­го пра­вед­но­му от­ро­ку му­че­ни­ка Ар­те­мия.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, храм в Вер­ко­ле сго­рел, – об­го­ре­ли и мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия. Мест­ный свя­щен­ник Лав­рен­тий и при­хо­жане Вер­коль­ско­го се­ла для ограж­де­ния мо­щей Ар­те­мия от та­ких несчаст­ных слу­ча­ев устро­и­ли над ни­ми осо­бую ча­сов­ню, по­ло­жи­ли их в но­вую ра­ку и по­кры­ли но­вым по­кро­вом.

По­сле то­го от гро­ба чу­до­твор­ца ста­ли ис­те­кать но­вые чу­до­тво­ре­ния. Так, неко­е­го Си­мео­на Ка­за­ри­но­ва пра­вед­ный Ар­те­мий спас от по­топ­ле­ния. По­сле Ильи­на дня он плыл на судне вме­сте с сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну из Ман­га­зеи [6] в Ар­хан­гельск. Вдруг на­сту­пи­ла же­сто­кая бу­ря, и суд­ну ста­ло угро­жать ско­рое кру­ше­ние. Плыв­шие при­шли в ужас и от­ча­я­ние. Не ви­дя се­бе ни­от­ку­да ни­ка­кой на­деж­ды на спа­се­ние, они ста­ли го­то­вить­ся к смер­ти и в ожи­да­нии ее про­щать­ся друг с дру­гом. По­том они опом­ни­лись и ста­ли со сле­за­ми мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию о сво­ем спа­се­нии, обе­ща­ясь от­слу­жить бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен угод­ни­ку Бо­жию. И по мо­лит­ве их мо­ре утих­ло, и уто­пав­шие из­бег­ли неми­ну­е­мой по­ги­бе­ли.

Сла­ва ис­це­ле­ний от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ки­при­ан по­слал сно­ва осви­де­тель­ство­вать его нетлен­ные мо­щи, сво­ей под­пи­сью под­твер­дил до­став­лен­ную ему рос­пись ис­це­ле­ний и при­слал в цер­ковь се­ла Вер­ко­лы вновь со­став­лен­ную служ­бу чу­до­твор­цу.

В 1648 го­ду в Кев­ро­лу бы­ла при­сла­на гра­мо­та ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча на имя та­мош­не­го во­е­во­ды Анич­ко­ва: по­ве­ле­но бы­ло по­ло­жить мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия в но­вую ра­ку и доз­во­ле­но по­стро­ить мо­на­стырь на том ме­сте, где бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, ко­то­рые, со­глас­но цар­ской гра­мо­те, и бы­ли на сле­ду­ю­щий год пе­ре­не­се­ны ту­да и по­ло­же­ны в по­стро­ен­ной еще во­е­во­дой Паш­ко­вым церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ар­те­мия. При сем от свя­тых мо­щей ис­те­ка­ли мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою при­те­кав­шим к ним. Со­брав­ший­ся во мно­же­стве на­род воз­нес теп­лые мо­ле­ния Хри­сту Бо­гу и Его свя­то­му угод­ни­ку пра­вед­но­му Ар­те­мию, Вер­коль­ско­му чу­до­твор­цу, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­жию, в нем яв­лен­ную на уте­ше­ние всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. Впо­след­ствии мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия по слу­чаю по­жа­ров три­жды вы­но­си­ли из хра­ма оби­те­ли, по­ка, на­ко­нец, не был по­стро­ен в 1793 го­ду в мо­на­сты­ре ка­мен­ный храм, освя­щен­ный в честь пра­вед­но­го Ар­те­мия, в ко­то­ром мо­щи его и бы­ли по­ло­же­ны [7] .

При­ме­ча­ния

[1] Со­став­ле­но по раз­ным спис­кам древ­не­го жи­тия.

[2] Пи­не­га – ре­ка Во­ло­год­ской и Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, Соль­вы­че­год­ско­го и Пи­неж­ско­го уез­дов, пра­вый (су­до­ход­ный) при­ток Се­вер­ной Дви­ны. Кев­ро­ла, или Кев­роль – глав­ное се­ле­ние во­ло­сти, по­лу­чив­шей от нее свое имя, те­перь – се­ло Вос­кре­сен­ское, от­ку­да впо­след­ствии уезд­ное управ­ле­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но в по­гост Во­лок-Пи­неж­ский, пе­ре­име­но­ван­ный по­том в го­род Пи­не­гу.

Читайте также:  Иоасаф Белгородский: житие святого, день памяти, молитва

[3] Кон­чи­на прав. Ар­те­мия по­сле­до­ва­ла 23 июня 1545 го­да.

[4] Мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия бы­ли об­ре­те­ны в 1577 го­ду.

[5] Ма­ка­рий был мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским с 1619 по 1626 год. По его же бла­го­сло­ве­нию и рас­по­ря­же­нию со­став­ле­но бы­ло жи­тие Ар­те­мия с ска­за­ни­ем о по­смерт­ных чу­де­сах его, ко­то­рые с 1605 г. за­пи­сы­ва­лись со слов са­мих ис­це­лен­ных.

[6] Ман­га­зея – уро­чи­ще Ени­сей­ской гу­бер­нии в Ту­ру­хан­ском крае, на пра­вом бе­ре­гу р. Та­за, где ныне сто­ит ча­сов­ня св. му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. Ман­га­зея – пер­вый рус­ский го­род в Во­сточ­ной Си­би­ри, ос­но­ван в 1601 го­ду, но через 60 лет со­вер­шен­но за­пу­стел; те­перь от него со­хра­ни­лись лишь од­ни сле­ды.

[7] Па­мять пра­вед­но­го Ар­те­мия, Вер­коль­ско­го чу­до­твор­ца, со­вер­ша­ет­ся 23 июня и 20 ок­тяб­ря. В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 20 ок­тяб­ря зна­чит­ся: «иже со от­цом сво­им Козь­мою зем­ле­дель­цем из­шед на по­ле, ум­ре от гро­ма ве­ли­ка, млад от­рок 12 лет, в ру­баш­ке, в ру­ке ло­за, ко­ле­ни го­лы». – В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи св. Ар­те­мия по­чи­ва­ют под спу­дом в упразд­нен­ном Вер­коль­ском мо­на­сты­ре.

Молитвы

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского

Вышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцатый.

С вятый праведный Артемій, Веркольскій чудотворецъ, родился въ 1532 году въ селѣ Верколѣ, въ Двинскомъ краю, по рѣкѣ Пинегѣ, версты на двѣ вверхъ по теченію отъ Кевролы [2]. Родители его, — отецъ Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинарія — были крестьяне того села. Они воспитали сына своего въ страхѣ Божіемъ и благочестіи христіанскомъ. Съ пяти лѣтъ уже онъ началъ чуждаться свойственныхъ дѣтямъ привычекъ, не любилъ дѣтскихъ игръ, былъ тихъ, кротокъ, богобоязливъ, послушенъ къ родителямъ, прилежно помогалъ своему отцу въ его крестьянскихъ работахъ, сколько могъ по своему возрасту.

Т акъ милосердный и премудрый Господь Богъ благоволилъ воспріять въ Свои небесныя обители душу праведнаго раба Своего.

О дносельчане Артемія не поняли, по своему неразумію, сего посѣщенія Божія и сочли, по суевѣрію, неожиданную кончину блаженнаго отрока праведнымъ судомъ Божіимъ, наказующимъ Артемія за какіе-либо тайные грѣхи его. Тѣло блаженнаго Артемія, какъ умершаго отъ внезапной смерти, осталось неотпѣтымъ и непогребеннымъ; его положили на пустомъ мѣстѣ въ сосновомъ лѣсу, поверхъ земли, прикрыли хворостомъ и берестою и огородили деревянной изгородью. Такъ пролежало оно 32 года, всѣми забытое.

Н о Господь благоволилъ прославить угодника Своего въ странѣ Кеврольской: отъ мощей его начали источаться неоскудныя исцѣленія болящимъ. Въ томъ году, попущеніемъ Божіимъ, въ Двинскомъ краю распространилась злокачественная лихорадка. Многіе умирали отъ этой тяжкой болѣзни, особенно женщины и дѣти. Заболѣлъ недугомъ этимъ и сынъ Веркольскаго селянина Каллиника. Въ сильной скорби Каллиникъ молился объ исцѣленіи сына, потомъ пошелъ въ церковь, приложился ко гробу праведнаго Артемія и, взявъ бересты, покрывавшей нетлѣнныя мощи его, съ вѣрою привѣсилъ ее къ кресту на груди умиравшаго сына. Больной выздоровѣлъ. Обрадованный Каллиникъ разсказалъ о томъ всѣмъ своимъ односельчанамъ, которые съ радостію собрались въ церкви святителя Николая и начали пѣть молебны и творить память по праведномъ отрокѣ Артеміи. И умилосердился Господь надъ рабами Своими: лихорадка въ той странѣ скоро прекратилась.

С ъ того времени чудеса святаго Артемія стали умножаться. У нѣкоего человѣка, по имени Павла, отъ тяжкаго недуга, такъ скривило шею, что голова повернулась лицомъ назадъ и глаза закрылись. Въ такой бѣдѣ Павелъ обратился съ горячею молитвою къ Богу и праведному Артемію, — и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцѣленный поспѣшилъ разсказать всѣмъ въ своемъ селѣ о случившемся. Послѣ того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придѣлъ, куда перенесли изъ паперти мощи Артемія, положивъ ихъ въ новый гробъ. Это было въ 1584 году.

К огда принесли въ придѣлъ мощи блаженнаго отрока, пришла туда женщина съ разслабленнымъ младенцемъ, попросила отслужить молебенъ, приложила своего отрока ко гробу Артемія, — и больная рука отрока исцѣлѣла. Около того же времени одинъ крестьянинъ Андрей и крестьянка Ирина, страдавшіе глазами, получили здравіе и ясное зрѣніе отъ прикосновенія къ священной ракѣ новоявленнаго чудотворца. Одна женщина, по имени Марія, страдавшая сорокъ лѣтъ болѣзнію желудка, столь тяжкою, что она отъ чрезмѣрныхъ страданій часто обмирала часа на два, или на три, услыхавъ о чудесахъ, истекавшихъ отъ мощей Артемія, обратилась къ нему съ молитвой и получила скорое исцѣленіе.

В идя умножающіяся отъ мощей исцѣленія, два священника, Іоаннъ и Ѳома, велѣли написать на доскахъ старой гробницы нѣсколько иконъ праведнаго Артемія. Отъ досокъ тѣхъ остались стружки. Іерей Іоаннъ тщательно собралъ эти стружки и положилъ на храненіе при церкви. Благочестивые чтители праведнаго Артемія, съ вѣрою бравшіе тѣ стружки, получали исцѣленіе отъ своихъ недуговъ.

О динъ человѣкъ съ Пинеги, по имени Панкратій, бывшій проѣздомъ въ Верколѣ, въ 1601 г. привезъ въ Великій Устюгъ одну изъ таковыхъ иконъ Артемія, и отъ того образа многіе получили тогда исцѣленіе.

В ъ 1619-мъ году Новгородскій митрополитъ Макарій свидѣтельствовалъ мощи праведника и благословилъ перенести ихъ въ самый храмъ въ день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря [6]. Нѣколько времени спустя, пришелъ въ Верколу Иларіонъ Артеміевъ, житель города Холмогоръ, и повѣдалъ, что онъ долго былъ боленъ глазами, ничего не видѣлъ и жестоко страдалъ, такъ что пытался въ отчаяніи удавиться, и только подоспѣвшіе сосѣди помѣшали этому. Прослышавъ о чудесахъ, истекающихъ отъ мощей праведнаго Артемія, онъ обратился къ нему съ усердною молитвою о своемъ исцѣленіи.

« В ъ тотъ же часъ, — разсказывалъ исцѣленный, — я прозрѣлъ, и увидѣлъ въ видѣніи святаго Артемія въ бѣлыхъ ризахъ съ небольшимъ посошкомъ въ лѣвой рукѣ и со крестомъ — въ правой. Онъ осѣнилъ меня крестомъ и сказалъ:

— « Ч еловѣче! Что ты страдаешь? Возстань: Христосъ, чрезъ меня, раба Своего, исцѣляетъ тебя. Иди въ Верколу, приложись ко гробу моему и повѣдай о семъ священнику и всѣмъ крестьянамъ».

« П ри сихъ словахъ, праведный отрокъ, взявъ меня за руку, какъ бы понуждалъ къ этому и потомъ сталъ невидимъ. Я же, пробудившись почувствовалъ себя совершенно здоровымъ, какъ будто никогда и не болѣлъ. И вотъ я пришелъ сюда поклониться святымъ мощамъ его».

О собенно замѣчательно было чудо съ однимъ крестьяниномъ изъ села Кивокурья, Устюжскаго уѣзда, Патрикіемъ Игнатьевымъ. Онъ съ дѣтства тяжко страдалъ отъ грыжи. Услыхавъ о чудесахъ праведнаго Артемія, онъ съ вѣрою помолился ему, положилъ обѣтъ приложиться къ его гробу и выздоровѣлъ, но потомъ забылъ о данномъ имъ обѣтѣ. Спустя нѣсколько лѣтъ, онъ снова почувствовалъ приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнѣе прежняго. Патрикій обратился опять съ молитвою къ праведному Артемію и вспомнилъ о своемъ неисполненномъ обѣтѣ. Молитва болящаго была услышана, но Патрикій опять забылъ о данномъ имъ обѣтѣ. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнилъ о своемъ неисполненномъ обѣтѣ, горько раскаялся и обѣщалъ неотложно исполнить долгъ свой. Праведный Артемій снова избавилъ Патрикія отъ недуга, и исцѣленный съ радостію поспѣшилъ въ Верколу ко гробу Артемія, заказалъ отслужить молебенъ ему, со слезами облобызалъ многоцѣлебный гробъ его и исповѣдалъ предъ всѣми о происшедшемъ чудѣ и своемъ грѣховномъ забвеніи.

В ъ 1636 году въ мартѣ мѣсяцѣ ѣхалъ въ Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Аѳанасій Пашковъ. По дорогѣ онъ остановился въ Верколѣ, но у раки мощей праведнаго Артемія не былъ и благодарственнаго молебна ему не служилъ. Въ Кевролѣ сынъ его, отрокъ Іеремія, тяжко заболѣлъ лихорадкою и готовился уже къ смерти. Тогда отецъ вспомнилъ, что не отслужилъ молебна праведному Артемію, и далъ обѣтъ отправиться на богомолье въ Верколу. И вотъ внезапно лежавшій въ тяжеломъ забытьи сынъ Пашкова самъ поднялся съ постели и, держась за оконце, сталъ спрашивать своего отца, какимъ путемъ ѣхать имъ къ праведному Артемію. Дивясь тому, отецъ привезъ сына въ Верколу. Здѣсь отслужили по обѣту молебенъ, взяли бересты съ гроба Чудотворца, чтобы больной носилъ ее на груди вмѣстѣ съ крестомъ, и отрокъ выздоровѣлъ. Благодарный отецъ создалъ въ Верколѣ, на мѣстѣ обрѣтенія мощей Артемія, храмъ въ честь соименнаго праведному отроку мученика Артемія.

С пустя нѣкоторое время, храмъ въ Верколѣ сгорѣлъ, — обгорѣли и мощи праведнаго Артемія. Мѣстный священникъ Лаврентій и прихожане Веркольскаго села для огражденія мощей Артемія отъ такихъ несчастныхъ случаевъ, устроили надъ ними особую часовню, положили ихъ въ новую раку и покрыли новымъ покровомъ.

П ослѣ того отъ гроба чудотворца стали истекать новыя чудотворенія. Такъ, нѣкоего Симеона Казаринова праведный Артемій спасъ отъ потопленія. Послѣ Ильина дня онъ плылъ на суднѣ вмѣстѣ съ своими товарищами по Сѣверному Ледовитому океану изъ Мангазеи [6] въ Архангельскъ. Вдругъ наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушеніе. Плывшіе пришли въ ужасъ и отчаяніе. Не видя себѣ ни откуда никакой надежды на спасеніе, они стали готовиться къ смерти и, въ ожиданіи ея, прощаться другъ съ другомъ. Потомъ они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемію о своемъ спасеніи, обѣщаясь отслужить благодарственный молебенъ угоднику Божію. И, по молитвѣ ихъ, море утихло, и утопавшіе избѣгли неминуемой погибели.

С лава исцѣленій отъ мощей праведнаго Артемія распространилась далеко. Новгородскій митрополитъ Кипріанъ послалъ снова освидѣтельствовать его нетлѣнныя мощи, своей подписью подтвердилъ доставленную ему роспись исцѣленій и прислалъ въ церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

Примѣчанія:
[1] Составлено по разнымъ спискамъ древняго житія.
[2] Пинега — рѣка Вологодской и Архангельской губерніи, Сольвычегодскаго и Пинежскаго уѣздовъ, правый (судоходный) притокъ Сѣверной Двины. — Кеврола или Кевроль — главное селеніе волости, получившей отъ нея свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впослѣдствіи уѣздное управленіе было переведено въ погостъ Волокъ-Пинежскій, переименованный потомъ въ городъ Пинегу.
[3] Кончина прав. Артемія послѣдовала 23 іюня 1545 года.
[4] Мощи праведнаго Артемія были обрѣтены въ 1577 году.
[5] Макарій былъ митрополитомъ Новгородскимъ съ 1619 по 1626-й годъ. По его же благословенію и распоряженію, составлено было житіе Артемія съ сказаніемъ о посмертныхъ чудесахъ его, которыя съ 1605 г. записывались со словъ самихъ исцѣленныхъ.
[6] Мангазея — урочище Енисейской губерніи въ Туруханскомъ краѣ, на правомъ берегу р. Таза, гдѣ нынѣ стоитъ часовня св. мученика Василія Мангазейскаго. Мангазея — первый русскій городъ въ восточной Сибири, основанъ въ 1601-мъ году, но чрезъ 60 лѣтъ совершенно запустѣлъ; теперь отъ него сохранились лишь одни слѣды.
[7] Память праведнаго Артемія, Веркольскаго чудотворца, совершается 23-го іюня и 20-го октября. Въ Иконописномъ подлинникѣ подъ 20 октября значится: «иже со отцомъ своимъ Козьмою земледѣльцемъ ишедъ на поле, умре отъ грома велика, младъ отрокъ 12 лѣтъ, въ рубашкѣ, въ рукѣ лоза, колѣни голы». — Въ настоящее время мощи св. Артемія почиваютъ подъ спудомъ въ упраздненномъ Веркольскомъ монастырѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь.Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 462-467.

Ссылка на основную публикацию