Антоний Римлянин: житие святого, день памяти, молитва

Антоний Римлянин: совсем не римский святой

16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией.

Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент. Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода.

А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением.

Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины – в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

Конечно, наука не может подтвердить или опровергнуть эти факты, но специалисты также склоняются к мысли о том, что Антоний не был коренным новгородцем, а пришел в город как минимум из Киева. Впрочем, прозвище «Римлянин» могло быть связано не только с конкретным городом, но и со Священной Римской Империей, граничившей тогда с новгородскими землями.

О житии святого нам рассказывает текст, составленный через несколько столетий после его кончины.Текст этот скорее всего является пересказом более раннего документа, написанного современниками святого Антония Римлянина, но первоисточник до наших дней, увы, не сохранился.

В 16 веке новгородцы уже широко почитали преподобного в первую очередь из-за чудес, происходивших на его могиле. Так, исцеление у нее получил новый настоятель Антониева монастыря, присланный в него самим Иваном Грозным, игумен Кирилл, который по некоторым сведениям незадолго до этого был отравлен недоброжелателями.

Память о праведной жизни преподобного Антония и чудеса, совершавшиеся после обращенных к нему молитв, привели к тому, что монахи основанной им обители начали ходатайствовать о причислении преподобного АнтонияРимлянина к лику святых. И в самом конце 16 века он был официально канонизирован Православной Церковью.

День памяти преподобного Антония Римлянина:

3 (16) августа и 17 (30) января

Тропарь преподобного Антония

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшелеси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлениемБожественнаго разума направляемь,/ ВеликагоНоваградадостиглеси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина

глас 2

Яко звезда, возсиялеси от Рима,/ и, дошедБогоспасаемагоВеликагоНоваграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Кондак преподобного Антония

глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими летысоблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим

Житие преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

(память 3/16 августа)

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздержанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами душевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным смирением», он достиг высокой святости.

Икона «Преподобный Антоний Римлянин». XVII в. Реклингхаузен (Германия), Музей икон.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Надгробная сульптура Антония Римлянина. Мастер Евтропий Стефанов. 1573 г. ГРМ.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Фрагмент надгробной сульптуры Антония Римлянина.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (ум. 1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110—1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130—1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589—1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592—1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостола Петра и апостола Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580—1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Читайте также:  Житие преподобного Алексия, человека Божия

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие преподобного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель совершался крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Православная Жизнь

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Рим­ля­нин ро­дил­ся в Ри­ме в 1067 го­ду от бо­га­тых ро­ди­те­лей, дер­жа­щих­ся пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния ве­ры, и был вос­пи­тан ими в бла­го­че­стии. Ли­шив­ших ро­ди­те­лей в 17 лет, он при­нял­ся за изу­че­ние пи­са­ний от­цов на гре­че­ском язы­ке. За­тем он раз­дал часть на­след­ства ни­щим, а дру­гую вло­жил в де­ре­вян­ную боч­ку и пу­стил ее в мо­ре. Сам же при­нял по­стри­же­ние в од­ном из пу­стын­ных ски­тов, где про­жил 20 лет.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Рим­ля­нин

Го­не­ние со сто­ро­ны ла­ти­нян на пра­во­слав­ных при­ну­ди­ло бра­тию разой­тись. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний ски­тал­ся, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто, по­ка не на­шел на пу­стын­ном бе­ре­гу мо­ря боль­шой ка­мень, на ко­то­ром це­лый год про­жил в по­сте и мо­лит­ве. Страш­ная бу­ря, разыг­рав­ша­я­ся 5 сен­тяб­ря 1105 го­да, со­рва­ла ка­мень, на ко­то­ром на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, и по­нес­ла его в мо­ре. Под празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ка­мень оста­но­вил­ся в 3 вер­стах от Hов­гоpода на бе­ре­гу ре­ки Вол­хов при се­ле Вол­хов­ском. Со­бы­тие это за­сви­де­тель­ство­ва­но в нов­го­род­ских ле­то­пи­сях. На этом ме­сте пре­по­доб­ный с бла­го­сло­ве­ния Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля Hики­ты За­твор­ни­ка († 1109, па­мять 14 мая), ос­но­вал мо­на­стырь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

На дру­гой год ры­бо­ло­вы вы­ло­ви­ли боч­ку с на­след­ством пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, пу­щен­ную в мо­ре мно­го лет на­зад. Ука­зав, что на­хо­ди­лось в боч­ке, пре­по­доб­ный за­брал боч­ку и ку­пил для оби­те­ли зем­ли.

Ду­хов­ное по­движ­ни­че­ство со­че­та­лось в оби­те­ли с на­пря­жен­ной тру­до­вой де­я­тель­но­стью. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний за­бо­тил­ся, чтобы из мо­на­стыр­ских до­хо­дов ока­зы­ва­лась по­мощь ни­щим, си­ро­там и вдо­вам. В 1117 го­ду пре­по­доб­ный на­чал ка­мен­ное стро­и­тель­ство в мо­на­сты­ре. До на­ших дней со­хра­нил­ся со­бор в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный при жиз­ни пре­по­доб­но­го в 1117–1119 г.г. из­вест­ным нов­го­род­ским зод­чим Пет­ром, с фрес­ко­вы­ми рос­пи­ся­ми 1125 го­да. В 1131 го­ду свя­ти­тель Hифонт Hов­гоpод­ский по­ста­вил пре­по­доб­но­го Ан­то­ния игу­ме­ном мо­на­сты­ря. Скон­чал­ся свя­той Ан­то­ний 3 ав­гу­ста 1147 го­да, имея 79 лет от рож­де­ния, и был по­гре­бен свя­ти­те­лем Ни­фон­том.

Мо­щи его об­ре­те­ны 1 июля 1597 го­да нетлен­ны­ми и по­ло­же­ны в око­ван­ную се­реб­ром ра­ку. С то­го вре­ме­ни был учре­жден в па­мять его крест­ный ход из Со­фий­ско­го со­бо­ра, в первую пят­ни­цу по­сле Пет­ро­ва дня. При ра­ке пре­по­доб­но­го на­хо­ди­лась ветвь осо­ки, с ко­то­рой Ан­то­ний при­плыл из Ри­ма, дер­жа ее в ру­ке. Так он изо­бра­жа­ет­ся и на ико­нах. До 30-х го­дов на­ше­го ве­ка мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния по­чи­ва­ли в со­бор­ной мо­на­стыр­ской церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в при­де­ле его име­ни. В на­сто­я­щее вре­мя их судь­ба неиз­вест­на.

Про­слав­лен пре­по­доб­ный Ан­то­ний в 1597 го­ду. Па­мять его от­ме­ча­ет­ся так­же (в честь об­ре­те­ния мо­щей) в первую пят­ни­цу по­сле празд­но­ва­ния пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лам Пет­ру и Пав­лу (29 июня) и 17 ян­ва­ря – в день те­зо­име­нит­ства, ко­гда празд­ну­ет­ся па­мять пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го. Пер­во­на­чаль­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Рим­ля­ни­на бы­ло на­пи­са­но вско­ре по­сле его кон­чи­ны уче­ни­ком и пре­ем­ни­ком по игу­мен­ству свя­щен­но­и­но­ком Ан­дре­ем, а об­ра­бот­ка жи­тия, ска­за­ние об об­ре­те­нии мо­щей и по­хваль­ное сло­во – по­стри­же­ни­ком Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря, ино­ком Ни­фон­том, в 1598 го­ду (из­да­но в «Пра­во­слав­ном со­бе­сед­ни­ке», Ка­зань, 1858, май–июнь). Со­хра­ни­лись ду­хов­ная и куп­чая гра­мо­ты пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, из­дан­ные неод­но­крат­но. (По­след­ние пуб­ли­ка­ции: Гра­мо­ты Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да и Пско­ва. М.–Л., 1949, с. 159–161, N 102, 103; Янин В.Л. Очер­ки ком­плекс­но­го ис­точ­ни­ко­ве­де­ния. Сред­не­ве­ко­вый Нов­го­род. М., 1977, с. 58–59).

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, глас 4

Ве́тхий Рим, оте́чество твое́, оста́вив,/ на ка́мень, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́/ и на нем па́че естества́, а́ки безпло́тен, по вода́м ше́ствовал еси́,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́емь,/ Вели́каго Нова́гра́да дости́гл еси́/ и, оби́тель в нем сотвори́в,/ те́ло твое́ в ней предложи́л еси́, я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Анто́ние:// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу, глас 8

Ри́мское воспита́ние, Вели́кому же Нову́гра́ду благода́тное процвете́ние,/ мно́гими бо труды́ и по́двиги в нем Бо́гу угоди́л еси́./ Сего́ ра́ди чуде́с дарова́ний от Него́ сподо́бился еси́,/ и те́ло твое́ мно́гими ле́ты соблюде́ нетле́нно./ Мы же, сие́ лобыза́юще, ра́достно от души́ вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Анто́ние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Антоний Римлянин

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Антоние, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся , Антоние, великий и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангельски на земли пожив, Богомудре Антоние, подвигом добрым подвизался еси; крест бо на рамена взем, Владыце Христу последовал еси. Ныне же предстоя престолу славы, молися о нас, почитающих тя и зовущих тебе сице:

Радуйся, яко чистотою и святынею Ангелом уподобился еси;

радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси.

Радуйся, светильниче Божественнаго света;

радуйся, молитв благовонное кадило.

Радуйся, верных неложное утверждение;

радуйся, неверных богомудренное обличение.

Радуйся, христиан благоотишное пристанище;

радуйся, благочестия стено необоримая.

Радуйся, крепкое кормило церкве Христовы;

радуйся, непоколебимый столпе православия.

Радуйся, Апостольских преданий верный блюстителю;

радуйся, правил седьми вселенских соборов хранителю.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь Бог твердое желание души твоея сохранитися от вреждения веры, отче наш Антоние, яко новаго Авраама, пресельника тя сотвори в земли тебе еще чуждей, обаче по вере уже родственней; темже мя, радости исполнени, благодарим Бога, дивно прославляющего святыя своя, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос2

Разум просвещен свыше имеяй, всем сердцем возлюбил еси православную веру. Не терпя видети в церкви Римстей смущения , и раздоры, и мятежи велии, восхотев оставил еси отечество и род твой. Мы же похваляюще ревность твою по вере, отче Антоние, радостно взываем ти: Радуйся, преподобных великих отцев последователю

радуйся, отступлений Римских обличителю.

Радуйся, безмолвия любителю;

радуйся, пустынный на мори и на суши жителю.

Радуйся, день и нощь на камни моливыйся;

радуйся, не имевый кущи, ниже покрова.

Радуйся, пустынным злаком питавыйся;

радуйся, единожды в седмице вкушавый.

Радуйся, наставниче богомудрия;

радуйся монашествующих славо.

Радуйся, скорый к освобождению от мирских сетей споспешниче;

радуйся надежный ходатаю нам царствия небеснаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила вышняго восхити тя от Рима, Богомудре Антоние, на камени, яко на легцем корабли, принесе тя в землю русскую, идеже обрет тихое пристанище, в пустыни вселился еси, не леностно поработал Христу, и во мнозем долготерпении руководил еси в царствие Божие духовная чада твоя, научив их единем усты и единем сердцы пети Богу: Аллилуиа.

Читайте также:  Нектарий Оптинский: житие святого, день памяти, молитва

Икос 3

Имеяй в сердце своем огнь любве Божественныя, Богомудре Отче, крепко подвизался еси противну козней диавольских, и победительным оружием креста Господня разсекал еси сети лукаваго, яко паучину. Темже молим тя, отче Антоние, помози и нам спасение улучити, да с любовию зовем ти таковая:

Радуйся, рабе Божий, благий и верный;

радуйся, сосуде полный небесныя благодати.

Радуйся, яко упованием Ною уподобился еси;

радуйся, яко чуднее Илии и Елиссеа по бездне водной на камени шествовал еси.

Радуйся, учителю смирения и целомудрия;

радуйся, образе кротости и послушания.

Радуйся, проповедниче чудес Христовых;

радуйся, наставниче дел добрых.

Радуйся бесовских сил прогнание;

радуйся столпе веры и утверждение.

Радуйся, восприявший от Христа силу и премудрость;

радуйся, вместилище Духа всесвятаго.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури морских волн не убоялся еси, преподобне отче Антоние, быв несен на камени с ветвию в руце твоей; не прииде к тебе ни скорбь, ниже страх, ни иная печаль кая, ни алчба, ни жажда. Но весь ум в Бозе углубив, и Того воли себе вдав, пребыл еси моляся Христу Богу и Пречистей Его Матери, и веселяся душею, пел еси с вои небесными: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше дивное твое от Юга к Северу прехождение, Богоносе Антоние, якоже бо Аввакум в Вавилон, пренесен был еси силою Божиею в Новград, яко Ангела во плоти разумеюще тя, вопием ти сице:

Радуйся, древле бывшаго Римския церкви православия осияние;

радуйся, Новуграду благодатное процветение.

Радуйся, светильниче многосветлых дарований духовных;

радуйся, нощи неведения и заблуждений разгонителю.

Радуйся, мглу страстей хотящим отгнати пособниче;

радуйся, по водам чудесно плавание совершивый и рыбныя ловцы обличивый.

Радуйся, по морю плавающих добрый кормчий;

радуйся по реце Волхове обуреваемых тихое пристанище.

Радуйся, бедствующих помощниче;

радуйся, утопающих избавление.

Радуйся, блуждающих верный наставниче;

радуйся, ищущих иноческого жития прибежище и руководителю.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечную звезду мняся зрети выспрь в облацех Пречистую Владычицу нашу Богородицу, превечнаго Младенца на руках держащую; быв весь в радости духовней, преподобне Антоние, небрегл еси о страшном посреде волн морских плавании; но аки вне тела сый, забы себе услаждаемый видением Царицы небесныя, и от Тоя лучею некоею Божественною озаряемь пел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя, отче Антоние, великаго Новаграда людие возрадовашеся радостию неглаголанною, начаша благоговейно приходити к тебе, просяще у тебе молитв и благословения. Ты же уведев принесенна себе во град, цветущ православною верою подивився всемощной силе Божией, како в два дни и в две нощи толикую долготу пути прейти тебе устрои Господь, возрадовался и возблагодарил еси Его. Мы же, чада твоя, окрест раки твоея предстояще, благодаряще Бога, любовию вопием ти:

Радуйся, яко дара великаго от Бога сподоблен еси;

радуйся, яко древним чудесем подобное на тебе содеяся.

Радуйся, новый Илие, яко на камени, аки на колеснице огненней, по водам шествовал еси;

радуйся, наш Апостоле, яко на камени, аки на облацех, несен был еси.

Радуйся, яко тобою посети и благослови Бог новопросвещенныя люди Новаграда;

радуйся, яко тобою укрепи их в православной вере.

Радуйся, истолкователю евангельского учения;

радуйся, наставниче и нас во гресех живущих.

Радуйся, неусыпный наш хранителю;

радуйся о всех верных ходатаю.

Радуйся, яко твоим молением от ада свобождаемся;

радуйся, яко твоим предстательством райския жизни сподобляемся.

Радуйся Антоние, великий и преславный чудотоворче.

Кондак 6

Словес евангельских, еже не искати славы от человек, верный хранитель показался еси, Богоблаженне Антоние, егда бо Святитель Божий Никита, уведев о тебе, призва к себе, вопрошая: кто еси, откуду и како пришел; ты ничтоже ино отвещевавше, точию кланяяся, глаголаше: прости мя, Владыко святый, грешна суща человека и странна. Мы же, чудяся толикому смирению твоему, взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв от Римския страны, отче наш Антоние, просвети еси чудным твоим житием землю Новгородскую, в нейже обитель сотворил еси, и храм пречуден Божией Матери создал еси; сего ради благодаряще Отца небеснаго, давшего тебе толикую благодать силы Своея, к тебе, яко к теплому о нас молитвеннику, радостная воспеваем тако:

Радуйся, Ангельское житие нам являяй;

радуйся, страсти греховныя укрощаяй.

Радуйся образе истиннаго смирения;

радуйся, зерцало совершеннаго терпения.

Радуйся, наставниче великий спасению;

радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, известный исполнителю заповедей Христовых;

радуйся душ немощных исцеление.

Радуйся, милостыню творити научаяй;

радуйся, ризы и брашна неимущим подавати повелеваяй.

Радуйся, пустынниче, мирскую честь и богатство возненавидевый;

радуйся, постниче от юности Богу послуживый.

Радуйся, Антоние, великий и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотяй избран Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, взем на рамо свое крест Христов, шествовати, еже благодатию Божиею от юности твоея непорочно совершив, достигл еси уготованнаго тебе небеснаго воздаяния, и тамо благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый воистинну подвижник явился еси в земле Российстей, отче наш Антоние. Кто изочтет твоя постническия подвиги; кто не подивится великому смирению твоему; кто от человек возможет святыни твоея величие проповедати; воистинну с небеси песнь тебе может быти воспеваема, а не от земли. Мы же, любовию возбуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, земный Ангеле и небесный человече;

радуйся, во плоти поживый духовне, на земли небесне.

Радуйся, всякую добродетель делы своими изобразивый;

радуйся, душевными очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред лицем Божиим, яко сын пред О

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние ! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Молитвы Антонио Великому

Основателю отшельничества и борцу против ереси во имя святой христианской веры, Святому Антонио, поклоняются многие верующие по всему миру. Молитвы преподобному Антонию Великому не раз помогали страждущим укрепиться в вере и защитить свой дом от дурных помыслов.

История Антонио Великого

День памяти святого: 30 января

Родился будущий святой в зажиточной семье Египта, а в возрасте 20 лет остался сиротой с маленькой сестрой на руках. С детства юноша отличался искренней набожностью, а после смерти родителей в одной из церкви он услышал пророческие слова о призвании его к службе Господу. После этого Антоний отказался от наследства в пользу бедных и отлучился от мира, уединившись в келье одного из верующих старцев.

После многих лет раздумий и бесед с Господом, Антоний настолько укрепился в вере своей, что стал примером для подражания у верующих. Долгое время будущий святой проживал в удаленных пещерах, борясь с искушениями, плотскими и душевными. Именно он основал отшельническое монашество, боролся с появившейся в то время ересью – арианством.

Умер святой Антоний в возрасте 106 лет, почитаемый и любимый многими своими учениками и последователями.

В чем помогают молитвы святому Антонию?

День святого Антония в христиане отмечают 30 января. Вознося молитву Антонию Великому, люди просят о решении множества проблем. В основном, конечно, это укрепление в вере, борьба с искушениями. Если в принятии серьёзного решения вас одолевают сомнения, и вы не знаете, как поступить, прочтите молитву святому Антонию, он обязательно поможет.

Защитит святой ваш дом от врагов и стихийных бедствий, сглазов и порчи, поможет при болезнях. Всем мужчинам, названным Антонами, можно обращаться к Покровителю с просьбой выполнить трудную работу, избежать неверного решения. Молятся святому в момент печали и скорби.

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Молитва преподобному Антонию Великому

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие преподобного Антония Великого

Первые века христианства — время трудных испытаний и подвижнических подвигов, совершаемых во имя Господа. История церкви состоит из множества примеров отречения людей от мирских искушений ради единения с Создателем в Царстве Его. Одним из таких подвижников был Антоний Александрийский, которого считают основателем монашества в его отшельническом виде.

Читайте также:  Кирилл и Мария Радонежские: житие святых, день памяти, молитва

Житие святого

Жизнеописание святого Антония Великого составил его ученик Афанасий Александрийский и ряд других историков Церкви. Эти труды рассказывают о долгой жизни египетского отшельника, наполненной праведным трудом, смирением и покорностью, с которой он преодолевал все испытания.

Детство и отрочество

Антоний родился в состоятельной семье землевладельцев, живущих в Александрии Египетской. Вместе со своими благочестивыми родителями мальчик часто посещал церковные службы, запоминая и сохраняя в душе слова Святого Писания. Серьёзный и прилежный мальчик помогал родителям и читал священные тексты, предпочитая эти занятия обычным детским развлечениям.

В возрасте 18 лет молодой человек потерял родителей, оставшись опекуном младшей сестры. Его томила мирская жизнь, от суеты которой он старался скрыться, проводя время в заботах о сестре, чтении Библии и посещении храма. Но однажды во время церковной службы, услышав отрывок из писания, который рассказывал о диалоге богатого юноши и Христа, Антоний решил распродать всё имущество и раздать все богатства беднякам.

Так он и поступил, оставив часть средств сестре, которую поручил заботам благочестивых женщин. Сам же юноша поселился в пустыне близ родного селения.

Начало подвижнического пути

Антоний понимал, что ещё очень молод и нуждается в учительском наставлении более опытных благочестивых мужей пустынников. В то время в пустыне, окружающей Александрию, в уединении жили много христианских старцев. Юноша наблюдал за жизнью пустынников, выслушивал их наставления, перенимая и систематизируя опыт отшельнического служения.

Собрав по крупице знания и укрепив дух свой, юный отшельник подготовил себя как уединению вдали от людских селений.

Отшельничество

Уходил святой Антоний от людей постепенно. Укрепившись в своём решении стать отшельником, он поселяется в гробнице недалеко от родного города. Он проводит время в молитвах и физическом труде, которым зарабатывал на пропитание. Через некоторое время праведный муж углубляется дальше в пустынные земли, расположенные на берегу Нила. Он уединяется в одной из построек старой военной крепости, взяв с собой небольшой запас хлеба. Дверь в своё жилище отшельник претворяет большим камнем. Более двадцати лет провёл он в своём убежищи, лишь изредка общаясь с людьми через узкое отверстие в стене.

В начале IV столетия вокруг убежища поселились множество людей, желающих следовать по пути иноческого служения. Они просили отшельника выйти и стать их наставником. В течение пяти лет Антоний организовывал жизнь монахов-отшельников. В 311 г. праведный муж вернулся в Александрию, где ободрял и поддерживал христиан, терпящих мучения от рук императора Максимина.

Интересно: ученики, сопровождавшие отшельника, предупреждали его об опасности. Но инок отвечал, что готов принять смерть за свою Веру. Каждый день он одевал чистые одежды, готовясь разделить участь мучеников. Но милостью Божью он избежал смерти и вернулся в общину пустынников на Ниле.

Иноческое служение на Внутренней горе

Наставничество и окружение многих людей тяготило душу святого Антония Великого. Он принял решение отправиться в пустынные земли, расположенные в нижнем течении Нила. Сидя на прибрежной скале в ожидании корабля, праведник услышал голос, повелевающий ему отправиться во внутреннюю пустыню. Три дня шёл отшельник с караваном сарацин, пока не увидел гору, под которой бил холодный ключ и росли несколько пальм.

Поняв, что сюда велел идти ему Господь, Антоний поселился в пещере. Около неё он разбил небольшой огород и посадил зерно, чтобы не нуждаться для пропитания в людской помощи.

Но и это прибежище святого человека было найдено его последователями. По преданию, многие отшельники поселялись вокруг Внутренней горы, в надежде побеседовать с благочестивым старцем, услышать его наставления и приобщиться к отшельническому служению. Приходили сюда и простые люди, страдающие от физических недугов, которые по молитве отшельника Господу получали исцеление.

Многие годы провёл старец в пустыне, предаваясь молитве и труду, наставляя учеников, помогая страждущим людям.

Глубоким старцем Антоний Египетский посетил вновь Александрию. Здесь он обличал ересь ариан, которые для привлечения на свою сторону народа, называли известного пустынника своим сторонником. Выступление старца имело большое влияние на собравшихся христиан. Совершив благодатное дело, отшельник вернулся в пустыню.

Интересно: святой Антоний не оставлял без участия и своих братьев, живущих в лавре на берегу Нила. Иногда он нагружал хлеба и воду в корзины, сплетенные своими руками, укреплял их на спине верблюда и отправлялся в долгий переход через пустыню.

Борьба с бесами и искушениями

На протяжении всей жизни святой Антоний Египетский боролся с демонами и искушениями.

В самом начале своего иноческого пути молодой юноша подвергался искушению польскими страстями, свойственными всем людям. Он просил Господа дать ему совет, как противостоять ему страстям. Создатель ниспослал ему видение, в котором некий отшельник трудится, а в перерывах предается молитве. И возвестил посланник Божий, что обретёт спасение человек, поступающий подобным образом. Тогда дьявол, увидев, что праведный муж справляется со своими страстями, обратился в красивую женщину и прельщал его сладкими речами. В ответ на них Антоний лишь усерднее молился Создателю.

Поселившись в гробнице недалеко от родного поселения, инок подвергся множеству демонических атак. Обратившись в зверей, порождения тьмы пугали отшельника рынком и завываниями. В ответ на это Антоний заметил, что живые звери уже разорвали бы плоть его, а призраки не страшны ему. На следующую ночь раздался сильный гром, от которого сотрясалась земля, и развалилось убежище праведника. Демоны схватили его и избили, но инок продолжал молиться. Тогда сквозь тьму прорезался луч божественного света, который прогнал тёмные силы. Измученный отшельник спросил у Господа, почему он не помог ему раньше. В ответ он услышал, что Бог давно пребывает рядом с ним, проверяя силу Веры и мужество сына своего, и впредь всегда будет защищать его.

До конца жизни бесы не оставляли святого Антония, которой с Божией помощью каждый раз побеждал прислужников дьявола.

Прожив много лет в пустыне, уважаемый многими людьми отшельник почувствовал, что поддаётся греховному чувству гордыни. По молитве об избавлении от греховных мыслей, старцу явилось откровение, что далеко в пустыне живёт человек, который дольше Антония служит Господу. Желая увидеть этого пустынника, отшельник несколько дней ходил по песчаным просторам, пока не вышел к ручью, у которого находилась небольшая пещера. Живущий в ней старец, услышав звук шагов, крепко запер вход в пещеру, и долгое время не отзывался на зов.

Через долгое время праведный Павел Фивейский, пребывающий в пустынном служении более девяти десятков лет, вышел и долго говорил с Антонием, который понял, насколько заблуждался в своих горделивых помыслах.

Окончание земного пути

Святой Антоний Великий закончил свой земной путь в 356 г. В это время при нём находились два ученика, пребывающих с ним последние 15 лет. Они втайне похоронили праведного мужа в пустынной пещере. Всё своё имущество — две мантии отшельник завещал святому Афанасию Александрийскому и Серапиону Тмутскому.

Два века место его захоронения оставалось тайной. В середине VI в. мощи святого отшельника перенесли в его родной город Александрию. После этого святые честные останки пребывали в Константинополе, а затем в кафедральном соборе французского городка Арис.

Наследие

Главным наследием преподобного Антония Египетского является традиция отшельнического монашества. Отшельник не ставил своей целью основание монастырей, но его духовная сила притягивала к себе людей, стремящихся к единению с Господом.

Против своей воли он стал аввой (наставником) для множества иноков, живущих в одиночестве. Периодически они собирались вокруг учителя, чтобы услышать его наставления и советы. Примером такого устройства иноческой жизни является всемирно известная Троице-Сергиева лавра.

Духовным наследием отшельника являются его сочинения, создаваемые изначально на египетском языке. Позже они были переведены на многие языки (греческий, латинский, арабский, славянский). Благодаря этим переводам до настоящего времени дошли следующие труды великого отшельника:

  • мысли об истинных добродетелях, которые присущи истинным христианам, особенно избравшим путь ионического служения;
  • 7 посланий к монастырям, члены которых стремятся достичь нравственного совершенства через борьбу с искушениями и демонами;
  • правила ионической жизни и наставления монахам.

Антоний Великий — пример духовного подвижника, жизнь которого посвящена не служению Господу через личную борьбу со злом и порочными искушениями, рассеянными по земле. Обретя духовную силу, старец получил возможность лечить не только физические недуги, но помогать окружающим стать более совершенными в нравственном и духовном смысле.

Ссылка на основную публикацию