Антоний Печерский: житие святого, день памяти, молитва

Житие Антония Печерского

По преданию, Андрей Первозванный дошел до Киева, положив начало христианской веры на Руси. Антоний Печерский через 1000 лет подхватил духовный посол апостола, основав в киевских пещерах монастырь.

Антоний Печерский — святой, основатель монашества на Руси, молитвенник, отшельник, ставший в начале 11 века лучом православной веры.

Сведения о ранних годах и начале служения Богу

О преподобном Антонии очень скупо упоминается в летописях, о нем мало говорят священники, биографию святого мы узнаем из записей преподобного Феодосия и «Летописи памятных лет». Монах тихо возник на днепровских берегах во времена страстей и неспокойных событий, и также тихо ушел, навечно оставив след в Киевских горах.

Известно, что юный Антипа родился в 983 году и жил в городе Любеч, что на Черниговщине. Совсем молодым оставил отчий дом и пошел искать последователей Христа, попадает в Царьград, а оттуда путь Антипы лежит на святую гору Афон. Господь уже тогда разглядел в Антипе сеятеля Божьего слова на Руси, благодаря его духовным качествам:

  • упорство;
  • крепость веры;
  • нетерпимость к язычеству и мерзости тленной.

На Руси в начале второго тысячелетия еще не было русских просветителей, хотя росли церкви и монастыри. Митрополит Михаил привел с собой духовенство, которое с трудом воспринимало обычаи славян и страдало от такого миссионерств.

Господь искал Кирилло-мефодиевскую ревность о Боге, и его выбор пал на молодого Антипу.

К началу второго тысячелетия Афон являл собой центр христианства, на его холмах и горах выросли десятки монастырей и отдельных церквей. В конце 9 столетия, когда поднялась исламская религия и иудаизм, православие Руси и Афонское братство стало единым оплотом, посредником между ними был немощный человек, возвеличенный Богом, Антипа из Черниговщины.

Монах Афона

На святой горе Афон Антипа принимает постриг с именем Антония, так назвали его в честь Антония Великого, на трудах которого вырос молодой монах. Святой Антоний Великий, живший в 3-4 веках, был основоположником отшельнической жизни, его называют отцом монашества.

Традиции, основанные Великим отшельником, впоследствии принес в Киевскую Русь отец русского монашества святой Антоний Печерский. Имя Антоний переводится, как приобретение. Оба Антония стали настоящим приобретением для Создателя, через них Творец приобрел тысячи тысяч верных последователей.

В чем секрет Антония Великого, увлекающего за собой иноков со всех стран и континентов? Его суровый способ жизни, отказ от всех благ нормального человека, непрестанное пребывание в посте и молитве должен был отпугнуть человека, но видя достижения святителя, победу над человеческими слабостями и достижение силы духа, число последователей непрестанно растет.

Антоний Печерский приносит в русские монастыри завещание великого покровителя, в котором говорится о том, только через соблюдение себя в строгости и воздержании можно постичь настоящую радость.

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Первые шаги монашества на Руси

По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.

В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.

Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.

Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.

Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.

Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.

Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:

  • ясновидения;
  • исцеления;
  • пророчества;
  • наставничества;
  • глубокой веры.

Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.

В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.

Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.

Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих.

Основание Киево-Печерского монастыря

Число монахов в пещерах превысило сто человек, вокруг нововозведенной наземной церкви и келий возводится частокол, который оградил от мира Киево-Печерскую лавру. В новосотворенной обители действовали строгие правила:

  • все монахи непрестанно должны трудиться;
  • в обители нет личного имущества, все общее;
  • ежедневные утренние и вечерние молитвы;
  • игумен выслушивает все помыслы и молится за спасение.

Эти правила действовали для всех, от игумена до инока, рубить дрова, носить воду, работать в пекарне назначались те, кому это было по силе.

История главного собора монастыря

Преподобные Феодосий и Антоний находились в одной пещере, как во время молитвы явилась им Пресвятая Богородица и духовно перенесла святых в Влахернскую церковь Константинополя, открыв при этом святому Антонию время его смерти и пообещав не покидать Печерскую обитель.

Вскоре у дверей обители появились мастера из Греции с золотом, мощами святых и светлым образом Божьей Матери, они сказали, что Богоматерь приказала им идти в Русь и построить там церковь для Нее.

При выборе места будущей святыни отец Антоний решил спросить Бога, где Ему угодно видеть новый храм. Подобно пророку Илье монах просил Творца указать место строительства так, чтобы наутро само место будущей церкви было сухим, а вокруг него пусть выпадет роса. Господь дал ответ по просьбе монахов. Они на второй день поменяли условия, чтобы вышло все наоборот, и снова Бог подтвердил Свое решение, послав росу на святой участок, а вокруг земля была сухой.

Шел третий день, святой Антоний взял золотой пояс и отмерял периметр будущего храма, после чего вся растительность на участке была выжжена огнем. Так было заложено основание Успенского собора.

Монашеский подвиг и тихий уход

Затворнический подвиг немощного телом, но сильного духом монаха показал, как в результате победы над падшей человеческой природой можно приобрести множество даров, среди которых исцеление, чудотворение, изгнание бесов и прозорливость. Святой Агапит принял от благословенного Богом учителя дар целительства, и в будущем стал искуснейшим врачом.

7 мая 1073 года, прожив на земле почти 90 лет, преподобный Антоний Печерский тихо почил в Господе, оставив после себя целую плеяду святых и верных Творцу учеников. Мощи святителя скрыты в пещере, где почил великий монах, основатель Киево-печерской Лавры, и закрыты для человеческих глаз.

Всякого, кто посягал на раскопки этого места, обжигал огонь, сходящий с неба, или накрывали телесные болезни. Господь спрятал от людей святые мощи, но открыта для помощи православным христианам вечно живая душа преподобного учителя-монаха.

В 1130 году Русская Церковь причислила Антония Киево-Печерского к лику святых.

23 июля, 15 сентября и 11 октября православный мир почитает память святого в числе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

О духовной близости апостола Андрея и монаха Антония на Афоне написана икона, которая передана в Россию в конце 19 столетия.

По видению святогорского иконописца святые угодники встретились на горе, апостол Андрей держит Евангелие и указывает на расстилающийся внизу горы город с церквями и колокольнями. Рядом с ним находится Антоний Печерский с посохом и свитком, на котором написано его признание в любви к Богу. Посередине иконы Божья Матерь держит в раскрытых руках белоснежный омофор, облаками покрывающий Русь, которая стала третьим Ее уделом.

Преподобный Антоний Печерский

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.

За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10:37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».

Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее, вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил кел­лии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов.

Читайте также:  Иоанн Кронштадтский: житие святого, день памяти, молитва

Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.

Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­же­ни­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский). пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон.

Преподобный Анто ́ ний Печерский

Дни памяти

21 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

28 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

Житие

Житие преподобного Антония Печерского

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.

За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10,37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».

Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее, вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил кел­лии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов.

Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.

Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­же­ни­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому , глас 4

От миpска́го мяте́жа исше́д,/ отвеpже́нием же ми́pа ева́нгельски Хpисту́ после́довал еси́/ и pавноа́нгельное житие́ пожи́в,/ в ти́хое пpиста́нище Святы́я Гоpы́ Афо́на дости́гл еси́./ Отону́дуже благослове́нием отце́в в го́pу Ки́ева пpише́д,/ и та́мо тpудолю́бно жизнь совеpши́в,/ оте́чество твое́ пpосвети́л еси́,/ и мно́жеству мона́шествующих стезю́ веду́щую к Небе́сному Ца́pствию показа́в,/ Хpисту́ сия́ пpиве́л еси́:/ Его́же моли́, Анто́ние пpеподо́бне,// да спасе́т ду́ши наша.

Перевод: От мирской суеты ты ушел, отвержением же мира евангельски последовал Христу и, прожив жизнь, подобную ангельской, достиг тихого пристанища Святой Горы Афон. Оттуда же по благословению отцов пришел на Киевскую гору, и там, наполнив жизнь трудолюбием, Отечество твое просветил ты, и множеству монашествуюших показал путь, ведущий к Небесному Царствию, привел их ко Христу, Его же моли, Антоний преподобный, да спасет души наши.

Тропарь преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым,// при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.

Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память».

Ин тропарь преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским, глас 3

Дво́ицу нача́льных Росси́йских свети́л почти́м:/ Анто́ния, Бо́гом посла́ннаго, и Феодо́сия, Бо́гом даpова́ннаго./ Ти́и бо пе́pвии,/ pавноа́нгельным в Росси́и житие́м пpосия́вше от гоp Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся концы́,/ и путь к Небеси́ пpа́вый мно́гим показа́ша,/ и пеpвоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови пpиведо́ша,/ и ны́не, пpедстоя́ще в вы́шних/ немеpца́емому Божества́ Све́ту// мо́лятся о душа́х на́ших.

Перевод: Двоих первых российских светил почтим: Антония, Богом посланного и Феодосия, Богом дарованного. Ибо они первые, просияв жизнью, подобной ангельской, от Киевских гор осветили все концы нашего Отечества и показали многим правильный путь к Небесам, и были первыми отцами для монахов, приведя к Богу ряды спасаемых, и сейчас, предстоя в Небесах немеркнущему Свету Бога, молятся о душах наших.

Кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому , глас 8

Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че всех возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́;/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в, в земли́ пеще́ру соде́лал еси́,/ и в ней до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце во вся концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже веселя́ся преше́л еси́ к Небе́сным Черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче наш.

Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».

Ин кондак преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому, глас 8

В ми́ре я́ко А́нгел, о́тче, пожи́л еси́,/ в земли́ пеще́ру себе́ соде́лав,/ в не́йже до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней,/ и отту́ду, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ Помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.

Перевод: В мире как Ангел, отче, прожил ты, в земле пещеру себе сделав, в ней же прекрасно подвизался против козней невидимого врага и оттуда, радуясь, перешел в Небесные Чертоги. Вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».

Кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́ онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь/ кто по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но я́ко иму́щии дерзнове́ние к Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная к вам принося́щих,// и любо́вию пе́сньми вас ублажа́ющих.

Перевод: Двух великих отцов и ясный образец для монахов, духовный свет, озаривший Российскую Церковь, кто по достоинству воспоет и прославит? Ибо они предстоят Престолу Божию. Но как имеющие дерзновение к Святой Троице, Антоний преблаженный и вечно вспоминаемый Феодосий, молитесь о возносящих к вам свои молитвы, и с любовью песнопениями вас прославляющих.

Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния,/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Перевод: Крепкие столпы благочестия, неподвижные основания монашеских законов и непобедимые крепости российские прославим: Антония, возлюбившего Бога, и Феодосия, возлюбленного Богом: ибо труды и подвиги поста Он вменил им выше всяких заслуг, Единый прославляемый во святых.

Величание преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Анто́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.

Молитва преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому

О, до́брый наш па́стырю наста́вниче, приснопомина́емый и́ноков росси́йских первонача́льниче, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Анто́ние! Ты горе́ на Небеси́ пребыва́еши, мы ни́зу на земли́, удале́ни су́ще от тебе́ не толи́ко ме́стом, коли́ко грехо́вною нечистото́ю на́шею; оба́че па́мятующе оте́ческую любо́вь твою́ к лю́дем, ти сро́дным, припа́даем и мо́лимтися с умиле́нием и ве́рою: помози́ нам, гре́шным, покая́нием очи́ститися и досто́йным бы́ти поми́лования и проще́ния от Го́спода и Созда́теля на́шего. Умоли́ Его́ бла́гость дарова́ти нам вели́кия и бога́тыя ми́лости: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир глубо́к, братолю́бие и́скреннее, благоче́стие нелицеме́рное, жите́йских потре́б дово́льство, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от щедротода́тельныя Его́ десни́цы, но во сла́ву И́мене Его́ свята́го и во спасе́ние на́ше. Соблюди́, чудотво́рче святы́й, благомо́щными твои́ми моли́твами росси́йския гра́ды, оби́тель твою́ и всю страну́ Правосла́вно Росси́йскую невреди́мы от вся́каго зла, и вся лю́ди, жи́тельствующия в оби́тели твое́й и на поклоне́ние в ню приходя́щия, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием, и в ско́рбех, беда́х и боле́знех утеше́ние, избавле́ние и исцеле́ние им пода́ждь, да благода́рно сла́вим, хва́лим и велича́ем просла́вльшаго тя Го́спода, чрез тебе́ ди́вно благоде́тельствующаго нам, Безнача́льного Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Его́ Ду́ха, Тро́ицу Живонача́льную и Неразде́льную, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Димитрий Ростовский: житие святого, день памяти, молитва

Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю́ о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, coxpaни́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́тe, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нepaздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

О молитве к прп. Агапиту Печерскому

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преподобный Агап ит был од н им из первых насельников Киево-Пе черского монастыря .

Святой обладал дар ом благодатного врачевания и прославился как безмездный врач (т.е. бес сребреник , не требующий платы либо воздаяния за оказанную помощь ).

Сохранилось несколько молитв ко преподобному Агапиту .

Икона прп. Агапита Печерского

Содержание страницы

Молитвы

Молитва 1-я

Преподобне отче Агапите ! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней . Ты горе на небеси , мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани , угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие , суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех , больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление , бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою прит екающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии , исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя , и ихже отцем всепомоществовал еси , не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу , припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова , идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши , прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго , Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Полезные материалы

Молитва 2-я

О всеблаженне Агапите , земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление ; се бо грех ради наших не имамы свободны чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго , к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну , в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди , блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие , и к вечности преселение , не лиши нас помощи твоея небесныя , но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое з a ступление во веки веков. Аминь.

Молитва 3-я

О преподобне и Богоносне отче наш Агапите !

Слуго Божий преизряднейший , чудотворче и врачу всемилостивый, всем с верою и любовию тя призывающым скорый помощниче и теплый заступниче . Яко светильник пресветлый, ты просиял еси житием добродетельным в горах Киевских на пажити Богоматери: темже припадающе к раце многоцелебных мощей твоих, со страхом покланяемся и любовию лобызаем, из глубины сердца к тебе взываем: помози нам, угодниче Божий, помяни нас пред Господем и испроси нам от него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждующим скорое исцеление подаждь , путешествующим заступление , скорбящим утешение, бедствующим помощь и избавление и вся потребная ко спасению.

Яко да твоими, отче, святыми молитвами получивше благодать и милость от всемилостиваго Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, возвеличим и прославим препетое имя Его, Емуже со Отцем и Святы м Духом слава и держава во веки . А минь.

В чем помогает преподобный

Когда обыкновенные медицинские средства: диагностика, лечение, реабилитация — не принося т желаемого результата , христиане обращаются к Богу и Его святым угодникам.

Преподобному Агапиту молятся:

  • в период восстановления после травм ;
  • п ри заболеваниях глаз и зрения ;
  • п ри онкологических заболеваниях ;
  • п ри неизвестных, недиагностируемых заболеваниях ;

Особенное же внимание православных христиан обращено на недуги душевные — греховные страсти, гнездящиеся в душе и, подобно телесным болезням, отравляющие жизнь как их носителей , так и окружающих.

Поэтому, молясь об исцелении от телесных болезней, христиане в первую очередь искренне раскаиваются в своих грехах, а также просят Бога и святых об избавлении от душевных недугов и греховных страстей.

Почему преподобному Агапиту молятся об исцелении

По учению Православной Христианской Церкви, ничего в жизни людей не происходит без воли и промысла Господа Бога, Который непрестанно заботится о всех живущих и ниспосылает то, что наиболее полезно и спасительно для каждого конкретного человека в данный период времени. То же самое относится и к болезням. Верующие люди воспринимаю их как естественное последствие своей греховной жизни, а также как испытание своей веры, призванное научить человека терпению, смирению и покаянию.

Однако, даже при таком восприятии болезней, естественным желанием любого человека является исцеление, освобождение от гнетущего недуга и возвращение к полноценной жизни.

Поэтому, первым и главным средством исцеления для верующих людей является молитва, восполняющая, усиливающая, а порой и исправляющая любое медицинское лечение.

Молиться принято, в первую очередь, Господу Богу, — причем молиться с покаянием, осознавая болезнь последствием своих грехов.

Помимо этого, принято молиться и Божией Матери, а также святым чудотворцам. Особое место в ряду святых, к которым обращаются в болезнях и недугах, занимают угодники Божии, еще при жизни прославившиеся лечением людей: как обычными медицинскими средствами, так и силой молитвы и Божественной благодати.

П рп . Агапит – один из таких святых .

Житие святого

Преподобный Агапит Печерский

Св. Агапит по происхождению был киевлянин . Он был современником прп . Антония Печерского (Х I в.) и поступил в монастырь , как пишет свт .Д имитрий Ростовский, чтобы принять монашество и исцелиться от душевных недугов . Получив просимое , Агапит остался на послушании у прп . Антония .

Будущий святой видел, как преподобный Антоний помогал недужным : каждому давал немного травы , которую сам уп отреблял в пищу , и усердно молился о них Богу. Подражая своему старцу, преподобный Агапит начал усердно служить немощным братьям и молиться о них. Приходящих же в монастырь мирян святой врач, как и его наставник, лечил травами и молитвой .

Вскоре слава о новом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределы Киева.

Житие святого сохранило рассказ о зависти и нападках на святого со стороны одного киевского лекаря, армянина. Врач этот отличался тем, что безошибочно предсказывал день смерти больного и вследствие этого отказывался лечить обреченных. Узнав о безмездном враче, исцелявшем даже тех, кому армянин предсказывал неминуемую смерть, киевский лекарь воспылал гневом и завистью на преподобного . Не сумев опорочить и осмеять святого, армянин подослал к нему убийц с чашей яда. Но яд нисколько не навредил святому .

Читайте также:  Алексий, человек Божий: житие святого, день памяти, молитва

Уже на смертном одре, сам тяжело болея, преподобный Агапит показал нечестивому врачу свои травы и рассказал, что исцеляет исключительно силой Божией. Армянин предсказал, что святой умрет через три дня, пообещав в противном случае принять православие и стать монахом, подобно святому Агапиту .

Безмездный врач посрамил надменного лекаря. П рожив после болезни еще три месяца , святой мирно преставился около 1095 года.

Вскоре лекарь снова пришел в монастырь , раскаиваясь в прежних заблуждениях и прося постричь его в монашество .

М ощи святог о покоятся в пещерном Введенском храме Л авры.

Традиционное иконописное изображение святого — с пучком трав в одной руке и с сосудом целебного снадобья в другой.

23 июля — день памяти святого преподобного Антония Печерского

23 июля Русская Православная церковь чтит память святого преподобного Антония Печерского – родоначальника древнерусского монашества, основателя знаменитой на весь мир Киево-Печерской лавры, ставшей истинной школой православия для всего русского народа, многие века несущей людям свет веры Христовой.

Отдавая дань памяти жизни и подвигу великого русского святого, в воскресной проповеди, посвященной этому знаменательному событию, священник храма святителя Луки о. Димитрий Корнеев размышлял вместе с прихожанами нашего храма о важнейших условиях роста человеческой личности, развитии его потенциала.

« Всем нам хорошо знаком этот древний святой. А знаем ли мы, в чем смысл слова «преподобный»? – такими словами начал свою проповедь о. Димитрий. — Преподобными часто называют монахов – людей, которые занимаются аскетикой, много трудятся, ведут суровый образ жизни. Это люди, которые полностью сосредоточены на духовной жизни, на жизни внутренней. Одно из значений слова «преподобный» — бесподобный, неповторимый. В чем же проявляется неповторимость того же, скажем, Антония Печерского? Прославлен ли он особенными подвигами, которые никто до него не совершал? Преподобный Антоний был монахом, и как все насельники монастырей, вел аскетический образ жизни. Много трудился и молился. Но далеко не каждого этот путь приводит к Богу. Преподобный же Антоний Печерский всем своим житием доказал, что это возможно.

Только начиная жить духовной жизнью, борясь со своими страстями, человек по-настоящему становится самим собой. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и человек может быть самим собой только в единении с Богом.

Каждый из нас может свидетельствовать, что только начиная свой личный путь к Богу мы обретаем себя настоящими. Прочитав Евангелие, узнав о Заповедях Божиих и сравнив их со своей жизнью, мы испытываем угрызения совести, переживаем Покаяние. Все мы обуреваемы одними и теми же страстями — не признаем свою гордыню, не замечаем в себе тщеславия, возмущаемся, если слышим критику в свой адрес. Воцерковление для многих из нас становится той отправной точкой, когда мы начинаем постепенно прозревать. Осознав свое несовершенство мы начинаем видеть себя настоящими, а поэтому уже способны более адекватно оценивать самих себя.

А дальше нужно бороться со страстями, вновь и вновь напоминая себе, что путь к Богу и познанию самих себя только начался.

Давайте искать себя! Господи, помоги нам стать настоящими людьми, настоящими личностями!»

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому

О, добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Cвятой Агапит Печерский: житие и молитвы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В жизни каждого рано или поздно случаются такие ситуации, когда человек, даже тот который не верит в чудеса идет в церковь и преклоняется святым, надеясь на чудо. С одной стороны, это может указывать на укрепление веры. А с другой стороны каждый должен понимать, что без веры чуда не бывает. Говоря о святых нужно отметить, что в православном мире достаточно большое количество святых, перед которыми преклоняются веряне и молятся с просьбами. Одним из самых почитаемых является Святой Агапит Печерский.

Краткое житие святого

Преподобный Агапит Печерский родом из Киева. Жил в XI веке. Преподобный был родом из Любеча, что находится недалеко от Чернигова. Был пострижеником св. горы Афонской. Когда он пришел в Киев, для поселения выбрал одну из пещер в лесистые горы, которая находился рядом с рекой Днепр. Подвижническая жизнь собрала родом с ним достаточно большое количество людей, желавших жить под его руководством и проводить иноческую жизнь. Это и было началом создания Киево-Печерского монастыря.

Агапит Киево-Печерский желал получить исцеление души через пострижение в ионический чин. После того, как он добился желаемого он очень рьяно служил. Он последовал ангелоподобному житию преподобного Антония. Агапит руководствовался его наставлениями. Так случилось, что преподобный стал свидетелем как Антоний исцелял болящих своей молитвой. Причем он скрывал свое дарование, вручая лекарственные травы от своей пищи.

Наблюдая за происходящим Агапит начинал соревноваться в подвигах. Когда кто-то заболевал из братии он оставлял свою келию и шел служить к болящему. Он его укладывал, выносил на руках на прогулки и молился о его исцелении. Его молитва исцелила не одного человека. Об исцелениях быстро распространилась молва по всему Киеву и к нему стали приходить болящие люди со всего города, чтобы он их исцелил.

В тоже время в Киеве жил врач армянин. У него был иной дар. Когда он смотрел на болящего он вмиг мог назвать не только насколько серьезная болезнь, но и с точностью назвать дату смерти. Когда он видел тяжело больного и знал, что скоро наступит его кончина, то он отказывался его лечить. Однажды смертным недугом заболел князь Всеволод. Армянин поверг его в отчаяние и предсказал его смерть через 8 дней.

Князь был принесен в Киево-Печерскую лавру к преподобному Агапиту. Преподобный сотворил для него молитву, дал ему целебных трав, которые и сам употреблял и произошло чудо, князь исцелился. Армянину такое содеяние не понравилось, и он приказа Агапита отравить. Но ему это не удалось.

Когда сильно заболел Агапит к нему пришел тот самый врач армянин и предсказал смерть через три дня. Но преподобный сказал, что Господь его заберет к себе только спустя три месяца, на что врач дал обет, что если его предсказание не исполнится, то он пойдет служить в монастырь. Преподобный Агапит Печерский врач безмездный умер через три месяца в 1095 году. Армянин после его смерти пришел к игумену Печерского монастыря и покаялся, после чего принял постриг.

Нужно отметить, что преподобного почитают и сегодня. С его личностью связанно очень много тайн и разных догадок. Но скорее всего, что все они, наверное, так и останутся не разгаданными. Его все знают, как первого врача Киевской Руси.

Агапит Печерский: икона и мощи

Не для кого не секрет, что Киево- Печерская лавра является известной на все пространство СНГ. Вся Европа наслышана историй насколько много происходит чудес на ее территории. Печерские пещеры и по сей день своими тайнами привлекают многих прихожан, желающих раскрыть тайны. Именно в этом месте находятся мощи преподобного. Также в храме Печерской Лавры находится икона святого Агапита. К ней съезжаются веряне со всего мира, чтобы преклониться святому и помолится о помощи.

Кроме того, на территории монастыря находится исторический музей, в котором находятся бюсты и картины многих святых. Среди них можно увидеть бюст врачевателя Агапита Печерского.

Молитва Агапита Печерского изменяющая судьбу

Днем памяти преподобного является 14 июня. Вечером на кануне этого дня традиционно совершается крестный ход по территории Лавры. Его почитают наряду с такими целителями как Пантелеймон. Существует множество историй, которые подтверждают то, что чудеса исцеления от преклонения мощам и иконе святого происходят по сей день.

Говорят, что если преклонится к мощам, то от них чувствуется необъяснимое тепло. Интересно, но факт сегодня о происшедших чудесах, совершенных по молитве Агапиту Печерскому об исцелении знают даже в самых укромных уголках мира.

И так, о чем просят молитвой у Преподобного веряне:

  • Об исцелении от тяжких неизлечимых болезней. Таких, например, как онко.
  • Исцелении от желчнокаменной болезни.
  • Об исцелении незрячих,
  • Исцелении болезней печени и многое другое.

Один мужчина рассказывает, как заразился не по своей воле болезнью, которую спровоцировала бактерия. У него началась температура, сильная потливость и гнойники по всему телу. Ему поставили страшный диагноз, который не лечится во всем мире. После такого услышанного он принялся искренне молится целителям Луке, Пантелеймону и Агапиту Печерскому. И произошло чудо, он исцелился.

Придя в больницу на обследование доктора замерли от изумления, от болезни не осталось и следа.

Кроме молитвы перед иконой святого также читают акафист, который можно найти в молитвослове.

Молитва Агапиту Печерскому звучит так:

Преподобне отче Агапите! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о преподобном Агапите:

Ссылка на основную публикацию