Благоверная княгиня А ́ нна Кашинская , Тверская, схимонахиня
Дни памяти
19 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
Житие
Краткое житие благоверной княгини Анны Кашинской
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского. (Он был замучен татарами в Орде в 1318 году. Память 22 ноября.) После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, а после переселилась в Кашинский Успенский монастырь. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу.
Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года.
Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников.
На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12 июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.
Перенесение мощей
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская скончалась 2 октября 1368 года. Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года. Торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года. К дню 12 июня было приурочено и восстановление церковного почитания святой Анны.
Полное житие благоверной княгини Анны Кашинской
Святая благоверная великая княгиня Анна – дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского – виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. “В женском естестве мужескую крепость имела еси. ” – так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и святейшего патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.
Молитвы Анне Кашинской
Святая мученица Анна родилась в 14 веке. На долю этой женщины выпало немало трудных испытаний и бед. Родилась она в богатой княжеской семье. В юности была выдана замуж. Однако семейное счастье ее не сложилось.
Жизнеописание преподобной Анны Кашинской
- 15 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
- 25 июня
- 15 октября
Очень скоро княгиня Анна потеряла любимого супруга и обоих сыновей. Пережив такое великое горе, женщина решила принять свою судьбу с кротостью и смирением. Она ушла в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Господу.
При постриге ей было дано имя София. Только перед самой кончиной, приняв схим, она снова назвалась Анной. Последние месяцы жизни старица Анна жила в городке Кашино, который впоследствии назвали местом поклонения святой.
Русский царь в 1649 г. лично присутствовал на богослужении, посвященном мощам святой Анны, оказавшимися нетленными. С того самого дня православные христиане почитают Анну, как мученицу. Молятся Анне Кашинской о сотворении чуда выздоровления от тяжелых недугов и неизлечимых болезней, а также защите брака и семьи.
Однако церковные распри, произошедшие в 1677 г. повлекли де канонизацию Анны. Только в 1909 году по приказу царя Николая святая мученица Анна была восстановлена в ранге святой, а ее мощи снова разрешили посещать паломникам. Почитают святую Анну с 12-25 июня, с 21 июля по 3 августа и со 2 по 15 октября.
О чем молятся святой Анне Кашинской?
Святая Анна, пройдя через все испытания, сохранила кроткий нрав и любовь к Господу. Ее характер, судьба и образ жизни являлись величайшим образцом христианского смирения и милосердия.
Поэтому молитвы Анне Кашинской возносят все страждущие, желающие донести свои просьбы Господу. Чаще всего возносят молитву Анне Кашинской о здоровье, но это далеко не весь перечень помощи, который она оказывает христианам. Просят святую Анну:
- об исцелении от болезней, облегчении тяжких страданий и укреплении веры в бога;
- перед тем, как принять сложное решение, или непростой выбор в своей жизни;
- перед началом нового жизненного пути (уходе в армию, поступлении в институт, устройстве на новую работу, принятии монашеского пострига)
- о семейном счастье, здоровье детей и близких;
- перед замужеством (особенно, когда у человека есть сомнения в том, стоит ли вступать в брак);
- крепости духа и придания ясности мыслям;
- в безвыходной, или запутанной жизненной ситуации, когда человек не видит для себя путей выхода и самым правильным выбором кажется смерть.
Возносят молитвы Анне Кашинской о замужестве молодые девушки в полном уединении перед ее иконой с зажженной свечей, или лампадой. Прежде чем молиться святой нужно освободить свой ум от злых, корыстных и негативных помыслов. Просить помощи нужно искренне, со смирением в душе и сильной верой в сердце.
Тексты молитв Анне Кашинской
Тропарь, глас 3
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Ин тропарь, глас 4
Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.
Кондак, глас 4
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Ин кондак, глас 8
Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.
Молитва благоверной княгине Анне Кашинской
О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Житие святой Анны Кашинской
Смирение, кротость и терпение — высшие добродетели христианства были присущи Анне Кашинской.
История жизни благоверной княгини Кашинской
Житие святой Анны Кашинской — пример достижения смирения через терпение, принятие житейских испытаний и посвящение себя служению Богу и людям.
От рождения до замужества
В 1280 году, осенью, в княжеской семье Дмитрия Ростовского родилась девочка Аннушка, имя было ей дано в честь матери Пречистой Девы Марии. Это время в Ростове была наполнено тревожными ожиданиями и страхом за жизнь.
1286 год начался бунтом ростовчан против татарских завоевателей, которые нагло грабили народ. В результате волнений татары были выгнаны из Ростова, что влекло за собой полное уничтожение города ордынцами.
Жития других православных святых:
Князь Дмитрий Борисович бросился к хану с повинной и просьбой не разрушать Ростов. Несколько месяцев семилетняя Аннушка жила у родственников в мучительном, тревожном ожидании, молясь о возвращении отца живым. Господь услышал молитвы девочки, и отец увиделся с дочерью.
Через 7 лет новая беда пришла в Ростов. Сыновья Александра Невского воевали за власть, призывая на помощь ордынцев, которые разрушали, жгли, грабили все на своем пути. В это тяжелое время 14-летняя Анюта сама готовит и разносит пищу обездоленным старикам и детям. Ее нежные руки помогают больным, раненым и искалеченным.
Слава о красоте и милосердии дочери ростовского князя достигла Тверского княжества. Премудрая, блаженная Ксения, мать князя Твери Михаила, отправляет в Ростов послание, в нем сообщает о том, что желает видеть добродетельную ростовскую княжну женой сына.
Любовь Михаила и Анны
8 ноября 1294 года колокола Твери возвестили о венчании князя Михаила и княжны Кашинской, его совершил епископ Андрей в Спасо-Преображенском соборе. Жители Кашино в память о венчании любимой княжны с Михаилом Тверским возвели собор св. Михаила и триумфальные ворота, открывающие выезд из Кашино в Тверь.
У любящей пары родились четыре сына и дочь, которая скончалась в младенчестве. Жизнь в супружестве с Михаилом Тверским была наполнена любовью и взаимоуважением. Истинная христианка сама занималась воспитанием и обучением сыновей, они видели любовь матери к Богу и росли настоящими поклонниками Господа. Дети часто участвовали в благотворительности матери, не пропускали богослужений.
Великая княжна демонстрировала жителям Твери главное качество женщины — любовь к мужу и детям. Счастливая в семейной жизни княгиня с великим терпением и покорностью относилась к жизненным невзгодам. Не сломили ее пожары 1295 и 1296 года, полностью уничтожившие княжий дворец. Непрекращающиеся междоусобные войны, набеги ордынцев, жизнь в разорении и нищете только укрепляли терпение благоверной княжны и усиливали ее веру в Бога.
Читайте также интересные статьи:
В результате войны между Тверью и Москвой умирает сестра хана Узбека, жена московского князя, тот во всем винит Михаила. В 1318 году князь Михаил прощается с женой и сыновьями и отправляется на встречу с ханом, надеясь уговорить того отказаться от новых разорительных войн.
Благословляя мужа в опасное путешествие, любящая княгиня молила Иисуса Христа дать силы любимому супругу выстоять перед поруганием и пытками, предвидя его кончину. Хан не простил смерти сестры, не веря в невиновность правителя Твери, и казнил через полгода Михаила.
Только через год святые останки великомученика была доставлены через Москву в Тверь, последним пристанищем их стал Преображенский собор.
Благоверная монахиня София
В доме своем скорбящая вдова проводит время в постах и молитвах, в кротости и смирении принимает и кормит странников и нищих, подавая на пропитание вдовам и сиротам. После смерти мужа и детей Анна уходит в монастырь, построенный специально для нее. Там принимает постриг с именем София, решив служить единому Богу. Живя в убогой иноческой келье, благочестивая монахиня продолжает помогать бедным.
В 1358 году в списке монахинь женского монастыря святого Афанасия уже упоминается монахиня София, а в 1367 году, княгиня Кашинская уезжает с сыном Василием в родовое поместье Кашино, где в Успенском монастыре принимает схиму, как Анна.
Важно! Схимонахиня своим подвигом непрестанной молитвы и воздержания подает пример благочестия и послушания остальным монахиням, пребывая в полном безмолвии. Его любящая мать прерывала только во время встречи с сыном Василием.
Благочестивая Анна Кашинская скончалась через год после отъезда из Твери, в 1368 году, 2 октября, местом ее погребения стала усыпальница собора Успения Богородицы.
Посмертная защита города и помощь его жителям
Благочестивая княгиня оставила родному Кашину великое наследие — свою защиту в Царстве Небесном по молитвам горожан. Несколько раз в городе возникали пожары, тогда молитвенники спешили с воззванием к святой и огонь утихал, не распространяясь на большое расстояние. В течение 5 лет польские войска держали несколько раз кашинцев в осаде, но так и не смогли взять город.
После смерти княгиня Кашинская, в монашестве София, святая Анна почиталась поместно, а за 3 столетия память о ней ушла в небытие.
Приобщение к лику святых
Пономарь церкви Успения Божьей Матери тяжело заболел и молился Богородице, просил благочестивую заступницу о ходатайстве перед Богом.
Чудо исцеления произошло в 1611 году в старой деревянной церкви, где провалился пол, и там была найдена неизвестная могила. После этого больного во время сна посетила Анна в схимнической одежде, и просила, почему они топчутся на ее могиле. Пономарь наутро привел в порядок могилу и выздоровел, а народ снова потянулся с молитвами к княгине, получая неоднократные исцеления.
Ещё статьи о православии:
Духовенство Кашина обратилось к царю Алексею Михайловичу с просьбой провести освидетельствование мощей княгини.
Важно! Нетленные мощи благочестивой княгини Кашинской были обретены 21 июня 1649 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Ионы и клира.
По решению Собора Русской православной церкви святая Анна из Кашино пополнила список святых. Ее святые мощи были открыты для общего поклонения.
12 июня 1650 года в честь открытия мощей было проведено церковное прославление святой княгини Кашинской. В этот же день состоялось перенесение нетленного тела святой Анны под своды каменного храма Воскресения Господнего. Служба специально была составлена иеромонахом Епифанием Славинецким.
На заметку! Более 40 чудес было зафиксировано у мощей благоверной Анны.
При перенесении мощей рака была накрыта покрывалом, на котором руками царицы Марии было вышито изображение Анны Кашинской. В этот день чудо не заставило себя ждать — Скобеева, сноха старосты Кашино была исцелена прямо во время богослужения.
Запрет на почитание и его восстановление
Старообрядческие раскольнические беспорядки привели к тому, что в 1677 году патриархом Иоакимом было принято решение об упразднении памяти благоверной Анны. Поводом для этого послужило положение пальцев на ее правой руке, сложенных якобы в двуперстном крещении.
Гроб опечатали, поставив архиерейские печати, иконы и покрывала забрали в Москву, оставив запрет на написание образов святой. Придел, построенный в честь благоверной покровительницы, переименовали в церковь Всех святых.
За хранение икон с изображением княгини Каширской следовала анафема. За свидетельствование о чудесах благоверной дьячок Никифор и священник Василий были приговорены к монастырскому затвору. Однако невозможно вытереть из почитания народа ту, которая неоднократно приходила на помощь и даровала исцеление, священники делали вид, что не замечают народного поклонения.
Чудеса от молений у ее мощей не прекращались все это время. Во время войны с французами по молитвам любимой правительнице Кашино город ни разу не был разорен врагом. В 1817 году при перестройке старого храма, мощи были перенесены в новый Воскресенский собор.
В 1848 году холера накрыла город. Среди населения начался мор, он прекратился сразу после крестного хода, совершенного вокруг города с образом святой княгини.
Только в 1909 году было восстановлено почитание благоверной Анны Кашинской.
Память потомков
После революции чудотворные мощи исчезли, верные христиане сохранили святыню в надежном месте. Православная церковь получила их только в 1948 году, установив раку в храме Вознесения, после закрытия которого святыня хранилась в церкви Петра и Павла.
Возвращение в Вознесенский храм состоялось в 1993 году.
22 июня 2009 года в Кашино был открыт и освящен памятник Анне Кашинской, автором проекта стал известный мастер своего дела, соорудивший монумент Михаилу Тверскому, А. Ковальчук.
Православная Церковь трижды в году воздает честь памяти святой.
- 25 июня — воздаяние чествования княгине Анне Кашинской, ибо в этот день было совершено перенесение мощей. Почти месяц шел крестный ход по Тверской губернии в 2009 году. Рака со святыми мощами передалась из одних рук в другие, передвигаясь по направлению к Кашино, родине благоверной княгини.
- 3 августа — православные благодарят Бога за обретение мощей святой Анны.
- 15 октября почитается, как день смерти благоверной княгини.
Поклониться святым мощам в настоящее время можно в соборе Воскресения, в Кашино.
Благоверная княгиня Анна Кашинская: дважды святая
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
Житие святой
Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской
Юные годы
К сожалению, точная дата рождения княжны Анны не сохранилась. Она была дочерью Ростовского князя Дмитрия Борисовича. В соответствии с традициями, девочка с ранних лет была приучена к молитве и рукоделию.
Когда девушка вошла в возраст, а было ей, по предположениям историков, не более 17-ти лет, ее засватали. Женихом стал тверской княжич Михаил, но молодые знакомы друг с другом до свадьбы не были. По заведенному обычаю, невесту для сына выбрала мать, княгиня Ксения. До нее дошла молва о красоте, набожности и чистоте дочери ростовского князя. Девушку привезли в Тверь, и здесь, уже стоя под венцом, она впервые увидела своего жениха. Как гласит житие, молодые сразу полюбили друг друга.
Жизнь в супружестве с князем Михаилом Тверским
Однако, несмотря на взаимную любовь, счастье Анны было недолгим. На следующий год после свадьбы в Твери случился пожар, выгорел почти весь город. Еще через год запылал уже сам княжеский терем, Михаил и Анна едва успели выбежать. Потом тяжко заболел князь. Не успела жена обрадоваться его выздоровлению, захворала, а затем и скончалась маленькая дочка. После этого княгиня родила еще четверых детей.
В 1304 году кн. Михаилу Тверскому был пожалован от Золотой Орды великокняжеский ярлык. Милость, которой домогались самые знатные княжеские семьи Рюрикова дома, обернулась новым витком кровопролитий и междоусобиц.
Полезные материалы
Московские князья, тоже претендовавшие на великокняжеский престол, никак не могли смириться с тем, что власть перешла к Михаилу. Юрий, княживший в ту пору в Москве, вовлек тверичей в междоусобицы, интриговал против Михаила при ханском дворе. Ярлык был пожалован в Москву, Михаил готов был смириться с этим, однако, к Твери подступили московские полки.
Эту схватку Михаил выиграл. Он разбил войско Юрия, захватил его супругу, которая была сестрой хана Узбека, и татарского посла. Однако, победа стала причиной многих бедствий. Плененная княгиня чем-то заболела и в несколько дней умерла. Чтобы не навлечь на свой город и своих подданных новых бедствий в виде карательного похода разгневанного Узбека, князь Михаил принял решение отправиться на поклон к хану в город Сарай. Это было в 1318 году.
Михаил пред отъездом исповедался и причастился, прекрасно зная, что живым из Сарая ему не вернуться. И в эти страшные дни Анна была его советчицей и опорой. «Иди, мой господин, если хочешь добровольно пострадать за Христово дело, будешь поистине блажен навеки!» — говорила она ему.
Вдовство
Так и случилось. Князь Михаил был замучен татарами, а его тело привезли на родину только через год. Оно осталось нетленным, несмотря на то, что везли его в холод и в жару в простой телеге. Князь Михаил Тверской впоследствии был канонизирован.
Безутешная вдова, похоронив мужа, должна была утереть слезы и заняться делами княжества. Все заботы управления Тверью, сотрясаемой феодальными распрями, находящейся под постоянной угрозой новых татарских набегов, легли на плечи княгини. Бедствия не кончались.
1325 год. В Сарае погиб наследник Михаила Дмитрий, имевший прозвание Грозные Очи. Прозвище было дано ему не случайно, нрава молодой княжич был горячего и гордого. В Сарае он увидел Юрия Московского. И, поскольку не сомневался в его причастности к гибели своего родителя, пронзил его мечом. Юрий испустил дух на месте, а сам Дмитрий был казнен по распоряжению Узбека.
1327 год. В Твери случился мятеж, во время которого были перебиты все ордынцы, в том числе, и ханский посол. За этим последовал карательный набег, Тверь и села вокруг были разорены, сожжены и разграблены. Княгиня с семьей спасалась в лесах.
1339 год. Другой сын княгини Александр, взяв с собой своего наследника Федора, отбыл в Сарай в надежде испросить у хана прощения за мятеж. Однако повелитель Орды был неумолим и повелел казнить их обоих.
Княгиня-инокиня
Тяжело переживая эти потери, Анна решает удалиться от мира. Она принимает монашество с именем Ефросинии (по другим источникам – Софии). Через некоторое время младший сын Василий возвел в своем городе Кашине женский Свято-Успенский монастырь и пригласил в него свою матушку. Княгиня приняла предложение и провела оставшиеся годы в новой обители, пребывая в молчании и молитве до глубокой старости.
Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская с монастырем, в молении облачному Спасу
Иконография:
Анна Кашинская, святая благоверная княгиня
Датировки: XX в.
Происхождение: Деревня Никольское, Рамешковский район.
Материал: Дерево, масло, металл
Размеры иконы: высота 8,8 см, ширина 7,1 см
Ростовое изображение святой Анны Кашинской в молении облачному Спасу. Слева помещен пятиглавый собор с колокольней.
Инв. № ТвМ НВФ 2409. © Тверской государственный объединенный музей
Обретение мощей
В начале 17-го столетия пол в старом Успенском соборе обветшал и местами сильно осел. Могилы, которые были под полом, оказались на поверхности, и среди них – могила схимонахини княгини Анны. Люди, не зная, кто здесь похоронен, позволяли себе класть на могильную плиту шапки, садиться и даже забираться на нее с ногами.
В эпоху смуты, когда по стране беспрепятственно передвигались польско-литовские отряды, грабили и убивали, Кашин несколько раз ожидал неминуемой гибели. Поляки подходили совсем близко, но всякий раз без видимых причин отступали, не тронув город.
Однажды в городе разыгрался пожар. Жители были готовы к самому страшному исходу, однако, огонь довольно быстро погас, не причинив большого ущерба. «Не иначе, за нас какой-то святой молится!» — говорили горожане, но никто не мог назвать имени молитвенника.
Разрешилось всеобщее недоумение таким образом. Был при Успенском соборе пономарь Герасим, который тяжко страдал какой-то болезнью. Однажды во сне явилась ему строгая старица в схимническом одеянии и сказала: «Почему народ гроб мой ни во что не вменяет? Ведь я молю Бога о вас и вашем городе, защищая его от многих бед и несчастий!». Проснувшись, Герасим понял, что он полностью здоров.
Он тут же побежал к настоятелю и рассказал ему о своем видении. У могилы Анны зажгли свечу и стали обращаться с местом захоронения благоговейно. Народ стал почитать свою заступницу, а от мощей святой стали происходить чудесные исцеления.
В 1649 году могилу Анны по приказу государя Алексея Михайловича подвергли освидетельствованию. Гроб вскрыли и нашли тело инокини нетленным. Ее десница замерла на груди в благословляющем жесте: два перста – указательный и средний – вытянуты, остальные согнуты. Поместным Собором кн. Анна была канонизирована. Вскоре ее останки были помещены в недавно построенном Воскресенском соборе, причем, сам государь Алексей Михайлович помогал нести гроб.
Запрет на почитание
Однако, через несколько лет Собор, на котором председательствовал Патриарх Иоаким, объявил новое решение: княгиню Анну святой более не считать.
Причиной этого единственного в своем роде вердикта был раскол, который сотрясал нашу страну в тот период. Как известно, одним из символов сопротивления раскольников церковной реформе было двоеперстие. Рука княгини Анны, как это было хорошо известно многим, лежала на ее груди с пальцами, сложенными двоеперстно. Для сторонников старого обряда это стало важным аргументом в пользу их правоты.
Иконы и шитые покровы с изображением княгини были изъяты, и ее имя было вычеркнуто из святцев. Было приказано более не служить молебнов как святой, но обычные панихиды, как по всем умершим. Мощи святой, которые до того времени стояли, открытые всем молящимся, были закрыты крышкой и преданы земле. Формальным предлогом для деканонизации стали «несогласия» в житии святой с летописными известиями о ней.
Народное почитание
Однако, и после того, как официальная церковь исключила княгиню Анну из числа святых, народ не перестал ее почитать. К ней, как и прежде обращались с мольбами об избавлении от болезней и бедствий. Церковноначалие Кашина такому народному благочестию препятствий не чинило. Более того, здесь по-прежнему записывали свидетельства об исцелениях по молитвам святой Анне.
Вторая канонизация
В 1818 году часть старообрядцев приняла учреждение Единоверия, то есть, сохранив собственный обряд и уклад, признала авторитет и власть Московского Патриарха. Это послужило толчком для возвращения княгини Анны в сонм православных святых. Кашинцы начали соответствующую переписку. Разрешение на новую канонизацию было дано императором Николаем II лишь в 1908 году. В Кашине прошли пышные торжества с участием членов императорской фамилии.
После Октябрьской революции мощи многих святых были подвергнуты безбожным «освидетельствованиям». Св. Анна – страдалица при жизни и после смерти – тоже не избегла этой участи. Ее мощи были изъяты, однако в 1948 году их вернули Церкви. Сейчас они хранятся в Вознесенском соборе г. Кашина.
Фото Вознесенского собора, 1909 год.
Случаи чудесной помощи
Анна Кашинская всегда была заступницей и молитвенницей перед Богом за всех жителей города Кашина, как, впрочем, и всех, кто обращается к ней с верой. Известно, что Кашин не подвергся нападениям поляков в эпоху Смуты. Обошло его Наполеоновское нашествие.
Во время Великой Отечественной войны немецкие войска так же не дошли до Кашина буквально несколько километров и были вынуждены отступить. Записан рассказ одного из солдат, который охранял в те годы железнодорожный узел. После захода солнца, в темноте, перед ним явилась величественная женщина в иноческом облачении, и произнесла:
Много верующих обращаются к святой княгине Анне с молитвой о помощи и получают просимое. Сохранились свидетельства о чудесных исцелениях, приведем некоторые из них.
Исцеление у мощей
В XVII веке жила некая Акилина, горожанка из простого сословия. К святой она почтения не испытывала, и как-то оперлась даже о ее гроб. Тут же ее постиг тяжкий недуг – Акилина стала «расслабленной». Ее привели к могиле святой Анны на богослужение, посвященное обретению мощей кашинской заступницы. Акилина усердно молилась всю литургию, и была прощена: все увидели, что от расслабленности «посадской жены» ничего не осталось.
Молитва у иконы
В Николаевском женском монастыре Кашина можно увидеть брошюру, изданную в 1911 году некоей Александрой Дьяконовой. В ней эта молодая женщина рассказывает о том, что ее поразил нервный недуг, сопровождавшийся припадками, истериками и депрессией. Александра даже думала о том, чтобы наложить на себя руки.
В дни второго прославления Анны Кашинской женщина зашла в храм и обратилась к иконе святой Анны с просьбой об исцелении, хотя и не очень верила, что это возможно. Однако, эта молитва светской дамы, чуждой религиозности, была услышана. Недуг тотчас оставил Александру Дьяконову, и она стала с тех пор другим человеком — религиозным и далеким от прежней суетной жизни.
Храмы и увековечивание памяти
Есть несколько храмов и часовен, освященных в честь Анны Кашинской. Вот некоторые из них.
- Церковь Анны Кашинской в Кузнецах, Московская область.
- Церковь Анны Кашинской в Ростовской области.
- Придел Анны Кашинской в Вознесенском соборе Христорождественского монастыря Твери и в Успенском соборе в Кашине.
- Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре в Москве.
Святая Анна Кашинская: Горькая мера – мера Христова
25 июня — Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.
3 августа — Обретение мощей благоверной княгини.
Святая Анна Кашинская
В сонме русских святых благоверная княгиня Анна Кашинская занимает особое место. Каждому святому присуща в большей степени та или иная христианская добродетель. Княгиня Анна воплощает в себе добродетель терпения. Это душевное свойство в христианстве имеет настолько высокое значение, что без него невозможно обретение иных, более возвышенных, добродетелей – смирения и кротости. Оно отворяет дверь ко спасению, полагает основание духовному подвигу. Не случайно апостол и евангелист Лука выделяет его как средоточие христианских добродетелей: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.: 21, 19). В Евангелии на этот счет есть и прямое обетование самого Спасителя: «…претерпевший до конца спасен будет» (Мф.: 10, 22). Значение этих слов раскрывается благодаря связанному с ними пророчеству: «И от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.: 24, 12) – то есть способность терпеть оказывается мерой любви в человеческом сердце, мерой зрелости христианского характера.
На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа: Русь в ту пору находилась под игом Орды.
С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ. Удары следовали один за другим. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел ее супруг – молодой князь Михаил Тверской. Едва миновала опасность, как во младенчестве умерла Феодора – первенец великокняжеской четы. А в 1318 г . княгиню постигло новое горе: за отказ поклониться идолам в Орде был замучен ее муж – князь Михаил. Для православных людей самым прискорбным обстоятельством было то, что этот эпизод был спровоцирован соперничеством единоверного московского князя Юрия. В истории Церкви нередки случаи, когда подвиг одного из супругов, принявших мученический венец, освящает обоих, поскольку для другого бескровным мученичеством становится сама жизнь. Такова история святых мучеников Адриана и Наталии, сохранившей вдовство после исповеднического подвига мужа. Такова история и св. благоверной княгини Анны Кашинской.
Ожесточенный, воинствующий мир отнимал у нее ближних одного за другим: в 1325 г . старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 г . в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Твери против татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.
Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г ., удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.
Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г . в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.
В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.
Преподобная благоверная великая княгиня инокиня Анна Кашинская
Житие преподобной благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской, чудотворицы.
празднование святой совершается 12/25 июня и 2/15 октября
С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него. дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию. желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).
Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.
Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),— которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.
Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,— отмечает летописец,— како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.
В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой. когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно. Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны — вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.
Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.
В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она. частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание—«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.
По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.
В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество – на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание — были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.
Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606—1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.
После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.
Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).
В 1677 году Патриарх Иоаким (1674—1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.
В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.