Андрей Рублёв: житие святого, день памяти, молитва

Биография и творчество Андрея Рублева

В культуре любого народа есть идеалы, которые на протяжении многих веков являются образцами для творчества. Одним из таких идеалов в русской культуре является творчество Андрея Рублёва. Его работы создавались во время великих перемен в жизни русского народа. В людях проснулось самосознание и понимание необходимости объединения ради достижения независимости. На этой волне пробуждается интерес к культуре Руси домонгольского периода и появляются великие живописные и литературные произведения.

Загадка Рублёва

Андрей Рублёв — одна из самых загадочных личностей в отечественной истории. О нём сохранились лишь краткие записи в работах современников и более поздних источниках. Довольно трудно определить и точное количество его работ. Это связано с традицией не подписывать иконописные работы, так как они являлись олицетворением Господа и святых предстоятелей и писались по установленным канонам, а не по воле иконописца.

Биография

Житие святого преподобного мужа не составлено. Но историки на основе отрывочных фактов восстановили его жизненный путь.

Молодые годы

Точная дата и место рождения великого иконописца не установлены. Принято считать, что он появился на свет в 60-70 гг. XIV столетия на землях московского или новгородского княжеств. Это выводы исследователи делают на основе анализа его работ, в которых прослеживается влияние русской иконописной школы. Её центрами были новгородская и владимиро-суздальская земля.

О его семье ничего не известно, но прозвище Рублёв может говорить о принадлежности к потомственным ремесленникам. О его детских годах сведения также не сохранились. Некоторые учёные считают, что преподобный иконописец какое-то время жил и учился мастерству в Болгарии и Византии.

Традиция посещать земли и страны, в которых зарождались христианские традиции, существовала у русских творческих людей и монахов многие столетия. Пребывание Рублёва на греческой земле объясняет сочетание в его работах признаков и русской, и византийской иконописи.

Зрелость

Дата принятия Андреем монашеского пострига точно не определена. Считается, что это события произошло до 1405 г., когда уже опытный иконописец участвовал в росписи Благовещенской церкви, расположенной в московском Кремле.

Место вступления мастера в монашескую жизнь также не указано в источниках. Его творческий путь связан с двумя обителями, расположенными в московских землях, Спасо-Андрониковым монастырём и Троице-Сергиевой лаврой. Исследователи считают, что монашеский путь иконописец начал в московской обители, где выполнял заказы московского митрополита и великого князя. А во время работы в монастыре, основанным преподобным Сергием, он обрёл духовного наставника в лице Никона Радонежского.

В течение 20 лет иконописец совместно со своим товарищем в посте Даниилом Чёрным вёл праведную жизнь, состоящую в служении Господу. Оно выражалось в создании живописных работ, в которых отражалась идея душевной силы и красоты человека, созданного для единения со Всевышним Создателем.

Земной путь иконописца-подвижника закончился осенью 1428 г. в московском Андрониковом монастыре. По более поздним свидетельствам, местом его погребения является территория, примыкающая к колокольне соборного храма обители.

Интересно: по легенде, в час физической смерти Даниилу Черному было явлено откровение о небесном прославлении его собрата.

Почитание и канонизация

Благочестие и святость иконописца признавали и современники, и потомки. В XVI столетии, созданный им образ Пресвятой Троицы с благословения Стоглавого Собора становится каноничным изображением. В это же время появляется сочинение, описывающее идеального создателя икон, прообразом которого, по мнению исследователей, является святой Андрей. На книжных миниатюрах, написанных в XVI-XVII веках, иконописец изображался с сияющим кругом у головы.

Официальная канонизация Андрея Рублёва произошла в 1988 г. Его возвели в лик преподобных святых. Дни его памяти отмечаются православными христианами три раза в год:

  • в день смерти святого преподобного Андрея 4 июля;
  • в составе Собора Радонежских святых 6 июля;
  • в праздник Собора Московских святых 26 августа.

Творчество

В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:

  • плавные линии в изображении фигур и одежд;
  • тонкая прорисовка ликов и одеяний;
  • преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
  • чёткие параболические линии в построении композиции.

Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.

Иконопись

Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.

Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:

    «Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.

Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.

  • «Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.

Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.

  • Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.

Монументальная живопись

Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:

  1. Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
  2. Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.

Оформление книг

Руке святого Андрея принадлежат несколько миниатюр в Евангелие, которое подарил Сергиевой лавре боярин Хитров. Они изображают Евангелистов и их символы. Наиболее известна среди них миниатюра ангела, символизирующего апостола Матфея. На ней широко шагающий ангел помещён в круг, который делает целостной и спокойной его фигуру.

На заметку! Сегодня уникальная книга хранится в Российской Государственной библиотеке.

Андрей Рублёв, творчество которого ознаменовала начало подъёма русской национальной культуры, изменил восприятие Господа, как карающего и строгого Судьи, на мудрого и любящего Отца, взирающего со спокойствием на своих детей. Его работы сделали его уважаемым современниками подвижником, праведные деяния которого признали потомки и возвели мастера в лик святых иконописцев, поставив его в один с родоначальником иконописи святым Лукой.

Преподобный Андрей Рублев

Сведения о святом Андрее Рублеве очень немногочисленны. Это житие преподобного Никона Радонежского, краткой и пространной редакции; «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого; «Сказание о святых иконописцах» конца XVI – начала XVII веков и летописные упоминания. Важное дополнение к немногочисленным сведениям о святом Андрее составляют его произведения – иконы и росписи. Согласно известному постановлению Седьмого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости – чин святых иконописцев во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, росписи и иконостас Успенского собора во Владимире, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, икона «Святой Троицы» из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Самое знаменитое из его произведений – икона «Святая Троица», по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. О происхождении его ничего не известно. Некоторый свет проливает наличие у него прозвища «Рублев», которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, «Рублев» – родовое прозвище с окончанием, характерным для русских фамилий, т. е., по существу, фамилия. В XIV – XV веке и значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предположительно – 1360-й. Обучение он начал с детских лет и вскоре достиг немалого умения. Считается, что святой Андрей в ранний период своей жизни мог учиться и работать в Византии и Болгарии. Преподобный жил в эпоху крупных исторических событий, часто очень тяжелых для Руси. В 1380 году произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения определили сделанный святым Андреем выбор – монашеский путь. В 1395 году Русь подверглась новому нашествию – на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана (Темир-Аксака). В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святыню на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого по благословению митрополита Киприана святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской. Достоверно неизвестно и место пострижения святого Андрея. Наиболее вероятно, это Спасо-Андроников монастырь в Москве – один из монастырей, с которыми была связана его жизнь. Второй такой обителью стал Троице-Сергиев монастырь. По духу святой Андрей несомненный ученик святого Сергия, хотя предание, относящееся к концу XVI века, говорит о святом Андрее как о духовном сыне преподобного Никона Радонежского. Находясь в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV – XV веков работал в Звенигороде и в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симонове монастыре, по соседству с Андрониковым. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 году на Белоозеро, но и о нем, как о яркой личности, несомненно, было известно иноку Андрею. Наконец еще одной такой личностью был непосредственный ученик преподобного Сергия преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Пребывая в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Хорошо знал инок Андрей и Епифания Премудрого, и других высокообразованных людей своего времени, с которыми тесно общался. Среди них – святителя Киприана, митрополита Московского. Духовный мир святителя Киприана, который прошел школу афонского монашества, был близок иноку Андрею. Поскольку митрополит Киприан был учеником святого патриарха Филофея, ученика святителя Григория Паламы, духовная генеалогия преподобного Андрея через общение со святителем восходит к обеим главам афонского исихазма. Возношение «ума и мысли» от созерцания святых икон к «невещественному и божественному свету» («возведение чувственного ока») – такая характеристика была не случайно дана Иосифом Волоцким преподобному Андрею и его сопостнику Даниилу Черному. Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святителя Фотия, Московского митрополита, также принадлежавшего к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов. Ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал. «Всех превосходящий в премудрости зельне», по выражению преподобного Иосифа, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Краткое сказание святого Иосифа доносит до нас удивительно светлый образ двух подвижников-художников – Андрея Рублева и Даниила Черного, истинных иноков и аскетов. Они преуспели в божественной Любви, которая открылась им и привлекла их к Себе. Стяжанием великой божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогдаже о земных упражнятися». Созерцание икон для них – праздник, исполняющий сердце «божественной радостью и светлостью», поскольку возводит ум «от вещественных вапов», т. е. от материального, огрубленного, недвижного подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы, как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти. «Сего ради», т. е. ради столь высокого и столь духовного образа жизни, «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея, его сопостник Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «виде. Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство». Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь. На протяжении XVI – XVII веков память обоих иконописцев, и особенно святого Андрея, глубоко почиталась. Определением Стоглавого собора (1551) было благословлено писать образ «Святой Троицы», как Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы». В строгановском иконописном подлиннике (конец XVI века), пользовавшемся авторитетом в среде придворных иконописцев, сообщается: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святыя иконы написал, все чудотворныя. а прежде живяше в послушании у преподобнаго отца Никона Радонежскаго. Он повеле при себе образ написати пресвятая Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу. » Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в старых месяцесловах. Приводимые источники удостоверяют, что в XV – XVII веках почиталась святость Андрея Рублева, как и высокая праведность Даниила. По традиции в Троице-Сергиевой Лавре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти святого Андрея Критского. Этот день определен и для совершения памяти преподобного после общецерковного прославления на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. XVIII – XIX века были временем забвения многих православных традиций и, в частности, канонического иконописания. Известность святого Андрея вновь просияла лишь с начала XX века, когда пробудился интерес к традициям православного иконописания. По явному Промыслу Божию именно в XX веке «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины Православия пред лицом всего мира. Преподобный Андрей канонизирован на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

День памяти преподобного Андрея Рублёва

17 июля православный мир воспоминает монаха-иконописца, величайшего художника, написавшего непревзойдённое изображение Святой Троицы ― одну из самых известных икон в истории христианства. Вашему вниманию предлагаем житие преподобного Андрея Рублёва в изложении архимандрита Исихия (Клыпы).
Продолжить чтение → svlavra.church.ua/?p=24039

Это правда, Святогоская Лавра 🙂 Но святой Андрей Рублёв будет рад разделить нашу и вашу радость в ЭТОТ день Церковного календаря с памятю великого Страстотерпца Российского Императора Николая Второго, убиенного жестоко, а перед этим сурово гонимого жестокими неверными людьми в ссылках, аж до Ур.

Это правда, Святогоская Лавра 🙂 Но святой Андрей Рублёв будет рад разделить нашу и вашу радость в ЭТОТ день Церковного календаря с памятю великого Страстотерпца Российского Императора Николая Второго, убиенного жестоко, а перед этим сурово гонимого жестокими неверными людьми в ссылках, аж до Урала, тайно убитого без суда и следствия за Веру, Церковь Православную и Отечество, вместе с женою царицею Александрою и пятью светлыми детьми. в этот же день, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Радостно было сегодня на вечерней службе а Черниговском Спасском Соборе! Читался Акафист Святым Царственным Страстотерпцам и водосвятный молебен с полиелеем. Мало нас было с батюшками, но было нас. Спасибо. Всех с Праздником!
Молитвы святым завтрашнего дня.
Тропарь благоверного великого к.

Радостно было сегодня на вечерней службе а Черниговском Спасском Соборе! Читался Акафист Святым Царственным Страстотерпцам и водосвятный молебен с полиелеем. Мало нас было с батюшками, но было нас. Спасибо. Всех с Праздником!
Молитвы святым завтрашнего дня.
Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского
глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского
глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак благоверного великого князя Андрея Боголюбского
глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского
глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Ин тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского
глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Андрее,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева
глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Андрея Рублева
глас 3
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.
Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева
глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Кондак преподобного Андрея Рублева
глас 8
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Тропарь преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
глас 3

Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
глас 2

Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобной Марфы
глас 4

Житием чистым и любовию, яже ко Пречистей Божией Матери,/ стяжала еси дар чадородия преславный,/ светильника миру, дивнаго Симеона,/ тем тя, Марфо,/ яко матерь, о чаде веселящуюся, песньми ублажаем.

Ин тропарь преподобной Марфы
глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марфо, дух твой.

Кондак преподобной Марфы
глас 2

В молитвах Господеви предстоящи,/ Пречистей Деве Богородице пение и хвалы приносящи,/ Марфо честная,/ породила еси священное отроча,/ Симеона предивнаго, светильника всемирнаго,/ с нимже моли присно о всех нас.

Тропарь Царственных страстотерпцев Российских
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Ин тропарь святым Царственным мученикам
глас 5

Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.

Кондак царственных страстотерпцев
глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую

Проповедь в день памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца, 17 июля 1994 г.

Преподобный Андрей Рублев, память которого чтит сегодня Церковь, был пре-подобным по преимуществу. Его преподобие было в его сотворчестве Богу, в продолжении видимого раскрытия тайн Божьего домостроительства, Божьего замысла о мире. Сама канонизация Андрея — явление некоего поворота в жизни Церкви. Это совсем не значит, что до него не было святых иконописцев: свидетельство тому — пришедший первым на ум Алипий Печерский († 1114). Суть не в этом. Канонизация Рублева спустя пятьсот с лишним лет — признание богословия иконописца, его дара выражать церковный догмат средствами живописи.

Преп. Андрей на рубеже XIV—XV вв. не только достойно принял пальмовую ветвь — плод расцвета византийской иконы времен Палеологов — через своего друга и учителя Феофана Грека, не только развил задатки домонгольской русской, по преимуществу «романской» иконы, но сделал решительный шаг и открыл новый путь, превышающий даже задачи, выраженные в оросе Седьмого Вселенского Собора (в том, что икона должна «соответствовать евангельской проповеди» и служить к «уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова»). Через икону Рублев стал богословствовать. Никто ни до него, ни после не говорил таким чистым языком веры.

Трудно говорить об иконе Святой Троицы преподобного Андрея, ибо о ней сказано так много, что порой думается, что добавить уже нечего. Но это неверно.

Россия, как всем хорошо известно, приняла христианство позднее большинства европейских стран. Тринитарные споры давно отшумели, соборные дискуссии Византийской империи, в которые вовлекались толпы народа, даже воспоминанием своим не достигали ушей народна северной Московии. Православные догматы были даны, но их нужно было усвоить, принять, сделать своими.

Вопреки некоторым «розовым» представлениям о прошлом, с грустью нужно признать, что лесные просторы не оглашались словом, а деревянные амвоны знали только единичных проповедников, таких как митрополит Иларион да Кирилл Туровский. Еще менее развито было письменное слово. Греческая каллиграфия, превращенная Кириллом, Учителем славян, в славянский шрифт, еще далеко не была усвоена. Было мало писателей, еще меньше читателей. Наверное, потому исихазм стал родным для России, что и говорить-то толком еще не научились. Все известное наследие Древней Руси до XIV в. умещается в небольшой книжице, которую даже томом назвать затруднительно.

Тем не менее уже был митрополит Алексий, по-гречески «умевший» и переводивший Священное Писание на российский лад, и преподобный Сергий, жизнью своей раскрывавший свое сердечное знание о Живоначальной Троице. Вот почему Андрей Рублев открывает русское возрождение, русское «кваттроченто», не только красотой почти античной формы, но и глубокой «умной» проповедью — «умозрением в красках».

Икона Святой Троицы воистину открывает новые горизонты богословия, превосходящие даже скупость догматических определений, скованных апофатикой. Что мы знаем о свойствах Лиц Святой Троицы из догматического учения Церкви? — только границы — и это верно; остальное дается верой и интуицией: рождение, исхождение, нерожденность — все и ничего, много и очень мало. Что мы знаем о Троичном Единстве? — только исповедание: Единосущие и Нераздельность.

То, что нам раскрывает Андрей Рублев, тоже не может быть высказано, но может быть почерпнуто образно. Этот образ Троичной жизни Великого Совета Пресвятой Троицы вокруг жертвенной чаши взят и воспринят (и претворен затем) у преподобного Сергия Радонежского. Смутный намек на это есть в житии преп. Никона — ученика Сергиева.

Этим предположением не следует пренебрегать. Сергий — носитель веры — предпочитал дело, а не слово. Рублев — восприемник откровения учителя Российского — предпочел слову — образ. И этот образ точнее богословской форму-лировки. Как сказал прот. А. Шмеман, рублевская Троица есть «откровение, явление и видение Единства как самой Божественной жизни, как Сущего».

К сожалению, у преподобного Андрея не было достойных продолжателей. Даже первые русские богословы-толкователи икон не способны были оценить этого откровения. Икона Троичного единства опять вернулась к литературному сюжету Библии: явлению трех странников в ангельском обличии, а споры XVI и XVII вв. будут о том, кто же из них — образ Христа, и писать ли нимбы крещаты у всех или у Единого…

Но есть надежда, ибо Троица заново обрела жизнь только в 1918 г., а Рублев признан святым иконописцем в 1988 г. За это время Троица стала главной иконой христианского мира. Она невидимо собирает распадшееся тело Церкви. Она сама, как некогда явленные иконы, ушла бродить по свету, возвещая о Церковном Единстве, ибо являет собой Единосущие и Единство. Икону эту можно встретить даже в протестантских храмах Запада, ибо перед ней бессильны иконоборческие доводы. Она не изображает Бога и не отображает Его, она от образа возводит к Первообразу, от типа к Архетипу — Творцу всех.

Вот почему мы славим творца иконы Святой Троицы, обозначая тем самым свое собственное церковное предназначение — единство церковное, подобное единству Трех.

Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца?

17.07.13, 10:15

В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА.

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Счастливая судьба Андрея Рублева

Можно сказать, что судьба его сложилась счастливо: он был знаменит уже при жизни, о нем упоминают летописи и жития святых, ему заказывали иконы князья и монастыри, он работал в Москве, Владимире, Звенигороде. Не был забыт он и после смерти, слава Рублева как первого иконописца на Руси сохранялась веками. Стоглавый собор (1551 г.) признал работы Рублева образцом для подражания. Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный».

В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Андрей Рублев именуется святым подвижником и боговидцем. Очень ценили Рублева старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия. Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, имя иконописца-подвижника сохранялось как эталон церковного искусства.

Не забывали Андрея Рублева и в советское время, несмотря на богоборческий и иконоборческий пафос советской науки, имя его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева. В Москве был открыт музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. А его произведения, собранные в основном в Третьяковской галерее, стали объектом пристального внимания ученых.

Житие, собранное по крупицам

О преподобном Андрее Рублеве написано множество книг и статей, его творчество досконально изучено. Но, если задуматься, что мы знаем о жизни иконописца как святого подвижника? Биографические сведения крайне скудны, его житие приходится собирать буквально по крупицам.

Родился он в 1360-х гг. Более точно дату его рождения определить трудно. Но известна дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в. с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище. Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.

Время это было страшным: на Руси хозяйничали татары, они разоряли города, грабили храмы и монастыри, уводили в плен людей. При этом шла постоянная междоусобная борьба князей, особенно кровавой она была между Москвой и Тверью, претендовавшими на великокняжеский ярлык. Дважды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Нижнему Новгороду прошлась чума. В 1365 году Москва горела, в 1368-м — пережила нашествие литовского князя Ольгерда, в 1371-м – голод.

Среди этого хаоса и смятений рос и воспитывался будущий создатель образов небесной гармонии. Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во-вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож.

Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г., где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев.

Рублев был чернецом, то есть, монахом. И имя Андрей, по всей видимости,— не родовое или крестильное, а монашеское. Скорей всего, монашеский постриг он принял в Троицком монастыре, при Никоне Радонежском, ученике и преемнике преп. Сергия Радонежского. Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году. С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Последние годы Андрей жил в Спасо-Андрониковом монастыре, основанном также учеником Сергия, преп. Андроником. В этой обители он и закончил свой земной путь.

Эталон церковного искусства

Андрей Рублев был причастен к кругу преп. Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси. Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония.

Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи под 1408 г. в связи с росписью Успенского собора во Владимире. Эту работу он осуществлял вместе с иконником Даниилом Черным, который назван его «другом и сопостником». Даниил также был монахом, возможно, греком или сербом, о чем говорит прозвище — Черный. Летописец называет его первым, значит, Даниил был старшим: по возрасту или по чину. С этим человеком будет связана вся дальнейшая судьба Андрея Рублева, вплоть до его кончины.

Успенский собор во Владимире считался кафедральным собором Русской Церкви, и его роспись была делом ответственным. Собор был построен в XII в., при Андрее Боголюбском, но его росписи погибли в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново. Был также поставлен иконостас и создан список древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери. Оба мастера — и Андрей, и Даниил — выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю.

В середине 1420-х гг. Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Для этого же храма преп. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение. Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель — Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой, и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества. Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви.

Универсальный мастер

Мастеру приписываются также и книжные миниатюры. Например, листы и заставки «Евангелия Хитрово». Древнерусские художники очень часто иллюминировали книги. Переписывание и украшение книг было одним из распространенных монашеских послушаний. Вообще книжная культура древнерусских монастырей была чрезвычайно высока, круг чтения монахов был весьма разнообразен. Андрей Рублев также был человеком книжным, много читавшим и весьма образованным по тем времена. Во всяком случае, видно, что миниатюры «Евангелия Хитрово» делал мастер, тонко чувствующий красоту и глубоко понимающий смысл изображаемого.

Андрей Рублев был универсальным мастером: он писал иконы и фрески, занимался книжной миниатюрой. Вполне вероятно, что вместе с митрополитом Киприаном и Феофаном Греком он был причастен к разработке высокого русского иконостаса, который в русле литургической реформы Киприана представлял собой стройную, глубоко продуманную богословскую систему, создающую образ Небесной Церкви.

Последние годы жизни Андрея Рублева были связаны со Спасо-Андрониковым монастырем. К сожалению, росписи Спасского собора, выполненные им, не сохранились. Но жизнь иконока-иконописца и в этой обители была подвигом и служением, молитвой и творчеством, ибо так он жил всегда.

Рублев — признанный иконописец, но, прежде всего, он был монахом, его жизнь была полностью отдана служению Церкви. Его святость была очевидна уже для его современников. Сразу после его смерти, в XV веке устанавливается местное почитание преподобного Андрея-иконника в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях, насельником которых он был. Общецерковно причислен к лику святых преподобный Андрей Рублев только в 1988 г. Церковь празднует его память 17 (4) июля.

Откуда Церковь узнала, что Рублев святой?

В год тысячелетия Крещения Руси Православная Церковь причислила к лику святых иконописца Андрея Рублева. Канонизация — дело непростое, у соответствующей комиссии должны быть веские доказательства святости человека. Но о жизни Рублева нам практически ничего не известно. Сохранились только скупые строки летописей с его упоминанием и написанные его рукой иконы. Откуда же Церковь узнала, что Андрей Рублев святой?

Источники, сообщающие об Андрее Рублеве, очень немногочисленны. Это житие преподобного Никона Радонежского, “Отвещание любозазорным” святого Иосифа Волоцкого, “Сказание о святых иконописцах” конца XVI — начала XVII века, летописные упоминания и запись о могиле святого Андрея начала XIX века. Сведения о святом иконописце в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания.

Место и время рождения Андрея Рублева неизвестны. Предполагают, что он родился в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) в промежутке от 1360 года до начала 80-х годов ХIV века. Одни исследователи считают, что он происходил из знатной семьи, другие — что из ремесленников. Предполагают, что в юные годы Андрей мог учиться иконописи и работать в Византии и Болгарии. Монашеский постриг он принял либо в Троице-Сергиевом, либо в Андрониковом монастыре.

Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году. Оно свидетельствует о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Та же летопись сообщает нам, что в 1408 году Андрей с Даниилом Черным делал росписи во владимирском Успенском соборе. В 1420-х годах они трудились над благоукрасительством Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1411-м или 1425-1427 годах была написана знаменитая “Троица”.

Также кисти преподобного принадлежат икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в городе Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами.

Андрей Рублев скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве в Андрониковом монастыре, где за полгода до этого выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. В этом монастыре он и похоронен.

В июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви Андрей Рублев причислен к лику святых. Из летописных упоминаний можно сделать вывод, что он был хорошим монахом, но для канонизации этого недостаточно. Не было зафиксировано чудес по молитвам к нему, не было обнаружено его нетленных мощей.

Стоит заметить, что Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) долго не могла принять решения по вопросу канонизации Рублева. В результате долгих обсуждений и тщательного изучения всех известных фактов о жизни иконописца было принято положительное решение о причислении его к лику святых. Но состоялось это более чем на 20 лет позднее канонизации Рублева РПЦ, а именно в 2009 году.

Чем же руководствовалась Церковь, когда уверенно назвала Андрея Рублева преподобным?

В Третьяковской галерее хранится самое прославленное произведение Андрея Рублева — знаменитая “Троица”. В основе сюжета этой иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога-Троицы в виде трех прекрасных ангелов. Издавна существует несколько вариантов изображения Троицы, иногда с подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба (в собрании галереи это иконы Троицы XIV века из Ростова Великого и XV века из Пскова). Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублев отказывается от канонических повествовательных деталей, которые традиционно включалисьвизображенияГостеприимства Авраама. На его полотне нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. В рублевской иконе все внимание сосредоточено на безмолвном общении трех ангелов.

В основу композиции иконы положен круг, который образуют ангелы, — так святой иконописец выразил православное представление о единосущии Трех Лиц Святой Троицы. Взгляд не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают.

Читайте также: Храм в выставочном зале Третьяковки

Одежды среднего ангела отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это указания на Бога Отца, Первое Лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа. Свойства каждой их трех ипостасей раскрываются, в том числе, и посредством их символических атрибутов — дома, дерева, горы. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Мамврийский дуб переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого.

Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание о Евхаристии. Фигуры левого и правого ангелов также образуют силуэт чаши. Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу, однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты” (Мф. 26:39). Таким образом, изображение Ветхозаветной Троицы превращается в образ Евхаристии, символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство.

Читайте также: “Чернец Андрей Рублев” славы не искал

Канонизация Андрея Рублева стала признанием богословия иконописца, его дара выражать церковные догматы не языковыми средствами, как церковные писатели, а средствами живописи. Творчество преподобного Андрея — это не изображение шаблонных сюжетов, а поистине богословие в красках.

Протоирей Иоанн Свиридов в проповеди в день памяти Рублева произнес следующие слова: Преподобный Андрей Рублев, память которого чтит сегодня Церковь, был преподобным по преимуществу. Его преподобие было в его сотворчестве Богу, в продолжении видимого раскрытия тайн Божьего домостроительства. Божьего замысла о мире. Сама канонизация Андрея — явление некоего поворота в жизни Церкви. Это совсем не значит, что до него не было святых иконописцев. Канонизация Рублева спустя 500 с лишним лет — признание богословия иконописца. Через икону Рублев стал богословствовать. Никто, ни до него, ни после, не говорил таким чистым языком веры”.

Андрей Рублев был не только художником, но и иноком, а написание икон было частью аскетической практики. Общерусская канонизация Рублева состоялась на основании святости жизни и на основании его подвига иконописания.

Читайте также:  Нил Сто­ло­бенс­кий: житие святого, день памяти, молитва
Ссылка на основную публикацию