Андрей Константинопольский: житие святого, день памяти, молитва

Житие Андрея, Христа ради юродивого

Этот блаженный человек происходил из славянского рода и жил в Константинополе, столице Византии, в X столетии. В юном возрасте его приобрел в качестве раба богатый константинопольский сановник по имени Феогност. Андрей отличался дружелюбным нравом, отзывчивостью и внешне был очень привлекателен. Однако хозяин, отдавший раба своего для обучения Священным текстам, отказался от него, так как последний принял христианский подвиг юродства.

Андрей, покинутый всеми, жил в бедности, холоде и голоде, смиренно сносил насмешки окружения, но оказался достойным видения Покрова Пречистой Девы Марии.

Что такое юродивость

Юродивостью называют показное безумие, практикуемое чаще странствующими монахами для достижения внутреннего смирения и уничтожения в себе гордыни. Общество предвзято относится к таким людям: насмехается, унижает, оскорбляет. Однако многие не видят того, что подобное поведение совершается исключительно ради молитвы перед милосердным Господом. Напускное безумие очень искусно, его практически нельзя отличить от настоящей болезни рассудка.

Важно! Юродство — способ защиты духовного сокровища, то есть сокровенной молитвы, от мирской суеты, похвал, различных страстей.

Жизнеописание блаженного Андрея

Константинопольский помещик по имени Феогност, живший во времена императора Льва VI (конец IX столетия), приобретал людей для своих имений. Среди купленных рабов оказался красивый и добросердечный юноша, которого звали Андрей. Феогност проявил к сему отроку наивысшую симпатию, назначил его доверенным слугой и велел обучаться священным письменам.

Андрей принялся за чтение христианских текстов, часто посещал церковь и исправно совершал молитвенные правила.

  • Сатана, видя великое стремление юноши к Господу, проявил зависть и устремился навести страх на него. Князь тьмы явился к Андрею во время молитвы, распахнул двери и пытался сломить волю молодого человека, который вскоре уснул после этого сурового видения.
  • Во сне ему предстали две армии: первая символизировала силы света, воины ее были одеты в белое, вторая — это полчища сатаны, в центре которой стоял безобразный исполин, преисполненный кровожадности и ярости. Андрей испросил Господа: «Кто же осмелится выйти против гиганта и победить в этой непростой схватке?».
  • Тогда с небес спустился сияющий юноша с тремя драгоценными венками в десницах. Андрей поинтересовался у ангела, может ли он приобрести одно из этих сокровищ. На это небесный посланник ответил: «Получишь венок, если с помощью молитвы и крестного знамения сможешь победить темного исполина».
  • Андрей собрался с духом и, подобно царю Давиду, сокрушил с божьей помощью недруга. Проснувшись, он ощутил в своем сердце присутствие христианского сокровища. С этого времени юноша стал вести юродивый образ жизни ради Христа, ибо так велел Всевышний. На следующий день блаженный Андрей взял нож, снял одежды и изрезал тело. Феогност решил, что его верный слуга поддался демоническому искушению, он велел надеть на несчастного вериги и отвести лечебницу, которая находилась в церкви святой Анастасии.
  • Днем блаженный демонстрировал показное безумство, а ночью, когда никто ничего не видел, совершал искреннюю молитву перед Господом. Однако юноша желал извещения от Всевышнего о том, правильно ли он выполняет божественные поручения. Тогда возникло в его сознание очередное видение: пять мудрецов, пришедших в церковь, задали вопрос святой Анастасии: «Почему не излечишь этого несчастного?». Блаженная матушка ответила, что Господь уже исцелил его и направил по истинному пути.

Интересно! После одной из молитв в уме юродивого Андрея возникло видение с символическим подтекстом. Он стоял во дворце перед престолом Царя, который задал следующий вопрос: «Желаешь ли отдать свои труды и жизнь ради Христа?». Блаженный юноша ответил положительно, тогда Господь дал блаженному вкусить чрезвычайно горькую пищу.

Царь объяснил, что изначально скорбь постигает тех, кто возжелал трудиться во благо Господа. После Он угостил юношу сладчайшей манной небесной, отчего тот позабыл бывшую горечь и понял, что эта пища даруется истинно познавшим Господа и утвердившимся в знании.

Деяния в миру

Подвиг юродства для Андрея являлся единственным решением, которое помогло ему избавиться от гнета рабства. Господь знал, что хозяин не отпустит бедного слугу в монастырь, даже если тот проявит сильное желание служения Богу. Поэтому юноша послушал совета, данного ему в видении, и притворился безумным.

Статьи о других святых:

Великую цену заплатил Андрей, чтобы получить свободу.

Феогност четыре месяца держал у себя юродивого Андрея после того, как он вернулся из лечебницы, и, наконец, отпустил, когда сам убедился в невозможности «исцеления» своего раба. Молодой человек, продолжая притворяться безумцем, отправился на улицы, где встретил скорбь, озлобленность, поругания и побои со стороны народа. Иногда он принимал милостыню от добросердечных граждан, но вскоре отдавал ее другим нищим. Однако слуга Божий делал добро своеобразно: подходил к нуждающимся людям и бросал деньги в лицо, делая вид, что желает избить их.

  • Блаженный Андрей мог не принимать пищу целую неделю, а если никто не давал и куска хлеба, он продлевал свой суровый пост еще на несколько дней. Одет Юродивый был в рваное рубище, которое едва прикрывало телесную наготу. Живя в Константинополе, он не имел места, где мог спокойно расположиться, даже нищие прогоняли его со своих шалашей.
  • Желая уснуть, Юродивый иногда располагался между бездомных собак, которые тоже не испытывали к нему любви. Отдых Андрея никогда не совершался под крышей здания, но всегда на холоде или жаре, в отходах или грязи. Испытав много горя и лишений, блаженный святитель получил от Господа дар прозорливости и научился видеть мысли людей.

На заметку! Святой жил в этом мире, не боясь соблазниться материальными страстями. Он пребывал в центре грешной земли и делал все, чтобы молитва его согревала окружение, не видящее духовное совершенство.

Андрея сравнивают с птицей, пребывающей высоко в небе и видящей сквозь океанскую толщу хладнокровных рыб, то есть народ людской. Между ними никогда не возникнет понимания, так как юродивость и святость в обществе рассматривается как отклонение от нормы.

Факты из жития

Если узреть истину, станет понятно, что святой Андрей не попадал под власть бесов и не лишался рассудка, напротив, этот человек врачевал грешные души и вел продолжительную и тайную борьбу со злейшим и главным врагом.

    Однажды один любопытный юноша решил проследить за блаженным и пошел за ним в ночную пору. Он видел, как Андрей подошел к закрытым воротам храма и стал совершать крестное знамение. Церковные двери без какой-либо помощи отворились перед святым, который подошел к алтарю и начал читать молитву. Юноша приблизился и узрел, что Юродивый парит в воздухе.

Видение Покрова

У святого Юродивого был ученик, звали его Епифанием. Они часто совершали совместную молитву во Влахернской церкви, находящейся недалеко от Константинополя. В соборе хранились риза и пояс, принадлежащие Пречистой Деве Марии, реликвии были привезены сюда из Израиля. Влахернский храм возводили ради того, чтобы разместить здесь эти великие христианские святыни.

  • Блаженный Андрей отправился в церковь Пресвятой Богородицы, когда здесь совершался ритуал всенощного бдения, Епифаний находился рядом. В три часа ночи увидел Юродивый высокий образ Девы Марии, появившийся у центральных ворот. Рядом с Богоматерью предстал И. Креститель, а также апостол Иоанн и Иаков. Святые держали Пречистую Деву за руки, ангелы небесные шествовали над её главою и за ней, восхваляя имя Господа.
  • И тогда спросил блаженный учитель у Епифания, видит ли тот великое шествие, ученик ответил: «Да, отче духовный». Они продолжали созерцать, а Богоматерь преклонила колени и совершила продолжительную молитву, проливая слезы. После она приблизилась к алтарной части храма и просила Господа смилостивиться над грешниками. Закончив прошение, Дева Мария сняла с плеч длинное покрывало (омофор) и распростерла над всем людом, собравшимся на всенощное бдение во Влахернском храме.

Пока она находилась здесь, миряне и священники видели этот Покров. Богоматерь удалилась через некоторое время, но оставила в этом месте божественную благодать. Епифаний был вдохновлен и спешил поведать о великом шествии всему городу.

Последние дни Юродивого

В один из дней блаженный пришел к ученику, чтобы провести всю ночь в диалоге о духовной составляющей мира. Святой старец предрек, что Епифаний станет Константинопольским патриархом. Утром эти двое простились, Андрей чувствовал приближение смерти. Ученик, получивший благословение, чрезвычайно горевал, так как догадывался о потере близкого человека. Блаженный достиг крытой галереи, где лег и смиренно испустил дух, отдавшись в руки Бога.

Статьи о Покрове Пресвятой Богородицы:

Тело Юродивого излучало приятных запах благовоний, что привлекло жителей соседних строений. Миро, словно река, истекало от святого. Некая женщина обнаружила останки и поспешила сообщить об этом людям. Когда народ собрался на месте кончины, тела здесь уже не было, но все еще оставался сильный аромат благовоний. Предание гласит, что останки блаженного старца никто не обнаружил, ведь Господь по Своей воле перенес их в места, известные только Ему.

Скончался Юродивый в возрасте 66 лет, окончив свою тайную борьбу с греховностью и злейшим врагом человечества.

Интересно! Блаженный учитель предрек, что его ученик Епифаний станет патриархом Константинополя. По церковному обычаю, при получении какого-либо сана человеку дается духовное имя.

Многие исследователи считают: Епифанием в юные годы был святейший патриарх Николай Хрисоверг, который правил Византийской Церковью почти 13 лет. На период его правления (982 — 994 гг.) приходится Крещение Руси. Это означает, что именно к Николаю (Епифанию) обращался князь Владимир с прошением прислать для великого ритуала православных священников.

Православная Жизнь

Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, ро­дил­ся и был вос­пи­тан в Кон­стан­ти­но­по­ле, где по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра.

Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский

В те вре­ме­на Цер­ковь вол­но­ва­ли ико­но­бор­че­ские сму­ты. Свя­той пат­ри­арх Па­вел (780–784; па­мять 30 ав­гу­ста), не со­чув­ство­вав­ший в ду­ше ико­но­бор­че­ству, по сла­бо­сти ха­рак­те­ра не мог ре­ши­тель­но бо­роть­ся с ере­сью и по­то­му уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял схи­му. Ко­гда к нему при­шла свя­тая ца­ри­ца Ири­на со сво­им сы­ном-им­пе­ра­то­ром, свя­ти­тель Па­вел объ­явил им, что до­стой­ным пре­ем­ни­ком его мо­жет быть толь­ко свя­той Та­ра­сий (в то вре­мя ми­ря­нин). Та­ра­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным столь вы­со­ко­го са­на, но по­том под­чи­нил­ся об­ще­му же­ла­нию, с усло­ви­ем, что бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор для осуж­де­ния ико­но­бор­че­ской ере­си. Прой­дя в ко­рот­кое вре­мя все иерар­хи­че­ские сту­пе­ни, свя­той Та­ра­сий был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол в 784 го­ду. В 787 го­ду под пред­се­да­тель­ством свя­ти­те­ля – пат­ри­ар­ха Та­ра­сия в г. Ни­кее со­сто­ял­ся VII Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 367 епи­ско­пов. На Со­бо­ре бы­ло утвер­жде­но по­чи­та­ние свя­тых икон. Те из епи­ско­пов, ко­то­рые при­нес­ли по­ка­я­ние в ико­но­бор­че­стве, бы­ли вновь при­ня­ты Цер­ко­вью.

Свя­ти­тель Та­ра­сий муд­ро управ­лял Цер­ко­вью 22 го­да. Он вел су­ро­вую ас­ке­ти­че­скую жизнь. Всё свое име­ние он ис­тра­тил на Бо­го­угод­ные де­ла, пи­тая и по­коя ста­ри­ков, ни­щих, си­рот и вдов, а в Свя­тую Пас­ху устра­и­вал для них тра­пе­зу, на ко­то­рой сам при­слу­жи­вал. Свя­той пат­ри­арх бес­страш­но об­ли­чил ца­ря Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го, ко­гда тот окле­ве­тал свою су­пру­гу, им­пе­ра­три­цу Ма­рию, внуч­ку пра­вед­но­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го († 792; па­мять 1 де­каб­ря), чтобы за­то­чить Ма­рию в мо­на­стырь и со­че­тать­ся бра­ком со сво­ей род­ствен­ни­цей. Свя­ти­тель Та­ра­сий ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся рас­торг­нуть брак им­пе­ра­то­ра, за что под­верг­ся опа­ле. Вско­ре, од­на­ко, Кон­стан­тин был низ­ло­жен сво­ей ма­те­рью, ца­ри­цей Ири­ной. Свя­ти­тель Та­ра­сий скон­чал­ся в 806 го­ду. При кон­чине бе­сы, на­по­ми­ная его жизнь с са­мой юно­сти, ста­ра­лись при­пи­сать свя­ти­те­лю не со­вер­шен­ные им гре­хи. «Я непо­ви­нен в том, о чем вы го­во­ри­те, – от­ве­чал свя­ти­тель. – Вы лож­но кле­ве­ще­те на ме­ня, нет у вас на­до мной ни­ка­кой вла­сти». Опла­ки­ва­е­мый Цер­ко­вью, свя­ти­тель был по­гре­бен в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре на Бос­фо­ре. У гро­ба его со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са.

Молитвы

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Тара́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому, глас 3

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Молитва первая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Тара́сие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

15 октября-день блж. Андрея, Христа ради юродивого

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Читайте также:  Григорий Богослов: житие святого, день памяти, молитва

В Константинополе при императоре Льве Великом (886-912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава.
Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу.
Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. “Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего”. Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг, Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.
Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню: сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве.
Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма.
Многие годы святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой, сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу.

За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.
Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:
– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».
Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами.
Андрей спросил его:
– В чем причина твоего плача?
Ангел отвечал:
– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег.
Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:
– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.
Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел.
Бес говорил:
– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.
– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.
Так они препирались, и не могли договориться.
И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство.
Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре.
Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:
– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.
По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Впрочем не всегда Андрей притворялся безумным: в беседе со своим духовным отцом или со своим учеником богатым юношей Епифанием святой Андрей снимал маску юродства, и тогда обнаруживалась его духовная мудрость и необыкновенная духовная красота. За свое глубочайшее смирение и сердечную чистоту святой Андрей получил от Бога дар чудес и прозорливости.
Епифаний многому полезному поучился от святого юродствовавшего учителя и от него услышал предсказание, что в свое время он станет архиереем и знаменитым проповедником. Так оно и исполнилось.

Однажды святой Андрей, подобно первоверховному апостолу Павлу был взят на третье Небо и слышал там неизреченные слова, которые людям нельзя слышать. (1Кор.2,9). Здесь он удостоился увидеть Самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих, однако святой Андрей удивлялся, что не увидел Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, и ему ответили, что она спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих.
Через некоторое время святой Андрей, будучи во Влахернском храме в Константинополе, удостоился увидеть и Пресвятую Богородицу. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Когда святой Андрей вместе с Епифанием молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Святую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма Свой омофор.
– Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей своего ученика.
– Вижу, отче святый, ужасаюсь, — ответил Епифаний.

Скончался блаженный Андрей на 66 году жизни в 936 году. Его житие описал Никифор — пресвитер храма Святой Софии, духовник святого Андрея и его ученика Епифания.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею.
Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников.
Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.

«Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то, – говорит протоиерей Андрей Ткаченко. – О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно.
Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника.
Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый.

«Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась.
Сумасшедший он и есть сумасшедший, и слюна течет по бороде, и взгляд безумный, и речи странные. От таких людей стараются держаться поодаль, в случае буйства их принудительно лечат.
Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву.

Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг?
Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).
Безногий в глазах общества более почтен, чем безумный. Нужны особые причины для того, чтобы изображать сумасшествие. Вот Давид притворялся безумным при дворе царя Гефского, чтобы спасти свою жизнь (1-я Царств 21:13-15).
Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих.
Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников.
Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян.26:25). Юродивый же этого сказать не может. Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель.

Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.
Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей.
Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще – способ служения.
Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или, вызывая громкий визг, заходишь за побоями в женскую баню?»
Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела мир, слепой по отношению к событиям духовным.

Все это мы говорим и обо всем этом рассуждаем, помня сказанное выше: рыба птицу не поймет. Разве может рыба с холодной кровью и холодным сердцем понять, как бьется горячее сердце в груди у чайки, парящей на ветру? Эту чайку рыба, в лучшем случае, видит сквозь толщу воды, снизу вверх, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12).
Итак, Андрей – птица. Он «не сеет, ни жнет, не собирает в житницы» (Мф. 6:26). Его питает Бог, причем такой манной, которая заставляет вспомнить Апокалипсис: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя» (Откр.2:17). Андрей видит то, чего все остальные не видят. Он видит бесов, которым изрядно досаждает своим образом жизни. Видит Ангелов, защищающих его. Видит святых и общается с ними. Наконец, он видит Матерь Господа Иисуса Христа. Это видение и дало основание возникновению праздника.
Дальше все более-менее известно широкому кругу читателей. Видение произошло в храме во время молитвы. Как впоследствии Серафим Саровский видел за Литургией Христа в окружении ангельских сил, так и Андрей увидел Божию Матерь, идущую по воздуху в окружении святых. Андрей слышал молитву Богородицы, просящей Сына, чтобы Тот принял мольбы и просьбы всякого человека, приходящего за помощью через Нее – Богородицу.

Никто, кроме Андрея, не видел этого. Все молились и смотрели в сторону алтаря. Один юродивый задирал голову и рассматривал что-то на куполе или на стенах. Так тогда казалось.
Потом же о видении своем он рассказал. Ведь оно касалось не его одного, а всего народа! Народ выслушал и не посмеялся, но, подобно Богородице, запомнил все, «слагая в сердце своем» (Лук.2:19).
Не всякое явление или видение превращается в праздник. Мало ли кому явились небожители и кого от чего спасли?! Для того чтобы это праздновалось и не забывалось столетиями, нужно чтобы церковное сознание усмотрело в частном – общее, и в единичном случае – проявление правила.
Правило нынешнего праздника звучит так: Матерь Божия, будучи взятой в славу Сына Своего, не наслаждается Небесным Раем, а непрестанно молится о мире, посещая сей мир.
Плоды этой молитвы известны миллионам людей, поскольку миллионы в разное время облагодетельствованы заступничеством Богородицы. Вот эти-то миллионы отдельных случаев и собраны воедино под названием «Покров», чтобы одним праздником почтить неусыпающую и незамолкающую молитву Преблагословенной Девы Марии.
Подобным образом и чудо Архистратига Михаила в Хонех ценно не только как единичный факт, но и как проявление того благого участия в истории человечества, которое совершают чистые духи, верные Господу.

Читайте также:  Феодосий Кавказский: житие святого, день памяти, молитва

Андрей видел и другим рассказал. А другие, в числе которых и мы, сердцем откликнулись на услышанное слово. Мы и раньше знали, что «любовь не перестает» (1Кор.13:8), а раз Богородица – Мать истинной Любви, то и Ее любовь безконечна.
Мы знали, как много и часто Она помогает Церкви и вообще всем, просящим у Нее помощи. А благодаря Андрею, мы словно бы его глазами, увидели этот олицетворенный Покров.
Увидели и обрадовались.
Увидели и согрелись.
Увидели и обнадежились.
То, что было тогда, продолжается и поныне. Молится Сыну о людях благодатная Мария. Участвуют с Ней в молитве Ангелы, пророки, апостолы и мученики. Видят эту молитвенную службу избранные рабы Божии, продолжающие земной путь.
А все остальные, у которых духовного зрения нет, но сердце обрезано, то есть к истине восприимчиво, в день праздника поют: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».

Тропарь, глас 1:
Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже. Темже ныне память его почитающе, тебе молимся: Господи, спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси. плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне.

Величание
Ублажаем тя, святый праведный (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва первая
О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее!
Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго,
и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О святый угодниче Божий, блаженне Андрее!
Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его.
Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.
Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце
и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЙ БЛАЖЕННЫЙ ОТЧЕ АНДРЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Молитвы святым

Память: 2 / 15 мая, вторая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Афонских преподобных)

Высокообразованный человек и талантливый проповедник, столп Православия, святитель Афанасий Константинопольский выдержал немало клеветы и гонений от турок и католиков за верность Церкви. После смерти Господь прославил этого патриарха-исповедника многочисленными исцелениями от его нетленных мощей. Его просят о крепости вере, помощи в гонениях, нужде и болезнях.

Святитель Афанасий Третий Константинопольский. Икона, 1654 год

Тропарь святителю Афанасию Третьему Константинопольскому, глас 8

Премудростию учений твоих царствующий град просветив, тьму неведения еретического разгнал еси, преблаженне; твое благословение земли Российстей принесл еси, отче наш, святителю Афанасие, идеже скончав течение твое, на крилех чистоты возлетел еси в Небесное Царство. Моли Христа Бога непрестанно о душах наших.

Кондак святителю Афанасию Третьему Константинопольскому, глас 8

О, всесвятейший пастырю и учителю вселенныя, преблаженне отче наш святителю Афанасие! К раце мощей твоих припадающе, усердно молим тя: приими от убогих душ наших любовию приносимая тебе моления и, яко имея дерзновение у Престола Владычня, испроси молитвами твоими чтущим тя со Ангелы и всеми святыми непрестанно Пресвятей Троице воспевати: аллилуия.

Молитва первая святителю Афанасию Третьему Константинопольскому

Святителю Христов, угодниче Божий Афанасие! Велением Божиим жребий служения святительскаго восприим и крест Христов на рамена своя возложив, был еси пастырь добрый, светильник всесветлый, столп непоколебимый, Церкве служитель верный, иерархов начальник,Православия защитник, нечестия искоренитель, сего ради и водворился еси в дому Господа твоего.

Тебе убо просим: молися о нас, с верою и любовию притекающих к честным и многоцелебным мощем твоим, не отрини просящих у тебе помощи в скорбех и болезнех. Молитвою твоею предстани ко Всевышнему Владыце, исходатайствуй яже на пользу душ и телес наших и отверзи нам двери милосердия Божия. Ходатайством твоим сохрани Церковь Святую тверду и непоколебиму от навет вражиих.

Моли Господа и Владыку, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Соблюди храм сей, в немже вселился еси, от всяких бед и напастей и от всех враг видимых и невидимых, и, якоже в жизни критския люди от неправеднаго агарянскаго убиения избавил еси, тако и ныне на Небесех непрестанно молися ко Господу избавитися нам от всякаго злаго обстояния.

Подаждь руку помощи и всем православным христианам, притекающим к честным и нетленным мощем твоим и в молитвах своих тя призывающим.

Ускори на молитву и потщися на помощь, имиже веси судьбами, да вси, бесприкладное Божие милосердие видяще и чаемую помощь получивше, славят подавшаго тебе силу и славу Отца и Сына и Святаго Духа, во Единем Существе славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Афанасию Третьему Константинопольскому

Великий и дивный святителю Христов Афанасие Богомудре, светильниче Церкве вселенския, Лубенский и всея России чудотворче и покровителю! Ты, от юности вся житейская оставль, к Богу любовию и духовным благоразумием наставляемь, увещевал еси вся человеки, глаголя: что нам богатство, что нам злато, слава и могутство? – дымове, расходящийся по воздуху: вся та исчезнут, вся та понесет ветр! Многорачительно же в будущем веце да будет нам богатство. Тако поучая, сам щедр, благосерд, кроток, смирен и всем благоприступен был еси.

Темже и во успении твоем Всеблагий Господь тмочисленными чудесы озари и прослави нетленныя мощи твоя. Имея убо ко Господу дерзновение, заступи и спаси твоим ходатайством всю хранимую тобою землю нашу и град сей, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси. Моли Христа Бога, да отпустятся всем нам согрешения наша вольная и невольная, да избавимся от всех враг видимых и невидимых, от всяких бед и скорбей и всяких недугов.

Моли, да милостив будет всем нам Господь, и зде, и в будущем веце, и преставлыпияся от нас отцы и братию, матери и сестры и чада наша, в лики святых вчинив, в месте светле упокоит, да, предстояще и поклоняющеся раце мощей твоих, имамы тя неусыпающаго молитвенника и предстателя о нас ко Господу и благодарно с любовию величаем прославлыпаго и послушающаго тя, в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Анатолий Константинопольский

Память святителя Анатолия, патриарха Константинопольского, совершается в Православной Церкви 16 июля по новому стилю.

Жизнеописание святителя Анатолия
Святитель Анатолий является святым первых веков христианства. Точное время его рождения неизвестно, однако из жития мы знаем, что он родился во второй половине IV века и был родом из Александрии. В то время в Византии были нередки случаи, когда люди из знатных семей полностью посвящали себя служению Церкви, отказавшись от привилегий, данных им по происхождению. Будущий патриарх, получил образование в лучших традициях того времени и глубоко изучил греческую философию, однако христианское учение оказало такое сильное влияние на его душу, что он не пожелал оставаться в миру и заниматься светскими науками. Он принимает сан священника, причем рукоположение совершил один из великих отцов Церкви того времени святитель Кирилл Александрийский.
В то время в Православной Церкви возникло еретическое учение, основанием которого был церковный деятель Несторий. По его мнению, Христос был не Богом, а лишь человеком, в Котором жил Бог. В начале V века число последователей этой ереси было настолько велико, что потребовалось созвать Вселенский Собор для того, чтобы точно сформулировать учение Православной Церкви о двух природах Христа — божественной и человеческой. Святой Анатолий также принимал участие на Третьем Вселенском Соборе в 431 году, находясь в то время еще в сане диакона. Однако благодаря своему глубокому благочестию и блестящей образованности он пользовался большим авторитетом среди верующих, поэтому его выступления на Соборе имели большое значение для обличения ереси.

Патриаршее служение
После завершения Третьего Вселенского Собора патриарх Флавиан был низложен, и встал вопрос о выборе нового предстоятеля Православной Церкви. Мнения духовенства в этом вопросе сильно различались, и для того, чтобы избежать конфликта, было предложено выбрать в качестве патриарха священнослужителя, живущего за пределами Константинополя и не связанного со столичной кафедрой. После совещания выбор пал на Анатолия, и он был избран единодушно. Хиротония была совершена архиепископом Диоскором, который разделял взгляды монофизитов и надеялся, что новый патриарх будет поддерживать его в этом вопросе. Однако этого не случилось, и святитель Анатолий бережно сохранял учение Церкви, храня ее от ересей. Все служение патриарха было направлено на то, чтобы христианская вера осталась неприкосновенной, и в этом заключалась великая заслуга святителя, так как период V – VI веков характеризовался появлением большого количества ересей и богословских споров. Святитель Анатолий Константинопольский участвовал позже в Четвертом Вселенском Соборе, выступая против учения монофизитов. На этом Соборе было окончательно сформирован догмат о двух природах Христа. Кроме того, за время его управления Константинопольской кафедрой был проведен один Поместный собор.
Другой великой заслугой святителя Анатолия было строительство большого количества храмов на территории всей Византийской империи, а также прославление некоторых раннехристианских мучеников, мощи которых были перенесены в Константинополь. Святой Анатолий оставил после себя несколько творений, созданных в жанре церковной гимнографии. Им были написаны стихиры, посвященные мученикам, а также некоторым Господским праздникам. Эти образцы духовной поэзии отличаются большой глубиной и молитвенностью. Занимаясь церковными делами, патриарх также принимал участие в современных ему политических событиях. Так, им было совершено венчание на царство императора Льва Маркелла, что стало первым случаем коронации византийского правителя патриархом.

Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / Отче Анатолие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак (святым отцам шести Вселенских соборов), глас 8:
Апостол проповедание и отец догматы / Церкве едину веру запечатлеша, / яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше Богословия, / исправляет и славит благочестия великое таинство.

Величание:
Величаем тя, / святителю отче Анатолие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва (седален святым отцам):
Светильницы пресветлии истины Христовы миру явистеся на земли, / воистинну блаженнейший, отцы Боговещаннии, / изсушивше ереси хульных языковредий / и угасивше пламеновидная злославных смущения: / темже, яко святителие Христовы, молитеся спастися нам.

Блаженный Андрей Христа ради юродивый

Юродство — самый удивительный монашеский подвиг

Юродство — это притворство казаться безумным. На старо-славянском «юродъ» означает безумный. В православии юродивыми были странствующие монахи или христианские аскеты. Их называли блаженными.

Юродивый Христа ради — безумец, который обладает даром прорицания, а юродство — самый удивительный и непонятный монашеский подвиг.

Юродивые исполняли буквально заповедь апостола Павла, о том, что Иисус вернётся за теми, которые

«распяли плоть со страстями и похотями».

Они отказывались от уютной, тёплой, сытой жизни. Обрекали себя на холод, голод, издевательства, побои, брань.

Читайте также:  Флор и Лавр: житие святых, день памяти, молитва

Для чего они это делали? Совершая сей монашеский подвиг, юродивые приобретали смирение. А только в смирении можно стяжать Дух Святой.

Люди боялись, презирали и обижали юродивых, считая их безумными. На них же сошла Божья благодать, и Господь наделял юродивых удивительными способностями:

  • предвидением;
  • даром исцеления;
  • даром изгнания бесов.

Святость принадлежит иному миру и зачастую находится за гранью человеческого понимания. Таким был и Святой Блаженный Андрей Христа ради юродивый.

Андрей Блаженный обладал даром прорицания, видел ангелов, архангелов и бесов, разговаривал с ними, общался наяву со Святыми отцами

Жизнь блаженного Андрея и трудный путь к святости

Период жизни Андрея блаженного точно не установлен историками, но большинство из них склоняется, что жил он в X веке.

О национальности Андрея также имеются разночтения. В греческом оригинале жития его называют скифом, в русских источниках говорится, что он имел славянское происхождение.

Ещё юношей он попал в рабство к богатому гражданину Царь-града — знатному вельможе Феогносту. Мальчик был добрым, способным и благоразумным, поэтому хозяин отдал его в школу для обучения грамоте и священному писанию.

Кроме того, юношу окрестили и нарекли Андреем. Андрей всем сердцем полюбил Христа, молился днём и ночью.

«Читать он любил Священное Писание,

но ещё больше — мученичества

святых и жития богоносных отцов,

отчего воспылало сердце его верою в

них и пробудилось для подражания

прекрасным их деяниям».

(Житие святого Андрея, Христа ради

юродивого. Святитель Д. Ростовский).

Однажды после ночной молитвы Андрей заснул. Во сне ему привиделся театр, в котором шло состязание между прекрасными юношами в светлых одеяниях — святыми Ангелами и отвратительными черными эфиопами — демонами.

Вдруг с неба спустился юноша, который держал в руках три райских венца, украшенные золотом, драгоценными камнями, жемчугами, и райскими цветами.

Венцы были прекрасны и невероятно благоухали. Андрей неистово пожелал получить их в награду.

Юноша пояснил Андрею, что венцы получит победитель исполина. И Андрей вступил в схватку с главным демоном. Он трудно и долго сражался с исполином, схватился за него крестообразно и поверг его в бою.

Юношей оказался сам Иисус Христос, который наградил Андрея венцами и дал ему назидание нести монашеский подвиг, стать для жителей Царьграда живой укоризной — юродивым ради Христа, и славить имя Господа.

Андрей проснулся и принял решения поступить именно так, как повелел ему светозарный вестник.

Андрей притворился умалишённым, оделся в лохмотья, стал ходить по улицам города Константинополя и обличать всякую неправду и несправедливость.

Он практически не ел, спал на мостовой, ночевал даже в навозной куче. Ночи напролёт Блаженный возносил молитвы Богу.

Святой Андрей юродивый знал о жителях города многое: кто грешит, кто ворует. Вслух он прилюдно обличал людские пороки. Понятное дело, что его били, топтали, прогоняли, кидали в него камни.

Его принудительно поместили в психиатрическую лечебницу при церкви святой мученицы Анастасии. Там его посчитали бесноватым и опасным для общества, заключили в оковы и практически не кормили.

Он молился Святому Апостолу Иоанну Богослову и видел его воочию. Как-то раз в похоронной процессии, он заприметил ликующих демонов, которые двигались с толпой и радостно говорили:

Неподалёку стоял юноша и горько лил слёзы. Андрей спросил юношу, кем он приходится умершему. Тот ответил, что был ангелом-хранителем этого человека.

Ангел сокрушался, что грешник при жизни не прислушивался к нему и душа его во власти демонов.

Как- то раз один мальчишка решил проследить за юродивым. Он следовал за ним весь день и ночью увидел, как святой подошёл к закрытым дверям храма, перекрестил их, и двери распахнулись.

Андрей зашёл внутрь, стал молиться, и во время молитвы он воспарил в воздухе.

Однажды Святой Андрей вознёсся до третьего неба, увидел Господа нашего и всех его ангелов. Но не увидел Богородицы, которая отправилась на землю, чтобы помочь людям утешать скорбящих.

Когда Блаженный вернулся с небес на землю, он увидел Богородицу. Она в окружении ангелов, апостолов и пророков, стояла на воздухе и защищала молящихся своим покровом.

Никто, кроме Блаженного, не видел этого явления. В память об этом удивительном событии в православной церкви установлен праздник Покрова пресвятой Богородицы.

Святой Андрей привёл к покаянию и служению Господу множество грешников. Подвиг юродивого стал примером смирения и любви к Богу.

День памяти святого отмечается 15 октября, на следующий день после празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

Чудесное явление Богородицы Андрею Блаженному во Влахернском храме. Святой Андрей юродивый изображен справа. Он стоит в накидке на голое тело и правой рукой указывает Епифанию на Божью Матерь

Святому Андрею Блаженному молятся о защите от врагов и болезней

В чём помогают молитвы к Андрею Блаженному? Обращаются к Святому с молитвами о здоровье, для защиты от телесных и душевных болезней.

У него просят защиты от врагов внешних и внутренних, от нападок бесовских сил, от агрессии.

Ниже приведены тексты молитв Святому. Молиться следует на икону Блаженного с чистым сердцем и благими помыслами.

Первая молитва Святому Андрею Блаженному

Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое,

помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему,

приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим,

и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго,

и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти,

и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну,

и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Андрей юродивый молитва от скорбей и болезней

Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды,

егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его.

Темже взирающе на святый твой образ,

раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси,

о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским,

да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла,

благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим,

аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых,

славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога,

Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь».

Тропарь Христа ради юродивому, глас 1

мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже Андрее,юрод бысть на земле Тебе ради:

темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша».

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Ангель­ское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас».

На богослужениях в храмах обязательно читается акафист Святому Андрею Блаженному.

Чаще всего на иконах Андрей Христа ради юродивый изображён без одежды, измождённый, с всклокоченными волосами

На древней иконе Андрея Юродивого изображены сцены его жития

Одной из первых икон Андрея Блаженного, который появились в России, была икона середины XVI века «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» из церкви святого Андрея Ситецкого монастыря.

На ней Андрей изображён во весь рост. По краям иконы размещены клейма, которые изображают чудеса и видения Святого.

Облик Святого на иконе соответствует статусу юродивого, грудь, руки и ноги его обнажены, вместо одежды — накидка на плечах

18 клейм на иконе означают:

1Обучение Святого Андрея
2Моление Святого Андрея ночью в храме
3Видение Святому Андрею трёх венцов, борьба с дьяволом
4Явление Святому Андрею апостола Иоанна Богослова
5Явление Святому Андрею Христа
6Чудо об отворении дверей
7Видение богатого умершего
8Видение в церкви святых апостолов
9О молитве, дабы престал мор
10О могильном воре
11О дьяволе
12, 13О чернеце сребролюбце
14Видение святому пророка Давида
15Видение огненного столпа
16Видение Святому Богородицы
17Предсказание болезни и кары вельможе, одержимому блудом
18Кончина святого

Об этих и других чудесах и видениях можно прочесть в «Житие святого Андрея, Христа ради юродивого».

Пророчества Андрея Блаженного касаются кончины мира и начала мук

Пророчества Андрея Блаженного, которые он изложил в беседе со своим верным учеником Епифанием, касаются кончины мира и начала мук.

Пророчества потрясают подробностями описания событий, и заставляют глубоко задуматься над словами, сказанными Святым.

Приведём некоторые вехи пророчества:

вплоть до кончины ни один народ не пленит и не возьмёт его,

ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы,

и никто не похитит его из её рук.

Ведь многие народы будут нападать на его стены и сломают свои рога,

отступая с позором, но унося из него дары и большое богатство…

Град сей (Константинополь), которому назначено господствовать над многими народами, будет необорим для иноплеменников…

В последние же дни восставит Господь Бог царя из нищеты, и тот вступит во град с правдой великой.

И будет мир по подобию мира, бывшего во дни Ноевы, ибо не станут более воевать.

И оттого что не будет войны на земле, перекуют свои мечи на плуги, серпы и прочие земледельческие орудия…

А по прошествии этого царства наступит начало мук.

Тогда поднимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной года,

и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира, да и не будет.

Ибо, воссев, он объявит, чтобы отец сходился с дочерью, и сын с матерью, и брат с сестрой;

если же нет, то сопротивляющийся будет приведен к смерти и приравнен к Иоанну Предтече в Судный день.

Тогда он соединит монахинь с монахами, а также со жрецами, и станет беззаконие совокупления хуже убийства,

а сам он растлит мать и дочь, и в это время,

пользуясь вседозволенностью из‑за проклятой безнаказанности, глупцы станут бесстыдно ржать на собственных сестёр.

И поднимутся гниль и зловоние, как мерзость пред Господом,

и жестоко разгневается Господь Бог, и в великой ярости посмотрит на всю землю,

и повелит своему грому в вышине и молниям,

и начнут они мощно низвергаться на землю в великом страхе,

и многие города будут сожжены в огне, а люди от грохота устрашающих тех громов будут скованы великим ужасом и умрут ужасной смертью,

а многие будут испепелены молниями.

В те времена всё восстановится, и Иллирик станет частью державы ромеев, и Египет обретёт врата свои.

И наложит царь десницу свою на окрестные народы, и покорит светловолосый род, и ненавистников своих победит.

И царство удержит в течение тридцати двух лет, подати же и дары двенадцать лет взиматься не будут.

Восстановит разорённые сокровищницы и храмы святые отстроит.

Не будет в те дни ни тяжб, ни неправедного с беззаконником, ибо устрашится лица царского вся земля,

и всех сынов человеческих понудит он из страха пред ним быть целомудренными, и среди вельмож своих всякого законопреступника истребит…

Тогда поднимется Сатана — Антихрист из племени Дана(не собственной силой,

однако, он превратится в человека, вовсе нет,

но Господь Бог сделает для него оболочку, позорную и мерзкую,

дабы исполнилось в нём речённое пророками),

и будет освобождён из адских оков, в которые его заключил Владыка Христос,

когда был там, и войдёт он в оболочку, изготовленную для него.

И когда обратится он в человека, возмужает и воцарится,

тогда начнёт являть своё обольщение, как сказал Иоанн Богослов.

Затем он поднимет войну против островов Киклад (острова — церкви язычников),

в то время как Илия и Енох, и Сын Грома выйдут возвестить о его обольщении и о втором пришествии Господа Иисуса Христа.

И он горько унизит живущих в то время христиан, истязая их до последнего вздоха и губя — чудовищный негодяй!

Тогда тот, кто не впадёт в заблуждение, окажется большим и могущественным другом Христа, ибо блаженны все святые,

но более, безусловно, те, которые засвидетельствовали святость свою во времена Антихриста,

они блаженны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет их на бесконечные века…

Когда Антихрист уже будет сражён и схвачен вместе со своими демонами,

и заточен в оковы огненными ангелами, и заключён под стражу,

чтобы предстать перед судом, и будет спрошен по справедливости о тех душах,

которые он погубил, тогда ведь и прозвучит труба, и >мёртвые воскреснут нетленными…

А затем живущие, как сказал Павел, оставшиеся до пришествия Господня,

изменившись в мгновение ока от тления к нетленности,

вместе с ними будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе.

Итак, когда кто‑нибудь увидит, что мерзкие народы пришли в этот мир, о дитя,

тогда он узнает, что все при дверях и что вскоре придёт Судия…

Видео: Житие святого Андрея, Христа ради юродивого.

Ссылка на основную публикацию