Амвросий Оптинский: житие святого, день памяти, молитва

Житие и дни памяти старца Амвросия Оптинского, в чем помогает святой

За советом и помощью к старцу Амвросию Оптинскому приходили высочайшие умы России и простые люди. Святой был великим духовником XIX века. У него не было сана, он был обычным иеромонахом, который поднялся на самую высокую ступень монашеской иерархии. К Господу Амвросий Оптинский отошел в чине иеросхимонаха. Рака с его мощами покоится в Веденской Оптиной пустыни. Молясь святому, просят об исцелении, чудеса случаются рядом со святыми мощами.

Краткое жизнеописание святого старца

Гренков Александр Михайлович — мирское имя Амвросия Оптинского. Несмотря на тяжелый недуг, он жил долгие 79 лет: появился на свет в 1812 г., ушел из жизни в 1891 г.

Происхождение

Началась биография подвижника в Тамбовской губернии. Его родное село Большая Липовица. Сыновей и дочерей у Гренковых Михаила Федоровича и Марфы Николаевны родилось восемь, Саша шестой. Отец Александра пономарь, умер он рано, поэтому на ноги детей поднимал дед, сельский священник.

Младенца нарекли в честь Александра Невского, потому что он родился в день почитания памяти великого князя — 23 ноября (новый стиль). Воспитывался Саша строго:

  • с ранних лет ходил в церковь служить;
  • на церковном клиросе пел, читал молитвы;
  • изучал духовную литературу и славянский букварь.

В 12 лет мальчика приняли в духовное училище Тамбова, окончив его, юноша продолжил обучение в стенах духовной семинарии.

Болезнь

Болезни сопровождали Александра всю взрослую жизнь. Первый раз он серьезно заболел, учась на последнем курсе семинарии. Юноша был так плох, что надежд на выздоровление у родных не было. Когда ему стало совсем плохо, послали за духовником. Тот долго не ехал. Александр попрощался с Божиим светом, дал обещание Господу постричься в монахи, если останется в живых.

Второй раз Александр был на грани жизни и смерти зимой 1845 года. После поездки в Калугу, где его рукоположили в сан иеромонаха, он простыл, получил серьезные осложнения. Впоследствии всю жизнь его мучили недуги. С 1862 года из-за сильной немощи он не ходил на богослужения, позже у него не стало сил покидать келью.

Принятие пострига в Оптине

После окончания семинарии будущий подвижник обучал детей купцов, потом преподавал греческий язык в духовном училище Липецка. Вел светский образ жизни, не торопился стать монахом. Молился он по ночам, когда все спали, перед иконой Тамбовской Матери Божией. В глубине души росла потребность в уединении, плотном общении с Богом.

Пойти в Оптину Пустынь Александру Михайловичу насоветовал отец Иларион — известный подвижник, проживавший в Троекурово (село Тамбовской епархии). Около года Александр жил насельником, в начале 1840 года перешел на житье в монастырь. В монастырскую братию он был зачислен весной этого же года, уже в ноябре его назначили послушником Предтеченского скита.

Движение по монашеской иерархии:

  • 1841 г. — посвящен в рясофор;
  • 1842 г. — пострижение в мантию;
  • 1843 г. — иеродиакон;
  • 1845 г. — иеромонах.

Амвросием наречен в честь епископа Медиоланского.

Служение Богу и чудеса

Свою жизнь преподобный посвятил Богу и людям. Он с одинаковой любовью общался с нищей крестьянкой и богатым помещиком. Старец учил людей жить проще и чаще молиться. О сложных вещах он говорил просто и доступно. Его речь понимал любой. Житие Амвросия было наполнено духовной работой и общением с людьми. Он всегда придерживался своих молитвенных правил:

  • молясь, уповал на милость Господа;
  • читал псалмы Давида (3, 53, 58, 142);
  • к Богу всегда обращался смиренно и с любовью;
  • если душу переполняли скорбные чувства, читал 101 псалом.

Неиссякаемый людской поток стекался к келье старца отовсюду. Чтобы помочь всем нуждающимся, старец всегда просыпался утром не позднее 4 часов. К 5 часам приходил келейник, чтобы начать утреннее правило. По его окончании Амвросий до 9 часов молился в полном одиночестве, потом начинался прием мирян и монашествующих. Заканчивался он к полуночи. Много чудес, которые сотворил старец Амвросий, записано со слов людей. Преподобный был наделен прозорливостью и даром чудотворения:

  • спас жизнь и заработок мастерового от бандитов, заставив его 3 дня ожидать своего благословения, в это время рабочего ждали на дороге к дому, чтобы предать его смерти и забрать деньги, выданные под заказ;
  • женщине, заблудившейся в лесной чаще недалеко от монастырских стен, явился в виде старца, указал ей правильный путь;
  • нищему крестьянину оживил умершую лошадь;
  • помогал людям, находясь от них на расстоянии.

Смерть и канонизация

Старец умер 22 октября 1891 г. В мир иной отошел не в Оптине, а в Шамординском монастыре. Предвидя смерть, принял великую схиму. Преподобный Амвросий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Поместный Собор Русской Православной церкви канонизировал Амвросия Оптинского.

Значение в православии

Издательское дело отец освоил, служа старцу Макарию. Он изучал подвижническую литературу на протяжении всей жизни, много беседовал с разными людьми. Наделенный живым, острым умом, наблюдательностью, он с годами стал прозорливым. Амвросий легко читал человеческие души.

Под руководством Амвросия были изданы:

  • письма отца Макария, его жизнеописание;
  • Лествица преподобного Иоанна Лествичника;
  • другие книги.

Недалеко от Оптины отец Амвросий основал Шамординскую обитель для женщин. В ней постоянно проживало не менее 1000 монахинь. Были построены школа и приют для девочек, для одиноких старух — богадельня.

С благословения Священного Синода мощи прп. Амвросия Оптинского были перевезены из Шамординского монастыря в Оптину пустынь. Их захоронили около могилы старца Макария. В советское время пустынь полностью разорили, монастырь закрыли, храмы разрушили. На монастырской территории располагалось сельскохозяйственное ПТУ.

В 1988 году началось восстановление Оптины, его закончили в 1996 году. Мощи святого старца Амвросия были обретены в 1998 году (10 июля). Сейчас они находятся во Введенском соборе обители.

Дни памяти

После смерти святого старца не прекратилась его духовная связь с людьми. На службу, которая посвящена дню памяти, приходит много православных верующих.

23 октября

В храмах по традиции читают тексты молитв — канон, акафист.

24 октября

Собор преподобных Оптинских старцев. В этот день празднуют память всех Оптинских святых.

10 июля

День обретения мощей святого старца Амвросия.

10 августа

Этот день памятен тем, что преподобный Амвросий закончил свою земную жизнь.

23 сентября

Собор Липецких святых.

Иконография

Портреты Амвросия написал иеромонах Даниил. На портрете, законченном в 1892 г., проповедник в клобуке, монашеской мантии, с четками и палочкой-посохом. В церковно-историческом музее Свято-Данилова монастыря есть портрет тяжело больного святого, возлежащего на подушках.

Иконы стали появляться после официальной канонизации старца. Он на них выписан в монашеском одеянии с непокрытой головой либо в куколе. На многих иконографиях он держит в левой руке список.

Иноком Артемием в 1997 г. была написана житийная икона с ликом Амвросия, она находится во Введенском соборе над ракой преподобного. В мастерской Оптиной пустыни были созданы шитые иконы и хоругви с ликом святого подвижника.

В чем помогает отец Амвросий Оптинский

Св. старец Амвросий слышит все молитвы, оказывает помощь в решении любых проблем. Больные обращаются к нему, чтобы обрести здоровье, исцелиться. Физически здоровым людям старец помогает обрести духовное здоровье. Молятся преподобному Амвросию при проблемах с детьми (о наставлении детей), об избавлении от житейских нужд, о здравии, о судьбе Отечества, об укреплении в вере. Чтение его знаменитых цитат помогает утвердиться в вере.

Тексты

Тропарь был написан по проекту игумена Андроника, кондак по проекту архимандрита Иннокентия, акафист — игумен Никон.

Молитва

В дни памяти святого верующие читают молитву, посвященную Преподобному, начинающуюся словами:

«О велսкսй старче ս угоднսче Божսй, преподобне отче наш Амвросие, оптսнская похвало ս всея Русս учսтелю благочестսя!»

Тропарь

Глас 5 (перевод): «Как к цꬲлебному սсточнսку прսходսм к тебе Амвросий, отчꬲ наш. Ибo ты на путь спасꬲнսя нас вꬲрой направляꬲшь, молսтвамս от бꬲд ս напастꬲй охраняꬲшь, в тꬲлꬲсных ս душꬲвных скoрбях утꬲшаꬲшь, бoлꬲ жꬲ всꬲго смսрꬲнսю, тꬲрпꬲнսю ս любвս обучаꬲшь. Молս Чꬲловꬲколюбца Хрսста и Защսтнսцу усꬲрдную о спасꬲнս душ нашսх».

Кондак

Глас 2 (перевод): «Завꬲт Пастырꬲначальнսка спoлнսв, ты наслꬲдовал благодать старчꬲства, бoлꬲя сердцꬲм обо всꬲх, с вꬲрой прսходящսх к тꬲбе пoтому ս мы, чада твоս, с любoвью взываем к тꬲбꬲ: Отчꬲ святой Амврoсий, молս Хрսста Бога о спасꬲнս душ нашսх».

Величание

«Уважаꬲм тя, прꬲпoдобнꬲ отчꬲ Амврoсսꬲ, ս чтսм святую память твою, наставничꬲ монахов ս собеседнսчꬲ ангꬲлов».

Канон

Канон это церковный гимн, который можно читать в храме и дома. Его читают, когда на душе плохо, и в моменты тяжелых испытаний. Текст состоит из девяти песен, состоящих из ирмоса и тропаря. Первые поют, вторые читают.

Акафист

По традиции акафист составлен из 13 кондаков и 12 икосов. Первый икос (Ангельскому житию) и первый кондак (Избранный угодниче) читаются дважды. Их повторяют после 13 кондака, который зачитывают трижды.

Храмы

Церкви и часовни Амвросию Оптинскому есть в России, Украине и Беларуси. Их больше двадцати.

ОбластьПостроен (построена) в честь Амвросия Оптинского
г. МоскваМужской монастырь
Владимирская областьЦерковь в городе Радужный
Калужская область (Нижние Прыски, Шамордино)Придел
Церковь и 3 часовни
Шиклинский район в Забайкальском краеЦерковь
Ленинградская областьСкит
Церковь
Самарская областьЦерковь (г. Новокуйбышевск)
Свердловская областьЦерковь (г. Кировоград)
Тверская областьДве церкви и часовня
Томская областьЦерковь (с. Усть-Бакчар)

На территории Оптинской пустыни есть храм преподобного Амвросия Оптинского. Строить его начали в 2006 году, освятили в июне 2016 года.

Преподобный Амвро ́ сий Оптинский

Дни памяти

10 августа – Собор Тамбовских святых

23 сентября – Собор Липецких святых

24 октября – Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших

Житие

Алек­сандр Грен­ков, бу­ду­щий отец Ам­вро­сий, ро­дил­ся 21 или 23 но­яб­ря 1812 го­да в ду­хов­ной се­мье се­ла Боль­шие Ли­по­ви­цы Там­бов­ской епар­хии. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, он за­тем про­шел успеш­но курс в ду­хов­ной се­ми­на­рии. Од­на­ко не по­шел ни в Ду­хов­ную ака­де­мию, ни в свя­щен­ни­ки. Неко­то­рое вре­мя он был до­маш­ним учи­те­лем в од­ной по­ме­щи­чьей се­мье, а за­тем пре­по­да­ва­те­лем Ли­пец­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Об­ла­дая жи­вым и ве­се­лым ха­рак­те­ром, доб­ро­тою и ост­ро­уми­ем, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был очень лю­бим сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми и со­слу­жив­ца­ми. В по­след­нем клас­се се­ми­на­рии ему при­шлось пе­ре­не­сти опас­ную бо­лезнь, и он дал обет по­стричь­ся в мо­на­хи, ес­ли вы­здо­ро­ве­ет.

По вы­здо­ров­ле­нии он не за­был сво­е­го обе­та, но несколь­ко лет от­кла­ды­вал его ис­пол­не­ние, «жал­ся», по его вы­ра­же­нию. Од­на­ко со­весть не да­ва­ла ему по­коя. И чем боль­ше про­хо­ди­ло вре­ме­ни, тем му­чи­тель­нее ста­но­ви­лись уко­ры со­ве­сти. Пе­ри­о­ды без­за­бот­но­го ве­се­лья и бес­печ­но­сти сме­ня­лись пе­ри­о­да­ми острой тос­ки и гру­сти, уси­лен­ной мо­лит­вы и слез. Од­на­жды, бу­дучи уже в Ли­пец­ке, гу­ляя в со­сед­нем ле­су, он, стоя на бе­ре­гу ру­чья, яв­ствен­но рас­слы­шал в его жур­ча­нье сло­ва: «Хва­ли­те Бо­га, лю­би­те Бо­га. »

До­ма, уеди­ня­ясь от лю­бо­пыт­ных взо­ров, он пла­мен­но мо­лил­ся Бо­жи­ей Ма­те­ри про­све­тить его ум и на­пра­вить его во­лю. Во­об­ще он не об­ла­дал на­стой­чи­вою во­лею и уже в ста­ро­сти го­во­рил сво­им ду­хов­ным де­тям: «Вы долж­ны слу­шать­ся ме­ня с пер­во­го сло­ва. Я – че­ло­век уступ­чи­вый. Ес­ли бу­де­те спо­рить со мною, я мо­гу усту­пить вам, но это не бу­дет вам на поль­зу». Из­не­мо­гая от сво­ей нере­ши­мо­сти, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич от­пра­вил­ся за со­ве­том к про­жи­вав­ше­му в той мест­но­сти из­вест­но­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну. «Иди в Оп­ти­ну, – ска­зал ему ста­рец, – и бу­дешь опы­тен». Грен­ков по­слу­шал­ся. Осе­нью 1839 го­да он при­был в Оп­ти­ну Пу­стынь, где был лас­ко­во при­нят стар­цем Львом.

Читайте также:  Феодосий Печерский: житие святого, день памяти, молитва

Вско­ре он при­нял по­стриг и был на­ре­чен Ам­вро­си­ем, в па­мять свя­ти­те­ля Ме­дио­лан­ско­го, за­тем был ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­на и позд­нее – во иеро­мо­на­ха. Ко­гда отец Ма­ка­рий на­чал свое де­ло из­да­тель­ства, о. Ам­вро­сий, окон­чив­ший се­ми­на­рию и зна­ко­мый с древни­ми и но­вы­ми язы­ка­ми (он знал пять язы­ков), был од­ним из его бли­жай­ших по­мощ­ни­ков. Ско­ро по­сле сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния он за­бо­лел. Бо­лезнь бы­ла на­столь­ко тя­же­ла и про­дол­жи­тель­на, что на­все­гда по­до­рва­ла здо­ро­вье от­ца Ам­вро­сия и по­чти при­ко­ва­ла его к по­сте­ли. Вслед­ствие сво­е­го бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния он до са­мой сво­ей кон­чи­ны не мог со­вер­шать ли­тур­гии и участ­во­вать в длин­ных мо­на­стыр­ских бо­го­слу­же­ни­ях.

По­стиг­шая о. Ам­вро­сия тя­же­лая бо­лезнь име­ла для него несо­мнен­но про­ви­ден­ци­аль­ное зна­че­ние. Она уме­ри­ла его жи­вой ха­рак­тер, предо­хра­ни­ла его, быть мо­жет, от раз­ви­тия в нем са­мо­мне­ния и за­ста­ви­ла его глуб­же вой­ти в се­бя, луч­ше по­нять и са­мо­го се­бя, и че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Неда­ром же впо­след­ствии о. Ам­вро­сий го­во­рил: «Мо­на­ху по­лез­но бо­леть. И в бо­лез­ни не на­до ле­чить­ся, а толь­ко под­ле­чи­вать­ся!» По­мо­гая стар­цу Ма­ка­рию в из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти, о. Ам­вро­сий и по­сле его кон­чи­ны про­дол­жал за­ни­мать­ся этою де­я­тель­но­стью. Под его ру­ко­вод­ством бы­ли из­да­ны: «Ле­стви­ца» преп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, пись­ма и жиз­не­опи­са­ние о. Ма­ка­рия и дру­гие кни­ги. Но не из­да­тель­ская де­я­тель­ность бы­ла сре­до­то­чи­ем стар­че­ских тру­дов о. Ам­вро­сия. Его ду­ша ис­ка­ла жи­во­го, лич­но­го об­ще­ния с людь­ми, и он ско­ро стал при­об­ре­тать сла­ву опыт­но­го на­став­ни­ка и ру­ко­во­ди­те­ля в де­лах не толь­ко ду­хов­ной, но и прак­ти­че­ской жиз­ни. Он об­ла­дал необык­но­вен­но жи­вым, ост­рым, на­блю­да­тель­ным и про­ни­ца­тель­ным умом, про­свет­лен­ным и углуб­лен­ным по­сто­ян­ною со­сре­до­то­чен­ною мо­лит­вою, вни­ма­ни­ем к се­бе и зна­ни­ем по­движ­ни­че­ской ли­те­ра­ту­ры. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей его про­ни­ца­тель­ность пе­ре­хо­ди­ла в про­зор­ли­вость. Он глу­бо­ко про­ни­кал в ду­шу сво­е­го со­бе­сед­ни­ка и чи­тал в ней, как в рас­кры­той кни­ге, не нуж­да­ясь в его при­зна­ни­ях. Ли­цо его, кре­стья­ни­на-ве­ли­ко­рос­са, с вы­да­ю­щи­ми­ся ску­ла­ми и с се­дой бо­ро­дой, све­ти­лось ум­ны­ми и жи­вы­ми гла­за­ми. Со все­ми ка­че­ства­ми сво­ей бо­га­то ода­рен­ной ду­ши о. Ам­вро­сий, несмот­ря на свою по­сто­ян­ную бо­лезнь и хи­лость, со­еди­нял неис­ся­ка­е­мую жиз­не­ра­дост­ность и умел да­вать свои на­став­ле­ния в та­кой про­стой и шут­ли­вой фор­ме, что они лег­ко и на­все­гда за­по­ми­на­лись каж­дым слу­ша­ю­щим. Ко­гда это бы­ло необ­хо­ди­мо, он умел быть взыс­ка­тель­ным, стро­гим и тре­бо­ва­тель­ным, при­ме­няя «на­став­ле­ние» пал­кой или же на­кла­ды­вая на на­ка­зу­е­мо­го епи­ти­мью. Ста­рец не де­лал ни­ка­ко­го раз­ли­чия меж­ду людь­ми. Каж­дый имел к нему до­ступ и мог го­во­рить с ним: пе­тер­бург­ский се­на­тор и ста­рая кре­стьян­ка, про­фес­сор уни­вер­си­те­та и сто­лич­ная мод­ни­ца, Со­ло­вьев и До­сто­ев­ский, Леон­тьев и Тол­стой.

С ка­ки­ми толь­ко прось­ба­ми, жа­ло­ба­ми, с ка­ки­ми толь­ко сво­и­ми го­ре­стя­ми и нуж­да­ми ни при­хо­ди­ли к стар­цу лю­ди! При­хо­дит к нему мо­ло­дой свя­щен­ник, год то­му на­зад на­зна­чен­ный, по соб­ствен­но­му же­ла­нию, на са­мый по­след­ний при­ход в епар­хии. Не вы­дер­жал он ску­до­сти сво­е­го при­ход­ско­го су­ще­ство­ва­ния и при­шел к стар­цу про­сить бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­ме­ну ме­ста. Уви­дев его из­да­ли, ста­рец за­кри­чал: «Иди на­зад, отец! Он один, а вас двое!» Свя­щен­ник, недо­уме­вая, спро­сил стар­ца, что зна­чат его сло­ва. Ста­рец от­ве­тил: «Да ведь дья­вол, ко­то­рый те­бя ис­ку­ша­ет, один, а у те­бя по­мощ­ник – Бог! Иди на­зад и не бой­ся ни­че­го; греш­но ухо­дить с при­хо­да! Слу­жи каж­дый день ли­тур­гию, и все бу­дет хо­ро­шо!» Об­ра­до­ван­ный свя­щен­ник вос­пря­нул ду­хом и, вер­нув­шись на свой при­ход, тер­пе­ли­во по­вел там свою пас­тыр­скую ра­бо­ту и через мно­го лет про­сла­вил­ся как вто­рой ста­рец Ам­вро­сий.

Тол­стой по­сле бе­се­ды с о. Ам­вро­си­ем ра­дост­но ска­зал: «Этот о. Ам­вро­сий со­всем свя­той че­ло­век. По­го­во­рил с ним, и как-то лег­ко и от­рад­но ста­ло у ме­ня на ду­ше. Вот ко­гда с та­ким че­ло­ве­ком го­во­ришь, то чув­ству­ешь бли­зость Бо­га».

Дру­гой пи­са­тель, Ев­ге­ний По­го­жев (По­се­ля­нин) го­во­рил: «Ме­ня по­ра­зи­ла его свя­тость и та непо­сти­жи­мая без­дна люб­ви, ко­то­рые бы­ли в нем. И я, смот­ря на него, стал по­ни­мать, что зна­че­ние стар­цев – бла­го­слов­лять и одоб­рять жизнь и по­сы­ла­е­мые Бо­гом ра­до­сти, учить лю­дей жить счаст­ли­во и по­мо­гать им нести вы­па­да­ю­щие на их до­лю тя­го­сти, в чем бы они ни со­сто­я­ли». В. Ро­за­нов пи­сал: «Бла­го­де­я­ние от него льет­ся ду­хов­ное, да, на­ко­нец, и физи­че­ское. Все под­ни­ма­ют­ся ду­хом, толь­ко взи­рая на него. Са­мые прин­ци­пи­аль­ные лю­ди по­се­ща­ли его (о. Ам­вро­сия), и ни­кто не ска­зал ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го. Зо­ло­то про­шло через огонь скеп­ти­циз­ма и не по­туск­не­ло».

В стар­це в очень силь­ной сте­пе­ни бы­ла од­на рус­ская чер­та: он лю­бил что-ни­будь устро­ить, что-ни­будь со­здать. Он ча­сто на­учал дру­гих пред­при­нять ка­кое-ни­будь де­ло, и, ко­гда к нему при­хо­ди­ли са­ми за бла­го­сло­ве­ни­ем на по­доб­ную вещь част­ные лю­ди, он с го­ряч­но­стью при­ни­мал­ся об­суж­дать и да­вал не толь­ко бла­го­сло­ве­ние, но и доб­рый со­вет. Оста­ет­ся со­вер­шен­но непо­сти­жи­мым, от­ку­да брал отец Ам­вро­сий те глу­бо­чай­шие све­де­ния по всем от­рас­лям че­ло­ве­че­ско­го тру­да, ко­то­рые в нем бы­ли.

Внеш­няя жизнь стар­ца в Оп­тин­ском ски­ту про­те­ка­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом. День его на­чи­нал­ся ча­са в че­ты­ре-пять утра. В это вре­мя он звал к се­бе ке­лей­ни­ков, и чи­та­лось утрен­нее пра­ви­ло. Оно про­дол­жа­лось бо­лее двух ча­сов, по­сле че­го ке­лей­ни­ки ухо­ди­ли, а ста­рец, остав­шись один, пре­да­вал­ся мо­лит­ве и го­то­вил­ся к сво­е­му ве­ли­ко­му днев­но­му слу­же­нию. С де­вя­ти ча­сов на­чи­нал­ся при­ем: спер­ва мо­на­ше­ству­ю­щих, за­тем ми­рян. При­ем длил­ся до обе­да. Ча­са в два ему при­но­си­ли скуд­ную еду, по­сле ко­то­рой он час-пол­то­ра оста­вал­ся один. За­тем чи­та­лась ве­чер­ня, и до но­чи воз­об­нов­лял­ся при­ем. Ча­сов в 11 со­вер­ша­лось длин­ное ве­чер­нее пра­ви­ло, и не рань­ше по­лу­но­чи ста­рец оста­вал­ся, на­ко­нец, один. Отец Ам­вро­сий не лю­бил мо­лить­ся на ви­ду. Ке­лей­ник, чи­тав­ший пра­ви­ло, дол­жен был сто­ять в дру­гой ком­на­те. Од­на­жды, один мо­нах на­ру­шил за­пре­ще­ние и во­шел в кел­лию стар­ца: он уви­дел его си­дя­щим на по­сте­ли с гла­за­ми, устрем­лен­ны­ми в небо, и ли­цом, оси­ян­ным ра­до­стью.

Так в те­че­ние бо­лее трид­ца­ти лет, изо дня в день ста­рец Ам­вро­сий со­вер­шал свой по­двиг. В по­след­ние де­сять лет сво­ей жиз­ни он взял на се­бя еще од­ну за­бо­ту: ос­но­ва­ние и устрой­ство жен­ской оби­те­ли в Ша­мор­дине, в 12 вер­стах от Оп­ти­ны, где, кро­ме 1000 мо­на­хинь, име­лись еще при­ют и шко­ла для де­во­чек, бо­га­дель­ня для ста­рух и боль­ни­ца. Эта но­вая де­я­тель­ность бы­ла для стар­ца не толь­ко лиш­ней ма­те­ри­аль­ной за­бо­той, но и кре­стом, воз­ло­жен­ным на него Про­ви­де­ни­ем и за­кон­чив­шим его по­движ­ни­че­скую жизнь.

1891 год был по­след­ним в зем­ной жиз­ни стар­ца. Все ле­то это­го го­да он про­вел в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли, как бы спе­ша за­кон­чить и устро­ить там все неза­кон­чен­ное. Шли спеш­ные ра­бо­ты, но­вая на­сто­я­тель­ни­ца нуж­да­лась в ру­ко­вод­стве и ука­за­ни­ях. Ста­рец, по­ви­ну­ясь рас­по­ря­же­ни­ям кон­си­сто­рии, неод­но­крат­но на­зна­чал дни сво­е­го отъ­ез­да, но ухуд­ше­ние здо­ро­вья, на­сту­пав­шая сла­бость – след­ствие его хро­ни­че­ской бо­лез­ни – за­став­ля­ли его от­кла­ды­вать свой отъ­езд. Так про­тя­ну­лось де­ло до осе­ни. Вдруг при­шло из­ве­стие, что сам прео­свя­щен­ный, недо­воль­ный мед­ли­тель­но­стью стар­ца, со­би­ра­ет­ся при­е­хать в Ша­мор­ди­но и увез­ти его. Тем вре­ме­нем ста­рец Ам­вро­сий сла­бел с каж­дым днем. И вот – ед­ва прео­свя­щен­ный успел про­ехать по­ло­ви­ну пу­ти до Ша­мор­ди­на и оста­но­вил­ся но­че­вать в Пе­ре­мышль­ском мо­на­сты­ре, как ему по­да­ли те­ле­грам­му, из­ве­ща­ю­щую его о кон­чине стар­ца. Прео­свя­щен­ный из­ме­нил­ся в ли­це и сму­щен­но ска­зал: «Что же это зна­чит?» Был ве­чер 10 (22) ок­тяб­ря. Прео­свя­щен­но­му со­ве­то­ва­ли на дру­гой день вер­нуть­ся в Ка­лу­гу, но он от­ве­тил: «Нет, ве­ро­ят­но, та­ко­ва уж во­ля Бо­жия! Про­стых иеро­мо­на­хов ар­хи­ереи не от­пе­ва­ют, но это осо­бен­ный иеро­мо­нах – я хо­чу сам со­вер­шить от­пе­ва­ние стар­ца».

Бы­ло ре­ше­но пе­ре­вез­ти его в Оп­ти­ну пу­стынь, где про­вел он свою жизнь и где по­ко­и­лись его ду­хов­ные ру­ко­во­ди­те­ли – стар­цы Лев и Ма­ка­рий. На мра­мор­ном над­гро­бии вы­гра­ви­ро­ва­ны сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Бых немощ­ным, яко немо­щен, да немощ­ныя при­об­ря­щу. Всем бых вся, да вся­ко некия спа­су» (1Кор.9:22). Сло­ва эти точ­но вы­ра­жа­ют смысл жиз­нен­но­го по­дви­га стар­ца.

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

Имя Амвросий означает «божественный», «бессмертный». Оно точно, но неполно характеризует образ жизни и духовных чаяний великого старца.

Преподобный Амвросий был рожден 21(23) ноября 1812 года в селе Большая Луговица Тамбовской губернии в благочестивой многодетной семье. В 1830-1836 годах прошел обучение в Тамбовской семинарии, где в последнем классе тяжело заболел. Там им и был дан обет постричься в монахи при условии выздоровления.

8 октября 1839 года прибывает в Оптину Пустынь. Через некоторое время приняв постриг, он был наречен Амвросием в память святителя Амвросия Медиоланского.

Следует знать и особо отмечаемые Православной Церковью дни памяти, посвященные преподобному Амвросию: 27 июня и 10 октября.

В чем помогает молитва Амвросию Оптинскому?

Во Введенском соборе Оптиной Пустыни находятся святые мощи преподобного Амвросия Оптинского. К его помощи и к молитвам святому в разных жизненных неурядицах прибегаем мы и сегодня. У раки с мощами происходят чудеса, верующие обретают здравие, отступают многие, в том числе неизлечимые болезни.

Молитвы Амвросию Оптинскому помогают всем просящим по многим бедам и нуждам. Ему молятся:

  • об исцелении в разных болезнях, порой неизлечимых;
  • в различных житейских и бытовых нуждах;
  • о добром нраве и христианском воспитании детей, подростков;
  • о даровании укрепления в православной вере.

Велико заступничество перед Богом за молящихся преподобному старцу Амвросию Оптинскому. Поместный Собор Русской Православной Церкви первым из всех Оптинских старцев причислил его к лику святых. Произошло это в 1988 году. После этого стали совершаться чудеса: мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому об исцелении

Известно множество случаев исцеления Амвросием Оптинским приходящих к нему страждущих. Большое значение в этом он придавал молитве. Некоторым старец Амвросий являлся на большом расстоянии с целью исцеления или для избавления от бедствий. Помогал он и членам своей братии совершенно незаметно. Часто случалось так, что преподобный сам уже чувствовал, с каким недугом пришел к нему человек.

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Амвросия Оптинского на каждый день

Великое всегда несет на себе печать скромности и простоты. Так же просты слова молитвы Амвросия Оптинского на каждый день. Доступная и понятная каждому, она помогает с твердостью душевной встретить все заботы и известия текущего дня, настраивает на мудрое смирение, дает силы и укрепляет в вере.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Преподобный Амвросий Оптинский

Дни памяти:
10 июля — обретение мощей святого Амвросия Оптинского.
10 августа — Собор Тамбовских святых (утвержден по благословению святейшего патриарха Пимена в 1988 г.). Преподобный Амвросий утвержден в Соборе Тамбовских святых, как тамбовский уроженец.
23 сентября — Собор Липецких святых (утвержден в 2010 году для прославления святых, в земле Липецкой просиявших). Преподобный Амвросий некоторое время жил и трудился в Липецке
23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев

Читайте также:  Нектарий Эгинский: житие святого, день памяти, молитва

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ

Преподобному Амвросию Оптинскому можно молиться в самых разных случаях- в болезнях, для помощи в любых житейских нуждах, он поможет утешить в скорбях, укрепить в православной вере. Существует очень много свидетельств помощи преподобного старца в болезнях, в налаживании отношений в семье, в работе, в защите от опасности и многих, совершенно необычных случаях.

Случай, который произошел со мной… Первый раз мы приехали в Оптину Пустынь на машине на один день. Находясь в одном из храмов, моя супруга услышала разговор двух женщин, одной из которых нужно было в тот день попасть в Москву (расстояние 250 км) и предложила ей поехать с нами. По дороге, в разговоре, выяснилось, что эта женщина просила преподобного Амвросия помочь ей добраться до Москвы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, – пономарем. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось множество гостей и родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе забыла число, когда он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Какое-то время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а потом преподавал в Липецком духовном училище. Товарищи и сослуживцы любили доброго и остроумного Александра Михайловича, у него был живой и веселый характер. В последнем классе семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Болезнь отступила, но Александр все откладывал исполнение своего обета, хотя укоры совести, со временем, становились все острее. Однажды, гуляя в лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, он горячо молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Честно говоря, преподобный Амвросий не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям:

«Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу».

Александр Михайлович решился просить совета у проживавшего в той местности известного подвижника Илариона. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен».

Гренков послушался и осенью 1839 года он приехал в Оптину Пустынь, где его принял старец Лев. Через некоторое время он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Это заняло пять лет его аскетической жизни и тяжелых физических трудов.
Известно, что Александр работал в пекарне, пек хлеб, помогал повару. Видимо, эти послушания нужны были для образованного, знающего пять языков послушника, чтобы воспитать в себе смирение, терпение и умение обуздывать свою волю.
Какое-то время он был келейником и чтецом старца Льва, который любил молодого послушника Сашу. Так ласково называл его старец, но на людях делал вид строгого к нему отношения, воспитывая смирение Александра. При этом говорил про молодого послушника: «Великий будет человек».

После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Скоро, после своего рукоположения, он заболел тяжелой и продолжительной болезнью, которая до конца дней подорвала здоровье отца Амвросия. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Но, несмотря на свое физическое состояние, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария.
Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками, был одним из его ближайших помощников.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него, несомненно, огромное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, возможно, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу.
Исходя из такого опыта, позже, о. Амвросий говорил:

«Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Отец Амвросий и после кончины старца Макария продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
Но не одно издательство было целью жизни о. Амвросия. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу:

«Посмот­рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает».

После преставления старца Макария, отец Амвросий постепенно занял его место. Он обладал живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.
Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим:

  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного.
  • Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь.
  • Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
  • Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, — это и есть жить проще.
  • Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.

Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал:
«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.

Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».

Старец Амвросий часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и, когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и мудрые советы, ему очень нравилось что-то создавать.

Келия старца Амвросия

День старца в Оптинском скиту начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.
Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью, а вокруг старца было яркое сияние.

В течение более тридцати лет, ежедневно, старец Амвросий совершал свой подвиг. Невзирая на болезнь, он с утра до вечера принимал посетителей, утешая их и давая советы. Что касается исцелений, то им не было числа и эти исцеления старец старался прикрывать. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль.
Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Читайте также:  40 Севастийских мучеников: житие святых, день памяти, молитва

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. В отличие от других монастырей того времени, в Казанскую Шамординскую пустынь принимали больше неимущих и больных женщин. Там не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Последнее лето 1891 года своей земной жизни старец Амвросий провел в Шамординской обители, где он руководил работами, да и новая настоятельница нуждалась в его указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но в связи с ухудшением здоровья и наступавшей слабости, следствием его хронической болезни, его отъезд неоднократно откладывался. Так и наступила осень.
Сам преосвященный уже собрался приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил:

«Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий.
Вскоре от тела покойного стал ощущаться тяжелый мертвенный запах, но об этом он еще при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос, почему так, смиренный старец сказал:

«Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести».

Но удивительно, чем дольше стояло в церкви тело почившего, тем меньше ощущался мертвенный запах. И это несмотря на то, что в церкви была жарко от множества людей, которые несколько суток приходили ко гробу для прощания. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Погребли старца 15 октября, в тот день, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22).

Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Мироточивая икона над ракой святого старца Амвросия

Амвросий Оптинский: житие святого, день памяти, молитва

Я́ ко к целе́бному исто́чнику/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш./ Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши./ Моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.

З аве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

О вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х, чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие! Ты порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, бде́ниех, моли́твех и посте́х подвиза́лся еси́, и был еси наста́вник мона́шествующим, всем же лю́дем учи́телю ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и всем лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це моще́й твои́х припа́дающим, во блага́я проше́ния их испо́лнити. Испроси́ у ми́лостиваго Го́спода на́шего, да низпо́слет нам оби́лие Небе́сных и земны́х благ, па́че же я́же на по́льзу душ на́ших да да́рует нам, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в день же су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О всечестны́й ста́рче пресла́вныя и ди́вныя О́птины пу́стыни, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие, Це́ркве на́шея до́брое украше́ние и благода́тный свети́льниче, небе́сным све́том всех озаря́яй, кра́сный и духо́вный плод Росси́и и всея́ подсо́лнечныя, ду́ши ве́рных оби́льно услажда́яй и увеселя́яй! Ны́не с ве́рою и тре́петом припа́даем пред цельбоно́сною ра́кою святы́х моще́й твои́х, и́хже на утеше́ние и по́мощь стра́ждущим ми́лостивно дарова́л еси́, смире́нно мо́лим Тя се́рдцем и усты́, о́тче святы́й, я́ко всеросси́йскаго наста́вника и учи́теля благоче́стия, па́стыря и врача́ душе́вных и теле́сных неду́гов на́ших: воззри́ на чад твои́х зело́ согреша́ющих в словесе́х и де́лех и посети́ нас мно́гою и свято́ю свое́ю любо́вию, е́юже сла́вно преуспе́л еси́ еще́ во дни земны́я, а наипа́че по пра́ведней твое́й кончи́не, наставля́я в пра́вилех святы́х и богопросвеще́нных отце́в, вразумля́я нас в за́поведех Христо́вых, в ни́хже до́бре поревнова́л еси́ до после́дняго часа́ твоея́ многотру́дныя и́ноческия жи́зни; испроси́ нам, немощству́ющим душе́ю и бе́дствующим в ско́рбех, благоприя́тное и спаси́тельное вре́мя на покая́ние, и́стинное исправле́ние и обновле́ние на́шего жития́, в не́мже мы, гре́шнии, осуети́хомся умо́м и се́рдцем, преда́хом себе́ непотре́бным и лю́тым страсте́м, поро́ком и беззако́нием, и́мже несть числа́; приими́ у́бо, соблюди́ и покры́й нас кро́вом твоея́ мно́гия ми́лости, низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, ча́юще бу́дущаго живота́ и Ца́рствия, иде́же несть печа́ль ни воздыха́ние, но жизнь и ра́дость безконе́чная, изоби́льно проистека́емая от Еди́наго, Всесвята́го и Блаже́ннаго Исто́чника безсме́ртия в Тро́ице поклоня́емаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши; моли человеколюбца Христа и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва первая преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Амвросию Оптинскому

О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Амвросию Оптинскому

О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию