Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона и молитва — Сорок Севастийских мучеников, в чем помогают
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Один страж Аглаий и тридцать девять православных воителей замученные на озере неподалеку от армянского городка Севас (Севастий) являются олицетворением духовной стойкости, сильной веры, а также образца мужественности. В этой же статье вы сможете узнать о житие Святых, когда день сорока мучеников Севастийских, как молится им, в чем помогают и многое другое.
Житие Севастийских мучеников
Страдальцы являют собой святых первых веков православия, а само их бытие оставило по себе значительный отпечаток в летописи Христовой веры. Римский правитель святой Константин Великий в 313 г. дал православным христианам долгожданную свободу. Однако в Римской империи был и другой правитель Ликиний, который олицетворял собой яростного язычника замыслившего восстановить прежние гонения на православных людей, а также вынашивал план предательства Константина, дабы стать единоправным римским правителем.
Предатель решил начать свои смертоубийства с военнослужащих, среди которых можно было найти немалое количество последователей Бога.
Как раз таки одно из войск с целой дружиной православных, восхваляемых за многие одержанные победы, находилось в городе Севастии, под началом язычника Агриколая. Под внушением Ликиния, язычник попытался заставить людей принести языческим богам себя в жертву, на те в свою очередь наотрез отказались, за что и были подвергнуты тюремному заключению. И будучи под стражей они, не переставая, взывали в мольбе к Всевышнему и снизошло на них откровение, что тот, кто претерпит до конца будет спасен.
Агриколай на утро вновь повторил свою попытку склонить дружину к отречению от Господа, однако он и в этот раз его ожидало поражение и дней православных вновь отправили в заточение. Спустя 7 дней состоялся суд язычников, где благородные христианские воины твердо стояли на своем отвечая: «Берите не только наши воинские чины, но и жизни, ведь для нас не существует ничего ценнее Всевышнего».
Сорок Севастийских мучеников хотели избить булыжниками, но те падали, даже не долетев до них, как будто сам Святой Дух оберегал их от гибели. После православных вновь отправили в темницу, где они во время произнесения молебни услышали: «Тот, кто верит в меня, если и погибнет, то возродится. Решайтесь и ничего не страшитесь, ибо ощутите вы нетленные венцы».
Когда наступил зимний морозный день, воинов привели к здешнему водоему оставив их там под присмотром стражников, обнаженными прямо на льду в том месте где плескалась морозная вода, а рядом с ними растопили парилку, дабы в смертельных муках получить от дружины отречение от Господа меняя его на тепло. Однако только один из всех мучеников не в силах устоять бросился к бане, но и тут же пред ней пал бездыханным.
Когда на утро один из стражей проснулся то обнаружил над головами каждого из 39 православных воинов сияющие нимбы и осознав, почему венцов всего лишь тридцать девять воскликнул «Я тоже христианин!», сбросил с себя одежду и встал рядом с дружиной. На следующее утро всех воителей заодно со стражником вывели из водоема и перебили ноги, после чего тела сгрузили на колесницы и отвезли к кострищу предав их огню.
А спустя трое суток после наказания, митрополит Петр Севастийский во сне увидел всех святых воителей, которые сказали ему схоронить их останки. Митрополит вместе с помощником собрал по косточкам все священные мощи и предал их земле произнося при этом молебень.
Икона мученикам Севастийским: о чем можно просить?
Наиболее часто православные верующие люди преклоняются пред этим чудотворным изображением, взывая о помощи в различных ситуациях, а именно:
- Когда нужно обрести стойкость;
- Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
- Молитва Севастийским мученикам также способна помочь сохранить или даже вернуть утраченную веру;
- Не в состоянии преодолеть отчаяние;
- Отсутствие сил для того чтобы бороться с возникшими неурядицами и тяжелыми испытаниями, преподносимыми жизнью;
- Икона сорок мучеников Севастийских поможет справиться с нехваткой душевной стойкости и убежденности в своей правоте.
Когда совершается день празднования чудотворного изображения
День памяти в честь сорока страдальцев является одним из наиболее прославляемых праздников, который в Христианской православной религии отмечается 22 марта (9 марта – по старому стилю). Стоит отметить, что сам праздник является не переходящим, т. е. его дата является фиксированной и вместе с тем облегчается и строгость Великого Поста, а также проводится песнопение Преждеосвященных даров.
Но есть также и интересные особенности этого праздника. 21 марта день сорока мучеников Севастийских припадает на весеннее равноденствие, считаясь началом весны и потому существует интересный обычай готовить обрядовое печенье в виде птицы – «Жаворонок».
Где можно найти чудотворное изображение 40 мучеников
Священный образ с изображением страдальцев имеет ярко выраженную и довольно богатую иконографию. На самой иконе особенно хорошо отражается тот постулат, что образ являет собой красочное богословие, а рассматривая лик можно узреть всю ту историю, которые пережили страдальцы за свою веру.
А вот сами изображения и мощи Святых можно найти в следующих храмах:
- В Спасской слободе в Соборе сорока Севастийский мучеников (Патриаршее подворье, город Москва) находится ковчег с частицей мощей страдальцев;
- Церковь в Троицком монастыре в Тюмени;
- Храм в Псковской области в городе Печоры.
Молитва 40 мученикам Севастийским звучит так:
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих.
Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о 40 мучениках Севастийских:
Сорок мучеников Севастийских
Страдальцы являлись христианскими воинами, которые приняли смерть ради веры в Господа. Это событие произошло в 320 г. на территории Севастии (ныне Турция). Великомученики отказались от принесения жертвоприношений языческим богам, за что и были подвергнуты пыткам холодом, избиению и сожжению.
История святых воинов
В начале IV столетия император Константин Великий издал знаменательное постановление, согласно которому все христиане отныне имели возможность к беспрепятственному вероисповеданию, а также приравнивались в правах с язычниками. Однако во многих Римских провинциях идолопоклонство не желало подчиниться этому указу.
Самым яростным и ревнивым гонителем христиан оставался соправитель императора по имени Ликиний, высоко чтящий язычество и ненавидящий последователей Христа. Он решил пойти войной против последних и искоренить их со своих земель. Властолюбивый, суровый и раздражительный Ликиний готовился к решающей битве против Константина, решив очистить армию от всех воинов-христиан.
- Тем временем в Севастии Каппадокийской (городе в Малой Армении), которая подчинялась как раз Ликинию, армией командовал Агриколай, ревностный язычник. Под его руководством находилась дружина из 40 храбрых и опытных каппадокийских воителей, победивших во многих битвах за Римскую империю. Так как они веровали во Христа, Агриколай с напутствия циничного Ликиния решил унизить и уничтожить их. Полководец приказал 40 Севастийским храбрецам принести жертву языческим идолам, но последние категорически отказались от этого деяния.
- Агриколай отправил воинов-христиан в тюрьму, — здесь они не прекращали совершать усердную молитву и ночью услышали глас, который возвестил: «Спасение обретет претерпевший все страдания!» Спустя несколько дней 40 севастийцев вновь привели к полководцу, который пытался склонить волю христиан при помощи сладкой лести. Агриколай восхвалял невиданное мужество воителей, их силу, верность, а после вновь предложил совершить жертвоприношение перед своими идолами и тем самым снискать великое уважение среди язычников. Севастийские воины остались равнодушны к льстивым речам и вторично отказались от предложения своего полководца.
- Агриколай приказал заковать христиан, но старший из них, которого звали Кирионом, ответствовал: «Император не разрешал налагать цепи на нас». Полководец чрезвычайно смутился и отменил своё решение, севастийцев отправили в темницу без оков.
- Спустя неделю в Севастию явился знаменитый сановник по имени Лисий, которому было приказано совершить суд над 40 христианскими воинами. Последние твердо стояли на своем решении, они не боялись позора, мучений, смерти, их вера была непоколебима. Сановник приказал закидать христианских воинов камнями, но никто так и не смог попасть по святым. Севастийцы уверовали, что их оберегает божественная сила, в их душе еще сильней возгорелся огонь веры в Господа.
После неудачных попыток язычники вновь отправили воинов-христиан в темницу. Здесь они услышал глас Бога, который утешал их и твердил о том, что умерший воскреснет, если будет свято верить в Него. Вскоре севастийцев во второй раз осудили, но они не изменили своего решения, держа в уме заступничество самого Христа.
О других святых мучениках:
Решающее испытание
Великих воинов продержали в темнице до начала зимы, Агриколай приказал раздеть пленников и привести к озеру. Христиан разместили на льду, стража охраняла это место всю ночь. Чтобы сломить дух мучеников, рядом с озером растопили горячую баню. Один из воителей не выдержал холода и устремился к спасительному теплу. Как только он переступил порог бани, в один миг скончался.
В середине ночи севастийские мученики были обрадованы неожиданным чудом: Господь послал с небес божественный луч света, который растопил озеро и сделал воду теплой.
- Крепко спящие стражники не видели этого, бодрствовал только один из них, его звали Аглай. Присмотревшись к воинам-мученикам, он заметил над их головами 39 светящихся нимбов. Аглаю стало ясно, что севастиец, желавший найти спасение от холода в бане, потерял свой божественный венец. Он разбудил своих соратников, скинул с себя одежду и воскликнул, что является христианином, поэтому присоединяется к числу мучеников. Находясь в воде, он стал совершать молитву, он просил Всевышнего позволить ему вступить в ряды воинов-христиан.
- Утром стража увидела бывшего язычника, стоящего вместе с мучениками и прославляющего Христа. В приступе негодования идолопоклонники вывели севастийцев из воды и стали дробить железными молотами их конечности. Кое-кто из мирных очевидцев подбадривал христиан, чтобы те не страшились мучений и претерпели все ради славы Господа. Вскоре все 40 севастийцев скончались от полученных тяжелейших травм.
- Тела великомучеников положили на большую колесницу и повезли на место сожжения. Агриколай приказал бесследно уничтожить останки, дабы христианские паломники не сумели их найти и воздать хвалу великой стойкости и мужеству. Тела сожгли на большом костре, а кости распорядились утопить в реке. Через несколько дней 40 великомучеников явились в видении Севастийскому епископу Петру, святые велели ему вынуть останки из воды.
- Преподобный призвал нескольких помощников, с которыми отправился на берег реки, куда бросили кости воинов-христиан. Останки священномучеников излучали великолепное сияние, словно звезды на ночном небе. Это помогло епископу Петру без труда достать мощи Севастийских воинов. Преподобный распорядился похоронить святые останки с великой честью.
Интересно! В начале весны 1230 г. болгарский правитель Иван II разбил армию эпирского царя Феодора Комнина, который открыто нарушил мирное соглашение о ненападении. Сражение проходило возле деревни под названием Клокотница, Иван II захватил в плен семью неприятеля и большую часть его войска. Болгарский царь отнес эту великую победу заступничеству 40 великомучеников Севастийских. Желая отблагодарить святых, царь Иван II воздвиг храм в их честь прямо на месте битвы. Он также распорядился оставить памятную надпись на одной из колонн церкви.
Значение подвига 40 севастийцев
После того как великомученики проявили безмерное терпение, на них снизошел божественный свет, растопивший лед и согревший их. Однако это не самое важное, необходимо понять: Святой Дух проник в их души, заставил засиять сердца воинов, именно Бог даровал им силы перенести суровые мирские испытания.
Подобная благодать позволят живым существам совершать то, что на первый взгляд, им не под силу. Она помогает верующим преодолевать любые скорби, которые приходят после свершения греховных поступков. Не каждому суждено испытать колоссальные мучения, которых удостоились севастийские воины, но миряне должны быть готовы к преодолению даже мелких соблазнов, ибо они не позволяют испытать Единство с Господом. Потакание страстям приравнивает человека к отступникам веры.
Люди постоянно предают знание о Боге, но часто думают, что особенное испытание, подобное мучениям 40 воинов, позволило бы проявить твердость воли и вытерпеть колоссальные страдания ради Него. Однако именно в мелочах должна проявляться истинная вера, которая постепенно закалит разум и позволит выдержать любое насилие над телом.
Неужели Севастийские страстотерпцы нарушали заповеди Христа, недооценивали мелкие грехи и не пытались победить их? Господь послал им такое суровое испытание, зная, что они, преисполненные высшего смирения, готовы его выдержать. Простые миряне должны брать с них пример, но ориентироваться нужно не на их божественный подвиг стойкости, а на то, как они сумели подготовить свой дух к перенесению великих страданий ради Господа. Верующим совсем необязательно стремится к мученичеству, но следует встать на путь истинной добродетели.
Необходимо позаботиться о приобретении благодати через молитвы, покаяния, причащения, пост и других ритуалы Церкви. Когда человек пренебрегает спасительными средствами, в жизнь приходят демоны скорби, небрежности, лени и т.п. Следует предотвратить вторжение даже мелких страстей, которые вскоре могут перерасти в крупные и отдалить от блаженного единения с Творцом.
Важно! В торжественном тропаре 40 Севастийских святых называют всечестными страстотерпцами, великими воинами Господа и непоколебимыми его оруженосцами. Они прошли мучения огнем и водой и встали в один ряд с небесными ангелами. Церковь восхваляет их мужество, воспевает силу верования, которую воины приобрели в дар от Бога.
Почитание в православии
Православная Церковь вспоминает величайший страдальческий подвиг святых 22 марта. Торжество памятования 40 мучеников относится к числу наиболее почитаемых христианских праздников. В этот день Церковь смягчает строгость поста, а также проводит литургию с причащением Святыми Дарами.
Памятование 40 Севастийских священномучеников является непереходящим торжеством и намечен на 22 марта. Если празднование совпадает с Крестопоклонной средой, идущей на третьей неделе Великого поста, его переносят на другой день (подобное произошло в 2017 г.)
В древней Руси торжество представляло собой дату начала весенней поры. На стол подавали жаворонков, символизирующих бессмертную душу, которая вечно стремится к Господу и преклоняется перед Его могуществом. От этого осознания праздник 40 севастийцев-мучеников высокочтим в народе.
Сорок Севастийских мучеников
Житие 40 Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло. Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» – сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников
Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона 40 Севастийских мучеников
В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.
В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.
Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников
На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».
На заставке: фрагмент – Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
Молитвы 40 Севайстийским мученикам
История сорока христиан, замученных в городе Севастии за веру свою, стала примером мужества и стойкости в религиозных убеждениях. Вознося молитву 40 мученикам Севастийским, верующие просят об укреплении духа, о стойкости в борьбе с испытаниями.
История сорока Севастийских мучеников
В 14 веке, когда римляне позволили уже христианам исповедовать свою веру, император Ликиний решил вернуть язычество и возобновить гонения на последователей Христа. Сначала Ликиний задумал очистить армию от христиан. Сорок воинов, истинно верующих в Господа Бога, отказались приносить жертву языческим богам, как того требовали вероломный император и их военачальник. Они были заточены в темницу, где истово молились Богу, уповая на волю его, и несколько раз отказывались менять свою веру.
Будущих мучеников испытывали холодом, заставив войти в ледяную воду во время мороза обнаженными, но и это испытание прошли воины-христиане с достоинством, только лишь один из них не выдержал и побежал к теплу. Утром охранник, пораженный появившимися нимбами над головой христиан, решил также принять веру Христову и вместе с остальными был жестоко казнен: верующим перебили ноги и сожгли на костре.
День памяти
22 марта русская православная церковь отмечает День памяти 40 мучеников.
В этот день во всех храмах тысячи прихожан возносят молитву 40 святым мученикам, молясь о душах героев, не побоявшихся отдать свою жизнь во имя веры своей.
В чем помогают молитвы 40 Севастийским мученикам?
Умирая от жестоких мучений и испытаний, 40 мужественных воинов Севастийских не допускали ни одной мысли о том, чтобы отказаться от своего вероубеждения. Поэтому, молясь перед святыми их образами и читая молитву 40 святым, верующие просят у них помощи в проявлении стойкости, решительности.
Помогает молитва и в час отчаяния, когда у человека, кажется, нет уже сил сопротивляться несчастьям, так как пример мучеников доказывает, что даже самые невыносимые муки можно перенести благодаря вере и молитвами.
Особенно молитва оказывает помощь в укреплении веры, а также помогает в поисках работы, в некоторых случаях – решить материальные проблемы.
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь и кондак 40 мученикам Севастийским
Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.
Ин тропарь, глас 1
Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте/ и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
Ин тропарь, глас 3
Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь мирну сохранит и души наша спасет, яко Человеколюбец.
Кондак, глас 6
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.
Мученик Вале ́ рий Севастийский
День памяти
Житие
Краткие жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия
В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агриколай принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.
Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.
Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглаий увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглаий был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.
Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 9 марта, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров.
Полные жития 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Валента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия
В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”.
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: “Император не давал тебе права налагать на нас оковы”. Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: “Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога”. Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: “Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные”.
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: “И я – христианин!” – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: “Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами”.
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Православная Жизнь
Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”.
На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: “Император не давал тебе права налагать на нас оковы”. Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: “Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога”. Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: “Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные”.
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: “И я – христианин!” – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: “Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами”.
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.
Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.
Молитвы
Тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 3
Стpастоте́pпцы Хpисто́вы четы́pедесяте,/ во гpа́де Севасти́йстем му́жественно постpада́вшии,/ чpез огнь и во́ду пpоше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду/ да жизнь ми́pну сохpани́т// и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.
Кондак 40 мученикам Севастийским, глас 6
Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.