222 китайских новомучеников: житие святых, день памяти, молитва

222 китайских новомучеников: житие святых, день памяти, молитва

Цитата дня

Когда подействует в нас греховное пожелание, надо отказать ему. В другой раз оно подействует слабее, а, наконец, и совсем утихнет(Св. Игнатий Брянчанинов)

Главное меню

Братья по духу

В помощь кающимся

Ожившее Евангелие

Архив сайта

Погода

  • Вы здесь:
  • Home
  • июнь месяц
  • 11 июня
  • Собор святых мучеников китайских. 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ).

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

День памяти 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ)

Память 11 июня с.с.

Одна из малоизвестных страниц истории Российской Духовной Миссии в Китае – восстание ихэтуаней. 1900 год – известен как время наиболее жестокого выступления ихэтуаней – по своей сути религиозного движения, которое в Европе по неудачному переводу англичан более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иностранцев. Идеологией этого восстания было антихристианство.
Сын первого китайца-священномученика Митрофана Цзичуня, убитого ихэтуанями, прот. Сергей Чан, так писал об ихэтуанях: «Это было сообщество, имевшее общинное устройство (общинный стол) и прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев, иностранцы именовались бесами, крещеные китайцы – исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними отношение – вторыми исчадиями: на боксеров же смотрели как на воинство небесное».
Ихэтуани устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения. До весны 1900г., официальные власти Китая покровительствовали иностранным Миссиям, но к лету императрица Цыси приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. Когда восстание охватило столицу, начальник Российской Духовной Миссии, архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и его соработники покинули Бэйгуань и переселились в Российское посольство. С собою они взяли только древний образ свт. Николая Можайского, привезенный из Албазина еще о. Максимом Леонтьевым в 1685г, и церковную утварь.
Китайское правительство выставило на охрану Миссии 10 копейщиков, но 11 июня Миссия была сожжена дотла, погибла ее библиотека, архив, ризница. Ихэтуани замучили 222 православных китайца, которые и стали первыми китайскими святыми-мучениками. Среди них есть и священномученик – иерей Митрофан, первый китаец-священник, рукоположенный в Японии свт. Николаем, просветителем Японии. По ходатайству Начальника Миссии празднование китайским новомученикам установлено Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма, освященного в их память – храма Всех Святых Мучеников. Многие из мощей оказались нетленны.
В середине мая боксеры сожгли православный храм и школу в Дундинане на глазах о. Сергия, которому удалось бежать и добраться до Пекина. Прибыв в Бэйгуань 26 мая, о. Сергий доложил о случившемся Начальнику Миссии.
«Выслушав нас внимательно, о. архимандрит тотчас отправил письмо об этом на южное подворье к русскому посланнику. На другой день сам посланник приезжал в Бэйгуань (на северное подворье) чтобы убеждать всех русских миссионеров переехать в посольский квартал под защиту десантов. Посланник считал своим долгом настаивать на этом, чтобы не подвергать опасному риску жизнь миссионеров.
Сотни боксеров в сопровождении деревенской толпы и нищих подходили к Бэйгуаню. Главные, то есть настоящие боксеры по степени своего обучения, или вернее, способности экзальтироваться, разделяются на три класса. По поверию народному, которое разделяют в Китае все, начиная от государя и великих князей до простолюдинов, эти боксеры трех высших степеней совершенно неуязвимы для меча и ружья. Они не имеют нужды пользоваться огнем, чтобы поджигать здания: достаточно только кому-либо из них указать на здание, и оно уже загорается само.
Они призывали всех кричать ша – убивай (то есть христиан), и в то время не было, кажется, ни одного человека, который не кричал бы ша.
В 9 часов утра из южного города принеслась весть, что боксеры скоро придут сюда. Я послал извещения об этом по домам христиан. Услышав это, многие христиане вернулись в свои дома, а другие, напротив, удалились от своих домов. Страх заставлял сплотиться. За мной последовало более 30 человек, и мы пошли мимо северо-восточного угла городской стены на юг. Вскоре мы увидели множество людей, двигавшихся к подворью юга и державших в руках фонари и факелы. Перед приходом боксеров китайские солдаты охранники ходили вокруг Миссии, стреляли из ружей, а потом вместе с пришлым народом кинулись грабить подворье, после чего показался огонь и дым пожара. Соседи говорят, что при сожжении храма было не более двадцати человек».
Днем кончины православных китайцев стало 11 июня 1900 г. Вот свидетельство Начальника Миссии об их подвиге: «Еще накануне по улицам расклеены были прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелился их укрывать, в ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребления христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями.
Среди пострадавших за Иисуса Христа были и албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые принесли свет Христовой Православной веры в 1685г. в столицу Китая – Пекин Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в дом священника Митрофана. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствия и трудно избежать его. 10 июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до 70 христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, и он упал перед финиковым деревом. Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем, в семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли и три сына: старший Исайя, второй протоиерей Сергей и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исайи, но на другой день, 11 числа утром, вместе с другими, всего 19 человек казнена была через отсечение головы. Исайя, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цзэмэнь, так как раньше известно было, что он христианин, Мария, 19 лет, невеста Исайи, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха. Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около Церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру», и осталась на месте, где была Церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место вечного упокоения. Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исайи удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним. Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали.
Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещенные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были с вершок глубины, но он не чувствовал боли, и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: «Чем виновен мальчик? Вина родителей, что он стал последователем дьявола». Другие поднимали его на смех или просто бросали ему презрительные усмешки. Так он веден был, как агнец, на заклание.
Начальник Пекинской Духовной Миссии представил в Св. Синод от 11 октября 1901г поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру и вместе с тем ходатайствовал о разрешении в память сих первых китайцев-мучеников за веру: 1) устроить на месте разоренной церкви в Пекине храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви, со склепом под алтарем, для погребения в нем мощей избиенных православных китайцев, и 2) установить для православной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня по следующему чину: 10 июня соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случиться в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослужение во имя Святых Мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православных китайцев или вокруг храма, с пением ирмосов «Волною морскою», и, после обычного многолетствия, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.
Обсудив изложенное и со своей стороны не встречая препятствий к удовлетворению настоящего ходатайства начальника Пекинской Духовной Миссии, Святейший Синод указом от 22 апреля 1902г. за № 2 874 определил: преподать поименованной Миссии благословение на приведение в исполнение изложенных в представлении архимандрита Иннокентия предположений относительно увековечения памяти православных китайцев, мученически пострадавших за веру во время боксерского восстания в Китае в 1900г., устройством в Пекине храма в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви, со склепом, для погребения в нем костей избиенных православных китайцев, и установлением для православной общины в Китае ежегодного празднования 10 и 11 июня, с совершением в последний из сих дней, если местные условия позволят, крестного хода к местам избиения православных китайцев или вокруг храма.

Святые мученики китайские, молите Господа о нас многогрешных!

Господи Всемилостивый, укрепи нас в вере и благочестии подобно тому, как Ты, Отче, укреплял мучеников сих верных за Тебя.
Аминь.

Священномученик Митрофа ́ н Китайский, пресвитер

День памяти

Житие

Жития мучеников Китайских: священномученика Митрофана, пресвитера, и иже с ним

Од­на из ма­ло­из­вест­ных стра­ниц ис­то­рии Рос­сий­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ки­тае – вос­ста­ние их­эту­а­ней. 1900 год – из­ве­стен как вре­мя наи­бо­лее же­сто­ко­го вы­ступ­ле­ния их­эту­а­ней – по сво­ей су­ти ре­ли­ги­оз­но­го дви­же­ния, ко­то­рое в Ев­ро­пе по неудач­но­му пе­ре­во­ду ан­гли­чан бо­лее из­вест­но как «бок­сер­ское вос­ста­ние». Оно бы­ло на­прав­ле­но про­тив ино­стран­цев. Идео­ло­ги­ей это­го вос­ста­ния бы­ло ан­ти­хри­сти­ан­ство.

Сын пер­во­го ки­тай­ца-свя­щен­но­му­че­ни­ка Мит­ро­фа­на Цзи­чу­ня, уби­то­го их­эту­а­ня­ми, прот. Сер­гей Чан, так пи­сал об их­эту­а­нях: «Это бы­ло со­об­ще­ство, имев­шее об­щин­ное устрой­ство (об­щин­ный стол) и пре­льщав­шее на­род сво­им уче­ни­ем о сверхъ­есте­ствен­ных си­лах в це­лях воз­вы­ше­ния Ки­тая и уни­что­же­ния ино­стран­цев, ино­стран­цы име­но­ва­лись бе­са­ми, кре­ще­ные ки­тай­цы – ис­ча­ди­я­ми их, а некре­ще­ные, но имев­шие с ни­ми от­но­ше­ние – вто­ры­ми ис­ча­ди­я­ми: на бок­се­ров же смот­ре­ли как на во­ин­ство небес­ное».

Их­эту­а­ни устра­и­ва­ли по­всю­ду свои ку­мир­ни, со­вер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ния. До вес­ны 1900 г., офи­ци­аль­ные вла­сти Ки­тая по­кро­ви­тель­ство­ва­ли ино­стран­ным Мис­си­ям, но к ле­ту им­пе­ра­три­ца Цы­си при­ка­за­ла вой­скам под­дер­жать вос­став­ших в сто­ли­це. Чи­нов­ни­ки, по­до­зре­ва­е­мые в свя­зях с ино­стран­ца­ми, бы­ли каз­не­ны. Ко­гда вос­ста­ние охва­ти­ло сто­ли­цу, на­чаль­ник Рос­сий­ской Ду­хов­ной Мис­сии, ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Фигу­ров­ский) и его со­ра­бот­ни­ки по­ки­ну­ли Бэй­гу­ань и пе­ре­се­ли­лись в Рос­сий­ское по­соль­ство. С со­бою они взя­ли толь­ко древ­ний об­раз свт. Ни­ко­лая Мо­жай­ско­го, при­ве­зен­ный из Ал­ба­зи­на еще о. Мак­си­мом Леон­тье­вым в 1685г, и цер­ков­ную утварь.

Ки­тай­ское пра­ви­тель­ство вы­ста­ви­ло на охра­ну Мис­сии 10 ко­пей­щи­ков, но 11 июня Мис­сия бы­ла со­жже­на до­тла, по­гиб­ла ее биб­лио­те­ка, ар­хив, риз­ни­ца. Их­эту­а­ни за­му­чи­ли 222 пра­во­слав­ных ки­тай­ца, ко­то­рые и ста­ли пер­вы­ми ки­тай­ски­ми свя­ты­ми-му­че­ни­ка­ми. Сре­ди них есть и свя­щен­но­му­че­ник – иерей Мит­ро­фан, пер­вый ки­та­ец-свя­щен­ник, ру­ко­по­ло­жен­ный в Япо­нии свт. Ни­ко­ла­ем, про­све­ти­те­лем Япо­нии. По хо­да­тай­ству На­чаль­ни­ка Мис­сии празд­но­ва­ние ки­тай­ским но­во­му­че­ни­кам уста­нов­ле­но Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да № 2874 от 22 ап­ре­ля 1902 г. Их мо­щи бы­ли по­гре­бе­ны в усы­паль­ни­це хра­ма, освя­щен­но­го в их па­мять – хра­ма Всех Свя­тых Му­че­ни­ков. Мно­гие из мо­щей ока­за­лись нетлен­ны.

В се­ре­дине мая бок­се­ры со­жгли пра­во­слав­ный храм и шко­лу в Дун­ди­нане на гла­зах о. Сер­гия, ко­то­ро­му уда­лось бе­жать и до­брать­ся до Пе­ки­на. При­быв в Бэй­гу­ань 26 мая, о. Сер­гий до­ло­жил о слу­чив­шем­ся На­чаль­ни­ку Мис­сии.

«Вы­слу­шав нас вни­ма­тель­но, о. ар­хи­манд­рит тот­час от­пра­вил пись­мо об этом на юж­ное по­дво­рье к рус­ско­му по­слан­ни­ку. На дру­гой день сам по­слан­ник при­ез­жал в Бэй­гу­ань (на се­вер­ное по­дво­рье) чтобы убеж­дать всех рус­ских мис­си­о­не­ров пе­ре­ехать в по­соль­ский квар­тал под за­щи­ту де­сан­тов. По­слан­ник счи­тал сво­им дол­гом на­ста­и­вать на этом, чтобы не под­вер­гать опас­но­му рис­ку жизнь мис­си­о­не­ров.

Сот­ни бок­се­ров в со­про­вож­де­нии де­ре­вен­ской тол­пы и ни­щих под­хо­ди­ли к Бэй­гу­а­ню. Глав­ные, то есть на­сто­я­щие бок­се­ры по сте­пе­ни сво­е­го обу­че­ния, или вер­нее, спо­соб­но­сти эк­заль­ти­ро­вать­ся, раз­де­ля­ют­ся на три клас­са. По по­ве­рию на­род­но­му, ко­то­рое раз­де­ля­ют в Ки­тае все, на­чи­ная от го­су­да­ря и ве­ли­ких кня­зей до про­сто­лю­ди­нов, эти бок­се­ры трех выс­ших сте­пе­ней со­вер­шен­но неуяз­ви­мы для ме­ча и ру­жья. Они не име­ют нуж­ды поль­зо­вать­ся ог­нем, чтобы под­жи­гать зда­ния: до­ста­точ­но толь­ко ко­му-ли­бо из них ука­зать на зда­ние, и оно уже за­го­ра­ет­ся са­мо.

Они при­зы­ва­ли всех кри­чать ша – уби­вай (то есть хри­сти­ан), и в то вре­мя не бы­ло, ка­жет­ся, ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не кри­чал бы ша.

В 9 ча­сов утра из юж­но­го го­ро­да при­нес­лась весть, что бок­се­ры ско­ро при­дут сю­да. Я по­слал из­ве­ще­ния об этом по до­мам хри­сти­ан. Услы­шав это, мно­гие хри­сти­ане вер­ну­лись в свои до­ма, а дру­гие, на­про­тив, уда­ли­лись от сво­их до­мов. Страх за­став­лял спло­тить­ся. За мной по­сле­до­ва­ло бо­лее 30 че­ло­век, и мы по­шли ми­мо се­ве­ро-во­сточ­но­го уг­ла го­род­ской сте­ны на юг. Вско­ре мы уви­де­ли мно­же­ство лю­дей, дви­гав­ших­ся к по­дво­рью юга и дер­жав­ших в ру­ках фо­на­ри и фа­ке­лы. Пе­ред при­хо­дом бок­се­ров ки­тай­ские сол­да­ты охран­ни­ки хо­ди­ли во­круг Мис­сии, стре­ля­ли из ру­жей, а по­том вме­сте с приш­лым на­ро­дом ки­ну­лись гра­бить по­дво­рье, по­сле че­го по­ка­зал­ся огонь и дым по­жа­ра. Со­се­ди го­во­рят, что при со­жже­нии хра­ма бы­ло не бо­лее два­дца­ти че­ло­век».

Днем кон­чи­ны пра­во­слав­ных ки­тай­цев ста­ло 11 июня 1900 г. Вот сви­де­тель­ство На­чаль­ни­ка Мис­сии об их по­дви­ге: «Еще на­ка­нуне по ули­цам рас­кле­е­ны бы­ли про­кла­ма­ции, при­зы­вав­шие языч­ни­ков к из­би­е­нию хри­сти­ан и угро­жав­шие смер­тью каж­до­му, кто осме­лил­ся их укры­вать, в ночь с 11 на 12 июня бок­се­ры с го­ря­щи­ми фа­ке­ла­ми, по­явив­шись во всех ча­стях Пе­ки­на, на­па­да­ли на хри­сти­ан­ские жи­ли­ща, хва­та­ли несчаст­ных хри­сти­ан и ис­тя­за­ли их, за­став­ляя от­речь­ся от Хри­ста. Мно­гие, в ужа­се пе­ред ис­тя­за­ни­я­ми и смер­тью от­ре­ка­лись от Пра­во­сла­вия, чтобы спа­сти свою жизнь, и вос­ку­ря­ли фими­ам пе­ред идо­ла­ми. Но дру­гие, не стра­шась му­че­ний, му­же­ствен­но ис­по­ве­до­ва­ли Хри­ста. Страш­на бы­ла их участь. Им рас­па­ры­ва­ли жи­во­ты, от­ру­ба­ли го­ло­вы, сжи­га­ли в жи­ли­щах. Ро­зыс­ки и ис­треб­ле­ния хри­сти­ан про­дол­жа­лись и все по­сле­ду­ю­щие дни вос­ста­ния. По ис­треб­ле­нии жи­лищ хри­сти­ан их са­мих вы­во­ди­ли за го­род­ские во­ро­та в язы­че­ские ку­мир­ни бок­се­ров, где про­из­во­ди­ли им до­прос и сжи­га­ли на ко­страх. По сви­де­тель­ству са­мих языч­ни­ков-оче­вид­цев, неко­то­рые из пра­во­слав­ных ки­тай­цев встре­ча­ли смерть с изу­ми­тель­ным са­мо­от­вер­же­ни­ем. Пра­во­слав­ный ка­те­хи­за­тор Па­вел Ван умер му­че­ни­че­ски с мо­лит­вой на устах. Учи­тель­ни­ца шко­лы Мис­сии Ия Вэнь бы­ла му­чи­ма два­жды. В пер­вый раз бок­се­ры из­ру­би­ли ее и по­лу­жи­вую за­бро­са­ли зем­лей. Ко­гда она оч­ну­лась, ее сто­ны услы­шал сто­рож (языч­ник) и пе­ре­нес ее в свою буд­ку. Но спу­стя неко­то­рое вре­мя бок­се­ры вновь схва­ти­ли ее и на этот раз за­му­чи­ли до смер­ти. В обо­их слу­ча­ях Ия Вэнь ра­дост­но ис­по­ве­до­ва­ла Хри­ста пе­ред сво­и­ми му­чи­те­ля­ми.

Сре­ди по­стра­дав­ших за Иису­са Хри­ста бы­ли и ал­ба­зин­цы, по­том­ки тех слав­ных ал­ба­зин­цев, ко­то­рые при­нес­ли свет Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной ве­ры в 1685 г. в сто­ли­цу Ки­тая – Пе­кин Мно­гие хри­сти­ане, укры­ва­ясь от опас­но­сти, со­бра­лись в дом свя­щен­ни­ка Мит­ро­фа­на. Ви­дя, что неко­то­рые ма­ло­ду­ше­ству­ют, он укреп­лял их, го­во­ря, что на­сту­пи­ло вре­мя бед­ствия и труд­но из­бе­жать его. 10 июня ве­че­ром, ча­су в де­ся­том, сол­да­ты и бок­се­ры окру­жи­ли жи­ли­ще о. Мит­ро­фа­на. В это вре­мя там бы­ло че­ло­век до 70 хри­сти­ан; бо­лее силь­ные из них убе­жа­ли, а о. Мит­ро­фан и мно­гие дру­гие, пре­иму­ще­ствен­но жен­щи­ны и де­ти, оста­лись и бы­ли за­му­че­ны. О. Мит­ро­фан си­дел во дво­ре пе­ред до­мом; бок­се­ры ис­ко­ло­ли ему грудь, и он упал пе­ред фини­ко­вым де­ре­вом. Со­се­ди от­та­щи­ли его те­ло на ме­сто, где бы­ла бо­га­дель­ня Мис­сии. По­том иеро­мо­нах Ав­ра­амий по­до­брал те­ло о. Мит­ро­фа­на, и в 1903 г., ко­гда в пер­вый раз со­вер­шал­ся празд­ник в честь му­че­ни­ков, оно вме­сте с дру­ги­ми по­ло­же­но бы­ло в хра­ме му­че­ни­ков под ал­та­рем, в се­мей­стве о. Мит­ро­фа­на бы­ли же­на Та­тья­на из фа­ми­лии Ли и три сы­на: стар­ший Ис­айя, вто­рой про­то­и­е­рей Сер­гей и тре­тий Иван. 10 июня ве­че­ром Та­тья­на спас­лась от бок­се­ров при по­мо­щи неве­сты сво­е­го сы­на Ис­айи, но на дру­гой день, 11 чис­ла утром, вме­сте с дру­ги­ми, все­го 19 че­ло­век каз­не­на бы­ла через от­се­че­ние го­ло­вы. Ис­айя, 23 лет, слу­жил в ар­тил­ле­рии. 7 июня бок­се­ры каз­ни­ли его через от­се­че­ние го­ло­вы на боль­шой ули­це око­ло во­рот Пин-цз­эм­энь, так как рань­ше из­вест­но бы­ло, что он хри­сти­а­нин, Ма­рия, 19 лет, неве­ста Ис­айи, за два дня до бок­сер­ско­го по­гро­ма при­шла в дом о. Мит­ро­фа­на, же­лая уме­реть в се­мье сво­е­го же­ни­ха. Сер­гей, сын о. Мит­ро­фа­на, три­жды пы­тал­ся убе­дить ее скрыть­ся, но она от­ве­ча­ла: «Я ро­ди­лась око­ло Церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, здесь и умру», и оста­лась на ме­сте, где бы­ла Цер­ковь. Вско­ре при­шли ту­да сол­да­ты и бок­се­ры, и она му­че­ни­че­ски скон­ча­лась, по­чи­тая смерть от­ше­стви­ем в ме­сто веч­но­го упо­ко­е­ния. Ива­ну бы­ло то­гда 8 лет. 10 июня ве­че­ром, ко­гда уби­ли его от­ца, бок­се­ры раз­ру­би­ли ему пле­чи и от­ру­би­ли паль­цы на но­гах; нос и уши бы­ли от­ре­за­ны. Неве­сте бра­та его Ис­айи уда­лось спа­сти его от смер­ти, и она спря­та­ла его в от­хо­жем ме­сте. На во­прос лю­дей, боль­но ли ему, он от­ве­чал, что стра­дать за Хри­ста не боль­но. Маль­чиш­ки из­де­ва­лись над ним. Иван про­сил у со­се­дей во­ды, но они не толь­ко не да­ли ему, но и про­гна­ли.

Читайте также:  Житие святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Про­та­сий Чан и Иро­ди­он Сюй, то­гда еще не кре­щен­ные, сви­де­тель­ству­ют, что они ви­де­ли это­го маль­чи­ка с из­ра­нен­ны­ми пле­ча­ми и но­га­ми; ра­ны бы­ли с вер­шок глу­би­ны, но он не чув­ство­вал бо­ли, и, бу­дучи опять взят бок­се­ра­ми, не об­на­ру­жи­вал стра­ха и спо­кой­но шел. Один ста­рик вы­ра­жал о нем со­жа­ле­ние, го­во­ря: «Чем ви­но­вен маль­чик? Ви­на ро­ди­те­лей, что он стал по­сле­до­ва­те­лем дья­во­ла». Дру­гие под­ни­ма­ли его на смех или про­сто бро­са­ли ему пре­зри­тель­ные усмеш­ки. Так он ве­ден был, как аг­нец, на за­кла­ние.

На­чаль­ник Пе­кин­ской Ду­хов­ной Мис­сии пред­ста­вил в Св. Си­нод от 11 ок­тяб­ря 1901 г. по­имен­ный спи­сок 222 пра­во­слав­ных ки­тай­цев, уби­ен­ных за ве­ру и вме­сте с тем хо­да­тай­ство­вал о раз­ре­ше­нии в па­мять сих пер­вых ки­тай­цев-му­че­ни­ков за ве­ру: 1) устро­ить на ме­сте ра­зо­рен­ной церк­ви в Пе­кине храм в честь Всех Свя­тых Му­че­ни­ков Пра­во­слав­ной Церк­ви, со скле­пом под ал­та­рем, для по­гре­бе­ния в нем мо­щей из­би­ен­ных пра­во­слав­ных ки­тай­цев, и 2) уста­но­вить для пра­во­слав­ной об­щи­ны в Ки­тае празд­но­вать 10 и 11 июня по сле­ду­ю­ще­му чи­ну: 10 июня со­блю­дать стро­гий пост, пе­ре­но­ся его на бли­жай­шую пят­ни­цу, ес­ли озна­чен­ное чис­ло слу­чить­ся в суб­бо­ту или вос­кре­се­нье, и со­вер­шать за­упо­кой­ную ли­тур­гию с па­ни­хи­дой по из­би­ен­ным пра­во­слав­ным ки­тай­цам, а 11 июня от­прав­лять тор­же­ствен­но, по хра­мо­вой гла­ве, бо­го­слу­же­ние во имя Свя­тых Му­че­ни­ков Пра­во­слав­ной Церк­ви, с крест­ным хо­дом на ме­сте из­би­е­ния пра­во­слав­ных ки­тай­цев или во­круг хра­ма, с пе­ни­ем ир­мо­сов «Вол­ною мор­скою», и, по­сле обыч­но­го мно­го­лет­ствия, про­воз­гла­шать веч­ную па­мять всем чест­но по­стра­дав­шим за пра­во­слав­ную ве­ру ки­тай­цам.

Об­су­див из­ло­жен­ное и со сво­ей сто­ро­ны не встре­чая пре­пят­ствий к удо­вле­тво­ре­нию на­сто­я­ще­го хо­да­тай­ства на­чаль­ни­ка Пе­кин­ской Ду­хов­ной Мис­сии, Свя­тей­ший Си­нод ука­зом от 22 ап­ре­ля 1902 г. за № 2 874 опре­де­лил: пре­по­дать по­име­но­ван­ной Мис­сии бла­го­сло­ве­ние на при­ве­де­ние в ис­пол­не­ние из­ло­жен­ных в пред­став­ле­нии ар­хи­манд­ри­та Ин­но­кен­тия пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но уве­ко­ве­че­ния па­мя­ти пра­во­слав­ных ки­тай­цев, му­че­ни­че­ски по­стра­дав­ших за ве­ру во вре­мя бок­сер­ско­го вос­ста­ния в Ки­тае в 1900 г., устрой­ством в Пе­кине хра­ма в честь Всех Свя­тых Му­че­ни­ков Пра­во­слав­ной Церк­ви, со скле­пом, для по­гре­бе­ния в нем ко­стей из­би­ен­ных пра­во­слав­ных ки­тай­цев, и уста­нов­ле­ни­ем для пра­во­слав­ной об­щи­ны в Ки­тае еже­год­но­го празд­но­ва­ния 10 и 11 июня, с со­вер­ше­ни­ем в по­след­ний из сих дней, ес­ли мест­ные усло­вия поз­во­лят, крест­но­го хо­да к ме­стам из­би­е­ния пра­во­слав­ных ки­тай­цев или во­круг хра­ма.

Свя­тые му­че­ни­ки ки­тай­ские, мо­ли­те Гос­по­да о нас мно­го­греш­ных!

Гос­по­ди Все­ми­ло­сти­вый, укре­пи нас в ве­ре и бла­го­че­стии по­доб­но то­му, как Ты, От­че, укреп­лял му­че­ни­ков сих вер­ных за Те­бя. Аминь.

ljubov_i_svet

Любви, добра и света

Новомученики Китайские. память 11 (24) июня.

11/24 июня 1900 – день диоклетианских гонений на малочисленную общину христиан необъятного Китая. День гнева, огня и потрясения. Восставшие ихэтуа́ни («боксёры») обратили свой гнев на всего лишь семьсот китайских православных и с яростью обрушились на «малое стадо» Христово…

В 1900 году группа китайцев подняла восстание против европейцев, которых они называли «белыми диаволами». Эти восставшие назывались «боксеры», потому и их восстание называется «боксерским» (В 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань»(«Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из провинции Шаньдун и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространенными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань (отряды) и цюань (кулаки). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами»).

«Боксеры» начали убивать европейцев как злоумышленников, грабителей и тиранов. Для них было ненавистным все европейское, а значит и вера, которую им принесли европейские апостолы. Ненависть к белым людям в то же время была и ненавистью к христианам. Отсюда гнев «боксеров» обратился и против своих христиан, то есть против крещеных китайцев. И в том кровавом «боксерском» бунте погибло несколько сотен православных китайцев, которые считаются христианскими мучениками за веру, или, как сказали бы сербы, «за Крест честной». Страдание и смерть этих китайских мучеников мы и решили здесь описать. В ходе восстания пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике святых мучеников были прославлены 222 человека.


(Новомученики Китайские)

Что рассказал очевидец

В то время существовала, да и сейчас существует, Русская духовная миссия в Пекине – столице Китайского государства. Начальником Русской миссии был архимандрит Иннокентий, ныне митрополит. Как очевидец он так описал те кровавые события:

« Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее “боксеры” появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам.

Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание.

Сжигая многие христианские дома, “боксеры” выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьем ».

Герои на страданиях

По свидетельству самих безбожников, которые видели это своими глазами, некоторые из православных китайцев шли на смерть с изумительным мужеством. Таковы:
Павел Вэн на съезде японского духовенства

– Павел Ван, катехизатор ; умер под пытками с молитвою на устах;

– Ия Вэнь, учительница в школе при миссии ; была дважды пытаема. В первый раз «боксеры» изранили ее мечами по всему телу и, сочтя мертвой, засыпали землей, но она очнулась и пришла в себя.


(новомученица Ия Китайская)

Услышав ее стоны, некий сторож перенес ее в свою каморку. Но когда «боксеры» узнали и увидели, что она жива, то зарубили так, чтобы умерла. Оба раза во время мучения Ия Вэнь отважно, четко и радостно исповедала свою веру во Христа Спасителя перед своими мучителями;

– Иоанн Цзи, мальчик 8 лет , сын убитого китайского священника. Его «боксеры» беспощадно изранили. Уши его были отсечены, и на груди у него виднелись раны.

Когда мучители спросили, больно ли ему, маленький герой Христов Иоанн ответил с улыбкой: « За Христа страдать не больно! » Тогда злодеи отсекли ему голову, а тело сожгли.

Житие мученика Цзи Чуна (Ян Цзи)

Этот православный мученик родился в 1855 году. Крещен был еще в детстве, а в десятилетнем возрасте поставлен катехизатором. В 25 лет рукоположен в сан иерея епископом Японским Николаем. Русские звали его Митрофаном. Еще в детстве Цзи Чун лишился своего доброго отца, который его очень любил и который передал сына на воспитание его бабке Екатерине. Мать его звали Мариной, она была учительница в одной женской школе. Тогдашний начальник Русской миссии архимандрит Палладий обратил особое внимание на юного Цзи Чуна и определил его к одному видному учителю, Лун Юаню, с тем, чтобы он был подготовлен к священному сану.

Цзи Чун был смирного нрава, очень внимателен, осмотрителен и чуток; был отзывчив и миролюбив. Если приходилось ему быть за что-то наказанным или в чем-то обвиненным, он не пытался оправдаться. Он никак не решался принять священный сан, отказывался от него, говоря: «Я малоспособный и робкий человек, как посмею дерзать принять такой великий сан? »

Но, принуждаемый начальником миссии и убеждаемый своим учителем, Цзи Чун ради святого послушания, которое должно царствовать во святой Церкви Христовой, подчинился воле своих наставников, хотя предчувствовал, что ему, как священнику, предстоит тяжелая судьба и мученическая кончина.

Как священник, Цзи Чун был главным помощником архимандриту Флавиану при переводе богослужебных и духовных книг на китайский язык. Пятнадцать лет служил он так Богу и народу своему. Притом терпел много несчастий от своего окружения, но не обращал внимания на это.

Во время «боксерского» восстания 1 июня 1900 года (дата приведена по юлианскому календарю) здания Русской миссии были сожжены восставшими. Многие христиане, спасаясь от пожара, собрались в доме отца Цзи Чуна. Среди них были даже такие, кто не любил этого человека Божия, но милостивый Цзи Чун принял и их и не отогнал от своего дома. Видя, что некоторые устрашились и поколебались, Цзи Чун укреплял и ободрял их именем Христовым. Всякий день он выходил из дома, чтобы посмотреть на сгоревшую церковь, и молился Богу на ее пепелище.

10 июня около 10 часов пришли «боксеры» к дому Цзи Чуна и окружили его. В доме тогда было около 70 христиан. Некоторые из них смогли убежать и спастись, а те, которые были слабы, вместе с женщинами и детьми остались. Также остался и отец Цзи Чун. Он и не думал прятаться. Сидел во дворе своего дома и здесь ожидал «боксеров». Эти безбожники, зная, что он священник, были особенно обозлены на него. Поэтому сразу набросились на него с обнаженными мечами и пронзили ими его грудь.

Смертельно раненый священник упал под деревом и здесь предал Богу душу. Потом безбожники бросились в дом и перебили всех прочих христиан, которые там скрывались.

В 1903 году, уже в мирное для Китайской империи время, был воздвигнут в Пекине храм мучеников (Храм во имя Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае («Бэйгуань») был освящен в 1903 году). В тот храм было перенесено и тело священномученика Цзи Чуна и вместе с телами остальных китайских мучеников погребено под алтарем. А на месте, где погиб Цзи Чун, поставлен большой крест.


(новомученик Цзи Чун Пекинский, пресвитер)

Каждый год в день памяти китайских мучеников, который приходится на 10 июня (по юлианскому календарю), после службы в храме совершается лития возле этого креста, и там ставятся поминальные свечи.

Так славно окончил свой земной век этот непоколебимый воин Христов и переселился в Царство Небесное. Оттуда являлся Цзи Чун своим единоплеменникам, когда они были мучимы, и как их ангел-утешитель ободрял и утешал, указуя на венцы славы.

Мученичество одной семьи

Священник Цзи Чун имел жену Татиану, происходящую из семьи Ли, и трех сыновей: Исаию, Сергия и Иоанна. У Исаии была жена Мария. Все они пострадали в то время за Христа, остался в живых только средний сын Сергий, сейчас протоиерей.

Татиане было 44 года . В ту страшную ночь 10 июня она как-то спаслась, но на другой день была схвачена «боксерами». Они схватили Татиану и еще 18 китайских христиан, всего 19 душ, затем вывели их из города через ворота, называемые Ан-Дин-Мин (городские ворота Аньдинмэнь в северной части крепостной стены старого Пекина), и довели до «боксерского» лагеря, называемого Сяо-Инь-Фан. Здесь отсекли голову и Татиане, и остальным. На этом месте сейчас находится православная богадельня.

Исаие было 23 года. Он служил в артиллерии. 7 июня «боксеры» схватили его, еще прежде зная его как христианина. Они отсекли ему голову на главной улице у ворот Пин-Це-Мин (по-видимому, ворота Хэпинмэнь)

Иоанну было всего 8 лет . В ту же ночь, когда был убит его отец, священник Цзи Чун, боксеры схватили и маленького Иоанна; ему изранили плечи и отрубили пальцы на ногах, отрезали нос и уши. Его тетя Мария спасла каким-то образом его от смерти и спрятала в туалете. На следующий день его нашли сидящим без обуви и одежды у ворот и спросили, больно ли ему. Малыш ответил: «Мне совсем не больно». Сила Христова утоляла боль. Уличная детвора смеялась над ним и кричала: « Ер-мао-цза! » (неверный перевод распространенного именования иностранцев «волосатый ребенок»). Это китайское слово значит «слуга диавола». Так китайцы-безбожники называли христиан. На эту издевку маленький Иоанн отвечал: « Я верю в истинного Бога и вовсе не Ер-мао-цза ». Когда он попросил пить, ему не дали. Протасий Чан и Иродион Сю, тогда еще не крещенные, свидетельствовали, что видели это дитя с ужасными ранами на плечах и ногах. Раны его были глубоки, но он не ощущал боли. Когда «боксеры» снова схватили его, Иоанн спокойно и без страха пошел туда, куда они его повели, « как агнец на заклание ». Видя это, какой-то старик сжалился над ним и сказал: « В чем виновато дитя? Это его родители провинились, что сделали его слугой диавола ». Другие же ругали его. Но Иоанн на все это не обращал внимания, как и убийцы-«боксеры», которые вели его к месту казни.

Мария, супруга Исаии и сноха священника Цзи Чуна , была 19 лет от роду. За два дня до погрома она пришла в дом своего свекра, желая умереть рядом с ним. Когда 10 июня «боксеры» окружили дом священника, Мария все сделала для того, чтобы мужественно помочь другим спастись. Она выводила их из дома и поддерживала, когда они перелезали через стену. Но вот «боксеры» и солдаты разбили ворота и вошли во двор. Тогда Мария храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следствия. Нападающие стояли как окаменевшие и не решились убить Марию. Но затем ранили ее руку и порезали ногу. Ее деверь Сергий трижды пытался убедить ее уйти и избегнуть смерти, но мужественная Мария отвечала ему: «Я родилась здесь, у церкви Пресвятой Богородицы, здесь хочу и умереть!» И осталась. Вскоре снова пришли «боксеры» и умертвили блаженную Марию.

Вот как пострадали и приняли мученический венец эти китайские православные христиане. Их мужество в исповедании Христа Богом и Господом перед безбожниками и их смерть за Христа без страха и колебания связывает их с древними христианскими исповедниками и мучениками в землях, близких к нашей.

(Албазинцы – потомки русских казаков – поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин, основанного Е.П. Хабаровым в 1651 году на Амуре – ныне с. Албазино Амурской области)

Среди мучеников, пострадавших за Господа Иисуса Христа, было и много албазинцев. Это потомки тех славных албазинцев, которые еще в 1685 году принесли свет Христовой православной веры в Пекин, столицу Китая. Не всякий может стать мучеником Христовым. Это дается лишь тем, которые имеют особую любовь к Живому Господу. Это сугубая награда от Христа – умереть мученической смертью, как некогда умер и Он Сам.

Читайте также:  Сергий и Герман Валаамские: житие святых, день памяти, молитва

Ради великой любви и преданности прежних албазинцев Господь наградил их потомков мученическим венцом. Албазинцы – это одно монгольское племя на юге русской Сибири, которое еще в XVII веке приняло православную веру.

Албазинцы Куй Линг и Хай Цихуан с братом своим Витом и албазинка Ана Жуй со многими другими албазинцами храбро пошли на смерть, не боясь тех, которые убивают тело, а душу не могу убить (см.: Мф. 10: 28). Сначала они были мучимы, а потом разными способами убиты безбожниками. Необычайно впечатляющими были сцены, когда эти дивные мученики на коленях просили Бога простить их мучителей, пока те точили мечи, чтобы порубить их. Эти примеры, случившиеся в начале ХХ столетия среди безбожного Китая, подобны тем, которые мы знаем с первых дней после Христова Вознесения, случившиеся в Иерусалиме.

Упокой, Господи!

В кровавом 1900 году православная церковная община в Пекине была небольшой. Она состояла всего из тысячи православных китайцев. По причине гонения и мучений со стороны «боксеров» некоторые из них убоялись и отпали от истинной веры и принесли жертвы идолам. Но 300 из них пострадало.

Поистине, это была огромная потеря для такой малой общины. Почти треть. Но эта потеря была благословенной. И это потеря стала приобретением. Ибо те, кто пострадали за Христа, стали сильнее на небе, чем были на земле. Они имеют великое дерзновение просить у Бога все для своих сродников и соплеменников в земной Церкви. И Бог исполняет их прошения и мольбы. Молитвам китайских мучеников можно без колебаний приписать возрастание и распространение Православной Церкви в Китае после 1900 года. Вместо одного храма сейчас в Китае есть много православных храмов. И вместо одного архимандрита – начальника миссии в Пекине – сегодня есть три православных архиерея на китайской земле.


(Церковь Покрова Божией Матери — единственный официально действующий китайский приход (Харбин))

Есть китайцы – православные священники, диаконы, катехизаторы и миссионеры. Есть и несколько церковных больниц, школ и сиротских домов. И так, благодаря крови китайских мучеников, Христова вера распространяется и укрепляется в стране желтых людей. И в Китае, как и во всех других странах, явилась истинность этих слов: « Кровь мучеников – семя Церкви ». А мы да помолимся Всевышнему о наших единоверных братиях – китайских мучениках: Упокой, Господи, слуг Твоих! И воскликнем: Слава тем, которых Христос прославил! Слава православным китайским мученикам во веки веков! Аминь.
(Святитель Николай Сербский (Велимирович))

_____________________________________
Примечание


(Святитель Николай Сербский (Велимирович))

В 1930-е годы святитель Николай (Велимирович) служил на Охридской кафедре. В это же время в пределах его епархии – в городе Битола – служил и преподавал святитель Иоанн (Максимович), тогда иеромонах. Знакомство и дружба этих двух святых продолжилась и после избрания иеромонаха Иоанна епископом на Шанхайскую кафедру и его отъезда в Китай.

10 (23) июня – Память Новомучеников Китайских.

” Благодаря крови китайских мучеников, Христова вера распространяется и укрепляется в стране желтых людей. И в Китае, как и во всех других странах, явилась истинность этих слов: « Кровь мучеников – семя Церкви ». А мы да помолимся Всевышнему о наших единоверных братиях – китайских мучениках: Упокой, Господи, слуг Твоих! И воскликнем: Слава тем, которых Христос прославил! Слава православным китайским мученикам во веки веков! Аминь”.

Святитель Николай Сербский (Велимирович).

Священномученик Митрофан Ян Цзи (弥特若梵•楊吉) или Цзи Чун и иже с ним

В 1900 году группа китайцев подняла восстание против европейцев, которых они называли «белыми диаволами». Эти восставшие назывались « боксеры », потому и их восстание называется « боксерским »
« Боксеры » начали убивать европейцев как злоумышленников, грабителей и тиранов.
Для них было ненавистным все европейское, а значит и вера, которую им принесли европейские апостолы. Ненависть к белым людям в то же время была и ненавистью к христианам.

В ходе восстания пострадали около 1000 православных китайцев, из числа которых в лике святых мучеников были прославлены 222 человека.

В то время существовала, да и сейчас существует, Русская духовная миссия в Пекине – столице Китайского государства. Начальником Русской миссии был архимандрит Иннокентий, ныне митрополит. Как очевидец он так описал те кровавые события:

« Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине стало 11 июня 1900 года. Еще в начале того дня по всем улицам были расклеены объявления, в которых призывали безбожников нападать на христиан. Оно же грозило смертью всякому, кто попытается их скрыть. В ночь с 10 на 11 июня и позднее “боксеры” появились с зажженными факелами по всему Пекину, стали нападать на христианские дома, хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению от Христа. Из-за страха перед муками и смертью многие отреклись от христианской веры и поклонились идолам.

Но другие не устрашились и героически исповедовали свою веру во Христа. Судьба их была страшна. Одним распарывали животы, другим отсекали головы, третьих сжигали в домах. Охота на христиан и их истребление продолжались и в остальные дни, пока продолжалось восстание.

Сжигая многие христианские дома, “боксеры” выводили христиан за городские стены и ставили перед храмами с идолами. Здесь их допрашивали, а потом сжигали живьем ».

Герои на страданиях

По свидетельству самих безбожников, которые видели это своими глазами, некоторые из православных китайцев шли на смерть с изумительным мужеством. Таковы:
Павел Вэн на съезде японского духовенства

– Павел Ван, катехизатор ; умер под пытками с молитвою на устах;

– Ия Вэнь, учительница в школе при миссии ; была дважды пытаема. В первый раз «боксеры» изранили ее мечами по всему телу и, сочтя мертвой, засыпали землей, но она очнулась и пришла в себя.

Новомученица Ия Китайская.

Услышав ее стоны, некий сторож перенес ее в свою каморку. Но когда «боксеры» узнали и увидели, что она жива, то зарубили так, чтобы умерла. Оба раза во время мучения Ия Вэнь отважно, четко и радостно исповедала свою веру во Христа Спасителя перед своими мучителями;

– Иоанн Цзи, мальчик 8 лет , сын убитого китайского священника. Его «боксеры» беспощадно изранили. Уши его были отсечены, и на груди у него виднелись раны.

Когда мучители спросили, больно ли ему, маленький герой Христов Иоанн ответил с улыбкой: « За Христа страдать не больно! » Тогда злодеи отсекли ему голову, а тело сожгли.

Житие мученика Цзи Чуна (Ян Цзи)


Сщмч. Митрофан Китайский. Фото среди участников Токийского Собора, июль 1882 г.

Этот православный мученик родился в 1855 году. Крещен был еще в детстве, а в десятилетнем возрасте поставлен катехизатором. В 25 лет рукоположен в сан иерея епископом Японским Николаем. Русские звали его Митрофаном. Еще в детстве Цзи Чун лишился своего доброго отца, который его очень любил и который передал сына на воспитание его бабке Екатерине. Мать его звали Мариной, она была учительница в одной женской школе. Тогдашний начальник Русской миссии архимандрит Палладий обратил особое внимание на юного Цзи Чуна и определил его к одному видному учителю, Лун Юаню, с тем, чтобы он был подготовлен к священному сану.

Цзи Чун был смирного нрава, очень внимателен, осмотрителен и чуток; был отзывчив и миролюбив. Если приходилось ему быть за что-то наказанным или в чем-то обвиненным, он не пытался оправдаться. Он никак не решался принять священный сан, отказывался от него, говоря: «Я малоспособный и робкий человек, как посмею дерзать принять такой великий сан? »

Но, принуждаемый начальником миссии и убеждаемый своим учителем, Цзи Чун ради святого послушания, которое должно царствовать во святой Церкви Христовой, подчинился воле своих наставников, хотя предчувствовал, что ему, как священнику, предстоит тяжелая судьба и мученическая кончина.

Как священник, Цзи Чун был главным помощником архимандриту Флавиану при переводе богослужебных и духовных книг на китайский язык. Пятнадцать лет служил он так Богу и народу своему. Притом терпел много несчастий от своего окружения, но не обращал внимания на это.

Во время «боксерского» восстания 1 июня 1900 года (дата приведена по юлианскому календарю) здания Русской миссии были сожжены восставшими. Многие христиане, спасаясь от пожара, собрались в доме отца Цзи Чуна. Среди них были даже такие, кто не любил этого человека Божия, но милостивый Цзи Чун принял и их и не отогнал от своего дома. Видя, что некоторые устрашились и поколебались, Цзи Чун укреплял и ободрял их именем Христовым. Всякий день он выходил из дома, чтобы посмотреть на сгоревшую церковь, и молился Богу на ее пепелище.

10 июня около 10 часов пришли «боксеры» к дому Цзи Чуна и окружили его. В доме тогда было около 70 христиан. Некоторые из них смогли убежать и спастись, а те, которые были слабы, вместе с женщинами и детьми остались. Также остался и отец Цзи Чун. Он и не думал прятаться. Сидел во дворе своего дома и здесь ожидал «боксеров». Эти безбожники, зная, что он священник, были особенно обозлены на него. Поэтому сразу набросились на него с обнаженными мечами и пронзили ими его грудь.

Смертельно раненый священник упал под деревом и здесь предал Богу душу. Потом безбожники бросились в дом и перебили всех прочих христиан, которые там скрывались.

В 1903 году, уже в мирное для Китайской империи время, был воздвигнут в Пекине храм мучеников (Храм во имя Всех святых мучеников на территории Российской духовной миссии в Китае («Бэйгуань») был освящен в 1903 году). В тот храм было перенесено и тело священномученика Цзи Чуна и вместе с телами остальных китайских мучеников погребено под алтарем. А на месте, где погиб Цзи Чун, поставлен большой крест.


Новомученик Цзи Чун Пекинский, пресвитер.

Каждый год в день памяти китайских мучеников, который приходится на 10 июня (по юлианскому календарю), после службы в храме совершается лития возле этого креста, и там ставятся поминальные свечи.

Так славно окончил свой земной век этот непоколебимый воин Христов и переселился в Царство Небесное. Оттуда являлся Цзи Чун своим единоплеменникам, когда они были мучимы, и как их ангел-утешитель ободрял и утешал, указуя на венцы славы.

Мученичество одной семьи

Священник Цзи Чун имел жену Татиану, происходящую из семьи Ли, и трех сыновей: Исаию, Сергия и Иоанна. У Исаии была жена Мария. Все они пострадали в то время за Христа, остался в живых только средний сын Сергий, сейчас протоиерей.

Татиане было 44 года . В ту страшную ночь 10 июня она как-то спаслась, но на другой день была схвачена «боксерами». Они схватили Татиану и еще 18 китайских христиан, всего 19 душ, затем вывели их из города через ворота, называемые Ан-Дин-Мин (городские ворота Аньдинмэнь в северной части крепостной стены старого Пекина), и довели до «боксерского» лагеря, называемого Сяо-Инь-Фан. Здесь отсекли голову и Татиане, и остальным. На этом месте сейчас находится православная богадельня.

Исаие было 23 года. Он служил в артиллерии. 7 июня «боксеры» схватили его, еще прежде зная его как христианина. Они отсекли ему голову на главной улице у ворот Пин-Це-Мин (по-видимому, ворота Хэпинмэнь)

Иоанну было всего 8 лет . В ту же ночь, когда был убит его отец, священник Цзи Чун, боксеры схватили и маленького Иоанна; ему изранили плечи и отрубили пальцы на ногах, отрезали нос и уши. Его тетя Мария спасла каким-то образом его от смерти и спрятала в туалете. На следующий день его нашли сидящим без обуви и одежды у ворот и спросили, больно ли ему. Малыш ответил: «Мне совсем не больно». Сила Христова утоляла боль. Уличная детвора смеялась над ним и кричала: « Ер-мао-цза! » (неверный перевод распространенного именования иностранцев «волосатый ребенок»). Это китайское слово значит «слуга диавола». Так китайцы-безбожники называли христиан. На эту издевку маленький Иоанн отвечал: « Я верю в истинного Бога и вовсе не Ер-мао-цза ». Когда он попросил пить, ему не дали. Протасий Чан и Иродион Сю, тогда еще не крещенные, свидетельствовали, что видели это дитя с ужасными ранами на плечах и ногах. Раны его были глубоки, но он не ощущал боли. Когда «боксеры» снова схватили его, Иоанн спокойно и без страха пошел туда, куда они его повели, « как агнец на заклание ». Видя это, какой-то старик сжалился над ним и сказал: « В чем виновато дитя? Это его родители провинились, что сделали его слугой диавола ». Другие же ругали его. Но Иоанн на все это не обращал внимания, как и убийцы-«боксеры», которые вели его к месту казни.

Мария, супруга Исаии и сноха священника Цзи Чуна , была 19 лет от роду. За два дня до погрома она пришла в дом своего свекра, желая умереть рядом с ним. Когда 10 июня «боксеры» окружили дом священника, Мария все сделала для того, чтобы мужественно помочь другим спастись. Она выводила их из дома и поддерживала, когда они перелезали через стену. Но вот «боксеры» и солдаты разбили ворота и вошли во двор. Тогда Мария храбро стала перед ними и начала их сурово обличать за убийство стольких людей без какого-либо суда и следствия. Нападающие стояли как окаменевшие и не решились убить Марию. Но затем ранили ее руку и порезали ногу. Ее деверь Сергий трижды пытался убедить ее уйти и избегнуть смерти, но мужественная Мария отвечала ему: «Я родилась здесь, у церкви Пресвятой Богородицы, здесь хочу и умереть!» И осталась. Вскоре снова пришли «боксеры» и умертвили блаженную Марию.

Вот как пострадали и приняли мученический венец эти китайские православные христиане. Их мужество в исповедании Христа Богом и Господом перед безбожниками и их смерть за Христа без страха и колебания связывает их с древними христианскими исповедниками и мучениками в землях, близких к нашей.

(Албазинцы – потомки русских казаков – поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин, основанного Е.П. Хабаровым в 1651 году на Амуре – ныне с. Албазино Амурской области)

Среди мучеников, пострадавших за Господа Иисуса Христа, было и много албазинцев. Это потомки тех славных албазинцев, которые еще в 1685 году принесли свет Христовой православной веры в Пекин, столицу Китая. Не всякий может стать мучеником Христовым. Это дается лишь тем, которые имеют особую любовь к Живому Господу. Это сугубая награда от Христа – умереть мученической смертью, как некогда умер и Он Сам.

Ради великой любви и преданности прежних албазинцев Господь наградил их потомков мученическим венцом. Албазинцы – это одно монгольское племя на юге русской Сибири, которое еще в XVII веке приняло православную веру.

Албазинцы Куй Линг и Хай Цихуан с братом своим Витом и албазинка Ана Жуй со многими другими албазинцами храбро пошли на смерть, не боясь тех, которые убивают тело, а душу не могу убить (см.: Мф. 10: 28). Сначала они были мучимы, а потом разными способами убиты безбожниками. Необычайно впечатляющими были сцены, когда эти дивные мученики на коленях просили Бога простить их мучителей, пока те точили мечи, чтобы порубить их. Эти примеры, случившиеся в начале ХХ столетия среди безбожного Китая, подобны тем, которые мы знаем с первых дней после Христова Вознесения, случившиеся в Иерусалиме.

В кровавом 1900 году православная церковная община в Пекине была небольшой. Она состояла всего из тысячи православных китайцев. По причине гонения и мучений со стороны «боксеров» некоторые из них убоялись и отпали от истинной веры и принесли жертвы идолам. Но 300 из них пострадало.

Поистине, это была огромная потеря для такой малой общины. Почти треть. Но эта потеря была благословенной. И это потеря стала приобретением. Ибо те, кто пострадали за Христа, стали сильнее на небе, чем были на земле. Они имеют великое дерзновение просить у Бога все для своих сродников и соплеменников в земной Церкви. И Бог исполняет их прошения и мольбы. Молитвам китайских мучеников можно без колебаний приписать возрастание и распространение Православной Церкви в Китае после 1900 года. Вместо одного храма сейчас в Китае есть много православных храмов. И вместо одного архимандрита – начальника миссии в Пекине – сегодня есть три православных архиерея на китайской земле.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 апреля 1997 года возобновлено исполнение указа Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. за № 2874 о богослужебном почитании 222-х святых мучеников Китайской Автономной Православной Церкви, убиенных за Христа в 1900 году. Днем их памяти определено 10/23 июня. С 2005 г. в Пекине в этот день ежегодно совершаются богослужения на бывшей территории Русской духовной миссии (ныне принадлежащей Посольству России в КНР).

Читайте также:  Сильвестр Омский: житие святого, день памяти, молитва

Оригинал взят у filin_dimitry в 10 (23) июня 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Молитвы великомученику Никите

История раннехристианского мученика, Святого Никиты, известна многим верующим православной Церкви. Особенно почитаем Святой Никита в Абхазии, а древние, ещё каменные иконы с изображением мученика Никиты Бесогона, находят на раскопках во многих городах Центральной России. Многие верующие обращаются с молитвой великомученику Никите, прося у него защиты от заговоров и колдовства.

История святого Никиты

Один из первых христиан, великомученик Никита, по преданию, был рожден в семье царя – язычника Максимиана, который отличался особой жестокостью в расправе с первыми христианскими общинами. Никита не раз обращался к отцу с просьбой принять христианство, но тот в ярости попытался убить сына, а когда это не удалось, заточил того в темницу. В темнице к будущему великомученику явился бес, правда, в ангельском обличье и принялся уговаривать юношу отказаться от выбранной веры. Никита стал молиться Господу, и вскоре к нему явился архангел Михаил, повелев испытать дьявола. Юноша схватил ложного гостя, и, наступив ему на шею, побил его своими же кандалами.

Будущий великомученик провел в темнице три года, а когда царь вызвал своего сына на покаяние, юноша привел с собой поверженного беса, доказывая отцу, что именно злые силы управляют его сердцем. Царь был неумолим и повелел казнить сына, но Бог не допустил этого. Чтобы доказать праведность христианской веры и обратить отца в христианство, Никита воскресил двух человек, а чуть позже, по преданию, окрестил более 18000 человек.

В чем помогают молитвы великомученику Никите?

Многие верующие, вознося молитву Святому Никите о детях, обращаются к нему, как к защитнику от демонов и от прельщения им детских душ. На иконах великомученика Никита изображен с кандалами, которыми он побивает Дьявола.

Помогает молитва Святому Никите от порчи, при различных семейных неприятностях и от некоторых болезней, как, например, «родимец». Слова молитвы защитят и от черной магии, освободят из рабства, помогут в учении. Иконы с изображением Святого, побивающего дьявола, принято дарить на именины Никитам, чтобы в жизни их никогда не искушал Дьявол.

Читать молитву Святому Никите необходимо перед сном, обращаясь к образу на иконе, искренне прося его о защите.

Молитвы святому Никите Бесогону

Молитва первая

О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Личное прошение

О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Новомученики русской православной церкви

Среди огромного сонма православных святых можно найти истории самых разных людей — это и древние пророки, и современники Христа, и средневековые монахи. Но есть среди наших святых особый пласт, который выделяется среди всех остальных. Это русские новомученики, пострадавшие за веру Христову в годы советской власти и послереволюционных репрессий на Церковь. Познакомимся с ними поближе.

Кто такие новомученики

Как становится ясно уже из самого названия, новомученики — это люди, которые приняли мученическую кончину за веру не так давно. В истории нашей церкви новомученики появились в середине ХХ века, причем в огромном количестве. Особенно много людей были замучены за веру во Христа в 37-39 годы ХХ века.

Почему почитание их памяти так близко для каждого православного человека? Потому что они были самыми обыкновенными людьми, как каждый из нас. Конечно, среди них были и священники, и монахи, но было множество обычных людей, которые под страхом смерти не отказались от своей веры.

Мы все очень любим и почитаем великих наших святых, отцов Церкви. Но мы понимаем, что понести их подвиг нам будет не по силам, поскольку у нас нет соответствующих дарований. Если мы, по примеру Серафима Саровского, решим провести в непрестанной молитве сто дней и сто ночей, да еще и стоя на голом камне, то лучшее, что нам грозит — это психиатрический стационар. Подвиги великих святых — это делание избранных людей, которых единицы.

А вот подвиг новомучеников — это подвиг людей обыкновенных. Некоторые из них при своей жизни не всегда могли соответствовать всем канонам и нормам православной веры. Эти люди прославились в лике святых не за свою святую жизнь, а за свою святую смерть.

Читайте о почитаемых святых:

Значение новомучеников для Церкви Христовой

Часто можно услышать фразу, что наша Церковь стоит на крови мучеников. Эта формулировка имеет как символическое значение — в том смысле, что огромное количество людей пролили свою кровь ради веры Христовой, так и практическое. В каждом храме при обустройстве престола в алтаре в него в обязательном порядке вкладывается частичка мощей православного мученика.

ХХ век обеспечил все мировые православные церкви таким количеством святых мучеников, которого хватит на все времена. Русская православная церковь и так часто давала частички для престолов другим братским церквям. Но в ХХ веке количество новопрославленных святых стало поистине огромным.

Тем не менее особого всенародного почитания подвига новомучеников в православной среде не наблюдается. Несмотря на временную близость, многие не понимают в чем заключается такая уж особенность их подвига. В годы советской власти погибло очень много и нецерковных людей — расстреливали не только за веру, но и за многие другие идеи и течения, ставящие под сомнение новую власть.

Можно встретить рассуждения в духе — «Ну, расстреляли священника, который отказался прекратить службу в храме и свои проповеди. Почему он сразу стал святым? Чем он принципиально отличается от какого-то крестьянина, расстрелянного во время раскулачивания? А сколько полегло интеллигенции, цвета нации?».

Действительно, нельзя думать, что в годы репрессий страдали только за Христову веру. Эти страшные и кровавые годы унесли огромное количество жизней как верующих, так и неверующих людей. Но те, кто не отрекся перед смертью от Господа и был готов исповедовать Его до самого конца — приобрели себе огромную духовную награду. Именно этим их подвиг и ценен. Люди могли как угодно прожить свою жизнь, кто-то из них познал Христа незадолго до смерти. Но глубокая вера и готовность перенести любые страдания, но не отречься от Господа, даровали им спасение.

Чем этот пример полезен для нас, сегодняшних? Тем, что мы должны помнить о Боге постоянно. Современный человек, который живет в формально свободном мире, на самом деле даже не осознает, насколько он попадает в плен грехам и страстям. И те ценности, за который столетие назад люди отдавали свои жизни, многие из нас сегодня даже не осознают.

Память новомучеников и исповедников очень поучительна для нас историями этих людей. Порой невозможно даже читать, через что пришлось пройти этим будущим святым ради своей веры. Каких только зверств не придумывалось ради того, чтобы сломить человека, заставить его отречься от Христа. Но те, кто с Божьей помощью сумел выстоять в этой брани — навеки удостоился Божьей славы. Поэтому недопустимо сегодня не почитать память новомучеников и исповедников, считая подвиг их смерти чем-то малозначительным.

Важно! Память этих святых празднуется ежегодно в первое воскресенье, наступающее после 7 февраля.

Полигон Южное Бутово или братская могила святых

С уверенностью можно сказать, что во всем мире не найдется более страшного, но и более священного места, чем Южное Бутово под Москвой. Именно здесь, на существовавшем тогда полигоне, происходили массовые расстрелы репрессированных и осужденных. Конечно, многие будущие святые погибли и в других местах — в ссылках, лагерях, на принудительных работах. Но Южное Бутово навсегда вошло в историю христианства как место захоронения рекордного числа прославленных святых.

К началу революции Бутово представляло собой большое поместье, на котором располагался один из крупнейших в России конных заводов. Тут выращивали элитных лошадей, само поместье и его хозяева были очень богаты.

В 1934 году вся большая территория поместья отходит во владение НКВД и используется как база по обеспечению продовольствием сотрудников ведомства. Тут создается огромный совхоз, в центре которого отводится спецзона для исполнения смертных приговоров тем, кого осудила новая власть.

Невозможно описать весь тот ужас, который принесла новая власть тем, кто попал под определение «антисоветский элемент». По сути, таковым мог оказаться совершенно любой, даже случайный человек. Достаточно было где-то неосторожно выразиться, поссориться с соседями, которые отомстили доносом, или даже минимально высказать несогласие с воцарившимся строем.

Важно! На сегодняшний день после изучения архивных данных и исследования закрытых материалов достоверно известно, что во время советских репрессий на полигоне Бутово было расстреляно около 21 000 человек.

На основании расстрельных списков было установлено около 1000 имен церковных деятелей, расстрелянных в 1937-1939 годы. В этом списке есть и архиереи, и священники, и служители храмов, и монахи, и простые прихожане.

Открытие мест массовых захоронений начинается в 1990-х годах. До этого времени не было достоверных данных о том, сколько там захоронено людей, по каким статьям они были осуждены, где именно находятся захоронения. По мере поднятия секретных до этого времени уголовных дел, начала проясняться настоящая картина произошедшего. И она была ужасающа.

Тогда же, по благословению самого Патриарха, на полигоне Бутово был установлен поклонный крест, а немногим позже — и храм, освященный в память о святых новомучениках и исповедниках Российских.

Сегодня Южное Бутово — большой мемориальный и музейный комплекс. Тут проходят постоянные экскурсии и лекции, где можно узнать об истории этих мест, о том, кто тут был расстрелян и похоронен. Бутово несет в себе огромную ценность как историческую, так и духовную. И нельзя допустить, чтобы память о людях, окончивших свою жизнь тут, когда-либо угасла.

Истории и приговоры

Количество мучеников за веру исчисляется тысячами, и невозможно наизусть знать всех и каждого. У всех, кто прославился после своей смерти в лике святых, есть свой особый день почитания. Но всех вместе Церковь воспоминает в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Для того чтобы немного глубже понять, что же происходило в страшные годы репрессий и гонений на церковь, приведем краткие примеры из жизнеописаний тех людей, которые были убиты за веру Христову и впоследствии примкнули к великому сонму православных святых.

Святая царская семья

Первыми и самыми известными исповедниками и новомучениками являются последний император Николай со всей своей семьей — супругой Александрой и детьми Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией и Алексеем.

Вся царская семья вместе с несколькими приближенными были расстреляны в подвале Ипатьевского дома в городе Екатеринбурге, 1918 год.

Священномученик Петр Скипидаров

Это был священник из Петрограда, который первым погиб по вине большевистской власти. В самом начале нового режима, в 1918 году, отец Петр направлялся в свою епархию. Невдалеке от нее он заметил нескольких женщин, которых оскорбляли люди в красноармейской форме. Верующие женщины также спешили в епархию по каким-то своим церковным вопросам.

Священник по совести своей не мог пройти мимо, заступился за женщин и был сразу же убит на месте выстрелом красноармейца. На момент смерти отцу Петру было 55 лет, у него была семья — супруга и семеро детей.

Великая княгиня Елизавета Романова

Родная сестра погибшей императрицы Александры Федоровны, княгиня Елизавета после смерти супруга ушла в сестричество, а после стала настоятельнице женского монастыря. Была арестована большевистской властью вместе со своей келейницей, монахиней Варварой.

Несмотря на то что монахине Варваре предоставляли выбор и она имела возможность спасти свою жизнь, верная келейница не оставила княгиню. Обе подвижницы были заживо сброшены в пустую шахту, где и погибли.

Священномученик Иоанн Восторгов

Протоиерей из Москвы, который был очень известен и почитаем в своих кругах. Отличался поддержкой запрещенных монархических движений. Был арестован, отбывал заключение в Бутырской тюрьме, после чего был казнен.

Вместе с ним показательно были расстреляны еще несколько церковных и общественных деятелей. Смерти этих людей выносились специально напоказ, как демонстрация силы новой власти.

Феодор Иванов, мученик

Обычный мирянин, который с самого юношества страдал болезнью ног и не мог ходить. Был очень верующим человеком, за что его и арестовали с формулировкой «религиозный фанатик». Был заключен в Тобольскую тюрьму, где он был положен в камеру без права общаться с кем-либо. Допросы его не проводились, вину никто не доказывал. Будущего святого безо всякого следствия просто расстреляли во дворе тюрьмы, в которой он находился.

Татьяна Гримблит, мученица

Еще одна простая женщина, мирянка, которая при своей жизни прославилась на всю Россию тем, что постоянно помогала заключенным. Будучи православной христианкой, она помогала всем — даже совершенно незнакомым людям, о которых не знала ни обвинительной статьи, ни вероисповедания, ни справедливости заключения.

Почти все свои скудные средства эта женщина тратила на то, чтобы собрать все необходимое для заключенных в тюрьмах людей. К тому же агитировала и других. Была арестована по поддельному обвинению и расстреляна на полигоне Бутово в очень молодом возрасте — на момент смерти ей исполнилось только 34 года.

Тихон Белавин, святитель

Имя Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Первый человек, который стал предстоятелем Русской церкви после того, как в 1918 году был заново восстановлен институт патриархии в нашей Церкви. В том же году предал церковной анафеме (отлучению от Церкви) всех тех, кто боролся с православием.

Под анафему попали множество людей из властных структур. Несмотря на то что они не были верующими, такая принципиальная позиция патриарха вызвала бурю недовольств. Пережил множество арестов, допросов, заключений под стражу, в том числе и по лживым доносам. Это все очень подорвало его и без того слабое здоровье, и Владыка скончался в возрасте 60 лет.

Петр Полянский, священномученик

Был церковным архиереем в звании митрополита Крутицкого. Считался близким другом и соратником патриарха Тихона. Был заключен под стражу, откуда мог бы освободиться, если бы согласился добровольно отказаться от своего священного сана. Но был непреклонен в своем стремлении служить Господу, за что «тройкой» НКВД был приговорен к расстрелу в возрасте 75 лет. Приговор был приведен в исполнение.

Ссылка на основную публикацию