Псалом 88: текст молитвы, для чего читают

Автор: | 11.06.2021

Библия. Псалтирь

Псалом 88

1 Учение Ефама Езрахита.

2 Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

4 “Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой”.

6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.

9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.

10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.

11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.

13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!

15 Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.

16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

19 От Господа – щит наш, и от Святаго Израилева – царь наш.

20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: “Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.

22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.

23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.

24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.

25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.

26 И положу на море руку его, и на реки – десницу его.

27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.

30 И продолжу вовек семя его, и престол его – как дни неба.

31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;

32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:

33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их;

34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.

35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.

36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?

37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах”.

39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;

40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.

42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.

43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;

44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;

45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?

48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

49 Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.

51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.

53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Псалом 88

Текст псалма 88 является размышлением (об этом свидетельствует слово «учение» в вводной надписи) о противоречиях между обетом, данным Господом Давиду, и случившейся бедой.

Текст молитвы псалом 88

На церковнославянском языке с ударениями

1 Разума Ефама Израильтянина

2 Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

3 Зане́ рекл еси́: в век ми́лость сози́ждется, на Небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

4 Завеща́х заве́т избра́нным мои́м, кля́хся Дави́ду рабу́ Моему́:

5 до ве́ка угото́ваю се́мя твое́, и сози́жду в род и род престо́л твой.

6 Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою в це́ркви святы́х.

7 Яко кто во о́блацех уравни́тся Го́сподеви? Уподо́бится Го́сподеви в сыне́х Бо́жиих?

8 Бог прославля́емь в сове́те святы́х, Ве́лий и Стра́шен есть над все́ми окре́стными Его.

9 Го́споди Бо́же сил, кто подо́бен Тебе́? Си́лен еси́, Го́споди, и и́стина Твоя́ о́крест Тебе́.ва.

10 Ты влады́чествуеши держа́вою морско́ю: возмуще́ние же волн его Ты укроча́еши.

11 Ты смири́л еси́ я́ко я́звена го́рдаго, мы́шцею си́лы Твоея́ расточи́л еси́ враги́ Твоя́.

12 Твоя́ суть небеса́, и Твоя́ есть земля́, вселе́нную и исполне́ния ея́ Ты основа́л еси́.

13 Се́вер и мо́ре Ты созда́л еси́, Фаво́р и Ермо́н о и́мени Твое́м возра́дуетася.

14 Твоя́ мы́шца с си́лою: да укрепи́тся рука́ Твоя́, и вознесе́тся десни́ца Твоя́.

15 Пра́вда и судьба́ угото́вание Престо́ла Твоего́: ми́лость и и́стина предъи́дет пред лице́м Твои́м.

16 Блаже́ни лю́дие ве́дущии воскликнове́ние: Го́споди, во све́те лица́ Твоего́ по́йдут,

17 и о и́мене Твое́м возра́дуются весь день, и пра́вдою Твое́ю вознесу́тся.

18 Яко похвала́ си́лы их Ты еси́, и во благоволе́нии Твое́м вознесе́тся рог наш.

19 Яко Госпо́дне есть заступле́ние, и Свята́го Изра́илева Царя́ на́шего.

20 тогда́ глаго́лал еси́ в виде́нии сыново́м Твои́м, и рекл еси́: положи́х по́мощь на си́льнаго, вознесо́х избра́ннаго от люде́й мои́х,

21 обрето́х Дави́да раба́ Moeró, еле́ем святы́м мои́м пома́зах его.

22 И́бо рука́ Моя́ засту́пит его́, и мы́шца Моя́ укрепи́т его,

23 ничто́же успе́ет враг на него́, и сын беззако́ния не приложи́т озло́бити его:

24 и ссеку́ от лица́ его враги́ его, и ненави́дящыя его побежду́.

25 И и́стина Моя́ и ми́лость Моя́ с ним, и о и́мени Мое́м вознесе́тся рог его,

26 и положу́ на мо́ри ру́ку его, и на река́х десни́цу его.

27 Той призове́т Мя: Оте́ц мой еси́ Ты, Бог мой и Засту́пник спасе́ния моего́.

28 И Аз пе́рвенца положу́ его, высока́ па́че царе́й земны́х:

29 в век сохраню́ ему ми́лость Мою, и заве́т Мой ве́рен ему,

30 и положу́ в век ве́ка се́мя его, и престо́л его я́ко дни́е не́ба.

31 Аще оста́вят сы́нове его зако́н Мой, и в судьба́х мои́х не по́йдут,

32 а́ще оправда́ния Моя́ оскверня́т, и з́аповедей мои́х не сохраня́т,

33 посещу́ жезло́м беззако́ния их, и ра́нами непра́вды их,

34 ми́лость же Мою не разорю́ от них, ни преврежду́ во и́стине Мое́й,

35 ниже́ оскверню́ заве́та Моего́, и исходя́щих от уст мои́х не отве́ргуся.

36 Еди́ною кля́хся о святе́м Мое́м, а́ще Дави́ду солжу́?

37 Се́мя его во век пребу́дет, и престо́л его, я́ко со́лнце предо́ Мно́ю,

38 и я́ко луна́ соверше́на в век, и Свиде́тель на Небеси́ ве́рен.

39 Ты же отри́нул еси́ и уничижи́л, негодова́л еси́ пома́заннаго Твоего́,

40 разори́л еси́ заве́т раба́ Твоего́, оскверни́л еси́ на земли́ святы́ню его:

41 разори́л еси́ вся опло́ты его, положи́л еси́ тве́рдая его страх.

42 Расхища́ху его вси мимоходя́щии путе́м, бысть поноше́ние сосе́дом свои́м.

43 Возвысил еси́ десни́цу стужа́ющих ему, возвесели́л еси́ вся враги́ его:

44 отврати́л еси́ по́мощь меча́ его, и не заступи́л еси́ его во бра́ни.

45 Разори́л еси́ от очище́ния его, престо́л его на зе́млю пове́ргл еси́,

46 ума́лил еси́ дни вре́мене его, облия́л еси́ его студо́м.

47 Доко́ле, Го́споди, отвраща́ешися в коне́ц? Разжже́тся я́ко огнь гнев Твой?

48 Помяни́, кий мой соста́в, еда́ бо всу́е созда́л еси́ вся сы́ны челове́ческия?

49 Кто есть челове́к, и́же поживе́т и не у́зрит сме́рти, изба́вит ду́шу свою́ из руки́ а́довы?

50 Где суть ми́лости Твоя́ дре́вния, Го́споди, и́миже кля́лся еси́ Давиду́ во и́стине Твое́й?

51 Помяни́, Го́споди, поноше́ние раб Твои́х, е́же удержа́х в не́дре мое́м мно́гих язы́к,

52 и́мже поноси́ша врази́ Твои, Го́споди, и́мже поноси́ша измене́нию христа́ Твоего́.

53 Благослове́н Госпо́дь во век, бу́ди, бу́ди.

На русском языке

1 В научение, Ефама Израильтянина.

2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.

9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.

10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.

11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.

13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!

15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.

16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.

20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.

22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.

23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.

24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.

25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.

26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.

27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.

30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.

31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;

32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:

33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;

34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.

35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.

36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?

37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;

40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.

42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.

43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;

44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;

45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?

48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.

51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.

53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Читайте также:  Псалом 47: текст молитвы, для чего читают

История написания

Исследователи полагают, что временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. Событие, которое описывается в тексте псалма 88, это нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, египетского фараона, произошедшее во время царствования Ровоама, внука Давида. Сусаким разграбил Иерусалим. Ефам, начавший свое служение при Давиде, видимо, дожил до этого времени и был свидетелем трагических событий.

Для чего читают псалом 88?

Дома псалом 88 читают на русском языке в следующих случаях:

  • с прошением о помощи Господа в затруднительной ситуации;
  • с целью восхваления Бога;
  • желая вспомнить благодеяния, оказанные Господом, то, как Он благ, а люди неблагодарны.

Считается, что если читать псалом 88 дома в одиночестве при свечах, то у всех в роду будет работа. Перед тем как приступить, изложите просьбу к Господу мысленно или вслух. Обращаться к Богу следует от смиренного сердца и с искренней верой в то, что получите просимое.

В православном богослужении псалом 88 читается на старославянском языке.

Толкование

Смятенный псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им Давиду клятве и положить конец бедствиям. Текст псалма 88 условно разделен на три части. В первой ведется монолог от лица автора (стих 1-19). Во второй части содержится обращение Бога к евреям (стих 20-46). Третья часть – молитвенный призыв к Господу вспомнить Его прежние милости и не отворачиваться от иудеев (стих 47-53).

Чтобы понять текст псалма 88, разберемся в толковании более подробно:

  • Стих 1: вводная надпись.
  • Стих 2-5: автор всем сердцем верит, что Господь не может нарушить обещания о благоволении и милости, данные им Давиду. Он верит, что они вечны.
  • Стих 6-15: псалмопевец с помощью красочных аллегорий и образов воспевает всемогущество и величие Творца.
  • Стих 16-19: подчеркивается благоговейное отношение евреев к Господу. Подчиняясь «трубному зову» народ собирался на молитву.
  • Стих 20-21: речь идет о пророке Нафане, через которого Господь дал обетование Давиду.
  • Стих 22-30: автор напоминает Господу об обещании поддержать Давида и распространить его могущество, сделать его «первенцем» среди всех других царей.
  • Стих 31-38: от лица Господа звучит предупреждение, что если потомки Давида не будут повиноваться, то подвергнуться наказанию, но завета, данного Давиду, Он и в этом случае не нарушит.
  • Стих 39-46: автор оплакивает военное поражение своего народа. Он сетует, что Господь отринул помазанника из рода Давида.
  • Стих 47-53: псалмопевец просит Господа умерить Его ярость. Звучит молитвенное обращение к Богу с напоминанием о Его клятве.

Толкование христианской молитвы псалом 88

Церковный текст 88 псалма, как и предыдущего, в славянской, латинской и еврейской Библиях приписывается левиту Ефаму Езрахитянину – современнику пророка Давида, его верному стороннику и человеку, разделявшему все бедствия царя. Но в данном псалме описывается период правления одного из последователей царя Давида, израильского царя – Ровоама, до времени которого, как свидетельствует толкование 88 псалма, вполне мог дожить его автор. В своем псалме Ефам иллюстрирует печальное событие, очевидцем которого он стал: нападение на Иерусалим и Иудею (к тому времени израильское царство распалось на две части) египетского фараона Сусакима.

Церковный псалом 88 для помощи немощным людям

Православный псалом 88 условно разделен на три части: в первой монолог ведется от лица автора, во второй Бог обращается к еврейскому народу, и третья часть – молитва к Господу и призыв вспомнить Его прежние милости, не отворачивая Свое лицо от иудеев.

Текст 88 псалма в Библии назван учением, а это означает, что он содержит в себе размышления автора над различными религиозными вопросами. И действительно, во второй части псалма он от лица Бога пытается пояснить евреям причины, вызвавшие гнев Создателя: пренебрежение заповедями и многочисленные грехи. Читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 88 псалма следует людям, которым трудно работать по причине различных болезней.

Слушать на видео православную молитву псалом 88 на русском языке

Читать православный текст молитвы псалом 88 на русском языке

Учение Ефама Езрахита.

Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки — десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба. Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах». Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Псалтирь 88 псалом

Толкование Псалма 88

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2Цар. 7:5-16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде – 1Пар. 15:17-18 и 1Цар. 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3Цар. 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).

Читайте также:  Псалом 30: текст молитвы, для чего читают

Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и тс свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал «ускорить» ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся «противоречии» между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.

«Семя», неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4-5,28-30, 36-38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2Цар. 7:5-16 и комментарии на эти стихи).

В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.

А. О верности Божией (88:2-5)

Пс. 88:2-5. Слово «истина» здесь и далее – в английских переводах Библии – передано как «верность»; «милость» в этом контексте – синоним «любви». В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, – вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2Цар. 7:5-16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?

Б. Восхваление Бога (88:6-19)

Пс. 88:6-15. «Небеса» и «собрание святых» в стихе 6, как и «сыны Божии» в стихе 7 и «сонм святых» в стихе 8, – синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.

Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8-12; Раав (стих 11) – это Египет (сравните Пс. 86:4). Когда в стихе 13 говорится о «радости гор» (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается «радость о Господе» людей, населявших их. «Правоту» в стихе 15 надо понимать как «справедливость». Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его («впереди Него»).

Пс. 88:16-19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь «трубному зову» (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи «предметом» Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 – в значении «праведного хождения перед Господом») евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18и 19) – символ могущества и защищенности иудеев – зависят не от их военного «потенциала», а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.

В. Об обетованиях по завету (88:20-38)

Им посвящен весь этот раздел.

Пс. 88:20-21. «Святой» в стихе 20 – это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2Цар. 7:5-16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 -напоминание о помазании Давида на царство.

Пс. 88:22-26. Псалмопевец «напоминает» Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата – на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, «семени» Его, Мессии, над всей землей.

Пс. 88:27-30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2Цар. 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид – «первенец» по отношению к другим царям земли. В стихах 29-30 – о даровании Давиду завета и обещании ему династии («семени»), которые будут «действовать» и в вечности.

Пс. 88:31-38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит («не изменю истины Моей» в стихе 34 надо понимать как «не изменю верности Моей»). Солнце и луна в стихах 37-38 – символы неизменности, вечности.

Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах – это Сам Господь Бог.

Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39-53)

Пс. 88:39-46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном «рейде» против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника – символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42-43). Дни юности (стих 46) – символ беспечной счастливой жизни.

Пс. 88:47-53. Псалмопевец молит об «угашении» Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его – краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!

Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они «носили их» (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его «напоминаний»: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…

Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс. 72-88).

Псалом 88 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 88

Толкование Псалма 88

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2-Цар. 7:5-16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде – 1-Пар. 15:17-18 и 1-Цар. 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3-Цар. 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).

Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и тс свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал “ускорить” ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся “противоречии” между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.

“Семя”, неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4-5,28-30, 36-38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2-Цар. 7:5-16 и комментарии на эти стихи).

В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.

А. О верности Божией (88:2-5)

Пс. 88:2-5. Слово “истина” здесь и далее – в английских переводах Библии – передано как “верность”; “милость” в этом контексте – синоним “любви”. В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, – вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2-Цар. 7:5-16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?

Б. Восхваление Бога (88:6-19)

Пс. 88:6-15. “Небеса” и “собрание святых” в стихе 6, как и “сыны Божии” в стихе 7 и “сонм святых” в стихе 8, – синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.

Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8-12; Раав (стих 11) – это Египет (сравните Пс. 86:4). Когда в стихе 13 говорится о “радости гор” (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается “радость о Господе” людей, населявших их. “Правоту” в стихе 15 надо понимать как “справедливость”. Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его (“впереди Него”).

Пс. 88:16-19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь “трубному зову” (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи “предметом” Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 – в значении “праведного хождения перед Господом”) евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18и 19) – символ могущества и защищенности иудеев – зависят не от их военного “потенциала”, а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.

В. Об обетованиях по завету (88:20-38)

Им посвящен весь этот раздел.

Пс. 88:20-21. “Святой” в стихе 20 – это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2-Цар. 7:5-16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 -напоминание о помазании Давида на царство.

Пс. 88:22-26. Псалмопевец “напоминает” Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата – на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, “семени” Его, Мессии, над всей землей.

Пс. 88:27-30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2-Цар. 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид – “первенец” по отношению к другим царям земли. В стихах 29-30 – о даровании Давиду завета и обещании ему династии (“семени”), которые будут “действовать” и в вечности.

Читайте также:  Псалом 28: текст молитвы, для чего читают

Пс. 88:31-38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит (“не изменю истины Моей” в стихе 34 надо понимать как “не изменю верности Моей”). Солнце и луна в стихах 37-38 – символы неизменности, вечности.

Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах – это Сам Господь Бог.

Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39-53)

Пс. 88:39-46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном “рейде” против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника – символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42-43). Дни юности (стих 46) – символ беспечной счастливой жизни.

Пс. 88:47-53. Псалмопевец молит об “угашении” Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его – краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!

Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они “носили их” (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его “напоминаний”: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…

Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс. 72-88).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

88 псалом

В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме (Пс.88_39–46). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его (3Цар. 14:25-26; 2Пар. 12:1-12). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом.

Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2–5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6–15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16–19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20–33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39–46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47–52).

Пс.88:2. Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.

Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

Пс.88:3. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:

Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено.

Пс.88:4. «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:

Пс.88:5. навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой».

Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана (2Цар. 7:12-14).

Пс.88:6. И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.

Пс.88:7. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?

«Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования.

Пс.88:11. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.

«Раав» – обозначение Египта (Пс. 86:4). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям.

Пс.88:13. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

«Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

Пс.88:16. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,

Пс.88:17. о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,

Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» – блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы – точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею – пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

Пс.88:18. ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.

Пс.88:19. От Господа – щит наш, и от Святаго Израилева – царь наш.

«Благоволением Твоим возвышается рог наш», «от Господа – щит наш» – выражения синонимические. Могущество («рог») еврейского народа, его защита («щит») не в военной силе, не в отваге войск и опытности полководцев, но в благоволении к нему Господа. «Святый Израилев» – Господь.

Пс.88:20. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.

Под святым, т. е. человеком, здесь разумеется пророк Нафан, через которого Господь дал обетование Давиду. Это то же обетование, только в более пространном изложении, как и находящееся во 2Пар. 7:12-16, приводится далее.

Пс.88:26. И положу на море руку его, и на реки – десницу его.

«Море» – Средиземное, находившееся на западе, «реки» – Тигр и Евфрат, на восток от Палестины. Две части света берутся здесь для обозначения всего мира, т. е. Давиду предсказывается распространение его владычества по всей Вселенной. Так как вечность завета Бога с Давидом касается «семени» от него, то последнему, т. е. семени принадлежит такая всесветная власть. Под этим семенем разумеется Мессия.

Пс.88:27. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.

Пс.88:28. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,

Отношения между Богом и человеком не были отношениями раба к своему господину, основанными на рабском и слепом послушании, но являлись полными любви, как отношения отца к детям. «Первенец», первый сын пользовался особенною любовью у родителей и особенными правами, соединенными с этим первородством. Таким первенцем среди царей языческих является Давид, которою Господь особенно любит и которого предпочитает пред всеми другими правителями народов.

Пс.88:37. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

Пс.88:38. вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. – «Верный свидетель на небесах» – т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Пс.88:40. пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;

«Поверг на землю венец» – сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом.

Пс.88:45. отнял у него блеск и престол его поверг на землю;

Пс.88:46. сократил дни юности его и покрыл его стыдом.

«Отнял. блеск» – блеск самостоятельного, независимого царствования. – «Сократил дни юности» – уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось.

Пс.88:48. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?

Пс.88:49. Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?

При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола.

Пс.88:51. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

«Носить. поругание. от. народов в недре» – глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя – скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48–49 ст.), так и за весь народ.

Пс.88:53. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.

Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири.

Комментарии Лопухина на Псалтирь, 88 псалом