Псалом 85: текст молитвы, для чего читают

Православная молитва псалом 85 в чем помогает?

Христианский текст 85 псалма – единственный в третьей книге псалмов, приписываемый авторству царя Давида. Как гласит толкование, 85 псалом являет собой собрание из отрывков других Давидовых песней Псалтири, и посвящен, как и множество предыдущих, теме гонений, которые автор испытывал в разные периоды своей жизни.

В церковном тексте 85 псалма царь называет себя бедными нищим, подразумевая при этом не свое финансовое состояние, а бедность духовную: в этих словах он выражает свое положение изгнанника, преданного друзьями и вынужденного скитаться.

Когда рекомендуется читать 85 псалом?

Христианский псалом 85 можно читать людям, которые колеблются в вере, поскольку он содержит признания Давида в том, что он не всегда твердо стоял на своем спасительном пути, время от времени уклоняясь в грех и безрассудство.

В тексте псалма восемьдесят пять он просит Бога утвердить его, то есть помочь стать устойчивым к различным искушениям, и остаток жизни прожить в соответствии с Божьими заповедями. При этом Давид осознает, что подобная твердость будет не его личной заслугой, а проявлением Божьей милости. Кроме того, православная церковь советует читать и слушать псалом 85 в случае распространения смертельных эпидемий.

Слушать на видео православную молитву псалом 85 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 85 на русском языке

Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно, ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей; покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Православный Псалтырь, текст псалом 85 на церковно славянском языке

Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя; яко нищ и убог eсмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен eсмь; спаси раба твоего, Боже мой, уповающаго на тя. Помилуй мя, Господи, яко к тебе воззову весь день. Возвесели душу раба твоего; яко к тебе взях душу мою. Яко ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым тя. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моленiя моего. В день скорби моея воззвах к тебе, яко услышал мя eси. Несть подобен тебе в бозех, Господи, и несть по делом твоим. Вси языцы, eлики сотворил eси, прiидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое; яко велiй eси ты и творяй чудеса, ты eси Бог eдин. Настави мя, Господи, на путь твой, и пойду во истине твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене твоего. Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя твое в век; яко милость твоя велiя на мне, и избавил eси душу мою от ада преисподнейшаго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою. И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя; даждь державу твою oтроку твоему и спаси сына рабы твоея. Сотвори со мною знаменiе во благо; и да видят ненавидящiи мя, и постыдятся, яко ты, Господи, помогл ми и утешил мя eси.

Псалом 85 текст молитвы на русском

Полное описание: Псалом 85 текст молитвы на русском – в детальных подробностях для наших читателей.

Библия. Псалтирь

Псалом 85

1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.

3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,

5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.

7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

10 ибо Ты велик и творишь чудеса,- Ты, Боже, един Ты.

11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,

13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Псалом 86

Сыном Кореовым, псалом песни

Сынов Кореевых. Псалом-песнь.

1 Основания eго на горах святых; любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих.

1 Основания Его на горах святых. Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова.

2 Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.

2 Славное сказано о тебе, город Божий.

3 Помяну Раав и Вавилона ведущым мя, и се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо.

3 Упомяну о Рааве и Вавилоне знающим меня. И вот, иноплеменники, и Тир, и народ Эфиопов, они были там.

4 Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний.

4 “Матерь – Сион!” – скажет человек; и Человек родился в нём, и основал его Сам Всевышний.

5 Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем.

5 Господь поведает это в списке народов, и князей этих, бывших в нём.

6 Яко веселящихся всех жилище в тебе.

6 Ибо всех веселящихся жилище в тебе.

Основания его на горах святых; любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона ведущым мя, и се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний. Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем. Яко веселящихся всех жилище в тебе.

Псалом 22

В IX–X веках до Рождества Христова известный пророк Давид написал знаменитый «Псалтырь» — молитвенно-благоговейные песнопения, описывающие историю Царствия Божьего, сокращённый вариант Священного Писания.

Псалтырь состоит из Псалмов – наставлений верующих на путь истинный, способствующий смягчению их душ, призывающий к единению. Недаром сам Иисус Христос на последней своей вечере пел псалмы, подчеркивая их значимость. Основная мысль всех песнопений – восхваление Господа Бога, дарующему любому нуждающемуся исцеление и спасение. Псалом 22 – яркое тому подтверждение.

Псалом 22 учит нас тому, что в любой сложной ситуации всегда найдётся выход, если уповать на Господа своего, верить в его защиту. Сегодня текст Псалтыря переведён на все языки мира, в том числе и на русский язык. Многие из верующих, желая понять глубокий смысл слов Давида, читают текст молитвы Псалома 22 и на церковнославянском языке.

Текст молитвы Псалом 22

На церковнославянском языке с ударениями

1 Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т
2 На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя.
3 Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́.
4 А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста.
5 Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна.
6 И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.

На русском языке

1 Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2 на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3 душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4 Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5 Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6 И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

Еще один вариант Псалома 22 на русском языке

  1. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
  2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
  3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
  4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
  5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
  6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Когда читают Псалом 22 Давида?

Читать Псалом 22 Псалтыря можно в различных ситуациях:

  • перед важным событием, чтобы Господь вселил в вас уверенность;
  • находясь в сомнениях и депрессии – читая медленно, с пониманием строки Псалома 22, вы поймете, что Отец наш обязательно подскажет вам истинный путь;
  • выходя из дома, произнесите глубокомысленные слова молитвы «Господь — Пастырь мой», и этот день будет удачным для вас и окружающих;
  • читайте Псалом ежедневно, а если нет такой возможности, то обязательно произносите молитву в период церковных праздников.

Псалом 83

Каждая молитва наполнена любовью, благодарностью и верой в Господа. Псалом 83 очень похож на 62 хвалебную песнь. Он наполнен совершенным духом страждущих. Текст псалма 83 предназначен для воскресного дня, при проведении торжеств и обрядов.

Текст молитвы псалом 83

Молитва зачитывается на старославянском языке, но чаще всего псалом 83 читают на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, о точилех, сыном Кореовым, псалом

2 Коль возлю́бленна селе́ния Твоя́, Го́споди сил!

3 Жела́ет и скончава́ется душа́ моя́ во дворы́ Госпо́дни, се́рдце мое́ и плоть моя́ возра́довастася о Бо́зе жи́ве.

4 И́бо пти́ца обре́те себе́ хра́мину, и го́рлица гнездо́ себе́, иде́же положи́т птенцы́ своя́, олтари́ Твоя́, Го́споди сил, Царю́ мой и Бо́же мой.

5 Блаже́ни живу́щии в дому́ Твое́м, в ве́ки веко́в восхва́лят Тя.

6 Блаже́н муж, ему́же есть заступле́ние его у Тебе́; восхожде́ния в се́рдце свое́м положи́,

7 во юдо́ль плаче́вную, в ме́сто е́же положи́, и́бо благослове́ние даст законополага́яй.

8 По́йдут от си́лы в си́лу: яви́тся Бог бого́в в Сио́не.

9 Го́споди Бо́же сил, услы́ши моли́тву мою, внуши́, Бо́же Иа́ковль.

10 Защи́тниче наш, виждь, Бо́же, и при́зри на лице́ христа́ Твоего́.

11 Яко лу́чше день еди́н во дво́рех Твои́х па́че ты́сящ: изво́лих примета́тися в дому́ Бо́га моего́ па́че, не́же жи́ти ми в селе́ниих гре́шничих.

12 Яко ми́лость и и́стину лю́бит Госпо́дь, Бог благода́ть и сла́ву даст, Госпо́дь не лиши́т благи́х ходя́щих незло́бием.

13 Го́споди Бо́же сил, Блаже́н челове́к упова́яй на Тя.

На русском языке

1 К исполнению, о точилах. Сынов Кореевых, псалом.

2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!

3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.

4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!

5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.

7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;

8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.

9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!

10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.

11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.

12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

История написания

Историки говорят, что автором произведения является царь Давид. Якобы он сочинил его во времена восстания Авессалома. Но надпись впереди молитвы гласит, что к нему причастен кто-то из левитов, потомков Корея. Возможно, что надпись «Кореевых сынов» обозначает то, что именно такой левит должен исполнять псалом. Поют песнь на специальном музыкальном инструменте, который делали только в городе Гефе.

Для чего читают псалом 83?

Рекомендуется читать псалом 83 при:

  • желании войти в Божий дом и поселиться в нем (на всякую потребу);
  • чтобы Господь сохранил имущество, урожай, животных;
  • защите от нападений воров.

Толкование псалма 83

  • Стихи 1-5: Автор описывает жилища Господа, как истомилась его душа, так хочет попасть в Божьи покои. Живущие там блаженны. Автору хотелось бы быть там, где обитает Господь. Радоваться близости с Творцом.
  • Стихи 6-10: Тот, кто черпает в Господе силу, не будет лишен блаженства. Влечение душевное и искреннее к храму благословенно. Все изгнанники получат искупление грехов и свободу.
  • Стихи 11-13: Теми изгнанниками так больно чувствовалась удаленность от родных мест и храма Божьего. Им хотелось только быть там, и эта мечта была осуществима. Желания всех будут услышаны. Сила веры дает уверенность в получении помощи и защиты от Господа.

Правила чтения

Зачитывают псалом 83 на русском языке ежедневно или на Богослужениях. Можно читать с листа или сборника, а можно заучивать наизусть. Строгих правил чтения молитвы нет.

Псалом 85

Это единственный текст из третьей книги псалмов, который приписывают царю Давиду. Это особое собрание многих отрывков из произведений и хвалебных песен Давида. Псалом 85 посвящен гонению и страданию еврейского народа.

Текст молитвы псалом 85

Молитва верующими зачитывается на церковнославянском языке, но можно дома читать псалом 85 на русском языке.

На церковнославянском языке

1 Приклони́, Го́споди, у́хо Твое́, и услы́ши мя, я́ко нищ и убо́г есмь аз.

2 Сохрани́ ду́шу мою, я́ко преподо́бен есмь: спаси́ раба́ Твоего́, Бо́же мой, упова́ющаго на Тя.

3 Поми́луй мя, Го́споди, я́ко к Тебе́ воззову́ весь день.

4 Возвесели́ ду́шу раба́ Твоего́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою.

5 Яко Ты, Го́споди, Благ и Кро́ток, и Многоми́лостив всем призыва́ющым Тя.

6 Внуши́, Го́споди, моли́тву мою, и вонми́ гла́су моле́ния моего́.

7 В день ско́рби моея́ воззва́х к Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́.

8 Несть подо́бен Тебе́ в бо́зех, Го́споди, и несть по дело́м Твои́м.

9 Вси язы́цы, ели́ки сотвори́л еси́, прии́дут и покло́нятся пред Тобо́ю, Го́споди, и просла́вят и́мя Твое́,

10 я́ко Ве́лий еси́ Ты, и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н.

11 Наста́ви мя, Го́споди, на путь Твой, и пойду́ во и́стине Твое́й; да возвесели́тся се́рдце мое́ боя́тися и́мене Твоего́.

12 Испове́мся Тебе́, Го́споди Бо́же мой, всем се́рдцем мои́м, и просла́влю и́мя Твое́ в век:

13 я́ко ми́лость Твоя́ ве́лия на мне, и изба́вил еси́ ду́шу мою от а́да преиспо́днейшаго.

14 Бо́же, законопресту́пницы воста́ша на мя, и сонм держа́вных взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Тебе́ пред собо́ю.

15 И Ты, Го́споди Бо́же мой, Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́вый, и Многоми́лостивый и и́стинный,

16 при́зри на мя и поми́луй мя, даждь держа́ву Твою о́троку Твоему́, и спаси́ сы́на рабы́ Твоея́.

17 Сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, я́ко Ты, Го́споди, помо́гл ми и уте́шил мя еси́.

На русском языке

1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.

3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,

5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.

7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,

13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

История написания

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Псалом 119: текст молитвы, для чего читают

Для чего читают христианскую молитву псалом 83

Христианский текст 83 псалма, как следует из предваряющего его надписания, принадлежит сыновьям Кореевым – потомственным левитам, служившим при иерусалимском храме. Псалом представляет собой песнь-плач, обращенную к Богу, в которой автор выражает свою тоску за домом Господним, то есть храмом.

Исходя из этого, толкование 83 псалма поясняет, что написан он хоть и не самими царем Давидом, но в память его страданий и гонений вследствие восстания Авессалома. Именно в этот период пророк Давид был вынужден стать беглецом в собственном царстве, и оказался вдали от своего любимого места молитвы и уединения – иерусалимского храма.

В каких случаях советуют читать 83 православный псалом?

В тексте 83 псалма автор описывает состояние пророка Давида, который предпочел бы провести один день в Скинии, чем весь остаток дней в шатрах нечестивых людей, под которыми, очевидно, подразумевались грешные люди, живущие неправедно, но при этом счастливо. Подобное настроение псалма может понять любой верующий человек, из-за обстоятельств надолго отлученный от посещения храма и участия в церковных таинствах. Преподобный Арсений Каппадокийский советует читать и слушать онлайн 83 псалом для защиты своего имущества от воров.

Слушать на видео православную молитву псалом 83 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 83 на русском языке

Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Православный Псалтырь, текст молитвы псалом 83 на церковно славянском языке

Видео (кликните для воспроизведения).

Коль возлюблeнна селeнiя твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, oлтари твоя, Господи сил, царю мой и Боже мой. Блажени живущiи в дому твоем; в веки веков восхвалят тя. Блажен муж, eмуже eсть заступленiе eго у тебe; восхождeнiя в сердцы своем положи, во юдоли плачевней, в месте, eже положи; ибо благословенiе даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу; явится Бог богов в Сiоне. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже iаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице хрiста твоего. Яко лучше день eдин во дворех твоих паче тысящ; изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селенiих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благдть и славу даст; Господь не лишит благих ходящих незлобiем. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя.

Псалом 85

Это единственный текст из третьей книги псалмов, который приписывают царю Давиду. Это особое собрание многих отрывков из произведений и хвалебных песен Давида. Псалом 85 посвящен гонению и страданию еврейского народа.

Текст молитвы псалом 85

Молитва верующими зачитывается на церковнославянском языке, но можно дома читать псалом 85 на русском языке.

На церковнославянском языке

1 Приклони́, Го́споди, у́хо Твое́, и услы́ши мя, я́ко нищ и убо́г есмь аз.

2 Сохрани́ ду́шу мою, я́ко преподо́бен есмь: спаси́ раба́ Твоего́, Бо́же мой, упова́ющаго на Тя.

3 Поми́луй мя, Го́споди, я́ко к Тебе́ воззову́ весь день.

4 Возвесели́ ду́шу раба́ Твоего́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою.

5 Яко Ты, Го́споди, Благ и Кро́ток, и Многоми́лостив всем призыва́ющым Тя.

6 Внуши́, Го́споди, моли́тву мою, и вонми́ гла́су моле́ния моего́.

7 В день ско́рби моея́ воззва́х к Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́.

8 Несть подо́бен Тебе́ в бо́зех, Го́споди, и несть по дело́м Твои́м.

9 Вси язы́цы, ели́ки сотвори́л еси́, прии́дут и покло́нятся пред Тобо́ю, Го́споди, и просла́вят и́мя Твое́,

10 я́ко Ве́лий еси́ Ты, и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н.

11 Наста́ви мя, Го́споди, на путь Твой, и пойду́ во и́стине Твое́й; да возвесели́тся се́рдце мое́ боя́тися и́мене Твоего́.

12 Испове́мся Тебе́, Го́споди Бо́же мой, всем се́рдцем мои́м, и просла́влю и́мя Твое́ в век:

13 я́ко ми́лость Твоя́ ве́лия на мне, и изба́вил еси́ ду́шу мою от а́да преиспо́днейшаго.

14 Бо́же, законопресту́пницы воста́ша на мя, и сонм держа́вных взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Тебе́ пред собо́ю.

15 И Ты, Го́споди Бо́же мой, Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́вый, и Многоми́лостивый и и́стинный,

16 при́зри на мя и поми́луй мя, даждь держа́ву Твою о́троку Твоему́, и спаси́ сы́на рабы́ Твоея́.

17 Сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, я́ко Ты, Го́споди, помо́гл ми и уте́шил мя еси́.

На русском языке

1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.

3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,

5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.

7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,

13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

История написания

Так как текст псалма 85 состоит из отрывков других песен, конкретной истории написания нет. Автором молитвы является царь Давид. В своем произведении он собрал самые разные периоды жизни. Основная тема песни — тема гонений.

Для чего читают псалом 85?

Хвалебную песнь можно читать людям, которые подвергаются искушениям. Рекомендуется читать молитву в следующих случаях:

  • при проблемах со здоровьем;
  • при опасностях;
  • от избавления от врагов;
  • при колебании веры.

Толкование псалма 85

  • Стихи 1-5: Автор находится в бедственном положении, даже скорее беззащитном. Он просит Господа защитить его и спасти от врагов. Просит спокойствия и веселья. Он верит в Бога и посвящает ему свою жизнь.
  • Стихи 6-10: Давид уверен, что все молитвы будут услышаны. Он полностью исповедуется Творцу. Вера, которая постижима пока только еврейским народом, вскоре распространится на весь мир.
  • Стихи 11-17: Автор просит Господа научить его следовать по его же путям. Давид полагается полностью на великие силы Творца. Он знает, что обретет покой и счастье. Конечно, он иногда отступал от Божьих заповедей, но всегда веровал и возвращался к своим истокам. Он просит у Всевышнего только защиты и силы.

Правила чтения

Православная церковь рекомендует читать псалом 85 на русском языке ежедневно. Можно заучивать текст наизусть. Строгих правил чтения данной молитвы нет.

Псалом 85

Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет “скопище м мятежников» (Пс. 85_14), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя.

Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17).

Пс.85:1 . Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

«Беден и нищ» – нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном.

Пс.85:4 . Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,

Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты от Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь ( «к Тебе возношу душу мою» ) и Тебе ее вверяю.

Пс.85:7 . В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву.

Пс.85:8 . Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

Пс.85:9 . Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

Пс.85:10 . ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты.

Содержат ясное и точное исповедание веры Давида – Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов.

Пс.85:11 . Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

«Настави мя, Господи, на путь Твой» (слав.) – научи следовать Твоим заповедям. – «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» – пусть благоговение пред Тобою будет главным основанием моей внутренней жизни. В этих немногих словах ярко выражена благочестивая настроенность Давида, полагающего счастье и радость жизни в постоянной и непрерывающейся благочестивой настроенности.

Выражение “утверди” дает основание предполагать, что Давид не всегда был «тверд», т. е. иногда отступал от заповедей Бога. Намек на преступление с Вирсавией и косвенное подтверждение происхождения псалма из эпохи гонений от Авессалома.

Пс.85:13 . ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

«Избавил душу мою от ада» – спас, или точнее, спасал несколько раз мою жизнь от гибели.

Пс.85:14 . Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

«Не представляют они Тебя пред собою» – см. Пс. 53:5 .

Пс.85:16 . призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

«Даруй крепость» – силу перенести преследования. “Даруй” эта сила есть дар Божий, а не заслуг Давида.

Псалмы 83, 84 и 85 составляют содержание 9-го часа, посвященного воспоминанию смерти Спасителя. Крестная смерть Спасителя освободила человека от власти диавола и греха, вывела из “долин ы плача” ( Пс. 83:7 ), из плена греха ( Пс. 84:2 ), даровав ему новозаветные милости и блага ( Пс. 84:11 ). Великое дело искупления человека будет сопровождаться обращением к Богу всех язычников ( Пс. 85:9 ) и будет достойно восхваляться “во век” ( Пс. 85:12 ). Эти псалмы, выяснением на примере евреев, выведенных из плена, значения жертвы Христовой, имеющей быть принесенной на литургии, служат хорошим руководством для создания соответственного настроения в молящемся и присутствующем на литургии.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 84 – профессор Александр Павлович Лопухин

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 85

№04 (949)

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №3 (948) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 85-м псалме; он имеет надписание: молитва Давиду, 85. Прежние псалмы псалмопевец Давид уступал петь своим помощникам Асафу или сынам Кореовым, а молитву он сам воспевает Богу от своего лица и от лица людей, впадающих в большие искушения, испытания, жизненные гонения, когда им причиняют боль гордые люди. Он просит Бога о помощи – всегда, когда человек в молитве обращается к Богу, Господь помогает ему. Это очень глубокий псалом, слова его мы слышали очень часто, и они очень близки каждому из нас, действительно являя нам великое утешение и показывая, как нужно себя вести при тех или иных жизненных испытаниях.

«Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз». Что значит приклонить ухо? Это значит быть внимательным к человеку, чтобы не упустить ни одного слова. Чтобы его слово действительно дошло до Господа. Давид находится в скорбных обстояниях, ему очень тяжело, и он хочет, чтобы Господь услышал его – он понимает: без помощи Господа ничего не получится. Когда у нас что-то наболело, что-то нас тревожит, мы, обращаясь к своим близким, не хотим, чтобы слышал весь мир, но чтобы нас услышал очень близкий и дорогой нам человек, который оказывает нам помощь и содействие, мы говорим ему на ухо, и тогда ему бывает слышно всякое слово, и человек быстро начинает помогать. Здесь Псалмопевец использует некий образ, он говорит: «Приклони, Господи, ухо Твое – наклонись ко мне, я Тебе скажу, что наболело на моем сердце, Ты окажи мне помощь и услыши мя», чтобы каждое слово, которое он говорит, доходило до слуха Божьего. «Яко нищ и убог есмь аз» – он говорит: «Я нахожусь сейчас в скорбном состоянии, в душевной боли и духовной нищете, не имею ничего доброго. Ты, Господи, помоги мне». Как говорят святые отцы, «приди ко мне как богатый к бедному, как врач к болящему. Некому мне сегодня помочь, никто меня не может избавить от той скорби, которая томит мое сердце, кроме Тебя».

«Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя». Он просит, чтобы Господь дал ему спасение, избавил его от грехов, испытаний и злых людей, причиняющих ему боль и страдания. «Яко преподобен есмь» – чем уподобился Давид Господу? Тем, что он служитель Бога. И он, и весь избранный народ во всем мире являли служение Богу, они уподоблялись Богу, так что за жизнь по заповедям Божиим их можно было назвать преподобными.

Читайте также:  Псалом 128: текст молитвы, для чего читают

«Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя». Псалмопевец подчеркивает, что он ни на кого больше в жизни не уповает, как только на Господа, только от Него просит помощи и заступления – не бежит к другим богам, не ищет внешних помощников в этом мире, как часто мы с вами поступаем: когда у нас какая-то боль, страдание, мы начинаем искать тех, кто нам поможет… Кто идет к экстрасенсам, кто – к колдунам, кто – к каким-то целителям, которые нам помогут и нашу беду рукой отведут, и так далее. А здесь Псалмопевец подчеркивает, что он никогда ни у кого не искал помощи и заступления, только у Господа и только на Него одного уповает. Он подчеркивает через эти слова верность Богу: «Господи, я верен Тебе, я больше не буду искать никогда ни у кого помощи – я знаю: когда Ты услышишь, Ты придешь и поможешь мне. А если пока я нахожусь в таком состоянии, значит, еще не время моего избавления от моих нынешних страданий и скорбей».

«Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день». Псалмопевец опять просит милости от Господа: «Помилуй мя, Господи, прости за те грехи, неправду, которую я совершил, за что я несу испытания в этой жизни». Он постоянно через покаяние сглаживает свою вину перед Господом, покаянное чувство рождается у него от молитвы, которую он совершает весь день: «Яко к Тебе воззову весь день» – постоянно, в течение всего дня Давид молится Господу и ничего не начинает без Его благословения, ничего не начинает без молитвы, в которой он и получает благословение от Бога. Давид показывает глубину молитвы.

В других псалмах мы с вами встречали такие слова, что «я восстал и сразу же обращаюсь к Богу». Псалмопевец показывает, что действительно находится в непрестанной молитве: свой день начинает с молитвы, и весь день пребывает в молитве, обращаясь к Богу, и отходя ко сну он имеет Бога в своем уме и в своем сердце. Псалмопевец очень глубоко относится к молитве. Если нет молитвы в течение дня, тогда бывают у человека сильные искушения, испытания – и Господь, придя на землю, совершенно ясно обращается к нам глубокими словами: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть», Он учит непрестанно молиться, чтобы мы всегда пребывали в молитве, и тогда избавимся от тех искушений и бед, которые предлагает нам враг рода человеческого и в которые мы постоянно попадаем.

«Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою». Действительно, Псалмопевец не ищет земной радости – он ищет радости духовной, и она приходит, когда Господь посылает всяческое утешение. «Яко к Тебе взях душу мою» – это означает: «Я направляю душу свою и сердце свое к Тебе, Господи». Мы слышим эти слова, некий призыв и в Божественной литургии, чтобы мы, отложив все земное, направили свои души к Богу: «Горе имеим сердца». Чтобы и душа, и сердце отстали от всех земных мыслей и наполнились молитвою и общением с Господом.

«Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающым Тя». Здесь он говорит, что тому, кто призывает Господа, кто обращается к Господу, кто имеет чувство покаяния, Господь дает избавление от грехов, и в то же время подчеркивает благость и кротость Господа, Который многомилостив ко всем призывающим Его: Господь, даже видя согрешения человека, являет Свою кротость – долготерпит над таким человеком, ждет его исправления, покаяния и дает ему возможность прийти в разум истины, чтобы спасение исполнило его душу и сердце.

Господь многомилостив, Он действительно милует людей, Он желает каждому спастись. Как говорит нам Священное Писание Нового Завета, Господь хочет спасения для каждого человека, чтобы тот пришел в разум истины: Он не сразу карает, наказывает, но дает возможность исправления, пережить в своем сердце грех и принести достойный плод покаяния. Тогда Господь являет человеку спасение и избавляет его от грехов. Но, опять-таки, здесь Псалмопевец подчеркивает, что такое получат не все подряд, а призывающие имя Его: кто призывает Господа на помощь, кто действительно приносит покаяние, тому Господь являет и милость, и кротость, и над тем человеком является долготерпение Божие.

«Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего». Псалмопевец Давид просит, чтобы Господь услышал молитву его и оказал бы Свое милосердие через то, что услышал глас моления его. Вначале Псалмопевец говорит удивительные слова «приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя», а здесь, как бы усугубляя свое прошение, опять говорит: внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. Он просит, чтобы Господь услышал молитву: его скорби, в которых он находится, дошли до его души, до сердца и угнетают его.

Дальше Псалмопевец продолжает:«В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». Конечно, скорби особо подталкивают человека на молитву, скорби раскрывают сердце человеческое для восприятия Господа.

Наверное, очень многие люди чувствуют, что во время скорби, испытаний никто тебе не может помочь, кроме Господа: все могут отвернуться от тебя, а Господь всегда тебе поможет. Но скорби могут быть и крайними, они могут ввести человека в отчаяние, в озлобление. Особенно это видно сегодня, когда человек не живет насыщенной духовной жизнью, ищет радости. Псалмопевец ищет радости в духовной жизни, в общении с Богом и просит, чтобы Господь возвеселил душу раба Своего – он общается с Богом, он пребывает в особом состоянии молитвы и для него радость духовная, Небесная выше радости, попечений и забот земных. Сегодняшний человек не может так радоваться, он не живет по духу, и для него слова Псалмопевца звучат странно. А от этого идет неправильное отношение к тем скорбям, которые испытывает человек, и неправильная реакция на них. Поэтому происходит некое отчаяние, уныние от скорбей или даже озлобление против Господа. Мы очень часто видим таких людей, которые, столкнувшись с трудностями, испытаниями, отворачивают лицо свое от Бога, говорят: «Нет-нет, я просил Бога, Он мне не помог». Человек находится в неправильном состоянии. Это не только сегодня так (сегодня мы можем это увидеть в большом количестве), это было и в прежние времена, когда человек не может усиленно просить Бога и находиться в терпении, ему обязательно надо, чтобы сегодня он сказал Богу, а завтра все это было. Но Господь иногда медлит, испытывая нашу веру и наше желание иметь огромное упование на Бога. И здесь псалмопевец Давид как раз говорит: «В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». В день скорби моей я воззвал к Тебе, и Ты, Господи, меня услышал: в скорби я не впал в отчаяние, уныние или озлобление – я воззвал к Тебе, и Ты услышал меня. Здесь открывается очень хороший, достойный путь для каждого христианина, и мы с вами должны в день скорби обращаться к Богу, и Господь обязательно услышит нас, окажет нам помощь и избавит от скорбей.

«Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Здесь глубокие слова, которые возвеличивают Господа. Почему Псалмопевец говорит, что он уповает только на Господа? Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя – он уповает только на Господа, его упование на единого Бога, мы с вами об этом говорили. И здесь Псалмопевец говорит: никто не имеет такой силы, Господи, как Ты, и никакие другие боги не могут сравниться с Тобой, Истинным Богом. Есть глубокие рассуждения святых отцов, которые говорят, насколько смиренно Господь Себя сравнивает с другими: Он не может сравнивать Себя ни с кем, ведь Он – Истинный Бог, Творец и Создатель всей Вселенной, но Он позволяет такие сравнения в пророчестве Давида, показывая лишь только, какое Он имеет смирение. На самом деле, конечно, Господь выше всех, Он не может сравниться ни с кем, как Творец и Создатель, а другие боги суть вымысел людей и бесовское наваждение. И несть по делом Твоим: никто не может сравниться с делами Твоими. Те дела, которые Господь совершает, – удивительные, они явлены в Его кротости, смирении, долготерпении и в самом явлении здесь, на земле, в человеческом образе.

«Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Очень глубокие слова говорит Псалмопевец, пророчествуя о временах, когда Сын Божий явится на земле. Здесь он говорит, что Церковь наполнится разными людьми не только из числа избранного народа, но теми, кто сейчас еще язычники: все народы земли придут и поклонятся пред Тобой, Господи, и прославят имя Твое. Это и произошло в новозаветное время, когда разные народы, не имеющие ни понятия об истине, ни благочестия в своей жизни, отвернулись от идолопоклонства, пошли навстречу Господу и вошли в Церковь Христову.

«Яко Велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един». Здесь говорится о великом чуде, которое Господь сотворил через явление Сына Своего Единородного на землю, через Боговоплощение, через страдания Господа ради спасения всего рода человеческого. Великое чудо – сам спасительный подвиг нашего Господа Иисуса Христа. Видя эти чудные дела, когда вси языцы, все народы земли Господь призывает в Свою Церковь для спасения, Псалмопевец восхищается Господом и говорит: яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.

«Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего» – здесь опять удивительны и глубоки слова Псалмопевца, насколько он ищет радости неземной: мы с вами говорили, что высшее служение Господу уже здесь, на земле, начинается по духу, когда человек духом живет, духом и радуется, и этой радости никто не может у него отнять. И у того, кто идет по пути истинному – по пути исполнения заповедей Божиих, исполнения правды Его и истины, возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Исполнение заповедей являет в человеке страх Божий, когда человек работает Господу со страхом, то и радуется Ему с трепетом – это тоже говорит Псалмопевец. Эта глубина – оттого, что сердце исполняется духовной радости, и человек духовный ищет жизни духовной, которая не имеет конца, а имеет вечное продолжение.

«Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век». Исповедание рождает, как говорят святые отцы, отвержение от грехов, являет человеку покаяние. И когда человек исправляет свой путь, тогда он может прославлять имя Бога не только на этой земле, но и в вечности, ведь такой путь приводит человека к вечному спасению.

«Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Тому, кто кается и обращает свой взор к Богу, свое сердце направляет к Господу, ставит духовное выше земного, Господь дает избавление от грехов. Когда человек избавляется от своих грехов, то получает вечное спасение, то есть тогда он избавляется от ада преисподнейшаго, как говорит Псалмопевец, то есть от страдания, которое он может получить в геенне огненной.

«Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою». Законопреступниками здесь называются те, кто причиняли Псалмопевцу зло, – враги его, и те из людей иноплеменных, которые хотели причинить зло ему как царю; законопреступником называют и врага рода человеческого, дьявола. Всех, кто желали причинить Давиду зло, пойти против него, хотя знали, что он царь, помазанник Божий, называет Псалмопевец законопреступниками и сонмом державных: «Они взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою» – они даже не увидели Господа пред собою, а решили причинить ему зло против его души. Святые отцы говорят, что и враг рода человеческого дьявол тоже называется здесь злоумышленником и законопреступником, который восстал на Псалмопевца и восстает в целом на человека и на весь род человеческий.

«И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея». Это, с одной стороны, воззвание Давида к Господу. Мы говорим, что Псалтирь имеет и буквальный смысл, и таинственный. Здесь Псалмопевец просит, чтобы Господь явил милость Свою над ним, обладая и щедротами, и долготерпением: Он и многомилостивый, и истинный, поэтому Давид просит, чтобы Он увидел Давида, услышал его, помиловал его и дал ему помощь как Своему отроку. И спаси сына рабы Твоея – родителей, которые тоже служили Господу. Это буквальный смысл. Если брать таинственный смысл, то святые отцы говорят, что это глас молитвы Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу, чтобы Господь дал Ему возможность перенести испытания, которые Он понес за весь род человеческий: «Сына рабы Твоея» – здесь говорится о Пресвятой Богородице, от Которой Он и воплотился.

«Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси». Очень глубокие слова Псалмопевец говорит: «Господи, дай знамение». Для христиан знамение победы – это крест, а Давид просит сотворить знамение, то есть говорит: «Ты избави меня и покажи всем, что все изменилось в моей жизни, что я победил врагов, но враги были побеждены не просто мною, а Тобою, ведь я все упование свое возлагал на Тебя – Ты Помощник мой, и все знают, что другого помощника в своей жизни я не искал. И пусть, когда они увидят эту победу, прославят имя Твое, ибо все приходит от Тебя». Когда человек, уповающий на Господа, получает избавление, то все начинают говорить: «Надо же, какая сила у Господа, и какая вера у этого человека, что Господь так ему помогает!» – происходит прославление Господа. Именно об этом Псалмопевец и просит: сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси. То есть, для тех, кто смеются: «Что ты молишься, что тебе Бог что ли помогает?», Господи, дай знамение, чтобы они увидели Твою силу и как Ты помогаешь тем, кто верят Тебе и верят в Тебя. Такой глубокий псалом, с которым мы сегодня познакомились, дорогие братья и сестры! Я думаю, что каждому из нас он даст уверенность в правильном жизненном пути и покажет, как себя нужно вести в трудных испытаниях, которые посещают нас.

Всех вас да сохранит Господь, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Псалтирь | псалом 85

Этот псалом озаглавлен «молитва Давида». Возможно, он не был написан по какому-то определенному поводу, но эту молитву он сам часто возносил и другим советовал использовать, особенно в дни страданий. Многие считают, что Давид сочинил эту молитву как прообраз Христа, который «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы» (Евр 5:7). Давид в своей молитве (в соответствии с природой этого долга)

(I) воздает славу Богу (ст. 8-10,12,13).

(II) Ищет у Бога благодати и благоволения; он просит, чтобы Бог услышал его молитвы (ст. 1,6,7), сохранил и спас его и был милостив к нему (ст. 2,3,16), чтобы Он даровал ему радость, благодать, силу и облек его почестями (ст. 4,11,17). Он говорит о Божьей милости (ст. 5,15) и о злобности своих врагов (ст. 14). Воспевая этот псалом, мы должны возносить души к Богу, размышляя о его сути.

Стихи 1-7. Этот псалом был издан под заглавием «молитва Давида». Это не означает, что Давид пел все свои молитвы, но в некоторые из своих псалмов он вставлял молитвы, ибо псалом допускает любые благочестивые и благоговейные чувства. Необходимо отметить очень простой язык данного псалма и то, как мало в нем содержится поэтических полетов и иллюстраций по сравнению с некоторыми другими псалмами, так как блистающее остроумие не является должным украшением молитвы. И в этих стихах мы можем увидеть:

I. Прошения, которые он излагает Богу. Правда, что иногда молитва может проповедовать, но она больше соответствует своему назначению (как это продемонстрировано в данной молитве), когда каждый ее отрывок направлен Богу, ибо такова природа молитвы, как здесь и представлено (ст. 4): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою», как он сказал в Псалме 24:1. Во всех частях молитвы душа должна возноситься на крыльях веры и святого стремления, возносясь к Богу, желая прикоснуться к Его благодати, и исполняясь великими надеждами получить от Него блага.

1. Он молится, чтобы Бог милостиво выслушал его молитвы (ст. 1): «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня». Когда Бог слушает наши молитвы, то вполне уместно говорить, что Он приклоняет к ним Свое ухо, ибо то, что Он снисходит, что Ему угодно обращать внимание на таких низких тварей, каковыми мы являемся, и слушать наши ущербные молитвы, заслуживает восхищения. Эти же слова он вновь повторяет (ст. 6): «Услышь, Господи, молитву мою, приклони Свое ухо к моему запинающемуся шепоту и внемли гласу моления моего». Это не означает, что своими словами мы должны возбуждать Его чувства, но так мы должны выражать свое стремление обрести Его благоволение. Сын Давида говорил об этом с уверенностью и удовольствием (Иоан 11:41,42): «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня».

Читайте также:  Псалом 132: текст молитвы, для чего читают

2. Он молится, чтобы Бог взял его под Свою особую защиту и стал творцом его спасения (ст. 2): «Сохрани душу мою… спаси, Боже мой, раба Твоего». Душа Давида была рабом Бога, так как Богу угодно служение лишь тех, кто служит Ему своим духом. Давид заботился о своей душе; и если мы считаем, что здесь он имеет в виду свою природную жизнь, то этот стих учит нас, что для наилучшей сохранности мы должны вручить ее Богу и верой и молитвой сделать нашего Творца нашим защитником. Но здесь также может подразумеваться его духовная жизнь – жизнь души отдельно от тела: «Сохрани мою душу от зла и опасностей, сохрани ее от греха; сохрани мою душу и спаси меня». Кого Бог спасет, того Он и сохранит; Он сохранит его для Своего небесного царства.

3. Он молится, чтобы Бог взглянул на него с жалостью и состраданием (ст. 3): «Помилуй меня, Господи!» Бог проявляет милость, прощая нам грехи и помогая избавиться от бедствий; и оба прошения включены в эту молитву: «Помилуй меня, Господи! Люди не проявляют милость; мы сами не заслуживаем милости, но Ты, Господь, ради Своей милости, помилуй меня».

4. Он просит, чтобы Бог наполнил его внутренним утешением (ст. 4): «Возвесели душу раба Твоего». Лишь Бог может исполнить сердце мое веселием и возвеселить душу, и лишь потом, а не раньше радость будет полной, и так как обязанность служителей Божьих служить Господу с веселием, так и их привилегия – быть исполненными радости и мира в вере, и они могут в вере молиться, чтобы Бог не только сохранил их души, но и развеселил их души, чтобы радость Господа была их силой. Обратите внимание: когда он молится «возвесели душу мою», то добавляет: «…ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». Мы можем ожидать утешения от Бога лишь в том случае, если стараемся поддерживать наше общение с Богом, и тогда молитва является кормилицей духовной радости.

II. Что усиливает эти прошения.

1. Он говорит о своем отношении к Богу и своей части в Нем: «Ты Бог мой, которому я посвятил себя, от которого я завишу и которому служу (ст. 2). Я подчиняюсь Тебе и поэтому ищу у Тебя защиты».

2. Он рассказывает о своей беде: «…услышь меня, ибо я беден и нищ; поэтому мне нужна Твоя помощь, поэтому никто другой меня не услышит». Бог – Царь бедного человека; Его слава – души убогих спасать; тот, кто нищ духом, кто видит собственную пустоту и недостаточность, более других принимается божественной благодатью.

3. Он говорит о благоволении Бога ко всем, кто ищет Его (ст. 4, 5): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою, к Тебе стремлюсь и на Тебя надеюсь, ибо Ты, Господи, благ». Да и куда может идти нищий, как не к доброму привратнику? Доброта природы Бога является великим ободрением для всех, кто обращается к Нему. Его благость проявляется в прощении и даянии.

(1) Он Бог, прощающий грех. Он не только может простить, но и готов простить; он более готов простить, чем мы – покаяться. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс 31:5).

(2) Он Бог, слышащий молитвы; Он щедр в милости, Он наполнен ею и дает бесплатно; Он богат и щедр ко всем, призывающим Его. Он имеет все необходимое, чтобы восполнить все их нужды, и Его руки раскрыты, чтобы давать необходимое.

4. Он рассказывает о доброй работе, совершенной в нем Богом, тем самым сделав его достойным для знаков Своего благоволения. Божественная благодать совершила в нем определенную работу, которую он рассматривает как залог всех благ:

(1) подобие Богу (ст. 2): «…я благоговею пред Тобою («я свят», – англ.пер., KJV), поэтому сохрани душу мою»; Он сохранит тех, кого Дух освящает. Он говорит это не с гордостью или пустой хвалой, а со смиренной благодарностью Богу: «Я тот, к кому Ты благоволишь (написано на полях), кого Ты отделил для Себя». Если Бог благодатью начал совершать в нас добрую работу, то мы должны признать, что это было время твое, время любви. Я буду в глазах его, как обретший благоволение, а к кому Бог проявляет Свое благоволение, того и берет под защиту. Все святые его в руке Твоей (33:3). Отметьте: «я беден и нищ» (ст. 1), в то же время «я благоговею пред Тобою» (ст. 2), я свят, но нищ, я беден в миру, но богат верою. Тот, кто в бедности сохранил свою чистоту, может быть уверен, что Бог сохранит его утешения и его душу.

(2) Упование на Бога: «…спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». Тот, кто свят, не должен уповать на себя или на свою святость, а лишь на Бога и Его благодать. Тот, кто уповает на Бога, может ожидать от Него спасения.

(3) Расположение души к общению с Богом. Он надеется, что Бог ответит на его молитвы, так как Он склонил его к молитве.

[1] Он стал постоянным в молитве: «…к Тебе взываю каждый день» (ст. 3). Наша обязанность – всегда молиться, молиться непрестанно и быть настойчивым в молитве; и мы можем надеяться, что наши молитвы, которые мы возносили в беде, будут услышаны, если будем добросовестно исполнять свой долг в другие времена, во всякие времена. Хорошо, если с приходом бедствия колеса молитвы уже находятся в движении, а не в тот момент лишь начинают двигаться.

[2] В молитве он направляет свою душу к Богу – возносит к Нему душу свою (ст. 4). Мы можем надеяться, что Бог дарует нам Свои милости, если в своих молитвах возносим к Нему свои души, чтобы встретиться с Ним. [3] Молитва Богу является в определенном смысле залогом, когда он находился в страдании (ст. 7): «В день скорби моей, чтобы ни делали другие, я взываю к Тебе и вручаю Тебе свое дело, ибо Ты услышишь и ответишь мне и я не буду искать напрасно как те, которые взывали: «Ваале! Услышь нас, но не было ни голоса, ни ответа» (3Цар 18:29).

Стихи 8-17. В этих стихах Давид продолжает свою молитву.

I. Он воздает славу Богу, так как в своих молитвах со смиренным и благоговейным восхищением мы должны славить Его, признавать Его Царство, силу и славу.

1. Как Личность, обладающую непревзойденными совершенствами, подобной которой не существует и с которой никто не может сравниться (ст. 8). «Между богами, ложными богами, которым поклоняются язычники, среди ангелов и земных царей нет, как Ты, Господи! Нет такого же мудрого, могущественного и милостивого; и нет дел, как Твои, которые являются неоспоримым доказательством того, что нет подобного Тебе». Его дела славят Его, а наилучший способ прославить Его – признать, что нет подобного Ему.

2. Как источник всего сущего и центр всякого прославления (ст. 9): «Все народы, Тобою сотворенные, в которых течет одна кровь, которые произошли от Тебя и постоянно зависят от Тебя, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Это частично исполнилось во дни Давида и Соломона, когда огромное количество прозелитов последовало за религией евреев, но полностью исполнится во дни Мессии, когда представители всех народов и царств придут, чтобы прославить Бога (Отк 7:9). Через Христа Бог сотворил все народы, ибо без Него ничто не стало быть, что стало быть, и поэтому через Христа, благодаря силе Его Евангелия и благодати, все народы придут пред лице Его на поклонение (Ис 66:23).

3. Как безгранично великую Личность (ст. 10): «Все народы поклонятся пред Тобою, ибо Ты Царь народов, ибо Ты велик, Твое владычество абсолютно и неопровержимо, Твоя власть универсальна и непреодолима, Твои богатства огромны и неистощимы, Твое владычество безгранично и неоспоримо, и для доказательства всего этого Ты творишь чудеса, которыми восхищаются все народы. Благодаря им они с легкостью могут сделать вывод, что Ты, Боже, един Ты, что не только нет подобного Тебе, но и нет никого, кроме Тебя». Давайте всегда развивать подобные мысли о великом Боге и исполняться святым восхищением Богом, совершившим эти чудеса. И пусть наши сердца принадлежат тому Единственному, кто един есть.

4. Как Личность, безгранично милостивую. Человек очень плох, нечестив и подл (ст. 14);

от него не стоит ожидать милости, но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный (ст. 15). Это та отличительная черта, через которую Он возвестил Свое имя и через которую мы должны провозглашать его (Исх 34:6,7). Его милость превыше всех Его дел, и поэтому она должна больше всего звучать в нашей хвале, и, глядя на нечестивый мир, в котором мы живем, мы можем утешиться, что каким бы он ни был, а Бог – благ. Люди жестоки, а Бог – милостив; люди лживы, а Бог верен. Он не только сострадает, но наполнен состраданием, Его милость превозносится над судом. Он долготерпелив по отношению к нам, хотя мы провоцируем Его на гнев и лишаемся Его благоволения. Но Он многомилостивый и истинный; Он так же верен в исполнении обещаний, как и свободен при даче их.

5. Как доброго друга и щедрого Даятеля. Мы должны славить Бога за Его доброту саму по себе, но с особым чувством, когда видим, как Он добр к нам. Об этом псалмопевец говорит с особым удовольствием (ст. 12,13). Он сказал (ст. 9): «Все народы… поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Благочестивому человеку приятно думать о том, что другие придут прославить Бога, но для него удовольствие самому совершать этот долг. «Что бы ни делали другие, – говорит Давид, – буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, но не только как Господа, а как моего Бога; и я буду делать это всем сердцем моим. Я буду готов славить Тебя и буду искренним. Я буду совершать это весело и энергично, с искренним уважением к Твоей чести, ибо я буду восхвалять Тебя не определенное количество раз, а вечно. Я буду славить Тебя, пока жив, и надеюсь делать это до самой вечности». У псалмопевца есть добрый повод прийти к такому решению – Бог проявил к нему особое благоволение: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Источник милости полон, он никогда не иссякнет; потоки милости безмерно богаты. Когда мы говорим о милости Бога к нам, то тем самым возвеличиваем ее: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Псалмопевец приводит следующие примеры Божьей милости: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего, от великой смерти (как говорит святой Павел, 2Кор 1:10), от вечной смерти», – как понимают это место даже некоторые иудейские толкователи. Давид знал, что заслуживает вечного изгнания в преисподний ад за свой грех в отношении Урии, но Нафан убедил его в том, что Господь простил его грех, и этим словом псалмопевец был избавлен от ада преисподнего. Поэтому велика была милость Божья к нему. Даже наилучшие святые признают, что их спасают из ада преисподнего не собственные заслуги, а милость Божья. Размышления об этом должны наполнять их сердца хвалой милости Божьей, которую они обязаны прославлять вечно. Спасение от вечных страданий так прославлено и милостиво, что оно справедливо требует ответной вечной хвалы.

II. Он страстно молится о милости и благодати от Бога. Он жалуется на постоянную непримиримую враждебность своих врагов (ст. 14): «Господи, вступись за меня, ибо многие выступили против меня». Затем он обращает внимание на их характер – это были гордые люди, с презрением смотревшие на Давида. (Многие стали преследователями из-за своей гордости). Это были мятежники, которые силой преодолевали все препятствия, не задавая вопроса, правильно это или нет. «Это было ужасное скопище людей» (как читают в некоторых переводах), которые делали все возможное, чтобы напугать окружающих. Он обращает внимание на их количество – это было скопище; это были люди, облаченные властью, которые собирались при дворах или встречались в клубах, чтобы поговорить. Эти собрания помогали им быть более изобретательными во зле. Он обращает внимание на их враждебность к нему: «Они восстали на меня открыто; они не только строят заговоры, но и осуществляют их, насколько это в их силах. Они стремятся не только свергнуть меня, но и погубить; они ищут моей жизни, чтобы убить меня; они ищут моей души, чтобы проклясть меня, если это в их силах». И наконец, он обращает внимание на их отчуждение и удаление от Бога, что было корнем их враждебности к Давиду: «…не представляют они Тебя пред собою; и что хорошего можно ожидать от тех людей, которые не боятся Бога и не имеют Его перед своими глазами? Господи, явись им, ибо они такие же Твои враги, как и мои». Он просит:

1. Чтобы в нем проявилась Божья благодать (ст. 11). Он молится, чтобы Бог дал ему (1) понимающее сердце, которое информировало бы и наставляло его в отношении долга: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, по которому я должен идти. Когда я сомневаюсь в нем, то покажи четко, что я должен делать. Сделай так, чтобы я услышал голос, говорящий: «Вот путь» (Ис 30:21). Давид был хорошо наставлен в Божественных истинах, но в то же время чувствовал, что нуждается в дальнейших наставлениях, и часто не доверял собственному мнению: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей». Кто-то, возможно, подумал бы, что должно быть написано: «Научи меня Твоей истине, и я буду ходить Твоими путями», но все сходится к одному: Бог учит истинному пути, и мы должны его выбрать (Пс 118:30). Христос есть путь и истина, и мы должны изучать Христа и ходить в Нем. Мы не можем идти по Божьему пути и истине, пока Он не научит нас; и если мы хотим, чтобы Он научил нас, то должны принять решение руководствоваться этим учением (Ис 2:3).

(2) Правое сердце: «…утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Сделай меня искренним в религии. Лицемер имеет двойственное сердце; пусть мое сердце будет единым и полностью принадлежит Богу; пусть оно не разделяется между Ним и этим миром и не отходит от Него». Наши сердца склонны к блужданиям и расслабленности; их сила и способности часто направлены на тысячи разных вещей, поэтому мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы утвердить их и служить Богу всем, что у нас есть, а без этого мы мало участвуем в служении Ему. «Пусть мое сердце сконцентрируется на Боге, пусть оно будет твердым и верным, пусть оно будет страстным в служении Ему. Таково утвержденное сердце».

2. О знаках Божьего благоволения к нему (ст. 16,17). В этих стихах он молится (1) о том, чтобы Бог дал ему мир и утешение: «Призри на меня, как Тот, кто любит и с нежностью заботится о любимом. Мои враги восстали на меня, а мои друзья отвернулись от меня. Но Ты, Господи, призри на меня и помилуй меня; я утешусь, зная, что Ты жалеешь меня».

(2) Чтобы Бог спас его и сохранил: «…даруй крепость Твою, вложи в меня силу, чтобы я мог защитить себя, и вступись силой Своей за меня, чтобы я избавился от рук ищущих моей погибели». Он говорит о своем отношении к Нему: «Я раб Твой; я являюсь таковым по своему рождению, как сын рабы Твоей, рожденный в Твоем доме, и поэтому Ты по праву являешься моим владельцем и хозяином, от которого я могу ожидать защиты. Я Твой, спаси меня». Дети благочестивых родителей, которые в нужное время были посвящены Господу, могут так говорить; если они воспитывались под влиянием своей семьи, то имеют право на подобные привилегии.

(3) Чтобы Бог создал ему хорошую репутацию: «Покажи на мне знамение во благо, чтобы не только я, но и другие заметили, что Ты благоволишь ко мне и в дальнейшем собираешься облагодетельствовать меня. Покажи мне неоспоримые яркие примеры Твоего благоволения ко мне; да видят ненавидящие меня и устыдятся своей враждебности ко мне после того, как осознают, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Они увидят, что сражались против Бога, противостоя одному из тех, кто принадлежит Ему, увидят, что сражались напрасно, пытаясь погубить и поразить того, кому сам Бог обещал помочь и утешить». Радость святых будет позором их преследователей.

Ссылка на основную публикацию
×
×