Псалом 79: текст молитвы, для чего читают

Псалом 79

Псалом назначен для исполнения на музыкальном инструменте наподобие лилии (шошанним – лилия). “Эдуф” – записки, объявление, указывающее на особенное внимание, которое должно быть обращено современниками на этот псалом ввиду его важности.

Псалом написан певцом из поколения Асафа. Писатель молится за царство Израильское, над которым просит Бога проявить Свое благоволение (Пс.79_2–6). Евреи подвергаются унижениям со стороны соседних народов (Пс.79_7), которые свободно опустошают их страну (Пс.79_13–14). Писатель молит об охранении своего народа от угрожающих опасностей (Пс.79_15–18).

Вероятнее всего псалом написан уже после разрушения царства Израильского ассириянами (почему у LXX-ти прибавлено: «на ассириянина»), когда уже и Иудее стала угрожать близкая гибель, хотя она еще существовала, так как в псалме совершенно нет указаний на разрушение храма и Иерусалима. Таким временем состояния Иудеи нельзя считать время царствования Езекии, так как тогда она (Иудея), несмотря уже на пленение Израильского царства, находилась в довольно цветущем положении, особенно после гибели под стенами Иерусалима войск Сеннахирима. Указанные опасения писателя псалма за возможную гибель царства Иудейского могли основываться только на целом ряде событий зловещих и тяжелых в жизни своего народа: эти события начинаются особенно с царствования Манассии и с особенной силой проясняются во времена Иоакима (см. указание их в ст. Пс.79_13–14).

Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся (2–4). Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов (5–8). Ты перенес из Египта виноградную лозу, которая глубоко пустила корни и широко распростерла ветви. Но Ты разрушил ее ограждение, звери объедают ее (9–14). Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя (15–20).

Пс.79:2 . Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.

Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. – «Восседающий на Херувимах» . Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва “яви Себя” означает – поспеши придти со Своею помощью.

Пс.79:3 . Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.

Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая – нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян.

Пс.79:4 . Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

Припев, повторяющийся в псалме три раза – в ст. 4, 8 и 20. – «Восстанови» – молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.

Пс.79:5 . Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?

«Гневен к молитвам» – не исполняешь прошений, выраженных в молитвах.

Пс.79:6 . Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,

“Напита ть. хлебом слезным, и напои ть. слезами” – не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями.

Пс.79:9 . Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;

“Виноградн ой лоз ой» называется еврейский народ, выведенный из Египта. – «Выгнал народы и посадил ее» – разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.

Пс.79:11 . Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;

Пс.79:12 . она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.

Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; «горы покрылись тенью» , они касались гор идумейских с юга; «ветви ее как кедры» , которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. «Ветви свои до моря» Средиземного, западная граница; «отрасли свои до реки» – Евфрата – восточная граница.

Пс.79:13 . Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?

Пс.79:14 . Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.

Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян.

Враги сравниваются с “лесн ым вепр ем», с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник.

Пс.79:15 . Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;

“Обратись” – взгляни милостиво, защити.

Пс.79:16 . охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.

“Отрасли” , – т. е. народ еврейский, как отросток от корня, избранного Богом, т. е. Авраама.

Пс.79:18 . Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,

«Муж. десницы » – излюбленный муж, стоящий подле правой руки, был “Вениамин” ( Втор. 31:12 ). Вениамин здесь берется для обозначения всего Израильского царства. «Сын. человечески й» – весь иудейский народ. Название сына ему было дано Богом еще в Египте ( Исх. 4:22 ; Ос. 11:1 ). – «Которого Ты укрепил Себе» – избрал для Своего особенного руководства. Это руководство и покровительство, действительно, оказывалось Богом всему народу еврейскому за время его жизни и поселения в Палестине. Это же покровительство было источником той политической и внешней силы, которую евреи приобрели в глазах всех соседних языческих народов.

Всему еврейскому народу писатель молит Господа послать “рук у», т. е. помочь.

Пс.79:19 . и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.

“Оживи” . Это выражение относятся к Израилю, который изображается мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о «милостивой руке Господа», которая бы оживила и воскресила это царства.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 78 – профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 79

В сборнике Псалтырь хвалебная песнь псалом 79 занимает особое место. Удивительная молитва, которая дает эффективный и быстрый результат. Как говорят верующие, именно эта песнь способна оказать сильную помощь страждущим. Многие называют его «Псалмом Спасения».

Текст молитвы

Праведники читают текст псалма 79 в храмах и дома. Можно зачитывать песнь на разных языках.

На церковнославянском языке

1 В коне́ц, о изменшихся, свиде́ние Асафу, псалом

2 Пасы́й Изра́иля вонми́: наставля́яй я́ко овча́ Ио́сифа, седя́й на Херуви́мех, яви́ся,

3 пред Ефре́мом и Beниами́ном и Манасси́ем, воздви́гни си́лу Твою, и прииди́ во е́же спасти́ нас.

4 Бо́же, обрати́ ны, и просвети́ лице́ Твое́, и спасе́мся.

5 Го́споди Бо́же сил, доко́ле гне́ваешися на моли́тву раб Твои́х?

6 Напита́еши нас хле́бом сле́зным, и напои́ши нас слеза́ми в ме́ру.

7 Положи́л еси́ нас в пререка́ние сосе́дом на́шым, и врази́ на́ши подражни́ша ны.

8 Го́споди Бо́же сил, обрати́ ны, и просвети́ лице́ Твое́, и спасе́мся.

9 Виногра́д из Еги́пта прине́сл еси́, изгна́л еси́ язы́ки, и насади́л еси́ и́.

10 Путесотвори́л еси́ пред ним, и насади́л еси́ коре́ния его́, и испо́лни зе́млю.

11 Покры́ го́ры сень его́, и ве́твия его ке́дры Бо́жия;

12 простре́ ро́зги его́ до мо́ря, и да́же до рек о́трасли его.

13 Вску́ю низложи́л еси́ опло́т его, и объима́ют и́ вси мимоходя́щии путе́м?

14 Озоба́ и вепрь от дубра́вы, и уедине́нный ди́вий пояде́ и́.

15 Бо́же сил, обрати́ся у́бо, и при́зри с Небесе́ и виждь, и посети́ виногра́д сей,

16 и соверши́ и́, его́же насади́ десни́ца Твоя́, и на сы́на челове́ческаго, его́же укрепи́л еси́ Себе́.

17 Пожже́н огне́м и раско́пан, от запреще́ния лица́ Твоего́ поги́бнут.

18 Да бу́дет рука́ Твоя́ на му́жа десни́цы Твоея́, и на сы́на челове́ческаго, его́же укрепи́л еси́ Себе́,

19 и не отсту́пим от Тебе́; оживи́ши ны, и и́мя Твое́ призове́м.

20 Го́споди Бо́же сил, обрати́ ны, и просвети́ лице́ Твое́, и спасе́мся..

На русском языке

1 К исполнению. О тех, кому предстоит измениться. Свидетельство Асафа. Псалом.

2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.

3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.

4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?

6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,

7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.

8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;

10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.

11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;

12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.

13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?

14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.

15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;

16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.

17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.

18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,

19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.

20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

История написания

Некоторые праведники утверждают, что молитва была написана певцом того времени Асафом об Израиле. Скорее всего, хвалебная песнь была записана после разгрома Израильского государства ассирийскими войсками. Согласно приданью, Псалом 79 был спет на инструменте шошанним, который имеет форму лилии. Это же и описано в самой молитве.

Для чего читают псалом 79?

Молитву псалом 79 читают в следующих случаях:

  • Когда настигли многочисленные беды и ненастья;
  • Если есть проблемы со здоровьем, особенно если тревожат головные боли;
  • Защита от несчастий.

Толкование

Для лучшего понимания толкования псалма 79 разберем его отдельные стихи:

  • Стих 1: Песня начинается с рассказа об Асафе и его молитве Израилю. Все это случилось после нападения войска ассирийского. Теперь страна практически не подлежит восстановлению.
  • Стихи 2-3: Псалмопевец обращается к Пастырю народа Израиля. Он изображает Бога. Здесь же упоминается царство Ефрема. Раньше так назывался народ Северного царства. Считалось, что это могучие и сильные люди. А Вениамин – это Южное царство. Манассия – часть царства Ефрема.
  • Стихи 4-8: Постоянно повторяется молитва Израиля, дабы спасти и восстановить его. Наказание для евреев в том, что Бог не слышит их молитвы. Враги издеваются над еврейским народом. Сияющее лицо Господа – молитва о спасении.
  • Стихи 9-12: Псалмопевец сравнивает Израильское царство с виноградной лозой, которая росла в благоприятных условиях. Ветви этой лозы разрастаются, захватывая новые территории. Идет описание границ Израиля, горы Идумейские, Палестина и река Евфрат.
  • Стихи 13-15: Процветание не может длиться вечно. Образами врагов Палестины описаны лесные звери. Даже один полевой зверек, проникнув за ограду, может уничтожить корни виноградной лозы.
  • Стихи 16-17: Автор продолжает свои молитвы об Израиле. Напоминает о том, что Израильские земли и народ в беде. Все гибнет без Господнего прощения.
  • Стихи 18-20: Так пусть все же свершится то, что израильский народ будет под крылом Господним. Люди обещают слушаться и молиться Всевышнему.
Читайте также:  Псалом 29: текст молитвы, для чего читают

В чем помощь от чтения православной молитвы псалом 79

В православной Псалтири 79 псалму предшествует надпись, говорящая о том, что его следует исполнять на древнем музыкальном инструменте, носящем название Шошанним, и своей формой напоминавшем лилию. Кроме того, в надписании присутствует слово «эдуф» (объявление), которое уведомляет читателей о важности псалма.

Толкование на 79 псалом свидетельствует, что он написан потомком Асафа, и посвящен бедственному положению еврейского народа. Речь, скорее всего, идет о разгроме Израильского царства ассирийцами, поскольку в тексте 79 псалма присутствует мольба о восстановлении.

В каких случаях помогает 79 православный псалом?

В тексте 79 псалма автор сравнивает израильский народ с виноградной ветвью, которую Бог лишил воды, в результате чего она стала засыхать. К подобному сравнению в псалме подталкивают многочисленные несчастья (преимущественно военные поражения), одно за другим начавшие сыпаться на Израиль. После многих десятилетий процветания и благополучия подобные обстоятельства были восприняты евреями, как Божий гнев, и поэтому они обещают Создателю слушаться Его повелений и соблюдать заповеди. Читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 79 псалма советуют тем, кто страдает от головных болей.

Слушать на видео православную молитву псалом 79 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 79 на русском языке

Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.

Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя. Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас. Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере, положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами. Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее. Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе. Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое. Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

Православный Псалтырь, текст псалом 79 на церковно славянском языке

Пасый Израиля вонми; наставляяй яко oвча iосифа, седяй на херувiмех, явися; пред eфремом и венiамiном и манассiем воздвигни силу твою, и прiиди во eже спасти нас. Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Положил eси нас в пререканiе соседом нашым, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся. Вiноград из eгипта пренесл eси; изгнал eси языки, и насадил eси и; путесотворил eси пред ним, и насадил eси корeнiя eго, и исполни землю. Покры горы сень eго, и ветвiя eго кедры Божiя; простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли eго. Вскую низложил eси оплот eго, и обимают и вси мимоходящiи путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивiй пояде и. Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети вiноград сей; и соверши и, eгоже насади десница твоя, и на сына человеческаго, eгоже укрепил eси себе. Пожжен oгнем и раскопан; от запрещенiя лица твоего погибнут. Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, eгоже укрепил eси себе, и не отступим от тебe; оживиши ны, и имя твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся.

Псалом 79 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 79

Толкование Псалма 79

В стихе 1, соответствующем вводной надписи, говорится об исполнении этого псалма на музыкальном инструменте, имевшем форму лилии (Шошанним). Эдуф некоторыми понимается как уведомление об особой значимости исполняемого текста, в данном случае – псалма, представляющего собой молитву Асафа об Израиле. Вероятно, она была составлена уже после разгрома ассирийцами (772 г. до Р. Х.) царства Израильского; отсюда мольба о “восстановлении” в стихе 4, 8 и 20 – теперь, когда “враги издеваются” над евреями, когда они, “виноградник Его” (стих 9), “пожжены огнем”, когда корни их “подрыты”, а ветви-обломаны (стихи 13,14,17).

А. Мольба к Пастырю Израиля (79:2-4)

Пс. 79:2-3. К Пастырю израильского народа взывает псалмопевец, который изображает Бога восседающим над крышкой ковчега завета в храме, на позолоченных херувимах (сравните 98:1; 3-Цар. 6:23-28). Под “Иосифом” здесь (стих 2) понимаются евреи в целом. Ефремом (стих 3) часто называлось все Северное царство, состоявшее из десяти колен. На протяжении долгих лет, еще до Давида и уже после разделения колен Израилевых, ефремляне оставались наиболее могучим и влиятельным племенем. Манассиею названо колено, происходившее от этого брата Ефрема. Под Вениамином понимается Южное царство, которому пока только угрожала участь Израиля.

Пс. 79:4. Трижды (стихи 4,8,20), как припев, повторяется молитва о “восстановлении” Израиля. Сияние лица Господнего – здесь символ Божией милости (сравните со стихом 8, а также с Чис. 6:25 и Пс. 4:7).

Б. О наказании Божием (79:5-8)

Пс. 79:5-8. Оно выражается в “гневном восприятии” Богом молитв евреев (Он не отвечает на них); их в стихе 6, где образно говорится о наказании евреев, относится к людям, а не к молитвам. А результаты этого наказания, прежде всего, сказываются в издевательствах врагов над израильтянами (стих 7). Мольба о “восстановлении” и спасении, образ которого – “сияющее лице Господа”, – в стихе 8.

В. Плач о лишении Божиих благословений (79:9-15б)

Пс. 79:9-12. Автор изображает Израиля как виноградную лозу, перенесенную Богом из Египта (стих 9); Он посадил эту лозу в земле, из которой выгнал другие народы, и создал для нее особые, столь благоприятные условия (стих 10), что она “распространилась” во все концы земли, так что и горы покрылись тенью ее (вероятно, имелись в виду Идумейские горы на юге Палестины, или южные границы страны). И ветви ее, как кедры Божии (стих 11); очевидно, образ северной границы, так как кедры росли преимущественно на Ливане, где проходила северная граница Израиля. В стихе 12 – вероятно, образное определение западной его границы (по морю Средиземному) и границы восточной – по реке Евфрату.

Пс. 79:13-15б. Однако процветанию пришел конец. В риторическом вопросе в стихе 13 – речь об ограде, какие возводили в древней Палестине вокруг виноградников, чтобы уберечь их от лесных и полевых зверей; здесь в их образе представлены враги Израиля. Лесные вепри, или дикие кабаны, были особой грозой для виноградников. Даже один такой зверь, проникнув в виноградник, производил в нем, подкапывая корни лоз, настоящее опустошение.

В Ветхом Завете, в частности, в книгах Исаии. Иеремии и Осии, Израиль неоднократно представлен в образе виноградной лозы. Как о “виноградной лозе” говорит о Себе Иисус Христос (Иоан. 15:1,5), потому что в Нем, обетованном Семени, исполнялись Божии пророчества относительно Израиля. Там, где Израиль потерпел поражение, Иисус достиг цели.

Весь (за исключением последней фразы его) стих 15 представляет в сущности тот же припев, что находим в стихе 4, 8, 20, но переданный несколько иными словами.

Г. Обещание послушания (79:15в-20)

Пс. 79:15в-17. Посети виноград сей: Асаф продолжает сетовать и молить: Охрани то, что насадила правая рука Твоя, и отрасли лозы Твоей, которую Ты Сам избрал и укрепил для Себя, т. е. еврейский народ (сравните Быт. 49:22), которым Бог руководил особо; особое же покровительство ему со стороны Всевышнего сказывалось в многочисленных и часто удивительных военных победах его над соседями-язычниками, в политическом его преуспевании.

В стихе 17 – “напоминание” о бедственной ситуации Божиего народа в настоящее время, о том, что он гибнет от долгого излияния гнева (прощения) Господнего (сравните стих 5).

Пс. 79:18-20. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей – вероятный намек на Вениамина (имя это означает “сын правой руки”), мужа, возлюбленного Господом (Втор. 33:12). Под сыном человеческим понимается весь Израильский народ.

В стихе 19 обещание послушания Богу, если Он “оживит” народ Свой. Здесь, вероятно, подразумевается Израиль, который, будучи уведен в плен ассирийцами, как бы умер политически. в стихе 20 – повторение рефрена о “восстановлении”, о спасении от катастрофического развития событий: да воссияет для евреев лице Бога их!

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Читаем Псалтирь. Псалом 79

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня поговорим о 79-м псалме. 79-й псалом имеет надписание: в конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом 79. Он говорит, как мы должны в своих молитвах умилостивлять Владыку Христа, как должны к Нему обращаться и как Господь дает прощение изменяющимся в жизни через покаяние. Псалом также свидетельствует о спасении всего человечества Владыкой Христом.

«Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися». Эти прекрасные слова псалмопевец говорит, пророчествуя, Кто пасет Израиль, Кто сохраняет весь человеческий род. Это, конечно же, Сам Владыка Христос. Неслучайно Он говорит: «Аз есмь пастырь добрый», то есть Сам Господь пасет людей. Как некогда Он пас израильский народ, выводя его из египетского плена, так и сейчас Сам Владыка Христос – добрый Пастырь, сохраняющий Свое верное стадо, чтобы его не расхитили волки. «Наставляяй яко овча Иосифа» – здесь говорится о высоте духовной жизни, и предлагается сам Иосиф, а через него и весь израильский род, то есть Господь пасет Израиль и показывает, что Израиль – это избранный народ. Мы говорим и о Ветхом, и о Новом Заветах: говоря о Ветхом Завете, мы говорим об избранном израильском народе, говоря о новозаветном времени, говорим, конечно, обо всех христианах.

Читайте также:  Псалом 120: текст молитвы, для чего читают

«Седяй на Херувимех, явися». Сам Господь беседовал с Израилем и в древние времена, давал Свои повеления израильскому народу, которому Сам повелел устроить скинию – ковчег Завета, установить двух херувимов, а между херувимами был слышен голос Бога (когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему (Числ. 7, 89)). Господь говорил, что надо делать израильскому народу, как ему выходить из той или иной ситуации, стоит идти на войну или не стоит, как порабощать народ языческий, кого оставлять (не оставлять), какие пределы земли занимать, и так далее. Господь непосредственно руководил израильским народом, и Его голос был слышен сверху над херувимами, что были установлены в скинии (см.: Исх. 25, 17–22).

«Пред Ефремом и Beниамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас». Через названия нескольких колен, через эти имена указывается весь израильский народ, который призывает Господа прийти и воздвигнуть силу Свою, чтобы спасти этот народ. Конечно, здесь сугубая молитва псалмопевца о Христе, Который должен прийти и спасти весь народ от работы вражия, от власти дьявола, от погибели, которую он уготавливал и для избранного народа, и для других. Ведь Его явление стало спасительным не только для избранного народа, но и для всех, кто принял христианство.

«Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» – псалмопевец пророчествует, чтобы Господь обратил Лице Свое, то есть не отворачивался бы от народа, ведь если Он отвернется, будет большая беда. А Господь отвернулся от израильского народа, почему и было Вавилонское пленение, и они молятся, просят, чтобы Господь не отворачивал Своего Лица, иначе будет погибель всего народа. Поэтому такая сугубая молитва, чтобы Господь был вместе с народом – тогда враг ничего не сможет сделать, отступит от Иерусалима, избранного народа и Обетованной Земли.

Мы, христиане, тоже молимся, чтобы Господь не отвернул от нас Своего Лица: победа и успех в духовной борьбе возможны только когда Господь вместе с нами. Тогда враг рода человеческого будет поражен, не будет нас искушать, и мы сможем совершенно спокойно нести свое земное служение, которое приведет нас к вечности. Мы говорили, что псалмопевец пророчествует здесь и о Вавилонском пленении – самом страшном, что посетило израильский народ, который до этого жил в благоденствии, наслаждался жизнью и теми плодами, которые давала Обетованная Земля – это был очень богатый народ. И когда Господь отвернул Свое Лицо, то Навуходоносор захватил Израиль, Иудею, увел народ в свой плен, и они лишились не только благосостояния, но самое главное – лишились храма, Иерусалима и своей родины, того святого, что дал им Господь.

И далее псалмопевец обращает наше внимание, как мы должны молиться Господу: «Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих?» Господь не принимает молитву, раз народ согрешил. Господь же дал определенные заповеди, и самым главным для всего народа было сохранить верность своему Богу. К сожалению, верности он не сохранил: были постоянная установка языческих истуканов, поклонение им, принесение им жертв – при Соломоне, мы знаем, появляются такие жертвенники. Ведь были женщины-наложницы из языческой среды, они приносили в среду избранного народа поклонение языческим богам, и в месте, где стоял храм, на высотах, устанавливались языческие статуи, языческие жертвенники, и там им приносились жертвы.

Со временем языческий культ настолько захватывал иудейский и израильский народ в целом, что они очень часто отходили от истинного богопочитания, что являлось мерзостью для Господа, и было самым страшным грехом, которым грешил израильский народ. За это он и получал сильнейшее наказание: все остальное – частное, но за отступничество, за языческое поклонение народ страдал. За это Господь попустил и разрушение храма, и пленение иудеев, и дальнейшее их сильное страдание.

«Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру». В каком состоянии они сейчас находятся? Они находятся в скорбях в избытке, и скорби не дают им покоя даже, когда они находятся в хорошем расположении, в утешении. А утешаемся мы, когда принимаем пищу, подкрепляем свой организм: у сытого человека всегда хорошее настроение, через это он может приходить в спокойное состояние. Но даже в этот момент, когда человек утешается, он все равно находится в слезах. Почему? Сильная беда, сильная скорбь томит сердце, душу. Вот псалмопевец и говорит: напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру – то есть: «И когда мы едим хлеб, мы вкушаем его со слезами, и когда пьем вино, оно тоже растворяется нашими слезами – вот в такой скорби мы находимся, а Ты, Господи, все равно не слышишь нас».

«Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны» – о них говорят, над ними смеются до такой степени, что есть некие неприятные моменты, которые оскорбляют их, ведь говорят: «Где ваше величие? Где ваш Бог, Который должен был вас защитить? Где ваш Бог, Который вывел вас из Израиля?»

И далее опять псалмопевец Давид повторяется: «Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». То есть: «Господи, обрати на нас Свое внимание, повернись к нам Лицом, и тогда враг устрашится: он за нами увидит Тебя». На войне, когда появлялся полководец в своем войске, его видели, дух воинов ободрялся, и враги приходили в смущение, видя, что полководец победоносный, имеет много заслуг, отважный. Эта отвага передавалась всем солдатам, они смело шли в бой и всегда поражали врага. Враг, видя сильного полководца, приходил в смущение, многие даже обращались в бегство. Поэтому если Господь поворачивает Лицо к Своему народу, значит, народ ободряется духом, значит, враг побеждается, все возвращается на место. То есть, «мы только тогда спасемся, когда Ты Сам обратишь Твое Лицо на нас».

«Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и». Виноградом здесь называется израильский народ – Господь принес его, как драгоценное семя, которое затем насадил в Обетованной Земле. «Изгнал еси языки» – изгнал языческие народы, которые населяли ее до этого, насадил, то есть утвердил, дал им эту землю в пользование Сам Господь.

«Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения eго, и исполни землю» – Господь путь сотворил перед израильским народом: мы уже говорили, что днем было облако, а ночью Господь освещал путь израильскому народу, и народ не имел ни в чем нужду, потому что Сам Господь указывал ему путь. Он Сам насадил его в этой земле, и они исполнили (наполнили) землю эту собою.

«Покры горы сень eго, и ветвия eго кедры Божия». Кедрами называются князья, которые правили этим народом, и не только этим народом, но даже управляли народом языческим: их захватили, и они должны были платить определенную дань, а израильский народ был начальствующим над ними.

«Простре розги eго до моря, и даже до рек отрасли eго» – вот такое огромное владение Господь дал народу: «Ты Сам, Господи, нам дал, и даже до моря мы имеем власть свою, и даже до рек египетских». Большие владения включала в себя Обетованная Земля, она была разделена среди 12-ти колен израильского народа.

«Вскую низложил еси оплот eго, и объимают и вси мимоходящии путем?» Опять удивительно говорит псалмопевец: «Господи, зачем Ты низложил оплот его, то есть убрал ограду?» Конечно, если ограда убирается от виноградника, то каждый проходящий мимо (о чем дальше и говорит псалмопевец) причиняет вред этому винограднику, обрывает, бросает на землю. Пришел Навуходоносор и причинил зло этому народу, раз Господь не сохранил его. И так же с каждым христианином: если Господь отступит от нас, отвратит Свое Лицо, то мы будем доступны врагу рода человеческого, да и любому врагу, который с удовольствием причиняет зло. Если Господь снимает Свой оплот от нас, тогда мы подвержены этому злу.

«Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, eгоже насади десница Твоя». Здесь псалмопевец обращается к Богу и говорит: «Господи, мы – Твой виноград, мы – Твое достояние, призри на нас, увидь наши скорби, страдания и посети виноград сей, приди к нам. Когда Ты с нами, тогда мы обретаем силу. Когда Ты с нами, тогда мы можем противостоять врагу рода человеческого». Действительно, когда Господь был с израильским народом, никто не мог причинить им зла, и кто шел на них, очень часто уходил ни с чем: если была воля Божия, если цари жили в правде, в святости и не поклонялись языческим богам, тогда Господь Сам говорил (они вопрошали через пророков и пророки говорили): «Идите и победите врага». И победа всегда была за народом. А если Господь отворачивал Свое лицо от этого народа, то они не раз были и гонимы, и не раз проигрывали военные столкновения, и Господь посылал разные скорби и страдания этому народу.

И дальше очень хорошо продолжает псалмопевец: «И на сына человеческаго, eгоже укрепил еси Себе. Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут». Сам Господь Себя называет Сыном Человеческим. Здесь говорится о том, чтобы поскорее пришел Христос, Который станет Избавителем для всего человечества от проклятия греха смерти. Здесь еще и пророчество, что придет Христос на эту землю и сохранит весь народ как достояние Божие. Здесь псалмопевец Давид хочет сжалить Господа.

Мы в начале говорили о том, на что мы должны обращать внимание, когда молимся, просим Бога: на то, что мы – достояние Божие, народ Божий. Поэтому мы просим, чтобы Господь сохранил нас от всякого зла, от действий врага рода человеческого. Псалмопевец Давид предлагает: «Посмотри, Господи, мы – Твое достояние, мы – Твой народ. А что произошло? Пожжен огнем и раскопан. » Он пророчествует, что будет с Иерусалимом: Навуходоносор не только сжег Иерусалим, но и раскопал его (как об этом свидетельствует 4-я Книга Царств). Многие погибли оттого, что Господь отвернулся от этого народа.

«Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, eгоже укрепил еси Себе». Рукою здесь называется народ. А десница Божия – это Сам Господь наш Иисус Христос: Он пришел, Он спас все человечество от греха. Господь посылает Сына Своего, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И десница Божия нас спасает. Десница Отца Небесного – это Сам Господь наш Иисус Христос.

Читайте также:  Псалом 94: текст молитвы, для чего читают

«И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем». Конечно же, мы никогда не отступим от Тебя, если Ты оживишь нас, и имя Твое призовем: Господь дает жизнь, возможность пребывать в вечности через Своего Единородного Сына, и каждый, кто ест Тело и Кровь Христа Спасителя, приобщается к вечности. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем; и того воскрешу в последний день», – говорит Господь. Поэтому не отступим от Тебе, и Ты оживишь нас, и имя Твое призовем.

«Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся». Здесь в третий раз псалмопевец повторяет фразу, чтобы Господь не отвратил Своего Лица, то есть пришел, просветил, научил народ, и тогда мы спасемся. Кто спасет нас? Спасет нас Сам Господь наш Иисус Христос, Который пришел на эту землю и дал спасение всему роду человеческому.

Вот такой удивительный псалом, который очень многое нам дает. И мы, в свою очередь, должны помнить эти замечательные слова, эту молитву псалмопевца и в то же время пророчество о страшных временах, которые пережил избранный народ во время Вавилонского захвата и дальнейшего пленения. Все человечество находилось в плену у врага рода человеческого (дьявола), который немало пакостей деет нам и в настоящее время. И мы были бы поражены очень страшно в этой жизни, если бы Господь не спасал нас Своею десницею, и Своею рукой не отвращал бы от нас действий врага рода человеческого.

Бесспорно, здесь говорится, за что именно Господь отворачивается от своего народа – за его отступление. Мы должны очень твердо держаться своей веры. А когда у нас не хватает сил, и мы все-таки совершаем грех, мы должны изменяться, каяться, просить у Бога прощения за то, что сотворили неправильно.

Как обращаться к Богу? Говорить, что мы – достояние Божие, мы – виноград Божий, мы – народ, который Господь Сам избрал, который называется христианами. Не случайно здесь предлагается вера и праведность Иосифа и другого народа, которому Господь обещал обетованную землю. Но, к сожалению, идолопоклонство привело к наказанию этого народа.

Вот такая глубокая молитва с повторяющимися моментами, которые усугубляют прошение псалмопевца Давида: Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся – это очень сильные слова, ведь без помощи Божией, без возможности Бога изменить нас мы ничего не можем сделать. Он может изменить нас, Он может оградить нас от падения, и тогда у нас получится дело спасения. А без Него человек остается оголенным, доступным для действий и внешнего врага, и врага рода человеческого: любой может причинить нам зло, и враг рода человеческого, который хочет зла для человека и не хочет нашего спасения, тоже.

Сердечно вас благодарю, дорогие братья и сестры, за совместное изучение Псалтири. До новых встреч.

Лечение Божественными псалмами

Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского

Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.

ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).

Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.

Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.

1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.

Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.

ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года

Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ

Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.

Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию