Псалом 77: текст молитвы, для чего читают

Автор: | 20.04.2023

Библия. Псалтирь

Псалом 77

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,-

7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,

8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;

14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;

15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;

16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:

18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

19 и говорили против Бога и сказали: “может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?”

20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. “Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?”

21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля

22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

28 поверг их среди стана их, около жилищ их,-

29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,

31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

35 и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их,

36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:

39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!

41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,

42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,

43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;

44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;

45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;

46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче;

47 виноград их побил градом и сикоморы их – льдом;

48 скот их предал граду и стада их – молниям;

49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;

53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;

54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;

55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;

57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;

58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,

66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;

67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Когда нужно читать православному верующему молитву псалом 77

Христианский псалом 77, входящий в состав третьей книги псалмов, очень длинен: в нем присутствует семьдесят два стиха поучительно-исторического содержания. Исследователи псалма сходятся во мнении, что он написан современником царя Давида, псалмопевцем Асафом, и цель его написания – пояснить еврейскому народу избрание пророка Давида на царство. Как известно из истории, царь Давид не был наследным царем Израиля – согласно библейскому преданию, он был утвержден на престоле Самим Богом через откровение одному из иудейских пророков. Новый царь был родом из незнатного племени, и текст 77 псалма должен был пояснить народу причины его избрания, чтобы избежать волнений и недовольства.

77 православный псалом для защиты от кредиторов

Из толкования 77 псалма становится понятно, что до помазания Давида все цари Израиля происходили из колена Ефремова. Сам же Давид был родом из колена Иуды, и такая резкая смена политических раскладов не могла не вызывать беспокойства в народе. Церковный текст 77 псалма объясняет, что представители племени Ефремова неоднократно нарушали заповеди и прогневили Бога, за что род их впал к Всевышнему в немилость. Давиду же и его колену дарована величайшая благодать – из его рода должен был родиться будущий Спаситель мира. Слушать онлайн и читать текст 77 псалма православная церковь советует тем, кто терпит ущемления со стороны кредиторов.

Слушать на видео православную молитву псалом 77 на русском языке

Читать православный текст молитвы псалом 77 на русском языке

Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки. Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их, — и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил. При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их, и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче; виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Читайте также:  Псалом 137: текст молитвы, для чего читают

Псалом 77

В псалтыри некоторые песни основаны на исторических фактах. Одной из них является псалом 77. Он входит в состав третьей книги псалмов. Текст его очень длинный и включает в себя 72 стиха, имеющих исторический и поучительный характер. В них псалмопевец рассказывает о великих грехах, в которых погряз еврейский народ, о недовольстве Господа этими грехами, а также о великих милостях, оказанных израильтянам Богом.

Текст молитвы псалом 77

На церковнославянском языке с ударениями

1 Внемли́те, лю́дие мои́, зако́ну моему́, приклони́те у́хо ва́ше во глаго́лы уст мои́х.

2 Отве́рзу в при́тчах уста́ моя́, провеща́ю гана́ния испе́рва.

3 Ели́ка слы́шахом и позна́хом я́, и отцы́ на́ши пове́даша нам:

4 не утаи́шася от чад их в род ин, возвеша́юще хвалы́ Госпо́дни и си́лы Его, и чудеса́ Его, я́же сотвори́.

5 И воздви́же свиде́ние во Иа́кове, и зако́н положи́ во Изра́или: ели́ка запове́да отце́м на́шим, сказа́ти я́ сыново́м свои́м,

6 я́ко да позна́ет род ин, сы́нове родя́щиися, и воста́нут и пове́дят я́ сыново́м свои́м:

7 да положа́т на Бо́га упова́ние свое́, и не забу́дут дел Бо́жиих, и за́поведи Его взы́щут.

8 Да не бу́дут я́коже отцы́ их, род стропти́в и преогорчева́яй, род и́же не испра́ви се́рдца своего́, и не уве́ри с Бо́гом ду́ха своего́.

9 Сы́нове Ефре́мли наляца́юще и стреля́юше лу́ки, возврати́шася в день бра́ни:

10 не сохрани́ша заве́та Бо́жия, и в зако́не Его не восхоте́ша ходи́ти.

11 И забы́ша благодея́ния Его, и чудеса́ Его, я́же показа́ им

12 пред отцы́ их, я́же сотвори́ чудеса́ в земли́ Еги́петстей: на по́ли Танео́се.

13 Разве́рзе мо́ре, и проведе́ их, предста́ви во́ды я́ко мех.

14 И наста́ви я́ о́блаком во дни, и всю нощь просвеще́нием огня́.

15 Разве́рзе ка́мень в пусты́ни, и напои́ я́ я́ко в бе́здне мно́зе,

16 и изведе́ во́ду из ка́мене, и низведе́ я́ко ре́ки во́ды.

17 И приложи́ша еще́ согреша́ти Ему, преогорчи́ша Вы́шняго в безво́дней;

18 и искуси́ша Бо́га в сердца́х свои́х, воспроси́ти бра́шна душа́м свои́м.

19 И клевета́ша на Бо́га, и ре́ша: еда́ возмо́жет Бог угото́вати трапе́зу в пусты́ни?

20 Поне́же порази́ ка́мень, и потеко́ша во́ды, и пото́цы наводни́шася: еда́ и хлеб мо́жет да́ти, или́ угото́вати трапе́зу лю́дем Свои́м?

21 Сего́ ра́ди слы́ша Госпо́дь и презре́: и огнь возгоре́ся во Иа́кове, и гнев взы́де на Изра́иля,

22 я́ко не ве́роваша Бо́гови, ниже́ упова́ша на спасе́ние Его.

23 И запове́да облако́м свы́ше, и две́ри небесе́ отве́рзе,

24 и одожди́ им ма́нну я́сти, и хлеб небе́сный даде́ им.

25 Хлеб а́нгельский яде́ челове́к, бра́шно посла́ им до сы́тости.

26 Воздви́же юг с небесе́, и наведе́ си́лою Свое́ю ли́ва,

27 и одожди́ на ня я́ко прах пло́ти, и я́ко песо́к морски́й пти́цы перна́ты.

28 И нападо́ша посреде́ ста́на их, о́крест жили́щ их.

29 И ядо́ша и насы́тишася зело́, и жела́ние их принесе́ им.

30 Не лиши́шася от жела́ния своего́: еще́ бра́шну су́щу во усте́х их:

31 и гнев Бо́жий взы́де на ня, и уби́ мно́жайшая их, и избра́нным Изра́илевым запя́т.

32 Во всех сих согреши́ша еще́, и не ве́роваша чудесе́м Его.

33 И исчезо́ша в суете́ дни́е их, и ле́та их со тща́нием.

34 Егда́ убива́ше я́, тогда́ взыска́ху Его, и обраща́хуся, и у́треневаху к Бо́гу:

35 и помяну́ша, я́ко Бог Помо́щник им есть, и Бог Вы́шний Изба́витель им есть.

36 И возлюби́ша Его усты́ свои́ми, и язы́ком свои́м солга́ша Ему:

37 се́рдце же их не бе пра́во с Ним, ниже́ уве́ришася в заве́те Его.

38 То́йже есть щедр, и очи́стит грехи́ их, и не растли́т, и умно́жит отврати́ти я́рость Свою́, и не разжже́т всего́ гне́ва Своего.

39 И помяну́, я́ко плоть суть, дух ходя́й и не обраща́яйся.

40 Колькра́ты преогорчи́ша Его в пусты́ни, прогне́ваша Его в земли́ безво́дней?

41 И обрати́шася, и искуси́ша Бо́га, и Свята́го Изра́илева раздражи́ша,

42 и не помяну́ша руки́ Его в день, во́ньже изба́ви я́ из руки́ оскорбля́юшаго,

43 я́коже положи́ во Еги́пте зна́мения Своя́, и чудеса́ Своя́ на по́ли Танео́се,

44 и преложи́ в кровь ре́ки их, и исто́чники их, я́ко да не пию́т.

45 Посла́ на ня пе́сия му́хи и поядо́ша я́: и жа́бы, и растли́ я́.

46 И даде́ рже плоды́ их, и труды́ их пруго́м.

47 Уби́ гра́дом виногра́ды их, и черни́чие их сла́ною,

48 и предаде́ гра́ду скоты́ их, и име́ние их огню́.

49 Посла́ на ня гнев я́рости Своея́, я́рость и гнев и скорбь, посла́ние а́нгелы лю́тыми.

50 Путесотвори́ стезю́ гне́ву Своему́, и не пощаде́ от сме́рти душ их: и скоты́ их в сме́рти заключи́,

51 и порази́ вся́кое перворо́дное в земли́ Еги́петстей, нача́ток вся́каго труда́ их в селе́ниих Ха́мовых.

52 И воздви́же я́ко о́вцы лю́ди Своя́, и возведе́ я́ я́ко ста́до в пусты́ни,

53 и наста́ви я́ на упова́ние, и не убоя́шася, и враги́ их покры́ мо́ре.

54 И введе́ я́ в го́ру святы́ни Своея́, го́ру сию́, ю́же стяжа́ десни́ца Его.

55 И изгна́ от лица́ их язы́ки, и по жре́бию даде́ им [зе́млю] у́жем жребодая́ния, и всели́ в селе́ниих их коле́на Изра́илева.

56 И искуси́ша и преогорчи́ша Бо́га Вы́шняго, и свиде́ний Его не сохрани́ша,

57 и отврати́шася, и отверго́шася, я́коже и отцы́ их, преврати́шася в лук развраще́н,

58 и прогне́ваша Его в хо́лмех свои́х и во истука́нных свои́х раздражи́ша Его.

59 Слы́ша Бог и презре́, и уничижи́ зело́ Изра́иля,

60 и отри́ну ски́нию Сило́мскую, селе́ние, е́же всели́ся в челове́цех.

61 И предаде́ в плен кре́пость их, и добро́ту их в ру́ки враго́в,

62 и затвори́ во ору́жии лю́ди Своя, и достоя́ние Свое презре́.

63 Ю́ношы их пояде́ огнь, и де́вы их не осе́тованы бы́ша;

64 свяще́нницы их мече́м падо́ша, и вдови́цы их не опла́каны бу́дут.

65 И воста́ я́ко спя́ Госпо́дь, я́ко си́лен и шу́мен от вина́,

66 и порази́ враги́ Своя вспять, поноше́ние ве́чное даде́ им.

67 И отри́ну селе́ние Ио́сифово, и коле́но Ефре́мово не избра́,

68 и избра́ коле́но Иу́дово, го́ру Сио́ню, ю́же возлюби́,

69 и созда́ я́ко единоро́га святи́лище Свое, на земли́ основа́ и́ в век.

70 И избра́ Дави́да раба́ Своего́, и восприя́т его от стад о́вчих.

71 От дои́лиц поя́т его пасти́ Иа́кова раба́ Своего́ и Изра́иля достоя́ние Свое.

72 И упасе́ я́ в незло́бии се́рдца своего́, и в ра́зумех руку́ свое́ю наста́вил я́ есть

На русском языке

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, —

7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его.

8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;

14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;

15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;

16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:

18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»

20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля

22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

28 поверг их среди стана их, около жилищ их, —

29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,

31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,

36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:

39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в страненеобитаемой!

41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,

42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,

43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;

44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;

45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;

46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;

47 виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;

48 скот их предал граду и стада их — молниям;

49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;

53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;

54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;

55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;

57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;

58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,

66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;

67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Читайте также:  Псалом 49: текст молитвы, для чего читают

Когда и для чего читают псалом 77?

Псалом 77 входит в состав XI кафизмы. В православных храмах его читают на церковнославянском языке по средам. Во время Великого поста к тексту псалма 77 прибегают два раза в неделю (по вторникам и четвергам). На Светлой неделе кафизмы во время богослужения не читают.

Читать псалом 77 на русском языке можно во время домашней молитвы. Это позволяет лучше понять и осознать его смысл, проникнуться им всей душой.

В соответствии с указаниями Преподобного Арсения Каппадокийского псалом 77 следует читать для просвещения кредиторов (заимодавцев), чтобы они были милосердными и не обижали своих ближних за долги.

Толкование

В тексте псалма 77 не только показаны милости Божьи к своему народу, но и низкие поступки людей по отношению к Господу. Эти поступки оправдывают наказания и лишения, не дают возможности роптать и жаловаться. Для подробного толкования псалма 77 нужно рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-8 – являются вступлением к изложению истории еврейского народа.
  • Стихи 9-39 – псалмопевец рассказывает об обрушившихся на народ Израиля наказаниях, обусловленных предательским отношением людей по отношению к Господу.
  • Стихи 40-72 – являются продолжением предыдущего раздела. В них автор показывает, какие милости даровал Бог еврейскому народу, как люди нарушали его заповеди и какие наказания были посланы за грехи. Псалмопевец подчеркивает, что человек, пребывающий под божественным порицанием не должен отказываться от покаяния, так как наказание – это средство, позволяющее понять неправильность своих поступков.

Текст псалма 77 представляет собой одну из лучших притч об истории еврейского народа. Автор показал в ней ошибки предков, чтобы люди осознали их и никогда больше не повторяли.

Псалтирь, псалом 77 Псалтирь, пс 77

Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»

Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их, — и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их, и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! И снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче; виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. Юношей его поядал огонь, и девицам его не пели брачных песен; священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Псалтирь

Псалом 77.

1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, 6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям,- 7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, 8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

9 Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: 10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; 11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: 13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; 14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; 15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: 18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, 19 и говорили против Бога и сказали: “может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?”

20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. “Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?”

21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля 22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, 24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею 27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: 28 поверг их среди стана их, около жилищ их,- 29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

30 Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, 31 гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

32 При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, 35 и вспоминали, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их, 36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; 37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:

39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! 41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, 42 не помнили руки’ Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, 43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; 44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; 45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; 46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их – саранче; 47 виноград их побил градом и сикоморы их – льдом; 48 скот их предал граду и стада их – молниям; 49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; 50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; 51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; 52 и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; 53 вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; 54 и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; 55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

56 Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; 57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; 58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; 60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; 61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, 62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

Читайте также:  Псалом 83: текст молитвы, для чего читают

63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; 64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, 66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; 67 и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, 68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

69 И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, 70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих 71 и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Предыдущая книга

Следующая книга

Псалтирь | псалом 77

Псалом 77: Историческая притча

“Божий путь – в благодати, пусть Израиля – в грехе”, – так сформулировал Беллет главную мысль этого псалма. Это одна из великих песен об истории Израиля. Ее задача – научить нас учиться на ошибках прошлого, чтобы никогда не повторять их.

Призыв учиться на примере истории (77:1-4)

Автор псалма призывает свой народ (и всех нас) слушать внимательно, потому что собирается произнести притчу, то есть рассказ его будет иметь более глубокое значение, помимо того, что заметно с первого взгляда. Вспоминая разные главы истории своего народа, Асаф извлекает из них скрытые уроки, которые называет “гаданиями из древности”. Наши родители рассказывают нам о прошлых событиях, и мы обязаны передать следующему роду все, что знаем о деяниях Господа, о том, как Он вел Свой народ в благодати и наставлял его.

Намерения Бога, когда Он дал в благодати Свой закон (77:5-8)

Асаф начинает свою притчу-учение с учреждения закона. Бог дал Израилю закон, сказав, что он должен преданно передаваться следующим родам. У Бога было в связи с этим четыре желания: Чтобы народ возлагал надежду

на Него, Чтобы они не забывали Его

славные дела, Чтобы они слушались Его, Чтобы они учились на ошибках прошлого и не повторяли прегрешений своих отцов.

Непокорность, бунт и неблагодарность народа (77:9-11)

Но что произошло? Под командованием колена Ефрема израильтяне изменили Господу. Вооруженные луками, они обратились назад в день брани. Возможно, речь идет о трусости, проявленной в Кадес-Варни, когда народ поверил рассказу пессимистично настроенных лазутчиков. Или же имеется в виду неспособность полностью изгнать из земли хананеян. Скорее всего, это общее описание характерного для их поведения. Они неоднократно и сознательно преступали закон Божий. Они, как обычно, забыли все потрясающие чудеса, которые Он явил им ради их же блага.

Народ забыл о своем освобождении из Египта (77:12-14)

Они забыли Египет – и свое чудесное избавление от принудительного рабского труда на полях Цоана (Таниса). Как могли они забыть переход через Чермное море – когда воды расступились и замерли по обе стороны, чтобы они могли пройти посуху? Чудесное облако славы вело их днем, а свет огня – ночью.

Народ забыл, как Бог чудесным образом давал им воду в пустыне (77:15,16)

Они быстро забыли о том, как Бог давал им воду в изобилии, как из великой бездны, расколов камень в пустыне – и вода устремлялась наружу сильным потоком. Реки в пустыне – это чудо, но у них была короткая память.

Народ нахально требовал хлеба и мяса (77:17-22)

Они начали ссориться с Господом из-за продуктов питания. Недовольные и ворчливые, они предъявляли Всевышнему все новые требования. Они оскорбляли Бога, говоря, что Он увел их в пустыню, чтобы уморить голодом. Они сомневались в Его способности позаботиться о них. Неохотно признавая, что Он дал им воды, они сомневались, что Он захочет или сможет дать им хлеб и мясо. Недоверие народа рассердило Господа. Он воспламенился гневом, потому что люди не веровали в Его спасительную силу. Огонь гнева Его разгорелся против Израиля.

Бог в благодати Своей послал манну (77:23-25)

Они хотели хлеба. Но в пустыне не было продуктовых магазинов. Там не из чего было делать хлеб. Поэтому Бог отверз двери неба, Своей небесной житницы, и излил на землю бесконечные запасы манны. Манна была лучше, чем хлеб; это был хлеб небесный, хлеб ангельский.

Бог в Своей благодати послал перепелов (77:26-31)

Им хотелось также мяса. Но где взять мяса в пустыне для такого количества народа? Бог решил эту проблему, вызвав восточный ветер, который принес множество перепелов прямо в стан израильтян. Разумеется, эти птицы не жили в пустыне; их принесло издалека. Но Бог снабдил ими людей в избытке.

Пока люди насыщались, на них обрушился гнев Божий. Бог послал чуму, убившую лучших израильтян.

Народ продолжил грешить; Бог по-прежнему был милостив (77:32-39)

При всем этом, при всех этих доказательствах любви Бога, сердца людей оставались неверными. Что бы ни делал Бог, все им не нравилось. Несмотря на Его чудеса, они все время роптали. Поэтому время от времени Иегова насылал на народ смерть и погибель. На какое-то время это сдерживало оставшихся в живых; они обращались к Господу, раскаивались в своих грехах и искренне стремились к Нему. Они понимали, что Он был для них убежищем, что Он избавил их от ужасов египетского плена. Но скоро они снова начинали лгать Богу: вели благочестивые речи, но поступали совсем по-другому. Они были дерзки и непокорны.

Господь проявлял огромное терпение и сдерживал Себя. Благодаря Своему предельному милосердию, Он прощал их постоянное отступничество и не подвергал несчастьям, которые они заслужили. Он помнил, что они плоть; сегодня здесь, а завтра их уже не будет.

Непокорность, провокации и неблагодарность народа (77:40, 41)

Автор псалма заново повторяет всю печальную историю (ст. 40-58). Если нам, читателям, надоело это повторение, то представьте, как же это раздражало Господа!

Постоянный бунт народа в пустыне гневил Его до глубины души. Снова и снова они испытывали Его и причиняли боль Святому Израиля.

Народ забыл об избавлении из Египта (77:42-53)

77:42 Они не помнили, как Он использовал Свое могущество ради них и спас их от угнетения. Избавление из Египта было величайшим проявлением могущества Бога в истории человечества. Но они восприняли его как само собой разумеющееся.

77:43 В стихах 43-53 снова упоминается Египет, на этот раз речь идет о шести казнях, в следующем порядке: Первая казнь – реки превратились в

кровь (ст. 44) Четвертая казнь – мухи (ст. 45а) Вторая казнь – жабы (ст. 45б) Восьмая казнь – саранча (ст. 46) Седьмая казнь – град (ст. 47, 48) Десятая казнь – смерть первенцев (ст. 49-51)

77:44 Бог превратил реки в кровь, чтобы египтяне не могли пить из них. Нил, считавшийся священной рекой, был осквернен. Источники же израильтян остались нетронутыми.

77:45 Он послал на них рои насекомых, наполнивших дома египтян. Они поклонялись веельзевулу, “князю мух”, а теперь этот бог обратился против них, чтобы их поглотить. Интересно, что мух не было в земле Гесем, где жили израильтяне.

Бог послал на Египет жаб. Египтяне поклонялись жабам как символу плодородия, а теперь жабы губили их, мешая нормальному течению жизни. Опять же, эта казнь коснулась только египтян; евреи были защищены рукой Бога.

77:46 Бог послал саранчу, которая покрыла землю Египта. Предполагалось, что бог Серапис защищает людей от этих прожорливых насекомых. Но Серапис был бессилен. Урожай был погублен, саранча сожрала земные произрастания. Израильтяне в это время не видели ни гусениц, ни саранчи.

77:47, 48 Седьмая казнь была связана с градом, льдом и огненными молниями. Они вызвали великий переполох среди людей, поразили скот, стада, виноградники, сикоморы. Но и эта казнь постигла только египтян. “. Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града” (Исх. 9:26).

77:49 Последним ударом Бога была смерть первенцев. Автор псалма говорит о проявлении Божьего гнева, негодования, ярости и бедствия, а также о том, что это было дело злых ангелов. В некоторых текстах Писания Сам Господь предстает перед нами как проходящий через Египетскую землю, чтобы поразить первенцев (Исх. 11:4; 12:12, 23, 29), но в Исходе 12:23 упоминается ангел-губитель, который действовал от Его имени. Автор этого псалма предполагает, что это был отряд ангелов-губителей.

77:50-53 Он уравнял стезю гневу Своему, чтобы гнев Его мог проявляться без ограничений. Все первенцы египтян были поражены неизвестной язвой или мором. Лучшие представители египетского народа умерли в тот день. Но дома израильтян были защищены от напасти кровью пасхального агнца, и ни один еврейский мальчик не погиб.

Все казни были такими избирательными, что их невозможно объяснить природными причинами. Как могли иудеи прекратить благодарить Бога за свое чудесное избавление?

Он вывел их из Египта, как стадо овец, и вел пустынею. “Он вел их в безопасности, им нечего было бояться, а море поглотило их врагов” (Желино). Это было чудесной демонстрацией Его любви и могущества!

Народ забыл о доброте Бога, приведшего их в землю обетованную (77:54, 55)

Он привел их в область святую Свою, на гору, которую приобрела для них десница Его. Конечно, земля эта была в то время населена язычниками-идолопоклонниками, так что Он прогнал от лица их народы и разделил землю между коленами Израилевыми. Ни один пастух не заботился о своих овцах так, как Иегова заботился о Своем народе!

Предательство и идолопоклонство народа (77:56-58)

Были ли они благодарны? Нет! В период судей они искушали Бога, восставали против Него, забывали о Его заповедях. Как отцы их, сыновья оказывались неверующими и неверными, подобно плохому луку, на который не может положиться лучник. Они огорчали Господа, строя на холмах святилища, и возбуждали Его ревность истуканами своими.

Божий гнев против Израиля (77:59-67)

77:59, 60 Автор псалма поэтически описывает, как Бог отреагировал на их черную неблагодарность и обрушился на них в гневе. Это не было сюрпризом для Иеговы; скорее последней соломинкой в долгой череде непослушания. Но на этот раз Он решил наказать Израиль, в особенности северные колена, которые были зачинщиками бунтарств, провоцируя на них всех остальных. Он оставил Силом, где находилась скиния – то место земли, которое раньше Он выбрал, чтобы жить среди Своего народа.

77:61-64 На этот раз Бог позволил, чтобы Его сила, то есть ковчег завета, попала в плен к филистимлянам. Покрытый золотом символ Его славы оказался в руках врага (1 Цар. 4:11а). Много израильтян было убито; в битве пало 30000 пехотинцев (1 Цар. 4:10). Война унесла много юношей, не слышно больше было брачных песен, и для девиц не звучали свадебные колокольчики. Священники, павшие от меча, – это Офни и Финеес, грешные сыновья Илия (1 Цар. 4:11б). Их вдовы не оплакивали их смерть, вероятно, потому, что захват ковчега филистимлянами был еще большим горем. Они понимали, что слава покинула Израиль (1 Цар. 4:19-22).

77:65, 66 Казалось, что какое-то время Иегову не волновало положение Его народа. Но потом Он воспрянул, воспылав гневом, восклицая, как бы исполин, побежденный вином. И филистимлян ждало поражение! Он поразил врагов прямо в тыл, когда они бросились в бегство – они потерпели постыдное поражение (1 Цар. 7:10, 11; 13:3, 4; 14:23).

77:67 Но Бог твердо решил отвергнуть шатер Иосифов и колена Ефремовы. Здесь Ефрем и Иосиф обозначают десять северных колен. Когда Рувим пренебрег своим первородством, Иосиф унаследовал двойную долю территории через своих сыновей, Ефрема и Манассию.

Бог избрал Иуду, гору Сион и Давида (77:68-72)

77:68, 69 Но Ефрем был вождем бунтовщиков; поэтому Бог отнял власть у него и передал эту честь Иуде. Он избрал гору Сион на территории Иуды для строительства святилища Своего – высокого, как небеса, и непоколебимого, как земля.

77:70, 71 Именно из колена Иуды Бог избрал Давида, раба Своего. Этот пастух, ставший царем, воспитывался в дворах овчих, среди доящих, он учился духовной истине у природы. Потом Иегова привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И Давид справился с этой задачей.

77:72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Псалом завершается на этой мирной, пасторальной ноте. Но, прежде чем перейти к следующему псалму, мы должны запомнить: история Израиля отражает нашу с вами историю. Мы даже более виноваты, чем они, потому что нам дано больше привилегий. Живя во всем сиянии любви, явленной на Голгофе, почему мы жалуемся, бунтуем, сомневаемся в Господе, забываем благодарить Его? Он не осуждает нас, тем не менее, мы бесчисленное количество раз искушали Святого Израилева. Мы огорчали Его тысячами ошибок. Мы роптали и ворчали, несмотря на бесчисленные благословения.

Терпение Бога не безгранично. Наступит время, когда Он позволит нам вкусить всю горечь нашего отступничества. Если мы пренебрегаем Его благодатью, мы ощутим на себе Его суд.

Если мы отказываемся служить Ему преданно и верно, Он найдет Себе других слуг. Мы утратим благословение и никогда больше не найдем такого хорошего Господина.