Псалом 75
Некоторые толкователи полагают, что псалом 75 продолжает тему предыдущего псалма, сочиненного в качестве молитвы евреев перед сражением с войском ассирийского царя Сеннахирима. В псалме 75 восхваляется несравненная сила Бога Иаковлева.
Текст молитвы псалом 75
На церковнославянском языке с ударениями
1В коне́ц, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину,
2 Ве́дом во Иуде́и Бог: во Изра́или ве́лие и́мя Его.
3 И бысть в ми́ре ме́сто Его и жили́ще Его в Сио́не.
4 Та́мо сокруши́ кре́пости луко́в, ору́жие и мечь и брань.
5 Просвеща́еши Ты ди́вно от гор ве́чных.
6 Смято́шася вси неразу́мнии се́рдцем: усну́ша сном свои́м, и ничто́же обрето́ша вси му́жие бога́тства в рука́х свои́х.
7 От запреще́ния Твоего́, Бо́же Иа́ковль, воздрема́ша все́дшии на ко́ни.
8 Ты стра́шен еси́, и кто противоста́нет Тебе́? Отто́ле гнев Твой.
9 С Небесе́ слы́шан сотвори́л еси́ суд: земля́ убоя́ся, и умолча́,
10 внегда́ воста́ти на суд Бо́гу, спасти́ вся кро́ткия земли́.
11 Яко помышле́ние челове́ческое испове́стся Тебе́: и оста́нок помышле́ния пра́зднует Ти.
12 Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Богу на́шему. Вси и́же о́крест Его принесу́т да́ры,
13 стра́шному и отъе́млющему ду́хи князе́й, стра́шному па́че царе́й земны́х.
На русском языке
1 К исполнению, по образу гимнов. Псалом Асафа. Песнь к Ассирийцу.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
История написания
Ликующий текст псалма 75 свидетельствует, что он был написан по поводу великой победы, одержанной над врагом. В переводе семидесяти старцев он назван «Песнь в честь победы над Ассирийцами». Поэтому исследователи заключили, что он был написан, когда войско Сеннахирима, осаждавшее Иерусалим, было уничтожено во времена царя Езекии.
Но религиозное ликование также могло иметь место и в связи с победой во времена царя Иосафата. Это событие могло стать темой написания псалма 75, названного «Песнь Асафа», так как он исполнялся сыновьями Асафа.
Автором мог быть и сам Асаф, живший во времена Давида, когда было одержано много великих побед.
Для чего читают псалом 75?
Существует мнение, что 75 псалом следует читать матерям, боящимся рожать, чтобы Господь укрепил и защитил их. Желательно предварительно взять благословение у батюшки. Перед прочтением зажгите свечу или лампаду и обратитесь к Господу с искренней просьбой.
В храме псалом 75 читается на старославянском языке, а дома для лучшего понимания читают на русском языке.
Толкование
Из псалма 75 становится понятно, что Бог услышал молитву евреев, и страшная армия, угрожающая им, была разбита.
Чтобы лучше понять глубинный смысл, следует разобрать толкование псалма 75 по каждому стиху:
- Стих 1: вводная надпись.
- Стих 2-4: автор провозглашает, что всей Иудее стал известен Бог, сокрушивший грозных хорошо вооруженных врагов. Салим – древнее название Иерусалима.
- Стих 5-9: вражеская армия, крепкая, сильная и решительная была уничтожена. Псалмопевец подчеркивает, что когда Господу угодно, он может сделать Своих врагов очень слабыми и уязвимыми, и они уснут «сном грешника».
- Стих 10-13: провозглашается, что Бог совершил справедливый суд. Псалом заканчивается призывом воздавать обеты Господу и исполнять их. Автор не сомневается, что все языческие народы станут приносить Ему дары.
Псалтирь | псалом 75
Похоже, что этот псалом был написан по поводу великой победы, одержанной Церковью над каким-то опасным врагом, и предназначен для проявления ликования. Септуагинта называет его «Песнь в честь победы над Ассирийцами», из чего многие толкователи делают вывод, что он был написан, когда армия Сеннахирима, в то время осаждавшая Иерусалим, была полностью отрезана и истреблена ангелом во времена Езекии. Многие отрывки этого псалма применимы к этому чудесному событию. Но подобное религиозное ликование также имело место в связи с другой победой во времена Иосафата, которая так же может быть темой этого псалма (2Пар 20:28) и может быть названа «Песнь Асафа», так как всегда исполнялась сыновьями Асафа. Или же он был написан Асафом, жившим во времена Давида, в честь многих побед, которыми Богу было угодно почтить это царствование. По поводу этой прославленной победы (какая бы победа здесь ни подразумевалась) псалмопевец (I) поздравляет счастливую Церковь, так как очевидно, что Бог близок к ней (ст. 2-4).
(II) Он празднует славу силы Божьей, которая была продемонстрирована чудесным образом (ст. 5-7).
(III) Исходя из этого, он делает вывод, что у всех нас есть повод бояться Его (ст. 8-10), а (IV) у Божьего народа – уповать на Него и исполнять данные Ему обеты (ст. 11-13). Этот псалом вполне подходит для дня благодарения и прославления успешных событий, но подходит и для других случаев, так как нет такого времени, когда нельзя прославлять Бога за те великие дела, которые Он сделал для Своей Церкви ранее, особенно за победы Искупителя над силами тьмы, прообразом которых были все ветхозаветные победы, или, по крайней мере, за победы, которые празднуются в этом псалме.
Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
Стихи 2-7. В этих стихах описана ликующая, хотя и воинствующая Церковь. Псалмопевец во имя Церкви ликует в Боге – центре всех наших ликований.
I. Он радуется тому, что Бог явил себя, дав откровение о Себе (ст. 2). Великая честь и привилегия для Иуды и Израиля, что среди них ведом Бог, а там, где Он известен, велико имя Его. Люди знают о Боге, так как Ему нравится, чтобы они знали о Нем. Счастливы те, кому Он открылся, так как счастлив народ, чья земля наполнена знаниями о Боге, и блаженны люди, чьи сердца наполнены знанием. В Иуде о Боге знали лучше, чем в других странах, благодаря чему и благоволение к ним было больше, так как это было их отличительной чертой (Пс 117:8,9).
II. Он радуется признакам особого Божьего присутствия в Его постановлениях (ст. 3). Во всех землях Иуды и Израиля Бог был известен, и имя Его было велико, но в Салиме и на Сионе жилище Его и пребывание Его. Там было Его жилище, там Он принимал почитание Своего народа в виде жертвоприношений и развлекал их пиршеством, посвященным этим жертвам. Туда они приходили, чтобы представить себя Ему, и оттуда через Своих пророков Он издавал указы; там Он записал Свое имя и с этого места изрек: «Здесь вселюсь, ибо Я возжелал его». Блажен народ, среди которого Бог пребывает в Своих постановлениях, но Его жилищем (передвижным жилищем) является скиния. Еще на малое время свет есть с нами.
III. Он радуется их победам, одержанным над врагом (ст. 4): «Там сокрушил Он стрелы лука». Обратите внимание: какой была нависшая опасность. Хотя Иуда и Израиль, Салим и Сион были отмечены особой привилегией, тем не менее против них развязывалась война и оружие уже было очищено от ржавчины.
1. Здесь нам представлены лук и стрелы, щит и меч, готовые для войны, но Бог сокрушает все это и делает бесполезным. И все это сделано (1) в Иуде и в Израиле с благоволением к народу, который был близок Богу. Пока оружие использовалось в войне против других народов, оно соответствовало своей цели, но как только обратилось против святого народа, было немедленно сокрушено. Халдеи толкуют это место так: «Когда народ Израиля исполнял волю Божью, Господь располагал Свое величие среди них и сокрушал лук и стрелы. Пока они старательно служили Ему, они оставались великой и невредимой нацией». Или (2) в скинии и жилище на Сионе Он сокрушал луки и стрелы; это совершалось на поле битвы, но в то же время говорится, что это происходило во святилище, так как делалось в ответ на молитвы, возносимые к Нему народом Божьим, и во исполнение данных Им обетований, пример чему мы видим (2Пар 20:5,14). Гражданское благополучие в такой же степени зависит от происходящего в Церкви, как и от исхода военных действий.
2. Эта победа в большой степени способствовала (1) бессмертной чести Бога Израилева (ст. 5): «Ты славен, Ты явил себя могущественнее гор хищнических».
[1] «Могущественнее сильных мира сего в целом, которые занимают высокое положение и считают себя крепкими и непоколебимыми, как горы, но на самом деле являются горами хищническими, преследующими окружающих. Их слава в разрушении, а Твоя – в избавлении».
[2] «В частности, могущественнее наших захватчиков. Когда они осаждали города Иуды, то воздвигали против них горы и строили укрепления, но у Тебя больше возможностей защитить нас, чем у них – достать нас». Там, где враги Церкви ведут себя гордо, Бог явит, что Он выше их.
(2) Вечному бесчестью врагов Израиля (ст. 6,7). Они были крепкие сердцем, воины особой смелости и решимости, подхлестываемые прежними победами, исполненные ярости против Израиля и уверенные в успехе; они были мужами силы, крепкими и годными для службы. Они имели колесницы и коней, которые в то время очень ценились и на которые во время войны полагались (Пс 19:8). Но от всех этих сил не было пользы, когда они выступали против Иерусалима.
[1] «Крепкие сердцем сами ограбили и обезоружили себя», – читаем мы в некоторых переводах. Когда Богу угодно, Он может сделать Своих врагов слабыми и довести их до самоуничтожения. Они уснули сном своим, но не сном праведника, уснувшего в Иисусе, а сном своим – сном грешника, который пробудится для вечного постыжения и презрения.
[2] Мужи силы не смогут больше найти рук своих, как и крепкие сердцем – своего духа. Смельчаки будут напуганы, а крепкие мужи станут увечными, и они не смогут найти своих рук, чтобы спасти свои головы, а тем более нанести вред врагам.
[3] О колесницах и конях вполне справедливо можно сказать, что они вздремнут, когда их управляющие и наездники сами уснут. Бог лишь проговорит слово как Бог Иакова, повелевший прийти избавлениям для Иакова, и от Его слова колесницы и кони уснут глубоким сном. А когда воины падут мертвыми от руки ангела-губителя, тогда кони и колесницы не страшны. Обратите внимание на силу и действенность порицаний Бога. Так с каким удовольствием мы, христиане, можем считать это великим преимуществом, полученным благодаря Искупителю! Благодаря Ему о Боге знают; именно в Нем имя Бога велико; благодаря Ему Бог имеет скинию и жилище в Его Церкви. Именно Он победил вооруженных воинов, отнял силы у начальств и властей и открыто выставил их.
Стихи 8-13. Эти славные победы, которыми Бог помиловал и благословил Церковь:
I. Свидетельствуют о страхе, который испытают враги Бога (ст. 8-10): «Ты страшен; люди должны благоговеть перед Твоим величием, подчиняться Твоему всемогуществу, а Твоей справедливости должны бояться оскорбляющие Тебя». Пусть благодаря этому событию весь мир научится благоговеть перед великим Богом. 1. Пусть все страшатся Его гнева, направленного против дерзкого бесчестья грешников: «…кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?» Если Бог является огнем пожирающим, то как сможет шелуха и солома устоять перед Ним, если гнев Его возгорится даже на малое время (Пс 2:12)? 2. Пусть все боятся Его возмездия за попранную невиновность и оскорбления, нанесенные Его народу: «С небес Ты возвестил суд, и тогда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли (ст. 9,10). Тогда земля убоялась и утихла, ожидая, каков же будет исход этих чудесных Твоих явлений». Обратите внимание:
(1) народ Божий – это смиренные земли (Соф 2:3), мирные земли (Пс 34:20), которые могут сносить любое зло, но ничего плохого не делают.
(2) Хотя смиренные земли, благодаря своей кротости, не защищены от зла, в то же время Бог рано или поздно вступится за них и дарует им спасение.
(3) Когда Бог придет, чтобы спасти всех угнетенных земли, то с небес Он возвестит суд. Он даст миру понять, что гневается на угнетателей Своего народа и воспринимает причиненное ему зло, как нанесенное себе оскорбление. Кажется, что праведный Бог долго хранил молчание, но Он произведет суд, о котором все услышат.
(4) Бог возвестит суд с небес, и это будет временем, когда земля успокоится и погрузится в благоговейное молчание: «…земля убоялась и утихла молчанием, которое возникает при провозглашении приговора после заседания суда. Остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс 45:11). Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается, чтобы произвести суд» (Зах 2:13). Тот, кто считает, что этот псалом был написан в честь разгрома армии Сеннахирима, уверен, что сошествие ангела-губителя, уничтожившего ее, сопровождалось громом, которым Бог с небес возвестил суд, и что земля убоялась (т.е. было землетрясение, которое вскоре закончилось). Но это не доказано.
II. Являются утешением для народа Божьего (ст. 11). Мы живем в очень злом и неприятном мире; мы чрезмерно подвержены чувствам и боимся гнева человеческого, который, кажется, не имеет границ. Но мы можем утешиться тем, (1) что раз Бог допускает, чтобы гнев человеческий обратится во славу Тебе не только тем, что Ты контролируешь его, а в том, что он будет вынужден исповедовать собственное бессилие, хотя на какое-то время ему была предоставлена свобода». Трудности, испытываемые народом Божьим из-за гнева своих врагов, послужат славе Бога и Его благодати. И чем больше мятутся народы и совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его, тем больше прославится Бог, восседающий Царем Моим над Сионом, святою горою Его, несмотря на них (Пс 2:1,6). Когда небесное воинство делает это темой своих благодарственных песен и возвещает, что Бог приял силу великую и воцарился, несмотря на ярость язычников (Отк 11:17,18), тогда гнев человеческий придает сияние хвале Божьей.
(2) Что гневу, который не послужит славе Божьей, не будет позволено пролиться: «…остаток гнева Ты укротишь». Люди не должны допускать грех, так как он не поддается их контролю, но Бог может его контролировать. Он может поставить границы гневу человеческому, как Он смиряет разбушевавшееся море. Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим. Бог укротил остатки гнева Сеннахирима, ибо вложил кольцо Свое в ноздри твои и удила Свои в рот твой (Ис 37:29);
и хотя Он позволил ему много говорить, но не дал возможности осуществить задуманное.
III. Говорят о долге каждого из нас (ст. 12,13). Пусть все покорятся великому Богу и станут Его верными подданными. Обратите внимание (1) на обязанность, требуемую от всех нас, кто принадлежит Ему, зависит от Него или каким-то образом приближается к Нему. А кто не является таковым? Поэтому каждому из нас велено проявлять уважение к Царю царей – воздавать обеты и исполнять их, то есть дать клятву быть верным Ему и добросовестно исполнять ее. Дать обет принадлежать Ему и исполнить его. Свяжите свои души с Ним узами (так как именно такова природа обета), а затем живите соответственно обязанностям, возложенным на себя, ибо лучше не обещать, нежели обещать и не исполнить. А избрав Его своим Царем, давайте принесем Ему дары, как Его подданные (1Цар 10:27). Посылайте агнцев владетелю земли (Ис 16:1). Это не значит, что Бог нуждается в наших дарах или получит от них выгоду, но тем самым мы должны воздать Ему почести и признать, что все, чем мы владеем, имеем от Него. Наши молитвы и наша хвала, а в особенности наши сердца, являются теми дарами, которые мы должны принести Господу Богу нашему.
(2) Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому страх, страх; и разве это не является нашим долгом перед Богом? Конечно,
[1] мы должны бояться Его: Он страшен (дословный перевод);
Его имя славно и страшно, и Он является правильным объектом для страха; Его окружает страшное величие. Бог Авраама назван «страхом Исаака» (Быт 31:42), и нам велено бояться и трепетать перед Ним (Ис 8:13). Когда мы приносим Ему дары, то должны взирать на Него с великим страхом, ибо Он страшен на Своих святых местах.
[2] Его будут бояться даже те, которые считают, что их самих должны бояться (ст. 13): «Он укрощает дух князей»; Он срежет их так же легко, как мы срываем цветок со стебля или гроздь винограда с лозы, как говорит слово. Он может укротить дух самых дерзких и сделать их бессердечными, так как Он страшен для царей земных; если они не станут мудрее и не подчинятся Ему, Он заставит их напрасно говорить горам и камням: падите на нас и сокройте от гнева (Отк 6:16). И раз невозможно соперничать с Богом, то мы поступим мудро и исполним свой долг, если подчинимся Ему.
Лечение Божественными псалмами
Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского
Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.
ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).
Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.
Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.
1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.
Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.
ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года
Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ
Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.
Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
Псалтырь
Чтение псалмов на всякую потребу
Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец
Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
Против нападений бесовских: 45, 67
При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
В благодарность за победу над врагом: 17
Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
- Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
- Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- “Православные акафисты” – сборник акафистов
- Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
- Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)
В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
В болезнях: 29, 46, 69
В смятении душевном: 30
В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
В утешение угнетаемым: 19
От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
В радости духовной: 102, 103
Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
Перед выходом из дома: 31
В дороге: 41, 42, 62, 142
Перед посевом: 64
От потопления: 68
В гонениях: 53, 55, 56, 141
О даровании мирной кончины: 38
О желании переселиться в вечные селения: 83
Если одолевает лукавый: 142, 67
“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.
Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:
1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
12. Страдающим болезнями печени.
13. От беса читать трижды в день три дня.
14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
15. Да найдется потерянный ключ.
16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
18. Да разродится роженица.
19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
36. Израненным разбойниками.
37. При зубной боли.
38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
44. Страдающим болезнями сердца или почек.
45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
58. Немым, да даст им Господь дар речи.
59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
64. Да процветают купцы.
65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
66. Благословение да будет на домашнем скоте.
67. Да излечится страдающая выкидышами.
68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
72. Да покаются разбойники.
73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
79. Да исцелит Господь больного водянкой.
80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
95. Да исцелит Господь глухих.
96. Да рассеются чары.
97. Да утешит Господь удрученных горем.
98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)
99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
106. Да исцелит Господь бесплодную.
107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
109. Дабы младшие уважали старших.
110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
136. Да умирит Господь вспыльчивого.
137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.
Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:
149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.
“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007
Как читать Псалтирь
Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.
Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», – говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.
Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» – «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Одна из них, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку.
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.
Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
На «Славах»
Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу
Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе – имена о упокоении.
Молитвы о здравии и упокоении на «Славах»:
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.
После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме
Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.
И в конце всего молитвословия:
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.