Псалом 73
В сборнике Псалтырь псалом 73 считается одной из самых печальных молитв. Хвалебная песнь направлена к Господу, все евреи плачут и скорбят по своему разрушенному государству.
Текст молитвы псалом 73
Во время литургии в храме верующие зачитывают текст псалма 73 на церковнославянском языке. Можно читать молитву и на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Вску́ю, Бо́же, отри́нул еси́ до конца́? Разгне́вася я́рость Твоя́ на о́вцы па́жити Твоея́?
2 Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва, изба́вил еси́ жезло́м достоя́ния Твоего́, гора́ Сио́н сия́, в не́йже всели́лся еси́.
3 Воздви́гни ру́це Твои́ на горды́ни их в коне́ц, ели́ка лука́внова враг во святе́м Твое́м.
4 И восхвали́шася ненави́дящии Тя посреде́ пра́здника Твоего́, положи́ша зна́мения своя́, зна́мения, и не позна́ша,
5 я́ко во исхо́де превы́ше, я́ко в дубра́ве дре́вяне секи́рами разсеко́ша.
6 Две́ри его вку́пе: се́чивом и оско́рдом разруши́ша и́.
7 Возжго́ша огне́м святи́ло Твое́, на земли́ оскверни́ша жили́ще и́мене Твоего́.
8 Ре́ша в се́рдце свое́м ю́жики их вку́пе: прииди́те и отста́вим вся пра́здники Бо́жия от земли́.
9 Зна́мения их не ви́дехом: несть ктому́ проро́ка, и нас не позна́ет ктому́.
10 Доко́ле, Бо́же, поно́сит враг? Раздражи́т проти́вный и́мя Твое́ до конца́?
11 Вску́ю отвраща́еши ру́ку Твою и десни́цу Твою от среды́ не́дра Твоего́ в коне́ц?
12 Бог же Царь наш пре́жде ве́ка соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.
13 Ты утверди́л еси́ си́лою Твое́ю мо́ре, Ты сте́рл еси́ главы́ змие́в в воде́,
14 Ты сокруши́л еси́ главу́ зми́еву, дал еси́ того́ бра́шно лю́дем Ефио́пским.
15 Ты расто́ргл еси́ исто́чники и пото́ки, Ты изсуши́л еси́ ре́ки Ифа́мския.
16 Твой есть день, и Твоя́ есть нощь: Ты соверши́л еси́ зарю́ и со́лнце.
17 Ты сотвори́л еси́ вся преде́лы земли́, жа́тву и ве́сну Ты созда́л еси́ я́.
18 Помяни́ сия́, враг поноси́ Го́сподеви, и лю́дие безу́мнии раздражи́ша и́мя Твое́.
19 Не преда́ждь звере́м ду́шу, испове́дающуся Тебе́, душ убо́гих Твои́х не забу́ди до конца́.
20 При́зри на заве́т Твой, я́ко испо́лнишася помраче́ннии земли́ домо́в беззако́ний.
21 Да не возврати́тся смире́нный посра́млен, нищ и убо́г восхвали́та и́мя Твое́.
22 Воста́ни, Бо́же, суди́ прю Твою, помяни́ поноше́ние Твое́, е́же от безу́мнаго весь день.
23 Не забу́ди гла́са моли́твенник Твои́х, горды́ня ненави́дящих Тя взы́де вы́ну.
На русском языке
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским; 1
15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
22 Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
История написания
Авторство молитвы не принадлежит царю Давиду. Им является его потомок – псалмопевец Асаф. Но многими толкователями утверждается, что песня написана от лица всего еврейского народа. К сожалению, никаких исторических конкретных справок о времени написания текста псалма 73 нет. Скорее всего, это было время вавилонского опустошения, когда почти все евреи были пленены, а само государство Иерусалим было разрушено.
Для чего читают псалом 73?
Печальную песнь многие праведники зачитывают, чтобы прогнать уныние и скорбь. Ведь так горевал еврейский народ, потеряв свой родной дом. Рекомендуется читать псалом 73 на русском языке при:
- трудностях и горестях;
- во времена вражеской осады;
- печали и скорби.
Толкование псалма 73
- Стихи 1-5: Отринул от евреев Господь, оставил в муках и страданиях. Послал жестокие испытания. Еврейский народ является достоянием Бога, он одаривал их своей милостью и чудом. Но подверглись развалинам дома Иерусалима. Все святилища были разрушены. Все это рук вавилонского войска. Они уничтожили все, что было так дорого евреям.
- Стихи 6-9: Были сожжены все храмы. Только нечестивые могли так издеваться над святыми местами. Народ еврейский уже отчаялся, но все же верил в спасение своего города. Ведь не может плен длиться вечно.
- Стихи 10-13: Они просят Бога поразить нечестивых, их сердца и души. Чтобы постигла всех кара.
- Стихи 14-18: Описываются чудеса, на которые способен Господь. Указываются всемогущие дела Божьи. Будут покараны все халдеи, которые оскорбляли святых.
- Стихи 19-21: Автор называет нечестивых зверями. А народ еврейский – горлицей, она олицетворяет одиночество и беззащитность. Многие грабители и злодеи обитают в горах, а после разрушения Иерусалима могли перекочевать и туда. Пусть молитва еврейского народа будет услышана.
Правила чтения
Строгих правил чтения данного псалма нет. В православии зачитываются строки 1-2 и 12 во время литургии на праздник Воздвижения Креста Господня.
Как толкуется христианский псалом 73
Текст православного псалма 73, как и предыдущий, написан израильским исполнителем религиозных песней Асафом. Содержание его довольно-таки печально: автор взывает к Богу со скорбным укором, спрашивая, за какие грехи Он оставил свой избранный народ, отвернулся от него, бросив на растерзание врагов.
Толкование 73 псалма говорит о том, что в нем описывается взятие и разорение Иерусалима царем Навуходоносором – событие, во время которого был выжжен весь город и его окрестности, разрушена главная святыня евреев – иерусалимский храм, и еврейский народ едва ли не впервые за всю историю остался без пророка.
Когда рекомендуется читать молитву псалом 73?
В тексте 73 псалма Асаф описывает отношение врагов, которое постигло евреев после завоевания Навуходоносора: его люди посещали иудейские собрания, нарушая их молитвенный покой и атмосферу уединения. Враг отказывался видеть в них религиозно-просветительское значение, подозревая политическую подоплеку и заговоры. В конце 73 псалма Асаф просит Господа вновь вернуть Свою милость угнетенному и посрамленному народу. Читать и слушать онлайн 73 псалом на православии было принято в случаях вражеской осады, чтобы Бог сохранил жителей селения.
Слушать на видео православную молитву псалом 73 на русском языке
Читать церковный текст псалма 73 на русском языке
Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился. Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище. Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших; показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами; предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; сказали в сердце своем: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле. Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое? Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их. Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским; Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки. Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце; Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил. Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда. Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия. Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое. Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного; не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Православный Псалтырь, текст псалма 73 на церковно славянском языке
Вскую, Боже, отринул eси до конца? разгневася ярость твоя на oвцы пажити твоея? Помяни сонм твой, eгоже стяжал eси исперва, избавил eси жезлом достоянiя твоего, гора Сiон сiя, в нейже вселился eси. Воздвигни руце твои на гордыни их в конец, eлика лукавнова враг во святем твоем. И восхвалишася ненавидящiи тя посреде праздника твоего; положиша знамeнiя своя знамeнiя, и не познаша. яко во исходе превыше; яко в дубраве древяне секирами разсекоша двeри eго вкупе, сечивом и oскордом разрушиша и. Возжгоша oгнем святило твое; на земли оскверниша жилище имене твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе; прiидите, и отставим вся праздники Божiя от земли. Знамeнiя их не видехом; несть ктому пррока, и нас не познает ктому. Доколе, Боже, поносит враг? раздражит противный имя твое до конца? Вскую отвращаеши руку твою и десницу твою от среды недра твоего в конец? Бог же, царь наш, прежде века содела спасенiе посреде земли. Ты утвердил eси силою твоею море; ты стерл eси главы змieв в воде; ты сокрушил eси главу змiеву, дал eси того брашно людем eфiопским. Ты расторгл eси источники и потоки; ты изсушил eси реки ифамскiя. Твой eсть день, и твоя eсть нощь; ты совершил eси зарю и солнце. Ты сотворил eси вся пределы земли; жатву и весну ты создал eси я. Помяни сiя; враг поноси Господеви, и людiе безумнiи раздражиша имя твое. Не предаждь зверeм душу исповедающуюся тебе; душ убогих твоих не забуди до конца. Призри на завет твой; яко исполнишася помраченнiи земли домов беззаконiй. Да не возвратится смиренный посрамлен; нищ и убог восхвалита имя твое. Востани, Боже, суди прю твою; помяни поношенiе твое, eже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвeнник твоих; гордыня ненавидящих тя взыде выну.
Псалом 73
Еврейский народ по этому псалму представляется отринутым Богом (Пс.73_1), святилище, т. е. храм, разрушенным (Пс.73_3), на земле всюду господствуют враги (Пс.73_4), самый храм сожжен (Пс.73_7), среди народа нет пророков, как вестников воли Божией (Пс.73_9), всюду царит насилие (Пс.73_20). Такие черты состояния еврейского народа нашли полное осуществление после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, всюду царили халдеи и пророка у евреев не было. По надписанию еврейской Библии писателем псалма был Асаф, конечно, не современник Давида, но один из его благочестивых потомков, на котором тяжело отзывалось народное бедствие и гибель святыни.
Вспомни, Господи, народ, Тобою издревле избранный, который теперь Ты отринул (1–3). Враги все уничтожили, всем завладели, разрушили и сожгли святилище и места собраний, У нас нет пророка (4–9). Доколе, Господи, Ты будешь отклонять руку Твоей помощи (10–12)? Ты освободил их из рабства, чудесно охранял потом от гибели. В Твоей власти все моменты времени и вся земля (13–17). Вспомни об угнетенном народе и защити его от грозных врагов, избавь от посмеяний (18–23).
Пс.73:1 . Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
«Отринул нас навсегда» – не в смысле полного и вечного отчуждения Бога от своего народа, а в смысле продолжительности ниспосланного на него испытания. Обычная гипербола, употребляемая писателями поэтами. Можно понимать “навсегда” и буквально, суживая заключающийся здесь смысл до указания на вечное уже лишение еврейского народа его святыни – Кивота Завета, который с разрушением храма исчез навсегда.
Пс.73:2 . Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.
“Сонм” – собрание людей, народ. “Стяжал” – приобрел. Еврейский народ был приобретен Богом издревле, еще со времени избрания Авраама, которому Он покровительствовал и от которого произвел целый народ. – «Искупил в жезл достояния» , точнее «искупил в колено достояния», т. е. Господь сделал еврейский народ своим особым достоянием, поколением людей, которых Он любил и на которых изливал многочисленные милости.
Пс.73:3 . Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
«Подвигни стопы Твои к вековым развалинам» , разумеется – Иерусалима и храма. Название этих развалин “вековым и» свидетельствует, что псалом написан не тотчас после разрушения Иерусалима и храма, но значительное время спустя, тогда пред писателем псалма ясно обнаружилась непоправимость бедствия силами тех немногих из евреев, которые еще оставались здесь. Очевидно, над несчастной и опустошенной Палестиной само время сказывалось разрушительно. Храм Соломона представлял обширные сооружения и обладал громадными ценностями, поэтому понятно, что «все разрушил враг во святилище» , не только взял его ценности, но уничтожил все постройки около храма.
Пс.73:4 . Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
Под “собрани ями» нужно разуметь те религиозно-просветительные учреждения наподобие пророческих школ, которые давно существовали у евреев и из которых может быть к началу вавилонского плена начали вырабатываться, развиваться зачатки будущих синагог. Среди этих собраний «враги рыкают» , как хищные звери. Они враждебно относятся к этим молитвенно-просветительным кружкам, может быть подозревая в них кружки политического характера, скрывающие свои стремления к восстановлению нации. Как завоеватели, вавилоняне поставили «знаки свои вместо знамений наших ” , т. е. не только ввели свои учреждения и свое управление, но и уничтожили все, что напоминало прежние священные изображения. Вместо них они ввели свои знаки.
Пс.73:7 . предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего;
Сожжение храма указывает, что описанное в псалме опустошение храма нельзя относить к Антиоху Епифану, когда были уничтожены только его ворота. – «Осквернили жилище» – издевались над святостью места и святынями Израиля самыми разнообразными и грубыми средствами, что было в обычаях того времени.
Пс.73:9 . Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
“Не т. знамений наших» , всего того, что напоминало культ Иеговы – жертвенника, священнослужений и Божественных откровений. «Нет. пророка» . Пророки были глашатаями Божественной воли народу, посредниками между ними и Богом, выяснявшими народу и указывавшими задачи его ближайшей деятельности. Теперь этого нет. Пророк Иеремия уже умер в Египте (псалом написан значительное время спустя после разрушения Иерусалима, см. 3 ст.; пророк же Иеремия вскоре после этого события был уведен в Египет, где, по преданию, умер через 4 года); пророк Даниил выступил на служение не в Палестине, а гораздо позже, при том, его пророчества не касались специально еврейского народа и не давали последнему руководство на данное время; пророк Иезекииль тоже жил в плену и тоже не сообщал руководственных наставлений палестинским евреям. Бедствия же опустошения так грозны и лишения так велики, что удрученный писатель сетует: нет никого, кто сказал бы, как долго продолжится такое состояние разоренности, какое он наблюдает кругом себя сейчас. Неужели не настанет хотя незначительного улучшения? Понимать это “доколе” в смысле незнания продолжительности вавилонского плена, нельзя, так как писатель не мог не знать предсказания пророка Иеремии о семидесятилетнем порабощении Вавилону.
Пс.73:11 . Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
«Из среды недра Твоего порази» врагов. Недро – пазуха, близкое место к сердцу. Порази от сердца, по желанию и полной заслуженности кары, так как враги, осквернившие святыню, являются врагами и Господа, оскорбляющими Его.
Пс.73:13 . Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
Пс.73:14 . Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];
Пс.73:15 . Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
«Расторг. море» – Чермное, при переходе через него евреев. – «Сокрушил головы змиев в воде» – потопил египтян, так же губивших евреев непосильными работами, как укушения змей убивают людей; «сокрушил голову левиафана» , т. е. крокодила. Разумеется фараон, гнавшийся за евреями. – «Отдал его в пищу людям пустыни» – трупы потонувших египтян, когда волны выбросили их на берега, сделались пищей зверям пустыни, в частности шакалам. Название «народом» стай хищных зверей в Библии употребляется, напр., в кн. Притчей собрание муравьев, зайцев, называется народом ( Притч. 30:25–26 ). – «Иссек источник и поток» – чудесное взведение воды в пустыне; «иссушил сильные реки» – реку Иордан при И. Навине.
Пс.73:16 . Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
Пс.73:17 . Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
Указание на другие дела божественного всемогущества, состоящие в установлении законов смены дня и ночи и времени года.
Пс.73:18 . Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое.
“Безумные” , вероятно, халдеи, оскорблявшие и поносившие имя Иеговы.
Пс.73:19 . Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
Зверями называются тоже халдеи за их жестокое отношение к евреям. “Горлиц ей» – народ еврейский. Образ одинокости и беззащитности.
Пс.73:20 . Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
В Палестине много гор и пещер, где легко укрываться всяким грабителям. По разрушении Иерусалима свободно могли образоваться такие шайки и из скрытых мест выслеживать себе добычу.
Пс.73:21 . Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твое.
«Да не возвратится угнетенный посрамленным» , пусть молитва угнетенного народа об освобождении из плена и восстановлении прежнего величия Палестины будет услышана Тобою, Господи.
Псалом 73 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 73
Толкование Псалма 73
Хотя в псалме нет исторических ссылок, по которым можно было бы судить о времени его написания, картина состояния еврейского народа, возникающая из него, соответствует лишь времени после вавилонского опустошения, происшедшего в 586 г. до Р. Х. Иерусалим и храм были разрушены, сожжены Навуходоносором, множество израильтян уведено было в изгнание, и не было в это время пророка (стих 9) у евреев. Естественно,
Асаф – автор этого псалма – не мог быть современником царя Давида; он был, очевидно, одним из его потомков.
А. Молитва в напоминание (73:1-2)
Пс. 73:1-2. “Навсегда” во фразе отринул нас навсегда – поэтическая гипербола; псалмопевец подразумевает, что Бог попустил долговременное испытание Своему народу, а не “отринул” его полностью и насовсем. В стихе 2 – собственно “напоминание” в поэтизированной форме: сонм Твой – это еврейский народ, который Бог издревле избрал (стяжал) Себе; поведя его от Авраама, Он сделал его Своим особым достоянием. На горе Сион, напоминает псалмопевец, Ты вселился в храм Твой.
Б. Плач о разрушении храма (73:3-9)
Пс. 73:3. “Вековые развалины” в стихе 3, видимо, свидетельствуют о написании псалма не сразу после сожжения города и храма, а по прошествии какого-то времени, способствовавшего дальнейшему разрушению и запустению священных мест
Пс. 73:4-9. Под “собраниями” в стихе 4, вероятно, подразумевались издавна возникавшие у евреев “школы сынов пророческих” (комментарии на книги Царств), которые представляли собой своего рода “кружки” для совместного изучения Божиих откровений и для совместных же молитв. Вероятно, завоеватели преследовали тех, кто в них объединялись. Фраза “поставили знаки свои вместо знамений наших” может быть прочитана в том смысле, что все, что так или иначе относилось к еврейской священной атрибутике, было уничтожено, и повсюду были введены новые порядки и правила, установлены чуждые евреям изображения.
В стихах 5-6 речь идет о варварском разрушении секирами (топорами) резных украшений храма. в стихе 7 – о сожжении Божьего “жилища”. Места собраний в стихе 8 -то же, что “собрания” в стихе 4. Нет уже пророка… кто знал бы… (стих 9). Пророки были в древнем Израиле проводниками Божественной воли, они стояли между Богом и Его народом. В то время, когда, очевидно, был написан Пс. 73, пророк Иеремия уже умер (в Египте), а пророк Иезекииль сам находился в плену (этот же псалом-плач, псалом – “напоминание” исходит как бы от имени немногих евреев, остававшихся в Палестине).
В. Мольба о помощи (73:10-17)
Пс. 73:10-17. В отсутствие пророка псалмопевец обращается к Богу непосредственно, моля Его о помощи и спрашивая, доколе продлится сие испытание и позволено будет врагам хулить… имя Господне.
“Десница” (правая рука) – символ силы Божией. Из среды недра Твоего (т. е. “от глубины Твоего сердца”) порази противников Твоих и наших (стихи 10-11), молит псалмопевец Бога, спасающего землю Свою (стих 12).
В стихах 13-17 – аллегорическое изображение Божиего могущества. Так в стихе 13 подразумеваются чудесный переход евреев через Чермное море и гибель преследовавших их египтян (Ты сокрушил головы змиев в воде). “Левиафан” (стих 14), или крокодил, здесь символ фараона, врага евреев. Псалмопевец имеет в виду, что тела потонувших в море египтян, будучи выброшены на сушу, “стали пищей”, по всей видимости, не людей, а народа пустыни, под которым, в свою очередь, могли подразумеваться хищники, в частности, шакалы, населявшие пустыню (сравните с “народом” муравьев и мышей в Прит. 30:25-26). Далее, в стихах 15-17, Божие могущество прославляется на других “примерах”.
Г. Вспомни же… (73:18-23)
Пс. 73:18-23. Вспомни же, молит псалмопевец, что люди безумные (вавилоняне) хулят имя Твое. “Горлица” в стихе 19, как и “собрание убогих”, – Израиль. Вспомни, Боже, о Своем завете с Израилем! Ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия (стих 20), точнее, сами эти места стали ими. Тут, очевидно, речь о том, что по опустошении израильской земли вавилонянами в ней расплодились разбойничьи шайки, укрывавшиеся в многочисленных горных пещерах ее.
Да не возвратится не отвеченной молитва Твоих угнетенных и нищих, чтобы они могли восхвалять имя Твое, – таков смысл стих 21.
Восстань, Боже ради дела Твоего, не оставь без внимания происходящего, вспомни, не забудь! – этими нотами мольбы завершается Псалом 73.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Лечение Божественными псалмами
Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского
Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.
ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).
Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.
Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.
1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.
Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.
ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года
Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ
Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.
Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читаем Псалтирь. Псалом 73
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 73-м псалме. Он, как и прочие псалмы, имеет надписание: разума Асафу, 73. Заметим, что этот псалом не имеет слов «песня» или «псалом» в своем преднаписании лишь по одной только причине – он свидетельствует о разрушении Иерусалима через 40 лет после Вознесения Господня и по причине печальности такого исхода не имеет надписания.
Псалмопевец пророчествует об этих скорбных временах, предупреждает иудеев и как бы выражает милосердие Божие, свидетельствующее, чтобы даже в трудные минуты люди опомнились и не участвовали в распятии Господа, не предавали Его – за это будет очень сильное наказание в виде разрушения Иерусалима, сожжения иерусалимского храма и рассеивания евреев по всей земле. Очень скорбный псалом, печальный: он пророчествует именно о том, что случилось через 40 лет после Вознесения Господня.
Начинается псалом такими словами: «Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея?» То есть: «Зачем, Господи, Ты отверг народ свой до конца?» Здесь говорится, что Господь настолько был удивлен поведением иудейского народа, который распял Христа, что Он отвергает его до конца, окончательно. Если раньше Господь миловал этот народ, то теперь нет ему милости, раз он совершает такой грех. Но святые отцы говорят, что нет такого греха, который бы Господь не простил, и мы знаем это прекрасно из Священного Писания: если грешник кается, Господь посылает ему покаяние. Значит, здесь не от Господа идет отвержение этого народа до конца, а идет от самого народа – он не приносит покаяния, он остался в своем до конца и убежден, что распял не Христа, а одного из тех, кто пришел под именем Его, и до сих пор ждет Пришествия Христова. Но мы знаем, что уже не будет Пришествия Христова, как только Второе Пришествие, когда Господь придет судить этот мир. Поэтому уже любой, кто будет приходить под именем Христа, не будет Христос, а будет антихрист.
И святые отцы предупреждают, чтобы мы были внимательнее к своей жизни, и если Господь отвергает нас до конца, значит не Сам Господь в этом участвует, а именно мы, поскольку не хотим принести покаяние: если мы не приносим покаяния, тогда гнев и ярость на таком человеке. Как гнев и ярость на всем иудейском народе, несмотря на то, что они овцы пажити (как они говорят: «Мы же Твое стадо, которое Ты, Господи, Сам стяжал»). Если мы говорим о христианах, то говорим: «…стяжал еси Кровью Твоей честной» – мы тоже овцы пажити, овцы Христовы. Иудеи также говорят: мы овцы пажити Твоея. Но это не спасает их, ведь Господь не раз предупреждал во время Своей земной проповеди, Своего земного служения: не кичитесь и не гордитесь, что вы дети Авраамовы – не по имени спасает человека Господь, а по его делам, а если дела злые, если вы сами себя отделили от Бога, то Господь и из камней создаст детей для Авраама. Действительно, языческие народы стали детьми Божиими, когда приняли крещение, а верный, избранный народ был отвергнут до конца Господом лишь потому, что он до сих пор не понял своего падения, своего отречения от Господа.
«Помяни сонм Твой, eгоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси». Пророк Давид говорит: «Господи, помяни народ Твой. Это не просто народ, который случайно вошел в общение с Тобой, это народ, который Ты стяжал еси исперва». Стяжал – это значит «приобрел». А приобрести что-то не получается просто так, нужно применять огромное усилие, чтобы что-то приобрести. Например, когда мы приобретаем дом или автомобиль, или еще какое-то имущество, мы знаем, что для этого нужно немало попотеть, потрудиться, заработать. У кого-то уходит на это почти вся жизнь, и он понимает, насколько дорогой ценой дается ему это стяжание, приобретение. Здесь говорится, что действительно нелегко было приобрести сонм Твой – весь народ. Господь немало трудился – немало и наказывал, и поощрял, и являл милость и силу Свою, и впереди этого народа шло облако, являл пророков и подсказывал этому народу во время приобретения обещанной Земли Обетованной, во всем помогал. Для Господа было все вынесено, чтобы этот народ стал народом Божиим.
Поэтому пророк говорит: «Помяни, Господи, потому что Ты избавил еси жезлом достояния Твоего». Как избавил? Избавил от рук фараоновых, вывел из египетского плена. Что еще очень важно, здесь Псалмопевец говорит о жезле, а жезл – свидетельство царства, что делало этот народ отдельным государством, отдельным царством, царственным народом. Сам Господь вселился в гору Сион: гора Сион сия, в нейже вселился еси. Все это говорится Господу, чтобы Он пощадил народ. Но Господь всегда являет милость Свою – это больше пророчество для израильского народа, чтобы он опомнился: не когда было Христово страдание, а сейчас и принял Христа. Если не примет Христа, то, естественно, ничто не спасет его, как было в прошлые времена и в прошлые века.
«Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем». Конечно, иудеи и плачут, и сетуют, что римляне захватили Иерусалим и своею гордыней возносятся. Они говорят: «А где их Бог, Который всегда им помогал?» Они стали гордиться и возвеличиваться своей силою, своими земными успехами, тем, что они могут и захватить этот град, и уничтожить храм Господень.
«И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя знамения, и не познаша». Здесь псалмопевец говорит, почему иудеи наказаны и почему наказаны именно в день праздника. Почему такая гордыня была у римлян, когда они захватили Иерусалим и уничтожили храм? Они именно во время праздника пасхи – священного праздника, когда иудеям запрещалось и трудиться, и воевать, именно во время песаха (пасхи), когда народ собрался праздновать священный праздник, – окружили Иерусалим и взяли его, когда не мог народ обороняться во время праздника.
Почему Господь попустил, что именно в это время происходит падение Иерусалима? Ведь всегда в эти священные дни Господь защищал народ и не попускал никаких войн; попускал лишь в дни, когда народ мог обороняться, защищать себя. А в священные дни, как суббота, и в праздничные дни Господь сохранял этот народ от таких бедствий, зная, что он не преступит того Закона, который Сам Господь дал этому народу. Но здесь попускает: отошла благодать, во время пасхи предается Христос, во время пасхи распинают Христа и творят великое зло. Именно за это Господь и попускает наказание для иудейского народа. Поэтому положили знамения римляне в виде своих знаков и свидетельствовали: смотрите, мы уничтожаем этот город, уничтожаем и сжигаем этот храм, и вы ничего не можете сделать. Исполняются слова, которые Господь сказал о граде Иерусалиме: «Когда увидите здесь мерзость запустения, то покиньте этот город и уходите в разные стороны».
«Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша». Здесь говорится, каким образом падет Иерусалим. Давид пророчествует, что римляне возьмут топоры, секиры, которыми дубравы порубаются, то есть лесные массивы вырубаются, и таким же образом снесут все деревянное, что защищает Иерусалим: будут разрублены ворота, защищающие Иерусалим, и будут снесены кровли домов иерусалимских.
«Двери eго вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и». То есть все каменные сооружения будут разрушены сечивом и оскордом – теми инструментами, которыми обрабатывается камень. Именно ими будут разрушены стены и другие каменные постройки в Иерусалиме.
«Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего» – будет огнем сожжен иерусалимский храм и осквернено святое место: оно будет разрушено, попрано язычниками. Вот такое скорбное пророчество возвещается в этом псалме.
«Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли». Южúки – это союзники, они тоже будут говорить: «Давайте уничтожим храм, давайте уничтожим возможность празднования праздников Божиих, которые были праздниками иудеев – ведь Бог отступил от них, не явил Своей силы во время праздников, и если и дальше праздновать эти праздники и поклоняться истинному Богу, тогда и мы подпадем под такое же наказание – наши города будут разрушены, и мы также будем уничтожены в таком же бесчисленном количестве, как были уничтожены иудеи во время праздника пасхи». Надо помнить, что в праздник пасхи иудеи собирались от всех концов земли в Иерусалим, чтобы праздновать этот священный праздник в иерусалимском храме, это было бесчисленное количество людей. И здесь было очень много убитых, пострадавших; спаслись некоторые, но не все (об этом мы скажем чуть позже).
«Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому». Да, не было знамений, то есть Господь не дал никакое знамение, не предупредил их, что идет такая беда на их город, на их народ: вся благодать Божия отошла после того, как они распяли, предали Христа, и этот народ остался заключенным тем пророчеством о нем, которое сказал Господь: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Не плачьте обо Мне, – говорит Господь, – плачьте о себе и о чадах ваших. Если не все, кто был свидетелем распятия, за 40 лет дожили до этого времени, то некоторые из молодых дожили до этих времен, дожили их дети. Поэтому Он говорит: плачьте о себе и о чадах своих. «Несть ктому пророка», то есть Господь уже отымает в это время пророков: после Христа Спасителя уже не было пророков на земле. Последний пророк – Иоанн Креститель. После распятия Господа, после Его Вознесения не дается этому народу пророка, отымается пророчество, отнимается благодать: нет истины, нет правды. Истина и правда были отвергнуты этим народом.
«Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли». Здесь опять вопль народа иудейского. Псалмопевец Давид пророчествует, какой будет вопль: доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? То есть: «Почему Ты допускаешь, что римляне поносят имя Твое до конца (то есть до последней минуты)? Почему Ты отвращаешь руку Твою, то есть внимание Твое от нас, не защищаешь нас десницею Своей?» Руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Недра – это всегда богатства: Господь от Своего богатства всегда раздавал благодать этому народу, и этот народ не имел ни в чем нужды. Даже когда не было воды – пустыня давала воду, когда не имел еды – пустыня давала манну. Когда был враг, Господь давал силу и такую мудрость, чтобы победить врага, защитить и освободить обетованную землю… Сейчас Господь удерживает руку Свою, удерживает десницу Свою и больше не дает Своей благодати.
Поэтому такое поношение терпит народ до конца; он не увидел очень важного и главного, о чем дальше пророчествует Псалмопевец: Бог же, Царь наш, прежде века, от века Бог – Царь наш, и Он содела спасение посреде земли. Когда мы бываем в иерусалимском храме, мы видим знак напротив Кувуклии – его очень часто называют «пуп земли»: он обозначает, что здесь середина земли, в Иерусалиме – содела Господь, согласно пророчеству царя Давида, спасение посреде земли. Некоторые святые отцы говорят, что это пророчество именно о Христе, Который соделал спасение в Иерусалиме, и Иерусалим называют серединой земли. Другие говорят, что посреде земли означает «по всей земле», то есть оно относится ко всей земле, ведь Господь соделал спасение для всего рода человеческого.
«Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским». Мы знаем, что пророчества Давида и христологичны, и в то же время относились к определенным моментам истории жизни избранного народа. Здесь говорится и о фараоне, и о вавилонском народе, в порабощении которого был народ. Святые отцы говорят, что Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде – Ты стер грех человеческий в воде. И если говорим о море, которое поглощает в себе бездну грязи, нечистоты, то святые отцы говорят, что таким величеством и такой очищающей силой обладает Крещение, и море – это, конечно, Крещение: в нем омывается грех человеческий: в крещальной воде человек омывается от греха, который потопляется в этой воде. «Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским» – Ты сокрушил главу врага рода человеческого, дьявола; в брашно – то есть в поношение всякого греха. Ведь чем питается враг рода человеческого? Он питается грехом человеческим. И когда люди Ефиопские, то есть язычники, принимают крещение, они не дают возможности врагу рода человеческого питаться грехом, ибо их стремление направлено к добру и исполнению заповедей Божиих.
«Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки ифамския». Здесь говорится, что было иссушено все ветхозаветное учение: пророчества устарели, уже исполнились и не имеют силы. Новые потоки Господь уже дает, и эти потоки явлены в новом Учении – Господь распространяет по всей земле новое Учение, которое Он принес.
«Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я». Здесь говорится, что все принадлежит Богу. Господь всем повелевает – и днем, и ночью, Он дает светила земли и сотворил свет прежде солнца. Он обладает и временем. Все подчиняется Господу.
«Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое». Безумные люди – это те, кто поносит имя Божие. Кто поносит имя Господа? Это иудеи, которые по сей день не прияли Христа. Тем самым они навлекли на себя проклятие и в нем пребывают даже до сегодняшнего дня.
«Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца». Здесь очень хорошо говорит псалмопевец: «…не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе», то есть тех, кто остался верен Тебе. Ведь не все были не верны, но некоторые приняли христианство, послушали святых апостолов. Мы помним, как от апостольской проповеди Петра сразу уверовали несколько тысяч человек в Иерусалиме, они стали христианами – об этих людях и молится псалмопевец Давид, чтобы их Господь сохранил, и они были сохранены учением, уже не праздновали пасху ветхозаветную, а праздновали новую Пасху. И они не собирались в Иерусалим, а расходились по всем концам земли, проповедуя о Воскресшем Господе.
«Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен: нищ и убог восхвалита имя Твое». Кого здесь Псалмопевец называет нищим и убогим? Так называются христиане, которые приняли христианство и стали нищими для этой жизни, для этой земли, поскольку восприняли смиренномудрие и стали духовно богатыми.
«Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну». Такими не очень радостными словами заканчивается псалом, ведь сам по себе он очень скорбный. Здесь нет какого-то воззвания к Господу, исповедования Его, благодарения Ему, но некая просьба: не забуди гласа молитвенник Твоих (тех, которые любят Тебя, которые обращаются к Тебе), ведь гордыня ненавидящих Тя взыде выну – тех римлян, что будут радоваться и смеяться, взяв Иерусалим, и взяв во время праздника, что Бог не защитил народ; они будут превозноситься и говорить: где Бог ваш? Псалмопевец просит, чтобы не было такой скорби и чтобы не умножились беззакония этих людей. Но надо помнить, что Иерусалим пал по причине увеличения беззакония и предательства, распятия нашего Господа.
Еще раз повторю, псалом не имеет в преднаписании, что это псалом, песня, по причине горестного пророчества. Псалмопевец пророчествует от Лица Господа – предупреждает народ не только о том, что придет Спаситель на эту землю, как, в какой среде, от какого рода произойдет, но и о том наказании, которое последует за предательство, за участие этого народа в распятии Господа. И за то, что это совершится в Иерусалиме, он стал городом наказания от Господа: Господь пророчествовал об этом Сам, и все эти пророчества исполнились до конца.
Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры, и до новых встреч!