Псалом 72: текст молитвы, для чего читают

Псалом 72

Псалом 72 входит в состав 9 кафизмы. Авторство приписывается Асафу. Этот псалом – песнь мудрости. Асаф часто наблюдал, что беззаконники живут успешнее и богаче, чем праведные люди, и в результате сделал собственный вывод.

Текст молитвы псалом 72

На церковнославянском языке с ударениями

1 Коль благ Бог Изра́илев, пра́вым се́рдцем.

2 мои́ же вма́ле не подвижи́стеся но́зе: вма́ле не пролия́шася стопы́ моя́.

3 Яко возревнова́х на беззако́нныя, мир гре́шников зря.

4 Яко несть восклоне́ния в сме́рти их, и утвержде́ния в ра́не их,

5 в труде́х челове́ческих не суть, и с челове́ки не прии́мут ран.

6 Сего́ ра́ди удержа́ я́ горды́ня их до конца́: оде́яшася непра́вдою и нече́стием свои́м.

7 Изы́дет я́ко из ту́ка непра́вда их, преидо́ша в любо́вь се́рдца.

8 Помы́слиша и глаго́лаша в лука́встве, непра́вду в высоту́ глаго́лаша.

9 Положи́ша на небеси́ уста́ своя́, и язы́к их пре́йде по земли́.

10 Сего́ ра́ди обратя́тся лю́дие мои́ се́мо, и дни́е испо́лнени обря́щутся в них.

11 И ре́ша: ка́ко уве́де Бог? И а́ше есть ра́зум в Вы́шнем?

12 Се си́и гре́шницы и гобзу́ющии в век, удержа́ша бога́тство.

13 И рех: еда́ всу́е оправди́х се́рдце мое́ и умы́х в непови́нных ру́це мои́,

14 и бых я́звен весь день, и обличе́ние мое́ на у́тренних.

15 Аще глаго́лах, пове́м та́ко: се ро́ду сыно́в Твои́х, ему́же обеща́хся,

16 и непщева́х разуме́ти: сие́ труд есть предо мно́ю,

17 до́ндеже вни́ду во святи́ло Бо́жие и разуме́ю в после́дняя их.

18 Оба́че за льще́ния их положи́л еси́ им зла́я, низложи́л еси́ я́, внегда́ разгорде́шася.

19 Ка́ко бы́ша в запусте́ние? Внеза́пу исчезо́ша, погибо́ша за беззако́ние свое́.

20 Яко со́ние востаю́щаго, Го́споди, во гра́де Твое́м о́браз их уничижи́ши.

21 Яко разжже́ся се́рдце мое́, и утро́бы моя́ измени́шася.

22 И аз уничиже́н и не разуме́х, ско́тен бых у Тебе́.

23 И аз вы́ну с Тобо́ю, удержа́л еси́ ру́ку десну́ю мою,

24 и сове́том Твои́м наста́вил мя еси́, и со сла́вою прия́л мя еси́.

25 Что бо ми есть на небеси́? И от Тебе́ что восхоте́х на земли́?

26 Исчезе́ се́рдце мое́ и плоть моя́, Бо́же се́рдца моего́, и часть моя́, Бо́же, во век.

27 Яко се удаля́ющии себе́ от Тебе́, поги́бнут; потреби́л еси́ вся́каго любоде́ющаго от Тебе́.

28 Мне же прилепля́тися Бо́гови бла́го есть, полага́ти на Го́спода упова́ние мое́, возвести́ти ми вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни.

На русском языке

1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,

3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,

4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,

22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.

История написания

Автор псалма 72 – знаменитый левит Асаф, современник Давида. Он был одним из трех начальников хора при Давиде. У него было четверо сыновей, вместе с которыми он руководил четырьмя градами певцов Давидовых. Его обучал игре царь Давид и наставлял его распоряжаться священной музыкой и пением пред ковчегом Завета. Вместе с Давидом он составлял песни для церковных богослужений.

Для чего читают псалом 72?

Требуется читать псалом 72 как молитву о беззаконных людях, которые делают злое, чтобы Бог их исправил, а также в случае гонений на праведных.

Толкование

Псалом 72 посвящён теме несправедливости в мире и попыткам ее разрешения, попыткам найти ответ: почему благоденствуют нечестивые, терпят бедствия праведные.

  • Стих 1: Псалмопевец начинает с уверенного высказывания в милости Бога к праведным, к верующим людям.
  • Стихи 2-3: Псалмопевец в ярких выражениях описывает жизнь нечестивых и говорит, что, наблюдая за ними, он «поскользнулся», споткнулся, его душа смутилась: «я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых».
  • Стихи 4-9: И далее автор перечисляет точные характеристики жизни людей, не знающих Бога: им нет страданий в жизни, их силы крепки, они не трудятся как все остальные, не подвергаются ударам. Оттого гордость как ожерелье обложила их, и дерзость как наряд одевает их. Выкатились от жира их глаза, бродят помыслы в сердце, они над всем издеваются, злобно возглашают клевету, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои и язык их расхаживает по земле.
  • Стихи 10-15: Люди, которые так живут, в конце концов, по своему хитрому сердцу уверяются, что Бога нет, они спрашивают: «Как узнает Бог об их делах?». Псалмопевец смотрит на это, и сердце его болит. Он говорит: «если я буду размышлять так, что нечестивые живут хорошо, успешно, то я буду виноват перед родом сынов Твоих».
  • Стихи 16-21: Автор признается, что понять это для него было трудно до тех пор, пока он не вошел во святилище Божие и не уразумел конец нечестивых. То есть Господь как бы ответил ему: «Не смотри на то, что есть сегодня, подумай о том, что будет после, они исчезнут также, как исчезает сон пробудившегося человека».
  • Стих 22: Здесь пророк удивляется, насколько человек глуп перед Богом в своем маловерии.
  • Стихи 23-28: Душа псалмопевца смущалась от незнания, что счастье нечестивых кратковременно, но потом ему открылась конечная судьба злодея и праведного. Не до конца будет хвалиться нечестивый, счастье его уйдет как вода, и не до конца будет забыт у Бога «нищий». Узнав об этом, можно ли завидовать человеку гордящемуся? – спрашивает пророк. И тогда он делает вывод: «Я узнал Бога, и главное мое счастье в том, чтобы к Нему прилепиться, потому что земное богатство недолговечно». Он видит, как Господь истребляет всякого, который сам себя от Него удаляет своими поступками.

Для современных христиан смысл псалма с древних времен не изменился. Видя мирскую несправедливость, можно бунтовать и устраивать революции, а можно посмотреть в конец человеческой жизни и понять, что исчезнут как сон успехи нечестивых, а те, кто мыслями и делами с Богом, будет иметь вечное благо. Псалом 72 – чудесный, глубокий по смыслу, врачующий разум общества. Эта песнь – как дерево для измученного зноем житейской несправедливости человеческого сердца.

Псалом 72 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 72

Толкование Псалма 72

III. Книга III (Псалмы 72-88)

Одиннадцать из 17 псалмов, составляющих эту книгу, приписываются Асафу (Пс. 72-82), один – Давиду (Пс. 85), три – сыновьям Кореевым (Пс. 83, 84, 86), один – Еману (Пс. 87) и один – Ефаму (Пс. 88). Асаф, Еман и Ефрам были левитами-музыкантами, жившими в дни царя Давида (1-Пар. 15:17,19).

Мотивы этого псалма перекликаются с таковыми Псалма 48; схожи размышления их автора – Асафа. Оба они могут быть отнесены к так называемым “псалмам мудрости”.

В Пс. 72 Асаф признает, что сомнения едва не одолели его, потому что долгое время он сравнивал жизнь безбожников со своей собственной, и сравнение это было не в его пользу. Сомнения не отступали, доколе во святилище Божием ему не открылась ошибочность его рассуждений и выводов, ибо там он внезапно “уразумел”, что воистину незавидна участь нечестивцев (стихи 17-18).

А. Мысли о процветании нечестивых (72:1-14)

Пс. 72:1-3. Мысль о благости Бога к чистым сердцем объединяет первый и последний стихи этого псалма. Бог… благ к ним и к Израилю, восклицает Асаф в стихе 1, но затем признается, что едва не пошатнулся в вере в Господа (образ “поскользнувшихся ног” в стихе 2), сравнивая преуспевание нечестивых с нелегкими обстоятельствами “прочих людей”, включая, очевидно, и его собственные.

Почему те, которые противятся Богу, живут лучше, нежели уповающие на Него? – спрашивал он себя. Экспрессивность вопросов и сомнений, возникавших у псалмопевца, подчеркнута им стилистически: стихи 2,22-23 и 28 он начинает с выражения, соответствующего “А я” (в русском тексте сохранено лишь в стихе 2).

Читайте также:  Псалом 78: текст молитвы, для чего читают

Пс. 72:4-12. Итак, Асафа мучило то, что не боящиеся Бога как будто и страданий не знают до самой смерти, и ударам… не подвергаются наравне с прочими людьми (стихи 4-5); на работе человеческой нет их в стихе 5 следует понимать в значении “нет на них тягот человеческих, не знают они трудностей”. В стихе 6 – образ гордости и дерзости, которые как бы стали “второй натурой” людей, не знающих Бога (“безумных”; стих 3). Бродят помыслы в сердце (стих 7) означает, что те, о которых говорит автор, пребывают во власти своих нечистых помыслов и не заботятся о несовместимости их с волей Божией.

Нечестивцы – циничны и высокомерны. Они повсюду (по всей земле) распространяют клевету, радуясь злым последствиям ее (стихи 8-9). При этом они решаются дерзко мыслить и говорить о Самом Господе (поднимают к небесам уста свои; возможно, имеется в виду “критическое” восприятие “безумными” заповедей Божиих).

Трудно поддается переводу стих 10. Но, очевидно, смысл его в том, что заразительному примеру “преуспевающих нечестивцев” следует и народ Божий, который в массе своей не противится дурным человеческим наклонностям и страстям, совершает, не зная меры, беззакония разного рода (пьет эту воду полною чашею). Делающие все это “утешают” себя надеждою, что Бог все равно не узнает, они доходят до дерзкого сомнения в Его всеведении.

Пс. 72:13-14. Асаф признается в охватившем его сомнении, которого не избегли многие уповавшие на Бога до и после него: если Господь дает процветать нечестивцам и попускает страдания праведным, то не напрасно ли он старался очистить сердце свое от злых помыслов и не совершать злых дел (омывать в невинности руки свои)? Не напрасно ли он постоянно обличал себя и тем причинял себе боль (подвергал себя ранам)?

Б. Доколе… не уразумел конца их (72:15-28)

Пс. 72:15-20. Мучимый сомнениями, псалмопевец, однако, не делал их “достоянием гласности”, ибо сознавал: если он станет вслух рассуждать так, то причинит вред народу божиему (“роду сынов Твоих”). Долго боролся он с тем, что смущало его, трудно ему было… уразуметь это (стих 15-16). Колебания оставили псалмопевца, когда он однажды вошел… во святилище (стих 17).

Представляется, что в тот раз он вознес у жертвенника молитву, на которую получил ответ, и открылись его глаза на истинную судьбу тех, кто не боятся Бога. Он вдруг уразумел, что ненадежны (“скользки”) пути их, и Господь внезапно низвергает их в пропасти, и благоденствие их скоропреходяще, как сновидение

Пс. 72:21-26. С этим “уразумением” пришло к Асафу и другое, не менее важное: он понял, что, лишь будучи “невеждой”, мог усомниться в правоте Божиих решений и дел; когда сердце его кипело от возмущения, а душа – терзалась, он был… пред Богом, как скот, не способный мыслить. И теперь он утешается сознанием, что, хоть и “поскользнулся”, но, в сущности, всегда оставался с Богом, Который держит его за правую руку (стихи 21-23) и подает ему советы, к которым он прислушивается.

И потом примешь меня в славу может быть прочитано и как “поведешь меня со славою” (в значении “с честью проведешь меня через испытания”). В свете того, что в Ветхом Завете понятие славы применительно к отдельным людям редко подразумевало славу небесную, псалмопевец скорее имеет здесь в виду свое пребывание под благословениями Божиими на протяжении своей земной жизни. В отличие от ветхозаветных, верующие новозаветного времени знают, что нечестивцы наказываются, а праведники – награждаются Богом и за пределами земного существования.

Асаф провозглашает, что, кроме Бога, нет ничего по-настоящему желанного для него ни на небе, ни на земле (стих 25). Пусть он страдает физически и душевно (стих 26: Изнемогает плоть моя и сердце мое), лишь в Боге, с Которым он неразлучен (Бог… часть моя вовек) черпает он поддержку и силы (Он твердыня сердца моего). В Нем – духовное богатство псалмопевца, которое намного ценнее того материального благосостояния, которым наслаждаются многие нечестивцы, ибо его богатство вечно.

Пс. 72:27-28. Теперь он не сомневается в этом, как и в том, что “удаляющиеся от Бога” обречены на гибель. Как истинное благо для себя воспринимает Асаф свое стремление к Богу и упование на Него.

Так было всегда: близость к Господу помогала и помогает верующим правильно соразмерять ценность материального и духовного и остерегаться чрезмерного увлечения “материальным”, чтобы “не отступить от Бога”.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 72

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).

Пс.72:1 . Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

Пс.72:6 . Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

Пс.72:7 . выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

Пс.72:9 . поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Пс.72:10 . Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею,

Пс.72:11 . и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает “п ить. по­лною чашею» , отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

Пс.72:13 . [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

Пс.72:14 . и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Пс.72:15 . Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

“Очища ть сердце” , “омыва ть в невинности руки» , “подверга ть себя ранам. и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его “винов ным пред родом сынов Твоих» , т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

Пс.72:16 . И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

Пс.72:17 . доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Колебания автора разрешились «во святилище» . Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Пс.72:18 . Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Пс.72:19 . Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Пс.72:20 . Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Пс.72:25 . Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

Пс.72:26 . Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Пс.72:27 . Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

Пс.72:28 . А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Читайте также:  Псалом 46: текст молитвы, для чего читают

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть. вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.

Когда читают текст христианского псалма 72

Православный псалом 72 открывает третью книгу псалмов, состоящую из семнадцати песней, большая часть которых принадлежит Асафу, современнику царя Давида, религиозному музыканту и певцу. Псалом 72, как и большинство из написанных Асафом, считается псалмом мудрости, поскольку в нем автор размышляет на различные духовные темы, опираясь на собственный жизненный опыт.

Толкование христианского 72 псалма поясняет, что в нем Асаф вспоминает собственные сомнения в справедливости Бога, основанные на личных наблюдениях: в определенный отрезок своей жизни он замечал, что людям неверующим живется намного проще, чем благочестивым.

Христианский псалом 72: молитва о злых людях

Святой текст 72 псалма дает нам понимание того, что три тысячи лет назад верующих людей интересовали те же самые вопросы, что и сегодня. Как часто мы начинаем роптать в душе, спрашивая у Бога, почему преступники и лжецы живут благополучно, а те, кто выполняют все заповеди, болеют и часто едва сводят концы с концами?

Псалом 72 не дает ответа на этот вопрос, да и вряд ли на него можно однозначно ответить, но он точно послужит утешением всем страждущим. Слушать онлайн и читать текст православного псалма 72: принято о людях, которые творят злые дела, чтобы Господь наставил их на путь исправления.

Слушать на видео православную молитву псалом 72 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 72 на русском языке

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.

Православный Псалтырь, текст псалом 72 на церковно славянском языке

Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе; вмале не пролiяшася стопы моя; яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря; яко несть восклоненiя в смерти их и утвержденiя в ране их; в трудех человеческих не суть, и с человеки не прiимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца; одеяшася неправдою и нечестiем своим. Изыдет яко из тука неправда их; преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людiе мои семо, и днiе исполнени обрящутся в них. И реша; како уведе Бог? и аще eсть разум в вышнем? Се, сiи грешницы и гобзующiи в век удержаша богатство. И рех; eда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличенiе мое на утрених? Аще глаголах, повем тако; се, роду сынов твоих, eмуже обещахся; и непщевах разумети; сiе труд eсть предо мною, дондеже вниду во святило Божiе и разумею в последняя их. Oбаче за льщeнiя их положил eси им злая, низложил eси я, внегда разгордешася. Како быша в запустенiе? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконiе свое. Яко сонiе востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася; и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебe. И аз выну с тобою; удержал eси руку десную мою, и советом твоим наставил мя eси, и со славою прiял мя eси. Что бо ми eсть на небеси? и от тебe что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се, удаляющiи себе от тебe погибнут; потребил eси всякаго любодеющаго от тебe. Мне же прилеплятися Богови благо eсть, полагати на Господа упованiе мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сiони.

72 псалом

Юрий Курбатов о случае на стройке

Эта история случилась со мной вскоре после моего крещения.

Я закончил ВУЗ, но работы по специальности не было, и я поехал разнорабочим в село, в бригаду штукатуров. Мы занималась ремонтом сельской школы.

Мы жили в спортзале школы, словно на необитаемом острове. В село почти никто не ходил, разве что за хлебом. У нас не было ни телевизора, ни радио, а мобильные тогда были только у людей состоятельных.

Яркое впечатление того времени: ранняя осень, теплый солнечный день. Мы сидим в спортзале, обедаем. Вбегает приехавший из города коллега, и орет с порога:

— Мужики! Америку бомбят!

— Да ну тебя, заливаешь! — смеемся мы.

— Да нет, честно, доллар упал. И два небоскреба.

Коллеги по работе оказались вполне приличными ребятами. Конечно, все мы были со своими тараканами, но без подлости, воровства и прочих неприятных вещей, которые случаются между малознакомыми, ненадолго собравшимися вместе работягами.

Лишь Витя, смуглый цыган бандитского вида из первой бригады все время доставал меня за то, что я крестился. И хотя делал я это скорее украдкой, но Витя всегда замечал это, и крестное знамение просто выводило это из себя. По природе своей Витя и так был человеком непростым, но, подвыпив, он словно темнел лицом, менялся глазами, становился агрессивным. Как-то я спросил его: а ты сам-то крещеный?

— Конечно! — неожиданно и гордо ответил он, – мать моя крестила меня на перекрестке дорог.

— А во чье имя тебя крестили?

— В мое собственное!

— А вот и нет. Во имя Христово.

Витя тогда едва сдержался. Но за исключением такого неравнодушного отношения

Вити к моей вере, ничего из ряда вон не происходило. Мы трудились себе, спорили, ругались, мирились. Общей темой для разговора был собственный профессионализм и полная профнепригодность начальства. Начальников действительно было немало. К тому же они, как на грех, задерживали зарплату, вызывая в коллективе тихую бузу.

— Жируют на нашем горбу, набивают карманы. На машинах вон каких ездят. А мы тут вкалывай, за гроши. — говорил один.

— Да если бы еще и платили, — вставлял другой.

Глядя на лощеные лица, галстуки в горошек, глядя на начищенные ботинки, аккуратно и брезгливо опускающиеся в коричневое месиво стройки, где копошатся такие же, просто менее хваткие мужики, я чувствовал, почему в нашей стране произошла Революция.

Где-то через месяц моей работы наш бригадир на пару дней уехал в город, оставив мне ключи от склада. В этот же день к нам в бригаду добавился еще один человек, Сергей. Это был веселый статный мужик, чем-то похожий на актера Владимира Гостюхина. Прямо с колес он бросился нам помогать, объяснять, как лучше, но больше мешал, чем работал. Мы насилу его успокоили, предложив для начала хотя бы переодеться. Вечером, когда все сели за стол, он, как новый человек, сразу оказался в центре внимания. Весь вечер Сергей балагурил, рассказывал анекдоты, и посредством спиртных напитков, всячески вливался в коллектив. Но, подвыпив, он без всякого на то повода начал молоть в мой адрес похабную ерунду. Обычно в простых трудовых коллективах, на заводе или на стройке таких выскочек ставят на место ударом в зубы. Как правило это отрезвляет, способствует дисциплине и помогает пресекать на месте всякий ненужный треп. Я не знал, как мне поступить по-христиански. С одной стороны, Сергей был больше меня раза в два. С другой я понимал, что если не отреагирую по-мужски, то отношение ко мне со стороны бригады резко изменится. А вся бригада тем временем с любопытством глядела за нами, ожидая развязки. В общем, после очередного выпада я встал и разбил ему нос.

Нас быстро разняли, усадили, и в тот вечер Сергей еще долго угрожал мне расправой. Несмотря на это, я нашел ему место для сна, и даже выдал одеяло, беззлобно объясняя, что не следует говорить малознакомым людям нехорошие слова.

Читайте также:  Псалом 14: текст молитвы, для чего читают

Как я уже говорил, мы жили в спортзале школы. Но, поскольку похолодало, то некоторые ходили ночевать в теплые классы учебного корпуса. В проходе между спортзалом и учебным корпусом, в помещении бывшей раздевалки располагался наш склад. Там хранились краска, инструмент и прочие необходимые для ремонта вещи. Так получалось, что те рабочие, которые ночевали в классах, не могли попасть в спортзал, не пройдя насквозь через склад. Днем склад был закрыт, но на ночь, когда все улеглись и погасили свет, я оставил складские двери открытыми, чтобы утром не было проблем.

Поутру, когда все вернулись в спортзал и сели завтракать, я вновь закрыл склад. Сергей, поев, вдруг по срочным делам заторопился в город. Мы пожали плечами.

— Вчера приехал, сегодня уезжает, — пробурчал мой напарник. — Ну и работник.

— Да пусть едет. От него больше шума, чем толку, — сказал я.

А после обеда приехал бригадир. Он обнаружил, что на складе приоткрыто окно, и исчезло одно полнехонькое 40-килограммовое ведро с краской. Я лишь развел руками. Для меня это было шоком. Одно это ведро стоило столько, сколько я еще и не заработал. Вся бригада клялась мне, что никто его не трогал.

Я не знал, кого винить. Я, доверяя бригаде, оставил склад на ночь открытым, хотел облегчить жизнь мужикам. В итоге я подставил себя, влетел на круглую сумму, и к тому же потерял доверие в глазах начальства. Мне и так не платили, а теперь вообще могли послать куда подальше. Да еще бы и должен остался.

Конечно, я думал и о том, что кто-то из бригады смотрит мне в глаза, и врет.

В общем, отпросившись на пару дней отдохнуть, в расстроенных чувствах я поехал домой. Открыв дверь квартиры, я помолился, и наугад раскрыл Библию. Мне открылся 72-й псалом. Да ну, причем тут псалмы, – подумал я, и еще раз, раскрыв и закрыв Священное писание, будто гадательную книгу. Но, к неописуемому моему удивлению, в книге из полутора тысяч тончайших страниц я вновь попал на 72-й псалом. Я начал читать, и ахнул. Как точно он передавал мое состояние!

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою…

Ничего более революционного я не читал с тех пор, как перестал читать анархическую литературу. Я понял, что это знак, и мне нужно «идти в святилище».

На следующий день я поехал в область, к двум дорогим мне монахам. У них я воцерковлялся все время, пока они были в городе. Потом они уехали восстанавливать монастырь. Я рассказал им свои злоключения.

Один из них сказал:

— Я еще слишком зелен и малоопытен, чтобы что-то посоветовать тебе. Но я обещаю, что помолюсь, мы отслужим молебен. Не волнуйся, езжай назад, Господь тебя не оставит.

Конечно, я был несколько разочарован таким ответом. Мне хотелось простого и понятного ответа. Но я был глуп в своем маловерии, я был как скот перед Тобою.

Развязка была совершенно непредсказуема, и наступила она буквально через пару дней. Один из рабочих, который на сельской остановке зацепился языком со случайным местным жителем, узнал, что его соседка видела, как рано утром один из наших рабочих нес ведро с краской.

Нашли соседку, нашли пропажу. По описанию вора мы поняли, что это был Сергей. Он ночью, пока все спали, тихо зашел на склад, открыл окно и выставил наружу краску. Окно он закрывать не стал, чтобы думали, что кто-то влез снаружи.

Так он мне решил отомстить за разбитый нос. А потом уехал, от греха подальше, и больше на стройке не появлялся.

— Мы с ним разберемся, — сказал бригадир.

— Мало ты ему дал, — сказал Витя.

После той драки с Сергеем Витя перестал меня подкалывать, и вообще как-то внутренне переменил ко мне отношение. Мы расстались почти приятелями.

А нашу бригаду тогда действительно обманули, мотивировав это тем, что их, в свою очередь, обманул кто-то наверху. Сейчас те суммы мне кажутся смешными. И уж тем более они не стоят того житейского опыта, который я приобрел. Опыта собственной слабости, опыта маловерия, опыта монашеской молитвы. Слава Богу за все!

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Ссылка на основную публикацию